Главная - Некрасов Анатолий
Рабочие программы по предметам: рекомендации к составлению. Что такое рабочая программа и зачем она нужна? Рабочая программа по предмету

Согласно п. 7 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) отнесена к компетенции и ответственности образовательного учреждения.

Рабочие программы являются одним из основных компонентов образовательной программы общеобразовательного учреждения, а так же средством фиксации содержания образования по учебным предметам инвариантной части учебного плана общеобразовательного учреждения, предназначенных для обязательного изучения, а также элективных, факультативных курсов и дополнительных предметов (курсов) вариативной части учебного плана. Так же рабочие программы составляются и для предметных кружков, расширяющих возможности учебного плана.

С целью приведения рабочих программ в соответствие с имеющимися требованиями предлагаем вам познакомиться с методическими рекомендациями по их разработке и оформлению.

1. Статус рабочих программ в общеобразовательном учреждении

Рабочая программа - это документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какой-либо учебной дисциплины, в соответствии с которым учитель непосредственно осуществляет учебный процесс в конкретном классе по учебному предмету, элективным и факультативным курсам, предметным кружкам. В совокупности именно рабочие программы определяют содержание деятельности общеобразовательного учреждения в соответствии с образовательной программой, направленной на реализацию Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования с учетом особенностей образовательной политики общеобразовательного учреждения, статуса общеобразовательного учреждения (типа и вида, См. http://edu.tomsk.gov.ru/ou/ou.html), образовательных потребностей и запросов обучающихся, особенностей контингента обучающихся, авторского замысла педагога.

Рабочая программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую.

Нормативная функция определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения материала, а также путях достижения результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.

Предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Функции программы определяют следующие требования к ней:

1)наличие признаков нормативного документа;

2)учет основных положений образовательной программы образовательного учреждения;

3)системность и целостность содержания образования;

4)последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса;

5)учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана образовательного учреждения;

6)конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.

Виды рабочих программ:

Рабочие программы

предметы инвариантной части учебного плана

предметы, дополнительно введенные в учебный план за счет часов вариативной части в соответствии с особенностями образовательного учреждения (тип и вид) и его образовательной политики (миссия, цели, задачи и др.)

элективные курсы

факультативные курсы

предметные кружки

Кружки, объединения, секции дополнительного образования

2. Рабочие программы по учебным предметам, входящим в инвариантную часть Базисного учебного плана.

Основой для составления рабочих программ являются примерные программы . Примерная программа – это документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Примерные программы служат инструментом для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях.Разработка примерных учебных программ относится к компетенции Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»).

Примерные программы выполняют две основные функции .

Информационно-методическая функция позволяет участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся школы средствами конкретного учебного предмета, о вкладе каждого учебного предмета в решение общих целей образования.

Организационно-планирующая функция позволяет рассмотреть возможное направление развертывания и конкретизации содержания образовательного стандарта общего образования по отдельному учебному предмету с учетом его специфики и логики учебного процесса. Реализация организационно-планирующей функции предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик содержания обучения на каждом этапе.

Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), за пределами которой остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей достижения результатов освоения образовательной программы учащимися.

Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих , поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам. Примерные программы являются документом-ориентиром при подготовке рабочих программ по предметам, входящим в Базисный учебный план. Также примерные программы могут быть документом-ориентиром при составлении программ интегрированных учебных предметов. (Примерные программы размещены на официальном сайте Минобранауки России – http://www.mon.gov.ru/ )

К рабочим программам по учебным предметам, входящим в инвариантную часть Базисного учебного плана относятся:

1) Авторские программы к учебникам (линии учебников или УМК). Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. К таким программам учитель составляет только календарно-тематическое планирование, отражающее особенности образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, классе.

2) Программы, составленные учителем или коллективом учителей . В этом случае для разработки рабочей программы учителя могут брать за основу:

-примерные программы по отдельным учебным предметам общего образования.

Составитель рабочей программы может самостоятельно: расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте и примерной программе; конкретизировать и детализировать темы; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов образовательного учреждения; конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.

3. Рабочие программы дополнительных предметов, элективных, факультативных курсов, предметных кружков и других объединений дополнительного образования.

Рабочие программы дополнительных предметов, элективных, факультативных курсов, предметных кружков, введенных в учебный план в соответствии с особенностями образовательной политики общеобразовательного учреждения, статуса (типа и вида), образовательных потребностей и запросов обучающихся, особенностей контингента обучающихся могут разрабатываться на основе самых разнообразных программных и методических материалов. Такими материалами могут быть:

Программы учреждений начального и среднего профессионального образования;

Программы, реализуемые в учреждениях дополнительного образования детей;

Справочная и методическая литература;

Другие информационные источники.

Такое разнообразие определяется тем, что, как правило, эти программы направлены на освоение содержания не входящего в государственные образовательные стандарты общего образования и учитель в отсутствие готовых авторских программ может пользоваться разнообразными источниками. При наличии апробированных авторских программ по факультативным, элективным курсам, предметным кружкам они могут использоваться в качестве рабочих.

4. Структура рабочей программы:

Структура рабочей программы является формой представления учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

Титульный лист;

Пояснительная записка;

Требования к уровню подготовки обучающихся;

Календарно-тематическое планирование;

Перечень учебно-методического обеспечения.

Титульный лист рабочей программы должен содержать:

Наименование общеобразовательного учреждения;

Название курса, для изучения которого написана программа;

Уровень программы (базовый, профильный уровень, углубленное или расширенное изучение предмета);

Указание параллели, класса, в котором изучается курс;

Фамилию, имя, отчество учителя – составителя рабочей программы;

Гриф утверждения программы;

Год составления программы.

Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:

Определить цели и задачи изучения учебного предмета (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми), роль учебного предмета в достижении результатов освоения образовательной программы образовательного учреждения;

Дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения;

Если учитель использует в качестве рабочей программы опубликованную авторскую программу, то в пояснительной записке достаточно привести сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания и кратко обосновать причины ее выбора и особенности ее реализации в конкретном образовательном учреждении. В этом случае пояснительная записка является очень краткой.

Основное содержание программы.

Этот раздел включают в рабочую программу, если:

Авторские программа и учебно-методический комплект отсутствуют, а рабочая программа составлена на основе учебной литературы (для рабочих программ по дополнительным образовательным предметам, элективным и факультативным курсам).

В этой части рабочей программы приводится краткое содержание изучаемого учебного материала в виде перечисления основных разделов, тем курса и перечня дидактических элементов в рамках каждой темы. По каждому разделу (общей теме) указывается количество учебных часов, выделяемых на ее освоение.

Учитель, разрабатывая рабочую программу, может определять новый порядок изучения материала; вносить изменения в содержание изучаемой темы, конкретизируя и детализируя дидактические единицы; расширять перечень дидактических единиц, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Изменения, произведенные в содержании рабочей программы по сравнению с примерной или авторской программой по предмету, должны быть обоснованными, логически вытекать из заявленных в пояснительной записке.

Если изменения по сравнению с авторской программой не затрагивают существенным образом ее структуру, порядок подачи учебного материала и т.д., то в этом разделе можно только указать разделы, темы, дидактические элементы, введенные в авторскую программу, с указанием их места в авторской программе, не переписывая полностью ее текст.

Если учитель использует в качестве рабочей программы авторскую программу без изменений, то этот раздел может отсутствовать (при этом у учителя должна быть в наличии опубликованная авторская программа).

Требования к уровню подготовки обучающихся

Требования к уровню подготовки учащихся проектируются с учетом и на основе государственных образовательных стандартов. Они формулируются в по трем основным составляющим: «Учащиеся должны знать…», «Уметь…» и «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Государственный образовательный стандарт и примерные программы по ряду предметов дают характеристику требований к уровню подготовки учащихся на момент окончания определенной ступени образования (основное общее образование, среднее (полное) общее образование) без детализации по годам обучения. Некоторые из требований, естественные для выпускника 9 класса, едва ли можно предъявлять к ученику, закончившему 5-й класс. Об этом обстоятельстве необходимо помнить при составлении раздела «Требования к уровню подготовки учащихся».

Если учитель использует в качестве рабочей программы авторскую программу, в которой сформулированы требования к уровню подготовки учащихся, то этот раздел может отсутствовать (при этом у учителя должна быть в наличии опубликованная авторская программа с этим разделом).

Календарно-тематическое планирование является одним из самых важных компонентов рабочей программы, т.к. позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы общеобразовательного учреждения.

Календарно-тематическое планирование разрабатывается на учебный год. Планирование по полугодиям или четвертям (триместрам) нецелесообразно, т.к. не позволяет спланировать, обеспечить и проконтролировать прохождение обучающимися рабочей программы в полном объеме.

Календарно-тематический план должен содержать информацию о разделах и темах программы с указанием объема отводимых на их реализацию учебных часов; темы уроков в рамках прохождения тем и разделов программы, темы практикумов и лабораторных уроков; темы уроков контроля результатов усвоения обучающимися программного материала. Поурочное распределение учебного материала осуществляется последовательно. Примерные сроки прохождения учебных тем указываются по календарю текущего года.

В каждом отчетном периоде (четверть, семестр, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы должен быть соотнесен с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно-тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.

Примерная форма календарно-тематического плана.

Номера уроков

Наименования разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Название изучаемой темы №1 (всего часов на ее изучение; количество часов в неделю по учебному плану)

Тема урока

Тема урока

Тема урока контроля

Перечень учебно-методического обеспечения , являющийся компонентом рабочей программы, содержит в себе справочную информацию о выходных данных примерных и авторских программ, авторского учебно-методического комплекта и дополнительной литературы, а также включает данные об используемом учебном и лабораторном оборудовании.

Рабочая программа подлежит экспертизе . Сначала она рассматривается на заседании методического объединения учителей на предмет ее соответствия требованиям государственного образовательного стандарта, а также миссии, целям, задачам образовательного учреждения, зафиксированным в образовательной программе. Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания, а на последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания методического объединения учителей от 00.00.0000 №00.

Затем рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственных образовательных стандартов, а также проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне.

На последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

После согласования рабочую программу утверждает директор общеобразовательного учреждения, ставит гриф утверждения на титульном листе (вверху справа): УТВЕРЖДАЮ Директор (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

5. Классификация рабочих программ по уровню реализуемого содержания

В общеобразовательных учреждениях реализуются:

Рабочие программы для изучения предмета на базовом уровне (1-11 классы);

Рабочие программы для изучения предмета на профильном уровне (10-11 класс);

Рабочие программы для углубленного изучения предмета (2-11 классы);

Рабочие программы для расширенного изучения предмета (2-11 классы).

Рабочие программы для изучения предмета на базовом уровне являются инструментом для реализации государственного стандарта общего образования и позволяют осуществить общеобразовательную подготовку учащихся. Основой для составления этих программ (как было отмечено выше) являются примерные программы.

Рабочие программы для изучения предмета на профильном уровне (10-11 класс) ориентированы на подготовку обучающихся к последующему профессиональному образованию. Эти программы обеспечивают профильную подготовку обучающихся в средних общеобразовательных школах и учреждениях повышенного статуса (школа с углубленным изучением отдельных предметов, лицей, гимназия.). Основой для составления этих программ являются примерные программы профильного уровня.

Для реализации дополнительной подготовки учащихся в учреждениях повышенного статуса реализуются также программы углубленного и расширенного изучения предмета.

В качестве рабочих программ для углубленного изучения предмета , как правило, используются авторские программы, предложенные авторскими коллективами, авторами

учебников для углубленного изучения предметов, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки РФ. При отсутствии таких программ учителем (коллективом учителей) могут быть разработаны рабочие программы для углубленного изучения предмета. В начальной и основной школе за основу берется примерная программа по предмету (гарантия выполнения требования государственного стандарта) с углублением отдельных тем и вопросов. В старшей школе программа углубленного изучения предмета может быть составлена на основе 1) примерной программы профильного уровня с углублением отдельных тем и вопросов; 2) авторской программы для профильного изучения предмета с углублением отдельных тем и вопросов. Также программой углубленного изучения предмета может быть признана авторская программа для изучения предмета на профильном уровне при условии, что учащимся предложены элективные курсы, углубляющие отдельные вопросы изучаемого предмета (т.е., программа профильного изучения предмета + программы элективных курсов = программа углубленного изучения предмета).

При разработке программ углубленного изучения предметов учителем (коллективом учителей) должны быть выполнены следующие условия:

Программа должна быть рассмотрена в образовательном учреждении (методический совет, кафедра, методическое объединение и др.);

Программа должна пройти апробацию в образовательном учреждении и получить экспертное заключение о ходе реализации программы и полученных результатах (в совокупности эти действия обеспечивают внутреннее рецензирование программы);

Программа должна пройти внешнее рецензирование на предметных (предметно-методических) кафедрах профильных (педагогических) вузов, учреждений повышения квалификации (региональных, федеральных).

Рабочие программы для расширенного изучения предметов реализуются, как правило, в учреждениях повышенного статуса – лицей, гимназия, и обеспечивают дополнительную подготовку по определенному направлению (гуманитарному, естественнонаучному и т.д.). Программа для расширенного изучения предмета предполагает наличие дополнительного содержания (не менее 10-15%), которое позволяет изучить дополнительные вопросы, темы, не содержащиеся в примерной программе. Содержание дополнительно предложенного материала отражает особенности образовательной политики ОУ, его вид, направления профильной подготовки, потребности и запросы обучающихся, авторский замысел педагога.

Педагог, разработчик программы расширенного изучения предмета, в пояснительной записке должен обосновать цели включения дополнительного материала, выделить планируемый результат (приращения по сравнению с базовым уровнем подготовки), описать способы проверки результата; указать имеющиеся ресурсы для освоения предложенного содержания.

Программа расширенного изучения предмета проходит процедуру внутреннего рецензирования в ОУ:

Представляется на заседание методического совета (предметной кафедры, методического объединения и т.д.)

Проходит апробацию, анализируется на предмет эффективности внесенных дополнений.

Таким образом, используемые в общеобразовательном учреждении рабочие программы, отражают особенности образовательной политики учреждения, его статус (особенно – вид) и обеспечивают реализацию Государственного образовательного стандарта.

МБОУ Долгокычинская СОШ

Рабочая программа

учебных предметов

(ФГОС ООО)

с оставила: Зарубина Н.Р.

Зам. директора по УВР

Рабочая программа учебных предметов


Нормативно – правовое и документальное основание

  • Федеральный государственный образовательный стандарт ООО
  • Примерная основная образовательная программа ООО
  • Фундаментальное ядро содержания общего образования

Учебная программа - это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса.


Рабочие программы (модифицированные) - это программы, разработанные лично педагогом на основе учебных, но вносящие изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и другие.



  • Рабочая программа по предмету разрабатывается учителем на основе:
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным); примерных программ основного общего образования; программы формирования универсальных учебных действий; авторских программ.
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным);
  • примерных программ основного общего образования;
  • программы формирования универсальных учебных действий;
  • авторских программ.
  • Согласно п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании в РФ», утверждение рабочих программ по учебным предметам относится к компетенции образовательного учреждения.

Права образовательного учреждения

  • В соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ» (ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.6,7) образовательное учреждение разрабатывает и утверждает образовательные программы, включающие учебные планы, рабочие программы учебных курсов, а также перечень используемых учебников и средств обучения и воспитания.
  • Составитель рабочей программы может самостоятельно:
  • раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте, опираясь на научные школы и учебные пособия (из федерального перечня), которые он считает целесообразными; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их значимости; разрабатывать перечень практических занятий; конкретизировать требования к знаниям и умениям обучающихся; включать материал регионального содержания в объеме выделенных на данный предмет учебных часов; выбирать, исходя из стоящих перед учебным предметом задач, технологии обучения и контроля подготовленности обучающихся по предмету.
  • раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте, опираясь на научные школы и учебные пособия (из федерального перечня), которые он считает целесообразными;
  • устанавливать последовательность изучения учебного материала;
  • распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их значимости;
  • разрабатывать перечень практических занятий;
  • конкретизировать требования к знаниям и умениям обучающихся;
  • включать материал регионального содержания в объеме выделенных на данный предмет учебных часов;
  • выбирать, исходя из стоящих перед учебным предметом задач, технологии обучения и контроля подготовленности обучающихся по предмету.

Структура рабочей программы

  • Рабочая программа по предмету имеет следующую структуру:

1. титульный лист:

  • название ОУ в соответствии с Уставом;
  • название учебного предмета, для изучения которого написана программа;
  • указание класса, в котором изучается программа;
  • фамилию, имя и отчество разработчика программы;
  • гриф рассмотрения, согласования и утверждения программы;
  • название села, в котором подготовлена программа;
  • год составления программы.

2. пояснительную записку:

  • с перечнем нормативно-правовых документов;
  • конкретизируются общие цели и задачи основного общего образования, с учётом специфики учебного предмета, курса;
  • общую характеристику учебного предмета, курса;
  • описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  • точное название авторской учебной программы по предмету;
  • описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
  • личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

4. практические занятия (если есть);

5. УМК по предмету;

6. календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся и описанием планируемых результатов освоения темы.

7.требования к уровню подготовки обучающихся;

8. характеристика контрольно-измерительных материалов;



Обосновывая выбор количества часов по годам обучения и разделам (темам), необходимо раскрыть последовательность изучения разделов и тем программы, показать распределение учебных часов по разделам и темам из расчета максимальной учебной нагрузки. При описании содержания тем учебной программы устанавливается следующая последовательность изложения:

  • название раздела (темы);
  • содержание учебного раздела (темы);
  • необходимое количество часов для изучения раздела (темы).

Оформлять содержание учебного предмета рекомендовано по следующей схеме:

п/п

Название темы

раздела

Количество часов

учебного раздела


Планируемые предметные результаты освоения образовательной программы представлены с учетом специфики содержания предметных областей («Выпускник научится», «Выпускник получит возможность научиться»).

В разделе программно-методического обеспечения учебного процесса дается характеристика УМК. Перечень учебно-методического обеспечения рабочей программы должен включать следующие материалы:

  • учебно-теоретические (программа, учебник);
  • методические и дидактические (методическое пособие для учителя, сборники проверочных и контрольных работ, тетради для самостоятельной работы…)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК)

УЧЕБНИК (ежегодно утверждается федеральным перечнем учебников)

Рабочие тетради

Справочники

Сборники задач и упражнений, тестов, контрольных работ

Компьютерные программы и базы данных

Методические пособия для учителей


  • Сборники задач и упражнений
  • Сборники контрольных и тестовых работ
  • Справочники
  • Словари
  • Компьютерные программы
  • Альбомы репродукций, иллюстраций и др.
  • подборка иллюстративного материала;
  • карточки для индивидуальной и групповых работ;
  • презентации

ТЕМАТИЧЕСКИЕ

  • Срезы
  • Контр. работы
  • Тестовые работы

ИТОГОВЫЕ

  • Контр. работы
  • Тестовые работы

В разделе «Практические занятия» указывается количество необходимых по программе практических занятий, лабораторных работ, распределенных по темам. Данный раздел разрабатывают для предметов естественно-научного цикла (физика, химия, биология, география, информатика)

Контроль уровня обучения содержит пакет КИМ (контрольных, практических работ, тестов по темам)


  • Планирование контроля и оценки знаний учащихся представляется в сводной таблице (по годам обучения) с обязательным указанием формы контроля, содержания контроля, количества работ, источников по периодам обучения. Источники контрольно-измерительных материалов заносятся в таблицу:
  • Все представленные в рабочей программе КИМ должны соответствовать требованиям ФГОС ООО или ФК ГОС. КИМ, составленные разработчиком программы, должны быть приведены в приложении.

урока

Вид контроля

Тема

Литература


Календарно-тематический план должен содержать следующие обязательные элементы: № урока п/п, раздел, тема урока, ФГОС (содержание курса и планируемые результаты) или ФК ГОС, основные виды учебной деятельности учащихся или характеристика деятельности учащихся, перед каждым изучаемым разделом указываются цели УУД, практическая часть, примечания.

  • Оформлять календарно-тематическое планирование предмета рекомендовано по следующей схеме:

п/п

Наименование изучаемой темы

Тема урока

Основное содержание по теме

Кол-во часов

Характеристика основных

Элемент содержания

Универсальные учебные действия

видов деятельности (на уровне

учебных действий)


  • Рекомендации к оформлению рабочей программы
  • Текст рабочей программы должен быть выполнен в печатном виде на одной стороне листа формата А4 (шрифт Times New Roman, кегль 12, через 1,0 интервал, выравнивание – по ширине. Размеры полей: слева – 3 см, справа – 1,5 см, сверху – 1,5 см, снизу – 1,5 см).
  • Номер страницы ставится в правом нижнем углу без точки.
  • Титульный лист включается в общую нумерацию страниц – номер страницы не указывается. Заголовки печатаются заглавными буквами в середине строки без точки в конце, выделяются жирным шрифтом, не подчеркиваются. Каждый новый элемент программы (пояснительная записка, перечень разделов (тем) программы, содержание учебного материала, список литературы) печатается с новой страницы.

Рассмотрение и утверждение рабочей программы

  • Рабочая программа по предмету рассматривается на заседании школьных методических объединений (указывается дата, номер протокола заседания МО и подпись руководителя МО), согласуется с ЗДУВР и утверждается директором ОУ в срок до 30 августа.

Сроки действия рабочей программы

  • Рабочая программа действует, пока действует ФГОС ООО по предмету.

© Куединский РМЦ, 2011


Дорогие педагоги!

Учить детей сегодня трудно,

«Даёт корова молоко».

Век XXI– век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

Белгородский Институт Развития Образования

Рабочие программы

по учебным предметам:

содержание, структура, требования

(статья)

Беляева Елена Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Борисовская средняя

общеобразовательная школа № 1

им. А.М. Рудого»

п. Борисовка Белгородская обл.

Белгород 2013

В связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения приоритетным направлением развития общего образования является обеспечение качества образования, отвечающего актуальным потребностям личности, общества, государства.
В соответствии с ФЗ «Об образовании» и Федеральным государственным образовательным стандартом разработаны и опубликованы примерные основные образовательные программы начального и основного общего образования, в которых определены цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организация образовательного процесса.

Примерная программа по учебному предмету ориентирует учителя при составлении рабочих программ.

Рабочая программа учебного предмета- это совокупность учебно-методической документации, которая самостоятельно разрабатывается педагогом (педагогами) ОУ на основе рабочего учебного плана и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации с учетом целей и задач основной образовательной программы образования школы и отражающий пути реализации содержания учебного предмета. Это программа действий учителя для достижения образовательных результатов.

Рабочая программа - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, основывающийся на примерной программе по учебному предмету.

Цель рабочей программы - планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине.

Задачи учебной рабочей программы - конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых.

Каждый учитель--предметник должен иметь рабочую программу по своему предмету. Рабочие программы должны отражать особенности структуры и содержания того комплекта учебников по предмету, который выбран учителем и по которому осуществляется обучение.

Часто учителя спрашивают, можно ли пользоваться готовыми, изданными рабочими программами или они должны разрабатывать их сами? В случае если изданные рабочие программы отвечают требованиям ФГОС, дублировать их необходимости нет, и можно использовать готовые рабочие программы.

Конечно, учитель может самостоятельно разработать рабочую программу к комплекту, по которому он работает, соблюдая все требования ФГОС общего образования, учитывая особенности класса, в котором он работает, и представить рабочую программу как индивидуальный творческий документ.

Приступая к составлению рабочей программы по учебному предмету, учителю необходимо хорошо знать:

основное содержание курса, то есть соответствующий раздел фундаментального ядра содержания общего образования, который сохраняется независимо от того, по какому учебнику работает учитель;

требования к результатам освоения основной образовательной программы соответствующего уровня образования в области своего учебного предмета;

планируемые результаты изучения учебного предмета;

программу формирования универсальных учебных действий;

программу воспитания и социализации обучающихся.

Со всеми этими материалами учитель может ознакомиться, прочитав примерную программу по своему учебному предмету и примерную основную образовательную программу соответствующего уровня образования.

Необходимо напомнить, что рабочая программа составляется не вообще к учебному предмету, а к конкретной линии учебников, по которой учитель работает.

Требования к программе:

1.Наличие признаков нормативного документа.

2.Учет основных положений образовательной программы школы.

3.Полнота раскрытия ценностей и целей обучения.

4.Системность и целостность содержания образования.

5.Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.

6.Учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана ОУ.

7.Конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.

Рабочие программы создаются с учетом:

. требований компонентов федеральных государственных образовательных стандартов;

. обязательного минимума содержания основных учебных образовательных программ;

. объема учебного материала для обучающихся;

. требований к уровню подготовки выпускников;

. объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом школы для реализации учебных предметов в каждом классе (параллели);

. когнитивных особенностей и познавательных интересов обучающихся;

. целей и задач образовательной программы учреждения;

. используемого комплекта учебно-методического обеспечения;

. информационно-технического оснащения учебного кабинета (образовательного процесса)

Структура

Рабочая программа по любому учебному предмету должна строиться по той же структуре, что и примерная программа. Эта структура определена ФГОС.

Рабочая программа должна включать:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Общая характеристика учебного предмета.

4. Описание места учебного предмета в учебном плане школы.

5. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета.

6. Содержание учебного предмета.

7. Тематическое планирование учебного курса.

8. Планируемые результаты достижения обучающимися.

9. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Приведу конкретные методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов в соответствии с требованиями ФГОС и их обязательными структурными компонентами .

1. Титульный лист рабочей программы должен содержать:

Наименование общеобразовательного учреждения;

Название курса, для изучения которого написана программа;

Уровень программы (базовый, профильный уровень, углубленное или расширенное изучение предмета);

Указание параллели, класса, в котором изучается курс;

Фамилию, имя, отчество учителя - составителя рабочей программы;

Гриф утверждения программы;

Год составления программы.

2. Пояснительная записка рабочей программы по учебному предмету должна содержать:

нормативную основу программы (федеральный компонент государственного образовательного стандарта (далее ФГОС), примерную программу по общеобразовательному предмету, авторскую образовательную программу в соответствии с учебно-методическим комплектом, образовательную программу образовательного учреждения, образовательную программу по предмету, учебный план образовательного учреждения;

цели и задачи обучения по предмету в данном классе;

отличительные особенности по сравнению с примерной программой (изменение количества часов на изучение отдельных тем, перестановка порядка изучения тем, расширение содержания учебного материала и т.д.), обоснование внесенных дополнений и изменений;

количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в том числе количестве часов для проведения контрольных (с указанием вида), лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований, уроков развития речи;

межпредметные (метапредметные) связи учебного предмета;

учет особенностей обучающихся класса;

особенности организации учебного процесса по предмету: формы, методы, средства обучения, используемые учителем;

виды контроля (вводный, текущий, тематический, рубежный, итоговый, комплексный); -- формы контроля, используемые учителем;

используемый учебно-методический комплект (полный перечень).

3. Общую характеристику учебного предмета (этот раздел описывает особенности содержания и методического аппарата учебников, в том числе как отражается фундаментальное ядро содержания общего образования в выбранном учебно--методическом комплекте);

4. Описание места учебного предмета в учебном плане образовательного учреждения должно отражать сведения о том, к какой части учебного плана (обязательной или необязательной) и почему к той или иной части относится этот учебный предмет, как должен быть он реализован по количеству часов в неделю по классам и общему количеству часов. Описание места учебного предмета в программе должно отражать сведения из учебного плана конкретного ОУ, а не базового.

5. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета , которые должны быть взяты из ФГОС и могут быть пополнены в соответствии с особенностями выбранных учебников;

6. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета должно содержать ценностные ориентиры конкретного учебного предмета, взятые из примерной программы и программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников основной образовательной программы образовательного учреждения, и соотнесенные с содержанием конкретного учебного предмета.

7. Календарно-тематическое планирование является одним из самых важных компонентов рабочей программы, т.к. позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы общеобразовательного учреждения.

Календарно-тематическое планирование разрабатывается на учебный год. Календарно-тематический план должен содержать информацию о разделах и темах программы с указанием объема отводимых на их реализацию учебных часов; темы уроков в рамках прохождения тем и разделов программы, темы практикумов и лабораторных уроков; темы уроков контроля результатов усвоения обучающимися программного материала. Поурочное распределение учебного материала осуществляется последовательно. Примерные сроки прохождения учебных тем указываются по календарю текущего года.

В каждом отчетном периоде (четверть, семестр, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы должен быть соотнесен с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно-тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.

Примерная форма календарно-тематического плана.

Номера уроков

Наименования разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Название изучаемой темы №1 (всего часов на ее изучение; количество часов в неделю по учебному плану)

Тема урока

Тема урока

Тема урока контроля

Итого

** часов

8. Планируемые результаты достижения обучающимися требований к результатам освоения основной образовательной программы (этот раздел учитель может взять из примерной основной образовательной программы образовательного учреждения).

Требования к уровню подготовки обучающихся представляют собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных). Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная или авторская), на базе которой разрабатывается Рабочая программа. Поэтому требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу.

При разработке требований к уровню подготовки учащихся необходимо учитывать особенности их формулирования. А именно, они должны: описываться через действия учащихся; обозначать определенный уровень достижений; быть достижимыми и подлежащими оценке; описываться понятным для учащихся языком.

Этот раздел должен содержать:

пакет контрольно-измерительных материалов с указанием номера урока, даты проведения (контрольных работ, тестов по классам и темам, входные и итоговые работы).

критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся (устные ответы, контрольные и самостоятельные работы, тестовые задания и др.).

9. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса также должно быть представлено в таблице. При его описании необходимо учитывать реальные условия образовательного процесса конкретного образовательного учреждения. К примеру, если в образовательном учреждении имеются компьютерные классы, то их использование планируется в рабочей программе учебного предмета, если по «Физкультуре» планируется обучение учащихся плаванию, то должно быть указано наличие бассейна и т.п. Электронные ресурсы должны быть конкретно перечислены, а не только указываться их наличие на определенном сайте сети Интернет. В графе «количество» необходимо указывать фактическое число объектов, используемых учебном процессе конкретного образовательного учреждения. Столы и стулья не относятся к материально-техническому обеспечению образовательного процесса по рабочей программе учебного предмета.

Перечень учебно-методического обеспечения , являющийся компонентом рабочей программы, содержит в себе справочную информацию о выходных данных примерных и авторских программ, авторского учебно-методического комплекта и дополнительной литературы, а также включает данные об используемом учебном и лабораторном оборудовании.

Следует заметить, что Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса. Однако во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения следует разработать единые подходы к разработке и оформлению рабочих программ педагогов, закрепив Положением о рабочей программе педагога.

Порядок разработки и утверждения рабочей программы

Рабочая программа подлежит экспертизе .

Рабочая программа разрабатывается каждым учителем самостоятельно на один учебный год на основе примерной или авторской программы по предмету в соответствии с образовательной программой учреждения. Количество учебных часов по предмету в рабочей программе должно соответствовать годовому количеству учебных часов по учебному плану школы на текущий учебный год. В случае несоответствия количества часов необходимо обосновать изменения в пояснительной записке. При внесении изменений в тематику, последовательность изучения материала, количество, продолжительность контрольных работ и т.д. необходимо представить обоснования изменений в пояснительной записке.

Учитель представляет рабочую программу на заседание методического объединения учителей-предметников для экспертизы соответствия установленным требованиям. В протоколе заседания методического объединения учителей-предметников указывается факт соответствия рабочей программы установленным требованиям.

Затем рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственных образовательных стандартов, а также проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне.

После согласования рабочую программу утверждает директор общеобразовательного учреждения, ставит гриф утверждения на титульном листе (вверху справа): УТВЕРЖДАЮ Директор (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

Общие требования к оформлению рабочей программы

Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Учебный план прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя ОУ.

Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения.

Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.

Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги), если он полностью изучен. Допускается оформление списка литературы по основным разделам изучаемого предмета.

«Составление рабочих

программ в соответствии с ФГОС

и утвержденными изменениями».

15.04.2016 1. «О рабочих программах учебных предметов» письмо МИНОБРНАУКИ России от 28.10.2015г. № 08-1786 2. Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1576 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373» 3. Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом МОиН РФ от 17.12.2010г. № 1897» «О рабочих программах учебных предметов» письмо МИНОБРНАУКИ России от 28.10.2015г. № 08-1786 1. «… В целях снижения административной нагрузки педагогических работников ОО Департаментом подготовлены изменения в ФГОС в части требований к рабочим программам учебных предметов.» 2. «… авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной ООП соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре ООП принимается на уровне ОО»

3. «… подготовлены изменения в Порядок формирования федерального перечня учебников, … Предполагается, что в ФПУ будут включаться учебники, имеющие метод.пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета или воспитания; в т.ч. примерную рабочую программу учебного предмета, разработанную в соответствии с требованиями ФГОС …»

Обязательные элементы рабочей программы отдельного учебного предмета, курса До 31.12.2015 С 01.01.2016 1) Пояснительная записка 2) Общая характеристика учебного предмета, курса 3) Описание места предмета, курса в учебном плане 4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса 5) Содержание учебного предмета, курса 6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 7) Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения 8) Планируемые результаты изучения отдельного предмета, курса 1) Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса 2) Содержание учебного предмета, курса 3) Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Обязательные элементы рабочей программы курсов внеурочной деятельности До 31.12.2015 (ФГОС НОО) С 01.01.2016 (ФГОС НОО и ФГОС ООО) 1) Пояснительная записка 2) Общая характеристика учебного предмета, курса 3) Описание места предмета, курса в учебном плане 4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса 5) Содержание учебного предмета, курса 6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 7) Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения 8) Планируемые результаты изучения отдельного предмета, курса 1) Результаты освоения курса внеурочной деятельности. 2) Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; 3) Тематическое планирование. Как связаны различные компоненты? Разработка рабочей программы, тематического планирования, календарно – тематического планирования Подготовка к уроку (технологическая карта урока целевые установки = планируемые результаты) Проектирование (конструирование) контрольно - измерительных материалов (КИМ), подготовка к различным оценочным процедурам

Рабочие программы по учебным предметам (курсам) составляются на всю ступень обучения

(1- 4 классы, 5 – 9 классы), а не на учебный год

Каждый учитель составляет свою Рабочую программу с учетом собственной специфики и специфики конкретных учащихся.

Программы, составленные разными учителями для параллельных классов могут (и должны) различаться!

I. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса полностью повторяют предметную часть раздела «Планируемые результаты освоения ООП ООО» .

Однако, поскольку Рабочая программа часто используется как отдельный документ, то лучше повторить этот раздел и здесь.

Основу для написания данного раздела Рабочей программы составляет соответствующий раздел в «Примерной ООП ООО», где планируемые результаты расписаны по предметам.

Здесь графа «Выпускник научится» не изменяется учителем, тогда как в графе «Выпускник получит возможность научиться» могут быть значительные изменения.

Основу данного раздела составляет содержание «Фундаментального ядра » Стандарта

учебные программы

ФГОС НОО и ФГОС ООО

Программа никак не отражает последовательности освоения тем курса

В этом разделе Рабочей программы описываются ТОЛЬКО смысловые единицы учебного курса по классам!

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Примерное поурочное тематическое планирование

Подобные тематические планирования создаются ДЛЯ ВСЕХ ПРЕДМЕТОВ в рамках УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Календарно - тематическое планирование

Каждый учитель составляет собственное КТП с учетом собственной специфики и специфики конкретных учащихся.

Структура КТП (в соответствии с ФГОС)

Тема раздела

Тема урока

ПР (планируемый результат из раздела «Выпускник научится»)= код элемента содержания

Домашнее задание

Календарно -тематическое планирование

Предназначено для хронологического выстраивания единиц содержания, которые были описаны в предыдущем разделе.

Календарно -тематическое планирование (КТП)составляется учителем ТОЛЬКО ДЛЯ САМОГО СЕБЯ! ЭТО РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ УЧИТЕЛЯ!

Поэтому КТП должно содержать те графы, которые нужны учителю для его работы.

Поэтому у разных учителей могут быть разные по форме планирования (в Положении указать обязательные графы)

Таким образом, в школьном Положении о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО и ФГОС ООО закрепляется наличие у учителя:

  • Авторская программа по предмету (курсу).
  • Авторская рабочая программа по предмету (курсу).
  • Собственное календарно – тематическое планирование содержащее КИМы или ссылку на них.

Рабочая программа - инструмент, с помощью которого учитель определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательных отношений в соответствии с результатами, определенными ФГОС. Рабочая программа - инструмент, с помощью которого учитель определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательных отношений в соответствии с результатами, определенными ФГОС. РП предмета может быть единой для всех работающих в школе учителей или индивидуальной. Она является основой для создания КТП.

Положение о разработке учебной программы

Основные документы,

  • государственный образовательный стандарт (федеральный и национально-региональный компонент);
  • базисный учебный план школ РФ (распределение содержания образования по образовательным областям, учебным дисциплинам, годам и неделям);
  • типовые (примерные) учебные программы;
  • образовательная программа и учебный план ОУ;
  • рабочая программа по предмету конкретного учителя.

Примерные программы по предмету

  • отражают ведущие мировоззренческие идеи развития общества,
  • определяют основные направления реализации содержания образования и требования к организации образовательного процесса, к базовым знаниям, умениям и навыкам с учетом специфики конкретного учебного предмета;
  • рассчитаны на количество часов, отводимое на изучение каждой образовательной области в инвариантной части Базисного учебного плана ОУ Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
  • служат основанием для составления рабочих программ учебных курсов и дисциплин.

Примерная (типовая) учебная программа - это документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Рекомендуется Министерством образования и науки Российской Федерации и носит рекомендательный характер

Функции примерной программы

Информационно- методическая функция

(дает представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета).

Организационно-планирующая функция

(выделяет этапы обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся)

документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов

Рабочая программа учебного предмета

этосовокупность учебно-методической документации, которая самостоятельно разрабатывается педагогом (педагогами) ОУ на основе рабочего учебного плана и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, авторских программ с учетом целей и задач основной образовательной программы ступени школы и которая отражает пути реализации содержания учебного предмета в конкретном ОУ.

Отличие примерной и рабочей программы

Примерная программа определяет базовые знания, умения, навыки и отражает систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера.

Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к её построению, а также описывает национально-региональный уровень, учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении

Составитель рабочей учебной программы может самостоятельно

  • расширять перечень дидактических единиц в пределах, регламентированных максимальной аудиторной нагрузкой обучающихся, и при условии соблюдения преемственности с обязательными минимумами сопредельных ступеней образования;
  • раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте, опираясь на учебные пособия (из федерального перечня), которые он считает целесообразными;
  • конкретизировать и детализировать дидактические единицы;
  • устанавливать последовательность изучения учебного материала;
  • распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их значимости;
  • дополнять перечень практических занятий;
  • конкретизировать требования к знаниям и умениям обучающихся;
  • включать материал регионального компонента в объеме выделенных на данный предмет учебных часов;
  • выбирать исходя из стоящих перед учебным предметом задач, технологии обучения и контроля подготовленности обучающихся по предмету.

Аспекты, отражаемые и учитываемые в рабочей программе

  • требования федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;
  • обязательный минимум содержания учебных программ;
  • максимальный объем учебного материала для учащихся;
  • требования к уровню подготовки выпускников;
  • объем часов учебной нагрузки, определенный учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов, модулей, спецкурсов, практикумов, исследовательской и проектной деятельности в каждом классе;
  • познавательные интересы учащихся;
  • цели и задачи образовательной программы школы;
  • выбор педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.

Структура учебной рабочей программы учителя

  • титульный лист;
  • пояснительная записка;
  • содержание программы учебного курса;
  • учебно-тематический план  тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся);
  • требования к уровню подготовки обучающихся (личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса);
  • учебно-методические средства обучения (описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса

Титульный лист программы

  • полное наименование учредителя и образовательного учреждения в соответствии с уставом;
  • где, когда и кем утверждена рабочая учебная программа;
  • наименование учебного предмета (курса);
  • указания на принадлежность рабочей учебной программы к ступени, уровню общего образования;
  • срок реализации данной программы;
  • указание примерной программы и ее авторов, на основе которой разработана данная рабочая учебная программа;
  • ф.и.о. учителя, составившего данную рабочую учебную программу
  • название, автор и год издания конкретной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;
  • цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии со стандартом и с учетом данного образовательного учреждения);
  • логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана;
  • обоснование отбора содержания и общей логики последовательности его изучения, отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой (изменение количества часов на изучение отдельных тем, структурную перестановку порядка изучения тем, расширение содержания учебного материала, раскрытие связей основного и дополнительного образования и т. д.) и обоснование целесообразности внесения данных изменений;
  • общая характеристика учебного процесса : формы, методы и средства обучения, технологии

Содержание тем учебного курса

  • Реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.
  • Содержание учебной темы:
  • основные изучаемые вопросы,
  • практические и лабораторные работы, творческие
    и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении,
  • требования к знаниям и умениям обучающихся,
  • формы и вопросы контроля,
  • возможные виды самостоятельной работы учащихся.
  • Название темы.
  • Необходимое количество часов для ее изучения.

Учебно-тематический план

  • отражает последовательность изучения разделов и тем программы показывает распределение учебных часов по разделам и темам;
  • определяет проведение зачетов, контрольных, практических и др. видов работ за счет времени, предусмотренного максимальной учебной нагрузкой;
  • составляется на весь срок обучения (обычно на учебный год );
  • оформляется в виде таблицы

Требования к уровню подготовки учащихся

  • Описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных).
  • Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности.
  • Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная или авторская), на базе которой разрабатывается Рабочая программа. Поэтому требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу.

Особенности формулировки требований к уровню подготовки учащихся

Они должны :

  • описываться через действия учащихся;
  • обозначать определенный уровень достижений;
  • быть достижимыми и подлежащими оценке;
  • описываться понятным для учащихся языком.

Учебно-методические средства обучения

включают

  • основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии);
  • справочные пособия (словари, справочники);
  • наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы);
  • оборудование и приборы...

Три группы:

  • «Литература (основная и дополнительная)»;
  • «Дидактический материал»;
  • «Оборудование и приборы».

Литература оформляется в соответствии с ГОСТом библиографического описания

Возможные варианты использования и оформления учителем рабочих программ

  • Использование примерной программы, примерной программы с внесенными изменениями;
  • Использование имеющейся авторской программы (как правило, программы автора учебника);
  • Использование авторской программы с внесенными изменениями;
  • Авторская программа учителя.

Путь утверждения рабочей программы

1.Рассматривается на методическом объединении , принимается на научно-методическом совете. Решение ШМО и НМС оформляется протоколом. Возможна предварительная внешняя экспертиза (июнь месяц)

2. Директором школы издается приказ об утверждении каждой учебной программы. На каждой программе должно быть отметка о принятии программы (МС) , результаты экспертизы (если была), отметка директора школы об утверждении программы (дата и номер приказа). Утверждение всех программ до 31 августа.

3. Один экземпляр учебных программ являются частью ООП и находятся у администрации в соответствии с номенклатурой дел. Второй экземпляр у педагога

  • Федеральный список экстремистских материалов (по состоянию на 02.04.2019) Открыть
  • Федеральный закон №114 «О противодействии экстремистской деятельности» Открыть
  • Федеральный закон от 05 июля 2002 года № 112-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О противодействии экстремистской деятельности“Открыть
  • Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года № 310 (в редакции от 03.11.2004) «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации»
 


Читайте:



Николас отнер - код исцеления методом простукивания

Николас отнер - код исцеления методом простукивания

Николас Отнер Код исцеления методом простукивания © 2013 by Nik Ortner © Нехлебова Н., перевод на русский язык, 2014 © ООО «Издательство АСТ»,...

Екатерина Богданова - Пансион искусных фавориток

Екатерина Богданова - Пансион искусных фавориток

Екатерина Богданова Пансион искусных фавориток. Борьба за власть Императрица… Должно быть, для большинства обывателей это слово является символом...

Черное и белое: цитаты, афоризмы и высказывания За черной полосой всегда идет белая цитаты

Черное и белое: цитаты, афоризмы и высказывания За черной полосой всегда идет белая цитаты

При смешивании черного и белого получается новый цвет, при добавлении молока в кофе рождается новый вкус, две противоположности, мужчина и женщина,...

Самые древние государства мира Самая старая страна из существу

Самые древние государства мира Самая старая страна из существу

Первые государства появились около 6000 лет назад, но далеко не все смогли дожить до наших дней. Некоторые исчезли навсегда, от других осталось...

feed-image RSS