Главная - Хикс Джерри
Ууд бывают. Виды заданий для формирования универсальных учебных действий. Какие же требования по фгос предъявляются школам

Разделы: Общепедагогические технологии

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.

Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. То есть, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”. Именно об этом идет речь в стандартах второго поколения.

Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Концепция универсальных учебных действий рассматривает компетентность как “знание в действии”, способность использовать на практике полученные знания и навыки. Таким образом, предлагаемое понятие универсальных учебных действий относится к общему содержанию образования и является метапонятием.

Актуальность формирования УДД обусловлена:

– новыми социальным запросам, отражающим трансформацию России из индустриального в постиндустриальное информационное общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале;

– требованиями общества в повышенной профессиональной мобильности и непрерывном образовании;

– социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться

Универсализация содержания общего образования позволяет реализовать основные требования общества к образовательной системе:

– Формирование культурной идентичности учащихся как граждан России.

– Сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы.

– Обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях.

– Достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России.

– Формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.

Развитие личности в системе образования обеспечивается через:

– формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесс;

– овладение учащимися универсальными учебными действиями, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться;

– универсальные учебные действия, как обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Функции универсальных учебных действий включают:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности “научить учиться”, толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальный характер УУД проявляется том, что они:

  • носят надпредметный, метапредметный характер;
  • обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
  • обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;
  • лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
  • обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:

  • Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
  • Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
  • Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

Универсальные учебные действия выделяются на основе анализа характеристик учебной деятельности и процесса усвоения, а именно, в соответствии:

  • со структурными компонентами целенаправленной учебной деятельности;
  • с этапами процесса усвоения;
  • с формой реализации учебной деятельности – в совместной деятельности и учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками или самостоятельно.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить пять блоков:

– личностный;

– регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

– познавательный;

– знаково-символический;

– коммуникативный

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Это действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, “какое значение, смысл имеет для меня учение”, и уметь находить ответ на него; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия:

– общеучебные универсальные учебные действия;

– логические универсальные учебные действия.

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

Общеучебные универсальные действия включают:

  • умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато,
  • выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
  • сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);
  • опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);
  • анализ – выделение элементов и “единиц” из целого; расчленение целого на части;
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  • сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию.

Универсальные логические действия:

  • классификация – отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
  • обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • доказательство – установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
  • подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
  • вывод следствий;
  • установление аналогий.
  • обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала;
  • выделения существенного;
  • отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.

Знаково-символические универсальные учебные действия:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую);
  • преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные универсальные действия:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Критерия оценки сформированности универсальных учебных действий

  • соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
  • соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
  • сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

Свойства действий подлежащие оценке, включают:

  • уровень (форму) выполнения действия;
  • полноту (развернутость);
  • разумность;
  • сознательность (осознанность);
  • обобщенность;
  • критичность:
  • освоенность (П.Я.Гальперин, 1998).

Уровень действия может выступать в трех основных формах действия:

  • в форме реального преобразования вещей и их материальных заместителей, материальная (материализованная – с заместителями – символами, знаками, моделями) форма действия;
  • действие в словесной, или речевой, форме;
  • действие в уме – умственная форма действия.

Модель оценки уровня сформированности учебной деятельности включает оценку сформированности всех ее компонентов:

  • мотивов,
  • особенностей целеполагания,
  • учебных действий,
  • контроля и оценки.

Когда мы хотим передать учащимся какой-то способ действий нужно:

– ввести учащихся в ситуацию, когда им нужно что-то сделать, но они не знают как;

– выработать вместе с ними критерии (способ) оценки результата;

– дать им возможность построить способ действия;

– обеспечить правильную оценку результата;

– проанализировать причины несоответствий требуемого и фактического результата (выявить недостатки реализованного способа);

– выработать вместе с ними “правильный” способ действия (привести их к нему);

– повторно решить задачу (выполнить действие).

Нам, учителям, предстоит научиться организовывать учебный процесс таким образом, чтобы освоение учащимся основных понятий происходило одновременно с накоплением опытов действий, обеспечивая развитие умения учиться, самостоятельно искать, находить и усваивать знания.

Литература

  1. Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. – Тюмень, 1997.
  2. Белова С. Б. Педагогика диалога: теория и практика построения гуманитарного образования. – М., 2006.
  3. Борзенков В. Л. Педагогическая игротехника. Методология. Теория. Практика. – М., 2000.
  4. Гадамер Х.-Г. Текст и интепретация // Герменевтика и деконструкция / под ред. Штагмайера В., Франка X., Маркова Б. В. – СПб., 1999.
  5. Данилъчук В. И. Гуманитаризация физического образования в средней школе. Личностно-гуманитарная парадигма. – Волгоград, 1996.
  6. Занько С. Ф., Тюников Ю. С, Тюникова С. М. Игра и учение: в 2 ч. – М., 1992.
  7. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб., 2002.
  8. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М., 1991.
  9. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: монография / отв. ред. В. В.Сериков. – Волгоград, 2000.
  10. Психолого-педагогические проблемы профильного обучения школьников: сб. научно-методических материалов. – Ставрополь, 2004.
  11. В.В. Сериков “Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр “Академия”, 2008. – 256 с. – (Профессионализм педагога).
  12. Хуторской А. В. Методика личностно ориентированного обучения: Как учить всех по-разному. – М., 2005.
  13. Якиманская И. С. Технология личностно ориентированного образования // Библиотека журнала “Директор школы”. – 2000. – Вып. 7.

В сегодняшнем обществе, пропитанном новейшими технологиями, качеств и умения учиться требуют особых усилий как со стороны родителей, так и со стороны учителей. Ввиду такого положения в обучающий процесс введено новое понятие. Что такое УУД? Как помочь ребенку научиться формировать свою личность с раннего возраста? Насколько важны универсальные учебные действия в современном обществе? Постараемся дать ответы на эти вопросы.

Определение УУД

Возможно, для учителей не составит особого труда ответить на вопрос о том, что такое УУД, но родители часто не понимают аббревиатуры, и понятие "универсальные учебные действия" им незнакомо. Многие учились еще по стандартной схеме, созданной в СССР. Учителя давали на уроках знания, а процесс происходил дома. Но сегодня мир изменился, а значит, обязаны поменяться и методы обучения детей в учебных заведениях.

Это умение учиться, самостоятельно развивать свои способности, а также усваивать новые знания и применять их на практике. По сути, это способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию. В необходимо научить школьника самостоятельно ставить перед собой задачи, видеть способы их решения, анализировать полученную информацию и делать правильные выводы.

На сегодняшний день дети хорошо разбираются в технике, но при этом не задумываются над элементарными правилами поведения. Что стало причиной такого неуравновешенного развития? Смогут ли новые стандарты, введенные в РФ, справиться со столь трудной задачей, как воспитание личностей из маленьких детей?

Причины изменения методик преподавания

XX век был индустриальным, а XXI-й является информативным. Дети сегодня отлично разбираются в мобильных телефонах, планшетах и компьютерах. Поток информации рекой льется на еще не сформированную детскую психику. Как результат, они не в состоянии переработать всю получаемую информацию. В итоге дети не умеют учиться, самостоятельно проводить исследования и решать поставленные задачи.

К тому же большинство родителей сосредотачивают свое внимание на интеллектуальном развитии своих чад и полностью игнорируют нравственное и духовное воспитание. В результате умные дети не способны развивать коммуникативные качества и при этом пропадает желание учиться. Гордость, эгоизм и неумение сотрудничать с другими людьми ведут к пагубным последствиям как в школе, так и во взрослой жизни.

Сегодня не модно читать книги, а особенно классику. Дети больше заняты фильмами и видеоиграми, которые не способствуют развитию умственных способностей. Отсюда появляются трудности в обучении, плохое воображение, неспособность анализировать прочитанный материал и логически мыслить.

Это лишь некоторые из причин, по которым назревает пересмотр всей образовательной системы. Вот почему в среднее общее образование требуется введение универсальных учебных действий. Рассмотрение четырех видов УУД поможет глубже понять, какие действия потребуются от ученика.

Личностные УУД

Рассмотрим виды УУД, которые относятся к развитию личностных качеств. Они обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, то есть умение сопоставлять события и поступки с существующими моральными принципами и нравственными нормами. Дети должны научиться не теряться в отношениях с другими и в социальных ролях. Какие виды деятельности к этому относятся?

  • Самоопределение. Выделяют личностное, жизненное и профессиональное. Ребенок должен расти индивидуумом и учится выражать собственное мнение.
  • Смыслообразование. По сути, учащиеся должны ответить себе на такой вопрос: «Какое значение имеет для меня обучение?» Они должны видеть связь между обучением и мотивом, который побуждает к действию.
  • Нравственно-этическая ориентация. Оценка изучаемого материала, исходя из социальных и личностных ценностей. Предоставляется личный выбор на основании моральных принципов.

Познавательные УУД

Включают в себя логические действия, общеучебные и знаково-символические. Эти виды УУД содействуют развитию логического мышления у школьников. Что конкретно включают в себя познавательные действия?

Логические действия охватывают анализ предметов с целью обнаружения определенных признаков, а также выбор критериев для сопоставления и классификации объектов. Требуется нахождение причинно-следственной связи и построение последовательной цепи рассуждения. Школьники могут приводить свои доказательства и выдвигать гипотезы с личными обоснованиями.

К общеучебным действиям относятся: самостоятельное постановление познавательной цели, нахождение полезной информации, структурирование полученных знаний. Школьники должны уметь осмысленно и произвольно излагать свои размышления как в письменной форме, так и в устной. Необходимо решать поставленные задачи, находя собственный алгоритм и решение возникших вопросов творчески и с поиском необходимой информации.

Развивать познавательные способности у школьников необходимо с помощью УУД. Математика в начальных классах помогает развивать логику при решении задач, составляя при этом схемы. Краткое описание условия задачи дает школьникам определенный алгоритм, который они впоследствии могут использовать при решении более сложных вариантов.

Регулятивные УУД

Регулятивные качества обеспечивают организацию учащимися своей деятельности. По сути, им необходимо уметь организовывать самих себя. Для этого нужно научиться ставить цели и достигать их. В учебной деятельности потребуется применять некоторые принципы.

Целеполагание учит детей ставить учебные задачи и соотносить уже известный материал с незнакомым. Далее требуется планирование - это значит, что ученик обязан определить последовательность действий в решении полученной задачи, выработать определенный план и следовать ему. Прогнозирование поможет увидеть предварительный результат и степень усвоения, а также временную шкалу получения результата.

Контроль, коррекция и оценка действий помогут выработать способности самоконтроля. Контролируя и сверяя свои работы с предложенным образцом, исправляя свои действия в соответствии с правильным решением, ребенок учится правильно принимать решения и вырабатывать определенный план действий. Требуется также саморегуляция - способность мобилизовать собственные силы и преодолевать возникшие препятствия.

Коммуникативные качества

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную осведомленность и учет взглядов других людей по одному и тому же вопросу. Детям необходимо научиться слушать и слышать других, вступать в диалог и учиться обсуждать возникшие проблемы мирным путем, вести дискуссии и строить взаимные отношения со сверстниками и взрослыми.

Для воспитания таких качеств от преподавателя потребуется создавать ситуации, в которых предусматривается сотрудничество между учащимися. Например, можно применить УУД по технологии: школьникам предложить совместную работу над проектом, разделив класс на группы. Для младших классов даются такие задания: «найдите отличия в одинаковых предметах, выполненных разными техниками» или «какие инструменты нужны или не нужны при выполнении определенного задания». Заданий можно придумать множество, главное, чтобы они развивали коммуникативные способности каждого ребенка в классе.

Федеральный государственный стандарт

Для развития у детей учебных навыков и личностных качеств, введены новые стандарты. ФГОС «Школа России» - это , введенный с 1 сентября 2011 года по всей территории РФ. Он предъявляет ряд требований к обучающему процессу в школах.

В первую очередь требования предъявляются к формированию личности учащегося, а не только к приобретению им необходимых знаний и умений. Таким образом, система полностью отказывается от старой программы обучения. Среднее общее образование должно сформировать личность ученика. Следствием обучения становятся личностные, метапредметные и предметные результаты.

Неотъемлемой частью нового стандарта выступает введение универсальных учебных действий. Для внедрения новых методов была разработана программа УУД. Для каждого предмета составлен отдельный учебник, помогающий учителям формировать требуемые навыки.

Наряду с приобретением стандартных навыков обучения и воспитанием личности учащегося вводится методика для ориентирования младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях, а также для вырабатывания способности их осведомленно применять. Как это выглядит на практике?

Внедрение УУД в учебные предметы

Тематическое планирование с УУД позволит с самых первых уроков видеть в учениках отдельные личности со своими способностями. Так как особенность новых стандартов состоит не только в формировании личности ученика, а еще и во внедрении современных технологий, учителю потребуется хорошая подготовка. В требования входит вместе с обычными навыками традиционного письма введение клавиатурного набора текста на компьютере. Это поможет ребенку быстро осваивать новые технологии и развивать память, логику и способность общаться со сверстниками.

На сегодняшний день появилась целая система учебников для новых стандартов ФГОС «Школа России». Они прошли федеральную экспертизу и получили положительные отзывы от Российской академии наук. Все учебники входят в рекомендованный федеральный перечень. В них пересмотрен подход к образованию. В материалах объясняется, что такое УУД, и как его применить на практике. По новым стандартам, учебники направлены на развитие у учащихся универсальных учебных действий. Также в них содержится методика вовлечения детей в учебный процесс при изучении всех школьных предметов.

Новшества

Программа УУД школы помогает учителям при помощи современных учебных пособий формировать заданные навыки у детей. В учебники были включены специальные задания, которые развивают умение школьников самостоятельно формулировать учебную задачу к заданной теме или конкретному уроку.

Повышено количество заданий и вопросов воспитательного и увлекательного характера, а также для работы в группах или в паре. Они помогают учащемуся акцентировать внимание на собственной точке зрения и связывать имеющиеся знания с реальными событиями.

В учебниках присутствуют новые разделы, помогающие размышлять над узнанным материалом: «Что узнали. Чему научились», «Проверим себя и оценим свои достижения». Рубрики «Наши проекты», «Странички для любознательных» и «Выскажи свое мнение» помогут учителям развивать у младших школьников необходимые навыки.

УУД по технологии

Что можно внести нового и как включить требования современных стандартов в обучающий процесс? Наработки опытных преподавателей помогут в этом. Что первостепенно необходимо сформировать в младших школьниках? УУД по технологии требуют от педагога внимательного отношения к своим ученикам.

Ему потребуется развить у детей умение оценивать собственный труд, для этого следует разработать алгоритм оценивания своей работы. В данном случае важно не сравнивать учеников друг с другом, а показать успехи ребенка по сравнению с его прошлыми работами.

Учитель должен привлечь детей к открытию новых знаний. Для этого потребуется совместно обсудить, для чего необходимо задание, как его можно применить в жизни.

Еще один момент: именно учитель технологии обязан помочь детям освоить сотрудничество в группе. Этот основной навык коммуникабельности развивается только при совместной работе. Здесь необходимо научить детей обсуждать вместе поставленную задачу, находить коллективное решение вопросов и анализировать полученный результат.

Для формирования всевозможных навыков потребуется качественное планирование УУД, особенно с младшими школьниками. Пока дети еще ничему не научились, можно использовать различные методики и задания. Например, любимая детская игра «найди отличия». Можно указать число отличий, а можно, чтобы малыши сами нашли и поделились с одноклассниками.

Имеются разные виды заданий, которые направленны на формирование универсальных учебных действий. Например, участие в проектах, подведение итогов урока, творческие задания, зрительное, моторное и вербальное восприятие музыки.

3 класс (ФГОС) с УУД может уже справляться с более сложными заданиями, среди которых упорядочивание, составление схем-опор, работа с разного вида таблицами, исправление «преднамеренных» ошибок, поиск необходимой информации в предложенных источниках, взаимоконтроль.

Для проверки знаний можно использовать КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему), диалоговое слушание, задания «подготовить рассказ…», «описать устно…», «объяснить…».

Технология может стать опорным пунктом в развитии универсальных учебных действий.

УУД по физкультуре

Может показаться, что на таком уроке, как физкультура, нельзя воспитывать нравственные навыки у детей. Но это далеко не так. Новые методы воспитания и развития правильного отношения к собственному здоровью помогают использовать УУД по физкультуре.

Именно тренер может побудить вести здоровый образ жизни. Как развивать навыки у детей, занимаясь физической культурой? Начнем с того, какие универсальные способности можно развить.

  • Во-первых, ребенок должен уметь организовать свою деятельность, выборочно применять средства для достижения поставленной цели.
  • Во-вторых, уметь активно сотрудничать с коллективом, объединять усилия со сверстниками для достижения коллективных целей.
  • В-третьих, только на физкультуре можно научиться преподносить информацию просто, в экспрессивной и яркой форме, в процессе общения и сотрудничества с одноклассниками и взрослыми людьми.

Какие личностные качества приобретут учащиеся? Можно научиться общаться и сотрудничать со сверстниками, основываясь на принципах уважения и доброжелательности, взаимной помощи и сопереживания. Не менее важно уметь выражать позитивные качества личности и управлять своими чувствами в разнообразных нестандартных обстоятельствах и условиях. Эти результаты помогут вырастить уравновешенного человека. Физкультура поспособствует дисциплинированности, трудолюбию и настойчивости в достижении поставленных задач.

ИЗО

Каждый урок изобразительного искусства должен быть ориентирован на решение предметных задач и формировать определенные качества ребенка. УУД по ФГОС по ИЗО помогает развивать необходимые навыки у младших школьников.

Пример учителя может вдохновить учащихся охотнее объяснять свои впечатления от увиденной картины, подбирать слова для выражения эмоций, рассказывать старшим и товарищам об увиденном.

Совместное творчество детей, разделенных на пары или группы по несколько человек, позволяет быстро приобретать положительный опыт в решении коммуникативных и регулятивных задач: здесь дети учатся и вести разговор, и даже защищать свое мнение, уважать мнение партнера, ориентироваться на конечный результат, причем не личный, а общий. Все это позволяет быстро вливаться в коллектив и приобретать положительные качества.

Для наглядности приведем пример совместного творчества. Дети получили задание нарисовать в группе варежки на руки. Как можно оценить их совместную работу по тем действиям, которые они произвели? Уровни оценивания разные.

  • Низкий: узоры нарисованы с очевидными отличиями или в них вообще нет сходства. Что произошло? Дети не стараются договариваться между собой, все настаивают на своих предпочтениях.
  • Средний: схожесть частичная - отдельные рисунки совпадают, но имеются и заметные отличия. Результат неумелого договора, каждый хотел чем-то выделиться.
  • Высокий: варежки украшены одинаково или с очень схожим рисунком. Дети трудятся с наслаждением, оживленно обсуждают имеющиеся вариации, сопоставляют способы действия и согласовывают их, строят совместные планы и следят за выполнением своей задумки. Этот вариант - самый лучший способ показать, что такое УУД, а точнее его применение на практике.

Ввиду требований новых стандартов по обучению детей новым технологиям возможно не только традиционное изобразительное искусство, но и применение компьютерных технологий в обучении детей. Например, нарисовать картину не только на альбомном листе, но и произвести это в определенной программе. Можно также учить детей делать фотографии, фоторепортажи, обучать правильно пользоваться графическими программами.

Наука и образование сейчас идут рука об руку, и методы обучения также должны меняться в соответствии с потребностями нового поколения.

Кривенко Инесса Николаевна,
учитель английского языка ГБОУ Лицей 488
Выборгского района Санкт-Петербурга

«Великая цель образования - это не знания, а действия».

Герберт Спенсер

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет в ажнейш ую задач у современной системы образования : формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечиваю-щих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенст-вованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также дей- ствия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Регулятивные УУД

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем. Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его нормальной адаптации в обществе, а также профессионального роста.

Основная задачи регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности.

К регулятивным УУД относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

Формированию регулятивных УУД на уроке английского языка способствуют следующие действия контроля учащихся: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, орфографические, грамматические и т.д.). И для решения этой задачи можно совместно с детьми составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий.

В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат. В современном образовании многие УМК по английскому языку имеют уже готовые тексты работ для самопроверки, что позволяет самостоятельно каждому ребенку определить свои плюсы и минусы по пройденному материалу.

Помимо этого, выделяется собственно технология оценивания , направленная на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания.

Технология проектной деятельности также может служить средством формирования и развития регулятивных УУД. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапредметных результатов:

Определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера;

Работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом;

Понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

ИКТ также вносят свой вклад в формирование регулятивных УУД. При этом обеспечивается:

Оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;

Использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия.

Целеполагание − постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

Контроль − сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Оценка − выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Волевая саморегуляция − способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию,

Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности

может стать способность:

запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу,

правилу, с использованием норм;

начинать и заканчивать разговор в нужный момент.

Для формирования регулятивных УУД учитель оказывает помощь в виде:

одобрения, поддержки; замечания “Попробуй еще раз”, “Выполняй дальше”;

показ, демонстрация правильного выполнения действия, инструкция в действенном плане.

Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования (1-4 кл.)

http://минобрнауки.рф/документы

2. Е.Н. Соловова Практикум к базовому курсу методики обучения иностранным

языкам. М Просвещение 2006


Представлена на фото.

Под данным термином подразумевают сумму разных способов действий школьников, которые обеспечивают способность самостоятельно усваивать новые умения и знания.

Теоретические аспекты

Основные виды УУД по ФГОС связаны со способностью обучающегося, без помощи педагога, формировать новые компетентности, в том числе самостоятельно организовывать познавательный процесс. Приобретение умения учиться позволяет учащимся открывать большие возможности для разных предметных областей. Ребенок осознает значимость и важность учебного процесса, его целевую направленность, ценностно-смысловые и операционные характеристики.

Компоненты учебной работы

Формирование УУД связано со следующими элементами:

  • познавательными мотивами;
  • учебными целями и задачами;
  • умениями выстраивать образовательные траектории, преобразовывать материал;
  • контролем и оценкой результатов своей работы.

Умение учиться является существенным фактором увеличения результативности освоения школьниками предметных знаний, формирования компетенций и умений, ценностно-смысловых оснований собственного морального выбора.

Функции

Все виды УУД по ФГОС в начальной школе обеспечивают возможности обучающегося к самостоятельному осуществлению учебного процесса, постановке цели, поиску и применению необходимых средств и способов ее достижения, контролю и оцениванию результатов своей работы. Кроме того УДД способствуют созданию условий для самореализации и гармоничного развития ребенка, посредством постоянного образования.

  • самоопределение: жизненное, профессиональное, личностное;
  • смыслообразование, предполагающее установление детьми взаимосвязи между целью учебного процесса и его мотивом;
  • нравственная и этическая ориентации, обеспечивающие моральный выбор на основе личностных и социальных ценностей морального выбора.

Регулятивные УУД

Они способствуют организации обучающимися собственной учебной работы. К ним причисляют:

  • целеполагание (постановку учебной задачи на известных и неведомых школьникам знаниях);
  • планирование (выявление последовательности отдельных этапов в образовательной деятельности, продумывание алгоритма, последовательности действий);
  • прогнозирование (предвосхищение уровня усвоения материала);
  • сравнение последовательности действий и результата с эталоном, выявление отклонений;
  • коррекция, связанная с внесением дополнений и некоторых изменений в разработанный план;
  • оценка усвоенного материала, качества и уровня знаний и умений.

Все виды УУД по ФГОС, таблица которых представлена на фото, способствуют саморегуляции школьников, мобилизации их энергии и сил. Школьники приобретают мотивационные навыки к преодолению поставленных перед ними препятствий.

Особенности УД

Они включают логические, общеучебные действия, постановку и решение проблемы. В настоящее время выделяют следующие общеучебные универсальные действия:

  • индивидуальное выделение и формулировку познавательной цели;
  • поиск и сбор нужной информации, использование информационного поиска, включая и компьютерные средства;
  • выстраивание структуры знаний;
  • осознанная и последовательная речь в письменном и устном виде;
  • подбор результативных вариантов решения задач с учетом существующих условий;
  • рефлексия условий и способов действия, контроль, а также оценка результатов собственной работы;
  • осознанная оценка СМИ, формулировка и постановка задачи, разработка алгоритмов работы в рамках решения проблем поискового и творческого вида.

Знаково-символические действия

Они составляют особую группу УУД. К ним относятся:

  • моделирование;
  • символические действия;
  • изменение модели для выявления общих закономерностей, касающихся определенной предметной области.

Формирование УУД логического вида:

  • синтез;
  • анализ;
  • сравнения;
  • классификации по признакам разных объектов;
  • выявление следствий;
  • определение причинно-следственных связей;
  • выстраивание логического плана действий;
  • постановка гипотезы, ее обоснование;
  • доказательство.

Логические учебные действия способствуют созданию школьниками самостоятельных вариантов решения различных задач поискового и творческого вида.

Коммуникативные УУД способствуют развитию формированию навыков ведения диалога. Школьники выстраивают сотрудничество с взрослыми и сверстниками на основе социального партнерства. К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование образовательного сотрудничества с одноклассниками и педагогом (постановка целей, распределение функций между участниками образовательного процесса);
  • постановка вопросов, сотрудничество в подборе и сборе необходимой информации;
  • разрешение возникающих конфликтов, оценка альтернативных вариантов, их реализация;
  • контроль, анализ, коррекция работы партнера;
  • полное выражение своих мыслей, согласно задачам и условиям коммуникации, владение диалогом и монологом с учетом синтаксических и грамматических норм родного языка.

Заключение

Развитие системы УУД в системе регулятивных, личностных, коммуникативных, познавательных действий, которые определяют развитие психологических качеств личности, происходит в рамках возрастного и нормативного развития познавательной и личностной сфер школьника. Процесс обучения определяет основное содержание и характеристики учебного труда школьника, определяет зону ближайшего формирования УУД.

В качестве критериев оценки сформированности универсальных учебных действий у школьников выступает их соответствие психологическим и возрастным требованиям. Формирование УУД определяется в образовательном процессе тремя положениями:

  • в качестве цели, содержания, организации;
  • в рамках усвоения различных предметных областей;
  • в контексте формирования личностной, социальной компетентности школьников.

Результативность любой деятельности человека связана не только со способностями, но и с рациональными способами ее выполнения. В. А. Сухомлинский считал, что во многих случаях учащийся не способен овладеть знаниями только потому, что он не научен учиться. Это особенно актуально в наше время, характеризующееся переходом от индустриального к постиндустриальному обществу. В ФГОС нового поколения формирование УУД, которые обеспечивают школьникам умение учиться, самостоятельно развиваться, самосовершенствоваться, представлены в качестве важнейшей задачи современной образовательной системы.

«Формирование универсальных учебных действий младших школьников»

Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе. В редакции Государственного образовательного стандарта 2004 года речь шла о формировании общеучебных умений, навыков и способов действий, прежде всего учебно-управленческих и учебно-информационных. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу «умения учиться».

1. Виды УУД

ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников 4 видов УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Выделяют три вида личностных УУД: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом); нравственно – этическая ориентация.

В начале школьного обучения личностные УУД определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе. Применительно к учащимся начальной школы: самоопределение – значит осознание ребенка себя учеником, учитель – это не мама, а ведущий вид деятельности – учебный. Процесс осознания себя учеником учителю надо сделать интересным для каждого ребенка. Смыслообразование в начальной школе – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение и уметь на него отвечать. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения). Ребенок начинает понимать и осознавать «что такое хорошо и что такое плохо», эмоционально оценивает события.

Личностные УУД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.)

Для того чтобы более успешно формировать личностные УУД необходимо видеть в ребенке разные стороны его личности – не только недостатки, но и имеющиеся положительные качества.

Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Главный тезис данного вида – ребенок должен учиться сам, а учитель ему помогает.

Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения.

Познавательные УУД – система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Эти УУД обеспечивают формирование у школьников обобщенных знаний (отрыв от конкретных ситуативных значений); включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала, действия моделирования, умение выявлять существенное: умения осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Одно из важнейших познавательных универсальных действий – умение решать проблемы и задачи. Проблемами просто изобилуют современные УМК, например, «вставь пропущенные буквы», «восстанови структуру изложения сказки» и т.д. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется, т.е. формулировать проблему, и как он ее будет решать, т.е. создавать собственные способы решения.

Формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся, происходит во всех учебных предметах, однако в первую очередь в процессе изучения математики.

Коммуникативные УУД обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:

  • общение и взаимодействие (коммуникация) – умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
  • работа в группе (команде) – умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

В соответствии с такими целями большое значение придается проектным формам работы, где помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определенного продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и учащимися. Именно поэтому фронтальной работе на уроке нужно отводить как можно меньше времени. Предпочтение надо отдавать парным, групповым, интерактивным видам работы, там, где каждый высказывает свое мнение, а затем вырабатывается общее мнение.

Хотелось бы обратить внимание на значимость роли учителя при формировании коммуникативных УУД. Учитель является ролевой моделью для ученика, образцом для подражания. Основой для построения конструктивных отношений учитель – ученик должно стать позитивное взаимодействие, при котором:

  • учитель внимательно следит за своей речью, обращаясь к ученикам и наблюдая за их ответной реакцией;
  • учитель не допускает слов или действий, побуждающих ребенка негативно думать о самом себе;
  • учитель использует улыбку как профессиональный инструмент, который позитивно подкрепляет ребенка, уменьшает психологический дискомфорт и повышает мотивацию.

УУД формируются в начальной школе в рамках урочной (на уроках по всем предметам) и внеурочной деятельности.

2. Проектирование урока с позиции формирования УУД

Основной формой обучения в начальной школе по-прежнему остается традиционный урок. Однако формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по старинке. На современный урок учитель идет (должен идти) с новой установкой: «Я формирую три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные». Учителю начальной школы следует перейти от стихийности к целенаправленному и планомерному формированию УУД. Добиться этого можно только через специальную организацию учебно-воспитательного процесса:

Проблемно – диалогическое обучение – деятельностный подход в обучении;

Организация учебного сотрудничества;

Работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности;

Проектно-исследовательская деятельность;

Использование интерактивных возможностей ИКТ.

Чтобы понять, в чём отличие современного урока, раскроем суть изменений, связанных с проведением урока: различается, прежде всего, деятельность учителя и обучающихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.

В представленной ниже таблице №1 даны: характеристика деятельности учителя и обучающихся на каждом этапе урока, выделены УУД, методы, приемы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, при правильном использовании которых и формируются указанные УУД. Следует отметить, что перечень представленных методов, приемов и средств обучения может быть расширен учителем своими педагогическими находками.

Как уже было сказано выше, в основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции. Полноценное освоение компонентов учебной деятельности возможно лишь при организации обучения в рамках системно-деятельностного подхода, который заложен в основу ФГОС.

В таблице №2 представлена структура урока изучения нового материала, учебно-познавательной деятельности учащихся с точки зрения осуществления деятельностного подхода в обучении.

Основные элементы урока

Традиционный урок

Урок современного типа

Формируемые УУД

Методы, приемы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

Формулировка темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Формулировка целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Проблемный диалог (технология Е.Л. Мельниковой)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Работа с картой урока, с интерактивным плакатом (Power Point)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану; применяется групповая, индивидуальная форма организации учебной деятельности (учитель консультирует)

Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся;

работа по решению проектных задач;

ролевые игры;

работа с учебником (вариативная и инвариантная части);

применение словарей, справочников, ИКТ

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль: применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля (учитель консультирует)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Само- и взаимоконтроль устных и письменных ответов по заранее определенным критериям, образцам

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает)

Регулятивные коррекции, коммуникативные

Использование памяток;

организация взаимопомощи

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам: самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей (учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Методика безотметочного обучения (Г.А. Цукерман)

Само - и взаимооценивание устных и письменных ответов по заранее определенным критериям

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Рефлексия: вопросы, символы – кружки, листы обратной связи, смайлики, прием «ладошка»

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще всего задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Дифференциация заданий;

творческие задания;

практико-значимые задания

Таблица №2

Этапы урока

Деятельность ученика

Форма организации учебно-познавательной деятельности

Организационный момент

Самоопределение к деятельности (положительное или отрицательное), формирует волевую сферу. Осуществляет выбор, будет ли учиться (будет активен или пассивен)

Индивидуальная

Актуализация знаний (учебная доминанта)

Сталкивается с тем, что не знает, возникает мотив узнать. Задача учителя – создать учебно-познавательный мотив у учащихся (столкнуть разные мнения, столкновение в группе с проблемой)

Коллективная, групповая

Целеполагание

Должен определить для себя: чему я буду учиться? На этом этапе могут возникнуть и задачи урока, определена его тема.

Коллективная

Открытие нового

Выдвигает предположения, гипотезы, ищет и находит, предлагает пути и способы решения проблемы (далее работа с учебником – сравнить с правилом, научным знанием)

Нельзя открывать факты

Парная, групповая, коллективная, фронтальная с ярким примером (тоже может быть в зависимости от обстоятельств)

Первичное закрепление во внешней речи (проговаривание)

Проговаривает правило:

1) своими словами;

2) научными терминами (обязательно все)

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Выполняют самостоятельную работу по заданию учителя. Учителю необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого

Индивидуальная

Включение в систему знаний и повторение

Выбирают упражнения (по трудности, по объему и др.)

Самостоятельная работа не в качестве оценки

Индивидуализация и дифференциация

Индивидуальная, фронтальная, коллективная, групповая

Рефлексия (итог урока, итог деятельности ученика)

Самооценка учениками собственной учебной деятельности.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке.

Коллективная, индивидуальная

3. Упражнения для формирования УУД

Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся УУД, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. В содержании, структуре, системе заданий современного учебника заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартов результатов, в т.ч. личностных и метапредметных. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

Информация по формированию УУД средствами УМК представлена в концепции любого учебно-методического комплекса и основной образовательной программе начального общего образования каждого ОУ.

  1. http://psymania.ru

Личностные УУД

Для формирования личностных УУД используются задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.

Пример игры

Участие в проектах, подведение итогов урока, творческие задания, зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки, мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма, самооценка события, происшествия, дневники достижений.

Игры: «Зеркало», «Без ложной скромности», «Волшебная корзина», «Что может рассказать обо мне мой портфель, моя зубная щётка», «Я в лучах солнца», «Я подарок для человечества», «Гадалка», «Найди себя», «Волшебный стул», «Накачка уверенностью», «На мостике» «Профессии», «Тряпичная кукла» и многие другие.

Игра «Какой я буду кошкой» Цель : развитие рефлексии и самосознания, творческой активности, эмпатии и чуткости. В ходе упражнения дети самым безопасным способом знакомятся с различными составляющими своей личности и характера, происходит самоанализ личности. Инструкция для учащихся: «Представьте себе, что вы стали кошкой. Какая вы кошка?» Далее с детьми необходимо провести анализ упражнения: Есть ли сходство между вашим характером и описанием животного? Что из того, что сказала о себе кошка, тебе понравилось больше всего? Есть ли у твоей кошки какие-нибудь отрицательные стороны? Чьи рассказы были для тебя самыми интересными? Понравилось ли вам упражнение?

Регулятивные УУД

Виды заданий и игр для формирования УУД

Пример игры

«Преднамеренные ошибки», поиск информации в предложенных источниках, взаимоконтроль, взаимный диктант (метод М.Г.Булановской), диспут, заучивание материала наизусть в классе, КОНОП (контрольный опрос на определенную тему), звуковая гимнастика, упражнения на релаксацию, медитацию, визуализацию, на управление дыханием, листы самоконтроля и самооценки.

Игры: «Ладошки», «Муха», «Корректура», «Два дела», «Статуя, замри», «Голова - Рамена», «Товарищи командиры», «Ветер и флюгеры», «Счет», «Ритм по кругу», «Да и нет не говори», «Найди ошибки» и многие другие.

Упражнение «Поймай мышку» Цель: развитие устойчивости внимания, организация детей. На доске изображение шахматной доски. Фигурка мышки - исходная точка. Ведущий диктует маршрут. Задание для детей: проследите глазами, в какой клетке спряталась мышка. Кошка, которая ошибается, остаётся голодной. Усложнение: без предъявления шахматной доски. Игра «Фото на память» Цель: развитие навыков саморегуляции, произвольности в чередовании активности и статики, коммуникативные навыки (мимика, жесты). Мы сделаем несколько фото на память. Ваша задача с помощью позы, жеста и мимики изобразить ситуацию, которую я называю, и замереть до команды «Снято». Упражнение «Звуковая гимнастика» Цель: развитие навыков саморегуляции. Спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук «ха» - помогает повысить настроение.

Познавательные УУД

Виды заданий и игр для формирования УУД

Пример игры

«Найди отличия», «на что похоже?», «поиск лишнего», «лабиринты», упорядочивание, «цепочки», хитроумные решения, составление схем-опор, работа с разного вида таблицами, составление и распознавание диаграмм, работа со словарями, игры, направленные на развитие памяти, воображения, мышления, умение составлять схемы, ориентировки в пространстве.

Приемы ТРКМ: прием толстых и тонких вопросов, ромашка Блума, синквейн, дерево предсказаний, верные и неверные высказывания, корзина идей, «верите ли вы?» прием Фишбоун и др.

Игры: «предложение - рассказ», «Отгадай задуманное», «Снежный ком», «Летает - не летает», «Съедобное - не съедобное», «Горячая картошка», «Украшаем слова», «Ищем сокровище», «Сложи картинку», «Поиск клада», «Маршрутный лист», «Угадай слово», «Бывает - не бывает», «Zipp-Zapp»,«Мультфильм», «Неподвижная картина», «Шпионы» и другие.

Игра «Отгадай задуманное». Игра направлена на развитие мышления: на умение обобщать, выделять существенное, анализировать свойства предметов. Ведущий загадывает слово. Участники задают вопросы, чтобы отгадать загаданное слово. Ведущий может говорить только «да» и «нет». Примечание: на первом этапе загадываются слова, обозначающие предметы, затем постепенно можно переходить к абстрактным понятиям.

Коммуникативные УУД

Виды заданий и игр для формирования УУД

Пример игры

составь задание партнеру, отзыв на работу товарища, групповая работа по составлению кроссворда, диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи), «Подготовь рассказ...», «Опиши устно...», «Объясни...», игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, на сплочение коллектива: «Паутинка», «Туристы и скалы», «Ассоциации», «Инопланетяне», «Наследство», «Незнакомая планета», «Интервью», «Рукавички», «Разговор через стекло», «Пум - пум», «Отгадай, о ком говорим», и другие.

Игра «Клубок». Цель: развитие навыков общения, снятие напряжения, сплочение коллектива. Нужно говорить комплименты кому-то из сидящих в круге и передавать ему клубок. У себя в руках остаётся часть нити. Посмотрите, какая получилась у нас яркая, прочная паутинка. А сейчас мы будем её распутывать. Начиная с последнего участника игры, сматываем клубочек и при этом говорим слова благодарности тому, кто вам сказал комплимент. Можно выполнить анализ, что приятнее (сложнее) делать комплименты, их получать или благодарить.

4. Планируемые результаты формирования у обучающихся УУД

ФГОС НОО выдвигает определенные требования к уровню сформированности у обучающихся личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Одним из компонентов данной программы является «Программа формирования УУД у обучающихся», в которой в обязательном порядке указывается характеристика результатов формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения по УМК, используемом в образовательном учреждении. Таким образом, требования к результатам сформированности УУД у ученика начальной школы на различных этапах обучения указаны в основной образовательной программе начального общего образования каждого образовательного учреждения. Необходимо уточнить, что образовательному учреждению дано право корректировать и расширять перечень УУД, делать больший акцент на ту или иную их группу. Это зависит: от особенностей ОУ, используемого УМК, контингента обучающихся, опыта учителей по формированию УУД. В связи с этим, по мере внедрения ФГОС НОО в программу формирования УУД обучающихся обязательно должны вноситься необходимые коррективы.

5. Диагностика УУД

Одна из главных целей диагностики состоит в том, чтобы на основе имеющихся данных сделать вывод о дальнейших тенденциях развития процесса, предвидеть его возможные направления, выбрать педагогические меры коррекции и предупреждения недостатков.

Для повышения объективности и изучения динамики развития объекта в процессе организации диагностики важно соблюдать этапность, периодичность. Поскольку необходимо изучить не только исходное состояние объекта, но и промежуточные, и конечные результаты, то следует проводить первичный срез – входной контроль (входную (стартовую)) диагностику), вторичный – текущий контроль (промежуточную (сравнительную) диагностику)) и выходной контроль (итоговую диагностику).

Методы диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование (устный опрос), сбор косвенных данных, анализ документации и др.

Для диагностики сформированности УУД предлагаем воспользоваться примерной программой мониторинга УУД, разработанной Пеньевской И. И., педагогом- психологом, методистом МБОУ «Строевская СОШ» Устьянского района. Большинство диагностических методик данной программы предложены авторами пособия «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли» А.Г. Асмолов и др., Москва, 2010, которое имеется в библиотеке МБОУ ДОД «РЦДО», а электронный вариант пособия был направлен во все образовательные учреждения.

В качестве альтернативного варианта можно использовать план проведения диагностики уровня развития у обучающихся УУД, опубликованный в журнале «Управление начальной школой» №5, 2013 год.

Примерная программа мониторинга УУД

разработана Пеньевской Ириной Ивановной, педагогом- психологом, методистом МБОУ «Строевская СОШ» Устьянский район

Класс

Оцениваемые УУД

Диагностический инструментарий

Метод оценивания

Кто проводит

Основная позиция

Сопутствующие

Личностные УУД

Внутренняя позиция школьника

Уровень адаптации

Самооценка

Тест Люшера (Методика Л.А. Ясюковой)

Индивидуальная диагностика

Психолог

Отношение к школьной действительности

Мотивация учебной деятельности

Анкета Н.Г. Лускановой

Фронтальный письменный опрос

Психолог

Самооценка

Регулятивные УД

Индивидуальная беседа

Личностное действие самооценивания (самоопределения)

Регулятивные УД

Методика выявления характера атрибуции

фронтальный письменный опрос

Позиция в отношении социальной роли ученика, действия, устанавливающие смысл учения.

Методика «Кто Я?»

Фронтальный письменный опрос

Регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности

(Хороший ученик)

Фронтальный письменный опрос

Мотивация учебной деятельности

Отношение к учебной деятельности, действия, устанавливающие смысл обучения.

Тест на определение мотивации М.Р. Гинзбурга

Психолог

Самоопределение в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»

Регулятивные УД

регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности

Рефлексивная самооценка учебной деятельности

(Хороший ученик)

Фронтальный письменный опрос

Действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса

Индивидуальный опрос учителя

Диагностику заполняет учитель

Смысл учебной деятельности для школьника

Опросник мотивации

Фронтальный письменный опрос

Учебные действия нравственно-этической ориентации

Выделение морального содержания ситуации, учет нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений

Задания на оценку усвоения нормы взаимопомощи,

Индивидуальная беседа

Психолог

Действия нравственно-этического оценивания, учет мотивов и намерений героев

Задания на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы [ 1,с. 68]

Индивидуальная беседа

Психолог

Действия нравственно-эстетического оценивания, уровень моральной децентрации как координации нескольких норм 69

Задания на выявление уровня моральной децентрации

Индивидуальная беседа

Психолог

Действия нравственно-эстетического оценивания 70

Моральная дилемма [ 1,с. 70]

Индивидуальная беседа

Выявление морального содержания действий и поступков

Анкета «Оцени поступок»

Фронтальное анкетирование

Регулятивные УУД

Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка)

Умение учится способность к ориентации своей деятельности (планирование, контроль, оценка)

По таблицам:

Уровни сформированности целеполагания

Контроля ,

Оценки

Индивидуальный опрос учителя

Диагностику заполняет учитель

Познавательны УУД (общеучебные УД)

Кодирование

11 субтест теста Векслера

Психолог,

Умение принимать и сохранять задачу сохранения образца, планировать, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы.

Познавательные действия – умение осуществлять пространственный анализ и синтез.

Выкладывание узора из кубиков

Индивидуальная работа (диагностика)

Психолог

Регулятивное действие контроля

Проба на внимание

Фронтальный письменный опрос

Индивидуальная беседа учителя и ученика

Учитель, ученик

Действие оценки учебной деятельности

Графики продвижения по предметам

Самостоятельная фиксация результатов в графиках

(учитель)

Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей

Самоопределение в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»

Личностные УУД

Рефлексивная самооценка учебной деятельности

(Хороший ученик),

Фронтальный письменный опрос

Регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности

Личностные УУД

Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха,

Индивидуальная беседа

Регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности

Личностные УУД

Методика выявления характера атрибуции

успеха/неуспеха,

Фронтальный письменный опрос

Познавательные УУД

Общеучебные УД

Знаково-символические действия – кодирование (замещение).

Регулятивное действие контроля.

Кодирование

11 субтест теста Векслера

Групповая работа (диагностика)

Психолог

Знаково-символические познавательные действия

Проба на определение количества слов в предложении

Индивидуальная беседа с ребенком

Моделирование, познавательно-логические, знаково-символические

Методика «Нахождение схем к задачам»

Индивидуальная и групповая работа

Логические универсальные действия

Логические универсальные действия

Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия

Индивидуальная работа с ребенком

Прием решения задач: логические действия

Диагностика универсального действия общего приема решения задач

Групповая работа

Постановка и решение проблемы

Решение проблем творческого и поискового характера

Задачи Гилфорда

(по Л. А.Ясюковой)

Групповая диагностика

Психолог

Коммуникативные УУД

Коммуникативные УД как взаимодействие

Коммуникативные универсальные действия

«Левая и правая стороны»

Индивидуальная беседа с ребенком

Психолог, учитель

Коммуникативные действия

Методика «Кто прав?»

Индивидуальная беседа с ребенком или письменный опрос

Психолог, учитель

Коммуникативные УД как кооперация

Коммуникативные универсальные действия (умение договориться, взаимоконтроль, взаимопомощь)

Задание «Рукавички»,

Наблюдение за взаимодействием учащихся, анализ результата

КУД как условие интериоризации (передача информации другим людям)

Коммуникативно-речевые действия

Задание «Дорога к дому»,

Наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата.

Учитель психолог

Список литературы.

  1. Аюпова С.Д. Критерии компетентностного урока//Справочник заместителя директора школы. – 2013. – №2.
  2. Дунилова Р.А. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников//Управление начальной школой. – 2013. – №5.
  3. Исакова О.Ф. Условия формирования регулятивных УУД у школьников посредством самооценивания//Управление начальной школой. – 2013. – №9.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов и др. – М.: Просвещение. 2010.
  5. Ковылева Р.Э. Роль деятельностного подхода при организации групповой работы старшеклассников//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. –№3.
  6. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения//Справочник заместителя директора школы. – 2011. – №4.
  7. Лебединцев В.Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся//Управление начальной школой. – 2012. – №4.
  8. Осипова Н.В. и др. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся// Управление начальной школой. – 2010. – №10.
  9. Песняева Н.А. Учебный диалог – средство формирования УУД младших школьников//Управление начальной школой. – 2011. – №7.
  10. Прохорова С.Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников//Управление начальной школой. – 2013. – №8.
  11. Саркисова И.И. Приемы педагогической техники для развития УУД// Справочник заместителя директора школы. – 2012.– №3.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования//Вестник образования (тематическое приложение). – 2009. – №3.
  13. Формируем профессиональные компетенции//Справочник заместителя директора школы. – 2013. – №5.
  14. Ходаева Л.Ю. Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения// Управление начальной школой. – 2013. – №6.
 


Читайте:



Понятие и признаки общества

Понятие и признаки общества

Мы все живем на одной планете. Нас сегодня уже семь миллиардов. Знаете, что нас всех объединяет? Оказывается, мы все являемся частью общества. Что...

Основные понятия теории вероятностей Значение е теория вероятности

Основные понятия теории вероятностей Значение е теория вероятности

Мама мыла раму Под занавес продолжительных летних каникул пришло время потихоньку возвращаться к высшей математике и торжественно открыть пустой...

Set out — английский фразовый глагол

Set out — английский фразовый глагол

Помним, что глагол set является неправильным . Все его три формы (формы настоящего и прошедшего времени, а также причастие прошедшего времени)...

Общая биология для студентов

Общая биология для студентов

Частный преподаватель Стаж 6 лет от 1 400 руб / час свободен Связаться Репетитор по биологии Я готовлю учащихся к экзаменам (ОГЭ и ЕГЭ/...

feed-image RSS