Разделы сайта
Выбор редакции:
- Правила вычисления производных
- Иван III – Государь всея Руси
- Первые металлургические мануфактуры тульского края Где появились первые металлургические заводы
- Формирование ууд на уроках в начальной школе презентация к уроку на тему
- Презентация "герой сталинградской битвы василий григорьевич зайцев"
- Маргинал или изгой общества Кто это такой
- Студенческие строительные отряды (ссо - вссо) Движение вссо как называли в ссср
- Целебные свойства марганцовки — полезные советы
- Подготовка к егэ по обществознанию
- Гитлер в «Mein Kampf»: «Русские – великий народ» - aquilaaquilonis
Реклама
Предложение и словосочетание. Связь слов в предложении. Сложное предложение Какой темой можно объединить данные предложения |
Речь человека состоит из предложений, причем определить, о чем он говорит, можно, найдя грамматическую основу этого предложения – подлежащее и сказуемое. Но что, если в предложении больше, чем одно подлежащее и сказуемое, если в нем говорится о разных предметах и явлениях? Ответ на этот вопрос даст очень важная тема, которую проходят в 3 классе. Что такое сложное предложение и как с ним работать?Сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из двух или больше простых предложений. Они могут соединяться между собой с помощью союзов, таких как а, но, и, а могут быть объединены только интонацией, что на письме выражается с помощью знаков препинания. Вот примеры сложных предложений.
На этих примерах можно увидеть, какие есть виды связи в сложных предложениях. По сравнению с простым предложением их структура действительно более сложная, поскольку они не просто говорят о нескольких предметах или явлениях, но и соединяются при этом в одно целое по смыслу и грамматически. Простые предложения, которые входят в состав сложного, могут состоять только из грамматической основы или распространяться второстепенными членами. Как сделать разбор сложного предложенияЧтобы составить схему сложного предложения, нужно сначала найти все его основы. Это поможет понять, сколько в нем частей, после этого можно будет найти, как они между собой связаны. Рассмотрим это на примере.
В этом предложении две основы (ребята гуляли, снег пошел) , которые соединены между собой интонацией, что на письме отражается в виде запятой. Союза между этими частями нет. В сложном предложении не обязательно должно быть строго две грамматических основы – их может быть три и даже больше. В основном, порядок частей в сложном предложении последовательный: сначала идет главная часть, за ней следует та, которая связана с ней по смыслу. В предложениях, которые связаны интонацией и представляют собой просто перечисление событий, часто нет главной и присоединенной части – их порядок можно поменять местами и смысл предложения от этого совершенно не изменится. Это легко понять, если сравнить два сложных предложения с одинаковыми основами, которые просто переставлены местами:
Очевидно, что от перестановки частей смысл предложения совершенно не поменялся – оно рассказывает о погоде, описывая ее с разных сторон. Такой принцип роднит сложные предложения с максимально просто структурой с примерами на сложение, где от перестановки мест не изменяется итоговая сумма, что говорит о том, что язык в какой-то степени математичен. Алгоритм разбора любого предложения, в котором две и больше основ, одинаковый: нужно найти эти основы и определить, соединены ли они только интонацией, то есть знаком препинания, или в установлении связи между ними участвовал союз. Что мы узнали?Определение сложного предложения само по себе достаточно простое – это такая единица языка, в которую входит не одна грамматическая основа, а несколько (как минимум две и больше). Эти части могут соединяться только интонацией (знаком препинания) или интонацией и союзом. Чтобы разобрать сложное предложение, нужно сначала найти все его основы, а потом определить, каким образом они соединены между собой. Это достаточно простой и понятный алгоритм. Прочитайте. Какой темой объединены эти предложения? Спишите, согласуя данные в скобках прилагательные с теми существительными, к которым они относятся. Расставьте пропущенные запятые. Обозначьте орфограммы «Е и и в падежных окончаниях существительных» и «Безударные гласные в окончаниях прилагательных». Какие слова в рамке указывают на особую тишину, спокойствие, на полное отсутствие движения, суеты, шума? Найдите в последнем предложении сравнение. 12. Прочитайте. Рассветает
Солнышко проснулось. Рассветает.
13. Прочитайте. Составьте и запишите предложения из данных слов.
14. Прочитайте. Почему вы улыбнулись? Где нужно поставить точки? В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поёт синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова... (Г. Граник)
Вспомните! По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные.
15. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. ЧистотелНа опушке б..рёзового леса ок..ло муравейника выр..с чистотел. Почему у р..стен..я такое название? Разломи ст..белёк. На его изломе выступила яркая кап..лька сока. Соком чистотела лечат заб..левания кожи. (Г. Кучнева)
16. Прочитайте загадки и пословицы. Отгадайте загадки.
хо зя́и н хо зя́йство Вспомните! Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения могут произноситься с восклицательной интонацией . В этом случае в конце повествовательных и побудительных предложений ставится восклицательный знак, а в конце вопросительных предложений остаётся вопросительный знак или ставятся и вопросительный, и восклицательный знаки. Красива утренняя заря!
17. Прочитайте. 1. Как осень хороша! Как чисты небеса! (П. Вяземский) 2. Смилуйся, государыня рыбка! (А. Пушкин) 3. Куда мой мёд деваться мог? Ведь был полнёхонький горшок! (Б. Заходер) 4. Горе! Горе! Крокодил солнце в небе проглотил! (К. Чуковский) 5. Никто меня не жалеет! (В. Осеева)
18. Прочитайте. Спишите. Мы пойдём сегодня в театр? Кто живёт на дне моря? Около школы есть речка?
19. Прочитайте диалоги.
Мишка, мишка (_) Что с тобой
Чего не выходят
Вечером мы договорились пойти завтра за грибами. Встали ещё до рассвета. Быстро собрались, взяли корзины и отправились в лес. Сразу грибы нам не попадались. Вдруг мы увидели красные шляпки. Один, второй, третий! Как хороши были подосиновики! Крепкие, свежие! За час мы набрали половину корзинки. А потом в наших корзинах оказались подберёзовики, лисички, маслята. С полными корзинами грибов мы вернулись домой. Что ты прослушал? Как называются рассказы? В каком из рассказов полнее раскрыта тема? Почему? Обоснуй свой ответ. У какого рассказа неточное название? Почему? Подбери к нему название. («В лесу», «Летнее утро», «Прогулка в лес».) Объясни свой выбор. а) Прочитай «про себя» слова: Составь по этим словам рассказ про себя. б) Прочитай «про себя» слова: Составь по этим словам рассказ про своего товарища. Выбери подходящий по смыслу заголовок: «Утром»; «Прогулка на лыжах»; «Перед школой»; «Утренняя зарядка»; «Прогулка». (Задание выполняется парами с взаимопроверкой и обсуждением правильности выполнения задания.) 9. а) Прочитай «про себя»: Что ты прочитал? Какой темой объединены все данные предложения? Что можно сделать с этими предложениями, чтобы получился рассказ? Выполни задание. (Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.) Подумай: какая основная мысль рассказа? Прочитай и подчеркни то предложение, которое выражает эту основную мысль. Исходя из основной мысли рассказа, озаглавь ею. Обоснуй выбор заглавия. б) Прочитай «про себя»: Подумай, что нужно сделать сначала, что - потом. Что должно получиться? Выполни задание. (Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания) 3 . Внимательно прочитай текст: Подумай, что в тексте не относится к теме, и объясни, почему ты так думаешь. Вычеркни те предложения, которые не соответствуют теме. Прочитай исправленный текст. Соответствует ли теперь содержание названию текста? 11 . Прочитай «про себя»: Что ты прочитал? Можно ли сказать, что все предложения объединены одной темой? Что ты можешь сказать о последовательности событий в тексте? Что нужно сделать, чтобы получился рассказ? Сколько ошибок надо исправить? Какая основная мысль рассказа? (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания: деление текста на предложения, логическая последовательность предложений, подбор названия.) 12 . Детям предъявляются 3 сюжетных рисунка, объединенных одной темой (например, какое-либо происшествие). Рассмотри внимательно рисунки. Подумай, что случилось сначала и чем закончилось происшествие. Расположи рисунки в нужной последовательности и составь по ним рассказ. В каком рисунке заключена основная мысль? Исходя из основной мысли, подбери название рассказа. (Обсуждение выполнения задания.) а) Чётко прочитай: Что ты прочитал? Почему ты думаешь, что это рассказ? Какой признак рассказа отсутствует? Прочитай предложение, которое выражает основную мысль рассказа. Какой заголовок к рассказу подсказывает его основная мысль? б) Поставь к каждой части рассказа вопрос. Ответь на свои вопросы. Ответы запиши в виде плана рассказа. Перескажи текст по плану. (Коллективная работа с обсуждением правильности выполнения задания) 4 . Внимательно прочитай: Скажи, что ты прочитал? Как ты думаешь, куда можно включить эти предложения? Составь рассказ. Озаглавь его. Предварительно продумай план рассказа. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.) 15. Чётко прочитай текст: Что ты прочитал? Можно ли эту запись назвать рассказом? Поясни своё решение. Может быть, план поможет исправить ошибку? Прочитай внимательно план к рассказу. Подумай, соответствует ли прочитанный текст плану. Какую работу надо проделать, чтобы получился рассказ? Выполни задание. (Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задании.) 16 . Составь план рассказа на тему «Лыжная прогулка». Используй в рассказе следующие словосочетания: Вариант I: коллективная проверка с обсуждением правильности выпои нения задания; Вариант II: задание может быть использовано как проверочное. 17 . Вспомни и расскажи, где и как ты провёл лето или каникулы. Может быть, тебе интереснее рассказать о рыбалке, или о прогулке в лес, или о дне рождения, который был совсем недавно. Составь план и рассказ. Обязательно вырази свои впечатления. Расскажи о событиях так, чтобы было ясно, грустил ты или веселился, радовался, восторгался. В рассказе можно использовать такие выражения: «Мне было так весело, что я не заметил, как пролетели каникулы (лето, этот день)»; «Я даже не ожидал, как много интересного я узнаю в лагере (на рыбалке)» «Красота гор и моря (соснового бора, лиственного леса) меня поразила». Как ты думаешь, в какой части рассказа ты сможешь использовать данные выражения? Объясни, почему. |
Популярное:
Как решать уравнения с модулем |
Новое
- Иван III – Государь всея Руси
- Первые металлургические мануфактуры тульского края Где появились первые металлургические заводы
- Формирование ууд на уроках в начальной школе презентация к уроку на тему
- Презентация "герой сталинградской битвы василий григорьевич зайцев"
- Маргинал или изгой общества Кто это такой
- Студенческие строительные отряды (ссо - вссо) Движение вссо как называли в ссср
- Целебные свойства марганцовки — полезные советы
- Подготовка к егэ по обществознанию
- Гитлер в «Mein Kampf»: «Русские – великий народ» - aquilaaquilonis
- Бои на Халхин-Голе (1939)