Главная - Гудмен Линда
Накипные лишайники особенности строения. Лишайники общая характеристика и значение. Основные признаки Лишайников

Лишайники представляют собой особую группу организмов, состоящих из двух совершенно разных видов. Одна часть лишайника - это зеленая водоросль (относят к растениям) или синезеленая водоросль (относят к бактериям). Другая часть лишайника - это гриб.

Лишайники изучает наука лихенология , которая считается разделом ботаники.

Существует более 25 тысяч видов лишайников.

Лишайники неприхотливы и поэтому широко распространены. Их можно встретить даже в условиях вечной мерзлоты или на голых скалах. Они могут расти на стволах деревьев и земле. Лишайники, обитающие в тундре, стелятся по земле сплошным ковром.

Окраска лишайников бывает разной: от желтой и серой до коричневой и черной.

По форме слоевища выделяют три типа лишайников.

Кустистые лишайники соединены с поверхностью, на которой растут, только своим основанием. Лишайник бородач растет в еловых лесах, где свисает с ветвей деревьев. На почве растет ягель (олений мох). Если наступить на него в сухую погоду, то будет слышен характерный треск.

Листоватые лишайники встречаются на стволах деревьев. Они похожи на пластинки разной окраски и формы. Так на осине растет золотисто-желтая ксантория. Листоватые лишайники соединяются с субстратом ризоидоподобными выростами. Они легко отделяются от поверхности.

Накипные лишайники (корковые лишайники) выглядят как коричневатые и сероватые корки на камнях и скалах. Они плотно прирастают к поверхности, в результате чего их трудно оторвать от нее.

Лишайники чаще всего считаются примером симбиоза, при котором двум разным организмам выгодно сожительство.

Тело лишайника называется слоевищем . Оно состоит из гиф гриба, между которыми находятся одноклеточные зеленые водоросли или синезеленые водоросли.

Подобное сожительство позволяет лишайникам обитать там, где по отдельности ни грибы, ни водоросли жить не могут. Гифы гриба обеспечивают водоросль водой и минеральными веществами. Водоросль дает грибу органические вещества, которые она синтезирует в процессе фотосинтеза.

Поскольку водоросли приходится питать не только себя, но и гриб, то лишайники растут очень медленно. Также, зачастую, произрастая в местах с вечной мерзлотой, лишайники не получают достаточного количества воды. Так прирост кустистых лишайников может составлять несколько миллиметров в год, а накипных - вообще доли миллиметра. Однако лишайники живут достаточно долго (до 100 лет).

Лишайники размножаются бесполым путем. Клетки водорослей делятся на двое, а гриб образует споры. Также в слоевище лишайников могут образовываться специальные группы клеток. Эти группы покидают материнский лишайник и в новом месте дают начало новому организму.

Значение лишайников

Лишайники первыми заселяют места, где нет почвы. Постепенно отмирая, они образуют перегной. Также лишайники выделяют кислоты, что приводит к разрушению горных пород. В результате смешивания разрушенных пород и перегноя образуется почва, на которой могут расти растения.

Ягель служит пищей оленям в тундре. Его также используют как корм для домашних животных.

Исландский мох употребляется в пищу человеком.

Из ряда видов лишайников получают лакмус (химический индикатор) и антибиотики.

Дубовый мох используют в парфюмерии. Он придает стойкость духам.

Лишайники являются экологическими индикаторами. В загрязненном воздухе они погибают. Поэтому по отсутствию или наличию лишайников в определенной местности можно судить об экологической обстановке.

Отдел Лишайники

Отдел лишайники занимают особое место в растительном мире. Лишайники -- очень неприхотливые растения. Они растут в самых бесплодных местах. Их можно встретить на голых скалах, высоко в горах, где не живут другие растения. Растут лишайники очень медленно. Например, «олений мох» (ягель) за год вырастает всего на 1 -- 3 мм. Живут лишайники до 50 лет, а некоторые до 100 лет

Общая характеристика

а) особые организмы, возникшие в результате мутуализма грибов и водорослей (часто включают в себя бактерии и цианобактерии),состоят из автотрофного и гетеротрофного компонентов

б) численность видов - 26 000

в) среда обитания - различная (почва, другие растения, поверхность камней, металла, стекла и т.д.)

Строение, размножение, представители, значение

Слоевище образовано переплетением гиф гриба с клетками водорослей (зеленых и сине-зеленых).

Живут лишайники на скалах, деревьях, почве, как на Севере, так и в тропических странах. Разные виды лишайников имеют различную окраску -- от серой, желтоватой, зеленоватой до бурой и черной. В настоящее время известно более 20 000 видов лишайников. Изучает лишайники наука, которая называется лихенологией (от греч. «лейхен» -- лишайник и «логос» -- наука).

По морфологическим признакам (внешнему виду) лишайники делятся на три группы.

1. Накипные, или корковые, прикрепляющиеся к субстрату очень плотно, образуя корку. Эта группа составляет около 80% всех лишайников.

2. Листоватые, представляющие собой пластинку, похожую на пластинку листа, слабо прикрепленную к субстрату.

3. Кустистые, представляющие собой свободные маленькие кустики.

Размножаются лишайники вегетативно, кусочками слоевища, а также особыми группами клеток, появляющихся внутри их тела. Эти группы клеток образуются во множестве. Тело лишайника разрывается под давлением их разросшейся массы, и группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками.

Лишайники служат кормом домашним животным, например, Ягель (Cladonia) и Исландский мох -- традиционный корм северных оленей.

С давних пор используются лишайники и как лечебное средство. Известно, что Lobaria pulmonaria использовалась в Средневековье против лёгочных болезней, а лишайники, выросшие на черепе мертвеца,-- против эпилепсии. Цетрария исландская (Cetraria islandica) добавляется в средства от кашля, в Уснее (Usnea) был обнаружен антибиотик усниновая кислота, применяемый для лечения кожных и других болезней.

Лишайник Usnea filipendula растёт только в местах с очень высоким качеством воздуха. Лишайники являются организмами-индикаторами (биоиндикаторы) для определения условий окружающей среды, в частности, качества воздуха (лихеноиндикация).

Благодаря тому, что лишайники долго живут и растут с постоянной скоростью, по ним можно определить возраст породы (отступление ледника или время постройки нового здания) (лихенометрия). Чаще всего для этой цели используются жёлтые лишайники рода Rhizocarpon. Этот метод, однако, не всегда точен из-за несоразмерного роста лишайника и не является бесспорным, а потому должен использоваться только тогда, когда нельзя прибегнуть к радиоуглеродному анализу.

Долгое время из лишайников литорального рода Roccella и вида Pertusaria corallina получали ценный пурпурный краситель. Карл Линней упоминал в своём «Plantae tinctoriae» («Растения красящие») шесть лишайников-красителей. Краситель и химический индикатор лакмус также получают экстракцией из Roccella. Evernia и Parmelia применяются в Шотландии и Скандинавии для окрашивания шерсти и ткани. Особенно приятные жёлтые и коричневые тона могут быть достигнуты. Также интересно применение лишайника Xanthoparmelia camtschadalis (неверный, но часто используемый синоним -- Parmelia vagans) жителями Нижнего Поволжья для окрашивания пасхальных яиц.

Лишайники представляют собой симбиотические ассоциации микроскопических зеленых водорослей и грибов. На нашей планете существует более 25000 видов лишайников.

Характеристика лишайников

Лишайники представляют собой особенные организмы. Несмотря на то, что лишайники произошли вследствие симбиоза водорослей и грибов, они отличаются от них как формой, так и спецификой обмена веществ.

Лишайник состоит из переплетенных гифов грибниц, среди которых располагаются нитки или клетки водорослей. У некоторых видов лишайников нитки водорослей и гифы грибов разделены между собой.

Тело лишайников называется талломом. Таллом лишайников может иметь самый разнообразный цвет и форму. За цвет лишайника отвечает специальный пигмент, который образовывается исключительно при солнечном цвете.

Поэтому, чем больше света в месте, где растет лишайник, тем ярче его внешний окрас. Чаще всего можно встретить лишайники оранжевого, коричневого, зеленого, фиолетового и синего цвета.

Виды лишайников

Согласно морфологическим признакам, лишайники можно поделить на три группы:

- Накипные . Таллом накипных лишайников имеет вид плоской корочки, которая плотно прилегает к внешней поверхности субстрата, иногда срастаясь с ней. Благодаря этой особенности, накипные лишайники могут жить на коре деревьев, скалах, бетонных поверхностях.

Листоватые. Листоватые лишайники обладают пластинчатой формой. Они могут относительно плотно прикрепляться к поверхности деревьев или скал за счет выростов, расположенных на внутреннем корковом слое.

- Кустистые . Таллом кустистых лишайников представлен множественными плоскими и округлыми веточками. Преимущественно кустистые лишайники живут на кронах деревьев и на земле.

Размножение лишайников

Размножение лишайников происходит преимущественно вегетативным путем. Большинство лишайников размножается при помощи таллома и его отростков (изидии).

Зачастую изидии имеют форму листика или небольшой веточки, которые при воздействии воды или порыва ветра отрываются от материнского тела и образовывают новый организм.

Некоторые виды лишайников размножаются при помощи соредий – колбочки, которые образовываются внутри таллома и содержат в себе диаспоры. При созревании, соредии выходят наружу, распыляя на внешнюю поверхность споры.

Экология лишайников

Главной характеристикой лишайников является их медленный рост. Именно поэтому они выбирают для жизни пустынные места, где другие растения не препятствуют осуществлению фотосинтеза. Невысокая скорость роста позволяет лишайникам не использовать много влаги и минеральных веществ.

Развитые механизмы защиты позволяют лишайникам расти на таких открытых и незащищённых поверхностях как скалы, камни и бетон. Также эти организмы обладают высоким коэффициентом термостойкости: они могут переносить температуру от -50 до +80 градусов по шкале Цельсия.

Ареол обитания лишайников невероятно широкий: их можно встретить как на заснеженных скалах Антарктики, так и на территориях Африки.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: продолжить развивать представление о многообразии живых организмов на Земле; познакомить с особенностями строе-ния и жизнедеятельности лишайников как симбиотических ор-ганизмов, состоящих из гриба и водоросли; дать представление о возможных путях формирования подобного организма; пока-зать приспособленность лишайников к обитанию в различных условиях; раскрыть роль лишайников в природе и хозяйственной деятельности человека.

Оборудование и материалы: таблицы: «Лишайники», «Водорос-ли», «Грибы», коллекция лишайников различной формы, конвер-ты с заданиями для игры «Дискуссия».

Ход урока

Актуализация знаний

Ответьте на вопросы.

Каковы основные характерные особенности грибов?

Какие группы грибов вам известны?

Приведите примеры шляпочных грибов.

Приведите примеры плесневых грибов.

Какие грибы могут вступать в симбиотические отношения с корнями растений?

Какую пользу из этих отношений извлекает гриб?

Каково значение микоризы для растений?

Выполните задание

Распределите признаки грибов по сходству с:

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

На предыдущих уроках мы познакомились со строением и жизнедеятельностью различных грибов.

Вспомните, какой тип питания характерен для грибов. (Грибы — гетеротрофные организмы. Они питаются гото-вым органическим веществом и не способны его синтезировать самостоятельно.)

Что такое симбиоз? (Симбиоз — это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит поль-зу обоим организмам или одному из них и не наносит ощути-мого вреда ни одному из них.)

Вы помните, что грибы способны вступать в симбиотические отношения с корнями деревьев.

Как называется симбиоз гриба и корней растения? (Мико-риза.)

Интересно то, что грибы способны вступать в симбиотические отношения не только с корнями деревьев, но и с водорослями. Та-кой симбиоз гриба и водоросли называется лишайником. Лишай-ники — крайне своеобразная группа живых организмов. К ним относится более 25 000 видов. Встречаются они на всех конти-нентах, в том числе и в Антарктиде. Тело лишайника называется слоевищем

Вспомните, тело каких организмов тоже называется слое-вищем. (Многоклеточных водорослей.)

Слоевище различных лишайников бывает разнообразным по форме, размеру, цвету, строению и может иметь вид листа, кустика, трубочек, пены и т. д.

Лишайники неприхотливые организмы. Их можно встретить и в безжизненной пустыне, и на Крайнем Севере, и на голых ска-лах. Для нормальной жизнедеятельности им нужны свет и влага, которую они впитывают всем телом, получая ее во время дождей либо поглощая из воздуха (роса, туман и т. д.). В сильную жару лишайники высыхают и кажутся безжизненными, легко ломаются и крошатся. Но с появлением воды они снова как бы оживают. Продолжительность жизни большинства лишайников составляет 50—100 лет, но есть виды, живущие и значительно дольше. Обыч-но лишайники растут очень медленно. Средний прирост за год составляет всего 1—5 мм.

Единственное условие, к которому лишайники очень чувстви-тельны, — это загрязнение воздуха. Особенно восприимчивы ли-шайники к соединениям серы и свинца. Именно поэтому в черте города они встречаются гораздо реже, чем в лесу. Благодаря этому свойству их используют как индикторы загрязнения окружающей среды.

В зависимости от внешнего облика слоевища лишайники при-нято делить на три типа: листовые, кустистые и накипные.

Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 55; учебник В.В. Пасечника § 13), заполните таблицу.

Строение лишайников с различным типом слоевища

Тип лишай-ников

Особенности строения

Накипные

Имеют вид корочки или пены, плотно сросшейся с субстратом, толщиной до 5 мм. Обитают на поверхности почвы, коре деревьев, камнях

Леканора, ле- цидея, плако- диум, графис, бацидия

Листовые

Более организованные. Имеют округлую форму, часто с изрезанными краями. или рассечены на мелкие лопасти. Диа-метр до 20 см. Прикрепляются к суб-страту пучками грибных гиф

Пармелия, ксантория, лобария, пельтигера

Кустистые

Наиболее высокоорганизованные. Слое-вище по внешнему виду напоминает ку-старничек. Размер до 50 см. Эпифитные повисающие лишайники (уснея) могут достигать длины 8 м

Кладония (в том числе ягель), цетра- рия, эверния, уснея

(В некоторых учебниках не даны названия лишайников. В этом случае первые две колонки учащиеся заполняют самостоя-тельно, а третий — совместно с учителем. На выполнение задания отводится около 2—5 мин.)

Продолжение рассказа учителя с элементами беседы

Цвет слоевища лишайников: от серовато-белого, почти бес-цветного до яркоокрашенного — красного, зеленого, желтого, черного. Само слоевище , как мы уже говорили, состоит из гриба и водоросли , настолько тесно взаимосвязанных друг с другом, что их можно рассматривать как самостоятельный организм. Если сделать тонкий срез слоевища лишайника и посмотреть под мик-роскопом, можно увидеть переплетение бесцветных нитей гиф гриба , между которыми расположены водоросли одиночно или группами. Иногда гифы гриба проникают внутрь водорослей. В состав лишайников могут входить разнообразные зеленые и си-не-зеленые водоросли.

Вспомните, чем являются сине-зеленые водоросли. (Это фотосинтезирующие бактерии цианобактерии.)

Чаще всего водоросли, входящие в состав лишайников, одно-клеточные , но встречаются и многоклеточные .

Как вы думаете, каковы функции каждого из организмов, входящих в состав лишайника? (Учащиеся высказывают свои предположения.)

Нити гриба поглощают воду и растворенные в ней минераль-ные вещества, а клетки водоросли синтезируют органические вещества. Таким образом, водоросль обеспечивает гриб органи-ческими веществами, а гриб водоросль — минеральными вещест-вами и водой. Интересно то, что некоторые водоросли, входящие в состав лишайников, иногда встречаются в природе самостоя-тельно (являются свободноживущими). Грибы, входящие в со-став лишайников, отдельно не встречаются. И если их лишить водорослей-симбионтов — погибают.

Размножаются лишайники преимущественно кусочками слоевища, а также особыми группами клеток гриба и водоросли. Эти клетки образуются внутри тела лишайника и разносятся при помощи ветра и воды (например, после дождя). Таких клеток, служащих для размножения, на теле лишайника образуется до-статочно много. Кроме того, и грибы, и водоросли, входящие в состав лишайника, размножаются теми способами, которые характерны для их свободноживущих организмов. Грибы образуют споры, водоросли размножаются преимущественно вегетативным путем.

Лишайники — своеобразная группа жи-вых организмов, произрастающих на всех континентах, в том числе в Антарктиде. В природе их насчитывают более 26 тыс. видов.

Долгое время лишайники были загадкой для исследователей. Хотя люди издревле использовали их для окрашивания тканей, в лекар-ственных целях и даже в пищу, но называли их по-разному: то мхами, то водорослями, то «хаосом природы» и «нищетой растительности». На-конец в 1867 г. учёные раскрыли сущность организма лишайников — он оказался симбиозом гриба и водоросли или цианобактерии.

Однако до сих пор исследователи не пришли к единому мнению от-носительно положения лишайников в системе живой природы: одни от-носят их к царству растений, другие — к царству грибов.

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 55; учебник В.В. Пасечника § 13), а также знаниями, по-лученными на уроке, и личным опытом, ответьте на вопрос: каково значение лишайников в природе, а также в жизни и хозяйственной деятельности человека?

(На выполнение задания отводится около 5 мин, после чего учитель берет на проверку 2—3 тетради, а 2—3 ученика отвечают устно.)

Лишайники

Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Хостинг презентаций

Лишайники — это симбиотические ассоциации грибов (микобионт) и микроскопических зелёных водорослей и/или цианобактерий (фотобионт, или фикобионт); микобионт образует слоевище (таллом), внутри которого располагаются клетки фотобионта. Гриб в этом случае либо сумчатый, либо базидиальный, а водоросль либо зеленая, либо сине-зеленая. Поселяются лишайники обычно на голых скалах или стволах деревьев. Водоросль снабжает гриб органическими продуктами фотосинтеза, а гриб обеспечивает водой и минеральными солями.

Лишaйники растут очень медленно и чувствительно к загрязнению окружающей среды, поэтому они являются идеальным индикатором загрязнения атмосферы, особенно сернистым газом. Слоевище лишайников имеет разные формы, размеры и окраску.

Органами прикрепления лишайников являются ризоиды и ризины (соединенные в тяжи ризоиды).

Разнообразие лишайников

Лишайники бывают белые, серые, желтые, оранжевые, зеленые, черные ; это определяется характером пигмента в оболочке гиф. Пигментация способствует защите от чрезмерного освещения или, наоборот, помогает поглощать больше света (черный пигмент лишайников Антарктиды).

По форме и характеру прикрепления к субстрату различают три группы лишайников:

  • накипные формы - имеют вид корки или налёта, плотно прирастающего к субстрату (леканора съедобная, графис, лецидея);
  • листоватые формы - имеют вид пластинок с рассечёнными, ветвящимися лопастями; их сходство с листьями весьма отдалённое (ксантория — стенная золотянка, пармелия);
  • кустистые лишайники - прямостоячие или свисающие кустики. (кладония, ягель — олений мох, цетрария — исландский мох, бородач).

По анатомическому строению лишaйники делятся на гомеомерные (водоросль разбросана по всему телу лишайника) и гетеромерные (водоросли образуют в слоевище обособленный слой).

Лишайников с гетеромерным талломом большинство. В гетеромерном талломе верхний слой - корковый , сложенный гифами гриба. Он защищает таллом от высыхания и механических воздействий. Следующий от поверхности слой - гонидиальный , или альгальный , в нём располагается фотобионт. В центре располагается сердцевина , состоящая из беспорядочно переплетённых гиф гриба. В сердцевине в основном запасается влага, она также играет роль скелета. У нижней поверхности таллома часто находится нижняя кора , с помощью выростов которой (ризин ) лишайник прикрепляется к субстрату. Полный набор слоёв встречается не у всех лишайников.

Размножение лишайников

Размножение лишайников происходит спорами или вегетативно: фрагментами слоевища (изидиями и соредиями). Половое размножение обеспечивают специальные участки слоевища, формирующие споры. Спора прорастает в гифу, и при встрече с подходящей водорослью формируется новый лишайник.

Роль лишайников в природе и жизни человека

Роль лишайников в природе сложно переоценить. Они являются «пионерами» в формировании растительных сообществ. Выделяя органические кислоты, лишайники разрушают материнскую породу, а при отмирании их органика вместе с ней формирует первичную почву, на которой могут поселиться растения. Лишайники служат кормом для многих животных (олений мох или ягель), являются местообитанием для многих беспозвоночных.

Роль в жизни человека . Лишайники служат индикаторами загрязнённости воздуха. Некоторые виды используются человеком в пищу (лишайниковая манна). Также лишайники используются в промышленности (изготовление лакмуса), в парфюмерии (получение ароматических веществ), в фармацевтической промышленности (получение препаратов против туберкулёза, фурункулёза, эпилепсий и др.). Лишайниковые кислоты обладают также антибиотическими свойствами.

Таблица «Лишайники»

Это конспект по теме «Лишайники» . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту:
 


Читайте:



Какие продукты образуются и сколько молекул атф запасается в клетках Сколько молекул атф запасается в процессе

Какие продукты образуются и сколько молекул атф запасается в клетках Сколько молекул атф запасается в процессе

Энергетический обмен - это по-этапный распад сложных органических соединений, протекающий с выделением энергии, которая запасается в...

«У меня миллион навязчивых мыслей»: как жить с обсессивно-компульсивным расстройством?

«У меня миллион навязчивых мыслей»: как жить с обсессивно-компульсивным расстройством?

Представьте себе, что каждую секунду в вашей голове рождаются пугающие навязчивые мысли: вы боитесь наорать матом на коллегу, избить свою мать,...

Отчет по самообразованию "развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста" Отчет по самообразованию воспитателя первой младшей группы

Отчет по самообразованию

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Космос» Города Балашова Саратовской области» ОТЧЕТ ПО...

Образование государства русь

Образование государства русь

1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 32 Причины возникновения: У восточных славян родоплеменные, кровнородственные отношения сменяются на военные, политические и...

feed-image RSS