Главная - Коэльо Пауло
Летчик истребитель дважды герой советского союза. Лётчик - штурмовик дважды герой советского союза анатолий недбайло! Кто смог трижды получить звание Героя

Понятие «дважды, трижды, четырежды Герой» сегодня кажется несколько странным, наверное, правильнее было бы говорить о награждении несколькими медалями «Золотая Звезда». Но это факт нашей истории, и обойти его нельзя.
Впервые дважды Героями за боевые подвиги, проявленные в боях с японскими интервентами на реке Халхин-Гол в 1939 году, стали трое летчиков: майор Сергей Иванович Грицевец и полковник Григорий Пантелеевич Кравченко (Указ от 29 августа), а также комкор Яков Владимирович Смушкевич (Указ от 17 ноября). Судьба всех троих сложилась трагически.

Маршал монгольской Народно-революционной армии Х. Чойбалсан поздравляет дважды Героя Советского Союза С. И. Грицевца с высокой правительственной наградой
Грицевец сбил в небе Халхин-Гола 11 вражеских самолетов. Он погиб в авиакатастрофе менее чем через месяц после награждения. Кравченко, командовавший на Халхин-Голе истребительным авиаполком и сбивший за период конфликта 7 японских самолетов, в 1940 году стал самым молодым генерал-лейтенантом Красной Армии. В Великую Отечественную войну он успешно командовал авиадивизией, но 23 февраля 1943 года погиб, выпрыгнув из сбитого самолета и не сумев воспользоваться парашютом (его вытяжной трос был перебит осколком). Смушкевич летом 1941 года был арестован и осенью этого же года расстрелян.
Кравченко и Грицевец стали первыми дважды Героями Советского Союза
В 1940 году количество дважды Героев увеличилось на два человека: начальник спасательной экспедиции по выведению изо льдов ледокола «Георгий Седов», Герой Советского Союза Иван Дмитриевич Папанин стал дважды Героем (Указ от 3 февраля), вторую «Золотую Звезду» за бои в Финляндии получил летчик комдив Сергей Прокофьевич Денисов (Указ от 21 марта).

И. Д. Папанин на дрейфующей станции СП-1
В годы Великой Отечественной войны дважды Героями стал 101 человек, семеро из них посмертно. Летчик Герой Советского Союза подполковник Степан Павлович Супрун Указом от 22 июля 1941 года первым в период Великой Отечественной войны был награжден второй медалью «Золотая Звезда». 14 июня 1942 года появился первый дважды Герой, оба раза удостоенный этого звания во время войны. Это тоже был летчик, командир истребительного авиаполка Северного флота гвардии подполковник Борис Феоктистович Сафонов.
Среди дважды Героев были три Маршала Советского Союза - Александр Михайлович Василевский, Иван Степанович Конев и Константин Константинович Рокоссовский, один Главный маршал авиации - Александр Александрович Новиков, 21 генерал и 76 офицеров. Солдат и сержантов среди дважды Героев не было.
В годы ВОВ дважды Героями стал 101 человек, 7 из них посмертно
Следует отметить, что в 1944 году были обнародованы Указы о награждении штурмана истребительного авиаполка майора Николая Дмитриевича Гулаева (за годы войны он произвел 250 боевых вылетов, в 49 воздушных боях лично сбил 55 самолетов противника) третьей «Золотой Звездой», а также ряда летчиков второй «Золотой Звездой», но никто из них не получил наград по причине дебоша, устроенного ими в московском ресторане накануне получения. Указы были аннулированы.


Николай Дмитриевич Гулаев
После войны количество дважды Героев продолжало увеличиваться. В 1948 году подполковник, будущий Главный маршал авиации СССР, Александр Иванович Колдунов был награжден второй медалью «Золотая Звезда». За годы войны Колдунов совершил 412 боевых вылетов, в 96 воздушных боях лично сбил 46 вражеских самолетов.
В сентябре 1957 года известному летчику Владимиру Константиновичу Коккинаки за испытания авиационной техники было присвоено звание дважды Героя Советского Союза, первое он получил еще в 1938 году.
Всего дважды Героями Советского Союза стали 154 человека
Маршалы Советского Союза Семен Константинович Тимошенко, Родион Яковлевич Малиновский, Иван Христофорович Баграмян, Кирилл Семенович Москаленко и Матвей Васильевич Захаров получили вторую «Золотую Звезду» после войны в связи с различными юбилеями, а Адмирал Флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков, Маршалы Советского Союза Климент Ефремович Ворошилов и Андрей Антонович Гречко вообще стали дважды Героями только в мирное время.

Г. Т. Береговой на марке Почты СССР
В ноябре 1968 года летчик-космонавт Георгий Тимофеевич Береговой был удостоен звания дважды Героя Советского Союза, причем первую награду он получил в годы Великой Отечественной войны за 186 боевых вылетов на штурмовике Ил-2. В 1969 году появились первые космонавты - дважды Герои, получившие обе «Звезды» за космические полеты: полковник Владимир Александрович Шаталов и кандидат технических наук Алексей Станиславович Елисеев (Указ от 22 октября). В 1971 году они оба первыми в мире совершили космический полет в третий раз, но третьих «Золотые Звезд» им не дали: возможно, потому что этот полет явился неудачным и был прерван на второй день. В дальнейшем космонавты, совершившие третий и даже четвертый полет в космос, дополнительных «Звезд» не получали, а награждались орденом Ленина. Всего 35 человек получили звание дважды Героя за освоение космоса.
Последним дважды Героем стал командир танковой бригады генерал-майор Ази Агадович Асланов, награжденный вторым званием посмертно (Указ от 21 июня 1991 года).
А. И. Покрышкин - первый трижды Герой Советского Союза
Всего дважды Героями Советского Союза стали 154 человека. Подавляющее большинство из них - 71 человек - летчики, 15 танкистов, 3 моряка, 2 партизана. Единственная среди дважды Героев женщина - летчик-космонавт Светлана Евгеньевна Савицкая, дочь дважды Героя Советского Союза маршала авиации Евгения Яковлевича Савицкого.

Светлана Евгеньевна Савицкая
19 августа 1944 года первым трижды Героем Советского Союза стал полковник Александр Иванович Покрышкин, который за годы войны совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, лично сбил 59 самолетов противника. В 1945 году трижды Героями стали Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, получивший к 60-летию со дня рождения четвертую «Звезду» (Указ от 1 декабря 1956 года), и гвардии майор Иван Никитович Кожедуб.
После войны в связи с различными юбилеями трижды Героем стал Маршал Советского Союза Семен Михайлович Буденный и четырежды Героем Леонид Ильич Брежнев.



06.07.1909 - 16.09.1939
Дважды Герой Советского Союза
Даты указов
1. 22.02.1939
2. 29.08.1939



Г рицевец Сергей Иванович - командир истребительной авиационной эскадрильи в рядах республиканской Испании; командир отдельной авиационной группы новейших истребителей "И-153" 1-й армейской группы, майор; первый дважды Герой Советского Союза.

Родился 6 июля 1909 года в деревне Боровцы Гродненской губернии (ныне Барановичского района Брестской области Республики Беларусь) в крестьянской семье. Белорус.

В годы 1-й мировой войны семья С.И. Грицевца перебралась в посёлок Шумиха Курганской области, где прошли детство и юношеские годы будущего лётчика. Здесь же, по окончании школы-семилетки, он работал на железной дороге, и отсюда в 1927 году он уехал в город Златоуст Челябинской области, где трудился слесарем механического завода.

В рядах Красной Армии с 1931 года, по комсомольской путёвке направляется на учёбу в Оренбургскую военную школу лётчиков, навсегда связав свою жизнь с военной авиацией. Член ВКП(б) с 1931 года. По окончании в сентябре 1932 года учёбы он служит в Киевском истребительном авиаотряде, а через год - командиром звена в 1-й Краснознамённой истребительной авиационной эскадрилье на Дальнем Востоке. Успехи молодого лётчика были замечены командованием, поэтому в 1936 году он был направлен на учёбу в Одесскую школу воздушного боя, а по завершении учёбы оставлен в ней лётчиком-инструктором. С 1938 года С.И. Грицевец в Кировабадской авиационной школе готовит к воздушным боям испанских лётчиков-республиканцев, и сам пишет рапорты с просьбой направить его в сражающуюся с фашизмом Испанию.

Наконец, в июне 1938 года он с заграничным паспортом на имя Горева Сергея Ивановича в составе группы из 34-х лётчиков-добровольцев вступает в ряды республиканцев. За 116 дней пребывания на испанской земле командиру эскадрильи истребителей С.И. Грицевцу пришлось участвовать в 57 воздушных боях. В отдельные дни лётчики делали по 5-7 вылетов. В Испании ярко проявились все лучшие качества летчика-истребителя Грицевца. Человек необыкновенного мужества и отваги, он от боя к бою совершенствовал свое лётное мастерство. Тридцать сбитых вражеских самолётов лично и семь в группе на его боевом счету. В иные дни комэску Грицевцу удавалось уничтожить на своём "курносом" (так любовно испанцы называли советский истребитель И-16) двух-трёх и однажды даже семь фашистских стервятников. 15 октября 1938 года советские добровольцы получили приказ о возвращении на Родину. В конце декабря С.И. Грицевцу было присвоено звание майора...

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1939 года "за образцовое выполнение специальных заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за проявленное геройство" майору Грицевцу Сергею Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

Отказавшись от предложенной должности начальника Борисоглебской военной авиационной школы пилотов, он направляется в строевую часть на Дальний Восток. 28 мая 1939 года японские войска вторглись на монгольскую территорию в районе реки Халхин-Гол. В ответ на этот акт агрессии Советское правительство направило на помощь Монгольской Народной Республике технику, вооружение и наиболее опытные военные кадры, среди которых был Герой Советского Союза С.И. Грицевец.

Здесь, на Халхин-Голе, в полную силу расцвёл талант летчика-истребителя С.И. Грицевца. Он летал на самолёте-истребителе "И-16", затем командовал отдельной группой новейших истребителей "И-153" ("Чайка"). За период с 22 июня по 30 августа 1939 года в небе МНР он выполнил сто тридцать восемь успешных боевых вылетов, сбив двенадцать вражеских самолётов и совершил изумительно дерзкий по своей смелости подвиг: спас подбитого японцами командира 70-го авиационного истребительного полка майора Забалуева В.М . На глазах японцев, в семидесяти километрах за линией фронта, С.И. Грицевец сел в степи, втиснул Забалуева между левым бортом и бронеспинкой своего неуязвимого "И-16" и успешно доставил его на свой аэродром.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1939 года "за образцовое выполнение боевых заданий и выдающийся героизм, проявленный при выполнении боевых заданий, дающий право на получение звания Героя Советского Союза", было постановлено "соорудить бронзовые бюсты и поставить их на постаменте на родине награждённых: 1. Героя Советского Союза майора Грицевца Сергея Ивановича. 2. Героя Советского Союза майора Кравченко Григория Пантелеевича ".

Это были первые дважды Герои Советского Союза.

Но не суждено было самому результативному советскому лётчику-истребителю, имевшему на своём счету сорок два сбитых вражеских самолёта, дважды Герою Советского Союза С.И. Грицевцу получить знаки особого отличия...

Медаль "Золотая Звезда" была учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 октября 1939 года, но за месяц до этого, 16 сентября 1939 года майор Грицевец С.И. погиб в авиационной катастрофе в районе посёлка Болбасово Оршанского района Витебской области, вылетев к новому месту назначения, когда в его самолёт врезался приземляющийся истребитель.

Награждён орденом Ленина и орденом Боевого Красного Знамени Монгольской Народной Республики.

На месте гибели С.И. Грицевца установлен памятник. Бронзовый бюст - в городе Барановичи, памятник и мемориальная доска - в городе-герое Минске. Именем Героя названы улицы в Москве (с 1994 переименована в Большой Знаменский переулок), Санкт-Петербурге, в белорусских городах Минске, Орше, Барановичах, а также авиационно-спортивный клуб ДОСААФ Белоруссии. Мемориальная доска с рельефным портретом дважды Героя установлена на фасаде здания Минской средней школы № 22 по адресу: Минск, улица Грицевца, дом № 9.

Русские слыли искусными боевыми лётчиками - отмечали в первую мировую их оппоненты. Наши асы приумножили свою славу и в годы второй мировой. И всё же блеск отечественной воздушной школы наиболее ярко проявился в тридцатые годы. Войны в Испании (1936-1939 годы), в Китае (началась в 1937 году и продолжалась по 1945 год), бои на Халхии-Голе (1939 год), советско-финляндская война (1939-1940 годы), как известно, характеризовались острой воздушной борьбой. В яростных схватках пилоты ВВС многих стран познали мастерство, удаль наших лётчиков. Впрочем, читатель в этом может убедиться сам.

СЕРГЕЮ ГРИЦЕВЦУ НЕ БЫЛО РАВНЫХ

Книга военных рекордов

1. ЛИНИЮ фронта в тот раз пересекли 60 бомбардировщиков. Они уверенно шли к Мадриду. Но их стройные ряды нарушились сразу же после того, как их атаковала группа истребителей, что возглавлял Сергей Грицевец. Сам он с первой атаки завалил флагманский самолёт. С близкого расстояния ударил прицельной очередью сначала по правому мотору «юнкерса», затем по кабине лётчика. Бомбардировщик клюнул носом, завалился набок и подставил под удар крыло. А затем еще четыре объятых пламенем вражеских самолета полетели к земле.

И хотя советских И-15 и И-16 всего было два звена, пилоты «юнкерсов», развернувшись, начали беспорядочно бросать бомбы, причём и на позиции франкистов, лишь бы поскорее уйти. А «курносые» и «мошки» - «чатос» и «москас», как с симпатией называли испанцы истребители И-15 и И-16, - продолжали наседать, сбив в последующих атаках ещё пять «юнкерсов». На следующий день бомбардировщики франкистов ещё раз попробовали прорваться к городу, но, потеряв четыре самолёта, опять были вынуждены ретироваться. И в этот раз им путь преградила группа капитана Сергея Грицевца. Лётчика, получившего боевое крещение в небе Испании в самый напряжённый период боевых действий, в 1938-м, когда в кольце осады был уже и Мадрид, и в считанные дни ставшего известным асом.

СПРАВКА. В июне 1936 года в Испании вспыхнул военный мятеж против республиканского правительства, который возглавил генерал Франко. Началась гражданская война. Франкистам помощь оказали Германия, Италия, Португалия, некоторые другие государства. На помощь республиканцам пришли добровольцы из 50 стран мира, в том числе более 160 лётчиков-добровольцев из Советского Союза.
В Испании впервые столкнулись взгляды на тактику применения ВВС двух главных противников во второй мировой войне - СССР и Германии. Командование люфтваффе рассматривало войну как хорошую возможность испытать авиатехнику. Эта задача была, возложена на лётчиков так называемого Легиона Кондор и Вернера Мельдерса - главного разработчика «новой тактики» немецкой истребительной авиации. Такую же задачу ставило перед собой и командование советских ВВС. Участвуя в боевых действиях, говорил на одном из заседаний Военного совета НКО комкор Яков Смушкевич , «мы смогли проверить наших людей, проверить материальную часть и главным образом испытать, что из себя представляет враг, противник, с которым нам придётся драться».

Сергей Грицевец не только умело водил группы истребителей в бой, но и мастерски дрался сам. Не было воздушной схватки, из которой он бы не возвратился с победой. В одном из вылетов советский ас уничтожил сразу семь самолётов противника! Рекорд, непревзойдённый в тридцатые годы.

В группе Сергея Грицевца практиковался весь набор тактических приёмов, наработанных на то время советскими лётчиками. К примеру, вариант эшелонирования разнотипных истребителей по высоте. Располагавшиеся вверху И-16, первыми бросались на противника и прижимали его вниз, где находились И-15. Таким образом, группа добилась успеха в нескольких боях.

За три месяца боев в самый тяжелый - заключительный период войны в Испании в схватках с асами Мельдерса Сергей Грицевец лично сбил более 20 самолётов. А всего в небе Испании он уничтожил 30 вражеских бомбардировщиков и истребителей. 22 февраля 1939 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Результативно сражались в Испании и другие советские летчики. Иван Лакеев уничтожил 12 самолетов врага, 8 - Анатолий Серов , по 6 воздушных побед на счету Павла Короткова и Павла Рычагова .

Наивысшего результата в ходе воздушных боёв в Испании, по свидетельству некоторых источников, добился испанский лётчик Джоакин Гарсия Морато, воевавший на стороне франкистов. Он уничтожил 40 самолётов противника.

2. НА ХАЛХИН-ГОЛ Сергей Грицевец прихватил испанский багаж: острую наблюдательность, молниеносную находчивость, виртуозное владение техникой пилотирования. Вместе с ним с далёкого Пиренейского полуострова прибыли Иван Лакеев , Евгений Степанов , Борис Смирнов , другие советские воздушные асы, из Китая - лётчики Григорий Кравченко , Леонид Орлов и их сослуживцы, имевшие в активе победы над японскими пилотами, из Москвы - лётчик-испытатель Виктор Рахов . И даже среди этой когорты, которую возглавлял «генерал Дуглас» комкор Яков Смушкевич , Сергей Грицевец был звездой.

СПРАВКА. 28 мая 1939 года Япония после захвата части Китая и образования на этой территории марионеточного государства Маньчжоу-Го подвела свои войска к границам Монгольской Народной Республика и начала военные действия в районе реки Халхнн-Гол.
Советский Союз, выполняя Протокол о взаимной помощи между СССР в МНР 1936 годя, по просьбе монгольского правительства ввёл свои войска в республику, и начал военные действия.
Японская авиация к тому времени неожнданными налётами разгромила известные ей аэродромы на территории МНР, где было сожжено много советских самолётов. Во главе японской авиации в то время стоял один из видных лётчиков Моримото.
С японской стороны в воздушных боях принимали участие истребители Накадзима AN-1 и «Боинг-281» (лицензионный вариант американского самолёта). Затем в бой были введены новейшие истребители Мицубиси S-00 «Зек» (И-97). В горизонтальном маневре и скороподъёмности И-97 превосходили советские истребители И-16. Потому в начале июня СССР направил в МНР подразделения истребителей И-16 последних типов и новые маневренные истребители с убирающимися шасси И-153 «Чайка». Были направлены и лётчики, имевшие за плечами опыт боёв в Испании и Китае.

В июне Сергей назначается командиром эскадрильи «Чаек», до этого он летал на И-16. И уже в первом боевом вылете идёт на хитрость. «Чайки» приблизились к группе японских истребителей с неубранными шасси. Японские лётчики, приняв новые машины за И-15, уступавшие И-97 в скорости, самоуверенно вступили в бой. Перед атакой шасси «Чаек» были убраны, и японцы заметили это, но было уже поздно. Девятка Грицевца с первого же захода сбила четыре И-97, остальные ретировались.

В каждом боевом вылете группу «Чаек» возглавлял Сергей Грицевец, и каждый раз группа добивалась успеха. В том числе и 25 августа, когда напряжённые бои развернулись как на земле, так и в воздухе. 7 воздушных схваток, причём ожесточённых, завязалось в тот день. В одной из них участвовало более 200 советских и японских самолётов. Бой развернулся на высоте шесть тысяч метров. По рассказам очевидцев, над долиной реки ревели моторы, гремели пулемётные очереди, падали вниз горящие самолёты. И в этой круговерти выделялась «Чайка» Сергея Грицевца.

В разгар боя лётчик заметил, как к хвосту машины его товарища Леонида Орлова пристроился японский истребитель. Наш лётчик, увлечённый атакой, не видел этого, и тогда Сергей пошёл в лоб на японца. Тот не выдержал встречной атаки и взмыл вверх. Грицевец дал короткую прицельную очередь. Пилот бросил свою машину на этот раз в крутое пике, притворился, что подбит и падает. Уловка не прошла, она была хорошо знакома Грицевцу ещё по боям в Испании. Он тут же нырнул вниз за самураем, догнал его и с близкого расстояния расстрелял.

В боях в районе реки Халхин-Гол Сергей Грицевец сбил 12 японских самолётов и довёл счёт воздушным победам до 42, добившись наивысшего результата среди лётчиков-истребителей в войнах и военных конфликтах тридцатых годов. На Халхин-Голе он совершил изумительный подвиг - спас своего командира майора Вячеслава Забалуева , подбитого над территорией, занятой противником. 26 июня он приземлился на И-16 в расположении врага и забрал своего командира.

Сергей Грицевец одним из первых советских лётчиков-истребителей стал дважды Героем Советского Союза. Второй медали «Золотая Звезда» он был удостоен 29 августа. Случись так, что ему пришлось бы принять участие в Великой Отечественной войне, его имя, несомненно, сегодня было бы более известным. Но... выдающийся советский лётчик 16 сентября 1939 года погиб в авиационной катастрофе.

Результативно в небе Халхин-Гола сражались и другие советские лётчики. К примеру, Виктор Рахов , на счету которого 8 воздушных побед. 22 июля 1939 года в районе Халхин-Гола в воздух поднялись 95 советских истребителей и 120 японских. Группу самолётов Страны восходящего солнца возглавлял известный японский ас Фукуда Такео. Его имя не сходило со страниц мировой прессы. Но в тот раз лидировать ему пришлось недолго. В первые минуты боя его сбил молодой русский пилот Виктор Рахов . Всего японцы потеряли 31 самолёт, россияне - 12.

3. БОЙ уже подходил к концу, когда Антон Губенко увидел одинокий японский истребитель, торопливо уходящий в сторону своей территории, видимо израсходовав весь боезапас. Губенко погнался за ним, поставив целью посадить на своём аэродроме. Незаметно он приблизился к противнику и рукой показал: иди на посадку. Японец стремительно сделал маневр, постарался оторваться от погони. Но Антон в этот момент подвёл свой И-16 к элерону правого крыла японского истребителя и винтом самолёта разрушил его. Тот накренился и заскользил к земле. Губенко же удачно приземлился на своём аэродроме.

Поединок произошел 31 мая 1938 года над городом Ханькоу. А всего отважный советский лётчик уничтожил в небе Китая 5 самолётов противника (по другим данным - 7). Однако не ему принадлежит первенство в споре асов в ходе японо-китайской войны. Кому?

СПРАВКА. Японо-китайская война началась в июле 1937 года. Японии первоначально удалось оккупировать значительную часть территории Китая. В тот период китайская авиация несла большие потерн. Японские ВВС безраздельно господствовали в воздухе, подвергая бомбардировкам и мирное население. По просьбе китайского руководства Советский Союз предоставил Китаю военную помощь. С октября 1937 года по июнь 1941-го СССР поставил Китаю 985 самолётов, 31,6 тысячи авиабомб различных калибров много другого авиационного имущества. Были направлены также советники по авиации и свыше 700 лётчиков и механиков.

Наиболее результативно из наших соотечественников в xoде японо-китайской войны, по данным автора этого очерка, сражался Пётр Козаченко . Он уничтожил в воздушных боях 11 японских самолётов. Вторым в это списке - известный лётчик Алексей Благовещенский . Он сбил 9 самолётов противника лично и в группе. Третий результат у Aнтона Губенко , о котором я уже упомянул. На его счету 5 воздушных побед.

Приоритет среди асов в японо-китайской войне принадлежит японским лётчикам, которые воевали продолжительное время (напомним, война продолжалась по 1945 год), и воевали умело. На счету Мечтсуоши Таруи - 28 воздушных побед, Тетсуцо Ивамото - 14. Наивысший результат среди китайских асов принадлежит Ли Чи Суну - 11 уничтоженных самолётов.

В СКОРОТЕЧНОЙ советско-финляндской войне никто из лётчиков не смог войти в число асов - добиться пяти воздушных побед. Вместе с тем многие советские и финские пилоты сражались результативно. Так, в советско-финляндской войне Пётр Козаченко сбил четыре самолёта противника и довёл общий счёт своим воздушным победам до 15. Четырежды добивался успеха Виктор Талалихин , известный многим по ночному тарану осенью 1941-го на подступах к Москве.

Анатолий ДОКУЧАЕВ, «Красная звезда» от 19 июля 1995 года. _____________________________________________________________________

Книга военных рекордов

СЕРГЕЮ ГРИЦЕВЦУ НЕ БЫЛО РАВНЫХ. И ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ТАК

Приятно сознавать, что твои материалы читают, на них откликаются. Сразу несколько звонков раздалось в редакции в день публикации очерка о воздушных асах тридцатых годов «Сергею Грицевцу не было равных» («Красная звезда» от 19 июля с.г.). Мотивы звонивших были разными. Одни благодарили за публикацию, другие уточняли приведённые цифры, третьи предлагали свои услуги в предоставлении редакции соответствующей информации. Но почти все звонившие были единодушны в том, что «Красной звезде» к лицу опубликовать табель о рангах воздушных асов тридцатых годов. Как отметил в разговоре один из студентов Московского авиационного технологического университета, для отечественной прессы это будет в новинку.

Что ж, у редакции есть такая возможность. Сегодня мы публикуем две таблицы, в которых «соперничество между собой ведут» советские и зарубежные лётчики, отличившиеся в тридцатые годы - в войнах в Испании (1936-1939 годы) и Китае (началась в 1937 году и продолжалась по 1945 год), в боях на Халхин-Голе (1939 год), в ходе советско-финляндской войны (1939-1940 годы).

С разу сделаю уточнения. Воздушные победы советских лётчиков в таблице приводятся по архивным документам тридцатых годов - представлениям к наградам, отчётам, историческим формулярам частей, и их можно считать достоверными. Другие источники мною в расчёт не принимались. К примеру, в отечественной литературе встречаются публикации, в которых

Сергей Грицевец прожил короткую, но необычайно яркую жизнь и оставил в истории российской авиации заметный след. Сын бедного белорусского крестьянина, он родился 19 июля 1909 года в деревне Боровцы, ныне Барановичского района Брестской области. Окончил 7 классов в 1927 году. Работал чернорабочим в службе пути на железной дороге, в "Льноторге", учеником слесаря в эфесном цехе механического завода в Златоусте. Окончил ФЗУ, учился на вечернем отделении металлургического техникума. С 1931 года в рядах Красной Армии.

В июне 1931 года по комсомольской путёвке прибыл в 3-ю Оренбургскую военную школу пилотов, где считался одним из самых инициативных и способных курсантов. Боевые листки тех лет призывали равняться в учёбе на Сергея. После окончания в сентябре 1932 году авиашколы, Грицевец стал лётчиком - истребителем. Сначала служил в Киевской авиабригаде, а с декабря 1933 года в 1-й Краснознамённой ИАЭ в Гатчине. В составе этой эскадрильи служил затем на Дальнем Востоке, стал начальником воздушно - стрелковой службы эскадрильи, потом был назначен командиром звена. С 1 августа 1936 года учился в Одесской школе воздушного боя и высшего пилотажа, затем был в ней лётчиком - инструктором.

Военный лётчик с небольшим чемоданом ждал, когда подойдёт трамвай № 13, как его здесь называли "авиационный", чтобы ехать с вокзала "Одесса - Главная" в сторону Люстдорфа - приморской детской климатической станции. Надвигался знойный день конца июля 1936 года, но утром ещё не пекло, и Сергей чувствовал себя бодро и легко, с наслаждением вдыхая свежий и влажный морской воздух. Настроение было отличное.

Почти порожний в ранний час вагон, приняв одинокого пассажира, побежал по пустынным улицам, усаженным деревьями средней полосы вперемежку с субтропическими. Перед Люстдорфом трамвай свернул на Ульяновку и остановился недалеко от контрольно - пропускного пункта авиационной школы. Сергей Грицевец вышел, а вагон, дребезжа и позванивая, развернулся в город.

Ядром школы высшего пилотажа была авиационная эскадрилья специального назначения. Талантливые кадровые лётчики ВВС Красной Армии под руководством опытных инструкторов - методистов оттачивали здесь мастерство ведения воздушного боя, повышали меткость воздушной стрельбы, словом, овладевали полным курсом применения в бою новейшего самолёта - истребителя И-16.

К концу июля 1936 года в Одесскую школу воздушного боя съехалось большинство лётчиков - истребителей первого набора...

Сергей писал в Москву брату Ивану:

"С 1 августа я нахожусь в Одессе и учусь в школе. Между прочим, очень хорошо преподносят теорию. Летаю на новом истребителе. Работать приходится очень много: 7 часов рабочий день и во внешкольное время занимаемся до 1 - 2 часов ночи. Это, правда, бывает в некоторые дни. Наша учёба, оказывается, рассчитана на год, а говорят ещё так, что при усиленных темпах учёбы закончим школу за 6 - 8 месяцев. Это было бы очень хорошо. Если так будет, то Галя на это время останется жить у матери, правда, скучновато будет врозь жить, но нам с ней не привыкать. Вот так дело обстоит в отношении нас. Пока всего хорошего. Твой брат Серёжа..."

Затем случил в авиационных частях. В звании старшего лейтенанта был ВРИО командира звена 8-й Одесской школы пилотов Киевского военного округа.

В июне 1938 года, в составе группы из 34 лётчиков, прибыл в Испанию для оказания помощи республиканским ВВС. Имел псевдонимы "Сергио" и "Командор Серж".

В боях с вражеской авиацией в неравных условиях, когда зачастую соотношение между республиканскими и франкистскими самолётами было 1: 5 он пришёл к убеждению, что единственно правильной тактикой борьбы в таких условиях может быть только групповой "соколиный удар" - внезапная атака врага всей эскадрильей сверху, сзади.

Модификация

Размах крыла, м

Высота, м

Площадь крыла, м2

Масса, кг

взлетная

Тип двигателя

Мощность, л.с.

Максимальная скорость, км/ч

на высоте

Практическая дальность, км

Cкороподъемность, м/мин

Практический потолок, м

Вооружение:

четыре 7.62-мм пулемета ШКАС

14 августа 1938 года группа самолётов, которой он командовал, впервые в воздушном бою применила этот новый тактический приём. Удар был настолько неожиданным и ошеломляющим для врага, что неприятельская группа потеряла управление. На землю упало несколько вражеских машин, объятых пламенем. Группа Грицевца в полном составе возвратилась на аэродром.

Всего в небе Испании Сергей Грицевец совершил 88 боевых вылетов с общим налётом 115 часов, в 42 (по другим данным в 24) воздушных боях сбил 30 самолётов противника (6 лично и 24 в составе группы).

Лётчики группы под его руководством сбили 85 самолётов. Весть об одном из его боевых вылетов облетела весь мир...

Воздушный бой с немецкими He-51 и итальянскими Cr-32 завязался близ реки Эбро над позициями корпуса Листера, на НП которого в тот день были приглашены испанские и иностранные журналисты. Старший лейтенант Грицевец дрался в небе с превосходящими силами противника. Да как! На "ишачке" - так прозвали маневренный И-16 - дерзко атаковал Сергей группы вражеских самолётов. Об этой неравной схватке центральная газета испанских коммунистов "Мундо Обреро" сообщала: "Сергио, храбрый пилот Республики, верный воинскому долгу, героически сражаясь, за один боевой вылет сбил 7 (семь!) фашистских самолётов (из них 5 Фиатов CR-32), но и его машина была серьёзно повреждена".

He-51

Фиат CR-32

Об этом подвиге писали и многие иностранные газеты. Среди прочих - английская "Дейли ньюс", корреспондент которой наблюдал воздушный бой и даже сумел узнать подлинное имя камарадо Сергио. Газета вышла с броским заголовком: "Русский лётчик Сергей Грицевец - человек изумительной храбрости". [ Согласно данным С. В. Абросова, в реальности Сергею во время одного из вылетов на сопровождение СБ пришлось в одиночку отбиваться от 7 "Фиатов", однако побед в этом бою он, согласно официальным документам, не заявлял. Скорее всего, это лишь красивая легенда. ]

Особенно отличился Сергей Грицевец в заключительных и самых тяжёлых боях за Эбро, где немцы использовали опытные "Мессера" вооружённые пушками и значительно превосходящие И-16 в скорости. Только за 20 дней августа 1938 года советскими и испанскими лётчиками было сбито 72 вражеских самолёта.

бой И-16 с Bf-109

В одном из боёв 13 августа 1938 года, в паре с испанским лётчиком сержантом Луисом Маргалефом подбил и заставил приземлиться на республиканской территории немецкий бомбардировщик Не-111, чей экипаж был взят в плен.

18 августа 1938 года - в день Авиации, Грицевец сбил 2 итальянских "Фиата". Со своими лётчиками Грицевец порой забирался без кислородных приборов на высоту до 7 км, чтобы оттуда обрушить удар на противника.

Последний раз пилоты группы Сергея Грицевца участвовали в бою 15 октября 1938 года, когда было поднято в воздух сразу около 100 республиканских самолётов в составе 7 эскадрилий. Тогда над рекой Эбро в напряжённой воздушной схватке, совместными усилиями советских и испанских лётчиков, было сбито 3 "Мессера" и 5 "Фиатов". Наши потери составили 3 самолёта (все лётчики спаслись на парашютах).

Однако, ко времени окончания 113-дневной битвы за Эбро, из 34 лётчиков, прибывших вместе с Грицевцом в июне 1938 года, осталось в строю лишь 7.

Список известных побед старшего лейтенанта С. И. Грицевца:

Дата
победы

Сбитый
самолёт

Район боя
(падения)

Примечание

(в составе группы)

(в составе группы)

(в составе звена)

(в составе группы)

Барселона

(в паре с Луисом Маргалефом)

(в паре с Сапроновым М. С.)

(в составе группы)

Вильяльба

(в составе группы)

(в составе группы)

(в составе группы)

(в составе группы)

(в составе группы)

(в составе группы)

* Предположительно пилотом этого Bf.109 был ас "Легиона Кондор", обер-лейтенант Отто Бертрам, взят в плен.

Отто Бертрам

22 февраля 1939 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ, в котором говорилось о том, что за образцовое выполнение специальных заданий правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленные при этом личное мужество и отвагу, старшему лейтенанту С. И. Грицевцу присваивается звание Героя Советского Союза. Сам Михаил Иванович Калинин вручил Грицевцу грамоту о присвоении этого высокого звания. Следует отметить и тот факт, что звания капитан Сергей Грицевец никогда не имел: из старшего лейтенанта он стал сразу майором (31 декабря 1938 года).

В полную силу сильные стороны характера и лётного мастерства Сергея Грицевца проявился и в небе Халхин - Гола летом 1939 года: молниеносная находчивость, острая наблюдательность, чувство товарищеской выручки, виртуозное владение техникой пилотирования. В воздушных боях лично и в составе группы сбил 12 японских самолётов.

Вначале Грицевец летал на И-16, а когда в конце июня были получены новые И-153 ("Чайки"), его назначили командиром эскадрильи этих машин.

В большинстве боевых вылетов "Чаек", эскадрилью которых всегда лидировал Грицевец, заканчивались победой советских лётчиков.

Так было и в памятном воздушном бою 25 августа, когда наземные войска доколачивали окруженные части 6-й японской армии. В этот день над Халхин - Голом произошло 7 воздушных боёв. В одном из них участвовало более 200 советских и японских самолётов.

Модификация

Размах крыла, м

Высота, м

Площадь крыла, м2

Масса, кг

пустого самолета

нормальная взлетная

нормальная взлетная

Тип двигателя

1 ПД Армейский тип 97

Мощность, л.с.

Максимальная скорость, км/ч

на высоте

Крейсерская скорость, км/ч

Практическая дальность, км

Боевая дальность, км

Максимальная скороподъемность, м/мин

Практический потолок, м

Вооружение:

два синхронных 7,7-мм пулемета тип 89

Бой развертывался на высотах до 6000 метров. Над долиной реки ревели моторы, трещали пулемётные очереди, падали вниз самолёты, оставляя за собой шлейфы чёрного дыма. И в этой круговерти выделялась "Чайка" командира эскадрильи.

В разгар бой Грицевец заметил, как к хвосту машины Леонида Орлова пристроился японский истребитель. Увлечённый атакой, Орлов не заметил этого, и тогда Сергей Грицевец пошёл в лоб на японца. Враг не выдержал встречной атаки и свечой взмыл вверх. Грицевец дал короткую прицельную очередь по японскому лётчику. Тот бросил свою машину в крутое пике, притворился, что подбит и падает. Но подобная уловка противника была хорошо знакома Грицевцу ещё по боям в Испании. Он тут же нырнул вниз за самураем, догнал его и с близкого расстояния расстрелял. Японский истребитель, не выходя из пике, врезался в песчаный бархан.

Модификация

Размах крыла, м

верхнего

Высота, м

Площадь крыла, м2

Масса, кг

пустого самолета

нормальная взлетная

максимальная взлетная

Тип двигателя

Мощность, л.с.

Максимальная скорость, км/ч

на высоте

Практическая дальность, км

Скороподъемность, м/мин

Практический потолок, м

Вооружение:

четыре 7.62-мм пулемета ШКАС (2500 патронов)

26 июня 1939 года в районе озера Буир - Нур завязался воздушный бой с японцами, продолжавшийся около двух часов и закончившийся полной победой советских лётчиков. Враг потерял 15 самолётов. В этот день Сергей Грицевец совершил подвиг, ставший известным на всю страну.

И-153 и И-16 в Монголии

В бою был сбит самолёт командира 70-го истребительного авиаполка майора В. М. Забалуева и он опустился на парашюте на территории занятой противником.

Всё это видел Сергей Грицевец. Недолго думая, он посадил свою машину неподалеку от приземлившегося товарища, помог ему забраться в кабину и взлетел под огнём японской пехоты. Это был первый подобный случай в советской авиации.

Сергей Иванович Грицевец и Вячеслав Михайлович Забалуев

В небе Халхин - Гола С. И. Грицевец совершил 138 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 12 самолётов противника (по одни источникам - 10 лично и 2 в группе, по другим - все 12 лично).

Список известных побед майора С. И. Грицевца в небе Монголии:

Дата
победы

Сбитый
самолёт

Район боя
(падения)

Примечание

Буир - Нур

Хуху - Узун - Обо

Ганьчжура

(2 лично и 1 в составе группы)

(вместе с Писанко А. С. и Смирновым Б. А.)

Хамар - Даба

29 августа 1939 года за победы в воздушных боях и спасение командира, Сергей Грицевец был награждён второй медалью "Золотая Звезда" Героя Советского Союза. Награждён также орденом Красного Знамени (1939) и монгольским орденом Боевого Красного Знамени 1-й степени (18.08.1939).

Он был не только прекрасным воздушным бойцом, но и замечательным наставником. Десятки молодых лётчиков учились у Грицевца искусству воздушного боя. Он проводил с ними разборы полётов, занятия по тактике, учил сочетать маневр и огонь: "Только секунда отводится лётчику на прицельную очередь, - говорил он, - Только одна секунда!"

Он и в самом деле умел первым дать очередь, на какую то долю секунды опережая врага. Атаковал всегда неожиданно, никогда не допуская шаблона в тактике. К началу Великой Отечественной войны именно Грицевец был самым результативным советским лётчиком - истребителем имея 42 воздушные победы!

В начале сентября 1939 года майор С. И. Грицевец вместе с группой лётчиков, возглавляемой комкором Я. В. Смушкевичем, выехал в Москву.

Он был назначен советником одной из авиабригад Белорусского военного округа. Предстоял поход войск Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию.

16 сентября Грицевец с группой лётчиков присутствовал на заседании Военного совета округа в Минске. Возвращались на свой аэродром под Оршей в сумерках. Грицевец приземлился первым. Шедший на посадку вторым майор П. И. Хара, не разглядев выложенную букву "Т", стал садиться с противоположной стороны аэродрома и на большой скорости врезался в стоявшую машину Грицевца.

В результате столкновения, оба самолёта были разбиты, Хара получил серьёзные травмы, а Грицевцу ударом винта отрубило голову. Так, нелепая случайность послужила причиной гибели выдающегося советского лётчика.

В дело разгрома гитлеровских захватчиков огромный вклад внесли представители советских военно-воздушных сил. Многие летчики отдали свои жизни за свободу и независимость нашей Родины, многие стали Героями Советского Союза. Некоторые из них навсегда вошли в элиту отечественных ВВС, в прославленную когорту советских асов - грозу Люфтваффе. Сегодня мы вспомним 10 наиболее результативных советских летчиков-истребителей, которые записали на свой счет больше всех сбитых в воздушных боях самолетов противника.

4 февраля 1944 года выдающийся советский летчик-истребитель Иван Никитович Кожедуб был награжден первой звездой Героя Советского Союза. К окончанию Великой Отечественной войны он был уже трижды Героем Советского Союза. За годы войны еще лишь один советский пилот смог повторить это достижение - это был Александр Иванович Покрышкин. Но на двух этих наиболее известных асах советской истребительной авиации времен войны не заканчивается. За время войны еще 25 летчиков были дважды представлены к званию Героев Советского Союза, не говоря уже о тех, кто был единожды награжден этой высшей воинской наградой страны тех лет.


Иван Никитович Кожедуб

В годы войны Иван Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев и лично сбил 64 самолета противника. Летал на самолетах Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7.

В официальной советской историографии фигурировало 62 сбитых самолета противника, но проведенные архивные исследования показали, что Кожедуб сбил 64 самолета (по каким-то причинам отсутствовали две воздушных победы - 11 апреля 1944 года - PZL P.24 и 8 июня 1944 года - Me 109). Среди трофеев советского летчика-аса были 39 истребителей (21 Fw-190, 17 Me-109 и 1 PZL P.24), 17 пикирующих бомбардировщиков (Ju-87), 4 бомбардировщика (2 Ju-88 и 2 Не-111), 3 штурмовика (Hs-129) и один реактивный истребитель Ме-262. Помимо этого, в своей автобиографии он указал, что в 1945 году сбил два американских истребителя P-51 «Мустанг», которые атаковали его с большого расстояния, приняв за немецкий самолет.

По всей вероятности, начни Иван Кожедуб (1920-1991) войну в 1941 году, его счет сбитых самолетов мог быть бы еще больше. Однако его дебют пришелся лишь на 1943 год, а первый свой самолет будущий ас сбил в сражении на Курской дуге. 6 июля во время боевого вылета он сбил немецкий пикирующий бомбардировщик Ju-87. Таким образом, результативность летчика действительно поражает, всего за два военных года ему удалось довести счет своих побед до рекордного в советских ВВС.

При этом Кожедуба ни разу за всю войну не сбивали, хотя он несколько раз возвращался на аэродром на сильно поврежденном истребителе. Но последним мог бы стать уже его первый воздушный бой, который состоялся 26 марта 1943 года. Его Ла-5 был поврежден очередью немецкого истребителя, бронеспинка спасла летчика от зажигательного снаряда. А по возвращении домой его самолет обстреляла собственная ПВО, машина получила два попадания. Несмотря на это, Кожедуб сумел посадить самолет, который уже не подлежал полному восстановлению.

Первые шаги в авиации будущий лучший советский ас сделал, обучаясь в Шоткинском аэроклубе. В начале 1940 года он был призван в Красную Армию и осенью того же года окончил Чугуевскую военную авиационную школу летчиков, после чего продолжил службу в данной школе в качестве инструктора. С началом войны школа была эвакуирована в Казахстан. Сама война для него началась с ноября 1942 года, когда Кожедуб был откомандирован в 240-й истребительный авиаполк 302-й истребительной авиадивизии. Формирование дивизии завершилось только в марте 1943 года, после чего она вылетела на фронт. Как уже говорилось выше, первую свою победу он одержал только 6 июля 1943 года, однако начало было положено.

Уже 4 февраля 1944 года старшему лейтенанту Ивану Кожедубу было присвоено звание Героя Советского Союза, на тот момент он успел совершить 146 боевых вылетов и сбить в воздушных боях 20 самолетов противника. Вторую свою звезду он получил в том же году. Он был представлен к награде 19 августа 1944 года уже за 256 совершенных боевых вылетов и 48 сбитых самолетов противника. На тот момент он в должности капитана занимал должность заместителя командира 176-го Гвардейского истребительного авиаполка.

В воздушных боях Ивана Никитовича Кожедуба отличало бесстрашие, хладнокровие и автоматизм пилотирования, которое у него было доведено до совершенства. Возможно, то, что перед отправкой на фронт он провел несколько лет в должности инструктора, сыграло очень большую роль в его будущих успехах в небе. Кожедуб мог легко вести прицельный огонь по противнику при любом положении самолета в воздухе, а также легко выполнял сложные фигуры пилотажа. Будучи отличным снайпером, он предпочитал вести воздушный бой на дистанции в 200-300 метров.

Свою последнюю победу в Великой Отечественной войне Иван Никитович Кожедуб одержал 17 апреля 1945 года в небе над Берлином, в этом бою он сбил два немецких истребителя FW-190. Трижды Героем Советского Союза будущий маршал авиации (звание присвоено 6 мая 1985 года) майор Кожедуб стал 18 августа 1945 года. После войны он продолжил службу в ВВС страны и прошел очень серьезный путь по карьерной лестнице, принеся еще немало пользы стране. Легендарный летчик скончался 8 августа 1991 года, был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Александр Иванович Покрышкин

Александр Иванович Покрышки воевал с самого первого дня войны и до последнего. За это время он совершил 650 боевых вылетов, в которых провел 156 воздушных боев и официально лично сбил 59 самолетов противника и 6 самолетов в группе. Является вторым по результативности асом стран антигитлеровской коалиции после Ивана Кожедуба. В годы войны летал на самолетах МиГ-3, Як-1 и американском P-39 «Аэрокобра».

Цифра сбитых самолетов является весьма условной. Довольно часто Александр Покрышкин совершал глубокие рейды в тыл противника, где ему также удавалось одерживать победы. Однако засчитывались лишь те из них, которые можно было подтвердить наземными службами, то есть по возможности над своей территорией. Таких неучтенных побед только в 1941 году у него могло быть 8. При этом они копились всю войну. Также Александр Покрышкин нередко отдавал сбитые им самолеты на счет своим подчиненным (в основном ведомым), стимулируя их таким образом. В те годы это было довольно распространенным явлением.

Уже во время первых недель войны Покрышкин смог понять, что тактика советских ВВС устарела. Тогда же он начал заносить свои записи на этот счет в записную книжку. Он вел аккуратную запись воздушных боев, в которых принимал участие он сам и его друзья, после чего делал детальный анализ написанного. При этом в то время ему приходилось сражаться в очень тяжелых условиях постоянного отступления советских войск. Позднее он говорил: «Те, кто не воевал в 1941-1942 годах, не знают настоящей войны».

После развала Советского Союза и массированной критики всего, что было связано с тем периодом, некоторые авторы принялись «урезать» количество побед Покрышкина. Связано это было и с тем, что в конце 1944 года официальная советская пропаганда окончательно сделала из летчика «светлый образ героя, главного истребителя войны». Для того чтобы не потерять героя в случайном бою, было приказано ограничить полеты Александра Ивановича Покрышкина, который к тому моменту уже командовал полком. 19 августа 1944 года после 550 боевых вылетов и 53 официально одержанных побед он стал трижды Героем Советского Союза, первым в истории.

Волна «разоблачений», которая нахлынула после 1990-х годов, прошлась по нему еще и потому, что после войны он сумел занять пост Главнокомандующего войсками ПВО страны, то есть стал «крупным советским чиновником». Если же говорить о низком соотношении побед к совершенным вылетам, то можно отметить, что длительное время в начале войны Покрышкин на своем МиГ-3, а затем и Як-1 вылетал на штурмовку наземных войск противника или выполнение разведывательных полетов. Для примера к середине ноября 1941 года летчик выполнил уже 190 боевых вылетов, но подавляющее их большинство - 144 было на штурмовку наземных войск врага.

Александр Иванович Покрышкин был не только хладнокровным, отважным и виртуозным советским летчиком, но и думающим пилотом. Он не боялся выступать с критикой существующей тактики применения истребительной авиации и выступал за ее замену. Дискуссии по этому поводу с командиром полка в 1942 году привели к тому, что летчика-аса даже исключили из партии и направили дело в трибунал. Спасло пилота заступничество комиссара полка и вышестоящего командования. Дело против него прекратили и восстановили в партии. После войны Покрышкин долгое время конфликтовал с Василием Сталиным, что пагубно сказывалось на его карьере. Все изменилось лишь в 1953 году после смерти Иосифа Сталина. В последующем он сумел дослужиться до звания маршала авиации, которое было присвоено ему в 1972 году. Скончался прославленный летчик-ас 13 ноября 1985 года в возрасте 72 лет в Москве.

Григорий Андреевич Речкалов

Григорий Андреевич Речкалов воевал с самого первого дня Великой Отечественной войны. Дважды Герой Советского Союза. В годы войны выполнил более 450 боевых вылетов, сбив в 122 воздушных боях 56 самолетов противника лично и 6 в группе. По другим данным количество его личных воздушных побед могло перевалить за 60. В годы войне летал на самолетах И-153 «Чайка», И-16, Як-1, P-39 «Аэрокобра».

Наверно, ни у одного другого советского летчика-истребителя не было на счету такого разнообразия сбитых машин противника, как у Григория Речкалова. Среди его трофеев были истребители Me-110, Me-109, Fw-190, бомбардировщики Ju-88, He-111, пикирующий бомбардировщик Ju-87, штурмовик Hs-129, самолеты-разведчики Fw-189 и Hs-126, а также такая редкая машина как итальянская «Савойя» и польский истребитель PZL-24, который использовали ВВС Румынии.

Удивительно, но за день до начала Великой Отечественной войны Речкалов был отстранен от полетов по решению врачебно-летной комиссии, у него был выявлен дальтонизм. Но по возвращении в свою часть с этим диагнозом, он все равно был допущен к полетам. Начало войны заставило начальство просто закрыть глаза на этот диагноз, просто проигнорировав его. При этом в 55-м истребительном авиаполку он служил с 1939 года вместе с Покрышкиным.

Этот блистательный военный летчик отличался очень противоречивым и неровным характером. Являя образец решимости, мужества и дисциплины в рамках одного вылета, в другом он мог отвлечься от выполнения основной задачи и так же решительно начать преследование случайного противника, стремясь увеличить счет своих побед. Его боевая судьба на войне тесно переплелась с судьбой Александра Покрышкина. Он летал с ним в одной группе, сменял его на должности командира эскадрильи и командира полка. Сам Покрышкин лучшими качествами Григория Речкалова считал откровенность и прямоту.

Речкалов, как и Покрышкин, воевал с 22 июня 1941 года, но с вынужденным перерывом практически на два года. В первый же месяц боев он на своем устаревшем истребителе-биплане И-153 сумел сбить три самолета противника. Успел полетать он и на истребителе И-16. 26 июля 1941 года во время боевого вылета под Дубоссарами был ранен в голову и в ногу огнем с земли, но сумел привести свой самолет на аэродром. После этого ранения он провел в госпитале 9 месяцев, за это время пилоту сделали три операции. И в очередной раз медицинская комиссия попыталась поставить на пути будущего прославленного аса непреодолимое препятствие. Григория Речкалова отправили служить в запасной полк, который был укомплектован самолетами У-2. Будущий дважды Герой Советского Союза воспринял такое направление, как личное оскорбление. В штабе ВВС округа он сумел добиться того, чтобы его вернули в свой полк, который на тот момент времени назывался 17-м Гвардейским истребительным авиационным полком. Но совсем скоро полк был отозван с фронта для перевооружения на новые американские истребители «Аэрокобра», которые шли в СССР в рамках программы Ленд-лиза. По этим причинам вновь бить врага Речкалов начал лишь в апреле 1943 года.

Григорий Речкалов, будучи одной из отечественных звезд истребительной авиации, прекрасно мог взаимодействовать с другими летчиками, угадывая их намерения и работая вместе группой. Еще в годы войны между ним и Покрышкиным возник конфликт, но он никогда не стремился выплеснуть по этому поводу какой-то негатив или обвинить своего оппонента. Напротив, в мемуарах он хорошо отзывался о Покрышкине, отмечая, что им удалось разгадать тактику немецких летчиков, после чего они начали применять новые приемы: начали летать парами, а не звеньями, лучше использовать для наведения и связи радио, эшелонировать свои машины так называемой «этажеркой».

Григорий Речкалов одержал на «Аэрокобре» 44 победы, больше чем у других советских летчиков. Уже после завершения войны кто-то спросил прославленного летчика, что он больше всего ценил в истребителе «Аэрокобра», на котором было одержано столько побед: мощь огневого залпа, скорость, обзор, надежность мотора? На этот вопрос летчик-ас ответил, что все перечисленное, конечно, имело значение, это были явные достоинства самолета. Но главное по его словам было в радио. На «Аэрокобре» была отличная, редкая в те годы радиосвязь. Благодаря этой связи летчики в бою могли общаться между собой, словно по телефону. Кто-то что-то увидел - сразу все члены группы в курсе. Поэтому в боевых вылетах у нас не случалось никаких неожиданностей.

После завершения войны Григорий Речкалов продолжал свою службу в ВВС. Правда, не так долго как другие советские асы. Уже в 1959 году он ушел в запас в звании генерал-майора. После чего жил и работал в Москве. Скончался в Москве 20 декабря 1990 года в возрасте 70 лет.

Николай Дмитриевич Гулаев

Николай Дмитриевич Гулаев оказался на фронтах Великой Отечественной войны в августе 1942 года. Всего за годы войны совершил 250 боевых вылетов, провел 49 воздушных боев, в которых лично уничтожил 55 самолетов противника и еще 5 самолетов в группе. Такая статистика делает Гулаева самым эффективным советским асом. На каждые 4 вылета у него приходился сбитый самолет или в среднем больше одного самолета на каждый воздушный бой. Во время войны летал на истребителях И-16, Як-1, P-39 «Аэрокобра», большинство своих побед, как и Покрышкин с Речкаловым, он одержал на «Аэрокобре».

Дважды Герой Советского Союза Николай Дмитриевич Гулаев сбил не намного меньше самолетов, чем Александр Покрышкин. Но по результативности боев он намного превзошел и его и Кожедуба. При этом воевал он меньше двух лет. Сначала он в глубоком советском тылу в составе войск ПВО занимался охраной важных объектов промышленности, защищая их от налетов вражеской авиации. А в сентябре 1944 года, его практически в принудительном порядке отправили на учебу в Военно-Воздушную академию.

Свой самый результативный бой советский летчик совершил 30 мая 1944 года. В одном воздушном бою над Скулени ему удалось сбить сразу 5 вражеских самолетов: два Me-109, Hs-129, Ju-87 и Ju-88. Во время боя он был сам серьезно ранен в правую руку, но сконцентрировав все свои силы и волю, смог довести свой истребитель до аэродрома, истекая кровью, совершил посадку и уже, зарулив на стоянку, потерял сознание. Летчик пришел в себя только в госпитале после операции, здесь же он узнал о присвоении ему второго звания Героя Советского Союза.

Все время, пока Гулаев был на фронте, он воевал отчаянно. За это время он успел совершить два успешных тарана, сумев после этого посадить свой поврежденный самолет. Несколько раз за это время был ранен, но после ранений неизменно возвращался назад в строй. В начале сентября 1944 года летчика-аса в принудительном порядке отправили на учебу. В тот момент исход войны всем уже был ясен и прославленных советских асов старались беречь, в приказном порядке отправляя в Военно-Воздушную академию. Таким образом, война неожиданно закончилась и для нашего героя.

Николая Гулаева называли ярчайшим представителем «романтической школы» ведения воздушного боя. Зачастую летчик отваживался на совершение «нерациональных действий», которые шокировали немецких летчиков, но помогали ему одерживать победы. Даже среди других далеко неординарных советских летчиков-истребителей фигура Николая Гулаева выделялась своей колоритностью. Только такой человек, обладающий беспримерной отвагой, сумел бы провести 10 сверхрезультативных воздушных боев, записав две своих победы на успешный таран самолетов противника. Скромность Гулаева на людях и в своей самооценке диссонировала с его исключительно агрессивной и настойчивой манерой ведения воздушного боя, а открытость и честность он с мальчишеской непосредственностью сумел пронести через всю свою жизнь, сохранив до конца жизни и некоторые юношеские предрассудки, что не помешало ему дослужиться до звания генерал-полковника авиации. Прославленный летчик скончался 27 сентября 1985 года в Москве.

Кирилл Алексеевич Евстигнеев

Кирилл Алексеевич Евстигнеев дважды Герой Советского Союза. Как и Кожедуб начал свой боевой путь сравнительно поздно, только в 1943 году. За годы войны совершил 296 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев, лично сбив 53 самолета противника и 3 в группе. Летал на истребителях Ла-5 и Ла-5ФН.

Почти двухлетнее «запоздание» с появлением на фронте было связано тем, что летчик-истребитель страдал язвенной болезнью желудка, а с этим заболеванием на фронт не допускали. С начала Великой Отечественной войны он работал инструктором в летной школе, а после этого перегонял ленд-лизовские «Аэрокобры». Работа инструктором дала ему очень много, как и другому советскому асу Кожедубу. При этом Евстигнеев не переставал писать рапорты командованию с просьбой отправить его на фронт, в результате они все-таки были удовлетворены. Свое боевое крещение Кирилл Евстигнеев получил в марте 1943 года. Как и Кожедуб он воевал в составе 240-го истребительного авиационного полка, летал на истребителе Ла-5. В первый же свой боевой вылет 28 марта 1943 года одержал две победы.

За все время войны неприятелю так и не удалось сбить Кирилла Евстигнеева. Но вот от своих ему досталось дважды. Первый раз увлекшийся воздушным боем пилот Як-1 врезался в его самолет сверху. Летчик Як-1 тут же выпрыгнул из самолета, лишившегося одного крыла, с парашютом. А вот Ла-5 Евстигнеева пострадал меньше, и ему удалось дотянуть самолет до позиций своих войск, посадив истребитель рядом с окопами. Второй случай более загадочный и драматичный произошел над своей территорией в отсутствии в воздухе самолетов противника. Фюзеляж его самолета прошила очередь, повредив Евстигнееву ноги, машина загорелась и вошла в пике, а летчику пришлось прыгать из самолета с парашютом. В госпитале врачи склонялись к тому, чтобы ампутировать пилоту стопу, но он нагнал на них такого страху, что те отказались от своей затеи. А уже через 9 дней летчик сбежал из госпиталя и с костылями добирался до расположения своей родной части 35 километров.

Кирилл Евстигнеев постоянно наращивал количество своих воздушных побед. До 1945 года летчик опережал Кожедуба. При этом врач части периодически отсылал его в госпиталь подлечивать язву и раненную ногу, чему летчик-ас страшно противился. Кирилл Алексеевич был тяжело болен еще с предвоенных времен, в своей жизни он перенес 13 хирургических операций. Очень часто прославленный советский летчик летал, превозмогая физическую боль. Евстигнеев, что называется, был одержим полетами. В свободное время он старался натаскивать молодых летчиков-истребителей. Был инициатором проведения учебных воздушных боев. По большей части его противником в них оказывался Кожедуб. При этом Евстигнеев был начисто лишен чувства страха, даже в самом конце войны хладнокровно шел в лобовую атаку на шестипушечные «Фоккеры», одерживая над ними победы. Кожедуб так отзывался о своем боевом товарище: «Летчик-кремень».

Войну гвардии капитан Кирилл Евстигнеев закончил штурманом 178-го Гвардейского истребительного авиаполка. Последний свой бой летчик провел в небе Венгрии 26 марта 1945 года, на своем уже пятом за войну истребителе Ла-5. После войны продолжил службу в ВВС СССР, в 1972 году ушел в отставку в звании генерал-майора, жил в Москве. Скончался 29 августа 1996 года в возрасте 79 лет, похоронен на Кунцевском кладбище столицы.

Источники информации:
http://svpressa.ru
http://airaces.narod.ru
http://www.warheroes.ru

Николай Михайлович Скоморохов, советский ас, лётчик-истребитель Великой Отечественной войны, маршал авиации, дважды Герой Советского Союза
Николай Скороходов. Совершил 605 боевых вылетов. Лично сбил 46 самолетов противника.
....................................................................................................................................

Николай Михайлович родился 19 мая 1920 года на Волге, в селе Лапоть (ныне село Белогорское) Саратовской губернии. Ему едва минуло 10 лет, когда в поисках заработка семья переехала в Астрахань. Здесь он закончил ФЗУ, работал на заводе имени III Интернационала. Когда в вечерней школе он получил 7-классное образование, его приняли в библиотечный техникум, а вскоре и в Астраханский аэроклуб. Здесь в декабре 1940 года юноша был призван в армию и получил направление в Батайскую военную авиационную школу. Сразу после окончания лётной школы младший сержант Скоморохов был направлен в 164-й ИАП, вооружённый самолётами ЛаГГ-3.

Николай Скоморохов на фронт попал только в ноябре 1942 года, когда шли ожесточённые сражения на Волге у Сталинграда и в горах Кавказа. Первые боевые вылеты он совершил над Черноморским побережьем Кавказа, когда 164-й истребительный авиаполк (295-я истребительная авиационная дивизия под командованием Героя Советского Союза Николая Баланова), базировался на Адлерском аэродроме.

На боевые операции посылались опытные лётчики, а ему, новичку, чаще всего приходилось в паре с кем - то совершать разведывательные полёты. И хотя они были тоже ответственными боевыми заданиями, Николаю хотелось настоящего дела. В одном из вылетов он едва не погиб, когда его истребитель отсекли от группы своих самолётов и зажали "Мессеры". Лишь исключительная природная одарённость Скоморохова как пилота позволила ему тогда уйти от преследователей. Наиболее ярко выраженной была его способность пространственной ориентации, основанная на особой устойчивости вестибулярного аппарата и оптимальной вазомоторной реакции организма в критических условиях.


Свой боевой счёт Николай открыл в январе 1943 года одном из вылетов над горами севернее Лазаревской. Над линией фронта Скоморохов обнаружил разведчик FW-189 и атаковал его сверху. Казалось, длинная очередь изрешетила "Раму". Но когда Николай развернулся, чтобы проследить за падением вражеской машины, то с удивлением заметил, что она держится в воздухе и даже маневрирует, уклоняясь от очередной атаки. Поединок длился несколько минут. Наконец Скоморохов, нацелив свой ЛаГГ-3 в лоб противнику, расстрелял его. Как ему тогда показалось, он нашёл ключ к победе.

Вскоре Николай был назначен командиром звена, стал летать в качестве ведущего группы. Первое же задание во главе четвёрки Ла-5 Скоморохов выполнил блестяще. Вот что записано об этом боевом вылете в личном деле героя:

"4.12.1943 года. Выполнял задание на сопровождение группы Ил-2. В районе цели штурмовики были атакованы 8 самолётами Ме-109. Несмотря на численное превосходство противника, Скоморохов смело вступил в бой. Дерзкими атаками, с большим риском для жизни, он расстроил боевые порядки вражеских истребителей, сорвал их замысел и дал возможность "Ильюшиным" полностью выполнить боевое задание. В воздушной схватке Скоморохов лично сбил 2-х "Мессеров", принудив остальных покинуть поле боя. Лётчики 951-го штурмового авиационного полка, вернувшись на аэродром, устроили старшему лейтенанту Скоморохову торжественную встречу".

В боях над Днепром и в Запорожье Скоморохов продолжил список сбитых им "Мессеров" и "Фоккеров", одержал свою 13-ю победу.

В начале 1944 года из лучших лётчиков 295-й ИАД была создана "эскадрилья охотников", заместителем её командира (Николая Краснова) был назначен Николай Скоморохов. В эскадрилью вошли такие асы, как В. Кирилюк, О. Смирнов, А. Володин. Эскадрилья базировалась на одном аэродроме с 31-м ИАП, тесно взаимодействуя в воздухе с его лётчиками. За 3 месяца своего существования эскадрилья уничтожила в воздушных боях несколько десятков самолётов противника, но была расформирована, поскольку полки, давшие туда лучших бойцов, понесли в боях тяжёлые потери, и командиры настояли на возвращении своих "орлов". Скоморохов был переведён на должность комэска первой эскадрильи в 31-й ИАП, которым командовал Онуфриенко.


В Ясско - Кишинёвской операции старший лейтенант Скоморохов сбил несколько Ме-109. В конце августа ему было поручено сопровождать Ли-2, где летел Маршал Жуков. У Скоморохова уже был опыт подобных полётов: ранее он сопровождал самолёт Василевского и даже решительно обстрелял "Як", сделавший попытку приблизиться к нему. Жуков высказал неудовольствие внешним видом пообносившихся асов, попенял на отсутствие плана прикрытия...

В боях за освобождение Украины и Донбаса, в небе Молдавии и на Балканах, он совершает сотни боевых вылетов, в десятках воздушных боев оттачивает свою боевую выучку. Ему доверяют лично и во главе группы вести воздушную разведку. Здесь в полной мере проявились его организаторский талант и тактическое мастерство.

В конце 1944 года Скоморохов участвует в освобождении Румынии и Болгарии. В ноябре в небе Югославии четвёрка Ла-5 под командованием Скоморохова получила задание прикрыть наступавшие наземные войска в районе Апатина. На виду тысяч бойцов сухопутных войск "Лавочкины" ринулись на армаду истребителей - бомбардировщиков FW-190. В течение 10 секунд Скоморохов сбил 2 из них, смешав строй и сорвав бомбометание. За этот бой он был награждён орденом Александра Невского.


Особенно успешными были его бои в Венгрии, где интенсивность воздушных схваток может быть сравнима с напряжённостью боев на Кубани, Курской дуге, над Днепром. В декабре 1944 года в бою над Секешфехерваром, в долгой изматывающей дуэли с Ме-109, пилотируемым немецким асом, на высоте более 9000 метров в 3-й лобовой атаке он сбил "Мессер", его лётчик спасся с парашютом и был пленён. Через несколько дней в первом же боевом вылете на первом в дивизии Ла-7 Н. Скоморохов и его ведомый И. Филиппов, последовательно атаковав 3 группы "Фокке - Вульфов", сбили 5 из них...
К концу декабря 1944 года на боевом счету командира эскадрильи 31-го истребительного авиаполка капитана Н. М. Скоморохова числилось уже 25 вражеских самолётов, сбитых им лично, и 8 - в составе группы. Бесстрашный ас к этому времени носил 3 ордена Красного Знамени, ордена Александра Невского и Отечественной войны 1-й степени...


Вскоре Николаю Скоморохову пришлось вести воздушный бой, каких не знает история Великой Отечественной. 16 января 1945 года капитан Скоморохов в паре вылетел на свободную охоту. В районе Таряй, северо - западнее Будапешта, лётчики встретили в воздухе 3 группы транспортных самолётов Ju-52 (16 машин) и 38 истребителей прикрытия Ме-109. Двое против 54 ! В результате смелых атак ведущий лично сбил 2 Ju-52 и один истребитель, а его ведомый уничтожил ещё 2 машины.

Позднее, в боях за Будапешт, Скоморохов сбил 16, а за Вену - ещё 9 вражеских самолётов.

При сопровождении штурмовиков для ударов по танкам и мотопехоте противника, Николай и его подчинённые провели немало блестящих боёв и без потерь возвращались на свой аэродром. Так сопровождая группу "Илов" в район севернее Будапешта, капитан Скоморохов во главе шестёрки "Лавочкиных" вступил в бой с группой истребителей противника. В непродолжительной, но упорной борьбе на вертикалях наши лётчики сбили 8 вражеских машин, не потеряв ни одной. При этом, 3 самолёта вогнал в землю лично Николай Скоморохов.

Характеризуя Скоморохова, командир 31-го истребительного авиационного полка подполковник Г. Д. Онуфриенко писал: "В воздушных боях Николай Михайлович нетороплив, но решителен, расчётлив и хладнокровен. Требователен к себе и подчинённым. Пользуется исключительным авторитетом среди всего личного состава полка. В боевой работе не знает усталости..."

В боевых действиях Скоморохова было много нового, оригинального. Он был рьяным поборником новых боевых порядков истребителей основу которых составляло не звено из 3-х самолётов, а пара и звено из 4-х машин. Его эскадрилья первой в полку перешла к боевым порядкам, эшелонированным по высоте и рассредоточенным по фронту. Знаменитое правило: "истребитель обороняется только нападением" - было законом в боевой работе советского аса и его питомцев.

14 января 1945 года командующий войсками 3-го Украинского фронта Маршал Советского Союза Толбухин и член Военного Совета генерал - полковник Желтов утвердили представление командования 17-й Воздушной армии о присвоении капитану Н. М. Скоморохову высшего знака воинской доблести - звания Героя Советского Союза. 22 февраля 1945 года, за умелое командование эскадрильей, мужество и отвагу, проявленные в боях, это звание ему было присвоено.

К марту 1945 года капитан Н. М. Скоморохов, находясь в том же полку, совершил 520 боевых вылетов, провёл 119 воздушных боёв, сбил лично 35 самолётов противника.

10 апреля 1945 года, уже в бою над австрийскими Альпами, ас атаковал несколько плотных групп FW-190. Двух "Фоккеров" Скоморохов "свалил" в первой же атаке в течение нескольких секунд: первого - с ходу сзади - сверху, второго - резко изменив траекторию полёта, снизу. Продолжая атаковать истребителей - бомбардировщиков, лётчик сбил ещё один самолёт. Хотя господство советской авиации в воздухе было безусловным, бои велись исключительно упорные и кровопролитные. В одном из них погиб ведомый Скоморохова - младший лейтенант Филиппов. Сам Николай с трудом сумел посадить свою машину, получившую повреждения от огня зениток и ставшую в конце пробега на попа.

Последний "Фоккер" был сбит Скомороховым в районе Брно, в Чехословакии, в ходе "провозного" полёта, когда, продемонстрировав молодым лётчикам мастерскую атаку, он провёл затем "практическое занятие", выведя новичка на дистанцию эффективного огня...



Дважды Герой вернулся в родные края, лето 1945 года
.......................................................................................................................................
За время войны Николай Скоморохов прошёл все ступени авиации - был пилотом, старшим пилотом, командиром звена, заместителем командира и командиром эскадрильи. Воевал на Закавказском, Северо - Кавказском, Юго - Западном и 3-м Украинском фронтах. За это время он совершил более 605 боевых вылетов, провёл 143 воздушных боя, сбил лично 46 и в группе 8 самолётов противника, а также уничтожил на земле 3 бомбардировщика. Невероятно, но сам Скоморохов ни разу не был ранен, его самолёт не горел, не был сбит, за всю войну не получил ни одной пробоины.

18 августа 1945 года, за боевые заслуги проявленные при освобождении Венгрии и Австрии, он был награждён второй медалью "Золотая Звезда".
осле войны Н. М. Скоморохов окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе. Командовал авиационными частями и соединениями. Летал на разных типах боевых реактивных самолётов. В 1958 году он закончил Военную академию Генерального штаба. В 39 лет стал Генералом. В 1973 году был назначен начальником Военно - Воздушной академии. Защитил диссертацию доктора военных наук. В 1981 году Н. М. Скоморохову было присвоено звание Маршала авиации. Заслуженный военный лётчик СССР. Автор многих книг - воспоминаний. Трагически погиб в автомобильной катастрофе 16 октября 1994 года


 


Читайте:



Умножение на однозначное число столбиком

Умножение на однозначное число столбиком

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...

Методическая разработка семинара для педагогов дополнительного образования на тему «Создание развивающей образовательной среды для обучающихся на занятиях

Методическая разработка семинара для педагогов дополнительного образования на тему «Создание развивающей образовательной среды для обучающихся на занятиях

Районный семинар«Разработка программы дополнительного образования детей»Программа – нормативный официальный документ, фиксирующий процесс...

Ноев ковчег. Ковчег спасения. Значение «ноев ковчег Что означает фразеологизм ноев ковчег

Ноев ковчег. Ковчег спасения. Значение «ноев ковчег Что означает фразеологизм ноев ковчег

Но́ев ковче́г — 1) по библейскому сказанию: судно, в котором праведный человек Ной во время всемирного потопа взял парами людей и животных, семена...

Презентация по физике на тему "звуковые волны"

Презентация по физике на тему

ученицы 9 класса МКОУ "Бабежская СОШ" Ступникова Ксения, Герасимова Яна, руководитель: Тетенькина Екатерина ВладимировнаДанная презентация...

feed-image RSS