Разделы сайта
Выбор редакции:
- Формы глаголов в английском языке
- Наука сна: за что вручили Нобелевскую премию по медицине Русский биолог лауреат нобелевской премии
- Кислородные соединения азота план-конспект урока по химии (9 класс) на тему Конспект урока кислородные соединения азота
- Использование среды разработки приложений для создания снежинки коха
- «Ночная ведьма» Надежда Попова, герой Советского Союза
- Общественно-политический строй Рима в период Империи
- Марганец и его характеристики
- Степени сравнения наречий в английском языке Сравнительная и превосходная степень слова well
- Протеомика применения в медицине
- Венгерские оккупанты в ссср: главные «отморозки» на великой отечественной
Реклама
Штрафбаты и штрафные роты. Штрафники великой отечественной войны |
О штрафбатах во время Великой Отечественной войны сказано немало. Среди этого потока информации встречается немало домыслов и заблуждений, впрочем, порой и правда может поразить не менее чем миф. На перевоспитаниеМожно сказать, что толчок идее возникновения штрафных батальонов дали первые месяцы войны. В условиях тотального отступления Красной Армии частым явлением стали случаи дезертирства или проявления трусости, на что командиры нередко реагировали наиболее жестким образом – расстрелом. Однако в октябре 1941 года наркоматом обороны был издан указ, в котором сообщалось, что офицеры в отдельных случаях злоупотребляют своими полномочиями, устраивая самосуд. Начались поиски путей, способных заменить репрессии перевоспитанием личного состава. Решение созрело в июле 1942-го. Еще до выхода приказа №227 «ни шагу назад» была создана первая штрафная рота, после 28 июля в считанные дни командование сформировало еще 77 отдельных штрафных рот и 5 батальонов. За весь период войны в РККА появилось более 60 штрафбатов и свыше тысячи штрафных рот. По данным сборника «Россия и СССР в войнах XX века: Статистическое исследование», за годы Великой Отечественной в штрафные роты и батальоны было направлено 427 910 человек. От танкистов до тыловиковВ штрафбаты направлялись военнослужащие из разных родов войск, самыми разными могли быть и причины. Так, в августе 1941 года генерал Василевский выпустил распоряжение, согласно которому в штрафные танковые роты сводился личный состав, уличенный в саботаже и вредительстве, а в штрафные пехотные роты следовало отправлять «безнадежных, злостных шкурников из танкистов». 9 сентября свет увидел подписанный Сталиным приказ №0685, требовавший летчиков истребителей, уклонявшихся от воздушного боя, предавать суду и переводить в штрафную пехоту. На следующий день вышел указ генерал-майор артиллерии Аборенкова предписывавший направлять в штрафные стрелковые батальоны тех, кто небрежно относился к технике и вооружению. Не желавшие воевать ухитрялись убедительно инсценировать болезни или ранения, однако 12 ноября 1941 года очередь дошла и до них. В соответствие с приказом №0882 отправке в штрафные части подлежали все, кто симулирует болезни и занимается членовредительством. А с 1942 года в штрафбаты стали направлять и работников тыла – с формулировкой «за бездушное и бюрократическое отношение к своим обязанностям». Попасть из тыла в штрафбат можно было и за совершенно незначительные провинности, например, за опоздание на работу свыше двадцати минут, что приравнивалось к прогулу. Если в первый раз за подобное нарушение объявляли выговор, то за повторное – судили: могли дать срок или отправить в штрафную часть. Опасный контингентПоследнее время все чаще можно услышать разоблачение мифа о том, что основу штрафбатов составляли зэки. Здесь все зависело от части: где-то доля заключенных была мизерна, а где-то они преобладали. Так, заместитель командира 163-й штрафной роты 51-й Армии Ефим Гольбрайх вспоминал, что в качестве пополнения к его штрафной роте прислали эшелон уголовников, «человек четыреста и больше», чего хватило бы на батальон. В фильмах про штрафбаты часто можно увидеть эпизод, как по распоряжению командира части избивают штрафника. Ветераны, воевавшие в штрафных частях, отмечают, что это вряд ли возможно, особенно если речь идет о зэке. Ведь в бою офицер мог оказаться впереди наказанного им солдата, а полю в спину получить никто не хотел. Но у заключенных был свой резон воевать добросовестно. Ведь месяц в штрафбате мог им списать до 4-х лет тюрьмы, 2 месяца – до 7-ми, три месяца – до 10-ти. По словам Гольбрайха, бывали такие случаи, когда место убитого командира штрафного подразделения занимал зэк – из него получался далеко не худший начальник: ведь желание реабилитироваться было огромное. Под ударомДолгое время бытовало утверждение, что штрафные части служили своего рода «пушечным мясом». Военные историки его неоднократно опровергали. Но, тем не менее, следует признать, что вероятность погибнуть в штрафбатах была на порядок выше, чем в обычных частях РККА. По данным авторов сборника «Россия и СССР в войнах XX века: Статистическое исследование», только в 1944 году общие потери личного состава всех штрафных частей составили 170 298 человек. Ежемесячные потери в среднем составляли 14 191 человек, или 52% от среднемесячной численности штрафников. Эта цифра в три раза превышает уровень смертности среди военнослужащих обычных частей в тех же наступательных операциях за 1944 год. И все-таки у штрафников был шанс покинуть место отбывания наказания. К примеру, в феврале 1944 года во время Рогачевско-Жлобинской операции отличились бойцы 8-го отдельного штрафного батальона. Командующий 3-й армией генерал Горбатов личным приказом освободил 600 из 800 штрафников. В отличие от наших штрафбатов немцы-штрафники, даже искупив свою вину подвигом, не могли рассчитывать на снисхождение командования, и вынуждены были коротать свой срок до конца. Лучше чем в гвардии«Одна винтовка на троих» – казалось, это утверждение как нельзя лучше подходит для военнослужащих штрафбатов. Но с этим не согласен ветеран Великой Отечественной Александр Пыльцын, командир роты 8-го офицерского штрафбата 1-го Белорусского Фронта. С его слов, учитывая, что штрафные части бросали на самые тяжелые участки фронта, их нельзя было не снабжать достаточным количеством оружия и боеприпасов. Более того, штрафников зачастую наделяли самым передовым оружием, например, противотанковыми ружьями системы Симонова или 7,62-милиметровыми пулеметами системы Горюнова, которые еще даже не использовались в гвардейских частях. Бывшие штрафники рассказывали, что и кормили их отнюдь не хуже, а иной раз и лучше, чем в других подразделениях. «Озверевшие соколы»Журналист Виталий Карюков в беседе с маршалом авиации в отставке Александром Ефимовым узнал одну любопытную подробность. Оказывается, в годы войны существовали так называемые «штрафные эскадрильи». По словам военного, командование решило нецелесообразным отправлять всех проштрафившихся летчиков в обычный штрафбат, так как на подготовку их замены ушли бы многие месяцы. Среди таких штрафников оказался будущий Герой Советского Союза Иван Федоров. Впрочем, он фактически добровольно напросился в штрафбат. В июле 1942 года, перегоняя как летчик-испытатель ЛаГГ-3 на передовую, он самовольно остался на Калининском фронте. А уже в августе он возглавил одну из только что созданных штрафных эскадрилий. За крутой нрав немцы наградили Федорова титулом «Красный дьявол», а его подопечных именовали «озверевшими соколами». В общей сложности на счету 64 летчиков эскадрильи Федорова 350 гитлеровских асов. Но не все воевали добросовестно. Впоследствии к противнику на своих самолетах переметнулись 66 обиженных на советскую власть летчиков, и командование ВВС распорядилось расформировать штрафные эскадрильи, отправляя провинившихся в обычные штрафные части. В последние годы стали появляться фильмы и публикации, якобы разоблачающие громкие шокирующие моменты истории Великой Отечественной. Однако в основе многих будоражащих общественное сознание тем лежит банальный запрос современного рынка на сенсационную информацию. Одной из таких спорных и неоднозначных страниц истории минувшей войны стали штрафные роты и батальоны. Ясность в этот вопрос вносят как архив ВОВ по фамилии участников дисциплинарных подразделений, так и воспоминания самих ветеранов. Нужно сказать, что многие из тех, чьи предки попадали в штрафные роты или батальоны, далеко не всегда достаточно осведомлены о подробностях службы в особых условиях, ведь нередко участники тех событий предпочитали не распространяться о том, через какие испытания им пришлось пройти. История образования и основы организацииШтрафные формирования появились в Красной армии летом 1942 года по личному приказу И. В. Сталина. Необходимость образования таких дисциплинарных подразделений объяснялась тем, что число солдат и офицеров, совершивших преступления незначительной тяжести, было достаточно внушительным, чтобы позволить этой категории военнослужащих отбывать наказание в местах лишения свободы в сложное военное время. Данное положение дел подтверждает и военный архив. Поиск по фамилиям тех, кто сражался в статусе штрафника, даёт ответы на вопросы относительно этого явления. Правда и вымысел
Некоторые так называемые историки любят смаковать миф о том, что всю тяжесть войны на своих плечах вынесли штрафники. Это не так. Число солдат и офицеров, прошедших через дисциплинарные батальоны и роты за всю Великую Отечественную, едва превышало 1% от общего числа всех военнослужащих военного периода. Другое дело, что штрафбаты и штрафные роты всегда оказывались в самом пекле, из-за чего потери в этих подразделениях значительно превышали средние показатели. Тот, кто хочет убедиться в этом, может лично заглянуть в архив ВОВ; по фамилии участников кровавых сражений можно проследить боевой путь формирования и, соответственно, число потерь. Только следует помнить, что рядом со штрафниками также отчаянно бились воины из обычных передовых полков и дивизий. Многие современные фильмы о войне красочно демонстрируют жестокость своих же заградотрядов, уничтожавших тех, кто посмел отступить без приказа, и якобы штрафных частей это касалось в первую очередь. И это неправда. Заградотряды действительно существовали, но было их не так много, как об этом пишут охотники за сенсациями, и никаких особых предписаний насчёт штрафников они не имели. Кстати, аналогичные заградительные подразделения существовали и у противника. Есть у нас и такие грамотеи, которые утверждают, что у бойцов штрафбатов катастрофически не хватало оружия и что кормили их по остаточному принципу. Опять сказки! Все воинские части на передовой снабжались оружием и продовольствием одинаково. Просто, оторвавшись от тылового обеспечения или оказавшись в окружении, у любого подразделения возникали трудности с боеприпасами и пропитанием. Приписывать эту проблему только штрафным частям некорректно. Таким образом, не стоит стыдиться, если в процессе выяснится, что ваш предок в какой-то момент оказался в штрафбате или штрафной роте – военный архив, поиск по фамилиям в котором вполне может предоставить и такую информацию, часто свидетельствует о крутых поворотах в биографиях красноармейцев. Ошибки допускают все, хотя цена проступков, совершённых в военное время, может быть непомерно высокой. Тем не менее многие солдаты и офицеры, прошедшие дисциплинарные части, искупили свою вину кровью, а многие совершили подвиги и даже были удостоены звания Героя Советского Союза. При написании статьи использовались сведения из воспоминаний людей, прошедших через штрафные роты. При использовании материалов с сайта, прямая ссылка на источник обязательна. Благодаря псевдоисторической литературе и кинематографу, о штрафных батальонах сложилось представление как о «пушечном мясе», которым мы «забросали немцев». Если посмотреть сериал «Штрафбат», возникает ощущение, что только благодаря штрафным батальонам мы и одержали победу в той страшной войне. Не умаляя роль штрафников, стоит сказать, что на деле же ситуация была совершенно иной. Пушечное мясоВо-первых, численность штрафных подразделений на Великой Отечественной войне была не столь высока, как это хотят представить. Ежегодная численность армии и флота на фронтах войны была 6 - 6,5 млн. человек, при этом доля штрафных подразделений была фактически ничтожна - от 2,7 процента в 1943 году, до 1,3 процента в 1945. «Искупление кровью»В штрафбат, вопреки сложившемуся представлению, шли не умирать, а искупать. Срок службы здесь составлял три месяца, либо до первого ранения (буквальное «искупление кровью»). При этом, если боец хорошо проявлял себя в бою, он мог быть переведен в линейные части досрочно и даже представлен к награде. Среди Героев Советского союза есть и те, кто удостоился этой награды именно за службу в штрафбате. Женские штрафные батальоныВ последнее время то и дело в печати и интернете появляются сообщения о существовании женских штрафных батальонов. Их не было. Женщины в штрафбатах были - и то, только до октября 1943 года, отдельных батальонов не было и быть не могло. Женщины-военнослужащие, по каким-либо причинам нарушившие приказ, провинившиеся, отправлялись в тыл. Переводы женщин в штрафбаты случались, но распространенной практикой это не было. За проявленный в бою героизм женщины из штрафных подразделений могли на общих основаниях быть переведены в линейные части и представлены к правительственным наградам. ЗекиОсобой роли заслуживает миф о том, что штрафбаты аи штрафроты активно наполнялись разного рода уголовным элементом. Якобы среди штрафников было много блатных и «политических». Это не так. Если и были в штрафных батальонах и ротах бывшие заключенные, то это были люди, осужденные за незначительные, нетяжкие преступления. Представить ситуацию, которая была показана в том же сериале «Штрафбат», когда рецидивист Глыбов занимает в штрафбате чуть ли не главное место, представить невозможно. Армия, какая бы они ни была, это прежде всего дисциплина и порядок. «Опасного элемента» избегали, и если и брали, то только в штрафные роты, но никак не в батальоны. «Политических» же не могли отправить в штрафной батальон по определению. Не было такой практики. ОснащениеЕщё один миф о штрафбатах, не выдерживающий никакой критики, это то, что бойцы-штрафники шли чуть ли не с кастетами на танки. На деле ситуация с вооружением и снабжением в штрафных батальонах не отличалась от общефронтовой. Штрафбаты были обычными стрелковыми формированиями с легким вооружением - автоматами и винтовками. Если и были проблемы со снабжением, то не серьезнее, чем в линейных частях. В целом в штрафных батальонах сохранялась хорошая дисциплина и поддерживались уставные отношения, вопреки показанным в сериале «Штрафбат» почти воровской дисциплине «по понятиям». Не мы первыеШтрафбаты - не изобретение «кровавого Сталина». Первые штрафные подразделения впервые появились в вермахте. Ещё до войны в немецкой армии было восемь дисциплинарных батальонов. Они в основном использовались для строительства и саперных работ. После капитуляции Польши Гитлер принял решение о расформировании этих частей, решив, что отныне в вермахте будут служить только люди достойные этой «высокой чести». Однако свое решение фюреру пришлось поменять уже в декабре 1941 года. Мощное контрнаступление Красной армии показало, что ряды «достойных людей» стремительно редеют и рассыпаются под натиском советских войск. 16 декабря Гитлер издает приказ, аналогичный сталинскому «Ни шагу назад» (который, к слову, появился только полгода спустя, как и штрафные батальоны в советской армии). На Восточном фронте было сформировано 100 штрафных рот, которые получили название «части испытательного срока». Показательно, что служба в них определялась сроком, данным провинившемуся судом военного трибунала. Искупить вину кровью фашист-штрафник не мог. Если его ранили и он попадал в госпиталь, то оттуда прямиком направлялся в свой родной штрафбат. С наступлением перестройки благодаря средствам массовой информации и кино, тема штрафбатов в Великой Отечественной войне получила широкую огласку. В советское время она была запретной, поэтому существование подобных формирований обрастало большим числом различных мифов и небылиц, по большей части весьма далеких от реальности. Так кто же они такие – штрафники? Считается, что первые штрафные роты и батальоны появились на фронте летом 1942 года спустя две недели после выхода в свет знаменитого приказа №227 «Ни шагу назад». Среди прочего в нем говорилось о необходимости строгого наказания всех бойцов и командиров, оставивших передовую без приказа командования. Для этого рекомендовалось создавать специализированные подразделения – штрафные батальоны и роты. Планировалось, что каждый фронт будет иметь от одного до трех таких соединений численностью не менее 800 человек в каждом. Все входящие в их состав «предатели» должны будут «искупать свою вину кровью». Однако, полностью "законным" использование штрафных батальонов стало после выхода приказа, где разъяснялся порядок создания и использования штрафных частей. С объявлением Положений о штрафных батальонах и ротах и штатов штрафного батальона, роты и заградительного отряда действующей армии. Объявляю для руководства: 1. Положение о штрафных батальонах действующей армии. 2. Положение о штрафных ротах действующей армии. 3. Штат № 04/393 отдельного штрафного батальона действующей армии. 4. Штат № 04/392 отдельной штрафной роты действующей армии. 5. Штат №04/391 отдельного заградительного отряда действующей армии. Заместитель Народного комиссара обороны СССР армейский комиссар I ранга Е. ЩАДЕНКО В штрафные батальоны направлялись офицеры, а также командиры среднего и старшего звена, которые за какие-либо проступки лишались своих званий и становились рядовыми. Солдатами рядового и сержантского состава «комплектовались» штрафные роты. Командирами здесь назначались обычные строевые офицеры, не являвшиеся штрафниками. Как же нелегко было подчас лейтенантам вести в бой тех, кто еще не так давно был старше них званию. А ведь в среде штрафников нередко попадались даже полковники. Бывшие, конечно. Следует отметить, что перечень преступлений, за которые можно было угодить в подобную немилость, далеко не всегда были таковыми в обыденном смысле. Сюда не попадали ни злостные воры, ни убийцы, ни политзаключенные. В основном штрафниками становились за нарушение воинской дисциплины, а также за трусость или предательство. Нередко можно было встретить солдат, чья провинность в мирное время могла бы обойтись выговором или несколькими днями гауптвахты. Но шла война. Вооружение штрафников состояло из легкого стрелкового оружия и гранат. Противотанковых ружей, пулеметов и артиллерии не полагалось, поэтому в бою им приходилось полагаться лишь на собственные силы. Офицеров в штрафной батальон могли отправить по приказу командира дивизии. Нередко без суда. Максимальным сроком пребывания считалось 3 месяца. Они заменяли 10 лет лагерей. Двумя месяцами заменяли 8 лет, одним месяцем – 5 лет. Нередко сроки заканчивались и раньше. Правда, происходило это только тогда, когда подразделение было задействовано в выполнении сложной боевой задачи связанном с большими потерями. В этом случае весь личный состав освобождался, судимости снимались, а бойцы восстанавливались в званиях с возвращением им всех наград. Первоначально, помимо пехотинцев, танкистов, артиллеристов и солдат иных родов сухопутных войск, в штрафные части направлялись и летчики. Однако продолжалось это недолго. Уже 4 августа 1942 года в свет вышел приказ о создании подобных подразделений в ВВС, что привело к появлению штрафных эскадрилий. Это связывали с тем, что на подготовку летного состава страна тратила много сил и средств, стало быть, отбывание летчиками наказания в сухопутных штрафбатах можно было считать разбазариванием кадров. Считается, что формирование данных подразделений было начато после поступления в Ставку соответствующей просьбы от командования 8-й воздушной армии. Подобные эскадрильи были штурмовыми, легкобомбардировочными и истребительными. Первые воевали на Ил-2, вторые – на По-2 («кукурузниках») и третьи – на Як-1. Как и в сухопутных подразделениях, летчиками-штрафниками командовали обычные строевые офицеры. Правда служба здесь была поставлена несколько иначе. Отношение к личному составу было более суровым, нежели в пехоте. Если последние освобождались от судимости, в худшем случае, через 3 месяца, «летуны» могли дождаться подобного снисхождения исключительно по результатам успешных боевых вылетов, строго учитываемых командирами. Никаких конкретных сроков освобождения не ставилось. Даже полгода успешной «работы» далеко не всегда было аргументом для снятия судимости. Ранения также не считались «искуплением вины кровью». Эти летчики не могли рассчитывать на получение каких-либо наград, что иногда встречалось в среде штрафников-пехотинцев. Более того, встречались случаи, когда, будучи освобожденными, авиаторы, как ни в чем не бывало, продолжали выполнять свои обязанности. Вряд ли летчики-штрафники заслуживали к себе подобного отношения. Предателями их назвать нельзя, поскольку, имея возможность в любое время улететь к противнику они продолжали мужественно сражаться ничего не получая взамен. Согласно статистике, с 1942 по 1945 годы в Красной Армии существовало 56 штрафбатов и 1049 штрафных рот. Последнее подразделение расформировали 6 июня 1945 года. Несмотря на то, что солдаты данных подразделений всегда оказывались на самых трудных участках войны, они не имели никаких почестей. Им не ставили памятников, а совершенные подвиги не считались таковыми. Тем не менее, штрафников нельзя не считать героями. Штрафной батальон. Фотография Дмитрия Бальтерманца. Источник - waralbum.ru Среди огромного количества трагических страниц Второй мировой войны история штрафных подразделений занимает особое место. Несмотря на то что с момента окончания войны прошло уже более 75 лет, вокруг штрафбатов до сих пор не утихают споры. В советское время эту тему не любили. Нельзя сказать, что в СССР полностью отрицали существование штрафных рот и батальонов во время войны, но получить точную информацию о количестве штрафников, их использовании на фронте и потерях подобных подразделений историки не могли. В конце 80-х годов, как водится, маятник качнулся в обратную сторону. В прессе стало появляться огромное количество материалов по штрафбатам, были сняты фильмы на эту тему. Стали модными статьи о героях штрафбатов, которым в спину стреляли НКВДшники из заградотрядов. Апофеозом этой кампании стал сериал про войну «Штрафбат», снятый режиссером Николаем Досталем в 2004 году. Несмотря на хороший актерский состав, об этом произведении можно сказать только одно: почти все показанное в нем – неправда.
Идея создания штрафных подразделений абсолютно вписывалась в логику системы, предельно жесткой и бесчеловечной, она не вызывала тогда особых обвинений в несправедливости: виноват – искупи кровью. В то время миллионы советских граждан были стерты в «лагерную пыль» безо всякой возможности искупления. Кстати, в этом отношении советские штрафбаты и штрафроты можно назвать более «гуманными», чем штрафбаты вермахта – о них знают гораздо меньше – выжить в которых можно было только чудом. В последние годы появились неплохие исследования на эту тему, ветеранами, служившими в штрафбатах, написаны воспоминания (Пыльцин «Как офицерский штрафбат дошел до Берлина»), сняты документальные фильмы. Любой желающий может получить объективную информацию об этой стороне войны. Внесем и мы свою посильную лепту в это благое дело. Штрафбат: наказание и искуплениеШтрафные подразделения – это воинские части, укомплектованные военнослужащими, которые совершили те или иные – обычно не слишком тяжкие – преступления. За серьезные правонарушения обычно полагалась смертная казнь, которая в РККА и вермахте применялась весьма широко. Соответственно, военнослужащих штрафных частей обычно называли штрафниками. В период Второй мировой войны в СССР существовали два вида штрафных подразделений: штрафные батальоны и штрафные роты. Примерно в середине войны – 1943 год – в РККА стали создаваться отдельные штурмовые стрелковые батальоны, в которые попадали солдаты и офицеры, длительное время находившиеся на оккупированной территории. Служба в подобных подразделениях практически ничем не отличалась от штрафбатов, аналогичной была и практика их использования. Однако были у штурмовых батальонов и некоторые отличия, о которых будет рассказано ниже.
Штрафников использовали еще в Древней Спарте, об этом писал древнегреческий историк Ксенофонт. Особые подразделения, состоящие из дезертиров и уклонистов, были и в Великой армии Наполеона, для поднятия боевого духа сзади их «подбадривали» артиллерийским огнем. В российской императорской армии штрафные части были сформированы в конце Первой мировой войны, в 1917 году. Но в то время даже такая мера не могла спасти ситуацию на фронте, штрафники участия в боях не принимали и через несколько месяцев эти подразделения были распущены. Штрафные части использовались и в период Гражданской войны. В 1919 году по приказу Троцкого были сформированы штрафные роты для дезертиров и лиц, совершивших уголовные преступления. В СССР появление штрафных рот и батальонов связано со знаменитым приказом №227, который наши военные историки часто называют приказом «Ни шагу назад!». Он был опубликован в июле 1942 года, в самый тяжелый для Советского Союза период войны, когда немецкие части рвались к Волге. Не будет преувеличением сказать, что в этот момент судьба страны висела на волоске. Следует отметить, что личный состав штрафных подразделений в СССР делился на две категории: постоянный и переменный. К постоянному составу относилось командование батальона (роты), в том числе штаб подразделения, командиры рот и взводов, политработники, санинструкторы, старшины, связисты и писари. Так что командир штрафбата (или штрафроты) не мог быть штрафником. Командному составу подобных частей полагались довольно существенные льготы: один месяц службы засчитывался за шесть. Теперь несколько слов о личном составе советских штрафных подразделений. В штрафбаты попадали офицеры, а в штрафроты, кроме солдат и сержантов, могли быть отправлены и гражданские лица, совершившие те или иные преступления. Однако судам и военным трибуналам было запрещено направлять в штрафроты людей, осужденных за особо тяжкие преступления (убийства, грабежи, разбой, изнасилования). Не могли попасть в подобные части и воры-рецидивисты или люди, ранее привлекавшиеся к суду по особо тяжким статьям УК. Логика подобных действий понятна: профессиональные преступники имеют особую психологию, которая мало совместима с армейской службой. Не отправляли в штрафроты и осужденных по политическим статьям, что тоже можно легко объяснить: эти люди считались «врагами народа», которым нельзя доверять оружие. Впрочем, большое количество фактов, дошедших до нас, свидетельствуют, что в штрафные части все-таки попадали и матерые уголовники, и люди, осужденные по 58-й статье. Однако это нельзя назвать массовым явлением. Вооружение штрафных подразделений ничем не отличалось от того, что использовалось в строевых частях. То же самое можно сказать и о продовольственном довольствии. Насколько важны были штрафникиОтдельные штурмовые батальоныЭти подразделения появились в 1943 году. Они комплектовались военнослужащими, побывавшими на оккупированной территории: в плену или в окружении. Таки люди считались ненадёжными, их подозревали в возможном сотрудничестве с немцами. В штурмовые батальоны отправляли на два месяца, при этом военнослужащие не лишались звания, но даже офицеры в таких подразделениях выполняли задачи обычных рядовых. Как и в штрафбатах, ранение означало окончание срока наказания, и боец направлялся в обычную строевую часть. Применение штурмовых подразделений было аналогичным использованию штрафбатов. Штрафбаты вермахтаВ Германии также были штрафные подразделения, причем появились раньше советских, и отношение в них к военнослужащим отличалось еще большей жесткостью, чем в СССР. В 1936 году в вермахте были созданы так называемые Особые подразделения, в которые военнослужащих отправляли за разные правонарушения. Эти части использовали для выполнения различных строительных и саперных работ. К участию в боевых действиях они не привлекались. После победного завершения польской кампании Гитлер расформировал немецкие штрафные подразделения, заявив, что теперь военную форму будут носить только те, кто достоин этого. Однако начавшаяся кампания на Востоке заставила руководство Рейха пересмотреть это решение. В 1942 году на фронте были сформированы так называемые пятисотые батальоны (500-й, 540-й, 560-й, 561-й), которые назывались еще «испытательными войсками». Эти подразделения очень напоминали советские штрафбаты, но немцы относились к ним немного по-другому. Считалось, что человеку, совершившему преступление, давался еще один шанс доказать свою любовь к Германии и фюреру. Военнослужащим, направленным в 500-й батальон, обычно грозил расстрел или концлагерь. Так что штрафбат был своего рода милостью к нему. Правда, весьма условной. У немцев, в отличие от РККА, ранение не давало повода для прекращения наказания. Из 500-го батальона могли перевести в обычную строевую часть за доблесть в бою или выполнение какого-нибудь важного задания. Проблема была в том, что перевод производился по рапорту командира, который отправлялся наверх по инстанциям, где скрупулёзно изучался. На рассмотрение дела обычно уходило несколько месяцев, но их еще нужно было прожить в штрафбате.
Существовали в вермахте и полевые штрафные подразделения, в которые комплектовались прямо в зоне боевых действий и тут же применялись.
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них |
Читайте: |
---|
Новое
- Наука сна: за что вручили Нобелевскую премию по медицине Русский биолог лауреат нобелевской премии
- Кислородные соединения азота план-конспект урока по химии (9 класс) на тему Конспект урока кислородные соединения азота
- Использование среды разработки приложений для создания снежинки коха
- «Ночная ведьма» Надежда Попова, герой Советского Союза
- Общественно-политический строй Рима в период Империи
- Марганец и его характеристики
- Степени сравнения наречий в английском языке Сравнительная и превосходная степень слова well
- Протеомика применения в медицине
- Венгерские оккупанты в ссср: главные «отморозки» на великой отечественной
- Какие бывают предложения по интонации и цели высказывания?