Разделы сайта
Выбор редакции:
- Существует ли закон определяющий место обучения (школу) по месту проживания?
- Записки классного руководителя, или Три укола от бешенства для современных «мамочек
- Русско-финский разговорник для туристов (путешественников) с произношением
- Население антарктиды Какие народы проживали в антарктиде
- Конспект занятия на тему "космос" в старшей группе Самопознание космос и планеты старшая группа
- Кем я стану, когда вырасту
- Решение дифференциальных уравнений с помощью рядов
- Чему равно значение тригонометрической функции
- Описание погоды на английском: слова, выражения и примеры текстов Телефонный звонок заграничного друга зимой
- Презентация на тему абстрактное мышление
Реклама
Образование методика преподавания изо в коррекционной школе. Доклад "уроки изобразительного искусства в коррекционной школе". Структура рабочей программы по ИЗО |
Пояснительная записка. Рабочая программа по изобразительной деятельности в 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена на основе «Программы подготовительного и 1 - 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида», авторы-составители И. А. Грошенков под редакцией В. В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2009. Изобразительная деятельность способствует развитию у детей аналитико - синтетической функции мышления. Происходят существенные изменения в поведении учащихся. Они становятся более сдержаны, собраны, внимательны, аккуратны. Их деятельность приобретает осознанный целенаправленный характер. У детей развивается самостоятельность, настойчивость, желание довести начатое до конца. Происходит сенсорное развитие и воспитание, в процессе которого дети знакомятся с такими свойствами предмета как: цвет, форма, величина, пространственное расположение. В работу включаются двигательные и мускульно - осязательные анализаторы. В процессе изобразительной деятельности у детей развивается воображение, зрительная память, фантазия, формируются, уточняются и закрепляются представления об окружающих предметах и явлениях. Происходит развитие восприятия пространства и пространственных представлений. Коррекция недостатков психического развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи учащихся. Общая характеристика курса изобразительной деятельности во 2-4 классах В курсе изобразительного искусства во 2 классе можно выделить следующие основные содержательные линии: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы. Во 2 классе дети учатся проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), рисовать от руки основные геометрические фигуры; составлять узоры; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи; использовать в узорах различные цвета. Программа позволяет формировать у учащихся умение правильно размещать изображения на листе бумаги; соблюдать пространственные отношения предметов; определять существенные признаки предмета. Рисование на темы формирует у детей умение передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умение объединять эти предметы в одном рисунке. Беседы об изобразительном искусстве позволяют развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц; знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из детских книг. Так же в процессе обучения рассматриваются изделия народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукции художественных произведений. Для этого выделяется 10-15 минут на уроке два раза в четверть. В курсе изобразительного искусства 3 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по изобразительному искусству, который доступен большинству школьников. Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное раскрашивание, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве. В 3 классе школьники продолжают знакомиться на уроках декоративного рисования с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. В процессе занятий они получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках. Школьники учатся рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов. В 3 классе учащиеся практически выполняют и стараются передать в рисунках зрительное соотношение величин предметов, усвоить правила загораживания одних предметов другими. На каждом уроке изобразительного искусства выделяется 10-15 минут на знакомство с изделиями народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Уроки изобразительного искусства имеют большое практическое значение в развитии познавательной деятельности школьников. В курсе изобразительной деятельности 4 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на тему, беседы об изобразительном искусстве. Моделирующий характер изобразительной деятельности создаёт условия для формирования общеучебных действий, замещения и моделирования в продуктивной деятельности учащихся явлений и объектов природного и социокультурного мира. Такое моделирование является основой развития познания ребёнком мира и способствует формированию логических операций сравнения, установления тождества и различий, аналогий, причинно-следственных связей и отношений. При создании продукта изобразительной деятельности особые требования предъявляются к регулятивным действиям — целеполаганию как формированию замысла, планированию и организации действий в соответствии с целью, умению контролировать соответствие выполняемых действий способу, внесению корректив на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу. Место курса в учебном плане Базисный учебный план на изучение изобразительной деятельности в 1-4 классах отводит 1 час в неделю, всего в 1 классе 33 урока, во 2-4 классах 34 урока. Академические, жизненные результаты освоения содержания курса Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы: 1 класс академические: Организовывать свое рабочее место; Пользоваться кистью, красками, линейкой, кистью; Применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (каран-даш, фломастер) материалами для выражения смысла, настроения; Передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов; Применять основные средства художественной вы-разительности в рисунке и живописи (с натуры, по па-мяти и представлению) в сюжетно-тематических и декоративных композициях; Рисовать кистью без предварительного рисунка моменты народных орнаментов: геометрические и растительные. жизненные: Проявление эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; Выражение собственного мнения при оценке произведений искусства; Умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; Стремление ис-пользовать художественные умения для создания красивых ве-щей или их украшения. 2 класс академические: Свободно без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги; Ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя; Использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги; Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш; Рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы; Понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету); Различать и знать названия цветов; Узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним. жизненные: Овладение элементарными логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, по родовидовым признакам; Формирование умения понимать причины успеха и не успеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях не успеха; Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; Овладение умением вести диалог; Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности. 3 класс академические: Правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного распо-ложения изображаемого; Самостоятельно размещать изображение отдельно взято-го предмета посередине листа бумаги; Ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме; Правильно распределять величину изображения в зави-симости от размера листа бумаги; Делить лист на глаз на две и четыре равные части; Анализировать с помощью учителя строение предмета; Изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности; Рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу); В рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по вели-чине; Различать и называть цвета и их оттенки; Узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художе-ственных картин характерные признаки времен года, пере-даваемые средствами изобразительного искусства; Анализировать свой рисунок с помощью учителя, отме-чать в работе достоинства и недостатки. жизненные: Овладение первоначальными знаниями из разных видов искусства (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и основными навыками восприятия искусства, получение личного опыта художественного творчества; Освоение культурной среды, дающей ребенку впечатление от искусства; формирование стремления и привычки к регулярному посещению музеев, театров, концертов и др.; Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных видов искусства, собственной ориентировки и индивидуальных предпочтений в восприятии искусства; Формирование эстетических ориентировок (красиво, некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и обыденной жизни; Развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах искусства, к освоению элементарных форм художественного ремесла. 4 класс академические: Правильное определение величины изображения в зависимости от размера листа бумаги; Передача в рисунке формы прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении; Использование осевых линий при построении рисунка симметричной формы; Передача объёмной формы предметов элементарной светотенью, пользуясь обычной штриховкой; Подбор и передача в рисунке цвета изображаемых предметов; Использование гуашевых красок при рисовании орнаментов; Анализ своего рисунка и рисунка товарища; Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки и пространственные отношения предметов; Рассказывание о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства. жизненные: Умение видеть и воспринимать проявление художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); 2 класс Декоративное рисование Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета. Рисование с натуры Учить детей правильно размещать изображения на листе бумаги; различать и называть формы квадратных прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами по середине, справа, слева; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой. Рисование на темы Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предметов, их величину, а так же передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около). Беседы об изобразительном искусстве Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц, изображенных на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета. Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачева, Е. Чарушина и др.). 3 класс Декоративное раскрашивание. Учить детей рисовать узоры из геометрических и расти-тельных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повто-рение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнамен-тов в квадрате; правильно располагать элементы оформле-ния по всему листу бумаги в декоративных рисунках. Рисование с натуры. Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать пред-меты квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы приме-нять среднюю (осевую) линию; развивать умения опреде-лять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета. Рисование на темы. Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изоб-ражения нескольких предметов, объединяя их общим со-держанием; располагать изображения в определенном по-рядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблю-дая верх и низ рисунка. Беседы об изобразительном искусстве. (2 раза в четверть) Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродук-циях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусст-ва; развивать у них умение видеть красоту природы в различ-ные времена года. 4 класс Рисование с натуры. Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Декоративное рисование. Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов. Рисование на темы. Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом. Примерные задания: Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4—6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске. Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).
Тематическое планирование 1 класс
Тематическое планирование по изо 2 класс
Тематическое планирование по изо для ученицы 3 класса
Тематическое планирование 4 класс
Учебно-методические средства обучения рабочей программы
8. Изобразительная деятельность. 1.Вступление. В процессе занятий изобразительным искусством осуществляется всесторонне развитие детей: умственное, эстетическое, нравственное, трудовое, физическое. Уроки изобразительного искусства предоставляют богатые возможности для исправления недостатков развития умственно отсталых детей. Коррекционная направленность занятия – обязательное условие учебного процесса. На правильно организованных занятиях по изобразительной деятельности у учащихся развиваются наблюдательность, зрительная память, воображение, фантазия. У них формируются и уточняются многие представления, которые служат основой для более прочного усвоения знаний, получаемых в общем процессе школьного обучения. Большой запас правильных представлений позволяет учащимся лучше познавать окружающий мир. В ходе изобразительной деятельности ученик вынужден производить ряд интеллектуальных операций: осмысливать структуру наглядно воспринимаемого объекта, намечать последовательность выполнения рисунка, сравнивать рисунок с объектом, сопоставлять части рисунка между собой и т.д. Анализ, синтез, сравнение, планирование и другие умственные действия обеспечивают правильное выполнение задания. Все, что следует передать в рисунке, должно быть не только правильно воспринято, но и осмысленно. Ведущая роль в создании рисунка принадлежит восприятию, от характера, качества которого всецело зависит и качество изображения. Целенаправленное восприятие – необходимое условие для полноценного отражения в рисунках предметов и явлений окружающей действительности. Специальными исследованиями установлен познавательный характер детского восприятия, которое неразрывно связано с мышлением и речью. У большинства учащихся специальной школы отмечаются грубые нарушения пространственных ориентировок и пространственных отношений. Уровень развития пространственных представлений, в значительной степени, является показателем общего уровня развития познавательной деятельности ребенка. В данном случае важное значение имеет композиция рисунка. Понятие «композиция» обозначение составление, расположение, соединение частей в единое целое в определенном порядке. На уроках изо учащиеся приобретают умение ориентироваться в пространстве листа бумаги, ориентироваться в пространственных отношениях изображаемых предметов, учатся передаче в рисунке расположения предметов в пространстве. Особую роль в изобразительном творчестве играет цвет. Наши дети с удовольствием раскрашивают рисунки цветными карандашами, красками, мелками и фломастерами, лепят из цветного пластилина, делают аппликации из цветной бумаги и т.д. При этом дети испытывают радость и чувство удовлетворения от проделанной работы. При этом дети решают ряд познавательных задач, связанных с восприятием и воспроизведением цвета и цветовых сочетаний. Процесс рисования тесно связан с кинестетическими ощущениями, с мышечно-суставной работой руки и пальцев. В этом процессе принимают участие сложнейшие механизмы зрительно-двигательной координации. Одновременность зрительного и двигательного контроля имеет особое значение при выполнении рисунка. Для успешности изобразительной деятельности необходимы специальные графические умения: умение владеть рукой, подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться карандашом, кистью, красками и т.д. Дети – олигофрены имеют различные нейродинамические расстройства. Одни спокойны, уравновешенны и легко подчиняются требованиям учителя. Другие легко возбудимы и трудно организуемы. Свойственные им недостатки легко обнаруживаются во всех сферах деятельности. Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении учащихся. Они становятся более сдержанными, собранными, внимательными, аккуратными. Их деятельность приобретает осознанный, мотивированный и целенаправленный характер. У детей развивается самостоятельность и настойчивость в достижении цели. Следовательно, рисование как организующее средство положительно сказывается на развитии эмоционально-волевой сферы учащихся. Подавляющее большинство учащихся любят рисовать. Дети охотно откликаются на предложение нарисовать что-нибудь и с удовольствием принимаются за работу. Для младших школьников рисование представляет своеобразную игру. Это так же верно относится и к детям группы «Особый ребенок». Особую активность учащиеся проявляют во время свободного рисования. Радуясь цветным карандашам, краскам, дети, как правило, рисуют ранее изображавшиеся и излюбленные предметы. Если учащимся дать конкретную тему для рисования или предложить выполнить рисунок с натуры, то столь большого желания и интереса проявлено не будет. В этом случае учителю приходится активно помогать учащимся, делать все возможное, чтобы дети не потеряли веру в себя, в свои возможности, не растерялись и сохранили интерес к творчеству. Важное психолого-педагогическое значение имеет оценка собственной деятельности и ее результатов. После каждого урока мы всем классом обсуждаем качество выполненных работ, выбираем лучшие работы и находим в них удачные моменты. Таким образом, изобразительное искусство в специальной школе не просто урок, но и метод обучения на других предметах, средство коррекции недостатков развития и способ диагностики интеллектуального развития, эмоциональных проблем ребенка. Изобразительная деятельность имеет терапевтическое значение, т.к. благотворно влияет на общее психофизическое состояние ребенка, в частности, на его эмоциональную и двигательно-моторную сферы. Существую следующие виды занятий изобразительным искусством: 2)рисование с натуры; 3)тематическое рисование; 4)беседы об изобразительном искусстве. Все виды уроков тесно связаны между собой и, несмотря на элементарный характер изобразительных задач, играют важную роль в развитии умственно отсталых школьников. Систематическому обучению рисованию предшествует пропедевтический период. ^ 2.Пропедевтический период обучения рисованию.Первоначальная задача пропедевтики рисования состоит в том, чтобы изучить характерные особенности каждого ученика. Подготовительный этап предполагает многоплановую работу. Необходимо сформировать у учащихся умения слушать учителя, правильно сидеть, держать карандаш, пользоваться резинкой, использовать в работе трафареты, шаблоны, рисовать разные линии по длине, толщине, направлению, различать цвета, рисовать по клеткам узоры. Дидактические игры и упражнения, предшествующие рисованию, позволяют школьникам развивать самостоятельность. Организуемые в пропедевтический период игры и упражнения в зависимости от дидактической задачи можно разделить на такие группы: 1)игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по величине; 2) предметов по форме; 3)игры и упражнения на узнавание, различение и называние цветов; 4)игры и упражнения на формирование представлений о пространственных признаках и отношениях; 5)специальные графические упражнения для формирования технических умений и навыков изобразительной деятельности; 6)упражнения для развития мелкой моторики рук. ^ Игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по величине. 1)Учитель раскладывает на столе наборы плоских о объемных предметов разной величины: кубики, шары, матрешки, кольца, круги, квадраты и т.п. Учащиеся должны направить свои действия на подбор, расстановку и раскладывание предметов и их частей. Дети должны выполнить задания: Покажите самый большой кубик. \Покажите самый маленький шар. Сложите башню, начиная с самого большого кубика. Сложите пирамиду, начиная с самого большого кольца. Расставьте матрешки в ряд по величине, начиная с самой большой (с самой маленькой). Возьмите самый большой круг, положите на него самый большой кубик, на кубик поставьте самую маленькую матрешку. 2)На столе – три набора трехсоставных матрешек в разобранном виде. Вызываются три ученика, которые должны сложить матрешек, а затем поставить их в ряд, начиная с самой большой. Выигрывает тот, кто быстрее всех сложит свою матрешку. 3)В игре участвуют несколько учащихся. Каждому из них дают в руки вырезанный из картона круг (квадрат): одним – большой, другим – чуть поменьше. Дети должны разделиться на две группы с учетом величины геометрических фигур. 4)К доске прикрепляются две рейки с гвоздиками. На столе сложены заранее 8-10 колец (или кругов с дырочками) двух размеров. Приглашаются двое учеников. Один отбирает большие кольца и надевает их на гвоздики, другой – кольца меньшего размера. Выполнять задание дети начинают одновременно по команде учителя. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок наденет кольца на гвоздики. 5)К доске прикрепляются рисунки предметов разной величины. По очереди приглашаются учащиеся. С каждым отрабатываются следующие понятия: большой – маленький (шар, мяч); высокий – низкий (забор, столб); длинный – короткий (карандаш, веревка); широкий – узкий (ремень, лента); толстый – тонкий (альбом, книга). Учащиеся рисуют мелом на доске предметы соответствующей величины. Игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по форме. 1)На столе – кубики и шарики. Дети должны положить кубики в коробку слева, а шарики в коробку справа. 2)Каждый ученик имеет набор одноцветных геометрических фигур (круги, квадраты). Детям дается задание разложить их на две группы. 3)Каждый ученик имеет «корзины» с овощами и фруктами, в которых лук, огурцы, морковь, репа, капуста, лимоны, яблоки, апельсины, груши (вырезанные из картона). Дидактические задачи: совершенствовать восприятие формы предметов, закреплять представление о форме разных овощей и фруктов Игра «Наш огород». Учитель предлагает: «Надо посадить овощи. Для этого следует сделать грядки. Я начну грядку, а вы продолжите». Учащиеся по очереди сажают в грядку (прикрепляют к доске) только одинаковые овощи. Игра «Наш сад». На доске контуры фруктовых деревьев. На разных деревьях растут разные фрукты. В качестве образца к каждому дереву прикрепляются по одному лимону, яблоку и т.д. Задача игры – вырастить хороший урожай фруктов. Для этого нужно, чтобы на каждом дереве было много плодов. Нужно следить, чтобы на яблоне не выросли груши, а на груше – лимоны и т.п. ^ Игры и упражнения на узнавание, различение и называние цветов. 1)У каждого ученика – наборы мелких предметов или геометрических фигур разных цветов. Дается задание сгруппировать их по цвету. Сначала берется два цвета, затем – три и т.д. Аналогичную работу проделывает ученик, которого приглашают к доске. 2)На столе дано начало дорожки из брусков двух цветов: синих (С), желтых (Ж). Дети должны закончить строительство дорожки по образцу: СЖСЖСЖСЖ…, СЖЖСЖЖСЖЖ… 3)У детей разноцветные кружки. Дается инструкция: «Сейчас будем играть в фонарики. Будем зажигать их по очереди. Когда я скажу: «Зажгитесь желтые фонарики», - поднимают свои фонарики только те ученики, у кого в руках фонарики желтого цвета. А когда я скажу: «Загораются фонарики зеленые», - фонарики поднимут те, у кого есть зеленые фонарики и т.д.» 4)Можно использовать словесное рисование по художественным текстам, стихотворениям. Например, учитель читает стихотворение П.Ефимова «Цветные карандаши» и показывает цветную иллюстрацию к нему. На столе у малыша Три цветных карандаша. Выбирай себе любой – Красный, желтый, голубой. Мальчуган нашел тетрадь. Стал в ней домик рисовать. Получился дом хороший – Два крыльца и пять окошек. Есть труба и даже двор, А кругом большой забор. Карандашик взял он красный – Засияло солнце ясно. Карандашик взял другой – Крышу сделал голубой. Желтым стал просторный двор. Чем же выкрасить забор? Плохо, что у малыша Только три карандаша. И остался до сих пор Не раскрашенным забор. ^ Игры и упражнения на формирование представлений о пространственных признаках и отношениях. 1)На доске большой лист бумаги. Дети по очереди выполняют задания: Покажите верхний край листа. Покажите нижний край листа. Покажите, где левая (правая) сторона. Покажите середину листа. Возьмите вот эту елочку (дается елочка из картона) и посадите ее посередине листа. Слева, у самого края, растет белый гриб. Нарисуйте его. Справа, тоже у самого края, растет подосиновик. Нарисуйте, где он растет. По самому низу листа – зеленая травка. Высоко вверху, посередине, нарисуйте яркое солнце. Аналогичный «графический диктант» учащиеся выполняют у себя в альбомах. 2)Посередине классной доски нарисована большая клетка для птиц. У детей имеются вырезанные из картона фигурки птиц. Учитель приглашает к доске учащихся, и они выполняют различные упражнения, в процессе которых уточняются понятия: высоко - низко, выше – ниже, вверху – внизу, справа – слева, правее – левее, близко – далеко, ближе – дальше, спереди – сзади и т.д. ^ Графические упражнения для формирования технических умений и навыков. 1)Рисование от руки прямых вертикальных линий: «Высокие столбы», «Заборчик». 2)Рисование от руки прямых горизонтальных линий: «Провода», «Дорожки», «Цветные веревочки». 3)Рисование от руки прямых вертикальных и горизонтальных линий: «Лесенки», «Окошки», «Рамки», «Качели», «Шахматная доска». 4)Рисование от руки дугообразных линий: «Дым идет», «Извилистые ручейки», «Волны». 6)Рисование замкнутых круговых линий: «Воздушные шарики», «Бублики» и т.д. Эти и подобные им графические упражнения имеют важное практическое значение для развития техники рисования. Нашим учащимся, особенно начинающим, для усвоения надлежащих навыков требуется большое количество повторений. Но иногда и это не дает ожидаемых результатов. Поэтому в некоторых случаях приходится использовать способ 2механического руководства», т.е. учитель направляет руку ребенка. Этот прием ведущий на начальном этапе обучения рисовальным движениям. Учитывая определенные сложности в формировании представлений и двигательных навыков у детей, в первоначальный период обучения целесообразно придерживаться следующей системы: зрительное и двигательно-осязательное восприятие предмета; составление контура этого предмета из палочек или спичек; построение формы предмета с помощью шаблона; обведение формы предмета по трафарету; рисование этой формы в воздухе; рисование по уже готовым контурным линиям; рисование предмета с использованием опорных точек; штриховка и раскраска контурных изображений; рисование по непосредственному наблюдению на обычных листах бумаги (предметы простой формы). Упражнения для развития мелкой моторики рук. Учащиеся под счет выполняют следующие движения: похлопать ладонью по парте (пальцы вместе, пальцы врозь); постучать согнутыми пальцами по парте; провести попеременно похлопывание ладонью и постукивание согнутыми пальцами по парте; погладить поверхность парты; сжать руки в кулак, разжать; согнуть пальцы одновременно и по очереди; поочередно противопоставить большому пальцу все остальныею Учащиеся работают с предметами: составить из мозаики несложные орнаменты (по образцу); вынимать из коробки по одной цветной палочке и складывать их в «колодец» (работает только кисть руки, большой, указательный и средний пальцы); разобрать «колодец» по одной цветной палочке, сложить в коробку; сжимать маленький мячик (комочек ваты). Латинское слово «декор» означает «узор». Декоративное рисование – это рисование узоров, орнаментов, предназначенных для украшения различных предметов обихода, оформление праздничных плакатов, открыток и т.п. Значение декоративного рисования для развития наших детей очень велико, т.к. оно обладает многими преимуществами. Тесно соприкасаясь с народным декоративно-прикладным искусством, этот вид изобразительной деятельности в очень высокой степени способствует эстетическому воспитанию школьников. Он наиболее доступен и понятен нашим учащимся. Поэтому с этого вида работы нужно начинать систематическое обучение рисованию. Декоративное рисование предполагает так называемую стилизацию изображаемого, т.е.: а) обобщение формы путем упрощения ее рисунка, когда достаточно отразить только главные, наиболее характерные признаки предмета; б) плоскостное изображение объемных предметов, которые не требуют передачи светотени; в) условную передачу цвета, когда окраска рисунка может не соответствовать окраске реально существующего предмета, и поэтому учащимся предоставлено право самим подбирать цвет. Учащиеся постепенно овладевают декоративным рисованием. Для этого используется система заданий: составление узоров по готовым образцам; составление узоров из данных элементов; составление узоров по заданной схеме; самостоятельно составление узоров. Большое значение в работе по декоративному рисованию отводится беседам, объяснению и показу. Как правило, беседа проводится перед началом новой работы. Вопросы должны быть краткими, четко сформулированными, доступными детям, должны побуждать их к мыслительной деятельности. Значительное место при обучении декоративному рисованию отводится методу показа. В этом случае учащиеся рисуют как бы под диктовку. Учитель рисует на доске, а дети – в альбомах. На уроках декоративного рисования широко используются образцы. Образец является эталоном, к которому стремятся ученики: красочный рисунок увлекает и вдохновляет ребенка, побуждает его к активной деятельности, способствует целенаправленному выполнению задания. Для развития активности учащихся иногда часть урока посвящается коллективному придумыванию узора. Для этого к доске по очереди приглашаются ученики. В результате такой работы последовательно составляется узор – плод коллективного творчества детей. Наиболее простым и доступным видом работы для наших учащихся является рисование орнамента в полосе. Примером может служить рисунок декоративной вышивки по краю одежды, полотенца, шарфа, скатерти и т.п. Детям трудно нарисовать полоску на листе бумаги. Поэтому в их альбомах или на отдельных листах заранее обозначаются опорные точки. Которые задают ширину полосы. Учащиеся испытывают сложности в делении полосы на равные части. Для упрощения работы можно использовать маркировку опорными точками, трафареты (квадраты и прямоугольники из плотного картона). В работе по декоративному рисованию используются следующие виды декоративного оформления: крупный узор занимает всю середину квадрата, а углы заполняются второстепенными элементами; квадрат делится на четыре равные части, в каждой из которых повторяется элемент узора; элементы узора располагаются в центре и на диагоналях квадрата; квадрат украшается узорчатой каймой по краям, а середина остается свободной. Схему построения узоров в круге можно использовать для украшения посуды (тарелок, блюдец). В программе по декоративному рисованию предусмотрено ознакомление с элементами брускового шрифта. В связи с этим в какой-то степени уже решается задача синтеза. Ученики учатся выполнять сочетание изобразительной части и шрифтовой. Дети знакомятся с художественной открыткой как жанром изобразительного искусства. Все, что изображается на открытке, должно быть показано в единстве, т.е. элементы рисунка и шрифтовая часть должны быть умело скомпанованы. ^ 4.Уроки рисования с натуры. Во время занятий по рисованию с натуры решаются следующие задачи: формирование умений обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве; развитие осмысленного восприятия предметов и явлений окружающей действительности; качественное улучшение зрительных представлений; формирование интеллектуальных опеораций и действий; коррекция пространственных представлений; развитие речи как регулятора деятельности и средства общения; воспитание эстетических чувств и эстетического отношения к окружающему; формирование положительных качеств личности, самостоятельности, уменич доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности и др. Рисование с натуры предполагает умение выделять части натуры, определять их форму, цвет, а также взаимное расположение предметов и их частей. Учащиеся учатся целенаправленному наблюдению и анализу предметов. Облегчают эти процессы организующие деятельность вопросы учителя: «Как называется предмет? Из чего сделан предмет? Какую форму имеют части предмета? Какого цвета каждая из частей? Где расположены части предмета?» Учитель выполняет на доске объяснительный рисунок. Этим наглядно демонстрируются как технические приемы работы, так и последовательность построения рисунка. Учащиеся достаточно точно соблюдают порядок работы и действуют в соответствии с указаниями педагога. Важным условием успешной коррекционно-развивающей работы на уроках рисования с натуры является установление тесной связи с другими уроками и в первую очередь с ручным трудом. Занятия лепкой и последующее рисование вылепленного предмета – это поступательное движение от зрительного и мышечно-осязательного восприятия объемного предмета к его плоскостному изображению. Предшествующее рисованию изучение объектов изображения является надежным средством развития точности и дифференцированности восприятия. ^ 5.Тематическое рисование. Тематическое рисование в отличие от декоративного рисования и рисования с натуры занимает более скромное место в работе с детьми группы «Особый ребенок». Это наиболее сложный для умственно отсталых детей вид занятий. Рисуя по представлению, учащиеся нашей школы опираются на скудный запас имеющихся у них неточных зрительных образов и схематичных, технически неразвитых приемов изображения. План работы по изобразительной деятельности должен быть составлен таким образом, чтобы урока рисования на темы предшествовали уроки рисования с натуры и тщательные наблюдения объекта с установкой на последующее изображение его по представлению. Например, перед рисованием на тему «Весна пришла» проводится серия уроков, на которых дети учатся рисовать деревья, скворечники, птиц и т.д. В качестве подготовительных упражнений детям предлагается нарисовать по представлению какие-либо два-три хорошо знакомых предмета. Например, на первом году обучения можно предложить: нарисовать три шарика на ниточках; нарисовать два кубика: красный и синий; нарисовать две морковки: маленькую и большую. На втором-третьем годах обучения упражнения усложняются: Нарисовать на одном листе два дома: маленький и большой. У маленького дома – дверь и одно окно, у большого – дверь и три окна. У маленького дома крыша красного цвета, а у большого – зеленого. Нарисовать двухэтажный дом. Слева от дома растут две елочки, а справа – одна. Рядом с ней стоит легковая машина. На одной полке стоят три толстые и две тонкие книги, а на другой – две игрушки: матрешка и мячик. Подумайте, как их нарисовать. В левой части листа, поближе к краю, нарисуйте маленький домик, справа от домика – большое дерево, под деревом скамеечку, справа от скамеечки – качели. Посередине листа нирисуйте снежную бабу. В руках у нее метла, на голове – ведро. Справа от снежной бабы – маленькая елочка, а слева – горка, с которой катаются дети. Идет сильный снег. При обучении тематическому рисованию большое внимание уделяется композиции рисунка. Значительную роль в развитии творческих способностей детей играет природа. Детские пейзажи всегда выразительны, хотя техника их исполнения подчас далеко несовершенна. Дети своеобразно используют форму, цвет, композицию, колорит в своем творчестве. Одной из особенностей проявления творчества в пейзажном рисунке детей группы «Особый ребенок» следует отметить их умение по-разному изображать фон, составляя и используя оттенки цветов. Окраска фона выполняет при этом важную смысловую функцию: она способствует передаче настроения, чувств. Творческая выразительность детских рисунков не является чем-то неизменным, застывшим. Она развивается под влиянием обучения, обогащения опыта ребенка, его постепенного развития Нужно всегда помнить об эмоциях как движущей силе воображения, об экспрессивной выразительности детского творчества. Л.С.Выготский указывал на то, что эмоции являются одним из видов связи воображения с действительностью. Именно эмоции вызывают у ребенка стремление передать свое отношение к изображаемому. Поэтические произведения в значительной степени способствуют развитию композиционных умений детей. Лирические строки как бы подсказывают возможность передачи перспективы в изображении пространства. Изображение возвышенного пространства можно почувствовать в стихотворении Н.А.Некрасова «Не ветер бушует над бором…» Важным приемом обучения является анализ детских рисунков. При оценке детских рисунков учитель исходит из следующих критериев: передача цветом оттенков окраски образов природы, общего колорита, настроения маленького рисовальщика; разнообразие композиции (связь между предметами, их объединение, выделение главного образа); изображение формы, ее характерных признаков, деталей; соответствие рисунка теме. Целенаправленная организация коррекционно-развивающей работы на уроках тематического рисования может быть достигнута при условии посильности и конкретности выдвигаемых перед учащимися задач. ^ 6.Беседы об изобразительном искусстве. Беседы об изобразительном искусстве обогащают кругозор детей, развивают их речь и мышление. Но для учащихся группы «Особый ребенок» такой вид работы довольно сложен. Поэтому обычно беседы о произведениях изобразительного искусства непосредственно связаны с конкретной темой урока и сочетаются с проведением практических работ. Например, перед рисованием на тему «Осенний день» можно провести беседу по картине И.И.Левитана «Золотая осень», сравнить ее с картиной И.С. Остроухова «Золотая осень». Это сравнение очень полезно для учащихся, во-первых, как конкретный пример воплощения образов природы, которую они многократно наблюдали в жизни, во-вторых, как пример различных композиций, форматов, дающих возможность вариативности выражения одной темы. После беседы дети работают над созданием композиции рисунка. Этот вид работы требует достаточной подготовки детей. На первоначальных этапах работы беседы по картинам выполняют задачу развития осмысленного восприятия: дети учатся узнавать в изображениях реальные предметы, людей, животных, растений и т.п., различать форму, величину и форму предметов, их взаимное расположение, оценивать эмоциональную выразительность картины. Конспект урока изобразительной деятельности в группе «Особый ребенок» Третий год обучения, первая четверть ^ Цели урока: 1)Учить детей изображать предметы сложной по данному образцу, подбирать соответствующие цвета и оттенки, получать разные цвета, смешивая три основных: синий, желтый, красный. 2)Расширять представления о признаках осени, закрепить временные понятия: времена года; развивать операции анализа и синтеза с опорой на предметный и наглядный материал. 3)Воспитывать эстетическое восприятие действительности, наблюдательность, любознательность. Гульсум Тажетдинова
Цель : Закрепить умение детей передавать в рисунке основные признаки деревьев осенью . Задачи : 1. Закрепить умение рисовать деревья; закрепить знание частей деревьев - ствол, ветки, крона; умение располагать рисунок на листе бумаги; передавать их характерную окраску в осенний период ; закреплять навык раскрашивания акварельными красками и кистью в определенной последовательности, уточнять и обогащать представления обучающихся об окружающей действительности- признаки осени , жизнь растений осенью . 2. Развивать зрительную память, пространственную ориентацию - в середине, слева, справа, передачи их образа; мышление при анализе различных видов деревьев; моторику рук; воображение путем переноса жизненного опыта в рисунок; связанную речь путем ответов на вопросы, обогащать словарный запас (части дерева) . 3. Воспитывать эстетическое восприятие мира, умение доводить работу до конца, аккуратность в выполнении работы. Оборудование : Картина Левитана И. И. «Золотая осень » ,иллюстрации с осенним пейзажем , образец, схемы, букет из осенних листьев , акварельные краски, кисти, ластики, альбомы. Словарь : береза, елка, осень , золотая, крона, ствол, ветки, береста. Ход урока:I) Организационный момент : Ребята, у меня в руках геометрические фигуры, назовите цвет и форму. II. Введение в тему : 1. Кто тепло к нам не пускает, Первым снегом нас пугает? Кто зовёт к нам холода, Знаешь этот месяц, да? Какое время года наступило? (Осень ) . Правильно, осень ! Назовите осенние месяца ? Как вы догадались? По каким признакам? Молодцы! 2. Дидактическая игра : «Собери картину» Ребята,что вы видите на картине. Приглашаю вас в осенний лес . 2. Игра «Осенний лес » Закройте все глаза и представьте, что мы в лесу. Что вы видите и слышите в лесу? (ответы детей, игра на творческое воображение : птицы поют, лес шумит, пробежал заяц, белка прыгает с ветки на ветку). Молодцы! -Отгадайте загадку : Угадайте, что за птица Света яркого боится, Клюв крючком, глаза пятачком Ушастая голова, это…. (сова) . Беседа по картине : -В лесу живёт мудрая и таинственная сова (показ картины, и она пропустит нас в лес, только если мы назовём ей 3 правила, которые необходимо соблюдать в лесу. (показ таблицы : НЕ СОРИ! НЕ ГУБИ! НЕ ШУМИ). Давайте все вместе прочитаем. (хоровое произношение) . Что означает слово «НЕ СОРИ» ? (нельзя сорить в лесу, не должны оставлять за собой мусор) . Что означает слово «НЕ ГУБИ» (в лесу ничего лишнего нет. Не рвите цветы, не ломайте ветки, не розаряйте муравейники и птичьи гнёзда). Что означает слово «НЕ ШУМИ» (будете шуметь- распугаете птиц, нельзя в лесу громко слушать музыку). В лес мы приходим как гости. А как ведут себя в гостях (ответы детей) III) Основная часть : Ребята, сегодня у нас урок на тему «Осенний лес » и поговорим с вами о деревьях 1. Загадки о деревьях : А сейчас послушайте загадки и отгадайте о чём говорится? 1. Что за дерево-девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (Елка) 2. Весит на ветке колобок, Блестит его румяный бок. (Яблоня) 3. Ствол белеет, Шапочка зеленеет. Стоит в белой одежке, Свесив сережки. (Берёза) А кто знает стихотворение про берёзу? Про листья? 2. Игра «С какого дерева листок» 3. Упражнение в классификации : Дидактическая игра «Четвёртый лишний» Что здесь лишние? Почему? 4. Знакомство с картиной И. И. Левитана 1. Я принесла иллюстрацию, давайте рассмотрим (на доске висят картина И. И. Левитана «золотая осень » ) Один из самых известнейших пейзажистов – Исаак Ильич Левитан. Рассмотрим одну из картин «Золотая осень » . Что вы видите на картине? Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую воды между невысоких берегов. Вдали открываются осенние леса . Перед нами расстилается земля, покрытая уже пожелтевшей травой. Слева вы видите деревья. Какие деревья он нарисовал (берёзовая роща) Какого цвета небо? Какие краски использовал художник для изображения осеннего пейзажа ? (жёлтый,коричневый, зелёный, оранжевый,голубой) . Какое настроение передаёт художник? Мы можем сказать, что на картине осень показана ЯРКО и ПРАЗДНИЧНО. 2.- Ребята, посмотрите какой рисунок вы сегодня будете рисовать. (Показываю образец детям) Мы с вами нарисуем берёзу? Анализ объекта изображения (образца-) : Что есть у берёзы (ствол, ветки, листья) Какого цвета листья у березы. На какую геометрическую фигуру похожа листья берёзы. Чем покрыта ствол берёзы (показ бересты : раньше когда не было бумаги писали на бересте, плели обувь «лапти» ,корзины). 3. -Берёзу можно нарисовать цветными карандашами, сделать из цветной бумаги (обрывание, из пластилина (показ поделок) . Сегодня, ребята мы нарисуем берёзу, в технике тампонирования, посмотрите, как она выполняется. Показ действия учителя : 1. Располагаем лист вертикально, начинаем рисовать ствол березы не забывая при этом, что внизу стволы шире, а кверху уже. Рисуем восковым карандашом изогнутую линию, оставляя интервалы, чтобы в ствол «вставить» ветви. 2. В тех местах, где мы оставляли интервал, рисуем ветки, ветви у берёзы изогнутые. 3. Продолжаем дополнять ствол дерева веточками. 4. Продолжаем работу восковым карандашом – рисуем темные участки на коре ствола березы. 5 .Переходим к работе акварелью. Раскрашиваем фон вокруг дерева губкой синего цвета 6. Листья мы будем рисовать с помощью жесткой мочалки для мытья посуды. Смачиваем краску водой, обмакиваем мочалку в краску и с помощью метода тычка рисуем листву : жёлтого, оранжевого цвета. 4. Физкультминутка Мы листики осенние , на веточке сидели, Дунет ветер - полетели. Полетели, полетели и на землю сели. Ветер снова набежал и листочки все поднял, Повертел их, покружил и на землю положил. 5. Самостоятельная работа детей. (помощь затрудняющимся, индивидуальный подход, поощрение) . IV. Анализ урока . 1. Выставка рисунков учащихся. 2. Анализ работ : Смотрите, какие красивые, прекрасные, как настоящие, получились наши берёзки. V.Рефлексия. А сейчас, если у вас на уроке не было трудностей , поднимите красный листик, если у вас возникли трудности, поднимите желтый листик. VI.Итог : Какая тема была на нашем уроке ? Какое время года на ваших рисунках? Как называется техника рисования? Вы все молодцы! Спасибо. Публикации по теме: Современный подход к проведению урока в коррекционной школе Слайд 1 «Современный подход к проведению урока в коррекционной школе» Слайд 2 Урок как форма обучения возникла в середине XVI века. Она. Конспект итогового логопедического занятия в коррекционной школе VIII вида «Путешествие в Мультляндию» Итоговое занятия по логопедии. "Путешествие в Мультляндию" (для учащихся 1-2 классов) Цель: в занимательной и игровой форме обобщить и. Конспект урока чтения в младших классах специальной (коррекционной) школы по изучению басни Задачи: - учить осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка; - уточнить представления о жанровых особенностях басни;. Тема урока: «Решение задач». Цель урока: работать над задачами на нахождение неизвестного слагаемого, учить проверять правильность решения. Конспект урока письма для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида Тема: «Предлог».Цель: формировать представление о предлоге, как об отдельном слове, его роли в предложении. Задачи урока: 1. Образовательные:. Конспект урока письма в 1 классе коррекционной школы 8 вида «Буква В. Слоги и слова с буквой В» Конспект урока письма в 1 классе СКОУ 8 вида Учитель – дефектолог Солосенкова В. В. Тема урока: «Буква «В». Слоги и слова с буквой «В»». Конспект урока по чтению в 4 классе коррекционной школы «Весна - природа пробуждается» Тема урока: Весна – природа пробуждается (4 класс) Цель урока: Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов. Конспект урока по русскому языку для учащихся второго класса коррекционной школы 8 вида «Дифференциация букв и звуков[в]-[ф]» Государственное бюджетное образовательное учреждение «Менделеевская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья». Конспект урока русского языка в 1 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида «Знакомство со звуком и буквой Пп» Тема урока: Знакомство со звуком и буквой Пп. Тип урока: Урок изучения нового материала. Цели урока: 1. Знакомить со звуком и буквой Пп. План-конспект урока изобразительного искусства во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида. Тема урока: «Первый снег» Тема урока: "Первый снег" Тип урока: комбинированный. Вид работы: тематическое рисование. Задачи урока: 1. Учить изображать природу в результате. Библиотека изображений:
Одаренность - это не просто избыток над нормой, часто она сопровождается недостатком в других областях, а недостаточность (в частности интеллектуальная) может сопровождаться одаренностью в чем-либо другом. Для актуализации компенсаторных возможностей были предложены методы, направленные на выявление этих возможностей и организацию пространства для работы, а также на активизацию элементарных и высших психических функций в комплексе. Формирование графических навыков Развитие ощущений и их коррекционная роль при нарушенном интеллекте Наглядность Использование системы учебно-воспитательных и коррекционно-развивающих мероприятий на протяжении школьного обучения помогает в известной мере преодолеть недостатки эмоционально-эстетического развития учащихся. адаптироваться им в социуме и начать полноценную самостоятельную жизнь. Тема : "Рисование с натуры предмета цилиндрической формы расположенного ниже уровня зрения (стеклянная банка с водой и керамический бокал) Цели и задачи : Формирование навыков рисования с натуры предметов цилиндрической формы.
Тип урока : комбинированный Основной метод обучения: практический Оборудование и наглядность : гуашевые краски, колонковые или беличьи кисти, палитры, баночки для воды, Ход урока: Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Подготови тельный 1. Организация класса. 2. Сообщение темы и цели урока 3.Приветствие ученикам Приветствуют учителя Основной Наш сегодняшний урок я предлагаю начать с просмотра отрывка из известного детского мультфильма «Пластилиновая ворона -КАРТИНА»…
Рассмотрите внимательно предметы на столе и определите, с
3. Сообщение темы и цели урока, объяснение:
Какие геометрические тела вы знаете? (шар, конус, куб) Анализ натуры: геометрическое тело – цилиндр (повтор учащимися названия
3. Практическая работа: Давайте вместе будем последовательно вспоминать и одновременно выполнять построение в альбоме: (показ учителем)
Отвечают на вопросы Выполняют движения приступают к самостоятельному рисованию инд.работа с Заключи те льный Подведение итогов. С какими жанрами изобразительного искусства мы сегодня работали?
Отвечают на вопросы на закрепление темы. Участвуют в подведении итогов |
Популярное:
Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году |
Новое
- Записки классного руководителя, или Три укола от бешенства для современных «мамочек
- Русско-финский разговорник для туристов (путешественников) с произношением
- Население антарктиды Какие народы проживали в антарктиде
- Конспект занятия на тему "космос" в старшей группе Самопознание космос и планеты старшая группа
- Кем я стану, когда вырасту
- Решение дифференциальных уравнений с помощью рядов
- Чему равно значение тригонометрической функции
- Описание погоды на английском: слова, выражения и примеры текстов Телефонный звонок заграничного друга зимой
- Презентация на тему абстрактное мышление
- Откуда в наш дом приходит вода, и куда она уходит Самарской области средняя общеобразовательная школа