Реклама

Главная - Свияш Александр
«Размышления над речью Тараса Бульбы. Lинтегрированный урок литературы "Тарас Бульба. Речь о товариществе" Речь остапа о товариществе

Данный пересказ содержит речь легендарного Тараса Бульбы, героя одноименной повести Николая Гоголя. Он был настоящим запорожским казаком, рыцарем-сечевиком, для которого главное в жизни – Отчизна, Русская земля. В одну из трудных минут Тарас Бульба обращается к своим побратимам. Он говорит, в какое трудное время подали они руку братства. И действительно, это была страшная страница истории нашего государства.

Народ стонал под ярмом чужеземцев. Везде была введена барщина, крестьян лишили всяких прав. их могли продать, убить и не понести за это никакого наказания. Свободолюбивые украинцы не могли терпеть неволи. Они все бросали и убегали в степи за Днепровские пороги – туда, где не было господской власти. Тарас Бульба убеждает, что только русская душа может по-настоящему любить землю, любить всем, чем дал Бог. Я не могу полностью с этим согласиться. Каждый народ любит свою родину: и поляки, и французы, и турки. Тем не менее, согласна, что русские люди настолько были преданны своему государству, что шли за него на смерть. И именно нашему народу присущи такие черты, как отчаянная смелость и жертвенная любовь к угнетаемой веками Отчизне.

Среди казаков более всего ценилось общество. Первой обязанностью и делом чести запорожца было сохранять его. Сечевик некогда не бросал и не предавал своего товарища, а, наоборот, жертвовал собой ради спасения побратима. Я соглашаюсь с мыслью Тараса Бульбы о том, что подло поступают те, которые сторонятся своего языка, заботятся лишь о наживе, не ценят дружбы. Это было позорным во все времена и ничем не оправдывалось. Я хотела бы верить, что такие люди изменятся, что в них проснется частичка русского чувства и они проклянут свою подлую жизнь. Но, к сожалению, много наших современников живут, не задумываясь над своими поступками, не беспокоясь о других, забыв о святом общественном чувстве.

Уже в который раз перечитывая пламенное выступление Тараса Бульбы, каждый раз открываю в нем что-то новое, на что раньше не обращал внимание. Вот и сейчас, заметил, с каким гневом, с какой страстью говорит старый запорожец о роли общества и о подлых позорных обычаях, которые завелись на украинской земле, о тех соотечественниках, которые отказываются от традиций родителей. К сожалению, лювлю себя на мысли, многое, из того, что сказано Тарасом Бульбой, касается и нас, украинцев начала третьего тысячелетия. Но давайте по порядку.

Старый Тарас Бульба упрекает своих современников за то, что думают лишь о собственном обогащении. А разве не думают о том же самом множество настоящих украинцев?! Нет, об этом нужно думать, но не должно богатство заменять нашу духовность, отодвигая ее на задворки. Больно смотреть, как моральные ценности теряют свой вес, как деньги приобретают большее значение, чем доброта, человечность, культура. Деньги загрязняют природу и душу, уничтожают и разрушают все живое. Не меньшую тревогу вызывает и другая проблема, которой болел Тарас и которая остается не менее злободневной, – перенимание “бусурманских обычаев” и утрата родного языка. Особенно мучительно последнее.

Казалось бы, такой ценой добыта наша государственность, столько наилучших сыновей и дочерей Украины отдали жизни ради нее, а мы и дальше продолжаем бороться за родной язык в своем же государстве. Иногда, даже жутко становится от такого иезуитского объединения слов “бороться за язык”. Но разве виноват он, что значительная часть из нас вырастает безотцовщиной, манкуртами, перекати-полем?! Что же, надеялся Тарас Бульба, будем надеяться и мы, что все-таки когда-нибудь проснется “частичка русского чувства” и что будет на украинской земле настоящее общество.

Разделы: Литература

Класс: 7

Цели урока : рассмотреть речь Тараса Бульбы с риторических позиций, показать её композиционное значение и роль для раскрытия характера Тараса Бульбы, познакомить с элементами риторического анализа речи, продолжить формирование собирать и систематизировать материал для характеристики литературного героя; воспитывать чувство любви к Родине.

Оборудование урока : иллюстрации к повести, план анализа речи, репродукция картины, справочная литература, словари.

Ход урока

Вступительное слово учителя. Мы прочитали повесть Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”. Многоликие картины жизни запорожской вольницы предстали перед нами, ослепительное разнообразие самобытных характеров “гордых и крепких, как львы, воинов”, которые храбро защищали свои земли. Таков и Тарас Бульба.

Вот он едет с молодыми сыновьями по степи в славное Запорожье. Как хороша степь, по которой они едут! Сильно и нежно любит и эту степь, и всю свою Родину Тарас. Ничего не знает он выше этой любви к Отчизне, нет ничего для него выше казачества, боевой дружбы.И когда казаки сделали его своим атаманом и Сечь готовилась дать врагу сражение, не удержался Тарас Бульба, сказал казакам речь – хотелось ему высказать всё, что было у него на сердце.

Именно эта речь, речь Тараса Бульбы о товариществе, в центре нашего внимания на уроке. Мы рассмотрим её с риторических позиций(с точки зрения категории изобретения), постараемся понять, какое место занимает эта речь в композиции повести и какую роль играет в раскрытии характера Тараса Бульбы, как Тарас Бульба подтверждает её справедливость своими убеждениями, своей жизнью и даже смертью.

Сообщение ученика о картине И.Е.Репина “Запрожцы”

Пожалуй, ни одна картина И.Е. Репина не стала такой популярной, как “Запорожцы” .У каждого художника есть своя тема, которая проходит через всё его творчество, как ведущая мелодия в симфонии. Такой определяющей темой у Репина была тема героического, могучего духом и плотью народа.Тема эта вовсе не была нова, но у Репина она прозвучала свежо и самобытно. Но только в “Запорожцах” Репину удалось, используя исторический сюжет, показать раскрывшиеся народные силы. Вольным, свободолюбивым запорожским рыцарям посвятил художник своё монументальное полотно.

В основе картины – действительное историческое событие. Конец 17 века. 1676 год. Турецкий султан Махмуд 4 шлёт запорожцам “грозную грамоту”, в которой призывает им добровольно и без сопротивления сдаться. Запорожцы не остались в долгу. Они отправили султану хлёсткий озорной ответ, полный юмора и отваги.

Репин изображает запорожцев в момент, когда они, сгрудившись у грубо сколоченно стола, вперебой сочиняют знаменитое письмо турецкому султану. Оно составляется “всем миром”, каждому хочется вставить что-то своё, и это так выразительно показано, что чудится, будто над картиной стоит гул голосов и сотрясается воздух от громоподобного “лыцарского хохота”.

Композиция картины представляет зрителю тесную, сплочённую группу людей,единую в своих помыслах и делах. Невольно вспоминаются строки из гоголевского “Тараса Бульбы”: “Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей.” Неслучайно известный критик Стасов писал о картине: “Любите вы людей могучих, энергичных, крепких, непобедимых, которые всегда и везде за себя постоят, да на которых и другие могут понадеяться, как на каменную гору”. Именно таковы “Запорожцы” Репина.

Таков и Тарас Бульба – главный герой одноимённой повести Гоголя.

Беседа с учащимися.

Характеризуя творчество Гоголя, В.Г.Белинский писал: “ Скажите, какое впечатление производит прежде всего на вас каждая повесть Гоголя? Не заставляет ли она вас говорить: “Как всё это просто, обыкновенно, естественно и верно, и вместе с тем, как оригинально и ново!”

  1. “Оригинально и ново”... Для характеристики какой риторической категории мы можем использовать эти слова? (Изобретение).
  2. Что значит “изобретать речь?” (Значит творить. Изобретение – это творчество, а всякое творчество в известной мере тайна. Риторика помогает найти лишь подходы к этой тайне.).
  3. Как вы думаете, что это значит? (В каждом высказывании должно быть что-то новое, надо искать своё видение предмета речи. Отсутствие нового, с точки зрения риторики, ведёт к неудаче.)
  4. Какие источники изобретения речи вы знаете? (“Общие места”, или “топики”).
  5. С каким “топиком” вы уже знакомы? (Определение)
  6. Какие определения вы знаете? (Логические и риторические).
  7. Чем отличается логическое определение от риторического?
  8. На доске вы видите определение слова “товарищество”. Какое оно? (Логическое). Товарищество – взаимные отношения между членами какого-либо коллектива и обязанности каждого по отношению к другим.
  9. А как определяет это понятие Тарас Бульба в своей речи? (Товарищество – родство не по душе, а по крови).
  10. Какое это определение? (Риторическое).

Речь Тараса Бульбы. Чтение наизусть.

Опыт риторического анализа речи.

Слово учителя. Итак, обратимся к речи Тараса Бульбы, попытаемся приоткрыть тайну замысла – это первый шаг на пути к риторическому анализу текста. Перед вами вопросы, на которые вы должны ответить.

1. Анализ ситуации.

2. Какие духовные ценности важны для говорящего?

3. Позиция говорящего.

4. Характеристика адресата речи.

Ключевое понятие и его существенные признаки, отражающие позицию говорящего..

6. Задачи высказывания.

7. Тезис (основная мысль высказывания).

8. Чем вызвана потребность выступать?

9. Оценка воздействия речи на слушателей.

Опыт литературоведческого анализа речи.

1. Слово учителя. Наиболее важные фразы, которые мы отметили, выполняя риторический анализ, я выписала на доске. Это следующие фразы:

“Но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Нет уз святее товарищества! Но породниться родством по душе, а не по крови, может только один человек. Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому из них не доведётся так умирать!”

Вопросы для литературоведческого анализа речи.

1. Почему Тарас произносит речь перед боем?

2. Обратите внимание на фразы, написанные на доске и ответьте на следующие вопросы.

3. В чём особенность русского товарищества?

4. Каким эпизодом можно подтвердить сделанный вами вывод?

5. Какие чувства испытывает Тарас, увидев Андрия во главе вражеского войска.

6. Читаем следующие слова: “Нет уз святее товарищества”?

И отвечаем на вопросы “Как эти слова объясняют поступок Тараса?”

7. Перескажите эпизод “Казнь Остапа”.

8. Прочитаем эпизод “Гибель Тараса” и ответим на вопрос: “С кем можно сравнить Тараса в его последней битве”?

Подведение итогов урока

1. Вывод из литературоведческого анализа речи: в образе Тараса Бульбы соединены любовь к родной стране, мечта о свободе, бесстрашие, огромная нравственная сила, стремление к подвигу, готовность принести себя в жертву высокой идее. Все эти черты характера мы можем найти в речи Тараса Бульбы. Эта речь - свидетельство его мудрости, патриотических чувств, гордости и мужества, огромного жизненного опыта и страстной убеждённости в правоте своего дела.

2. Вывод из риторического анализа речи: чтобы познать тайны “изобретения”,не нужно ни с кем встречаться, не нужно вообще трогаться с места, нужно лишь время, книга и желание подумать над ней. Это не так легко, как может показаться с первого взгляда: никогда нельзя сказать, что цель достигнута, за каждой разгаданной тайной встаёт новая, потому, что художественное произведение неисчерпаемо.

3. Заключительное слово учителя.В.Г.Белинский о “Тарасе Бульбы”:

“Что же такое Тарас Бульба? Это представитель жизни народа, жизни целого политического общества в известную эпоху жизни”. Он любил свою родную Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал и то, и другое в каждой капле крови своей.”

Домашнее задание.

Написать небольшое выступление “Обращение к друзьям”, в котором выразить своё отношение к чувству дружбы и братства.

Интегрированный урок литературы и риторики на тему:

«Речь Тараса Бульбы о товариществе»

Цели урока: рассмотреть речь Тараса Бульбы с риторических позиций, показать её композиционное значение и роль для раскрытия характера Тараса Бульбы; познакомить с элементами риторического анализа речи, продолжить формирование умения собирать и систематизировать материал для характеристики литературного героя; воспитать чувство любви к Родине.

Оборудование: иллюстрации к повести, план риторического анализа речи.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

Мы прочитали повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба». Многоликие картины жизни запорожской вольницы предстали перед нами, ослепительное разнообразие самобытных характеров «гордых и крепких, как львы воинов» которые храбро защищали свои земли. Таков и Тарас Бульба.

Вот он едет с молодыми сыновьями по степи в славное Запорожье. Как хороша степь, по которой они едут! Сильно и нежно любит и эту степь, и всю свою Родину Тарас. Ничего не знает он выше этой любви к отчизне, ничего нет для него выше казачества, боевой дружбы. И когда казаки сделали его своим и Сечь готовилась дать врагу сражение, не удержался Тарас Бульба, сказал казакам речь - хотелось ему высказать всё, что было у него на сердце.

Именно эта речь, речь Тараса Бульбы о товариществе, в центре нашего внимания на уроке. Мы рассмотрим её с риторических позиций (с точки зрения категории изобретения), постараемся понять, какую роль играет в раскрытии характера Тараса Бульбы, как Тарас Бульба подтверждает её справедливость своими убеждениями, своей жизнью и даже смертью.


2. Беседа с учащимися.

Характеризуя творчество Гоголя, Виссарион Григорьевич Белинский писал: «Скажите, впечатление прежде всего производит на вас каждая повесть господина Гоголя? Не заставляет ли она вас говорить: «Как всё это просто, обыкновенно, естественно и верно и, вместе, как оригинально и ново!».

«Оригинально и ново» … Для характеристики какой риторической категории мы можем использовать эти слова? (Изобретение.) Что значит «изобретать речь?» (Значит творить. Изобретение – это творчество, а всякое творчество в известной мере тайна. Риторика помогает найти лишь подходы к этой тайне. Существует риторический запрет на создание нетворческой речи.) Как вы думаете, что это значит? (В каждом высказывании должно быть что-то новое, надо искать свое предмета речи. Отсутствие нового, с точки зрения риторики ведёт к неудаче.) Какие источники изобретения вы знаете? («Общие места» или «топики».) С каким «топиком» вы уже знакомы? («Определение».) Какие определения вы знаете? (Логические и риторические.) Чем отличается логическое определение от риторического? На доске вы видите определение слова товарищество. Какое оно?(Логическое.) Товарищество – взаимные отношения между членами какого-либо коллектива и обязанности каждого по отношению к другим. А как определяет это понятие Тарас Бульба в своей речи? (Товарищество – «родство по душе, а не по крови») Какое это определение? (Риторическое.) Опыт риторического анализа речи.

Итак, обратимся к речи Тараса Бульбы, попытаемся приоткрыть тайну замысла, это первый шаг на пути к риторическому анализу речи. Перед вами вопросы, на которые вы должны ответить.

Анализ ситуации. Чем вызвана потребность выступать? Какие духовные ценности важны для говорящего? Позиция говорящего. Характеристика речи. Ключевое понятие и его существенные признаки, отражающие позицию говорящего. Задачи высказывания. Тезис (основная мысль высказывания). Оценка взаимодействия речи на слушателей.

Предполагаемые ответы

Речь произнесена перед боем, после того как войско разделилось на две части. Потребность выступать вызвана осознанием долга перед людьми, доверившими ему решение важного дела, желанием высказать то, что было на сердце. Любовь к Родине, к вере, к обычаям народа, языку, культуре, к боевым товарищам, готовность отдать жизнь за Родину. Выступает как патриот. Казачество, его единомышленники. Он хорошо представляет тех людей, перед которыми ему предстоит держать речь. Русское товарищество: вера, родство по душе, святые узы, безграничная любовь к Родине, неприятие зла, готовность отдать жизнь за товарища и за Родину. Показать, что сила казаков – в их единстве; убедить в правоте своего дела, вызвать стремление защищать Родину. «Нет уз святее товарищества». «Разобрала сильно такая речь, дошед далеко, до самого сердца».

Дети работают индивидуально, затем в парах. Варианты обсуждаются, сверяются с образцом.

Почему речь оказала такое взаимодействие? (Тарас говорил о том, что понятно казакам. Все казаки, старые и молодые, объединяются общим чувством любви к Родине и единым стремлением её защищать.)

4. Опыт литературоведческого анализа речи.


Наиболее важные фразы, которые мы отметили, выполняя риторический анализ, я выписала на доске. Ещё раз обратите на них внимание: они пригодятся нам для дальнейшей работы.

«Но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Нет уз святее товарищества! Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж из них не доведётся так умирать!»

Почему Тарас произносит речь перед боем? (Он знает, как объединяет и подбадривает людей метко и вовремя сказанное слово, он хотел высказать всё, что было на сердце, в этот напряжённый и трудный момент.) Обратите внимание на фразы, записанные на доске. Читаем первую фразу: «…Но таких, как в Русской земле, не было товарищей». В чём особенность русского товарищества? (Объединившись, общими усилиями казаки защитили свою землю. Единение, общность, братство, товарищество в сознании запорожцев было связано с идеей успешного противостояния врагам их вольной жизни на своей земле.) Найдите эпизод, который подтверждает наш вывод. (Все разом грянули в семипядные пищали…»)

Нарушивший заветы товарищей – враг запорожцев, потому что подрывает их силу. Перед вами иллюстрация.

Какой эпизод здесь изображён? (Убийство Андрия). Какие чувства испытывает Тарас, увидев Андрия во главе вражеского отряда? (Волнение, гнев, потрясение.)

Читаем следующие слова: «Нет уз святее товарищества!», «Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек».

Как эти слова объясняют поступок Тараса? (Проведя всю жизнь в военных походах, он не только отвык от мирной жизни – его сознание претерпело изменение; узы товарищества для него дороже уз родства. Самое страшное преступление для Тараса – измена Отчизне, общему делу, поэтому изменник достоин смерти, даже если он сын.) Перескажите эпизод «Казнь Остапа». (Зная, что за его голову поляки две тысячи червонцев, Тарас в телеге под камнями едет в Варшаву, чтобы поддержать Остапа, чтобы ещё раз увидеть его, сказать ему хоть одно слово. И это слово он скажет, ради него он рисковал Остап жизнью, переодевался в чужое платье, отдал все свои червонцы, - чтобы сын знал, что отец рядом, в последний смертный час не покинул его.) Прочитаем следующие слова, написанные на доске: «Уж если на то пошло чтобы умирать, - так никому ж из них не доведётся так умирать!»

Чтение эпизода «Гибель Тараса».

С кем можно сравнить Тараса в его последней битве? (С былинным богатырём.) Назовите былинные средства повествования и изображения.

5. Подведение итога урока.

Вывод из литературоведческого анализа речи: в образе Тараса Бульбы соединены любовь к родной стране, мечта о свободе, бесстрашие, огромная нравственная сила, стремление к подвигу, готовность принести себя в жертву высокой идее. Все эти черты характера мы можем найти в речи Тараса о товариществе. Эта речь – свидетельство его мудрости, патриотических чувств. Гордости и мужества, огромного жизненного опыта и страстной убеждённости в правоте своего дела.

Вывод из риторического анализа речи: чтобы познать тайны «изобретения», не нужно ни с кем встречаться. Не нужно вообще трогаться с места, нужно лишь время. Книга и желание подумать над ней. Это не так легко, как может показаться с первого взгляда: никогда нельзя сказать, что цель достигнута, за каждой разгаданной тайной встаёт новая, потому что художественное произведение неисчерпаемо.

6. Домашнее задание.

Написать небольшое выступление «Обращение к друзьям», в котором выразить своё отношение к чувству дружбы и братства.

Нужно выучить один текст по выбору.

№1. Описание степи.

(С. 183-184 учебника)

Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дров выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..

№2. Речь о товариществе.

(С. 217-218 учебника. Для удобства текст разбит на дополнительные абзацы.)

Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества!

Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь — и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе… <…> Нет, так любить никто не может!

Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чеботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства.

Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело.

Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!

Казацкие песни, тематически связанные с повестью Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Казацкая народня песня «Любо, братцы, любо»

Слова песни

Поскольку эта песня народня, существует много её вариантов. Текст ниже может не совпадать с исполнением в видео на 100%.

Как за черный Ерек,
Как за черный Ерек,
Ехали казаки сорок тысяч лошадей.
И покрылся берег, и покрылся берег
Сотнями порубаных, постреляных людей.

Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить!

Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить!
С нашим атаманом не приходится тужить!

А первая пуля, а первая пуля,
А первая пуля братцы ранила коня.
А вторая пуля, а вторая пуля,
А вторая пуля в сердце ранила меня.

Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить!
С нашим атаманом не приходится тужить!
Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить!
С нашим атаманом не приходится тужить!

А жене заплачет, выйдет за другого,
За мово товарища, забудет про меня.
Жалко только волюшку,
Да широко полюшко,
Жалко мать-старушку да буланого коня.

Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить!
С нашим атаманом не приходится тужить!
Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить!
С нашим атаманом не приходится тужить!

Кудри мои русые, очи мои светлые
Травами, бурьяном да полынью зарастут.
Кости мои белые, сердце мое смелое
Коршуны да вороны по степи разнесут.

Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить!
С нашим атаманом не приходится тужить!
Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить!

Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить!
С нашим атаманом любо голову сложить!
Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить!
С нашим любо голову сложить!

«Степь» («Казак лихой»), исп. Пелагея


Слова песни

Только степь вздохнёт едва,
Как божею росой трава
Омоет ноги в стремени,
Очнутся реки времени.

Припев:
Смотри, несётся конница,
Степная вольница
Полков суровых казаков
Из тьмы веков.

Ночь молит остановиться,
Месяц бреет скулы, лица,
Вьются над папахой чубы,
Хлещет ус, сверкают зубы.

Припев:
Степь шальная войско мчит,
Ворон гибельный кричит.
Летит, рискуя головой,
Казак лихой!

Мать-отца рыдать оставим,
Навсегда постель заправим,
К сердцу — горсть земли родимой,
Да взасос — уста любимой.

Припев:
С правдой-маткой под уздцы
Уезжали молодцы
Отведать желчь полынную,
Судьба фамильная…

И степь шальная войско мчит,
Ворон гибельный кричит.
Летит, рискуя головой,
Казак лихой!

Кони ржут, котёл бурлится,
Дым от трубочки клубится.
Каша, брага, песня, пляс
И зыбка в предрассветный час.

Припев:
Ой, казак, гуляй пока,
Дай поспать своим врагам,
Но в поле диком есаул
Опять зовёт зарю…

И вновь несётся конница,
Степная вольница.
Летит, рискуя головой,
Казак лихой!

Как степь шальная войско мчит,
Ворон гибельный кричит.
Летит, рискуя головой,
Казак лихой,
Казак лихой!

Художественный фильм «Тарас Бульба» в HD-качестве

Год выхода: 2009

Страна: Россия, Украина, Польша

Возраст: 16+

Время: 131 мин

Режиссер: Владимир Бортко

В ролях: Богдан Ступка, Игорь Петренко, Владимир Вдовиченков, Магдалена Мельцаж, Любомирас Лауцявичюс, Ада Роговцева, Михаил Боярский, Сергей Дрейден, Юрий Беляев, Лесь Сердюк и другие.

В самом начале звучит речь о товариществе (в сокращённом виде).

 


Читайте:



Как разгадывать ребусы с буквами и

Как разгадывать ребусы с буквами и

Ребус - это особый вид загадок, в которых загаданные слова зашифрованы с помощью последовательности картинок, букв, цифр и других символов. Для...

Шкала электромагнитных волн Воздействие метровых волн

Шкала электромагнитных волн Воздействие метровых волн

Урок по физике в 11 классе «Путешествие по шкале электромагнитных волн» с использованием проектной технологии и ИКТ» Учитель физики МОУ...

Афоризмы и цитаты о жизни со смыслом

Афоризмы и цитаты о жизни со смыслом

Предлагаем вам почитать цитаты про жизнь. Здесь собраны фразы, афоризмы, цитаты о жизни великих людей и обычных. Среди цитат про жизнь есть цитаты...

Самые великие открытия и изобретения человечества

Самые великие открытия и изобретения человечества

За последние несколько веков мы совершили бесчисленное множество открытий, которые помогли значительно улучшить качество нашей повседневной жизни и...

feed-image RSS