Разделы сайта
Выбор редакции:
- Лабораторная работа по информатике "работа с каталогами информационных образовательных ресурсов" Министерство образования РФ
- Сочинение My working day на английском с переводом
- Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания
- Импульс силы можно рассчитать по формуле
- ю Высшие и центральные государственные учреждения
- Милославская мария борисовна совет федерации
- Духовно-рыцарские ордена – кратко
- Великая французская революция
- Загадочная цивилизация мерое Прогулка по древнему городу
- Сочинение Pros and cons of the Internet на английском с переводом
Реклама
Энциклопедия сказочных героев: "Елочка. Новогодняя быль". Сергей Михалков. "Новогодняя быль" С михалков новогодняя быль главная мысль |
Цели: продолжить работу над произведением С. Михалкова «Новогодняя быль; отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения; развивать умение определять тему урока; учить работать в парах, группах. Воспитывать умение слушать и слышать, корректно высказывать и доказывать своё мнение, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение, уважать мнение одноклассников. Прогнозируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказочного текста; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; читать выразительно; Ход урока. I. Орг. момент Долгожданный дан звонок, начинается урок. Ребята, здравствуйте. Сядьте, пожалуйста, девочки. Сядьте, мальчики. Проверьте свою посадку: Ноги на месте? (на месте) Руки на месте? (На месте) Спина прямая? (Да) Посмотрите друг на друга. Подарите друг другу улыбку. Прикоснитесь друг к другу ладошками, подарите чувство уверенности в том, что у вас все получится, поддержите друг друга перед работой. II. Актуализация знаний. 1.Скажите мне, пожалуйста, о каком времени года вы читали произведения на последних уроках литературного чтения? (О зиме). 2.Вы любите зиму? Почему? 3.Ребята, обратите внимание на следующие слова. Прочитаем их хором. Праздник О каком празднике мы вспоминаем, прочитав эти слова? А что за подарки? А веселье? 4.А вы знаете, что в давние времена Новый год отмечали сначала (начало весны, пробуждение природы) потом стали встречать Новый год (когда заканчивалась уборка урожая с полей) и только 315 лет назад царь Петр 1 приказал отмечать Новый год с на . III. Речевая разминка. Читаем хором Родилась она в лесу, Там росла и расцвела. И теперь свою красу К нам на праздник принесла. Что мы прочитали? (Загадку) Назовите отгадку хором - Елка V. Елка – ? б. , ? зв. А теперь прочитаем загадку очень тихо. Прочитаем громко. Произнесите слово-отгадку ласково, с удивлением, с испугом. (учитель достает искусственную елку) Я сегодня решила принести вам елочку. Давайте вместе ее украсим. За каждое выполненное вами задание, я буду вешать на елку игрушку. Мы выполнили речевую разминку, наша елочка получает игрушку. (учитель вешает игрушку на елку). VI. Сообщение темы и цели урока. А с каким произведением о елочке мы познакомились на прошлом уроке чтения? Кто написал эту сказку? Родился в Москве, получил хорошее домашнее образование. 1-е стихотворение написал в 9 лет. Писал стихи, сказки для детей. Является автором гимна России. В годы ВО войны находился в рядах Красной Армии, работал военным корреспондентом. Знаменитые строки на гранитной плите Вечного огня у кремлевской стены. « Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»,- также принадлежат Сергею Михалкову. VII. Минутка отдыха. Психологическая гимнастика. Встаньте, закройте глаза. Мы с вами отправляемся в зимний лес. Покажите, что вы замерзли и съежились, погрейтесь, ножками потопайте, отогрелись и улыбнулись. Вам случайно попали снежком в лицо. Изобразите огорчение. А теперь смахните снежинки, улыбнитесь и с отличным настроением продолжим урок. VIII. Художественный анализ. Какие бывают сказки? Работа над 1-й частью сказки. Какая она была? Чувствовала ли себя елочка одинокой? Были ли у нее друзья? Как жилось елочке одной в лесу? Почему слово Елочка написано в тексте с большой буквы? Вспомните, как называется этот прием в литературе? А теперь послушайте диалог (в виде сценки Елочки и Сороки). Какой вы представили Елочку? А какой Сороку? IX. Работа над 2-й частью сказки. Чтение текста учителем и учащимися. X. Словарная работа. Тяжелые пласты снега – плотный толстый слой. XI. Сорока улетела. А как стала жить Елочка после разговора с Сорокой? Что заставило Елочку забеспокоиться. Как долго жила в беспокойстве Елочка? Хочется ли вам немного успокоить Елочку? Побежим все вместе в лес Встав скорей на лыжи Там мы Елочку найдем И ей песенку споем. Даже природа переживала за Елочку. Как природа успокоила немного Елочку? Какой день был самым тревожным? Почему? Что произошло потом? (Елочка увидела приближающегося к ней человека, он шел прямо на нее). Г Как вел себя человек, пришедший в лес? Я начну предложение, а вы закончите его со словами из текста: « Он даже не заметил…» (что при этих словах Елочка потеряла сознание). А что значит, потеряла сознание? Почему Елочка потеряла сознание? Что вы можете сказать об этом леснике? (Добрый) Что увидела Елочка, когда очнулась? А как вы думаете, Елочка была рада, что стала новогодней? Какие новогодние украшения были на Елке? Как лесничий отнесся к дереву? Почему? Какой подарок сделал лесничий Елочке? Кто радовался вместе с Елочкой? Что придумал папа, чтобы всем было хорошо? Подумайте и предположите, а как еще можно отпраздновать Новый год не навредив Елочке? (Купить искусственную елку, посадить елочку возле дома, во дворе.) XII. Чтение и анализ произведения. Какие моменты вас взволновали больше всего? А можно ли назвать его сказкой? Что здесь сказочное, что вымышлено. От чьего лица ведется рассказ? Понравилась ли вам сказка? Были ли моменты, которые вам было жалко Елочку? Опишите этот момент. Менялось ли ваше настроение по ходу содержания произведения? Каким оно было в начале, в середине и в конце? XIII. Физминутка. «Белый снег». Сказка, которую мы сегодня читали – это проза. А какие еще бывают сказки? Вспомним, чем стихи отличаются от прозы. 1. Стихотворение в отличии от прозы можно пропеть. Благодаря ритму и рифме оно легче запоминается. 2. Стихотворная форма предполагает написание рядов в столбик, а прозаическая в строчку. 4. Проза возникла позже, чем стих. Знаете ли вы, что эту же историю С. Михалков записал в стихах. А что у него получилось, мы узнаем, прослушав это стихотворение. Стихотворение читает Койлыбаева Элина. «Событие». Что понравилось вам больше сказка или стихотворение? XIV. Закрепление изученного. Дети работают над тестом в парах. а) С. Маршак; б) С. Михалков; в) Н. Сладков. Недалеко от чего росла ёлочка? а) от леса; б) от города; в) от дома лесника. С кем она однажды познакомилась? а) с зайцем; б) с лисой; в) с волком. Кто рассказал ёлочке про Новый год? а) ворона; б) сорока; В страхе и беспокойстве ёлочка прожила: а) весну и лето; б) лето и осень; в) осень и зиму. Когда нашли Ёлочку? Ёлочку: а) срубили; б) нарядили; в) срубили и нарядили. Проверяем, сверяя ответы с доски. Встаньте группа, которая не допустила ни одной ошибки. Похлопаем ребятам. XV. Подведение итогов. Какое произведение читали на уроке? Кто главный герой сказки? Что хотел донести до нас Сергей Михалков? Основная мысль сказки. О чем должен помнить каждый человек на планете? Пригодятся ли знания, полученные на уроке, где? Все в природе взаимосвязано, все зависит друг от друга. 1.если исчезнут растения – нечего будет животным и человеку. 2.если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать, и нечего будет пить. 3.если погаснет солнце – все замерзнет и покроется мраком. Сможете побыть ненадолго Елочкой, рассказать про себя эту историю? Д/з подготовить выразительное чтение сказки и пересказ от лица Елочки. Нарисовать елочку, которая вырастет в будущем возле вашего дома и его наряд. Тема: "С. Михалков "Новогодняя быль". Цели: познакомить с литературной сказкой “Новогодняя быль”; произвести анализ произведения. Задачи: Познавательные: продолжить знакомство с биографией и творчеством С. В. Михалкова; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения. Развивающие: развивать устную речь, образное и логическое мышление, дикцию, словарный запас; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, усидчивость, взаимоуважение, умение работать дружно. Оборудование: презентация, портрет С. В. Михалкова, книги С. В. Михалкова, учебник. Ход урока. I . Орг. момент. Снег летает и сверкает В золотом сиянии дня, Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег – снежок, Начинаем наш урок. Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы. II . Работа над развитием речевого аппарата. 1.Дыхательная гимнастика. Ребята, давайте выполним дыхательные упражнения. Итак, начали. Первое упражнение "Снежинки". Представьте, что вам на ладошку упали снежинки. Вам нужно их сдуть. Ребята, что нужно для того, чтобы снегопад превратился в метель? Давайте и в классе устроим метель, выполнив следующее упражнение. Второе упражнение" Ветерок". Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок). Хорошо, выполним речевую разминку - подготовим голос к работе. Наша задача произносить звуки чётко. 2. Речевая разминка. Ок – ок - ок - падает снежок. Ип - ип - ип - слышу снега скрип. Ре - ре - ре - горы в снежном серебре. Прочитайте чистоговорки шёпотом и медленно. А теперь прочтите громко и весело. Прочитайте конец 1 предложения с вопросительной интонацией. Конец 2 предложения с восклицательной интонацией. III .Постановка темы и цели урока. - Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством очень известного детского писателя, чтобы узнать его фамилию необходимо разгадать ребус: Что у вас получилось? (Михалков.) Чтобы узнать название произведения, с которым мы сегодня познакомимся, расшифруйте анаграмму: НОГОВОДНЯЯ ЛЫБЬ Что у вас получилось? ("Новогодняя быль".) Прочитайте название еще раз. Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении? Когда будут происходить события? Сегодня мы познакомимся с творчеством Сергея Владимировича Михалкова, прочитаем его произведение “Новогодняя быль”. IV . Работа над темой урока 1. Знакомство с биографией С. В. Михалкова. В школу Сережа Михалков пошел учиться с 4-го класса. Первоначальное образование получил дома. С 10 лет начал сочинять стихи и выпускать рукописный литературный журнал. С. В. Михалков - известен как поэт, писатель, баснописец, журналист и автор слов гимна Российской Федерации. Его книги мы знаем и любим с самого детства. Давайте вспомним некоторые его произведения. Поиграем в игру. Я зачитываю отрывок произведения, а постараетесь вспомнить, как оно называется. Готовы? 2. Игра "Угадай-ка". 1. Галка села на заборе, 2. Кто не знает дядю Стёпу? Дядя Стёпа всем знаком! Знают все, что дядя Стёпа Был когда-то моряком. ("Дядя Стёпа".) 3. Мы едем, едем, едем 3.Зарядка для ушей «Умные ушки»: Ладонями прижать уши к голове и круговыми движениями по часовой стрелке потирать их; Плотно прижать ладони к ушам и резко отдёрнуть руки; Вставить в ухо палец, а затем резко выдернуть. 4 . Слушание сказки С.В. Михалкова "Новогодняя быль". Сейчас мы с вами познакомимся с ещё одним произведением С. Михалкова, называется оно "Новогодняя быль". У меня есть помощники, они заранее подготовились к чтению произведения по ролям. Слушайте внимательно и после прослушивания ответьте на вопрос: «К какому жанру относится это произведение?». К какому жанру относится это произведение? Почему? Что в этой сказке реально, а что вымышлено? Что вам понравилось в этой истории? От чьего лица ведётся рассказ? Где происходили события? Почему слово Ёлочка написано в тексте с большой буквы? Вспомните, как называется этот приём в литературе? (Олицетворение.) Физкультминутка "Елочки-пенечки". V . Закрепление изученного. 1. Чтение "Про себя". полюбоваться раскачиваться чувствовала прострекотала Прочитайте сказку "про себя". 2 . Выборочное чтение произведения. Прочитайте отрывок, в котором говорится о том, что увидела Елочка, когда она очнулась. Ребята, когда отмечают Новый год? Как вы думаете, всегда ли так было? 3. Сообщение подготовленного ученика. В давние времена Новый год отмечали сначала 1 марта (начало весны, пробуждение природы), потом стали встречать Новый год 1 сентября (когда заканчивалась уборка урожая с полей, и только 300 лет назад царь Пётр I приказал отмечать Новый год с 31 декабря на 1 января. На Новый год принято дарить подарки, радоваться, веселиться, и говорить с “Новым годом!”, “С новым счастьем!” и конечно же - украшать елку. Этот обычай ввел Петр I, который вернувшись из путешествий по Европе, повелел на Новый год дома и улицы украшать хвойными ветками в праздничном одеянии. 4.Работа над иллюстрацией. Рассмотрите иллюстрацию в учебнике (с. 207). Какой эпизод изобразил художник? Куда, недолго думая, села Сорока? Как вы думаете слово «макушка» однозначное или многозначное? Макушка – это не только верхняя оконечность чего-либо (дерева, горы), но и верхняя часть головы. Дотроньтесь до своей макушки. Подумайте, когда говорят «ушки на макушке» (человек насторожен)? Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте. 5. Чтение отрывка по ролям. (Норицин, Кокул, Пыжив) 6 . Расширение кругозора. Вспомните, чем стихи отличаются от прозы? Знаете ли вы, что эту же историю С. Михалков записал в стихах. Послушайте, что у него получилось.
С.В.Михалков «Событие» В снегу стояла елочка – Зелененькая челочка, Смолистая, Здоровая, Полутораметровая. Произошло событие В один из зимних дней: Лесник решил срубить её – Так показалось ей. Она была замечена, Была окружена… И только поздно вечером Пришла в себя она. Какое чувство странное! Исчез куда-то страх… Фонарики стеклянные Горят в её ветвях. Сверкают украшения – Какой нарядный вид! При этом, без сомнения, Она в лесу стоит. Несрубленная! Целая! Красива и крепка!.. Кто спас, кто разодел её? Сынишка лесника! Понравилось вам стихотворение? 7. Экологическая беседа. Чему учит нас С. Михалков в сказке "Новогодняя быль" и в стихотворении "Событие". С наступлением Нового года каждый хочет видеть в своем доме украшенную новогоднюю елочку. Сейчас очень много красивых искусственных елочек. Они ничем ни уступают их лесным сестрам, при этом помогают беречь человеку окружающую среду. Послушайте стихотворение, о искусственной красавице. (Чтение стихотворения подготовленным учащимся.) И. Токмакова. Живи, ёлочка! Мне елку купили! Мне елку купили! Скорей приходите, скорей поглядите А елка лесная осталась живая, Подумайте, а что ещё может сделать человек, для того, чтобы не рубили ели? Ребята, а к каким видам растений относится ель? (Хвойные.) А какие хвойные растения вы еще знаете? Как отличить ель от сосны? Кто сможет соотнести изображение хвойного дерева с иллюстрацией? 8. Игра «Найди дерево». Хвойные леса особенны. Кедр – в старину называли живицей. Если помазать резаную рану смолой кедра, то она не загноится и заживет. Сосна - дерево, указывающее путь. Соснами раньше отмечали проезжие дороги. Сосна - символ света. В темноте сосна выглядит светлее других деревьев. Если походить по хвойному лесу, подышать этим воздухом, то не заболеешь простудными заболеваниями. Беречь хвойные леса нужно еще и потому, что растут они очень медленно. За год растение вырастает лишь на 10-15 см. VI . Рефлексия. С каким произведением познакомились на уроке? Кто был героем сказки? VII . Итог. Оценивание своей работы детьми. Зеленый круг - доволен своей работой на уроке, желтый – не совсем доволен работой, мог работать лучше, красный – недоволен. Домашнее задание. Пересказ от имени Елки. Тютрина Оксана Владимировна Урок литературного чтения во 2 в классе.
Цели: Предметные:
II. Работа с заголовком
Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: С. Михалков «Новогодняя быль»(слайд 1) Цели деятельности педагога: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению речевых умений, фонематического слуха, памяти и мышления; познакомить учащихся с произведением С. Михалкова «Новогодняя быль», совершенствовать умения работать с иллюстрациями. Тип урока: постановка и решение учебной задачи. Планируемые результаты образования: Личностные: интерес к учебному труду; умение оценивать свои поступки и знания; внимание к переживаниям других людей; чувство сопереживания. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): Познавательные: умение анализировать и сравнивать произведения и героев. Регулятивные: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. Коммуникативные: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию. Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная; непродуктивный. Образовательные ресурсы: карточки с играми; касса букв; альбомные листы для каждого ученика; словари по ; выставка рисунков учащихся, карандаши. I. Мотивация учебной деятельности. Личностные УУД: положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения. Регулятивные УУ Д: принимать и сохранять учебную задачу; уметь вносить коррективы в действие после его завершения на основе оценки учителя. Коммуникативные УУД : уметь строить монологическое высказывание по теме урока, получать нужную информацию, задавая вопросы учителю и сопоставляя его ответы. Ход урока:
Снежок порхает, кружится, (Н. Некрасов) Что вы почувствовали, услышав эти строки? (Обобщить ответы детей). Какой раздел литературного чтения мы продолжаем изучать? II. Проверка домашнего задании. 1)Рассмотрим выставку рисунков к русской народной сказке «Два Мороза». 2)Объяснить одну из пословиц: «Мороз велик, да стоять не велит», «Где тепло, тут и добро», «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи», «У работающего дело в руках огнём горит», «Береги нос в большой мороз». III. Речевая разминка.(слайд 2) а)Дети проговаривают чистоговорки : Ма-ма-ма – пришла снежная зима, – ег-ег-ег – все засыпал белый снег, – ки-ки-ки – любим мы играть в снежки, – оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз, – лю-лю-лю – зиму снежную люблю. б) Проговорите скороговорку (слайд 3) Ель на ежика похожа: Еж в иголках, елка тоже IV. Постановка целей урока. Приближается праздник – Новый год. Чем примечателен этот праздник? (Это волшебный праздник, мы загадываем желания или отправляем письма деду морозу и желания исполняются, происходят даже невероятные – сказочные события.) Сегодня на уроке мы прочитаем новогоднюю сказку. V. Определение темы урока. Откройте учебник на странице 203. Определите тему урока. Попробуйте по названию определить, о чем пойдет речь в произведении. Какие произведения С. Михалкова вы помните?(слайд 4-6) Сергей Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Кроме Сергея в семье воспитывались еще два мальчика: Михаил, Александр. Писать стихи Сергей начал еще в детстве. Школьные годы Михалков провел в Пятигорске. В 1930 году он окончил среднюю школу, но еще за два года до этого было опубликовано его первое стихотворение «Дорога». Затем Михалков обучался в Литературном институте имени Горького. В это же время Михалковым была издана первая книга стихов. В годы Великой Отечественной войны Михалков находился в рядах Красной армии, работал в армейской печати. Знаменитые строки на гранитной плите Вечного огня у Кремлевской стены: "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен" , - также принадлежит Михалкову. После Великой Отечественной войны Михалков продолжил свою литературную деятельность. VI. Подготовительная работа перед чтением. (слайд 7) Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами. На-лю-бо-вать-ся – налюбоваться По-зна-ко-ми-лась – познакомилась Рас-ка-чи-вай-ся – раскачивайся Бес-по-кой-ство – беспокойство Спря-тать-ся – спрятаться Об-ла-мы-ва-лись – обламывались При-бли-жа-ю-ще-го-ся – приближающегося Читайте целыми словами: (слайд 8) Лес – лесная, лесничий Ночь – переночевал Цвет – цветные Стекло – стеклянные Серебро – серебряные Какие это слова?(однокоренные) VII. Сказку читает учитель, подготовленные дети роли Ёлочки, Сороки, человека и мальчика. Проверка усвоения понимания 1 часть
2 часть
(Она была доброй, скромной, воспитанной, вежливой – вежливо попросила, тихо прошептала, неуверенно возразила)
3 часть
4 часть
VIII. Физ. минутка. Елочка У маленьких детишек Елочка большая. Огнями и шарами Елочка сверкает. Ай да елочка! Погляди, погляди! Деткам, елочка, Посвети, посвети! (Дети поднимают над головой руки и поворачивают ладони вправо и влево, потом читают стихи. Грозят пальчиком.) Не коли нас, елочка, Веточкой лохматой. Убери иголочки IX.Беседа после чтения Понравилось произведение? Выразите своё мнение о произведении одним словом. Докажите, что это сказка. Посмотрите на иллюстрацию на странице 205. Какой эпизод сказки изображён? Что с ней случилось, когда она очнулась? Что вам особенно понравилось в этой истории? Какова основная мысль сказки? От чьего лица ведётся рассказ? Чему учит это произведение? Принесла ли Ёлочка кому-нибудь радость? Почему? Поднимите руки те, кто переживал вместе с елочкой Работа с картинным планом .(слайд 9) Я приготовила для вас 5 иллюстраций к “Новогодней были”. Назовите их по порядку На ваших столах лежит листочек с 3 пословицами. Вам нужно выбрать, какая из них отражает главную мысль “Новогодней были”?
С.Михалков эту историю записал и в стихах. Послушайте всё стихотворение (читает подготовленный ученик). В снегу стояла ёлочка – Зелёная иголочка, Смолистая, Здоровая, Полутораметровая. Произошло событие В один из зимних дней: Лесник решил срубить её! – Так показалось ей. Она была замечена, Была окружена… И только поздно вечером Пришла в себя она. Какое чувство странное! Исчез куда-то страх… Фонарики стеклянные Горят в её ветвях. Сверкают украшения – Какой нарядный вид! При этом без сомнения, Она в лесу стоит. Не срубленная! Целая! Красива и крепка!... Кто спас, кто разодел её? Сынишка лесника! Какой вариант истории вам больше понравился? Почему? X. Закрепление изученного. Тест. (слайд 10) Дети работают над тестом в парах.
а) С.Маршак; б) С.Михалков; в) Н.Сладков.
а) от леса; б) от города; в) от дома лесника.
а) с зайцем; б) с лисой; в) с волком.
а) ворона; б) сорока; в) сова.
а) весну и лето; б) лето и осень; в) осень и зиму.
а) срубили; б) нарядили; в) срубили и нарядили. Ель на ежика похожа:Еж в иголках, елка тоже |
Популярное:
Новое
- Сочинение My working day на английском с переводом
- Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания
- Импульс силы можно рассчитать по формуле
- ю Высшие и центральные государственные учреждения
- Милославская мария борисовна совет федерации
- Духовно-рыцарские ордена – кратко
- Великая французская революция
- Загадочная цивилизация мерое Прогулка по древнему городу
- Сочинение Pros and cons of the Internet на английском с переводом
- Мазепа и Кочубей: политический детектив эпохи Войска Запорожского Дочь кочубея