Реклама

Главная - Витале Джо
Армения Древняя: история, даты, культура. Армения в далеком прошлом: раннее Средневековье История армении в 15 веке

Если не считать, что древний человек появился на территории Армении еще в эпоху раннего палеолита, то первые праармянские племена (урарты, хурриты, лувийцы и др.), населяющие Армянское нагорье упоминаются уже на рубеже IV - III тысячелетий до н.э. По одной гипотезе это фрако-фригийские племена, по другой - древние индоевропейские племена, пришедшие из Малой Азии. Название страны «Арминиа» и народа «армина» встречаются впервые в клинописях персидского царя Дария I, правившего в 522-486 гг. до н.э..

Урарту

В начале I тысячелетия до н.э. возникает классовое общество. Племена Армянского нагорья объединяются в племенные союзы (Уруатри, Наири, Дайани и др.) на основе которых в XI веке до н.э. образуется могущественное древнейшее рабовладельческое государство Урарту со столицей Тушпа (Ван). В этот период происходит интенсивное этническое единение племен Армянского нагорья и формируется армянская народность.

В течение IX-VI веков до н. э. народами Урартского царства была создана высокая древняя цивилизация, определившая культурное будущее древней Армении. О высотах этой цивилизации свидетельствует не только существование письменности, развитие земледелия, скотоводства и металлургии, но и высокая техника строительства крепостей-городов - Эребуни, Тейшебаини, Аргиштихинили и др.).

Однако внутренние противоречия, отсутствие единства, вторжение ассирийцев привели в начале VI века до н.э. к падению Урарту.

Ервандуни

После Урарту эстафету истории на этой земле приняло древнее армянское
царство Ервандуни. Правители и население Ервандуни уже были представителями сложившейся на основе армяноязычной этнической общности - предки современных армян.

Ахемениды

В 520 году до н.э. Армянское царство было завоевано персами и оставалось в составе империи Ахеменидов как вассальное государство вплоть до походов Александра Македонского (330 г. до н.э.).

Великая Армения

После падения персидской державы, с началом эллинистической эпохи, возникшей благодаря завоевательным походам Александра Македонского, начинается новая эпоха в развитии древней Армении.

Раздел Армении между Римом и персами и принятие Арменией христианства.

В первые четыре века новой эры Армения постепенно утрачивает самостоятельность. Правление в Армянском царстве делят две могущественные империи - Римская империя и персидское государство Сасанидов.

Дробление на княжества. Падение Сасанидов.

В течение V-VI веков Армения оставалась разделённой между Восточно-Римской империей (Византией) и персидской державой Сасанидов.

Арабский Халифат. Объединение Армении под домом Багратидов.

Опустошительные набеги арабов вынудили бывшую персидскую Армению признать власть Арабского Халифата.

Упадок Армении. Нашествие Византии и турок-сельджуков.

С середины XI века Багратидское царство и княжества пришли в упадок вследствие натиска Византии, получившей свободу действий после ослабления Халифата и натиска новых врагов - турок-сельджуков.

Киликийская Армения

Начало Киликийского царства относят к 1080 году, его основала династия Рубенянов (Рубенидов), ведущей начало от князя Рубена...

Армянское княжество Закаридов в составе Грузинского царства.

В то время как Армянское царство переместилось ближе в Европе на исторических армянских землях (Кавказская часть Армении) начинает возрождаться государственность. Происходит это в XII веке. Читать дале...

Армения под гнетом Османской империи и Персии.

В конце XIII века Осман-бей основал своё государство на окраинах Малой Азии. Так родилась новая великая Османская империя. К концу XIV века они завоевали Малую Азию и Балканский полуостров.

Помощь России в борьбе за освобождение.

В конце XVII века армянские князья просят об освобождении от турецкого и персидского ига российского царя Петра I .

28 мая 1918 Российская Армения была провозглашена независимой республикой. В сентябре 1920 Турция развязала войну против Армении и захватила две трети ее территории. В ноябре в Армению вошли части Красной Армии, и 29 ноября 1920 была провозглашена Армянская ССР.

Независимая Армения

23 августа 1990 на 1-й сессии Верховного Совета Армении была принята декларация «О независимости Армении». В результате была упразднена Армянская Советская Социалистическая Республика и провозглашена независимая Республика Армения.

§ 1. Армения под монгольским игом в XIII-XV вв.

В 1221 г. 20-ти тысячная армия монголов под предводительством полководцев Субедея и Джебе совершила разведывательную экспедицию в Закавказье. Разграбив Армению и Албанию, монгольская армия двинулась на Тбилиси. В решающей битве армяно-грузинские войска под предводительством царя Грузии Георгия Лаша и правителя страны Закавказья, монголы проследовали на Северный Кавказ, разгромили половцев, а в 1223 г. в битве при Кальке разбили отряды русских князей. Собрав богатую добычу и сведения о пройденных странах, монголы повернули назад.

Основной поход монголов в Закавказье последовал в 1236 г. Пока армии Батыя захватывали русские земли, другая армия монголов покоряла Иран и Закавказье. В Армении монголы после долгой осады взяли и разграбили крупные города Двин, Ани, Карс, Карин, Ван. Более мелкие города превратились в руины. Население беспощадно уничтожалось или было угнано в рабство в Монголию. К 1244 г. монголы завершили покорение Армении, захватили Северный Ирак и Сирию. Грузинские цари и армянские князья вынужденно покорились монголам, став их данниками, и были обязаны участвовать в их походах.

Монгольское иго имело тяжелые последствия. Армения была разграблена, экономика страны полностью развалилась, количество населения резко сократилось, начался исход населения из страны, городская жизнь замерла надолго. Монголам-кочевникам нужны были безлюдные пастбища. Земледелие их не интересовало, города уничтожались, так как могли служить центрами сопротивления.

Монголы провели перепись населения и обложили оставшихся в живых непомерными налогами. Сбор налогов сопровождался притеснениями и беззаконием. Несколько раз армяне и грузины поднимали восстания, но всякий раз оно жестоко подавлялось. Монголы проводили политику ослабления и уничтожения местных правителей, и их стараниями многие княжеские роды угасли.

Пока монголы сохраняли свою языческую веру, христианская церковь и духовенство были в привилегированном положении. Монголы разрешали восстанавливать церкви и исповедовать свою веру. Но уже с конца XIII века, когда правящий слой монголов начал принимать ислам, начались гонения против церкви и христианской веры. Положение Армении ещё более ухудшилось в XIV веке, когда единое монгольское государство стало разваливаться. Постоянные междоусобицы монголиских ханов подвергли страну новым разрушениям. В конце XIV века в Средней Азии образовалось государство Тамерлана. Жестокостью он превзошёл даже монголов. В 1386, 1394, 1398, 1403 годах армии Тамерлана опустошили Армению. Городская жизнь окончательно замерла. Население вновь было перебито или угнано в рабство. Армения почти обезлюдела. Исход населения из страны принял массовый характер.

§ 2. Армения под властью тюркских кочевых племён в XV в.

Тюркские племена, которые переселились в Армению при монголах и захватили лучшие земли, после падения власти монголов стали независимыми и вовсю хозяйничали в стране. В центральной Армении обосновались племена Каракоюнлу, а в юго-западных областях племена Аккоюнлу. Постоянные войны между ними в конце XIV, в начале XV века разрушили страну окончательно.

Первоначально в этой борьбе государство победили Каракоюнлу, которым удалось создать своё государство на территории Армении. Их предводитель Кара-Юсуф стал носить титул «Шах и Армен» - правитель вновь взялся за созидательный труд, восстанавливал церкви, налаживал новую жизнь. В Сюнике, Арцахе, Сасуне, Хлате, Гугарке и Васпуракане сохранились небольшие армянские княжества, для того чтобы добиться расположения и верности армянского населения, Кара-Юсуф и его преемники покровительствовали Армянской церкви, стали назначать армянских князей правителями областей.

К середине XV века экономическим центром Армении становится вновь Айраратская область, а её новым административным центром становится Ереван. В этих условиях встал вопрос о перенесении обратно в Армению Католикосского престола. В период ещё сельджукских нашествий Католикосский престол был перенесён из Ани в Киликию как новый центр Армянской государственности. Однако после падения Киликийского Армянского царства Киликия перестала быть таковым. Правители Каракоюнлу покровительствовали перенесению католикосата в пределы своих владений. Когда католикос Григор отказался переехать из Сиса в Айрарат, в 1441 г. в Эчмиадзине собрались представители духовенства областей Армении и избрали нового Католикоса. С тех пор и по сей день Католикос Всех Армян имеет свою резиденцию в Эчмиадзине. Перенесение католикосского престола в Эчмиадзин ещё более повысило национально-политическое значение области Айрарат.

В 1468 г. предводитель Аккоюнли Узун-Хасан отвоевал Армению, и на короткое время страна оказалась в составе государства Аккоюнлу. Узун-Хасан провёл перепись и упорядочил налоги. Сбор налогов на местах он доверял в основном армянам. Правление Аккоюнлу также оказалось недолгим. Оно развалилось из-за начавшихся в конце XV в. династических распрей.

§ 3. Турецко-персидские войны. Разделы Армении между Османской и Сефевидским Ираном.

Одно из тюркских племён в период монгольских нашествий обосновалось в северо-восточной части Малой Азии. В 1299 г. предводитель племени Осман провозгласил себя независимым правителем и основал государство, которое по его имени стали называть Османской Турцией. В 1453 г. турки-османы захватили Константинополь и уничтожили Византийскую империю. Османская Турция превратилась в сильнейшее государство Ближнего Востока. Под её властью оказались балканские страны и вся Малая Азия.

В 1502 г. в западных областях Ирана шах Исмаил из рода Сефевидов основал новое Персидское государство. Разгромив Аккоюнлу, шах Исмаил овладел Закавказьем, Ираком и вскоре подчинил своей власти весь Иран. Столицей государства стал город Тебриз.

Объединение Ирана в единое государство встревожило Османскую Турцию. Султан Селим I с большой армией двинулся против Ирана. В 1512 г. он разбил в сражении Шах Исмаила и взял Тебриз. Вскоре он овладел также Ираком, Сирией, Аравией и Египтом. Всё Закавказье оказалось под властью Османской Турции, которая после завоеваний Селима I превратилась в огромную империю.

Шах Исмаил не смирился с поражением. Собрав новую армию, он вскоре сумел изгнать турок из Ирана и Закавказья. Война с переменным успехом продолжалась почти полвека. Военные действия проходили в основном на территории Армении, которую обе воюющие стороны много раз подвергли новым опустошениям. В 1555 г., устав от бесперспективных войн, Турция и Персия заключили мир. По мирному договору в Амасии стороны поделили Армению и всё Закавказье между собой. Это был третий раздел Армении.

Мир однако длился недолго. В конце XVI в. находящаяся в зените своего могущества Османская империя начала новую войну и захватила всё Закавказье. Иран оказался не готов к войне, и молодой Шах Аббас в 1590 году был вынужден уступить эти территории.

Шах Аббас начал готовиться к новой войне. При помощи англичан он создал мощную артиллерию, реорганизовал персидскую армию и в 1603 г. начал новую войну против Османской Турции. Персидские войска захватили Армению. Когда турецкая армия двинулась навстречу, персидская армия отступила. Чтобы лишить турок продовольствия и приюта, Шах Аббас приказал разрушить все селения, переселить всё армянское население из области Айрарат. Насильственному переселению подвергалось более 300 тысяч человек, многие утонули при переправе через реку Аракс. Армянских переселенцев поселили в разных областях Ирана, а жителей города Джуга, богатых купцов и ремесленников Шах Аббас поселил близ Исфахана, построив специальный пригород - Новая Джуга. Война с переменным успехом продолжалась более 30 лет, пока наконец стороны не заключили мир.

По мирному договору 1639 г. Армения и всё Закавказье вновь были разделены между Османской Турцией и Персией. Линия раздела проходила по реке Ахурян и дальше почти по прямой делила Армению напополам. Это был четвёртый раздел Армении.

§ 4. Армянская культура IX-XIV вв.

Периоды мирного созидательного труда и государственной независимости Армении при династии Багратуни в Армении Великой и после - в Киликийском царстве способствовали бурному расцвету науки и культуры.

Сразу после принятия христианства в Армении возникли церковные школы. Здесь готовили образованные кадры и для церкви и для государственной службы. Начальные школы на средства государства и церкви действовали в городах и крупных сёлах. Практиковалась посылка молодых кадров для продолжения учёбы в известные тогда центры образования.

В крупных городах и монастырских комплексах в IX-X вв. возникли вардапетараны (высшие школы), где изучали «7 свободных искусств» (trivium + quadrium). Обучение длилось 7-8 лет. Выпускники получали звание вардапета (бакалавра) и право преподавать. Существовали также специальные медицинские вардапетараны.

В Западной Европе в начале XIII века некоторые церковные школы, где преподавали известные учёные, превратились в университеты. Старейший в Европе Парижский университет был образован в 1200 г. Такие же процессы происходили и в Армении.

В 1288 г. знаменитый Гладзорский вардапетаран превратился в юридический. Поступить сюда можно было только по окончании вардапетарана. Обучение длилось 3-4 года. Преподаватели в Гладзорском университете знаменитые учёные своего времени - Нерсес Мшеци, Есайн Нчеци, Овнан Воротнеци и др. В конце XIV века из-за постоянных набегов кочевников университет переехал в более защищённый Татевский монастырь, где просуществовал до 1444 г. Последним руководителем Татевского университета был знаменитый философ Григор Татеваци, после смерти которого университет закрылся. В столице Киликийской Армении Сисе до середины XIV века также существовал университет.

Университет и вардапетараны способствовали развитию научных знаний. Известным учёным своего времени был Григор Магистрос Пахлавуни, который перевёл на армянский язык и истолковал «Геометрию» Эвклида. Знаменитым врачом был Мхитар Гераци. Его медицинский труд был написан на доступном языке и широко использовался в народе.

Большого развития достигла юридическая мысль. Вардапет Мхитар Гош в XIII веке создал первый армянский «Судебник». На основе действующего тогда традиционного права и церковных постановлений он выработал свод светских законов. Независимо от него похожий «Судебник» для Киликийской Армении создал Константин Коннетабль.

Традиционная армянская историография обогатилась новыми произведениями. Ованес Драсханакертци в своей «Истории» изложил ход событий IX-X веков. Товма Арцруни написал «Историю рода Арцруни», а Степанос Орбелян изложил «Историю Сюника». Автор XI в. Аристакес Ластивертци дал описание событий X-XI веков с историческими экскурсами в историю Византии и сельджуков. Другой автор того же периода Степанос Таронаци, по прозвищу «Асохик», впервые в армянской историографии попытался изложить события истории Армении на фоне Всемирной истории. Благодаря «Истории» Киракоса Гандзакеци мы имеем подробное представление о событиях XII-XIII веков не только в Армении и Киликии, но на всём Ближнем Востоке.

В X-XIV веках период своего возрождения переживала армянская литература. В многовековой борьбе против арабских захватчиков был создан армянский национальный эпос «Давид Сасунский». Несмотря на то, что корни эпического повествования уходят далеко в глубь веков ко времени противостоянии Ассирии и Ванского царства, основная канва событий непосредственно отражает борьбу армянского народа против халифата. Основная идея эпоса - это право каждого народа на свободу. Именно эту идею защищают герои эпоса.

Самым выдающимся представителем Армянского Ренессанса в литературе был Григор Нарекаци. Его знаменитая поэма «Книга скорбных песнопений» получила всемирное признание и переведена на многие языки мира. Писал он также и прекрасные песни о любви и счастье, о природе. Крупным национальным деятелем и поэтом был Нерсес Шнорали. Писал он не только шараканы - духовные песни, но и поэмы и стихи об обыденной жизни. Большой популярностью пользовались его загадки. Известным баснописцем был Вардан Айгекци. В своих баснях он бичевал алчность, предательство, жестокость, восхвалял честность и преданность. Большой популярностью пользовались в народе также басни известного правоведа Мхитара Гоша.

Народные поэты этого периода Фрик и Наапет Кучак писали стихи на простом, понятном для народа языке, воспевая дружбу, преданность родине, поднимая свой голос против несправедливости в жизни, против иноземного ига и насилия.

Период своего расцвета переживала армянская музыка. Были созданы многие шедевры хоровой религиозной музыки. Именно тогда были изобретены «Хазы» - специальная система знаков для записи музыки. Развивалось также народное музыкальное творчество. Бродячие музыканты-гусаны пели близкие сердцу народа песни о любви, героизме, о добре и зле, декламировали эпические песни в музыкальном сопровождении.

Продолжались традиции народного театра. На городских рынках и ярмарках в дни больших торгов бродячие актёры давали представления в масках, выступали артисты с прирученными животными, клоуны, музыканты, канатоходцы.

В X-XIV веках период своего расцвета переживала армянская архитектура. Были построены такие шедевры армянской средневековой архитектуры, как монастырские комплексы Санаина, Ахпата, Кечариса, Агарцина, Гошаванка. Своей уникальностью отличается монастырский комплекс Герарда, часть которого вырублена в скале, другие же постройки органически вписаны в окружающий ландшафт.

В крупных городах и царских резиденциях были построены прекрасные церкви, богато декорированные снаружи и разукрашенные фресками изнутри. Особо выделялся кафедральный собор в столице Армении городе Ани. Его автор - Трдат, кроме того построил в Ани церковь - копию знаменитого трёхэтажного храма Звартноц, который к тому времени уже лежал в руинах. Трдат был тем архитектором, который взялся восстановить разрушенный землетрясением купол храма Св. Софии в Константинополе, когда греческие архитекторы оказались не в состоянии это сделать. Построенный Трдатом купол Св. Софии стоит до сих пор.

Архитектор Манвел построил другой шедевр армянского зодчества храм «Сурб Хач» на острове Ахтамар. Храм имел отдельный царский вход на второй этаж, был богато декорирован снаружи и расписан фресками изнутри. Кроме того Манвел построил на острове большой царский дворец и порт для множества кораблей.

Другой архитектор Момик построил прекрасную церковь Нораванк, удачно вписав его в окружающий горный ландшафт и богато декорировав портретами Бога Отца и ангелов, что было новшеством в армянской архитектуре. Тот же Момик является автором множества хачкаров.

Хачкары – крест-камени, это особый, чисто армянский, вид каменного декоративного искусства.

Корни создания хачкаров уходят глубоко в языческую эпоху, когда на перекрёстках, у источников или в священных местах ставились охранные камни. На хачкаре обязательной деталью являлся крест. Часто выполнялся витиевато и больше символизировал Древо Жизни. Помещали на хачкарах и другие символы. Всё это богато декорировалось различными узорами и переплетением линий. Но ни один хачкар, даже одного и того же мастера, не повторялся. Каждый хачкар уникален. В средние века хачкары начали ставить и на могилы усопших. Вперёд

Завоевание Армении Османской Турцией и Персией.
Армяно-Русские отношения

Окончательное уничтожение последних проблесков самостоятельности в Армении было совершено турками-османами и новыми персидскими завоевателями. В 1453 году османами был взят Константинополь, прекратила своё существование Византийская империя, был погашен древний очаг христианства в Восточной Европе. Султан, не довольствуясь своими завоеваниями в Европе, устремился в Азию. Начались войны между турками-османами и персами, основавшими в 1502 году новое персидское государство. Столкновения эти принесли новые бедствия Армении и соседним с нею странам. После поражения персов в 1513 году, ещё в течение более столетия между обеими государствами - Турцией и Персией, - шли войны за раздел территории Закавказья. В 1639 году они, наконец, заключили договор, по которому Западная Армения отошла к Турции, а Восточная - к Персии. Такое положение сохранялось до начала XIX века.

Связующей нитью для всего разбросанного и рассеянного армянского народа в те тёмные века была Армянская церковь и её патриархи - «Католикосы всех армян», престол которых в 1441 году был перенесён из Киликии в Эчмиадзин. Католикосы были единственными представителями народа перед лицом шахов в Персии и султанов в Турции.

Между тем, Армения, угнетаемая своими поработителями, не переставала делать отчаянные попытки облегчить и улучшить своё положение. Начиная с XVI века идёт длинный ряд обращений армян, через своих католикосов, к единоверным христианским народам с мольбами о помощи. Католикос Степанос V в конце жизни отправился в Венецию, надеясь через папу обратить внимание на бедственное положение армян. Его преемник, Микаэл Себастаци, решил отправить в Европу посольство. Сходные попытки возобновлялись в течение всего XVII века. Европейские государи иногда действительно выступали ходатаями за армян перед султаном или шахом. Пример тому - письмо французского короля Людовика XIV шаху Аббасу.

Новая ориентация возникла для армян в связи с развитием армяно-русских отношений. Эти отношения уходят корнями в глубину веков, но усилились они во второй половине XVII века, когда католикос Акоп IV Джугаеци (Джульфинский) обратился к царю Алексею Михайловичу, чтобы последний «соблаговолил оказать поддержку» армянам. В конце XVII века Акоп IV принял участие в посольстве, направлявшемся в Западную Европу с просьбой о военной помощи армянам. Посольство распалось с его кончиной на пути в Константинополь. Но один из членов этого посольства, мелик Исраэл Ори, позднее явился в Россию, лично представился Петру Великому и просил его от имени армянских меликов (князей) о помощи армянам и освобождении их от турецкого и персидского ига. «Нет у нас иной надежды, мы надеемся на Бога и твою страну», - писали они. Пётр обещал оказать помощь армянскому народу после окончания войны со шведами.

В XVIII веке Россия начала свои походы в Закавказье. Летом 1722 года русские войска из Астрахани двинулись на юг, вступили в Дербент, заняли Баку и вышли к Каспийскому морю. Успех русских войск воодушевил армянский народ на освободительные движения. Полководцу Давид-Беку удалось создать в 1724 году в Кафане независимое армянское княжество, однако оно продержалось недолго. Целый ряд объективных факторов побудил Россию заключить мир с Персией. Экспансия турок-османов в Закавказье усилилась. Армянское национально-освободительное движение терпело поражение, однако история ещё раз зафиксировала мужество и веру народа, послужившие примером следующим поколениям.

Вторая половина XVIII века овеяна ветрами близкой свободы, армяне и русские создают и обсуждают планы совместной борьбы. Русские войска под началом Зубова ещё раз вступают в пределы Закавказья, но смерть императрицы Екатерины II переносит освобождение части армянских земель в XIX столетие.

По ряду стратегических причин яблоком раздора между Византийской империей и Персидским царством становится Армения. Административная реформа Юстиниана I 535-538 годов значительно отразилась также на ситуации в Армении. В рамках реформы были выпущены ряд указов нацеленные, в том числе, на уменьшение роли армянской аристократии. Новелла 21 гласила «О том, чтобы и армяне во всём следовали римским законам». Таким образом, подчеркивалась, что правовые нормы Армении не должны отличаться от общеимперских:

«Мы желаем и армян, освободив от прежней несправедливости, перевести всецело на наши законы и дать им надлежащее равенство».

Обширная область расселения армян была разделена на четыре провинции (Армения Первая, Вторая, Третья и Четвёртая).

В 591 году византийский император Маврикий одержал победу над персами и вернул империи большую часть оставшейся территории Армении, отодвинув ее границы до самого озера Ван. Маврикий был свергнут тираном Фокой, который, в свою очередь, был свергнут Ираклием, армянином, сыном полководца Ираклия Старшего. В 629 году Ираклий завершил завоевания, начатые Маврикием. С конца VI века Армения фактически стала вассальным от Византии государством.

Династия Сасанидов была разгромлена в 630-е годы завоевателями Передней Азии - арабскими халифами. В 645 арабские армии Халифата атаковали Армению, большая часть которой перешла во власть халифов. Армянский князь Теодорос Рштуни был назначен арабами верховным правителем Армении, Грузии и Албании Кавказской. Завоевав регион, в административных целях арабы объединили весь Южный Кавказ в обширную провинцию под названием аль-Арминия. Наместничество было названо Арминия, так как в его составе доминировали армянские земли.

Во время войн между калифами и византийскими императорами Армения снова страшно страдала и управлялась частично византийскими, частично арабскими наместниками. При господстве халифов наместники назывались востиканами, а при византийских императорах - куропалатами. Первый куропалат Ашот I основал княжество Тао-Кларджети и дал начало знаменитой династии Багратионов. Армянские куропалаты заметно влияли так же на внутреннюю политику Византии: к примеру, правитель Тао-Кларджети Давид III во второй половине X века помог подавить восстание Варды Склира против Василия II.

Армянский эмират Арабского халифата, 750-885 гг. аль-Арминия I - Арран аль-Арминия II - Грузия аль-Арминия III - Армения

Армяне в составе Халифата внесли немалый вклад в арабскую империю. Особенно прославилась армянская династия врачей Ибн Бахтишу. Основатель династии Джибраил ибн Бахтишу в 765 году вылечил умиравшего халифа Аль-Мансура. Его внук, так же Джибраил, является основателем первой больницы, которую он построил в Багдаде около 800 года по инициативе халифа Харуна ар-Рашида.

В VII-IX веках в Армении зародились и получили широкое распространение христианские секты павликиан и тондракийцев. Они имели серьёзное влияние также в Византийской империи.

Армяне в Византии

В течение VIII-IX веков армяне многократно восставали против арабского ига. Впоследствии тысячи армян были вынуждены эмигрировать в Византию, где армянское население впредь играло важную роль. Множество византийских императоров, полководцев, патриархов, представителей купечества, чиновничества и деятелей культуры были этническими армянами. Император Ираклий был даже миафизитом, так же как и другой император армянин Вардан Филиппик. Святая императрица Феодора и её сын Михаил III происходили из армянской аристократии Мамиконянов. Также армянское происхождение имели многочисленные другие византийские аристократические роды, среди которых Лакапины, Куркуасы, Гаврасы, Заутцы и т. д. Армянское или частично армянское происхождение имели все византийские императоры от Василия I до Василия II (867-1025).

Религия в те времена играла ощутимую политическую роль, и из-за различных религиозных доктрин армян, Византия часто действовала в ущерб армянской государственности и угрожала её независимости. Однако довольно часто византийские императоры совершая походы в Малую Азию, переселяли крупное армянское население на более безопасный запад империи, преимущественно во Фракию, таким образом спасая армян от пришлых арабов-мусульман, а в дальнейшем и турок-сельджуков. Из этих областей позже вышли целые династии выдающихся императоров.

Восстановление армянского государства. Армянское царство Багратидов

С начала IX века в Аббасидском халифате начались процессы, которые позднее привели к его распаду. Ослабление халифата заставило перейти к более гибкой политике по отношению к Армении. Уже в 806 году армянский князь Ашот Мсакер (Мясоед) был назначен халифом правителем Армении. В 862 году князем князей (батрик ал батарика) Армении был признан его внук Ашот Багратуни. Примечательно, что высокий титул для Ашота запросил сам наместник халифа, этнический армянин Али ибн Яхья аль-Армани. Уже в 875 году армянская знать выдвинула Ашота в качестве претендента на армянский трон.

С конца IX века династия Багратидов привела Армению к культурному, политическому и экономическому подъёму, обозначив, таким образом, новый золотой век в армянской истории. В 885 году Армения была признана суверенным царством двумя главнейшими силами региона: Арабским Халифатом и Византийской империей. Ашот I (885-890) - потомок древнего и могущественного армянского рода Багратидов - с соизволения калифа Мутамида Биллаха, получил корону и сделался основателем третьей великой армянской династии - Багратидов, или Багратуни. Примерно через 450 лет после падения Великой Армении армянское государство было восстановлено: «третье возобновление царства армянского через Ашота Багратуни», - так называет событие историк эпохи Багратидов Степанос Таронеци.

Его преемник, Смбат I, власть которого также была признана халифатом, продолжил политику укрепления сильной централизованной власти, он также расширил границы армянской монархии. Обеспокоившись усилением армянского государства, халиф, опираясь на своего наместника - саджидского эмира Юсуфа, начал планомерную борьбу за подчинение Армении. Саджиды стали главным врагом Армянского царства в этот период. После нескольких лет упорной борьбы Смбат I со своим маленьким отрядом закрылся в «Синей крепости», но после долгой блокады он был вынужден сдаться, в частности, потому, что прочие армянские князья оставили его. По приказу Юсуфа в 914 году Смбат был обезглавлен, а его тело было распято на кресте в Двине, где, к тому времени, существовал небольшой арабский эмират, ставший впоследствии военным форпостом в борьбе с армянским царем.

Сын Смбата Ашот II Железный (914-928) сумел изгнать мусульманских мародёров, разорявших Армению, и добиться внутреннего единства, восстановив самостоятельность страны. В 922 году халифат был вынужден признать его царем Армении, даровав высоким титул шахиншаха - царя царей. Его политическая гегемония была признана на всём Кавказе.

Наибольшей мощи, процветания и культурного расцвета Армения достигла при преемниках Ашота: его брате Аббасе(928-953), который перенес столицу в Карс; сыне Аббаса Ашоте III Милостивым (953-977), который перенёс столицу в Ани; а затем при сыновьях последнего Смбате II (977-989) и, особенно, Гагике I (989-1020). Армянские цари Ашот I, Смбат I и Ашот II обладали титулом «архонт архонтов», что означало наделение им высшей властью по отношению к остальным правителям Закавказья византийской ориентации. Халифат, в свою очередь, присудил армянским царям титул «шахиншах» - царя царей.

В то же время укреплению армянского государства и центральной власти мешала феодальная раздробленность. В конце Х-начале XI веков конфликты между различными ветвями династии Багратидов ослабили внутреннее единство страны.

В 963 году, в связи с перенесением столицы из Карса в Ани, образовалось Карсское царство, в 978 году, после смерти шахиншаха Ашота III Милостивого, на севере Армении провозгласил царство его младший сын Гурген, в 987 году, в момент похода Раввадида Абу-л-Хайджа, объявил о своем отделении сюзерен Сюника Смбат. Впоследствии, однако, все они признали верховную власть и сюзеренитет Багратидов. Таким образом, внутренне ослабшая Армения уже с начала XI столетия стала лёгкой мишенью для Византии. В 1021 году во время похода на восток Василий II присоединил к Византии Васпураканское царство, в начале следующего года армянский царь Ованес-Смбат (1020-1041), избегая разорения страны, был вынужден завещать Армянское царство Византии, подписав рукою католикоса Петроса I Гетадарца Трапезундское соглашение. В середине десятилетия владения армянского царя были значительно сокращены. После кончины Ованеса-Смбата Византия перешла к агрессивной наступательной политике, требуя присоединения Армении к империи. После почти 4-летнего противостояния Византии, последний царь Армении из династии Багратидов Гагик II в 1045 году был вынужден согласится на капитуляцию. В распаде царства значительную роль сыграла часть армянской знати во главе с византофилом католикосом Петросом I.

Дж. Зассо, «Армяне отражают византийскую атаку на Ани», картина XIX века

В период существования Армянского царства Багратидов в стране активно развивались историография, философия, математика, медицина, литература, архитектура, миниатюра, фресковая живопись, декоративно-прикладное искусство и другие отрасли искусства и науки, в целом эпоха ознаменовалась культурным возрождением

Ани являлась древним армянским городом, ставшим новой столицей царства на пике его развития. Само царство по названию его последней столицы называлось также Анийским. Население города достигало 100 тысяч человек. В этот период Армения становится густонаселённой и процветающей страной, оказывающей политическое и экономическое влияние на другие государства региона.

Аннексия Византией Армянского царства, а также начавшиеся систематические нашествия огуз-сельджукских племён привели к началу многовекового процесса вынужденной эмиграции армян со своей исторической родины. Аннексия Армянского царства также способствовала более беспрепятственному продвижению сельджуков в сторону Малой Азии и дальнейшему захвату Византийской империи.

Нашествие турок-сельджуков

Первые набеги огуз-туркменских племен в Армению были зафиксированы в 1016 году, когда последние атаковали Васпураканское царство. Огуз-туркменские племена - завоеватели, нахлынувшие из Средней Азии и утвердившиеся в Иране и других частях Передней Азии. Сельджукские нашествия нанесли катастрофический удар по армянскому этносу. Многие армянские области, среди которых Сюник, Васпуракан, Гохтн (в Нахичевани) стали объектом разорительных набегов. Уже с середины XI века Армения начинает подвергаться их систематическим набегам. В 1048 году Тогрул-бек совершает первое нашествие в Армению. Сельджуки разоряют Арзни, расположенный вблизи Эрзурума. В 1049 году, во время захвата Эрзурума, население города подверглось жестокой резне.

Византийский хронист Иоанн Скилица сообщает, что при взятии Эрзурума турками было вырезано 140 тысяч человек. Хотя эта цифра скорее завышенная, но в целом, отражает тяжёлые последствия от нашествия турок-сельджуков для местного армянского и греческого населения. В 1064 году эти племена, возглавляемые Алп-Арсланом, предприняли военную кампанию на территорию Армении и отняли Ани у Византии. Судьбоносным для всего региона становится 1071 год, когда византийская армия была разгромлена сельджуками в битве при Манцикерте, произошедшей на территории Армении. Тогда сельджуки захватили оставшуюся часть Армении и большую часть Анатолии, по выражению Михаила Сирийца, «Одержав эту большую победу /при Манцикерте/, тюрки возобладали над всей Арменией». Только несколько армянских политических образований сохранили свою независимость, главным образом, ценою признания вассалитета.

С эпохи сельджукского завоевания начинается многовековой процесс вытеснения армянского населения из Армении тюркскими племенами.

Армянское национально-государственное устройство после 1045 года

В 1045 году на территории Армении, кроме Анийского царства, продолжали существовать ещё 3 армянских маленьких царства, а также несколько мелких княжеств. Так, по сообщению историка XI века Аристакеса Ластиверци, к середине столетия «Помимо княжества [Давита] Куропалата и территорий, подвластных ромеям, в Армении были четыре царских престола».

После 1064 года и вторжения сельджукских войск под предводительством Алп-Арслана, в Армении остались лишь немногочисленные области, которые не подверглись завоеваниям, и где продолжало существовать армянское национально-государственное устройство. Это были Сюник, Ташир, Хачен (в Нагорном Карабахе) и Сасун.

Первым после Анийского царства прекратило своё существование Карсское царство. В 1065 году, сразу после похода сельджукского султана Алп-Арслана, последний его правитель Гагик Карсский из династии Багратидов уступил своё государство Византии.

После Карса младшая ветвь армянских Багратидов продолжала существовать на севере Армении, в царствеТашир-Дзорагета, в лице рода Кюрикидов. При Давиде I Безземельном царство достигло своего наибольшего развития. Ему удалось успешно отразить атаки Гянджинских Шеддадидов и даже присоединить ряд армянских областей, находящихся под их владением. Поход Алп-Арслана 1064 года отразился также на исторической судьбе этого царства. Кюрике II вынужденно признал сюзеренитет Алп-Арслана. Тогда же, под давлением царя Грузии Баграта IV, Кюрике II уступил значительные земли на севере, перенеся столицу из Самшвилде в город-крепость Лоре. В 1118 году при наследниках Кюрике II Давиде и Абасе Ташир-Дзорагетское царство было присоединено к Грузии царем этой страны Давидом Строителем. Давид и Абас продолжали править на незначительных областях вокруг крепостей Тавуш и Мацнаберд.

Сюникское царство на востоке Армении последним отпало от централизованного государства Анийских Багратидов (с сохранением вассальной зависимости до его аннексии) и продержалось дольше всех остальных армянских государств. Царство достигает наивысшего расцвета в начале XI столетия. Во время похода Алп-Арслана оно сохранило свою самостоятельность, но уже правление Сенекерима было утверждено султаном Мелик-шахом. Сенекерим именовал себя «царем Армении, сидящим в Сюнике». XII столетие характеризуется борьбой этого царства с сельджукскими завоевателями. В 1170 году Сюник был захвачен Ильдегизидами.

Переломным историческим моментом для Сюника стало освобождение Восточной Армении армяно-грузинскими войсками под командованием рода Закарянов. В 1210-х годах, после около сорокалетнего перерыва, здесь вновь было восстановлено армянское правление. Область была дарована роду Орбелян, которые сумели обеспечить для этой части Армении значительное экономическое и культурное развитие. Орбеляны и их вассалы из рода Хахбакян продолжали править до 1435 года. После, как и в Арцахе, на этой территории были образованы армянские меликства.

На территории Арцаха продолжало существовать небольшое армянское княжество Хачен. С начала XIII века здесь сюзеренами являлись Гасан-Джалаляны, потомки древнего рода Арраншахов. Мхитар Гош пишет на рубеже XII-XIII веков:

"Во времена владычества эламитян Армянское царство давно уже было окончательно низложено, а остатки ишханов, лишенные всего, рассеявшись, скитались по всей стране, отказываясь повиноваться друг другу, особенно те, кто жил в неприступных твердынях страны Арцах".

Хаченское княжество на территории древнеармянской провинции Арцах продолжало своё существование до самого конца XVI века, когда на его месте постепенно были образованы армянские меликства, впоследствии известные как меликства Хамсы и, в свою очередь, существовавшие до середины XVIII века.

Киликийское армянское государство. Крестоносцы

Около 1080 годуа Киликия и часть Малой Армении, в горах которой с давних пор укрывалось от персов и турок множество армян, были освобождены Рубеном I, родственником последнего царя Багратидов, тоже бежавшего в горы от византийского ига. Чтобы избежать смерти или порабощения в руках тех, кто убил его родственника Гагика II, последнего царя Армении, Рубен I вместе с другими армянами отправился к ущелью горы Тавр, а затем в киликийский город Тарс. Здесь местное византийское правительство даёт им убежище. Таким образом, примерно в годы с 1080 по 1375, армянская государственность перемещается на юг в Киликию.

После того, как члены первого крестового похода появились в Малой Азии, армяне начали развивать отношения с европейскими государствами крестоносцев, процветавшими в Леванте до тех пор, пока не были завоёваны мусульманскими государствами. Граф Балдуин I Иерусалимский, который вместе с остальными крестоносцами переправлялся через Малую Азию в Иерусалим, покинул армию Крестоносцев и получил приют у Тороса, армянского правителя Эдессы, исповедовавшего православие. Поскольку армяне являлись врагами сельджуков и имели неприязненные отношения с византийцами, они благожелательно отнеслись к графу крестоносцев, и, когда Торос был убит, Балдуин был сделан правителем нового Эдесского Графства крестоносцев. По всей видимости, армянам нравилось правление Балдуина и крестоносцев вообще, поэтому многие из них воевали бок о бок. После того, как Антиохия была взята в 1097 году, Константин, сын Рубена, получил от крестоносцев баронский титул.

Проваленный Третий крестовый поход и некоторые другие события сделали Киликийскую Армению единственным значимым на Ближнем Востоке христианским государством. Такие мировые силы, как Византия, Священная Римская империя, папство и даже Аббасидский халиф соперничали за влияние над Киликией. Каждый стремился стать первым, кто признает принца Киликии Левона II из династии Рубинян законным королём. В результате, 6 января 1198 года в городе Тарс он был коронован и провозглашён царём и Германской, и Византийской империями. На коронации Левона II присутствовали представители и христианских, и нескольких мусульманских стран, таким образом, подчеркнув, значительное положение, которое приобрела Киликия. Армянское правительство бывало в частом контакте с крестоносцами и определённо оказывало содействие и в других крестовых походах. Нередко крестоносцы скрепляли свою связь с Киликией брачными союзами. Так, Граф Эдессы Жослен I де Куртене женился на принцессе Беатрис, дочери Константина I, а граф Балдуин I Иерусалимский (жена которого, Гутуера, умерла в 1097 году в Мараше) взял в жены Арду - племянницу Константина. Его двоюродный брат и наследник Балдуин II Иерусалимский, став графом Эдессы, последовал примеру брата и женился на армянской княжне Морфии - дочери Гавриила, владельца Мелитены.

Знаменитый мусульманский полководец, завоеватель Иерусалима и мощнейший противник крестоносцев Салах ад-Дин так же был выходцем из Киликийской Армении.

Являясь единственным независимым армянским государством своего времени, Киликия стремительно процветала. В Малой Армении армянская культура переплеталась как с европейской культурой крестоносцев, так и эллинистической культурой Киликии. Своего расцвета Киликийское царство достигло в период правления Хетума I. Ему удалось заключить договор с монголами, и, таким образом, не только уберечь свою страну от разрушения, но и использовать этот союз в борьбе с врагами.

Как только католические семьи начали распространять своё влияние на Киликию, Папа Римский захотел, чтобы армяне приняли католичество. Эта ситуация разделила население царства на прокатолические и проапостольские лагеря.

Независимость киликийского армянского государства продлилась до 1375 года, когда египетские мамлюки во главе с султаном Ша-баном, воспользовавшись нестабильной ситуацией в Киликии, разрушили её. Последний царь Левон VI, из династииЛузиньян, но с материнской стороны Багратион (внук Георгия V Блистательного), освободившись из египетского плена, уехал вПариж, где скончался в 1393 году. С этого времени Киликийская Армения стала зависимым государством и перешла в 1403 году от египетских султанов под власть Караманидов, в 1508 году персов и, наконец, в 1522 и 1574 годах - под власть османов.

Двинский и Анийский эмираты Шеддадидов

Шеддадиды первоначально обосновались в Двине в 951 году, когда город и его область находились под властью Мусафиридов. Через несколько лет, однако, они были вытеснены из области. Повторно Шеддадиды утвердились в Двине в конце X столетия при Фазле I. С тех пор до утверждения в конце XI века здесь полной сельджукской гегемонии, этот род сыграл определенную роль в политических судьбах Закавказья. Византийский хронист Иоанн Скилица называет Шеддадида Абу-л-Асвара «архонтом Тивия и Персармении».

После аннексии Армянского царства Византией на его территории была образована фема, которая вместе с Тайком стала называться фемой «Армения и Иверия». Присутствие здесь византийских катепанов, однако, продлилось не долго. После завоевания в 1064 году сельджуками Закавказья, в 1072 году род Шеддадидов получил (по другим данным, купил) от них в вассальное владение территорию бывшего Анийского царства армянских Багратидов, образовав Анийский эмират. Манучихр ибн Шавур II, начавший править в Ани, стал основателем анийской ветви Шеддадидов, которая прекратила своё существование в 1199 году, когда армянский город Ани был присоединен к Грузии вместе с частью северной Армении.

Армения при Закарянах

В течение короткого периода 1190-1230-х годов мусульманские силы на территории Армении были серьёзно вытеснены усилившейся грузинской монархией в период правления там царицы Тамары. Местная армянская знать - нахарары - объединив свои силы с грузинами, а также опираясь на поддержку армянского населения, смогли освободить от сельджуков всю Восточную Армению и большую часть центральной Армении, включая такие города как Ани, Карс и Двин. Эти земли управлялись армянской династией Закарян, иначе Мхаргрдзели, известным родом, находившимися под властью грузинской короны.

Под сюзеренитетом Грузинского царства было создано самостоятельное армянское феодальное княжество. В свою очередь, вассалами Закарянов были армянские роды Вачутян, Орбелян, Хахбакян, Гасан-Джалалян и др., правящие в различных частях закавказской (восточной) Армении. Однако уже в 1236-1243 годах регион был захвачен монголами, а армянская государственность была ликвидирована.

Ильдегизиды дважды отразили вторжение грузинских войск в Армению, отвоевав и заново отстроив Ани. До монгольского вторжения часть закавказской Армении входила в состав Государства Ильдегизидов. После него Армения стала ареной войны между Атабеками, хорезмшахом Джелал ад-Дином и монголами, завершившейся окончательной победой и покорением Армении и всего региона монголами. Лишь армянские княжества Хачен в Нагорном Карабахе и Сюник в Зангезуре оставались более-менее независимым.

Монгольское завоевание. Тимуриды. Кара-Коюнлу. Ак-Коюнлу. Сефевиды

В 1385 году хан Тохтамыш уводит в плен из Арцаха, Сюника и Парскаайка десятки тысяч армян, a с 1386 года Армения подвергается разрушительным походам Тамерлана.

Новая волна тюркских племен, нахлынувших в Армению, связана с нашествиями Тимура. Армянские земли отнимались у местного населения и заселялись пришлыми кочевниками.

В течение XV века части территории Армении входили в состав государств, созданных пришлыми тюркскими кочевыми племенами Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу. Армянское население было уведено в плен, а также массово эмигрировало в Грузию, Крым, на Украину и т. д. В течение XIII-XIV веков в Армении происходил также процесс постепенного вытеснения армянской знати пришлой военно-кочевой знатью - монгольской, тюркской и курдской. Как отмечает И. П. Петрушевский, «место армянских феодалов заняли завоеватели - монгольская, туркменская и курдская военно-кочевая знать, принесшая с собой феодальные порядки иного типа.». Господство монгольских ильханов и особенно туркменских завоевателей кара-коюнлу и ак-коюнлу имели крайне тяжёлые последствия для Армении: были разорены производительные силы, часть населения подверглась ограблению и истреблению, были уничтожены памятники культуры .

Династия Сефевидов ликвидировала государство Ак-Коюнлу, и после этого Восточная Армения стала частью государства Сефевидов. Западная Армения позднее вошла в состав Османской империи.

Подпишитесь на сайт, поставив лайк на официальной странице в Facebook (

 


Читайте:



Ваше Высочество: Самые известные принцессы и королевы в мире Королем какой страны

Ваше Высочество: Самые известные принцессы и королевы в мире Королем какой страны

Невероятные факты Члены британской королевской семьи постоянно приковывают внимание СМИ. Однако мир полон и других привлекательных...

Случаи самоубийств солдат в российской армии

Случаи самоубийств солдат в российской армии

Кто виноват В разгар известной драмы в Челябинске пришло сообщение из Подмосковья: 19-летний матрос срочной службы Евгений Ганзин, проходивший...

Понятие и признаки общества

Понятие и признаки общества

Мы все живем на одной планете. Нас сегодня уже семь миллиардов. Знаете, что нас всех объединяет? Оказывается, мы все являемся частью общества. Что...

Основные понятия теории вероятностей Значение е теория вероятности

Основные понятия теории вероятностей Значение е теория вероятности

Мама мыла раму Под занавес продолжительных летних каникул пришло время потихоньку возвращаться к высшей математике и торжественно открыть пустой...

feed-image RSS