Главная - Бах Ричард
«Жизненная философия Гобсека. Биография Гобсек подробное краткое содержание

Парижский свет после Реставра-ции представлял собой довольно пестрое общество. Крупнейшие буржуазные воро-тилы, ценой золота и брачных контрактов, прони-кали в среду потомственных аристократов, которые постоянно нуждались в их капиталах. «Голубая кровь», одержимая властью денег и жаждой рос-коши, охотно поступалась своими сомнительными аристократическими принципами ради «больших де-нег», допуская в свой круг новоявленную знать. Это явление, характерное для парижского света эпохи Реставрации, мастерски воспроизведено Бальзаком на страницах повести «Гобсек». «Господину де Ресто нужно быть очень богатым, чтобы такая семья, как наша, согласилась породниться с его матерью»,— совсем в духе своего времени заявляет виконтесса де Гранлье. Только в этом случае потомственный аристократический род согласен допустить в свой круг молодого дворянина, в жилах которого течет кровь вермишельщика Горио.

Представители этого общества составляют основ-ную клиентуру ростовщика Гобсека. Держа в своих руках судьбы многих из них, он в то же время понимает, что в их глазах ростовщик — существо низшего порядка, к услугам которого обращаются лишь в случае крайней необходимости. Видя нич-тожность этих людей, жалкую беспомощность их претензий на моральное превосходство и исклю-чительность, прикрытую аристократической спесью, Гобсек держится перед ними с благородным досто-инством. В ответ на оскорбление Максима де Трая он хладнокровно достает пистолеты и как равный равному предлагает светскому щеголю драться, на-слаждаясь при этом его испугом.

Прекрасно разбираясь в людях, он оценивает их без-ошибочно и быстро. Впервые увидев Максима де Трая, Гобсек «прочел на его лице всю будущность графини» де Ресто. Максим де Трай и графиня де Ресто ради денег «готовы с головой окунуться в грязь». Даже у Гобсека они вызывают брезгливое чувство.

«Кумир света» Максим де Трай для Гобсека всего лишь «субъект, внушающий... презрение, все-знайка и круглый невежда,.. бретёр, больше испачканный грязью, чем запятнанный кровью». Называя Максима де Трая «блестящим соединительным зве-ном между обитателями каторги и людьми высшего света», Бальзак с убийственной иронией перечисля-ет «достоинства» этого кумира парижских салонов: «Он неподражаемо носит фрак, неподражаемо пра-вит лошадьми, запряженными цугом. А как Максим играет в карты, как он кушает и пьет! Такого изящества манер в целом мире не увидишь. Он знает толк и в скаковых лошадях, и в модных шляпах, и в картинах. Женщины без ума от него. В год он проматывает тысяч сто, однако не слы-хать, чтобы у него было захудалое поместье или хоть какая-нибудь рента. Это образец странству-ющего рыцаря нашего времени — странствует же он по салонам, будуарам, бульварам нашей сто-лицы...»

Однако эти два антипода — Гобсек и Максим де Трай — намертво связаны между собой крепкими узами общественных отношений. И по сути рос-товщику нечего возразить на циничное замечание, которое Максим де Трай бросает в лицо Гобсеку: «Да если б не расточители, что бы вы делали? Мы с вами друг для друга необходимы, как душа и тело».

Власть золота в том мире, в котором они живут, определяет их характеры и взаимоотношения. Но для Гобсека, по крайней мере до тех пор, пока он не впадает в старческий маразм, деньги — всего лишь товар, позволяющий ему все купить. Для потомственного же дворянина Максима де Трая де-ньги — это то, за что можно выгодно продать даже самого себя. Поэтому он уверен в себе до тех пор, пока знает, что его хотят купить. И пока на таких, как он, в высшем свете будет спрос, «векселя его всегда будут оплачены».

Жажда роскоши и наслаждений гонит этих знат-ных господ к ростовщику. Эта жажда «заставляет их достойным образом красть миллионы, продавать родину» — с презрением констатирует Гобсек. И эта же ненасытная жажда оказывается сильнее любых, далее самых святых, чувств. Великолепная краса-вица, изящная светская дама графиня Анастази де Ресто, напоминающая «одну из прекрасных Иродиад кисти Леонардо да Винчи», поражает чита-теля контрастным несоответствием внешней кра-соты и внутренней пустоты. Ее эгоизм и чванство, аморальность и жестокость по отношению к членам собственной семьи вызывают у Гобсека мстительное чувство удовлетворения, когда в доме графини он произносит свой внутренний монолог: «Плати за всю эту роскошь, плати за свой титул, плати за свое счастье... для охраны своего добра богачи изобрели трибуналы, судей, гильотину... Но для вас, для людей, которые спят на шелку и шелком укрываются, существует кое-что иное: укоры со-вести, скрежет зубовный, скрываемый улыбкой, хи-меры с львиной пастью, вонзающие клыки вам в сердце». Материал с сайта

Призрак нищеты приводит графиню де Ресто в исступление. Куда только девается ее мнимая во-спитанность, утонченность, великосветские манеры, когда в поисках документов, которые могут ли-шить ее состояния, она превращается в фурию, готовую на любую подлость. «Лишь только граф испустил дыхание, его жена взломала все шкапы, все ящики письменного стола, и ковер вокруг нее густо устилали обрывки разорванных писем, шка-тулки были сломаны, портфели разрезаны — везде шарили ее дерзкие руки... Труп графа де Ресто лежал ничком, головой к стене, свесившись за кровать, презрительно отброшенный, как один из тех конвертов, которые валялись на полу, ибо он теперь был лишь ненужной оболочкой... Подушка была сброшена, и на ней еще виднелся след жен-ского ботинка».

Сцена в кабинете умершего графа — это беспо-щадный приговор Бальзака той внутренней пустоте, которую люди круга графини де Ресто и Максима де Трая пытаются прикрыть дворянским происхож-дением и «достойным образом» украденными мил-лионами. Пророческими по отношению к графине де Ресто оказались и слова покойного графа: «Вы были плохой женой, плохой дочерью, вы будете плохой матерью...»

Поставив в своей повести представителей дво-рянства рядом с буржуазией, Бальзак блестяще по-казал не только их взаимный антагонизм, но и их взаимную заинтересованность в существовании друг друга. Гениальный художник реалистически точно отразил в художественных образах повести сущность отношений, определивших облик эпохи Реставрации во Франции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • каким видят гобсека его клиенты
  • характеристика образу анастазі де ресто
  • максим де трай гобсек характеристика
  • монолог гобсека
  • образ графини анастази де ресто

Гобсек краткое содержание

Гобсек (фр. Gobseck) роман Оноре де Бальзака , напечатанный впервые в 1830. Позже роман вошел в цикл «Человеческая комедия» как часть «Сцен частной жизни». Основной темой произведения является власть денег, а основным персонажем, вокруг которого построена фабула ростовщик Гобсек . Роман сначала был напечатан в 1830 частями в журнале «Ля Мод» под названием «Ростовщик», затем отдельным томом в издательстве мадам Делоне под новым названием «Опасность непослушания». В 1835 название изменилось на «Батюшка Гобсек», нынешнее название «Гобсек» утвердилась с выходом в свет «Человеческой комедии» в 1842. Роман многоплановый. На поверхности рассказ о браке Камиллы де Гранлье, дочери виконтессы де Гранлье, с графом Эрнестом де Ресто, другая тема — изображение жажды, которую олицетворяет ростовщик Жан-Эстер де Гобсек, но более всего это картина всего общества, в котором господствуют деньги. Действие происходит в период Реставрации Бурбонов, примерно в 1829. Аристократия в то время вернула себе положение утраченное во время Французской революции, но в обществе правили деньги. Богатая буржуазия стремилась породниться с разоренным дворянством, все покупалось и продавалось. Тема поклонения денегам выходит в романе на первый план.Рассказ начинается в салоне мадам де Гранлье разговором хозяйки с семейным адвокатом Дервилем. Дервиль слышал разговор мадам де Гранлье со своей дочерью Камиллой, и узнал, что Камилла влюблена в молодого Эрнеста де Ресто, сына Анастасии де Ресто, при рождении Горио. Мадам де Гранлье недовольна этой любовью, поскольку мать Эрнеста растратчица, связана незаконной связью с Максимом де Траем, ради которого растратила свое состояние. Впрочем, это только отговорка, настоящая причина в том, что у Эрнеста нет денег.
Дервиль приходит на помощь Камилле — Эрнест недавно сумел вернуть себе семейное наследство. Рассказ о том, как это произошло, возвращает читателя во времена, когда молодой начинающий адвокат Дервиль, познакомился с Жаном-Эстер де Гобсеком, ростовщиком. Эти два персонажа появляются во многих романах «Человеческой комедии», хотя бы в виде упоминаний: «Полковник Шабер», «Блеск и нищета куртизанок» и других.
Дервиль познакомился с Гобсеком давно, когда они оба жили в одном дешевом пансионе. Гобсек уже тогда жил нелюдимом и разговаривал только с Дервилем, рассказывая ему истории из своего ремесла, приправленные циничной философией. Впоследствии Дервиль сумел выкупить адвокатскую контору, взяв под грабительские проценты ссуду у Гобсека.
Дервиль продолжает свой рассказ, повествуя о том, как он познакомил с Гобсеком франта Максима де Трай, который надеялся занять у ростовщика деньги. Гобсек отказался дать ссуду графу, несмотря на его 300 тыс. франков долгов и ни су за душой. Максим де Трай, впрочем, привлек к делу женщину, свою любовницу, графиню де Ресто. Ему удалось наигранными страдания уговорить графиню взять у Гобсека заем, с неоправданно большим залогом.
Муж графини узнал об афере и явился к Гобсеку, требуя вернуть залог. Гобсек советует графу спрятать деньги от жены-растратчицы, передав имущество надежному человеку, в качестве которого предлагает себя. Посредником в деле выступает Дервиль.
Не получив от де Ресто расписки о фиктивности сделки с передачей имущества, Дервиль посещает графа. Тот тяжело болен. Графиня де Ресто делает все возможное, чтобы не допустить адвоката к мужу. Она уже разорвала отношения с Максимом де Траем. Не имея возможности встретиться с Дервилем, граф хочет передать документы сыну, но графиня препятствует и этому. Перед смертью графа де Ресто она на коленях умоляет у мужа прощения, но тщетно. Граф умирает, а на следующий день Гобсек с Дервилем застают в его доме страшную картину — графиня перевернула все вверх дном, ища завещание. Услышав шаги людей, она бросает в огонь документы, предназначенные Деривлю, вследствие чего Гобсек становится собственником всего имущества покойного.
Гобсек вступил во владение новыми поместьями. Дервиль обращался к нему с мольбой пожалеть графиню и ее детей, но ростовщик цинично отвечал, что «беда научит» — он вернет наследство Эрнесту только тогда, когда тот узнает цену деньгам и людям.
Рассказ Дервиля заканчивается его последним визитом к Гобсеку, когда тот уже умирал. Дервиль хотел еще раз попытаться упросить ростовщика, чтобы помочь молодым влюбленным. Под конец жизни жадность Гобсека превратилась в безумие — его дом стал свалкой накопленных вещей. Но старый скряга уже стоял на пороге смерти. Перед смертью он завещал все свое имущество Дервилю, а замок де Ресто возвращает Эрнесту. Таким образом Эрнест вернул свое имение.
Выслушав рассказ Дервиля виконтесса де Гранлье соглашается, Что да, если так, то Эрнест очень богат.

В 30-е годы Бальзак целиком обращается к описанию нравов и быта современного буржуазного общества. У истоков “Человеческой комедии" стоит небольшая повесть "Гобсек", появившаяся в 1830 г. Хотя внешне это как будто новелла целиком портретного плана, своего рода психологический этюд, она тем не менее заключает в себе все узловые моменты бальзаковского мировоззрения.

Новелла была наряду с романом излюбленным жанром Бальзака. При этом многие новеллы Бальзака построены не вокруг определенного центра - хотя в них повествуется иногда о весьма драматических перипетиях - а вокруг определенного психологического типа. В совокупности бальзаковские новеллы представляют собой как бы портретную галерею различных типов человеческого поведения, серию психологических этюдов. В общем замысле "Человеческой комедии" они - как бы предварительные разработки характеров, которых потом Бальзак уже в качестве героев выпускает на страницы своих крупных сюжетных романов.

И вот чрезвычайно показательно, что первым в этой галерее типов появляется Гобсек, ростовщик, одна из ключевых, главных фигур всего буржуазного века, как бы символ этой эпохи. Что представляет собой этот новый психологический тип? В нашей критической литературе, к сожалению, образ Гобсека часто истолковывается односторонне. Если не читать самой повести, а почитать иные критические суждения о ней, то нам представится образ этакого паука, высасывающего кровь из своих жертв, человека, лишенного всяких душевных движений, думающего только о деньгах, - в общем фигура эта, как можно себе представить, изображена Бальзаком с ненавистью и омерзением.

Но если вы внимательно прочтете саму повесть, вас, вероятно, несколько смутит категоричность этих жестко отрицательных суждений. Потому что в повести вы увидите и услышите зачастую нечто совершенно противоположное: рассказчик, вполне положительный и честный человек, адвокат Дервиль, говорит о Гобсеке, например, вот так: "Я глубоко убежден, что вне своих ростовщических дел он - человек самой щепетильной честности во всем Париже. В нем живут два существа: скряга и философ, существо ничтожное и возвышенное. Если я умру, оставив малолетних детей, он будет их опекуном". Повторяю, это говорит рассказчик, который явно выступает от лица автора.

Вот давайте присмотримся к этому странному персонажу. Гобсек, вне всякого сомнения, безжалостен к своим клиентам. Он дерет с них, что называется, три шкуры. Он "ввергает людей в трагедии", как говорилось встарь.

Но давайте зададим логический вопрос - а кто его клиент, с кого он берет деньги? В новелле фигурируют два таких клиента - Максим де Трай, светский хлыщ, игрок и сутенер, проматывающий деньги своей любовницы; сама любовница - графиня де Ресто, слепо влюбленная в Максима и обворовывающая мужа и детей ради любовника. Когда ее супруг тяжело заболевает, его первая забота - составить завещание так, чтобы деньги остались не жене, а детям; и тогда графиня, поистине теряя человеческий облик, ограждает кабинет умирающего графа неусыпным надзором, чтобы помешать ему передать завещание нотариусу. Когда граф умирает, она бросается к постели мертвеца и, отшвырнув труп к стенке, роется в постели!

Чувствуете, как это осложняет ситуацию? Ведь это разные вещи - грабит ли ростовщик Гобсек просто беспомощных, попавших в беду людей, или вот таких людей, как эти? Тут надо быть, видимо, осторожнее в оценке Гобсека, а то нам придется по логике вещей жалеть бедных Максима де Трайя и графиню де Ресто! Но, может быть, Гобсеку все равно кого грабить? Сегодня прижал графиню и Максима, завтра прижмет порядочного человека?

Нас уверяют, что он чуть ли не пьет кровь людскую, а он Максиму де Траю бросает в лицо: "У вас в жилах течет не кровь, а грязь". Он говорит Дервилю: "Я появляюсь у богатых как возмездие, как укор совести... "

Вот, оказывается, какой Гобсек-то! Но, может быть, это все демагогия, а на поверку Гобсек с таким же удовольствием обдирает и бедных и честных людей? Бальзак, как бы предвидя и этот вопрос, вводит в свою новеллу историю с белошвейкой Фанни - к ней Гобсек чувствует симпатию, увлечение.

Не надо обладать никаким особенным чутьем, чтобы увидеть, что речи героя здесь не лицемерны: они звучат совершенно искренне, они сочинялись Бальзаком для того, чтобы оттенить именно человеческую суть Гобсека! Правда, в этой же сцене Гобсек, расчувствовавшись, чуть не предлагает ей денег взаймы по минимальной ставке, "всего лишь из 12%", но потом передумывает. Это как будто звучит саркастически, но если вдуматься в ситуацию, она опять-таки сложнее. Потому что у Бальзака здесь нет насмешки - наоборот, здесь колеблется вся твердыня гобсековского существования! Он ростовщик, безжалостный будто бы персонаж, сам готов предложить деньги в долг, и он настолько забывается при виде Фанни, что готов потребовать минимальный в его понимании процент. Разве не очевидно, что здесь Бальзаку важно не поиздеваться над сентиментальностью Гобсека, а подчеркнуть именно всю его потрясенность - в нем заговорили явно человеческие, гуманные чувства! Его профессиональный инстинкт остался сильней, но любопытно, что и его отказ от этой идеи обусловлен не жадностью, а скепсисом, недоверием к людям: "Ну нет, образумил я себя, у нее, пожалуй, есть молодой двоюродный братец, который заставит ее подписывать векселя и обчистит бедняжку!" То есть Фанни одной Гобсек все-таки готов был оказать добро! Здесь перед нами не столько сарказм или сатира, сколько глубокое психологическое озарение Бальзака, здесь раскрываются трагические стороны человеческой психологии - даже стремясь сделать достойным людям добро, он не решается на этот шаг, потому что вся его психология уже отравлена недоверием к людям!

В сложности характера Гобсека, в недюжинных человеческих ресурсах его души убеждает нас весь сюжет повести. Ведь в конце ее именно Гобсеку доверяет умирающий граф де Ресто защищать своих детей от интриг собственной матери! Граф, стало быть, подразумевает в нем не только честность, но еще и человечность! Далее, когда Дервиль собирается основать собственную нотариальную контору, он решается попросить денег у Гобсека, потому что чувствует его дружеское расположение. Следует еще одна блестящая психологическая деталь - Гобсек просит у Дервиля минимальную в его практике сумму процентов, он сам понимает, что она все равно высока, и потому почти требует от Дервиля, чтобы тот поторговался! Он буквально ждет этой просьбы - чтобы опять-таки и самому не нарушить своего принципа (меньше 13% не брать). А вот попроси Дервиль, он еще больше снизит сумму! Дервиль в свою очередь не хочет унижаться. Сумма остается 13%. Но Гобсек уж, так сказать, безвозмездно организует ему дополнительную и выгодную клиентуру. А на прощание просит у Дервиля разрешения навещать его. Перед вами в той сцене опять не столько паук, сколько жертва собственной профессии и собственного недоверия к людям.

Так Бальзак с тончайшим психологическим мастерством обнажает перед нами тайные нервы этой странной души, "фибры сердца современного человека", как говорил Стендаль. Этот человек, будто бы несущий "зло, уродство и разрушение", в действительности сам глубоко ранен в душе. Его проницательный острый ум до предела холоден. Он видит царящее вокруг зло, но он еще убеждает себя, что он только это и видит: " Вот поживете с мое - узнаете, что из всех земных благ есть только одно достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это - золото".

Бальзак показывает нам тот путь мысли, который привел героя к такой этике, он показывает нам во всей ее сложности ту душу, которая исповедует такие принципы, - и тогда эти слова звучат уже трагически. Гобсек оказывается человеком глубоко несчастным; окружающее зло, деньги, золото - все это исказило его честную и добрую в основе натуру, отравило ее ядом недоверия к людям. Он чувствует себя совершенно одиноким в этом мире. "Если человеческое общение меж людьми считать своего рода религией, то Гобсека можно было назвать атеистом", - говорит Дервиль. Но в то же время жажда настоящего человеческого общения в Гобсеке не умерла совсем, недаром он так потянулся душой к Фанни, недаром он так привязывается к Дервилю и в скудную меру своих сил порывается делать добро! Но логика буржуазного мира, по Бальзаку, такова, что эти порывы чаще всего остаются именно мимолетными порывами - или приобретают гротескный, искаженный характер.

Другими словами, Бальзак рисует здесь не трагедию Максима де Трайя и графини де Ресто, попавших в лапы к пауку-ростовщику, а трагедию самого Гобсека, душу которого исказил, искривил закон буржуазного мира - человек человеку волк. Ведь как бессмысленна и трагична в одно и то же время смерть Гобсека! Он умирает совершенно одиноким рядом с гниющим своим богатством - умирает уже как маньяк! Его ростовщичество, его прижимистость не холодный расчет, а болезнь, мания, страсть, поглощающая самого человека. Не нужно забывать и о его мстительном чувстве к богатым! И не случайно, конечно, вся эта повесть вложена в уста Дервилю, который рассказывает ее в великосветском салоне, - эта история явно построена на том, что Дервиль пытается разубедить своих слушателей, во всяком случае рассказать им правду о жизни Гобсека. Ведь его слушатели знают эту историю от тех же гобсековских жертв -от того же Максима, от той же графини де Ресто. И у них, конечно, представление о Гобсеке такое же, как в цитированных мною выше критических суждениях - он злодей, преступник, он несет зло, уродство, разрушение, а Дервиль - адвокат по профессии - строит весь свой рассказ на смягчающих обстоятельствах. И вот так парадоксальным образом именно судьба Гобсека становится обвинительным приговором буржуазному обществу - его судьба, а не судьба Максима и графини де Ресто!

Но осознав это, мы осознаем и серьезный художественный протест Бальзака в этом образе. Ведь, вынося обвинительный приговор меркантильной этике, Бальзак в качестве главной жертвы и обвинителя выбирает, конечно, фигуру, не самую для этой роли подходящую. Даже если допустить, что были и такие ростовщики, то вряд ли можно допустить, что такая судьба ростовщика была характерной. Она, безусловно, исключение. Между тем, Бальзак явно подымает эту историю над рамками частного случая, он придает ей обобщающий, символический смысл! И вот для того, чтобы роль Гобсека как обвинителя общества выглядела правомерной, чтобы авторская симпатия к герою выглядела оправданной, автор не только дает тонкий психологический анализ души Гобсека (что мы видели выше), но и подкрепляет это своеобразной демонизацией образа. А это уже процедура чисто романтическая. Гобсек показан как гениальный, но зловещий знаток человеческих душ, как своего рода их исследователь.

Бальзак в сущности частную обыденную практику ростовщика возвышает до величественных размеров. Ведь Гобсек становится не только жертвой золотого тельца, но еще и символом огромной практической и познавательной энергии! И здесь в методику замечательного реалиста вторгается уже чисто романтическая манера изображения неотразимых демонических злодеев, в злодействе которых виноват мир. А не они сами.

Пройдет совсем немного времени, и Бальзак станет гораздо более однозначным и беспощадным в изображении буржуазных дельцов - таким станет образ старика Гранде. Но сейчас, в "Гобсеке", он еще явно колеблется в очень важном пункте - в вопросе о целенаправленности, о нравственной себестоимости буржуазной энергии.

Создавая фигуру всесильного Гобсека, Бальзак явно оттесняет на второй план аморальность конечной цели ростовщичества - выкачивание из людей денег, которых ты им, в сущности, не давал. Энергия и сила Гобсека интересует его еще сами по себе, и он пока явно взвешивает для себя вопрос, на благо ли эта практическая энергия. Потому он и отчетливо идеализирует, романтизирует эту энергию. Потому именно в вопросах конечной цели Бальзак ищет для Гобсека смягчающие обстоятельства, которые мистифицируют реальное положение дел - то у Гобсека это исследование законов мира, то наблюдение над человеческими душами, то месть богатым за их чванство и бессердечие, то некая всепоглощающая "одна едина венная страсть". Романтизм и реализм сплелись в этом образе поистине нерасторжимо.

Как мы видим, повесть вся соткана из глубочайших диссонансов, отражающих идейные колебания самого Бальзака. Обращаясь к анализу современных нравов, Бальзак еще во многом их мистифицирует, перегружая реалистический в основе своей образ символическими смыслами и обобщениями. В результате образ Гобсека выступает как бы в нескольких планах сразу - он и символ губительной власти золота, и символ буржуазной практической энергии, и жертва буржуазной морали, и еще - просто жертва всепоглощающей страсти, страсти как таковой, независимо от ее конкретного содержания.

«Гобсек» впечатляет глубоким смыслом и моральной подоплекой сюжета. Это произведение связано с романом Бальзака «Отец Горио», а некоторые герои промелькивают в других сочинениях французского писателя, например, в романе «Человеческая комедия».

История создания

Работая над литературным произведением, Бальзак тщательно формировал описание героев, поднимал волновавшие его проблемы и изобличал пороки. Жадность, тщеславие, лицемерие всегда попрекались автором. Помимо главной мысли повести, Бальзак раздумывал над тем, как придать произведению художественную изысканность. Он пытался сохранить убедительность характеристик, сделать так, чтобы герои, собранные в ансамбле произведения, олицетворяли современную автору эпоху.

Точная дата написания оспаривается историками. После смерти писателя нашли три редакции произведения, в которые он вносил правки в течение 18 лет. Основой для повести послужил короткий рассказ «Ростовщик», написанный Бальзаком на заказ для журнала «Модник». Он послужил основой для первой главы произведения под названием «Опасности беспутства». В 1832 году его перевели на русский язык, а уже в 1835 публика приняла обновленный вариант повести. Название сменилось на «Папаша Гобсек», ассоциировавшееся у читателей с наименованием «Отец Горио».

Нынешнее название Бальзак дал повести в 1848 году, когда в порыве вдохновения вновь вернулся к редактуре. Он убрал мягкое обращение «папаша», решив познакомить читателя с грубым и алчным ростовщиком с необычной биографией.


В обоих вариантах повести Бальзак обличал жертв денег и залогов, а также тех, кто располагал властью над ними в виде векселей. В сочинении Бальзака противопоставляются аристократы и простые слои населения; те, кто привык работать без отдыха, и те, кто умеет тратить золото, прожигая жизнь.

Искусствоведы предполагают, что «Гобсек» основан на реальных событиях, свидетелем которых был автор произведения. Повесть называют автобиографичной, усматривая параллели с личной жизнью Бальзака. Писатель обсуждает в своих произведениях значение денег, осуждая их всепоглощающую власть. Драматизм, который несут в себе мужские и женские образы, непредсказуемые коллизии, высокая степень морализма подкупают любого, кто знакомится с творчеством Бальзака вообще и повестью «Гобсек» в частности.

Биография


Все герои повести подробно описаны автором и имеют развернутые характеристики. Внешность Гобсека много говорит о персонаже. Старик с желтоватым лицом округлой формы и неприятными чертами не вызывает симпатии. Национальность героя скрывается. Его прошлое покрыто завесой тайны, но ясно, что жизнь ростовщика была насыщенной и многообразной. Гобсек утверждает, что человека делают сильным трудности и горе, они же повышают восприимчивость.

Анализ героя позволяет предположить, что в юности он был пиратом. Скупость и эгоизм помогли скопить некоторое состояние, которое он использовал, давая деньги под высокий процент. За неприступность и суровость старика звали «золотым истуканом». Гобсек был востребован в своей среде. После разделения «зон обслуживания» между городскими ростовщиками он стал работать с аристократами и представителями сливок общества. При этом в любой ситуации, сколь бы щекотливой она ни была, он оставался непреклонным в решениях.


Иллюстрация к книге "Гобсек"

Гобсек является олицетворением алчности. В образе объединена романтическая и реалистическая литературные традиции. Внешность персонажа говорит о благородной старости, умудренности опытом и житейской мудрости, а поступки делают его бездушной машиной по зарабатыванию денег. Чем больше становилось состояние ростовщика, тем меньше человечности оставалось в нем. Лучший профессионал в своей области, он демонстрирует высокую степень подготовки к работе с финансами, дальновидность и прозорливость.

Сообразительный ростовщик ловко проворачивает аферы, оставаясь дипломатом. Бизнесмен и опытный делец, герой дает советы, вкладывает деньги, принося пользу обществу, но не идет на поводу у праздности. Персонаж привлекает честностью и философским взглядом. Все аргументы, которые он озвучивает, подкреплены опытом из его прошлой жизни.


Гобсек был юнгой-корсаром в юности, торговал драгоценными камнями и рабами, состоял на службе у государства. Им двигал инстинкт самосохранения, позволивший герою выжить в сложных ситуациях, с которыми он сталкивался в карьере.

Финал жизни ростовщика поражает. Его жизнь прошла в накопительстве, которое не принесло ни удовольствия, ни пользы. Ближе к смерти романтическая натура взяла верх над рациональным зерном, поэтому наследство Гобсека отойдет внучке сестры.

Сюжет

Действие берет начало с беседы Дервиля, графа Эрнеста де Ресто и виконтессы де Гранлье в ее салоне. Дочь высокопоставленной особы выказывала явное расположение к графу, за что была укорена матерью. Эрнест, не располагающий статусом и состоянием, был невыгодной партией для ее дочери. Слыша этот диалог, Дервиль приводит в пример историю Гобсека, которую читатель воспринимает из его уст, как от рассказчика.


Знакомство Дервиля и ростовщика длится давно. За это время Гобсек проникся к адвокату Дервилю доверием и поведал историю о том, как однажды взыскал внушительный долг с графини, попавшей в сложное положение. Женщина была вынуждена заложить бриллианты, а деньги посредством векселя достались ее любовнику. Намек ростовщика на то, что он разорит семью графини, не был услышан, но вскоре оправдался.

Позднее за помощью к Дервилю обратился любимец общества Максим де Трай, нуждавшийся в помощи ростовщика. Гобсек отказал в предоставлении услуг, зная о долгах красавца. Ранее обозначенная графиня вновь начала приходить к Гобсеку, закладывая драгоценности. Она делала это ради де Трая, подло грозившего покончить с собой. О сделке узнал супруг графини, благородно скрывший связь супруги. Этим мужчиной был отец Эрнеста де Ресто, полюбившегося дочери виконтессы.


Главные герои повести "Гобсек" (кадр из фильма)

Спустя некоторое время граф смертельно заболел, а графиня после его кончины сожгла завещание, тем самым передав имущество семьи в руки Гобсека.

Дервиль был посредником в вопросе возвращения наследства Эрнесту де Ресто, но ростовщик не пошел на уступки. Ростовщик умер в ужасных условиях, став заложником собственной скупости и алчности. Состояние было возвращено законному владельцу. Брак дочери виконтессы был организован не без усилий Дервиля.

Экранизации


Произведения классической литературы стали первым материалом, использованным для визуализации в кинематографе. Бальзака постановщики не обошли вниманием. Первый фильм по повести «Гобсек» вышел на экраны в 1936 году. Его снял советский режиссер Константин Эггерт. Роль главного героя исполнил актер Леонид Леонидов. В образе Дервиля предстал Александр Шатов. Любопытно, что в образе графа де Ресто в картине предстал сам постановщик.


В 1987 году режиссер Александр Орлов предложил вниманию публики собственную версию повести. Экранизация подготовили в СССР, на студии «Молдова-фильм». Гобсека в кинокартине сыграл Владимир Татосов. Роль Дервиля досталась Сергею Бехтереву. Лента стала одной из первых в фильмографии , перевоплотившейся в кадре в графиню де Ресто. Юного графа де Ресто, сыграл театральный режиссер , будучи на тот момент еще мальчиком.

Год: 1830 Жанр: повесть

Гобсек – это слово, которое означает человека, только и думающего о деньгах. Гобсек – по-другому, это человек, который дает деньги в долг под большие проценты. Это – ростовщик, который не знает жалости, когда дело касается денег. Именно такие люди часто вызывают негатив, неприязнь, ведь их трудно понять, с ними трудно иметь дружеские отношения, кроме деловых и каких-либо выгодных сделок.

Эрнст – это имя молодого человека, который вызывает искренние чувства у одной молодой леди, которая является красивой и богатой наследницей. А ее мать – сама виконтесса, которая достаточна разумна, а потому не странно, что она противится влюбленным. Тем более, что одна из влюбленных – ее дочь. Все потому, что Эрнст – молодой, красивый, но вместе с тем – бедный.

Он вхож в аристократическое общество, и сам аристократ, но обедневший. Так как его мать – была в молодости очень легкомысленна, и получилось так, что она заложила все свое состояние из-за того, что у нее был молодой любовник. Она тратила деньги на ветер, а потому теперь у ее сына – не слишком хорошая репутация. При этом разговоре присутствует Дервиль, адвокат, который пользуется уважением виконтессы, а потому является другом семьи. Он вмешивается в разговор, и рассказывает очень интересную историю, которая касается матери молодого человека Эрнста.

Дервиль, когда жил в пансионе дешевом, будучи студентом, познакомился там с непредсказуемым человеком, которого звали Гобсек. Этот человек был ростовщик. Это был старик, внешность которого была какая-то желтая, нос – длинный, тонкие губы. Это был человек-вексель, он был холоден и равнодушен к бедам других. Он был необыкновенно богат, но его ненавидели все, кто у него занимал. Однажды, Гобсек, который из всех соседей общался только нормально с Дервилем, рассказал ему о графине. Она пришла занимать деньги, чтобы давать их своему молодому красивому любовнику, который еще тот был мот и транжира. В закладную Гобсеку она вручила бриллиант невиданной красоты. Так получилось, что графиня все последующие годы тратила деньги и драгоценности мужа.

Однажды, муж ворвался к Гобсеку, требуя, чтобы тот возвратил драгоценности, так как он не имеет права брать их. Но все вышло по-другому. Гобсек посоветовал ему отдать все права на владения домом и деньгами после смерти его, графа, - Гобсеку, чтобы жена не смела тратить деньги.

Картинка или рисунок Бальзак - Гобсек

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Городок в табакерке Одоевский

    История начинается с того, что отец показывает своему сыну Мише красивую музыкальную табакерку, в которой выстроен целый миниатюрный городок. Миша долго любуется подарком и очень хочет попасть в этот цветной и яркий мир

  • Краткое содержание Шелли - Освобождённый Прометей

    События происходят в горах Кавказ, там в ущелье - Прометей. Он прикован к скале цепями у него в ногах две дочери океана Пантея и Иона. Они со слезами слушают его стон и речь обращённую к Юпитеру, богу войны.

 


Читайте:



Сочинение My working day на английском с переводом

Сочинение My working day на английском с переводом

«Распорядок дня на английском языке» – одна из самых востребованных тем. Пожалуй, одна из первых, изучаемых в школе и повторяемых в ВУЗе. Будни или...

Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания

Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания

Кратко о статье: Расширенная вселенная давно развивается независимо от своих непосредственных создателей. Дабы не путаться в хронологии событий,...

ю Высшие и центральные государственные учреждения

ю Высшие и центральные государственные учреждения

В эпоху Петра I в России продолжились и усилились серьезные изменения в политической, экономической и культурной жизни России, начавшиеся еще в...

Духовно-рыцарские ордена – кратко

Духовно-рыцарские ордена – кратко

Орден госпитальеров — самый знаменитый и прославленный из духовно-рыцарских орденов. Полное его наименование — Суверенный Военный Орден...

feed-image RSS