Главная - Шри Раджниш Ошо
Союз трех европейских монархий. Священный союз. Конгрессы в Троппау и Лайбахе

союз европейских монархов, заключенный после крушения наполеоновской империи. Т. н. Акт С. с., облеченный в религиозно-мистич. форму, был подписан 26 сент. 1815 в Париже рус. имп. Александром I, австр. имп. Францем I и прус. королем Фридрихом Вильгельмом III. 19 нояб. 1815 к С. с. присоединился франц. король Людовик XVIII, а затем большинство монархов Европы. Англия, не присоединившаяся к Союзу, по ряду вопросов поддерживала политику С. с., особенно в первые годы его существования, англ. представители присутствовали на всех конгрессах С. с. Важнейшими задачами С. с. являлись борьба против революц. и нац.-освободит. движений и обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814-15. На периодически созывавшихся конгрессах С. с. (см. Ахенский конгресс 1818, Троппауский конгресс 1820, Лайбахский конгресс 1821, Веронский конгресс 1822) ведущую роль играли Меттерних и Александр I. 19 янв. 1820 Россия, Австрия и Пруссия подписали протокол, провозглашавший право их вооруж. вмешательства во внутр. дела др. государств в целях борьбы с революцией. Практическим выражением политики С. с. были Карлсбадские постановления 1819. В соответствии с решениями С. с. Австрия осуществила вооруж. интервенцию и подавила Неаполитанскую революцию 1820-21 и Пьемонтскую революцию 1821, Франция - Испанскую революцию 1820-23. В последующие годы обострились противоречия между С. с. и Англией в связи с различием их позиций в отношении войны за независимость исп. колоний в Лат. Америке, а затем между Россией и Австрией по вопросу об отношении к греч. нац.-освободит. восстанию 1821-29. Вопреки всем усилиям С. с., революц. и освободит. движение в Европе расшатывало этот союз. В 1825 в России произошло восстание декабристов. В 1830 вспыхнули революции во Франции и в Бельгии, началось восстание (1830-31) против царизма в Польше. В этих условиях С. с. фактически распался. Попытки его восстановления (подписание в окт. 1833 Берлинского договора между Россией, Австрией и Пруссией) окончились неудачей. В течение 19 и в нач. 20 вв. (кроме периода, непосредственно следовавшего за образованием С. с.) в историографии преобладали отрицательные оценки деятельности этого союза реакц. монархов. В защиту С. с. выступали только некоторые придворные и клерикальные историки, к-рые оказывали лишь слабое влияние на общее развитие историографии. В 20-х гг. 20 в. началось "переписывание" истории С. с., к-рое приобрело особенно широкие масштабы после 2-й мировой войны. Прежде всего пересмотру подверглась сложившаяся в ист. лит-ре оценка гл. деятелей Венского конгресса и С. с. (историки - Ч. Вебстер, Г. Србик, Г. Николсон), причем особо восхваляется роль "великого европейца" Меттерниха (А. Сесил, А. Г. Хаас, Г. Киссингер). Венский конгресс и С. с. объявляются олицетворением жизненной силы консерватизма, его способности сохранять сложившиеся социальные основы после бурных обществ. потрясений (Ж. Пиренн). В особую заслугу С. с. ставится подавление революц. и освободит. движения народов. При этом подчеркивается, что руководители С. с. "впервые в истории" создали "наднациональные и надпартийные" ин-ты (под ними в первую очередь подразумеваются конгрессы С. с.), к-рые обеспечили создание "эффективного механизма" "для сохранения порядка и предотвращения хаоса в Европе" (Т. Шидер, Р. А. Канн). Т. о., реакц. авторы видят особую ценность С. с. в том, что он проводил организованный "экспорт контрреволюции", к-рый в наши дни является важнейшей составной частью программы крайних империалистич. сил. Проводя сомнительные историч. параллели, новейшие империалистич. историки рассматривают С. с. как отдаленного предшественника и провозвестника "интеграции Европы" и Североатлантического блока. Подчеркивается, что НАТО предстоит еще в более широком масштабе, чем С. с., обеспечить согласие между гл. капиталистич. державами. В этой связи уделяется внимание имевшим место попыткам привлечь к участию в С. с. США (Пиренн). Примечательно стремление нек-рых историков (Киссингер и др.) доказать, будто опыт С. с. свидетельствует о возможности мирного сосуществования только социально однородных гос-в. Характерно, что большинство новейших бурж. работ о С. с. представляет собой не исследования, а опирающиеся на весьма скудную источниковедч. базу социально-политические рассуждения, целью к-рых является обоснование современной идеологии и практики империалистической реакции. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Русская нота, Соч., 2 изд., т. 5, с. 310; Маркс К., Подвиги Гогенцоллернов, там же, т. 6, с. 521; Энгельс Ф., Положение в Германии, там же. т. 2, с. 573-74; его же, Дебаты по польскому вопросу во Франкфурте, там же, т. 5, с. 351; Мартенс Ф., Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россиею с иностранными державами, т. 4, 7, СПБ, 1878-85; Трактат Братского христианского союза, ПСЗ, т. 33 (СПБ), 1830, с. 279-280; История дипломатии, 2 изд., т. 1, М., 1959; Тарле Е. В., Талейран, Соч., т. 11, М., 1961; Нарочницкий А. Л., Международные отношения европейских государств с 1794 до 1830 г., М., 1946; Болховитинов Н. Н., Доктрина Монро. (Происхождение и характер), М., 1959; Слезкин Л. Ю., Россия и война за независимость в Испанской Америке, М., 1964; Манфред А. З., Общественно-политические идеи в 1815 г., "ВИ", 1966, M 5; Дебидур A., Дипломатическая история Европы, пер. с франц., т. 1, М., 1947; Надлер В. К., Император Александр I и идея Священного союза, т. 1-5, Рига, 1886-92; Соловьев С., Эпоха конгрессов, "BE", 1866, т. 3-4; 1867, т. 1-4; его же, Император Александр I. Политика - дипломатия, СПБ, 1877; Bourquin M., Histoire de la Sainte-Alliance, Gen., 1954; Pirenne J. H., La Sainte-Alliance, t. 2, P., 1949; Kissinger H. A., World restored. Metternich, Castlereagh and the problems of peace 1812-1822, Bost., 1957; Srbik H. von, Metternich. Der Staatsmann und der Mensch, Bd 2, M?nch., 1925; Webster Ch. К., The foreign policy of Gastlereagh 1815-1822. Britain and the European Alliance, L., 1925; Schieder T., Idee und Gestalt des ?bernationalen Staats seit dem 19. Jahrhundert, "HZ", 1957, Bd 184; Schaeder H., Autokratie und Heilige Allianz, Darmstadt, 1963; Nicolson H., The Congress of Vienna. A study in Allied Unity. 1812-1822, L., 1946; Bartlett C. J., Castlereagh, L., 1966; Haas A. G., Metternich, reorganisation and nationality, 1813-1818, "Ver?ffentlichungen des Institutes f?r Europ?ische Geschichte", Bd 28, Wiesbaden, 1963; Kann R. A., Metternich, a reappraisal of his impact on international relations, "J. of Modern History", 1960, v. 32; Kossok M., Im Schatten der Heiligen Allianz. Deutschland Und Lateinamerika, 1815-1830, В., 1964. Л. А. Зак. Москва.

История создания

Неучастие Англии в договоре Каслри объяснял тем, что по английской конституции король не имеет права подписывать договоры с другими державами.

Знаменуя собой характер эпохи, Священный союз являлся главным органом общеевропейской реакции против либеральных устремлений. Практическое значение его выразилось в постановлениях целого ряда конгрессов (Аахенского , Троппаусского, Лайбахского и Веронского), на которых вполне выработался принцип вмешательства во внутренние дела других государств с целью насильственного подавления всех национальных и революционных движений и поддержания существующего строя с его абсолютистскими и клерикально-аристократическими тенденциями.

Конгрессы Священного союза

Аахенский конгресс

Конгрессы в Троппау и Лайбахе

Как правило, рассматриваются вместе как единый конгресс.

Конгресс в Вероне

Распад Священного союза

Система послевоенного устройства Европы, созданная Венским конгрессом, противоречила интересам нового зарождающегося класса - буржуазии . Буржуазные движения против феодально-абсолютистских сил стали основной движущей силой исторических процессов в континентальной Европе. Священный союз препятствовал установлению буржуазных порядков, усиливал изоляцию монархических режимов. С ростом противоречий между участниками Союза происходило падение влияния на европейскую политику российского двора и российской дипломатии.

Уже к концу 1820-х годов Священный союз начал разлагаться, чему способствовало, с одной стороны, отступление от принципов этого Союза со стороны Англии, интересы которой в это время весьма сильно противоречили политике Священного союза как в деле конфликта между испанскими колониями в Латинской Америке и метрополией, так и в отношении ко всё ещё продолжавшемуся греческому восстанию, а с другой - высвобождение преемника Александра I из-под влияния Меттерниха и расхождение интересов России и Австрии по отношению к Турции.

«Что касается Австрии, то я в ней уверен, так как наши договоры определяют наши отношения».

Но российско-австрийское сотрудничество не могло устранить российско-австрийские противоречия. Австрию, как и прежде, страшила перспектива появления на Балканах независимых государств, вероятно дружественных России, само существование которых вызвало бы рост национально-освободительных движений в многонациональной Австрийской империи. В итоге в Крымской войне Австрия, прямо в ней не участвуя, заняла антироссийскую позицию.

Библиография

  • Текст Священного союза см. в «Полном Собрании Законов», № 25943.
  • Французский подлинник см. в 1 ч. IV т. «Собрания трактатов и конвенций, заключённых Россией с иностранными державами» профессора Мартенса.
  • «Mémoires, documents et écrits divers laissés par le prince de Metternich», т. I, стр. 210-212.
  • В. Даневский, «Системы политического равновесия и легитимизма» 1882.
  • Ghervas, Stella [Гервас, Стелла Петровна], Réinventer la tradition. Alexandre Stourdza et l’Europe de la Sainte-Alliance, Paris, Honoré Champion, 2008. ISBN 978-2-7453-1669-1
  • Надлер В. К. Император Александр I и идея Священного союза. тт. 1-5. Харьков, 1886-1892.

Ссылки

  • Николай Троицкий Россия во главе Священного союза // Россия в XIX веке. Курс лекций. М., 1997.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Священный союз" в других словарях:

    Союз Австрии, Пруссии и России, заключенный в Париже 26.9.1815, после падения империи Наполеона I. Целями Священного союза являлись обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 1815. В 1815 к Священному союзу присоединились Франция и… … Большой Энциклопедический словарь

    СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ, союз Австрии, Пруссии и России, заключенный в Париже 26.9.1815, после падения Наполеона I. Целями Священного Союза являлись обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 15. В 1815 к Священному союзу присоединились… … Современная энциклопедия

    Союз Австрии, Пруссии и России, заключённый в Париже 26 сентября 1815 г., после падения Наполеона I. Целью Священного союза являлось обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 15 гг. В ноябре 1815 г. к союзу присоединилась Франция,… … Исторический словарь

деятельность конгресс священный союз

После ликвидации господства над Европой наполеоновской империи, сложилась новая система международных отношений, вошедшая в историю под названием «венской». Созданная решениями Венского конгресса (1814-1815гг.), она должна была обеспечить сохранение баланса сил и мир в Европе.

После низвержения Наполеона и восстановления внеевропейского мира в среде держав, считавших себя вполне удовлетворёнными распределением «вознаграждений» на венском конгрессе, возникло и укрепилось стремление к сохранению установленного международного порядка, а средством для этого представлялся постоянный Союз государей и периодический созыв конгрессов. Так как этому порядку могли грозить национальные и революционные движения в среде народов, добивающихся новых более свободных форм политического существования, то такое стремление быстро получило реакционный характер.

Лозунгом союза, получившего название «союза священного», был легитимизм. Автором и инициатором «Священного союза» был российский император. деятельность конгресс священный союз

Александр I, воспитанный в либеральном духе, исполненный веры в свою богоизбранность и не чуждый благих порывов, хотел прослыть не только освободителем, но и реформатором Европы. Ему не терпелось даровать континенту новый миропорядок, способный уберечь от катаклизмов. Мысль о Союзе зародилась у него, с одной стороны, под влиянием идеи -- стать миротворцем Европы путём создания такого Союза, который устранил бы даже возможность военных столкновений между государствами, а с другой -- под влиянием мистического настроения, овладевшего им. Этим и объясняется и странность самой редакции союзного договора, не похожего ни по форме своей, ни по содержанию на международные трактаты, что заставляло многих специалистов международного права видеть в нём лишь простую декларацию подписавших его монархов .

Будучи одним из главных творцов Венской системы, он лично разработал и предложил схему мирного сосуществования, предусматривавшую сохранение сложившегося баланса сил, незыблемости форм правления и границ. Она базировалась на широком круге идей, прежде всего на нравственных заветах христианства, что давало многим повод называть Александра I политиком-идеалистом . Принципы были изложены в Акте о Священном союзе 1815 года, составленном в стиле Евангелия.

Акт Священного союза был подписан 14 сентября 1815 года в Париже, тремя монархами - Францем I Австрийским, Фридрихом Вильгельмом III Прусским и российским императором Александром I. Согласно статьям Акта о Священном союзе три монарха были намерены руководствоваться «заповедями сей святой веры, заповедями любви, правды и мира», они «пребудут, соединены узами действительного и неразрывного братства». Далее говорилось, что, «почитая себя как бы иноземцами, они, во всяком случае, и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь» . Иными словами, Священный союз являлся своеобразным договором о взаимопомощи между монархами России, Австрии и Пруссии, носившим чрезвычайно широкий характер. Абсолютные властители считали необходимым утвердить сам принцип самодержавия: в документе отмечалось, что они будут руководствоваться «заповедями бога, как самодержцы народа христианского». Эти формулировки Акта о союзе высших правителей трёх держав Европы были необычными даже для условий договоров того времени - на них сказались религиозные убеждения Александра I, его вера в святость договора монархов.

На стадии подготовки и подписания акта о Священном союзе между его участниками проявились разногласия. Первоначальный текст Акта был написан Александром I и отредактирован одним из ярких политиков той эпохи Каподистрией. Но после был отредактирован Францем I, а фактически Меттернихом. Меттерних считал, что первоначальный текст мог послужить поводом для политических осложнений, так как под формулировкой Александра I «подданные трех договаривающихся сторон» подданные как бы признавались правоносителями наряду с монархами. Эта формулировку Меттерних заменил на «три договаривающихся монарха» . В итоге Акт о священном союзе был подписан в редакции Меттерниха, приняв более откровенную форму защиты легитимных прав монархической власти. Под влиянием Меттерниха Священный союз сделался лигой монархов против народов.

Священный союз стал главной заботой Александра I. Именно царь созывал конгрессы Союза, предлагал вопросы к повестке дня и во многом определял их решения. Так же существует распространенная версия о том, что главой Священного союза, "кучером Европы" был австрийский канцлер К. Меттерних, а царь будто бы являлся декоративной фигурой и чуть ли не игрушкой в руках канцлера. Меттерних действительно играл выдающуюся роль в делах Союза и был его (а не всей Европы) "кучером", но по этой метафоре Александра надо признать седоком, который доверялся кучеру, пока тот ехал в нужную для седока сторону .

В рамках Священного союза российская дипломатия в 1815 г. придавала наибольшее значение политическим отношениям с двумя германскими государствами - Австрийской империей и Прусским королевством, рассчитывая при их поддержке решать и все другие международные проблемы, оставшиеся не урегулированными на Венском конгрессе. Это не значит, что петербургский кабинет был полностью удовлетворён отношениями с Веной и Берлином. Весьма характерно, что в преамбуле двух проектов Акта сквозила одна и та же мысль о необходимости «совершенно переменить образ отношений между державами, которого они ранее придерживались», «подлежащим державам образ взаимных отношений подчинить высоким истинам, внушаемым вечным законом Бога Спасителя» .

Меттерних критиковал Акт о союзе трёх монархов, называя его «пустым и бессодержательным» (verbiage) .

По словам Меттерниха, вначале подозрительно отнесшегося к священному Союзу, эта «затея даже по мысли своего виновника быть лишь простой моральной манифестацией, в глазах других двух государей, давших свои подписи, не имела и такого значения», а впоследствии: «одни партии, враждебные государям, лишь и ссылались на этот акт, пользуясь им, как оружием, для того, чтобы набросить тень подозрения и клеветы на самые чистые намерения своих противников». Так же Меттерних уверяет в своих мемуарах, что «Священный союз вовсе не был основан для того, чтобы ограничивать права народов и благоприятствовать абсолютизму и тирании в каком бы то ни было виде. Этот Союз был единственно выражением мистических стремлений императора Александра и приложением к политике принципов христианства. Мысль о священном Союзе возникла из смеси либеральных идей, религиозных и политических» . Меттерних считал этот договор был лишен всяческого практического смысла.

Однако впоследствии Меттерних изменил своё мнение о «пустом и трескучем документе» и очень искусно пользовался священным Союзом для своих реакционных целей. (Когда Австрии было необходимо заполучить поддержку России в борьбе с революцией в Европе и, в частности, для укрепления позиции Габсбургов в германии и Италии. Австрийский канцлер непосредственно причастен к заключению Священного союза - был проект документа с его пометками, австрийский двор одобрил его) .

В Статье №3 Акта Священного союза говорится, что "все державы, которые пожелают торжественно признать эти принципы, будут с величайшей готовностью и симпатией приняты в этот Священный союз" .

В ноябре 1815 к Священному Союзу присоединился французский король Людовик XVIII, а в дальнейшем к нему примкнуло большинство монархов европейского континента. Отказались от подписания лишь Англия и Ватикан. Римский папа рассмотрел это как покушение на свою духовную власть над католиками.

А британским кабинетом идея Александра I создать Священный союз европейских монархов во главе с ним была встречена сдержанно. И хотя по плану царя этот союз должен был служить делу мира в Европе, единению монархов, упрочению легитимности, Великобритания отказалась участвовать в нем. Ей нужна была «свобода рук» в Европе .

Английский дипломат, лорд Каслри, заявил о невозможности «советовать английскому регенту подписать этот договор, так как парламент, состоящий из людей положительных, может дать свое согласие лишь на какой-нибудь практический договор о субсидиях или союзе, но никогда не даст его на простую декларацию библейских истин, которая перенесла бы Англию в эпоху святого Кромвеля и круглых голов» .

Каслри, приложивший немало усилий, чтобы Великобритания осталась в стороне от Священного союза, назвал так же одной из причин этого главенствующую роль Александра I в его создании. В 1815 и в последующие годы Великобритания - одна из основных соперниц России на международной арене - отнюдь не способствовала упрочению Священного союза, но умело использовала в своих интересах его деятельность и решения его конгрессов. Хотя Каслри продолжал на словах порицать принцип вмешательства, в действительности он поддерживал жесткую контрреволюционную стратегию. Меттерних писал, что политику Священного союза в Европе подкрепляло охранительное влияние Англии на континент .

Активную роль в Священном союзе наряду с Александром I играли австрийскоий император Франц I и его канцлер Меттерних, а также прусский король Фридрих Вильгельм III.

Создавая Священный союз Александр I хотел объединить европейские страны в цельную структуру, подчинить отношения между ними нравственным принципам, почерпнутым из христианской религии, включая братскую взаимопомощь государей в защите Европы от последствий человеческих «несовершенств» - войн, смут, революций.

Целями священного союза являлись обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 - 1815, а так же ведение борьбы против всех проявлений "революционного духа". Император заявлял, что высшая цель Священного союза состоит в том, чтобы сделать такие «охранительные заповеди», как «принципы мира, согласия и любви» фундаментом международного права " .

Фактически деятельность Священного союза почти целиком сосредоточилась на борьбе с революцией. Узловыми пунктами этой борьбы являлись периодически созываемые конгрессы глав трёх руководящих держав Священного союза, на которых присутствовали также представители Англии и Франции. Ведущую роль на конгрессах играли обычно Александр I и Клеменс Меттерних. Всего конгрессов Священного союза. было четыре - Аахенский конгресс 1818, Троппауский конгресс 1820, Лайбахский конгресс 1821 и Веронский конгресс 1822.

Державы Священного союза целиком стояли на базе легитимизма, т. е. возможно более полного восстановления старых династий и режимов, опрокинутых французской революцией и армиями Наполеона, и исходили из признания абсолютной монархии. Священный союз был европейским жандармом, державшим в оковах европейские народы.

Соглашение о создании Священного союза фиксировало понимание принципа легитимизма как сохранение любой ценой "старого режима", т.е. феодально-абсолютистских порядков.

Но было и иное, деидеологизированное понимание этого принципа, в соответствии с которым легитимизм становился по сути дела синонимом понятия европейского равновесия .

Вот как сформулировал этот принцип один из отцов-основателей системы министр иностранных дел Франции Ш. Талейран в своем отчете об итогах Венского конгресса: "Начала легитимности власти должны быть освящены, прежде всего в интересах народов, так как лишь одни легитимные правительства прочны, а остальные, опираясь только на силу, падают сами, как только лишаются этой поддержки, и ввергают таким образом народы в ряд революций, конец которых невозможно предвидеть... конгресс увенчает свои труды и заменит мимолетные союзы, плод преходящих потребностей и расчетов, постоянной системой совместных гарантий и общего равновесия... Восстановленный в Европе порядок был бы поставлен под защиту всех заинтересованных стран, которые могли бы... совместными усилиями задушить при самом их зародыше все попытки его нарушения" .

Официально не признав акт о Священном союзе, возможно, таивший антитурецкий подтекст (Союз объединял только три государства, подданные которого исповедовали христианскую религию, рассматривался султаном Османской империи как намерение России захватить Константинополь), британский государственный секретарь Каслри был согласен с его общей идеей о необходимости согласованной политики европейских держав в целях предотвращения войн. Такого же мнения придерживались и другие участники Венского конгресса, и они предпочли выразить его в более общепринятой и понятной форме международно-правового документа. Этим документом стал Парижский договор 20 ноября 1815 года.

Монархи оставили почву абстракций и смутной мистической фразеологии и 20 ноября 1815 четыре державы - Англия, Австрия, Россия и Пруссия - подписали союзный договор, так называемый Второй Парижский договор. Этот договор констатировал образование новой европейской системы, фундамент которой составил союз Четырех - России, Англии, Австрии и Пруссии, взявший на себя контроль над делами Европы во имя сохранения мира.

Важную роль в разработке данного соглашения сыграл Каслри. Ему принадлежит авторство 6-й статьи, предусматривавшей периодический созыв совещаний представителей великих держав на высшем уровне для обсуждения «общих интересов» и мер по обеспечению «покоя и процветания наций» . Таким образом, четыре великие державы заложили фундамент новой «политики безопасности», основанной на постоянных взаимных контактах.

С 1818 года и до самой своей отставки в 1848 году Меттерних стремился поддерживать систему абсолютизма, созданную Священным союзом. Все усилия расширить основы или изменить формы правления он подводил по одну мерку, считая их порождением революционного духа. Основной принцип своей политики Меттерних сформулировал уже после 1815 года: «В Европе есть только одна проблема - революция». Страх перед революцией, борьба с освободительным движением во многом определяли действия австрийского министра и до и после Венского конгресса. Меттерних называл себя «лекарем революций» .

В политической жизни Священного союза следует различать три периода. Первый период -- фактического всемогущества -- длился семь лет -- от сентября 1815 г., когда Союз был создан, до конца 1822 г. Второй период начинается в 1823 г., когда Священный союз одерживает последнюю свою победу, организовав интервенцию в Испании. Но тогда же начинают резко проявляться последствия прихода к власти Джорджа Каннинга, еще в середине 1822 г. ставшего министром. Второй период длится с 1823 г. до июльской революции 1830 г. во Франции. Каннинг наносит ряд ударов Священному союзу. После революции 1830 г. Священный союз, в сущности, уже лежит в развалинах .

В период с 1818 по 1821г Священный союз проявил наибольшую энергию и смелость в проведении контрреволюционной программы. Но даже в этот период в его политике вовсе не складывалось того единства во взглядах и той спаянности, которых можно было ожидать от государств, объединенных под таким громким названием. Каждая из держав, входивших в его состав, соглашалась бороться с общим врагом не иначе, как в удобное для себя время, в подходящем месте и сообразно со своими частными интересами .

Знаменуя собой характер эпохи, Священный союз являлся главным органом общеевропейской реакции против либеральных стремлений. Практическое значение его выразилось в постановлениях целого ряда конгрессов (Аахенского, Троппаусского, Лайбахского и Веронского), на которых вполне выработался принцип вмешательства во внутренние дела других государств с целью насильственного подавления всех национальных и революционных движений и поддержания существующего строя с его абсолютистскими и клерикально-аристократическими тенденциями.

Не являясь в точном смысле слова оформленным соглашением держав, налагавшим бы на них определённые обязательства, Священный союз, тем не менее, вошёл в историю европейской дипломатии как «сплочённая организация с резко очерченной клерикально-монархической идеологией, созданная на основе подавления революционных настроений, где бы они ни проявлялись» .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Неучастие Англии в договоре Каслри объяснял тем, что по английской конституции король не имеет права подписывать договоры с другими державами.

    Знаменуя собой характер эпохи, Священный союз являлся главным органом общеевропейской реакции против либеральных устремлений. Практическое значение его выразилось в постановлениях целого ряда конгрессов (Аахенского , Троппаусского , Лайбахского и Веронского), на которых вполне выработался принцип вмешательства во внутренние дела других государств с целью насильственного подавления всех национальных и революционных движений и поддержания существующего строя с его абсолютистскими и клерикально-аристократическими тенденциями.

    Конгрессы Священного союза

    Аахенский конгресс

    Конгрессы в Троппау и Лайбахе

    Как правило, рассматриваются вместе как единый конгресс.

    Конгресс в Вероне

    Распад Священного союза

    Система послевоенного устройства Европы, созданная Венским конгрессом, противоречила интересам нового зарождающегося класса - буржуазии . Буржуазные движения против феодально-абсолютистских сил стали основной движущей силой исторических процессов в континентальной Европе. Священный союз препятствовал установлению буржуазных порядков, усиливал изоляцию монархических режимов. С ростом противоречий между участниками Союза происходило падение влияния на европейскую политику российского двора и российской дипломатии.

    Уже к концу 1820-х годов Священный союз начал разлагаться, чему способствовало, с одной стороны, отступление от принципов этого Союза со стороны Англии, интересы которой в это время весьма сильно противоречили политике Священного союза как в деле конфликта между испанскими колониями в Латинской Америке и метрополией, так и в отношении ко всё ещё продолжавшемуся греческому восстанию, а с другой - высвобождение преемника Александра I из-под влияния Меттерниха и расхождение интересов России и Австрии по отношению к Турции.

    «Что касается Австрии, то я в ней уверен, так как наши договоры определяют наши отношения».

    Но российско-австрийское сотрудничество не могло устранить российско-австрийские противоречия. Австрию, как и прежде, страшила перспектива появления на Балканах независимых государств, вероятно дружественных России, само существование которых вызвало бы рост национально-освободительных движений в многонациональной Австрийской империи. В итоге в Крымской войне Австрия, прямо в ней не участвуя, заняла антироссийскую позицию.

    Библиография

    • Текст Священного союза см. в «Полном Собрании Законов», № 25943.
    • Французский подлинник см. в 1 ч. IV т. «Собрания трактатов и конвенций, заключённых Россией с иностранными державами» профессора Мартенса.
    • «Mémoires, documents et écrits divers laissés par le prince de Metternich», т. I, стр. 210-212.
    • В. Даневский, «Системы политического равновесия и легитимизма» 1882.
    • Ghervas, Stella [Гервас, Стелла Петровна], Réinventer la tradition. Alexandre Stourdza et l’Europe de la Sainte-Alliance, Paris, Honoré Champion, 2008. ISBN 978-2-7453-1669-1
    • Надлер В. К. Император Александр I и идея Священного союза. тт. 1-5. Харьков, 1886-1892.
    • Ляпин В. А., Ситников И. В. // Священный союз в замыслах Александра I. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. - С. 151-154.

    За несколько дней до поражения Наполеона при Ватерлоо, 9 июня 1815 года, Австрия, Англия, Пруссия, Россия, Швейцария и Франция подписали «Заключительный акт» - итоговый документ Венского конгресса. Этот документ состоял из 121 статьи. Он предусматривал реставрацию французской династии Бурбонов в лице Людовика XVIII и лишение Франции всех ее завоеваний. Значительно усилили свои позиции другие европейские государства: Швейцария получала стратегически важные альпийские перевалы; в Италии восстанавливалось Сардинское королевство, к которому были присоединены Савойя, Ницца и Генуя; Австрия устанавливала свою власть над Северной Италией и Восточной Галицией, получив к тому же преобладающее влияние в Германском союзе; к России отходили земли герцогства Варшавского, исключая Краков, которому был дан статус «вольного города»; Пруссия получала Северную Саксонию, левый берег Рейна, большую часть Вестфалии, шведскую Померанию и остров Рюген; Голландия и Бельгия образовали Нидерландское королевство; Швеция получала территорию Норвегии; Англия закрепляла за собой часть бывших колоний Голландии и Франции.

    После подписания венских соглашений австрийский министр иностранных дел Меттерних говорил: «В Европе есть только одна проблема - революция». Примечательно также, что и сам Наполеон, спустя неделю после поражения при Ватерлоо произнес: «Державы не со мной ведут войну, а с революцией. Они всегда видели во мне ее представителя, человека революции».

    Действительно, после окончательного низвержения Наполеона в Европе возникло и укрепилось стремление к сохранению установленного международного порядка, причем средством для этого представлялся постоянный союз европейских государей и периодический созыв международных конгрессов. Российский император Александр I был горячий сторонник этой идеи. 26 сентября 1815 года по его инициативе было объявлено об образовании Священного союза, а документ был подписан также императором Францем I Австрийским и королем Фридрихом Вильгельмом III Прусским. К этому договору впоследствии постепенно присоединились практически все монархи Европы за исключением Великобритании и Османской империи. Этот союз были призван сохранять незыблемость решений Венского конгресса 1814-1815 гг. и установленной им системы международных отношений. Исходя из принципа поддержки правящих монархических династий, участники этого союза боролись со всяким проявлением революционного и национально-освободительного движения в Европе.

    В 1818-1822 гг. состоялся ряд конгрессов Священного союза - в Аахене, Троппау, Лайбахе (совр. Любляна), Вероне, участники которых выразили готовность бороться со всяким проявлением революционных настроений на континенте. Так, Александр I, вопреки общественному мнению России, отказался поддерживать начавшееся в 1821 году восстание в Греции против османского владычества.

    Таким образом, в это время в Европе произошла перегруппировка сил, поскольку французскую гегемонию заменило политическое господство России, Англии и Австрии. В значительной степени это равновесие сил способствовало стабилизации международных отношений. Венская система просуществовала более сорока лет, и в это время Европа не знала значительных кровопролитных войн. Тем не менее она, как и большинство политических объединений, характеризовалась обострением противоречий между великими европейскими державами, стремлением этих государств расширить сферы своего политического и экономического влияния.

    ЮЛИАНА КРЮДЕНЕР

    Александр уехал из Вены в 1815 г., не дожидаясь окончания всех работ Конгресса. К этому времени относится, между прочим, знакомство его с одной пожилой дамой, проникнутой мистическими идеями, - баронессой Юлианой Крюденер. Многие историки и биографы Александра придавали большое значение этой встрече в отношении усиления того религиозно-мистического настроения, какое стало проявляться у него в это время заметным образом. И сам Александр придавал этому знакомству большое значение. Но надо сказать, что склонность к мистицизму развилась в нем еще до встречи с баронессой Крюденер, и можно думать, что именно благодаря этому обстоятельству m-me Крюденер и получила к нему доступ. Решительный толчок развитию мистицизма Александра дали, по-видимому, грозные события 1812 г., но еще и до 1812 г. Александр охотно беседовал с разными монахами и «святыми людьми». Из записок Шишкова мы узнаем, что в 1813 г. между докладами о важных государственных делах Шишков - государственный секретарь - читал Александру подбор выписок из древних пророков, текст которых, как им обоим казалось, очень подходил к современным событиям, - при этом оба они обливались слезами от умиления и избытка чувств. С 1812 г. Евангелие было постоянно при Александре, и он часто как бы гадал по нему, открывая наудачу страницы и останавливаясь на совпадении отдельных текстов Евангелия с внешними фактами окружающей жизни. Впрочем, подобному мистическому настроению тогда в Европе предавались очень многие. Особенно было в ходу применение некоторых выражений Апокалипсиса к Наполеону. Огромное распространение масонства и масонских лож тоже знаменовало собой сильное развитие мистицизма. Колоссальные мировые перевороты той эпохи, очевидно, воздействовали в этом отношении на встревоженные умы современников. Как бы то ни было, это мистическое настроение Александра в 1815 г. не отражалось еще заметным образом на его социально-политических взглядах и не влекло за собой каких-либо шагов в области внутренней политики. Лишь проницательный Лагарп уже и тогда приходил в крайнее огорчение от этой новой склонности Александра.

    В области внешней политики эта склонность Александра - не без участия баронессы Крюденер - нашла себе на первый раз по виду довольно невинное выражение в его предложении своим тогдашним союзникам образовать Священный союз государей Европы, который вносил бы в международные отношения идеи мира и братства. По идее этого союза, государи Европы должны относиться друг к другу как братья, а к своим подданным - как отцы; все ссоры и международные недоразумения должны улаживаться мирным путем. С некоторым сочувствием отнесся к этой идее прусский король Фридрих Вильгельм; австрийский император Франц - пиетист, бывший постоянно в руках иезуитов, подписал этот договор, лишь посоветовавшись с Меттернихом, который сказал, что это хоть и пустая химера, но совершенно безвредная. Английский принц-регент без согласия парламента не мог подписать этого акта, но вежливо выразил свое сочувствие идее Александра в особом письме. Затем мало-помалу в этот союз вступили все государи Европы, кроме турецкого султана и папы. Впоследствии в руках Меттерниха это учреждение выродилось в союз государей против волнующихся народов, но в 1815 г. такого значения союз еще не имел, и Александр был и показывал себя тогда еще явным приверженцем либеральных учреждений.

    ОТЕЧЕСТВО В ОПАСНОСТИ!

    Как всегда бывает при дележе добычи, победители Наполеона начали ссориться: Австрия с Пруссией - из-за гегемонии в Германии, Пруссия с Англией - из-за Саксонии, и все они с Россией - из-за Польши, так как царизм хотел присоединить Герцогство Варшавское целиком к себе («Я завоевал герцогство, - говорил Александр I, - и у меня есть 480 тыс. солдат, чтобы его защитить»), а другие державы были против чрезмерного усиления России. Разногласия накалялись. 3 января 1815 г. Англия, Австрия и Франция заключили секретный договор и начертали план военной кампании против России и Пруссии, которую решено было открыть к концу марта. Назначен был и главнокомандующий войсками трех держав - князь К.Ф. Шварценберг. В такой обстановке 6 марта «братья»-монархи узнали потрясающую новость: Наполеон покинул Эльбу и высадился во Франции. Да, аналитически сопоставив неприятие Бурбонов во Франции и распри внутри 6-й коалиции, Наполеон усмотрел в этом для себя шанс к возвращению на французский трон. 1 марта с отрядом в 1100 человек он высадился на юге Франции и за 19 дней без единого выстрела вновь подчинил себе страну. Бурбоны бежали в Бельгию. Так начались феерические «Сто дней» Наполеона.

    Весть о возвращении Наполеона испугала, но и сплотила коалиционеров. Они вмиг отбросили прочь все свои распри и, по выражению В.О. Ключевского, «судорожно схватились за Россию, за Александра, готовые опять стать в его распоряжение». 13 марта восемь держав объявили Наполеона «врагом человечества» и обязались бороться с ним до победы, тем самым юридически оформив 7-ю и последнюю антинаполеоновскую коалицию.

    Наполеон и на этот раз не захотел поднять Францию на революционную войну под лозунгом «Отечество в опасности!». В обычной же войне у него не хватило сил для борьбы с 7-й коалицией. 18 июня в битве при Ватерлоо союзники разбили его. Наполеон был вторично низложен и сослан теперь буквально за тридевять земель - на далекий и пустынный, почти необитаемый остров Святой Елены, где и провел в строжайшей изоляции последние 6 лет жизни (умер там 5 мая 1821 г.).

    В 50-х годах нашего столетия шведский врач-токсиколог С. Форсхувуд установил путем бомбардировки ядерными частицами волос Наполеона, что император умер не от рака желудка, как считалось во всем мире, а от постепенного отравления мышьяком. По мнению Форсхувуда, отравителем был граф Ш.Т. Монтолон - агент Бурбонов.

    Венский конгресс закончил работу незадолго до Ватерлоо, Его заключительный акт был подписан 9 июня 1815 г. Он удовлетворил амбиции всех коалиционеров. Россия получила львиную долю герцогства Варшавского под названием «Царство Польское» (в том же 1815 г. Александр I даровал Царству Польскому конституцию и автономию в составе Российской Империи). Австрия и Пруссия поделили между собой оставшуюся часть Варшавского герцогства и приобрели богатые земли: Австрия - в Италии, Пруссия - в Саксонии. Англия закрепила за собой Мальту, Ионические острова и ряд французских колоний. Что касается Франции, то она была низведена к границам 1792 г. и оккупирована на 5 лет. На трон ее, как и на другие европейские троны (в Испании, Пьемонте, Римской области, Неаполе, германских княжествах), возвратились монархи, свергнутые Французской революцией и Наполеоном.

    Таким образом, Венский конгресс узаконил восстановление феодально-абсолютистских порядков в Европе. Поскольку же народы не захотели принимать старых королей и выступили против них, устроители конгресса договорились совместно душить вспышки народного недовольства, где бы то ни было. С этой целью они решили объединиться в Священный союз.

    АКТ СВЯЩЕННОГО СОЮЗА (1815 Г.)

    Объявляют торжественно, что предмет настоящего акта есть открыть перед лицом вселенной их непоколебимую решимость, как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам, руководствоваться не иными какими-либо правилами, как заповедями, сея святые веры, заповедями любви, правды и мира...

    На сем основании их вел. согласились в следующих статьях:

    Ст. 1. Соответственно словам священных писаний, повелевающих всем людям быть братьями, три дог. монарха пребудут соединены узами действительного и неразрывного братства и, почитая себя как бы единоземцами, они во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь; в отношении же к подданным и войскам своим они, как отцы семейств, будут управлять ими в том же духе братства, которым они одушевлены для охранения веры, мира и правды.

    Ст. 2. По сему единое преобладающее право да будет как между помянутыми властями, так и подданными их: приносить друг другу услуги, оказывать взаимное доброжелательство и любовь, почитать всем себя как бы членами единого народа христианского, поелику, три союзные государя почитают себя аки поставленными от провидения для управления тремя единого семейства отраслями, а именно Австрию, Пруссиею и Россиею, исповедуя таким образом, что самодержец народа христианского, коего они и их подданные составляют часть, не иной подлинно есть, как тот, кому собственно принадлежит держава, поелику в нем едином обретаются сокровища любви, ведения и премудрости бесконечныя, то есть Бог, наш Божественный спаситель, Иисус Христос, глагол всевышнего, слово жизни. Соответственно с сим, их величества с нежнейшим попечением убеждают своих поданных со дня на день утверждаться в правилах и деятельном исполнении обязанностей, в которых наставил человеков божественный спаситель, аки единственное средство наслаждаться миром, который истекает от доброй совести и который един прочен.

    Ст. 3. Все державы, желающие торжественно признать изложенные в сем акте священные правила и кои почувствуют, сколь нужно для участия колеблемых долгое время царств, дабы истины сии впредь содействовали благу судеб человеческих, могут все охотно и с любовью быть приняты в сей священный союз.

 


Читайте:



Понятие и признаки общества

Понятие и признаки общества

Мы все живем на одной планете. Нас сегодня уже семь миллиардов. Знаете, что нас всех объединяет? Оказывается, мы все являемся частью общества. Что...

Основные понятия теории вероятностей Значение е теория вероятности

Основные понятия теории вероятностей Значение е теория вероятности

Мама мыла раму Под занавес продолжительных летних каникул пришло время потихоньку возвращаться к высшей математике и торжественно открыть пустой...

Set out — английский фразовый глагол

Set out — английский фразовый глагол

Помним, что глагол set является неправильным . Все его три формы (формы настоящего и прошедшего времени, а также причастие прошедшего времени)...

Общая биология для студентов

Общая биология для студентов

Частный преподаватель Стаж 6 лет от 1 400 руб / час свободен Связаться Репетитор по биологии Я готовлю учащихся к экзаменам (ОГЭ и ЕГЭ/...

feed-image RSS