Реклама

Главная - Радуга Михаил
Картины народной жизни в поэме некрасова кому на руси жить хорошо. «Я лиру посвятил народу своему. Картины народной жизни в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Первый народный поэт, он писал о народе и для народа, зная его думы, нужды, заботы и надежды. Связь с народом наполняла особым смыслом жизнь Некрасова и составляла главное содержание его поэзии.

«В дороге»

Некрасов-поэт очень чуток к тем изменениям, которые совершаются в народной среде. В его стихах народная жизнь изображается по-новому, не как у предшественников.

Через все творчество поэта проходит мотив дороги – сквозной мотив для русской литературы. Дорога – это не просто отрезок, соединяющий два географических пункта, это нечто большее. «Направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – сам жив не будешь, прямо пойдешь – судьбу найдешь». Дорога-путь – это выбор жизненного пути, цели.

На избранный Некрасовым сюжет существовало много стихов, в которых мчались удалые тройки, звенели колокольчики под дугой, звучали песни ямщиков. В начале своего стихотворения поэт именно об этом читателю и напоминает:

Скучно! скучно!.. Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой
Про рекрутский набор и разлуку...

Но сразу же, круто, решительно, он обрывает обычный и привычный поэтический ход. Что поражает нас в этом стихотворении? Конечно же, речь ямщика, начисто лишенная привычных народно-песенных интонаций. Кажется, будто голая проза бесцеремонно ворвалась в стихи: говор ямщика коряв, грубоват, насыщен диалектными словами. Какие новые возможности открывает перед Некрасовым-поэтом такой «приземленный» подход к изображению человека из народа?

Заметим: в народных песнях речь, как правило, идет об «удалом ямщике, о «добром молодце» или «красной девице». Все, что с ними случается, приложимо ко многим людям из народной среды. Песня воспроизводит события и характеры общенационального значения и звучания. Некрасова же интересует другое: как народные радости или невзгоды проявляются в судьбе именно этого, единственного героя. Общее в крестьянской жизни поэт изображает через индивидуальное, неповторимое. Позднее в одном из своих стихотворений поэт радостно приветствует своих деревенских друзей:

Все-то знакомый народ,
Что ни мужик, то приятель.

Так ведь и случается в его поэзии, что ни мужик, то неповторимая личность, единственный в своем роде характер.

Пожалуй, никто из современников Некрасова не дерзал так близко, вплотную сойтись с мужиком на страницах поэтического произведения. Лишь он смог тогда не только писать о народе, но и «говорить народом»; впуская крестьян, нищих, мастеровых с их разным восприятием мира, разным языком в стихах.

С горячей любовью поэт относится к природе – единственному сокровищу мира, которое «сильные и сытые земли отнять у бедняков голодных не могли». Тонко чувствуя природу, Некрасов никогда не показывает ее в отрыве от человека, его деятельности и состояния. В стихотворениях «Несжатая полоса» (1854), «Деревенские новости» (1860), в поэме «Крестьянские дети» (1861) изображение русской природы тесно переплетается с раскрытием души русского крестьянина, его тяжелой жизненной судьбы. Крестьянин, живущий среди природы и глубоко чувствующий ее, редко имеет возможность любоваться ею.

О ком идет речь в стихотворении «Несжатая полоса»? Как будто о больном крестьянине. И беда осмыслена с крестьянской точки зрения: некому убирать полосу, пропадет выращенный урожай. По-крестьянски одушевляется здесь и земля-кормилица: «кажется, шепчут колосья друг другу». Помирать собрался, а рожь сей», – говорили в народе. И с наступлением смертного часа крестьянин думал не о себе, а о земле, которая останется без него сиротиною.

Но читаешь стихотворение и все более и более ощущаешь, что это очень личные, очень лирические стихи, что глазами пахаря поэт смотрит на себя. Так оно и было. «Несжатую полосу» Некрасов писал тяжело больным, перед отъездом за границу на лечение в 1855 году. Поэта одолевали грустные мысли; казалось, что дни уже сочтены, что и в Россию он может не вернуться. И тут мужественное отношение народа к бедам и несчастьям помогало Некрасову выстоять перед ударом судьбы, сохранить духовные силы. Образ «несжатой полосы», как и образ «дороги» в предыдущих стихах, обретает у Некрасова переносный, метафорический смысл: это и крестьянская нива, но и «нива» писательского труда, тяга к которому у больного поэта сильнее смерти, как сильнее смерти любовь хлебороба к труду на земле, к трудовой ниве.

«Песня Еремушке» (1859)

Некрасов осуждает в этой «Песне» «пошлый опыт» приспособленцев, ползком пробирающихся к жизненным благам, и призывает молодое поколение посвятить свою жизнь борьбе за народное счастье.

Задание

Чтение и самостоятельный анализ или комментарий стихотворений Некрасова: «В дороге», «Еду ли ночью», «Я не люблю иронии твоей...», «Несжатая полоса», «Школьник», «Песня Еремушке», «Похороны», «Зеленый шум», «Утро», «Молебен», фрагменты из цикла «О погоде».

Анализ стихотворений проводится на трех уровнях:
-​ образно-языковом (лексика, тропы);
-​ структурно-композиционном (композиция, ритмика);
-​ идеологическом (идейно-эстетическое содержание).

В стихотворении «Вчерашний день часу в шестом» Некрасов впервые представил свою Музу, сестру обиженных и угнетенных. В своем последнем стихотворении «О Муза, я у двери гроба» поэт последний раз вспоминает «эту бледную, в крови, / Кнутом иссеченную Музу». Не любовь к женщине, не красота природы, а страдания замученной нуждой бедняков – вот источник лирических переживаний во многих стихотворениях Некрасова.

Тематика Некрасова-лирика разнообразна.

Первый из художественных принципов Некрасова-лирика можно назвать социальным. Второй – социальный аналитизм. И это было новым в русской поэзии, отсутствующим у Пушкина, и у Лермонтова, тем более у Тютчева и Фета. Этот принцип пронизывает два известнейших стихотворения Некрасова: «Размышления у парадного подъезда» (1858) и «Железная дорога» (1864).

«Размышления у парадного подъезда» (1858)

В «Размышлении...» конкретный единичный случай – приход мужиков с просьбой или жалобой к некоему государственному деятелю.

Это стихотворение построено на контрасте. Поэт противопоставляет два мира: мир богатых и праздных, интересы которого сводятся к «волокитству, обжорству, игре», «бесстыдной лести», и мир народа, где царит «скорбь вопиющая». Поэт рисует их взаимоотношения. Вельможа полон презрения к народу, это с предельной четкостью раскрывается в одной строчке:

Гони!
Наш не любит оборванной черни!»

Сложнее чувства народа. «Долгонько» брели ходоки из дальней губернии в надежде найти помощь или защиту у вельможи. Но перед ними «захлопнулась дверь», и они уходят,

Повторяя: «Суди его бог!»,
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами...

Поэт не ограничивается изображением безнадежной покорности и бесконечного стона народа. «Ты проснешься ль, исполненный сил?..» – спрашивает он и подводит читателя к ответу на этот вопрос всем стихотворением: «Счастливые глухи к добру», народу нечего ждать спасения от вельмож, он должен сам позаботиться о своей судьбе.

Два принципа отражения действительности в некрасовской лирике закономерно выходят на третий принцип – революционность. Лирический герой поэзии Некрасова убежден, что только народная, крестьянская революция может изменить жизнь России к лучшему. Особенно сильно эта сторона сознания лирического героя проявилась в стихотворениях, посвященных сподвижникам Некрасова по революционно-демократическому лагерю: Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому, Писареву.

Литература

Школьная программа 10 класс в ответах и решениях. М., СПб., 1999

Ю.В. Лебедев Постижение народной души // Русская литература XVIII–XIX веков: справочные материалы. М., 1995

Картины русской жизни в творчестве Некрасова (По поэме "Кому на Руси жить хорошо") Николай Алексеевич Некрасов - великий русский поэт 19го века. Огромную славу ему принесла поэма - эпопея « Кому на Руси жить хорошо». Мне бы хотелось именно так определить жанр этого произведения, потому что в нем широко представлены картины жизни пореформенной России. Эта поэма писалась 20 лет. Некрасов хотел представить в ней все социальные слои: от мужика-крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена - помешала смерть поэта. Конечно, крестьянская тема занимает главное место в произведении, а вопрос, который мучает автора, звучит уже в заглавии: «кому на Руси жить хорошо». Некрасова тревожит мысль о невозможности жить так, как жила Россия того времени, о тяжелой крестьянской доле, о голодном, нищенском существовании мужика на Русской земле в этой поэме Некрасов, как мне показалось, вовсе не идеализирует крестьян, он показывает нищету, грубость и пьянство крестьян.

Каждому, кто встречается на пути, мужики задают вопрос о счастье. Так постепенно из отдельных рассказов счастливцев складывается общая картина жизни после реформы 1861 года. Чтобы полнее и ярче передать ее. Некрасов вместе со странниками ищет счастливого не только среди богатых, но и в народной среде. И перед читателем возникают не только помещики, поп, зажиточные крестьяне, но и Матрена Тимофеевна, Савелий, Гриша Добросклонов А в главе «Счастливые» изображений и соленений народа передается наиболее реалистично. Один за другим на зов являются крестьяне: их слушает «вся площадь людная». Однако никого из рассказчиков мужики не признали.

Эй, счастье мужицкое! Дырявое, с заплатками, Горбатое с мозолями… Прочитав эти строки, я сделала вывод о том, что народ во всей России беден и унижен, обманут своими бывшими хозяевами и царем. Положение народа отчетливо рисуется названием тех мест, откуда родом крестьяне - странники: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Знобишино, Горелово. Так в поэме ярко изображается безрадостная, бесправная, голодная жизнь крестьянства. Описание природы в поэме так же дается в неразрывном единстве с жизнью крестьянина. В нашем воображении возникает образ земли, лишенной жизни, - «ни зелени, ни травки, ни листа» Пейзаж рождает ощущение крестьянской обездоленности, горя.

С особой, трогающей душу силой звучит этот мотив в описании деревни Клин «селенья Незавидного»: Что ни изба-с подпоркою Как нищий с костылем: А с крыш солома скормлена Скоту. Стоят, как остовы, Убоги дома. Ненастной поздней осенью Так смотрят гнезда галочьи, Когда галчата вылетят И ветер придорожные Березы обнажит Так же описывается и село Кузьминское с его грязью, училищем «пустым, забитым наглухо», избой, «в одно окошечко». Одним словом, все описания-это убедительное свидетельство того, что в жизни крестьянина по всей России «бедность, невежество, мрак». Однако образы особенных крестьян таких, как Савелий-богатырь, Матрена Тимофеевна помогают судить о том, что Русь–матушка полна духовности. Она талантлива. То, что Некрасов в свое поэме соединил людей разных сословий, сделало, на мой взгляд, изображение России того времени не только обширным, но и полным, ярким, глубоким и патриотическим. Мне кажется, что поэма «Кому на Руси жить хорошо» отражает умение автора передавать действительность, реальность, а соприкосновение с таким художественным произведением приближает меня к высокому искусству и истории.

Я лиру посвятил народу своему.
НА. Некрасов
Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» создавалась на протяжении более десяти лет (1863-1876). Основная проблема, интересовавшая поэта, - положение народа, русского крест ьянина при крепостном праве и после «освобождения». О сущности царского манифеста Н.А. Некрасов говорит словами народа: «Добра ты, царска грамота, да не про нас ты писана». Картины народной жизни написаны с эпической широтой, и это дает право назвать поэму энциклопедией русской жизни того времени.
Рисуя многочисленные образы крестьян, различные характеры, автор делит героев как бы на два лагеря: рабов и борцов. Уже в прологе мы знакомимся с крестьянами-правдоискателями. Живут они в деревнях с характерными названиями: Заплатово, Дырявино, Разутово, Зно- бишино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Цель их путешествия - найти счастливого человека на Руси. Путешествуя, крестьяне встречаются с разными людьми. Выслушав рассказ попа о его «счастье», получив совет узнать о счастье помещика, крестьяне говорят:
Известны нам они!
Правдоискатели не удовлетворяются «дворянским» словом, им нужно «слово христианское»:
Дай слово христианское!
Дворянское с побранкою,
С толчком да с зуботычиной,
То непригодно нам!
Правдоискатели трудолюбивы, всегда стремятся помочь другим. Услышав от крестьянки, что не хватает рабочих рук убрать хлеб вовремя, мужики предлагают:
А мы на что, кума?
Давай серпы! Все семеро
Как станем завтра, - к вечеру
Всю рожь твою сожнем!
Так же охотно они помогают косить траву крестьянам Безграмотной губернии.
Наиболее полно Некрасов раскрывает образы крестьян-борцов, которые не пресмыкаются перед господами, не смиряются со своим рабским положением.
В страшной нищете живет Яким Нагой из деревни Босово. Он до смерти работает, спасается под бороной от жары и дождя.
Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле...
Читая описание облика крестьянина, мы понимаем, что Яким, всю жизнь маясь на сером, бесплодном клочке земли, и сам стал, как земля. Яким признает, что большая часть его труда присваивается «дольщиками», которые не трудятся, а живут на труды таких же, как он, крестьян: Работаешь один, А чуть работа кончена, Гляди, стоят три долыцика: Бог, царь и господин!
Всю свою долгую жизнь Яким трудился, испытал много лишений, голодал, побывал в тюрьме, и, «как липочка ободранный, вернулся он на родину». Но все же он находит в себе силы создать хоть какой-то быт, какую-то красоту. Яким украшает свою избу картинками, любит меткое слово, речь его полна пословиц й поговорок. Яким - образ крестьянина нового типа, сельского пролетария, побывавшего в отхожем промысле. И его голос-- голос самых передовых крестьян:
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная -
Гневна, грозна, - и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям...
С большим сочувствием относится поэт к своему герою Ермилу Ги- рину, сельскому старосте, справедливому, честному, умному, который, по словам крестьян,
В семь лет мирской копеечки
Под ноготь не зажал,
В семь лет не тронул правого,
Не попустил виновному,
Душой не покривил.
Один только раз Ермил поступил не по совести, отдав сына старухи Власьевны вместо своего брата в армию. Раскаиваясь, он пытался повеситься. По мнению крестьян, Ермил имел все для счастья: спокойствие, деньги, почет, но его почет особый, не купленный «ни деньгами, ни страхом: строгой правдою, умом и добротой».
Народ, защищая мирское дело, в трудную минуту помогает Ермилу сохранить мельницу, проявляет к нему исключительное доверие. Этот поступок подтверждает способность народа выступать сообща, миром.
И Ермил, не побоявшись острога, выступил на стороне крестьян, когда «бунтовалась вотчина помещика Обрубкова». Ермил Гирин - защитник крестьянских интересов.
Следующий и наиболее яркий образ в этом ряду - Савелий, богатырь святорусский, борец за народное дело. В молодости он, как и все крестьяне, долго терпел жестокие издевательства со стороны помещика Шалашникова и его управляющего. Но Савелий не может принять такой порядок, и он бунтует вместе с другими крестьянами, он закопал в землю живым немца Фогеля. «Лет двадцать строгой каторги, лет двадцать поселения» получил за это Савелий. Вернувшись стариком в родное село, он сохранил бодрость духа и ненависть к угнетателям. «Клейменый, да не раб!» - говорит он о себе. Савелий до старости сохранил ясный ум, сердечность, отзывчивость. В поэме он показан как народный мститель:
...Наши топоры
Лежали до поры!
О пассивных крестьянах он говорит презрительно, называя их «погибшие... пропащие».
Некрасов называет Савелия богатырем святорусским, подчеркивая его героический характер, а также сопоставляет его с народным героем Иваном Сусаниным. Образ Савелия олицетворяет стремление народа к свободе.
Этот образ дан в одной главе с образом Матрены Тимофеевны не случайно. Поэт показывает вместе два богатырских русских характера. Матрена Тимофеевна проходит через многие испытания. В родительском доме ей жилось привольно и весело, а после замужества пришлось работать, как рабе, сносить попреки мужниной родни, побои мужа. Только в работе и в детях находила она радость. Тяжело пережила она смерть сына Демушки, голодный год, нищенство. Но в трудные минуты она проявляла твердость и настойчивость: хлопотала об освобождении мужа, незаконно взятого в солдаты, даже отправилась к самому губернатору. Заступилась за Федотушку, когда его хотели наказать розгами. Непокорная, решительная, она всегда готова отстаивать свои права, и это сближает ее с Савелием. Рассказав о своей многотрудной жизни странникам, она говорит, что «не дело - между бабами счастливую искать». В главе, названной «Бабья притча», крестьянка говорит о женской доле:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого.
Но Некрасов уверен, что «ключи» должны найтись. Крестьянка дождется и добьется счастья. Поэт говорит об этом в одной из песен Гриши Добросклонова:
Еще ты в семействе покуда - раба,
Но мать уже вольного сына!
Некрасов с особым чувством создал образы правдоискателей, бордов, в которых выразилась сила народа, воля к борьбе с угнетателями. Однако поэт не мог не обратиться и к темным сторонам жизни крестьянства. В поэме изображены крестьяне, которые свыклись со своим рабским положением. В главе «Счастливые» крестьяне-правдоискатели встречаются с дворовым человеком, который считает себя счастливым потому, что был любимым рабом князя Переметьева. Дворовый гордится тем, что его дочка вместе с барышней «училась и французскому и всяким языкам, садиться позволялось ей в присутствии княжны». А сам дворовый тридцать лет стоял за стулом у светлейшего князя, лизал после него тарелки и допивал остатки заморских вин. Он гордится «близостью» к господам и своей «почетной» болезнью- подагрой. Простые свободолюбивые крестьяне смеются над рабом, смотрящим свысока на своих собратьев-мужиков, не понимая всей низости своего лакейского положения. Дворовый князя Утятина Ипат даже не поверил, что крестьянам объявлена «воля»:
А я князей Утятиных
Холоп - и весь тут сказ!
С детства и до самой старости барин всячески издевался над своим рабом Ипагом. Все это лакей принимал как должное:
...выкупал
Меня, раба последнего,
Зимою в проруби!
Да как чудно!
Две проруби:
В одну опустит в неводе,
В другую мигом вытянет -
И водки поднесет.
Не мог Ипат забыть господских «милостей»: того, что после купанья в проруби князь «водки поднесет», то посадит его «рядом, недостойного, с своей персоной княжеской».
Покорный раб это и «холоп примерный - Яков верный». Он служил у жестокого господина Поливанова, который «в зубы холопа примерного... походя дул каблуком». Несмотря на такое обращение, верный раб до самой старости берег и ублажал барина. Помещик жестоко обидел верного слугу, отдав в рекруты его любимого племянника Гришу. Яков «задурил»: сначала «мертвую запил», а потом завез барина в глухой лесной овраг и повесился на сосне над его головой. Поэт осуждает такие проявления протеста так же, как и холопскую покорность.
С негодованием Некрасов говорит о таких предателях народного дела, как староста Глеб. Он, подкупленный наследником, уничтожил «вольную», данную крестьянам перед смертью старым барином- адмиралом, чем «на десятки лет, до недавних дней, восемь тысяч душ закрепил злодей».
Для характеристики дворовых крестьян, лишенных чувства собственного достоинства, поэт находит презрительные слова: раб, холоп, пес, Иуда. Некрасов заключает характеристики типическим обобщением:
Люди холопского звания -
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа.
Создавая различные типы крестьян, Некрасов утверждает: счастливых среди них нет, крестьяне и после отмены крепостного права по- прежнему обездолены и обескровлены, изменились только формы угнетения. Но среди крестьян появляются люди, способные к сознательному, активному протесту. И потому поэт верит, что в будущем на Руси наступит хорошая жизнь:
Еще народу русскому
Пределы не поставлены:
Пред ним широкий путь.

«Кому на Руси жить хорошо» - поэма-эпопея. В центре ее - изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течение двадцати лет, собирая материал для нее «по словечку». Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена - помешала смерть поэта. Главная проблема, главный вопрос произведения уже ясно виден в заглавии «Кому на Руси жить хорошо» - это проблема счастья. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» начинается с вопроса:»В каком году - рассчитывай, в какой земле - угадывай».

Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет в виду реформу 1861 года, по которой «освободили» крестьян, а те, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу. Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотив голодной жизни крестьянства, которого «тоска-беда измучила» звучит с особой силой в песне, названной Некрасовым «Голодная». Поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту. Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названием тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа.

«Мужицкое счастье, - с горечью восклицает поэт, - дырявое с заплатами, горбатое с мозолями!» Как и прежде, крестьяне - люди «досыта не едавшие, несолоно хлебавшие».

Изменилось только то, что «теперь их вместо барина драть будет волостной». С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятся со своим голодным бесправным существованием. В отличие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина «искать правду», но все они вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского народа:Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай Господь, Чтоб землякам моимИ каждому крестьянинуЖилось вольготно, весело На всей святой Руси! В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского «праведника».

Яким живет той же трудолюбивой нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но он отличается непокорным нравом. Яким честный труженик с большим чувством собственною достоинства. Яким и умен, он прекрасно понимает, почему крестьянин так убого, так плохо живет. Это ему принадлежат такие слова:У каждого крестьянинаДуша, что туча черная, Гневна, грозна - и надо быГромам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается. Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу.

Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть не кончает жизнь самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила свидетельствует о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянства.

Но лишь в главе «Савелий - богатырь святорусский» крестьянский протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Правда, расправа с немцем-управляющим носит пока стихийный характер, но такова была действительность крепостного общества. Крестьянские бунты возникали стихийно как ответ на жестокие притеснения крестьян помещиками и управляющими их имений. Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бунтари, такие как Савелий, «богатырь святорусский», Яким Нагой, чье поведение говорит о пробуждении сознания крестьянства, о накипающем протесте его против угнетения.

Некрасов писал об угнетенном народе своей страны с гневом и болью. Но поэт сумел заметить «искру сокрытую» могучих внутренних сил, заложенных в народе, и смотрел вперед с надеждой и верой:Рать поднимаетсяНеисчислимая, Сила в ней скажетсяНесокрушимая. Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна, вся образная система поэмы посвящена теме раскрытия крестьянского счастья. В этой связи можно вспомнить и «счастливую» крестьянку Корчагину Матрену Тимофеевну, прозванную за особое везение «губернаторшею», и людей холопского звания, например, «холопа примерного Якова верного», который сумел-таки отомстить своему барину-обидчику, и работящих крестьян из главы «Последыш», которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и многие другие образы поэмы.

Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Этот прием был назван критиками полифонией Все люди живут по-разному. Кто-то богат, кто-то беден; кто-то силен, кто-то слаб. Кому-то судьба преподносит приятные сюрпризы, от кого-то отворачивается. На свете не может быть так, чтобы все жили хорошо. Кто-то обязательно должен страдать.

И этот жестокий закон нашей сложной жизни всегда волновал людей. Среди них великий русский писатель Николай Алексеевич Некрасов. Кому живется весело, вольготно на Руси этот вопрос задают герои его знаменитой поэмы-эпопеи всем, кто встречается им на пути. Герои поэмы Кому на Руси жить хорошо не чиновники, не богачи, не купцы, а простые крестьяне. Некрасов выбрал их для выяснения этого вопроса потому, что именно им живется не весело и не вольготно. Они не видят ничего, кроме работы с утра до ночи, нищеты, голода и холода.

С самого начала поэмы Некрасов утверждает, что крестьяне это не те, кто купается в счастье. И это действительно так. А кто же, по мнению крестьян, живет, не зная горяЭто помещик, чиновник, поп, купчина толстопузый, боярин, министр государев, царь. Но правы ли наши героиТакая ли безоблачная жизнь у этих людейИ поп, и помещик утверждают обратное.

По их мнению, они еле сводят концы с концами. Может, и правду они говорят, да не всю. Разве можно сравнить жизнь крестьянина с жизнью помещика, даже самого небогатогоКонечно, нет. Чем больше человек имеет, тем больше ему становится надо. Вот помещику, например, мало большого дома, изобилия пищи, тройки лошадей, слуг. Ему надо больше: чтобы травка каждая шептала: «Я твоя!

». Да разве у крестьян такие желания! Для них кусок хлеба радость.

Все понимают счастье по-разному. Большинство в богатстве, а некоторые в том, чтобы приносить счастье другим. И такие люди, по-моему, действительно счастливы. Чтобы жить хорошо, надо помогать другим людям. Надо быть честным, добрым, бескорыстным. Но таких людей очень мало, но все же они есть. Таким, например, является Гриша Добросклонов, герой поэмы: Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника...

Некрасов утверждает, что Гриша будет счастлив, потому что многое делает во благо народа, поддерживает его, вселяет веру. И его доброта не может остаться незамеченной. Может, потому наши странники так долго не могли найти счастливого человека, что на их пути встречались корыстные людиНо так можно сказать не обо всех. Например, Матрена Тимофеевна Корчагина добрая, трудолюбивая женщина. Да и самих мужиков нельзя назвать плохими.

Но все-таки что такое счастьеКак стать счастливымКак говорится, человек сам кузнец своего счастья. Надо добиваться его.

А если не получается, то, значит, такова судьба. И с этим уже ничего не поделаешь.

Сочинение.

Картины народной жизни в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

«Кому на Руси жить хорошо» — поэма-эпопея. В центре ее —
изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течение двадцати лет, собирая материал для нее «по словечку». Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена — помешала смерть поэта. Главная проблема, главный вопрос произведения уже ясно виден в заглавии «Кому на Руси жить хорошо» — это проблема счастья.
Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» начинается с вопроса:
«В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай». Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет в виду реформу 1861 года, по которой «освободили» крестьян, а те, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу.
Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотив голодной жизни крестьянства, которого «тоска-беда измучила» звучит с особой силой в песне, названной Некрасовым «Голодная». Поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту.
Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названием тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. «Мужицкое счастье, — с горечью восклицает поэт, — дырявое с заплатами, горбатое с мозолями!» Как и прежде, крестьяне — люди «досыта не едавшие, несолоно хлебавшие». Изменилось только то, что «теперь их вместо барина драть будет волостной».
С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятся со своим голодным бесправным существованием. В отличие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина «искать правду», но все они вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского народа:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно, весело
На всей святой Руси!
В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского «праведника». Яким живет той же трудолюбивой нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но он отличается непокорным нравом. Яким честный труженик с большим чувством собственною достоинства. Яким и умен, он прекрасно понимает, почему крестьянин так убого, так плохо живет. Это ему принадлежат такие слова:
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная,
Гневна, грозна — и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается.
Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть не кончает жизнь самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила свидетельствует о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянства.
Но лишь в главе «Савелий — богатырь святорусский» крестьянский протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Правда, расправа с немцем-управляющим носит пока стихийный характер, но такова была действительность крепостного общества. Крестьянские бунты возникали стихийно как ответ на жестокие притеснения крестьян помещиками и управляющими их имений.
Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бунтари, такие как Савелий, «богатырь святорусский», Яким Нагой, чье поведение говорит о пробуждении сознания крестьянства, о накипающем протесте его против угнетения.
Некрасов писал об угнетенном народе своей страны с гневом и болью. Но поэт сумел заметить «искру сокрытую» могучих внутренних сил, заложенных в народе, и смотрел вперед с надеждой и верой:
Рать поднимается
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая.
Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна, вся образная система поэмы посвящена теме раскрытия крестьянского счастья. В этой связи можно вспомнить и «счастливую» крестьянку Корчагину Матрену Тимофеевну, прозванную за особое везение «губернаторшею», и людей холопского звания, например, «холопа примерного Якова верного», который сумел-таки отомстить своему барину-обидчику, и работящих крестьян из главы «Последыш», которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и многие другие образы поэмы.
Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Этот прием был назван критиками полифонией. Действительно, поэма, написанная на фольклорном материале, создает впечатление русской народной песни, исполняемой на многие голоса

 


Читайте:



Что помешало спасти "титаник"

Что помешало спасти

Океан. Выпуск тринадцатый Баранов Юрий Александрович «Самсон», эскадренный миноносец. «Самсон», эскадренный миноносец. В октябрьские дни...

Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать

Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать

Валентина Меняйленко Проект по литературному чтению в 4 классе «Они защищали Родину» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение...

Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году

Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году

Темы педсоветов на 2018-2019 учебный год в школах и ДОУ по ФГОС – с августа по июнь для администрации и учителей. В дошкольных образовательных...

Примеры стилей текста: калейдоскоп вариаций речи

Примеры стилей текста: калейдоскоп вариаций речи

Функциональные стили речи делятся на две группы: содержание и формальный параметр языка. В рассказе или поэме прослеживается художественный язык,...

feed-image RSS