Главная - Гудмен Линда
Герои «Полтавы. Мазепа и Кочубей: политический детектив эпохи Войска Запорожского Дочь кочубея

«Мерзкий блуд есть, старых и мудрых таковоздание,
А тебе, старый бздуну, конец, вечное мучение».

И.Мазепа Дума «Старик с телом беседует». 1704 г.

Тема «последней любви» Мазепы, увековеченная в ряде литературных и музыкальных произведений, активно привлекается апологетами для создания позитивного имиджа гетмана-изменника. Речь идет о так называемой «любви гетмана Ивана Мазепы» и Мотри (Марии, Матрены) Кочубей – дочери генерального судьи Василия Леонтьевича Кочубея.

П.Григорьев. Мазепа и Мария

Но в то же время, любовные похождения Мазепы, как во времена его «польской молодости», так и в «глубокой зрелости», не очень выгодны для «реабилитаторов» Мазепы. Это отчасти понятно – история адюльтера пани Фальбовской, да и «кочубеев грех», вряд ли позиционируют гетмана как человека морального, коим его необходимо сделать в контексте создания «человечного образа». Проблему любви гетмана и последствий этой любви историки практически не рассматривают, оставляя ее изложение, трактовки и оправдание гетмана сочинениям беллетристическим, вроде трудов С. Павленко и ему подобных(1).

Одно из якобы изображений Марии Кочубей

Но еще существуют варианты сознательного смещения акцентов от «моральной составляющей». В своей книге «Мазепа», историк Т.Таирова-Яковлева в принципе опускает «романтические» эпизоды, и утверждает об использовании истории Мазепы и Мотри в политических замыслах самого Кочубея. «Роман с Мотрей, почему-то, как аксиома, считается преддверием и причиной доноса Кочубея (2). Между тем эти события разделяло более двух с половиной лет, весьма драматичных для судеб Украины и России. Мотря за это время успела выйти замуж за близкого Мазепе человека - генерального судью Василия Чуйкевича. Он был не просто старшиной, но бывшим дворским Ивана Степановича, возведенным им сперва в звание регента генеральной войсковой канцелярии, а потом уже генерального судьи. Кстати, Чуйкевич не покинет гетмана вплоть до Полтавской битвы. Так что причиной казни своего отца Мотря ни в коем случае не была. И разум от горя она не теряла, а наоборот - разделила судьбу своего мужа и была отправлена Петром в 1710 году в Сибирь (не смотря на «реабилитацию» своего отца), где, по-видимому, и умерла» (3).

Р.Штейн. Допрос Кочубея

Но сама Таирова-Яковлева зачастую путается в изложении фактов и собственных заключений. Так, описывая Мазепу в своей статье «Мотря Кочубей и ее любовь с гетманом Иваном Мазепой», она восклицает: «Дряхлым стариком в свои 65 лет, Мазепа отнюдь не был», и даже укрепляет свое заявление письмами Ж. Балюза(4). Но в другой своей книге, та же Таирова-Яковлева называет целую главу об этом периоде жизни гетмана «Больной старик», полностью посвятив ее описанием дряхлости и болезненности своего героя(5). Где же объективность госпожи Таировой?

Примечательно также, что Таирова-Яковлева убеждая своих читателей в набожности и необыкновенном отношении Мазепы к Православию пишет: «Помимо большой разницы в возрасте ситуацию усложняло то, что Мотря, как уже упоминалось, была крестницей Ивана Степановича и, по церковным канонам, они не могли пожениться. Правда, для всемогущего Мазепы, крупнейшего церковного мецената и личного друга всей украинской и русской духовной иерархии (и Стефан Яворский, и Феофан Прокопович во многом были именно ему обязаны своей блестящей карьерой) - это была решаемая проблема»(6). То есть, между прочим она заявляет, что каноны для «глубоко верующего Мазепы», могли решиться банальным путем – «по знакомству».


Казнь Кочубея. Кадр из фильма Ханжонкова "Мазепа" 1909

Но если Таирова лишь предполагает о такой возможности, то ее коллега О.Ковалевская, разумеется, без ссылок уверяет, что Мазепа так и сделал: «Хотя, взвесив силу своих чувств, гетман все же поднял вопрос перед иерархами церкви вопрос подобного брака»(7).

Для большинства подобных историков мазепинских сексуальных похождений, характерным являются претензии в адрес матери Мотри - Любови Кочубей, которая радикально препятствовала связям престарелого гетмана и их несовершеннолетней дочери. «Роковую роль здесь играла Любовь Кочубей, женщина с сильным, но склочным характером, имя которой не раз упоминается в источниках в связи с конфликтами», - указывает Таирова-Яковлева(8). В данном случае историк попросту повторяет слова самого Мазепы, который уверял Кочубея: «…что причиною его неприятностей – велеречивая жена его, на которую надобно бы наложить мундштук, как на лошадь. Он напоминает Варвару великомученицу, убегавшую от злого отца, советует Кочубею воздержаться от мятежнического духа, угрожает, что чрез его и жены его высокомерия он доживет до какой-нибудь беды»(9).

К.Рудаков Мария у Мазепы. Иллюстрация для поэмы Пушкина "Полтава"

Таким образом, вновь моральные устои того времени, да и современности, библейская заповедь «почитай родителей своих», сводится любителями Мазепы к некой нудной пуританской истине о некой мифической праведности. О какой морали может идти речь, если мазепинцы забирают у родителей их Богом данное право? Между тем, натиск Мазепы на сознание Мотри Кочубей, которое он приправлял, то письмами, то воздыханиями, то кольцами и бусами, просьбы прислать ему фетиши (прядь волос, ночную рубашку)(10) , нельзя назвать иначе как домогательство, которое в чрезмерно цивилизованных и «правогарантных» странах, наказывается посредством уголовных законов.

Однако стоит возвратиться к законам церковным, которые в эпоху Мазепы были серьезным руководством к действию. Например, каноны Трулльского Собора, отнюдь не поддерживающие прелюбодеяния и брак с крестными детьми. Недаром ведь так возмущался отец Мотри: « ...Егда же предаст гробу жену свою, тогда новую изобретает на мя вражду, прельщая мя, устрашая, моля и смертию прещаше, дабы вторую дщерь мою девицу ему же восприемлемую от Св. Крещания духовную дщерь взяти могл в супружество. Какую диавольским действом возбудити мне печаль, дабы аз явлен бых всея вселенные законопреступный отец и маловерный христианин, како бы желание свое исполнити зело о том мне насилствуя и много шатаяся явне не взмогх»(11).

Так видят Марию-Мотрю современные украинские фотохудодники, выпустившие эротический календарь (fotomag/com.ua)

Очевидная греховодность Мазепы подвергается тщательному и безапеляционному выхолащиванию. Согласно ответам О.Ковалевской на ее собственные вопросы, Мотре, как оказывается, было не 16 лет, когда в нее влюбился престарелый гетман. Предмету страсти гетмана стукнуло то ли 18, то ли 20. То есть вопрос о педофилии снимается, как бы «академическим замечанием» историка. Но Ковалевская идет дальше и указывает, что «Их отношения до конца были корректными. Это была любовь, которая не знает старости, для которой нет границ. Для него эти чувства были вызовом его возрасту, а для нее стали возможностью признать его мудрость»(12). Наверное из соображений корректности Мазепа оставил потомкам письмо, где обращаясь к Мотре пишет: «За тим целую уста коралевии, ручки беленькие и все члонки тельца твоего беленького, моя любенько коханая»(13).

Вопрос в том, может ли стать свидетельством «корректных отношений» ситуация, когда «любящий Мазепа», отдал приказ пытать и жестоко казнить отца своей возлюбленной, автор книги тоже не указывает.
Между тем, ответственность за деяния подобные мазепинским описаны еще в «Русской правде» (Редакція IV. ОУСТАВ(Ъ) ВЕЛИКОГ(О) 1 КН(Ѧ)ЗѦ ӔРОСЛАВА 2. Руська правда К., 1935): «112 Иже поиметь коумоу свою женѣ, по законоу людскомоу носа ѡбѣма оурѣзати и разлоучити ӕ . 113 Аще ли дщерь свою поиметь ѿ с(вѧ)тог(о) кр(е)щ(е)ниӕ, соуд(ъ) тот же, по людскомү, ӕко и коумомъ, ӕкож(е) прежде рекохом(ъ). 114 Иже съ моужатою женою ѡбрѣтаєтсѧ, носа ѡбѣма оурѣзати, да биєтасѧ; иже самъ моужь застоупить, да биєть, а ѡба и пса оуверзести»(14).


Домовая церковь во имя Марии Египетской диканьского дворца Кочубеев, где родственники два столетия молились о спасении заблудшей души родственницы. Фото 1912г.

Особенности морального облика Мазепы подтверждают и некоторые заключения его биографов, хотя в них тоже наблюдается отсутствие связи. Речь идет о взаимоотношениях Мазепы и княгини Дольской, о которых О.Ковалевская пишет, что свои политические дела, гетман и княгиня для конспирации «выдавали за интимные» (15).

Однако Т. Таирова-Яковлева пишет, что не исключает и «романтический характер их отношений», описывая как гетман называет княгиню «голубкою» и приводит слова Войнаровского, что «Дольская обещала выйти замуж за Мазепу. Возможно Мазепа нашел в княгине утешение после неудачного романа с Мотрей»(16). На это намекает и С.Павленко(17).

Так или иначе, но описывая трагические отношения Мазепы и дочери Кочубея, допуская грубые несоответствия, а зачастую просто выдумывая факты, пытаются создать своему герою более удобную позу. Но в этой позе сложно исправить очевидную распущенность и развращенность, безнравственность и безбожие, В этой позе не исправить ни замученного на плахе Василия Кочубея, ни исковерканной судьбы самой несчастной Мотри.

Ссылки
1. http://www.umoloda.kiev.ua/number/1424/169/50154/
2. Таирова-Яковлева Т.Г. Мазепа. М. Молодая гвардия, 2007 С.201
3. Таирова-Яковлева Т.Г. Указ.соч. С.165
4. Таирова-Яковлева Т.Г. Мотря Кочубей и ее любовь с гетманом Иваном Мазепой. Петербургские славянские и балканские исследования, 2007 №1-2. С.101
5. Таирова-Яковлева Т.Г. Иван Мазепа и Российская империя. История «предательства». М. 2011 С.288-314
6. Таирова-Яковлева Т.Г. Мотря Кочубей и ее любовь с гетманом Иваном Мазепой. Петербургские славянские и балканские исследования, 2007 №1-2. С.101
7. Ковалевська О. Іван Мазепа у запитаннях та відповідях. К. 2008 С. 61
8. Таирова-Яковлева Т.Г. Указ. соч. С.101-102
9. Костомаров Н.И. Мазепа. М., 1992, С.207-208
10. Костомаров Н.И. Указ.соч. С.206
11. Костомаров Н.И. Указ.соч. С.205
12. Ковалевська О. Іван Мазепа у запитаннях та відповідях. К. 2008 С. 62
13. Цит по. Костомаров Н.И. Мазепа. М., 1992, С.206
14. http://litopys.org.ua/yushkov/yu08.htm
15. Ковалевська О.Указ соч. С.84
16. Таирова-Яковлева Т.Г. Иван Мазепа и Российская империя. История «предательства». М. 2011 С.338

Эта трагическая любовная история началась спокойно и мирно. Впрочем, все любовные истории имеют начало с непредсказуемыми последствиями. Та, о которой пойдёт речь, относится к первой половине XVIII в., когда любовь ещё считалась одним из благородных, светлых чувств, а честь девушки ценилась превыше всего.

«Богат и славен Кочубей» - так начинается пушкинская «Полтава», и с этих оптимистических строк начинается повествование о трагической судьбе этой семьи. Василий Леонтьевич Кочубей вёл свой род от беков татарской орды, кочевавших в степях между Днестром и Днепром ещё в XVI в.

Своим прямым предком он считал Кучук-бея (в пер. с тюркского - «кочевой князь»), приехавшего на русскую службу в Малороссию и принявшего христианство с именем Андрей.

Внук Андрея - Василий - родился около 1640 г. Как отмечают исследователи, выдающимися способностями он не отличался, зато был трудолюбив и прекрасно знал канцелярскую службу. В 1681 г. Кочубей занял должность регента войсковой канцелярии, через шесть лет - генерального писаря. Дружба с гетманом Украины Иваном Мазепой позволила ему в 1694 г. стать генеральным судьёй.

Богат и славен Кочубей.
Его луга необозримы;
Там табуны его коней
Пасутся вольны, нехранимы.
Кругом Полтавы хутора
Окружены его садами,
И много у него добра,
Мехов, атласа, серебра
И на виду, и под замками.

А пришло всё это богатство с лёгкой руки Мазепы, с которым Кочубей участвовал в военных походах, а также выполнял его деликатные поручения. В частности, будущий судья составил донос на гетмана Ивана Самойловича и его сыновей-полковников с обвинением в разных злоупотреблениях и присвоении войсковых денег. Самойловичей отправили в Сибирь и конфисковали их огромные богатства, часть которых осела в карманах Мазепы и Кочубея.

Так! Было время: с Кочубеем
Был друг Мазепа; в оны дни
Как солью, хлебом и елеем,
Делились чувствами они.

Позднее гетман и судья породнились: племянник Мазепы Обидовский женился на старшей дочери Кочубея, Анне, а младшей Матрёне (Мотре) Мазепа стал крёстным отцом. Гетман был первым гостем в доме генерального судьи, где подрастала его крестница. Из прелестной девочки она превращалась в юную красавицу.

…в Полтаве нет
Красавицы, Марии равной.
Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной.
Как тополь киевских высот,
Она стройна. Её движенья
То лебедя пустынных вод
Напоминают плавный ход,
То лани быстрые стремленья.
Как пена, грудь её бела.
Вокруг высокого чела,
Как тучи, локоны чернеют.
Звездой блестят её глаза;
Её уста, как роза, рдеют.

«Кочубеева дочь» Матрёна - это прототип пушкинской красавицы Марии. Сегодня мы можем только предполагать, как выглядела девушка, её портрет не сохранился. Правда, у исследователей есть две фотокопии с предполагаемых образов Матрёны.

На одном из них мы видим девушку в богатом наряде с затейливым головным убором, распущенными волосами, лицо без намёка на живое чувство, которым наполнена пушкинская Мария. На другом она же - в традиционной украинской рубахе с копной чёрных уложенных короной волос и с таким усталым, печальным взглядом!

Часто захаживая в гости, гетман радовал крестницу подарками, то серёжки привезёт, то перстенёк; хвалил Матрёну, пускаясь с ней в долгие разговоры, отмечал скромность, разумность девушки.

В 1702 г. Мазепа похоронил свою жену и вдовствовал два года, было ему в ту пору за шестьдесят. Привязанность к шестнадцатилетней родственнице казалась всем понятной. (Отношения крёстных, родителей и крестников - духовное родство, они опекают крестников, пока те не встанут на ноги, а потом крестники заботятся о своих крёстных.) И вдруг словно громом ударило Кочубеев: «За ней сам гетман сватов шлёт».

И, вся полна негодованьем,
К ней мать идёт и, с содроганьем
Схватив ей руку, говорит:
«Бесстыдный! старец нечестивый!
Возможно ль?.. нет, пока мы живы,
Нет! он греха не совершит.
Он должен быть отцом и другом
Невинной крестницы своей…
Безумец! на закате дней
Он вздумал быть её супругом».

Гнев жены Кочубея Любови Фёдоровны был понятен каждому. Брак крёстных родителей с крёстными детьми строго запрещался церковью, это приравнивалось к кровосмесительству.

Неведомая сила буквально отшвырнула вчерашних друзей друг от друга. Родители заперли влюблённую Матрёну («То молча плача, то стеня,/Мария не пила, не ела,/Шатаясь, бледная как тень…»), а гетмана уже было невозможно остановить. Его лазутчики тайно проникали в дом Кочубеев, неся Матрёне подарки и любовные послания. Наконец Мазепа предлагает деньги - тысяча, три, десять тысяч червонцев - целое состояние! За одну тысячу можно было построить большой дом или церковь. В письмах он называет её: «Ваша Милость» и «разлюбезная Мотронько», просит прислать хоть рубашку с тела, хоть монисто или прядь волос, девушке под таким напором устоять было трудно.

Конечно, гетман не был рыцарем, каким представляла его Матрёна. Он умел быть красноречивым, обаятельным, мог поразить изысканным комплиментом и вести долгие разговоры о военных походах и битвах, оставаясь при этом расчётливым, холодным и беспринципным человеком. И, скорее всего в этом, а не в церковном запрете, который для гетмана могли и отменить, заключалась главная причина отказа Кочубеев. Родители пытались образумить дочь, кто-кто, а они-то знали, что представляет собой Мазепа.

…Что он не ведает святыни,
Что он не помнит благостыни,
Что он не любит ничего,
Что кровь готов он лить как воду,
Что презирает он свободу,
Что нет отчизны для него.

И вот для Матрёны наступает решающий момент - на призыв Мазепы она отвечает согласием.

И вскоре слуха Кочубея
Коснулась роковая весть:
Она забыла стыд и честь,
Она в объятиях злодея!

Матрёну не остановило ни преступление перед верой, ни возможное проклятие отца, ни всеобщее осуждение. Словно молодой рыцарь увозит Мазепа возлюбленную в свой дом, и автор «Полтавы» вопрошает: «Кому ты в жертву отдана?»

Иван Степанович Мазепа-Колединский был польским шляхтичем украинского происхождения и православного вероисповедания. Точный год рождения его не установлен, исследователи называют 1633, 1639 или 1644 гг. Родился Мазепа в селе Мазепинцы недалеко от Белой Церкви, на подвластной Польше территории Правобережной Украины. В молодые годы Иван попал ко двору польского короля Иоанна-Казимира и служил у него комнатным дворянином. Польская шляхта не очень-то жаловала украинцев, открыто презирая их, доставалось и Мазепе. Однажды во время очередного издевательства над ним в колледже иезуитов, где учился Иван, он обнажил шпагу, что считалось преступлением, достойным смерти. Но король пощадил молодого человека, рассудив, что поступил он не умышленно, и удалил его из дворца. Мазепа уехал в имение своей матери на Волынь. Там с ним случилась любовная история, которую Иван помнил долго.

Рядом с имением его матери жил некто пан Фальбовский, человек пожилых лет, женатый на молодой девице. Познакомившись с ней, Мазепа завёл интрижку, о которой вскоре стало известно мужу. Однажды, выехав из дома, Фальбовский заметил ехавшего за ним слугу - оказалось, что он везёт письмо от пани к Мазепе, в котором та извещала любовника, что муж уехал. Спрятавшись в кустах, Фальбовский стал ждать возвращения слуги с ответом. Через какое-то время слуга передал пану записку, в которой Мазепа писал, что приедет тотчас.

Появившийся Иван был остановлен, и обманутый муж показал ему записку.

«Я в первый раз еду», - оправдывался Мазепа.

«Много ли раз, - спросил Фальбовский у слуги, - был этот пан без меня?»

«Сколько у меня волос на голове», - с улыбкой ответил слуга.

Тогда Фальбовский приказал раздеть Мазепу донага, вымазать его дёгтем и вывалять в перьях, в таком виде Иван был привязан к своей лошади лицом к хвосту. Несколько ударов кнутом - и лошадь понеслась во всю прыть домой через кустарники. В исцарапанном и окровавленном человеке прислуга едва узнала своего господина.

Не всегда «дамы сердца» приносили пылкому любовнику такие огорчения, чаще помогали делать карьеру.

А сколько их было?

Недаром пушкинская Мария ревниво спрашивает: «Ты пил недавно, знаю я,/Здоровье Дульской. Это новость;/Кто эта Дульская?»

О чём же говорят документы?

В одну из поездок в Польшу в 1706 г. Мазепа встретил некую вдову, похоронившую двух мужей. Темпераментная и моложавая пани Дульская приглянулась гетману, но важнее было то обстоятельство, что она имела родство с польским королём Станиславом Лещинским. Прекрасная полька быстро оценила мужское обаяние и далеко идущие планы украинского гетмана. Дружбу она готова была скрепить законным браком, но при условии: Мазепа должен привести Украину под польско-шведскую корону.

Ах, если бы знать об этом Матрёне, тогда, возможно, его пылкие речи не смущали бы её слух, не клялась бы она любимому.

Мария.

Я близ тебя не знаю страха -
Ты так могущ! О, знаю я:
Трон ждёт тебя.

А если плаха?

С тобой на плаху, если так.
Ах, пережить тебя могу ли?
Но нет: ты носишь власти знак.

До нас дошло больше десятка портретов Мазепы, но среди них практически нет похожих, он словно человек с множеством лиц.

Его кудрявые седины,
Его глубокие морщины,
Его блестящий, впалый взор,
Его лукавый разговор…

Таким он и был в жизни: на Украине одним, в России другим, с поляками и шведами третьим, а с Матрёной уж точно ни на кого не похожим, влюблённым рыцарем.

После приключения с пани Фальбовской Мазепа ушел к казакам на правый берег, служил у гетмана Павла Тетери, а потом у Петра Дорошенко. Во время службы женился на богатой вдове Фридкевич, у которой от первого брака был сын. Мазепа вёл сложную, даже не двойную, а тройную игру, постепенно, что называется, по головам, поднимаясь по карьерной лестнице. Вот он уже правая рука Дорошенко в звании генерального писаря, а после неприятной истории с арестом и поездкой в Москву - домашний учитель сыновей Ивана Самойловича, гетмана Левобережной Украины. В короткое время Мазепа стал генеральным есаулом (важнейший чин после гетмана), а в 1687 г., написав донос и устранив Самойловича, получил бунчук и булаву - символы власти гетмана. Богатство, о котором так долго мечтал Иван, хлынуло бурным потоком, обычным делом для Мазепы стало казнокрадство.

Встреча с Петром I изменила жизнь гетмана. И хотя вначале он оставался преданным фавориту царевны Софьи Василию Голицыну, в последствии перешёл на сторону царя, в буквальном смысле очаровав его.

После участия 15 тысяч казаков в Азовских походах положение Мазепы упрочилось, Пётр I щедро наградил гетмана и его полковников, самолично вручив им шёлковые материи и собольи меха. А 1700 г. Мазепа стал одним из первых кавалеров ордена Андрея Первозванного, высшей награды Империи. Положение стало меняться с началом Северной войны. Колеблясь между Швецией, Польшей и Россией, Мазепа выбирает себе в покровители шведского короля Карла XII.

Давно замыслили мы дело;
Теперь оно кипит у нас.
Благое время нам приспело;
Борьбы великой близок час.
Без милой вольности и славы
Склоняли долго мы главы
Под покровительством Варшавы,
Под самовластием Москвы.
Но независимой державой
Украйне быть уже пора:
И знамя вольности кровавой
Я поднимаю на Петра.

Но вернёмся к любовной истории, переживаемой Иваном Степановичем на закате дней. Любовь Мазепы к «кочубеевой дочери» оказалась роковой. Зачем нужна была гетману юная Матрёна? Ответа мы уже не узнаем. Поверив коварному, холодному сердцем человеку, Матрёна погубила себя. Въехав в дом Мазепы хозяйкой, она надеялась стать ему женой. Но не тут то было!

Прожив у обольстителя неделю или месяц, какая теперь разница, Матрёна была возвращена в родной дом. «Зачем же ты меня не любишь?» - спрашивает отвергнутая Мотря. Отец с матерью, понимая истинное отношение гетмана к ней, донимали дочь упрёками. А Мазепа слал ей письма: «Никого ещё на свете я так не любил, как вас, и для меня было бы счастье и радость, если б вы приехали и жили бы у меня, но я сообразил, какой конец из этого может выйти, особенно при такой злобе и ехидстве ваших родителей. Пришло бы от Церкви неблагословение, чтоб вместе не жить, и где бы я тогда вас дел. Мне вас было жаль, чтоб вы потом на меня не плакали».

В украдкой переданных записочках Мазепа называет девушку «моё серденько», «моя сердечно коханна». В душе Матрёны любовь боролась с обидой: «Вижу, что Ваша Милость совсем изменилась своею любовью прежнею ко мне. Как знаешь, воля твоя, делай что хочешь!» А гетман в ответ: «Иди в монастырь, тогда я буду знать, что делать».

Кочубеям бы всё забыть, спасая репутацию дочери, представить дело так, что, мол, просто гостила Матрёна у крёстного отца. Но нет, они трубят на весь свет, что гетман обольстил их дочь, обесславил семью. Кочубей писал к Мазепе упрёки, а тот отвечал ему: «Ты упоминаешь о каком-то блуде; я не знаю и не понимаю ничего. Сам ты, видно, блудишь, слушаясь своей гордой, болтливой жены, которую, как вижу, не умеешь сдерживать».

Когда родители, пытаясь спасти честь дочери, находят ей жениха - полковника Чуйкевича - Мазепа советует не продешевить: «Вот подадимся под польскую корону, выдадим дочь твою за знатного шляхтича».

Эти слова стали последними в чаше терпения Кочубеев. То, что Мазепа предатель, жаждущий отколоть Украину от России, бывший друг Василий Кочубей знал давно. В его голове созрел план мести: обо всём написать Петру и отомстить за поруганную честь дочери.

…В руках московских палачей,
В крови, при тщетных отрицаньях,
На дыбе, корчась в истязаньях,
Ты проклянёшь и день, и час,
Когда ты дочь крестил у нас…

«Гетман самовольно распоряжается войсковою казною, берёт, сколько хочет и дарит, кому хочет», - писал в своём письме императору генеральный судья Кочубей. «Было бы довольно с него десяти городов Гадяцкого полка, с которых идут ему все доходы, кроме того, у него во власти есть волости и сёла значительные, а он берёт себе доходы с порукавичных и арендных с большим умножением… Прежде бывало, полковников избирали вольными голосами, а теперь гетман за полковничьи места берёт взятки». Факты, изложенные Василием Леонтьевичем, не подтвердились. Кочубей был арестован и выдан гетману, под пытками он «сознался в умыслах лукавых».

15 июля 1708 г. близ Белой Церкви Василий Кочубей был казнён: «Топор блеснул с размаху,/И отскочила голова». По приказанию вся семья Кочубеев была арестована, а имущество отобрано в пользу гетмана.

А Матрёна? Как она пережила смерть отца и крушение всей семьи, зная, что виной всему её любовь? В пушкинской «Полтаве» она сходит с ума:

Никто не ведал, не слыхал,
Зачем и как она бежала.

А в жизни… Существует две версии. По одной «кочубеева дочь» ушла в монастырь и там окончила свои дни. По другой - вышла замуж за Чуйкевича, который впоследствии оказался втянутым в заговор Мазепы. После измены и бегства гетмана она вместе с мужем была сослана в Сибирь, а после возвращения приняла постриг в монастыре.

Гетман Мазепа всё-таки перешёл на сторону шведского короля Карла XII и после поражения того под Полтавой бежал в турецкую крепость Бендеры, где вскоре скончался от старческого истощения.

Наталья ТРОПИНИНА,
учитель истории,
Москва

Костомаров И.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М., 2005.

Пушкин А.С. Полтава. / Любое издание

11 июля 2018, в 12:51

Некоторые личности оставляют такой глубокий след в истории, что отголоски их деятельности слышны даже не через десятилетия, а через века. Бесспорно, именно такой выдающейся личностью был Иван Мазепа - гетман войска Запорожского, талантливейший полководец, эрудит, владевший несколькими языками, философ и политик.


Портрет Ивана Мазепы. Осип Курилас


Когда Иван Мазепа впервые увидел шестнадцатилетнюю красавицу, дочь своего друга и соратника Василия Кочубея не дружескими, а мужскими глазами, ему было уже за шестьдесят. Любовь вспыхнула в его сердце мгновенно - а не зря говорят, что последняя мужская любовь по своей силе намного превосходит любовь первую…

Иван попросил у родителей руки Матрены, и те были шокированы: почти полувековая разница в возрасте, вдовство Мазепы и, наконец, самое главное, через что невозможно было переступить людям верующим, - Матрена была крестницей Ивана! А по церковным канонам брак между крестным и крестницей приравнивался к кровосмесительству!

Василий с женой ответили резким отказом, даже не спросив, что думает по этому поводу сама Матрена - а ей, несомненно, было что сказать. Статный Иван Мазепа с гордым взглядом давно будоражил душу черноокой красавицы, но она покорялась родительской воле, впрочем, до поры до времени…

Пока гетман, сердце которого пребывало в тяжкой тоске по поводу отказа, отсиживался в своем роскошном дворце, его разум прирожденного хитрого и умного политика искал выход из сложившейся ситуации. Матрена должна была принадлежать ему, но как? Каким образом завладеть девушкой - ведь в поместье Кочубеев ему после отказа и показаться зазорно?

По зимнему снежку к воротам усадьбы подкатили сани - то пан гетман прислал своему другу Василию подарок, воз свежей рыбы. Пока подношение сносили в кладовую, возница успел повидаться с Матреной и передать ей на словах то, что осторожный Мазепа не желал доверить бумаге - и правильно сделал. Ибо, попади его дерзкое предложение в руки родителей девушки или недругов самого гетмана, не миновать бы ему крупных неприятностей…

Предложение Мазепы заключалось в следующем: Матрена сама должна была сбежать к нему. А уж потом, для того чтобы сохранить перед обществом честь девушки, женитьба на ней станет просто необходимостью. Неизвестно, что больше подействовало на Матрену: первая страсть, от которой она буквально сгорала, общественное ли положение жениха (быть гетманшей - великая честь!) или же то, что Мазепа предлагал ей за побег десять тысяч червонцев - сумма невиданная по тем временам, куда больше сегодняшнего миллиона долларов!

За девушкой не следили - с момента неудачного сватовства времени прошло достаточно, слухи и толки улеглись, да она и не давала поводов для родительских подозрений… Матрена выбралась в поле через дыру в частоколе усадьбы, прыгнула в сани, еще пахнущие рыбой, и была такова.

Несмотря на то что Матрена жила во дворце Мазепы уже довольно долго, упрекнуть ни ее, ни гетмана-похитителя в разврате нет ни малейших оснований - дочь Кочубеев сохранила девичью честь. Но любовь, подкрепленная видом друг друга, разожгла в душах Ивана и Матрены такой пожар, что они поклялись любить друг друга вечно, несмотря ни на какие преграды и расстояния.

Кочубеи быстро обнаружили пропажу дочери, но догнать беглянку уже не смогли. Зато они прекрасно знали, где ее теперь искать. Да и сам Мазепа скоро осознал, какую кашу заварил, еще и втянул в нее невинную девушку! Учитывая высокое положение гетмана Украины, а также то, что у каждого гетмана найдется не одна сотня врагов, которые не преминут донести на него самому царю Петру, скорому на расправу, Мазепа начинает раскаиваться в том, что сделал. Ему уже не до брака с Матреной, и поэтому он решает уладить щекотливое дело миром, вернув девушку родителям.

Матрена плакала и умоляла не отсылать ее, но Мазепа скрепя сердце все же отправляет ее обратно. Беглянку ждал не самый радостный прием: родители были более чем уверены, что гетман натешился юным телом их дочери, остыл к ней и просто избавился от надоевшей наложницы. Матрена защищалась как могла - и не раз в пылу гнева кричала, что, несмотря ни на какие преграды, все же будет женой Мазепы! Стычки между девушкой и ее родителями были столь яростными, что доходило до рукоприкладства, а сама Матрена даже плевала в лицо родителям… Потрясенные поведением когда-то кроткой и любящей дочери, Кочубеи стали говорить, что гетман чем-то опоил, околдовал их дитя!

Несмотря на строгий надзор, влюбленные продолжали свои отношения - они переписывались. На сегодня известно двенадцать писем Мазепы к любимой. И каждое письмо гетмана - это потрясающая поэма в прозе… Но признания в любви не давали ответа на бесконечно мучивший Матрену вопрос: когда же они соединятся? Между тем уже было совершенно ясно, что этому не бывать никогда, поскольку сам Мазепа предпочел высокое положение своей последней, а Матрениной первой любви…

От любви до ненависти - всего один шаг. Матрена уже не сомневалась, что тот, кто клялся ей в вечной, неподвластной времени и расстоянию страсти, предал ее, променял на выгоды и свой высокий титул. Мазепа еще предпринимал шаги, чтобы помириться с Кочубеями, решить вопрос о женитьбе с церковью, прощупывал политическую почву, но все это было уже напрасно. Любовь Матрены не выдержала давления и испытаний, ниспосланных ей, и угасла навеки.

Внешне все наладилось: Кочубеи помирились со своим кумом и гетман даже виделся и разговаривал с Матреной, однако внутренние напряжения в этом многоугольнике все нарастали и нарастали. И хотя Василий Кочубей все еще оставался рядом со своим давним товарищем Иваном Мазепой, давал своему другу и куму разумные советы и поддерживал во всех начинаниях, в душе у отца Матрены было черным-черно. И Василий, и его жена были уверены в том, что Матрена, несмотря на все заверения в обратном, обесчещена. И кто теперь возьмет ее замуж с такой славой?

Ненависть семейства Кочубеев к Мазепе была столь сильной, что они решили уничтожить гетмана - и как политическую фигуру, и просто как человека, который воспользовался их безграничным доверием, а потом средь бела дня украл самое дорогое, что было… Однако своими руками делать такое было неразумно, и Кочубей пишет донос на гетмана самому царю, перечисляя в нем все настоящие и вымышленные вины, а также обвиняя Мазепу в том, о чем и подумать было страшно и чего мстительный Петр I уж точно бы не спустил - в государственной измене!

Доносчики не учли одного - несомненного ума царя Петра. Такое тотальное очернительство гетмана Ивана Мазепы, который всегда был у царя на хорошем счету, выглядело более чем подозрительно. И Петр приказывает провести дознание. Под пытками сам Василий Кочубей и полковник Искра, которого он втянул в заговор против Мазепы, признаются в том, что хотели оклеветать гетмана из мести. Царь передает закованных в кандалы Искру и Кочубея в руки Мазепы, и гетману не остается ничего иного, как казнить старых друзей, которых им же самим затеянный любовный роман превратил в его заклятых врагов…

Мазепа, не выдержав угрызений совести, решает кардинально поменять свою жизнь - он переходит на сторону шведского короля Карла. Однако судьба больше не покровительствует бывшему гетману: победоносный Карл терпит сокрушительное поражение под Полтавой. Мазепа бежит через море, в Турцию, где вскоре и умирает - от разбитого ли сердца, от крушения всех надежд, от бесславия ли… Или от всего этого разом.

Матрена Кочубей, жизнь которой сломали в самом начале ее цветения, ушла в монастырь, справедливо посчитав, что Бог никогда не предаст ту, что любит его больше жизни…

25 июля 1708 года недалеко от села Борщаговка Винницкой области был казнен генеральный судья войска Запорожского Василий Кочубей. Официальная версия гласит, что он знал о готовящемся заговоре гетмана Ивана Мазепы против Петра I и донес на Мазепу царю. Но Петр поверил гетману, и Кочубея казнили за клевету.

На самом деле эта история была куда сложнее и интереснее, чем многие считают. В ней было место и политическим интригам, и романтике. О Мазепе и Кочубее сегодня и поговорим.

Генеральный писарь

Предком Василия Кочубея был ногайский татарин Кучук-бей, который в свое время уехал в Украину, крестился, и стал родоначальником казацкого рода. Сам Василий Леонтьевич рос ребенком усидчивым и склонным к наукам. Повзрослев, он решил сделать чиновничью карьеру и пошел по «канцелярской линии», так как хорошо знал делопроизводство того времени.

Усидчивость и трудолюбие сделали свое дело. В 1687 году Кочубей стал генеральным писарем Войска Запорожского. Поначалу взаимоотношения с Мазепой у него складывались хорошие и продуктивные. Гетманом Левобережной Украины тогда был Иван Самойлович, против которого к 1687 году созрел заговор среди казацкой старшины. Участвовал ли Мазепа в этом заговоре - вопрос открытый. О его активном участии данных нет, но он точно о нем знал и не препятствовал заговорщикам.

Донос князю Голицыну, которые стал для Самойловича билетом в ссылку, написал именно новый генеральный писарь Василий Кочубей. После того как место гетмана занял Мазепа, он одарил семью Кочубеев деревнями (в том числе, кстати, и знаменитой благодаря Николаю Гоголю Диканькой), а вскоре сделал его генеральным судьей.

Ссора с Мазепой


Первым яблоком раздора между Мазепой и Кочубеем стало восстание казацкого канцеляриста Петрика Иваненко. Петрик выступал против связей Войска Запорожского с Москвой и предлагал заключить союз с Крымским ханством. Его поддержало всего пять сотен казаков, но и крымскому хану идея понравилась.

Благодаря поддержке хана Петрик попытался свергнуть Мазепу, но был разбит, и скрылся где-то в Приднестровье. Все бы хорошо, но племянница Кочубея была замужем за мятежным канцеляристом. Доподлинно неизвестно, пытался ли Кочубей оказать Петрику протекцию, но многие историки сходятся на том, что именно этот эпизод зародил в душе судьи неприязнь к Мазепе.

Последняя любовь гетмана

Еще одна, куда более серьезная история, повлиявшая на отношения гетмана и Кочубея, произошла в 1704 году. За два года до этого 65-летнии Мазепа овдовел. Его биографы пишут, что интереса к женщинам он, несмотря на почтенный возраст, не потерял. И, судя по всему, биографы не врут.

Дело в том, что после смерти жены гетман закрутил роман с 16-летней Мотрей, дочерью Василия Кочубея. Некоторые исследователи биографии Мазепы считают, что расчетливая Мотря хотела охмурить престарелого гетмана. Другие полагают, что это как раз Мазепа положил глаз на юную красавицу. Впрочем, может, это и правда была настоящая любовь.

Но Кочубей отказал Мазепе, когда тот пришел просить руки его дочери. Основным аргументом было, то, что Мазепа был крестным отцом Мотри и считался ее родственником. А по церковным канонам такой брак запрещен. Вполне возможно, что Кочубей руководствовался не церковными канонами, а чистой прагматикой. Где это виданно, чтобы жених был на полвека старше невесты?

И тут всех удивила сама Мотря, которая в один прекрасный день сбежала из дома, и поселилась у Мазепы. Но там она долго не задержалась. Во-первых, сам Кочубей поднял скандал и призвал Мазепу вернуть дочь в семью. А во-вторых, все-таки жить с юной девицей без венчания было гетману совершенно не к лицу, и он отправил ее домой. Впрочем, чувства Мазепы к Мотре так быстро не угасли, и он начал писать ей письма. Поначалу девушка отвечала, а потом перестала. Дальнейшая ее судьба неизвестна. Говорят, она вышла замуж за другого престарелого казацкого офицера.

Противостояние


В любом случае, конфликт между Кочубеем и Мазепой разгорелся, и его было уже не остановить. Внешне они сохраняли деловые отношения, но втайне друг друга не любили.

Нет никаких данных о том, что Кочубей начал писать доносы на Мазепу из желания отомстить. Вполне возможно, что он действительно был лоялен Москве и противился плану отделения Украины. Впрочем, переманить на свою сторону человека, у которого ты увел из дома дочь, шансов нет ни малейших.

В 1706 году Кочубей узнал о планах Мазепы бунтовать против Петра I. И уже спустя год передал первый донос в Москву через монаха Никанора. Петр доносу не поверил, но активных действий пока не решил не предпринимать, посмотреть, что будет дальше.

В 1708 году Кочубей состряпал очередной донос, которому в Москве опять не поверили, еще и сообщили об этом самому Мазепе. Вскоре Кочубея и его соратника полковника Искру арестовали. Допрашивали их царские чиновники. Под пытками Кочубей признал, что оговорил Мазепу. Вскоре обоих казнили.


А всего через пару месяцев доносы Василия Кочубея оказались правдивы. Мазепа действительно поднял восстание и нашел поддержку у шведского короля Карла XII. Петру I оставалось только признать свою ошибку. Ему неоднократно сообщали о том, что Мазепа не так уж верен Москве, и давно думает о независимой Украине. А он не верил, и последовательно казнил всех доносчиков. Такая вот ирония судьбы.

Восстание Ивана Мазепы не было успешным. И Москва оказалась слишком сильна, и единства среди Войска Запорожского не было. Многие казаки были напуганы амбициями Мазепы и не доверяли ему. А другие, как, например, Кость Гордиенко, желали видеть Украину независимой не только от России, но и от самого чересчур богатого и влиятельного гетмана Мазепы. Но это уже совсем другая история.

Мотря Кочубей и гетман Мазепа.(неизвестные художники.)

Историю любви пожилого украинского гетмана и 16-летней девушки не обошли вниманием А. Пушкин в «Полтаве», Д. Байрон в поэме «Мазепа», И. Перепеляк в «Последней любви гетмана», П. Чайковский в опере «Мазепа», Ю. Ильенко в фильме «Молитва за гетмана Мазепу», И. Репин в картине «Мотря Кочубей» и другие мастера литературы и искусства.

Была осень 1704 года, шла Северная война. Гетман Иван Мазепа возвратился из еще одного похода в свою резиденцию в Батурине. Компания прошла успешно. Мазепа по приказу Петра арестовал собственного давнешнего конкурента Палия, предводителя правобережного казачества.

Хотя это было изготовлено под видом выполнения требований Августа II, союзника Петра, однако на самом деле под контроль гетмана сейчас перебежала большая часть Правобережья, которую никто возвращать полякам не торопился.

Именно в это время, когда гетман Иван Степанович Мазепа достиг вершины своего могущества. На склоне лет своих, имея за плечами 65 лет, внезапно влюбился он в необычайно красивую девушку - Мотрю, дочь генерального судьи Войска Запорожского Василия Леонтиевича Кочубея.

В Батурине Мазепа в большинстве случаев жил не в собственной официальной резиденции, «дворце», размещавшемся в замке города, а в имении Гончарихе, в 2-ух километрах южнее города. Имение было широким. Гетман строил его с привлечением итальянских архитекторов.

Большой каменный 3-этажный дворец в стиле западного барокко позволял принимать всю старшину. Конкретно там располагалась библиотека Мазепы и коллекция западноевропейской живописи.

Также были построены древесная церковь, деревянные стенки с бастионами и земельные укрепления со рвом, ограждавшие местность «собственного сада» практически в 9 га, разбитого по приказу Мазепы. А далее имение переходило в широкий парк с дубравой, простиравшийся еще на 40 гектаров.

Соседом Мазепы был Василий Кочубей - обеспеченный и влиятельный казак, сначала генеральный писарь, а потом генеральный арбитр. Ему досталось бывшее здание генерального суда, которое Кочубей преобразовал в свою резиденцию и поселился там совместно со собственной семьей (у А.С. Пушкина они жили в Полтаве). От обители начинался парк Кочубея в 130 десятин. Дубовая аллея вела прямо от обители в глубину парка, туда, где он соединялся с парком Мазепы.

Дом Кочубея, построенный в конце 17 века, каким-то чудом сохранился.., это было здание суда, а не усадьба.
Сейчас в доме находится краеведческий музей. В экспозиции музея следует выделить любовную переписку гетмана Ивана Мазепы с дочерью Кочубея Мотрей.

Осенью 1704 г. Мазепа не раз бывал в доме собственного кума и соседа. Дела их, на вид самые гостеприимные и дружеские, по сути были далековато не ординарными.

В 1687 г. Кочубей, прошлый уже тогда генеральным писарем, выступил зачинателем доноса на гетмана И. Самойловича, рассчитывая на гетманскую булаву. Его надежды не оправдались: В. В. Голицын рекомендовал старшине выбрать И. Мазепу. Невзирая на щедрые пожалования, которые Мазепа получил для Кочубея в Москве, генеральный писарь затаил злость.
Отношения между ними были непростые.

О МАЗЕПЕ
В 1702 г. у Мазепы погибла супруга, тихая и неприметная Ганна Фридрикевич (в девичестве - Половец; Мазепа женился в 30 лет на вдове). Хотя она не игралась никакой приметной роли в Гетманщине, никогда не упоминалась в описании официальных церемоний, однако все же гетман, славившийся популярностью у дамского пола, хранил ей верность. По очень мере, никаких фактов романов Мазепы при жизни его супруги историками не найдено.

Сейчас положение в корне поменялось: гетман стал вдовцом и завидным женихом - обеспеченный, влиятельный сударь большого края, чувствовавший подъем актуальных сил и одушевление от достигнутого. Дряблым стариком в свои 65 лет Мазепа никак не был.

Французский посол Жан Балюз, побывавший в Батурине как раз в месяцы, когда развивался роман с Мотрей, оставил последующее описание гетмана: «Взгляд у него грозный, глаза блестящие, руки тонкие и белоснежные, как у женщины, хотя тело его сильней, чем тело германского рейтара, и он красивый наездник».

О Мотре Кочубей

Она обладала благородным, норовистым характером. Умная, острая на язык, быстрая мыслями и поступками, решительная девушка легко подчинила сердце опытного в амурных делах мужчины.
Мотря была красивой и образованной девушкой. А. С. Пуш­кин в поэме «Полтава» так охарактеризовал ее:

И то сказать: в Полтаве нет
Красавицы, Марии равной.
Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной.
Как тополь киевских высот,
Она стройна. Ее движенья
То лебедя пустынных вод
Напоминают плавный ход,
То лани быстрые стремленья.
Как пена, грудь ее бела.
Вокруг высокого чела,
Как тучи, локоны чернеют.
Звездой блестят ее глаза;
Ее уста, как роза, рдеют.

Но и сама Мотрона не устояла перед удивительной силой гетманских чар! Об умении Ивана Мазепы обольщать женщин неоднократно упоминали его современники. Французский посол Бонак писал в одном из писем: «Как я слышал, гетман Мазепа, кроме других своих черт, привлекает легко к себе своим очарованием женщин, как того хочет».

Такое сочетание мужской силы, стальной воли, ясного разума, непомерной власти, богатства с легкостью сразило Мотрю. К тому же Кочубеевна была девушкой образованной, разбирающейся в литературе (одним из подарков гетмана к ней станет «книжечка»), так что эрудиция, начитанность Мазепы тоже оказали свое воздействие.

Мазепа получил прекрасное образование: он учился в Голландии, Италии, Германии и Франции, свободно владел русским, польским, татарским, латынью. Знал он также итальянский, немецкий и французский языки. Много читал, имел прекрасную библиотеку на многих языках. Его любимая книга - «Государь» Никколо Макиавелли.

В конце концов, очередной фактор, который представляется очень принципиальным: все говорит о том, что Иван Степанович был от всей души влюблен. А страсть со стороны настолько известного человека не имела возможность не льстить самолюбию девушки. К тому же ухаживал он очень прекрасно.

Сохранившиеся письма Мазепы к Мотре, его переписка с Кочубеем позволяют очень тщательно восстановить события, разыгравшиеся в Батурине в конце 1704 года.
Меж гетманом и девушкой вспыхнул роман. Предания, сохранившиеся в Батурине, говорят про древний дуб на аллее, соединявшей имения Кочубея и Мазепы (в народе она и на данный момент называется «аллеей кохання»), в дупле которого влюбленные прятали потаенную переписку.

«Моя сердечно любимая Мотрононька! - пишет в одном из своих любовных писем Мазепа. - Поклон мой отдаю Вашей милости, мое сердечко, а при поклоне посылаю Вашей милости гостинца книжечку и обручик бриллиантовый, прошу это благодарно принять, а меня в любви своей непременно укрыть, даст Бог, с лучшим поздравлю, а за тем целую уста коралловые, ручки беленькие и все членики тельца твоего беленького, моя дорого любимая».

По мнению исследователей, Кочубеевна первой от­крыла овдовевшему Мазепе свои чувства. Убедившись, что чувства взаимны, она решила соединить судьбу с возлюбленным. Но когда по настоянию Мотри гетман в 1704 году заслал сватов, родители невесты воспротиви­лись.

Кроме большой различия в возрасте ситуацию усложняло то, что Мотря была крестницей Ивана Степановича и, по церковным канонам, они не имели возможность пожениться.

Роковую роль тут играла мать Мотри -Любовь Кочубей, женщина с сильным нравом, имя которой не раз упоминается в источниках в связи с конфликтами. Любовь была дочерью старенького полтавского полковника Жученко, с юношества привыкла к власти, чтоб все подчинялись ее воле.

Однако Мотря стояла на своём. Любовь Кочубей (Мазепа в собственных письмах называет ее мучительницей, за тиранское обхождение с дочкой) пренебрегала Мотрей, по неким показаниям, даже била. И все завершилось тем, что в один вечер девушка удрала к гетману.

Сколько она пробыла у Мазепы - непонятно, однако скоро он отослал ее назад к родителям в сопровождении стрелецкого полковника Григория Анненкова. Прощаясь в «покое мурованном», Мотря поклялась, «что хоть так, хоть этак будет, однако любовь наша не изменится». Мазепа подарил любимой брильянтовый перстень, «лучше и дороже которого у меня не имеется». Гетман целовал «беленькие ручки» и убеждал, что «если живой буду, то тебя не забуду».

Невзирая на всю силу любовного влечения («Моя сердечно возлюбленная, наймилейшая, наилюбезнейшая Мотроненько!.. Сама знаешь, как я сердечно, страстно люблю Вашу милость. Еще никого на свете я не обожал так»), Мазепа поступил великодушно.

Кочубей написал гетману письмо, заявляя, что предпочел бы погибель, чем постигший его позор. («О! горе мне маленькому и от всех оплеванному»). Он выл, что «надежды о дочери моей, будущей моей утехе, обернулась в плач», что его покрывает «горький срам и поношение» и он не может глядеть в лица человеческие.

Не меньше страдал и Мазепа («Сердечно от того болею, что... не могу глаз твоих и лица беленького видеть»). К этому времени, видимо, относится одна из 2-ух дошедших до наших дней дум, написанных Мазепой. Гетман обладал суровым литературным даром (об этом есть возможность судить как по его любовным письмам, так и по думе «Всі покою щиро прагнуть»), который отмечал еще А.С. Пушкин.

Чувствуя, что теряет любимую, разозленный Мазепа в предпоследнем письме прямо грозит своим врагам жестоко отомстить. И все-таки сквозь боль и гнев прорывается настоящее чувство - гетман искренне завидует собственным письмам, которых касается рука любимой, и страстно мечтает о встрече с ней.

"Что стыд Марии? Что молва?
Что для неё мирские пен,
Когда склоняется в колен
К ней старца гордая глава.
Когда с ней гетман забывает
Судьбы своей и труд и шум.
Иль тайны смелых, грозных дум
Ей, деве робкой, открывает?
И дней невинных ей не жаль.(А.С.Пушкин)

«Моя сердечно любимая, наймилейшая, найлюбезнейшая Мотрононька! Прежде смерти для себя надеялся, чем такой в сердце Вашем отмены. Вспомни только свои слова, вспомни свою присягу; вспомни свои рученьки, которые мне неоднократно давала, что (хоть будешь за мной, хоть не будешь) до смерти любить обещала".

Вспомни напоследок любезную нашу беседу, когда ты бывала у меня в покое: пусть Бог неправдивого карает, а я - хоть любишь, хоть не любишь меня - до смерти тебя, согласно слову своему, любить и сердечно любить не перестану, на зло моим врагам.
Прошу и очень, мое сердечко, любым способом увидься со мной; что имею с Вашей милостью дальше поступать, ибо уже более не буду врагам своим терпеть, конечно месть совершу, а какую, сама увидишь. Счастливее мои письма, которые в рученьках твоих бывают, чем мои бедные глаза, так как тебя не видят».

Встреча не состоялась, но Иван Мазепа все-таки отомстил своим врагам, тем, кто помешал его счастью. Обвинив в измене, он казнил отца Мотри - генерального судью Василия Кочубея, а мать ее долгое время продержал под стражей. Его любовь умирала тоже, тяжело и медленно, словно человек. Последняя любовь, светлая и трагическая.

А потом была Полтавская битва. И крах всех политических замыслов.

После Полтавской битвы Карл и Мазепа бежали на юг к Днепру, переправились у Переволочны, где чуть не были захвачены русскими войсками, и прибыли в Бендеры.

Османская империя отказалась выдать Мазепу русским властям. Хотя царский посланник в Константинополе Пётр Толстой был готов потратить на эти цели 300 000 ефи;мков, которые предлагал великому турецкому визирю за содействие в выдаче бывшего гетмана.

Умер Мазепа 22 сентября 1709 в Бендерах. По распоряжению племянника Войнаровского, тело его было перевезено в Галац и там с большой пышностью похоронено в церкви Св. Георгия.

Мотрю Кочубей еще в 1707 году отдали замуж за представителя казацкой старшины Семена Чуйкевича, который со временем дослужился до полкового судьи в Нежине.
Он был не просто старшиной, а бывшим дворским Ивана Степановича, возведенным им сначала в звание регента генеральной войсковой канцелярии, а позже уже генерального судьи.
Кстати, Чуйкевич не покинет гетмана до Полтавской битвы.
Мотря и Чуйкевич были высланы Петром в 1710 году в Сибирь (невзирая на «реабилитацию» отца Мотри).Позже она вернулась на Украину.

По другим данным, Мотря приняла монашеский постриг, стала игуменьей Нежинского дамского монастыря и там после тяжеленной заболевания погибла в январе 1736 года, а в 1738 году Семен Чуйкевич женился на вдове роменского обывателя Христине.
СУДЬБА МАЗЕПЫ И БАТУРИНА

После объединения Мазепы с Карлом XII, русский царь ПётI приказывает Меншикову, незамедлительно захватить Батурин.
Ворвавшись в Батурин, русские войска овладели гетманской казной, артиллерией, продовольственными припасами и предали мучительной смерти не только защитников города, но и почти всё гражданское население.

"Батурин держался несколько дней, - но и тот москали взяли и разгромили. Взят был и верный Чечель, полковник над сердюками (гвардейцами). Разгромлена была вся столица Мазепы и сожжена - камня на камне не осталось. Как лютовали москали над роскошным дворцом гетмана, над всеми его пожитками и челядью! (…) „Жиночек и диточек“ - прислугу гетманскую, что оставалась в Батуринском дворце и замке - в Сейм побросали и потопили!"

Писал, основываясь на казацких летописях, европейских газетах и семейных преданиях, историк Д. Л. Мордовцев.

Гражданские и фортификационные строения, церкви, монастыри - разрушено было всё. Массовое убийство граждан, как показали раскопки, которые ведутся сейчас в Батурине, было совершено возле гетманского дворца и домов казацкой старшины.
Во время этих событий погибло, по разным оценкам, от 5 до 15 тыс. военного и мирного населения Батурина

СОВРЕМЕННЫЙ БАТУРИН.

Центральным объектом заповедника "Гетманская столица" является трехэтажный дворец последнего гетмана Украины Кирилла Разумовского, построенный в 1799-1803 гг. архитектором Чарльзом Камероном. Долгое время дворец был в запущенном состоянии, однако в 2003-2008 годах его реставрировали, и он приобрел свой нынешний вид. Во дворце насчитывается 55 комнат, но только некоторые из них открыты для посетителей.

Цитадель Батуринской крепости - это воспроизведение казацкой крепости, с гетманским домом в центре. Крепость полностью деревянная, поскольку в 17-18 веке артиллерия достигла таких высот, что разрушала любые замки, поэтому обычное дерево, обмазанное глиной, давало рикошет от ядер и бомб артиллерии.

Еще одна достопримечательность архитектуры в Батурине, Воскресенская церковь, была построена в 1803 году, одновременно с дворцом Разумовского. Церковь построили на месте разрушенного мазепинского Троицкого собора, и, по легенде, она была построена из кирпича разобранной башни Мазепы.

Разумовский умер в год завершения строительства храма, и, согласно завещанию гетмана, он был похоронен в склепе на территории Воскресенской церкви. Это одно из немногих захоронений украинских гетманов, которое сохранилось до наших дней.

 


Читайте:



Николас отнер - код исцеления методом простукивания

Николас отнер - код исцеления методом простукивания

Николас Отнер Код исцеления методом простукивания © 2013 by Nik Ortner © Нехлебова Н., перевод на русский язык, 2014 © ООО «Издательство АСТ»,...

Екатерина Богданова - Пансион искусных фавориток

Екатерина Богданова - Пансион искусных фавориток

Екатерина Богданова Пансион искусных фавориток. Борьба за власть Императрица… Должно быть, для большинства обывателей это слово является символом...

Черное и белое: цитаты, афоризмы и высказывания За черной полосой всегда идет белая цитаты

Черное и белое: цитаты, афоризмы и высказывания За черной полосой всегда идет белая цитаты

При смешивании черного и белого получается новый цвет, при добавлении молока в кофе рождается новый вкус, две противоположности, мужчина и женщина,...

Самые древние государства мира Самая старая страна из существу

Самые древние государства мира Самая старая страна из существу

Первые государства появились около 6000 лет назад, но далеко не все смогли дожить до наших дней. Некоторые исчезли навсегда, от других осталось...

feed-image RSS