Главная - Хикс Джерри
Главная мысль сказки гуттаперчевый мальчик. Урок по повести Д. Григоровича «Гуттаперчивый мальчик». «Гуттаперчевый мальчик»: отзывы читателей

Введение

Дмитрий Васильевич Григорович - русский писатель, видный представитель дворянской литературы 40-х годов девятнадцатого столетия. Его творчество высоко ценили В.Г. Белинский и Л.Н. Толстой. С таким искренним участием и с такой скорбью Григорович описывал горькую судьбу крестьянства и городской бедноты, что современники плакали над его повестями «Антон-Горемыка» и «Гуттаперчевый мальчик». Подробно и с любовью Григорович показывает крестьянский быт, немалый интерес в творчестве писателя представляет богатый этнографический материал: народные обряды, обычаи и суеверия.

Целью данной контрольной работы является анализ произведения Д.В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик».

Задачи контрольной работы:

  1. Определить жанр произведения «Гуттаперчивый мальчик»;
  2. Выявить проблему повести и специфику композиции, написания;
  3. Охарактеризовать героев произведения и способ повествования;
  4. Выявить основную идею произведения и способ написания повести.

1. Жанр произведения «Гуттаперчивый мальчик»

В 1860-е годы Григорович, уже получивший широкую известность как писатель, внезапно почти оставляет литературное поприще и возвращается к своему юношескому увлечению – занятиям живописью. Лишь через двадцать лет он вновь с необычайной силой привлечет к себе внимание читающей публики: Григорович напишет и опубликует своего «Гуттаперчевого мальчика». Сразу же после издания повесть на многие годы станет одной из самых читаемых в России. Более того, она вскоре войдет во все подростковые хрестоматии и книги для чтения. Но читали ее, безусловно, не только школьники.

В «Гуттаперчевом мальчике» рассказана история маленького сироты Пети, взятого на обучение к циркачу. Акробат Беккер плохо говорит по-русски и не знает иного стимула в тренировках, кроме телесного наказания. Но страх перед учителем - плохой помощник, «он внушает робость, а робость первый враг гимнаста». Петя просто обречен на гибель. Но смысл повести этим не исчерпывается. Она будит в читателе множество переживаний и мыслей. Здесь и размышления о непостижимом Промысле Божием, так по-разному устраивающем человеческие судьбы, и раздумья о родительском грехе, влекущем за собой безмерные страдания детей, и тревожные помыслы о самовлюбленной гордости, умерщвляющей душу.

Что же означает гуттаперчевый? Ответ можно найти в самом тексте, когда разговаривают Соня и Вера: «…Вероятно, его так назвали потому, что он очень гибкий...».

Это произведение относится к лироэпическому произведению, повести. Произведение большое по объему и имеет две сюжетные линии: жизнь детей в семье графа Листомирова и бедная жизнь сироты Пети. Эти две сюжетные линии тесно переплетаются в произведении. Жанр, в котором написана повесть, наполнена глубоким психологизмом и трагическим колоритом, именно это делает его интересным, близким читателю, заставляя искренне переживать за героя, нравится читателю. Благодаря этому читатель окунается с головой в произведение.

2. Проблематика повести и специфика композиции

Проблематика повести - социокультурная, т. к. в ней рассматриваются устойчивые общественные отношения, раскрываются слои общества богатых и бедных, условия и образы их жизни. Через образ Пети мы видим состояние определенного слоя общества, в определенную историческую эпоху. Это произведение о человеческом и бесчеловечности, о жалости и безжалостности, о главных насущных проблемах общества того времени, которая актуальна и сегодня.

Равнодушие, безжалостность, сопереживание способно погубить, втоптать в грязь, унизить человека. Это очень захватывающая и интересная повесть, основанная на реальной жизненной основе. Несчастные случаи, вследствие которых гибли артисты цирка, особенно дети и молодежь, были чрезвычайно часты в то время. Дмитрий Васильевич использовал в своей повести реальные случаи и наполнил их содержанием.

За кулисами цирка толпятся артисты, народ весёлый и беспечный. Среди них выделяется уже не слишком молодой лысый человек, чьё лицо густо раскрашено белым и красным. Это клоун Эдвардс, вступивший в «период тоски», за которым последует период тяжкого запоя. Эдвардс - главное украшение цирка, его приманка, но поведение клоуна ненадёжно, в любой день он может сорваться и запить.

Режиссёр просит Эдвардса продержаться хотя бы ещё два дня, до конца масленицы, а там уже и цирк закроется на время поста.

Клоун отделывается ничего не значащими словами и заглядывает в уборную акробата Беккера, грубого мускулистого великана.

Интересует Эдвардса не Беккер, а его питомец, «гуттаперчевый мальчик», подручный акробата. Клоун просит разрешения погулять с ним, доказывая Беккеру, что после отдыха и развлечения маленький артист станет лучше работать. Всегда чем-то раздражённый Беккер и слышать об этом не хочет. И без того тихому и безгласному мальчику он грозит хлыстом.

История «гуттаперчевого мальчика» была проста и печальна. Он лишился матери, взбалмошной и излишне любвеобильной кухарки, на пятом году жизни. И при матери порой приходилось ему и голодать и мёрзнуть, но он все же не чувствовал себя одиноким.

После смерти матери её землячка, прачка Варвара, устроила судьбу сироты, определив его в ученье к Беккеру. При первой встрече с Петей Карл Богданович грубо и больно ощупал раздетого догола мальчика, замершего от боли и ужаса. Как он ни плакал, как ни цеплялся за подол прачки, Варвара отдала его в полное владение акробату.

Первые впечатления от цирка с его пестротой и шумом у Пети были так сильны, что всю ночь он вскрикивал и несколько раз просыпался.

Учение акробатическим трюкам давалось нелегко тщедушному мальчику. Он падал, расшибался, и ни разу суровый великан не ободрил Петю, не приласкал его, а ведь ребёнку шёл всего лишь восьмой год. Один только Эдвардc показывал ему, как выполнить то или иное упражнение, и Петя тянулся к нему всей душой.

Однажды клоун подарил Пете щенка, однако счастье мальчика было недолгим. Беккер хватил собачонку о стену, и она тут же испустила дух. Заодно и Петя заработал пощёчину. Одним словом, Петя был «не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком».

А в детских комнатах графа Листомирова царит совсем другая атмосфера. Здесь все приспособлено для удобства и веселья детей, за здоровьем и настроением которых тщательно следит гувернантка.

В один из последних дней масленицы графские дети были особенно оживлены. Ещё бы! Тётя Соня, сестра их матери, обещала повести их в пятницу в цирк.

Восьмилетняя Верочка, шестилетняя Зина и пятилетний пухлый бутуз по прозвищу Паф изо всех сил стараются примерным поведением заслужить обещанное развлечение, но не могут думать о чем-либо, кроме цирка. Грамотейка Верочка читает сестре и брату цирковую афишу, в которой их особенно заинтриговывает гуттаперчевый мальчик. Время для детей тянется очень медленно.

Наконец наступает долгожданная пятница. И вот уже все волнения и страхи позади. Дети усаживаются на свои места задолго до начала представления. Им все интересно. С неподдельным восторгом смотрят дети на наездницу, жонглёра и клоунов, предвкушая встречу с гуттаперчевым мальчиком.

Второе отделение программы начинается с выхода Беккера и Пети. Акробат прикрепляет к поясу тяжёлый золочёный шест с небольшой перекладиной наверху. Конец шеста устремляется под самый купол. Шест колеблется, публика видит, с каким трудом великан Беккер удерживает его.

Петя карабкается вверх по шесту, вот он уже почти не виден. Публика аплодирует и начинает кричать, что следует прекратить опасный номер. Но мальчик должен ещё зацепиться ногами за перекладину и повиснуть вниз головой.

Он выполняет и эту часть трюка, как вдруг «что-то сверкнуло и завертелось в ту же секунду послышался глухой звук чего-то упавшего на арену».

Служители и артисты подхватывают маленькое тельце и быстро уносят. Оркестр играет весёлый мотив, выбегают, кувыркаясь, клоуны...

Расстроенная публика начинает тесниться к выходам. Верочка истерически кричит и рыдает: «Ай, мальчик! мальчик!»

Дома детей с трудом удаётся успокоить и уложить в постель. Ночью тётя Соня заглядывает к Верочке и видит, что сон её неспокоен, а на щеке засохла слезинка.

А в тёмном безлюдном цирке на тюфяке лежит обвязанный тряпками ребёнок с переломанными рёбрами и разбитой грудью.

Время от времени из мрака появляется Эдвардc и наклоняется над маленьким акробатом. Чувствуется, что клоун уже вступил в полосу запоя, недаром на столе виднеется почти опорожнённый графин.

Все вокруг погружается во мрак и тишину. На следующее утро в афише не указывался номер «гуттаперчевого мальчика» - его уже не было на свете.

Пересказал

Название произведения: Гуттаперчевый мальчик

Год написания: 1883

Жанр: рассказ

Главные герои: Петя - семилетний артист цирка, Карл Богданович - старый акробат, воспитатель мальчика.

Сюжет

Оставшись сиротой, Петя попадает в ученики к бывшему акробату, грубому и жестокому человеку. Он безжалостно заставлял малыша вновь и вновь выполнять трудные и опасные трюки высоко на шесте. Мальчик часто падал и расшибался, но никто его не жалел, кроме старого клоуна- пропойцы, который украдкой жалел и ласкал мальчугана. Вскоре на афишах цирка появилась надпись про «гуттаперчевого мальчика», который выполняет свои номера высоко на шесте без всякой страховки.

И вот однажды случилась трагедия: бедный малыш сорвался с шеста и разбился, его побыстрей унесли с арены, чтобы не пугать видом крови почтеннейшую публику и уложили на грязный тюфяк за кулисами. К утру мальчик умер без всякой помощи, и только бедный клоун вспоминал о нем, но и его уволили из цирка за беспробудное пьянство.

Вывод (мое мнение)

Тяжелым было положение детей, и не только сирот, в конце ХIХ века. Их отдавали в ученики и подмастерья, они были бесправными, не могли получить образование и выбиться в люди. В рассказе говорится и о детях, которые пришли посмотреть веселое представление, но случайно оказались свидетелями трагедии. Только они и пожалели маленького акробата, а больше его судьба никого не интересовала.

Цирки и судьбы

(урок по повести Д. Григоровича «Гуттаперчивый мальчик»)

Цель: - познакомить учащихся с историей становления русского цирка;

Способствовать формированию умений анализа прозаического произведения;

Содействовать закреплению умений выявлять авторскую позицию, определять проблемы, затрагиваемые автором в произведении, закреплению интеллектуальных умений – анализировать, обосновывать ответ, делать вывод.
Оборудование:

Гуттаперчивые мальчики, презревшие законы

земного тяготения, они объединили весь мир,

который рукоплещет им, называя отчаянных

акробатов «русскими самоубийцами».

(Из газеты «ЛГ-досье»)


1. Организация начала занятия.

2. Словарная работа «На арене цирка»:

Назовите слова - названия номеров, артистов цирка- известные вам:

цирк, манеж, трюк, арена, фокус, клоун, акробат, воздушный гимнаст, дрессировщик (укротитель), жонглер, канатоходец, аттракцион, иллюзионист, антракт, наездник, купол, сальто, борец, акробатический прыжок, сетка, страховка.

Определите значение следующих слов:

Трапеция -…

Шприхшталмейстер (конферансье) - …

Эквилибрист -…

Репертуар -…

Сезон - …

Реквизит - …

Ангажировать -…

Антрепренер - …
Очарованию цирка, его искрометному искусству подвластны зрители всех возрастов и званий. Станиславский назвал цирк «самым прекрасным местом на земле». Здесь сказка наяву, здесь молодость никогда не кончается.

У каждого человека свое мнение о цирке, присущее только ему одному.

Например, Николай Заболоцкий видит представление так:
Цирк сияет, словно щит,

Цирк на пальцах верещит,

Цирк на дудке завывает,

Душу в душу ударяет.


Вой всюду в зале тут стоит,

Кромешным духом все полны,

Но музыка опять гремит,

И все опять удивлены.


Тут опять, восторга полон,

Зал трясется, как кликуша,

И стучит ногами в пол он,

Не щадя чужие души.


3. Слово учителя о судьбе русского цирка (с опорой на эпиграф).
Действительно, судьба русских талантливых людей никогда не была легкой. Вспомните Левшу, а теперь Петя. Несмотря на свой талант, на свои способности, он погиб. Да он и все равно не смог бы жить в таких условиях, а тем более в цирке.

Ни о каком дореволюционном русском цирке говорить не приходится.

Тогда в русских цирках не было ни одной русской фамилии, все равнялись на заграницу и выступали под псевдонимами. Им приходилось напряженно бороться за место на манеже.

В советский период появилась творческая свобода, стали создаваться большие спектакли, строиться цирки.

Только в 1956 году русский цирк завоевал лидирующее положение на международной арене. Были гастроли в Бельгию, Францию, Англию. Успех был огромный, но и здесь возникали препятствия. За выступления со страховкой (номера сложнейшие) западные артисты требовали снимать 10 баллов из 25 возможных (конкурс 1957 года в Варшаве). И что же? Условия были приняты. И русские артисты получили 22 золотые медали по всем цирковым жанрам.
4. Слово о писателе.

Более чем полувековая творческая деятельность Дм. Григоровича (1822-1899) охватывает почти все основные периоды развития русской литературы 20 века. В своих многообразных произведениях писатель сумел отобразить самые различные стороны жизни России, возбудить интерес читателя к тем вопросам, которые тревожили передовое русское общество на протяжении второй половины прошлого века.

Повесть «Гуттаперчивый мальчик» была создана в 1883 году. В повести много документальных фактов. Мы не случайно сегодня говорим о цирке. Ведь и в повести Григоровича первые страницы – своеобразная хроника цирковой жизни.
5. Работа над анализом отдельных эпизодов произведения.

Учитель зачитывает первое описание цирка: «…мог различить сквозь мрак только арену цирка, обозначавшуюся круглым мутно-желтым пятном», «Все за кулисами и на манеже напоминает частые и страшные...».

Как вы думаете, кто является подлинными хозяевами цирка?

(Не бесстрашные наездники, акробаты и укротители, а директор и антрепренер, командующие артистами. Ведь первые слова принадлежат именно ему – он отсчитывает девушку за то, в чем она не виновата).
- Какими представлены директор и режиссер? (грубы и жестоки. Именно такая грубость и жестокость цирковых нравов порождает типы, подобные жестокому, эгоистичному Беккеру, к которому попадает Петя).

6. Комментарий учителя.

80-е годы – время усиления роста капитализма в России. По мере обогащения крупных предприятий разоряются мелкие предприниматели. В результате оказались выброшены на улицу рабочие, уволенные с фабрик, крестьяне, оставшиеся без наделов.

Появляются целые армии безработных, среди которых немало беспризорных детей, обреченных на голод и смерть. Дети подвергаются беспощадной эксплуатации на заводах и фабриках, нищенствуют, становятся преступниками.


В понятие «ребенок» Григорович всегда вкладывает лучшие стороны человеческого характера – прямоту, честность, отзывчивость. В его произведениях натура ребенка всегда представлена чистой и нравственно здоровой.

Повесть называется «Гуттаперчивый мальчик», однако Петя в произведении – лицо не из главных. Сколько бы его ни избивали, ни унижали, он не произнес ни слова. Григорович подчеркивает, что Петя был не столько гуттаперчивым, сколько несчастным мальчиком.

Вся его жизнь – непрерывная цепь лишений и несчастий. (рассказ заранее подготовленного ученика).
6. Работа над средствами создания образа Пети.

Чем, по-вашему, передается забитость, бесприютность Пети? (его безвольное отношение к нападкам Беккера).

Как вы думаете, почему наряду с описанием мира жестокости и нищеты Григорович переносит действие в дом графа Листомирова, где ничто не омрачает счастливого детства детей. (сравнение образа гуттаперчивого мальчика и графских детей позволяло Григоровичу с большой силой поставить вопрос о тех несчастных, у кого «в детстве не было детства»).
- Как создаются образы детей? Чьими глазами мы смотрим на Петю? (Петю мы видим со стороны, глазами Эдвардса, других циркачей.)

Писатель не вмешивается в происходящее. Какова же его позиция?

Что еще указывает на деление 2-х миров в конце повести? (сон Верочки и мертвый мальчик).


- Мог ли быть другим финал повести? Почему?
7. Подведение итогов урока.

Какие вопросы поднимает Григорович в своей повести? Какие из них, на ваш взгляд, наиболее важные?

(вопросы социального характера: нищета и бесправие людей в России второй половины 19 века; нравственные вопросы: взаимоотношения людей с позиций равенства, честности, вопросы гуманизма, патриотизма, преклонения перед западной культурой).
8. Информация о домашнем задании.

 


Читайте:



Рыцарь брунсвик. Сказки старой праги. Как загадать желание

Рыцарь брунсвик. Сказки старой праги. Как загадать желание

Карлов мост - это одна из главных туристических жемчужин Чехии, самая запоминающаяся достопримечательность Праги. В этом городе, раскинувшемся по...

Мощные землетрясения в мире за последние пять лет (2004–2010)

Мощные землетрясения в мире за последние пять лет (2004–2010)

Предисловие В прошлом году, когда случилось землетрясении на Гаити, я собрала некоторые данные о нем и о землетрясениях, произошедших на Земле,...

Чем отличается круг от шара?

Чем отличается круг от шара?

На этом уроке мы рассмотрим понятия сферы и шара. Дадим их определения. Назовем некоторые из элементов сферы и шара. А также узнаем, как находят...

Примеры сильных и слабых кислот и оснований Сильным электролитом является co2 o2 h2s h2so4

Примеры сильных и слабых кислот и оснований Сильным электролитом является co2 o2 h2s h2so4

Степень электролитической диссоциации Поскольку электролитическая диссоциация - процесс обратимый, то в растворах электролитов наряду с их ионами...

feed-image RSS