Реклама

Главная - Гудмен Линда
Народная армия освобождения судана. Голод — Эфиопия и Судан Судан 1983

Недавно на политической карте мира появилось новое государство - Южный Судан. Дипломаты и журналисты разных стран бодро рапортуют о том, что многолетняя гражданская война между севером и югом наконец-то закончилась и на северо-востоке Африки теперь установлены мир и спокойствие. Но так ли это на самом деле?

ИСТОКИ ВОЙНЫ ЗАЛОЖЕНЫ ЕВРОПОЙ

9 июля 2011 года Республика Южный Судан (РЮС) официально объявила о своей независимости. До этого 9-15 января 2011 года в новоиспеченной стране был проведен референдум, на котором 99% населения южной части тогда еще единого государства проголосовали за отделение от Хартума - столицы теперь уже Северного Судана, или просто Судана.

Обретение независимости Южным Суданом должно завершить переходный период, предусмотренный Всеобъемлющим мирным договором, который был подписан в 2005 году между правительством Судана и повстанцами юга - так называемым Суданским народно-освободительным движением. Этот мирный договор завершил вторую гражданскую войну, длившуюся в Судане 22 года, с 1983 по 2005 год. Причиной войны стала прежде всего политика исламизации, начатая правительством Судана в 1983 году. Результатом - война арабов Судана против исповедующих преимущественно христианство или сохранивших местные культы народов юга. Многолетняя гражданская война сопровождалась массовыми убийствами, голодом и эпидемическими заболеваниями. Ей предшествовала первая гражданская война в 1955-1972 годах.

В действительности причины конфликта в Судане лежат гораздо глубже, и их следует искать в колониальном прошлом этой многострадальной страны. На Берлинской конференции в 1884 году европейские державы навязали такие границы своим африканским колониям, что представители многих этнических групп, не имеющих ничего общего друг с другом, фактически оказались перемешаны между собой или, напротив, были разделены. В 1956 году Судан официально стал независимым государством. Но это не избавило его от проблем - сразу началась затяжная гражданская война между севером и югом. С самого начала существования независимого Судана жизнь этого государства осложняют территориальные споры с соседями, этнические и конфессиональные противоречия внутри страны.

ПОВТОРЕНИЕ УКРАИНСКОГО СЦЕНАРИЯ

По истечении месяца с момента признания независимости Южного Судана стало понятно: трудности в отношениях между севером и югом не закончились. Похоже, они только начинаются. Все дело в нефти. Власти Хартума всерьез обеспокоены потерей месторождений, которые расположены на территории десяти штатов Южного Судана. У них есть весомый козырь: добываемая на юге нефть по нефтепроводам, проходящим через северную часть Судана, доставляется в Порт-Судан, расположенный на Красном море. Поэтому северосуданские власти претендуют на значительную долю в нефтяных прибылях юга. Кроме того, северяне не хотят терять расположенный на стыке юга и севера район Абьей, где добывается более четверти суданской нефти. «Переговоры по этому вопросу продолжаются, но если представители племени динка в одностороннем порядке объявят, что Абьей принадлежит югу, может начаться война», - переходит к угрозам президент Судана Омар аль-Башир. Вопрос о принадлежности района Абьей и его месторождений должен был решиться на отдельном референдуме, но его проведение отложено.

Судан ежедневно добывает 500 тыс. баррелей нефти, при этом около 75% нефтедобычи приходится на месторождения на юге. Президент Судана Омар аль-Башир уже заявил, что не позволит Южному Судану после его отделения монопольно пользоваться доходами от добычи нефти.

Юг либо продолжит делиться добываемой нефтью с севером, или будет платить налоги и пошлины за использование нефтяной трубы, проходящей по территории севера, - только так, по мнению президента Судана, может быть решен вопрос о распределении доходов от нефтедобычи после разделения страны на два государства. В случае неуплаты пошлин югом, официальный Хартум готов перекрыть нефтяную трубу. В то же время, после отделения юга в июле этого года, Южный Судан наотрез отказывается от предложения властей севера делить доходы от нефтедобычи в течение нескольких лет.

В целом ситуация в суданских взаимоотношениях ухудшается по нескольким причинам, не только из-за раздела доходов от добычи нефти - властям севера и юга до сих пор не удалось договориться по многим важным вопросам, в частности по определению границ, принадлежности спорных пограничных районов.

Не добавляет оптимизма и намерение Омара аль-Башира продолжить исламизацию Судана. По словам суданского президента, 98% северян Судана исповедуют ислам, и поэтому они готовы построить сильное и монолитное исламское государство в Африке. Обеспокоенные исламизацией христиане-африканцы, проживающие на севере Судана, бегут в Южный Судан. Накануне январского референдума об отделении Южного Судана агентство ООН по делам беженцев сообщило, что с севера на юг страны в последние месяцы мигрировали более 120 тыс. человек. Их число в ближайшие годы скорее всего только увеличится.

НЕФТЯНОЕ МАРОДЕРСТВО

Северный Судан напоминает сегодня раненого зверя, которого лишили последней добычи. Оказавшись без нефти, Омар аль-Башир, похоже, готов пойти даже на самые крайние меры в погоне за нефтяными ресурсами. Поэтому он теперь может представлять серьезную опасность в регионе. Уже после провозглашения независимости Южного Судана аль-Башир заявил в интервью BBC, что готов применить силу для овладения спорным регионом Абьей.

Тем временем в этом районе постоянно происходят перестрелки между отрядами севера и юга. Напомним, что вооруженный конфликт из-за района Абьей длится с конца мая 2011 года. Армия Северного Судана с боем захватила этот спорный район и находится там до сих пор. В развязывании конфликта северяне и южане обвиняют друг друга.

Накануне провозглашения Южным Суданом независимости произошло очень важное событие, которое практически никак не было освещено в СМИ. Армия Северного Судана захватила нефтеносный район Куфра на юге Ливии, а также взяла под контроль город Джауф и шоссейную дорогу к центру нефтяных полей Сарир и Мисла.

Суданские военные взяли под свой контроль самое южное месторождение Ливии и теперь контролируют юго-восток этой североафриканской страны. Как пишут английские журналисты, «понятно, что суданцы получат теперь долю во вновь возрождающемся рынке ливийской нефти». Вызывает неподдельное удивление, почему ООН никак не отреагировала на эту ситуацию. Ведь совершенно очевидно, что имело место нарушение государственной границы с последующей военной оккупацией части независимого государства.

Логично предположить, что НАТО была как минимум в курсе намерений суданской армии, тем более что от суданской границы до Куфры немалое расстояние - 800 км. Вполне возможно, что между правительством Судана и НАТО было заключено негласное соглашение: западная коалиция предоставляет Хартуму южные нефтеносные месторождения на юге Ливии в обмен на мирное и тихое признание Южного Судана, к которому отходит большая часть нефтеносных районов некогда единого государства.

КТО БУДЕТ БИТЬСЯ ЗА СУДАН?

По оценкам некоторых экспертов, Судан обладает запасами нефти, сопоставимыми по объемам с резервами Саудовской Аравии, а еще огромными запасами природного газа, урана и меди. Было бы недальновидно рассматривать признание независимости Южного Судана только в контексте противоречий Хартума и Джубы в нефтяной сфере, игнорируя «китайский фактор» и американо-китайское соперничество в Африке. Начиная с 1999 года, только по официальным данным, Китай инвестировал в экономику Судана 15 млрд. долл. Китайская национальная нефтяная корпорация на сегодняшний день является самым крупным суданским иностранным инвестором, вложив 5 млрд. долл. в разработку нескольких нефтяных месторождений на юге Судана.

Появление независимой Республики Южный Судан на практике означает, что Поднебесной по поводу своих нефтепроектов теперь придется договариваться с администрацией Джубы, а не Хартума. А если вспомнить, что только западные демократии оказывали активную поддержку южанам в их стремлении к отделению от Хартума, тогда как Китай был заинтересован в единстве Судана ввиду налаженных контактов с администрацией Омара аль-Башира, то Пекину теперь придется непросто.

Показательно, что первыми из мировых держав новое государство признали Соединенные Штаты Америки и следом за ними Китай. Другой любопытный факт: наиболее тесные и дружеские отношения у правительства Южного Судана сложились с Угандой, которая является основным стратегическим партнером РЮС в совместной борьбе против угандийской националистической парахристианской повстанческой группировки «Армия сопротивления Господа». Между тем на сегодняшний день Уганда - главный проводник западных интересов на Африканском континенте. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» - эта древняя мудрость вполне применима и к Южному Судану. Можно не сомневаться, что в скором времени проамериканская ориентация Южного Судана проявится. Учитывая стремление США выдавить из Африки обосновавшийся там Китай, можно понять, в каком направлении будут развиваться процессы на северо-востоке Африки.

В опубликованном Стивеном Эллиотом сборнике документов «Сценарии дальнейших вторжений США. Официальные документы Пентагона» в числе вероятных целей для американского вторжения называются Иран, Пакистан, Узбекистан, Венесуэлу, Северную Корею, Сирию и Судан. Неспокойная ситуация в западной провинции Судана Дарфуре, где также находятся большие запасы нефти, дает повод американцам для «гуманитарного вмешательства».

По мнению американских военных, после многих лет неподчинения Хартума и провала гуманитарных миссий, кризис в Судане может разрешить только военная интервенция, поскольку все средства международной дипломатии в отношении Башира были исчерпаны. Повод для вмешательства, если верить этим документам, уже найден: совместная резолюция ООН и Африканского союза по объединенному миротворческому контингенту в Дарфуре (UNAMID) содержит наглядную программу для гуманитарной интервенции в Дарфур. США могут провести интервенцию, ссылаясь на то, что они проводят в жизнь уже существующую резолюцию, высказываются американские военные.

В феврале 2006 года Сенат США принял резолюцию, которая требовала введения в Дарфур войск НАТО и миротворческих сил ООН. Через месяц президент Джордж Буш-младший призвал к размещению усиленных подразделений НАТО в Дарфуре. Китай также проявляет большой интерес к этому региону. Так что «битва за Дарфур» еще предстоит.

Опыт проведения военных операций в Африке у Североатлантического альянса уже есть: в ноябре 1997 года на территории Германии НАТО провела маневры под кодовым названием «Союзные усилия». На этих учениях моделировалась следующая ситуация: идет война между двумя африканскими странами на одном из островов Юго-Восточной Африки, а миссия НАТО заключается в том, чтобы развести армии этих стран по поручению ООН.

В связи с нынешней ситуацией на Ближнем Востоке и в Северной Африке вызывают опасение слова бывшего верховного главнокомандующего вооруженными силами НАТО в Европе, американского генерала Уэсли Кларка, которые он произнес в 2007 году в эфире Voice of America: «Cпустя несколько недель я переспрашиваю генерала из Объединенного комитета начальников штабов США: Так что там решили? Наступаем мы на Ирак или нет? А он отвечает: «Ладно бы Ирак. Вот полюбуйся, что мне сегодня спустили сверху. В течение следующих пяти лет мы демонтируем семь стран. Начинаем с Ирака. Затем у нас в планах Сирия и Ливан, Ливия, Сомали, Судан. И заканчиваем в Иране». Так что, вполне возможно, что Судан - на очереди. Остается только немного подождать.

В Южном Судане начинается гражданская война. Причины для Африки традиционны: нежелание элит делиться доходами от разграбления страны и племенная разобщенность. Серьезных оснований не вступать в смертельную схватку у противоборствующих сторон нет, поэтому жестокий и продолжительный конфликт представляется почти неизбежным.

Отделение черного Южного Судана от арабского Судана и создание там образцово-показательного демократического африканского государства было одним из любимых проектов международного сообщества. Хартум вполне справедливо ругали за расизм, религиозную нетерпимость, насильственную арабизацию, правовой беспредел, авторитаризм, хищническое выкачивание нефти из южных регионов страны, коррупцию и прочие черты типичной восточной деспотии. По общему мнению, избавление от тирании жестокого северного диктатора Омара аль-Башира (кстати, разыскиваемого за военные преступления) открыло бы южанам путь к более или менее сносной жизни. Президент США Барак Обама пошел еще дальше, посулив «мирное и процветающее будущее для всего южносуданского народа».

Надо сказать, что Обама несколько ошибся в прогнозах. То, что происходило в Южном Судане после провозглашения независимости в 2011 году, миром и процветанием не назовет даже самый убежденный оптимист. С процветанием для всего народа с самого начала не задалось. Единственный конкурентоспособный южносуданский товар на мировом рынке - это сырая нефть. А единственный способ доставить ее покупателям - нефтепровод, проходящий через Судан к Красному морю. Как поясняли власти в Джубе, Омар аль-Башир заломил такие цены на прокачку нефти, что продавать ее стало невыгодно. Сам суданский диктатор, к слову, делал все возможное, чтобы укрепить свою дурную репутацию среди бывших сограждан: например, его авиация периодически бомбила нефтепромыслы южан. В результате быстро разбогатеть на продаже нефти Южному Судану не удалось.

Фото: Mohamed Nureldin Abdallah / Reuters

Несмотря на вынужденное снятие «сырьевого проклятья», другие сферы экономики новорожденной страны быстро развиваться также не стали. Но в этом виноват уже не столько старый правитель, сколько новые - они развели в стране ужасающую коррупцию. Инвестициям препятствует и своеобразное понимание права собственности в Южном Судане. Например, скотоводы, кочующие с пастбища на пастбище в долине Нила, не брезгуют возможностью увеличить свое стадо за счет встречающихся на пути коллег. Интересная деталь: отъем коров и быков осуществляется дедовскими, можно сказать, способами - с помощью луков, стрел, мечей и копий.

С миром, на который надеялся американский президент, получилось еще хуже. Многочисленные повстанческие группировки, боровшиеся против суданских войск, быстро переквалифицировались в банды, ведущие либо оседлый образ жизни (терроризируя местное население), либо кочевой (устраивая набеги на оседлых сограждан). На фоне слабости центральной власти и полного беззакония в отдаленных районах страны расцвела работорговля. Армейские подразделения, направляемые на разгон этих банд, к неудовольствию местных жителей, зачастую сами с усердием грабят сограждан.

Но беззаконие, коррупция и авторитаризм - это еще не главные проблемы самой молодой страны мира. Наибольшую опасность для Южного Судана представляет глубоко укоренившаяся взаимная ненависть между главными этническими группами - динка (примерно 15 процентов населения) и нуер (10 процентов). Надо отметить, что цифры, конечно, очень приблизительные, так как никто точно не знает, каково население страны в принципе.

История отношений между динка и нуер изобилует случаями обоюдных массовых убийств. Даже во время войны против Хартума в редкие минуты отдыха представители двух народностей резали друг друга, а также всех прочих, кто под руку подвернется. Собственно, многие грабежи, убийства и угоны скота в «мирное время» проводились по этническому принципу. В западной прессе не очень любят упоминать об этом, но динка и нуер испытывают друг к другу примерно те же чувства, что и сербы с хорватами во время балканских войн в 1990-е. В Южном Судане это означает вялотекущее этнически мотивированное насилие.

От окончательного сползания страны в гражданскую войну Южный Судан спасали три фактора: наличие общего врага (Судана), относительно справедливое распределение постов в правительстве между представителями обеих народностей и то обстоятельство, что даже вместе они едва дотягивают до четверти общего населения страны. Приблизительно 75 процентов населения – это представители других племен, а всего в Южном Судане только различных наречий более 60.

Однако в 2013 году ситуация начала быстро меняться. Во-первых, Хартум и Джуба договорились о холодном мире. Никакой дружбы между ними, разумеется, как не было, так и нет, но и боевых действий они уже не ведут. Во-вторых, президент Салва Киир (динка) уволил вице-президента Риека Мачара (нуер), а также очистил все органы власти от представителей других племен. Это, кстати, среди местных наблюдателей породило термин «динкакратия». Ну и в-третьих, на фоне изгнания из правительства всех не-динка, нуер начали консолидировать вокруг себя другие народности, недовольные засильем динка. Таким образом, все ингредиенты для начала гражданской войны были подготовлены.

И она не заставила себя долго ждать. На прошлой неделе в Джубе произошел ночной бой, который президент Киир объявил неудавшейся попыткой государственного переворота. В главные заговорщики он предсказуемо записал Мачара и его людей, лишенных власти президентскими перестановками в правительстве. Бывший вице-президент успел сбежать из столицы, но некоторым его соратникам повезло меньше: как минимум 11 бывших чиновников из племени нуер были арестованы.

Еще хуже пришлось простым представителям этого племени, проживающим в столице. По свидетельствам очевидцев, правительственные силы начали проводить зачистки, сотнями убивая «заговорщиков». В расположенные в столице лагеря беженцев хлынули тысячи людей, опасающихся за свою жизнь.

Тем временем в штате Джонглий (бастионе нуер) начались аналогичные процессы. Только жертвами там стали уже представители народа динка. Силы, верные Мачару, захватили главный город штата - Бор, где незамедлительно начались этнические чистки. Кстати, представителей народа динка нуер вычисляют по двум признакам: особенностями произношения (языки у них схожи) и высокому росту. Динка считаются самыми высокорослыми людьми на планете.

На фоне начавшегося мятежа активизировались и другие вооруженные группировки, которыми Южный Судан изобилует со времен войны за независимость. Мировые лидеры призывают стороны воздержаться от насилия и решить возникшие проблемы за столом переговоров, однако их, конечно, никто не слушает. Динка, нуер и прочие полностью заняты взаимным уничтожением. Отвлекаются они лишь на обстрел вертолетов ООН и американских конвертопланов, вывозящих из страны иностранцев. Ситуацию там можно описать одним словом: хаос.

Государственный департамент США, выступив с осуждением обстрела своего конвертоплана, столкнулся с неожиданной проблемой: не очень ясно, кого именно осуждать. По стране сейчас кочует такое количество никому не подчиняющихся вооруженных людей, что понять, где, кто и за (против) кого, сейчас не представляется возможным.

Скорее всего, Южный Судан ждут крайне непростые времена. Победить друг друга динка и нуер не могут, а прекращать вражду и мириться они совсем не собираются. Конечно, им можно было бы тоже разделиться на две страны, но тогда процесс деления может стать необратимым. Дело может кончиться тем, что независимости потребует каждая из 60 народностей, населяющих Южный Судан. Никакого приемлемого выхода из складывающейся ситуации пока не видно.

Международное сообщество в некотором оцепенении смотрит на то, как проект создания мирной, процветающей, демократической африканской страны оборачивается своей полной противоположностью. В мире уже зазвучали голоса, призывающие ввести в Южный Судан иностранных миротворцев, пока там не началась резня, как в соседней ЦАР или еще хуже - как в Руанде в 1994 году. Как показывает многолетний опыт, африканские страны к югу от Сахары с большим трудом удерживаются от гражданской войны, будучи предоставленными сами себе.

ЭФИОПИЯ И СУДАН

1983–1988 гг.

Свыше 1 миллиона человек погибли от голода, который достиг апогея между 1984 г. и 1986 г. Причинами его возникновения были как природные факторы, так и гражданские войны в Эфиопии и Судане.

Большая часть Африки не настолько подвержена засухе и голоду, как территория Азии. Но межплеменная рознь, неумение вести сельское хозяйство и гражданские войны усилили влияние голода в Африке на жизнь людей. Сейчас, в 90-х годах XX столетия, когда страны всего мира становятся богаче, 150 миллионов африканцев, по словам генерального директора Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН Эдварда Саумса, «пребывают в самой тяжелой экономической ситуации, испытывая дефицит продовольствия, который может привести к массовому голоду».

Даже в лучшие времена Африка, по европейским меркам, - бедный континент. Она находится в зависимости от сельскохозяйственного производства, которое обеспечивает пищей 12 миллионов людей в 12 странах. Используемые методы ведения сельского хозяйства давно устарели и часто вызывают прямо противоположный эффект. Например, страны, прилегающие к Сахаре (Чад, Нигер, Мавритания, Мали, Верхняя Вольта, Гамбия, Кабо-Верде), из-за наступления пустыни (в среднем 8 километров в год) теряют плодородные земли. Количество осадков за последние 20 лет уменьшилось на 25 процентов.

Отсутствие дождей - природный феномен, но наступление Сахары в значительной степени обусловлено неразумным ведением сельского хозяйства, избытком овец и других сельскохозяйственных животных. Юг Сахары, когда-то покрытый деревьями и пышной зеленью, превратился теперь в голую, изъеденную эрозией полупустыню.

В таких странах, как Зимбабве, ведущей восстановление своей экономики после 8 лет войны, с ее обширной северо-западной территорией, страдающей из года в год от засух, вряд ли в ближайшее время есть надежда на самообеспечение продуктами питания. Коррупция правительства в Гане привела к дефициту продовольствия для 10 миллионов человек.

Итак, Африка была и остается регионом, где в обозримом будущем голод еще долго будет править жизнью людей. Во всяком случае, до тех пор, пока населением будут управлять коррумпированные, ведущие войны правительства и правительственные кланы.

Ни одно государство в Африке не может более наглядно подтвердить драматизм ситуации на собственном примере, чем соседние страны: Эфиопия и Судан. С 1983 г. оба государства страдают от засухи, голода и гражданских войн. Их правительства проводят политику геноцида, используя голод. Обе страны когда-то разыгрывались в качестве пешек в противостоянии между Западом и Востоком. Точнее, между правительствами США и СССР, которые поддерживали местные правительства или воюющие группировки, чем еще более усугубляли общий беспорядок и нужду.

Стержневым годом стал 1983 г. Поскольку власть в Эфиопии захватило поддерживаемое СССР марксистское правительство, ООН потребовала заключить перемирие и положить конец вооруженному конфликту. Но в 1983 г. также началась гражданская война между Северным и Южным Суданом. Здесь поддерживаемое со стороны США правительство провозгласило себя демократическим, хотя входящие в него исламские фундаменталисты объявили о действии по стране законов шариата, чем вызвали эскалацию борьбы между арабскими мусульманами на севере, христианами и другими верующими на юге. Военные действия, засуха, голод (естественные и социальные причины) унесли в Судане с 1983 г. по 1988 г. более 1 миллиона жизней. И сейчас, когда пишутся эти строки, война и голод еще не закончились, хотя степень их остроты уменьшилась.

Чтобы разобраться в этом клубке бедствий, нужно вернуться на 20 лет назад.

В 1973 г. и 1974 г. сотни тысяч человек в Западной и Восточной Африке страдали от голода, а Западный мир был погружен в свои проблемы, связанные с экономическим кризисом, усугубленным драматическим повышением ОПЕК цен на нефть и нефтепродукты. В результате помощь голодающей Африке практически не оказывалась. Как считают многие аналитики, это привело к настоящему голодному мору, более тяжелому, чем следовало ожидать. Он достиг апогея в 1983–1986 гг. Фактически марксистское правительство Эфиопии ухватилось за высказанное учеными предположение и использовало его в качестве дымовой завесы, чтобы прикрыть свои затраты в 200 миллионов долларов на празднование 10-й годовщины прихода к власти, в то время как миллионы бедных эфиопов жили под угрозой голодной смерти, а сотни гибли ежедневно.

Ситуация сложилась таким образом, что проблему можно было успешно решить, обратившись в международные организации оказания помощи, которые в 1984 г. начали наступление на голод и болезни. Но постоянные миграции населения, связанные с передвижением беженцев из одной части страны в другую, сделали невозможным планирование. Поставки продовольствия могли оказаться в избытке в одной части страны, в то время как в другой их совершенно не хватало. Вопрос их перераспределения внутри страны вызывал большие сомнения, поскольку даже конвои под флагом ООН подвергались атакам со стороны сомалийских партизан.

Такие действия начались в 1980 г. В это время 1,8 миллиона человек из 5 миллионов голодающих в Эфиопии находились в провинции Огаден, где этнические сомалийцы проводили партизанские рейды на правительственные заставы и деревни. Часто подобные рейды совершались и в Гаму-Гофа, на юго-западе, где засуха была наиболее жестокой. За весь год там не выпало ни одного дождя. Официальные представители ООН, посетившие Гаму-Гофа, Байе, Харар и Валло, отметили, что 50 процентов поголовья скота из 600000 уже погибло от нехватки кормов.

На протяжении 1981–1982 гг. орошение было невозможно, поскольку реки пересохли. В то же время приливы Индийского океана стали более высокими и сделали воду солоноватой.

Даже при условии, что в некоторых африканских странах рынок был прекрасно развит, продуктов для торговли не хватало. Все больше и больше люди превращались в кочевников и бродили с одного места на другое, вспоминая о последних обильных дождях в зоне к югу от Сахары в 1968 г.

В Гане в 1983 г. январский горячий ветер дул в два раза дольше обычного. Он принес пожары, которые уничтожили поля и продовольственные склады. Вместе с засухой пожары стоили государству трети годового производства продовольствия.

Наконец, в середине 1983 г. большая часть мирового сообщества спохватилась и повела массированную борьбу с волной голода, охватившего Африку. В сентябре того же года ООН заставила правительство Эфиопии подписать перемирие с партизанами. Администрация США, во главе которой стоял Рейган, сначала противилась поставкам продовольствия марксистскому правительству Эфиопии, по потом решила оказать гуманитарную помощь и подняла расходы на оказание помощи, доведя их до 10 миллионов долларов.

В конце 1984 г. ООН в «Нью-Йорк таймс» напечатала сообщение о том, что предположительно около 7 миллионов эфиопов находятся на грани голода. Многие умирали от сопутствующих недоеданию болезней.

Отряды ООН выяснили, в каких ужасных условиях жило население страны последние 10 лет. Когда к власти пришло марксистское правительство (в результате правительственного переворота), оно не стало принимать мер для орошения земель, улучшения технологии ведения сельского хозяйства. В результате сельскохозяйственная деятельность на севере страны довела землю до жалкого состояния, вызвав почти полную эрозию почв. Площадь выбиваемых домашним скотом лесов сократилась. Но правительство так ничего и не предприняло. Если же и делало, то лишь ухудшая обстановку. С помощью принадлежащих ему корпораций сельскохозяйственного рынка правительство снизило закупочные цены на зерно, лишив крестьян стимула производить избыточный продукт и продавать его.

«Фактически многие крестьяне предпочитают из избытков зерна создавать запасы, а не продавать его правительству за бесценок, - заметил один из представителей ООН. - Лучше иметь дополнительные продукты, считают они, чем те крохи, которые получат от правительства».

Тем временем засуха продолжалась, и от голода ежедневно продолжали умирать сотни эфиопов. Ученые предполагали, что с мая 1984 г. по май 1985 г. умрет от нехватки еды полмиллиона человек.

«… Многие другие, особенно дети, будут страдать от голода на протяжении всей жизни, включая отставание в физическом и умственном развитии», - заявил выездной представитель британской организации содействия «Оксфам» Хай Гойдер.

Объезжающие лагеря работники служб, которые кормили десятки тысяч человек ежедневно, описывали состояние дел в печальных и жутких тонах. «Так, в Кореме ситуация улучшилась, - заметил член независимой организации «Спасения детей» Уильям Дей. - В центре распределения пищи, что в 350 километрах к северу от Аддис-Абебы, три недели назад ежедневно умирали 150 человек. Три дня назад (ноябрь 1984 г.) эта цифра снизилась до 40».

Это было лишь сравнительным улучшением, так как люди продолжали гибнуть от голода. В высокогорных лагерях Эфиопии было очень холодно. В результате там люди гибли и от переохлаждения. Не имея другого убежища, они выкапывали землянки и сооружали вокруг них каменные заборы. Это было единственной защитой от мороза и ветра. В лагерях свирепствовали болезни. Тиф, пневмония, дизентерия, минингит и корь уносили жизни сотен людей.

Пока правительства обвиняли друг друга в причине бедствия, гибель людей продолжалась. В лагеря начали прибывать кочевники. Они сооружали традиционные низкие хижины в форме капли - тукус, сделанные из циновок и палок. Одна из их женщин в Хараре (Восточная Эфиопия) сказала в декабре 1985 г. репортеру «Тайме»: «Все животные от засухи погибли, за три года мы лишились всего. У нас нет ни овец, ни коз, и мы ничего не сможем сделать, даже если пойдут дожди».

Такая безысходность охватила многих из 1,2 миллиона человек в Хараре, кого захватила длительная засуха. Один из представителей организации спасения «Взаимодействие» назвал ее «зеленым голодом». «На полях растет сорго, па нем нет ни единого зернышка. Кукуруза высохла на корню, так что в ближайшем будущем конца голоду не видно», - сделал он вывод.

К январю 1985 г. помощь Эфиопии со стороны США возросла до 40 миллионов долларов. Но правительство страны большую часть этих поставок использовало не по назначению. Продовольствие и одеяла были использованы в качестве приманки для предполагаемого переселения жителей из бедных перенаселенных районов севера в плодородные малонаселенные районы юга. Скрытой целью этого, несомненно, был геноцид. Изнуренные голодом и болезнями сотни тысяч беженцев умирали в дороге, обочины которой уже были усеяны трупами животных и людей.

Наконец, в 1986 г. начались дожди, засуха прекратилась. Но остальные проблемы с улучшением погодных условий не исчезли. «Нормальная» ситуация для Эфиопии означает импорт 15 процентов необходимого для потребностей страны продовольствия и обеспечение пищей 2,5 миллиона человек. (Во время пика голодного мора в течение 1984–1986 гг. получили пищу 6,5 миллиона человек.)

В январе 1987 г. лидер Эфиопии полковник Менгисту Хайле Мариам начал трехлетнюю борьбу за полное обеспечение страны продовольствием. Он сказал, что «голод оставил в истории страны и в душах его людей неизгладимый след».

Высокие слова. Но недоплата фермерам за их продукцию и ужас переселения января 1985 г., который еще должен был повториться, заставили работников ООН усомниться в способности эфиопского правительства справиться с бедностью, засухой и голодом. И не только это. В конце 1987 г. конвой ООН, сопровождавший продовольствие в провинциях Эритрея и Тигр, которые подверглись засухе, был атакован людьми из антиправительственной группировки Народный освободительный фронт Эритреи. Было подожжено 35 грузовиков, доставляющих продовольствие страдающим от голода эфиопам. Оно так и не попало по адресу.

Появились новые проблемы. Еще больший размах приобретает гражданская война в соседнем с Эфиопией Судане. Сотни тысяч беженцев из Судана стали переходить через западные границы Эфиопии. Десятки тысяч беженцев тысячи километров проходили пешком по дорогам Судана, которые, как несколько лет назад в Эфиопии, были усеяны трупами людей, умерших от голода или от пуль милиции.

Ввиду того, что правительство Судана являлось демократическим, администрация Рейгана прислала ему в виде помощи 1,7 миллиарда долларов. Свыше 1 миллиона долларов в день должны были расходоваться на распределение пищи среди голодающих. Но работники независимых организаций помощи не были допущены в страну, а обязанность распределять пищу была возложена на армию. В результате большая часть поставок осталась в армии и не дошла до голодающего населения.

Обстановка еще более обострилась в связи с обильными наводнениями, которые буквально парализовали страну в августе 1988 г. Когда вода спала, прибывшие в страну многочисленные представители ООН и агентств спасения увидели в этом запустении явные признаки геноцида.

Как и в Эфиопии, милиция перегоняла с места на место согнанные в стада тысячи людей. Многие из них умирали в дороге. Но в отличие от Эфиопии, где в этих передвижениях было какое-то разумное начало, в Судане ничего подобного не наблюдалось. Единственной целью являлась смерть людей. Горожан переселяли в деревни, сельское население сгоняли в города, но никто не мог выжить в непривычных условиях, поэтому они умирали.

Множились и болезни. Туберкулез выкашивал целые районы.

Наконец, в мае 1989 г. между Южным и Северным Суданом было заключено перемирие. Впервые за все время в страну был разрешен доступ Международному Красному Кресту. Продовольствие стало поступать в страну, но правительство не распределяло его среди населения. Назревал кризис. Приближались майские дожди. Когда они начнутся, дороги размоет и транспорт с продовольствием будет надолго задержан. Начались активные воздушные перевозки продовольствия, которые на какое-то время дали бедным странам, так сильно пострадавшим от засухи и голода, надежду, что разрухе и смерти будет положен конец.

Из книги Энциклопедический словарь (С) автора Брокгауз Ф. А.

Судан Судан или Белад-ес-Судан, также Нигриция – название значительной части сев. Африки, лежащей к Ю от Сахары. С. не имеет строгих географических границ и скорее обозначает целый ряд мусульманских государств, находящихся в большей или меньшей зависимости от Египта и

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Порт-Судан Порт-Судан, город в Судане, в провинции Кассала. 100,7 тыс. жителей (1969). Главный порт страны на Красном море (грузооборот около 3 млн. т в 1971). Ж.-д. станция. Нефтеперерабатывающий завод. Хлопчато-бумажная фабрика. Судоремонт. Вывоз хлопка, гуммиарабика, хлопко-семян,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭФ) автора БСЭ

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

Из книги Все страны мира автора Варламова Татьяна Константиновна

ВОЛЬПИН Михаил Давыдович (1902-1988); ЭРДМАН Николай Робертович (1900-1970), драматурги; АЛЕКСАНДРОВ Григорий Васильевич (1903-1983), кинорежиссер 146 * Под моим чутким руководством.К/ф «Волга-Волга» (1938), сцен. Вольпина, Эрдмана и Александрова, реж. Александров В фильме: «благодаря

Из книги Памятка гражданам СССР, выезжающим за границу автора Автор неизвестен

Судан Республика Судан Дата создания независимого государства: 1 января 1956 г.Площадь: 2,5 млн кв. кмАдминистративно-территориальное деление: 26 штатовСтолицы: ХартумОфициальный язык: арабскийДенежная единица: суданский динарНаселение: ок. 40 млн (2004)Плотность населения

Из книги Затерянные миры автора Носов Николай Владимирович

Эфиопия Федеративная Демократическая Республика Эфиопия Дата создания независимого государства: 26 октября 1896 г. (признание полной независимости Эфиопии Италией); 22 августа 1995 г. (провозглашение Федеративной Демократической Республики Эфиопия)Площадь: 1,1 млн кв.

Из книги Дайвинг. Красное море автора Рянский Андрей С.

Республика Судан Консульский отдел посольства: г. Хартум, блок А-10, ул. Нью Экстеншен, 5, п/о 1161, тел. 413-15, 408-70 (круглосуточно), телекс

Из книги Природные катастрофы. Том 2 автора Дэвис Ли

Народная Демократическая Республика Эфиопия Консульский отдел посольства: г. Аддис-Абеба, п/я 1500, тел. 11-20-61,

СУДАН Хартум, 4-5 августа 1988 г. Город Хартум в Судане был затоплен во время наводнения, вызванного разливом Нила 4 августа 1988 г. Более 100 человек утонули, сотни получили ранения, и более 1 миллиона человек остались без крыши над головой.* * *Хартум, расположенный в месте слияния

Из книги автора

Судан Судан - самая большая, самая жаркая и самая дружелюбная страна Африки. Простираясь на 3000 км с севера на юг и на 1500 км с запада на восток, Судан покажется путешественнику даже ещё более громадным благодаря плохим дорогам и суданской неспешности.Маршруты наших

Из книги автора

Эфиопия Древнейшая, беднейшая и свободнейшая страна Африканского континента.Является единственной страной Африки, которая за последние 5000 лет никогда не была колонизирована - только кратковременно оккупирована итальянцами в течение нескольких лет Второй мировой

ТАСС-ДОСЬЕ /Александр Панов/. В соответствии с его итогами 9 июля 2011 г. была провозглашена независимость Республики Южный Судан, ставшей 54-м и самым молодым государством Африки. В свою очередь утрата южных территорий лишила Республику Судан статуса самой большой по площади страны континента.

Колониальный период

Территория Южного Судана населенная скотоводческими (динка, нуэр, шиллук и др.) и земледельческими (народы группы банту) народами, в 1899 г. была включена в состав Судана, над которым был установлен режим совместного англо- египетского управления (кондоминиума). В отличие от населения Севера Судана, которое составляли арабы и африканцы, исповедующие ислам, народы Юга придерживались традиционных африканских верований.

В 1924 г. британские власти фактически монополизировали управление над Суданом. С целью предотвращения распространения арабского и исламского влияния со стороны суданцев-северян на народы Юга были введены правила, максимально ограничивавшие передвижение между северной частью и тремя южными провинциями. Север и Юг Судана были подчинены отдельным администрациям. В южных провинциях англичане оказывали активную поддержку христианским миссиям, поощряя христианизацию местного населения.

Южный Судан в составе независимого Судана

1 января 1956 г. Судан был провозглашен независимым государством со столицей в Хартуме. В 1958 г. произошел военный переворот, в результате которого в стране был установлен военный режим во главе с маршалом Аббудом.

Суданские власти развернули репрессии против оппозиции, а проблему спровоцированного британской политикой сепаратизма на Юге попытались решить путем насильственной исламизации. Такие шаги привели к росту напряженности и началу вооруженных столкновений между военно-политическими организациями южан и отрядами суданской армии. Жертвами первой гражданской войны (1955-1972) стали около полумиллиона суданцев с обеих сторон.

Пришедшее к власти в ходе очередного военного переворота в 1969 г. правительство Джафара Нимейри пошло на предоставление южным провинциям региональной автономии. 26 февраля 1972 г. в столице Эфиопии Аддис-Абебе было подписано соглашение между правительством Судана и лидерами южан, в соответствии с которым Юг Судана получал автономный статус в составе единого государства. Все повстанцы, согласившиеся прекратить боевые действия, попадали под амнистию.

После того как в 1978 г. на Юге Судана были обнаружены большие запасы нефти (район Верхнего Нила), хрупкий мир в южном регионе вновь оказался под угрозой. В мае 1983 г. введение в Судане исламского законодательства, действие которого распространялось и на южные провинции, а также планы проведения административной реформы, ослабляющей региональную автономию, спровоцировали возобновление вооруженного противостояния, переросшего во вторую гражданскую войну (1983-2005).

Созданное в том же 1983 г. Народно-освободительное движение Судана (НОДС) возглавил полковник суданской армии Джон Гаранг. Будучи выходцем из южной части страны, он, тем не менее, выступил против отделения Юга и заявил, что борется за освобождение всего Судана, в котором будет устранена дискриминация по расовому, религиозному или этническому признаку. Однако его лозунг "перемешать расы и культуры" по образцу американского "плавильного котла" не нашел достаточной поддержки на севере страны и стал одним из факторов роста арабского национализма и исламского фундаментализма. Боевые действия вскоре охватили весь Юг страны и прилегающие к нему северные районы. Война продолжалась более 20 лет. Ее жертвами стали более 2 млн человек. Около 4 млн стали внутриперемещенными лицами и еще 600 тыс. человек - беженцами в соседних странах.

На пути к независимости

Процесс урегулирования конфликта на Юге Судана проходил при активном посредничестве представителей международного сообщества в лице Межправительственного органа по вопросам развития (ИГАД), Африканского Союза, ООН, США, Евросоюза.

9 января 2005 г. представители правительства и повстанцев подписали в Найроби (Кения) договор о мирном урегулировании на юге Судана, в соответствии с которым устанавливался шестилетний переходный период. 9 июля 2005 г. вступила в силу временная конституция. Лидер НОДС Джон Гаранг стал вице-президентом Судана и главой правительства автономного Южного Судана. После гибели Гаранга в авиакатастрофе 30 июля 2005 г. его место занял Сальваторе Киир Маярдит (Салва Киир). В отличие от своего предшественника он выступал за выход Южного Судана из состава Судана. 11-15 апреля 2010 г. Салва Киир был избран президентом автономного региона Южный Судан, получив почти 93 % голосов избирателей.

Вопрос о будущем статусе региона, согласно условиям мирных соглашений, был вынесен на референдум, прошедший на территории автономии 9-15 января 2011 г. За независимость Южного Судана проголосовали 98,83 % его участников (3 млн 792 тыс. 518 его жителей). Явка составила 97,6 % от числа зарегистрированных избирателей. Власти Судана официально признали результаты референдума и согласились на предоставление Южному Судану независимости. Столицей нового государства стал город Джуба.

После провозглашения независимости

Однако конфликт между Хартумом и Джубой не был исчерпан ни после референдума, ни после провозглашения независимости Южного Судана 9 июля 2011 г. По-прежнему нерешенным остается вопрос о принадлежности спорного района Абьей, расположенного в приграничной зоне на территории суданского штата Южный Кордофан, богатого нефтяными запасами. Власти Южного Судана продолжают настаивать на проведение в Абьее референдума по вопросу о статусе района и его включении в состав своей страны. 20 июня 2011 г. было подписано соглашение о создании в районе Абьей демилитаризованной зоны и размещении там миротворческого контингента под флагом ООН.

Президенты Северного Судана Омар Аль-Башир (cлева) и Южного Судана Салва Киир (справа) на церемонии в честь независимости Южного Судана в июле 2011 года.
Фото с сайта www.un.org

Недавно на политической карте мира появилось новое государство – Южный Судан. Дипломаты и журналисты разных стран бодро рапортуют о том, что многолетняя гражданская война между севером и югом наконец-то закончилась и на северо-востоке Африки теперь установлены мир и спокойствие. Но так ли это на самом деле?

ИСТОКИ ВОЙНЫ ЗАЛОЖЕНЫ ЕВРОПОЙ

9 июля 2011 года Республика Южный Судан (РЮС) официально объявила о своей независимости. До этого 9–15 января 2011 года в новоиспеченной стране был проведен референдум, на котором 99% населения южной части тогда еще единого государства проголосовали за отделение от Хартума – столицы теперь уже Северного Судана, или просто Судана.

Обретение независимости Южным Суданом должно завершить переходный период, предусмотренный Всеобъемлющим мирным договором, который был подписан в 2005 году между правительством Судана и повстанцами юга – так называемым Суданским народно-освободительным движением. Этот мирный договор завершил вторую гражданскую войну, длившуюся в Судане 22 года, с 1983 по 2005 год. Причиной войны стала прежде всего политика исламизации, начатая правительством Судана в 1983 году. Результатом – война арабов Судана против исповедующих преимущественно христианство или сохранивших местные культы народов юга. Многолетняя гражданская война сопровождалась массовыми убийствами, голодом и эпидемическими заболеваниями. Ей предшествовала первая гражданская война в 1955–1972 годах.

В действительности причины конфликта в Судане лежат гораздо глубже, и их следует искать в колониальном прошлом этой многострадальной страны. На Берлинской конференции в 1884 году европейские державы навязали такие границы своим африканским колониям, что представители многих этнических групп, не имеющих ничего общего друг с другом, фактически оказались перемешаны между собой или, напротив, были разделены. В 1956 году Судан официально стал независимым государством. Но это не избавило его от проблем – сразу началась затяжная гражданская война между севером и югом. С самого начала существования независимого Судана жизнь этого государства осложняют территориальные споры с соседями, этнические и конфессиональные противоречия внутри страны.

ПОВТОРЕНИЕ УКРАИНСКОГО СЦЕНАРИЯ

По истечении месяца с момента признания независимости Южного Судана стало понятно: трудности в отношениях между севером и югом не закончились. Похоже, они только начинаются. Все дело в нефти. Власти Хартума всерьез обеспокоены потерей месторождений, которые расположены на территории десяти штатов Южного Судана. У них есть весомый козырь: добываемая на юге нефть по нефтепроводам, проходящим через северную часть Судана, доставляется в Порт-Судан, расположенный на Красном море. Поэтому северосуданские власти претендуют на значительную долю в нефтяных прибылях юга. Кроме того, северяне не хотят терять расположенный на стыке юга и севера район Абьей, где добывается более четверти суданской нефти. «Переговоры по этому вопросу продолжаются, но если представители племени динка в одностороннем порядке объявят, что Абьей принадлежит югу, может начаться война», – переходит к угрозам президент Судана Омар аль-Башир. Вопрос о принадлежности района Абьей и его месторождений должен был решиться на отдельном референдуме, но его проведение отложено.

Судан ежедневно добывает 500 тыс. баррелей нефти, при этом около 75% нефтедобычи приходится на месторождения на юге. Президент Судана Омар аль-Башир уже заявил, что не позволит Южному Судану после его отделения монопольно пользоваться доходами от добычи нефти.

Юг либо продолжит делиться добываемой нефтью с севером, или будет платить налоги и пошлины за использование нефтяной трубы, проходящей по территории севера, – только так, по мнению президента Судана, может быть решен вопрос о распределении доходов от нефтедобычи после разделения страны на два государства. В случае неуплаты пошлин югом, официальный Хартум готов перекрыть нефтяную трубу. В то же время, после отделения юга в июле этого года, Южный Судан наотрез отказывается от предложения властей севера делить доходы от нефтедобычи в течение нескольких лет.

В целом ситуация в суданских взаимоотношениях ухудшается по нескольким причинам, не только из-за раздела доходов от добычи нефти – властям севера и юга до сих пор не удалось договориться по многим важным вопросам, в частности по определению границ, принадлежности спорных пограничных районов.

Не добавляет оптимизма и намерение Омара аль-Башира продолжить исламизацию Судана. По словам суданского президента, 98% северян Судана исповедуют ислам, и поэтому они готовы построить сильное и монолитное исламское государство в Африке. Обеспокоенные исламизацией христиане-африканцы, проживающие на севере Судана, бегут в Южный Судан. Накануне январского референдума об отделении Южного Судана агентство ООН по делам беженцев сообщило, что с севера на юг страны в последние месяцы мигрировали более 120 тыс. человек. Их число в ближайшие годы скорее всего только увеличится.

НЕФТЯНОЕ МАРОДЕРСТВО

Северный Судан напоминает сегодня раненого зверя, которого лишили последней добычи. Оказавшись без нефти, Омар аль-Башир, похоже, готов пойти даже на самые крайние меры в погоне за нефтяными ресурсами. Поэтому он теперь может представлять серьезную опасность в регионе. Уже после провозглашения независимости Южного Судана аль-Башир заявил в интервью BBC, что готов применить силу для овладения спорным регионом Абьей.

Тем временем в этом районе постоянно происходят перестрелки между отрядами севера и юга. Напомним, что вооруженный конфликт из-за района Абьей длится с конца мая 2011 года. Армия Северного Судана с боем захватила этот спорный район и находится там до сих пор. В развязывании конфликта северяне и южане обвиняют друг друга.

Накануне провозглашения Южным Суданом независимости произошло очень важное событие, которое практически никак не было освещено в СМИ. Армия Северного Судана захватила нефтеносный район Куфра на юге Ливии, а также взяла под контроль город Джауф и шоссейную дорогу к центру нефтяных полей Сарир и Мисла.

Суданские военные взяли под свой контроль самое южное месторождение Ливии и теперь контролируют юго-восток этой североафриканской страны. Как пишут английские журналисты, «понятно, что суданцы получат теперь долю во вновь возрождающемся рынке ливийской нефти». Вызывает неподдельное удивление, почему ООН никак не отреагировала на эту ситуацию. Ведь совершенно очевидно, что имело место нарушение государственной границы с последующей военной оккупацией части независимого государства.

Логично предположить, что НАТО была как минимум в курсе намерений суданской армии, тем более что от суданской границы до Куфры немалое расстояние – 800 км. Вполне возможно, что между правительством Судана и НАТО было заключено негласное соглашение: западная коалиция предоставляет Хартуму южные нефтеносные месторождения на юге Ливии в обмен на мирное и тихое признание Южного Судана, к которому отходит большая часть нефтеносных районов некогда единого государства.

КТО БУДЕТ БИТЬСЯ ЗА СУДАН?

По оценкам некоторых экспертов, Судан обладает запасами нефти, сопоставимыми по объемам с резервами Саудовской Аравии, а еще огромными запасами природного газа, урана и меди. Было бы недальновидно рассматривать признание независимости Южного Судана только в контексте противоречий Хартума и Джубы в нефтяной сфере, игнорируя «китайский фактор» и американо-китайское соперничество в Африке. Начиная с 1999 года, только по официальным данным, Китай инвестировал в экономику Судана 15 млрд. долл. Китайская национальная нефтяная корпорация на сегодняшний день является самым крупным суданским иностранным инвестором, вложив 5 млрд. долл. в разработку нескольких нефтяных месторождений на юге Судана.

Появление независимой Республики Южный Судан на практике означает, что Поднебесной по поводу своих нефтепроектов теперь придется договариваться с администрацией Джубы, а не Хартума. А если вспомнить, что только западные демократии оказывали активную поддержку южанам в их стремлении к отделению от Хартума, тогда как Китай был заинтересован в единстве Судана ввиду налаженных контактов с администрацией Омара аль-Башира, то Пекину теперь придется непросто.

Показательно, что первыми из мировых держав новое государство признали Соединенные Штаты Америки и следом за ними Китай. Другой любопытный факт: наиболее тесные и дружеские отношения у правительства Южного Судана сложились с Угандой, которая является основным стратегическим партнером РЮС в совместной борьбе против угандийской националистической парахристианской повстанческой группировки «Армия сопротивления Господа». Между тем на сегодняшний день Уганда – главный проводник западных интересов на Африканском континенте. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» – эта древняя мудрость вполне применима и к Южному Судану. Можно не сомневаться, что в скором времени проамериканская ориентация Южного Судана проявится. Учитывая стремление США выдавить из Африки обосновавшийся там Китай, можно понять, в каком направлении будут развиваться процессы на северо-востоке Африки.

В опубликованном Стивеном Эллиотом сборнике документов «Сценарии дальнейших вторжений США. Официальные документы Пентагона» в числе вероятных целей для американского вторжения называются Иран, Пакистан, Узбекистан, Венесуэлу, Северную Корею, Сирию и Судан. Неспокойная ситуация в западной провинции Судана Дарфуре, где также находятся большие запасы нефти, дает повод американцам для «гуманитарного вмешательства».

По мнению американских военных, после многих лет неподчинения Хартума и провала гуманитарных миссий, кризис в Судане может разрешить только военная интервенция, поскольку все средства международной дипломатии в отношении Башира были исчерпаны. Повод для вмешательства, если верить этим документам, уже найден: совместная резолюция ООН и Африканского союза по объединенному миротворческому контингенту в Дарфуре (UNAMID) содержит наглядную программу для гуманитарной интервенции в Дарфур. США могут провести интервенцию, ссылаясь на то, что они проводят в жизнь уже существующую резолюцию, высказываются американские военные.

В феврале 2006 года Сенат США принял резолюцию, которая требовала введения в Дарфур войск НАТО и миротворческих сил ООН. Через месяц президент Джордж Буш-младший призвал к размещению усиленных подразделений НАТО в Дарфуре. Китай также проявляет большой интерес к этому региону. Так что «битва за Дарфур» еще предстоит.

Опыт проведения военных операций в Африке у Североатлантического альянса уже есть: в ноябре 1997 года на территории Германии НАТО провела маневры под кодовым названием «Союзные усилия». На этих учениях моделировалась следующая ситуация: идет война между двумя африканскими странами на одном из островов Юго-Восточной Африки, а миссия НАТО заключается в том, чтобы развести армии этих стран по поручению ООН.

В связи с нынешней ситуацией на Ближнем Востоке и в Северной Африке вызывают опасение слова бывшего верховного главнокомандующего вооруженными силами НАТО в Европе, американского генерала Уэсли Кларка, которые он произнес в 2007 году в эфире Voice of America: «Cпустя несколько недель я переспрашиваю генерала из Объединенного комитета начальников штабов США: Так что там решили? Наступаем мы на Ирак или нет? А он отвечает: «Ладно бы Ирак. Вот полюбуйся, что мне сегодня спустили сверху. В течение следующих пяти лет мы демонтируем семь стран. Начинаем с Ирака. Затем у нас в планах Сирия и Ливан, Ливия, Сомали, Судан. И заканчиваем в Иране». Так что, вполне возможно, что Судан – на очереди. Остается только немного подождать.

 


Читайте:



Что помешало спасти "титаник"

Что помешало спасти

Океан. Выпуск тринадцатый Баранов Юрий Александрович «Самсон», эскадренный миноносец. «Самсон», эскадренный миноносец. В октябрьские дни...

Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать

Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать

Валентина Меняйленко Проект по литературному чтению в 4 классе «Они защищали Родину» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение...

Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году

Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году

Темы педсоветов на 2018-2019 учебный год в школах и ДОУ по ФГОС – с августа по июнь для администрации и учителей. В дошкольных образовательных...

Примеры стилей текста: калейдоскоп вариаций речи

Примеры стилей текста: калейдоскоп вариаций речи

Функциональные стили речи делятся на две группы: содержание и формальный параметр языка. В рассказе или поэме прослеживается художественный язык,...

feed-image RSS