Разделы сайта
Выбор редакции:
- Завоевание англии вильгельмом нормандским (1066 г
- Сталин Иосиф Виссарионович: биография Сталин сообщение по истории
- Как разгадывать ребусы с буквами и
- Шкала электромагнитных волн Воздействие метровых волн
- Как улучшить качество пения Дрожь в голосе
- Афоризмы и цитаты о жизни со смыслом
- Самые великие открытия и изобретения человечества
- Иван Крузенштерн: человек и пароход Человек и пароход кофе
- Фрегат "Аврора" назван в честь Демидовой соименницы Зари и Крейсер "Аврора" после её смерти От деревянных фрегатов к стальным крейсерам
- Когда наполеон вернулся с эльбы год
Реклама
Основы стихосложения (шпаргалка). Двух-, трех-, четырехстопные размеры. Ямб и его разновидности. Хорей и его типы 4 стопный ямб примеры |
РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ - в силлабо-тоническом стихе метр и число стоп, по их названиям, перенесенным из метрического античного стихосложения, но с заменой долгого слога ударяемым, а краткого безударным ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ1. ХОРЕЙВЕтер, вЕтер, ты могУч ТЫ гонЯешь стАи тУч Ой-ой-ой! Кажется, сейчас дождь пойдет. Надо скорее крышу строить (Х - ХОРЕЙ) ХОРЕЙ - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными (ударными) местами на нечетных слогах стиха. Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на первом слоге, например, вОды (Ведь тучи несут дождь и воды). Мы с ребятами из школьного поэтического клуба «Зелёная лампа» придумали небольшие стихотворения, помогающие восстановить и запомнить ритмы стихотворных размеров. Вот что у нас получилось о хорее: Хорей _/_ (вОды) Хор хореем распевает: Раз - удар, два - пропускает, - Третий, пятый слог - ударный, Безударен каждый парный. Чтоб услышать ритм хорея, Повторяй в уме скорее: «Воды - воды - воды лей», - Получается хорей. Хореем написаны все колыбельные и, кстати, вслед за Лермонтовым - все стихотворения, в которых есть ночной пейзаж. Вот у нас и есть первая буква (Х, что означает хорей) - первый кирпичик. 2. ЯМБВспомним снова "Евгения Онегина". МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный! ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный… (А.С.Пушкин) _ _/_ _/_ _/ _ _/ _ _ _/_ _/_ _/ _ _/ _ ЯМБ - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...". Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6- стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.). Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на втором слоге, например, водА. Любители поэзии из школьного клуба «Зелёная лампа» придумали вот такое стихотворение-подсказку, помогающее лучше запомнить особенности ямба. Ямб _ _/ (вода) В России ямбами поэты Предпочитают сочинять. В стопе такой одна примета: Где чётный слог - там «ударять». Поможет выявить нам ямб Повтор: «ВодА - водА- водА, ВодА - водА - водА - водА», - Звучит так ямба ритм всегда. Ямб - это энергичное, часто торжественное звучание стиха. Вот у нас и есть вторая буква (Я, что означает ямб) - второй кирпичик. ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫИтак, крыша есть, теперь пора строить стены от холода. Стены в нашем домике-пирамидке мы будем строить из более крупных, трёхсложных стоп. Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их любил Лермонтов и предпочитал Некрасов). 1. ДАКТИЛЬТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники! СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники… (М.Ю. Лермонтов) _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ Первый кирпичик в основании нашей пирамиды (Д - дактиль) ДАКТИЛЬ - (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.). Чтобы легче запомнить ритм дактиля, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое трёхсложное слово с ударением на втором слоге, например, зОлото. А вот какое стихотворное определение дактиля придумали наши любители поэзии и написали его дактилем:Дактиль _/ _ _ (золото) Дактиль - он первый размер из трёхсложных, Первый, четвёртый, седьмой и десятый Слоги ударные в строчке крылатой. Ключик для дактиля слово литое Как ключик, Тартилы оно золотое. «Золото - золото», - вы повторяйте И средь стихов всегда дактиль узнаете. 2. АМФИБРАХИЙСледующий кирпичик в нашей пирамиде - это амфибрахий (Ам): На сЕвере дИком стоИт одинОко На гОлой вершИне соснА И дрЕмлет, качАясь, и снЕгом сыпУчим ОдЕта, как рИзой, онА. (М.Ю. Лермонтов) _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/ АМФИБРАХИЙ - (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.). Чтобы узнать этот размер, составляем ритм стихотворной строчки из трёхсложного слова с ударением на среднем слоге. Пусть это тоже будет металл, но уже не драгоценный - желЕзо.Члены нашего поэтического клуба охарактеризовали амфибрахий так: Амфибрахий _ _/ _ (железо) Второй из трёхсложных размер - амфибрахий. Здесь в каждой стопе ударение в центре. Ударные слоги в кольце безударных Укрыты от зноя, дождя и от ветра. Секрет амфибрахия в слове «железо», Оно нам не менее злата полезно. «Железо - железо», - подряд повторяйте, И вы без труда амфибрахий узнаете. 3. АНАПЕСТИ, наконец, последняя стена, последний кирпичик. Это Анапест (Ан). Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных РоковАя о гИбели вЕсть. Есть проклЯтье завЕтов свящЕнных, ПоругАние счАстия Есть. _ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _ _ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _ _ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ АНАПЕСТ - (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см. стопа), с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.). Этот размер нам поможет запомнить слово серебрО. Анапест _ _ _/ (серебро) А анапест - последний трёхсложный размер, И здесь слог каждый третий ударный в стопе, Он, как зеркало, дактиль он наоборот, Он протяжные песни обычно поёт. Ритм анапеста нам помогает узнать Колокольчика нежный серебряный звон. «Серебро - серебро», - надо вам повторять, Чтоб анапест услышать за тем серебром. Источник Турьянская Б.И., Холодкова Л.А., Виноградова Е.А., Комиссарова Е.В. Литература в 6 классе. Урок за уроком. - М.: «Русское слово», 2002, с.81. screen.ru/school/razmer/ Дактиль это в античной метрике трёхдольный размер, в котором первый слог – долгий (ударный), следующие два – краткие (безударные); в силлабо-тонике – трёхсложная стихотворная стопа с первым ударным слогом. Метрическая схема дактиляМетрическая схема дактиля: – UU ПримерВ полном разгаре страда деревенская… Происхождение дактиляДактиль с древнегреческого языка означает «палец» в связи с тем, что его состав, содержащий первый длинный слог и два кратких, подобный анатомическому строению пальца, в котором первая из трех фаланг длинней двух остальных. Дактилический ритм широко почитался в период античности. В Древней Греции основателем дактиля считали бога Диониса , который обращался к людям стихами, составленными этой стопой. Дактиль иногда заменялся спондеем – стопой из двух ударных, или длинных, слогов (– –). Из дактилей и спондеев состоит наиболее часто применяемый размер античной поэзии – гекзаметр, который представляет собой шестистопный стих. Шестистопным дактилем написаны эпические поэмы выдающегося древнегреческого поэта Гомера «Илиада» и «Одиссея». Распространение и виды дактилейОдностопные дактили в поэзии встречаются в поэзии крайне редко. В XVIII в. в силлабо-тоническом стихосложении в основном использовались двустопные дактили. В XIX–XX вв. распространились наиболее используемые до сих пор трехстопные и четырехстопные дактили, позже – пятистопные и шестистопные. Пример трехстопного дактиля:Буря на море и думы, Пример четырехстопного дактиля:Мысли мои утопают в бессилии. В поэзии также используются смешанные дактили , чередующиеся строки которых содержат разное количество стоп. К примеру, первая строка стиха – четырехстопный дактиль, вторая – трехстопный, третья – четырехстопный и т. д. Существует и свободный дактиль, полагающий в произвольном количестве стоп в каждой строке. Дактиль в классической русской поэзииКлассическая русская литература богата дактилическими произведениями таких известных поэтов, как К. Д. Бальмонт, И. А. Бунин, И. Северянин, Н. А. Некрасов, В. А. Жуковский, А.А. Блок, Н. С. Гумилёв, А. А. Фет, М. Ю. Лермонтов, В. Я. Брюсов и др. Дактилем написаны баллада «Суд Божий над епископом» (1831 г.) В. А. Жуковского, стихотворения М. Ю. Лермонтова «Тучи» (1840 г.), К. Д. Бальмонта «Жизнь» (1900 г.), В. Я. Брюсова «Каменщик» (1901 г.) и т. д. Слово дактиль произошло от греческого daktylos, что в переводе означает – палец. ПОЭТИКА, ОСНОВЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ.АНАФОРА – повторение одинаковых слов, созвучий или групп слов в начале нескольких стихотворных строк, прозаических фраз, единоначатие. Пример стилистической анафоры: Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!» (А.С. Пушкин. «Узник») Пример фонетической анафоры:
«Пунш и полночь. Пунш – и
Пушкин, АССОНАНСНАЯ РИФМА
–
неполная или неточная рифма, в которой
совпадают ударные гласные звуки или ударные слоги, концы же рифмуемых слов или
разнозвучны, или приблизительно созвучны. АМФИБРАХИЙ – трёхсложный размер, где ударения падают преимущественно на 2,5,8,11 и т.д. слоги. Наиболее распространённая форма – четырёхстопный амфибрахий. Пример: Герои,
скитальцы морей, альбатросы, Однажды
в студёную зимнюю пору А также трёхстопный : Шумела
полночная вьюга Под
грохот полночных снарядов, Пятистопный амфибрахий: Стыдливый
подснежник над прелью весенних проталин, Иногда поэты разбивают четырёхстопный амфибрахий на два полустишия по признаку внутренней рифмы или постоянного цезурного словораздела: Густая
крапива АНАПЕСТ – трёхсложный размер, где ударения падают преимущественно на 3, 6, 9, 12 и т.д. слоги. Самая популярная форма – трёхстопный анапест. Значительно реже встречается четырёхстопный, изредка – двустопный. И, как исключение, - пятистопный. Примеры: Трёхстопный анапест: Я
тебе ничего не скажу, Четырёхстопный анапест: Соловьи, соловьи, не
тревожьте солдат… У
людей-то в дому – чистота, лепота, Пятистопный анапест: Истрепалися
сосен мохнатые ветви от бури, До
чего же бывает речная вода хороша, БЕЛЫЙ СТИХ
– точнее – безрифменный, наиболее употребителен в
русской народной поэзии. В Тредиаковский, увидев основу стиха не в рифме, а в
ритме, метре, стопном размере, пренебрежительно назвал рифму «детинской
сопелкой». Он первый стал писать гекзаметры белым стихом, без рифмы. ДАКТИЛЬ
–
трёхсложный размер, где ударения
падают преимущественно на 1, 4 , 7, 10 и
т. д. слоги. Затем
она была вытеснена четырёхстопным, а также формой смешанного четырёхстопного и
трёхстопного дактиля: ДИССОНАНС
– один из видов неточной рифмы, в которой совпадают
только послеударные звуки, ударные же гласные не совпадают. Седлай, брате,
свои бръзыи комони,
Ты удайся,
удайся, мой лён. Крут
буржуев озверевший норов.
И
лошади усталый пар Стих
такого типа получил распространение в русской поэзии с начала 20 века у Блока и
других поэтов. ИНВЕРСИЯ - от латинского «перестановка», стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придаёт ей своеобразный выразительный оттенок: «Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням». МЕТАФОРА
-
вид тропа, переносное значение слова,
основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству
или по контрасту. Уподобление живому
существу называется олицетворением
("с гор
побежали ручьи" – Н. Некрасов), предмету – овеществлением
("Гвозди б делать из этих людей: крепче б не было в мире гвоздей") –
Н. Тихонов). Есть и метафора отвлечённая
(корень зла, перст судьбы, острый ум и т.д.). МЕТОНИМИЯ
– вид тропа, в котором явление или предмет
обозначается с помощью других слов и понятий. При этом сохраняются сближающие
эти явления признаки или связи. Так, когда В. Маяковский говорит о
"стальном ораторе, дремлющем в кобуре", то читатель легко угадывает в
этом образе метонимическое изображение револьвера. Или у Пушкина: «Все флаги в
гости будут к нам» вместо – «Корабли разных стран со своими национальными
флагами прибудут к нам». Представление о понятии в метонимии даётся с помощью
косвенных признаков или вторичных значений, но именно это усиливает поэтическую
выразительность речи. Шипенье пенистых бокалов (вместо
«пенящегося вина в бокалах») Вагоны
шли привычной линией, Вокзал
гудел, и был вначале (В. Карпеко. Лицом к лицу). Метонимия отличается от метафоры тем, что последняя перефразируется в сравнение при помощи подсобных слов «как бы», «вроде», «подобно» и т.д.; с метонимией этого сделать нельзя. ОКСИМОРОН
- сочетание
контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление: «сухое
вино», «честный вор», «свободные рабы» и т.п. На оксиморонах построены названия
некоторых произведений литературы – «Живые мощи» И. Тургенева, «Живой труп» Л.
Толстого, «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского. О как мучительно тобою счастлив я! Но
красоты их безобразной Мы любим всё –
и жар холодных чисел… Мама! Ваш сын
прекрасно болен! ОКТАВА
- строфа
из восьми строк с твёрдой схемой рифм а
б а б а б в в
(обязательно
чередование мужских и женских окончаний). Тройные рифмы придают звучность и
усиливают выразительность, а завершающее двустишие, прерывая их ряд, хорошо для
афоризма или иронического поворота. Октава возникла в итальянской поэзии эпохи
Возрождения, была связана с лёгким повествованием, позже служила и для передачи
серьёзного содержания. Октава удобна как для лирического стихотворения из одной
строфы, так и для поэм. ПЕРИФРАЗ –
1)описательный оборот речи, применяемый для замены
слова или группы слов, чтобы избежать повторения, придать повествованию большую
выразительность, указать на характерные признаки того, что заменено. Например,
место «лёгкая атлетика» - «королева
спорта»; Шёпот, робкое дыханье, Д. Минаев: Холод.
Грязные селенья. Пример перифраза у Маяковского. В конце его стихотворения «Сергею Есенину» перефразировано двустишие из предсмертного есенинского стихотворения: Есенин: В этой жизни умирать не ново, Маяковский: ПИРРИХИЙ –
в античном стихе – стопа из двух кратких слогов. В
силлабо-тоническом стихосложении пиррихием стали называть сочетание двух подряд
безударных слогов среди стоп ямба или хорея. Или
в хорее: РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ - способ организации звукового состава отдельного стихотворного произведения или его отрывка (в случае полиметрии). В силлабическом стихосложении определяется числом слогов; в тоническом числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом метром и числом стоп, и здесь обычно различаются понятия метр (напр., "ямб "), стихотворный размер (напр., "4-стопный ямб ") и разновидность стихотворного размера (напр., "4-стопный ямб со сплошными мужскими окончаниями"). РИФМА –
повтор звуков, связывающих окончания двух или более
строк. Рифма отмечает звуковым повтором клаузулы (стиховые окончания),
подчёркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха. СИМПЛОКА
– фигура синтаксического параллелизма в смежных
стихах, у которых: а) одинаковые начало
и конец при разной середине и б)
наоборот, - разные начало и конец при
одинаковой середине. Образцы первого вида чаще встречаются в народной поэзии. Во
поле берёзонька стояла, Молодым
везде у нас дорога, Ненавижу
всяческую мертвечину! СИМФОРА
- высшая форма метафорического выражения, в
котором опущено звено сравнения и даны характерные для предмета признаки,
вследствие чего образ не названного прямо предмета ощущается как чисто
художественное представление, совпадающее с понятием о предмете. В обыкновенной
метафоре совпадение образного представления с понятием о предмете неполное
(сближение по сходству отдаленных признаков), в сравнении это совпадение
частичное, а порой и случайное. В симфоре как бы снята метафоричность и вместо
признаков сходства даётся подобие. Луна в
океан накидала монет… За окнами
давка, толпится листва, Сто
слепящих фотографий Этот
дождь зарядил надолго. СИНЕКДОХА –
один из тропов, разновидность метонимии, при котором
целое называется или выявляется через свою часть. Это перенесение значения
одного слова на другое на основе замены количественных отношений: часть вместо
целого («Белеет парус одинокий» М. Лермонтова - вместо лодки – парус),
единственное число вместо множественного («И раб судьбу благословил» - «Евгений
Онегин» А. Пушкина), «И слышно было до рассвета, как ликовал француз»
(«Бородино» М. Лермонтова), целое берётся вместо части: СТРОФА –
сочетание стихов, образующее единство, объединённых
общей мыслью. СТОПА –
условная единица, при помощи которой определяется
стихотворный размер. Уж бли зок пол день, жар
пыла ет… ТРОП
– употребление слова в переносном (а не в прямом, основном) его
значении. Наряду с основным слово подразумевает ряд вторичных смысловых
оттенков, которые выступают при сочетании его с другими словами (хвост собаки,
хвост очереди, хвост кометы). Это -
перенос традиционных наименований в иную предметную плоскость, что
реализует одновременно два значения – буквальное и иносказательное, связанные
друг с другом по принципу смежности (метонимия), соотношении части и целого (синекдоха),
сходства (метафора), изменения признака (гипербола, литота), или
противоположности (ирония). ХИАЗМ – перекрёстное расположение параллельных членов в двух смежных предложениях (или словосочетаниях) одинаковой синтаксической формы. Примеры: Ужель
меня несчастней нету Рассудку
вопреки, наперекор стихиям. Здесь Пушкина
изгнанье началось Ещё не все
отысканы могилы ХОРЕЙ –
двусложный размер, где ударения приходятся на нечётные
слоги – 1, 3, 7 и т.д., хотя очень часто встречаются пропуски ударений на
положенном месте – пиррихии.
В
дымке-невидимке Пример четырёхстопного хорея: Сквозь
волнистые туманы Примеры пятистопного хорея: Выхожу один я на дорогу… (М. Лермонтов) Финиша
летящая минута, Пример шестистопного хорея: Долго
не сдавалась Любушка соседка. Пример семистопного хорея: Улица
была – как буря. Толпы проходили, Парня
выбрали по росту между сотен низколобых, ЦЕЗУРА – внутристиховая пауза, разделяющая стихотворную строку на два полустишия – равные или неравные (реже – на три части). Цезура может быть только в метрическом стихе, имеющем не менее четырёх стоп, в трёхстопном стихе она невозможна. В шестистопном стихе цезура обычна после третьей стопы: Румяный
критик мой, // насмешник толстопузый… В пятистопном – после второй: Выхожу
// один я на дорогу… Цезура подчёркивает интонацию и придаёт длинной строке более чёткое ритмическое звучание. Если поэт не соблюдает постоянной канонической цезуры, и она не занимает в строке определённого места, то такая цезура называется свободной. ЯМБ –
двусложный размер, где ударение приходится на чётные слоги – 2, 4, 6, 8
и т.д., хотя очень часто встречаются пропуски ударений на положенном месте – пиррихии. Одностопных и двустопных ямбов нет, иллюзия одностопности или двустопности создаётся укороченной системой рифмовки. Например, В.Брюсов ошибочно считал одностопными ямбами свои амфибрахические строки: И
ночи – короче, и тени – светлей, Это произошло, вероятно, потому, что если записать эти стихи раздельными строками по признакам рифм, то зрительно получится: И
ночи – Пример трёхстопного ямба: Я
знаю – город будет, Пример четырёхстопного ямба: Так
бей, не знай отдохновенья, Пример пятистопного ямба: Под
елью изнурённой и громоздкой, Пример шестистопного ямба: Поэт!
Не дорожи любовию народной:
«В
русском четырёхстопном ямбе 1, 2 и 3 стопы никогда не несут на себе полностью
все ударения, которые они должны нести по схеме ямба, где ударения
располагаются через слог на чётных местах. Исключениями являются только
начальный период развития ямба в 18 веке и отдельные индивидуальные попытки
некоторых авторов (Брюсов, Цветаева). Формы 4-стопного ямба: Стопы, входящие в эти формы: 1.С больным сидеть и день и ночь…
˘ ˉ ˘ ˉ ˘ ˉ ˘ ˉ
Поэтика – теория литературы. Ее части – поэтическая лексика и синтаксис. Поэтическая лексика - рассматривает вопрос о выборе отдельных слов, входящих в состав художественной речи. Она изучает словарь произведения и пользование этим словарем автором. Поэтический синтаксис -
рассматривает способ сочетания отдельных слов в
предложения, при этом учитывается выразительное значение оборотов речи.
Поэтическая лексика и синтаксис составляют отделы, изучающие проблемы
поэтической стилистики. Учение
о
подборе слов различной лексической окраски было развито еще М. В.Ломоносовым,
делившим стиль на высокий, средний и низкий, в зависимости от употребления слов
в литературе и в быту. Специалист в этой области Б. Томашевский в своем труде
«Теория литературы. Поэтика», изданном еще в 1928 году, писал по этому поводу
так: «Следует учитывать следующие стороны в соединении слов в предложения: АВТОНИМ (греч. аutos - сам, подлинный и onyma - имя) – подлинное имя автора, пишущего под псевдонимом. АКРОСТИ
Х
(греч. akrostichis –
крайние стих) – краестишие, краегранесие, краестрочие, началестрочие,
иместишие; АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ
(от старофранцузской поэмы об Александре
Македонском) - французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с
цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой (две односложные рифмы + две
двухсложные); основной размер крупных жанров в литературе классицизма -
героических трагедий, эпических поэм и пр. В русскую поэзию введён В.
Тредиаковским. Пик популярности александрийского стиха в России приходится на
вторую половину 18 - первую половину 19 века.
Б
ольшевики буржуев ищут. АМФИБРА
ХИЙ
(греч. amphibrachys - с обеих сторон краткий) -
трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Схема « -
». АНАКРЕО
НТИКА
(анакреонтическая поэзия) - лирическая поэзия,
воспевающая земные радости и чувственные наслаждения. Названа в честь
основателя жанра, древнегреческого поэта Анакреонта (6-5 вв. до н.э.), имевшего
множество последователей и подражателей. В стиле Анакреонта писали многие
русские поэты 18-19 веков, в т.ч. и Пушкин.
Синтаксическая анафора - повторение синтаксических конструкций или фраз в
начале стихов в пределах одной строфы. АНТИТЕ
ЗА
(греч. antithesis - противоположение) - стилистическая
фигура; сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов в
художественной речи. АРИФМИ
Я
- нерегулярная рифма; сочетание рифмованных стихов с
белыми в рамках одного поэтического произведения. Б
"Где наш отец?" -
выспрашивал упрямо Трах!
(И.Л. Сельвинский)(греч. bukolikos - пастушеский) - общее
название жанров античной литературы (эклоги, идиллии); в новоевропейской поэзии
то же, что пастораль. Название пошло от заглавия цикла стихов Вергилия. Болезни я отверг, мне незнаком недуг
. Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы , но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других? Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения. Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера. Учимся расставлять ударения и определять размер стихаЧтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха. Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:1) расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов). 2) расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги. 3) составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U , так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |. Не литературоведческий метод определять размер стихотворения1) Пронумеровать все слоги в строке. 2) Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим. 3) Выписать подряд номера ударных слогов. 4) Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:
|
Названия |
||
---|---|---|
Определение |
двусложный размер с ударением на первом слоге. То есть первый слог – ударный, второй – безударный (это одна стопа). Далее (начинается 2 стопа) рисунок повторяется: третий слог – ударный, четвертый – безударный (это вторая стопа). И опять: пятый (если он есть) ударный, шестой – безударный (третья стопа) и т.д. |
двусложный размер с ударением на втором слоге. То есть в ямбе наоборот – первый слог безударный, а второй ударный. Далее (вторая стопа) третий слог вновь безударный, а четвертый ударный и т.д. |
Номер ударных слогов |
1-3-5-7-9 и т.д. |
2-4-6-8-10 и т.д. |
Ритмический рисунок |
‑ U |‑ U |‑ U |‑ U | |
U ‑ | U ‑ | U ‑ | U ‑ | |
Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет, |
Мой дядя самых честных правил, |
Таблица «Трехсложные стихотворные размеры »
То есть стихотворная стопа такого размера будет состоять из трех слогов.
Названия |
Амфибрахий |
Анапест |
|
---|---|---|---|
Определение |
Первом слоге. |
Трёхсложный размер с ударением на втором
слоге, первый и третий слоги в стопе – безударные. |
Трёхсложный размер с ударением на последнем, третьем
слоге, |
Номер ударных слогов |
1-4-7-10 и т.д. |
2-5-8-11 и т.д. |
3-6-9-12 и т.д. |
Ритмический рисунок |
‑ UU | ‑ UU | |
‑ U‑ | ‑ U ‑ | |
‑ UU | ‑ UU| |
В ра
бстве спасё
нное |
На се
вере ди
ком стои
т одино
ко |
Есть в напе
вах твои
х сокрове
нных |
Стихотворный размер «Спондей»
Спондей - стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как правило, в таких стихах ритм несколько сбит, нарушен ритмический рисунок стиха. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд, то есть два ударных слога могут стоять рядом друг с другом.
Пример:
Шве
д, ру
сский - колет, рубит, режет –
здесь ударный «Шве
д» соседствует с «ру
сским», первый слог которого также стоит под ударением.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гро
м пу
шек, топот, ржанье, стон, -
И смерть, и ад со всех сторон.
(А.С. Пушкин)
Классический пример - начало «Евгения Онегина» А.Пушкина:
«Мо
й дя
дя са
мых че
стных пра
вил…»
Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. То есть соседствуют ударный «Мо
й» и «дя
дя». Это соседство двух ударных слогов и есть спондей.
Если определяя размер стихотворения, то есть расставляя словесные и ритмические ударения, вы сталкиваетесь со спондеем, но вся остальная схема говорит о том, что текст написан ямбом (как, например, в случае с «Евгением Онегиным»), значит ямб и есть размер этого фрагмента.
Ямб (др. греч, предположительно от названия музыкального инструмента):
1) в античной метрике, простая стопа, двусложная, трехмерная, короткий слог + долгий слог (U-); в силлабо-тоническом стихосложении (например, русском) - безударный слог + ударный слог;
2) то же, что стих, состоящий из ямбических метров.
Ямб - наиболее распространенный метр русской поэзии, необычайно разнообразен и многолик.
Возможны очень короткие (одно-двухстопные) размеры ямба, так и сверхдлинные размеры.
Н-р, двустопный ямб :
«Играй, Адель,
Не знай печали;
Хариты, Лель
Тебя венчали...»
А. Пушкин
Но наиболее часто встречаются четыре основных размера, занимающие среднюю часть «спектра» - от трехстопного до шестистопного ямба.
Трехстопный ямб
сравнительно короток
и достаточно прост
по звучанию. Его быстрый темп хорошо подходит для шуточный, юмористических, сатирических и даже афористических стихотворений
. Прекраснейший пример – сатирическая «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (А. К. Толстой) :
«Послушайте, ребята,
Что вам расскажет дед:
Земля у нас богата,
Порядку только нет. »
В этих коротких строках умещается немного слов. Предельная простота речи, её лаконичность, простота и ясность рифм.
Четырехстопный ямб
– средний по длине размер, необычайно разнообразный и богатый. Это любимый и прославленный ямбический размер.
Четырехстопным ямбом написано невероятное количество стихов. Это и «Онегин», и «Полтава», и «Медный Всадник», и «Мцыри». Самые невероятные сочетания дает этот размер
– от комического до героического и трагического; от широчайшей эпики, до проникновенного лиризма.
Это самый богатый ритмически размер. Брюсов, вообще очень любивший в хорошем смысле «поверить алгеброй гармонию», подсчитал количество возможных ритмических вариаций четырехстопного ямба. Их оказалось около 100000. Как они получаются? За счёт ипостас, то есть замены ямбических стоп пиррихиями, спондеями и хореями. Большое значение имеют и окончания строк – они могут завершатся ударным слогом (мужские) , безударным (женские) , двумя безударными (дактилические) , тремя и более безударными (гипердактилические) . В сумме всех этих сочетаний и получается поражающая воображение цифра 100000… Понятно, что при таком богатстве ритмики четырехстопный ямб применим для стихотворения или поэмы любой темы, для осуществления любого замысла.
Четырехстопный ямб:
Двадцатый век. Еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла...
Пятистопный ямб , согласно тому же Брюсову, почти так же богат. В русской поэзии он очень част и встречается в самых разнообразных формах. В русской поэзии такой размер часто использовали с цезурой (ритмической паузой) после второй стопы:
«Росится путь, // стучит копытом звонким
О камни конь, // будя в лесу глухом… »
(М. Кузмин)
Эта цезура (обозначена как //) была унаследована от французского силлабического десятисложника, на основе которого и возник пятистопный ямб русской поэзии. В ХХ веке эта особенность была практически утрачена.
Пятистопным ямбом обычно пишется русский сонет
.
Пятистопный ямб:
Волчица ты! Тебя я презираю!
К Птибурдукову ты уходишь от меня!
(Ильф и Петров, "Золотой телёнок")
Шестистопный ямб
– последний из распространенных ямбических размеров. Это уже длинный размер, поэтому он, как правило, используется с цезурой, делящей его на два полустишия, сводящихся к трехстопному ямбу. Этим объясняется меньшее ритмическое разнообразие этого размера по сравнению с двумя предыдущими. Цезура в шестистопном ямбе также заимствована из французского стихосложения – а именно, из силлабического двенадцатисложника. Цезуры в шестистопном ямбе могут быть мужскими (с окончанием на ударный слог):
«Пью горечь тубероз, // небес осенних горечь
И в них твоих измен // горящую струю.
Пью горечь вечеров, // ночей и людных сборищ,
Рыдающей строфы // сырую горечь пью» (Пастернак) ,
но могут быть и женские:
«Уединенный остров, // чуть заметный в море,
Я неуклонно выбрал, // - золотой приют… » (Брюсов)
Это все были равностопные размеры, где в каждой строке одинаковое количество стоп. Но в русской поэзии широко распространены и разностопные ямбы, в которых длинные строки закономерно чередуются с короткими. Прекрасные примеры сочетания четырехстопного ямба с двухстопным есть у Пастернака:
«Достигнутого торжества
Игра и мука –
Натянутая тетива
Тугого лука. »
Существует также характерный размер русской поэзии – вольный ямб, где длинные строчки незакономерно чередуются с короткими. Это размер русских басен:
«На ель ворона взобралась,
Позавтракать совсем уж собралась» (Крылов)
ХОРЕЙ - стопа, состоящая из двух слогов, при первом ударном слоге, как, напр., «буря». Сравнительно с ямбом хорей беднее в отношении ипостасирования (ипостаса - замена одной стопы другой), и ритмы его поэтому не так богаты, как ямбические (Валерий Брюсов «Наука о стихе»). В связи с некоторой ограниченностью ипостас весьма существенное значение для ритмизации хорея приобретают малые цесуры (межсловесные перерывы).
Как ипостасы в хорее наблюдаются: 1) пиррихий, 2) спондей и 3) ямб («Наука о стихе» Брюсова). Примером ипостасы пиррихием, несомненно самой распространенной, может явиться следующий Тютчевский стих:
«Вечер мглистый и ненастный» (ипостаса пиррихием в стопе - «и не»).
Весьма интересны замены хорея спондеем и ямбом, которые обычно служат для того, чтобы выдвинуть тематическую сторону ипостасируемой стопы. Особенно резко бросается это в глаза при замене хорея ямбом, который представляет стопу обратную хорею, почему эта ипостаса и встречается редко. См. приводимый Брюсовым пример: «Пролетарии всех стран, соединитесь» (Минский) (ямбической ипостасой выделено слово «всех»).
Пример спондаической ипостасы хорея встречаем мы в следующем
стихе Тютчева: «Он всю душу мне потряс».
Благодаря ипостасе, здесь оказывается выделенным тематически важное слово «всю».
Двустопный хорей : /_ /_
Тихой ночью
свет в окошке.
Мне не спится -
снег искрится...
- Спи со мною,-
шепчет кошка...
Трёхстопный хорей : /_/_/_
Сердце бьётся лихо,
снег кружится вихрем.
Ветры не пускают -
страхи в пот бросают.
Четырёхстопный хорей : /_/_/_/_
В даль летят галопом кони!
Мчатся дикие аллюром.
Их намёт правосторонний
Вмиг растаял в утре хмуром.
Пятистопный хорей : /_/_/_/_/_
Где ты спал сегодня Южный ветер?
Крылья где, твои, ласкали травы?
Ветер ничего мне не ответил -
Лишь погладил волосы лукаво...
Шестистопный хорей : /_/_/_/_/_/_
Бережно слова перебирая, в шёпот,
Словно струями журчащими играя,
Как и прежде, шестистопным метром,
Легкокрылые поэты сочиняют...
Семистопный хорей : /_/_/_/_/_/_/_
Нет покоя совести, в её звенящей Правде...
Временем не вылечишь зарубок жизни грешной...
Рукописи не горят - не смыть нам дел кровавых -
Всем Спаситель нужен из Миров не здешних...
Когда в XVIII веке еще только формировались основы силлабо-тонической метрики, между Тредиаковским и Ломоносовым возникла дискуссия о том, какие метры возможны в русском стихосложении, и какие наиболее приемлемы. Тредиаковский считал, что русские стихи, прежде всего, следует писать хореем, что этот метр лучше всего подходит для русского языка. Ломоносов не возражал против хорея как такового, но отстаивал достоинства ямба. Тредиаковский же считал ямб в русской поэзии неприменимым.
С той поры прошло достаточно времени, чтобы смело говорить о применимости обоих метров. Но вот какая деталь – ямб гораздо чаще используется, чем хорей. Им написано большинство русских стихотворений в XIX веке, да и ныне – этот метр лидирует. Понятно, что Тредиаковский был неправ. Но до какой степени? Если углубиться в этот вопрос, нам предстоит много неожиданного.
На самом деле, хорей, наряду с пэоном III и акцентным стихом, имеет древнейшую историю в русской поэзии. Многие былины написаны именно хореем. Он же встречается и в древнерусских духовных стихах. Больше того, народная поэзия, уже после становления русской книжной поэзии, продолжала отдавать предпочтение хорею. Что же такое хорей?
Это двусложник, основная стопа которого начинается с ударного слога, а завершается безударным. Это метр, сильные места которого приходятся на нечетные слоги, начиная с первого. Как и в ямбе, помимо собственно хореических стоп, в составе стиха могут быть (и должны быть) другие двусложные стопы – пиррихий, спондей, ямб.
Размеры хорея очень разнообразны. Вот трехстопный хорей
:
«Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой» (Лермонтов, вольный перевод Гёте)
Или так:
«Зацвела на воле
В поле бирюза.
Да не смотрят в душу
Милые глаза» (Бунин)
Стихотворение Бунина, откуда взят этот отрывок, называется «Песня». Хорей очень подходит для песенного жанра , и им написано множество русских песен, в том числе и общеизвестная: «Ой, цветёт калина / В поле у ручья». Кстати, тоже трехстопный хорей.
Четырехстопный хорей
– размер русской частушки
. Сколько этих частушек сочинено, про то один Бог ведает, а нам не сосчитать. Но, кроме частушек, этим размером написаны многие хрестоматийные стихотворения:
«Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий,
Мутно небо, ночь мутна» (Пушкин)
Четырехстопный и пятистопный хорей широко распространены в русской поэзии, встречаясь чаще всего в народных стихах, реже – в стихах литературных, книжных . Эти размеры непросты из-за того, что очень часто использовались в народной поэзии и потому очень сильно тяготеют к ее темам и ритмам. Здесь удивительно владение хореем Пушкина, который мог с одинаковым успехом дать и его «книжную», как в «Бесах», так и его народную, как в «Сказке о царе Салтане» вариацию, без единой фальши.
В шестистопном хорее
(как и в шестистопном ямбе) обычна цезура в середине стиха:
«У бурмистра Власа // бабушка Ненила» (Некрасов).
Впрочем, встречается и нецезурированный шестистопный хорей – в народных песнях:
«Сладку водочку, да наливочку…»
Есть еще семистопный хорей
. Он получил большое распространение в эпоху Серебряного века
, причем известны две его разновидности
– с цезурой после четвертой стопы, и бесцезурный. Пример бесцезурного семистопника – у Брюсова («Конь Блед»):
«Улица была как буря. Толпы проходили,
Словно их преследовал неотвратимый рок,
Мчались омнибУсы, кэбы и автомобили,
Был неисчерпаем яростный людской поток.»
Наконец, опять по аналогии с ямбом, существуют неравностопные виды хорея
, а также вольный хорей
. Последний часто использовался Маяковским в его полиметрических композициях:
«Подступай к глазам, разлуки жижа,
Сердце мне сентиментальностью расквась!
Я хотел бы жить и умереть в Париже,
Если б не было такой земли – Москва»
Или:
«Разворачивался и входил товарищ «Теодор
Нетте».
Читайте: |
---|
Популярное:
Обособленное приложение: пример |
Новое
- Сталин Иосиф Виссарионович: биография Сталин сообщение по истории
- Как разгадывать ребусы с буквами и
- Шкала электромагнитных волн Воздействие метровых волн
- Как улучшить качество пения Дрожь в голосе
- Афоризмы и цитаты о жизни со смыслом
- Самые великие открытия и изобретения человечества
- Иван Крузенштерн: человек и пароход Человек и пароход кофе
- Фрегат "Аврора" назван в честь Демидовой соименницы Зари и Крейсер "Аврора" после её смерти От деревянных фрегатов к стальным крейсерам
- Когда наполеон вернулся с эльбы год
- Монровия Монровия столица