Реклама

Главная - Витале Джо
История существования древнего китая. Древний Китай: история. Изобретения и книги Древнего Китая Возникновение китая кратко

История Китая начинается со времён легендарного правителя Фу Си, жившего за 30-40 веков до начала нашей эры. Предположительно боги вдохновили его на написание священной книги Древнего Китая «Ицзин», из которой проистекла теория о том, что физическая Вселенная возникла и развивается благодаря чередованию инь и ян. Также Фу-Си считается мифологическим отцом-основателем и наиболее почитаемым древним правителем Китая.

Если же не брать в расчет мифологические персонажи, что касается официальных письменных исторических источников, то в них не упоминается никаких правителей Китая, предшествующих династии Шан (1766-1122 гг. до н. э.). Именно с правителей династии Шан начинается достоверная, письменно подтвержденная история Китая.

Краткая история Китая

Правители Шан были свергнуты династией Чжоу, которая поначалу выстроила свою столицу близ современного Сианя, а позднее, приблизительно в 750 г. до н. э., бежала от вторгшихся в страну варваров и обосновалась рядом с нынешним Ляояном. В ранний период правления династии власть была сосредоточена в руках императора, но позднее местные правители образовали почти независимые государства. С 770 г. до н. э. эти правители вели друг с другом ожесточенные войны, и весь период с 476 по 221 гг. до н. э. получил название «Сражающихся царств». В то же время Китай подвергался нападениям варваров с севера и северо-востока. Тогда и было решено построить громадные стены для защиты территории. В конце концов основная власть сосредоточилась в руках принца Цинь, войско которого свергло правителя Чжоу.

Новый император Цинь Ши-Хуан-ди стал основателем династии Цинь в 221 г. до н. э. Он был одним из наиболее прославленных императоров в истории Китая и первым объединил китайскую империю. После смерти императора Цинь Ши- Хуан-ди в 210 г. до н. э. развернулась борьба за власть между губернаторами провинций, и победитель, Лю Бан, основал династию Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.). При правлении династии Хань территория Китая значительно расширилась. После падения династии Хань борьбу за власть развернули 3 царства - Вэй, Шу и У. Спустя краткое время в войну вступили 16 провинций. В 581 г. до н. э. основатель династии Суй захватил власть и приложил усилия к объединению империи. Работа началась с Великого канала, соединяющего низовья Янцзы со средним течением Хуанхэ.

После падения династии Суй, в эпоху Тан, история Китая достигла расцвета. Именно в этот период Китай стал самым могущественным государством мира и представлял основную силу в Восточной Азии. Население Сианя, столицы империи, превышало 1 млн. человек, процветала культура: развивалась классическая живопись, такие искусства, как музыка, танец и опера, производились великолепные керамические изделия, был открыт секрет белого полупрозрачного фарфора. Доминировали конфуцианская этика и буддизм, наблюдался прогресс в науке - преимущественно в астрономии и географии.

Ближе к концу IX в. начались вторжения на территорию Китая соседних народов, кроме того, постоянно вспыхивали внутренние восстания. В 907 г. династия прекратила существование и быстро сменилась пятью другими. В этот беспокойный период китайской истории были введены бумажные банкноты и изобретен примитивный печатный станок. В начале XIII в. в Китай вторгся Чингисхан. К 1223 г. его войска захватили все земли к северу от Хуанхэ. Династия Сун прекратила существование в 1279 г., когда Хубилай завладел всем Китаем и стал императором.

Монгольская династия Юань учредила столицу государства в Ханбалыке, нынешнем Пекине. Впервые в истории всем Китаем управляли чужестранцы, и государство стало частью обширной империи, простиравшейся до Европы и Персии на западе и охватывающей равнины и степи Сибири на севере. Присутствие чужих воинов на землях Китая и захват монголами пригодных для использования земель в конце концов привели к «восстанию красных повязок» в середине XIV в. Империя монголов начала рушиться после смерти Хубилая в 1297 г., и торговые пути вновь стали небезопасными. Несколько позже монголов изгнали за пределы Китая, а династия Мин воцарилась сначала в Нанкине, а потом - в Пекине. В это время активно развивалась архитектура, выращивались новые сельскохозяйственные культуры, власть сосредоточилась при дворе, были отправлены крупные морские экспедиции на Яву, Шри-Ланку и даже к Персидскому заливу и Африке.

Маньчжуры были вторым чужим народом, захватившим Китай, однако они настолько быстро приспособились к китайской культуре, что уже через несколько поколений мало кто из маньчжуров говорил на родном языке. Границы империи значительно расширились, первые 150 лет правления маньчжуров в стране царили мир и процветание. В начале XIX в. европейские корабли начали все чаще появляться у побережья, царская Россия завладела Сибирью. Ввиду «опиумных войн» (1839-1842) Шанхай и Нанкин перешли в руки англичан, пять портов были открыты для торговли, а войска Великобритании оккупировали Гонконг.

Кроме того, угрозу для маньчжурского двора представляло восстание тайпинов (1848-1864) под предводительством религиозного фанатика, называвшего себя братом Иисуса Христа. Он и его последователи захватили большую территорию Китая и учредили Небесную столицу в Нанкине. Попытки восставших завладеть Пекином и слабое сопротивление маньчжуров побудили британцев и французов добиваться у императора новых концессий. Результатом стало Пекинское соглашение, по которому дополнительные порты открывались для иностранных торговцев, гарантировались экстерриториальные права и другие привилегии иностранцам в Китае. Союзные войска и армия маньчжуров разгромили тайпинов, Нанкин был отвоеван. Но вскоре началась война Китая с Японией (1894- 1895), в результате которой Китай потерял Корею, Тайвань и Пескадорские острова.

В 1900 г. «Общество справедливых кулаков», или «Боксеры», вторглись в Пекин и атаковали квартал, где жили иностранцы. Осада продолжалась 50 дней, пока не прибыли экспедиционные силы семи западных государств и Японии. «Боксерам» пришлось бежать. Революционное движение в Китае в конце концов привело к падению династии Цин в 1911 г. В это время революционеры в Нанкине создали свое правительство. Сунь Ятсенбьш провозглашен первым президентом 1 января 1912г.,но не он, а генерал Юань Шикай вынудил маньчжуров отречься от престола в 1912 г. и провозгласил Китай конституционной республикой.

Столицей государства был объявлен Пекин. В том же году Сунь Ятсен сформировал партию гоминьдан, которую Юань Шикай в 1913 г. объявил вне закона. Юань пытался стать императором, но его попытка провалилась. После его смерти в 1916 г. Япония воспользовалась внутренними беспорядками в Китае, чтобы захватить провинцию Шаньдун, и выдвинула так называемое «двадцать одно требование», по которым власть в Китае переходила в руки японцев. Китай был вынужден согласиться на эти требования, и с тех пор этот день считается днем национального траура.

В 1917 г. Китай вступил в Первую мировую войну, прежде всего движимый желанием отвоевать потерянные провинции, но на Версальской мирной конференции претензии Китая были отклонены. В июле 1921 г. в Шанхае была образована китайская Коммунистическая партия, одним из лидеров которой стал Мао Цзэдун. В 1924 г. партия гоминьдан, лишившись поддержки западных демократических государств, была переформирована Сунь Ятсеном под руководством советского правительства. При поддержке русских коммунистов была образована революционная армия.

Сунь Ятсен умер в 1925 г., а национальное правительство провинции Гуанчжоу возглавил Чан Кайши. Войска националистов двинулись на север, захватывая провинцию за провинцией, и в 1927 г. достигли Шанхая. В апреле 1927 г., после расправы над членами Коммунистической партии, в Нанкине было создано временное националистское правительство, которое западные державы признали в 1928 г. Президентом страны стал Чан Кайши. В течение почти 10 лет Чан Кайши пытался восстановить политическое единство по всей стране, но столкнулся с мощной оппозицией. В 1931 г. Япония захватила Маньчжурию, и к 1933 г. войска приблизились к предместьям Пекина.

К 1935 г. Мао Цзэдун провозгласил себя лидером китайской Коммунистической партии. В течение полугода началось полномасштабное вторжение в Китай японских войск, а к октябрю 1938 г. японская армия контролировала все восточные провинции от Маньчжурии до Гуаньдуна. В Пекине и Нанкине были созданы марионеточные правительства. Войска гоминьдана отступили к Чунцину, коммунисты заняли провинцию Шэньси, руководя партизанской войной на оккупированных территориях.

В 1945 г., после разгрома японской армии в Тихоокеанском регионе, капитулировали японские войска в Китае. Армия Чан Кайши с помощью военно-воздушных сил США захватила в плен остатки японских войск и тем самым обрела контроль над главными стратегическими пунктами территории, оккупированной японцами. В 1949 г. разразилась гражданская война в Китае. Прибегая к той же тактике партизанской войны, которой они овладели во время оккупации, коммунисты к 1948 г. захватили почти все северные земли, в январе 1949 г. взяли Пекин. Войска Чан Кайши бежали на Тайвань.

1 октября 1949 г. Мао Цзэдун провозгласил образование Китайской Народной Республики. Первые действия нового правительства были направлены на восстановление экономики и создание социалистических учреждений. Китайцам в этом помогал Советский Союз согласно Пакту о советско-китайской дружбе, заключенному в феврале 1950 г. В страну прибывали советские специалисты, Китай получал оборудование, необходимое для восстановления экономики. В октябре 1950 г. Китай вступил в Корейскую войну. В то же время в стране были введены аграрные реформы, чтобы обеспечить более справедливое распределение земли, но они сопровождались казнями бывших землевладельцев и зажиточных крестьян. Кроме того, предпринимались меры против политической и экономической коррупции.

В 1953 г. был принят первый пятилетний план, попытка развития китайской экономики по советской модели, в котором был сделан упор на развитие тяжелой промышленности. Земля, отданная крестьянам согласно земельной реформе, была отнята обратно в процессе создания коллективных хозяйств. В 60-х годах начался разрыв отношений между Китаем и СССР. Все советские специалисты были отозваны, программы помощи прекратились. В 1962 г. власти были вынуждены преобразовать коммуны в более эффективные небольшие хозяйства. В том же году столкновения на границе с Индией вылились в войну. Два года спустя в Китае был произведен взрыв атомной бомбы.

В 1966 г. началось движение хунвэйбинов, охватившее весь Китай. Когда в 1968 г. восстание удалось усмирить, Мао вновь оказался у власти. В 1969 г. произошли серьезные схватки между пограничными войсками Китая и СССР на реке Уссури. В 1971 г. преемник Мао Линь Бяо попытался заручиться поддержкой армии и совершить переворот, но потерпел поражение и был убит на границе с Монголией при попытке бежать в СССР. Год спустя президент США Р. Никсон посетил Китай с целью заключения коммюнике, по которому США признавали право Китая на Тайвань как неотъемлемую часть страны.

В 1976 г. умер премьер-министр Чжоу Эньлай, а спустя короткое время радикально настроенные круги партии развернули бурную кампанию против его вероятного преемника Дэн Сяопина, который в апреле был смещен со всех постов. В июле Китай пострадал от сильнейшего землетрясения в Тяньшане, неподалеку от Пекина, при котором погибло по меньшей мере 240 тысяч человек и был нанесен огромный ущерб одной из крупных промышленных зон страны. В сентябре умер Мао.

В 1977 г. Дэн Сяопин был восстановлен на всех постах и возглавил фракцию умеренных, пытающихся двигаться путем экономического развития и реформ. Китай начал работу по программе «четырех модернизаций», которой предстояло укрепить промышленность, сельское хозяйство, науку и оборону. В 1980 г. прозвучала критика действий Мао Цзэдуна и его серьезных ошибок в последние годы правления. 3 июня 1989 г. на разгон студенческих демонстраций были брошены войска. Сотни человек погибли, тысячи были арестованы. Чжао Цзыян был смещен с поста генерального секретаря. В 1994 г. в Китае был отменен официальный контроль над обменом валюты, юань обрел твердый курс.

История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов, обозначаемых в исторической литературе по имени царствующих династий:

  1. период Шан (Инь) (XV-XI вв. до н.э.);
  2. период Чжоу(XI - III вв. до н.э.):
  • Чуньцю (VIII - V вв. до н.э.);
  • Чжаньго - "борющихся царств" (V-III вв. до н.э.), последний завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н.э. - III в. н.э.).

Первые очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае начали возникать во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ на базе перешедших к оседлому земледелию родовых групп иньских племен. В иньском Китае вследствие разложения родоплеменных связей, прогрессирующего разделения труда выделяются социальные группы:

  1. правитель-ван и его приближенные, родственники, сановники, племенные вожди;
  2. рядовые соплеменники;
  3. чужаки-иноплеменники, превращаемые, как правило, в рабов.

Создание первоначального примитивного государственного образования в Шан (Инь) было связано с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты территорий. В эпоху Инь утверждается верховная собственность царя-вана на землю.

Социальное и политическое развитие народов всего бассейна реки Хуанхэ было значительно ускорено завоеванием царства Инь в конце XII в. до н.э. пришедшими с запада чжоусскими племенами, которые установили господство над населением всего Северного Китая, над множеством разрозненных родоплеменных коллективов, находящихся на различных стадиях разложения родовых отношений. Чжоусский ван был поставлен перед необходимостью организации управления огромной территорией. С этой целью он передал завоеванные земли в наследственные владения своим родственникам и приближенным, которые вместе с землей получали и соответствующие титулы.

Первоначально власть титулованных владельцев уделов сдерживалась силой центральной власти. Однако в VIII в. до н.э. удельные правители, бывшие верные подданные вана, начинают приобретать фактически полную независимость. Власть вана ограничивается пределами его владения-домена. Таким образом, в чжоусском Китае господствует раздробленность с характерной ей междуусобицей, приводящей к захвату то одним, то другим местным царством позиций гегемона, к поглощению им более мелких царств.

Долголетние непрерывные войны привели к экономическому упадку, к разрушению ирригационных сооружений и, наконец, к осознанию необходимости мира, сближения народов Китая. Выражением новых настроений стали проповедники конфуцианской религии. Несмотря на войны, в период Чжаньго усиливаются экономические и культурные контакты различных районов и народов, что приводит к их сближению, к "собиранию" земель вокруг семи крупных китайских царств.

В истории Древнего Китая V в. до н.э. зарождается действие тех факторов, которые приводят к объединению царств в единую империю, где господствующей политической идеологией и стало конфуцианство. В этих условиях происходит интенсивное разложение общинной и утверждение на землю, создание крупного частного землевладения.

Все это приводит к тому, что в последние века до н.э. в Китае проявляется противоборство двух тенденций в развитии общества :

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  1. через победу крупной частной собственности на землю - путь раздробленности, междуусобиц;
  2. через упрочение государственной собственности на землю и создание единого централизованного государства.

Утверждается второй путь, носителем которого выступает царство Цинь. В 221 году до н.э. оно победоносно закончило борьбу за объединение страны.

Основы социальных порядков, государственная машина, созданные в циньском Китае, оказались столь приспособленными к нуждам империи, что они без всяких изменений были перенесены в Хань. Став традиционными, они фактически сохранились в императорском Китае до буржуазной революции 1911-1913 гг.

Сословно-классовое деление в Древнем Китае.

В шаньско-иньском (XV-XII вв. до н.э.) и раннечжоусском (XI-Х вв. до н.э.) переходном от общинно-родового к классовому обществу Китае складывающиеся сословно-классовые границы проходили между тремя социальными слоями:

  1. привилегированной правящей родовой аристократией, состоящей из верховного правителя, его родственников и приближенных, местных правителей с их родственниками и приближенными, а также из глав родовых и большесемейных (клановых) объединений;
  2. свободными крестьянами-общинниками;
  3. бесправными рабами, которые находились в услужении у представителей знати.

Правящая знать жила за счет эксплуатации не только рабов, но и общинников-крестьян, присвоения их прибавочного продукта.

В связи с дальнейшим развитием государственного аппарата, усложнением управленческих функций в чжоусском Китае формируется еще одно привилегированное сословие - чиновников различных рангов, существующих за счет той же ренты-налога, получаемой в форме "кормления" с определенных общин, территорий.

Разложение общинной собственности на землю, присвоение общинной земли (особенно "общественных полей") знатью, верхушкой чиновничества приводит в VI, V вв. до н.э. к росту как крупного, так и мелкокрестьянского частного землевладения, а вместе с тем и к увеличению числа безземельных и малоземельных крестьян, которые становятся, как правило, арендаторами-издольщиками на частновладельческих и государственных землях.

Несмотря на качественный перелом в экономике в это время, процесс образования классов в Древнем Китае шел медленно. Основная эксплуатируемая масса населения не была однородной ни с классовой, ни с сословной точек зрения. В нее входили:

  1. работники, лишенные полностью или в значительной мере собственности на землю и на другие средства производства;
  2. арендаторы-издольщики из свободных безземельных и малоземельных крестьян;
  3. рабы;
  4. наемные работники.

Эксплуататорский социальный слой был также неоднороден. Он состоял:

  1. из титулованной знати;
  2. из ранжированного чиновничества;
  3. из незнатных крупных землевладельцев и купцов.

Выделялся еще один социальный слой, более однородный в классовом отношении, слой непривилегированных свободных мелких производителей, собственников средств производства - крестьян и ремесленников. Они находились под тяжким бременем налоговой эксплуатации.

Различия между тремя вышеуказанными общественными слоями находили выражение и в . "Благородные" противопоставлялись законом и традицией как "подлым" (бесправным рабам, крепостным, оброчным невольникам), так и "простонародью" (свободному крестьянству, ремесленникам).

Реформы и в дальнейшем способствовали установлению определенного равновесия государственного и частного землевладения.

Государственный строй.

Деспотические черты правления стали складываться еще в иньском Китае, где сначала не существовало строгого порядка престолонаследия - наследовали братья, сыновья, племянники. В конце Инь престол стал передаваться старшему сыну. В это время складывался и административный аппарат, в котором чиновники из поколения в поколение занимали одни и те же должности, передаваемые по наследству, однако с соизволения вана.

В раннечжоусском Китае власть и вана окончательно сакрализуется. Он носит титул "сына Неба", который "управляется Небом", его называют "отцом и матерью" своих подданных. Ван - первосвященник.

Центром управления в чжоусском Китае был двор вана. Дворцовая система управления замыкала на дворце всю деятельность по обслуживанию самого вана и по управлению государственными делами. Близко к вану стоял цзай - управитель, который вместе с подчиненными ему чиновниками был глашатаем вана внутри дворца, ведал дворцовыми ремесленниками, следил за храмами предков вана и пр. Особое место при дворе занимали шаньфу (стольники), обслуживающие личные нужды вана, выполняющие универсальную и особо доверительную работу по выполнению его различных административных и военных поручений. Ряд должностей был связан с контроля над государственной хозяйственной деятельностью. Леса, воды, пастбища, например, были объектом забот особых чиновников, подчиненных "надзирателю земель".

По образцу двора вана строилось управление и в автономных уделах. Администрация в уделах возглавлялась удельными правителями - чжухоу, они опирались на советников и помощников. Правителей уделов собирал ван для обсуждения вопросов о "наказаниях, о ритуале, о справедливости". В VII-VI вв. до н.э. чжухоу, вышедшие из подчинения вана, стали заключать на своих съездах "клятвенные договоры" между собой, ставшие основной формой их взаимоотношений.

В циньско-ханьском Китае складываются централизованные деспотические империи. Победу централизации в Древнем Китае можно объяснить рядом причин, в частности этнической, духовной, культурной общностью населения Китая. Не последнюю роль сыграло и осознание наиболее дальновидными представителями правящих слоев Китая необходимости объединения, прекращения междуусобной борьбы "всех против всех".

Власть монарха в циньско-ханьском Китае обожествлялась. Правитель царства Цинь, объединивший в границах Циньской империи обширные территории, принял титул императора (ди). Император выступал в качестве символа, олицетворения "связывающего единства" страны. Важное место в государственном аппарате занимали органы, которые были связаны с ритуалом и обрядами, призванными поддерживать миф о божественном происхождении "сына Неба". В руках китайского деспота сосредоточивалась полнота военной и законодательной власти. Он был высшим судьей, стоял во главе многоступенчатого военно-бюрократического аппарата, назначал всех высших чиновников центрального и местного аппаратов.

Центральный аппарат империи включал в себя ряд ведомств: финансовое, военное, судебное, обрядов, сельского хозяйства, ведомство императорского двора, дворцовой стражи. Главы ведущих ведомств приглашались на совещания к императору, на которых обсуждались важные вопросы государственной жизни.

По сравнению с государственным аппаратом других древневосточных государств этот аппарат отличался и многочисленностью, и большим объемом полномочий, что в свою очередь определяло социальную значимость, престиж чиновничества.

Государственные формы эксплуатации податного крестьянства требовали установления четкого административно-территориального деления. Еще в Западном Чжоу в середине IX в. до н.э. появились первые элементы территориального деления. Здесь были введены округа, являющиеся налоговыми и военными единицами. Уездная территориальная администрация в Китае начала складываться еще в начале VII в. до н.э., в период существования удельной системы. В каждый уезд направлялся чиновник, ответственный перед правителем царства или крупного удела. Это впоследствии сыграло важную роль в ликвидации самой удельной системы, в укреплении власти центра на местах.

Циньско-ханьский Китай делился на области или округа − уезды – волости − общины (низшие административно-территориальные единицы). На местах действовала сложная система управления, основанная на соподчинении гражданских и военных чинов. Так, во главе каждой провинции стояли губернаторы, которые делили свою власть с представителями военного ведомства, в их подчинении были расквартированные там армейские подразделения. Только в пограничных областях гражданские и военные функции сосредоточивались в руках губернатора.

Община, несмотря на разрушение общинного землевладения, продолжала играть роль относительно обособленной единицы. Руководство общиной осуществляли староста и "отцы-старейшины". Низший административный персонал, начиная с волостных старейшин, не входил в состав чиновничества. Его представители, как и другие общинники, выплачивали налоги и несли трудовые повинности, но пользовались большой властью, вплоть до мобилизации общинников-крестьян для защиты общинной территории. Во главе городского самоуправления стоял совет старейшин (саньлао).

Весь Китай разделен на две большие части: западную, покрытую высочайшими горами мира - Гималаями, Куньлунем и Тянь-Шанем, и восточную, где основная часть территории - низменности и приморские районы. Практически все реки Китая текут на восток и образуют прекрасный мягкий климат, который пригоден для земледелия. Осень в Китае - теплая и сухая, а летом дуют муссоны с океана, принося огромное количество осадков. Почва была здесь наносной и содержала речной ил.

Зарождение китайской цивилизации

Зарождение китайской цивилизации произошло в нижней долине Желтой реки (Хуанхэ), которая несколько тысячелетий назад протекала значительно южней - на 450 км, чем сейчас. Длина Хуанхэ - 4000 км и вся ее долина стала местом развития цивилизации. Она несколько раз изменяла свое русло, стирая города и племена с лица земли. В китайской литературе встречается поэтическое название Хуанхэ - «Река, надрывающая сердце».

Современное англоязычное название Китая - China, - вероятней всего, происходит от императорской династии Цинь (Qin, произносится «чин»). При правлении именно этой династии страна стала единой. «Объединителем» был император (259–210 до н. э.), нерушимый императорский период продлился вплоть до 1912 г.

Природные особенности

В Китае - огромнейшее количество ископаемых и довольно разнообразная флора и фауна. В древние времена почти вся территория была покрыта лесами. Это было основным отличием Китая от Месопотамии и Египта и, может быть, послужило причиной того, что древние китайцы начали заселение реки не с устья, как обычно, а с середины.

Но условия для земледелия там были тяжелыми. Дело в том, что в Китае значительны сезонные колебания климата, и зимой редко, но выпадал снег. Летом же регион страдал от сильной жары. Лес тоже стал достаточно неожиданной проблемой - бурные наводнения вырывали деревья, которые оседали на дно и с течением времени повышали его уровень - именно потому Хуанхэ так часто меняла свое русло и именно потому разливы были так катастрофичны. И конечно, для регулировки такого рода разливов требовались очень серьезные усилия всех племен хань - китайцев. Как и везде, ирригационные работы потребовали объединения племен, развития орудий труда и создания государства.

К тому же в Китае весьма оригинально решили проблему с одеждой. Как правило люди выращивали растения, из которых производили волокно. В Китае же с древних времен выводили гусениц тутового шелкопряда. Для этого выращивается тутовое дерево, чьими листьями кормят гусениц, куколку потом убивали паром, кокон увлажняли солью и сушили. После чего просто разматывали на деревянную раму.

Как известно, шелк и чай стали основными продуктами экспорта в более позднем Китае - уже к X столетию до н. э. за китайский шелк дрались все европейские страны. Вы думаете, это было просто? Великий шелковый путь связал воедино весь континент и позволил начать обмен культурами и знаниями. Но его еще следовало проложить. И позже обеспечить стоянками, проводниками…

Самая древняя цивилизация в мире?

Великий шелковый путь

Китай зачастую называют одной из самых древних цивилизаций в мире. Некоторые исторические достопримечательности, созданные на заре китайской цивилизации, ученые датируют 6000 годом до н. э.

Считается, что китайская история насчитывает 7 тысячелетий, т. е. зародилась в V-м тысячелетии до н. э. Треть ее занимает эпоха древнекитайской цивилизации, начало которой теряется в III–II тысячелетии до н. э., а конец приходится на крушение империи Хань (220 г. н. э.). Китай оказался в изоляции, и его культура оказалась весьма своеобразной.

Даже жесткая необходимость проложить торговый путь за шелком не смогла найти короткого пути в Китай, и путешественники огибали его с севера, проходя через одну из самых опасных пустынь на планете - Гоби. Морской путь был открыт, и древние хроники много говорят о великом китайском флоте, но, тем не менее, даже с Индом связь древнего Китая не найдена.

Так же, как и в остальных местах мира, Китай проходит путь от кости и камня к меди и бронзе, и случается это несколько позднее, чем в Месопотамии.

В Китае также была прекрасная глина - каолин. Вдобавок к хорошим технологическим свойствам она еще была белого цвета и, после изобретения гончарного круга, керамика получила широчайшее распространение. В XX столетии в Яншао (город в провинции Хэнань, уезда Мяньчи) была обнаружена расписная керамика, которую датировали V–IV тысячелетиями до н э.

Интересно, что в Китае образовалась существенно другое мировоззрение и религия, нежели в Египте, Месопотамии или даже Индии. Во-первых, жрецы не приобрели подавляющего влияния на общество, во-вторых, в жизненных ситуациях доминировало рациональное рассмотрение (может быть, из-за этого китайская медицина получила столь существенное развитие еще в III тысячелетии до н. э.?) В-третьих, этика всегда имела приоритет над всеми сторонами жизни, в том числе над жрецами. Китайцы не пытались изменить природу под себя, как это сделали западные коллеги, а провозгласили необходимость жить с ней в согласии.

Китайские воздушные змеи («бумажные птицы», «Эолова арфа») были изобретены около 3000 лет назад. Изначально их использовали не в развлекательных целях, а военных. Змеи запускали в воздух для устрашения врага в бою. Марко Поло (1254–1324) в своих дневниках отмечал, что при помощи воздушных змеев моряки прогнозировали успешность рейса.

Кстати, уже к 500-м годам до н. э. Китай разрабатывал подземные жилы. Они добывали уголь из шахт глубиной до 50 м(!), природный газ, соль. Газ можно было жечь, и первые газопроводы делались из бамбука на расстояние «дня пути» от источника.

И конечно, такая упорядоченность требовала многого. К примеру, дорог, чья протяженность к III столетию до н. э. достигла 6.5 000 км. Ирригационные каналы, как и в Месопотамии, давно уже использовались не только для защиты от наводнений и орошения полей, но и как транспортные магистрали. В V веке до н. э. реки Хуанхэ и Янцзы соединили каналом длиной больше 400 км. Еще спустя два столетия через горную цепь был прорыт 200-километровый канал, который соединил север и юг страны. Еще спустя 200 лет началось строительство «Великого Канала» длиной в 2000 км. Кстати, ширина достигала 30 метров, а глубина - 9 метров, не говоря уже о Великой китайской стене…

Разумеется, все это не могло функционировать без своей письменности.

История и письменность

В отличие от Индии, Китай очень беспокоился о своей истории и стал ее записывать еще на гадальных костях и панцирях черепах в глубокой древности - еще в доиньский период, в XIV–XI вв. до н. э. Позже в качестве «бумаги» пошли бамбуковые планки (и именно тогда появился обычай писать сверху вниз) и шелк, а потом уже и рисовая бумага. Китай оставил после себя множество письменных источников, дающих возможность восстанавливать не только историю самого Китая, но и соседних стран. Империя Чжоу заимствовала письменность и продолжила ее. К XI столетию на бронзовых сосудах стали писать стихи.

Первый китайский университет был создан на 1200 лет раньше европейского - во II веке до н. э. в г. Лоян. Училось там вначале 50 человек, а спустя 100 лет - уже 3000 человек.

Последнее, пожалуй, о чем надо сказать, - это почему нельзя доверять китайским историкам. Ну, во-первых, в какой-то момент китайские династии менялись настолько быстро, что время правления некоторых императоров исчислялось месяцами, и каждый из них пытался быстро оставить свой след и свою интерпретацию истории. А, во-вторых, император Цинь Шихуанди, который в 221 году до н. э. объединил Китай. Он также очень беспокоился об истории своего государства и потому объявил, что право на существование имеют только книги по истории династии Цинь, а также по медицине, сельскому хозяйству и гаданию. А остальные следует сжечь.

В результате история Китая была переписана в угоду Шихуанди, а о том, что было в оригиналах, остается лишь гадать на тех самых оставшихся книгах. При этом была изменена датировка событий на более древнюю, что породило значительную путаницу в исследованиях. Конечно, какие-то книги остались несожженными, но их было мало. А запрет на создание библиотек и требование на сожжение держался более 50-ти лет. И позже, во времена уже следующей - Ханьской династии, - императоры все еще запрещали создание библиотек. А потом передумали и отменили запрет. И еще через несколько десятков лет император У-ди ввел систему государственных экзаменов на замещение должностей административных чиновников и учредил государственную библиотеку. По всей стране ездили люди и собирали уцелевшие книги. В 26 году до н. э. император Чен-ди издал указ о розыске ранее спрятанных книг, и был составлен первый каталог книг Китая и один из первых каталогов в мире. Но было уже поздно…

Доисторический период

Археологические находки показывают, что древние люди вида Homo erectus заселили территорию древнего Китая между 2,24 млн - 250 тысяч лет назад. В местности Чжоукоудянь вблизи Пекина были обнаружены останки так называемого синантропа, датирующиеся 550-300 тысяч лет назад. Синантропы умели изготавливать простые каменные орудия и добывать огонь.

Приблизительно 70 тысяч лет назад новые люди современного вида Homo sapiens заселили Китайскую равнину, тем самым вытеснив синантропов и их потомков. Более ранние остеологические подтверждения существования современных людей на территории Китая (человеческие останки со стоянки Люцзян) датируются 67 тыс. до н. э.

Государственность Китая имеет очень длинную историю. Легенды, возникновение которых историки относят к третьему тысячелетию до н. э. донесли до нас имена первых 3-х властителей и 5-ти китайских императоров.

Согласно современной историографии, первой династией Китая была Ся. Некоторые китайские ученые считают, что доказательством её существования служат раскопки городских поселений и могил вблизи Эрлитоу в провинции Хэнань. Эта археологическая культура датируется периодом от 2070 до 1600 года до н. э. В поселениях обнаружены мастерские для изготовления бронзовых сосудов, керамика, штампы с простейшими иероглифами. Большинство западных ученых отрицает существование этой династии..

Подведем итоги

Человеческих цивилизаций зародилось сразу 4, и произошло это в районе 5–4 тысячелетия до н. э. Зарождались они в плодородных местах рядом с широко разливающимся реками в теплом климате. Что и определило места зарождения. Это Месопотамия, Египет, Индия и Китай. И только потом появилось все остальное. В число безусловных плюсов Евразии вошла ее вытянутость вдоль широты, что дало возможность использовать уже одомашненные культуры и скот во всех похожих климатических областях.

Надо отметить, что есть данные о том, что все 4 цивилизации общались друг с другом. Так, к примеру, отдельные слова Шумера и Египта звучат одинаково, хотя языки у них - разные, и пишутся слова абсолютно по-разному. В том же Шумере были найдены амулеты, раковины и жемчужины, которые, безусловно, принадлежали Индии. Там же находили индийскую слоновую кость.

О связях с Китаем мало известно, но проникновение культур, возделывание и обработку которых знали только в Китае, также говорит само за себя.

Остаются два но! Зарождение цивилизации не означает, что именно в этих местах были первые люди. Известно, что на Аравийском полуострове или - уж тем более! - в Африке люди появились раньше. Наконец, последнее - не следует считать, что развитие цивилизаций определялось только географией и геологией. Это, безусловно, причина, и одна из важнейших, но не единственная.

Страна и население. Китай расположен на востоке Азиатского континента. Люди заселили широкие равнины, по которым протекают большие реки - Хуанхэ и Янцзы. На западе равнина переходит в плоскогорье, а далее и в скалистые горные хребты.
Наиболее плодородные земли в долине Хуанхэ. Столетиями река-труженица приносила частички желтого лёсса. Внешне он похож на песок, но очень плодороден. Из него состоят берега и долина Хуанхэ, что значит «Желтая река».
При достаточном количестве влаги на этой плодородной почве получали высокие урожаи. Они зависели не только от использования вод реки, но и от дождей, которые обильно выпадали в местах, близких к берегам Тихого океана. Часто в сезоны дождей вода переполняла Хуанхэ, которая губила десятки китайских поселений. Местные жители боялись этих бурных разливов, реку Хуанхэ они называли «рекой тысячи бедствий». Даже древнекитайский иероглиф «несчастье» изображал разлившуюся воду. Все это нашло отражение в мифах о громадных драконах, которые живут в водах реки.
Южные земли в долине Янцзы тоже плодородные. Но в древности здесь было много дремучих лесов. Люди начали позже заселять эту территорию.
На север от долины Хуанхэ раскинулись необъятные степи и пустыни. В них обитали кочевые племена скотоводов. Они часто нападали на китайцев.
Первые известия о древних китайцах. Возникновение китайского государства относят ко II тысячелетию до н. э. В это время в среднем течении Хуанхэ осели первые земледельцы. Они обрабатывали мягкую почву мотыгами. Сеяли в основном просо и пшеницу, выращивали овощи. Важные продукты давало животноводство.
Развитым было и ремесло, многие орудия труда и оружие делали из бронзы.
Китайцы первыми в мире стали производить шелковые ткани. Нить для этой ткани получали из шелковичных червей. Нужны были большие усилия и терпение, чтобы получить красивую ткань.
В это время появились и первые города. Часто их отгораживали от реки земляными дамбами, чтобы защититься от наводнений. Китайцы создали свою иероглифическую письменность. Вскоре возникли и первые государства.
Об имущественном неравенстве свидетельствуют археологические раскопки могил по берегам реки. В одни могилы рядом с умершим ставили только горшки с едой. Другие могилы были сделаны как подземные дома. Здесь, кроме еды, нашли золотые вещи и дорогое оружие, костяки лошадей. Рядом с господином хоронили и его рабов или пленных. Они должны были прислуживать хозяину на том свете.
Успехи Китая в середине I тысячелетия до н. э. К этому времени в стране было несколько государств. Они упорно воевали между собой. Все китайцы говорили на одном языке.
В V в. до н. э. железо пришло на смену бронзе. Железные орудия труда и оружие стали быстро распространяться среди китайцев. В сельском хозяйстве появился плуг с железным наконечником. С юга в Китай пришла культура риса. Он приносил по 2-3 урожая в год. В обработке полей стали использовать быков. Это значительно увеличивало урожай.
Начали осваивать отдаленные от Хуанхэ земли. Создавались оросительные каналы. Высокие урожаи способствовали росту числа китайцев. Страна была густо заселена. Многие города насчитывали десятки тысяч жителей.
О высоком уровне развития торговли говорит употребление металлических монет.

Создание единого китайского государства. В III в. до н. э. возвысилось государство Цинь. Оно подчинило весь Китай. Его император принял титул «Первый император династии Цинь» - Цинь IIIихуанди. По всей стране были изданы единые законы, введена общая монета. Даже письменность была изменена таким образом, чтобы ее понимали во всех концах Китая. Но Цинь-Шихуан-ди был жестоким и безжалостным властителем.
К этому времени из северных степей на Китай стали нападать многочисленные племена кочевников сюнну. Часто они доходили до реки Хуанхэ. Чтобы прекратить их набеги, Цинь-Шихуан-ди приказал вдоль северной границы страны построить огромную стену. Развернулось большое строительство. Длина стены - 4000 км. Через каждые 2-3 км возвышались могучие башни. По верху стены легко могли разъехаться две колесницы. Она получила название Великая Китайская стена.

Миллионы простых китайцев участвовали в ее возведении. На северную границу сгоняли крестьян, рабов, воинов и осужденных. Еды для строителей не хватало, условия труда были очень тяжелыми. Таким способом правительство решало еще одну задачу: избавляло Китай от избытка населения. Легенды говорят, что умерших хоронили прямо в стене. Китайский историк писал: «Срывали горы, засыпали ущелья, прокладывали прямую дорогу. Как дешево ценили труд и жизнь простого народа!»
Гробница Цинь-Шихуан-ди. После смерти императора его сын и наследник боялся других претендентов на власть. В страхе он лишил жизни родных братьев и выдающихся полководцев. Под его руководством достроили громаднейшую подземную гробницу Цинь-Шихуан-ди.
В 1974 г. археологи начали раскопки этой гробницы. И сразу были обнаружены интереснейшие находки. До настоящего времени раскопана восточная часть гробницы. Это только маленькая часть сооружения, но уже то, что в ней найдено, ставит ее в ряд значительнейших археологических памятников.
Таким образом, в конце III в. до н. э. сложилось единое китайское государство. Древний Китай достиг вершины своего могущества.

Миф о героях Гуне и Юе
Когда-то весь мир был залит наводнением. Люди, как звери, жили в пещерах. Гунь, потомок богов, решил им помочь. Он украл у богов чудесную землю, которая сама разрастается. Из ее маленьких кусочков он начал строить дамбы.
Но боги очень разозлились и убили Гуня. Но перед этим у него родился сын - Юй. Говорили, что он родился драконом и мог принимать облик любого зверя.
После смерти Гуня боги поняли, что сделали недоброе дело. Они решили помочь Юю. Они дали ему баранью лопатку, на которой был нацарапан текст. Юй его прочитал и узнал, что надо сделать для победы над наводнением. Он начал ходить по стране и строить каналы. Потом он собрал людей. Они ему помогали. Так герои и люди одолели наводнение.

Древнекитайский историк о гробнице Цинь-Шихуан-ди
Сначала прорыли гору. Внутрь поместили модели царских дворцов, ценные вещи и драгоценности. Наследник императора приказал похоронить в могиле и всех его жен, которые не родили ему детей. В гробницу поместили и 6000 глиняных фигур вооруженных воинов в полный рост. Они должны были охранять своего повелителя. Были установлены луки-самострелы, чтобы убивать возможных грабителей. Строителей гробницы, а их было множество, замуровали в ней. Потом погребение зарыли. Гору замаскировали посеянной травой.

Китая — начинаются в Тибетском нагорье и несут к Тихому океану очень много песка и ила. Море, куда впадает Хуан-хэ, из-за цвета воды называется Желтым. Речные наносы очень плодородны, люди издавна селились на берегах рек. Но Хуанхэ и Янцзы часто выходили из берегов, меняли положение русла, что приводило к сильнейшим наводнениям и гибели множества лю-дей. За тысячи лет китайцы построили тысячи километров дамб — защитных земляных валов вдоль Хуанхэ и Янцзы. Но наводнения по-прежнему угрожают стране. Природу Китая, его государствен-ное устройство, обычаи народа описал, вернувшись, Марко Поло .

История Древнего Китая

  • 1766-1027 гг. до н. э. — правление династии Шан.
  • 1027-221 гг. до н. э. — правление династии Чжоу.
  • Ок. 722-481 гг. до н. э. — цари из династии Чжоу теряют власть. Войны между вельможами (период Вёсен и Осеней).
  • 481-221 гг. до н. э. — семь царств воюют между собой (эпоха воюющих царств, или период Сражающихся царств).
  • 221-210 гг. до н. э. — правление Цинь Шихуанди , первого китайского императора.
  • 202 г. до н. э. — 220 г. н. э. — династия Хань.

Династия Шан

Примерно к 1765 г. до н. э. огромная часть Китая находилась под властью царской семьи (или династии) Шан.

Династия Чжоу

Около 1027 г. до н. э. царская династия Шан была побеждена племенем Чжоу. Новые правители из династии Чжоу позволили знатным людям владеть землей. Те в ответ должны были хранить им преданность и помогать во время войн.

С течением времени знать обрела такую силу, что власть начала ускользать из рук династии Чжоу. Вельможи основывали собственные небольшие царства и постоянно сражались друг с другом, стараясь отхватить кусок земли побольше.

Династия Цинь

Династия Хань

Вскоре после смерти первого китайского императора Цинь Шихуанди вспыхнули восстания, и империя Цин ь распалась. В 202 г. до н. э. полководец Лю Бан, распространив свою власть над всей страной, провозгласил себя императором. Он стал основателем новой династии Хань, правившей Китаем последующие четыреста лет . Столицей древних императоров из династии Хань был город Ханьдань.

Чиновники

У императоров из династии Хань было множество чиновников, которые помогали им управлять империей. Чиновники собирали подати, следили за состоянием дорог и каналов, проверяли, все ли подданные послушны закону.

Всякий, кто желал стать чиновником, должен был держать испытание. Претенденту задавали вопросы по древней поэзии и учению философа Конфуция.

Шелковый путь

Приблизительно с 105 г. до н. э. китайские купцы пересекают Азию и вступают в торговые отношения с людьми на западе. С тех пор по ставшему легендарным Шелковому пути, протянувшемуся от Китая до Средиземного моря, начали возить на верблюдах китайский шелк, пряности и драгоценные камни.

Войны с гуннами

Императоры династии Хань вели войны, защищая империю от племен гуннов с севера, и в конце концов взяли над ними верх. Гунны больше не совершали набегов на Китай и ушли на запад.

Падение династии Хань

Власть императора ослабляли раздоры между царским семейством и их придворными. В 220 г. н. э. последний император из династии Хань отрекся от трона, и империя распалась.

Торговля

Послы, воины, купцы Китая попадали в центр Азии по Великому торговому шелко-вому пути. Такое название он получил по главному перевозимому товару — китайско-му шелку. Китай — родина шелка, бумаги, фарфора.

Европейцы начали торговлю с Китаем во времена Древней Греции и Древнего Рима . Потом она перешла в руки арабских куп-цов.

Жизнь и быт в Древнем Китае

  • Ок. 5000 г. до н. э. — в Китай проникает земледелие.
  • Ок. 4000 г. до н. э. — начинают выращивать рис.
  • Ок. 2700 г. до н. э. — начало шелкопрядения.
  • Ок. 1400 г. до н. э. — письмена на гадальных костях.
  • 551 г. до н. э. — рождение Конфуция.
  • Ок. 1 — 100 гг. н. э. — распространение буддизма из Индии.
  • Ок. 100 г. н. э. — изобретение бумаги.

Письменность Древнего Китая

Письменность в Китае появилась около 1400 г. до н. э. Жрецы, желая предсказать будущее, вырезали на гадальных костях вопросы. Кости нагревали, пока те не начинали трескаться, и затем читали по рисунку , образованному трещинами, пытаясь найти ответы на свои вопросы.

Архитектура Древнего Китая

Великая Китайская стена

2300 лет назад китайцы возвели огромную каменную стену длиной около 5000 км, чтобы защитить себя от набегов ско-товодов-кочевников. Часть ее сохранилась до наших дней. Она хорошо видна из космоса, ее часто рисуют на географических карт ах.

Конфуций

Мыслитель по имени Кунцзы (или Конфуций) жил в тревожную эпоху Древнего Китая. Он учил, что войны прекратятся только тогда, когда люди поймут, как должны себя вести. Подданные обязаны повиноваться своему правителю, а правитель должен быть добр к своему народу. Материал с сайта

Наука Древнего Китая

Древние китайцы первыми изобрели бумагу. Они опускали решето из бамбука в смесь из измельченной коры дерева, растений и тряпья. На решете оставался тонкий слой массы, которую сушили.

Китайские ученые изобрели много приборов, которыми пользуются по сей день: компас , тачку и корабельный руль. Древние китайцы изобрели устройство для обнаружения землетрясения — чашу, по сторонам которой были металлические головы дракона с шариком во рту. При землетрясении шарик падал в рот находящейся под каждой головой дракона статуи жабы — так определяли направление землетрясения.

Производство шёлка

Китайцы первыми научились разматывать коконы и ткать из шелковых нитей ткань. Шелковую нить выделяют гусеницы тутовых шелкопрядов (вид бабочки), которые плетут из нее кокон. Перед размоткой коконы промывали в чане с горячей водой. Для поддержания пламени женщины дули на огонь.

Использование металла

Китайские ремесленники в эпоху династии Шан научились делать оружие и посуду из бронзы. Население предпочитало готовить пищу и вино для своих усопших предков, которых они считали богами, в бронзовых, со сложным узором котлах.

Картинки (фото, рисунки)

  • Карта Китая при династии Шан
  • Вельможа из династии Чжоу в своей боевой колеснице
  • Карта Китая при династии Хань
  • Китайский вельможа
  • Деревянная статуэтка вельможи из династии Хань
  • Чиновник со своими слугами
  • Чиновники держат экзамен
  • Знамя из китайского шелка

  • Погребальный костюм царевны Ту Ван из нефрита
  • Деревянная чаша, покрытая блестящим лаком
  • Бронзовый котел
  • Гадальная кость
  • Производство бумаги
  • Китайское устройство для обнаружения землетрясения
 


Читайте:



Как разгадывать ребусы с буквами и

Как разгадывать ребусы с буквами и

Ребус - это особый вид загадок, в которых загаданные слова зашифрованы с помощью последовательности картинок, букв, цифр и других символов. Для...

Шкала электромагнитных волн Воздействие метровых волн

Шкала электромагнитных волн Воздействие метровых волн

Урок по физике в 11 классе «Путешествие по шкале электромагнитных волн» с использованием проектной технологии и ИКТ» Учитель физики МОУ...

Афоризмы и цитаты о жизни со смыслом

Афоризмы и цитаты о жизни со смыслом

Предлагаем вам почитать цитаты про жизнь. Здесь собраны фразы, афоризмы, цитаты о жизни великих людей и обычных. Среди цитат про жизнь есть цитаты...

Самые великие открытия и изобретения человечества

Самые великие открытия и изобретения человечества

За последние несколько веков мы совершили бесчисленное множество открытий, которые помогли значительно улучшить качество нашей повседневной жизни и...

feed-image RSS