Разделы сайта
Выбор редакции:
- Как улучшить качество пения Дрожь в голосе
- Афоризмы и цитаты о жизни со смыслом
- Самые великие открытия и изобретения человечества
- Иван Крузенштерн: человек и пароход Человек и пароход кофе
- Фрегат "Аврора" назван в честь Демидовой соименницы Зари и Крейсер "Аврора" после её смерти От деревянных фрегатов к стальным крейсерам
- Когда наполеон вернулся с эльбы год
- Монровия Монровия столица
- Рыцарь брунсвик. Сказки старой праги. Как загадать желание
- Мощные землетрясения в мире за последние пять лет (2004–2010)
- Чем отличается круг от шара?
Реклама
Реквием проблематика. Сочинения. Композиция поэмы «Реквием» Анны Ахматовой |
Сочинение Все времена имеют своих летописцев. Хорошо, если их много - тогда у читателей их произведений возникает возможность взглянуть на события с разных сторон. А еще лучше, когда эти летописцы (пусть они даже не носят это название, а считаются поэтами, прозаиками или драматургами) имеют великий талант, способен передать не только фактографию, а внутренние пласты того, что происходит: философский, этический, психологический, эмоциональный и т.п. Именно таким поэтом - летописцем была Анна Ахматова. Не легкой была ее жизнь. На судьбу “музы плача” выпала революция и гражданская война, репрессии сталинских времен и потеря мужа (которого расстреляли), голод, замалчивание, попытки дискредитации ее как поэта. Но она не сдалась, не убежала, не эмигрировала, а продолжала оставаться со своим народом. В самом начале ее творчества ничто не свидетельствовало о том, что когда-нибудь Анна Ахматова будет в состоянии написать поэму “Реквием”. Ничто, кроме великого таланта. Не случайно она (как и М. Гумилев) была признана одним из лидеров акмеизма, одного из модернистских течений “Серебряного века” русской поэзии, одним из принципов которого было (по мнению Огородного) брать в искусство те мгновения, которые могут быть вечными. Совершенная поэтическая техника, что культивировалась в среде акмеистов, и типичная для них склонность к широкому обобщению дополняла все в Ахматовой, которая сначала ограничивалась традиционной для поэтесс темой любви и тонкой психологией. Но жизнь вносила свои коррективы в тематику, не давала исчерпываться личными проблемами, тем более, что причины трагедий Анны Ахматовой были и причинами трагедий всего народа. И личное сплеталось с общим, а поэтический талант разрешал превращать страдание в несравненные строки стихов. Я была тогда с моим народом, Так, она всегда была там, где тысячи обычных советских женщин, и отличалась от их лишь тем, что имела возможность поэтически срисовать то, что видела. Поэма “Реквием”, одно из центральных произведений всего творчества Анны Ахматовой. Была написана после того, как поэтесса “провела семнадцать месяцев в тюремных очередь в Ленинграде”. Поэма состоит, будто из отдельных стихотворений, не имеет внешне построенного сюжета, но на самом деле композиция ее довольно четкая, а переход от одного эпизода-мгновения создает даже определенное сквозное действие. Прозаичный отрывок “Вместо предисловия” объясняет, откуда возник замысел, “Посвящение” декларирует авторское отношение к теме и собственно то, о чем будет идти речь в основной части, но уже в “Посвящении” вместо местоимения “я” стоит “мы”: Мы не знаем, мы повсюду те же, Итак, Анна Ахматова рассказывает не только о себе, ее лирическая героиня - это, кроме нее, еще и все “невольные подруги”, что прошли кругами ада от ареста близких людей до ожидания приговора. “Нет, это не я, это кто-то другой страдает”, - не только отстраняется от собственного состояния души, а снова намек на обобщение. Разве можно определить, о ком именно речь идет в строках: Ахматова создает обобщенный портрет всех женщин, что разделили с ней такую же судьбу. … Безвинная корчилась Русь Только память такого масштаба, только боль поэта, которую читатели смогут почувствовать, как свою собственную, может и выступят предохранителем для предотвращения таких трагедий в будущем. Нельзя забывать страшные страницы истории - они способны развернуться снова. Но чтобы не забывать, надо знать об их существовании. И хорошо, что среди сотен официальных поэтов, что прославляли советский строй, обнаружился один ” рот, которым прокричал стомиллионный народ”. Этот отчаянный вопль сильнее всего, так как кто его слышал, едва ли забудет, если есть у него сердце. Именно этим поэзия бывает иногда важнее истории: узнать о каком-либо факте - не то же самое, что почувствовать его душой. И именно поэтому любая власть, основанная на насилии, старается уничтожить поэтов, но, даже убивая их физически, все таки оказывается неспособной принудить их замолчать навсегда. Другие сочинения по этому произведениюИ безвинная корчилась Русь... А. А. Ахматова. «Реквием» Анализ поэмы А. А. Ахматовой «Реквием» Анна Ахматова. «Реквием» Голос поэта в поэме Ахматовой «Реквием» Женские образы в поэме А. Ахматовой «Реквием» Как развивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»? Как разворачивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»? Литература XX века (по произведениям А. Ахматовой, А. Твардовского) Почему А. А. Ахматова выбрала именно такое название для своей поэмы «Реквием»? Поэма "Реквием" Поэма "Реквием" А.Ахматовой как выражение народного горя Поэма А. Ахматовой «Реквием» Развитие трагической темы в поэме А. Ахматовой «Реквием» Сюжетно-композиционное своеобразие одного из произведений русской литературы XX века Тема материнского страдания в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой "Реквием" Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Трагедия народа - трагедия поэта (поэма Анны Ахматовой "Реквием") Трагедия поколения в поэме А. Ахматовой "Реквием" и в поэме А. Твардовского "По праву памяти" Трагизм поэмы А. Ахматовой «Реквием» Художественные средства выражения в поэме "Реквием" А. Ахматовой «Я была тогда с моим народом...» (по поэме А. Ахматовой «Реквием») Мои размышления о поэме Анны Ахматовой «Реквием» Тема родины и гражданского мужества в поэзии А. Ахматовой Тема памяти в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДЕЯ И ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЕ В ПОЭМЕ "РЕКВИЕМ" Поэзия Ахматовой - лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной и величественной эпохи (А.Т. Твардовский) «Это было когда улыбался только мертвый спокойствию рад» (мое впечатление от прочтения поэмы А А Ахматовой «Реквием») Проблематика и художественное своеобразие поэмы А Ахматовой "Реквием" Трагедия народа в поэме Ахматовой «Реквием» Создание обобщенного портрета и проблемы исторической памяти в поэме Ахматовой «Реквием» Тема реквиема в творчестве Ахматовой Роль эпиграфа и образ матери в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Она "Ахматова" первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично (К.И. Чуковский) "Звезды смерти стояли нал нами..." (По поэме А.Ахматовой Реквием) Художественные средства в поэеме "Реквием" А.А. Ахматовой Поэма «Реквием» А Ахматовой как выражение народного горя Как развивается трагическая тема в "Реквием" А. Ахматовой Трагедия личности, семьи, народа в поэме Ахматовой «Реквием»В 1987 году советские читателе впервые познакомились с поэмой А. Ахматовой «Реквием». Для многих любителей лирических стихотворений поэтессы это произведение стало настоящим открытием. В нем «хрупкая… и тоненькая женщина» - как назвал ее в 60-е годы Б. Зайцев - издала «вопль - женский, материнский», ставший приговором страшному сталинскому режиму. И через десятилетия после написания нельзя читать поэму без содрогания в душе. В чем заключалась сила произведения, которое более двадцати пяти лет хранилось исключительно в памяти автора и 11 близких людей, которым она доверяла? Это поможет понять анализ поэмы «Реквием» Ахматовой. История созданияОснову произведения составила личная трагедия Анны Андреевны. Ее сына, Льва Гумилева, арестовывали трижды: в 1935, 1938 (дали 10 лет, потом сократили до 5 исправительно-трудовых работ) и в 1949 (приговорили к расстрелу, затем заменили ссылкой и позже реабилитировали). Именно в период с 1935 по 1940 годы и были написаны основные части будущей поэмы. Ахматова сначала предполагала создать лирический цикл стихотворений, однако позже, уже в начале 60-х годов, когда появилась первая рукопись произведений, пришло решение объединить их в одно произведение. И действительно, на протяжении всего текста прослеживается неизмеримая глубина горя всех русских матерей, жен, невест, испытавших страшные душевные муки не только в годы «ежовщины», но и во все времена существования человечества. Это показывает анализ «Реквиема» Ахматовой по главам. В прозаическом предисловии к поэме А. Ахматова рассказала о том, как ее «опознали» (примета времени) в тюремной очереди перед Крестами. Тогда одна из женщин, очнувшаяся от оцепенения, на ухо - тогда все так говорили - спросила: «А это вы можете описать?» Утвердительный ответ и созданное произведение стали выполнением великой миссии настоящего поэта - всегда и во всем говорить людям правду. Композиция поэмы «Реквием» Анны АхматовойАнализ произведения следует начинать с осмысления ее построения. Эпиграф, датированный 1961 годом, и «Вместо предисловия» (1957 год) свидетельствуют о том, что мысли о пережитом не покидали поэтессу до конца жизни. Страдания сына стали и ее болью, которая не отпускала ни на миг. Далее следуют «Посвящение» (1940), «Вступление» и десять глав основной части (1935-40 годы), три из которых имеют название: «Приговор», «К смерти», «Распятие». Завершает поэму двухчастный эпилог, носящий в большей мере эпический характер. Реалии 30-х годов, расправа над декабристами, вошедшие в историю стрелецкие казни, наконец, обращение к Библии (глава «Распятие») и во все времена ни с чем не сравнимые страдания женщины - то, о чем пишет Анна Ахматова «Реквием» - анализ названияЗаупокойная месса, обращение к высшим силам с просьбой о благодати для усопшего… Великое произведение В. Моцарта - одно из любимейших музыкальных произведений поэтессы… Такие ассоциации вызывает в сознании человека название поэмы «Реквием» Анны Ахматовой. Анализ текста подводит к выводу, что это скорбь, поминовение, печаль по всем «распятым» в годы репрессий: тысячам погибших, а также тем, у кого от перенесенных страданий и мучительных переживаний за своих родных «умерла», окаменела душа. «Посвящение» и «Вступление»Начало поэмы вводит читателя в атмосферу «осатанелых лет», когда великое горе, перед которым «гнутся горы, не течет великая река» (гиперболы подчеркивают его масштабы) вошло чуть ли не в каждый дом. Появляется акцентирующее внимание на всеобщей боли местоимение «мы» - «невольные подруги», стоявшие у «Крестов» в ожидании приговора. Анализ поэмы «Реквием» Ахматовой привлекает внимание к необычному подходу в изображении любимого города. Во «Вступлении» кровавый и черный Петербург представляется измученной женщине лишь «ненужным привеском» к тюрьмам, разбросанным по всей стране. Обыденным делом, как ни страшно, стали «звезды смерти» и предвестники беды «черные маруси», разъезжающие по улицам. Развитие главной темы в основной частиПоэму продолжает описание сцены ареста сына. Не случайна здесь перекличка с народным плачем, форму которого использует Ахматова. «Реквием» - анализ поэмы это подтверждает - развивает образ страдающей матери. Темная горница, оплывшая свечка, «смертный пот на челе» и страшная фраза: «за тобой, как на выносе, шла». Оставшись одна, лирическая героиня в полной мере осознает ужас случившегося. Внешнее спокойствие сменяется бредом (2 часть), проявляющимся в сбивчивых, недосказанных словах, воспоминанием о былой счастливой жизни веселой «насмешницы». А дальше - бесконечная очередь под Крестами и 17 месяцев мучительного ожидания приговора. Для всех родных репрессированных он становился особой гранью: до - еще сохраняется надежда, после - конец всей жизни… Анализ поэмы «Реквием» Анны Ахматовой показывает, как личные переживания героини все больше приобретают вселенские масштабы человеческого горя и невероятной стойкости. Кульминация произведенияВ главах «Приговор», «К смерти», «Распятие» эмоциональное состояние матери достигает апогея. Что ее ожидает? Смерть, когда уже не страшит ни снаряд, ни тифозный чад, ни даже «верх шапки голубой»? Для героини, утратившей смысл жизни, она станет спасением. Или безумие и окаменевшая душа, позволяющие забыть обо всем? Невозможно передать словами то, что чувствует в такое момент человек: «… это кто-то другой страдает. Я бы так не могла…». Центральное место в поэме занимает глава «Распятие». Это библейская история распятия Христа, которую переосмыслила Ахматова. «Реквием» - анализ состояния женщины, навсегда потерявшей ребенка. Это миг, когда «небеса расплавились в огне» - признак катастрофы вселенского масштаба. Глубоким смыслом наполнена фраза: «А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел». И слова Христа, пытающегося утешить самого близкого человека: «Не рыдай мене, Мати…». Как приговор любому бесчеловечному режиму, обрекающему мать на невыносимые страдания, звучит «Распятие». «Эпилог»Анализ произведения Ахматовой «Реквием» завершает определение идейного содержания заключительной его части. Автор поднимает в «Эпилоге» проблему человеческой памяти - только так можно избежать ошибок прошлого. А еще это обращение к богу, но просит героиня не за себя, а за всех, кто был с ней рядом у красной стены долгих 17 месяцев. Вторая часть «Эпилога» перекликается с известным стихотворением А. Пушкина «Я памятник себе воздвиг…». Тема в русской поэзии не новая - это определение поэтом своего назначения на Земле и некое подведение творческих итогов. Желание Анны Андреевны - чтобы памятник, воздвигнутый в ее честь, стоял не на берегу моря, где она родилась, и не в саду Царского Села, а у стен Крестов. Именно здесь она провела самые страшные дни своей жизни. Так же, как тысячи других людей целого поколения. Значение поэмы «Реквием»«Это 14 молитв», - так сказала о своем произведении в 1962 году А. Ахматова. Реквием - анализ подтверждает данную мысль - не только по сыну, но по всем безвинно уничтоженным, физически или духовно, гражданам большой страны - именно так воспринимается читателем поэма. Это памятник страданию материнского сердца. И страшное обвинение, брошенное в адрес созданной «Усачом» (определение поэтессы) тоталитарной системы. Долг будущих поколений - никогда не забывать об этом. Текст сочинения: Хотела бы всех поименно назвать,
Для них создала я широкий покров
Права на сочинение "Проблематика и художественное своеобразие поэмы А. Ахматовой "Реквием"" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на КОНСПЕКТ УРОКА Цель урока Личностный результат – осознавать трагедию страны в эпоху сталинских репрессий, необходимость сохранения памяти о страшных годах в истории страны, ценность демократического общества. Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи. Предметный результат – знать историю создания поэмы А. Ахматовой «Реквием», жанровые и композиционные особенности произведения, связанные с особенностями повествования, видеть связь поэмы с произведениями устного народного творчества, соотносить оценку критиков с собственной оценкой, строить развёрнутое связное высказывание. 1. Организационный момент Цель этапа: Создание рабочей обстановки на уроке, формулировка темы и цели. Деятельность учителя Сообщение темы урока. Добрый день. Продолжая изучать творчество А.А. Ахматовой, сегодня знакомимся ещё с одним её произведением – поэмой «Реквием». Итак, тема урока – Тема суда времени и исторической памяти в поэме А.А. Ахматовой «Реквием». Попробуйте сформулировать цель урока. Деятельность учащихся Формулировка цели урока на основе объявленной темы. Возможные ответы учащихся Так как поэма называется «Реквием», в теме обозначены понятия «суд времени», «историческая память», необходимо на примере художественного текста показать большую значимость нравственных ориентиров для человека, особенно в трагические годы 2. Проверка домашнего задания (выяснить значение слова «реквием» и определить роль топонима Фонтанный Дом в жизни Ахматовой) Цель этапа: Проверка домашнего задания позволяет создать проблемную ситуацию на уроке, что способствует повышению мотивации учащихся, повысить интерес к личности А. Ахматовой, к событиям, описанным в поэме. Деятельность учителя Рассказ об истории создания и публикации поэмы «Реквием». Задание для учащихся: Почему окончательный вариант названия поэмы – «Реквием»? Важно, чтобы учащиеся смогли понять широкий исторический, общественно значимый аспект поэмы Ахматовой. Над лирическим циклом «Реквием», который позднее Ахматова назовёт поэмой, она работала в 1934-40 гг. и в начале 60-х гг. «Реквием» заучивался наизусть людьми, которым Ахматова доверяла, а таких было не более десяти. Рукописи, как правило, сжигались, и только в 1962 году Ахматова передала поэму в редакцию «Нового мира». К этому времени поэма уже имела широкое хождение среди читателей в самиздатовских списках (в некоторых списках поэма носила конкурирующее название – «Фонтанный дом»). Один из списков попал за границу и впервые был опубликован отдельной книгой в 1963 году в Мюнхене. С публикацией «Реквиема» творчество Ахматовой обретает новый историко-литературный и общественный смысл. Объясните, почему в окончательном варианте поэма носит название «Реквием» (не «Requiem », не «Фонтанный Дом»)? Деятельность учащихся Деятельность учащихся основана на выполнении домашнего задания – работа со словарём, со справочной литературой. Возможные ответы учащихся Реквием – католическое богослужение по умершим, а также траурное музыкальное произведение. Ахматова нередко называет поэму по латыни – «Requiem ». Латинский текст: «Requiem aeternam dona eis , Domine » («Вечный покой даруй им, Господи!») Фонтанный Дом – так называлась усадьба графа Шереметева (чтобы отличать её от других петербургских), это место жительства Ахматовой в Ленинграде. Сейчас это дом-музей Ахматовой. Фонтанный Дом воспринимался современниками не как реальное место обитания Ахматовой, а как образ, непосредственно связанный с её поэзией. Это понятие не столько географическое, сколько поэтическое. Вероятно, использовался как символ творчества для поэтессы. Здесь был написан «Реквием». Латинское название поэмы могло вызвать литературные и музыкальные ассоциации («Реквием» Моцарта, «Моцарт и Сальери» Пушкина). Очевидно, в названии «Фонтанный Дом» было бы очень много личного, а значит, неясного для читателя. В латинском варианте много отстранённости. Русский вариант, не нарушая широких культурных ассоциаций, содержит в себе обобщение, символ Смерти и Памяти. Эпиграф к поэме был дописан в 1961 году. Таким образом, содержание поэмы нельзя сводить к личной трагедии, это «народная» поэма, историческая. Деятельность учителя В случае, если класс не смог дома найти информацию, предлагается в классе поработать со словарём – определить значение слова «реквием», вспомнить материал предыдущих уроков о жизни Ахматовой, где указывалось место её жительства в Ленинграде – Фонтанный Дом. 3. Изучение нового учебного материала. Цель этапа: Развитие навыков анализа поэтического текста. Деятельность учащихся Изучение поэмы Ахматовой предлагается учащимся осуществить в группах. Рассмотреть, в каких главах наиболее остро звучит проблема исторической памяти и суда времени (в главах, написанных от лица матери, от лица историка, от лица поэта). Подумать, зачем автору понадобилось такое многоголосие. Какие литературные традиции продолжает Ахматова в своей поэме. Решить проблему: на самом ли деле, по словам А.И. Солженицына «Это была трагедия народа, а у вас – только трагедия матери и сына»? На данном этапе урока во время работы с текстом формируется читательская компетенция учащихся (умение выбирать материал, соответствующий задачам, анализировать, выделять главное). Кроме того, работая в группах, учащиеся общаются между собой, обрабатывая информацию, доносят её до каждого члена группы (формирование коммуникативной компетенции учащихся). Для более успешного выполнения задания учащимся предлагается заносить результаты наблюдений в тетрадь. Каждой группе предлагаются опорные вопросы. 1 группа Чьи традиции продолжает А. Ахматова, говоря о роли поэта в жизни общества? Как названо место и время в этих главах? Почему опосредованно? Какие общекультурные образы появляются в этих главах? Какова роль этих образов? Гневный голос поэта – страдающего гражданина своей страны – слышится в шести главах поэмы. Ахматова, продолжая пушкинскую традицию (роль поэта – «глаголом жечь сердца людей»), уже в эпиграфе заявляет о своей позиции – «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». Ахматова не называет в эпиграфе точного места и времени – «я была тогда с моим народом, там , где мой народ, к несчастью, был». «Тогда» – «в страшные годы ежовщины», «там» - в лагере, за колючей проволокой, в ссылке, в тюрьме – значит вместе; не говорит «на родине» - создаёт образ через отрицание «не под чуждым небосводом». «Вместо предисловия» - это своего рода завещание поэту, наказ «написать». Завещание – потому что все стоящие в этой очереди отчаялись, живут в своём мире страха. И только поэт, разделяя судьбу народа, может громко заявить о происходящем. Эта часть поэмы идейно перекликается с пушкинскими строчками: «Тогда стоящая за мной женщина спросила меня на ухо: - А это вы можете описать? И я сказала: - Могу.» Правдиво отражать реалии жизни, даже в ситуации, когда люди боятся об этом говорить – вот задача поэта. Этот голос, описывающий события словно «со стороны», зазвучит в 10 главе, которая является поэтической метафорой: поэт, увидев как бы со стороны, передаёт всю трагедию, происходящую с Матерью. Каждая из матерей, потерявших сына, подобна Богоматери, и нет таких слов, которые способны передать её состояние, ощущение ею вины, её бессилие при виде страданий и смерти сына. Поэтическая параллель продолжается: если Иисус погиб, искупая все грехи человечества, то за что погибает сын, чьи грехи он должен искупить? Не палачей ли своих? Богоматерь уже много веков оплакивает каждого невинно гибнущего ребёнка, и любая мать, теряющая сына, степенью своей боли близка к ней. И в «Эпилоге» (в 1 его части) мать вновь уступает поэту право повествовать: «И я молюсь не о себе одной, а обо всех, кто там стоял со мною и в лютый холод, и в июльский зной под красною, ослепшею стеною.» что-то изменить сложно – остаётся только молиться. Вторая группа Какова жанровая особенность глав, написанных от лица матери? Какую лексическую особенность глав можете отметить? Какие литературные ассоциации можете назвать? Возможный вариант ответа группы: Голос матери слышится в семи главах (1,2, 5-9). Этот рассказ о прошедшем, о своей судьбе, о судьбе сына монотонный, как молитва, напоминает причитание или плач: «Буду я, как стрелецкие жёнки, под кремлёвскими башнями выть» (написан в соответствии с традициями фольклорных жанров: обилие повторов – тому подтверждение: «тихо» - «тихий», «жёлтый месяц» - «жёлтый месяц», «входит» - «входит», «эта женщина» - «эта женщина»; появление образов реки, месяца). Приговор судьбы уже осознан: безумие и смерть как высшее счастье воспринимаются и спасение от ужаса жизни. Природные силы предрекают тот же самый итог. Каждая из глав монолога матери становится всё более трагичной. Особенно поражает лаконизм девятой: смерть не приходит, память жива. Она становится главным врагом: «Надо память до конца убить». И на помощь не приходят ни поэт, ни историк – горе матери очень личное, она страдает одна. Третья группа Как представлена эпоха, описываемая историком? В каких главах? Какие реалии подчёркивают достоверность описываемых событий? Возможный вариант ответа группы Исторические реалии растворены во многих главах. Когда всё происходит? «В страшные годы ежовщины». Где? «Там, где мой народ, к несчастью, был» - в России, в Ленинграде. Непосредственно голос историка слышен в двух главах – во «Вступлении» и во второй части «Эпилога». Эпоха, в которую суждено страдать народу, описана достаточно образно и зримо, очень жёстко: «… безвинная корчилась Русь под кровавыми сапогами и под шинами «чёрных марусь»». Кто жертва? Весь народ, «осуждённых полки». Кто палач? Он только однажды назван: «Кидался в ноги палачу». Он один. Зато есть его помощники, разъезжающие на «чёрных марусях». Их определяет только одна деталь – «верх шапки голубой». Поскольку они нелюди, о них больше нечего сказать. Палач не назван, но ясно: он – Хозяин страны. В последней главе представлена история истерзанной души народа: одна половина его в тюрьмах – это мужья и сыновья, другая половина – в тюремных очередях, это матери и жёны. В этой очереди вся Россия. Результат наблюдения всех групп может быть следующим: В поэме заметно противоречие: мать мечтает о забвении – это единственная возможность перестать страдать, поэт и историк призывают память на помощь – без неё нельзя сохранить верность прошлому ради будущего. 4. Закрепление учебного материала Цель этапа : Закрепление материала, формирование ценностно-смысловых компетенций. Учащимся предлагается сделать вывод на основе проведённых наблюдений, высказать своё согласие или несогласие со словами А.И. Солженицына. Ответ мотивировать. В каких главах наиболее остро звучит проблема исторической памяти и суда времени (в главах, написанных от лица матери, от лица историка, от лица поэта). Зачем автору понадобилось такое многоголосие? Какие литературные традиции продолжает Ахматова в своей поэме? Решить проблему: на самом ли деле, по словам А.И. Солженицына «Это была трагедия народа, а у вас – только трагедия матери и сына»? Возможно, учащимся сложно будет однозначно ответить: чей «голос» в поэме является определяющим, и этот факт лишний раз доказывает: поэма не о личной трагедии женщины, как утверждает А..И. Солженицын. Поэма о трагедии всего народа. И решалась она в соответствии с традициями литературы (перекличка с поэзией Пушкина, с устным народным творчеством). Память является определяющим фактором. Две тысячи лет назад народ осудил на казнь сына Божьего, предав его. А теперь весь народ, предавая друг друга, спешит казнить. По сути палачи – сами люди. Они молчат, они терпят, они страдают, они предают. Поэт описывает происходящее, испытывая чувство вины за народ. Слова «Реквиема» обращены ко всем согражданам. Тем, кто сажал, и тем, кто сидел. И в этом смысле это глубоко народное произведение. В небольшой по объёму поэме показана горькая страница жизни народа. Три голоса, звучащие в ней, сплетаются с голосами целого поколения, всего народа. Автобиографическая линия только делает картины всеобщей глобальной более проникновенными и личными. 5. Задание на дом Цель этапа: Актуализировать знания учащихся по ранее изученному материалу, соотнести рассмотренный на уроке материал с заданиями ЕГЭ по русскому языку и литературе. Учащимся предлагается вспомнить произведения русской литературы, поднимающие ту же проблему, что и поэма А.А. Ахматовой «Реквием», прокомментировать эту проблему, объяснить её актуальность.
А. А. Ахматова начала писать свою поэму «Реквием» в 1935 году, когда ее единственный сын Лев Гумилев был арестован. Вскоре его освободили, но он еще дважды подвергался аресту, тюремному заключению и ссылке. Это были годы сталинских репрессий. Как... Анне Андреевне Ахматовой суждено было прожить долгую жизнь, исполненную такого же трагизма, как и ее время. Ей пришлось пережить две мировые войны, революции, сталинские репрессии. Про Ахматову можно сказать, что она была свидетелем величайшей народной... Начало жизни сулило Анне Ахматовой счастливую судьбу, блестящее будущее. В ней рано пришла всероссийская известность, после выхода ее первой книги о ней заговорила вся читающая Россия. Однако жизнь обошлась с ней чудовищно жестоко. Ахматова пережила... |
Популярное:
Кислотно-щелочной баланс организма – рН |
Новое
- Афоризмы и цитаты о жизни со смыслом
- Самые великие открытия и изобретения человечества
- Иван Крузенштерн: человек и пароход Человек и пароход кофе
- Фрегат "Аврора" назван в честь Демидовой соименницы Зари и Крейсер "Аврора" после её смерти От деревянных фрегатов к стальным крейсерам
- Когда наполеон вернулся с эльбы год
- Монровия Монровия столица
- Рыцарь брунсвик. Сказки старой праги. Как загадать желание
- Мощные землетрясения в мире за последние пять лет (2004–2010)
- Чем отличается круг от шара?
- Иосиф Сталин: достижения политические и экономические, вклад в историю Кто такой сталин для детей