Разделы сайта
Выбор редакции:
- Что такое материя и антиматерия?
- Африка полезные ископаемые
- Макс вебер направление или теория
- Десятичные дроби, определения, запись, примеры, действия с десятичными дробями Дроби десятичные числа простоты
- Презентции на тему афганистан, афганская война, скачать бесплатно к классному часу
- Евгений белаш мифы первой мировой
- Что помешало спасти "титаник"
- Конкурсы Английские конкурсы для детей
- Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать
- Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году
Реклама
Потешка музыканты как у нашего соседа. Народные потешки как средство развития образной речи детей. Потешки для детей дошкольного возраста в повседневной жизни |
Татьяна Кабарухина
Доклад на тему «Народные потешки как средство развития образной речи детей » Воспитатель : Кабарухина Т. Н. МБДОУ № 17, г. Таганрог. Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка . Развитие речи идёт в нескольких направлениях : совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на обращённую к ним образную речь . Важно, чтобы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка . Образную речь ребёнка развивают на основе активизации его образного мышления , воображения . В процессе обучения дети овладевают умением использовать в монологической речи несложные образные описания , сравнения, эпитеты, а также различные интонационные оттенки. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом . Исследования психологов и педагогов показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности. Образная речь является составной частью культуры речи . Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи , что является основой воспитания и обучения детей . Важнейшими источниками развития выразительной детской речи являются произведения художественной литературы, устного народного творчества , в том числе и малые фольклорные формы. Знакомство с малыми фольклорными формами влияет на понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, синонимов и антонимов) . Народные потешки представляют собой прекрасный речевой материал. С их помощью возможно развивать фонематический слух , т. к. они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией. Всё это способствует образности речи дошкольников . Среди выразительных средств языка определённое место занимают олицетворения и фразеологизмы, в самом значении которых заложены предпосылки образности , эмоциональности. Рассмотрим на примере потешек . В потешке Ай, качи-качи-качи! Глянь-баранки, калачи! Глянь-баранки, калачи! С пылу, с жару из печи. С пылу, с жару из печи- Все румяны, горячи. Налетели тут грачи, Подхватили калачи. Нам осталися Ба-ра-а-а-ночки! Используются повторы, фразеологизмы «с пылу, с жару» и олицетворения «налетели тут грачи, подхватили калачи» . При чтении потешки дети представляют себе вкусные и румяные калачи, баранки «с пылу, с жару из печи» , что способствует развитию фантазии и образному мышлению детей . Наличие повторяющейся фонемы-ч-, звукоподражаний (ай, качи, качи, качи, звукосочетаний – чи-ка- (качи, калачи, из печи, горячи, грачи) способствуют развитию фонематического слуха, а так же развитию речи детей . В потешке Пошёл котик на торжок, Купил котик пирожок, Пошёл котик на улочку Купил котик булочку. Самому ли есть, Либо Бореньке снесть? Я и сам укушу, Да и Бореньке снесу. Так же присутствует олицетворение : котик «очеловечивается» - «покупает» пирожок и булочку, «идёт» на торжок, на улочку. В стихотворении решается вопрос : или самому съесть булочку и пирожок, или Бореньке снесть. В следующей строчке даётся ответ : и самому отведать, и Бореньку угостить. Потешка как будто подсказывает образец поведения для детей – что нужно делиться с другими. Чёткая рифмо-ритмическая структура (пирожок – торжок, улочку – булочку, есть - снесть) потешки , её лаконичность, приобщают детей именно к такой форме изложения собственных мыслей. В потешке Улитка, улитка! Покажи свои рога, Дам кусок пирога. Пышки, ватрушки Сдобной лепёшки Высуши рожки. Через монолог с улиткой происходит знакомство детей с разнообразными хлебо-булочными изделиями : пирогами, пышками, ватрушками, сдобными лепёшками и т. д., особенно любимыми русским народом . Наличие повторяющихся фонем : - р -; - г- (рога, пирога, - ш (пышки, ватрушки, лепёшки) способствует развитию фонематического восприятия. Чёткая рифмо-ритмическая структура потешки создаёт бодрое и радостное настроение у детей , учит ясно и лаконично излагать свои мысли. В потешке «Сегодня день целый Все звери у дела» все звери выполняют дела, связанные с жизнью человека. Они как бы «очеловечиваются» : лисичка-сестричка шубку подшивает; медведь сапог подбивает; медведица Маша варит детям кашу; зайчиха метёт метёлкой; кошка лыки дерёт, коту лапотки плетёт; кулик ходит с посошком; сорока-белобока (фразеологизм) мушек отгоняет. В потешке содержится информация о жизни и быте людей, но чтобы донести её в более интересной и доступной форме для детей , автор – народ использует образы животных , которые «очеловечиваются» и выполняют действия, которые присущи человеку. А так же смысл потешки в том , что нужно трудиться, заниматься полезным делом, чтобы преобретать жизненный опыт, умения и навыки, необходимые для жизни. Композиционная целостность потешки , её чёткий ритм, наличие рифмы учат детей лаконично и выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать речь. В потешке «Идёт лисичка по мосту, Несёт вязанку хворосту Зачем ей хворост? Печь топить. Зачем ей печь? Обед варить. Зачем обед? Гостей кормить. А гости кто? Медведь с женой. Да ёж, да кот, Да мы с тобой.» В форме вопросов и ответов происходит знакомство детей с окружающим миром «для чего что нужно» . Лисичка предстаёт перед нами в образе хозяйки , которая готовит обед для гостей, и в число гостей входят и читатели – «да мы с тобой» . В потешке «Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Деткам спать не даешь» эпитеты «золотой» , «масляна» , «шелкова» используются в переносном значении и помогают передать образ петушка , как красивой, гордой птицы, которая очень важна для людей в домашнем хозяйстве. Ведь петушок рано встает, голосисто поет, будит людей на работу и дает возможность иметь у людей на столе куриные яйца. В словах петушок, гребешок, головушка, бородушка использованы суффиксы ок, ушк с уменьшительно-ласкательным значением, что позволяет передать любовь и уважительное отношение людей к петушку, не смотря на то, что он «деткам спать не дает» . В потешке «Сидит белка на тележке, Продает она орешки : Лисичке – систричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку» используется прием олицетворения; белка как бы очеловечивается : она «сидит» на тележке, «продает» орешки, а так же используются фразеологизмы : лисичка-сестричка, заинька усатый, мишка толстопятый; в словах : лисичка-сестричка, заинька, зобок, лапочка есть суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, что характерно для устного народного творчества . Четкий ритм, лаконичность повествования служат примером для лаконичной, четкой речи детей . В потешке «Кисонька-Мурысенька» автор – народ так же использует прием олицетворения. Кисонька-Мурысенька отождествляется с хозяйкой, которая, прежде чем испечь прянички, идет на мельницу, чтобы смолоть муку, и только потом печет прянички. Но вкусные прянички она ест одна. В последней строчке мы «слышим» прямое указание, которое повторяется два раза : Не ешь одна! Не ешь одна! Как это было в потешке «Тили-бом! Тили-бом! Загорелся Кошкин дом, Идет дым столбом! Кошка выскочила! Глаза выпучила!» Здесь особенно ярко виден прием олицетворения. «Бежит курочка с ведром Заливать Кошкин дом, А лошадка – с фонарем, А собака – с помелом, Серый заюшка – с листом. И огонь погас!» Прием «опускания» глаголов - действия, прием повтора слов придают стихотворению четкий ритм, динамику, стройность, кажется, что все пришло в движение, все спешат потушить пожар. Даже слова «Тили-бом! Тили-бом!» звучат, как звон колокола. Чему учит потешка ? Народная мудрость гласит : нужно помогать друг другу в трудную минуту, особенно во время пожара. Если ты поможешь, то помогут и тебе. Взаимовыручка, взаимопомощь – всегда были основой взаимоотношений русских людей. В потешке «Водичка, водичка Умой мое личико. Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок» вода «оживает» , автор – народ обращается к ней , как к «мыслящему существу» : оживают роток и зубок. В словах водичка, личико, щечки, роток, зубок используются суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, которые подчеркивают бережное отношение к себе, к своему организму. В потешке говорится о пользе умывания для здоровья человека и, вообще, о ценности человеческой жизни. Чем лучше человек будет заботиться о своем организме, тем он дольше проживет – в этом заключается народная мудрость . В потешке «Как у нашего соседа Весела была беседа : Гуси – в гусли, Утки – в дудки, Овцы – в донцы, Тараканы – в барабаны» так же используется прием олицетворения. Мы как будто слышим целый оркестр, в котором гуси «играют» на гуслях, утки «дудят» в дудки, овцы «стучат» в донцы, тараканы «бьют» в барабаны. В потешке ощущается народный юмор , желание повеселить других людей, это подкреплено ритмом, рифмой и композиционной четкостью. Желание представить этот веселый «оркестр» развивает воображение и образное мышление детей . В потешке «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу, Он играет во трубу, Во серебряную» тоже есть олицетворение. Ворон превращается в музыканта-трубача и «играет во трубу во серебряную» . Потешке особый ритм и напевность придают звукоподражания – ду-ду, ду-ду, ду-ду – и рифмы ду-ду; на дубу; во трубу, что позволяет усилить ее мелодичность, музыкальность, а «убаюкивающий» ритм делает ее похожей на колыбельную песню. Народные потешки позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи . Русские народные песенки , потешки , прибаутки развлекают и развивают ребенка , создают у него бодрое, радостное настроение, способствуют гармоничному развитию личности ребенка , способствуют образности речи дошкольников . МБДОУ «Детский сад № 290» Русские народные потешки Составила: Ленкова Е.А., музыкальный руководитель Ай качи качи качи Улитка, улитка, Высунь рога, Дам тебе пирога. Ледоход: лёд идёт. Вышел на берег народ, Смотрит, как река играет, Лёд в кусочки разбивает. Ах ты совушка-сова, Солнышко-ведёрышко, Как у нашего соседа Ах ты, свинушка С поросятками, Ты зачем ходила к речке За гусятками? В речке гусятки Купалися, А твои поросятки Забоялися! Ваня, Ваня, простота! На улице Заинька, выйди в сад, Заинька, сорви цвет, Заинька, свей венок, Заинька, попляши, Барашеньки - крутороженьки Скок-поскок, Ам! Ам! Ам! Ам! Ты вода-водица, Прилетели птички, Как на Ванькины именины Жили у бабуси Мыли гуси лапки Вот кричит бабуся: Выходили гуси, Жили у бабуси Мыли гуси лапки Вот кричит бабуся: Выходили гуси, У бабы Фроси пяток внучат. Стучит, бренчит по улице: Прибаутки и пестушки. Они не только позволяют общаться на каком-то подсознательном уровне ребенку и взрослому, но и несут много полезной, поучительной информации. А вот такой жанр фольклора, как потешки для детей, больше знаком нашим бабушкам и прабабушкам. Сейчас очень редко можно встретить молодую маму, которая бы, например, при пробуждении своего малыша мелодично рассказывала ему эти веселые стишки. А зря, ведь потешки – это те произведения, которые, если их часто проговаривать, «впитываются с молоком матери» и по истечении многих лет передаются своим детям, внукам. Потешки для детей раннего возрастаПожалуй, это самые известные стихи, которые принято рассказывать маленьким деткам в игровой форме. Они не только по содержанию очень забавны, но и несут в себе определенный багаж знаний, обучая полугодовалого карапуза, например, загибать поочередно пальчики или хлопать в ладоши. «Сорока» Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке) Кашу варила, Деток кормила. (загибают пальчики) Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: - Зачем дров не пилил? - Зачем воду не носил? «Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши) Ладушки-ладушки, где были? У бабушки! А что ели? Кашку! А что пили? Бражку! Кашка масленька! Бражка сладенька! Попили, поели, ш-у-у-у… Шуууу!!! Домой полетели! На головку сели! Русские народные потешки для детейС помощью этих веселых стихотворений росли не только наши бабушки и дедушки, но и далекие предки, поэтому при игре с ребенком можно использовать их тоже. Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что старинные русские потешки для современных детей все чаще больше непонятны, чем поучительны. И это не мудрено, ведь в них закладывался смысл повседневных дел, с которыми сталкивались люди, живущие в то далекое время, а также использовались слова, которые сейчас редко можно встретить в разговорной речи. Как у нашего соседа Весела была беседа: Гуси - в гусли, Утки - в дудки, Овцы - в донцы, Тараканы - в барабаны. Федя-Бредя Съел медведя, Упал в яму, Крикнул маму: "Ма-а-ма!" Как у нас-то козёл, Что за умный был: Сам и по воду ходил, Сам и кашу варил, Деда с бабой кормил. Потешки для детей дошкольного возраста в повседневной жизниВ педагогике этот жанр фольклора можно использовать довольно часто, ведь потешки в игровой форме помогают обучить ребенка. Эти стихи знакомят карапузов с тем, как надо умываться, купаться, причесываться, одеваться, принимать пищу и т.д. Этих стихотворных произведений настолько много, что при желании можно найти потешки практически на любой жизненный случай, который переживает малыш. Кроме этого, психологи рекомендуют взрослым, у которых растет маленький «нехочуха», обязательно заучить несколько потешек. Ведь согласитесь, всегда лучше отвлечь ребенка от нежелания что-то делать игрой, чем настоятельно требовать от него выполнения, например, Кто тут будет куп-куп, По водичке - хлюп-хлюп? В ванну быстро - прыг, прыг, В ванне ножкой - дрыг, дрыг! Будет мыло пениться, И грязь куда-то денется. Лепим, лепим пирожки, Замесили из муки, Сели мы на лавочку, Угостили бабушку, Побежали в огород, Там собрался весь народ, Вот котёнку пирожок, Вот утёнку пирожок, И Серёжке на зубок. Это - ложка, Это - чашка. В чашке - гречневая кашка. Ложка в чашке побывала - Кашки гречневой не стало! Ладушки, ладушки, С мылом моем лапушки. Чистые ладошки, Вот вам хлеб и ложки. Гимнастика и массаж с потешками Чтобы занятия физкультурой проходили в игровой форме, современными авторами были придуманы стихи, которые можно смело отнести к потешкам. С ними кроха с удовольствием будет просыпаться и потягиваться, заниматься гимнастикой и позволять себя массажировать. Они настолько просты и забавны, что со временем вы заметите, как ваш трехлетний малыш уже сам будет кого-то обучать, например, массажу с помощью этих стихов. Ушки-татушки, испекли ватрушки (водим ручками вверх-вниз, как музыкант, играющий на тарелках), На окно поставили (руки с определённым усилием опускаются на животик) Остывать оставили (машем ручками) А пшеничный пирожок - он на опарышке взмешён (нежно прощипать-промять от животика до плеч) Так высо-о-оконько-высок! (Ручки поднимаются к макушке) Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек) Поперек толстунюшки, А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками) А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки) А в ушки - слышунюшки, (мягко нажать на ушки) А в глазки - глядунюшки, (мягко нажать на глазки) А носику - сопунюшки, (мягко нажать на носик) А в роток - говорок, (мягко нажать на ротик) А в головку - разумок! (мягко нажать на лобик) Изучаем новые предметы при помощи потешек Русский фольклор, такой как потешки, отлично подходит для занятий с детьми, ведь он несет в себе обучающую информацию, которую очень легко запомнить детям. Такие стихи могут быть про разные части тела, овощи и фрукты, явления природы и т.д. Мы висели под дождём; Капал дождик ночью, днём, Чтоб краснели мы и спели, Чтоб скорей нас детки съели! Всех помыл нас дождь сейчас - Мы черешни - ешьте нас! Ротик мой умеет кушать, Нос дышать, а ушки слушать, Глазоньки моргать- моргать, Ручки - всё хватать-хватать. Солнышко-вёдрышко! Взойди поскорей, Освети, обогрей - Телят да ягнят, Ещё малых ребят. Играем с потешками Пожалуй, у малышей это самые любимые произведения, ведь с их помощью дети могут вдоволь насмеяться. Некоторые мамы и папы и не догадываются, что известный стишок «Идет коза рогатая», с помощью которого играют даже с самыми маленькими карапузами, тоже относится к этой группе малого фольклора. Эта потешка является одной из самых ярких представительниц описываемого жанра: легко запоминается, позволяет взрослому за короткий промежуток времени легко войти в контакт с ребенком, и несет массу положительных эмоций. Однако помимо таких стихотворений есть более сложные потешки, в которых активно задействованы как ребенок, так и взрослый. Игры на подушке (катая малыша по подушке, приговаривайте) Три-та-туш-ки! Три-та-туш-ки! Едет Настя на подушке! На подушечке верхом! Бух с подушки кувырком! Тушки! Тутушки! Сели на подушки. Пришли подружки, Столкнули с подушки. Тюшки, тютюшки! Веселы ли, душки? Подниму дочурку на крутую горку, Бух! Покатились - С горки свалились. Песни-потешки для детейВ основном потешки принято весело и задорно рассказывать, а не петь. Однако такое правило не распространяется на колыбельные. Психологами доказано, что дети, которые убаюкиваются под мамин голос, быстрее засыпают и лучше спят ночью. Поэтому красивую, легкую и мелодичную колыбельную должна знать каждая мамочка. Наступает ночка, Ты устала, дочка. Ножки бегали с утра, Глазкам спать давно пора. Ждёт тебя кроватка. Спи, дочурка, сладко.Вот глаза у нас какие: Голубые, голубые. Носик пуговкой у нас, Бровки ниточкой у глаз. Ушки маленькие, Губки аленькие. Шейка, щечки, лобик, ротик и наш пухленький животик. В заключение хочется отметить, что потешки – это отличная забава для игр с малышом. Они позволяют не только веселить карапуза, но и обучать его, а также становятся хорошими помощниками при разных жизненных ситуациях: малыш не хочет кушать – потешка приходит в помощь, кроха ударился – она жалеет и т.д. Ай качи качи качи Совушка-соваАх ты совушка-сова, Ладушки-ладушки!Ладушки-ладушки! Ам! Ам!Ам! Ам! Ам! Ам! Как у нашего соседаКак у нашего соседа Ваня-простота!Ваня, Ваня, простота! Солнышко-ведёрышкоСолнышко-ведёрышко, Вода-водицаТы вода-водица, КозёлКак у нас-то козёл, УлиткаУлитка, улитка, Как на Ванькины имениныКак на Ванькины именины Жили у бабуси два веселых гусяЖили у бабуси Мыли гуси лапки Вот кричит бабуся: Выходили гуси, Фома едет на курицеСтучит, бренчит по улице: Барашеньки — крутороженькиБарашеньки — крутороженьки Прилетели гусиБаю, баю, буси! У бабы ФросиУ бабы Фроси пяток внучат. 1) (в)виду2) (на)подобие3) (в)течение4) (на)счет7. В каком слове пропущена буква Е?1) ремонтировать в продолжени… месяца2) В продолжени… рассказа3) В течени… реки4) Ввиду плохой видимост... подскажите пожалуйста.Как указать в каких словах пропущена гласная в корне. как проверить обозначение на письме гласного звука в корнях этих слов?вкаком существительном пропущена гласная в суффиксе?как проверить его правописание?упр. пон..сла Красная Шапо..ка бабушке пир..жок и горшоч..к масла. Идет она лесом.А на встречу ей -Серый Волк. Вспомни о роли предлогов в словосочетании,предложении,об их написании со словами. -Запишите текст,вставляя предлоги,подходящие по смыслу. Отчего будет зависеть их выбор? Определите в составе каких словосочетаний входят употреблённые предлоги,поставь стрелки,надпиши вопросы. . Определи, в каком слове звуков больше, чем букв1) веер 2) дятел 3) орёл 2. В каком слове есть согласный звук [т]? 3. В каком слове все согласные звуки твёрдые? 4. Определи, какое слово перенесено верно: 5. Какое слово переносить нельзя? 6. Выбери верное утверждение: 7. В каком слове пропущен мягкий знак? 8. Укажи слово с разделительным мягким знаком 9. В каком слове допущена ошибка? 10. В каком слове пропущена буква ш? 11. Укажи номер буквы, которую нужно вставить в слова: 12. Укажи номер слова, в корне которого пропущена буква а 13. Из перечисленных слов выбери лишнее: Какая орфограмма пропущена в словах. пиро_ки, теле_ка, ме_ки, бума_ка 1) безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением 2) непроверяемая гласная в корне слова 3) непроизносимая согласная 4) парная согласная. | Укажи, с какой частью речи не употребляются предлоги. 1) имя существительное 2) имя прилагательное 3) глагол 4) местоимение. | Укажи, в каком случае имя существительное употреблено в родительном падеже. 1) купил бумагу 2) сделан из бумаги 3) нарисовал на бумаге 4) пошѐл за бумагой. | Укажи, каким членом предложения может быть существительное в именительном падеже. 1) определение 2) дополнение 3) обстоятельство 4) подлежащее. | Укажи, о какой части слова идѐт речь. Это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. 1) приставка 2) суффикс 3) корень 4) окончание. | |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Африка полезные ископаемые
- Макс вебер направление или теория
- Десятичные дроби, определения, запись, примеры, действия с десятичными дробями Дроби десятичные числа простоты
- Презентции на тему афганистан, афганская война, скачать бесплатно к классному часу
- Евгений белаш мифы первой мировой
- Что помешало спасти "титаник"
- Конкурсы Английские конкурсы для детей
- Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать
- Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году
- Примеры стилей текста: калейдоскоп вариаций речи