Разделы сайта
Выбор редакции:
- Загадочная цивилизация мерое Прогулка по древнему городу
- Сочинение Pros and cons of the Internet на английском с переводом
- Мазепа и Кочубей: политический детектив эпохи Войска Запорожского Дочь кочубея
- Примеры из литературы: самовоспитание личности Самовоспитание 2 примера из литературы
- Численность, занятость, социальная защита
- Лингвистический энциклопедический словарь
- Урок географии канады Канада — общие сведения
- К Епанчину отправляется Мышкин - главный герой, которого создал Достоевский -"идиот"
- Неравномерное(переменное) движение
- Фазы луны Лунные и солнечные затмения
Реклама
Пригвождена к позорному столбу славянской совести старинной. Анализ стихотворения «Пригвождена к позорному столбу» Цветаевой |
Анализ стихотворения Цветаевой «Пригвождена к позорному столбу…»Так случилось, что после Октябрьской революции муж Марины Цветаевой Сергей Эфронт оказался за границей. Поэтесса же вместе с детьми осталась в голодной и разоренной России. Она вдруг осознала, что совершенно никому не нужна, а ее творчество на фоне ура-патриотических стихов других авторов кажется неуместным. Более того, ее перестали публиковать, и для того, чтобы выжить Цветаевой пришлось продавать свои вещи и немногочисленные украшения. В 1920 году поэтесса начала работу над новым циклом стихов, в который вошло произведение «Пригвождена к позорному столбу». Оно состоит из трех различных частей, каждая из которых охватывает определенный аспект жизни Цветаевой. Поэтесса пытается переосмыслить, что же происходит вокруг, через призму собственных переживаний, и, пожалуй, впервые открыто обращается к Богу, прося его помощи и защиты . Так, в первой части поэтесса рассказывает о том, что ее литературный талант, который еще недавно вызывал восхищение у поклонников и критиков, оказался невостребованным. Более того, Цветаеву обвиняют в нелояльном отношении к советской власти и причисляют к представителям буржуазии, клеймя за прошлое, которое она не в силах изменить. «С змеею в сердце и с клеймом на лбу я утверждаю, что – невинна», — отмечает поэтесса. Пытаясь дать отпор недоброжелателям, которые утверждают, что наследства, доставшегося от родителей, Цветаевой хватит, чтобы безбедно жить и при советской власти, поэтесса вопрошает: «Где золото мое? Где серебро? В моей руке – лишь горстка пепла!». Следует отметить, что автор этих строк испытывает крайнюю нужду, а ее младшая дочь Ирина, появившаяся на свет незадолго до революции, вскоре умрет от голода. Вторая часть стихотворения посвящена мужу, о судьбе которого Цветаевой ничего не известно. Обращаясь к нему, поэтесса отмечает: «Я все ж скажу, что я тебя люблю». Это признание действительно выстрадано, так как семейная жизнь Цветаевой складывается весьма непросто, она то уходит от супруга, то вновь к нему возвращается. И при этом искренне раскаивается в том, что причинила любимому человеку так много боли. «Позорного столба мне мало!», — восклицает поэтесса. В третьей части произведения автор ведет завуалированный диалог со Всевышним, суть которого в том, что она готова смириться перед его волей, принимая все, что уготовила ей судьба. «Я руку, бьющую меня, целую», — отмечает Цветаева, демонстрируя свою покорность и готовность к любым жизненным испытаниям. ПРИГВОЖДЕНА Пригвождена к позорному столбу ................... Мятежность духа поэта М.Цветаевой для меня не вызывает никаких сомнений. Тотальная амбивалентность естества вне и внутри: Героиня заявляет способность постоять за собой в странной ситуации суда славянской совести – „я утверждаю” – дважды, что невинна. За что судит совесть – за желание получить счастье? Причем тут идея славянства? Есть ли раскаянье? Стихи - нелегкие, потому что уводят в конкретику, в историю жизни, но поэтическое переосмысление находит иные сети и связи для простых мыслей. Ощущение особого женского духа непримиримости и неудовлетворенности - очень сильно, но также некоторой самонадеянности, и властности судить других, когда понимаешь, что сам не без греха. Мятежность не рождает мученичества. Мученичество начинается там, где есть принятие страдания во имя господне, и ради земных проблем. (аналитичные наброски к стихам М.Цветаевой) Марина Ивановна Цветаева 1 Пригвождена к позорному столбу Я утверждаю, что во мне покой Пересмотрите все мое добро, И это всё, что лестью и мольбой 2 Пригвождена к позорному столбу, Что ни одна до самых недр — мать Что если б знамя мне доверил полк, Сей столб встает мне, и на рокот толп — 3 Ты этого хотел.— Так.— Аллилуйя. В грудь оттолкнувшую — к груди тяну, И чтоб потом, с улыбкой равнодушной: Не первый день, а многие века Монашеская — хладная до жара! — В гром кафедральный — дабы насмерть бить! Так случилось, что после Октябрьской революции муж Марины Цветаевой Сергей Эфронт оказался за границей. Сергей Эфрон Поэтесса же вместе с детьми осталась в голодной и разоренной России. Она вдруг осознала, что совершенно никому не нужна, а ее творчество на фоне ура-патриотических стихов других авторов кажется неуместным. Более того, ее перестали публиковать, и для того, чтобы выжить Цветаевой пришлось продавать свои вещи и немногочисленные украшения. В 1920 году поэтесса начала работу над новым циклом стихов, в который вошло произведение «Пригвождена к позорному столбу…». Оно состоит из трех различных частей, каждая из которых охватывает определенный аспект жизни Цветаевой. Поэтесса пытается переосмыслить, что же происходит вокруг, через призму собственных переживаний, и, пожалуй, впервые открыто обращается к Богу, прося его помощи и защиты . Так, в первой части поэтесса рассказывает о том, что ее литературный талант, который еще недавно вызывал восхищение у поклонников и критиков, оказался невостребованным. Более того, Цветаеву обвиняют в нелояльном отношении к советской власти и причисляют к представителям буржуазии, клеймя за прошлое, которое она не в силах изменить. «С змеею в сердце и с клеймом на лбу я утверждаю, что - невинна», — отмечает поэтесса. Пытаясь дать отпор недоброжелателям, которые утверждают, что наследства, доставшегося от родителей, Цветаевой хватит, чтобы безбедно жить и при советской власти, поэтесса вопрошает: «Где золото мое? Где серебро? В моей руке - лишь горстка пепла!». Следует отметить, что автор этих строк испытывает крайнюю нужду, а ее младшая дочь Ирина, появившаяся на свет незадолго до революции, вскоре умрет от голода. Вторая часть стихотворения посвящена мужу, о судьбе которого Цветаевой ничего не известно. Обращаясь к нему, поэтесса отмечает: «Я все ж скажу, что я тебя люблю». Это признание действительно выстрадано, так как семейная жизнь Цветаевой складывается весьма непросто, она то уходит от супруга, то вновь к нему возвращается. И при этом искренне раскаивается в том, что причинила любимому человеку так много боли. «Позорного столба мне мало!», — восклицает поэтесса. В третьей части произведения автор ведет завуалированный диалог с Всевышним, суть которого в том, что она готова смириться перед его волей, принимая все, что уготовила ей судьба. «Я руку, бьющую меня, целую», — отмечает Цветаева, демонстрируя свою покорность и готовность к любым жизненным испытаниям. «Не позволяй страстям своим переступать порог воли твоей. - Но Аллах мудрее...» (Тысяча и одна ночь) Большими тихими дорогами, Та глубока - вода, и та темна - вода... Целому морю - нужно все небо, «то - вопреки всему - Англия...» Пахнyло Англией - и морем - Смеется в час великой бури, Упорны эти руки, - прочен И вот, весь холод тьмы беззвездной Что меня к тебе влечет - Ты на солнечных часах Для созвездий и для нас - Только маленький часок Мой весь грех, моя - вся кара. «я в темноте ничего не чувствую: Да, друг невиданный, неслыханный Вся стража - розами увенчана: Закрой глаза и не оспаривай Мужайся: я твой щит и мужество! - «А впрочем, Вы ведь никогда
А все же с пути сбиваюсь, Желанная всюду гостья! Смешно от щедрот незваных
(А что говорю, не слушай! Хоромы - как сноп соломы - ничего! Глаза участливой соседки А юноша греметь с трибуны Луна как рубище льняное «День - для работы, вечер - для беседы, Нет, легче жизнь отдать, чем час Пожалуй, что и снов нельзя Но я боюсь, что все ж не будут спать В мешок и в воду - подвиг доблестный! Червонным куполом прельщаются Грех над церковкой златоглавою Вникая в прядки золотистые, На бренность бедную мою Я знаю, что нежнейший май Когда отталкивают в грудь, С канатной вышины Сказавший всем страстям: прости - В руках, тебе несущих есть, И по тому, как в руки вдруг Есть остров - благостью Отца, - Да, вздохов обо мне - край непочатый! Не меньше, чем несмешанное злато, Долг плясуна - не дрогнуть вдоль каната, Чем воздух - под ногой своей крылатой! Суда поспешно не чини: А впрочем - что ж, коли не лень! «Я не хочу - не могу - Так из дому, гонимая тоской, О вспененный высокий вал морской Над дремлющей борзой склонюсь - и вдруг - И, приступом, как резвая волна, Всех перецеловала чередом. И пятилетний, прожевав пшено: Так, оплетенная венком детей, И, репликою мужа изумив, Стихи - цветы - (И кто их не дает Дурную память загонять в конец, - Так от тебя, как от самой Чумы, Остановиться, дух переводя... Восхищенной и восхищённой, И оттого, что целый день Пригвождена к позорному столбу Я утверждаю, что во мне покой Пересмотрите все мое добро, И это все, что лестью и мольбой Пригвождена к позорному столбу, Что ни одна до самых недр - мать Что если б знамя мне доверил полк, Твоей рукой к позорному столбу Сей столб встает мне, и не рокот толп - Ты этого хотел. - Так. - Аллилуйя. В грудь оттолкнувшую - к груди тяну, И чтоб потом, с улыбкой равнодушной: Не первый день, а многие века Монашеская - хладная до жара! - В гром кафедральный - дабы насмерть бить! - Сей рукой, о коей мореходы Если ж мало, - наперед согласна! И не спасут ни стансы, ни созвездья. Стан разгибая над строкой упорной, Что самодержцем Вас признав на веру, Что по ночам, в торжественных туманах, Возмездие за то, что злейшим судьям Что с глазу нб глаз с молодым Востоком Не так уж подло и не так уж просто, И, удивленно подымая брови, Кто создан из камня, кто создан из глины, - Кто создан из глины, кто создан из плоти - Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Дробясь о гранитные ваши колена, Возьмите всё, мне ничего не надо. Возьмите все, чего не покупала: Да, в этот час мне жаль, что так бесславно И вместо той - как. . . . . . . . . . 25. Смерть танцовщицы Вижу комнату парадную, В головах - доспехи бранные Я не танцую, - без моей вины Молчит, хитрец. - Лишь там, внизу колен, Глазами ведьмы зачарованной Забыла, как речною чайкою И даже кольца стали тусклые, Пригвождена к позорному столбу Я утверждаю, что во мне покой Пересмотрите все мое добро, И это всё, что лестью и мольбой Пригвождена к позорному столбу, Что ни одна до самых недр - мать Что если б знамя мне доверил полк, Сей столб встает мне, и на рокот толп - Ты этого хотел.- Так.- Аллилуйя. В грудь оттолкнувшую - к груди тяну, И чтоб потом, с улыбкой равнодушной: Не первый день, а многие века Монашеская - хладная до жара! - В гром кафедральный - дабы насмерть бить! Анализ стихотворения «Пригвождена к позорному столбу» ЦветаевойОктябрьская революция разлучила М. Цветаеву со своим мужем. Белый офицер С. Эфрон после поражения Добровольческой армии в 1920 г. был вынужден покинуть Советскую Россию. Поэтесса долгое время ничего не знала о судьбе мужа и уже не рассчитывала увидеть его живым. К тому же сразу после революции стало ясно, что Цветаева — лишний человек в стране, стремящейся к построению коммунизма. Поэтессу не признавали, резко критиковали ее творчество. Не имея средств к существованию, Цветаева была вынуждена по дешевке продавать свои личные вещи. В феврале 1920 г. от голода умерла ее младшая дочь. В мае 1920 г. поэтесса написала стихотворение «Пригвождена к позорному столбу». Обращаясь к мужу, она описывает свое тяжелое положение. Первая часть произведения посвящена жизни Цветаевой при новом режиме. Она ощущает острое одиночество и неприкаянность. Критическая травля создает у поэтессы ощущение «клейма на лбу». Она не чувствует за собой никакой вины и просто хочет жить, как прежде. Но возврата к прошлому уже не будет. Лирическая героиня представляет себя нищенкой, просящей немного счастья в виде милостыни. Отдавая раньше предпочтение духовной жизни, Цветаева столкнулась с грубой реальностью, с настоящей борьбой за выживание. Неудовлетворительное материальное положение вынуждает ее отчаянно вопрошать: «Где золото мое? Где серебро?». Свершившаяся революция оставила в ее руке «лишь горстку пепла», которую она получила путем мольбы и унижений. Если так будет продолжаться и дальше, то это «богатство» она и заберет с собой в могилу. Во второй части Цветаева обращается к мужу, о котором практически ничего не известно. Она признается ему в вечной, не знающей границ любви. Поэтесса туманно намекает, что муж «делом занят», сражаясь на стороне Белой армии против ненавистного им обоим большевистского режима. Цветаева ради любимого готова на любое унижение и предательство. В частности, поэтесса без сомнений бросила бы доверенное ей знамя при виде на стороне противника своего мужа. Такая позиция была просто невозможной в Советской России. Неудивительно, что творчество поэтессы находилось под негласным запретом. Появляется и первый упрек мужу: «Твоей рукой к позорному столбу пригвождена». С одной стороны, Цветаева жалуется, что супруг оставил ее одну с детьми фактически в окружении врагов. С другой стороны, имея мужем белого офицера, поэтесса всегда была на подозрении. Но для Цветаевой бесконечно дорога эта ниточка, связывающая ее с прошлым и дающая слабую надежду на будущее. «Позорный черный столб» не дает ей забыть о муже и о том времени, когда они были счастливы. Очень трогательна последняя фраза стихотворения: «Я все ж скажу, что я тебя люблю». Цветаева уверена, что ничто и никто не заставит ее отречься от своего мужа. |
Популярное:
Новое
- Сочинение Pros and cons of the Internet на английском с переводом
- Мазепа и Кочубей: политический детектив эпохи Войска Запорожского Дочь кочубея
- Примеры из литературы: самовоспитание личности Самовоспитание 2 примера из литературы
- Численность, занятость, социальная защита
- Лингвистический энциклопедический словарь
- Урок географии канады Канада — общие сведения
- К Епанчину отправляется Мышкин - главный герой, которого создал Достоевский -"идиот"
- Неравномерное(переменное) движение
- Фазы луны Лунные и солнечные затмения
- Домашнее обучение: дистанционные школы и экстернаты