Разделы сайта
Выбор редакции:
- Арифметическая прогрессия
- Какая вода в океанах: соленая или пресная?
- Ряд стандартных электродных потенциалов (напряжений)
- Светлана савицкая Полеты савицкой в космос
- Бланки ЕГЭ. Инструкции заполнения. Правила заполнения бланков егэ Правила заполнения дополнительных бланков егэ
- Рособрнадзор опубликовал новое расписание егэ и огэ Сроки сдачи егэ по обществознанию
- Рейтинг самых сильных армий мира место – Великобритания
- Как устроен нло, свидетельства очевидцев Ионизация воздуха и излучения
- Коллигативные свойства Осмотическая функция
- Международные сертификаты по английскому Можно ли онлайн подтвердить знание английского языка
Реклама
Был ли блок поэтом. Писатель Блок Александр Александрович: биография, личная жизнь и творчество. Болезнь и смерть |
Биография Александра Блока представляет собой целый ряд довольно незаурядных событий. В его жизни периоды веселья сменялись моментами тоски и мрачного самопознания. Этот талантливый человек был одним из самых выдающихся поэтов Серебряного века, а также писателем, публицистом, литературным критиком и переводчиком. Его творчество считается классикой русской литературы. Детство и юностьПоэт Блок Александр Александрович появился на свет в Санкт-Петербурге 28 ноября 1880 года. Мама стихотворца, Александра Андреевна Бекетова, была из культурной семьи. Её отец был ректором Санкт-Петербургского университета. В 18 лет она вышла замуж за Александра Львовича Блока, который был дворянином и профессором при университете в Варшаве. Родители поэта познакомились на танцевальном вечере и их отношения развивались крайне стремительно. Блок-старший очень любил свою жену, но оказался тираном и деспотом, с которым было трудно жить. Первый ребёнок пары родился мёртвым и Александра Андреевна очень из-за этого переживала. К концу второй беременности она приехала в дом к своим родителям, где и осталась до самых родов. Когда родители Александры Андреевны узнали правду о характере Блока, они настояли, чтобы дочь с внуком остались у них. Женщина избавилась от нелюбимого мужа. В то время разводы были большой редкостью и сильно порицались, но мать поэта добилась официального расторжения брака в 1889 году. Впоследствии она опять вышла замуж, но на этот раз удачно и по большой любви. Маленький Саша был довольно капризным и засыпал только на руках у дедушки, который часами его укачивал. Практически всё своё детство он провёл в доме родителей матери. Ходить и говорить Блок начал довольно поздно. Александре Андреевне было тяжело воспитывать сына, так как он рос весьма своевольным. Она была вынуждена его часто наказывать. Но у них всё равно была тесная духовная связь. В три года у Саши появилась няня Соня, которая вслух читала ему сказки А. С. Пушкина.
В 1889 году будущего поэта отдали учиться во Введенскую гимназию. Причём он поступил сразу во второй класс. Учёба не всегда шла гладко и особенно тяжело Блоку давалась арифметика. В старших классах юноша увлёкся театром и часто декларировал Шекспира. В 1898 году Александр окончил гимназию и успешно сдал вступительные экзамены на факультет юриспруденции в Санкт-Петербургский университет. Спустя три года он перевёлся на историко-филологическое направление. Высшее образование поэт получил в 1906 году.
Творческий путьПо материнской линии семья Блока была весьма высококультурной, что сказалось на поэте. Он с юных лет очень любил читать, любил театр и посещал художественные кружки. Маленький Саша в детстве сильно любил животных и в возрасте 5 лет он даже посвятил свои первые стихи домашнему котику и зайчику из леса. Когда Блоку было 10 лет, он вместе с братьями занимался созданием рукописного журнала «Корабль». Всего они выпустили два номера. Позже они стали выпускать журнал «Вестник», для которого Александр писал поэзию и прозу. Чаще всего это были юмористические стихотворения, но иногда он сочинял трогательные строки, посвящённые маме. В этой литературной игре участвовала почти вся семья поэта. Бабушка помогала писать рассказы, а дедушка занимался иллюстрацией. Всего вышло 37 номеров этого журнала. Любимыми писателями в тот период у поэта были:
В 1887 году поэт с родственниками поехал в Германию. Там он впервые влюбился. Его избранницей стала Ксения Михайловна Садовская, которой на тот момент было 37 лет. 16-летний юноша был наповал сражён этой взрослой женщиной. Стоит отметить, что красавица сама первая завлекала будущего стихотворца и они много времени проводили наедине. Для влюблённого поэта эта светская дама стала источником вдохновения. Именно ей он посвятил свои многие произведения. Полноценное творчество Блока началось в начале 1900-х годов . В тот период Александр Александрович понял, что литературное направление «символизм» особенно ему нравится. В Санкт-Петербурге он нашёл близких по духу людей: Зинаиду Гиппиус и Дмитрия Мережковского. Именно в их журнале «Новый путь» Блок пробовал себя в качестве поэта и критика. А также его произведения начали печать в столичном альманахе «Северные цветы». В 1903 году этот журнал напечатал цикл произведений Александра «Стихи о Прекрасной Даме», которые были посвящены его любимой жене. В тот же период 3 стиха Блока включили в сборник произведений выпускников Санкт-Петербургского университета.
Революция 1905−1907 годов оказала влияние на творчество молодого поэта. Этот период ознаменовался особым успехом и ростом Александра Александровича. В его сочинениях появились новые мотивы. Одна за другой публиковались книги:
Позже главной темой произведений лирика стала проблема отношений простых людей и интеллигенции в России. Родная страна у Александра Блока ассоциировалась с образом любимом женщины и поэтому его патриотические стихи приобретали глубокую индивидуальность. В 1909 году поэт получил большое наследство от умершего отца, что позволило ему сосредоточиться на творчестве. В том же году он путешествовал по Италии и Германии, а впоследствии выпустил сборник «Итальянские стихи». В тот год Блок понял, что для него символизм исчерпал себя. В 1910 году он начал сочинять поэму «Возмездие», которую так и не смог закончить. В 1912 году Александр Александрович выпустил драму «Роза и Крест». В 1916 году поэт служил в действующей армии и во время службы он узнал о свершившейся революции. Она у него вызывала смешанные чувства, но он согласился сотрудничать с новой властью.
Блок уже был хорошо известен публике, поэтому большевики активно использовали его имя в своих целях. К тому же его постоянно назначали на разные должности, которые были ему уже неинтересны. В 1918 году Блока приняли на службу в Чрезвычайную следственную комиссию, где он работал редактором. За этот период у поэта вышло несколько знаменитых сборников:
Личная жизньВ 1903 Блок женился на дочери Дмитрия Менделеева - Любови. История их отношений начинается с детства, так как познакомились они в юном возрасте. Усадьбы их родителей располагались по соседству. После окончания гимназии Александр совсем по-другому посмотрел на девушку и сильно влюбился. Молодые люди очень любили друг друга, но их брак был довольно странным . Для Блока жена была вечной музой и воплощением женственности, он был против их интимной близости. Поэт частенько заводил романы на стороне. Ему приписывали интрижки с Натальей Волоховой и Любовью Андреевой-Дельмас.
Любовь Менделеева тоже встречалась с другими мужчинами. От актёра Константина Лавидовского девушка даже забеременела. Блок был счастлив, что супруга ждёт ребёнка. К сожалению, родившийся мальчик скоропостижно умер, прожив всего 8 дней. Поэт тяжело переживал эту трагедию и часто посещал пасынка на кладбище. После Октябрьской революции стали происходить далеко не самые интересные факты из жизни поэта. Он очень много трудился в разных комитетах и комиссиях, а его самочувствие резко ухудшилось. Несколько заболеваний обострились. А в середине 1921 года у Блока начались проблемы с рассудком и он часто впадал в беспамятство. Ко всему прочему в этот период семья поэта испытывала финансовые трудности. Всё это время за Александром Александровичем ухаживала любимая жена. Дата смерти поэта - 7 августа 1921 года. Скончался Блок в родном городе. После ряда анализов врачи назвали причиной смерти Александра Александровича - эндокардит. Похоронили его на Смоленском кладбище, но в 1944 году перезахоронили на Волковском. ЖЕНЩИНЫ В ЖИЗНИ АЛЕКСАНДРА БЛОКА Говорят, с женщинами Блоку не везло. Объясняется это тем, что на первом месте у поэта всегда была его МУЗА, и только на втором – женщина. Поэтому его отношения с нежным полом всегда складывались трудно. Одно время в Петербурге ходила даже легенда о том, как две известные гетеры поочерёдно пытались соблазнить поэта. У них ничего не получилось. До самого утра Блок занимал их разговорами на философские темы, читал стихи, а как только за окном начинало сереть, поднимался с дивана и со словами «Мадам, утро! Извозчик ждет!» выпроваживал очередную гостью. Его жена Любовь Дмитриевна утверждала: «Физическая близость с женщиной для Блока с гимназических лет – это платная любовь и неизбежные результаты – болезнь… Не боготворимая любовница вводила его в жизнь, а случайная, безликая, купленная на (одну ночь) несколько (часов) минут. И унизительные, мучительные страдания…» ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ АЛЕКСАНДРА БЛОКА Ксения Михайловна Садовская, до замужества Островская, родилась в 1859 году, в семье мелкого акцизного чиновника в Херсонской губернии. Семья жила бедно и едва сводила концы с концами: долги, нужда, бесконечные унижения. Но родители Ксении постарались дать дочери хорошее образование. И девушка из обедневшей семьи вынуждена была пойти на службу в Статистический комитет, чтобы самой зарабатывать на жизнь. Она, светская дама, говорунья и кокетка, наверное, желала развлечься, заманить в омут огромных синих глаз кого - нибудь из скучающих щеголей. Но уж никак не мальчика в гимназической тужурке, покорно носившего за матерью и теткой, с которыми он приехал на курорт, многочисленные книги, пледы, зонты и шали. Ночь все темней и благовонней, За старой липой покрывало В такую ночь успел узнать я, Сердце занято мечтами, Именно в эти дни был открыт первый лирический цикл стихов Блока, озаглавленный тремя буквами: «К.М.С». И впервые ни одной строчки из этого цикла он не прочитал матери. Маменька встревожилась не на шутку. Она нанесла утренний визит любовнице сына, кричала, хваталась за сердце, угрожала «гнусной совратительнице молодого дарования» серной кислотой и даже каторгой. Ксения Михайловна отреагировала неожиданно. Выслушала угрозы, чему-то улыбнулась и… отворила дверь. После этого они не виделись почти восемь месяцев. Причиной этого были истерики Александры Андреевны, все время заглядывающей в дневник сына, в семье Блока, семейная рутина и давящий быт - в доме Садовских. Страшную жизнь забудем, подруга, Однако несколько тайных встреч в Петербурге все же было. Помнишь ли город тревожный, Наша любовь обманулась, Их встречи продолжались - до конца 1899 года, а переписка - до августа 1901-го. Переписка все больше приобретает характер выяснения отношений. Бесконечно обсуждается вопрос о возвращении ее писем и фотографий. Он посылает свои стихи, посвященные ей, цитирует любимого Фета, но она, оказывается, не любит стихов и не верит им. Весной 1900 года Садовская из Южной Франции зовет Блока в Бад - Наугейм, - он не может поехать «из-за денег». Она пишет, что не принять деньги от нее - «преступление»; он отвечает, что принять их - «по меньшей мере, глубокая безнравственность». Вместо «Ты» и «дорогая Оксана» появляются «Вы» и «Ксения Михайловна». Все кончилось, как и должно было кончиться между юношей, только что вступившим в жизнь, и женщиной, разменявшей пятый десяток. Чувство, которое Александр питал к Садовской не могло быть долговечным. Тем более что на горизонте появилась Любочка Менделеева, женщина, с которой он – то постоянно влюбляясь и превознося до небес, то постоянно изменяя ей и мучая ее, то терпеливо снося ее измены, – останется до самой смерти. В июне 1909 года, в очень тяжелую пору своей жизни, Блок снова очутился в Бад - Наугейме на месте своей первой любви. Через двенадцать лет там почти ничего не изменилось – изменился только он сам: Все та же озерная гладь, Иль первой страсти юный гений В это время был написан цикл «Через двенадцать лет» - одна из драгоценностей любовной лирики Блока. Он снова, как наяву, услышал гортанные звуки голоса своей давней подруги, почувствовал ее торопливые и жадные поцелуи. После получения им ложного слуха о смерти Ксении Садовской он пишет: Жизнь давно сожжена и рассказана, И когда в тишине моей горницы Прошло еще немного времени - и призрак прежней любви снова склонился над одинокой постелью поэта. Унесенная белой метелью Я сквозь ночи, сквозь долгие ночи, Больше никогда А. Блока с Ксенией Садовской не встречался. А между тем она жила рядом с Блоком, в Петербурге. Поэзией не интересовалась (слишком уж горьки были воспоминания), много времени проводила за границей. Отношения с мужем становились все хуже. Взрослые дети разъехались. Материальное положение пошатнулось. Лечащий врач обратил внимание на то, что ее инициалы полностью совпадают с именем, воспетым великим поэтом. Слово за слово выяснилось, что эта старая, больная, раздавленная жизнью женщина, и есть – та самая «роза юга, уста которой исполнены тайны, глаза - полны загадочного блеска, как у сфинкса…» В 1925 году Садовская умерла. На одесском кладбище прибавился грубый каменный крест. И вот тут вспомнилось:
«Жизнь давно сожжена и рассказана, ЛЮБОВЬ ДМИТРИЕВНА МЕНДЕЛЕЕВА Практически с рождения они ходили одними дорогами, жили в одном доме, отдыхали в соседних имениях. Внук ректора Петербургского университета А.Н. Бекетова Александр Блок и дочь профессора Д.И. Менделеева Любовь Менделеева буквально выросли в университете. Люба Менделеева родилась в Санкт-Петербурге в 1881 году. После окончания Бестужевских курсов брала уроки актёрского мастерства у актрисы Александринского театра А. М. Читау. Недолго служила в театре В. Ф. Комиссаржевской, затем в театре Л. Б. Яворской и в провинциальных театрах. Этот вечер и эту прогулку Блок позднее опишет в своих стихах:
Стана ее не коснулся рукою, Лунные искры в нем гасли, мерцали, Странно: мы шли одинокой тропою, По возвращении в Петербург молодые люди встречались уже реже. Любовь Дмитриевна стала постепенно отдаляться от Блока, считая для себя унизительной влюбленность в этого «низкого фата». Следующей осенью Блок перестает бывать у Менделеевых. Любовь Дмитриевна отнеслась к этому безразлично. А он в это время увлёкся философией и различными мистическими учениями. Блок часто в одиночестве бродил по Петербургу в поисках Ее – своей великой любви, которую он назовет потом Таинственной Девой, Вечной Женой, Прекрасной Дамой… И случайно встреченная Любовь Дмитриевна естественным и таинственным образом слилась в его представлении с тем возвышенным образом, который он искал, переполненный идеями Владимира Соловьева. Однажды, будучи в состоянии, близком к мистическому трансу, он увидел на улице Любу, которая шла от Андреевской площади к зданию Курсов. Он шел сзади, стараясь остаться незамеченным. Менделеева не была первой любовью Блока. Год назад у него случился курортный роман с актрисой Ксенией Садовской, которая коварно соблазнила и покинула романтично настроенного поэта. Именно ей он посвятил свои первые стихи о Прекрасной Даме. С Менделеевой же Блок хотел сохранить чистоту, возвышенность отношений. В противоположность Александру Блоку Любовь Дмитриевна была человеком душевно здоровым, трезвым и уравновешенным. Ей всегда были чужды мистика, и отвлеченные суждения о жизни. По своему складу характера она не могла понять исканий Блока, сопротивлялась, когда он пытался привить ей свои понятия о «неизведанном», часто повторяла: «Пожалуйста, без мистики!». Из за его мистических настроений и вечных исканий чего-то тайного и непостижимого, Любовь Дмитриевна хотела даже порвать с ним всяческие отношения. Не порвала. Он хотел покончить с собой. Не покончил. Их отношения становились всё холодней. Люба вновь суровая и недоступная. Блок сходил с ума. Были долгие прогулки по ночному Петербургу, сменявшиеся периодами равнодушия и ссор. Так продолжалось до ноября 1902 года.
…Стоял теплый август 1903 гола. В старинной дворянской усадьбе Шахматово, что под Москвой, буйным цветом расцвели огненные настурции и пурпурные астры, как будто специально старались успеть к свадьбе Александра Блока и Любови Дмитриевны Менделеевой, дочери создателя Периодической системы элементов. Невеста была чудо как хороша в длинном белом платье со шлейфом, а жених, казалось, сошел прямо со страниц модного английского романа: белая шляпа, фрак, высокие сапоги - вылитый лорд Байрон! Жить молодожёны стали во флигеле в Шахматове, а затем перебрались в квартиру в Петербурге. Однако молодая жена была разочарована. Брак оказался «условным». Блок настолько возносил свою жену, свою Музу, что даже в мыслях не мог представить с ней плотские отношения. В своей любви стал верным последователем соловьевского учения о Вечной Женственности. Реальный образ любимой девушки был им идеализирован и слился с мистическим представлением о нерушимой платонической любви. Это проявилось в его стихах, собранных потом в сборник «Стихи о Прекрасной Даме». Такое слияние земного и божественного в любви к женщине не было изобретением Блока – до него были трубадуры, Данте, Петрарка, Соловьев и др. Но только Блоку удалось действительно соединиться со своей возлюбленной – и на своем опыте понять, к какой трагедии это может привести. Мы встречались с тобой на закате. Были странны безмолвные встречи. Приближений, сближений, сгораний - Ни тоски, ни любви, ни обиды,
«Отвергнута, не будучи еще женой…» - напишет потом Любовь Дмитриевна в своих «И былях, и небылицах…» Между тем дом их был по-прежнему полон гостей. Соловьев, Андрей Белый проводят в обществе Блока и его жены почти все время. Дружба между Блоком и Белым начнется с явления почти мистического. «Мы встретились письмами, - вспоминал Белый, - я написал Блоку, не будучи с ним знаком; и на другой день получил от него письмо; оказывается, он в тот же день почувствовал желание мне написать… Наши письма скрестились в Бологом. Это было в декабре 1902 года». С тех пор они – «братья» и практически не расстаются. И однажды поклонение Любови Дмитриевне, как неземному, высшему существу, сменяется у одного из «братьев», Андрея Белого, страстной любовью. Андрей Белый (Борис Бугаев) берется «за дело» с неутомимостью настоящего Дон - Жуана. Он водит Любу в Эрмитаж, знакомит с интересными людьми, выслушивает ее жалобы на то, как испортила ее жизнь, навязываемая ей роль Прекрасной Дамы. Роль поверенного женщины, в которую он на самом деле был влюблен, удавалась Андрею блестяще. Не корзины цветов, а целые «бугаевские леса» каждое утро появлялись в гостиной четы Блок-Менделеева. Следом появлялся сам Белый, садился к роялю, играл в честь хозяйки, блестяще импровизировал, словом, кружил голову как заправский Дон Жуан, в то время как Блок предпочитал проводить время вне дома – в ресторанах, в театрах, в обществе актрис и дам полусвета. После этого случая она запретит Белому приезжать в Петербург, но будет слать ему странные письма: «Люблю Сашу… Не знаю, люблю ли тебя… Милый, что это? Знаешь ли ты, что я тебя люблю, и буду любить? Целую тебя. Твоя». В эти дни Блок пишет: Зимний ветер играет терновником, Ты не знаешь, кому ты молишься - Но, давно прислушавшись к счастию, Всё, что в сердце твоем туманится, Белый ещё несколько раз пытается поговорить с Блоком, но тот отстраняется, предоставив решение жене. Она снова рвет с ним, снова мирится, опять рвет… Белый пишет Блоку письма, в которых умоляет его отпустить Любовь Дмитриевну к нему, Блок писем даже не вскрывает. В августе 1906 Блоки приезжают к Белому в Москву – в ресторане «Прага» происходит тяжелый разговор, закончившийся сердитым бегством Белого. Он все еще думает, что любим, и что только обстоятельства и приличия стоят на его пути. Друг Белого, поэт и критик Эллис (Лев Кобылинский), подбил его вызвать Блока на дуэль – Любовь Дмитриевна пресекла вызов на корню. Когда Блоки из Шахматова переезжают в Петербург, Белый следует за ними. После нескольких тяжелых встреч все трое решают, что в течение года им не следует встречаться – чтобы потом попытаться выстроить новые отношения. В тот же день Белый уезжает в Москву, а затем – в Мюнхен. Казалось бы, пережив такую встряску, супруги могли выйти на новый уровень отношений. Однако Блок по-прежнему отказывается видеть в Менделеевой земную женщину со своими потребностями. Он влюбляется в кого угодно: актрис, певиц, только не в жену. В одном из своих писем Блок писал, что до встречи с ней в его жизни зияла пустота. Она должна была оценить. Должна была. Но не смогла. Слишком жизнерадостная, чтобы любить холод и смерть, она была ему опорой недолго. Когда она вернулась, он, наконец, успокоился. Только перестал отпускать ее от себя, будто компенсировал потерянные годы. 7 августа 1921 года Александра Блока не стало. После смерти мужа Любовь уходит из театра, признавшись, наконец, самой себе, что таланта актрисы в ней не было никогда. Через сцену она лишь хотела стать ближе Блоку, которого всегда манили актрисы. В личной жизни Менделеева тоже навсегда опустила занавес, приняв решение стать лишь вдовой великого поэта, которому так и не смогла стать настоящей женой. НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА ВОЛОХОВА В те дни, когда отношения между Любовью Дмитриевной и Андреем Белым окончательно расстроились и между супругами должно было бы наступить примирение Блок влюбляется в Наталью Волохову – актрису труппы Веры Комиссаржевской. Волохова – эффектная брюнетка, на два года старше Блока. Она была из тех женщин, что рождены для обожествления, для поклонения, для вдохновенной поэзии. Все началось с постановки «Балаганчика». Говорят, Блок сходил по ней с ума. Говорят, он готов был развестись в тот момент с Любовью Дмитриевной и жениться на «своей Наташе». СНЕЖНОЕ ВИНО И вновь, сверкнув из чаши винной, Я опрокинут в темных струях И ты смеешься дивным смехом, И как, глядясь в живые струи, Увлечение Александра Блока было подобно снежной метели: почти весь цикл «Снежная Маска» был написан за две недели: 3-го января - 6 стихотворений, 4-го - пять, 8-го - три, 9-го - шесть... Сам ритм стихов был метельным и неровным. И между тем… Сама Наталья Николаевна в своих воспоминаниях отмечала, что любви, в сущности, и не было. Был «духовный контакт, эмоциональный, взрывной момент встреч». Ни о каких «поцелуях на запрокинутом лице» и «ночей мучительного брака» не могло быть и речи. «Это все одна только литература», говорила Наталья Николаевна. Было так или нет – кто знает? Но достоверно известно, что с тех пор Волохова и любовь Дмитриевна подружились. Если проследить биографию Н. Волоховой по годам, то… Наталья Волохова родилась в 1878 году. В 1903 г. окончила школу Московского Художественного театра и была принята на роли молодых героинь в Тифлисский театр, где на протяжении 2-х сезонов играла в антрепризе Н. Д. Красова и В. Э. Мейерхольда. В 1905 г. вернулась в Москву в Художественный театр. В 1906 г. по приглашению Веры Федоровны Комиссаржевской поступила на службу в её театр в Петербурге. В этом же году познакомилась с Александром Блоком. В 1909-1910 гг. работала в провинциальных театрах. В 1910 г. вышла замуж. С рождением дочери два года не играла на сцене, посвятив себя её воспитанию. В 1915 г. в Казани, где Н. Волохова находилась на гастролях, дочь умерла от скарлатины, после чего Н. Волохова надолго оставила сцену. В 1920 году в Московском драмтеатре состоялась последняя встреча с А. Блоком. Она радостно пошла к нему навстречу – он молчаливо склонился к её руке. Тут дали занавес, и артистка пошла на своё рабочее место, обещав предстать перед другом в антракте. Но заметно нервничавший Александр Александрович ушел со спектакля. «Мне было очень больно. Я не понимала, зачем он так поступил», - писала она в мемуарах. Ей показалось, что Блок захотел оставить обоюдные чувства «под соусом вечности». В 1921 году А. Блока не стало. В 1920-х гг. играла в советских театрах (Московский драмтеатр). Умерла в 1966 году в возрасте 88 лет. ЛЮБОВЬ АЛЕКСАНДРОВНА АНДРЕЕВА - ДЕЛЬМАС – КАРМЕН Так случилось, что они жили рядом, на самом краю города, в самом конце улицы, упиравшейся в мелководную речушку с грязными, размытыми, суглинистыми берегами. Дельмас – сценический псевдоним. Урожденная Тишинская. Любовь Александровна приехала в Петербург из Чернигова. Поступила в консерваторию, блестяще прошла конкурс. Еще во время учебы исполнила партию Ольги из «Евгения Онегина», потом, уже по окончании консерватории, пела в Киевской опере, в петербургском Народном доме, вместе с Шаляпиным участвовала в заграничном турне, пела в «Риголетто», «Пиковой даме», «Аиде», «Снегурочке», «Парсифале», «Царской невесте» и, наконец, в «Кармен». Ее называли «лучшей Кармен Петербурга». Она любила жизнь, в ней бушевала «буря цыганских страстей». Ее глаза сияли. Разве могла она оставить равнодушным Поэта? Да, в хищной силе рук прекрасных, А вот какой увидела ее М. А. Бекетова, тетка поэта: «…велика притягательная сила этой женщины. Прекрасны линии ее высокого, гибкого стана, пышно золотое руно ее рыжих волос, обаятельно неправильное, переменчивое лицо, неотразимо влекущее кокетство… В этом пленительном облике нет ничего мрачного или тяжелого. Напротив – весь он солнечный, легкий, праздничный. От него веет душевным и телесным здоровьем и бесконечной жизненностью. Соскучиться с этой Кармен так же трудно, как с той, настоящей… Отношения между поэтом и Кармен были самые лучшие до конца его дней». В марте 1914, увидев актрису в роли Кармен (одноимённая опера Ж. Бизе), потрясенный А. Блок написал ей: "Я смотрю на Вас в „Кармен“ третий раз, и волнение мое растет с каждым разом. Прекрасно знаю, что я неизбежно влюблюсь в Вас... Ваша Кармен совершенно особенная, очень таинственная". Сама себе закон - летишь, летишь ты мимо, А. Блок не пропускал ни одного спектакля и концерта с участием певицы. Особенно он любил в её исполнении романс А. Бородина "Для берегов отчизны дальней". «Я – не мальчик, я много любил и много влюблялся, – писал поэт актрисе. – Не знаю, какой заколдованный цветок Вы бросили мне, не Вы бросили, но я поймал. Когда я увидел Вас без грима и совершенно не похожей на ту, на Вашу Кармен, я потерял голову больше, чем когда я видел Вас на сцене…» Начались их нескончаемые прогулки по Петербургу, «и улицы, и темная Нева, и Ваши духи, и Вы, и Вы, и Вы!» Ее концерты, опять незабываемая Кармен, совместное выступление в зале Тенишевского училища, бесконечные, по многу раз за день, телефонные разговоры. Блок записывает в дневнике: «Я ничего не чувствую, кроме ее губ и колен»; «Она приходит ко мне, наполняет меня своим страстным дыханием, я оживаю к ночи…» Розы – страшен мне цвет этих роз, Говорят, что после первой встречи в 1914 году они почти не расставались. По крайней мере, в течение нескольких месяцев.
…Любовь Александровна пережила поэта на полвека. После слияния театра Музыкальной драмы с Народным домом она до 1922 года пела в организованном на их основе Государственном Большом оперном театре, много гастролировала по стране – по Сибири и Уралу, Башкирии. В Минусинском оперном театре Андреева - Дельмас впервые выступила в качестве режиссера, поставив оперы «Пиковая дама» и «Черевички». В 1933-м оставила сцену и занялась педагогической деятельностью. Сначала преподавала в Музыкальном училище при Ленинградской консерватории, а затем и в ней самой, где в 1938 году получила звание доцента. Андреевой - Дельмас не стало в апреле 1969 года. И трудно сказать, помнили бы сейчас эту прекрасную актрису, если б не страсть Александра Блока, благодаря которой и был написан всего за две недели замечательный цикл «Кармен»? Рецензии Было интересно. И даже более того. Бог даст, через сколько-то месяцев или лет попаду Вам на глаза случайно в моей теме Блока. Но тут о Садовской мне глаза порезала эта пара слов «опытная кокетка»... Вряд ли было так... Но если добавить как она закончила жизнь... Сколько людей тогда пережили ужасы, а не тяготы -и умом не тронулись... Я видел женщину, которая якобы тронулась умом когда во время войны увидела мёртвого (??!!). Но кто в быту может по мелким странностям понять что у неё серьёзные проблемы на ниточке висят... Году в 1994 читал я повесть. Возможно, про Любу и Блока, хотя и не прямо про них. Деталь -эта Люба с дерева слетела и на попе шрам остался. Да, кажется это там «он за кустами был конём, а она всадником, и во время езды вдруг их увидел садовник...». Не прямо про них было, но уже тогда я воспринял - «про них...». Так что если повезёт -найдёте и будет просто интересно. Наверняка жанр был «о сексе». А о народе -да загляните ко мне, вчера в Стихи.ру выложил «Дуэль»... «Графиня» -Лиговская из повести. «Сапогом под зад» -это уж моё личное сопереживание за Михаила... Если я сменил 25 мест работы -можно понять, на каких я насмотрелся. Через несколько лет в библиотеке Мошкова я выложу в несколько раз больше чем тут. Самый понятный способ меня там найти: рейтинги -по количеству произведений -Васильев Владимир Ильич -вроде я там наверху в 6й строчке. Однако, побродив по авторам стихиры я думаю, что тут я был бы по количеству хорошо если на 40м месте... У Мошкова -около 200 авторов написали более 200 стихов, а тут -вероятно под 5500 наберётся (!!!)... Но тут у меня под 16000 читателей и под 18000 прочтений, а там прочтений за это же время под 220 тысяч. Так что Вам бы тоже туда, к читателям... Или и там и тут врут, врут и врут в статистике?! Александр Александрович Блок - замечательный русский писатель, творивший на границе 19-20 веков. Родился 16 ноября 1880 года в интеллигентной семье профессора и писательницы в Санкт-Петербурге. В 1898 году успешно окончил Введенскую гимназию, а затем и Петербургский университет. Получил два образования: юридическое и историко-филологическое. Блеснуть писательским талантом юному Саше довелось еще в пятилетнем возрасте: тогда он написал свои первые стихи. Вообще, стоит отметить, что юноша рос разносторонним: увлекался не только наукой, но и актерским мастерством и посещал курсы сценического искусства. В 1897 году на отдыхе с семьей Блок впервые влюбился. Эти пылкие юношеские чувства глубоко остались в памяти писателя и оставили неизгладимый след на всем его последующем творчестве. В 1903 году женой Александра стала дочь профессора Менделеева, которую он буквально отбил у не менее известного поклонника - поэта Андрея Белого. Любимой женщине с символическим именем Любовь он посвятил сборник «Стихи о прекрасной даме». Он был отмечен обществом «Академия» и принят в ряды его членов. В этом же 1903 году Блок дебютировал в литературных кругах, объявив себя писателем-символистом. Постепенно он обзаводится новыми знакомствами в этой сфере и сближается с Д. Мережковским, З. Гиппиус и В. Брюсовым. Далеко не тайна, что помимо жены Блок был влюблен не единожды. Он испытывал огромную страсть и непреодолимую тягу к нескольким женщинам, которые впоследствии также оставили след в его поэтическом творчестве. Это была Любовь Дельмас, а позже Н. Волохова Уже тогда Блок проявлял себя как ярко выраженный писатель-символист. Его раннему творчеству присущи многогранности символов и знаков в описании событий и образов. Основные темы и мотивы того периода - любовные переживания и красота природы. В более поздний период творчества Блока все более интересовали социальные проблемы и переживания народа, относящегося к низшим слоям населения. Сюда можно отнести его поэму «Роза и крест» от 1912 года и цикл «Возмездие», вышедший в 1913 году. Одним из самых поэтичных и успешных циклов критиками был признан сборник «Ямбы» 1914 года, в состав которого входил всем известный стих « Ночь, улица, фонарь, аптека». Решающим моментом, поделившим творческий путь писателя на «до» и «после», является стихотворение «Фабрика», увидевшее свет в 1903 году. А годы с 1906 по 1908 можно отметить как самые успешные в творчестве писателя. Тогда он испытал небывалый подъем и снискал успех и признание окружения. К этому периоду относятся сборники «Нечаянная радость», «Земля в снегу», «Снежная маска», «Песня судьбы» и «Лирические драмы». После 1908 года прослеживается явное отделение Блока от стана символистов. Дальнейший его путь стал самостоятельным и не похожим на его раннее творчество. Его сборник «Итальянские стихи», написанные в процессе путешествия по одноименной стране, были приняты публикой и критиками с огромным восторгом и признаны лучшим произведением об Италии, когда-либо написанным отечественным автором. Кроме публицистики и остросоциальной литературы Блок увлекался написанием произведений для детской и юношеской аудитории. В 1913 году он издает сразу два собрания детских стихов «Сказки» и «Круглый год». В 1916 году Блок поехал на фронт, где и узнал о том, что царской власти больше нет. Позже во время службы в Чрезвычайной комиссии, которая расследовала преступления самодержавного строя перед народом, Блок открыл для себя всю правду о самодержавном строе и назвал его «помойкой». На основе сделанных им выводов и материалов, полученных в результате допросов, была написана документальная работа «Последние дни императорской власти». Особенно тяжелый период жизни писателя пришелся на годы великой революции. В отличие от других соотечественников, Блок не эмигрировал, а остался в Петрограде, и зарабатывал на жизнь, трудясь в издательстве. Множество статей, а также знаменитая поэма «Двенадцать» посвящена тем тяжелым годам в жизни писателя. Тогда он творил с особенным рвением, осознав в себе неистовую гражданскую ответственность и патриотизм. Он восхвалял великий подвиг народа, который каждый день находит в себе силы жить, несмотря на тяжелый быт и нищету. Он активно участвовал в митингах и демонстрациях, занимал активную социальную позицию. Перед самой смертью Блок был ослаблен и постоянно болел. Его знакомые, в том числе Максим Горький, усиленно просили правительство выделить путевку писателю, чтобы тот смог укрепить свое здоровье и съездить на отдых. Однако, все старания были тщетны и в протест Блок прекратил лечиться с помощью медикаментов и, объявил голодовку и предал праху все последние рукописи. В бедности и разрухе провел писатель последние дни своей жизни и умер от сердечного приступа, настигшего его 7 августа 1921 года. «Ночь, улица, фонарь, аптека», «Вхожу я в темные храмы», «Скифы», «Двенадцать»… Эти произведения известны каждому школьнику, изучающему Серебряный век русской поэзии. Автор приведенных текстов - душа и голос этого периода - Александр Блок. Биография поэта - отображение взлетов и духовных падений эпохи начала ХХ века. Блок: биография и творчествоСпросите у старшеклассника, кто такой Блок, и получите ответ - лирик, воспевший Прекрасную Даму, поэт, поклоняющийся Любви. Начало ХХ века в русской культуре - это период активных творческих поисков, рождение новых литературных течений, творческих групп и кружков. Разнообразие художественных направлений этого периода объединено единым понятием - «модернизм». Символизм - самое популярное и масштабное течение в русской литературе. Блок, стихи которого вобрали эстетические принципы символизма, стал духовным лидером этого направления, вдохновителем многих поэтов-символистов. Откуда же возник этот талант? Кто был его наставником и учителем? Об этом подробнее. Александр Блок - голос трагической эпохи. Одаренность и талант передались ему по крови. Отец - блестящий правовед, преподававший в университете Варшавы, мать - одаренная личность - блестящая переводчица и писательница. Ко всему прочему Александра Андреевна - дитя эпохи эмансипации. Поэтому ее брак с отцом Александра Блока был недолгим: после рождения сына в 1880 году она оставила Александра Львовича и вернулась в Северную Пальмиру. По тем временам это была скандальная выходка молодой особы. Вскоре Бекетова добилась, чтобы высший церковный орган официально расторг их брак. Во второй раз она выходит замуж, когда будущей звезде русского символизма исполнилось девять. Своим талантом и интеллектуальным развитием Александр Блок обязан матери: она обучала его иностранным языкам, подбирала книги для чтения, обсуждала прочитанное, знакомила с новинками философии и искусства. Мать открыла Блоку французских декадентов и символистов (Поля Верлена, Шарля Бодлера, Артюра Рембо) и русскую классическую поэзию. Она стала первым критиком и наставником Александра, потому что именно ей он, пятилетний мальчик, показал первые свои творения. Домашнее обучение дополняло классическое системное образование, которое Блок получил в Введенской гимназии. По ее окончании восемнадцатилетний Александр выбирает стезю отца - поступает в Петербургский университет на отделение правоведения. Проучившись три года, он меняет направление и переходит на факультет словесности и истории. Поступление в университет и обучение совпадают с его увлечением дочерью известного химика Дмитрия Менделеева - Любовью. Это было не первое и не последнее любовное увлечение русского поэта, но именно то, которое нашло свое отображение в поэзии. В 23 года он сочетался браком с Менделеевой. К супружеским отношениям оба относились легко, даже легкомысленно, однако это не помешало Блоку воспеть возлюбленную в стихах. Молодая женщина стала прообразом Прекрасной Дамы: Невозможное было возможно, Но возможное - было мечтой. Цикл, воспевающий божественную женственность («Стихи о Прекрасной Даме»), был опубликован в 1902 году стараниями Андрея Белого - соперника и друга Блока. Появилась подборка на страницах альманаха «Северные цветы». Основу миросозерцания Александра Блока составило мистическое учение Владимира Соловьева о Софии - воплощении женского начала бытия, всеединства человека и Бога. Для поэта женщина - источник чистоты и света, дарящий любовь, уводящий мужчину от обыденности и серости. Стихи Блока 1906 года пронизаны этой религиозной идеей, мистическими видениями, в которых воспевается светлый лик Софии. Однако появляются размышления поэта о божественном и демоническом, высоком и примитивном в человеке, особенно это касается женщины. Намечается перелом в мироощущении Блока. В стихотворении «Незнакомка» мастер открывает сущность природы Дамы. Городская суета срывает с женщины покров тайны, лишает ее очарования, превращает в распущенную кокотку. Тоска по идеалу - мистической, таинственной Даме - лейтмотив этого произведения. В «Снежной Маске» эти переживания углубляются. Вскоре поэт в буффонадной форме комедии «Балаганчик» разрушает иллюзию и мистику женственности. Блок проходит сложным путем переосмысления жизни. Ему открываются социальные стороны бытия, сложность человеческой натуры, ее примитивность и низменность. Рождается образ ужасного мира («Страшный мир», 1908–1916). Эти переживания навеяны поэту событиями первой русской революции и начавшейся в 1914 году мировой войной. Блок выражает трагедию мира и современного человека в ряде поэтических циклов: «Возмездие», «Ямбы», «Родина». В этот период Блок постепенно отходит от символизма. Если раньше его стихи были наполнены музыкальной гармонией, которая символизировала красоту мира, то после 1909 года в его лирике власть переходит к какофонии социальной жизни, прорываются берущие за душу мотивы цыганских напевов. Такой душевный и творческий перелом у Александра Блока был обусловлен несколькими причинами - смертью отца и новорожденного сына Любови Менделеевой. Состояние, которое оставил отец Блоку, было весьма внушительным. Поэт упрочил финансовое положение и даже уехал за границу. Путешествуя по Италии, кумир русских символистов приходит к выводу, что символизм исчерпал себя (цикл «Итальянские цветы»). Он практически отходит от лирического творчества и переключается на драматургию (пишет пьесу «Роза и Крест») и публицистику. Произошедшая в России в 1917 году революция не вызвала у Блока негативной реакции, как у большинства представителей петербургской творческой интеллигенции. Он не только остался в России, но и даже в свойственной ему лирической манере пытался распознать нового человека, рожденного революцией, понять его натуру и душу. Так родилось стихотворение «Скифы», где появился образ воинствующего поколения азиатов с «раскосыми и жадными глазами», и поэма «Двенадцать». Из-за этой поэмы с Блоком порвали отношения многие писатели. Они не могли принять воспевание тонким лириком жестокой большевистской власти, которая окунула Россию в кровавую пучину ненависти и разрушения. Как гротеск восприняли его коллеги по перу образ Христа в «белом венчике из роз», возглавляющем отряд из двенадцати красноармейцев. Сам Блок в этот период переживал не лучшие времена, несмотря на то что получил поддержку новой власти. Он жил в голодном и холодном Петрограде, работал в издательстве, принимал активное участие в митингах и демонстрациях. Исторические и социальные потрясения, бытовая неустроенность, возрастающие объемы работы подорвали его здоровье. Блок тяжело заболел: сначала началась астма, к ней подключилась цинга. Знаменитый поэт страдает тяжелыми психическими расстройствами. Несмотря на увещевания врачей и друзей, он отказался от медикаментозного лечения, даже объявил голодовку. Умер Блок в 41 год (в 1921-м). Случилось это 7 августа. Биография Александра Блока полна загадок и домыслов. Все от того, что сам поэт был весьма неординарной личностью со своеобразным отношением к жизни. Он с удовольствием мистифицировал своих поклонников и задал немало труда современным блоковедам. Кроме того, эпоха, в которую жил и творил поэт, отличалась разрушением старых устоев, морали и нравов, историческими потрясениями, вносившими кардинальные изменения в жизнь творческой интеллигенции. В контексте этого предлагаем узнать о самых интересных фактах из жизни кумира русских символистов Александра Блока:
Франц Кублицкий-Пиоттух - так звали второго мужа Александры Андреевны - матери поэта. Она вторично сочеталась узами брака в 1889 году, но решила не менять ни свою фамилию, ни фамилию сына. Таким образом, Александр остался Блоком. Родственники и близкие друзья поэта называли его Сашурой. Под этим именем он фигурирует в воспоминаниях К. Суворовой.
В десятилетнем возрасте Александр Блок вместе с двоюродными братьями делал рукописные журналы. Самостоятельно он создал два номера журнала «Вестник», где попробовал свои силы в разных жанрах: фельетоне, путевых заметках, лирической поэзии и прозе.
Впервые стрела Амура пронзила сердце Александра Блока, когда ему едва исполнилось шестнадцать. Дамой его сердца стала 37-летняя Ксения Садовская - красивая и грациозная украинка с огромными синими глазами и мелодичным голосом. Мог ли не влюбиться в нее трепетный Блок, тонко чувствовавший красоту? В его тетрадях появляются стихи с криптонимом «К.М.С.», посвященные пленительной Наяде, повстречавшейся ему на немецком курорте Наумгейте. Это мимолетное увлечение показало, насколько страстным может быть Блок. Его лирическая душа жаждала бурных чувств, острых любовных переживаний. Чувства к Ксении не угасали еще некоторое время, хотя колебались от искреннего восхищения к острой ревности и ненависти. Это нашло отображение в поэзии, где автор обращается к возлюбленной то на Вы, то на Ты.
Настоящую страсть и возвышенные переживания у молодого Блока вызвала Любовь Менделеева - умная и интеллигентная барышня - выпускница знаменитых Бестужевских курсов. К тому же восемнадцатилетняя девушка была дочерью близкого друга Андрея Николаевича Бекетова - деда Блока по материнской линии. Александр очень часто бывал в поместье деда Шахматово, что в нескольких километрах от поместья Менделеевых. Осмысленное знакомство с Любой у Блока состоялось в 1895 году. Они на пару играли в домашней постановке «Гамлета». Он был главным героем, она играла Офелию. Увлечение Ксенией Садовской не мешало ему восхищаться Любой. Поэтому любовные поэзии этого периода он посвящал как одной, так и другой. После годичного разрыва отношений с Менделеевой (1900–1901) Блок начал снова ухаживать за девушкой. Через два года сделал ей предложение.
В период ухаживаний за Любовью Дмитриевной Блок посчитал недостаточным тот эмоциональный накал, который сопровождал их отношения, и решил привнести немного драматизма. Он явился на бал в Дворянском собрании с запиской в кармане, в которой просил в своей смерти никого не винить, говорил об отвлеченных от мирских причинах его ухода из жизни. С собой он так и не покончил, а вот записка заставила биографов поразмышлять над мотивами ее создания.
Даже после женитьбы Александр Блок не скрывал своей увлеченности женщинами. С завидной периодичностью он завязывал романы: его избранницами становились Наталья Волохова - актриса театра, в котором играла Комиссаржевская, а также Любовь Дельмас - оперная певица. Ему даже приписывали роман с Анной Ахматовой, но от этой связи жена Николая Гумилева открестилась. Не гнушался Блок и любовью куртизанок и падших женщин. Любовь Дмитриевна отвечала мужу «взаимностью». Устав от бурных романов супруга, она решила утешиться в объятьях своего второго поклонника - Андрея Белого. Блок воспринял эту связь как расплату, однако жену не осуждал. Этот любовный треугольник писатель воссоздал в пьесе «Балаганчик».
Несмотря на то что с Любовью Менделеевой Блок прожил восемнадцать лет, совместных детей у них не было. Поэт длительное время не воспринимал жену как объект вожделения. Она оставалась Девой Радужных Врат. В первый год после свадьбы их связывали исключительно платонические отношения. Любовь оставалась девственницей при том, что Блок уже имел достаточный сексуальный опыт. После их любовные утехи не приносили радости - муж исполнял обязанности, а не горел страстью. Интригу создала поэзия «На смерть младенца», написанная Блоком в 1909 году. Оказалось, что речь шла о смерти новорожденного малыша Менделеевой, рожденного от связи с актером из труппы Мейерхольда. Блоковеды же утверждают, что у самого поэта было как минимум трое побочных детей.
Александр Блок обожал сладости. Особенно он любил мороженое, мог есть его в неограниченном количестве. Любимый напиток утонченного Блока - пиво.
Поэма «Двенадцать» Блока вызывала бурю осуждений и возмущений у коллег по перу. Зинаида Гиппиус обвинила поэта в предательстве гуманистических идеалов. Остракизм и травля со стороны бывших друзей привели Блока к душевному расстройству. Владимир Маяковский утверждал, что так поэту мстила поэма. В приступе помешательства Блок пытался ее уничтожить, но ему это не удалось. Долгое время причиной смерти Блока называли душевную болезнь. На самом деле умер он из-за воспаления сердечной мышцы. Трагический голос эпохи - так называют Александра Блока. Он был своеобразным камертоном мятежного человеческого духа, который искал утешения то в красоте, то в разрушении. Таковым было начало ХХ века, которое нашло отображение в преисполненной музыкальности символической поэзии Блока. Блок Александр Александрович (1880─1921) – русский поэт и писатель, драматург и публицист, литературный критик и переводчик. Его творчество относится к классике русской литературы ХХ века. РодителиОтец поэта, Александр Львович, имел в своём роду немецкие корни, по образованию он был юристом, работал доцентом на кафедре государственного права в Варшавском университете. Мать мальчика, переводчица Александра Андреевна, имела чисто русские корни, она была дочерью знаменитого академика, ректора Петербургского государственного университета Бекетова А. Н. В семье её звали Асей и любили невероятно, во-первых, потому что она была младшенькой, во-вторых, за доброту, ласку и очень весёлый характер. Больше всего Ася любила литературу, особенно поэзию, возможно, эта любовь и передалась потом будущему поэту на генетическом уровне. Родители Блока познакомились на танцевальном вечере. Ася произвела на Александра Львовича сильное впечатление, он влюбился и стал всячески искать встречи с девушкой, зачастил в дом Бекетовых, где по субботам устраивались приёмы. Отношения Аси и Александра Львовича развивались довольно быстро, в начале 1879 года они повенчались в университетской церкви. Жених был старше невесты на 9 лет, в день венчания они сразу же уехали в Варшаву. Александр Львович любил свою жену безумно, но в жизни он оказался деспотом и тираном, любовь его чередовалась с мучениями и издевательствами. Их первый ребёнок родился мёртвым. Женщина отчаянно горевала и мечтала поскорее родить второго малыша. Когда Ася была беременна второй раз, они с мужем приехали в Санкт-Петербург для защиты его диссертации. Поселились сразу в доме у её родителей. Получив очередную учёную степень, Александр Львович Блок возвращался в Варшаву один. Родители жены уговорили его оставить супругу у них, ведь на восьмом месяце беременности труситься в поездах небезопасно. В доме своего деда Бекетова и появился на свет Александр Блок. Мальчик был крупненьким и отлично сложенным, с первого дня своей жизни он стал в семье центром внимания. Незамедлительно сообщили отцу в Варшаву о рождении сына. Когда он приехал в Санкт-Петербург на рождественские праздники и остановился у Бекетовых, тут и открылся для них весь его деспотический характер. Все поняли, что Ася скрывала от родителей то, как на самом деле она жила с мужем. Александр Львович снова уехал один, решено было, что ослабленная родами жена с крошечным сыном до весны останутся в доме родителей. Но больше к мужу в Варшаву она не вернулась, её отец настоял на том, чтобы дочь с внуком остались в Санкт-Петербурге. Малыш был неспокойным и капризным, порой его не могли укачать по нескольку часов. Засыпал он только на руках у деда, который ходил с внуком на руках и одновременно готовился к лекциям в университете. Ходить и говорить Сашенька начал поздно, но каждое лето, проведённое в деревне Шахматово, прибавляло ему здоровья. К трём годам мальчик был таким хорошеньким, что прохожие не могли пройти мимо, не оглянувшись на ребёнка. Будущий поэт унаследовал в своём характере ровно пополам черты и отца, и матери. По линии Блоков Александру достался ум, глубина чувств и сильнейший темперамент. Но наряду с этими суровыми чертами в нём присутствовали и бекетовские стороны, Александр Блок был очень щедрый, добрый и по-детски доверчивый. Детские годыМальчик рос резвым и интересным, но очень своевольным, отговорить или приучить к чему-нибудь его было практически невозможно, матери часто приходилось наказывать Сашу. До трёх лет ему никак не могли подобрать подходящую няню. Но потом появилась няня Соня, у которой с ребёнком сложились особенные отношения. Маленький Блок её обожал, больше всего ему нравилось, когда няня читала ему вслух сказки Пушкина. Очень любил играть, при этом ему абсолютно не нужны были товарищи, он увлекался игрой сам настолько, что мог целый день бегать по комнатам, изображая людей, коней, кондукторов. Помимо игр и няниных сказок у него было ещё одно сильное увлечение – корабли, их он рисовал в разных видах и развешивал по всему дому, эта страсть осталась с ним на всю жизнь. На четвёртом году жизни мальчик впервые побывал за границей с мамой и няней, в Триесте и Флоренции, где много купался в море и загорал. Оттуда вернулись в его любимую деревню Шахматово. Будучи ещё ребёнком, Блок изучил здесь все окрестности, позднее он отобразит это место в своей поэме «Возмездие». Он знал, где водятся грибы, цветут ландыши и незабудки, где можно насобирать целое лукошко лесной земляники. Маленький Саша безумно любил животных, дворовые псы, ёжики, даже насекомые и дождевые черви вызывали у него восхищение. В пятилетнем возрасте он посвятил свои первые стихи серому зайке и домашнему коту. Родной отец Александр Львович на праздники приезжал в Россию, бывал у сына, но особой симпатии у мальчика не вызывал. Старший Блок больше был озабочен тем, чтобы вернуть жену, но она настойчиво просила развод. Пока он сам не надумал вторично жениться в Варшаве, в разводе отказывал. И уже в 1889 году, когда Александру Блоку было девять лет, мама второй раз вышла замуж за поручика гренадерского полка Кублицкого-Пиоттуха. Она взяла фамилию мужа, сын остался Блок. Они переехали на набережную Большой Невки, там была новая квартира в полковых казармах, где прожили 15 лет. Отчим особой любви к пасынку не питал, но и не обижал. Мальчик подружился с соседскими детьми, вместе они катались на коньках, когда Невка покрывалась толстым льдом. Дома он занимался рисованием и выпиливанием, особенно ему нравилось переплетать книги. Гимназия и университетВ 1889 году Саша поступил на обучение во Введенскую гимназию. Учёбу нельзя было назвать ровной, арифметика давалась хуже всего, очень любил древние языки. Уже в десятилетнем возрасте он написал два номера журнала «Корабль». А на последних курсах гимназии стал вместе с двоюродными братьями выпускать рукописный журнал «Вестник». Дедушка изредка помогал внукам иллюстрировать журнал. В этом издании были поэзия и проза юного Блока, ребусы и загадки, переводы с французского и даже маленькая пьеска «Поездка в Италию». В одном из номеров была опубликована сказка, где действующими лицами стали жуки и муравьи. В основном Блок писал юмористические стихи, но было у него и очень трогательное стихотворение, посвящённое маме. Слишком сильно чтением в гимназические годы Блок не увлекался, но любимые поэты и писатели у него были:
На старших курсах Блок увлёкся театром, декламировал Шекспира, записался в театральный кружок, и даже было у него несколько ролей в спектаклях. В 1897 году Александр с матерью и тётушкой поехал в Германию, где мама проходила курс лечения. Здесь случилась его первая любовь. Ксения Михайлова Садовская была светской, красивой и изнеженной дамой 37 лет, матерью семейства. Юноша наповал был сражён её бездонными синими глазами, страсть захватила его и подарила поэтическое вдохновение. Красавица первой начала завлекать неопытного парня. Он каждое утро покупал и дарил ей розы, они катались наедине в лодке, и, конечно же, Блок посвятил ей свои самые трогательные стихи, которые только мог написать молодой влюблённый поэт. Он подписывал их «загадочной К. М. С.» Вернувшись в Россию, в 1898 году Александр окончил гимназию. Сразу же он стал студентом юридического факультета в Петербургском университете. После трёх лет учёбы он перевёлся на историко-филологический факультет, выбрав славяно-русское отделение. В 1906 году поэт окончил учёбу в университете. Семейная жизньВ 1903 году Александр женился на дочери Менделеева ─ Любови. Познакомились они давно, ещё во время летних каникул в деревне, где усадьба Менделеевых располагалась по соседству с Бекетовской. Ему тогда было 14 лет, а Любе – 13, вместе они гуляли и играли. Вторая их встреча произошла, когда Блок только окончил гимназию, в этот раз молодые люди произвели друг на друга уже совсем иное впечатление. Во время учёбы в университете Блок часто бывал дома у Менделеевых, в это время и появились его стихи, которые потом вошли в сборник «Стихи о Прекрасной Даме», посвятил он их будущей жене Любови. В год женитьбы состоялось ещё одно знаковое событие в жизни поэта, его стихи начали печатать в журнале «Новый Путь» и в альманахе «Северные Цветы». Творчество Блока быстро оценили и в Петербурге, и в Москве. После свадьбы молодые Блоки жили в доме его отчима, съездили на некоторое время в Москву, а летом уехали в Шахматово. Здесь они собственноручно стали обустраивать своё семейное гнёздышко. Александр очень уважал физический труд, он даже писал в своих стихах о том, как любит любую работу – «что печку сложить, что стихи написать». Блоки обустроили шикарный сад, соорудили в нём дерновый диван, часто принимали у себя гостей. Они были такой красивой солнечной парой среди полевых цветов, что их даже называли Царевна и Царевич. Они были друг для друга самой сильной любовью всей жизни. Но их брак оказался довольно странным. Блок считал жену воплощением Вечной женственности и не допускал, что может заниматься с ней плотской любовью. У него были другие женщины, у Любы тоже случился роман с актёром Константином Лавидовским, от которого она забеременела. Переболевший в юности Блок, не мог иметь детей, потому воспринял известие о беременности супруги с радостью, что Бог подарит им, свободным птицам, ребёнка. Но и этому счастью не суждено было сбыться, родившийся мальчик умер, прожив всего восемь дней. Эту потерю Блок перенёс очень тяжело и часто бывал на могиле мальчика. В конце жизни поэт скажет, что в его жизни было две любви – Люба и все остальные. ТворчествоВ 1904 году издательство «Гриф» выпустило первую книгу Блока «Стихи о Прекрасной Даме». 1906─1908 годы ознаменовались особенным успехом и писательским ростом Блока. Он через себя пропустил все события революции 1905 года, сам принимал участие в демонстрациях, что отразилось в целом ряде его произведений. Одна за другой выходят его книги:
В 1909 году поэт путешествовал по Германии и Италии, результатом этой поездки стал сборник «Итальянские стихи». В 1912 году им была написана драма «Роза и Крест», которую по достоинству оценили В. Немирович-Данченко и К. Станиславский, однако пьеса эта так и не была поставлена. В 1916 году Блок служил в действующей армии, он был распределён в Белоруссию в инженерные части Всероссийского Земского Союза. Во время службы он узнал о свершившейся революции, которую сначала воспринял со смешанными чувствами, но эмигрировать из страны не стал. На этот период приходятся такие его знаменитые сборники стихов, как «Ночные часы», «Стихи о России», «За гранью прошлых дней», «Седое утро». С 1918 года Александр был принят на службу в Чрезвычайную следственную комиссию, которая расследовала противозаконные действия должностных лиц. Здесь он трудился редактором. Революционные события повлекли за собой глубокий творческий кризис и депрессию у поэта. После произведений «Двенадцать» и «Скифы» он перестал писать стихи, по его словам, «все звуки прекратились». Болезнь и смертьС 1918 по 1920 годы Блок очень много работал на разных должностях в комитетах и комиссиях. Он ужасно уставал, как говорил сам поэт, «меня выпили», здоровье резко пошло на спад. Обострилось сразу несколько болезней: сердечно-сосудистая недостаточность, астма, цинга, невроз. Вдобавок ко всему в семье было тяжёлое материальное положение. В середине лета 1921 года у поэта начались проблемы с рассудком: он то впадал в беспамятство, то вновь возвращался к жизни. Всё это время за ним ухаживала его жена Люба. Доктора подозревали у него отёк мозга. 7 августа 1921 года поэт Александр Блок умер в присутствии жены и матери. Его похоронили на Смоленском кладбище, а в1944 году прах его перезахоронили на Волковском кладбище Санкт-Петербурга. В Шахматово открыт музей-заповедник Александра Блока, где установлен памятник поэту и его Прекрасной Даме.
|
Популярное:
Новое
- Какая вода в океанах: соленая или пресная?
- Ряд стандартных электродных потенциалов (напряжений)
- Светлана савицкая Полеты савицкой в космос
- Бланки ЕГЭ. Инструкции заполнения. Правила заполнения бланков егэ Правила заполнения дополнительных бланков егэ
- Рособрнадзор опубликовал новое расписание егэ и огэ Сроки сдачи егэ по обществознанию
- Рейтинг самых сильных армий мира место – Великобритания
- Как устроен нло, свидетельства очевидцев Ионизация воздуха и излучения
- Коллигативные свойства Осмотическая функция
- Международные сертификаты по английскому Можно ли онлайн подтвердить знание английского языка
- рабочие программы по английскому языку рабочая программа по английскому языку на тему