Разделы сайта
Выбор редакции:
- Что такое ощущение в психологии Что такое ощущение в психологии
- Ваше Высочество: Самые известные принцессы и королевы в мире Королем какой страны
- В японии занижали данные радиационного фона в районе фукусимы
- Самые большие наводнения в мире
- Случаи самоубийств солдат в российской армии
- Страны Южной Америки: особенности континента
- Понятие и признаки общества
- Основные понятия теории вероятностей Значение е теория вероятности
- Set out — английский фразовый глагол
- Английская грамматика для начинающих: смотрим видео бесплатно
Реклама
Диссертационный совет лпи им м и калинина. История Политеха. Номера учебных групп |
План:
ВведениеКоординаты: 60°00′25.7″ с. ш. 30°22′30.57″ в. д. / 60.007139° с. ш. 30.375158° в. д. (G) (O) (Я) 60.007139 , 30.375158 Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ, полное название - Государственное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет» , неофициальное название - Политех ) - высшее учебное заведение Санкт-Петербурга. Входит в группу национальных исследовательских университетов России. Основан в 1899 году. Является одним из самых крупных и известных технических университетов России. Неизменно занимает ведущие позиции в рейтинге технических ВУЗов России. Университет включает в себя 20 базовых факультетов, 6 факультетов и курсов дополнительного образования, филиалы в городах Чебоксары, Сосновый Бор, Череповец. Обеспечивает выпуск инженеров, экономистов, менеджеров по 101 специальности, бакалавров и магистров по 34 направлениям науки и техники, аспирантов по 90 научным специальностям. На 1 января 2007 года в университете по очной форме обучения обучались 18050 человек, всего - более 28000 человек. Профессорско-преподавательский состав включает в себя более 20 академиков и членов-корреспондентов РАН, свыше 500 профессоров, докторов наук. На базе факультетов СПбГПУ были образованы СПбГУЭФ, СПбГМТУ и СПбВИТУ. По имени университета названы близлежащая Политехническая улица и станция метро «Политехническая». 1. История1.1. Основание 1899-1914Основан 19 февраля 1899 года в соответствии с поручением премьер-министра Российской империи С. Ю. Витте как Санкт-Петербургский политехнический институт имени Петра Великого. Ближайшими единомышленниками Витте в деле организации СПбПИ были товарищ министра финансов В. И. Ковалевский и выдающийся учёный-химик Д. И. Менделеев, ставшие также фактическими основателями Санкт-Петербургского политехнического института. Все трое впоследствии были избраны почётными членами института, а их портреты были установлены в зале Совета. Главное здание, фотография 1902 г. Аудитория нового института, 1902 Архитектор Э. Ф. Виррих создал институтский городок, состоящий из учебных, жилых и хозяйственных зданий, образующих внутренние дворы и проезды. В 1902 году начались занятия на экономическом, электромеханическом, кораблестроительном и металлургическом отделениях, представлявших тогда наиболее перспективные для России отрасли техники. В 1905 году, после расстрела демонстрации на Дворцовой площади 9 января, занятия в институте были приостановлены и возобновились только осенью 1906 года. После начала занятий институт активно развивался. Уже в 1907 году открылись новые отделения: инженерно-строительное, механическое и химическое. В декабре того же года состоялись первые защиты выпускных работ. В 1909 году при кораблестроительном отделении были созданы курсы воздухоплавания для студентов технических отделений и офицеров, ставшие первой в России авиационной школой. В 1911 на кораблестроительном отделении открылась и первая в России высшая автомобильная школа. К 1914 году на отделениях Политехнического института обучалось более 6000 человек. 1.2. 1914-1941С началом первой мировой войны многие студенты и преподаватели ушли на фронт. В одном из зданий института был развернут госпиталь. К 1917 году в институте оставалось не более 3000 студентов. На базе института работали курсы по подготовке лётчиков и мотористов, а также судовых радиотелеграфистов. Лаборатории и кафедры института участвовали в разработке вооружений для действующей армии. В 1918 году работа института была практически приостановлена. После Октябрьской революции многие преподаватели покинули Санкт-Петербург и Россию. В период гражданской войны институт практически не финансировался, не имел топлива. К 1919 году в институте осталось не более 500 студентов. Тем не менее, жизнь в институте не замирала. В марте 1919 г. был организован первый в мировой истории физико-механический факультет для подготовки инженеров-физиков-исследователей, не имевший аналогов в мире. Вскоре было принято решение об учреждении химического факультета. В декабре 1919, в связи с мобилизацией студентов, институт практически опустел, хотя научная работа продолжалась. В 1921 году физико-технический отдел был преобразован в институт, а в 1923 году получил собственное здание напротив парка института. Несмотря на такое отделение, студенты физических факультетов практиковались в лабораториях ФТИ, а большинство его сотрудников являлись преподавателями Политеха. По окончании гражданской войны деятельность института начала восстанавливаться. В 1922 количество студентов достигло 2000. А осенью в институте появился ещё один факультет - индустриального земледелия, организованный вместо закрытых сельскохозяйственных институтов. К концу 20-х годов численность студентов достигла 8000 человек. В 1929 году появляются два новых факультета: водного хозяйства и авиастроительный. В 1930 году решением Комиссии Совнаркома СССР по реформе высшего и среднего образования на базе Политеха были образованы узкопрофильные институты, которые были переданы в ведение соответствующих министерств. На базе ЛПИ были образованы: Гидротехнический институт, Институт инженеров промышленного строительства (сейчас Николаевский Военный инженерно-технический университет), Кораблестроительный, Авиационный, Электротехнический, Химико-технологический, Металлургический, Машиностроительный, Индустриального сельского хозяйства, Физико-механический, Ленинградский финансово-экономический и Всесоюзный котлотурбинный институты. Формально Политехнический институт прекратил существование 30 июня 1930. Учебный процесс был нарушен, так как лаборатории и мастерские принадлежали разным институтам, а те в свою очередь принадлежали разным ведомствам. Уже летом 1933 года Комиссия по высшей школе вынуждена была устранять хозяйственные споры между отдельными отраслевыми институтами, а в апреле 1934 г. они были объединены на правах факультетов в составе вновь созданного Ленинградского индустриального института (ЛИИ). К началу 1935 года ЛИИ являлся крупнейшим в стране техническим вузом, в котором обучались свыше 10 тысяч студентов и аспирантов, работали 940 профессоров и преподавателей, 2600 рабочих и служащих. 1.3. 1941-1991В годы Великой отечественной войны на фронт ушли более 3500 студентов и сотрудников Политеха. В феврале 1942 года производилась эвакуация Политеха. Сперва в Пятигорск, а затем в Ташкент. В 1943 году в Ташкенте была начата научная и учебная работы. Восстановление института было начато сразу же после снятия блокады в 1944 году. С октября 1946 года Политехнический институт перешёл в подчинение Минвузу СССР, который предоставил институту право работать по собственным учебным планам и программам. Число студентов в ЛПИ приблизилось к трём тысячам. В 1948 году первый в СССР отряд студентов в количестве 340 человек выехал на строительство Алакусской ГЭС. Начиная с 1950 года, большое внимание уделялось подготовке специалистов для всесоюзных строек. На инженерно-строительном факультете началась подготовка инженеров-гидростроителей, а при Металлическом заводе было организовано вечернее отделение ЛПИ для подготовки инженеров-турбостроителей. В 1953 году ЛПИ был одним из ВУЗов-доноров, отдавшим 224 своих студентов выпускных курсов в армию в составе «сталинского Спецнабора-1953» для завершения образования в Военной академии им. Ф. Э. Дзержинского, много сделавших для обороны страны и освоения космоса (в их числе Шмарцев Ю. В., Любомудров А. А., Долгов А. М.). [неавторитетный источник? 373 дня ] К 1960 году в ЛПИ были созданы лаборатории энергетических систем, автоматики, телемеханики, металлургии, турбиностроения и компрессоростроения. Одновременно с этим, в институте была введена система «непрерывной производственной практики». Первокурсники, не имеющие производственного опыта, попеременно учились и работали на крупнейших производственных предприятиях: завод им. К. Маркса, Металлический завод, ПО «Светлана», завод «Красный Октябрь», в Главленинградстрое. В 1961 году, в соответствии с новым положением о высших учебных заведениях, была восстановлена выборность ректоров и деканов. Начиная с 1960 года идёт активное строительство новых зданий института. К 1962 году были построены спорткомплекс, высоковольтный корпус (ТВН), два новых учебных корпуса, здание поликлиники, профилактория, архива и общежития на проспекте Непокоренных. В 1962 году созданы заочный факультет и факультет усовершенствования дипломированных инженеров, в 1968 - повышения квалификации руководящих работников, год спустя, в 1969 году, подготовительное отделение для рабочей и сельской молодёжи. В это же время крупнейший факультет (вечерний) был разделен на два: электротехнический и инженерно-технический. В 1972 году в Пскове был открыт филиал Политехнического института (ныне Псковский государственный политехнический институт). Позднее организуются филиалы в Орске, Чебоксарах, Сосновом Бору. Строительство новых зданий было продолжено в конце 70-х - начале 80-х годов. Были построены два общежития по Гражданскому проспекту и проспекту Непокоренных, новый учебный корпус, корпус для подготовительного факультета на Полюстровском, а также здание нынешнего Института международных образовательных программ на Гражданском проспекте. Создаются новые конструкторские бюро: ОКБ «Импульс» и особое конструкторское бюро технической кибернетики (ныне - ЦНИИ РТК). С 1982 года в ЛПИ начинается целевая подготовка специалистов в сотрудничестве с крупными предприятиями, заинтересованными в притоке молодых высококвалифицированных специалистов: ОКБ «Импульс», ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова, НПО «Ленинец», Ленполиграфмаш, ПО «Спутник», ПО им. К. Маркса и др. В 1987 году при ЛПИ были созданы Инженерный центр и Межотраслевой институт повышения квалификации (МИПК) по новым направлениям развития техники и технологии. В 1989 году в Политехнический институт на 11 факультетов были приняты 2100 первокурсников, а общее количество поданных абитуриентами заявлений превысило 5000. Самое большое количество абитуриентов были приняты на Факультет технической кибернетики (310 человек), а самый большой конкурс был на факультете экономики и управления (590 заявлений на 120 мест). В сентябре 1989 года Совет ЛПИ принял решение о переименовании Политехнического института в Государственный технический университет. Совет Министров РСФСР утвердил новое название 3 апреля 1990 года. 1.4. Настоящее времяВ декабре 2006 года - подписано соглашение об открытии Центра инноваций на базе факультета технической кибернетики с компанией «Майкрософт Рус». Это первый Центр инноваций Microsoft на Северо-Западе России . В июле 2007 года - ректор университета Михаил Фёдоров заявил информагентству «Прайм-тасс» о том, что в рамках национального проекта «Образование» на базе института будет создан НИИ новых материалов и технологий. На строительство НИИ из федерального бюджета выделят 520 млн рублей . 2. Названия
3. СтруктураСм. также {{СПбГПУ}} Университет включает в себя 20 базовых факультетов, 6 факультетов и курсов дополнительного образования, вечернее отделение, 3 филиала, научный комплекс, профилакторий и базы отдыха. Кампус университета расположен на северо-западе города; он включает 15 учебных и 15 научно-производственных корпусов, 13 общежитий, 10 жилых зданий, Дом Ученых и спортивный комплекс. В 1996-2001 годах существовал Институт интеллектуальных систем и технологий СПбГПУ, образованный на базе отраслевого факультета. 3.1. Базовые факультетыБазовые факультеты СПбГПУ неофициально делятся на 3 группы:
Два факультета - Факультет управления и информационных технологий (ФУИТ) и Институт международных образовательных программ (ИМОП) - ведут подготовку как по гуманитарным, так и по техническим специальностям. 3.2. Факультеты переподготовки специалистов и дополнительного образования
3.3. Вечернее отделениеВ вечерней форме обучения можно получить образование по большинству направлений и специальностей университета. Вечернее отделение делится на две секции:
3.4. Филиалы
4. Руководители4.1. Ректоры и директоры
4.2. Президенты
5. Главное зданиеГлавное здание Комплекс зданий Санкт-Петербургского Политехнического института возводился под руководством Особой строительной комиссии, созданной 23 февраля 1899 года. Для строительства был выбран удалённый участок Петербурга, близ деревни Сосновка. Проектирование и строительство велось архитектурной мастерской под руководством Э. Ф. Вирриха. Проект включал в себя комплекс зданий, образующих автономный университетский городок похожих на те, что существовали в Кембридже и Оксфорде. В состав комплекса вошли главное здание, химический павильон, два общежития и механический корпус. При проектировании главного здания Виррих использовал проект высшей технической школы Берлина. Центральная часть и общий план здания почти полностью повторяют берлинское сооружение. Торжественная закладка зданий была осуществлена 18 июня 1900 года. Строительство велось с 1900 до 1905 года. Строительство главного здания было закончено в 1902 году. Здание построено в стиле неоклассицизма, характерного для петербургской архитектуры конца XIX века. Монументальное здание белого цвета, с Н-образной конфигурацией. Внутренняя планировка, при которой все лекционные аудитории выходят на юго-запад, позволяет максимально использовать естественное освещение. 6. Фундаментальная библиотека СПбГПУФундаментальная библиотека университета начала свою работу одновременно с его открытием в 1902 году. По состоянию на 2004 год в фонде хранения библиотеки было размещено более 2 700 тысяч единиц хранения. Состав фондов библиотеки определяется изучающимися дисциплинами, но кроме традиционных для технического вуза собраний литературы по естественным, точным и прикладным техническим наукам, в ней широко представлены разделы гуманитарных наук: истории, права, экономики, финансов и др. В фонды библиотеки входят также передаваемые ей в дар личные собрания учёных института. В разное время в библиотеку влились коллекции книг С. Ю. Витте, профессоров института П. Б. Струве, Ю. С. Гамбарова, А. П. Фан-дер-Флита, Б. Э. Нольде, К. П. Боклевского и др. Первые сто книг были пожертвованы В. И. Ковалевским - государственным деятелем и непосредственным исполнителем проекта организации института. Фундаментальная библиотека СПбГПУ первая из библиотек России получила в 1995 году полноценное высокоскоростное Интернет-подключение и создала свой Web-сервер. В ней разработаны электронный каталог и полнотекстовая база данных, которые доступны с рабочих мест библиотекарей, читальных залов, кафедр и служб университета, а также для пользователей Интернет во всем мире. Сотрудники и студенты университета имеют возможность получать информацию из международных баз данных. 7. Знаменитые преподаватели
8. Знаменитые выпускники
(1899)1899-1910 - Санкт-Петербургский политехнический институт Санкт-Петербург Санкт-Петербург Са́нкт-Петербу́ргский политехни́ческий университе́т Петра Великого (ФГАОУ ВО СПбПУ, полное название - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» , неофициальное название - Политех ) - старейшее (с 1899 г.) российское многофункциональное государственное высшее учебное заведение. Энциклопедичный YouTube1 / 5 ✪ Политех. Вперёд за высшим!! ✪ Как поступить в СПБПУ Петра Великого? Политехнический Университет - 10 ФАКТОВ ✪ ОБЗОР ОБЩЕЖИТИЯ ПОЛИТЕХА ✪ Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого XXI век ✪ Как учат дизайнеров в Политехническом университете СубтитрыОбщие сведенияУниверситет включает в себя 12 базовых институтов, факультеты дополнительного образования, филиал в городе Сосновый Бор, комплекс научно-исследовательских подразделений, включающий объединённый научно-технологический институт, научно-образовательные центры, ряд специализированных научно-производственных структур, спортивный комплекс, профилакторий и базы отдыха. Обеспечивает выпуск инженеров , экономистов , менеджеров по 101 специальности, бакалавров и магистров по 51 направлениям науки и техники, аспирантов по 90 научным специальностям. Контингент студентов: 30197 человек. Профессорско-преподавательский состав включает в себя 25 академиков и членов-корреспондентов РАН, свыше 500 профессоров, докторов наук. Входит в пятёрку лучших технических вузов страны. В июле 2013 года университет вошёл в число победителей конкурса на статус «Ведущие университеты России» . По имени университета названы близлежащая Политехническая улица и станция метро «Политехническая» . История названияРуководителиРекторы и директора
Президенты
ПреподавателиВыпускникиИсторияОснование 1899-1914Ближайшими единомышленниками Витте в деле организации СПбПИ были товарищ министра финансов В. И. Ковалевский и учёный-химик Д. И. Менделеев . Все трое впоследствии были избраны почётными членами института, а их портреты были установлены в зале Совета. Проектирование и строительство велось архитектурной мастерской под руководством Э. Ф. Вирриха . Проект включал в себя комплекс зданий, образующих автономный университетский городок похожих на те, что существовали в Кембридже и Оксфорде . В состав комплекса вошли главное здание, химический павильон, два общежития и механический корпус. При проектировании главного здания Виррих использовал проект высшей технической школы Берлина. Центральная часть и общий план здания почти полностью повторяют берлинское сооружение. Торжественная закладка зданий была осуществлена 18 июня 1900 года . Строительство велось с 1900 до 1905 года; главный корпус был закончен в 1902 году. Здание построено в стиле неоклассицизма, характерного для петербургской архитектуры конца XIX века. Монументальное здание белого цвета, с Н-образной конфигурацией. Внутренняя планировка, при которой все лекционные аудитории выходят на юго-запад, позволяет максимально использовать естественное освещение. Фундаментальная библиотека СПбПУФундаментальная библиотека университета начала свою работу одновременно с его открытием в 1902 году. В разное время в библиотеку влились коллекции книг С. Ю. Витте , профессоров института П. Б. Струве , Ю. С. Гамбарова , А. П. Фан-дер-Флита , Б. Э. Нольде , К. П. Боклевского и др. Состав фондов библиотеки определяется изучающимися дисциплинами, но кроме традиционных для технического вуза собраний литературы по естественным, точным и прикладным техническим наукам, в ней представлены разделы гуманитарных наук: истории, права, экономики, финансов и др. В фонды библиотеки входят также передаваемые ей в дар личные собрания учёных института. 1914-1941К 1960 году в ЛПИ были созданы лаборатории энергетических систем, автоматики, телемеханики, металлургии, турбиностроения и компрессоростроения. Одновременно с этим, в институте была введена система «непрерывной производственной практики». Первокурсники, не имеющие производственного опыта, попеременно учились и работали на заводе им. К. Маркса, Металлическом заводе , ПО «Светлана», заводе «Красный Октябрь», в Главленинградстрое. В 1961 году, в соответствии с новым положением о высших учебных заведениях, была восстановлена выборность ректоров и деканов . Начиная с 1960 года идёт быстрое строительство новых зданий института. К 1962 году были построены спорткомплекс, высоковольтный корпус (ТВН), два новых учебных корпуса, здание поликлиники, профилактория, архива и общежития на проспекте Непокорённых . Строительство новых зданий было продолжено в конце 70-х - начале 80-х годов. Были построены два общежития по Гражданскому проспекту и проспекту Непокорённых , новый учебный корпус, корпус для подготовительного факультета на Полюстровском , а также здание Института международных образовательных программ на Гражданском проспекте . Создаются новые конструкторские бюро: ОКБ «Импульс» и особое конструкторское бюро технической кибернетики (ныне - ЦНИИ РТК). В июле 2007 года - ректор университета Михаил Фёдоров заявил информагентству «Прайм-тасс» о том, что в рамках национального проекта «Образование» на основе института будет создан НИИ новых материалов и технологий. На строительство НИИ из федерального бюджета выделят 520 млн рублей . В 2012 году СПбПУ вошел в число 21 вуза России, ставших победителями конкурсного отбора на право получения субсидии Минобрнауки России в целях повышения их конкурентоспособности - Проект 5-100 . СтруктураВ Университете ведется подготовка по 208 профилям в рамках 57 направлений подготовки бакалавров, по 13 специализациям в рамках 10 специальностей, а также по 216 магистерским программам в рамках 55 направлений подготовки магистров. С 2014 года осуществляется подготовка по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по 25 направлениям, а так же подготовка научно-педагогических и научных кадров в рамках послевузовского образования по 94 специальностям. Университет включает в себя 13 институтов, подразделения дополнительного образования, филиалы в городах Чебоксары, Сосновый Бор, Череповец, комплекс научно-исследовательских подразделений, включающий объединённый научно-технологический институт, научно-образовательные центры, ряд специализированных научно-производственных структур. Университетский городок расположен на северо-востоке города, включает 30 учебных и научно-производственных корпусов, 15 общежитий, 10 жилых зданий, Дом Ученых и спортивный комплекс. В 1996-2005 годах существовал Институт интеллектуальных систем и технологий СПбПУ, образованный на основе отраслевого факультета. Базовые институтыСогласно приказу № 794 от 04.10.2012 с целью объединения всех подразделений Политехнического университета в составе университета были созданы базовые институты - технический, физический и гуманитарно-экономический :
Колледж и лицейЕстественно-научный лицей, создан в 1995 году по инициативе Комитета по образованию Санкт-Петербурга и Политехнического Университета. В 2009 году, в соответствии с решением Ученого Совета СПбПУ и на основании Приказа Ректора от 11.02.2009 года № 70, стал структурным подразделением Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. В лицее реализуется образовательная программа среднего общего образования с углубленным изучением математики, физики и информатики. В 2011 году Ленинградский электровакуумный техникум вошел в состав политехнического университета в качестве структурного подразделения и получил новое название Университетский политехнический колледж «Радиополитехникум». Вхождение в состав вуза позволило вывести процесс подготовки специалистов среднего звена на новый качественный уровень. По ряду специальных дисциплин преподавание ведется профессорско - преподавательским составом университета. Часть лабораторных и практических занятий для студентов колледжа проводятся на базе лабораторий вуза. Факультеты переподготовки специалистов и дополнительного образования
Вечернее отделениеВ вечерней форме обучения можно получить образование по большинству направлений и специальностей университета. Вечернее отделение делится на две секции:
Филиал
См. такжеРейтингиВ 2012 году СПБПУ выиграл 135 грантов комитета Правительства Санкт-Петербурга по Науке и высшей школе. По версии QS World University Rankings в 2013 году занимает 6 место среди всех вузов России и 2 место среди российских технических и технологических вузов . В марте 2013 года получил высший уровень «АА», заняв 3-е место среди 58 вузов России в Академическом рейтинге высших учебных заведений в 2013 г., который проводится Европейской научно-промышленной палатой по стандартам Евросоюза. В 2015 году университет впервые участвовал в рейтинге Times Higher Education, войдя сразу же в список 250 лучших университетов мира . Среди всех российских вузов СПбПУ Петра Великого занял 2-е место, уступив лишь МГУ им. М. В. Ломоносова В 2015 году занял восьмое место среди 24 российских вузов в международном рейтинге научной производительности университетов – University Ranking by Academic Performance. В апреле того же года занял 6 место среди российских вузов в предметном рейтинге Quacquarelli Symonds в области «Физика и астрономия». В июле 2015 года занимал 5-е место среди российских университетов и 991-ю позицию в общем рейтинге среди более 22 тысяч вузов, ранжированных экспертами Webometrics. Создание политехнических институтов в России ─ одно из бесспорных достижений "эпохи Витте", как именуется иногда рубеж ХIХ─ХХ веков. Венец этой сети ─ ─ был предназначен для воспроизводства управленческо-хозяйственной и научно-технической элиты. Предыстория института связана с именами С.Ю. Витте, В.И. Ковалевского, Д.И. Менделеева. В знак признательности все трое после 1902 года были избраны Почётными членами СПб Политехнического института, а их портреты были установлены в Зале Совета. На инициативу С.Ю. Витте в форме трёхстраничного доклада Николаю II с краткой мотивировкой и просьбой разрешить строительство СПб Политехнического института "высочайшее соизволение последовало 19 февраля 1899 года", немедленно, без согласований и виз. После двух лет приближавшегося к завершению строительства в Государственный совет был направлен 70-страничный документ за подписью С.Ю. Витте (23 ноября 1900 года) "Об учреждении Политехнического института в Санкт-Петербурге". После аргументированного устранения возражений различных ведомств и решающих разьяснений С.Ю. Витте в Госсовете Николай II утвердил окончательное "Положение о СПб Политехническом институте" в мае 1902 года. Официально занятия начались 2 октября 1902 года. Петербургский Политехникум отличался от годом ранее появившихся Киевского и Варшавского Политехнических институтов нестандартным набором отделений ─ Экономическое, Электромеханическое, Металлургическое, Кораблестроительное ─ по существу новых для России специальностей. По замыслу С.Ю. Витте, предвидевшего важность совместной деятельности экономистов и техников в XX веке, студенты-экономисты должны были составлять половину контингента. Академик АН СССР С.Г. Струмилин, выпускник института, назвал его [СПбПУ] впоследствии "светлым храмом экономической науки в Сосновке, построенным Витте". Созданный полностью на государственные средства, институт имел всё для подготовки высококлассных специалистов: просторные аудитории и чертёжные, многочисленные кабинеты и лаборатории (иные были первыми и долго единственными в российской высшей школе), самое современное лабораторное оборудование, комфортабельные общежития для студентов и квартиры для сотрудников. Немало непривычного было и в организации учебной жизни института: зачисление на первый курс без экзаменов, по результатам конкурса аттестатов, отсутствие оценок и экзаменационных сессий, обилие практических и лабораторных занятий, обязательные летние практики, очень высокие требования к выпускным работам. Идеальный ход жизни института был нарушен революционными событиями 1905─1906 гг. и связанным с ними полуторагодовым перерывом в занятиях, отстранением А.Г. Гагарина от должности директора и полным закрытием общежитий в 1907 году.
Развитие института в 1907─1914 гг. соответствовало периоду чрезвычайного развития производительных сил России и возрастанию спроса на специалистов с техническим и коммерческим образованием. В 1907 году открылись новые отделения: Инженерно-строительное и Механическое. К концу этого периода число студентов превысило 6 тысяч ─ втрое больше проектного уровня. Создавшийся дисбаланс в пользу технических отделений стал более отвечать происшедшему в 1906 году переводу института из ведения Министерства Финансов в Министерство торговли и промышленности. Экономическое и технические (кроме Кораблестроительного) отделения готовили специалистов для бурно развивавшейся железнодорожной отрасли. Кораблестроительное отделение с 1909 года вело подготовку специалистов по военному кораблестроению и авиации, механическое ─ по автомобильным двигателям, Электромеханическое и Инженерно-строительное ─ по электрификации железных дорог и гидроэлектростанциям. Профессорско-преподавательский состав института вобрал цвет либеральной по убеждениям технической и гуманитарной интеллигенции Петербурга (да и России в целом). Здесь собралась едва ли не вся столичная школа механики: В.Л. Кирпичёв, А.Н. Крылов, И.Г. Бубнов, B.Г. Галёркин, С.П. Тимошенко, И.В. Мещерский, C.И. Дружинин. Впечатляюще выглядела группа профессоров Металлургического отделения: Н.А. Меншуткин, Н.С. Курнаков, А.А. Ржешотарский, В.Е. Грум-Гржимайло, А.А. Байков, М.А. Павлов, Ф.Ю. Левинсон-Лессинг, В.А. Кистяковский, П.П. Федотъев. Большим авторитетом в кругах электротехников пользовались профессора М.А. Шателен, В.Ф. Миткевич, А.В. Вульф, С.Н. Усатый. Все студенты-политехники учились физике у профессоров В.В. Скобельцына и А.Ф. Иоффе. Курсы прикладной механики, термодинамики и паровых машин для студентов технических отделений вели А.А. Радциг, А.А. Брандт, А.С. Ломшаков. Крупные специалисты своего дела преподавали специальные дисциплины: К.П. Боклевский, А.П. Фан-дер-Флит, Г.Н. Пио-Ульский, И.Н. Воскресенский ─ на Кораблестроительном отделении, Б.Н. Кандиба, С.П. Максимов, А.М. Фролов, Г.П. Передерий - на Инженерно-строительном, Н.Н. Саввин, Л.З. Ратновский ─ на Механическом. Славу первой и ведущей высшей экономической школы России создали институту экономисты А.С. Посников, А.А. Чупров, П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, М.И. Фридман, М.В. Бернацкий, историки и социологи М.М. Ковалевский, М.А. Дьяконов, И.М. Гревс, Д.М. Петрушевский, Н.И. Кареев, правоведы Б.Э. Нольде, А.Т. Гусаков, Н.С. Тимашев и другие. Каждый второй (22 из 45) профессоров, работавших в институте в 1914 году были избраны в Российскую Академию наук в разное время. Первая Мировая война осложнила жизнь института. Часть помещений была отведена под госпиталь и курсы авиамехаников, механиков флота, радиотелеграфистов. Сотни и тысячи студентов уходили в армию добровольно и по мобилизации. Несмотря на усиленные приёмы ─ до 1700 человек в 1916 году ─ к началу 1917 г. в институте осталось только три тысячи студентов. Но занятия не прерывались, почти весь преподавательский состав был сохранён, а выпуск инженеров нарастал. Всего до революции институт выпустил 2,5 тысячи инженеров. Сотни их, вместе со многими профессорами, вскоре оказались вне России и там своими знаниями внесли весомый вклад в развитие научной мысли на Западе, способствуя укреплению международного авторитета своей Аlma Mater.
За октябрьскими событиями 1917 года последовало катастрофическое ухудшение положения института. Прекратились финансирование и поставки топлива ─ учебные здания не отапливались до 1924 года (!). В 1918 г. институт утратил автономию и перешёл в ведение Наркомпроса РСФСР, многие декреты которого ─ об отмене отметок в средних школах, образовательного ценза при поступлении в высшую школу, упразднении всех видов испытаний, аттестатов и дипломов и т.д. ─ совершенно дезорганизовали учебный процесс. В 1919 году институт почти опустел и был на грани ликвидации. Большие потери нёс профессорско-преподавательский состав от эмиграции и голодных смертей. Однако в том же 1919 году по инициативе академика А.Ф. Иоффе, проявившего удивительный оптимизм и прозорливость, в Политехническом был размещён Физико-технический отдел Государственного рентгенологического и радиологического института (ГРиРИ), ставший через 4 года самостоятельным Физико-техническим институтом, и учреждён Физико-механической факультет (не имевший аналогов в мире!). Тогда же начал работу Химический факультет. В 1920 году в соответствии с декретами Совнаркома был организован "срочный выпуск инженеров-специалистов" и Рабфак, в 1922 г. учреждён Факультет Индустриального земледелия. 1920-е годы подтвердили высокий класс первых выпускников всех отделений (с 1918 г. ─ "факультетов") Политехнического института. Так, экономисты В.Н. Твердохлебов, В.Э. Ден, А.В. Венедиктов, Л.Н. Юровский и др. внесли важный вклад в разработку научно-организационной идеологии НЭПа. Кораблестроители П.Ф. Папкович и В.Л. Поздюнин обогатили теорию кораблестроения, Б.М. Малинин, С.А. Базилевский и др. заложили основы советского кораблестроения. Электромеханик А.А. Горев (обладатель диплома №1) выполнил наиболее сложную и объёмную часть плана электрификации Северного района ─ составной части широко известного плана ГОЭЛРО, символами которого в нашей стране стали Волховстрой и ДнепроГЭС. Лидером в этой области был профессор М.А. Шателен. Будущий академик А.А. Чернышёв создаёт в этот период систему защиты воздушных линий связи от перенапряжений. Механик Н.Н. Поликарпов становится основоположником теории конструирования истребителей: вспомним, что первая в России высшая авиационная школа ─ "Курсы авиации и воздухоплавания" при Кораблестроительном отделении ─ открыта в 1909 году. Мировое признание получает физическая школа А.Ф. Иоффе, его система подготовки научных кадров ("система Физмеха"), работы молодых физиков П.Л. Капицы, Н.Н. Семёнова ─ будущих лауреатов Нобелевской премии, А.Ф. Вальтера, Ю.Б. Харитона, А.И. Шальникова, изобретения Л.С. Термена (первый в мире электронный бесконтактный музыкальный инструмент и система "электрического дальновидения"), фундаментальные работы А.А. Фридмана по "взрывающейся Вселенной". В 1929 году начался процесс внутренней перестройки института: Авиастроительное отделение выделилось из Кораблестроительного факультета и стало самостоятельным. Гидротехническое отделение, выделившись из Инженерно-строительного факультета, образовало Факультет водного хозяйства. В январе 1930 года институт был передан в ведение ВСНХ СССР, а уже в апреле комиссия по реформе высшего образования при Совнаркоме СССР приняла решение о создании на базе имеющихся в стране вузов многочисленных узкопрофильных институтов и передаче их в состав объединений по отраслевому признаку. 30 июня 1930 года Ленинградский Политехнический институт перестал существовать. На его территории возникли шесть самостоятельных учебных институтов: Всесоюзный Котлотурбинный, Гидротехнический, Машиностроительный, Металлургический, Электромеханический, Инженерная академия и Физико-механический институт (с 1932 года ─ Ленинградский Физико-механический институт). Другие части бывшего Политехнического получили новые адреса: Авиастроительный (будущий МАИ), Ленинградский Кораблестроительный институт, Институт Механизации и электрификации сельского хозяйства. Инженерно-строительный факультет был влит в Строительный институт (позже Институт инженеров Промышленного строительства, в 1939 году трансформировавшийся в военное училище ─ ВИТУ), части Химического факультета переданы Горному и Технологическому институтам. Только на базе Экономического факультета ЛПИ (и частично ЛИНХ) созданы: Финансовый институт (с 1991 года ─ СПб Университет экономики и финансов), Плановый институт (в 1954 году влившийся в ФинЭК), Институт потребительской кооперации (позже Торгово-товароведный институт, влившийся в Институт советской торговли в 1935 году), Институт промышленности и труда (позже Инженерно-экономический институт, с 1992 года ─ СПб Инженерно-экономическая академия), Институт обмена и распределения (с 1932 года ─ Институт советской торговли, с 1992 ─ СПб Торговый институт), Московский Транспортно-экономический институт. В 1932 году из Машиностроительного института выделилось Военно-механическое отделение, ставшее Военно-Механическим институтом, а учебный Всесоюзный Котлотурбинный институт присоединился к Электромеханическому институту. Таким образом, многие структурные подразделения Ленинградского Политехнического института стали фундаментом внушительного ряда новых советских высших учебных заведений Ленинграда и Москвы. Потенциал задуманного на рубеже веков вуза оказался столь прочным и мощным, что его хватило как на придание "импульса" почти десятку новых вузов, так и на продолжение самостоятельного существования и развития в качестве по-прежнему крупнейшего ВУЗа СССР. Общее число студентов, оставшихся в новых ВУЗах на территории бывшего Политехнического, установилось на уровне десяти тысяч. Уже летом 1933 года комиссия по высшей школе вынуждена была устранять хозяйственные споры между этими отраслевыми институтами, а в апреле 1934 года они были объединены на правах факультетов в составе вновь созданного Ленинградского Индустриального института (ЛИИ) с подчинением его Народному Комиссариату тяжёлой промышленности. Перечень факультетов отражает приоритеты времени с акцентом на все типы машиностроения: Электромеханический, Факультет энергетического машиностроения, Факультет производственного машиностроения, Энергетический факультет, Гидротехнический, Металлургический, Электросварочный, Физико-механический, Инженерно-экономический, Общетехнический факультет. Индустриальный институт был символом научно-технической политики государства и пользовался огромной популярностью. Однако существовала и теневая сторона принадлежности института Наркомтяжпрому, который не был заинтересован в подготовке специалистов для других отраслей промышленности. Уже в 1937 году общее число студентов ЛИИ уменьшилось вдвое. Строившиеся для отраслевых ВУЗов огромные Машиностроительный, Гидротехнический и Высоковольтный корпуса превратились в типичный "долгострой". В Наркомате возникали идеи о новом расчленении института. В 1939 году ЛИИ был передан в непосредственное ведение Всесоюзного Комитета по высшей школе (ВКВШ), а в ноябре 1940 года ему было возвращено название "Политехнический". В 1941 году был создан Тепломеханический факультет на основе Энергомашиностроительного и Автомеханического факультетов. Тогда же была поставлена задача о возврате к подготовке инженеров широкого профиля (против чего, кстати, начиная с 1923 года боролся ещё бывший Наркомпрос РСФСР). Великая Отечественная война прервала процесс возрождения Политехнического института. Он понёс огромные людские потери на фронтах, куда ушли более половины политехников, а также во время блокады Ленинграда. Вырвавшимся из блокады политехникам довелось испытать тяготы немецкой оккупации в Пятигорске, куда институт был эвакуирован в 1942 году. В 1943 году вели учебную и научную работу две части института ─ в Ташкенте и в самом блокадном Ленинграде. Вклад политехников в оборонные усилия СССР, в его военный потенциал показал ведущее положение Политехнического института среди гражданских технических ВУЗов страны. Достаточно одного примера ─ лучший в мире массовый средний танк времён Второй Мировой войны Т-34 создан выпускником 1934 года М.И. Кошкиным. Более того, в ходе ещё не оконченной войны с фашизмом, при появлении атомной угрозы, именно политехники стали во главе советского атомного проекта. Только из шести учёных и конструкторов, трижды удостоенных звания Героя Социалистического труда СССР за вклад в создание атомного и термоядерного оружия, пять были в разное время связаны с Ленинградским Политехническим институтом: И.В. Курчатов, Ю.Б. Харитон, К.И. Щёлкин, Я.Б. Зельдович, Н.Л. Духов. После возвращения основной массы преподавателей и студентов из эвакуации в 1944 году ЛПИ возобновил занятия в полном объёме в составе следующих факультетов: Электромеханический, Физико-механический, Энергомашиностроительный, Металлургический, Гидротехнический, Механико-машиностроительный, Инженерно-экономический. В послевоенный период главные усилия были направлены на воссоздание материальной базы института и подготовку кадров для восстановления экономики и хозяйства страны. Происходит и реорганизация факультетских структур. На Физико-механическом факультете организуется подготовка по специальности "ядерная физика" на одной из первых в стране кафедр подобного профиля (открытое название ─ "Техническая физика"). В 1945 году ГТФ трансформируется в Инженерно-строительный факультет (ИСФ). В 1948 году политехники становятся инициаторами нового движения ─ непосредственного участия студентов в летних строительных работах по созданию малых электростанций в Ленинградской области ─ позднее общеизвестному как студенческие строительные отряды. По окончании Великой Отечественной войны к началу 1950-х годов восстановление завершило первые полвека существования Политехнического института. Ровесник XX века, он пережил несколько революций и войн, многие голодные и полуголодные годы, период репрессий и длительных экспериментов над высшей школой с шараханиями из крайности в крайность. Велики были людские потери, но уцелели добротные здания, построенные в начале века, научные школы и многие добрые традиции. 1950-е годы открыли вторую, менее беспокойную половину истории института, время длительного мирного развития, в котором можно выделить три достаточно больших стабильных этапа, со своими особенностями, заслуживающими самостоятельного рассмотрения и изучения. Эти этапы связаны с именами возглавлявших институт ректоров В.С. Смирнова (1956─1973), К.П. Селезнёва (1973─1983), действующего научного руководителя СПбПУ Ю.С. Васильева (1983─2003), действующего президента СПбПУ М.П. Фёдорова (2003─2011), А.В. Рудского (с 2011 г. по настоящее время). Новые научные и технические приоритеты начала второй половины века ─ атомная энергия, интерес к кибернетике, вычислительная техника, реактивная авиация и ракетостроение ─ не застали врасплох Политехнический институт. В 1952 году из Физико-механического факультета выделяется самостоятельный Радиотехнический факультет, в 1959 году Металлургический факультет перепрофилируется в Физико-металлургический. На базе традиционных кафедр и факультетов возникают новые внефакультетские структуры. Научно-исследовательская работа в ЛПИ резко возрастает по объёму и тематике, отражаясь при этом и в учебных программах. Из наиболее крупных следует отметить Особое Конструкторское Бюро (1961), впоследствии ОКБ "Импульс", под руководством будущего Героя Социалистического труда профессора Т.Н. Соколова, ставшее ведущей организацией страны в области технических вычислительных средств управления. В 1967 году организовано Особое Конструкторское Бюро технической кибернетики, которое возглавил профессор Е.И. Юревич. Ныне это Центральный научно-исследовательский институт робототехники и кибернетики со статусом Государственного научного Центра Российской Федерации (гендиректор ─ А.В Лопота). В плане учебной работы шестидесятые ─ начало семидесятых годов ─ период становления жёсткой централизованной системы высшего образования в стране, связанной с подготовкой инженерных кадров для развивающихся отраслей промышленности. В 1972 году начинает работу крупный учебный филиал во Пскове, ныне Псковский Политехнический институт в составе СПбПУ. В 1974 году создан Факультет переподготовки инженеров по новым перспективным направлениям науки и техники. Середина 1970-х ─ начало 1980-х годов отмечены новым всплеском реорганизации: Особое Конструкторское Бюро "Радуга", Факультет автоматизации управления, Факультет повышения квалификации преподавателей, разделение Вечернего факультета на Инженерно-технический и Электрорадиотехничаский, Факультет экономики и управления производством. Вторая половина восьмидесятых ознаменована укреплением связей с Физико-техническим институтом АН СССР ─ создаётся Физико-технический факультет (ФТФ) на базе части кафедр ФМФ и РФФ. Межотраслевой институт повышения квалификации (МИПК) создан в 1986 году на основе Факультета усовершенствования дипломированных инженеров (ФУДИ). Для улучшения качества новых поколений абитуриентов организован Малый Политехнический институт ─ структура с ориентированной подготовкой по физике и математике для школьников. Особенно бурным процесс переориентации деятельности и создания новых структур стал после 1990 года и происходит сегодня. Возникли центры с участием иностранных фирм "Диджитал Эквипмент корпорейшн", "Хьюлетт-Паккард", "Конвекс". Организована Российско-американская высшая школа управления (РАВШУ). Обрели более высокий статус прежние структуры ─ Научный производственный комплекс (НПК), Институт международных образовательных программ (ИМОП), Институт военно-инженерного образования (ИВИО), Институт интеллектуальных систем и технологий (ИИСТ) на базе концерна "Ленинец", Инновационно-инвестиционный комплекс (Центр наукоёмкого инжиниринга), Государственный учебный Центр профессиональной переподготовки руководителей. Созданы Гуманитарный факультет и Факультет медицинской физики и биотехнологии. В наши дни Санкт-Петербургский Политехнический университет ─ одно из крупнейших высших технических учебных заведений России. Организационно СП6ПУ представляет собой чрезвычайно разветвлённую сеть учебных филиалов, институтов, специализированных центров, систему поствузовского образования, а также колледжей, лицеев, подготовительных отделений, курсов и т.п. Свою деятельность СПбПУ ведёт сегодня на территории пяти субъектов Российской Федерации. → К истории создания информационно-измерительных, вычислительных и управляющих комплексов для космических исследований в СССР (вклад учёных Ленинградского политехнического института имени М.И. Калинина)К истории создания информационно-измерительных, вычислительных и управляющих комплексов для космических исследований в СССР (вклад учёных Ленинградского политехнического института имени М.И. Калинина)А. Ю. Глебовский, В. М. Иванов Роль космических проектов в развитии фундаментальных и прикладных наук«... Человек должен стремиться за пределы достижимого.
Существенными стимулами и источниками научно-технического прогресса служат усилия и достижения в военных областях, связанных, в частности, с созданием новых способов дальнего обнаружения и дистанционного слежения за объектами, ориентирования на местности, созданием систем управления движением средств доставки грузов и боевыми действиями. Исследования в военно-технических областях способствовали развитию важнейших направлений фундаментальных и прикладных наук, в том числе ядерной физики, оптики, акустики, кибернетики, теории автоматического управления, теории связи и кодирования, криптологии, информатики, логистики и др. Плодами оборонных научных исследований стали открытия, позволившие создать широкий спектр новых источников энергии, материалов, технологий, видов транспорта, вычислительных, телекоммуникационных, робототехнических и интеллектуальных систем, применение которых в глобальном масштабе в мирных целях трудно переоценить. Достаточно вспомнить, что первые электромеханические (Z3 в Германии, Магк-1 в США) и электронные (ENIAC в США) компьютеры были созданы для решения баллистических задач - расчётов траекторий снарядов при стрельбе, а впоследствии и траекторий ракет. Достижения ракетных технологий открыли эру освоения космического пространства в научных и практических целях, раскрыли новые горизонты для фундаментальных геофизических, метеорологических, экологических и астрофизических исследований, позволили создать новые виды спутниковой связи и геопозиционирования. В конце 60-х гг. в рамках проекта DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency) в США при участии трёх ведущих университетов создавалась оборонная сеть ARPAnet . Группа аспирантов под руководством профессора Леонардо Клейнрока в университете UCLA (Лос-Анжелес) разработала архитектуру пакетных сетей на основе иерархии протоколов, на которой базируется современная сеть Интернет . Середина прошлого века проходила в условиях идеологического и военно-политического противостояния США и СССР, что обусловило их жёсткое соперничество в стратегически важных областях науки и техники, в первую очередь, связанных с развитием ракетно-ядерного потенциала и космических технологий этих стран . Новость о запуске в СССР первого ИСЗ 4 октября 1957 г. комментировалась в американской печати как их национальное унижение. Последовавшие затем в СССР новые удачные космические старты и, особенно, орбитальный полет Ю.А. Гагарина, стали для США новыми сюрпризами. В ракетной технике обе страны в то время были примерно на одинаковом уровне. Однако неожиданным для Запада стало то, что, несмотря на, казалось бы, явное отставание в электронной технике, СССР располагал некими «секретными» эффективными средствами обработки траекторных измерений в реальном времени, необходимыми для обеспечения многократных успешных запусков ракет-носителей. Завеса секретности была снята лишь в начале 90-х гг., и в отдельных ведомственных материалах появились краткие упоминания о работах того периода, выполнявшихся в ЛИИ им. М.И. Калинина на кафедре и в ОКБ, возглавляемых профессором Т.Н. Соколовым . За последние 20 лет опубликованы полдюжины посвящённых этой теме изданий, в том числе сборники воспоминаний участников событий . Для широкого круга читателей наиболее интересна фундаментальная монография . Она уникальна по широте охвата, воспитательной роли для молодого поколения, глубине рассмотрения и литературной манере изложения материала. На титульном листе приведено её полное название: «Учебное пособие по работе и жизни, или занимательная документальная повесть о том, как молодёжь опытно-конструкторского бюро Ленинградского политехнического института под руководством профессора Т.Н. Соколова создала первую отечественную систему автоматизированного управления ракетными войсками стратегического назначения». Были также изданы корпоративные летописные публикации с описанием основных вех развития НПО «Импульс» и личных достижений его сотрудников . Цели и задачи статьиК сожалению, все названные выше публикации были выпущены издательствами СПбГПУ и НПО малыми тиражами, которые распространялись по подписке. Они доступны ограниченному контингенту читателей в некоторых научно-технических библиотеках. Поисковые запросы по англоязычным источникам в Интернет приносят лишь несколько отрывочных сведений о разработанной в НПО системе командного управления космическими объектами Signal . Статья в газете Washington Post периода перестройки (15 марта 1998 г.) выражала озабоченность в связи с финансовыми проблемами в НПО «Impuls» и, как следствие, потенциально возможной угрозой развала российской системы противоракетной защиты (!). Вот все, что удалось найти. Вспоминаются слова проф. Б.Е. Аксенова, заведовавшего кафедрой ИУС в 90-е годы. Он сказал примерно следующее. «В конце 60-х гг. лаборатория телекоммуникаций в ОКБ и группа исследователей по оборонному проекту в США независимо и успешно решили задачу создания пакетных сетей ЭВМ для своих национальных оборонных систем. Теперь разработки DARPA известны всему миру, тогда как наши достижения в этой области опубликованы, в основном, лишь в ведомственных отчётах». В целом создаётся впечатление, что деятельность проф. Т.Н. Соколова, созданная им научная школа автоматизированного управления сложными распределёнными системами, исторически важные проекты, исследования и результаты, с которых уже давно снят гриф секретности, всё это сегодня остаётся «широко известным, но в узких кругах». Цель данной статьи - достичь того, чтобы приводимые ниже сведения стали достоянием более широких кругов научно-технической общественности, преподавателей и студентов в нашей стране. Полагаем, что и за рубежом в академических и инженерных кругах эти страницы истории творческой конкуренции стран в областях вычислительной техники и телекоммуникаций тоже могут быть восприняты с интересом. Здесь не рассматриваются проблемы кооперации и соперничества между родственными и конкурирующими организациями («кафедра Соколова», ОКБ/НПО «Импульс», ОКБ «Радуга», НИИАА, завод им. М.И. Калинина и др.), делавшими общее дело и претендовавшими на получение государственных заказов и на лидерство в выполнении правительственных постановлений. Не обсуждаются детали распределения ролей и личных достижений участников тех или иных проектов. Такие сведения, представляющие ценность в первую очередь для корпоративного информирования, весьма подробно освещены руководителями названных организаций, их ведущими сотрудниками и участниками событий - авторами статей в указанных выше сборниках. На примере одной из выдающихся отечественных научных школ и научно-производственных организаций изложение концентрируется на принципиальных моментах становления вузовской науки в рассматриваемый период. Прослеживаются закономерности развития и «вегетативного размножения» поколений творческих коллективов. Отмечена неразрывная связь вузовского обучения с участием студентов в фундаментальных и прикладных исследованиях, в научных семинарах, а также в реальных проектах на кафедрах. Принцип вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу, зародившийся в научных учреждениях, созданных около века назад по инициативе профессора Политехнического института А.Ф. Иоффе, и знаменитый творческий «дух Физтеха» были унаследованы кафедрами физико-механического, а затем и радиотехнического факультетов ЛПИ. Наиболее активно студенты привлекались к участию в исследованиях и проектах, выполнявшихся на кафедре и в ОКБ, руководимых профессором Т.Н. Соколовым. Становление научной школы профессора Т.Н. СоколоваПредваряя празднование 100-летия со дня основания Санкт-Петербургского Императора Петра Великого Политехнического института, были изданы материалы, обобщающие достижения ведущих учёных института. Сборник материалов о научной посоле автоматизированных систем управления (АСУ), родоначальником которой был профессор Тарас Николаевич Соколов, назвали «Стремительный взлёт» . Лучшего названия не придумать! Об этом свидетельствуют творческая биография самого Тараса Николаевича, спектр начатых и поддержанных им новых научных направлений, научные достижения его ближайших последователей и многочисленных учеников (Т.К. Кракау «Т.Н. Соколов» ). Уровень и размах выполненных под его руководством проектов государственного масштаба были высоко оценены и отмечены высшими правительственными наградами. Хронология основных вех становления и развития научной школы Т.Н. Соколова приведена в Приложении и свидетельствует о необычайно высоких темпах ускорения работ во всех направлениях этой плодотворной деятельности. Начав с кафедры, на которой в 1952 г. было всего 3 преподавателя (позже присоединились 3 инженера), Т.Н. Соколов организовал при ней две проблемные лаборатории - одну из них по тогда новой тематике вычислительных машин «дискретного действия». В них вскоре работали уже около сотни талантливых инженеров и научных работников (1957-1960 гг.). Затем в 1961 г. было создано ОКБ ЛПИ. Начальный контингент из 500 его сотрудников удвоился к 1963 г. Поразительны успехи, достигнутые за первые 10 лет коллективами преподавателей кафедры и сотрудников ОКБ. Спектр теоретических исследований и инженерных разработок стремительно расширялся. Об их чрезвычайно высоком уровне свидетельствуют публикации в выпусках сборников специализированных серий Трудов ЛПИ под редакцией Т.Н. Соколова . За первые 4 года была создана серия аналоговых вычислительных машин (АВМ) «Модель1» - «Модель4» для решения систем нелинейных дифференциальных уравнений высокого порядка, позволявших проводить исследования динамики различных подвижных объектов в стыковке с реальной аппаратурой. Развивая направление, сформированное на физико-механическом факультете (см. прил.), кафедра наращивала опыт в области автоматического управления движением самолётов, ракет и торпед, развивала АВМ, следящие системы и динамические стенды . Удачный дебют обеспечил потенциал, необходимый для второго витка эволюции кафедры. Назрела необходимость создания автоматизированных систем с цифровой обработкой данных в контуре управления. Проект траекторных измерений, вычислители «Кварц» и «Темп»В 1956 г. правительство СССР постановило начать работы по выводу на орбиту ИСЗ с помощью баллистических ракет. Для определения параметров траекторий ракет создавалась цепь измерительных пунктов (ИП), оснащённых радиолокационными станциями (РЛС) разработки ОКБ МЭИ. В эпоху аналоговой техники данные измерений предназначались для отображения координат на осциллографе, но не для их обработки в реальном времени. Соответственно, встала проблема оцифровки, обработки, хранения и пересылки данных в ВЦ. Разработка состыкованного с РЛС «преобразующего, осредняющего и запоминающего устройства» (ПОЗУ) поручалась ЛПИ. Научный руководитель проекта - Т.Н. Соколов, срок ввода системы в эксплуатацию - полтора года. Задача была решена. Поступающие с датчиков РЛС аналоговые данные траектории летящего объекта (полярные координаты - дальность, угол места и азимут) оцифровывались с привязкой отсчётов к единому времени, усреднялись, сохранялись в ЗУ на магнитной ленте, а затем по каналам дальней связи передавались на ВЦ . Кстати, здесь впервые был применён код Хемминга с исправлением ошибок (Б.Е. Аксёнов ). Комплекс обработки результатов траекторных измерений в реальном времени потребовал создания вычислителя, которому дали условное имя «Кварц». Это была первая в стране специализированная ЦВМ на феррит-диодных логических элементах ФДЭ . Выбор таких, в то время новых, элементов позволил повысить надёжность при меньших габаритах, чем у электронных ламп (транзисторные технологии в СССР ещё только зарождались). Для ускорения пуско-наладочных работ по распоряжению министра образования РСФСР были привлечены студенты старших курсов факультета. Весной 1958 г. на пяти ИП вдоль траектории полёта ракет-носителей и ИСЗ были установлены машины «Кварц», обслуживаемые преподавателями и студентами. При запуске 15 мая 1958 года 3-го ИСЗ удалось осуществить автоматизацию траекторных измерений. Точность определения дальности до космического объекта достигла 25 м. на расстояниях до 1000 км. . В ФДЭ нового поколения были применены германиевые диоды, и надёжность резко возросла. На смену ПОЗУ «Кварц» до 70-х годов изготавливались сотни машин серии «Темп», в том числе для ИП морского базирования, и другие специализированные системы. Однако, полупроводниковые вентильные детали ФДЭ увеличивали энергетические затраты, зависели от внешнего излучения, требовали сложного монтажа многовитковых обмоток колец, привносили другие нежелательные последствия. От этих недостатков теоретически могли быть свободны «бездиодные» ферритовые элементы. Создание собственной уникальной высоконадёжной элементной базыНадёжность и долговечность элементной базы были ключевыми факторами для выполняемых кафедрой проектов. Идея отказа от полупроводниковых деталей с 1959 г. стала основой её разработок. Схемы, предложенные Л. Расселом , а позднее С. Йохельсоном , на практике оказались неприемлемыми. В 1961 г. на кафедре был создан принципиально новый вид феррит-ферритовых логических элементов (ФФЭ). Изобретение было зарегистрировано в 1964 г. Появились и открытые публикации, в которых описаны варианты ФФЭ с одной и двумя парами информационных сердечников, реализующие, соответственно, функции от двух до четырёх логических переменных . Эти элементы сыграли решающую роль в успешном выполнении кафедрой всех последующих проектов государственного значения, несмотря на то, что у ФФЭ быстродействие принципиально на порядок ниже, чем у ФДЭ, и требуются более сложные источники тактового питания. Достоинства значительно перевешивали недостатки. Стали доступными одновитковые прошивки сердечников, простой монтаж сквозных обмоток, меньшее число электрических соединений, упрощённая технология производства изделий и меньшая их стоимость. Эти элементы осуществляли неразрушающее считывание, сохраняли информацию при отключении питания, были устойчивы к проникающим излучениям, работали в расширенном диапазоне температур и обеспечивали максимально возможные показатели надёжности - интенсивность отказов < 10" 9 1/час. Используя три состояния информационной пары сердечников и трёхфазное тактовое питание, можно было обрабатывать троичную информацию (1, 0, Т), чем достигалось значительное уменьшение объёма оборудования . На этой элементной базе были созданы специализированные вычислители различного назначения наземного, авиационного и морского базирования . Однако в полной мере все перечисленные выше преимущества ФФЭ удалось реализовать лишь с переходом от конструктивно обособленных логических элементов к скомпонованным из них функциональным блокам - феррит-ферритовым платам (ФФП). Предпосылки для этого были созданы в 1960-61 гг. при выполнении проекта по разработке наземно-бортового комплекса «Микрон» для управления баллистическими ракетами . Был предложен целый ряд нововведений. Главное, была выдвинута и практически реализована концепция конструктивной интеграции функциональных компонентов изделия в монолитные, залитые компаундом, специализированные функциональные блоки, названные феррит-ферритовыми платами (ФФП). Фактически это были интегральные схемы ручного изготовления (Ф.А. Васильев ). В результате дальнейшего совершенствования схемных, конструктивных и технологических решений и методов алгоритмического проектирования была создана широкая номенклатура (десятки типов) унифицированных ФФП и налажено их серийное производство . О надёжности, прочности, эксплуатационной стойкости и долговечности ФФП продолжают ходить легенды. По словам заместителя Главного конструктора НПО «Импульс» по научной работе профессора Анатолия Михайловича Александрова, за 40 лет не было зафиксировано ни одного явного отказа оборудования эксплуатируемых систем (!). Что касается принципиально низкого быстродействия ФФЭ (тактовая частота порядка 1000 КГц), то малая скорость их переключения в значительной мере компенсировалась за счёт присущего ферритовым платам параллельно-конвейерного принципа обработки информации. Подобно аналоговым машинам процессоры на ФФП были устроены так, что вычисления выполнялись одновременно всей совокупностью специализированных цифровых аппаратных тактированных модулей (плат), параллельно реализующих схемотехнически «зашитую» в них логику выполнения конкретных операций. Таким образом, в процессе выполнения этого задания удалось решить принципиально важные и, казалось бы, непреодолимые в существовавших условиях проблемы построения сверхнадёжных распределённых систем автоматического контроля и управления в космических и оборонных областях. В конце 1961 г. произошло важное событие. Для расширения работ по тематике автоматизированных систем боевого управления (АСБУ) в ракетной и космической областях создано опытно-конструкторское бюро Ленинградского политехнического института им. М.И. Калинина (ОКБ ЛИИ). Руководитель и Главный конструктор ОКБ ЛИИ - профессор Тарас Николаевич Соколов. Направления исследований и масштаб решаемых задачВ 70-е годы сформировались творческие группы, развивавшие под руководством своих лидеров перспективные научные направления, непосредственно связанные с тематикой НИР, выполняемых на кафедре ИУС и в «ОКБ при ЛПИ». Позже сложился ряд признанных научных школ, созданных ведущими профессорами кафедры , а также образовались две «дочерние» кафедры (см. прил.). Диверсификация сложившихся на кафедре научных направлений была обусловлена необычайно широким масштабом работ по созданию принципиально новых широкотерриториальных распределённых систем боевого управления, отвечавших предельно жёстким требованиям к их эксплуатационным свойствам. В 1966 г. Т.Н. Соколов писал в редакторском предисловии к 1-му выпуску упомянутых выше сборников статей: «Развитие больших информационных и управляющих систем в настоящее время идёт в направлении создания логических и вычислительных машин со все возрастающей сложностью логической структуры, с объединением территориально-разнесённых вычислительных устройств каналами связи...» . Это было сказано за три года до создания в США оборонной сети, породившей глобальную сеть Интернет. Спустя 15 лет цели проекта ARPAnet в очень близкой формулировке были опубликованы в открытом отчёте BBN - подрядчика агентства оборонных исследований DARPA. . Отметим, что архитектура широкотерриториальных «пакетных» сетей в её современном виде была воплощена в эталонной модели ISO/OSI лишь в 1984г. Дело, однако, не столько в том, что концепции создаваемых на кафедре (в дальнейшем в ОКБ) информационных и управляющих систем намного опережали известные нашим разработчикам аналоги того времени. Уникальность её проектов создания иерархической архитектуры широкотерриториальных комплексов специализированных высоконадёжных АСУ заключалась в следующем. Разработка математических и алгоритмических аспектов на всех уровнях иерархии создаваемых на кафедре систем в ходе проектов выполнялась практически одновременно, начиная от исследования среды передачи данных и создания моделей физических каналов связи, методов помехоустойчивого кодирования, упаковки и пересылки данных, способов коммутации, вариантов хранения и отображения результатов, вплоть до алгоритмов приложений. Параллельно в ОКБ проводилось сквозное проектирование всех инженерно-технологических сторон, включая элементную базу, материал ферритовых сердечников, конструктивные модули (плата - блок - стойка - секция), источники питания и аппаратуру. Таким образом, в отличие от той же ARPAnet широкомасштабные проекты кафедры и ОКБ, такие как создание АСБУ, охватывали в комплексе все аспекты и стороны решаемой проблемы и, соответственно, требовали творческого участия многих специалистов высокой квалификации из различных областей - физиков, радиотехников, технологов, схемотехников, системотехников, математиков, программистов, и др. Сложились уникальные группы разработчиков программного и аппаратного обеспечения, исследовательские, конструкторские и производственные коллективы, интегральный научно-технический потенциал которых обеспечивал всеобъемлющий подход к выполнению важнейших государственных заказов, ставший на многие годы залогом успешного решения ряда стратегических задач развития отечественной космической техники в фундаментальных исследовательских и в оборонных целях. Созданные Т.Н. Соколовым кафедра ИУС, НПО «Импульс», а также дочерние кафедры и научно-производственные объединения успешно действуют в настоящее время и продолжают развиваться. Приложение.Хронология и масштаб релевантных событий
Список литературы
|
Новое
- Ваше Высочество: Самые известные принцессы и королевы в мире Королем какой страны
- В японии занижали данные радиационного фона в районе фукусимы
- Самые большие наводнения в мире
- Случаи самоубийств солдат в российской армии
- Страны Южной Америки: особенности континента
- Понятие и признаки общества
- Основные понятия теории вероятностей Значение е теория вероятности
- Set out — английский фразовый глагол
- Английская грамматика для начинающих: смотрим видео бесплатно
- Общая биология для студентов