Реклама

Главная - Степанова Наталья
Фундаментальные исследования. «обсуждение результатов Методы теоретического исследования

Наиболее адекватной формой представления результатов научной работы (апробированной многовековой практикой мировой науки) можно считать трехчастную форму. Три одинаково важных основных раздела:

Введение в проблему исследования (литературный обзор) с постановкой целей и задач, разработкой программы исследования,

Описание и анализ собственных результатов,

Обсуждение результатов в соответствии с исходными целями и задачами - структурируют изложение в логике, удобной для понимания сути научного исследования.

Основные критерии работы, на которые обращено особое внимание при защите научной работы:

1) реальная научная новизна работы - учитываются содержание (суть) предложенного автором подхода, полученных результатов и обоснованность сделанных выводов, вклад автора в изучение данной проблемы исследования.

2) оформление работы - учитывается, в какой степени автор сумел представить (выразить, донести) свое понимание проблемы исследования, полученные данные, согласованность собственных и литературных данных (например, если работа содержит невыправленные опечатки, то это снижается оценка работы).

3) трудоемкость - оценка реального объема проделанной работы (трудоемкость организации, методического обеспечения и проведения исследования).

4) гармоничность (общая культура работы) - итоговая оценка того, в какой степени согласуются содержание и способ представления (оформление) в работе, согласования замысла и реализации, общее впечатление читателя о проделанной автором работе, показанных им умениях, знаниях и затраченных усилиях.

Структурными элементами отчета о НИР являются:

Титульный лист;

Список исполнителей;

Определения;

Обозначения и сокращения;

Введение;

Основная часть;

Заключение;

Список использованных источников;

Приложения.

В соответствии с главной целью, научная работа оформляется для представления специфическому читателю - ученому, специалисту в определенной области знания, который должен ее понять и извлечь интересующую именно его информацию, а также оценить ее с точки зрения научной новизны, обоснованности полученных результатов, перспективности использования и т.п. Поэтому при оформлении работы необходимо это учитывать, максимально облегчая процесс понимания на всех уровнях:

Использовать хороший литературный русский язык;

Текст должен быть легко читаемым;

Следует использовать лаконичный объективно-беспристрастный стиль изложения;

Специально структурировать работу и представлять результаты в удобной форме;

Строгий и единообразный способ ссылок на цитированные литературные источники;

В итоге оценивается научная позиция самого автора, четкость и логичность изложения материала работы, практическая значимость позиций работы.

23. Методы теоретического исследования

Основными методами теоретического исследования являются:

Дедукция;

Моделирование;

Аксиоматика;

Математизация и Формализация.

Название дедуктивный метод происходит от слова “дедукция”, что означает умозаключение от общего к частному. При дедуктивном методе первый этап формирования навыков и умений - ознакомление - реализуется в процессе знакомства с правилом и примерами, второй этап - тренировка - включает отработку изолированных формальных операций, третий этап - речевая практика - организуется на базе переводных упражнений. В научном познании дедукция тесно связана с Индукцией.

Моделирование - 1) изготовление и использование моделей; 2) изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели). Моделирование - одна из основных категорий теории познания, один из методов прогнозирования. Достоверность познания и эффективность прогнозирования при моделировании значительно возрастают при формировании и исследовании нескольких вариантов моделей изучаемых объектов.

Аксиоматический метод - один из способов дедуктивного построения научных теорий, при к-ром:

1) выбирается нек-рое множество принимаемых без доказательства предложений определенной теории (аксиом);

2) входящие в них понятия явно не определяются в рамках данной теории;

3) фиксируются правила определения и правила вывода данной теории, позволяющие вводить новые термины (понятия) в теорию и логически выводить одни предложения из других;

4) все остальные предложения данной теории (теоремы) выводятся из (I) на основе (3)

Математическое кодирование явлений природы и общества позволяет понимать, управлять и предсказывать ход реальных процессов

Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы:

Литературный обзор

Рецензия

Научная статья

Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением. Реже её демонстрируют в форме действующей модели или макета с текстовым сопровождением.

Доклад

Доклад - это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто её основное содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика. Всё это отмечается и в тезисах доклада, которые, как правило, публикуются в сборнике по итогам мероприятия (конференции, семинара и т.п.).

Литературный обзор

Литературный обзор - это краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников. В нём указываются направления исследований, которые ведут различные учёные.

При подготовке литературного обзора следует начинать работу с общего ознакомления - прочитать оглавление и бегло просмотреть содержание источника. Затем при внимательном прочтении источника по главам и разделам необходимо выделить наиболее важные части текста. Далее целесообразно:

Составить план прочитанного материала, в пунктах которого отразить наиболее существенные мысли и идеи;

Выписать из прочитанного текста полные и содержательные цитаты с точными ссылками на источник, указав его выходные данные.

После этого нужно сравнить и сопоставить данную информацию с информацией, полученной из других источников. В заключении важно дать критическую оценку прочитанного и записать замечания, обратив при этом внимание на объективность суждений. В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен поставить перед собой исследовательскую задачу. Подготовка литературного обзора помогает исследователю овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время научного доклада.


Рецензия

Рецензия представляет собой критический разбор и оценку научной работы. Также в качестве рецензии может рассматриваться отзыв на научную работу или художественное произведение перед их публикацией, защитой. Рецензия может быть опубликована в виде статьи в газете или в журнале. Основные функции рецензии - информирующая и оценочная.

Научная статья

Научная статья является своеобразным литературным жанром. В научной статье должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки её решения. Исходя из этого в структуре научной статьи целесообразно выделить:

Описание проблемы и её актуальности для теории и практики;

Краткие данные о методике исследования;

Анализ собственных научных результатов и их обобщение;

Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем;

Научный отчёт

Научный отчёт - документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно - исследовательской или опытно - экспериментальной деятельности. Назначение научного отчёта - исчерпывающе осветить выполненную работу по её завершении или за определённый промежуток времени.

Структура научного отчёта:

1. Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы.

2. Значимость проведённой работы, её исследовательская ценность и практическая значимость.

3. Характеристика применявшихся методов исследования.

4. Описание результатов исследования.

5. Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешённые вопросы.

6. Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.

Реферат

Это сжатое изложение основной информации первоисточника на основе ее смысловой переработки. Реферат пишется для того, чтобы глубоко изучить материал. В нем раскрывается суть исследуемой проблемы; приводятся различные точки зрении, а также собственные взгляды на нее. В нем дается ответ на вопрос, что нового, существенного содержится в тексте по интересующей проблеме. Формулирование цели: при помощи глаголов «проанализировать, систематизировать, ответить, создать, изложить, рассмотреть, обобщить».

Общие требования к разработке реферата

1.Продумайте проблему, тему и цель своей работы. В общих чертах определите ее содержание, набросайте предварительный план.

2.Составьте список литературы, который необходимо проработать. Читая, отмечайте, сканируйте или выписывайте все, что должно быть включено в работу.

3.Разработайте как можно более подробный план всех пунктов и подпунктов, укажите, откуда надо взять необходимый материал.

4.Во вступлении к работе раскройте значение проблемы, темы, определите цель реферата.

5.Последовательно раскройте все предусмотренные планом вопросы, обосновывайте, разъясняйте основные положения, подкрепляйте их конкретными примерами и фактами.

6.Проявляйте в работе свое личное отношение к проблеме, отразите собственные мысли и чувства по поводу.

7.Пишите грамотно, точно, делите текст на абзацы, не допускайте повторений, кратко формулируйте выводы.

9.Каждая глава начинается с новой страницы.

11.Обязательно соблюдайте этику работы с авторским текстом, делайте сноски, ставьте кавычки, выделяя цитаты.

12.В конце работы сделайте обобщающий вывод.

13.Самокритично прочитайте свою работу, установите и исправьте все замеченные недостатки, перепишите работу начисто.

Критерии оценки реферата

1. Актуальность темы исследования.

2. Соответствие содержания теме.

3.Глубина проработки и логика изложения материала.

4. Самостоятельность выполнения работы.

5.Правильность и полнота использования источников.

6. Соответствие оформления принятым стандартам.

Оформление работы. В тексте работы используется научный стиль, повествование идет от третьего лица: На наш взгляд… Как показало проведенное нами исследование…

Работа должна быть написана грамотно, литературным языком, набрана на компьютере на белой бумаге формата А4 . Для текста используется Times New Roman , кегль (размер) шрифта 14 пгт , межстрочный интервал - 1,5 , отступ первой строки абзаца - 1,25-1,5 . Текст пишется на одной стороне листа с полями вокруг текста. Размер левого поля - 2-3,5 см , правого - 1 см , верхнего и нижнего - 2 см . Выравнивание текста производится по ширине .

Все страницы исследовательской работы, кроме титульного листа , должны быть обязательно пронумерованы. Номера страниц проставляются вверху страницы в центре или справа.

Слишком много цитат в работе приводить не следует, цитирование используется как прием аргументации.

В случае необходимости можно излагать чужие мысли своими словами, но в этом варианте надо делать ссылку на первоисточник. Ссылка делается под чертой внизу той страницы, где заканчивается цитата или изложение чужой мысли (указывается фамилия, инициалы автора, название работы, издательство, место и год издания, страницы).

Если в работу включены таблицы, то нумерация таблиц должна быть сквозной на протяжении работы. Слово «таблица» и ее порядковый номер (без знака №) пишется сверху самой таблицы, затем дается ее название и единица измерения (если она общая для всех граф и строк таблицы).

При ссылке на таблицу следует указать номер таблицы, на которой она расположена. Разрывать таблицу и переносить ее на другую страницу можно только в одном случае, если она целиком не умещается на одной странице.

Разделы: Внеклассная работа

Особенности учебной проектно-исследовательской деятельности.

Деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Что такое исследовательская деятельность школьников?

Это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, по принятым в науке традициям:

  1. постановка проблемы;
  2. изучение теории, посвященной данной проблематике;
  3. подбор методик исследования и практическое овладение ими;
  4. сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
  5. научный комментарий;
  6. собственные выводы.

Любое исследование, неважно в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой его проведения.

Как можно классифицировать работы учащихся, выполненные в результате проектной деятельности.

Проблемно-реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников; информации, полученной у людей в результате бесед; данных разных источников, предполагающих сопоставление.

Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке, и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер.

Натуралистические и описательные – творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны.

Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

Какие способы деятельности станут, доступны детям.

В процессе совместной работы детей и взрослых создаются условия для формирования следующих элементов проектной деятельности:

  • мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагания и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса, формулирование предположения, обоснованный выбор способа или метода, траектории деятельности, самоанализ и рефлексия;
  • презентационные: построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;
  • коммуникативные: умение слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;
  • поисковые: нахождение информации по каталогам, в Интернете, формулирование ключевых слов;
  • информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
  • проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление и интерпретация полученных результатов.

Что является учебным результатом проектной деятельности:

  1. опыт проектирования учащимися деятельности для решения выявленных исследованиями экологических проблем;
  2. опыт организации своей деятельности и деятельности населения, направленной на решение местных экологических проблем;
  3. разработка стратегии по предотвращению ухудшений и улучшению состояния окружающей среды.

В проекте на каждом этапе предлагаются задания, связанные с реализацией конкретной практической деятельности, с предоставлением населению полученной в ходе исследований информации, с организацией активных действий для улучшения состояния водных объектов.

Чем является учебный проект для учащегося.

Это возможность максимального развития своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить знания, принести пользу, публично представить достигнутый результат. Эта деятельность направлена на решение актуальной и интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде задачи, когда результат носит практический характер и имеет важное прикладное значение.

Презентация результатов исследовательской деятельности.

Презентация результатов – очень ответственная часть проекта. Можно блестяще подать не очень весомые сведения, а можно свести на нет итог работы, не представив должным образом интересные данные, сделав плохой доклад.

Подготовка к защите результатов проектной деятельности включает в себя:

  1. оформление стендов, так называемая стендовая презентация (с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно представляющими суть проекта);
  2. подготовка устной презентации проекта (изложение проблемы, сути ее решения, применяя наглядные средства – слайды, видеофильмы и другие технические средства);
  3. создание специальной папки документов («портфолио»), в которой максимально полно и доказательно представлены ход и логика работы над проектом.

Каждая позиция направлена на то, чтобы вызвать живой отклик участников проекта, вызвать их любопытство, интерес, творчество.

При защите результатов собственной деятельности учащиеся демонстрируют:

  1. знание содержание проблемы;
  2. умение компетентно представить разработанный вариант ее решения;
  3. умение представить результаты проделанной практической деятельности, показать изменения в состоянии окружающей среды и сознании населения;
  4. аргументировано и четко, отвечать на вопросы, отстаивая разработанную позицию, и принимать критику, которая должна стать фактором дальнейшего развития проекта.

Особенности оформления результатов исследовательской деятельности.

При подготовке своих материалов к презентации любого вида (выступление на конференции, публикация статьи, оформление материалов для участия в конкурсе и т.д.) следует руководствоваться некоторыми правилами. Вот некоторые из них.

Построение текста требует последовательного отражения таких этапов работы, как выявление и оценка существующей проблемной ситуации, целеполагания, постановка задач исследования, выбор методов и методик, необходимых для реализации исследования, представление полученных результатов в виде обработанной первичной информации (таблицы, графики, схемы и т. д.), анализ и обобщение этих результатов, выводы.

При большом объеме полученной информации бывает трудно оформить экспериментальные данные сжато, на 3-5 страницах текста, как это часто требуется для презентации. В этом случае нужно постараться сгруппировать все результаты по логическим блокам, свести в таблицы или графики, выделить самые важные результаты, обозначить закономерности, а остальные представить в обобщенном виде или оформить в виде приложений.

Вряд ли ваше исследование может быть быстро завершено. Как правило, процесс работы над проектом порождает новые идеи, реализация которых может потребовать значительных ресурсов и времени. Это естественный процесс, так и должно быть. Ваша задача – не откладывать в связи с новыми обстоятельствами оформление отчета, а сделать небольшую остановку, «чтобы отдышаться» и «оглядеться». Ограничьтесь теми результатами, которые уже получены по наиболее продвинувшемуся направлению работы, обобщите их. Можете оставить незавершенный этап для дальнейшей работы как задел. Будет даже хорошо, если в конце вашего отчета по проекту будет план дальнейшего развития проекта.

Критерии оценивания результатов.

Критериями при оценке выступлений ребят по результатам исследовательской работы являются:

  1. научность (корректность применения терминов, использование методик, обеспечивающих достоверные результаты и т. д.);
  2. неординарность (реализация оригинальных идей и т. д.);
  3. самостоятельность (учитель является только консультантом, «ведущим мастером»);
  4. культура представления (язык, манеры, доходчивость изложения, наглядность, качество оформления);
  5. аргументированность выводов;
  6. ссылки на литературные источники.

Что подлежит оцениванию?

Положительной оценке достоин любой уровень достигнутых результатов. Оцениванию подлежит:

  1. значимость проблемы, на решение которой направлен проект;
  2. комплексность, полнота и объем проведенных исследований;
  3. соответствие проекта заявленной теме, глубина проработки проблемы;
  4. степень творческого участия школьников в проведении исследований;
  5. степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
  6. практическое использование предметных и общешкольных знаний, умений, навыков;
  7. количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
  8. степень осмысления использованной информации;
  9. уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  10. оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  11. осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
  12. уровень организации и проведения презентации;
  13. владение рефлексией;
  14. творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
  15. социальное и прикладное значение полученных результатов.

Приветствуются работы, в которых сопоставлены результаты собственных исследований, и данные, полученные другими коллективами школьников, студентов, ученых, проведено сравнительное изучение методов, используемых в разных исследовательских группах.

Основное содержание выступления должно отражать суть, личный вклад в проведенное исследование, главные итоги: новизну и значимость результатов. Свое выступление докладчик строит на основе чтения (лучше пересказа) заранее подготовленного текста. Докладчик должен понимать, что за определенное время он должен понимать, что за определенное время он должен изложить информацию, способную расширить существующие границы представлений участников конференции по теме проведенного исследования.

Учащийся – исследователь должен поставить себе задачу подготовить содержание доклада и аргументировать ответы на вопросы так, чтобы они были поняты широкому кругу людей. Все это будет способствовать благоприятному впечатлению и расположению к докладчику со стороны присутствующих на конференции.

2. Примерный план публичного выступления

Пункты

Варианты

1. Приветствие

«Добрый день!»

«Уважаемый председатель (ведущий) конференции!

Уважаемые члены комиссии и присутствующие!»

2. Представление (Ф.И., класс, и т.д.)

«Меня зовут...Я учащийся (-щаяся)...класса, школы (гимназии, лицея...) №..., города....»

3. Цель выступления

«Цель моего выступления – дать новую информацию по теме проведенного мною исследования в области...»

4. Название темы

«Название темы»

5.Актуальность

«Актуальность и выбор темы определены следующими факторами: во-первых,..., во-вторых,...»

6. Кратко о поставленной цели и способах ее достижения

«Цель моего исследования – ... основные задачи и способы их решения: 1..., 2..., 3...»

7. Кратко о новых результатах исследования

«В ходе проведения исследования получены следующие новые результаты:

  1. получены новые знания следующего характера:...,
  2. выдвинуты новые гипотезы и идеи:...,
  3. определены новые проблемы (задачи)»

8. Выводы по результатам исследования

«На основании проведенного исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы: 1..., 2..., 3...»

9. Кратко о дальнейших шагах по этой теме

«Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях: 1..., 2...»

10. Благодарность за внимание

«Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению»

11. Ответы на вопросы

«Спасибо (благодарю) за вопрос...

А) Мой ответ...

Б) У меня, к сожалению, нет ответа, т.к. рассмотрение данного вопроса не входило в задачи моего исследования.

12. Благодарность за интерес и вопросы по теме

«Благодарю за интерес и вопросы по теме проведенного мной исследования. Всего доброго»

3. О форме публичного выступления

Успех учащегося – исследователя на конференции во многом зависит от формы. Докладчик должен осознавать, что восприятие и понимание участниками конференции предлагаемой новой информации во многом определяется формой контакта с аудиторией и формой подачи результатов исследования. Наличие у докладчика куража (в лучшем понимании этого слова), как правило, создает положительную эмоциональную атмосферу у всех участников конференции.

4. Факторы, влияющие на успех выступления

До, во время и после выступления на конференции докладчику необходимо учесть существенные факторы, непосредственно связанные с формой выступления - это внешний вид и речь докладчика, используемый демонстрационный материал, а также формы ответов на вопросы в ходе дискуссии.

Внешний вид докладчика

  • Одежда – чистая, элегантная, деловая, комфортная, не должна пестрить цветами.
  • Прическа – аккуратная.
  • Мимика – отражающая уверенность и дружелюбие по отношению к аудитории.
  • Фигура – подтянутая: спина – прямая, плечи – развернуты.
  • Движения – свободные, уверенные, плавные, неагрессивные.

Речь

  • Громкость – доступная для восприятия слов отдаленными слушателями, но без крика и надрыва.
  • Произношение слов – внятное, четкое, уверенное, полное (без глотания окончаний), с правильным литературным ударением.
  • Темп – медленный – в значимых зонах информации, средний – в основном изложении, быстрый – во вспомогательной информации.
  • Интонация – дружественная, спокойная, убедительная, выразительная, без ироничных и оскорбительных оттенков.

Демонстрационный материал

  • Приборы, модели, конструкции и другие наглядные предметы.

Наглядные предметы и действия над ними являются эффективным средством успешного взаимодействия с присутствующими. Докладчику необходимо заранее предусмотреть место для размещения наглядных предметов.

При демонстрации работы предметов или проведении опытов докладчику необходимо соблюдать технику безопасности жизни людей, а также целостность, чистоту помещения.

Как пример, описание методики проведения одной из работ выполняемой учениками нашей школы.

Исследование экологической структуры водного биоценоза и морфофизиологических особенностей гидробионтов в связи с условиями их обитания.

Цель работы: познакомиться с видовым составом водной фауны: выявить черты приспособленности животных к водному образу жизни и особенности строения разных экологических групп.

Материалы и оборудование: А) для полевых исследований: гидробиологический сачок, планктонная сетка, лодка и дночерпатель (если таковые отсутствуют, возможно, собирать донных животных гидробиологическим сачком), пинцеты, большие фотографические кюветы (2-3 шт.), 2-3-литровые банки с марлевыми крышками (4-5 шт.), веревка (10 м), ведро, полевые определители водных животных. Б) для камеральных исследований: микроскоп, предметные и покровные стекла, препоравальные иглы, пинцеты.

Гидробионтов – обитателей водной среды – принято подразделять как минимум на три экологические группы: планктонные организмы – одноклеточные и многоклеточные животные и растения мелких размеров (водоросли, простейшие, некоторые мелкие черви, личинки некоторых гидробионтов и др.), свободно плавающие в толще воды и не способные к активному передвижению (совершают лишь вертикальные миграции и не могут противостоять даже слабым течениям, волнам и т.д.); нектонные организмы – обитатели толщи воды, способные к активному передвижению (рыбы, водные млекопитающие, некоторые беспозвоночные); бентосные организмы – обитатели дна (личинки амфибиотических насекомых, ракообразные, некоторые позвоночные животные). Все эти экологические группы имеют характерные черты приспособленности к своей среде обитания.

Ход работы

Полевые исследования:

  1. Выбрать участок водоема, записать исходные данные в дневнике.
  2. Используя гидробиологический сачок, плавно проводя им под водой вблизи водной растительности, собрать водных нектонных животных. Улов выложить в фотокювету и рассмотреть, помещая некоторых животных в банку с водой.
  3. Используя тот же сачок или лодку и дночерпатель, добыть животных – обитателей дна (бентос). Дночерпатель опускают на тросе (веревке) с лодки, измеряя при этом глубину. Если используют сачок, то им водят по поверхности дна, собирая вместе с илом бентосных организмов. Улов помешают в фотокювету и тщательно разбирают. Некоторых животных помещают в банку с водой.
  4. Процедив через планктонную сетку 10 ведер воды, собрать планктон, который поместить с частью воды в отдельную банку.
  5. Рассматривая внешнее строение каждой экологической группы, выявить черты приспособленности к среде их обитания.
  6. Зарисовать в рабочих тетрадях представителей каждой экологической группы.
  7. Провести наблюдения за передвижением, дыханием и питанием гидробионтов. Результаты наблюдений занести в полевой дневник.

Камеральные исследования:

  1. Рассмотреть и определить планктонные организмы под микроскопом, приготовив микропрепараты. Зарисовать типичных представителей.
  2. Составить несколько цепей питания водного биоценоза.
  3. Определить процентное соотношение зоопланктона и фитопланктона в пробе.
  4. Сделать общий вывод.

Приложения к работе:

1) Экологический марафон «Чистая вода – для всех!» (Приложение 1);

2) Ресурсный психотренинг «Дом моей души» (Приложение 2);

3) Ролевая игра «Питание, производство пищевых продуктов и здоровый образ жизни» (

Очень часто юные исследователи, особенно юноши, не придают должного внимания оформлению работы, между тем этот этап является не менее, а иногда и более важным, чем сбор и обработка данных. Ведь любая научная работа имеет смысл только тогда, когда с ней познакомятся и должным образом оценят другие люди. Без представления работы она имеет значение только для самого исследователя и превращается просто в хобби. В отечественной науке до недавнего времени этому вопросу уделялось недостаточное значение, однако теперь положение начинает исправляться. Ведь при огромном потоке научной информации у ученых часто просто нет времени, чтобы подробно ознакомиться с определенной научной работой.

Поэтому любая работа должна сразу привлечь к себе внимание, в ней должны быть ярко выделены главные моменты: актуальность, новизна, практическое значение, результаты внедрения в практику. Работа должна быть наглядной и броско иллюстрированной. При выступлении на научной конференции уже после первых слов докладчика слушателям должно быть ясно, о чем идет речь, и что следует ожидать от представляемой работы.

Однако следует предостеречь и от другой крайности: если за красиво разрисованными плакатами и иллюстрациями нет ничего интересного, научный доклад или отчет оказывается похожим на новогоднюю елку, украшенную пустыми безделушками.

Начинать надо с названия работы. Нередко бывает так, что первичное наименование темы исследования меняется, и неоднократно, в ходе самого исследования. Окончательное название должно абсолютно правильно отражать содержание работы и быть предельно конкретным. Например, если вы изучаете загрязненность близлежащего пруда, не стоит называть вашу работу, например, так: “Исследование проблемы загрязнения городских водоемов”. Если вам нравятся подобные названия, то необходимо уточнение, скажем, такое: “на примере пруда № 1 Петропавловского каскада г. Ярославля” и т.п.

При оформлении работы ее лучше всего набрать на компьютере и распечатать на хорошем принтере. Кроме того, что это в несколько раз сэкономит время, в ходе такой работы ее автор развивает навыки работы с такими совершенно необходимыми любому исследователю программами, как “MS Word” и “MS Excel”, которые позволяют применять любые иллюстрации, автоматически строить графики и т.д.

Если компьютера нет, его можно заменить пишущей машинкой. В крайнем случае допускается просто рукописная работа, однако почерк должен быть четким, ясным, легко читаемым.

На титульном листе работы должно быть указано название работы, автор, научный руководитель, учреждение, в котором она выполнена (лаборатория, кружок, школа). Другие специальные требования к титульному листу работы обычно оговариваются тем учреждением, куда она представляется. Не следует украшать титульный лист разнообразными рисунками, вырезанными картинками, открытками, витиевато выполненными надписями и проч. Это выглядит очень уж по-детски и не свидетельствует о хорошем вкусе автора.

Текст должен быть чистым, без помарок. Если слово или фраза были написаны неправильно, следует переписать весь лист, в крайнем случае зачеркнуть их, но не в коем случае не заключать в скобки - это неграмотно! Требования к грамотности в научном и литературном труде одинаковы.

Язык работы должен быть научным. Что это значит? Нельзя применять разнообразные литературные вольности, призванные воздействовать на чувства читателя. То, что вы хотите сообщить, должно одинаково и однозначно восприниматься любым читателем. Требование научной точности не так просто выполнить, как кажется. Известна шутка по этому поводу. Нельзя писать “слоны под Москвой не водятся”. Надо: “слоны под Москвой не встречены”.

Любая естественнонаучная работа пишется примерно по одному плану. Он обычно включает в себя: 1. Введение. 2. Обзор литературы. 3. Материал и методика. 4. Результаты и обсуждение. 5. Заключение и выводы. 6. Список использованной литературы. Такой план может незначительно меняться, но в целом остается неизменным для научных трудов во всем мире. Разберем их по отдельности.

Введение. Оно является первой главой работы и вводит читателя в курс дела: во введении необходимо отразить актуальность, новизну и практическую ценность изучаемой проблемы, сформулировать цели и задачи настоящей работы, обосновать их, попытаться убедить читателя в своих взглядах на эти вопросы. Введение показывает, насколько свободно автор владеет темой работы, его общую эрудицию. Необходимо учитывать, что достаточно часто занятые читатели из всей работы просматривают только введение и основные выводы. Из этого становится ясна особая важность именно введения. Ведь если оно написано плохо, читатель может просто отложить вашу работу в сторону.

Цель работы должна быть сформулирована конкретно, а не в общих словах. Например, нельзя писать “Цель нашей работы - изучить поведение чаек”. Здесь содержатся сразу две неточности. Во первых, каким видом чаек собрался заниматься автор? Во-вторых, поведение их достаточно сложно: бывает поведение на кормежке, при гнездовании и размножении, иерархическое поведение, отношения между молодыми особями и их родителями и т.д. и т.п. Кроме этого, поведение птиц и чаек в частности зависит от времени года, от места наблюдения и др. Поэтому изучать поведение чаек вообще - нельзя.

Еще одна типичная ошибка, характерная для школьников при написании вступления, состоит в следующем. Вместо научной цели ставится цель учебная, интересная только для самого исполнителя. Например, так: “Мы решили научиться выращивать астры на пришкольном участке”. Конечно, такая цель заслуживает всяческого поощрения, однако науки здесь никакой нет. Вот после того, как вы научитесь выращивать астры, можно с ними проводить какие-то исследования, а пока такая работа научной не является.

Обзор литературы. Довольно часто, если литературы немного, обзор литературы объединяют с главой “Введение”, это дело вкуса автора. Литературный обзор дается для того, чтобы ввести читателя в курс дела, показать, что сделано по данной проблеме другими авторами, отразить свою эрудицию по теме исследования, показать, что тема вашей работы изучена недостаточно или не изучена совсем, и вы не собираетесь “изобретать велосипед”.

При написании литературного обзора необходимо помнить о следующем. Нельзя механически переписывать фразы из разных книг и статей. Такое переписывание называется плагиатом (литературным или научным воровством) и может даже наказываться в соответствии с законами об авторских правах. Поэтому интересующие автора литературные сведения должны быть изложены его словами. Занятие это довольно трудное. Автор должен сравнить, сопоставить разные точки зрения на предмет своего исследования, предложить свои толкования этих воззрений, отметить их слабые и сильные стороны, изложить свой взгляд на проблему. Если необходимо сделать дословную цитату какого-то автора, необходимо цитируемый текст взять в кавычки и указать его источник (книгу, журнал и т.д. с указанием издательства, года, тома, номера журнала, страницы) чтобы любой читатель мог проверить его подлинность. Если вы цитируете не по первоисточнику, надо написать “цитировано по...”.

В обзоре литературы не надо писать все, что вы нашли по интересующему вас предмету, а только то, что напрямую относится к теме вашей работы. Например, если вы изучаете поведение птиц, не следует подробно описывать их анатомию, строение гнезда и т.д.

Материал и методика. В этой главе описывают, где, когда и кем, как проводились наблюдения и опыты, сколько их было проведено, с какой точностью проводились измерения и подсчеты, какие способы обработки данных использовались. Если использовались какие-либо стандартные методики, не всегда имеет смысл их подробно описывать, так как многие из них общеизвестны. Если методика была разработана или модифицирована самим автором в процессе работы, необходимо подробно описать как исходную методику, так и изменения. которые были в нее внесены. Надо обосновать причину этих изменений и возможности, открываемые измененной методикой.

Вообще, методический раздел работы необходимо описывать подробно, так как часто неправильное описание применения методики служит основной почвой для критики работы. Очень полезно вместо подробного словесного описания места наблюдения приложить его карту-схему с отмеченными точками наблюдений и фотографии этих мест. Материал, использованный в работе, полезно привести в форме таблиц.

Результаты и обсуждение. Этот раздел работы не предусматривает переписывания дневника наблюдения или протокола опытов. Если публикация этих материалов необходима, то это надо сделать в конце работы в виде “Приложения” и в тексте “Результатов и обсуждения” делать на них ссылки. В работе должен быть представлен уже обработанный и осмысленный материал.

Наиболее просто это делается в фаунистических или флористических исследованиях. Допустим, велись наблюдения за видовым составом птиц городского парка. В этом случает приводится список видов в систематическом порядке и про каждый вид сообщаются какие-либо сведения. При этом важно отделить собственные наблюдения от взятых из литературы.

В экспериментальных или экологических работах иногда случается, что школьник стремится свести все результаты в одну или несколько таблиц, графиков или диаграмм и тем ограничиться. Это неправильно. Кроме таблиц и другого иллюстративного материала, результаты должны быть обязательно описаны словесно, со ссылками на эти иллюстрации. Именно в обсуждении полученных результатов и проявляется как бы “научное лицо” их автора, его индивидуальность, способность обобщать и делать заключения.

Порядок обсуждения результатов обычно следующий. Вначале излагаются самые общие закономерности, затем более частные. Например, при сравнении поведения хомяков и мышей вначале надо сказать несколько слов о том типе поведения млекопитающих, который вы изучаете вообще, затем грызунов в целом, и в конце - конкретных видов хомяков и мышей, с которыми ставились опыты.

Очень часто полученные результаты необходимо бывает сравнить с уже имеющимися в литературе. При этом автор в каких-то моментах обычно подтверждает литературные данные, а в каких-то может их опровергать. Самое важное при опровержении данных - убедительная аргументация. Для этого иногда приходится ставить дополнительные эксперименты или проводить более широкие наблюдения. Если такие дополнительные исследования не проводились, надо особо оговорить их необходимость, например: “...в результате проведенных работ оказалось, что наши данные нуждаются в дополнительной проверке, которая будет предметом наших дальнейших исследований в... году”.

Вообще, при написании “Результатов...” большое значение имеет выделение личных достижений и мыслей автора, особенно тех, которые сделаны им впервые (новизна исследования). Главная задача этой главы - убедить читателя в справедливости выводов, которые делаются в конце работы.

Не следует перегружать текст специальными терминами, стремясь к наукообразности. Никогда не употребляйте слов, значения которых сами не понимаете; надо стараться применять только общеизвестные научные термины. С другой стороны, излишнее упрощенчество может вредить делу.

Выводы. Выводы - это краткое повторение результатов исследования, сформулированное в сжатой форме и без приведения доказательств, обычно пронумерованное, например:

“В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . “ и т.д.

Первым надо располагать самый важный вывод, а далее располагать их в порядке убывания важности.

В “Выводах” можно привести и перспективы дальнейшей разработки темы данного исследования, если она имеется, и указать методы, которыми она будет осуществляться.

Избегайте следующей достаточно распространенной ошибки: выводы не должны быть кратким изложением работы или ее раздела “результаты и обсуждение”.

Список литературы. Значение этой обязательной части работы школьниками обычно недооценивается. Список литературы содержит перечисление всех упоминанавшихся в тексте статей и книг. Он нужен для того, чтобы любой читатель мог найти любую книгу или статью по приведенным в списке данным. Список составляется по определенному стандарту, который можно найти в любой научной статье.

Статьи и книги в списке располдагаются обычно в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Если авторов несколько, место определяется фамилией первого из них. Обычно применяется такой порядок записи: фамилия, инициалы, название книги, место издания (город), название издательства, год. Если речь идет о статье, порядок следующий: фамилия, инициалы; название статьи; журнал, том, номер, год, страницы.

Когда список литературы большой, он обычно нумеруется. Если в списке есть работы на иностранных языках, они следуют за списком русской литературы в порядке латинского алфавита.

Во избежание конфуза в список следует включать только те работы, которые автор прочитал сам.

Иллюстрации. Все таблицы и рисунки (фотографии тоже называются рисунками) должны иметь единую нумерацию. На каждую табллицу или рисунок должна быть ссылка в тексте.

Иллюстрации можно приводить в соответствующих местах текста или в конце работы. Как сделать - дело вкуса автора. Важно только соблюдать следующее правило: таблицы и рисунки должны следовать друг за другом в порядке нумерации, причем в том же порядке их надо упоминать и в тексте. Качество иллюстраций - лицо работы. Поэтому надо стремиться, чтобы все они были сделаны как можно лучше.

Все иллюстрации должны быть нужными, отражать только саму работу, а не личность исполнителя.

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ВОСТОЧНЫМИ ЕДИНОБОРСТВАМИ НА

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ

ПОДРОСТКОВ

А.Л. Сивков

В статье приведены результаты исследования влияния занятий восточными

единоборствами на формирование ценностно-мотивационной сферы подростков.

Показано, что занятия подростков восточными единоборствами являются одним из

эффективных способов формирования ценностно-мотивационной сферы подростков с целью предотвращения формирования у них девиантных форм поведения, развития и закрепления у подрастающего поколения адекватных, социально-одобряемых ценностей и мотивов деятельности.

Ключевые слова: ценности, мотивы, ценностно-мотивационная сфера, восточные единоборства, подростки.

The influence of oriental combat sports training on the formation of value-motivational sphere of teenagers. The results of the study the influence of oriental combat sports training on the formation of value-motivational sphere of teenagers are presented. It is shown that oriental combat sports training are an effective way of forming value-motivational sphere of teenagers in order to prevent the formation of their deviant behavior, development and consolidation of the younger generation of adequate, social values and motives of approved activities.

Key words: values, motives, values and motivational sphere, martial arts, teenagers.



В современном российском обществе остро стоит проблема девиаций среди подростков. Все более широкое распространение получают такие формы девиантного поведения, как алкогольная и наркотическая зависимость, асоциальное поведение, подростковая преступность, приверженность молодежным субкультурам. Это является следствием существующих дефектов социализации подрастающего поколения, таких как нарушения в системе детско-родительских отношений, ослабления воспитательного, социализирующего потенциала как современной общеобразовательной школы, так и дополнительного, внешкольного образования, употребление алкоголя родителями и др. В результате неправильной социализации происходит деформация ценностно-мотивационной сферы подростков.

Ценности человека являются основанием для выбора того или иного поведения в социальной среде. В отечественной психологии можно выделить несколько подходов к пониманию ценностных ориентаций.

Ряд авторов, изучающих личность в связи с установками, отмечают, что понятие «ценностные ориентации» близко к таким понятиям, как установки, потребности, интерес и отражает установку личности на те или иные материальные или духовные ценности, существующие в обществе (Давыдова К.Д., Здравомыслов А.Г., Кон И.С., Ядов В.А. и др.). Идеи о родстве потребностей и ценностей представлены в работах Алишева Б.С., Ленгле А., Николаевой И.А., Шакурова Р.Х. и др.

Авторы, изучающие психологические отношения личности, под ценностями личности понимают как осуществляемый во взаимодействии план личностных отношений. Отношение свидетельствует о субъективности, пристрастности человека, избирательности предпочтения одних ценностей другим (Грузд Л.В., Грязнов А.Н., Мясищев В.Н., Рогов М.Г. и др.).

Авторы, рассматривающие личность в связи с анализом ее деятельности, характеризуют ценности как устойчивые, внеситуативные обобщенные мотивационные образования, функцией которых является опосредованное побуждение к деятельности через порождение конкретноситуативных мотивов (Зубова Л.В., Карандашев В.Н., Леонтьев Д.А., Нурлыгаянов И.Н. и др.).

Исследованию ценностей учащихся различного уровня профессионализации посвящены работы Б.С. Алишева, С.П. Дырина, В.Т. Лисовского, П.Н. Осипова, М.Г. Рогова, Р.Х. Шакурова и др. .

Как отмечают многие исследователи, ценности, с одной стороны, определяют процесс познания человеком социального мира, с другой стороны, осуществляют регуляцию поведения человека в социальной среде. То есть «ценности, организуемое ими познание и мотивируемое ими поведение, задают важнейшие смыслы человеческой жизнедеятельности» .

Ценностно-мотивационная сфера личности выступает как сложная иерархизированная совокупность ценностей, мотивов и ее отношений к действительности. По своей сути здесь прослеживается взаимосвязь деятельности и ценностных ориентаций личности .

Ценностно-мотивационной сфере личности присущи все структурные компоненты системы:

общие интегративные свойства, целостность, структурность, многомерность и множественность, иерархичность и динамичность . Если “положить” выделенные компоненты системы на ценностно-мотивационную сферу подростков, то можно отметить:

1. Общие интегративные свойства, т.е. ценности и мотивы, выделенные в целом для всей социальной группы, будут отличаться от свойств образующих ее компонентов, т.е. от конкретных ценностей и мотивов.

2. Ценности и мотивы структурированы, т.е. им присуща вполне конкретная форма организации, включающая в себя разнообразные формы и способы взаимосвязи и взаимодействия элементов.

3. Система ценностей и мотивов обладает целостностью, ибо включает в себя конкретные ценности и мотивы.

4. Системе ценностей и мотивов присуща многомерность и множественность, так как в нее могут включаться ценности и мотивы различных видов жизнедеятельности (профессиональных, учебных и т.д.). Этот показатель отражает, прежде всего, развитость содержания ценностей и мотивов.

5. Ценностям присуща иерархичность, проявляющаяся в зависимости от гендерных особенностей и социально-демографических характеристик. Под иерархичностью мы будем понимать доминирование определенных ценностей и мотивов внутри выделенных нами для анализа групп подростков.

6. Ценности и мотивы имеют тенденцию к изменениям в зависимости от возраста и конкретной ситуации. Ценности и мотивы носят как устойчивый, так и ситуативный характер. Все они имеют как общие проявления, свойственные всем представителям данной социальной группы, так и отличные, связанные с конкретными ситуациями жизнедеятельности. Здесь мы особо отмечаем, что достижение вполне конкретной ценности может привести к тому, что она снизит свою значимость в дальнейшем, уступит место другой ценности. Но она не “пропадет”, а включится в “системную детерминацию” и будет выступать в роли внутреннего фактора и предпосылки образования новой ценности .

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что ценности и мотивы лежат в основе любого поведения. Ценности дают ответ на вопрос «ради чего?», «какой смысл…?», а мотивы отвечают на вопросы «почему?», «зачем?» совершено то или иное действие, реализуется то или иное поведение. Ценностно-мотивационную сферу личности, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Ценностно-мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.

Необходимо искать эффективные пути коррекции ценностно-мотивационной сферы подростков с целью предотвращения формирования у них девиантных форм поведения, развития и закрепления у подрастающего поколения адекватных, социально-одобряемых ценностей и мотивов деятельности.

Занятия восточными единоборствами считаются очень распространенным в среде современных подростков способом самовоспитания. Увлечение подростков единоборствами связано не только с возможностью развития у себя физических и волевых качеств, ни и с возможностью приобщиться к культуре Востока, в которой сильный акцент делается на формирование социально-одобряемых ценностей и мотивов поведения. И если в обычной физкультурно-спортивной деятельности происходит интенсивное физическое и волевое становление личности, то при занятиях восточными единоборствами происходят изменения в картине мира, в ценностно-мотивационной структуре личности, что является важнейшим элементом социализации в подростковом возрасте.

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных истории, философии и методике обучения боевым искусствам (С.В. Биджиев, С.А. Иванов-Катанский, И.В. Оранский, В.Д. Осокин, М. Ояма, Г. Фунакоси и др.) показал, что в них практически не определены теоретические основы формирования ценностно-мотивационной сферы подростков средствами восточных боевых единоборств, недостаточно изучен потенциал восточных единоборств в формировании социально-одобряемых ценностей и мотивов деятельности, поведения у подростков.

Таким образом, противоречия между потребностями системы дополнительного образования в научно-методическом обеспечении процесса формирования ценностно-мотивационной сферы подростков, занимающихся восточными единоборствами, и недостаточной теоретической и эмпирической разработанностью данного вопроса, обуславливают актуальность темы нашего исследования.

Объектом нашего исследования явились подростки, занимающиеся восточными единоборствами.

Предмет – особенности ценностно-мотивационной сферы подростков, занимающихся восточными единоборствами.

В 2011 году в г. Казани нами было проведено исследование, в котором приняло участие 44 подростка, занимающихся в секциях восточных единоборств, и 47 подростков, не занимающихся восточными единоборствами.

При изучении ценностных ориентаций подростков, занимающихся восточными единоборствами, мы опирались на понимание ценностей как мотивационных целей, которые они выражают .

Исследование проводилось с использованием методики для изучения ценностей личности Ш.Шварца, адаптированной Карандашевым В.Н., Реттгес С.В., Методики диагностики полимотивационных тенденций в Я-концепции личности С. М. Петровой и методики изучения школьной мотивации (W.Henning).

В результате статистической обработки полученных в ходе исследования данных с помощью Ткритерия Стъюдента, у подростков, занимающихся и не занимающихся восточными единоборствами, были выявлены достоверные различия средних показателей по таким элементам ценностно-мотивационной сферы на уровне индивидуальных приоритетов, как конформность (t = 2,64, р 0,01), традиции (t = 2,90, р 0,01) и универсализм (t = 2,32, р 0,05). Это говорит о том, что подростки, занимающиеся восточными единоборствами, более, чем их сверстники, ограничивают свои действия и побуждения, которые могут причинить вред другим или привести к конфликтам. Для них важно гармонично взаимодействовать с другими людьми, подавляя свои асоциальные наклонности. Такие подростки более уважительно относятся к обычаям и традициям, сложившимся в обществе, следование традициям для них означает принадлежность к данному обществу, к его культуре. Также они больше своих сверстников, не занимающихся восточными единоборствами, настроены на понимание других людей, терпимость, благодарность и поддержание благополучия как окружающих их людей, так и общества в целом, у них более выражена потребность в красоте, гармонии и справедливости. Причем, так как эти достоверные различия выявлены на уровне индивидуальных приоритетов, а на уровне нормативных идеалов достоверных различий между двумя этими группами подростков не выявлено, мы можем говорить о том, что данные особенности подростки, занимающиеся восточными единоборствами, не только декларируют как ценности, но и проявляют в своем поведении.

Что качается различий в мотивационной направленности подростков двух изучаемых групп, то выявлены достоверные различия средних показателей по шкале трудовой мотивации (t = 2,02, р 0,05), что указывает на то, что подростки, занимающиеся восточными единоборствами для достижения своих целей готовы больше и упорнее трудиться, чем их сверстники, не занимающиеся данным видом спорта.

Таблица 1.

Значимые достоверности различий средних показателей по школьной мотивации у подростков, занимающихся и не занимающихся восточными единоборствами.

–  –  –

Значимые достоверности различий средних показателей по мотивации к учебе в школе представлены в таблице 1.

Из таблицы видно, что для подростков, занимающиеся восточными единоборствами, в процессе учебы в школе более, чем для их сверстников, не занимающихся восточными единоборствами, важно одобрение их знаний и поведения со стороны учителей. Они более заинтересованы в получении знаний, им интереснее учиться, причем они понимают, что хорошие знания принесут им уважение со стороны одноклассников, сделают их лидерам в своем коллективе. Они разделяют интересы одноклассников, участвуют в жизни класса, для них важно ощущать принадлежность к своему школьному коллективу. Также они получают больше удовольствия от учебы в школе, чем подростки, не занимающиеся восточными единоборствами.

На основании изложенных выше результатов исследования можно сделать следующие выводы:

1. Занятие восточными единоборствами способствует формированию у подростков социально направленных ценностных ориентаций, направленных на интересы как своей группы, так и общества в целом, и подчеркивающих возможность сохранения стабильности за счет добровольного самоограничения и подчинения, потребности в гармонии и справедливости.

2. Занятия восточными единоборствами ориентируют подростков на труд для достижения своих целей, а также значительно усиливают и расширяют их мотивацию к учебе в школе.

Следовательно, занятия подростков восточными единоборствами являются одним из эффективных способов формирования ценностно-мотивационной сферы подростков с целью предотвращения формирования у них девиантных форм поведения, развития и закрепления у подрастающего поколения адекватных, социально-одобряемых ценностей и мотивов деятельности. В системе дополнительного образования важно сделать акцент на создание у подростков интереса и широких возможностей для занятий данным видом спорта.

Литература:

Грязнов А.Н. Терциарная социализация: дисс… док. псих. наук / А.Н. Грязнов. Ярославль. 2007.

Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое 2.

руководство. Спб, изд-во РЕЧЬ. 2004. 72 с.

Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре // 3.

Психологический журнал. 2001. Том 22. №3. С. 26.

Рогов М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального 4.

Чеверикина Е.А. Ценностные ориентации студентов, склонных к зависимости от психоактивных 5.

 


Читайте:



Африка полезные ископаемые

Африка полезные ископаемые

Предварительный просмотр:Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...

Презентции на тему афганистан, афганская война, скачать бесплатно к классному часу

Презентции на тему афганистан, афганская война, скачать бесплатно к классному часу

Презентация "Афганская война 1979-1989 гг" предназначена для расширения знаний обучающихся об одной из трагических страниц истории СССР. Изложенный...

Что помешало спасти "титаник"

Что помешало спасти

Океан. Выпуск тринадцатый Баранов Юрий Александрович «Самсон», эскадренный миноносец. «Самсон», эскадренный миноносец. В октябрьские дни...

Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать

Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать

Валентина Меняйленко Проект по литературному чтению в 4 классе «Они защищали Родину» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение...

feed-image RSS