Главная - Пелевин Виктор
Презентация ууд в начальной школе по фгос. Формирование ууд на уроках в начальной школе презентация к уроку на тему. Как это делать

Вижайкина В.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 6

Слайд 2

Задания, направленные на формирование личностных УУД Анализ произведений М.М. Пришвин «Ребята и утята» - Что вы можете сказать о ребятах, которые ловили утку? А как поступили бы вы на месте автора: стали бы их ругать или объяснили им, как труден путь утят к озеру? А может быть, ещё как-то по-другому? Смогли ли ребята понять свой поступок?

Слайд 3

Задания, направленные на формирование личностных УУД Это слово древнерусское, имело значение "красивый" или "чистый", известно с XI века. Существует несколько версий относительно происхождения данного слова. Согласно одной из них, слово образовалось на базе общеславянского корня "чистый", "убранный". Согласно другой – оно было заимствовано из языков жителей Кавказа. В современном языке слово употребляется в значении «то, что не приносит вреда, то, что внушает доверие».

Слайд 4

Задания, направленные на формирование регулятивных УУД Приёмы оценочной деятельности (при безотметочном обучении) Смайлики весёлый – я доволен собой (справился с заданием); простой – мне было трудно, но я справился; грустный – мне нужна помощь (трудно, задания сложные).

Слайд 5

«Собери мячи» Собери мячи в две корзинки. В одну корзинку – со словами, отвечающими на вопрос «что?», а в другую -остальные. На какой вопрос они отвечают? Сформулируйте тему урока. Что? ? пись-мо кор- муш- ка воз ле- тать пи- сать лёт- чик ри- со- вить во- зять ко- са ко- сить ри- су- нок кор- мить Задания, направленные на формирование регулятивных УУД

Слайд 6

Группировка Русский язык. Тема "Мягкий знак в именах существительных после шипящих» Даны слова: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Разделите их на группы. Задания, направленные на формирование регулятивных УУД

Слайд 7

Задания, направленные на формирование регулятивных УУД «Ищу ошибки» Задание: исправь ошибки в предложениях. Шмель летит и жужжыт. У мамы красивая брош. Дети соглашались с учителем и кивали руками. На полке лежали замочик и ключик.

Слайд 8

«Прогнозирование» Ребятам предлагается название текста, если необходимо – ключевые слова, иллюстрации. На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения. Задания, направленные на формирование регулятивных УУД

Слайд 9

Задания, направленные на формирование познавательных УУД Использование знаково-символических средств Уроки окружающего мира 1) Тема «Какой бывает транспорт?» Расскажи по схеме «Какой бывает транспорт?». 2) Тема «Охрана природы» Посмотри, какие знаки по охране природы нарисовали юные натуралисты в своём лесу. Придумай и нарисуй свой знак по охране природы. 3) Решение кроссвордов.

Слайд 10

Задания, направленные на формирование познавательных УУД «Блицтурнир» На доске даны схемы к задачам. Найдите к каждой задаче соответствующую схему. а) Пешеходу надо пройти а км. Он шёл 4ч со скоростью b км/ч. Сколько километров ему ещё осталось пройти? б) Автобус ехал 2ч со скоростью с км/ч и 3ч со скоростью d км/ч. Какое расстояние проехал автобус? в) Самолёт пролетел за 2ч y км. Какое расстояние он пролетит за 5ч, если будет лететь с той же скоростью?

Слайд 11

Создание проблемных ситуаций Окружающий мир. Тема: «Комнатные растения». - Почему, несмотря на изменения, которые происходят в неживойприроде зимой, комнатные растения по-прежнему остаются зелеными, а некоторые из них даже цветут? Задания, направленные на формирование познавательных УУД

Слайд 12

Задания, направленные на формирование познавательных УУД Работа с таблицами Задача: Толя спросил у шести своих друзей, какие они любят фрукты– яблоки, груши или мандарины. Полученные результаты он представил в следующей таблице: Используй данные таблицы для ответа на вопросы и выполнения заданий: а) Какие фрукты любит Равиль? Ответ: ________________ б) Запиши имена ребят, которые любят яблоки. Ответ: ________________ в) Запиши имена ребят, которые любят и груши, и мандарины. Ответ: ________________ д

Слайд 13

Задания, направленные на формирование коммуникативных УУД Речевые упражнения «Придумай продолжение текста» В летний солнечный день мы купались в реке. Потом мы вышли из воды, чтобы немного обсохнуть. Вдруг раздался крик ребят. Мы обернулись. Из воды вышел Водяной. Мы все испугались и побежали. Водяной крикнул нам: «…». Я сидел(а) дома и делал(а) уроки. Вдруг с книжной полки кто-то позвал меня. Когда я подошёл(шла) к полке, то увидел(а), что это был…

Слайд 14

«Фантастическая добавка» Учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В.М.Гаршина «Лягушка- путешественница» и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Задания, направленные на формирование коммуникативных УУД

Слайд 15

Задания, направленные на формирование коммуникативных УУД Сюжетные игры Окружающий мир. Тема «Полезные ископаемые» - Вы сегодня на уроке будете выступать в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые. Вам нужно назвать их свойства, применение, условный знак, показать на карте месторождение данного полезного ископаемого.

Слайд 16

Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Цель мастер-класса: презентация и обсуждение приёмов работы на уроке, способствующих формированию универсальных учебных действий.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках в начальной школе

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;
  • показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Оборудование : компьютер, проектор, доска.

Продолжительность проведения: 30 минут

Целевая аудитория: учителя школ района.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Ход мастер-класса.

I этап. Вступление в контакт.

Уважаемые коллеги!

Моё выступление мне бы хотелось начать с высказывания Герберта Спенсера «Великая цель образования - это не знания, а действия». В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам отправиться в мир действий.

II этап. Актуальность проблемы.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Но как вовлечь учащихся в процесс формирования умения учиться? Как же это воплотить практически? Этот вопрос и является целью данного мастер класса: познакомить с приёмами формирования универсальных учебных действий.

УУД можно сгруппировать в четыре основных блока:

  1. личностные;
  2. регулятивные;
  3. познавательные;
  4. коммуникативные.

III этап. Основная часть

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Для формирования личностных УУД - используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.

Обучающиеся должны научится понимать смысл таких понятий как «добро», «терпение», «Родина», «природа», «семья».

На Уроках литературного чтения учимся оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных произведений с точки зрения общечеловеческих норм.

Для формирования личностных УУД можно предложить такие задания:

  • Работа над проектами.
  • Творческие задания на уроках.

Ребята очень любят эти задания. Творчество их безгранично. Например, такие:

  • Написать мини-сочинение.
  • Придумать загадку.
  • Составить тест.
  • Написать отзыв.

На уроках чтения часто провожу по следам прочитанного эстафету читательского творчества. Учащиеся имеют карточки с клише для выражения своего отношения к произведению.

  • Я почувствовал (а) …
  • Я увидел (а) …
  • Я улыбнулся (ась) …
  • Я вспомнил (а) …
  • Мне стало грустно …
  • Я бы продолжил (а) написанное так …
  • Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так …
  • Это произведение напомнило мне случай из моей жизни …
  • Будущее героев я представляю …
  • Произведение вызвало у меня чувства…

Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.

Что же включают в себя регулятивные УУД? (вопрос слушателям)

Целеполагание, поиск информации, моделирование, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, умение слушать, самоопределение, волевая саморегуляция (карточки разного цвета с регулятивными УУД повесить на доску).

Регулятивные УУД включают:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Остановимся более подробно на целеполагании.

1. Целеполагание. Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в личностные цели обучаемых. Через содержание формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного, в том числе интеллектуального, развития ребенка. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие. Чтобы цель урока стала значимой для каждого конкретного ученика важно ответить на вопросы: «Зачем?», и «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?» Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

А сейчас предлагаю один из приемов целеполагания, который использую на уроках. Внимание на экран. (Мультфильм «38 попугаев»).

После просмотра мультфильма задаю ребятам вопрос:

А что бы вы предложили Удаву? (Дети предлагают разные способы, в том числе взять линейку и измерить).

Молодцы, я с вами согласна. Мы с вами уже знаем, что есть единицы длины - см и дм. (Показывает модель см и дм)

Какой моделью см или дм вы бы предложили воспользоваться Мартышке? (Модель см маленькая, долго измерять длинного удава)

Почему при измерении Удава получились такие разные числа: 2, 5 и 38?

А знаете ли вы, что, кроме см и дм, есть и другие единицы длины? Вот одна из них. (Показывает линейку - метр). Это тоже единица длинЫ, называется она метр. А этой единицей длины могла бы воспользоваться Мартышка?

Какая из моделей больше всего подойдет для измерения Удава? Почему вы так думаете?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. (Метр)

Поставьте цели на урок. Вам помогут опорные глаголы: познакомиться, узнать, научиться, выяснить, сравнить, проанализировать … (Познакомить с новой единицей длины - метром, научиться измерять метром, узнать, как соотносится метр с другими единицами длины - см и дм)

Как вы думаете, а зачем нам эти знания, где мы сможем их применить? (Для измерения больших расстояний,…)

Путем такой беседы от заинтересованности мы приходим к целеполаганию. Сейчас мы с вами отработали прием, который в педагогике называется «Ситуация яркого пятна». Ярким пятном в данном случае выступил мультфильм. Это может быть необычнЫй предмет для данного урока, картинка, или просто выделенная цветом или размером запись на доске.

Итак: для того чтобы этап целеполагания прошел успешно, учителю необходимо обратить особое внимание на:

  1. Побуждение учащихся к достижению цели.
  2. Построение диалога. (Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои).

3. Принятие учащимися цели. («Зачем?», «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?»)

Проблемная ситуация

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:

  • Самостоятельное решение
  • Коллективная проверка результатов
  • Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
  • Постановка цели урока.

Например, на уроке русского языка во 2 классе по теме «Разделительный мягкий знак» предлагается учащимся вписать в предложения пропущенные слова «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте».

Группировка

Деление ряда слов, предметов, фигур, цифр на группы с обоснованием своих высказываний.
Например, урок математики по теме "Двузначные числа" (6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9), урока русского языка "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" (луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь).

Верите ли вы, что…

Учащимся в начале урока на листочках даются факты, работая в группах, дети знакомятся с ними. Если они согласны с данными фактами, то ставят в таблице «+», а если нет, то «-». В конце урока снова возвращаемся к утверждениям. Ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы.
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Вселенная. Солнце».

Земля - это одна из планет солнечной системы.

Солнце - ближайшая к нам звезда, раскалённый шар.

Температура Солнца достигает 7000 градусов.

Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.

Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.

Земля движется вокруг Солнца.

Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль, подзорную трубу.

Исключение

Детям предлагается ряд загадок, картинок, слов, с обязательным неоднократным повтором однотипных, но один из них не подходит к данному ряду. Анализируя, дети легко определяют лишнее. Например, окружающий мир по теме урока "Дикие животные".

2. Планирование учебной задачи. Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции. Для формирования умения планировать часто в своей работе использую прием «Обсуждение готового плана решения учебной задачи».

Например, детям даю задание составить кроссворд по русскому со словарными словами, которые ребята уже изучили, и предлагаю план работы:

  1. Посмотреть по списку, какие словарные слова уже изучены.
  2. Выбрать несколько слов из списка.
  3. Написать эти слова на бумаге в клеточку так, чтобы они пересекались.
  4. Выписать из толкового словаря, что обозначает каждое слово.
  5. Начертить кроссворд и пронумеровать клеточки.
  • Как вы думаете, поможет вам данный план в составлении кроссворда?
  • Что произойдет, если переставить пункты плана? (Можно ли сначала начертить кроссворд, а затем выбрать слова из списка?).

Путем такой беседы с детьми выясняется, что пункты плана ни в коем случае нельзя переставлять.

(практическая часть)

3. Контроль и оценка. Как любой управляемый про-цесс, учебная деятельность предполагает наличие контроля. У учащихся следует формировать умение проверять не только конечный результат выполненной работы, но и весь процесс ее выполнения. Развитие умения предвидеть результаты своих действий, отдавая отчет в правильности их выполнения, сопоставляя выполняемые действия с определенным образцом, позволяет не только исправлять ошибки, но и предотвращать возможность их появления.

Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка - рефлексивной и прогностической. Действия оценки и контроля можно назвать стартовыми действиями в формировании учебной деятельности.

Приемам действия контроля необходимо специально учить.

Необходимо вооружить детей такими умениями, как:

  • выделять критерии оценки,
  • фиксировать их определённым образом,
  • проводить пооперационный контроль,
  • проводить самостоятельно коррекцию выявленных недостатков,
  • высказывать свою точку зрения при оценке ответов товарищей и т. д.

Для формирования действий контроля у младших школьников можно использовать следующие приёмы и задания (обращаю внимание на слайд):

На первых этапах обучения контролю это всевозможные игры, например,

  • «Лесенка»
  • «Число-контролер»
  • сверка с образцом (готовым ответом);
  • выполнение задания по алгоритму;
  • взаимоконтроль с товарищем;
  • (взаимоконтроль служит хорошей школой формирования самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит и на свою деятельность).

Разнообразные приемы формирования самоконтроля можно использовать на уроках математики:

  • решение обратной задачи;
  • проверка полученных результатов по условию задачи;
  • решение задачи различными способами;
  • моделирование;
  • примерная оценка искомых результатов (прикидка);

Видный исследователь проблем контроля и самоконтроля М.Э. Боцманова подчёркивала: “Если вам удастся научить ребёнка постоянному самоконтролю, считайте, что вы сделали очень важный шаг - вы поставили его на эскалатор, который вынесет его к вершинам самостоятельности”.

Как уже отмечалось, оценка напрямую связана с действием контроля. Основой рефлексивной самооценки являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия.

- прием «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками);

На начальном этапе обучения оцениванию мы использовали «линеечки», по которым, поставив выше или ниже крестик, можно измерить любые параметры работы.

Собрав работы, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадение детской и учительской означает: «Ты умеешь себя оценивать». В случае несовпадения учитель еще раз раскрывает ребенку свои критерии оценивания и просилт в следующий раз быть к себе добрее или строже.

- прием «задания - ловушки» на рефлексию усвоенного способа действия;

(учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж (Незнайка) написал эти предложения, но допустил 3 ошибки (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, позже давать задание найти сколько смогут). Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения.

Прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);

- прием «умные вопросы»;

(умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: «я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»).

- прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий») (карточки)

- прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы). Учащимся после выполнения работы предлагается сдать тетради для проверки. Тетради собираются, просматриваются, но не оцениваются. Через некоторое время учитель предлагает взять тетради и внести исправления карандашом другого цвета. Затем работы вновь собираются и анализируются.

Таким образом, действие оценки по ходу решения учебной задачи должно позволять учащимся определить: освоен или не освоен ими общий способ решения учебной задачи; соответствует или нет результат учебных действий их конечной цели; есть ли у учащихся возможности для предстоящего решения задачи; каков "прирост" в знаниях, способах действия получился у учащихся в ходе решения предложенной им учебной задачи.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Для формирования коммуникативных УУД - предлагаются задания для работы в паре, группе. Перед тем как приступить к работе в группах повторяем правила работы в группе.

Я думаю, что вы со мной согласитесь, что проектирование уроков по формированию УУД - дело непростое, но сегодня - это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. Я думаю, что материал сегодняшнего мастер-класса поможет вам эти звездочки зажечь.

V . Рефлексия мастер-класса.

Наш мастер-класс подошел к концу. Я предлагаю оценить ваш вклад в достижение поставленных в начале мастер-класса целей, свою активность, эффективность нашей работы: вам поможет прием «Рефлексивный экран»

«Рефлексивный экран»

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…

Спасибо за внимание.

А теперь предлагаю вам задание, которое поможет нам определить, какие еще приемы можно использовать на этапе планирования учебной задачи .

Приёмы планирования.

Задание 1.

(Группа 1) Учительница попросила ребят подготовить олимпиадные задания для учеников 1 класса по русскому языку: составить кроссворды, ребусы или загадки со словарными словами, которые первоклассники уже изучили. Илья выполнял задание учителя. Он решил подготовить ребусы и составил план работы.

  • Составить два ребуса.
  • Выбрать слова из списка.
  • Оформить работу красиво.
  • Посмотреть по списку, какие словарные слова ребята уже прошли.

Задание 1. Определите, какое задание предложит учитель детям (в работе над планом), и дайте название данного приема.

(Группа 2) Учительница попросила ребят подготовить олимпиадные задания для учеников 1 класса по русскому языку: составить кроссворды, ребусы или загадки со словарными словами, которые первоклассники уже изучили.

Эля решила составить кроссворд из известных первоклассникам математических понятий. Эля написала себе план работы.

  1. Выяснить, как зовут всех первоклассников.
  2. Посмотреть по списку, какие математические понятия дети уже прошли.
  3. Выбрать несколько понятий из списка.
  4. Составить кроссворд.
  5. Составить рассказ со всеми словами.
  6. Оформить работу красиво.
  7. Посчитать количество гласных в каждом слове.

Прием ____________________________________________________

Задание 1. Определите, какое задание предложит учитель детям (в работе над планом), и дайте название данного приема.

(Группа 3) Учительница попросила ребят выучить стихотворение на конкурс. Глеб начал составлять план работы, но не смог его составить до конца.

Прием ____________________________________________________

  1. Выбрать в книге или учебнике по литературному чтению подходящее стихотворение.
  2. ________________________________________________________________
  3. Прочитать стихотворение перед зеркалом.

Обсуждение по работе в группах.

Итак, для формирования умения планирования, наиболее удачными являются следующие приемы:

  1. Обсуждение готового плана решения учебной задачи;
  2. Работа с деформированным планом решения учебной задачи;
  3. Использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
  4. Составление своего плана решения учебной задачи.









Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. (ФГОС НОО, стр.7, раздел I.) «Портрет выпускника начальной школы» Камагаева Наталья Николаевна МОУ НОШ 33 г. Майкоп, РА учитель начальных классов






Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях: личностное, (профессиональное), жизненное самоопределение; смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор


Личностные универсальные действия Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.




Познавательные универсальные действия включают: 1. Общеучебные универсальные действия: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -поиск и выделение необходимой информации; -структурирование знаний; -знаково-символические моделирование преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; -выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности и др.


Универсальные логические действия анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.








Регулятивные учебные действия детей младшего школьного возраста: 1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка): способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; преодоление импульсивности, непроизвольности; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.


Регулятивные учебные действия 2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей: целеустремленность и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладания); формирование основ оптимистического восприятия мира.








Коммуникативные действия – межличностное и деловое сотрудничество, позитивное и ответственное отношение к миру природы и культуры, малой родине и Отечеству. К ним относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, поиск способов решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и и условиями коммуникации


Коммуникативные действия Обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.


Смысловые акценты УУД Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир личностные жизненное самоопределение нравственно- этическая ориентация смыслообразование нравственно- этическая ориентация регулятивные целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология, Физическая культура и др.) познавательные общеучебные моделирование (перевод устной речи в письменную) смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач широкий спектр источников информации познавательные логические формулирование личных, языковых, нравственных проблем; самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия коммуникативные использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа, презентация творческих продуктов Направленность учебных предметов на развитие УУД









Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные действия 1. Самоопределение к деятельности Организационный момент Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя Подготовка класса к работе.Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков 3. Постановка учебной задачи. Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока Регулятивные: целеполагание; познавательные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы 4. Построение проекта выхода из затруднения Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные – моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации 5. Первичное закрепление Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения зада, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Организует деятельность по применению новых знаний. Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагового сравнивая с эталоном. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение 7. Рефлексия деятельности (итог урока) Организует рефлексию Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: Системно-деятельностный подход Технологическая карта урока

« Формирование

универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Из опыта работы

Учителя начальных классов

Гавриленко Е.П.


«Использование современных образовательных технологий деятельностного типа, как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся»

Из опыта работы

Учителя начальных классов

Гавриленко Е.П.


Цель:

Формирование системы универсальных учебных действий у младших школьников на уроках

для наиболее эффективного процесса обучения.


Задачи:

- отбор методов и изучения учебного материала

в соответствии с требованиями ФГОС;

- отбор методов и средств для развития

информационных умений;

- формирование навыков самостоятельной

познавательной деятельности;

- отбор оптимальных методов, форм и средств

для формирования коммуникативных и

рефлексивных навыков;


Универсальные учебные действия

личностные

коммуникативные

действия

познавательные

регулятивные


Диагностика ууд

Проверяемое ууд

Высокий

уровень

Личностные

Познавательные

Средний уровень

Коммуникативные

Низкий уровень

Регулятивные


Организацию учебной деятельности учащихся строю на основе системно- деятельностного подхода

Ориентация на достижение цели и основного результата образования

Опора на современные образовательные

технологии деятельностного типа


Современные образовательные технологии деятельностного типа:

-проблемно – диалогическая технология;

-технология мини – исследования;

-организация проектной деятельности;

-оценивания образовательных

достижений, (учебных успехов);

-ИКТ – технологию.


Регулятивные ууд

1.Проблемно- диалогическая технология( при объявлении темы и постановке целей урока)

Найди значения выражений:

4 * 6, 20 * 3, 9 * 8, 10 * 6, 14 * 6

2. Работа в группах и в парах по намеченному учителем плану (маршрутные листы)

3. Шкалирование ( при самооценке )

4.Прогностическая оценка («+» или «-»)


Коммуникативные ууд

1.Работа в парах.

При помощи молекул составь модель воды в твёрдом,

Жидком и газообразном состоянии .

  • Что происходит с « молекулами воды» в различных состояниях воды?

2. Работа в группах .(Карточка с заданиями)

а) Прочтите свой абзац (1, 2, 3).

б) Перескажите прочитанное с опорой на рисунок.

в) По прочитанному задайте вопрос классу.


Личностные ууд

  • Работа над проектами

2. Творческие задания .(Составление синквейна).

3.Технология проблемного диалога.

4.Эстафета читательского творчества (карточки с клише).


Творческое задание в ырази чувство собачки к хозяйке, составив синквейн.

Проверь себя!

Как это делать

1.Название(СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ )

2 . Описание (2 прилагательных)

3. Действия (3 слова)

4. Чувства (фраза из 4 слов)

5. Повторение сути – (синоним, который повторяет суть темы)

1. Зина.

2.Милая славная

3.Вспомнила, приехала, забрала.

4 .Радость переполняет меня.

5 .Счастье.


Познавательные ууд

1. Работа с источниками

(различные словари, учебник, хрестоматии, энциклопедиии т.д.);

2. Моделирование

(изображение с помощью таблиц, моделей, схем, рисунков );

3 . Рефлексия.


Моделирование

1. При помощи элементов букв составь букву а и все известные тебе буквы сходные по написанию. Какой элемент у них одинаковый?

2.Выберите слово, подходящее к данной модели

Звонок, письмо, привет, стебель, свежий.

3. На какие группы делятся звуки речи? Чем различаются эти звуки ?


Схема работы над ошибками

  • Большая буква в начале предложения.

2.Перенос слова.

3.Сочетания чк, чн.

4. Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

5. Большая буква в именах собственных.

6. Слова с разделительным ъ знаком.

7.Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу.


Рост мотивации к учебной деятельности

Рис.2 Результаты оценки мотивации в сравнении

по предметам за 3 года


В урочной деятельности

Познавательные умения учащихся

Рис.2 Результаты оценок в сравнении за 3 четверть по предметам за 2 года


Личностные результаты учеников во внеурочной деятельности

Олимпиады

Количество участников

« Интеллект»

2011-2012г.

« Интеллект» « Транспорт»

« Арт- талант»

« Центр развития мышления и интеллекта»

(2012-2013г.)

Уровень мероприятия

3чел.

Результат

краевой

«Пятёрочка»

«Волшебные сказки»

« МАМИН ДЕНЬ»

« Нескучный русский»

« Автокроссворд»

« Инфоурок»(математика и оом)

2013-2014 г.

4чел.

1чел.

1 чел.

4 чел.

6 чел.

4 ЧЕЛ.

1 ЧЕЛ.

3 чел.

1 чел.

3 чел.

краевой

всероссийск.

(всего- 10 чел.)

Сертификаты

участия

диплом

Призовые места

Сертификаты

участия

дипломы

(всего – 18чел.)

краевой и всероссийск.

2мес. (1чел.)

6 чел.

Сертификаты

участия

дипломы

1мес.( 4чел.)

3мес. (1чел.)

8 чел.

1 место(3 чел.)

Слайд 1

Разработчик: Бурдакова Наталья Николаевна

Слайд 2

Формирование УУД на современном уроке

Слайд 3

В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход
Формирование универсальных учебных действий, обобщенных способов действия, обеспечивающих высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития учащихся.

Слайд 4

Универсальные учебные действия (УУД)
Обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться в учебной деятельности, включая осознание ее цели, ценностно-смысловых и операционных характеристик Совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса Умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию

Слайд 5

Виды универсальных учебных действий
ЛИЧНОСТНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
КОММУНИКАТИВНЫЕ

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Задачей современной системы образования становится освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий. УУД должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса. Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.
Вывод

Слайд 11

Три постулата современного урока
1. Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины 2. Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры 3. Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остаётся всегда наивысший ценностью, выступая в роли цели и никогда в роли средства

Слайд 12

Пять организационных правил современного урока
1. Доводить педагогическое требование до своего логического конца, держа в поле внимания каждого ребёнка и максимально содействуя соблюдению предложенной нормы взаимодействия; 2. Сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей лёгкий способ исполнения требуемого; 3. Раскрывать положительную программу действий на каждый момент взаимодействия, придавая требованию позитивный характер, и избегать негативного требования, то есть требования не делать чего-либо; 4. Не предъявлять детям такого рода требований, которые им не под силу в настоящий период их развития; 5. Авансировать успех деятельности детей на уроке;

Слайд 13



Слайд 14

Требования к структуре современного урока
Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме; 2. Определить тип урока, придумать и обосновать его структуру; 3. Связать данный урок с предыдущими и последующими уроками; 4. Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала; 5. Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся; 6. Продумать систему повторения и закрепления изученного материала; 7. Найти оптимальное место домашнему заданию.

Слайд 15

Коммуникативные УУД
Личностные УУД
Обеспечивают возможности: сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнёра; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию; правильно выражать свои мысли в речи; уважать в сотрудничестве партнёра и самого себя: уметь эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, вести диалог, искать решения; оказывать поддержку друг другу
Обеспечивают: ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

 


Читайте:



Умножение на однозначное число столбиком

Умножение на однозначное число столбиком

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...

Методическая разработка семинара для педагогов дополнительного образования на тему «Создание развивающей образовательной среды для обучающихся на занятиях

Методическая разработка семинара для педагогов дополнительного образования на тему «Создание развивающей образовательной среды для обучающихся на занятиях

Районный семинар«Разработка программы дополнительного образования детей»Программа – нормативный официальный документ, фиксирующий процесс...

Ноев ковчег. Ковчег спасения. Значение «ноев ковчег Что означает фразеологизм ноев ковчег

Ноев ковчег. Ковчег спасения. Значение «ноев ковчег Что означает фразеологизм ноев ковчег

Но́ев ковче́г — 1) по библейскому сказанию: судно, в котором праведный человек Ной во время всемирного потопа взял парами людей и животных, семена...

Презентация по физике на тему "звуковые волны"

Презентация по физике на тему

ученицы 9 класса МКОУ "Бабежская СОШ" Ступникова Ксения, Герасимова Яна, руководитель: Тетенькина Екатерина ВладимировнаДанная презентация...

feed-image RSS