Разделы сайта
Выбор редакции:
- ю Высшие и центральные государственные учреждения
- Милославская мария борисовна совет федерации
- Духовно-рыцарские ордена – кратко
- Великая французская революция
- Загадочная цивилизация мерое Прогулка по древнему городу
- Сочинение Pros and cons of the Internet на английском с переводом
- Мазепа и Кочубей: политический детектив эпохи Войска Запорожского Дочь кочубея
- Примеры из литературы: самовоспитание личности Самовоспитание 2 примера из литературы
- Численность, занятость, социальная защита
- Лингвистический энциклопедический словарь
Реклама
Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств. Дидактические средства являются своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей. Нуца Марина Геннадьевна Нуца Марина Геннадьевна воспитатель МАДОУ г. Мурманска № 96 Дидактические игры как средство развития математических способностей воспитанников старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации «От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний» Л.А. Венгер Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное математика оттачивает развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь. овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным. Математическое развитие дошкольников – позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций. Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная подготовка успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей. Математическое образование дошкольника – это целенаправленный обучения элементарным математическим представлениям способам познания математической действительности дошкольных учреждениях которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка. Организация образовательной деятельности по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста дошкольного возраста. В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются: 1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах отношениях предметов (конкретных величинах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях); Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение); Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического (э кс п е р и м е н т и р о ва н и е, моделирование, трансформация); Развитие у детей логических способов познания математических отношений абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация); Овладение математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления; Развитие интеллектуально-творческих проявлений находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений; Развитие аргументированной доказательной обогащение словаря ребенка; 8. Воспитание готовности детей к обучению в школе, активности, инициативности, самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки. Все задачи математического развития старших дошкольников решаются, обучение занимательным. занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные проце ссы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. взрослого- поддержать Стараюсь выстраивать образовательную деятельность активно и увлеченно занимался. Предлагая детям задания математического учитываю индивидуальные способности предпочтения различными освоение математического содержания носит сугубо индивидуальный характер. Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические Возможности организации деятельности расширяются при условии создания в группе детского сада развивающей предметно-пространственной среды. Поэтому прикладываю все усилия для создания в группе правильно организованной предметно-пространственная среды, которая позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки, аргументировать свои выводы. по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста разнообразны, использование конкретной учебной задачи, режимного момента, развивающей среды и т.д.: организованная образовательная деятельность, дидактические игры, опыты, эксперименты, математические праздники, досуги, повседневные бытовые ситуации, беседы, самостоятельная деятельность детей. Основополагающий принцип развития современного дошкольного о б р а зо ва н и я, п р ед ложе н н ы й Фед е р а льн ы м г о с уд а р с т в е н н ы м образовательным стандартом дошкольного образования интеграции образовательных областей. Развитие математических представлений детей, приобретение ими основных математических знаний в соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями осуществляется образовательные социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Необходимыми педагогическими условиями математического развития дошкольников интегрированного являются: продуманная организованной образовательной деятельно сти, в к л юч а ю щ а я интегрированные рациональное совмещение различных деятельности (игровой, изобразительной, познавательной, исследовательской активизация познавательного интереса математике дошкольников и стремления к усвоению новых знаний. Новиковой «Математика позволяет осуществлять образовательную работу по формированию математических представлений интегрированного большинство деятельности. Использую при работе по данной программе разнообразные методические сочетание практической деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций. Все полученные в ходе занятий знания, умения, навыки закрепляются в дидактических играх, т.к. каждый сценарий занятия по математике имеет раздел «Поиграем», значение формирования математических представлений дошкольников технологии, в частности, такой её компонент, как дидактическая игра. 2. Значение дидактической игры как компонента игровой технологии в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Дидактические игры играют важную роль в решении конкретных задач математического развития старших дошкольников; они активизируют умственную деятельность, заинтересовывают математическим материалом, увлекают развлекают развивают интеллектуальные способности, углубляют математические представления, закрепляют полученные знания и умения. Они важны как одно из средств, обеспечивающих упражняемость различении, выделении, назывании множеств предметов, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх возможность формировать знакомить способами действий. дидактическая эффективным, результативным средством математического развития дошкольников, необходимо создание целенаправленно организованной предметно-развивающей среды, насыщенной разнообразными предметами и игровым материалом математического содержания, включающей в себя: 1.Дидактические, развивающие логико-математические направленные развитие действия сравнения, логических операций классификации, узнавание описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели; на осуществление контрольно-проверочных действий, на следование и чередование и др. 2. Игры с логическими блоками Дьенеша, палочками Кюизенера. 3. Игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности. 4.Разнообразные развивающие дидактические позволяющие детям упражняться в установлении отношений, зависимостей. 5. Развивающие игры на плоскостное и объемное моделирование, в которых дети не только выкладывают картинки, конструкции по образцам, но и самостоятельно придумывают и составляют силуэты. варианты воссоздание («Танграм», «Монгольская игра», «Листик», «Колумбово яйцо»), игры – головоломки. 7. Игры на способ образования и состав числа, сравнение чисел. В математическом развитии старших дошкольников я использую разнообразные дидактические игры, но особенно эффективными дидактические игры с логическими блоками, разработанными венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем (см. Приложение 2), т.к. в них успешно решаются познавательные, образовательные и развивающие Ознакомление геометрическими фигурами, размером предметов; 2. Развитие мыслительных умений; 3.Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления; Развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, творческих способностей. Каждый блок характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В дидактических используются карточки с условным указанием (символами) того или иного свойства блоков карточки отрицанием Использование карточек дидактических играх позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Дидактические игры с логическими блоками помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными с точки зрения общего интеллектуального развития, развивают познавательную активность, способность действовать осваивать представления числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Таким образом, дидактические игры с блоками Дьенеша являются незаменимым средством формирования математических представлений дошкольников, для развития их познавательной активности. Заключение Именно формирование математических представлений о свойствах, логико-математических отношениях взаимосвязи, способах изменений преобразований объектов пространстве количественных характеристиках, о делении на части и воссоздании целого из частей, развитие познавательно-исследовательских умений реализует цель познавательного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. Первоначальная математическая подготовка в дошкольном образовательном учреждении способствует: развитию любознательности, познавательной мотивации, воображения, творческой активности, формированию первичных представлений об объектах окружающего мира, свойствах и отношениях объектов, вычислениях, измерении, моделировании, овладению математиче ской терминологией; развитию познавательных интересов способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка. От того, в какой мере, на каком уровне заложены элементарные математические представления дошкольном детстве, значительной дальнейший путь математического развития ребёнка, успешность продвижения в этой области знаний. Овладение детьми элементарными представлениями из области математики имеет важный воспитательный аспект: оно требует от дошкольников организованности, самостоятельности, внимательности, усидчивости, дисциплинированности, способствует формированию у них целенаправленности, ответственности. Многочисленные психолого-педагогические исследования и передовой педагогический дошкольных учреждениях показывают, что только правильно организованная детская деятельность и систематическое обучение обеспечивают своевременное математическое развитие дошкольника. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание проблеме. Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания как компоненты игровой технологии - наиболее известные и часто применяемые современной практике дошкольного воспитания занимательного математического материала, поэтому они обязательно должны включаться в процесс обучения дошкольников математике как средство формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Литература 1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. и др. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство». – СПБ.: Детство-Пресс,2016 2. Истомина Н.Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста. - М.: Ассоциация XXI век, 2015 3. Колесникова Е.В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. - М.: Сфера, 2015 Лелявина Финкельштейн поиграем. Методические использованию дидактических Дьенеша и логическими фигурами. – СПБ.: Корвет,2012 4. Маврина Математические игры для дошкольников. - М.: Стрекоза, 2012 5. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников. – СПБ.: Детство-Пресс, 2015 6. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития для детей дошкольного возраста. – СПБ.: Детство –Пресс, 2008 Считайка. развития математических представлений у старших дошкольников. - СПБ.: Детство- Пресс, 2013 8. Новикова В.П. Математика в детском саду. Сценарии занятий. 5-6 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2016 9. Новикова В.П. Математика в детском саду. Сценарии занятий. 6-7 лет. М.: Мозаика-Синтез,2016 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47 «Веселинка» города Димитровграда Ульяновской области» Консультация для педагогов «Формирование у дошкольников основ математической культуры. Современные подходы в соответствии с требованиями ФГОС». Подготовила: Назарова Г.Ф. – старший воспитатель Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО «От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний» Л.А. Венгер Цель консультации: Повышение компетентности педагогов и предупреждение возможных педагогических ошибок при организации развивающей предметно-пространственной среды по реализации задач познавательного развития детей-дошкольников в процессе формирования у них элементарных математических представлений. Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна . Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь. ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным . В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются: Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях); Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение); Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация); Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация); Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления; Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений; Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка; Развитие инициативности и активности детей. Целевые ориентиры по формированию элементарных математических представлений : Ориентируется в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительностиСчитает, вычисляет, измеряет, моделирует Владеет математической терминологией Развиты познавательные интересы и способности, логическое мышление Владеет простейшими графическими навыками и умениями Владеет общими приемами умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т.д.) Математическое развитие дошкольников – позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций. Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей. Математическое образование дошкольника – это целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической действительности в дошкольных учреждениях и семье, целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка. Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Ответы: новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям. Т.е необходимо сделать обучение занимательным . При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Задача взрослого - поддержать интерес ребенка! Сегодня воспитателю необходимо так выстраивать образовательную деятельность в детском саду, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался. Предлагая детям задания математического содержания, необходимо учитывать, что их индивидуальные способности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер. Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи. Возможности организации такой деятельности расширяются при условии создания в группе детского сада развивающей предметно-пространственной среды. Ведь правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки, аргументировать свои выводы. Использовать интегрированный подход во всех видах деятельности педагогам помогает наличие в каждой группе детского сада занимательного материала, а именно картотек с подборкой математических загадок, весёлых стихотворений, математических пословиц и поговорок, считалок, логических задач, задач-шуток, математических сказок. Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявления детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно- ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи – шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Ребёнку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его. Особое внимание уделяется насыщенности среды – образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими). Это различные современные развивающие игры : конструкторы – конструктор Поликарпова, сюжетный конструктор «Транспорт», «Город», «Замок», конструктор ТИКО «Шары», «Геометрия», математический планшет, арифметический счет, логические пирамидки «Цветные столбики», "Учимся считать" с цифрами, логическое домино, лабиринты, деревянные строительные конструкторы «Томик», счетный материал «Геометрические фигуры», развивающие игры Воскобовича. Конструирование В игре с конструктором ребёнок запоминает названия и облик плоскостных фигур (треугольники – равносторонние, остроугольные, прямоугольные), квадраты, прямоугольники, ромбы, трапеции и др. дети учатся моделировать предметы окружающего мира и приобретают социальный опыт. У детей развивается пространственное мышление, они могут легко изменить цвет, форму, размер конструкции, если это необходимо. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школьном возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Деревянные конструкторы - это удобный дидактический материал. Разноцветные детали помогают ребенку не только выучить называния цветов и геометрических плоских и объёмных фигур, но и понятия «больше-меньше», «выше-ниже», «шире-уже». Детям раннего возраста работа с логической пирамидкой дает возможность манипулировать составляющими и сравнивать их по размеру методом сравнения. Складывая пирамидку, ребенок не только видит детали, но и ощущает их руками. Для 1 В центре сенсорного развития рекомендуется иметь разнообразный дидактический и наглядный материал: Дидактические игры на цвет, форму, величину, развитие тактильных ощущений; Развивающие игры – блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, рамки-вкладыши Монтессори и т.п., с методическими пособиями к ним (альбомы, инструкции и т.п.); Атрибуты, материалы для игр с песком и водой; Наглядный материал по сенсорному воспитанию; Настольно-печатные игры; «Чудесный мешочек»; Картотека художественного слова по ознакомлению детей с сенсорными эталонами. Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки, резиновые груши разного объема Для детей 3-4 лет В центре занимательной математики могут быть расположены дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения: группировать предметы на основе общих признаков(это - посуда, это - обувь; ленты одинаковой длины и одинакового цвета); составлять целое изображение из 6-8 частей («Игрушки», «Животные», «Цветы»): лото (посуда, одежда, мебель, животные, растения); реальных объектов: игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам», и др.; Дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная и средняя пластиковая мозаика, например: «Геометрические фигуры», пазлы из 6 – 18 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки – трафареты: «Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)», «Чудесный мешочек» и т.д. Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами. Для детей 4-5 лет Центр занимательной математики средней группы может содержать: Дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения: - сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т.д.; - группировать предметы на основе общих признаков (это - посуда, - составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т.д.; - составлять простой план-схему с использованием разнообразных замещенийреальных объектов: игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам», «Где мама?» и др.; Дидактические игры: Игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»); Модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений; Игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор»); Игры с алгоритмами, включающие 3-5 элементов («Выращивание дерева») и т.п. Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами Для детей 5-7 лет В группах старшего дошкольного возраста центр занимательной математики может содержать: Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны Дидактические игры: - игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»); - игры с цифрами, монетами; - игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины. («Сравни и подбери»); - Игры с алгоритмами («Вычислительные машины»). - Модели числовых и временных отношений («Числовая лесенка», «Дни недели»). - Календарь, модель календаря. Развивающие игры - игры, развивающие психические процессы: шахматы, шашки, нарды, лото-бочонки и т.п. - игра-пособие «Стосчет» Н.А. Зайцева, часы-конструктор, весы; - игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др. в соответствии с возрастными задачами, природный и «бросовый» материал. МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Цель математического развития дошкольников Всестороннее развитие личности ребенка. Подготовка к успешному обучению в школе. Коррекционно-воспитательная работа. Задачи математического развития дошкольников 1. Формирование системы элементарных математических представлений. 2. Формирование предпосылок математического мышления. 3. Формирование сенсорных процессов и способностей. 4. Расширение и обогащение словаря и совершенствование 5. Формирование начальных форм учебной деятельности. Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ I. «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах. И. «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени). III. «Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях. IV. «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении. V. «Ориентировка во времени»: представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени». Принципы обучения математике Сознательность и активность. Наглядность. Деятельностный подход. Систематичность и последовательность. Прочность. Постоянная повторяемость. Научность. Доступность. Связь с жизнью. Развивающее обучение. Индивидуальный и дифференцированный подход. Коррекционная направленность и др. Особенности практического метода: Выполнение разнообразных предметно-практических и умственных действий; Широкое использование дидактического материала; Возникновение математических представлений в результате действия с дидактическим материалом; Выработка специальных математических навыков (счета, измерения, вычислений и др.); Использование математических представлений в быту, игре, труде и др. Особенности наглядного метода Виды наглядного материала: Демонстрационный и раздаточный; Сюжетный и бессюжетный; Объемный и плоскостной; Специально-счетный (счетные палочки, абак, счеты и др.); Фабричный и самодельный. Методические требования к применению наглядного материала: Новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объемного материала; По мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно-плоскостной и бессюжетной наглядности; Одна программная задача объясняется на большом разнообразии наглядного материала; Новый наглядный материал лучше показать детям заранее... Требования к самодельному наглядному материалу: Гигиеничность (краски покрываются лаком или пленкой, бархатная бумага используется только для демонстрационного материала); Эстетичность; Реальность; Разнообразие; Однородность; Прочность; Логическая связанность (заяц - морковь, белка - шишка и т. п.); Достаточное количество... Особенности словесного метода Вся работа построена на диалоге воспитатель - ребенок. Требования к речи воспитателя: Эмоциональная; Грамотная; Доступная; Достаточно громкая; Приветливая; В младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый, многократные повторения; В старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе... Требования к речи детей: Грамотная; Понятная (если у ребенка плохое произношение, воспитатель проговаривает ответ и просит повторить); полными предложениями; С нужными математическими терминами; Достаточно громкая... Приемы ФЭМП 1. Демонстрация (обычно используется при сообщении новых знаний). 2. Инструкция (используется при подготовке к самостоятельной работе). 3. Пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок). 4. Вопросы к детям. 5. Словесные отчеты детей. 6. Предметно-практические и умственные действия. 7. Контроль и оценка. Требования к вопросам воспитателя: Точность, конкретность, лаконизм; Логическая последовательность; Разнообразие формулировок; Небольшое, но достаточное количество; Избегать подсказывающих вопросов; Умело пользоваться дополнительными вопросами; Давать детям время на обдумывание... Требования к ответам детей: Краткие или полные в зависимости от характера вопроса; На поставленный вопрос; Самостоятельные и осознанные; Точные, ясные; Достаточно громкие; Грамматически правильные... Лекция № 2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ Примерная структура традиционных занятий 1. Организация занятия. 2. Ход занятия. 3. Итог занятия. Организация занятия Занятие начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание, рассаживает с учетом индивидуальных особенностей, учитывая проблемы в развитии (зрения, слуха и др.). В младших группах: подгруппа детей может, например, рассаживаться на стулья полукругом перед воспитателем. В старших группах: группа детей обычно рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности. Организация зависит от содержания работы, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятие может начинаться и проводиться в игровой комнате, в спортивном или музыкальном зале, на улице и т. п., стоя, сидя и даже лежа на ковре. Начало занятия должно быть эмоциональным, заинтересовывающим, радостным. В младших группах: используются сюрпризные моменты, сказочные сюжеты. В старших группах: целесообразно использовать проблемные ситуации. В подготовительных группах, организовывается работа дежурных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе). Ход занятия Примерные части хода математического занятия 1. Математическая разминка (обычно со старшей группы). 2. Работа с демонстрационным материалом. 3. Работа с раздаточным материалом. 4. Физкультминутка (обычно со средней группы). 5. Дидактическая игра. Количество частей и их порядок зависят от возраста детей и проставленных задач. В младшей группе: в начале года может быть только одна часть - дидактическая игра; во второй половине года - до трех час рей (обычно работа с демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом, подвижная дидактическая игра). В средней группе: обычно четыре части (начинается регулярная работа с раздаточным материалом, после которой необходима физкультминутка). В старшей группе: до пяти частей. В подготовительной группе: до семи частей. Внимание детей сохраняется: 3--4 минуты у младших дошкольников, 5-7 минут у старших дошкольников - это и есть примерная длительность одной части. Виды физкультминуток: 1. Стихотворная форма (детям лучше не проговаривать, а правильно дышать) - обычно проводится во 2-й младшей и средней группах. 2. Набор физических упражнений для мышц рук, ног, спины и др. (лучше выполнять под музыку) - целесообразно проводить в старшей группе. 3. С математическим содержанием (применяются, если занятие не несет большой умственной нагрузки) - чаще применяется в подготовительной группе. 4. Специальная гимнастика (пальчиковая, артикуляционная, для глаз и др.) - регулярно проводится с детьми с проблемами в развитии. Замечание: Если занятие подвижное, физкультминутку можно не проводить; Вместо физкультминутки можно проводить релаксацию. 3. Итог занятия Любое занятие должно быть законченным. В младшей группе: воспитатель подводит итог после каждой части занятия. («Как хорошо мы поиграли. Давайте соберем игрушки и будем одеваться на прогулку».) В средней и старшей группах: в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей. («Что мы сегодня узнали нового? О чем говорили? Во что играли?»). В подготовительной группе: дети сами делают выводы. («Чем мы сегодня занимались?») Организовывается работа дежурных. Необходимо оценить работу детей (в том числе индивидуально похвалить или сделать замечание). Методические требования к занятию по математике (зависят от принципов обучения) 1. Образовательные задачи берутся из разных разделов программы по формированию элементарных математических представлений и комбинируются во взаимосвязи. 2. Новые задачи подаются небольшими порциями и конкретизируются для данного занятия. 3. На одном занятии целесообразно решать не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление. 4. Знания даются систематично и последовательно в доступной форме. 5. Используется разнообразный наглядный материал. 6. Демонстрируется связь полученных знаний с жизнью. 7. Проводится индивидуальная работа с детьми, осуществляется дифференцированный подход к отбору заданий. 8. Регулярно осуществляется контроль над уровнем усвоения материала детьми, выявление пробелов в их знаниях и их устранение. 9. Вся работа имеет развивающую, коррекционно-воспитательную направленность. 10. Занятия по математике проводятся в первой половине дне в середине недели. 11. Занятия по математике лучше сочетать с занятиями, не требующими большой умственной нагрузки (по физкультуре, музыке, рисованию). 12. Можно проводить комбинированные и интегрированные занятия по разным методикам, если задачи сочетаются. 13. Каждый ребенок должен активно участвовать в каждом занятии, выполнять умственные и практические действия, отражать в речи свои знания. Именно в первые годы жизни у ребенка есть возможность усвоить огромное количество важной информации. Существует специальная методика формирования элементарных математических представлений, с помощью которой маленький человек получает навыки логического мышления. Особенности психолого-педагогических исследованийДиагностики, неоднократно проводимые в государственных дошкольных учреждениях, подтверждают возможность формирования в 4-7-летнем возрасте основ математического мышления. Та информация, которая в огромном объеме обрушивается на ребенка, предполагает поиск ответов с применением логических навыков. Разнообразные ролевые игры по ФЭМП в средней группе учат дошкольников воспринимать объекты, сопоставлять и обобщать наблюдаемые явления, понимать простейшие взаимосвязи между ними. В качестве основного источника познания в данном возрасте выступает интеллектуальный и чувственный опыт. Ребенку сложно самостоятельно правильно выстроить логические цепочки, поэтому ведущая роль в формировании мышления принадлежит педагогу. Любое занятие по ФЭМП в средней группе направлено на развитие детей, подготовку к обучению в школе. Современные реалии требуют от воспитателя применения основ развивающего обучения, активного использования в работе инновационных приемов и способов развития основ математического мышления. История появления ФЭМП в дошкольном образованииУ современной методики формирования простейших математических навыков у малышей долгий исторический путь. Впервые вопрос о методах и содержании дошкольного обучения арифметике рассматривался в 17-18 веках зарубежными и отечественными педагогами и психологами. В своих образовательных системах, рассчитанных на 4-6-летних детей, К. Д. Ушинский, И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский указывали важность формирования четкого представления о пространстве, мерах измерения разных величин, размерах предметов, предлагали алгоритм действий. Ребята в дошкольном возрасте, учитывая особенности физического и психического развития, проявляют нестабильный интерес к следующим математическим понятиям: время, форма, количество, пространство. Им трудно связать данные категории между собой, упорядочить их, применять полученные знания к конкретным жизненным ситуациям. Согласно новым федеральным образовательным стандартам, разработанным для детских садов, ФЭМП в средней группе является обязательным элементом. Особое место в дошкольном математическом образовании принадлежит развивающему обучению. Любой конспект по ФЭМП в средней группе подразумевает применение наглядных средств (пособий, эталонов, картин, фотографий), благодаря чему малыши получают полное представление об объектах, их свойствах и характеристиках. Требования к в ДОУВ зависимости от образовательных задач, индивидуальных и возрастных особенностей детей, есть определенные правила, которым должны в полной мере соответствовать наглядные математические материалы:
Е. В. Сербина в своей книге предлагает «педагогические заповеди», которые применяет в работе воспитатель дошкольного учреждения:
Специфика работы с дошкольникамиДошкольный возраст не подразумевает использования отрицательных отметок, порицаний со стороны воспитателя. Нельзя сравнивать достижения одного малыша с результатами другого воспитанника, допускается лишь анализ индивидуального роста дошкольника. Педагог должен использовать в работе те методы и приемы, которые вызывают у его подопечных неподдельный интерес. Занятия «по принуждению» не принесут пользы, напротив, они приведут к формированию негативного отношения к математике, вычислительным навыкам. При наличии личного контакта и доброжелательных отношений между ребёнком и его наставником гарантирован положительный результат. Разделы дошкольного математического образованияВ программе дошкольного математического образования предполагается изучение следующих разделов: величина, количество, геометрические фигуры, ориентация в пространстве во времени. В четыре года ребята осваивают навыки счета, используют числа, проводят устно простейшие вычислительные операции. В данный период можно проводить игры с кубиками разных размеров, цветов, формы. Во время игры воспитатель развивает у малышей следующие умения и навыки:
ЗаключениеФГОС для дошкольных учреждений содержит перечень тех понятий, которые должны быть сформированы у выпускников детских садов. Будущим первоклассникам должны быть известны формы предметов, структурные части различных геометрических фигур, размеры тел. Для того чтобы сравнить два геометрических объекта, 6-7-летний ребенок использует речевые и познавательные умения и навыки. Исследовательский и проектный методы помогают развивать в малышах любознательность. Воспитатель при разработке математических мероприятий подбирает такие формы и приемы работы, которые бы способствовали всестороннему развитию дошкольников. В на первом месте находится не содержание проводимых занятий, а формирование личности будущего школьника. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Милославская мария борисовна совет федерации
- Духовно-рыцарские ордена – кратко
- Великая французская революция
- Загадочная цивилизация мерое Прогулка по древнему городу
- Сочинение Pros and cons of the Internet на английском с переводом
- Мазепа и Кочубей: политический детектив эпохи Войска Запорожского Дочь кочубея
- Примеры из литературы: самовоспитание личности Самовоспитание 2 примера из литературы
- Численность, занятость, социальная защита
- Лингвистический энциклопедический словарь
- Урок географии канады Канада — общие сведения