Разделы сайта
Выбор редакции:
- Судьба 28 героев панфиловцев
- Вопросы и задания к главе VIII
- Используя дополнительные источники информации, докажите, что движение материков
- Какой материк и почему называют новым светом Почему южная америка называется новым светом
- "Мцыри": история создания поэмы Мцыри 1 глава краткое содержание
- Что такое ощущение в психологии Что такое ощущение в психологии
- Ваше Высочество: Самые известные принцессы и королевы в мире Королем какой страны
- В японии занижали данные радиационного фона в районе фукусимы
- Самые большие наводнения в мире
- Случаи самоубийств солдат в российской армии
Реклама
Мережковский анализ. Анализ стихотворения «Дети ночи» Мережковского Д.С. Отличительные черты творчества |
Мережковский Дмитрий Сергеевич
«Идея его — такая огромная идея, что заранее можно сказать, не вынесет он ее, как не вынесут тысячи других писателей, сгорит, но нам в наследие ту же великую думу оставит. Сколько одиноких лет ждал Мережковский читателей, которые не перетолковывали бы его по-своему, а болели бы одной с ним болезнью! Теперь только стали его слушать. Слава Богу, давно пора!» Александр Блок, «Мережковский. Вечные спутники», 1906 «Так, через напряженное изживание современности, раскрылся Мережковскому его Египет — «Бесконечная древность и новизна бесконечная». Таков всегдашний путь Мережковского: прорасти корнями из настоящего через настоящее — в былое. Все его творчество — медленное прорастание в глубинные и плодоносные пласты Истории: Россия Александра, Павла, Петра; Италия Леонардо; Эпоха Апостата; теперь — Эгейская культура, и далее — Египет, Вавилон. Для него познание прошлого — реальное общение в духе и лестница посвящений». Н. М. Бахтин, «Мережковский и история», 1926 Мережковский Дмитрий Сергеевич пявился на свет 14 августа 1866 года в Санкт-Петербурге. Отец его служил мелким дворцовым чиновником. Дмитрий Мережковский с 13 лет начал писать стихи. Через два года, будучи гимназистом, он посетил вместе с отцом Ф. М. Достоевского. Великий писатель нашел стихи слабыми, сказал начинающему автору, что для того, чтобы хорошо писать, нужно страдать. В это же время Мережковский Дмитрий Сергеевич познакомился с Надсоном. На первых порах он ему подражал в своих стихотворениях и именно через него впервые вошел в литературную среду.
Дмитрий Мережковский, как отмечали современники, был очень замкнутым человеком, неохотно впускавшим в свой мир других людей. Тем более знаменательным стал для него 1889 год. Именно тогда Мережковский женился. Избранница его - поэтесса Зинаида Гиппиус. Поэт прожил с ней 52 года и не расставался ни на день. Этот творческий и духовный союз супруга его описала в неоконченной книге под названием "Дмитрий Мережковский". Зинаида являлась "генератором" идей, а Дмитрий оформлял и развивал их в своем творчестве. Путешествия, переводы и обоснование символизма В конце 1880-х и в 1890-е они много путешествовали по разным странам Европы. Дмитрий Сергеевич переводил с латыни и греческого античные трагедии, а также выступал в роли критика, публиковался в таких изданиях, как "Труд", "Русское обозрение", "Северный вестник". Мережковский в 1892 прочел лекцию, в которой дал первое обоснование символизма. Поэт утверждал, что импрессионизм, язык символа и "мистическое содержание" могут расширить "художественную впечатлительность" русской словесности. Сборник "Символы" появился незадолго до этого выступления. Он дал имя новому направлению в поэзии. "Новые стихотворения". В 1896 году вышел третий сборник - "Новые стихотворения". У Мережковского с 1899 меняется мировоззрение. Его начинают интересовать вопросы христианства, связанные с соборной церковью. В статье "Мережковский" Адамович вспоминал, что когда разговор с Дмитрием был оживлен, он рано или поздно переключался на одну тему - значение и смысл Евангелия. Жена Дмитрия Мережковского осенью 1901 предложила идею создания особого общества людей философии и религии для обсуждения вопросов культуры и церкви. Так появились религиозно-философские собрания, знаменитые в начале прошлого века. Главной темой их было утверждение того, что лишь на религиозной основе может совершиться возрождение России. Вплоть до 1903 проходили эти собрания, с разрешения обер- прокурора Синода Победоносцева. Участие в них принимали и священнослужители. Хотя не было принято христианство "Третьего завета", стремление на переломном этапе развития нашей страны создать новое религиозное общество было понятно и близко современникам. Дмитрий Мережковский, биография которого нас интересует, много работал над исторической прозой. Он создал, например, трилогию "Христос и антихрист", основная идея которой заключалась в борьбе двух принципов - христианского и языческого, а также в призыве к новому христианству, в котором "небо земное", а "земля небесная". В 1896 появилось произведение "Смерть богов. Юлиан Отступник" - первый роман трилогии. Вторая часть была издана в 1901 ("Воскресшие боги. Леонардо да Винчи"). Заключительный роман под названием "Антихрист. Петр и Алексей" появился на свет в 1905. Четвертый сборник "Собрание стихов" вышел в 1909. Новых стихотворений в нем было немного, поэтому книга эта являлась, скорее, антологией. Однако определенный подбор произведений, сделанный Мережковским, придал сборнику современность и новизну. В него были включены только произведения, отвечавшие изменившимся взглядам автора. Новый смысл обрели старые стихотворения. Мережковский среди поэтов-современников был резко обособлен. Он выделялся тем, что выражал в своем творчестве общие настроения, тогда как Блок, Андрей Белый, Бальмонт, даже касаясь "злободневных" общественных тем, говорили прежде всего о себе, о собственном отношении к ним. А Дмитрий Сергеевич даже в самых интимных признаниях выражал всеобщее чувство, надежду или страдание. Мережковские в марте 1906 года перебрались в Париж и прожили здесь до середины 1908 года. В соавторстве с Философовым и Гиппиус Мережковский в 1907 издал книгу "Le Tsar et la Revolution". Он также приступил к созданию трилогии "Царство Зверя" по материалам истории России конца 18 - начала 19. Дмитрий Сергеевич после выхода первой части этой трилогии (1908) подвергся судебному преследованию. В 1913 появилась её вторая часть ("Александр I"). Последний роман "14 декабря", опубликован в 1918. "Больная Россия" - книга, которая появилась в 1910 . В неё вошли историко-религиозные статьи, которые были опубликованы в 1908 и 1909 в газете "Речь". Книжное товарищество Вольфа издало в период с 1911 по 1913 17-томное собрание его сочинений, а Сытин в 1914 выпустил четырехтомное издание. Проза Мережковского была переведена на многие языки, она была очень популярна в Европе. В России произведения Дмитрия Сергеевича были подвергнуты жесткой цензуре - писатель высказывался против официальной церкви и самодержавия. Д. В. Философов, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. А. Злобин. Исход из Советской России. Конец 1919 — начало 1920 Мережковские в 1917 еще жили в России. Поэту страна виделась в канун революции в образе "грядущего хама". Немного позже, прожив в Советской России два года, он утвердился в своем мнении о том, что большевизм - нравственная болезнь, которая является следствием кризиса культуры Европы. Мережковские надеялись на то, что этот режим будет свергнут, однако, узнав о поражении Деникина на юге и Колчака в Сибири, решили уехать из Петрограда. Дмитрий Сергеевич в конце 1919 добился права чтения своих лекций в частях Красной Армии. В январе 1920 он вместе со своей супругой перешел на территорию, которая была оккупирована Польшей. Поэт читал лекции в Минске для русских эмигрантов. Мережковские в феврале переезжают в Варшаву. Здесь они активно занимаются политической деятельностью. Когда Польша подписала мирный договор с Россией, а супруги убедились, что "русскому делу" в этой стране положен конец, они уехали в Париж. Мережковские поселились в квартире, принадлежавшей им еще с дореволюционных времен. Здесь они наладили старые связи и установили новые знакомства с русскими эмигрантами. Эмиграция, основание "Зеленой лампы" Дмитрий Мережковский был склонен рассматривать эмиграцию как некоторого рода мессианство. Он считал себя духовным "водителем" оказавшейся за границей интеллигенции. Мережковские в 1927 организовали религиозно-философское и литературное общество "Зеленая лампа". Его президентом стал Г. Иванов. "Зеленая лампа" сыграла заметную роль в интеллектуальной жизни эмиграции первой волны, а также объединила лучших представителей зарубежной русской интеллигенции. Когда началась Вторая мировая война, общество прекратило собрания (1939).
Мережковских не любили в русской среде. Неприязнь была во многом вызвана их поддержкой Гитлера, режим которого казался им более приемлемым, чем режим Сталина. Мережковский в конце 1930 увлекся фашизмом, даже встречался с одним из его лидеров - Муссолини. Он видел в Гитлере избавителя России от коммунизма, который считал "нравственной болезнью". После того как Германия напала на СССР, Дмитрий Сергеевич выступил на немецком радио. Он произнес речь "Большевизм и человечество", в которой сравнил Гитлера с Жанной д’Арк. Мережковский сказал, что этот лидер может спасти от коммунистического зла человечество. После этого выступления все отвернулись от супругов. За 10 дней до оккупации Парижа немцами, в июне 1940, Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский переехали в Биарриц, расположенный на юге Франции. 9 декабря 1941 года Дмитрий Сергеевич Мережковский умер в Париже. Каждый из 4-х сборников стихотворений Мережковсковского очень характерен. "Стихотворения" (1888) - это книга, в которой еще выступает как ученик Надсона Дмитрий Мережковский. Цитаты из нее, достойные внимания, включают в себя следующую: "Не презирай толпы! безжалостной и гневной Насмешкой не клейми их горестей и нужд". Это строчки из одного из самых характерных стихотворений этой книги. Тем не менее с самого начала Дмитрий Сергеевич смог взять самостоятельный тон. Как мы уже отмечали, он заговорил о силе и радости. Стихи его напыщены, риторичны, однако и это характерно, поскольку соратники Надсона боялись больше всего именно риторики, хотя и пользовались ею, в несколько ином обличии, порой неумеренно. Мережковский же обращался к риторике для того, чтобы звонкостью и яркостью ее порвать беззвучный, бесцветный туман, в который была завернута жизнь русского общества в 1880-е. "Символы" - вторая книга стихов, написанная в 1892. Она примечательна разносторонностью тем. Здесь античная трагедия и Пушкин, Бодлер и Эдгар По, Франциск Ассизский и древний Рим, поэзия города и трагизм повседневного. Все то, что заполонит все книги, займет все умы через 10-15 лет, было намечено в этом сборнике. "Символы" - книга предчувствий. Дмитрий Сергеевич предугадывал наступление иной, более живой эпохи. Мережковский придавал титанический облик событиям, совершавшимся вокруг него ("Грядите, новые пророки!"). "Новые стихотворения" - третий сборник стихов, написанный в 1896. Он значительно уже по охвату явлений жизни, чем предыдущий, однако гораздо острее. Здесь успокоенность "Символов" превратилась в постоянную тревогу, а в напряженный лиризм перешла объективность стихов. Мережковский считал себя в "Символах" служителем "покинутых богов". Но ко времени появления "Новых стихотворений" он уже сам отрекся от этих богов, говорил о своих соратниках и о самом себе: "Дерзновенны наши речи...". "Собрание стихов" - последний, четвертый сборник (1909). Мережковский в ней обратился к христианству. Он признал слишком ломким лезвие "дерзновения" и лишенным божества алтарь "всемирной культуры". Однако в христианстве он хотел обрести не только утешение, но и оружие. Все стихотворения этой книги проникнуты желанием веры. Направления в творчестве В 1892 г. в Петербурге вышел сборник стихов Дмитрия Сергеевича Мережковского "Символы", давший имя зарождающемуся направлению русской поэзии. В том же году в лекции Мережковского "О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе" символизм получил первое теоретическое обоснование. Отвергая позитивизм и натурализм в литературе, автор полагал, что ее обновит "мистическое содержание", язык символов и импрессионизм как "расширение художественной впечатлительности". С того времени Мережковский был признан одним из теоретиков и учителей русских символистов. Писать стихи Мережковский начал в 13 лет. В "Автобиографии" он упоминает о том, как его отец, столоначальник в придворной конторе, привез пятнадцатилетнего гимназиста к Достоевскому, который нашел ученические стихи Мережковского плохими и слабыми: "Чтоб хорошо писать,- страдать надо, страдать!" Тогда же Мережковский познакомился с Надсоном и через него вошел в литературную среду, встречался с Плещеевым, Гончаровым, Майковым, Полонским. О Н. Михайловском и Г. Успенском он всегда говорил как о своих учителях. стал печататься в "Отечественных записках". В 1888 г. женился на начинавшей тогда поэтессе 3. Гиппиус. К тому времени относится пережитый Мережковским религиозный переворот, давший новое направление его творчеству и литературно- Брюсов связывал с именем Мережковского возникшее в русском общества начала 1900-х годов движение, суть которого "состояла в призыве к религиозному возрождению и в проповеди неохристианства", способного объединить евангельский идеал с полножизненным "языческим" началом, утвердив "равносвятость" духа и плоти. Теоретические концепции Мережковский развивал в книге статей "Вечные спутники" (1897), двухтомном сочинении "Лев Толстой и Достоевский" (1901-1902), а также в исторических романах и пьесах (трилогия "Христос и Антихрист", "Александр I", "Павел I" и др.). Вместе с 3. Гиппиус Мережковский был инициатором и активным участником Религиозно-философских собраний в Петербурге (1901-1903 и 1907-1917), журнала "Новый путь" (1903- 1904). По его признанию, решающее значение для него имели события 1905 г., когда он безуспешно пытался заручиться поддержкой официальной церкви в борьбе против черносотенных погромов, а затем против измены царского правительства православия со старым порядком в России, понял также, что к новому пониманию христианства нельзя иначе подойти, как отрицая оба начала вместе" ("Автобиография"). 1905-1907 годы провел в Париже, позднее выступал по преимуществу как прозаик, публицист и критик. Октябрьской революции не принял, с 1920 г. в эмиграции. Отойдя от художественной прозы, писал историко-религиозные эссе. Мережковский-поэт целиком принадлежит к поколению "старших символистов", начинавших с декларативных подражаний Надсону и активно использовавших клише народнической поэзии, а затем переживших определенный творческий кризис, закончившийся обновлением поэтических мотивов и средств. Сознание безысходного одиночества человека в мире, роковой раздвоенности и бессилия личности, проповедь красоты, "спасающей мир",- развивая эти общие для "старших символистов" мотивы, Мережковский не сумел преодолеть в стихах рассудочности и декларативности. Издав в 1896 г. "Новые стихотворения. 1891- 1895", выступал как поэт все реже. В 1911 г. для последнего своего "Собрания стихов. 1883-1910" (СПб.) он отобрал те, которым сам "придавал значение",- 49 лирических пьес и 14 "легенд и поэм". Первое стихотворение в сборнике "Отклик" (1881). В 1884 - 1888 гг. студент историко-филологического факультета Петербургского университета. Первая книга "Стихотворения" в 1888 г. Этапный сборник стихов "Символы" (1892). Европейскую известность принесла прозаическая трилогия "Христос и Антихрист" ("Смерть Богов. Юлиан Отступник", 1896; "Воскресшие Боги. Леонардо да Винчи", 1901; "Антихрист. Петр и Алексей", 1905). Отличительные черты творчества Менее всего Мережковский интересен как поэт. Стих его изящен, но образности и одушевления в нем мало, и, в общем, его поэзия не согревает читателя. Он часто впадает в ходульность и напыщенность. По содержанию своей поэзии Мережковский сначала всего теснее примыкал к Надсону. Не будучи "гражданским" поэтом в тесном смысле слова, он охотно разрабатывал такие мотивы, как верховное значение любви к ближнему ("Сакья-Муни"), прославлял готовность страдать за убеждения ("Аввакум") и т. п. На одно из произведений первого периода деятельности Мережковского - поэму "Вера" - выпал самый крупный успех его как поэта; живые картины духовной жизни молодежи начала 1880-х годов заканчивается призывом к работе на благо общества. Мотивы символизма и ницшеанства в творчестве В своем неприятии коммунизма и большевизма Мережковские были удивительно последовательны. У З.Гиппиус есть строки, чрезвычайно точно передающие их ощущение случившегося: Блевотина войны - октябрьское веселье! От этого зловонного вина Как было омерзительно твое похмелье О бедная, о грешная страна! Какому дьяволу, какому псу в угоду, Каким кошмарным обуянный сном, Народ, безумствуя, убил свою свободу, И даже не убил - засек кнутом? Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой, Смеются пушки, разевая рты... И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой, Народ, не уважающий святынь! У Гиппиус есть немало горьких ностальгических строк о родине и о своей эмигрантской участи, но, может быть, одни из самых выразительных эти, в стихотворении «Отъезд»: До самой смерти... Кто бы мог подумать? (Санки у подъезда. Вечер. Снег.) Никто не знал. Но надо было думать, Что это - совсем? Навсегда? Навек? критике большевизма, заканчивалась же речь пламенными строками Гиппиус о России (совершенно несовместимыми с гитлеровскими планами славянского геноцида): Она не погибнет - знайте! Она не погибнет, Россия, Они всколосятся - верьте! Поля ее золотые! И мы не погибнем - верьте. Но что нам наше спасенье? Россия спасется - знайте! И близко ее воскресенье! . Сладок мне венец забвенья темный, Но душа не хочет примиренья Я люблю безумную свободу! А внизу, меж тем, как призрак темный, Дети ночи Устремляя наши очи И в поэзии Д. Мережковского человеческая жизнь оборачивается трагедией, где всё безысходно и необратимо, всюду веет «тёмный ангел одиночества» («Тёмный ангел»). Целая серия стихотворений об одиночестве взаимодополняют друг друга («Тёмный ангел», «Одиночество», «Одиночество в любви», «Голубое небо» и другие). Лирическому герою тяжко среди людей: …Сердцу ближе друзей – Звёзды, небо, холодная синяя даль, Одиночество – не только результат отчуждения, горькая людская участь, навязанная «неведомыми силами природы» судьба – это поднявшаяся над землёй гордость посвящённого («Morituri», «Дети ночи»). Добровольный уход из жизни для Д. Мережковского желанен и предопределён («Дети ночи»), печаль поэта «велика и безгласна» («Признание»). Он не ищет утешений, потому что находит в этом состоянии необъяснимые сладость и отраду, как в смерти («Сталь», «Осенние листья»). И небо кажется таким пустым и бледным, Несомненно, это не просто результат метаний изломанной души или «детскости» сердца, но и серьёзные философские вопросы, занимавшие не только Д. МережковскогоИ вот мне попалось стихотворение Хомякова “Труженик”, которое я прочёл впервые и которое потрясло меня своим ответом. (...)» У Д. Мережковского же читаем: Невыносимым оскорбленьем И если там, где буду я, Человек и мир прокляты, оставлены Богом, одиноки, жизнь бессмысленна: Обман – свобода, и любовь, и жалость. Всё обман; и вещи, по сути, заключающие высокий смысл, придающие ценность и осознанность человеческой жизни – любовь, смерть, вера, – неверно воспринятые и истолкованные, оборачиваются губительными, коварными миражами, которые остаются со своими создателями. Отдельного упоминания требует феномен молчания. Вслед за Ф. Тютчевым, написавшим в 1830 году знаменитое «Silentium», Д. Мережковский пишет своё «Молчание». Тема одиночества встаёт особенно остро, когда поэт пытается выразить бессилие слов в любви: Как часто выразить любовь мою хочу, «И всё священное объемлет тишина», – в этой мысли Д. Мережковского слышится отголосок непостижимого – не первобытного, доречевого периода, а мимолётное веяние того, который наступает, когда кончаются все слова: И оба поняли давно, Тишина помогает поэту почувствовать Бога и услышать такие «неявленные» звуки, как «разговор звёзд», «шёпот ангела», «зов и бред» «всеобщей души». Слышится в лирике и «трубный глас» (в одноимённом стихотворении) перед Страшным Судом, и «вечерний звон колоколов», и «многошумный, неизменный Смех бесчисленных валов» на Чёрном море, и т.д. Однако, тот самый «Другой» так и остаётся за пределами диалога, делая иллюзорным приближение к целостному бытию. Восприятие Д. Мережковским времён года полностью соответствует «смертоносной» философии автора. Конец зимы, весна, приход осени, даже уходящий день поэт истолковывает как напоминание о смерти. Всюду властвует её очарование. Это некое мрачное таинство дано природой в качестве образца смирения, покоя: У неё, наставницы божественной, По Д. Мережковскому, много или мало принесли человеку уходящие день или миг, пусть они ничтожны в человеческом смысле, всё равно природа отдаёт свой лучший дар – смерть – всякому явлению, награждая его блистающей красотой. Всё вопиет: помни о смерти! Таковы «похоронные песни» ветра, оксюморон «унылая яркость последних цветов», «больной и тёмный лёд, Усталый, талый снег», «успокоенные Тени, Тучи, Думы». Смерть царит в мире природы, как считает Д. Мережковский. Мысль эта страшна сама по себе, но по отношению к кругу бытия она не закончена. Бог – это всегда жизнь, смерть же – лишь мучительное отхождение от Него. Д. Мережковский как будто бы не доходит до того момента, где смерть, перейдя через самоё себя, обращается в жизнь, вечное и неизменное существование Бога-Творца. Пессимизм, безысходность, потеря смысла жизни – вот следствие подхода автора к осмыслению мира. Нетрудно сделать вывод, что ставшее тенденцией символистское (и, шире – модернистское) отрицание целостного бытия, Бога как организующего творческого и вездесущего начала приводит к разрушению «Я» – основы человека. Такая деформация целостности порождает неудачи и страдания, и агрессия против Бога и бытия оборачивается агрессией против себя, так как невозможно, убив себя, остаться при этом в живых – в нашем сознании всегда присутствует «Другой». А реализоваться существование «Я» может через любовь и творчество, через преодоление разъёдинённости одиночества, обретение целостности бытия, как всегда происходило и происходит в лучших образцах русской словесности, ибо в чувстве любви нам открываются вечность и бесконечность, попирание смерти, и только шаг к осознанному, самовыражающемуся бытию возвращает человеку самого себя, только превращение одиночества в творчество делает его любовью. БЫТИЕ, ОДИНОЧЕСТВО И СМЕРТЬ КАК ЛИТЕРАТУРНО-ФИЛОСОФСКИЕ ФЕНОМЕНЫ В ПОЭЗИИ Д.МЕРЕЖКОВСКОГО И А.БЛОКА В стихотворении Д. Мережковского "Двойная бездна" говорится о зеркальности, а следовательно равнозначности жизни и смерти. Та и другая "родные бездны", они "подобны и равны", при этом не понятно, да и не имеет значения, где смотрящийся, а где отражение. Жизнь и смерть - это два зеркала, между которыми помещен человек, путающийся в многократно повторенных ликах зазеркалья: Мережковский Дмитрий Сергеевич (2.08.1865-7.12.1941), исторический романист, поэт, драматург, переводчик, критик. Примерно в 13 лет, подражая «Бахчисарайскому фонтану» Пушкина, сочинил первое стихотворение. Тогда же написал и первую критическую статью - классное сочинение «Слово о полку Игореве». Первые стихи напечатал в 15 лет в сборнике «Отклик» (1881) и в «Живописном обозрении». В первом еще подражательном сборнике «Стихотворения». 1883-1887» (1888) Мережковский стоит «на распутьи» в мучительных размышлениях над проблемой существования Бога, личного бессмертия, добра и зла, своего общественного призвания. Вторая книжка стихов Мережковского - «Символы (Песни и поэмы)» (1892), «замечательна разносторонностью своих тем. Третий сборник стихов Мережковского «Новые стихотворения» (1896) был проникнут ожиданием «нового порока», «дерзновением» («Дети ночи»), стремлением полюбить жизнь в больших и малых проявлениях («Пчелы»), полюбить жизнь как «вечную игру» («То, чем я был»), измеряя ее «новой, бесцельной красотой» («Голубое небо»). В четвертом поэтическом сборнике Мережковского «Собрание стихов. 1883-1903» (1904) новых стихотворений оказалось немного («Трубный глас», «Детское сердце», «Молитва о крыльях» и др.). Если в третьем сборнике только теоретически декларировалось желание влюбиться в «демоническую» антиномичность бытия, то здесь мы видим попытку пристального вглядывания через собственный жизненный опыт в образцы этой таинственной двойственности («Двойная бездна»). В сборнике прослеживается и поворот к соборному христианству («О, если бы душа полна была любовью», «Трубный глас» и др.). Последний сборник «Собрание стихов. 1883-1910» (1910) был повторением сборника предыдущего, за исключением поэмы «Старинные октавы». В «Северном вестнике» публикуется первый роман «Отверженный» (1895; впоследствии «Смерть богов. Юлиан Отступник»). Роман о последнем драматическом периоде раннего христианства в лице трагической фигуры имп. Юлиана явился первой частью трилогии «Христос и Антихрист» (1895-1905). Продолжение трилогии - романы «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» (1902) и «Антихрист. Петр и Алексей» (1904-05). Вслед за первой трилогией он пишет трилогию «Царство зверя» - уже на материале исключительно русской истории. В нее вошли драма «Павел I» (1908), а также романы «Александр I» (1911-12) и «14 декабря» (1918; первоначально «Николай I и Декабристы»). В 1900-05 начинается история «главного» дела Мережковского: происходит формирование неохристианской концепции, создается знаменитое религиозное «троебратство» (Мережковский, его жена З. Гиппиус, Д. В. Философов), задается программа последующей религиозно-общественной деятельности. Исследование «Л. Толстой и Достоевский. Жизнь, творчество и религия» (1900-02. Вообще конец века для Мережковского, как, впрочем, и для мн. др. символистов, является концом всемирной истории и началом нового апокалипсического, «сверхисторического пути», т. е. религии. Несмотря на огромный объем написанного, более 60 томов сочинений, наиболее ценную часть творческого наследия Мережковского представляют не романные трилогии, принесшие ему европейскую и мировую известность, не поэзия и драматургия, а литературно-психологические и религиозно-философские исследования. Уже в ранних своих статьях он пишет о Лонге, Флобере, Руссо, Сервантесе, Кальдероне, Монтене, Марке Аврелии, Ибсене, Гончарове, Майкове, Пушкине и т. д. Многие из этих работ вошли в сборник «Вечные спутники» (1897). Позднее появляются знаменитые исследования «Толстой и Достоевский», «Судьба Гоголя» (1903), «Гоголь и черт» (1906), такие сборники литературно-философских статей, как «Грядущий Хам» (1906), «Не мир, но меч», «В тихом омуте» (оба - 1908), «Больная Россия» (1910), «Было и будет» (1915), «Зачем воскрес» (1916), «Невоенный дневник» (1917). Им пишутся большие статьи о Достоевском - «Пророк русской революции» (1906), Серафиме Саровском - «Последний святой» (1907), Лермонтове - «М. Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества» (1909). В 1915 Мережковский издает брошюры «Завет Белинского» и «Две тайны русской поэзии. Некрасов и Тютчев» (1915), в которых пересматривал традиционные представления о русских писателях. Октябрь 1917 Мережковский воспринял как приход царства антихриста, и 24 дек. 1919 переезжает за границу. В Париже Мережковские организуют литературно-философское общество «Зеленая Лампа» (1927-39), сыгравшее заметную роль в интеллектуальной жизни первой волны эмиграции. На собрания «Лампы» приглашались по списку. Там часто бывали И. Бунин, Б. Зайцев, Г. Федотов, Л. Шестов, Г. Адамович, В. Ходасевич, А. Ремизов, Н. Бердяев и мн. др. Интенсивность творчества Мережковского в эмиграции не только не уменьшается, но становится все более напряженной. Он публикует здесь свои последние исторические роман «Рождение богов. Тутанхамон на Крите» (1925), «Мессия» (1927). Трилогия «Тайна трех: Египет и Вавилон» (1925), «Тайна Запада. Атлантида-Европа» (1930) и огромный трактат «Иисус Неизвестный» (1932). В последние годы жизни Мережковский приступает к составлению трех агиографических трилогий, по-новому интерпретированных «житий святых»: «Павел Августин» (1937), «Св. Франциск Ассизский» (1938), «Жанна д’Арк и Третье Царство Духа» (1938). Эти произведения опубликованы им под общим названием «Лица святых от Иисуса к нам». В предвоенные годы Мережковский совместно с Гиппиус работает над пьесой из русской истории «Дмитрий Самозванец». Воссоздать лик Серафима Саровского Мережковский уже не успел, он скоропостижно скончался 7 дек. 1941. Религиозная метафизика Мережковского, какой бы фантастической она ни казалась сегодня, была органическим миром писателя. Символизм, не как способ изображения жизни и бытия, а как ведущий метод интерпретации человека, космоса и истории, был характернейшей чертой как Мережковского, так и мн. др. писателей-современников. Мережковского постоянно волновали вопросы онтологии бытия, двойственности и антиномичности, религиозной историософии и христианского символизма. Раскрытие по евангельским словам «Неведомого» христианского Бога являлось главным пафосом всей его жизни. Однако творчество Мережковского, пронизанное идеей будущей вселенской религии, вольно или невольно включало в себя и «прелесть» сектантства, кружковщины, уклонение от исторической Церкви. Д.С. Мережковский (1866-1941) первым теоретически обосно-вал появление символизма как нового литературного течения, вы-ступив в 1892-ом году с лекцией «О причинах упадка и новых тече-ниях в современной русской литературе». Д.С. Мережковский — сложная фигура в литературе «серебряного века». Его поэзия неот-делима от религиозно-философских исканий, которыми он занимал-ся всю жизнь, обретая Бога и новую религию. Влияние философа B.C. Соловьева, писателя Ф.М. Достоевского обусловило тематику поэзии Д. Мережковского: роковое одиночество и раздвоенность лич-ности, восхищение истинной красотой и «неохристианство», утвержде-ние единства тела и духа. В 1892 году Д.С. Мережковский издал сбор-ник стихотворений «Символы», в котором уже чувствуется его собственный поэтический стиль, в отличие от первого сборника «Сти-хотворения», изданного в 1888-ом году. Поэтический сборник «Симво-лы» отличает разнообразие тематики: ориентация на традиции ан-тичной культуры и творчество А.С. Пушкина, трагизм повседневного, увлеченность городской тематикой. В этом сборнике Д. Мережковский на несколько лет предвосхитил грядущие изменения в России. Сбор-ник «Символы» — предчувствие будущих перемен: Мы же лгать обречены: Роковым узлом от века В слабом сердце человека Правда с ложью сплетены.Третий сборник «Новые стихотворения» (1896) динамичнее по содержанию. Теперь поэт не только намечает отдельные темы, но испытывает постоянное ощущение тревоги одиноких пророков, уничтоженных мудрецов: Мы бесконечно одиноки, Богов покинут жрецы… Четвертый сборник поэтических произведений Д. Мережковско-го «Собрание стихов» издан в 1909-ом году. В нем по-новому начи-нают звучать старые стихотворения, находясь в ином поэтическом окружении. Поэт-символист вновь обращается к Богу, так как толь-ко он может дать избавленье от уныния и безнадежности. Все сти-хотворные произведения сборника пронизаны: желанием веры: Материал с сайта Мы не смеем, не желаем, И не верим, и не знаем, И не любим ничего. Боже, дай нам избавленья,… Дай нам крылья, дай нам крылья, Крылья духа Твоего! («Молитва о крыльях») Не приняв большевистского режима, Д.С. Мережковский в 1919-ом году вместе с женой З. Н. Гиппиус покинул Россию, проведя вторую половину жизни во Франции в эмиграции. Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском На этой странице материал по темам:
Стихотворение "Родное" Дмитрия Мережковского показывает читателю печальный пейзаж, демонстрирующий состояние душ. Этого эффекта автору помогают добивается такие средства художественной выразительности, как: эпитеты (Унылое молчанье, однообразные сосна, постоянный гул и т.д.). При этом каждый эпитет олицетворяет природу, делает её описние намного живее и ближе к читателю. Создаётся ощущени будто сам находишься там, вместе с автором. В стихотворении Дмитрия Мережковского используются метафоры, такие как: "мир теряется". Они создают своеобразную "сказочность" всего происходящего. Перекрёстная рифма в стихотворении "родное" Дмитрия Мережковского пракьтчески не ощущается, и благодаря этому добавляет интонацию прозаического текста, ощущение душевного рассказа.И делает стихотворение свободнее, проще для понимания, легче запоминающегося. Все вмести средства художественной выразительности создают картину истинной: спокойной и умиротвторённой природы. И истинных чувств, несного необычных, очень сказочных и глубоких. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Вопросы и задания к главе VIII
- Используя дополнительные источники информации, докажите, что движение материков
- Какой материк и почему называют новым светом Почему южная америка называется новым светом
- "Мцыри": история создания поэмы Мцыри 1 глава краткое содержание
- Что такое ощущение в психологии Что такое ощущение в психологии
- Ваше Высочество: Самые известные принцессы и королевы в мире Королем какой страны
- В японии занижали данные радиационного фона в районе фукусимы
- Самые большие наводнения в мире
- Случаи самоубийств солдат в российской армии
- Страны Южной Америки: особенности континента