Разделы сайта
Выбор редакции:
- Иосиф Сталин: достижения политические и экономические, вклад в историю Кто такой сталин для детей
- Примеры сильных и слабых кислот и оснований Сильным электролитом является co2 o2 h2s h2so4
- Обособленное приложение: пример
- Явление фазы луны результат затмения
- Толковая библия лопухина - лучшее толкование библии
- Кислотно-щелочной баланс организма – рН
- Известные события произошедшие 12 сентября
- Правила вычисления производных
- Иван III – Государь всея Руси
- Первые металлургические мануфактуры тульского края Где появились первые металлургические заводы
Реклама
Фет не отходи от меня. «Не отходи от меня…» А. Фет. «Не отходи от меня…» Афанасий Фет |
План сочинения
Современные А.А. Фету критики отмечали, что поэт почти никогда не откликался на происходящие исторические события, на насущные общественные вопросы современности. Природа, любовь, прошлое, порою философское осмысление мира – вот основные темы поэта. Попробуем выделить характерные черты любовной лирики поэта.
Искренность и настойчивость чувств поэта подчеркнуты здесь повтором первой строчки: «Не отходи от меня…». Вторая строфа – это своеобразный анализ чувств поэта и характера его отношений с Ней. Образ же самой героини здесь не обрисован.
Третья строфа тематически вновь возвращает нас к началу стихотворения. Последняя строчка повторяет первую, замыкая кольцо:
В стихотворении «Я полон дум, когда закрывши вежды…» поэт признается в том, что все его мысли, ожидания и чаяния в любое мгновение жизни обращены к любимой женщине:
Признаваясь в любви, Фет предстает перед нами как поэт-импрессионист. Так, в стихотворении «Я пришел к тебе с приветом…» радостными чувствами героя окрашен весь утренний весенний пейзаж. Картина природы здесь полностью растворяется в настроении:
Лес, деревья, солнце и птицы – все находится в удивительной гармонии с душевным состоянием человека. Каждая следующая строфа повторяет глагол «рассказать». Поэт хочет не только открыть сердце любимой женщине, но и всей окружающей природе поведать о своем счастье, которым переполнена душа его:
В этом стихотворении Фет, безусловно, выступает как поэт-импрессионист. «Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всей русской поэзии! В этих немногих стихах чувствуется то ликующее праздничное, чем именно дышит ясное весеннее утро…», – писал В.П. Боткин .
В стихотворениях Фета «нам являются не цельные, законченные чувства или настроения, но минуты, мгновения душевной жизни, для которых нет слова в языке, нет образа в сознании, которые пришли неизвестно откуда и исчезнут навсегда, быть может, не оставив после себя никакого следа в жизни, даже воспоминания. Это «неясный бред» души всегда живой, всегда деятельной, но не всегда сознающей себя» . Одно из таких стихотворений – «Шепот сердца, уст дыханье…». Это произведение, положившее начало известности Фета и оставшееся навсегда для многих читателей символом всей его поэзии. Сюжет стихотворения – ночное свидание влюбленных. В этом сюжете присутствует недоговоренность, размытость красок, встреча героев окутана какой-то тайной. Вероятно, отношения их еще не устойчивы, чувства неопределенны, быть может, они боятся еще идти навстречу своему счастью. Поэт здесь передает тончайшие движения души, сливающиеся с легкими звуками ночной природы:
Во второй строфе продолжает разворачиваться таинственный ночной пейзаж. Здесь же легкими штрихами намечается и потрет героини:
Весенняя ночь коротка, но очень многое вместила в себя эта встреча. Целый спектр чувств и эмоций пережили герои. «Сдержанная речь, сдержанное волнение заставляли в слова, не имеющие смысла для постороннего слушателя, влагать понятное только для того, кому они сказаны; заставляли меняться в лице от отчаяния и безнадежности, переходящих в уверенность; от уверенности, легкомысленно разбитой внезапною шуткою, – к горю, от горя и шутки, спугнувшей попытку робких объятий, – к новой надежде! А луна сквозь листву бросала свои отблески на лица, смотрящие с надеждой, с желанием, с порывом друг на друга. Сделала, однако, свое дело весенняя ночь. Не даром «волшебны» были изменения милого лица. Волшебство совершилось, объятия раскрылись, а тут незаметно подкрался и рассвет радостного утра, вослед радостной таинственной ночи».
Третья строфа является кульминацией в сцене этого свидания. Душа человека в такие минуты отрешается от повседневности, от скуки и однообразия жизни. 1. Майков А.Н. Творчество Фета. – Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин). Его жизнь и сочинения. Сборник ист. – лит. статей. Составил В. Покровский. М., 1911, с. 34. 2. Боткин В.П. Картины природы в произведениях Фета. – Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин). Его жизнь и сочинения. Сборник ист. – лит. статей. Составил В. Покровский. М., 1911, с. 80. 3. Дистерло Р.А. Поэзия Фета – выразительница легких, едва уловимых движений души, движений минутных, мгновенных, остановившихся. – Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин). Его жизнь и сочинения. Сборник ист. – лит. статей. Составил В. Покровский. М., 1911, с. 63. 4. Стечкин Н.Я. Музыка любви в поэзии Фета. – Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин). Его жизнь и сочинения. Сборник ист. – лит. статей. Составил В. Покровский. М., 1911, с. 94. 5. Бухштаб Б.Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. Л., 1990, с. 76.
Анализ стихотворения Фета «Не отходи от меня…»Мастер лирического фрагмента, Фет не ставил целью изобразить историю любви в ее причинно-следственных или психологических нюансах. Поэта привлекали мимолетные движения души, «эфирные оттенки» ощущений, по выражению Боткина. Влюбленный герой фетовских творений демонстрирует и робость, и смелость: в одну лунную ночь он не решается поведать избраннице о «тайне счастья», а в другую - откровенно и торжественно объявляет, что «болен», «влюблен» и не желает скрывать страсть. Композиция поэтического текста 1842 г. обрамлена рефреном-просьбой, которая задает общий тон лирической ситуации. Настойчивость желания демонстрируется зачином: три строки катрена отводятся лексической анафоре и обращению, по смыслу тождественному стилистической фигуре. Почему герой не устает повторять свой эмоциональный призыв? Главная причина сформулирована в безличном предложении, которое также является анафорой. Присутствие милой «отрадно», оно приносит гармонию, умиротворение, ощущение счастья. В центральной строфе появляется более развернутая формулировка, организованная рядом наречий в сравнительной степени. Возвышенное чувство порождено общностью духовного мира романтической пары. В кульминационный момент лирический субъект декларирует: эмоциональный накал любви двух родных сердец достиг максимума, который превысить невозможно, «нельзя». Портреты счастливой пары не детализованы. Мимолетного упоминания заслуживает лишь печально склоненная «головка» милой, однако она выглядит как дань элегической традиции, а не составляющая облика конкретной девушки. Финальное четверостишие, как эхо, повторяет мысли, прозвучавшие в первом катрене: душевное спокойствие лирического «я» немыслимо в отсутствии возлюбленной. Откровенность и эмоциональность переживания обусловила внимание к фетовскому творению со стороны композиторов. Спустя семь лет после создания стихотворения появился первый романс, он принадлежит Варламову. В 50-70-х гг. XIX в. написаны другие музыкальные версии поэтического текста, автором одной из них стал Чайковский. Фетовские мотивы, концентрирующие внимание на моменте переживания, появляются в лирике Бальмонта. Его герой захвачен «болью и огнем» юного чувства. Лексическая анафора «люблю тебя», сквозная для бальмонтовской поэтики, передает жажду свидания, желание воплотить «капризную мечту» страстной души. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Примеры сильных и слабых кислот и оснований Сильным электролитом является co2 o2 h2s h2so4
- Обособленное приложение: пример
- Явление фазы луны результат затмения
- Толковая библия лопухина - лучшее толкование библии
- Кислотно-щелочной баланс организма – рН
- Известные события произошедшие 12 сентября
- Правила вычисления производных
- Иван III – Государь всея Руси
- Первые металлургические мануфактуры тульского края Где появились первые металлургические заводы
- Формирование ууд на уроках в начальной школе презентация к уроку на тему