Главная - Гудмен Линда
Характеристика княгини трубецкой - настоящей русской женщины. Характеристика княгини Трубецкой из поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины Реальная история княгини Трубецкой

1) История создания поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины».

В 70-е годы XIX века намечается в России очередной общественный подъем. Многие русские писатели и поэты откликаются на это общественное движение и пишут свои литературные произведения, в центре которых социальные проблемы. Так, Н.А. Некрасов обращается к теме подвига жён декабристов, последовавших за своими мужьями в Сибирь и тем самым лишившихся социального и материального положения в обществе. В 1872-1873 годах выходят в журнале «Отечественные записки» две части поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая» и «Княгиня М.Н. Волконская»). В этой поэме Н.А. Некрасов воспевает женщину из дворянского круга.

2) Особенности жанра. Произведение Н.А. Некрасова «Русские женщины» относится к жанру поэмы. Поэма - большая форма лироэпической поэзии; крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие п оценку лирического героя, повествователя.

3) Особенности сюжета 1-й части поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» (Княгиня Трубецкая).

Как начинается эта часть поэмы? (с описания «на диво слаженного возка» и переживаний графа-отца, отправляющего свою дочь в Сибирь)

Как объясняет княгиня Трубецкая свой отъезд? («Но долг другой, и выше и трудней, меня зовет...»)

Что дочь просит у отца? (благословения в дальний путь) Какое чувство у отца, по мнению княгини Трубецкой, должен вызывать поступок дочери? (чувство гордости)

4) Особенности повествования в поэме. Основная часть 1-й части поэмы (Княгиня Трубецкая) построена в форме диалога между княгиней Трубецкой и губернатором, который пытается уговорить княгиню вернуться домой.

Сколько времени провела княгиня Трубецкая в пути до встречи с губернатором? (почти два месяца)

Как Н.А. Некрасов показывает, что путь княгини действительно очень тяжел? (Поэт использует прием сопоставления: спутник княгини так устал, что тяжело заболел, и дальнейший путь княгиня Трубецкая продолжила одна.)

Почему лично сам губернатор встретил княгиню? (Губернатору пришла бумага с просьбой любыми средствами вернуть княгиню назад домой.)

Какие доводы приводит губернатор, говоря о том, что княгиня немедленно должна вернуться домой? (Губернатор приводит множество доводов: и то, что отъезд дочери убил графа-отца; и то, что там, куда она едет, «восемь месяцев зима»; и то, что на каторге ужасная жизнь и т. д.)

Почему княгиня Трубецкая на все доводы губернатора отвечает отказом? («Но долг другой, и выше и святей, меня зовет...»)

Кто оказывается морально более стойким в этом диалоге? (княгиня)

Как вы думаете, почему Н.А. Некрасов выбирает для своей поэмы именно форму диалога? (через диалог лучше раскрывается внутренний мир героев, их переживания, чувства)

Каков финал этой части поэмы? (Губернатор осознает моральное превосходство княгини Трубецкой и обещает за три дня довезти её на место, даже если за это его снимут с должности.)

5) Тематика некрасовской поэмы. Поэма «Русские женщины» Н.А. Некрасова -- о мужественном и благородном подвиге жён первых русских революционеров-декабристов, которые, невзирая на все трудности и лишения, пошли за своими мужьями в ссылку, в далёкую Сибирь, в суровые необжитые места их заключения. Они отказались от богатства, удобства привычной жизни, от всех гражданских прав и обрекли себя на тяжелое положение ссыльных, на мучительные и тягостные условия жизни. В этих испытаниях проявилась сила их характеров, решительность и смелость. Лучшие душевные качества - сила воли, умение любить, верность - вот качества, присущие героиням поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». Вся некрасовская поэма «Русские женщины» состоит из двух частей: первая посвящена княгине Трубецкой, а вторая - княгине Волконской.

6) Характеристика героев поэмы.

Образ княгини Трубецкой.

Княгиня Е.И. Трубецкая - одна из жён декабристов, последовавших за своими мужьями. Княгиню Трубецкую Некрасов показывает как бы со стороны, рисует внешние трудности, встретившиеся на её пути. Недаром центральное место в этой части занимает сцена с губернатором, пугающим княгиню ожидающими её лишениями:

Острожным жёстким сухарем
И жизнью взаперти,
Позором, ужасом, трудом
Этапного пути...

Все доводы губернатора о тяготах 5кизни в Сибири мельчают и теряют свою силу перед мужеством героини, её горячей готовностью быть верной своему долгу. Служение высшей цели, исполнение святого долга для неё выше всего сугубо личного:

Но знаю: к родине любовь
Соперница моя...

Замена первоначального названия «Декабристки» на «Русские женщины» подчеркнула, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков. Некрасов показал, что образ «величавой славянки» не принадлежит одному социальному слою. Этот тип женщин всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, поскольку главная составляющая его -- духовная красота. Княгиня Трубецкая у Некрасова обобщенный образ, как и образы других жён декабристов. Некрасов наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени.

Кого выбирает Н.А. Некрасов в качестве главной героини для своей поэмы? (женщину-дворянку)

Какими чертами характера обладает княгиня Трубецкая? (целеустремленность, стойкость, сила духа и др.)

Как вы думаете, почему Н.А. Некрасов называет свою поэму «Русские женщины»? (Главное для поэта в поэме - показать подвиг не просто представительницы дворянского класса, а русской женщины.)

В начале 70-х годов XIX века Н.А. Некрасов создает поэму «Русские женщины», рассказывающую о женах декабристов последовавших вслед за своими мужьями на каторгу в Сибирь.

В первой части произведения описывается поступок княгини Трубецкой. Н.А. Некрасов использует форму диалога, характеризуя путешествие княгини Трубецкой в Сибирь. Ключевым эпизодом поэмы стал разговор героини с иркутским предводителем, который прилагает все усилия для того, чтобы отговорить отважную жену от дальнейшей поездки на рудники. Диалоговая форма помогает

Глубже раскрыть внутренний мир персонажей, переживания, понять их мысли и чувства. Объясняя свой поступок губернатору, княгиня говорит:

… Но долг другой,

И выше и святей,

Меня зовет.

Собственный монолог героини позволяет читателю увидеть ее верность до конца раз принятому решению. Речь княгини – скрытая боль за судьбу мужа, слезы за переживания отца, негодование по поводу слов губернатора:

Ах!.. Эти речи поберечь

Вам лучше для других.

Всем вашим пыткам не извлечь

Слезы из глаз моих!

Объясняться предводителю с готовой на многие испытания женщиной трудно, задерживая отъезд

Княгини своим волевым решением, он всеми силами пытается отговорить героиню от дальнейшего продолжения путешествия. В речи его есть экспрессивные эпитеты («глухих лесов», «страшный край», «черствым сухарем»), сложные метафоры («мрак и холод круглый год», «стосуточная ночь повиснет над страной», «пять тысяч каторжников там озлоблены судьбой»), яркие сравнения («короче нашей там весна»). Иркутский губернатор без прикрас описывает сложную жизнь на каторге, говорит о тяжелых природных условиях сибирского края, о нечеловеческих условиях существования каторжников. Предводитель использует в своей речи и запрещенные приемы, вызывая жалость к покинутому отцу, говоря о женской гордости:

А он… увлекся призраком пустым

И – вот его судьба!..

И что ж?.. бежите вы за ним,

Как жалкая раба!

Но никакие убеждения старого губернатора не влияют на принятое княгиней решение разделить судьбу мужа. Об этом читатель также узнает из разговора героев.

Таким образом, диалоговая форма раскрывает перед читателем сложный духовный мир персонажей, их отношение к жизни, к долгу и чести, их понимание судьбы, сложившихся обстоятельств.

(2 вариант)

Диалог, разговор двух людей, чаще всего дает представление о характере каждого из говорящих. В литературе XIX века он также позволял судить о социальном статусе беседующих.

«Благослови родную дочь // И с миром отпусти!», «Я буду помнить глубоко // В далекой стороне… // Не плачу я, но не легко // С тобой расстаться мне!» В дороге княгиня разговаривает с секретарем, с ямщиком, со ссыльными на этапе. Там тоже не диалог, а реплики: «А вот в начале первой части поэмы, посвященной Екатерине Трубецкой, перед нами не диалог, а, скорее, монолог. Все уже сказано отцом, все, что было в его силах, он сделал и для того, чтобы остановить дочь, и для того чтобы дать ей возможность беспрепятственно доехать до мужа. Княгиня как бы отвечает отцу: «Да, рвем мы сердце пополам // Друг другу, но, родной, // Скажи, что ж больше делать нам?» Мы не слышим голоса старика Трубецкого, но все же перед нами «диалог». Об этом говорят пропуски, которые мы можем заполнить, поставив себя на место героя: «Один, кто мог бы нам помочь // Теперь… Прости, прости! // тундра!», «Увидим скоро Енисей, – // Сказал княгине секретарь, – // Не ездит так и государь!..», «Эй, кучер, погоди!», Скорей, ямщик, скорей!..». «Спасибо, добрый путь!» – благодарят ее ссыльные. В многочисленных снах с ней говорят отец, любимый, она «видит и слышит» разговоры 14 декабря. Мысленный диалог – комментарий, отклик на дорожные впечатления, на неотступные мысли: «И та здесь партия была… // Да… нет других путей…», «Зачем, проклятая страна, // Нашел тебя Ермак?..»

Самые яркие, самые живые диалоги – разговоры губернатора Иркутска и Екатерины Трубецкой. Губернатор просит, умоляет, грозит, корит, тянет время, уходит от ответа, почти издевается, призывает к благоразумию. Мучителем называет княгиня генерала. Несмотря на то, что в данном случае оба героя говорят, убеждают друг друга, прерываются на какое-то время и опять продолжают мучительный диалог, вновь складывается ощущение, что говорит один, так как все аргументы губернатора разбиваются о твердость Трубецкой. Но и генерал не выдерживает, ее упорство пересилило: «И хоть бы мне не удержать // На плечах головы, // Я не могу, я не хочу // Тиранить больше вас… // Я вас в три дня туда домчу…»

Любовь и решительность женщины победили благоразумные доводы, покорили его сердце.

Какие события, встречи на пути княгини Трубецкой были осо¬бенно важными?

Встреча с ссыльными в кандалах, сны княгини о былом во время дороги, воспоминания о разговорах и свидании в тюрьме с мужем, встреча с губернатором.

В чём видела свой долг молодая женщина?

Свой долг молодая женщина видела в том, чтобы быть рядом со своим мужем-декабристом в ссылке в Сибири.

Какую особенность в построении поэмы вы заметили?

Поэма построена в форме диалога.

1.Пересмотрите всю поэму, обратите внимание на её двухчастность, сочетание повествования, размышлений героини и её диа¬лога с губернатором. Как, по-вашему, это композиционно-жанро-вое своеобразие способствует созданию образа самоотвержен¬ной, гордой и верной своему долгу женщины, жены?

Именно композиционно-жанровое своеобразие помогает создать яркий образ княгини, как верной долгу жены и женщины. Поэма сложена в форме диалога, что помогает лучше раскрыть внутренний мир героев. Поэма состоит из двух частей.

Чувство долга, основное в характеристике героини, призывает ее оставить семью и столицу и отправиться вслед за мужем в Сибирь («Но долг и выше, и трудней /Меня зовет»). Героине предстоит полная трудностей дорога. В дорожной кибитке она вспоминает свои детские и юношеские балы, поездку с мужем в Италию, запавшие в душу встречи с бурлаками и бедными крестьянами, а также декабрьское восстание и свидание с Трубецким в тюрьме. Вторая глава изображает встречу героини с иркутским губернатором, красноречивые доводы которого не могут поколебать ее решимости и лишь укрепляют в сознании необходимости своей миссии («Я гордость, гордость в нем спасу, / Я силу дам ему»). Чтобы ускорить встречу с мужем, Т. готова на любые жертвы: подписать отречение от своих прав и даже идти до Нерчинских рудников под конвоем. Получив, наконец, разрешение губернатора, героиня снова отправляется в путь.

2.Проследите за повествованием в первой части поэмы:

Как княгиня прощается с отцом, с родным краем, «городом ро-ковым»?

«Да, рвем мы сердце пополам

Друг другу, но, родной,

Скажи, что ж больше делать нам?

Поможешь ли тоской!

Один, кто мог бы нам помочь

Теперь... Прости, прости!

Благослови родную дочь

И с миром отпусти!»

«Бог весть, увидимся ли вновь.

Увы! надежды нет.

Прости и знай: твою любовь,

Последний твой завет

Я буду помнить глубоко

В далекой стороне...

Не плачу я, но не легко

С тобой расстаться мне!

О, видит бог!.. Но долг другой,

И выше и трудней,

Меня зовет... Прости, родной!

Напрасных слез не лей!

Далек мой путь, тяжел мой путь,

Страшна судьба моя,

Но сталью я одела грудь...

Гордись - я дочь твоя!

Прости и ты, мой край родной,

Прости, несчастный край!

И ты... о город роковой,

Гнездо царей... прощай!»

какова роль в повествовании первого сна: юность героини, за¬мужество, путешествие в Италию, «ряд картин забитой, загнан-ной страны»?

Сон прерывается суровой страшной правдой - печальным кандальным звоном партии ссыльных. Суров контраст между воспоминаниями прошлого и суровой, нищей, "забытой Богом стороны". «Исчезли радужные сны. Перед нею ряд картин …» Некрасов тонко и глубоко показывает, как эта картина страшного "царства нищих и рабов" помогает Трубецкой, исполненной "наивного ужаса", понять, что та роскошная, праздная жизнь, которую она вела раньше, находится в полном отрыве от жизни ограбленного народа, - понять благородную цель того дела, во имя которого боролись декабристы. Поэт наделяет своих героинь не только чертами мужества и благородной самоотверженности, но и показывает их горячее сочувствие народу. Все увиденное и пережитое героиней подготавливает ее к встрече с иркутским губернатором.

как поэт передаёт напряжённость внутреннего состояния ге-роини?

«больней заныла грудь»,

«Скорей, ямщик, скорей!»

«Кипит больной, усталый ум,

Бессонный до утра. Тоскует сердце

Смена дум

Мучительно быстра:

Княгиня видит то друзей,

То мрачную тюрьму.»

какова особенность второго сна и его значение в раскрытии художественного содержания поэмы: картина восстания; «под-земный коридор»?

Почти явью было видение Трубецкой – восстание на Сенатской площади. Некрасов решается ввести его в поэму:

Приспели новые полки:

«Сдавайтесь!» - тем кричат.

Ответ им – пули и штыки,

Сдаваться не хотят.

Какой-то бравый генерал,

Влетев в каре, грозиться стал-

С коня внесли его.

Другой приблизился к рядам:

«прощенье царь дарует вам!»-

Убили и того.

Сон стал центром поэмы. От него тянулись нити в прошлое и в будущее. Суров контраст между воспоминаниями прошлого и суровой, нищей, забытой Богом стороны.

Ей снятся группы бедняков

На нивах, на лугах,

Ей снятся стоны бурлаков

На волжских берегах

Эта картина страшного «царства нищих и рабов» помогает Трубецкой понять, что раньше она находилась в полном отрыве от жизни народа, понять справедливость и благородную цель декабристов. С осознанной решимостью Трубецкая обращается к своему мужу, уже арестанту:

«Скажи, что делать? Я сильна,

Могу и страшно мстить!

Достанет мужества в груди,

Готовность горяча»

как психологически объяснить смысл третьего сна измученной женщины?

Она мечтала увидеть любимого человека настолько сильно, что ей это приснилось в дороге, подсознание перенесло ее в то время, когда они были счастливы и неразлучны.

3.Проследите развитие событий во второй части поэмы:

Раскройте логику поведения губернатора: от радушного при¬ёма - к коварству и угрозам, от них - к неожиданному реше¬нию: «Я не могу, я не хочу тиранить больше вас...»;

Губернатор, встретивший княгиню в городе, всеми силами пытался ее остановить. Он говорил женщине о том, как хороша ее нынешняя жизнь, что ей не нужно никуда уезжать. Но Трубецкая не хотела оставлять намеченную ею цель. Княгиня очень сильно хотела увидеться с мужем, и она сделала бы все ради него. Не убедили ее и слова губернатора: "Но вы не будете там жить! Тот климат вас убьет! Я вас обязан убедить, не ездите вперед!" К тому времени княгиня уже поставила перед собой цель, которую должна была выполнить. Пытаясь объяснить свое стремление, она говорила: "Ужасна будет, знаю я, жизнь мужа моего. Пускай же будет и моя не радостней его!" После их длительной "беседы", губернатор понял, что ничего сильнее любви быть не может и с Богом отпустил княгиню, так как знал, что ее не сломить.

какая из угроз губернатора особенно страшна, с вашей точки зрения, для молодой, богатой светской дамы?

Жить в тюрьме, есть хлеб и квас – голодать.

какой из упрёков губернатора особенно оскорбителен для жен¬щины, жены?

Губернатор упрекает ее в том, что она «жалкая раба», бегущая за мужем.

Но княгиня гордо отвечает:

«Нет! Я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба –

Я буду ей верна!»

почему княгиня считает невозможным возвращение в свет, «в этот вырубленный лес»?

Об этом ярко говорит княгиня:

«Там люди заживо гниют –

Ходячие гробы…

Мужчины – сборище Иуд,

А женщины - рабы»

*** Дополнительные вопросы ***

Возможно потому, что это не было целью поэта. Он хотел отразить саму тяжелую дорогу жены декабриста, ее храбрость, отчаянность, самоотверженность и чувство долга.

2.Каков замысел поэта, в чём, по-вашему, он видел свою цель?

Особое место в творчестве Н. Некрасова занимает галерея женских образов. В своих стихах поэт описывал не только женщин дворянского происхождения, но и простых крестьянок. Особый интерес у Некрасова был к судьбе жен декабристов. Ниже будет представлена характеристика княгини Трубецкой.

История создания поэмы

Прежде чем приступить к характеристике княгини Трубецкой, читатель должен узнать об истории написания поэмы "Русские женщины". Она состоит из двух частей. Центральным персонажем первой части является Екатерина Ивановна. Первая поэма была написана в 1871 году и опубликована в журнале "Отечественные записки" в 1872 году.

До этого состоялось знакомство Некрасова с Михаилом, сыном Марии Волконской, героини второй части поэмы. Его воспоминания, а также "Записки декабриста", написанные Андреем Розеном, послужили материалом для поэмы "Дедушка". Выход этого произведения не ослабил интереса Некрасова к судьбе жен декабристов.

Зимой 1871 года он начал собирать материал для поэмы "Русские женщины". Во время написания поэт столкнулся с несколькими трудностями - цензурой и практически отсутствием фактов о жизни Екатерины Ивановны. Из-за этого, по мнению некоторых современников, характеристика княгини Трубецкой немного не совпадала с реальным образом. Но недостаток фактов компенсировало воображение поэта, представившего себе ее отъезд.

Первая часть поэмы "Русские женщины. Княгиня Трубецкая" начинается с прощания Екатерины Ивановны со своим отцом. Храбрая женщина отправилась вслед за мужем в Сибирь. По дороге до Иркутска героиня вспоминает свои детские годы, беспечную юность, балы, то, как она вышла замуж, путешествовала с мужем.

Далее описывается встреча княгини и губернатора Иркутска. Происходит противостояние между Трубецкой и губернатором. Тот пытается напугать женщину тяготами пути, условиями каторжной жизни. Он говорит, что ей придется отказаться от всего, что она имеет. Но храбрую женщину ничто не останавливает. Тогда губернатор, восхищенный ее смелостью и верностью, дает разрешение на выезд из города.

Поступок княгини Трубецкой

Ключевым моментом поэмы является противостояние губернатору, в котором раскрывается характер женщины. Зная, что ее мужа приговорили к бессрочным каторжным работам за участие в восстании декабристов, она решает отправиться за ним. В "Княгине Трубецкой" Некрасов рассказал, как губернатор пытался всеми способами отговорить Екатерину Ивановну от этого решения.

Для этого он пытается сыграть на ее родственных чувствах, говоря, что решение отправиться в Сибирь губительно для ее отца. Но княгиня отвечает, что несмотря на всю свою любовь к отцу, долг жены для нее важнее. Затем губернатор начинает описывать ей все тяготы пути, предупреждая, что дорога настолько трудная, что может подорвать ее здоровье. Но даже это не пугает целеустремленную Екатерину Трубецкую.

Губернатор пытается запугать ее рассказами об опасностях жизни с каторжниками, напоминает ей о той обеспеченной жизни, которую она вела. Княгиня остается непреклонной. Тогда он сообщает, что, последовав за мужем, она лишается всех прав и больше не принадлежит дворянскому сословию, а добираться до Нерчинских рудников княгиня будет под конвоем. Но Трубецкая готова подписать все бумаги, только бы она смогла увидеться с мужем.

Пораженный и восхищенный ее силой духа, мужественностью, преданностью мужу и чувству долга, губернатор рассказывает ей правду. Ему было поручено остановить ее любыми способами. Наконец, он дает ей разрешение на выезд из Иркутска к мужу.

Образ княгини в поэме

Среди критических замечаний к произведению были и касающиеся образа главной героини. Многие отмечали, что характеристика княгини Трубецкой данная в поэме, не совсем соответствовала реальному образу Екатерины Ивановны. Но, возможно, поэт и не стремился в точности передать характер Трубецкой. Ему удалось показать мужественность ее поступка.

Образ княгини Трубецкой в поэме "Русские женщины" получился ярким и выразительным. Екатерина Ивановна показана смелой и решительной, готовой преодолеть все препятствия. Она верная и любящая жена, для которой брачные узы важнее всего.

Для нее общество - это всего лишь сборище лицемерных людей, трусов, которые побоялись присоединиться к декабристам. Готовность к трудностям, вера в то, что с мужем они смогут преодолеть все, желание быть ему поддержкой - вот какой мы видим образ княгини Трубецкой, поразившей Некрасова.

Художественное оформление

Поэма "Русские женщины. Княгиня Трубецкая" состоит из двух частей, написанных ямбом. Это добавляет повествованию динамичности и напряженности. В начале показана сцена прощания героини с отцом и ее воспоминания о детстве, юности, замужестве. Во второй части описывается встреча Трубецкой и губернатора Иркутска, во время которой она проявляет волю и стойкость.

Особенностью первой части поэмы "Русские женщины. Княгиня Трубецкая" является смешение "сна и яви". Героиня смотрит на зимнюю дорогу, потом неожиданно проваливается в сон, в котором вспоминает важные моменты жизни. По мнению некоторых литературоведов, поэт специально так построил первую часть. Это показывает, что княгиня охвачена эмоциональным порывом, стремлением быстрее встретиться с мужем. При написании этой поэмы Некрасов опирался на воспоминания людей, знавших Екатерину Ивановну, и на "Записки декабриста" А. Розена.

До восстания декабристов

Княгиня Трубецкая была урожденной графиней Лаваль, дочерью французского эмигранта и наследницы капиталов И.С. Мясникова. Родители обеспечили Екатерине и ее сестрам беззаботное детство. Они ни в чем не знали отказа, получили прекрасное образование и могли длительное время жить с родителями в Европе.

По описаниям современников, Екатерина Лаваль не слыла красавицей, но обладала неповторимым очарованием. В 1819 году в Париже она познакомилась с князем Сергеем Петровичем Трубецким. В 1820 году пара сыграла свадьбу. Все считали князя завидным женихом. Он был знатного происхождения, богат, воевал с Наполеоном, умен, имел чин полковника. Екатерина Ивановна имела все шансы стать генеральшей. Спустя 5 лет семейной жизни она узнает об участии мужа в восстании декабристов.

Решение княгини отправиться за мужем

Екатерина Ивановна была одной из первых жен, которым удалось добиться разрешения последовать за своими мужьями в Сибирь. В 1826 году она добралась до Иркутска, где какое-то время пребывала в неведении о том, где находился ее муж. Губернатор Цейдлер получил приказ отговорить Трубецкую от ее решения.

Женщина пробыла в Иркутске 5 месяцев, прежде чем ей разрешили отправиться к мужу в Нерчинские рудники. В 1845 году семейство Трубецких получило разрешение поселиться в Иркутске. Главными центрами иркутских декабристов были дома Трубецких и Волконских. Екатерина Ивановна, по воспоминаниям ее современников, была умна, образованна, обаятельна и необыкновенно сердечна.

Поэма "Княгиня Трубецкая" Некрасова показала всю силу и твердость духа русских женщин.

Часть, которая открывает поэму Николая Некрасова . В основе произведения лежит реальное историческое событие – восстание декабристов. Многим известны имена молодых людей, которые пытались отстоять свои прогрессивные идеи. Однако более трогательным стал подвиг жен декабристов. Женщины уезжали на каторгу вслед за мужьями. Их туда вела любовь и верность. Среди таких жен были как бедные крестьянки, так и богатые дворянки. Николай Некрасов для своей поэмы выбирает двух княгинь. Возможно, для того чтобы показать, что богатство и титул – не преграда для настоящей привязанности к любимым.

– притягательный женский образ в литературе. Ее верность, низменность чувств, осознание своего долга жены – все это приближает ее к идеалу женщины. Некрасов открыто восхищается героиней, восторгается ее благородством и духовной красотой. Первая часть произведения начинается со сцены прощания Катерины Трубецкой с отцом. Однако ключевым моментом стала встреча княгини и губернатора.

Молодая женщина около двух месяцев добиралась до Иркутска ради встречи с высшим чиновником. Она хочет последовать за мужем на каторгу. Княгиня просит дать ей лошадей, ведь единственное, что ее страшит – это пеший путь в Сибирь. Однако губернатор не спешит давать ей разрешение. Ведь незадолго до приезда княгини он получил бумагу с убедительной просьбой удержать Трубецкую от «необдуманного» решения уехать на каторгу.

Иркутский высший чиновник привел много аргументов против того, чтобы княгиня Трубецкая ехала к мужу. Самым убедительным было то, что ее решение огорчает отца. Но женщина ответила, что понимает это, однако ее долг как жены более важен. А умный отец скоро поймет, и станет гордиться таким ее поступком. Губернатор приводил и другие доводы. Княгиня будет лишена всех привилегий, если уедет на каторгу. Там она станет такой же бесправной, как и все ссыльные люди. И даже их дети не будут иметь прав. К тому же на Сибири суровые климатические условия – зима продолжается восемь месяцев. Так же княгиня не привыкла к тяжелому труду, и поэтому быстро станет обузой для мужа. На все доводы княгиня отвечает достойным ответом, что она со всеми проблемами справится шутя. От титула женщина уже готова отречься, он не кажется ей таким уж и важным. Ведь теперь она осознала, что в мире дворян много лжи.

Губернатор не стесняется прибегнуть к ложному обвинению мужа Трубецкой. Он пытается убедить женщину, что ее любимый – предатель. И она бежит за ним, как ничтожная рабыня. Княгиня не верит в виновность мужа. Если бы он изменил ей с другой женщиной – тогда бы она отпустила его. Но единственной соперницей княгини Трубецкой была любовь к родине. И такую «неверность» она может ему простить еще много раз.

Чиновник в результате признает свое моральное поражение в словесной борьбе с достойной уважения княгиней Екатериной Трубецкой. И даже приказывает седлать коней, чтобы отвезти княгиню к мужу на каторгу.

 


Читайте:



Формула n-го члена арифметической прогрессии

Формула n-го члена арифметической прогрессии

Числовую последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему, сложенному с одним и тем же для данной последовательности...

Дифракции белого. Дифракционный спектр. Как проявляется дифракция света

Дифракции белого. Дифракционный спектр. Как проявляется дифракция света

Набежал легкий ветерок, и по поверхности воды побежала рябь (волна малой длины и амплитуды), встречая на своем пути различные препятствия, над...

Отличия техникума от колледжа и училища

Отличия техникума от колледжа и училища

Колледж, техникум - это учебное заведение среднего профессионального образования, реализующий образовательные программы по среднему...

Курская битва: факты об одном из ключевых сражений Великой Отечественной войны Исторические факты о битве на курской дуге

Курская битва: факты об одном из ключевых сражений Великой Отечественной войны Исторические факты о битве на курской дуге

5 интересных фактов об «огненной дуге» Казалось, было холодно цветам, и от росы они слегка поблёкли. Зарю, что шла по травам и кустам, обшарили...

feed-image RSS