Реклама

Главная - Карр Аллен
Какие черты романтизма в поэме мцыри. Поэма М. Ю. Лермонтова "Мцыри" как романтическое произведение. Романтизм и реализм в произведении

Романтизм как литературное направление сложился на рубеже XVIII и XIX вв. Фундаментом для его становления послужило предшествовавшее ему течение – сентиментализм. Именно его основные принципы были заимствованы, а в дальнейшем получили развитие в романтизме. Говоря об этом направлении, нельзя не упомянуть о "мастерах"романтиках, таких как В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов. Романтические мотивы нашли отражение даже в литературе XX в. – у А.М. Горького в "Старухе Изергиль". Произведения всех авторов этого направления объединены несколькими общими положениями, без которых романтическое творчество невозможно: во-первых, автор такого произведения концентрирует внимание на главном герое, его внутреннем мире, переживаниях, и внешний мир читатель видит глазами этого героя; во-вторых, существуют определенные черты характера, присущие романтическому герою; в-третьих, для произведений этого направления характерно изображение ситуаций нереальных, выдуманных, слишком отдаленных от действительности, и главному герою обычно приходится делать сложный нравственный выбор; также, углубляясь в описание чувств, автор мало обращает внимание на факты.

Все эти принципы можно с легкостью обнаружить в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри", которая наряду с его "Демоном", стихотворениями В.А. Жуковского, помой А.С. Пушкина "Кавказский пленник", а также некоторыми другими произведениями признана истинным образцом романтического творчества.

Доказательство того, что "Мцыри" – романтическая поэма, стоит начать с образа главного героя. Его биография до времени повествования отличается краткостью и некоторой сентиментальностью: его, шестилетнего, захватили в плен, но он "занемог" и, будучи при смерти, был оставлен в монастыре, на попечение монахов; на первый взгляд, юный пленник привык к своим "оковам" - он даже собрался принять монашеский обет, но однажды исчез, был найден через три дня израненный. С предсмертной исповеди фактически и начинается поэма. Такая ситуация действительно в некоторой степени надуманна, хотя история и отмечает подобные случаи, когда детей горцев захватывали в плен, но по состоянию их здоровья, из жалости или вследствие ненужности оставляли в монастырях. Мцыри, которому в момент повествования едва ли есть двадцать лет, приходится выбирать: остаться ли жить в монастыре и принять непонятное и вызывающее его насмешку христианство или бежать, оставить тоскливые стены. Но куда ему бежать? Ведь он фактически не существует для своих родных – они давно оплакали и забыли, и в монастыре он жить не может – тишина в его стенах давит на юного пленника. Почему он не может выносить душную атмосферу кельи, думается, точно не понимает и он сам. В шестилетнем возрасте он вряд ли мог многое запомнить, вольная жизнь ассоциируется у него с родителями, лица которых он также, скорее всего, не помнит – лишь смутные образы, соотносящиеся с какой-то лучшей жизнью, по определению романтиков – жизнью "там". Таким образом, причину его бегства можно назвать не порывом куда-то, а стремлением откуда-то, то есть из монастыря. Это движение скорее инстинктивно и некоторым образом напоминает несознательное желание зверя вырваться из клетки. Мцыри – как истинно романтическому герою – присущ так называемый романтический максимализм, для него существует разделение мира только на "черное" и "белое", поэтому и жизнь, по его убеждению, возможна только на свободе.

Вообще, говоря в свободе, нельзя рассматривать ее однозначно. Это понятие глубоко личное, и порой оно может принимать значение, противоположное общепринятому, что можно доказать на примере поэмы В.А. Жуковского "Шильонский узник". Человек, почти всю свою жизнь проживший в темнице, через много лет выпущенный на так называемую свободу, с сожалением "вздыхает" о своей тюрьме; для него как раз родился парадокс: его свобода – в тюрьме. Таким образом, вопрос о том, что есть для Мцыри свобода, спорен. В поэме есть факт, указывающий на родственное с Шильонским узником толкование этого термина, – Мцыри, побыв вне монастыря несколько дней, умирает и, умирая, оказывается в той самой келье, из которой бежал. Это говорит о том, что сама природа препятствовала его вольному порыву, что он был противоестественным.

Однако побег совершен. Мцыри оказался на лоне дикой природы, которую ранее он видел лишь из окна кельи, и она предстает перед читателем вкупе с новыми, пробуждающимися чувствами героя. Горные хребты навевали ему образ отцовского дома, сестер, качавших его колыбель… Каждое дерево, птица, каждый звук и запах возбуждали непонятные, щемящие сердце ощущения, тоска достигла своей высшей точки после того, как Мцыри увидел молодую грузинку с кувшином. Конечно, она не была одной из его сестер, но, вероятно, именно пригрезилась ему в незнакомке.

После "взрыва" чувств произошел "взрыв" силы духа – борьба с барсом. Поединок человека со зверем не стоит воспринимать буквально: он, как и вся поэма, символичен. Это не только противоборство могучего духа и физической силы; это картина души Мцыри, где ведут борьбу два начала: инстинктивное стремление к свободе и привычка выросшего в темнице "цветка". Мцыри обладает врожденным и усилившимся в период заточения мятежным духом; он, пленник, ищет общения, его тянет к молодой грузинке, к далекому курящемуся аулу.

Не стоит считать, что его попытка контакта с окружающим миром провалилась. Он нашел общий язык – с собой, он понял, испробовал жизнь; его смерть оказывается в некотором смысле и победой – он все-таки вырвался из мира "келий душных и молитв". И, хотя, в принципе, он побежден, победителя нет – монастырский уклад пошатнулся из-за возможности бежать из заточения. Довольно интересно, что поэма открывается изображением разрушенного, опустевшего монастыря. Таким образом, противоборство двух миров – мира "келий душных и молитв" и чудесного мира "тревог и битв" – противоборство, заканчивающееся ничем, является центральным действием в поэме, и Мцыри рассматривается не в качестве конкретного героя, но как любой человек вообще; монастырь, куда не проникают солнечные лучи, представляется, разумеется, не просто зданием, но символом неволи в широком понимании, его стены закрывают мир человеческой души от природы. Если сам монастырь еще может выпустить Мцыри (ведь в любом монастыре есть двери), то старик монах как бы дополняет темницу, делая ее грозным, последним пристанищем вошедшего. Именно против этого поднял бунт Мцыри – против царящего безмолвия, ведь даже монах, как и камни монастыря, хранит молчание и не дает мятежному духу героя вырваться на "родину", найти утраченный "рай".

Это стремление из неестественности к естественности есть одна из основных черт романтизма. Подчеркивая природное начало человека, романтики утверждали, что родившаяся на воле душа не может терпеть никакого ограничения своего полета; отсюда и такая неприязнь писателей (соответственно, и их героев) ко всему, что делает личность человека зависимой от чего-либо, будь то общество или обыденная жизнь.

«Мцыри» — поэма романтическая. В ней необычно все: обстановка, в которой происходит действие, само действие и, конечно, герой.

Герой поэмы — Мцыри, неслужащий монах. Шес-тилетним мальчиком попадает он в монастырь, где и проходит вся его жизнь, вдали от дома, от близких, от мирских удовольствий. Так Лермонтов создает ис-ключительные обстоятельства, в которых живет его герой. Душные кельи, постоянное одиночество — все это хорошо знакомо Мцыри. Необычно не только то, что местом действия поэт выбрал монастырь, но и то, где этот монастырь находится. Лермонтов рисует Гру-зию, цветущую «в тени своих садов». Величественные горы и окружающий их лес — картина действительно романтическая.

Сбежавшему из монастыря Мцыри открывается мир во всей его полноте и красе. Он наконец попадает в «чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы». Воображение Героя поражают пышные поля, обрамленные лесами холмы, «грудь темных скал», горные хребты, курящиеся «в час утренней зари». Мастерски созданный Лермонтовым романтический пейзаж помогает лучше постичь чувства героя, после долгих лет заключения увидевшего эту красоту.

С огромной тоской вспоминает Мцыри свое отечество: аул, возвращающиеся с пастбищ табуны, убеленных сединой важных старейшин, блеск кинжалов, горную речку. Поэтично нарисованная картина кавказского быта также говорит о романтизме поэмы. Лермонтов, хорошо знающий Кавказ, создает в поэме образ молодой грузинки и «обряжает» ее, христианку по вере, в чадру. Ведь так она выглядит куда более загадочно и романтично.

Во многом способствует созданию романтической обстановки и введение в поэму боя с барсом. Лермонтов заимствовал этот эпизод из грузинского фольклора. Победа Мцыри, конечно, гиперболизирована, но описание битвы выглядит в общем контексте произведения очень органично.

Герой поэмы, полный пламенных страстей, обнажает свою душу исповеди. Исповедь Мцыри - это большая часть поэмы, и именно она способствует созданию такого яркого романтического образа. Используя форму откровения, поэт стремится глубже «рассказать душу» героя, и поэма приобретает необыкновенную психологичность. Лермонтов детально изображает все переживания Мцыри. Для этого он щедро использует многочисленные художественные приемы.

За несколько глотков свободы герой готов отдать две жизни в монастыре. Покой и тишина не могут заменить ему красоту мира и разрушенные юношеские мечты. Он одинок и стремится к жизни, полный «тревог и битв», стремится познать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы». Тюрьма для Мцыри не только монастырь, но и весь тот уклад спокойной и размеренной жизни, который несовместим с пред-ставлениями о ней пылкого и страстного юноши. Стремясь к своей цели, герой мужественно превозмо-гает многие трудности. Он переносит страдание голо-да, смело бросается в бой со зверем, пробирается сквозь колючий терновник. В трудную минуту Мцы-ри не ищет людской помощи. Он считает себя чужим для всех. «И если б хоть минутный крик мне изме-нил — клянусь, старик, я б вырвал слабый мой язык», — признается герой.

Высоко оценивал образ Мцыри В. Г. Белинский. «Что за огненная душа, что за могучий дух» что за ис-полинская натура у этого мцыри!» — писал он. Кри-тик считал героя поэмы идеалом Лермонтова, «отра-жением в поэзии тени его собственной личности».

Поэма заканчивается, как и положено романтиче-скому произведению: Мцыри находится на пороге смерти. Он завещает похоронить себя там, откуда ви-ден Кавказ. Герой не раскаивается в содеянном и не отступает от своих мечтаний.

М. Ю. Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций Пушкина. Однако, по словам Белинского, он внес в национальную литературу не-что особенное, оригинальное, так называемый «лер-монтовский элемент». «Все дышит самобытною и творческою мыслью», — писал критик о его поэзии.

Урок литературы в 8 классе 23.01.12.

Черты романтизма в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Литературный конфликт.

Задачи урока:

1) образов-е :

  1. знания : знакомство с особенностями лермонт-го ром-зма; литерат-ым конфликтом в ром-ом произвед-ии
  2. умения и компетенции : обучение анализу худ-го текста, умению находить в образе черты ром-го героя.

2 ) общеучебные : умение формулировать устный ответ по теме и на основе осмысления прочитанного анализировать и обобщать.

3) воспитательная задача : формирование мировоззренческой позиции, осмысление понятий внутренний мир, душа, духовность, конфликт личности ; обогащение эмоционального диапазона, умение сострадать, сопереживать.

Оборудование:

  1. текст поэмы
  2. мультимедиапроектор
  3. ноутбук
  4. экран

Ход урока

I Оргмомент.

II Вступление. Постановка целей и задач урока.

Сегодня мы снова обратимся к образу Мцыри. Но рассмотрим его с позиции романтический традиций и новаторства.

Любое эпическое (и лиро-эпическое) произведение характеризуется наличием конфликта. В том числе и в романтическом произведении.

Конфликт – что означает это понятие ? (столкновение личности и общества, противоречие во взглядах, позициях)

Слайд 1 Обратимся к эпиграфу нашего урока (прочитать: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура…!») О ком эти слова? (О Мцыри )

Что такое душа? (внутренний мир человека, его переживания, чувства ). Попробуем увязать эти 2 понятия: внутренний мир героя и конфликт, понять, как они взаимосвязаны в лермонтовском произведении

Назовите основные, опорные понятия сегодняшнего урока (внутренний мир героя, литературный конфликт) слайд 2

III Работа по теме урока

Лермонтов не даёт нам подробного описания жизни Мцыри в монастыре. Почему? (потому что жизнь была скучной, однообразной, в молитвах и постах, без ярких впечатлений ) слайд 3

Символом чего явился для Мцыри монастырь? (он стал «пленом», «тюрьмой», символом неволи, заточения «с кельями душными»)

Но как уже в детстве проявилась «огненная душа» мальчика? (он вынослив, « без жалоб он томился – даже слабый стон из детских губ не вылетел», «он дик», недоверчив, «он знаком пищу отвергал и тихо, гордо умирал»)

Можно ли утверждать, что потом он жил в постоянном конфликте с обществом монахов, окруживших его заботой и лаской? (нет, потому что они полюбили его, хотели ввести его в своё братство, искали его, выхаживали, а он привык к ним)

Мцыри после привык, смирился, но смирилась ли его душа ? (Нет. Потом, после побега, он в своей исповеди скажет: « Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы»

«Тогда, пустых не тратя слёз,

В душе я клятву произнёс :

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной»)

Так что было скрыто с детства в «огненной душе» Мцыри? Какой «одной, но пламенной страсти» он посвятил свою жизнь? (желанию быть свободным , сбежать в тот мир «тревог и битв, где в тучах//прячутся скалы, //где люди вольны, как орлы»; «…Я цель одну //– пройти в родимую страну// – имел в душе»)

Получил он эту свободу. В чём воплотилась она? (в буйной могучей природе, с которой он слился; в красоте молодой грузинки, воспоминаниях детства, возможности сразиться, испытать свою силу:

Он видел « пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом…»

«Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты …»

«Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз ,

Седой, незыблемый Кавказ …»

«И вспомнил я наш мирный дом

И пред вечерним очагом

Рассказы долгие о том,

Как жили люди прежних дней,

Когда был мир ещё пышней.»

«Кругом меня цвёл Божий сад…»

Таким образом, мы видим, что другой мир Мцыри воспринимает с восторгом, воодушевлением. Но принял ли его этот мир его так, как он хотел? (не совсем.Сначала он встретил его грозой, не давал проходу в чаще – и Мцыри заблудился, потом испытывал голодом, жаждой и наконец, сражением с барсом

«Мне стало страшно ; на краю

Грозящей бездны я лежал,

Где выл, крутясь, сердиты й вал;

Туда вели ступени скал;

Но лишь злой дух по ним шагал…»

« Напрасно в бешенстве порой

Я рвал отчаянной рукой

Терновник, спутанный плющом…»

«…Я был чужой

Для них навек, как зверь степной…»

«…палил меня

Огонь безжалостного дня.»)

Противопоставлял ли Мцыри себя этому миру? Или он хотел стать частью его? (Природа сродни самому Мцыри: прекрасна, сильна, величественна. Он «рукою молнию ловил», «обняться с бурей был бы рад», сравнивает себя со зверем)

След-но, не здесь находится основа литературного конфликта!

Вернёмся к внутреннему миру Мцыри, его душе. Что узнал о себе Мцыри, попав на свободу? (что он способен на сильные чувства, бесстрашен, целеустремлён. Но ему не суждено найти дорогу к далёкой родине:

«Но тщетно спорил я с судьбой:

Она смеялась надо мной!»

«…понять не мог я долго, что опять

Вернулся я к тюрьме моей…»

«И смутно понял я тогда,

Что мне на родину следа

Не проложить уж никогда »

Почему? В чём трагедия Мцыри?

(«На мне печать свою тюрьма оставила …» Реальность оказалась сильнее.)

4) Вывод

Так, значит, основной конфликт произведения – противоречие между душевными порывами, устремлениями, идеалами героя и реальностью. Слайд 4

А к чему стремился Мцыри? (к свободе ) Что значила для него свобода?(родина – в конечном итоге) Слайд 5

Почему Мцыри погибает? (для него нет жизни без родины и без свободы, тем более, когда он уже вкусил всю сладость её)

IV Обобщающая беседа

Прочитаем продолжение высказывания В. Белинского:

«Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности » Слайд 6

Что роднит Лермонтова с его героем?

(Лермонтов тоже постоянно тосковал по родине, так как почти всю жизнь провёл вдали от неё, в ссылках.)

Он хотел служить родине, но в условиях постоянного бездействия, апатии, в которых находилась Россия 30-х годов, это было невозможно. Своим произведением он призывал отказаться от такой жизни. Тогдашняя Россия представлялась ему в образе тюрьмы, заточения. Его Мцыри умирает непобеждённым, потому что он во имя своей идеи принял эту смерть, прожив короткую, но свободную жизнь.

Вам знакомы и другие произведения Лермонтова. В каких ещё поэтических образах воплощал он эти же мысли? («Парус», Слайд 7 «Демон», «Тучи», «Воздушный корабль»). Так по-новому переосмысливается Лермонтовым литературный конфликт. Это является определённым новаторским штрихом к традиционному пониманию конфликта. Романтического героя поэт возводит на новую ступень.

Так в чём заключается главный конфликт произведения?

(в столкновении между идеалами героя и действительностью)

V Рефлексия

1)- Продолжите высказывание:

Главная черта Мцыри -…

(письменно)

2)Зачитывание ответов (2-3 работы).

3)- Впечатления от урока? (можно предложить зачитать некоторые отзывы о произведении, о Мцыри)

VI Объяснение д/з. Нацеливание на работу на след. уроке

Будем расширять свои знания о чертах романтического произведения на примере произведения Лермонтова, познакомимся с другими приёмами создания романтических образов. Для этого нам понадобятся ваши знания таких приёмов, как олицетворение, сравнение, метафоры. Постарайтесь найти по одному примеру в тексте поэмы

(Для «слабых учеников» : карточки с текстами из поэмы и вопросами, помогающими раскрыть метафору, найти олицетворения, сравнения)

VII Итоги урока. Оценивание.

1. Найди в главе 6 описание горных хребтов. С чем сравниваются они? Какое сравнение подобрал поэт для описания Кавказа?

2. Перечитай главу 11. Как Лермонтов передаёт звуки, которые слышит Мцыри?

3. Найди описание барса. Какими эпитетами воспользовался поэт, чтобы показать его величественную красоту и мощь?

Эпиграф к уроку: Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура…! В.Г.Белинский

конфликт – столкновение Внутренний мир – душа, чувства, переживания

Жизнь в монастыре Однообразие Нет ярких впечатлений Отказ от радостей земного бытия Добровольное заточение Мечты Мцыри Разнообразие жизненных впечатлений Свобода, воля Родной край, семья, друзья Служение идеалу

конфликт мечты реальность

свобода = родина

« Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии его собственной личности.» (В.Г.Белинский)


В поэме Лермонтова "Мцыри" как романтический герой показан юноша, сбежавший из монастыря. Автор развивает в своем произведении идеи протеста и мужества. Михаил Юрьевич практически полностью исключил из своего творения любовный мотив, который играл большую роль в его поэме "Исповедь". Этот мотив в "Мцыри" отразился только в мимолетной встрече главного героя с грузинкой, произошедшей у горного потока.

Побеждая порыв своего молодого сердца, Мцыри ради идеала свободы отказывается от личного счастья. В поэме патриотическая идея неразрывно связана с темой свободы. Это наблюдается и в творчестве поэтов-декабристов. Михаил Юрьевич эти понятия не разделяет. В его произведении в "пламенную страсть" сливаются жажда воли и любовь к Отчизне. Очень привлекателен Мцыри как романтический герой. План анализа этого персонажа должен включать в себя его отношение к монастырю. Об этом мы сейчас и поговорим.

Отношение Мцыри к монастырю

Монастырь для нашего героя является тюрьмой. Ему кажутся душными кельи, а стены - глухими и сумрачными. Стражи-монахи представляются главному герою жалкими и трусливыми, а сам он - узником и рабом. Порывом к свободе обусловлено его стремление узнать, для чего мы родились на свет, "для воли иль тюрьмы". Для юноши волей оказываются несколько дней, проведенных им в мире после побега из монастыря. Вне глухих стен он жил полной жизнью, а не прозябал. Герой называет время. Именно в дни, проведенные на свободе, раскрывается в полной мере образ Мцыри. Как романтический герой он проявляет себя за стенами монастыря.

Патриотизм главного героя

Меньше всего свободолюбивый патриотизм главного героя похож на любовь к дорогим могилам и красивым родным пейзажам, хотя Мцыри и тоскует о них. Он истинно любит свою Отчизну, желает сражаться за обретение ею свободы. С несомненной симпатией Михаил Юрьевич воспевает эти юношеские мечты. Произведение не раскрывает стремлений главного героя до конца, однако в намеках они вполне ощутимы. Юноша вспоминает о знакомых и своем отце главным образом как о воинах. Этому герою не случайно снятся битвы, в которых он оказывается победителем. Недаром в мир битв и тревог влекут его мечты.

Характер главного героя

Мцыри как романтический герой показан храбрым и мужественным. Сам он убежден, что "в краю отцов" мог бы быть одним из "удальцов". И хотя изведать упоение сражением этому герою было не суждено, он настоящий воин по складу своего характера. Еще с юных лет Мцыри отличался суровой сдержанностью. Гордясь этим, герой говорит, что никогда не знал слез. Только во время побега юноша дает слезам волю, так как их не видит никто. Волю главного героя закалило одиночество в монастырских стенах. Не случайно именно в грозовую ночь Мцыри решился на побег: боязливых монахов пугал разгул стихии, но только не этого юношу. К грозе у него возникало лишь чувство братства.

Стойкость и мужественность юноши

Стойкость и мужественность Мцыри проявляется с наибольшей силой в эпизоде битвы с барсом. Могила его не пугала, так как он понимал, что возвращение в монастырь будет продолжением страданий. Созданный автором трагический финал показывает, что дух героя не ослабевает из-за приближения смерти. Его вольнолюбивый патриотизм перед ее лицом не исчезает. Мцыри не заставляют раскаяться увещевания монаха. Он говорит, что променял бы вновь вечность и рай на несколько минут, проведенных среди близких. Нет вины Мцыри в том, что обстоятельства нельзя было преодолеть, и он не смог попасть в ряды бойцов. Герой напрасно пытался спорить со своей судьбой. Он оказался побежден, но внутренне не сломлен. Мцыри является положительным героем русской литературы. Его цельность, мужественность, смелость были укором бездеятельным и боязливым представителям дворянского общества, современного Лермонтову.

Роль пейзажа в раскрытии характера

Кавказский пейзаж служит для раскрытия образа юноши из поэмы "Мцыри". Как романтический герой, презирая окружение, он ощущает родство лишь с природой. Выросший в стенах монастыря, он сравнивает себя с тепличным листком. Вырвавшись на свободу, он поднимает свою голову вместе с цветами на восходе. Будучи дитем природы, Мцыри припадает к земле и, подобно герою сказок, узнает тайну вещего щебетания птиц, загадки их песен. Ему понятна дума жаждущих встречи разъединенных скал, спор с камнями потока. Обострен взор юноши: он замечает, как шерсть барса отливает серебром, как блестит чешуя змеи, видит бледную полосу между землей и небом и зубцы далеких гор. Мцыри как романтический герой поэмы думает, что сквозь синеву неба он мог бы разглядеть полет ангелов.

Традиции романтизма и новые черты поэмы Лермонтова

Безусловно, поэма Михаила Юрьевича продолжает традиции романтизма. Об этом говорит, в частности, центральный образ произведения. Полный пламенных страстей Мцыри как романтический герой, одинокий и сумрачный, в рассказе-исповеди раскрывает свою душу. В этом Михаил Юрьевич следовал традиции. Все это типично для романтизма. Тем не менее Лермонтов, который писал свою поэму в годы, когда работал над реалистическим произведением "Герой нашего времени", в "Мцыри" внес черты, не свойственные более ранним его поэмам. Действительно, прошлое героев "Боярина Орши" и "Исповеди" остается неизвестным нам. Мы не знаем, какие социальные условия повлияли на становление их характеров. А в произведении "Мцыри" мы находим строки о том, что детство и отрочество главного героя были несчастливыми. Это помогает нам глубже понять его мысли и переживания. Следует отметить и то, что форма исповеди, столь характерная для поэм в стиле романтизма, связана с желанием "рассказать душу", то есть максимально глубоко раскрыть ее. Такая детализация переживаний, психологизм произведения естественны для Лермонтова, поскольку он создавал одновременно и социально-психологический роман.

Сочетание в исповеди многочисленных метафор, имеющих романтический характер (образы пламени, огня), с поэтически скупой и точной речью вступления, свойственной реализму, весьма выразительно. Поэма начинается строками: "Однажды русский генерал..." Произведение, романтическое по своей форме, свидетельствовало о том, что в творчестве Лермонтова становились все более отчетливыми реалистические тенденции.

Новаторство Лермонтова

Итак, мы раскрыли тему "Мцыри как романтический герой". Лермонтов вошел в отечественную литературу как продолжатель поэтов-декабристов и традиций Пушкина. Однако он внес и новое в развитие русского художественного слова.

Белинский говорил о том, что можно вести речь о так называемом лермонтовском элементе. Критик пояснял, что под ним подразумевается прежде всего "самобытная живая мысль". Безусловно, она ощущается и в создании такого образа, как Мцыри. Как романтический герой, кратко этот юноша был охарактеризован нами. Вы увидели, что в произведении имеются и некоторые реалистичные черты.

Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! В. Белинский Лермонтов был влюблен в Кавказ с самого раннего детства. Величавость гор, хрустальная чистота и одновременно опасная сила рек, яркая необычайная зелень и люди, свободолюбивые и гордые, потрясли воображение большеглазого и впечатлительного ребенка. Может быть, поэтому в юности Лермонтова так привлекал образ бунтаря, на пороге смерти произносящего гневную речь перед старшим монахом (поэма “Исповедь”). А может, это было предчувствие собственной смерти и подсознательный протест против монашеского запрета радоваться всему тому, что дается Богом в этой жизни. Это острое желание испытать обычное человеческое счастье и звучит в предсмертной исповеди юного Мцыри - героя одной из самых замечательных поэм о Кавказе. Поэма была написана М. Ю. Лермонтовым в 1839 году. В поэме главный герой наиболее приближен к современности. Судьба горца, рвущегося к свободе из плена, не получившего ее, была наиболее созвучна лермонтовскому поколению. В то же время героический пафос бескомпромиссной борьбы, воодушевляющий Мцыри до конца его короткой жизни, явился наиболее непосредственным отражением лермонтовского идеала. ... Вопреки кажущейся монологичности поэмы, в которой существует исповедь ее единственного героя, поэма внутренне диалогична, что расширяет ее смысловой спектр. Годы пребывания Мцыри в монастыре, насильственное приобщение к цивилизации были насыщены не только горечью утрат, но и известными обретениями. Необычность его положения и судьбы заставляет Мцыри задуматься над проблемами, которые были ему не свойственны. Наряду с мечтами о свободе и родине в Мцыри зарождается стремление познать окружающий мир. Думы героя свидетельствуют о его глубоких переживаниях, о формировании самосознания, которое выводит героя из природной непосредственности: Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля. Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы. Мцыри живет в природе и. в ладу с природой. Но природа, которая была для героя ранее прекрасной, местом свободного пребывания, становится вдруг неприветливой и даже враждебной: Напрасно в бешенстве порой Я рвал отчаянной рукой Терновник, спутанный плющом: . Все лес был, вечный лес кругом, Страшней и гуще каждый час; И миллионом черных глаз Смотрела ночи темнота Сквозь ветви каждого куста... В поэме Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную ранее в других произведениях. Но в этой поэме автор почти исключает любовный мотив, игравший ранее существенную роль. Этот мотив отразился в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы. Лермонтов не разделяет этих понятий. В одну страсть сливается у него любовь к отчизне и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими - стены, трусливыми и жалкими - стражи-монахи, сам же он чувствует себя рабом и узником. Его желание узнать многое о мире, для чего родился он на свет, обусловлено страстным порывом к свободе. Только вне монастыря Мцыри жил, только вне монастыря он был свободен. Только эти дни он называет блаженством. Мужество и стойкость Мцыри проявляются в его битве с барсом. Его не страшила смерть, потому что он знал: возврат в монастырь - это продолжение прежних страданий. Трагический финал не ослабляет его дух, мощь его вольнолюбия. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь променял бы райское наслаждение на несколько минут свободы, на несколько минут жизни среди близких. Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом нашей литературы, а его мужество и героизм, сила духа и целостность явились укором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных современников. Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма. Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою душу в рассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических поэм. Однако Лермонтов, создавший “Мцыри” в те годы, когда создавался и реалистический роман “Герой нашего времени”, вносит такие черты в это произведение, которых нет в более ранних его поэмах. Если прошлое героев “Исповеди” и “Боярина Орши” остается совершенно неизвестным и мы не знаем тех социальных условий, которые сформировали их характеры, то строчки о несчастливом детстве и отрочестве Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди, характерная для романтических поэм, связана со стремлением глубже раскрыть - рассказать душу. Этот психологизм произведения, детализация переживаний героя естественны для поэта, который в это же время создал социально-психологический роман. Выразительно сочетание множества метафор романтического характера в самой исповеди (образы огня, пламенности) с реалистически точной и поэтически скупой речью вступления (“Однажды русский генерал...”). Романтическая по форме поэма свидетельствовала о росте реалистических тенденций в творчестве Лермонтова. Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций великого Пушкина, поэтов-декабристов и вместе с тем как новое звено в развитии национальной культуры. По словам Белинского, он внес в национальную культуру свой, “лермонтовский элемент”. Сжато поясняя, что надо вкладывать в это определение, критик в качестве первой характерной черты творческого наследия поэта отмечал “самобытную живую мысль” в его стихах. И повторял: “Все в них дышит самобытною и творческою мыслью”. В образе Мцыри Лермонтов отразил реальные черты лучших людей эпохи 30-х годов XIX столетия, попытался заставить своих современников отказаться от пассивности, апатии, безразличия, восславил внутреннюю свободу человека.

 


Читайте:



Как разгадывать ребусы с буквами и

Как разгадывать ребусы с буквами и

Ребус - это особый вид загадок, в которых загаданные слова зашифрованы с помощью последовательности картинок, букв, цифр и других символов. Для...

Шкала электромагнитных волн Воздействие метровых волн

Шкала электромагнитных волн Воздействие метровых волн

Урок по физике в 11 классе «Путешествие по шкале электромагнитных волн» с использованием проектной технологии и ИКТ» Учитель физики МОУ...

Афоризмы и цитаты о жизни со смыслом

Афоризмы и цитаты о жизни со смыслом

Предлагаем вам почитать цитаты про жизнь. Здесь собраны фразы, афоризмы, цитаты о жизни великих людей и обычных. Среди цитат про жизнь есть цитаты...

Самые великие открытия и изобретения человечества

Самые великие открытия и изобретения человечества

За последние несколько веков мы совершили бесчисленное множество открытий, которые помогли значительно улучшить качество нашей повседневной жизни и...

feed-image RSS