Главная - Радуга Михаил
Формирование у детей с овз положительного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни. Формирование основ здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья через проектную деятельность Здоровый образ жизни для детей с овз

Чехлова Элла Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №423 г.Челябинска"
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья основ здорового образа жизни
Дата публикации: 06.02.2016
Раздел: дошкольное образование

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Чехлова Э.В., МБДОУ «Детский сад № 423 г. Челябинска» Физическая активность важна в любом возрасте – и в детском, и во взрослом. Но в детском возрасте, когда формируются основные системы растущего организма, когда от того, насколько гармонично развивается малыш, зависит его здоровье на долгие-долгие годы. Поэтому дошкольника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, с задержкой психического развития) необходимо познакомить и научить пользоваться всеми средствами физического воспитания, которые в дальнейшем помогут ему легко адаптироваться к условиям школьного обучения. Можно ли укреплять и сохранять здоровье ребенка, не занимаясь его физическим воспитанием? Конечно, нет. Движение - естественная биологическая потребность детей, и ограничение этого не только задерживает гармоничное формирование, но и приводит к тому, что в последующие периоды жизни ребенок не может овладеть теми или иными двигательными навыками. Однако следует учитывать, что повышенные нагрузки, не отвечающие физиологическим потребностям растущего организма, могут существенно помешать гармоничному развитию ребенка. Как же удержаться на "золотой середине", с одной стороны - правильно развивая малыша в соответствии с его потенциалом, с другой - не навредив ему чрезмерной нагрузкой? Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения всего 13% детей 6–7-летнего возраста могут считаться здоровыми, и одна из существенных причин сложившейся ситуации – отсутствие у детей ценностного отношения к собственному здоровью.
Для успешной реализации задач воспитательно-оздоровительной работы необходимо не только специально организованная деятельность, но и личный пример всех участников воспитания ребенка – педагогов, родителей. Родители и педагоги – должны быть единомышленниками, и вопросы оздоровления решать вместе. Уроки здоровья, консультации, родительские собрания по вопросам оздоровления – это небольшой перечень дел. Двигательная активность в дошкольном возрасте - важное условие для развития ребёнка с ОВЗ и формирования всех органов и систем его организма. Движение приобретает особую актуальность и социальную значимость для физического и психического здоровья детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Удовлетворение потребности дошкольника в движениях является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития - не только физического, о котором уже говорилось выше, но и интеллектуального. Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличении работоспособности, повышении произвольности в выполнении различных действий. С возрастом в распорядке дня ребенка физическая нагрузка будет занимать все большее место, способствовать нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально-мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности. Целью дошкольного воспитания является всестороннее гармоничное развитие ребенка, которое предусматривает охрану и укрепление его здоровья, обеспечение полноценного физического и психического развития. Средства физической культуры позволяют воздействовать на все сферы развития ребенка и в том числе на те, которые имеют решающее значение не только для полноценного физического развития, но и для умственного, нравственного, трудового, эстетического. Цель моей работы с детьми с ОВЗ - сформировать у них основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения
элементарных правил здоровьесбережения. Для достижения своих целей я применяю следующие средства двигательной направленности: физические упражнения; физкультминутки и паузы; эмоциональные разрядки; гимнастика (оздоровительная после сна); пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая; лечебная физкультура; подвижные и спортивные игры; массаж; самомассаж; психогимнастика. Ежедневно я использую пальчиковые игры. Они являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка. Для укрепления зрения я использую следующие моменты: зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком. Коррекционные физминутки – для укрепления зрения – проводятся на занятиях, т.к. необходима полная раскованность детей в движениях. Зрительная гимнастика – даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуемся на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении. Тренировочные упражнения для глаз проводим несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающей напряжение. Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д.) Наряду с традиционными формами работы я провожу с детьми с ЗПР самомассаж от простуды (автор А.И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. С детьми, после дневного сна, провожу корригирующую гимнастику (для профилактики и коррекции плоскостопия).
В течение дня мы с детьми изыскиваем минутку, чтобы доставить им удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно - мышечной системы ребёнка. Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей: регулярные прогулки на свежем воздухе, солнечные и воздушные ванны, фитотерапия, аромотерапия, витаминотерапия, закаливание, подвижные игры. Г.А. Сперанский писал: «День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья». Ребёнок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее 3-х часов. И поэтому я, в своей работе с детьми, стараюсь как можно больше находиться на свежем воздухе. Большой оздоровительный эффект имеет “Аромотерапия” - процесс вдыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Так запахи могут вызвать радость, возбуждение, спокойствие, вдохновение. Но в связи с тем, что увеличилось количество детей с аллергией, я беру разрешение у каждого родителя на проведение «Аромотерапии». Таким образом, все эти средства позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить их к здоровому образу жизни. Теперь мы единомышленники, педагоги и родители, имеют одну цель – воспитать здоровых детей.

Косолаповская коррекционная (общеобразовательная) школа- интернат для обучающихся, воспитанников VIII вида

Доклад

на тему

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ОСНОВ ЗОЖ

Подготовил воспитатель: С.В. Чирков

Косолапово 2011

Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст.51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Общеизвестно, что здоровье человека на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% – от природного окружения, на 7–10% – от уровня здравоохранения и на 50% – от образа жизни человека.

В связи с этим, проблема сохранения здоровья и воспитания культуры здорового образа жизни у детей является чрезвычайно актуальной.

Здоровье человека – это очень сложный феномен общечеловеческого и индивидуального бытия. Сегодня нет сомнений, что оно комплексно, ибо зависит от взаимодействия множества сложных факторов физического и психического, социального и индивидуального порядка, а нередко и философского свойства.

Здоровье - «динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни» .

Здоровье представляет состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и дефектов развития.
Образ жизни - совокупность конкретных форм жизнедеятельности людей во всех сферах общественной жизни.

Здоровый образ жизни - способ и организация физической, социальной и духовной жизнедеятельности людей, обеспечивающих их действенное развитие, работоспособность и активное долголетие. Это социально и исторически определенное представление на предмет здоровья, а также средства и методы его интеграции в практическую жизнедеятельность.

Укрепление здоровья - система индивидуальных и общественных мероприятий, направленных на совершенствование здорового образа жизни человека и социума.

Здоровье определяется как нормальное состояние организма, при котором правильно действуют все его органы. С развитием общества и различных наук это понятие наполнялось новым содержанием, а определение «здоровый» стали соотносить с образом жизни человека, его духовным развитием и психическим состоянием.

Новое определение было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни».

В настоящее время в системе наук о человеке используются следующие определения понятия «здоровье человека»:

Гармоничное единство биологических и социальных качеств, условленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными явлениями (Ю.П. Лисицын);

Процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни (В.П. Казначеев);

Как возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психической и социальной сущности человека (P.M. Баевский, П. Михайлов, М. Попов);

Целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции (Р.И. Айзман, В.П. Казначеев, А.Г. Щедрина).

Возвращаясь к определению понятия «здоровый образ жизни» можем выделить наиболее полные определения данного понятия:

1. Здоровый образ жизни – это система взглядов, складывающаяся в процессе жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья как на конкретное выражение возможностей человека в достижении любой поставленной им цели;

2. Здоровый образ жизни – сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющей в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал;

3. Здоровый образ жизни – социально и исторически определенное представление о здоровье, а так же и средствах и методах его интеграции в практическую жизнь

4. Здоровый образ жизни – типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от пола, экономической и социально психологической ситуаций.

Можно выделить общие задачи сохранения здоровья школьников, характерные для всех используемых программ для образовательных учреждений:

1. Научить детей определять свое состояние и ощущения.

2. Сформировать активную жизненную позицию.

3. Сформировать представления о своем теле, организме.

4. Учить укреплять и сохранять свое здоровье.

5. Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии.

6. Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.

7. Уметь оказывать элементарную помощь при травмах.

8. Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.

Таким образом, необходимо постоянно вести работу по развитию самоопределения младших школьников, одним из важнейших составляющих её является сохранение и укрепление физического, психического, нравственного и социального здоровья.

1.2. Особенности формирования у школьников потребностей в ЗОЖ

Известно, что кризис здоровья детей, подростков и молодежи в России угрожает национальной безопасности, экономическому и социальному развитию, обороноспособности страны. Масштабы и последствия нарушения здоровья новых поколений населения огромны. Эти проблемы лежат в сфере жизненных интересов общества, семьи, личности.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей и подростков. Современная концепция ЗОЖ определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья.

Для школьников основными составляющими элементами ЗОЖ являются рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых, высокая медицинская активность. В современных сложных социально-экономических условиях отсутствие этих элементов в поведении значительной части школьников является фактором риска возникновения заболеваний.

Учитывая состояние здоровья детей школьного возраста, в последние годы в стране значительно активизировалась работа по созданию здоровьесберегающей системы образовательного учреждения, направленной на формирование у детей навыков здорового образа жизни.

Обучающий аспект этой системы включает в себя:

Освоение учебных программ по здоровому образу жизни;

Освоение пособий для педагогов и учащихся;

Создание методической библиотечки для педагогов разных категорий по проблемам здорового образа жизни;

Обучение педагогов общеобразовательных школ активным методам формирования навыков здорового образа жизни и др.

Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Решить ее поможет систематическое образование подрастающего поколения в области здоровья и здорового образа жизни. Современные взгляды на данную проблему показывают, что здоровье каждого человека, прежде всего, зависит от усилий, которые он прилагает для укрепления своего здоровья, и никакие врачи, никакие лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы здорового образа жизни (ЗОЖ) .

Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребенка. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание своего ребенка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству. Чтобы успешно справиться с этой задачей, родители должны иметь определенную теоретическую и практическую подготовку в этих вопросах. Наука предлагает им следующие принципы, на которых строится воспитание здорового образа жизни детей:

1. Системный подход.

Человек представляет собой сложную систему. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально - волевую сферу, если не работать с нравственностью ребенка.

Успешное решение задач воспитания ЗОЖ возможно только при объединении воспитательных усилий школы и родителей.

2. Деятельностный подход.

Культура в области здоровья и здорового образа жизни осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути.

3. Принцип «Не навреди»!

Предусматривает использование в работе только безопасных приемов оздоровления, научно признанных и апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.

4. Принцип гуманизма.

В воспитании в области здоровья и ЗОЖ признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.

Приоритетным направлением воспитания в области здоровья должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру.

Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония, адекватная положительная самооценка, которые возникают, если ребенок свободен от чувства тревоги и страха, живет с уверенностью в своей защищенности и безопасности. Важно, чтобы по мере освоения культуры здоровьесбережения у каждого ребенка формировались чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, неповторимости, безграничности своих творческих возможностей, чувство доверия к миру и людям.

Организуя образование в области здоровья, помните:

Если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе,

Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить,

Если ребенку удается достигать желаемого - он учится надежде,

Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Не менее важно для сохранения здоровья развивать у вашего ребенка способность рассматривать себя и свое состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения. Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться, позволяют ребенку видеть и развивать свои личностные возможности, повышать свой интеллектуальный потенциал.

Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.

Мощным источником формирования ЗОЖ детей является физическая культура. Стратегия занятий исходит из того, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от нее в потребность.

Важная задача, которую вы должны решить, осуществляя воспитание в области здоровья и ЗОЖ, заключается в формировании основ личной гигиены: овладения навыками ухода за телом, приемами самомассажа, способами закаливания и др. Не менее важно, чтобы ребенок овладел навыками психопрофилактики, саморегуляции и активизации резервных возможностей своего организма. Для этого необходимо развивать и совершенствовать у него функции анализаторных систем (слух, зрение, тактильное чувство и др.), учить навыкам произвольного контроля за дыханием, мышечным тонусом, воображением, способствовать становлению «внутреннего наблюдателя» в сознании ребенка (внутреннее Я), формировать умения выражать свои чувства с помощью слов, мимики, жестов и др. Осваивая эти знания и умения, ребенок учится управлять своими эмоциями и умственной деятельностью. Это улучшает психологическое самочувствие в школе, способствует более успешному обучению.


Описание работы : Сценарий разработан для внеклассного досуга детей с интеллектуальной недостаточностью начальных классов. Данную разработку можно применять для детей дошкольного возраста, упростив задания спортивных соревнований на усмотрение педагогов. Сценарий развлечения направлен на формирование ЗОЖ, в игровой и увлекательной форме разработаны способы сохранения и укрепления своего здоровья младших школьников.

Сценарий внеклассного мероприятия для младших школьников «Желаем всем здоровья!»

Цель: закрепление у обучающихся знаний о здоровом образе жизни, формирование устойчивого желания постоянно укреплять свое здоровье.

Задачи:
1. Повторять знания о способах укрепления своего здоровья.
2. Корригировать произвольное внимание и долговременную память на основе выполнения заданий в ходе мероприятия.
3. Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, мотивация активного образа жизни.

Оборудование: украшение зала плакатами с пословицами о здоровье и ЗОЖ; атрибуты для соревнований: 2 мяча, 2 средних обруча, 2 скакалки, кегли – 6 шт.; мешочек с овощами: помидор, огурец, картофель, лук – репка, морковь, свекла (по 1 шт.).
Участники: обучающиеся начальных классов.
Действующие лица: ведущий, Гантелькин.

Ход мероприятия:

Дети сидят на стульях в зале. Перед ними стоит ведущий.

Ведущий: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Ведущий: Я вам говорю «здравствуйте», а это значит, что я вам всем желаю здоровья! Как вы думаете, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Потому, что ЗДОРОВЬЕ - это самое главное, что есть у человека... Поэтому, как вы уже знаете, сегодня мы встретились на мероприятии, которое так и называется «Желаем всем здоровья!». К нам в гости приглашён гость и, чтобы быть гостеприимными – сядьте все красиво и приготовьте ладошки, чтобы хлопать. Итак, встречайте - Гантелькин!
Звучит музыка, появляется Гантелькин с большим зонтом и мешком за спиной.

Приветственный танец Гантелькина
Гантелькин: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Гантелькин: Меня зовут Гантелькин. Мне прислали по интернету приглашение на ваш праздник и вот я пришел. Напомните мне, пожалуйста, какое у вас сегодня мероприятие в школе?
Дети: «Желаем всем здоровья!»
Гантелькин: Вот и я вам всем желаю здоровья!
Давайте спортом заниматься.
Давайте будем закаляться
И в проруби купаться с головой.
И по снегу босой ногой,
А утром сделаем зарядку,
И будем есть продукты с грядки,
И руки мыть – не забывать,
И день здоровья прославлять!
А вы, ребята, всё делаете для того, чтобы быть здоровыми?
Дети: Да.
Гантелькин: А что вы делаете для здоровья?
Ведущий: Давайте, ребята, я вам помогу. Я буду читать вам стихи, а вы хором договаривать последнюю фразу.

Словарно-дидактическая игра «Закончи фразу».
1. Мы с утра проснулись рано
Отбежали от дивана,
Чтоб микробов не бояться
Надо утром ………(умываться).

2. Аккуратно мы умылись

Уши, шею не забыли.
Чтоб блестели наши зубы
По утрам мы……. (чистим зубы).

3. Мы в одежду нарядились,
Встали прямо, наклонились,
Чтобы день прошёл в порядке,
Утром делаем ……….(зарядку).

4. По дорожке скачет мячик,
Словно это скачет зайчик.
Чтоб нам дружбу прославлять,
Надо вместе нам……….(играть).

5. Все мы будем очень ловки
От специальной подготовки.
Чтоб здоровья нам набраться,
Надо спортом………….(заниматься).

6. Кто спортом занимается, тот силы…….. (набирается).

7. Чтобы быть большим и сильным, надо кушать………(витамины).

8. Солнце, воздух и вода – наши лучшие………..(друзья).

Ведущий: Правильно, ребята, молодцы!
Гантелькин: А вот как вы делаете зарядку по утрам, я сейчас проверю.
Малоподвижная игра «Зарядка» проводится Гантелькиным.
Гантелькин, читая четверостишье, показывает упражнения,
дети их повторяют.

Гантелькин: Каждый день поутру делаем зарядку,
Очень нравится нам всё делать по порядку.
Руки к солнцу поднимаем, дружно весело шагаем,
Приседаем и встаём, очень здорово живём!

Ведущий: Молодцы, ребята, видим, что вы по утрам делаете зарядку, а ещё знаем, что вы едите витамины с грядки. Сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы постарайтесь их отгадать. У Гантелькина в мешке спрятались отгадки, он будет подходить к вам, а тот, кто отгадал, с закрытыми глазами будет доставать отгадку из мешка.

Словесная игра «Загадки с грядки» и игра «Чудесный мешочек».
1. Как на нашей грядке выросли загадки
Сочные да крупные, вот такие круглые.
Летом зеленеют, а к осени краснеют (помидоры)

2. Я и свежий и солёный, весь пупырчатый, зелёный.
Не забудь меня дружок, запасай здоровье впрок (огурец)

3. Сидит красная девица в темнице,
а коса на улице (морковь)

4. Неказиста, шишковата, а придёт на стол она,
Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна» (картошка)

5. Сидит дед, в шубу одет,
кто его раздевает, тот слёзы проливает (лук)

6. Вверху зелено, внизу красно,
в землю вросло (свёкла)

Гантелькин: Молодцы, ребята, всё знаете. А со спортом вы дружите?
Дети: Да, мы любим спортом заниматься, играть и соревноваться.
Ведущий: Ребята, а давайте сейчас Гантелькину покажем, какие мы сильные, смелые и ловкие, проведём соревнования, согласны?
Дети: Да, согласны!

Выходят дети - участники соревнований, делятся на 2 команды.

Соревнования команд «Фантики» и «Бантики»:
1. Бег змейкой с мячом в руках между кеглями.
2. Бег по прямой, прокатывая обруч около себя.
3. Сбить кегли мячом с расстояния.
4. Забросить мяч в обруч с расстояния.
5. Прыжки на скакалке по прямой линии.
6. Пройти по прямой, крутя обруч на талии.

В конце соревнований подводятся итоги соревнований, проводится награждение участников.

Ведущий: Всем известно, всем понятно.
Что здоровым быть приятно
Только надо знать
Как здоровым стать.
Гантелькин: В мире нет рецепта лучше:
Будь со спортом неразлучным.
Проживёшь 100 лет
Вот и весь секрет!
Все вы молодцы, знаете много о здоровье и про то, как быть здоровыми! Мне очень понравилось с вами играть и соревноваться, но пора прощаться. До свидания, ребята!
Дети: До свидания!
Ведущий: На этом наш праздник заканчивается. Желаю всем быть здоровыми.

Разделы: Внеклассная работа

Пояснительная записка

"Приобрести здоровье - храбрость,
сохранить его - мудрость,
а умело распорядиться им - искусство".

Франсуа Вольтер

Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми, которых является: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Здоровье - одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность в единстве телесных и психических характеристик. Жизнеспособность формируется в процессе воспитания, следовательно, охрана и укрепление здоровья школьников, а именно детей с ограниченными возможностями здоровья есть актуальная педагогическая задача.

Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях - от программно-нормативного до проведения отдельного внеклассного мероприятия, от отношений в классе и его связей с внешним миром до управления образовательным учреждением. Ведь именно в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей. В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса

В рамках модернизации системы образования одной из главных задач является воспитание обучающихся, обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, формирование гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья, содействию воспитания у школьников ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

Современная школа находится в процессе поиска новых моделей обучения, предусматривающих разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей.

Большинство детей, поступающих в СКОШИ, обладают целым "букетом" различных заболеваний - это нервно-психические расстройства, нарушение моторики и координации движения, снижение остроты слуха и зрения, сколиоз, кариес и т.д. Психологи и практики отмечают нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, возрастающие агрессивность и жестокость во взаимоотношениях с окружающими их людьми. Эти негативные явления взаимосвязаны и взаимообусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни. Значительный процент учащихся с ограниченным интеллектом живут в неблагополучных семьях, где не получают не только полноценного питания, навыков культуры поведения, но даже элементарных понятий о здоровом образе жизни. Поэтому забота о здоровье детей с ограниченными возможностями представляется весьма актуальной педагогической задачей.

При характеристике учащихся 3 класса "Петропавловской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы- интернат VIII вида", хотелось бы обратить внимание на уровень физического развития. В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма, которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата. У обследуемых детей можно отметить следующие результаты физического развития: 94% учащихся имеют средний уровень физического развития, у 4% - выше среднего, а у 2% - ниже среднего. По физическим особенностям дети напоминают детей младшего возраста, имеют малый рост и вес. Моторика в большинстве случаев достаточна, движения координированные, ловкие, четкие, недоразвиты лишь наиболее сложные произвольные движения.

Поэтому одной из приоритетных задач воспитательной работы с группой учащихся 3 класса, является сохранение и укрепление здоровья детей. И мотивация школьников к здоровому образу жизни, к культивированию в себе общей культуры здоровья играет здесь очень большую роль.

Изучив научные труды, образовательные программы "Знай, свое тело", разработанная американским фондом здоровья, программа К.Г.Зайцевой "Уроки здоровья", методическое руководство "Познай себя" М.Л.Лазарева, ряд учебных пособий, авторами которых являются Г.К.Зайцев и А.Г.Зайцев. Данные программы не рассматривают в полной мере развитие и коррекцию недостатков психофизических нарушений учащихся школ VIII вида, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с этим назрела необходимость создания программы по формированию здорового образа жизни "Азбука здоровья" для учащихся 3-5 классов СКОШИ, поскольку именно в школе у детей с нарушением интеллекта закладываются и воспитываются основные навыки по формированию здорового образа жизни и управлению собственным здоровьем. Очень важно сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни. Здоровый образ жизни детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей каждого, способствует их социализации и является необходимым условием воспитания всесторонне развитой личности.

Программа "Азбука здоровье" является комплексной, в ней особое внимание уделено медико-биологическим, психологическим, экологическим и социальным аспектам физического и нравственного здоровья детей. Новизна программы в том, что организация образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья строится на основе структурированных занятий. Такой подход позволяет поддерживать физическую и умственную работоспособность обучающихся на оптимальном уровне в течение всей рабочей недели, не вызывая утомления, что, в свою очередь, дает положительный оздоровительный эффект, создает условия для формирования мотивации здоровья.

Программа направлена на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и принципах здорового образа жизни. Она разработана с целью оптимального использования здоровьесберегающих технологий в процессе образования учащихся и ориентирована на охрану и укрепление их здоровья. Путем реализации программы раскрываются возможности в осуществлении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни, в воспитании уверенно противостоять вредным привычкам, в формировании культуры здоровья воспитанников.

Программа "Азбука здоровья" основывается на общедидактических и специфических принципах обучения школьников.

Основные принципы программы:

  • Сознательность и активность
  • - чёткая постановка целей, задач, их осознание учащимися, побуждение к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
  • Индивидуальная доступность
  • - дозировка нагрузок в соответствии с возможностями занимающихся, учёт их индивидуальных и психофизических особенностей.
  • Систематичность и последовательность
  • - непрерывность и этапность физкультурно-оздоровительных воздействий.
  • Психологическая комфортность
  • - получение положительных эмоций и ощущений в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий.
  • Творческое, динамичное совершенствование системы оздоровления учащихся средствами физической культур
  • - постоянное обновление содержания физкультурно-оздоровительного воспитания, формирование мировоззрения, системы ценностей, интересов и мотиваций, имеющих глубоко нравственную, гуманистическую направленность у всех участников педагогического процесса оздоровления средствами воспитательной работы.

    Механизм осуществления программы:

    1. Внедрение научно-методических подходов к созданию условий, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья школьников СКОШ
    2. Организация и внедрение в практику работы мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья
    3. Обеспечение непрерывного здоровьесберегающего образования школьников - участников программы по вопросам культуры здоровья и здорового образа жизни.

    Цель: способствовать формированию мотивации детей к здоровому образу жизни и их ответственного поведения по сохранению и укреплению своего здоровья.

    Задачи программы:

    1. Формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни.
    2. Формирование навыков ответственного, бережного отношения к своему здоровью.
    3. Профилактика и преодоление вредных привычек у детей.
    4. Развитие у детей лидерских качеств и умений самостоятельно работать со сверстниками по продвижению ЗОЖ.

    Критерии эффективности и способы проверки

    Задачи Критерии Показатели Способы проверки
    1. Формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни. Знание, понимание основных видов спортивной деятельности, ведущие к здоровому образу жизни.

    Взаимодействие ученика с педагогом. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни.

    Умение применять различные формы зож в повседневной жизни, умение выделять компоненты здоровья и устанавливать связь между ними. Опросники
    2.Формирование навыков ответственного, бережного отношения к своему здоровью. Сформированные умения и навыки личной гигиены.

    Понятие гигиены, функции гигиены в жизни человека. Правила гигиены. Значение гигиены для человека. Личная и общественная гигиена.

    Умение применять различные навыки, знания личной гигиены в повседневной жизни. Наблюдение, диагностика.
    3. Профилактика и преодоление вредных привычек у детей. Знание, понимание понятий "здоровый образ жизни", "вредные привычки", их влияние на качество жизни, источники здоровья.

    Познакомить с влиянием "вредных привычек" на органы человека, на основные системы жизнеобеспечения организма человека.

    Умение различать, определять вредные привычки от полезных, умение передавать отрицательное воздействие вредных привычек. Индивидуа

    льные и групповые беседы, практические задания, анализ творческих работ.

    4. Развитие у детей лидерских качеств и умений самостоятельно работать со сверстниками по продвижению ЗОЖ. Положительное эмоциональное реагирование на спортивные ценности по ЗОЖ. Стремление принимать участие в спортивных мероприятиях, занятиях направленных на здоровый образ жизни, развитие эмоционально-чувственной сферы воспитанников. Рейтинг участия в мероприятиях направленных на здоровый образ жизни.

    Сроки реализации программы 2010 -2013гг:

    1 этап. Информационно-аналитический 2010-2011 гг

    Анализ работы по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся 3-5 классов СКОШ, выявление проблемных вопросов и определение возможных путей их решения.

    II этап. Практический 2011-2012 гг

    Обеспечение системы организационной работы, направленной на реализацию основного содержания программы.

    III этап. Педагогического последействия 2012 -2013 гг

    Систематизация полученных результатов.

    Программа "Азбука здоровья" включает четыре основных направления:

    1. Основы знаний о здоровом образе жизни

    2. Культура здоровья.

    3. Профилактика вредных привычек.

    4. Подвижные и развивающие игры

    Первое направление "Основы знаний о здоровом образе жизни" Здоровый образ жизни - рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является основой профилактики, охраны и укрепления здоровья народа.

    • закреплять знания о здоровом образе жизни
    • развивать у детей потребность в новых знаниях, умение переносить их в социальную среду
    • формировать активность и инициативность детей
    • воспитывать интерес к здоровому образу жизни
    • сформировать понятие о здоровье и здоровом образе жизни людей.
    • вырабатывать потребность в поддержании собственного здоровья воспитывать стремление к здоровому образу жизни

    Второе направление "Воспитание культуры здоровья"

    Воспитание культуры здоровья - создание педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни.

    Это направление решает следующие задачи:

    • сформировать умение содержать свое тело в чистоте
    • расширять знания о средствах гигиены
    • воспитыватьумение управлять своими физическими возможностями, чувствами и эмоциями согласно нормам морали и этикета.
    • воспитание потребностей к здоровому образу жизни, культуре интеллектуальной (способность управлять своими мыслями и контролировать их); в умении вести здоровый образ жизни и относиться к здоровью как к ценности процесса воспитания/

    Третье направление "Профилактика вредных привычек".

    Вредная привычка - закрепленный в личности способ поведения, по отношению к самой личности. Качество жизни зависит не только от соблюдения правил здорового образа жизни, но и от тех привычек, которые возникли у человека в том или ином возрасте. Направление оказывает профилактическое воздействие на ряд вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя и наркотиков.

    Это направление решает следующие задачи:

  • создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни;
  • научить детей оценивать последствия своих действий;
  • показать разрушающее влияние отравляющих веществ на организм человека;
  • пропаганда здорового жизненного стиля;
  • предотвращение начала вредных привычек у детей и подростков, формирование у них личностного иммунитета к соблазну;
  • формирование сознательного отношения к своему физическому здоровью;
  • профилактика и предупреждение вредных привычек среди учащихся;
  • учить детей оценивать последствия своих действий;
  • Четвёртое направление " Подвижные и развивающие игры"

    Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных и развивающих игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.

    Это направление решает следующие задачи:

    • формировать самостоятельность;
    • повышать спортивное мастерство;
    • воспитывать чувство сплочённости, интерес к занятиям спорта
    • научить приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.

    В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.

    В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения:

    Спортивные мероприятия, демонстрация фильмов, веселые старты, конкурсы, анкетирование, игры, тематические викторины, путешествия, устные журналы, беседы, оздоровительные минутки, встреча с педиатром, инспектором ГИБДД и т.д. просмотр видеофильмов с последующим обсуждением, просмотр кинофильмов, которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления, чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях, создание антирекламных роликов по проблеме, конкурсы на лучшее художественное произведение, направленное против вредных привычек человека и демонстрирующих силу человеческого духа, выставки рисунков, акции в защиту человека от влияния вредных привычек, нравственные классные часы;

    Психологическое обеспечение программы:

    Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

    • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
    • применение индивидуальных, групповых форм обучения;
    • формирование творческого воображения учащихся в практической и творческой деятельности;
    • применение знаний учащимися на разных психологических уровнях.

    Программа "Азбука здоровья" рассчитана на 3 года обучения для учащихся 3-5 классов. Работа первых трёх направлений рассчитана по 2 часа в неделю. Направление "Подвижные и развивающие игры", это дополнительные занятия, которые относятся кружку " Волшебный мяч", которые проводятся 1-2 раза в неделю.

    • Сентябрь, январь - направления: "Основы ЗОЖ", "Подвижные и развивающие игры"
    • Октябрь, февраль - направления: "Воспитание культуры здоровья", "Подвижные и развивающие игры"
    • Ноябрь, март - направления: "Профилактика вредных привычек", "Подвижные и развивающие игры"
    • Декабрь, апрель, май - направления "Подвижные и развивающие игры".

    Прогнозируемый результат: Принятие ценности здоровья, как одной из главных ценностей человека позволит обучающимся с ограниченными возможностями здоровья ориентировать свое поведение на сбережение и укрепление здоровья своего и окружающих; успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, наиболее полно реализовать личностный потенциал, приумножить успехи в спорте.

    Тематический план

    Направление 1 год
    Т
    1год
    П
    2 год
    Т
    2 год
    П
    3 год
    Т
    3 год
    П
    1 "Основы знаний о здоровом образе жизни" 10 10 10 10 10 10
    2 "Воспитание культуры здоровья" 10 15 10 15 10 15
    3 "Профилактика вредных привычек" 10 15 10 15 10 15
    4 " Развивающие и подвижные игры" 10 20 10 20 10 20
    Всего часов 100 100 100
    1

    Обучение здоровому образу жизни – целенаправленный, систематический и организованный процесс. В результате проведения анализа по развитию здорового образа жизни у детей выяснилось, что очень важное место занимает здоровый образ жизни для детей с ограниченными возможностями. В связи с этим у них возникает постоянная потребность в ведении здорового образа жизни. Учитывалось и то, что для правильного формирования образа жизни нужно ставить три основные цели: глобальную, дидактическую, методическую. В связи с этим происходит определение основных составляющих компонентов здорового образа жизни – физическая культура и спорт. Физическая культура и спорт выполняют в обществе множество функций и охватывают группы населения разного возраста. Полифункциональный характер данных составляющих проявляется в том, что физическая культура и спорт – это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психо-эмоциональная рекреация и реабилитация, коммуникация и т. д. Физическая культура и спорт являются важным фактором для реабилитации и социально-бытовой адаптации человека с ограниченными возможностями. Важно уметь организовать работу для правильного формирования знаний и умений о здоровом образе жизни.

    физическая культура.

    валеология

    личная гигиена

    здоровый образ жизни

    1. Башкирова М. М. Физическая активность и спорт среди инвалидов: реальность и перспективы. // Спорт для всех. – 1999. – № 1–2. – С. 42-46.

    2. Вернер Д. Реабилитация инвалидов. – М., 1995. – 68 с.

    3. Виноградов П. А., Душанин А. П., Жолдак В. И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. – М., 1996. – С. 79-81.

    4. Рубцова Н. О. К проблеме формирования инфраструктуры системы физической культуры и спорта для инвалидов // Теория и практика физической культуры. – 1998. – № 1. – С. 67-71.

    5. Коноплина Л. Л. Жить инвалидом, но не быть им. – Екатеринбург, 2000. – 90 с.

    Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития инклюзивной образовательной системы современной школы. Важной задачей данного направления является подготовка образованного, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, рационально организующего самостоятельную деятельность, в том числе и деятельность по ведению здорового образа жизни.

    Обучить здоровому образу жизни - организовать целенаправленный, систематический процесс для укреплении здоровья детей. Правильная организация обучения способствует формированию представлений о здоровьесберегающих факторах и научит детей отличать здоровый образ жизни от нездорового, поможет в дальнейшем беречь свое здоровье и здоровье окружающих, сформирует понятие о вредных привычках .

    Только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья. Данные навыки впоследствии превратятся в наиболее важный компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование и развитие здорового образа жизни всего общества. За физический потенциал ответственны физическое воспитание, спорт, здравоохранение, система рекреации и т.д.

    Общеизвестно, что здоровье - одна из важных социальных ценностей современного общества. Следовательно, основной целью исследования являлось определение путей развития и формирования здорового образа жизни. Очень важное место занимает здоровый образ жизни для детей с ограниченными возможностями. В связи с этим у них возникает постоянная потребность в ведении здорового образа жизни. Чтобы правильно его сформировать, нужно определить еще три немаловажных цели:

    • глобальную - обеспечение психического и физического здоровья детей в системе инклюзии;
    • дидактическую - вооружение дошкольников и школьников необходимыми знаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать детский травматизм, способствующих сохранению трудоспособности и здоровья;
    • методическую - овладение учащихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены, профилактики психических расстройств, соматических заболеваний, инфекций, передаваемых половым путем, а также знаниями о вредном воздействии на организм психотропных веществ .

    Большая ответственность за достижение этих целей формирования и развития здорового образа жизни возлагается, главным образом, на школу, но вместе со школой активно должна взаимодействовать семья, в которой растет этот ребенок. Именно в школе под контролем учителей, педагогов ЛФК формируется алгоритм ведения и построения здорового образа жизни, а домашних условиях эти знания и умения должны закрепляться. Первоначально нужно познакомить детей с понятием «здоровый образ жизни».

    Знакомство с информацией о здоровом образе жизни осуществляется в семье, а относительно образовательных учреждений, информирование об этом осуществляется уже с детского сада, а затем в школе. Воспитатели сообщают детям о правилах личной гигиены, правильном питании и проводят предметные занятия, прогулки на свежем воздухе. Повысить эффективность педагогического воздействия по реализации здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности возможно только при тесном взаимодействии, взаимопонимании с родителями. Известно и научно доказано, что у детей с нарушением интеллекта в дошкольном возрасте знания, умения и навыки должны иметь социальный опыт их применения в реальной жизни, иначе они будут утрачены. Следовательно, родители должны стать активными участниками коррекционно-воспитательного процесса, придерживаться единства требований с педагогами и понимать, что важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту.

    Необходимо формировать у детей с ограниченными возможностями умения и навыки сохранения и укрепления здоровья. То есть элементарные правила безопасного поведения по отношению к собственному телу, для этого необходимо развивать у ребенка чувство безопасности через тактильные ощущения и понимание запрещающих вербальных и невербальных символов.

    В настоящее время в практику работы школ и детских садов широко внедряются различные оздоровительные программы, способствующие формированию валеологической грамотности, здорового образа жизни учащихся с ограниченными возможностями. Чаще стали проводиться дни Здоровья, которые способствуют развитию двигательной активности, коммуникативных навыков и оздоровлению организма.

    Уже в группе предшкольной подготовки дети с ограниченными возможностями и обычные дети более подробно узнают информацию на уроках валеологии, экологии, ознакомлении об окружающем мире, о режиме дня, физической нагрузке и других составляющих здорового образа жизни.

    Для плодотворного и правильного ведения здорового образа жизни дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением, включающим, помимо систематического наблюдения, индивидуальные программы обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок.

    Подготовка к здоровому образу жизни ребенка должна стать главным направлением в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Это может выражаться не только через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни, но с использованием ароматерапии, функциональной музыки, психогимнастики, тренингов, а также в работе с семьей - проведение практических занятий с родителями на тему.

    У самих детей с ограниченными возможностями необходимо развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими. Очень важно найти индивидуальный подход к ребенку с ограниченными возможностями. Особенно большое внимание необходимо обращать на коррекцию личности этих детей. Большей частью у таких детей отмечается повышенная возбудимость, вспышки гнева, легкая изменчивость настроения. Главное - привлекать детей к различным видам спорта.

    Основными составляющими компонентами здорового образа жизни являются физическая культура и спорт. Физическая культура и спорт выполняют в обществе множество функций и охватывают группы населения разного возраста. Полифункциональный характер данных составляющих проявляется в том, что физическая культура и спорт - это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психо-эмоциональная рекреация и реабилитация, коммуникация и т. д. Физическая культура и спорт являются важным фактором для реабилитации и социально-бытовой адаптации человека с ограниченными возможностями .

    Основная цель привлечения детей с ограниченными возможностями к регулярным занятиям физической культурой и спортом - восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья . Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию детей с ограниченными возможностями, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.

    При организации данной работы выделяются основные направления:

    Создание соответствующих условий для занятий физической культурой и спортом на спортивных сооружениях и в местах массового отдыха;

    Открытие спортивных школ в системе дополнительного образования для детей-инвалидов;

    Разработка и производство специализированного инвентаря и оборудования;

    Подготовка тренеров, преподавателей и специалистов по адаптивной физической культуре;

    Разработка и издание специализированных методик и программ .

    Занятия спортом преследуют несколько целей:

    1. Спорт в чистом виде как средство самоутверждения, со стремлением к лидерству и победе почти любой ценой, в том числе и ценой здоровья.

    2. Как способ укрепить здоровье, исправить фигуру, улучшить самочувствие.

    3. Как средство социальной и психологической адаптации, вовлечение людей со сходными интересами, включая борьбу со стеснительностью, демонстрацию своих возможностей, борьбу за свои права.

    4. Коммерческий или профессиональный спорт как тяжкая работа, порой связанная с эксплуатацией физических данных человека, и главный способ добычи средств существования .

    Активизация работы с детьми, имеющими ограниченные возможности, в области физической культуры и спорта, несомненно, способствует гуманизации самого общества, изменению его отношения к этой группе населения, и тем самым имеет большое социальное значение.

    Таким образом, важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития дошкольников и младших школьников с ограниченными возможностями при формировании здорового образа жизни является сохранение и укрепление здоровья детей, защита их прав. Эффективность деятельности по формированию ЗОЖ и безопасного поведения детей с ограниченными интеллектуальными возможностями зависит от успешности взаимодействия и взаимопонимания педагогов и родителей воспитанников. Детям с ограниченными возможностями необходимо помогать формировать навыки и умения ведения здорового образа жизни, заниматься физической культурой и спортом.

    Рецензенты:

    Абильдина С. К., доктор педагогических наук КарГУ им. Букетова Е. А., г. Караганда.

    Мухтарова Ш. М., доктор педагогических наук КарГу им. Букетова Е. А., г. Караганда.

    Библиографическая ссылка

    Максименко Т.А., Тебенова К.С., Боброва В. В., Сакаева А. Н. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8235 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
     


    Читайте:



    Сочинение My working day на английском с переводом

    Сочинение My working day на английском с переводом

    «Распорядок дня на английском языке» – одна из самых востребованных тем. Пожалуй, одна из первых, изучаемых в школе и повторяемых в ВУЗе. Будни или...

    Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания

    Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания

    Кратко о статье: Расширенная вселенная давно развивается независимо от своих непосредственных создателей. Дабы не путаться в хронологии событий,...

    ю Высшие и центральные государственные учреждения

    ю Высшие и центральные государственные учреждения

    В эпоху Петра I в России продолжились и усилились серьезные изменения в политической, экономической и культурной жизни России, начавшиеся еще в...

    Духовно-рыцарские ордена – кратко

    Духовно-рыцарские ордена – кратко

    Орден госпитальеров — самый знаменитый и прославленный из духовно-рыцарских орденов. Полное его наименование — Суверенный Военный Орден...

    feed-image RSS