Реклама

Главная - Гудмен Линда
Определение эмоций их основные особенности. Шпаргалка по чувствам и эмоциям для не психологов. Различные подходы к классификации эмоций

Эмоциональность имеет большое значение в жизни человека. С ее помощью он налаживает контакты, завоевывает друзей. Некоторые индивиды предпочитают подавлять эмоции, чтобы не «обжигаться», пережив горький опыт общения. У других наблюдается их переизбыток, который необходимо взять под контроль.

Эмоции определение в психологии

Данное определение в психологии отвечает на вопрос что такое эмоции, беря во внимание субъективную оценку, отношение индивида к миру.

Обратите внимание! Определенное эмоциональное состояние может возникать не только, как ответная реакция на реальные существующие события, но и на воображаемом уровне.

Понятие эмоции – это в психологии описание реакции человека на события, происходящие вокруг, психический процесс, характеризующийся субъективным оценочным отношением к реальным или предполагаемым явлениям и объектам. Эмоции – это процесс, происходящий в разных системах жизнедеятельности человека (эндокринная, нервная, дыхательная и т.д.).

Иными словами, дурной сон или негативные ожидания от встречи, которая еще не произошла, могут испортить настроение. Это может сказаться на общении, когда индивид «ни с чего» злится на близких, на работе, на которой он не может сосредоточиться. Наоборот, когда человек мечтает о хороших вещах, которые вселяют ему надежду, это способствует доброму настрою, повышению работоспособности и т.д.

Определение эмоциональности человека

Краткая презентация эмоциональности следующая. Человек реагирует на разные события, испытывая радость, страх, удовольствие, отвращение и прочее. Все это (настроение, чувства, эмоции человека) – психология, которая призвана научить индивида определять свое состояние и уметь его контролировать.

Эмоции развивались в ходе эволюции, именно с ними живые существа способны оценивать биологическую значимость событий и явлений вокруг. Испытывая положительные эмоции, человек готов повторить некое событие. Столкнувшись с негативным опытом, он будет избегать подобных ситуаций.

Функции эмоций

Психологический аспект эмоций основан на их чистых проявлениях в виде чувств, аффекта, страсти, стресса. Любое активное состояние индивида сопровождается ими. Благодаря эмоциям, люди лучше понимают друг друга без лишних слов. Выделяют 6 основных функций эмоций:

  1. Оценка. Эмоциональная оценка дополняет полученную сознательную информацию. Отсюда и появилась важность «первого впечатления», когда хорошее помогает в общении без границ, а плохое приходится реабилитировать;

  1. Мобилизация помогает сужению сознания, чтобы организм сосредоточился на преодолении негативного явления. Имеется в виду стрессовая ситуация, когда организм реагирует, например, выбросом адреналина в кровь, чтобы придать сил человеку для дальнейших действий;
  2. Следообразование. Если пережить какое-то событие с ощущением его неправильной завершенности, воспоминания оставляют след в подсознании, чтобы в дальнейшем при обнаружении схожего явления сменить тактику действий или вовсе избежать их.

Обратите внимание! Данная функция направляет человека на правильный путь, например, в процессе решения задачи, когда индивид интуитивно ощущает некий азарт, правильность решения.

  1. Компенсация информационного дефицита. Имеет схожее значение со следообразованием, отличается тем, что дополняет нехватку информации эмоциональной составляющей, отношением к данному объекту или явлению;
  2. Коммуникация. Эмоции выразительны, чтобы они были понятны окружающим, нужно выражать их без намеков и скрытности. С другой стороны, это явление может иметь разные оттенки, но одни люди это отличают, другие нет. Например, матери могут расшифровать плач ребенка – от боли или по другим причинам. Коммуникативная функция помогает лучше понять человека;
  3. Дезорганизованность. Интенсивность эмоций пагубно сказывается на поведении и самочувствии индивида, хотя нередко оказывает большую помощь в собранности, направленности в определенное русло. Опасно длительное их протекание, что вызывает так называемый дистресс, т. е. расстройство поведения и здоровья.

Что такое эмоциональные состояния

Эмоциональные состояния не имеют устоявшейся формулировки. В общем смысле означают совокупность психических и физиологических процессов, характеризующих поведение, мировоззрение индивида. В то же время данные состояния отражают личное отношение человека к объектам и ситуациям, переживаемым через сознание.

Внешнее проявление эмоций

Внешнее проявление внутреннего психического состояния происходит за счет жестов, мимики, а также изменения работы разных систем организма (дыхательная, кровообращения и т. д.). Поэтому берется во внимание психология вербальных и невербальных эмоций.

Вербальное выражение эмоций

Вербальное, как известно, означает речевое общение. Речь бывает эмоциональной, меняется интонация, повышается голос. Например, при удовольствии скорость и амплитуда дыхания увеличиваются; при неудовольствии они уменьшаются; возбуждение сопровождается глубоким и частым дыханием, при страхе оно сильно замедляется. По тому, как человек дышит, можно определить его эмоции, направив беседу в то или иное русло.

Невербальное выражение эмоций

Невербальные эмоции проявляются в жестах, мимике, что хорошо прослеживается у ребенка, в то время, как взрослый человек иногда способен их контролировать. Однако индивиду удается взять под контроль далеко не все, например, он не властен над кровообращением. При страхе заметно ускоряется пульс, так же, как и при напряжении, ожидании, смущении и т.д. Единственное отличие – в объекте, провоцирующем эмоции, например, при ожидании экзамена у индивида дрожат руки, но хорошо функционирует мозг.

Виды эмоций в психологии

Чтобы взять под контроль свою эмоциональность, важно знать ее виды.

Настроение

Настроением называют продолжительное эмоциональное состояние средней интенсивности, некоторый эмоциональный фон для психических процессов. Это также состояние, характеризующее некий объект, его настроение (картина, мелодия).

Эмоции

Эмоции – психический процесс средней продолжительности, отражает отношение человека к объектам и явлениям вокруг. Это процессы, отвечающие за регуляцию деятельности индивида в ответ на раздражители, т. е. ситуации или явления.

Чувства

Чувства – это личное отношение человека к существующим или абстрактным объектам. Зачастую они носят бессознательный оттенок в ответ на формирование эмоционального отношения к данным явлениям. Основываются на полученном когда-то опыте содействия с ними.

Обратите внимание! Исходя из опыта, чувства могут носить противоречивый характер.

Иными словами, столкнувшись с ситуацией однажды, человек чувствовал подавленность, выйдя из нее. Спустя неопределенное время явление повторяется, но меняются условия его течения, и результат вызывает положительные чувства.

Аффект и стресс

Аффект – эмоциональное состояние взрывного характера, кратковременное, интенсивное, с ярко выраженным изменением двигательных процессов и работы внутренних органов. Является бессознательной оценкой данной ситуации. Характеризуется как сильнейшее душевное волнение.

Управление эмоциями

Управление нужно для того, чтобы преодолевать барьеры в общении и взаимопонимании. Многие считают, что неконтролируемые эмоции нужно подавить, хотя это не выход. В их управлении поможет психолог. Важна поддержка друзей и близких людей.

Один индивид испытывает разные чувства к некому объекту, иногда противоречивые. Другой человек страдает от неконтролируемых эмоций и нуждается в помощи. Эмоциональность в психологии занимает важное место ввиду того, что люди отличаются этим качеством от прочих живых существ.

Видео

Под эмоциями понимают либо внутреннее чувства человека, либо проявления этих чувств. Часто самые сильные, но кратковременные эмоции называют аффектом, а глубинные и устойчивые - чувствами. Эмоция - это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоции возникли в результате эволюции для лучшей адаптации организма. Эмоции всегда двувалентны (имеют два полюса). Они положительны или отрицательны. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение. Это механизм непосредственной оценки уровня благополучности взаимодействия организма со средой.

Эмоции, как и ощущения - базовые явления психики. Если в ощущениях отражается материальность бытия, то в эмоциях - субъективное отношение к различным аспектам этого бытия.

Эмоции связаны с деятельностью коры больших полушарий, в первую очередь - с функцией правого полушария. Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры головного мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и они расшифровываются в виде ощущений и восприятий. Другой поток приходит в подкорковые образования (гипоталамус и др.), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к базовым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций. Обнаружено, что в области подкорки (в гипоталамусе) существуют особые нервные структуры, являющиеся центрами страдания, удовольствия, агрессии, успокоения.

Будучи непосредственно связанными с эндокринной нервной системой, эмоции могут включать энергетические механизмы поведения. Так, эмоция страха, возникая в опасной для организма ситуации, обеспечивает реакцию, направленную на преодоление опасности - активизируется ориентировочный рефлекс, тормозится деятельность всех, на данный момент второстепенных, систем: напрягаются необходимые для борьбы мышцы, учащается дыхание, усиливается сердцебиение, изменяется состав крови и т. п.

Эмоции напрямую связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляется оскал зубов, сужение век, сжимание кулаков, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз и т.п. Все основные эмоции носят врожденный характер. Доказательством тому служит тот факт, что у всех народов, независимо от их культурного развития, одинаковая мимика во время выражения тех или иных эмоций. Даже у высших животных - приматов, собак, кошек и других мы можем наблюдать ту же мимику, что и у человека. Однако врожденными являются не все внешние проявления эмоций; некоторые приобретаются в результате обучения и воспитания (например, специальные жесты, как знак той или иной эмоции.

Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Благодаря им человек может чувствовать состояние другого человека, сопереживать ему. Даже другие высшие животные могут оценивать эмоциональные состояния друг друга.

Чем более сложно организовано живое существо, тем богаче гамма переживаемых эмоциональных состояний. Но некоторое сглаживание проявлений эмоций у социализированного человека наблюдается в результате возрастания роли волевой регуляции.

Все живые организмы изначально стремятся к тому, что соответствует их потребностям и к тому, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены. Человек действует только тогда, когда его действия имеют смысл. Эмоции являются врожденными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ,представления, а эмоциональные процессы обеспечивают избирательность поведения.

Основные эмоции

К числу основных эмоций, общих у человека и высших млекопитающих , относятся:

  • Удовлетворение
  • Пренебрежение

По К. Изарду выделяют 10 основных (базовых) эмоций:

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции и чувства. Кроме этого выделяют такие состояния, как аффект , стресс , страсть (страсть считается высшим проявлением чувств), настроение (которое также называют «хроническим» эмоциональным состоянием). В общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции - чувства. Они связаны с социальной сущностью человека, с социальными нормами и установками.

Список эмоций и чувств

Более полный список эмоций и чувств включает в себя: азарт , безопасность , беспокойство , благодарность , благополучие, боязнь, брезгливость, гнев , вина , величие, власть , восхищение , высокомерие , голод , гордость , грусть , доверие , долг , достоинство , жажда , жалость, забота , зависть , злорадство, злость, интерес , красота , лень , любовь , месть , надежда , надменность, негодование, нежность, ненависть , неприязнь, неуверенность, неудовлетворенность, обида , обожание, одиночество , осторожность, ответственность , отвращение , омерзение, патриотизм , печаль , предвкушение, презрение , пренебрежение, преданность , похоть , радость , разочарование, раздражение, раскаяние , растерянность , ревность, скука , сексуальность , смехотворность, сострадание , собственность , сомнение, спокойствие, справедливость , страх , стыд , тревога , уныние , унижение , убеждение , уважение , удивление , удовлетворение, усталость , чувство утраты, честолюбие, юмор , ярость , отчаяние

Всего в списке 75 названий. Некоторые из названий скорее являются пограничными состояниями, чем эмоциями, другие же содержат несколько синонимов. Поэтому список этот достаточно условен. При составлении списка эмоций нужно стараться не включать в него психические явления, заведомо эмоциями не являющиеся. Например, в предыдущем списке голод и жажда это субъективные ощущения, сопровождающие недостаток в организме пищи и воды. Эти ощущения возникают в результате сигналов от рецепторов в желудке, гортани и т.п. Они не связаны с когнитивной оценкой ситуации и эмоциями не являются. В связи с этим, возможно, имеет смысл составлять список не только эмоций, но и не эмоций. Выпишем слова из предыдущего списка, не связанные с когнитивной оценкой ситуации, и потому эмоциями не являющиеся: голод , жажда , похоть , сексуальность , усталость .

При составлении списка эмоций имеет смысл сразу разбивать их на противоположные по знаку пары. Например, в книге A. Ortony, G.L. Clore, and A. Collins, The Cognitive Structure of Emotions, Cambridge University Press, Cambridge, UK, 1988 выписаны 11 пар слов, претендующих на противоположные эмоции. gratification - remorse, gratitude - anger, pride - shame, admiration - reproach, joy - distress, happy-for - resentment, gloating - pity, hope - fear, satisfaction - disappointment, relief - fears-confirmed, love- hate.

Формальные модели эмоций

Формальные модели эмоций в исследованиях по искусственному интеллекту ставят целью определение эмоций в форме применимой для конструирования роботов. Основными подходами в настоящее время являются KARO, EMA, CogAff, Affective Computing и модель Фоминых-Леонтьева.

Эмоции и чувства

Эмоции и чувства - личностные образования. Могут быть, например, эмоция радости и чувство радости . Если собственно эмоции актуализируются при наличии потребности и заканчиваются после ее удовлетворения, то чувства носят более предметный характер. Эмоция радости связана с общим удовлетворением потребности (утоление голода , жажды и т. п.), а чувство радости связано с определенным, незаменимым объектом (не просто хочется есть, а хочется только жареной картошки, манная каша - не радует). Таким образом, чувства связываются с идеей о некоем конкретном объекте. Например, человек не может испытывать чувство любви , если у него нет объекта привязанности.

Чувства, в отличие от эмоций, развиваются, воспитываются, совершенствуются. Они образуют ряд уровней, начиная с непосредственных практических чувств (чувство собственности, чувство удовлетворения от конкретной деятельности и т. п.) вплоть до высших чувств, относящихся к духовным ценностям и идеалам.

Чувства носят исторический характер, их внешнее выражение по отношению к одному и тому же явлению может отличаться у разных народов и в разные исторические эпохи. К одному и тому же явлению у разных народов могут быть выработаны различные культурно обусловленные, порой, противоположные чувства. Так например, у некоторых народов существует обычай не пользоваться столовыми приборами . Для представителей этих народов, если гость берет руками плов из общей тарелки - это вызывает у хозяина чувство удовлетворения, в то время, как для представителя другой культуры такое поведение вызвало бы чувство возмущения.

В практической деятельности сформировались практические чувства человека (чувства, связанные с непосредственной деятельностью), теоретическая деятельность сформировала интеллектуальные чувства (чувства, связанные с познавательной деятельностью - чувство заинтересованности, чувство любопытства и т. п.) В результате образно-избирательной деятельности появились эстетические чувства (чувство красоты при восприятии искусства, явлений природы и другие).

Выделяют нравственные (моральные) чувства (чувство долга, совесть, чувство солидарности, чувство справедливости и т. п.). Если происходит что-то, нарушающее эти чувства, то это может вызвать чувство возмущения, негодования, ненависти и т. п.). Моральные чувства отражают переживание человеком его отношения к другим людям.

В результате духовных поисков появились духовные чувства (чувство священности происходящего, благоговение, чувство просветления, чувство таинственности, мистичности и т. п.)

В мозаике чувств конкретного индивида отражается структура его потребностей, строение его личности, система его ценностей.

В отношении окружающего мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Чувства, в отличие от собственно эмоций, всегда связаны с работой сознания и могут произвольно регулироваться.

Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к какому-то виду деятельности, к чему-либо или к кому-либо, появившееся на базе недостаточно удовлетворяемой той или иной органической потребности называется страстью. Страсть - это встречающееся только у человека эмоциональное состояние. Оно плохо поддается волевому контролю. Не все могут справиться со своей страстью при необходимости.

Все эмоциональные состояния (собственно эмоции и чувства) различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности влияния на деятельность.

В зависимости от того, насколько значима отражаемая в эмоциях и чувствах действительность различают глубокие и неглубокие эмоции и чувства.

Эстетические и интеллектуальные эмоции

Стенические и астенические эмоции

В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические и астенические. Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (чувства радости, вдохновения, заинтересованности и т. п.). Астенические чувства расслабляют и парализуют силы (чувство подавленности, чувство униженности и т. п.).

Эмоциональный тон ощущения - это наше отношение к качеству ощущения (нам приятен запах цветов, шум моря, цвет неба во время заката, но неприятен резкий запах уксусной кислоты, скрежет тормозов и т. п.). К отдельным раздражителям возникает болезненное отвращение - идиосинкразия (например, к звукам, получаемым в результате движения металлического предмета по стеклу, у кого-то - к запаху бензина и т. п.)

Эмоциональный отклик - оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде (увидели красивый пейзаж - восхитились). Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека. Одним из видов эмоционального отклика является синтония. Синтония - способность гармонично откликаться на состояния других людей и в целом явлений окружающего мира (быть в гармонии с природой, с самим собой, «чувствовать» другого человека). Это эмоциональное созвучие.

Настроение

Настроение - самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека. Настроение определяет общий тонус жизни человека. Настроение зависит от тех влияний, которые затрагивают личностные стороны субъекта, его основные ценности. Не всегда причина того или иного настроения осознается, но она всегда есть. Настроение, как и все другие эмоциональные состояния, может быть положительным и отрицательным, иметь определенную интенсивность, выраженность, напряженность, устойчивость. Наиболее высокий уровень психической активности называется воодушевлением, наиболее низкий - апатией. Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями приводит к состоянию расстроенности.

Если человек владеет приемами саморегуляции, то он может блокировать плохое настроение, сознательно сделать его лучше. Пониженное настроение может быть вызвано даже простейшими биохимическими процессами в нашем организме, неблагоприятными атмосферными явлениями и т. п.

Эмоциональная устойчивость человека при различных ситуациях проявляется в стабильности его поведения. Устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей называется толерантностью. В зависимости от преобладания в опыте человека положительных или отрицательных эмоций, соответствующее настроение становится устойчивым, характерным для него. Хорошее настроение можно культивировать.

Эмоция и мотивация

Эмоции и аффекты

Эмоции являются одним из главных регуляторов деятельности. Базовой формой эмоций выступает эмоциональный тон ощущений, представляющий собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые.

Другой формой эмоций являются аффекты , представляющие очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. В отличие от аффектов собственно эмоции имеют выраженную привязку к достаточно локальным ситуациям, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без действия актуальной ситуации их образования, в этом аспекте они выступают ориентирами деятельности.

Конфликтные эмоциональные состояния (аффект, стресс, фрустрация)

Аффект - внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (сужение сознания) и крайней активизации импульсных реакций.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения. Оно при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные действия. Порой человек настолько бессознателен в момент аффекта, что потом не может восстановить в памяти свои действия.

Аффекты возникают в критических условиях, при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации. Это способ «аварийного» разрешения ситуации. Состояние аффекта может проявляться в виде панического бегства из ситуации, в виде оцепенения (ступора), в виде неконтролируемой агрессии.

Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате аффектогенных ситуаций (ситуаций, способствующих возникновению аффекта) может суммироваться, и если ей не дать выхода, то она может привести к бурной эмоциональной разрядке. Общее направление хаотических действий при аффекте - стремление устранить травмирующий раздражитель.

Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект.

Переживаемые состояния аффекта оставляют сильные устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов, работа эмоций и чувств связана преимущественно с кратковременной и оперативной памятью.

Переживание аффекта связано с быстрой, бесконтрольной потерей большого количества энергии (бурные эмоции, активные неконтролируемые движения и т. п.). В результате этого конечная стадия аффекта, как правило, протекает на фоне резкого упадка сил, апатии. Возможно даже полуобморочное состояние.

Во всех многообразных проявлениях аффекта (ужас, гнев, отчаяние, вспышка ревности, порыв страсти и т. п.) можно выделить три стадии:

  1. Резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в действительности.
  2. Перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми действиями.
  3. Спадает нервное напряжение, снижается двигательная активность, возникает состояние депрессии, слабости.

На начальной стадии воля еще не совсем подавлена и можно сознательно не допустить развития аффекта. При этом, важно сосредоточить внимание на крайне отрицательных последствиях аффективного поведения. К числу приемов преодоления аффекта относятся также: произвольная задержка двигательных реакций, изменение обстановки, переключение на другую деятельность. Очень большую роль в возможности преодоления аффектов играют качества личности, ее воспитание. Склонность к аффективному поведению может быть преодолена путем самовоспитания.

Аффективные состояния могут проявляться в разных формах. Рассмотрим некоторые из них.

Страх - безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция. Страх возник как биологически защитный механизм. Многие из врожденных страхов сохраняются у людей, хотя в условиях цивилизации они сильно изменены. У многих людей страх связывается с астенической эмоцией, вызывает снижение мышечного тонуса. При этом лицо принимает вид застывшей маски. Во многих случаях страх вызывает сильный симпатический разряд: крик. Бегство, гримасы. Характерный симптом страха - дрожание мышц тела, сухость во рту, резкое учащение пульса и т. п.

Социально обусловленные причины страха - угроза общественного порицания, потеря результатов длительного труда, унижение достоинства и т. п. - вызывают те же физиологические симптомы, что и биологические источники страха.

Наивысшая степень страха, переходящая в аффект - ужас. В состоянии ужаса человек может преувеличить опасность нападения и его оборона может быть чрезмерной, несоизмеримой с реальной опасностью.

У неуравновешенных лиц со слабым типом нервной системы могут встречаться навязчивые, гипертрофированные представления об определенном виде опасности - фобии (боязнь высоты, боязнь темноты, острых предметов и т. п.)

Страх - пассивно-оборонительная реакция на опасность, нередко исходящую от более сильного лица. Если же угроза опасности исходит от более слабого лица, то реакция может приобрести агрессивный, наступательный характер - гнев.

Гнев сопровождается угрожающей мимикой, позой нападения, нередко криком.

Страх и гнев могут достичь степени аффекта, но, порой, они выражаются в меньшей степени эмоционального напряжения.

Фрустрация - конфликтное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими, кажущимися непреодолимыми препятствиями на пути к достижению высокозначимых целей. В случае невозможности устранить причины фрустрации (невозвратимая потеря) может возникнуть глубокое депрессивное состояние. Следствием этого может стать ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т. п. Часто в состоянии фрустрации, вследствие невозможности преодолеть истинные причины этого состояния, человек ищет какие-либо компенсирующие выходы из положения. Например, уходит в мир грез, могут усилиться работа защитных механизмов Эго (по Фрейду). Чаще всего из известных защит активизируется механизм регрессии .

Стресс - нервно-психическое перенапряжение, вызванное слишком сильным воздействием, адекватная реакция на которое недостаточно сформирована. В процессе переживания стресса, происходит тотальная (всеобщая) мобилизация сил организма (физических и психических) на поиск выхода из опасного, угрожающего целостности личности положения, на приспособление к новым сложным условиям.

Эмоции и стресс

Слишком сильные раздражители (объекты или определенные события) называются стрессоры.

В ответ на сверхтрудную обстановку организм реагирует комплексом защитных реакций. Стрессовые состояния возникают во всех случаях угрозы для жизни субъекта. Застойные, длительные стрессовые состояния могут быть вызваны долгим пребыванием в жизненно опасной обстановке.

Стрессовый синдром часто возникает и в ситуациях, опасных для престижа человека, когда он боится опозорить себя в чьих-то или в собственных глазах. Состояние, аналогичное стрессовому, может быть порождено систематическими жизненными неудачами.

Понятие стресса введено канадским ученым Гансом Селье. Он определил стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую и психическую травму.

В развитии стрессового состояния Селье выделил три этапа:

  1. Стадия нарастания тревоги - при появлении стрессора, человек, даже не всегда четко осознавая его, начинает испытывать нарастание тревоги. Он все более чувствует дискомфорт и лихорадочно ищет способы справиться с этим дискомфортом. На это уходит много сил. Человек тратит больше энергии, чем привык и неосознанно ищет источники ее восполнения. Например, начинает слишком много есть, или спать и т. п.
  2. Стадия сопротивления (стабилизации). Человек адаптируется к действию стрессора и внешне ему удается сохранять относительно нормальное состояние, но на поддержание удовлетворительного состояния требуется теперь значительно больше энергии, чем до того, как возникла стрессовая ситуация.
  3. Стадия истощения. Если на втором этапе действие стрессора не прекращается, то в конце концов, «стратегические запасы» энергии организма исчерпываются и тогда может наступить резкая потеря трудоспособности. Человек может серьезно заболеть, может произойти нервное истощение. Иногда такое положение дел может привести к гибели организма.

Характер стрессовой ситуации зависит не только от оценки вредности стрессора данным человеком, но и от умения реагировать на него определенным образом. Человек способен научиться адекватному поведению в различных стрессовых ситуациях.

В преодолении стресса проявляются два поведенческих типа личности:

  1. Интерналы - люди, рассчитывающие только на свои силы.
  2. Экстерналы - люди, рассчитывающие на помощь других людей в трудной ситуации.

Эти характеристики являются, по сути, двумя полюсами одной шкалы (экстерналы … интерналы). В основном люди демонстрируют смешанный тип реагирования. В каких-то ситуациях ожидают поддержки, а в каких-то, наоборот, надеются только на свои силы. Тем не менее у разных людей может какой-то тип поведения преобладать.

Экстернальный тип поведения характерен для незрелых, неуверенных в себе личностей. Крайне интернальный тип поведения - присущ людям, не склонным к общению, это замкнутые, самодостаточные личности. Иногда такая чрезмерная закрытость мешает прибегнуть к помощи других людей и наиболее результативно решить проблему.

Стресс представляет некоторую угрозу для жизни, но он и необходим для неё.

Выделяют так называемый австресс («хороший» стресс). Австресс способствует выработке адаптационных механизмов индивида, мобилизует его силы. Другой вид стресса - дистресс - оказывает угнетающее влияние на человеческий организм. Например, рождение ребенка и дальнейшее его пребывание в семье - для большинства молодых родителей является австрессом, но для некоторых это событие может быть воспринято, как дистресс.

Компоненты эмоций

  1. Субъективный набор эмоций.
  2. Особенности биологической реакции, в особенности вегетативной нервной системы.
  3. Индивидуальное знание о проявлении эмоций и связанных с ними состояний.
  4. Мимическая эмоциональная реакция.
  5. Реакция на проявление эмоций.
  6. Особенности к активному реагированию.

Ни один из этих компонентов ни есть эмоция, но сочетание их формирует эмоцию.

Физиология эмоций

Качество эмоции определяется триединым действием темперамента , ситуации, гормонального статуса и уровней нейротрансмиттеров у личности к моменту события.

Возбуждение и эмоции

Большинство физиологических изменений при эмоциях относятся к активации симпатической вегетативной нервной системы.

  1. Повышение артериального давления и учащение пульса
  2. Учащение дыхания.
  3. Расширение зрачков.
  4. Повышение потливости при снижение секреции слюны и слизи.
  5. Повышение уровня глюкозы в крови.
  6. Ускорение свертываемости крови.
  7. Перераспределение крови из живота и кишечника в мозг.
  8. Элевация волос кожи - «Гусиная кожа».

Симпатическая реакция готовит организм к «Выбросу Энергии». После разрешения эмоции - парасимпатическая (сохраняющая энергию) система возвращает организм в исходное состояние.

В результате таких эмоций как «Страх» и «Злость» организм подготавливается к борьбе или бегству. Некоторые из этих проявлений наблюдаются при «Удовольствии» и «Сексуальном возбуждении». Такие эмоции как «Скорбь» или «Тоска» могут выражаться, однако, в депрессии и замедлении реакций.

Качества эмоций

Интенсивность эмоций

Интенсивность эмоций зависит от полноценности и функциональной целостности центральной и вегетативной нервной системы. Так у больных с повреждением спинного мозга на разных уровнях максимальное снижение интенсивности эмоций наблюдается у больных с повреждением шейных сегментов спинного мозга.

Дифференциация эмоций

Теория Джеймса-Ланга (James-Lange, 1884) предполагает наличие определенного Паттерн (Образа) активности вегетативной нервной системы на каждую отдельную эмоцию. Это утверждение получило подтверждение работами Экмана и Фризена (Ekman and Friesen, 1990)

Когнитивная оценка

Заключается в анализе ситуации, которая приводит к проявлению эмоций. Такой оценке подвергается как интенсивность, так и качество эмоций. Если человек находится в состоянии неопределенной эмоции, когнитивная оценка позволяет ему оценить ситуацию. Существуют, однако, ситуации когда эмоциональное состояние не может быть оценено ни сознательно, ни преднамеренно. К таким состояниям относятся «детские страхи». В этих случаях развитие эмоционального состояния происходит по специализированным нейрональным путям в головном мозге.

Мимические проявления эмоций

Универсальный способ проявления эмоций среди людей вне зависимости от расовой и социальной принадлежности. Центр распознавания эмоций располагается в правом полушарии головного мозга и имеет отличную от центра распознавания лиц локализацию.

Коммуникация и эмоции

Известная роль эмоций в коммуникации между людьми и животными дополняется, однако, возможностью преднамеренного усиления эмоционального ответа преднамеренным усилением мимики (гипотеза мимической обратной связи - the facial feedback hypothesis)

Настроение как эмоциональное состояние

Поведение и эмоции

Типичная тенденция активности определяется определенной эмоцией. Агрессивность - типичная тенденция в ответ на злобу. Агрессивная реакция у животных регулируется определенными нейрональными структурами головного мозга (гипоталамусе), У человека эта активность регулируется корой головного мозга и может быть частью приобретенного опыта. Согласно теории социального обучения (social-learning theory) агрессивное поведение может быть приобретено детьми в результате имитации поведения в сценах насилия демонстрируемых по телевидению.

Взаимозависимости эмоций

Кроме того, основные эмоции могут кооперироваться с реакцией на сложные социальные задачи, приобретая характер когнитивных эмоций. Так «чувство отвращения» может возникнуть у вас при наблюдении испражнений - это основная эмоция, но чувство отвращения может возникнуть у вас и в ответ на аморальное поведение в обществе и тогда эта эмоция проявляется как высокая, когнитивная эмоция.

Свойства эмоций и чувств

  1. Возможность переноса, обобщенность. Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс подобных объектов.
  2. Притупляемость. Под влияние длительно действующих раздражителей чувства перестают быть яркими (любая песня надоедает, если ее постоянно слышишь, часто повторяемая шутка уже не вызывает смех). Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства. Притупление отрицательных чувств опасно, поскольку отрицательные чувства сигнализируют о неблагоприятной обстановке, побуждая человека к изменениям.
  3. Взаимодействие. Различные чувства, возникающие при воздействии разнообразных раздражителей, влияют друг на друга. Например, чувство досады от неэтичного поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации. Происходит контраст чувств.
  4. Суммирование. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммирования, может укрепляться любовь, уважение к человеку или, наоборот, ненависть, которая может привести к аффекту.
  5. Замещение. Неудача в одной сфере может компенсироваться успехом в другой.
  6. Переключаемость. Эмоции, не удовлетворенные в отношении одного объекта, могут переноситься на другие объекты.

Все с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение. Определенное отношение человека проявляется даже к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.

Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невыносима без переживаний, если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый “эмоциональный голод”, который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.п. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.

Самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека — это чувства, которые представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.

Чувства формируются на протяжении жизни человека в условиях . Чувства, которые отвечают высшим социальным потребностям, называются высшими чувствами . Например, любовь к Родине, своему народу, своему городу, к другим людям. Они характеризуются сложностью строения, большой силой, продолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретных ситуаций и от состояния организма. Таким примером является любовь матери к своему ребенку, мама может рассердится на ребенка, быть недовольной его поведением, наказать, но все это не влияет на ее чувство, которое остается сильным и относительно стабильным.

Сложность высших чувств определяется их комплексным строением. То есть они складываются из нескольких разных, а иногда и противоположных эмоций, которые как бы кристаллизуются на определенном предмете. Например, влюбленность — менее сложное чувство, нежели любовь, так как кроме влюбленности последняя предполагает нежность, дружбу, привязанность, ревность и другие эмоции, производящие не передаваемое словами чувство любви.

В зависимости от характера отношения человека к различным объектам социальной среды выделены основные виды высших чувств: моральные, праксические, интеллектуальные, эстетические.

Моральные чувства человек испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе, такие как чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть, которые регулируют межличностные отношения.

Чувства, которые связаны с осуществлением человеком и других видов деятельности, называются праксическими . Они возникают в процессе деятельности в связи с ее успешностью или не успешностью. К позитивным праксическим чувствам относятся трудолюбие, приятная усталость, чувство увлеченности работой, удовлетворенность от выполненного дела. При преобладании негативных праксических чувств человек воспринимает труд как каторгу.

Определенные виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной деятельности. Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями. Если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они проявляются как интеллектуальные чувства : любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение.

Чувства, которые испытывает человек при и создании прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими. Эстетические чувства воспитываются через приобщение к природе, любование лесом, солнцем, рекой и т.п. Для того чтобы постичь законы красоты и гармонии детям полезно заниматься рисованием, танцами, музыкой и другими видами художественной деятельности.

На протяжении развития людей сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов и событий — эмоции. Один и тот же объект или событие вызывает у разных людей различные эмоции, потому что у каждого свое, специфическое отношение.

Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.

В узком значении слова эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Так, если рассмотреть чувства, испытываемые болельщиками, на трибуне стадиона и спорту вообще (чувство любви к футболу, хоккею, теннису), то эти переживания нельзя называть эмоцией. Эмоции здесь будут представлены состоянием наслаждения, восхищения, которые испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру.

Функции и виды эмоций

За эмоциями была признана важная положительная роль в жизни людей, и с ними стали связывать следующие положительные функции: Мотивационно-регулирующую, коммуникативную, сигнальную и защитную.

Мотивационно-регулирующая функция заключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и регулировать. Иногда эмоции могут заменять собой мышление в регуляции поведения.

Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Наблюдая за изменениями эмоциональных состояний, появляется возможность судить о том, что происходит в психике. Комментарий: люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать многие выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоции, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в прямых контактах друг с другом.

Сигнальная функция . Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без . Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека.

Защитная функция выражается в том, что, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от опасностей.

Установлено, что чем сложнее организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче и разнообразнее гамма эмоций, которую оно способно переживать.

Характер переживания (удовольствие или неудовольствие) определяет знак эмоций — положительные и отрицательные . С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Крылатое выражение: “готов горы свернуть”. И, наоборот, иногда переживания характеризуются своеобразной скованностью, пассивностью, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, горе может вызвать апатию, бездеятельность у слабого человека, в то время как сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.

Модальность — основная качественная характеристика эмоций, определяющая их вид по специфике и особой окрашенности переживаний. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость. При всем многообразии практически любая эмоция является своеобразным выражением одной из этих эмоций. Тревожность, беспокойство, боязнь, ужас представляют собой различные проявления страха; злоба, раздражительность, ярость — гнева; веселье, ликование, торжество — радости.

К. Изард выделил следующие основные эмоции

Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение — желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслом, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и осознанием. Диапазон различий по силе внутреннего переживания и внешних проявлений очень велик для эмоции любой модальности. Радость может проявляться как слабая по силе эмоция, например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг — эмоция большей силы. Гнев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости, страх — от легкого беспокойства до ужаса. По продолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет. Степень осознанности эмоций также может быть различной. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает.

Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызвать несогласованные, противоречивые эмоции. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Например, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость.

Качества, характеризующие каждую конкретную эмоциональную реакцию, могут сочетаться различным образом, что создает многоликие формы их выражения. Основные формы проявления эмоций — чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть, стресс, настроение и чувство.

Чувственный тон выражается в том, что многие ощущения человека имеют свою эмоциональную окраску. То есть люди, не просто ощущают какой-либо запах или вкус, а воспринимают его как приятный или неприятный. Образы восприятия, памяти, мышления, воображения также эмоционально окрашены. А. Н. Леонтьев считал одним из существенных качеств человеческого познания феномен, который называл “пристрастностью” отражения мира.

Ситуативные эмоции возникают в процессе жизнедеятельности человека чаще всех других эмоциональных реакций. Их главными характеристиками считают относительно малую силу, кратковременность, быструю смену эмоций, малую внешнюю наглядность.

Мы злимся на коллег за то, что они отлынивают от работы и взваливают на нас дополнительные задачи... Мы испытываем большую радость, когда видим чистое небо и яркое солнышко... Мы гордимся своими детьми, любим родителей, грустим за школьными годами... Все эти переживания - эмоции и чувства. В психологии они рассматриваются всегда как две половинки одного целого, так как взаимосвязаны и часто дополняют друг друга.

Сущность эмоций

Определение данного понятия даёт практическая психология. Эмоции человека - это его внутренние переживания по отношению к тому или иному человеку, предмету, явлению или действию. Они могут быть окрашены в позитивные или негативные тона. Обычно тесно связаны с внутренними потребностями индивида, поэтому психологическое состояние, называющееся эмоциями, возникает у человека в зависимости от того, насколько хорошо или плохо удовлетворены его нужды, соблюдены интересы. Например, мы можем испытывать гнев, если нас обижают, то есть ущемляют наше "я", идут вразрез с нашими желаниями, ведь мы всегда ждём похвалы.

Объяснить, что такое эмоции и чувства в психологии, кратко не получается. Так как они охватывают очень широкий спектр жизни, деятельности, человеческих отношений. Только самих эмоций может быть сотни, причём каждая из них окрашена в новые оттенки, значит, и характеризуется всегда по-другому. Например, удовольствие. Это ощущение всегда бывает разным: если мы получаем его от работы, то оно с примесью чувства гордости; если от хобби, то тут отмечается налёт релаксации и лёгкости; от общения с подругой - близость и доверие. Одним словом, каждая эмоция всегда выглядит по-новому в зависимости от конкретной ситуации.

Чувства: чем они отличаются от эмоций

Часто эти два явления путают. И это неудивительно: они очень похожи, часто даже идентичны. Несмотря на это, различия всё-таки существуют. Чем же отличаются эмоции и чувства человека? Психология характеризует первые как временное состояние, возникшее в виде ответной реакции на события, происходящие в данный момент. Эмоции ситуативные: если мы хотим есть, то испытываем голод. Но стоит нам перекусить, как потребность и связанная с ней эмоция исчезают. Всё зависит от конкретных обстоятельств, времени, места и даже компании людей.

Чувства же, наоборот, вторичны. Они основаны на эмоциях, только время их действия более длительное. Например, вы испытываете временную симпатию при знакомстве с молодым человеком. Это эмоция. Через какое-то время она трансформируется и перевоплощается в любовь, которая уже является чувством. Оно уже не зависит от перемены ситуации и будет сопутствовать нам всю жизнь (или какой-то отрезок жизненного пути). Эмоции и чувства в психологии разделяет тонкая грань, часто мы долго не можем понять, что именно испытываем и ощущаем.

Демонстрация эмоций и чувств

Итак, с характеристикой этих двух явлений мы разобрались. Теперь давайте определим, как проявляются эмоции и чувства. В психологии первые всегда осознанны, но могут быть и латентными. Например, мы злимся на супругу за то, что она не успела приготовить ужин. Мы ясно понимаем, что гневаемся, но тем не менее скрываем свою эмоцию: не хотим портить себе нервы после тяжёлого рабочего дня, избегаем распространять негатив в присутствии детей или сами провинились по какой-либо причине. Взрослые люди привыкли маскировать свои истинные ощущения, чтобы не обидеть, не разочаровать других людей, не потерять их доверие и так далее. Что касается проявления эмоций, то обычно мы это делаем путём крика, плача, смеха, жестикуляций или движений. Если же они латентные, то выдаём себя мимикой или интонацией голоса.

Если индивид легко может объяснить, почему испытывает ту или иную эмоцию, то чувства нельзя описать словами. Часто мы сами не понимаем, за что любим того или иного человека. Чувства мы не всегда умеем скрывать, так как они находятся глубоко в сердце: не мы влияем на них, а они на нас. Демонстрируем с помощью поступков, выражения лица, вербальных знаков.

Основные виды

Чтобы легче понять разницу между этими двумя понятиями, нужно их классифицировать. Как утверждает общая психология, эмоции и чувства могут быть позитивными, негативными и нейтральными. Человек проявляет их в зависимости от жизненной ситуации. Например, к положительным эмоциям можно отнести радость, удовольствие, восторг, блаженство, к негативным - страх, грусть, печаль, горе, отчаянье, тревогу, к нейтральным - удивление, безразличие, любопытство. Что касается чувств, то положительными являются любовь, счастье, ответственность, к отрицательным относят ненависть, отчуждённость. Нейтральные тяжело выделить, так как человек обычно принимает ту или иную сторону, узеньким мостком между которыми служит только одно равнодушие.

Кроме того, чувства бывают:

  1. Нравственными или моральными. Возникают как взаимоотношение общественных правил и поведения человека. Имеют социальный характер, бывают позитивными и негативными: патриотизм, дружба, презрение, неуважение.
  2. Интеллектуальными. Основаны на познавательной деятельности. Например, самоудовлетворение, разочарование.
  3. Эстетическими. Умение создавать или воспринимать прекрасное.

Каждое чувство и эмоция легко переходят из одной категории в другую, так как способны трансформироваться и полностью менять свой "окрас".

Что формирует чувства и эмоции

Отправную точку человеческих реакций трудно определить. Поэтому часто остаются загадкой причины, по которым возникли эмоции и чувства. В психологии картинки, показанные разным людям во время эксперимента, провоцируют и разное поведение. Например, демонстрируя подопытным участникам фотографию с изображением огня, учёные видят абсолютно разную реакцию: у одних пламя вызывает раздражение, у других - страх, у третьих - ощущение тепла. Жизненный опыт, полученные знания формируют наше отношение к тому или иному явлению. Понятно, если мы пережили пожар или получили сильный ожог, то созерцание огня ни с чем радостным ассоциироваться не может.

Так как чувства и эмоции - явление социальное, то они возникают в процессе жизни. Мы приобретаем их, общаясь с родителями, друзьями, коллегами, читая литературу, просматривая кино. Уже в раннем детстве нам внушают, что хорошо, а что плохо. И если ты не испытываешь нежных чувств к тому или иному предмету, тебя считают странным или эгоистичным. Например, ещё в школе нам вбивают в голову чувство долга и любви к Родине. Но если человек не приемлет насилие и отказывается идти на войну, чтоб защитить страну от врага, его сразу называют не патриотом, жалким трусом и предателем.

Врождённые чувства и эмоции

Не все наши ощущения формируются под влиянием общества, некоторые мы впитываем с молоком матери. Врождённые эмоции и чувства в психологии - это те, которые возникают у младенца сразу после его появления на свет. Их очень мало, и граница между ними и приобретёнными достаточно размытая. Многие психологи утверждают, что интерес, возбуждение, радость, удивление, испуг, злость, отвращение заложены уже в генах. Остальным чувствам человека научили ему подобные. Но тут можно поспорить. Рассмотрим, например, испуг. Нельзя сказать, что младенец сразу всего боится. Скорее всего, он приобретает это чувство в зависимости от жизненных ситуаций: раскаты грома, лай собаки, отсутствие матери. С другой стороны, возможно, малыш уже при рождении склонен пугаться, просто определённый случай активирует эту эмоцию.

Эмоции и чувства наполняют нашу жизнь смыслом, окрашивают серые будни в яркие краски. Конечно, хотелось бы испытывать только положительные ощущения. Но, согласитесь, что без плохих нам также не обойтись. Ведь только ощутив горе и разочарование, мы умеем ценить любовь, жадно черпая от неё наслаждение и счастье.

Эмоции – это неотъемлемая и очень важная составляющая жизни человека. Многие игнорируют их роль в своей жизни или просто не берут в учет. Но эмоции помогают улучшить отношения и ухудшить их, работать более эффективно или вообще не начать трудиться. Руководители, которые считают, что эмоциям на работе не место, поступают очень неправильно. Но что такое вообще эмоции? В этой статье мы дадим ответ на данный вопрос.

Вконтакте

Эмоции и их функции

Под эмоциями подразумевают переживания средней продолжительности, которые возникают в ответ на изменение окружающего или внутреннего мира и являют собой субъективную оценку происходящему. Они отличаются от аффектов и настроений.

Функции эмоций

  • Сигнальная. Заключается в том, что они помогают нам передавать свое отношение к определенным вещам другим людям, можем передавать собственные настроения им и устанавливать прочные отношения с собеседниками.
  • Регулятивная. Означает то, что эмоции нас чаще всего побуждают к определенному действию или, наоборот, отталкивают от него. В первом случае эмоция называется стенической , а во втором – астенической. Причем нужно смотреть не на принадлежность эмоции к определенному классу (страх, гнев, радость, печаль), а на конкретные действия, которые были вызваны этим состоянием.
  • Отражающая. Эмоции являются средством переработки информации и окружающей действительности. В психологии есть такое свойство психики, как отражение. Оно подразумевает то, что все, происходящее в мире и в нас самих, оставляет отпечаток в психике . Эмоции здесь играют ключевую роль.
  • Побудительная. Суть этой функции в том, что эмоции определяют направление, в котором мы двигаемся. Этот пункт близок к регулятивной функции затем лишь исключением, что побудительная функция определяет цели, которые мы перед собой ставим. То есть, они побуждают двигаться к какой-то мечте.
  • Подкрепляющая. Тоже в какой-то степени пересекается эта функция с регулятивной. Эмоции являются маркером, что есть хорошо, а что – плохо. Интенсивная по эмоциональной части информация запоминается намного лучше, чем сухая. Так, устроен эволюционный механизм. Именно поэтому так тяжело учить школьный или университетский учебник. Там факты, и только. Подкрепляющая функция также выражается так: мы сделали какой-то поступок. Если нам понравилось его совершать, мы стараемся повторять. Если не понравилось, то стараемся избегать. Именно эта функция имеет побочный эффект в виде зависимостей разного рода. Человек пьет, и ему это нравится. Очевидно, что ему хочется это делать чаще. А поскольку эмоции имеют побудительную функцию, то становится понятно, почему человек не выдерживает, и таки срывается в очередной запой. И даже когда человек уже не получает удовольствия от спиртного, бросить ему тяжело, потому что сформировался рефлекс . А на его формирование влияют положительные эмоции.
  • Переключающая функция. А эта функция другим языком называется силой воли. То есть, функция эмоций также в том, чтобы определить, какое действие более важное и приоритетное. Механизм по большей части бессознательный. Но если развивать силу воли, то постановка приоритетов становится более осознанным процессом.
  • Приспособительная функция. А в целом эмоции являются средством адаптации к окружающей среде. Страх необходим для того, чтобы найти способ избежать неприятностей, которые сделают плохо человеку. Агрессия необходима, чтобы преследовать добычу (пусть абстрактную, в виде цели) и уничтожить ее. Или же уничтожить существо, которое потенциально угрожает. Все это механизмы приспособления. И, вообще, страх со злостью очень тесно связаны . Чаще всего злятся оттого, что боятся, хотя и не всегда.

Внешнее проявление эмоций

Внешнее проявление эмоций делится на вербальное и невербальное. Первое – это тогда, когда человек сам говорит, что он чувствует или намекает . В общем, вербальное внешнее выражение эмоций связано непосредственно со смысловой частью речи. Невербальное – это много разных аспектов, которые не соединены с ней.

К таковым проявлениям можно отнести множество признаков, таких как: поза, жесты, мимика, дыхание, сердцебиение, интонация.

Вербальное выражение эмоций

К вербальному выражению относятся все то, что связано с синтаксическими, лексикологическими и другими языковыми структурами. Эмоции могут возникать и проявляться по-разному. На радость, может указывать как непосредственное указание на факт испытания этого состояния «я так доволен», так и косвенные признаки, такие как увеличение количества эмоционально окрашенных слов или усиление эмоционального оттенка обычного слова – «это невероятно круто».

Вербально выражаемые эмоции могут проявляться и через контекст, когда нет непосредственного слова, которое бы указывало на эмоцию, но при этом видна оценка события. «С президентом А встретился президент Б, который указал на необходимость осуществления превентивного ядерного удара. Собственно, президент Б достаточно силен, чтобы морально надавить на А, и потому понятно, кто будет править бал». Здесь нет эмоциональных слов, но зато понятно, что автор этого высказывания считает, что президент Б лучше президента А. Основной упор здесь идет на слова «достаточно силен».

В этом случае нет достаточной объективности, потому что контекст интерпретируется непосредственно слушателем или читателем в зависимости от того, по какому каналу передается подобная информация. Так, в описанном примере с президентами можно также сделать такие выводы:

  • Президент А очень бедный, его так жалко. А Президент Б полный негодяй.
  • Президенту А нужно было думать перед тем, как встречаться с президентом Б.
  • Президент Б очень большой молодец. Собственно, если ты сильнее, то почему бы не применять силу.

Фразы, в которых эмоциональный смысл закладывается в контекст, очень часто используются профессиональными лгунами и средствами массовой информации . С одной стороны, имитируется объективность, выкладываются, казалось бы, сухие факты. Тем не менее делается ставка на то, чтобы слушающий или читатель проинтерпретировал их в нужном СМИ русле.

Собственно, поэтому вербальный канал передачи эмоций является очень ненадежным. Если правильно подобрать слова, то можно легко скрыть собственные состояния.

Невербальное выражение эмоций

Здесь все намного интереснее. Если человек испытывает какую-то эмоцию, то она обязательно отражается в теле, пусть даже в самых маленьких движениях или вегетативных изменениях. Поэтому наблюдательный человек может легко определить лгуна, который волнуется за исход разговора. Профессиональные шпионы умеют не нервничать, когда лгут, и потому никакой детектор лжи неспособен их «раскусить». Но обычный человек, который не обладает эмоциональным интеллектом (способностью распознавать собственные и чужие эмоции, а также управлять ими), не сможет скрыть свое негативное состояние, даже если будет правильно подбирать слова.

Самый информативный канал передачи невербальной коммуникации . Хотя интонация, поза, жесты и так далее, тоже могут очень много сказать. А вот физиологические изменения, такие как дыхание, сердцебиение, изменение проводимости кожи, способны измерить специальные датчики, которые и являют собой главный компонент детектора лжи.

Эмоции и чувства — соотношение этих понятий

Эмоции и чувства -–это близкие, но не тождественные понятия. Есть несколько версий, чем они отличаются. Одна из них говорит, что чувства – это категория внутренняя, а эмоции являются выражением чувств. Что-то в этом есть, хотя некоторые эмоции, вообще никак себя не показывают, а человек ничего особо и не делает, хотя и испытывает определенные состояния .

Поэтому все больше психологов говорят, что чувства – это как комплекс эмоций. Последние являются более примитивными и исходят от первой сигнальной системы. Они эволюционно древние. А чувства – это чисто человеческое понятие, и они могут возникать в ситуациях социального взаимодействия или приближены к ним.

Например, решительность являет собой сочетание разумной злости и радости. Злость является определенным антиподом страха, а радость из-за того, что человек очень сильно чего-то хочет. Вообще говоря, мы по большей части испытываем не эмоции, а именно чувства. Например, ревность – это сочетание страха, злости и печали. Страха за то, что человек лишится своего родного человека, а также удара по самолюбию, злость на человека, к которому ревнует, а печаль -– это нарекание на свою горькую судьбу.

Вдохновение являет собой смесь радости и гнева. Последний помогает сосредоточить внимание на определенном предмете, а радость стимулирует творчество. Именно поэтому вдохновленный человек всецело погружается в работу, и перестает реагировать на любые стимулы, а также может делать то, на что в обычном состоянии неспособен. Хороший пример чувства вдохновения – хирург настолько был увлечен операцией, что не заметил, как посыпался кусок потолка в операционной . И когда операция закончилась, он спросил коллег, что произошло?

Как возникают эмоции

Механизм возникновения эмоций, следующий – сначала происходит в мире какое-то изменение. Нет разницы, где в психике или в окружающей действительности. Это изменение оценивается мозгом определенным образом (подсознательно), что вызывает определенные мысли, которые ведут к конкретному действию. Схема предельно проста. И несмотря на то что порядок здесь приведен от изменения к действию, на самом-то деле, влияние на любой из этих компонентов помогает повлиять на способность конкретных состояний возникать в определенной ситуации .

Именно поэтому ведущие психологи и коучи говорят, чтобы мы учились брать под контроль собственные мысли. Собственно, сила воли являет собой неспособность удержаться от пирожного, когда очень сильно хочется, а способность взять под контроль собственные мысли и то, что мы представляем. Да, воображение очень тесно связано с эмоциями. Стоит только представить себя очень жирным человеком, который не может даже без одышки выйти из дома, которому врачи пророчат два года еще прожить, имеющего диабет в максимальных деталях , то же самое пирожное перехочется есть сразу же.

Кстати, касаемо речи. За силу воли и речь отвечают одни и те же участки мозга -– префронтальная кора. Так что в норме речь очень тесно связана с волевой регуляцией поведения. Так что это можно использовать для того, чтобы мотивировать себя и изменить жизнь к лучшему. Ведущий коуч мира Энтони Роббинс советует хотя бы неделю посидеть на мысленной диете. То есть, думать только о позитивном. Доказано, что оптимисты (да, именно те, кто слегка смотрят на мир сквозь розовые очки) имеют больше шансов достичь цели .

Кроме того, оптимизм очень положительно влияет на обучение. Оптимист имеет больше шансов испытать вдохновение, чем реалист или пессимист, что было подтверждено многочисленными исследованиями. Помните, что основа творчества – это расслабление .

Сила воли – это не влияние на действия, как последнее звено в цепочке, а на оценку и мысли, как причину действий. Собственно, ее можно назвать еще одним компонентом механизма возникновения эмоций.

Основные эмоции человека

А какие же можно считать основными, базовыми? Вообще, над ответом ученые спорят. Но есть четыре класса эмоций, которые испытывает человек – гнев, радость, страх, печаль. И видим, что считающаяся позитивной эмоция только одна. Почему так? А потому что нельзя рассматривать психические состояния с позиции позитива или негатива. Каждая имеет плюсы и минусы в зависимости от адекватности ситуации и интенсивности.

А еще люди интересуются, что такое взрыв эмоций? Ответ очень прост – когда в один момент возникает сразу несколько чувств большой интенсивности. Например, при смерти близкого человека или очень хорошей новости.

Выводы

А выводы из этой статьи можно сделать следующие:

  • Эмоции необходимы для управления поведением и общения между людьми.
  • Нет плохих и хороших эмоциональных состояний.
  • Основой силы воли является речь, которая одновременно способна влиять на состояния. читайте у нас на сайте.
 


Читайте:



Как разгадывать ребусы с буквами и

Как разгадывать ребусы с буквами и

Ребус - это особый вид загадок, в которых загаданные слова зашифрованы с помощью последовательности картинок, букв, цифр и других символов. Для...

Шкала электромагнитных волн Воздействие метровых волн

Шкала электромагнитных волн Воздействие метровых волн

Урок по физике в 11 классе «Путешествие по шкале электромагнитных волн» с использованием проектной технологии и ИКТ» Учитель физики МОУ...

Афоризмы и цитаты о жизни со смыслом

Афоризмы и цитаты о жизни со смыслом

Предлагаем вам почитать цитаты про жизнь. Здесь собраны фразы, афоризмы, цитаты о жизни великих людей и обычных. Среди цитат про жизнь есть цитаты...

Самые великие открытия и изобретения человечества

Самые великие открытия и изобретения человечества

За последние несколько веков мы совершили бесчисленное множество открытий, которые помогли значительно улучшить качество нашей повседневной жизни и...

feed-image RSS