Реклама

Главная - Радуга Михаил
Дворцовые перевороты XVIII века. Последний дворцовый переворот в россии В каком году произошел последний дворцовый переворот

23 марта 1801 года в Михайловском замке ночью в собственной спальне был задушен и забит пьяными офицерами Российский император Павел I. Именно так произошел последний в истории России дворцовый переворот.

Павел Екатерины II и Петра III, родился 1 октября 1754 года в Петербурге. Первые годы Павел рос под присмотром императрицы Елизаветы Петровны. Павел получил хорошее образование и был способным, стремящимся к знаниям романтически настроенным мальчиком с открытым характером, искренне верившим в идеалы добра и справедливости.

Первоначально его отношения с матерью после ее восшествия на престол в 1762 году были достаточно близкими. Однако со временем их отношения ухудшились. Екатерина опасалась своего сына, имевшего больше законных прав на трон, чем она сама. Императрица старалась не допускать великого князя к участию в обсуждении государственных дел, а тот, в свою очередь, начинал все более критически оценивать политику матери. Приход Павла к власти в ноябре 1796 года сопровождался милитаризацией жизни двора и Петербурга в целом. Новый император сразу же попытался зачеркнуть все сделанное за 34 года царствования Екатерины II, и это стало одним из важнейших мотивов его политики. Император стремился заменить коллегиальный принцип организации управления единоличным.

Важным законодательным актом Павла явился изданный в 1797 году закон о порядке престолонаследия, действовавший в России вплоть до 1917 года. В области сословной политики основной его целью было превратить русское дворянство в дисциплинированное, поголовно служащее сословие. Противоречивой была политика Павла по отношению к крестьянству. За четыре года царствования он раздарил около 600 тысяч крепостных, искренне полагая, что за помещиком им будет жить лучше. В армии Павел стремился ввести прусские военные порядки. Он считал, что армия – это машина и главное в ней механическая слаженность войск и исполнительность. Инициатива же и самостоятельность вредны и недопустимы. Стремление Павла к мелочной регламентации сказалось и на его вмешательстве в повседневную жизнь подданных. Были запрещены определенные фасоны одежды, причесок, танцы, в которых император видел проявления свободомыслия. Была введена жесткая цензура, запрещен ввоз книг из-за границы. Политика Павла в сочетании с его деспотическим характером, непредсказуемостью и эксцентричностью, вызывала недовольство в самых разных социальных слоях.

Уже вскоре после его воцарения против него стал созревать заговор. В этом заговоре по различным оценкам принимало участие от 30 до 70 человек. Организаторы переворота, граф Пален и князь Платон Зубов, бывший фаворит Екатерины, имели личные причины ненавидеть Павла. В целом же причиной было и то, что воцарение Павла привело к крутой ломке екатерининских порядков, что вызвало недовольство многих знатных семейств. По одной версии Павел был убит Николаем Зубовым, старшим братом Платона Зубова, который ударил его золотой табакеркой. При дворе впоследствии имела хождение шутка: «Император скончался апоплексическим ударом табакеркой в висок». Согласно другой версии, Павел был задушен шарфом или задавлен группой заговорщиков, которые, наваливаясь на императора и друг друга, не знали в точности, что происходит. Заговорщики не были наемными убийцами и поэтому действовали неумело и суетливо. Ради того, чтобы оправдать это преступление, заговорщики оклеветали монарха как «сумасшедшего тирана».

Тема урока: Последний дворцовый переворот в России.

Цели:

    выявить противоречивый и непоследовательный характер внутренней политики Павла I ;

    способствовать формированию личностного отношения к данному историческому деятелю;

    создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения высказывать и аргументировать ее;

    способствовать развитию умения анализа материала, работы с историческими документами, таблицами;

    способствовать воспитанию толерантности, уважения к другой точке зрения.

Оборудование:

    Раздаточный материал, доска

Продолжительность урока: 45 минут

Опережающее задание:

    группа учащихся из 3-4 человек готовит краткую характеристику личности Павла I .

Проблема урока: кем же был Павел I , и за что он был убит в ночь с 11 на 12 марта 1801 года?

Ход урока:

I . Организационный момент.

II . Основная часть.

Учитель. Наш урок посвящен последнему дворцовому перевороту в России. Для того чтобы разобраться в обстоятельствах данного дела, вспомните: что такое дворцовые перевороты; почему в XVIII в. увеличилось число претендентов на российский престол?

Учитель. В начале XIX в. в России произошел последний дворцовый переворот. В ночь с 11на 12 марта 1801 года скончался Павел 1. Было объявлено, что император умер от «апоплексического удара» (инсульт). Но нам стало известно, что это было убийство. Известны нам и участники заговора. В нем по различным оценкам принимало участие от 30 до 70 человек. Вдохновителями переворота, граф Никита , Пален и князь Платон Зубов, бывший фаворит Екатерины, имели личные причины ненавидеть Павла. а группу непосредственных исполнителей возглавляли и .

Преступление было совершено следующим образом. В половине первого ночи 12 заговорщиков ворвались в спальню императора. Не найдя императора в постели, заговорщики растерялись, Платон Зубов сказал, что птичка упорхнула, но «Беннигсен с хладнокровием подошел к постели, пощупал ее рукою и сказал: „Гнездо теплое, птичка недалеко“». Комнату обыскали и нашли Павла в ночной рубашке (по другой версии, его выдали ботфорты). Они вывели его из-за камина, уложили в постель и потребовали подписать отречение от престола. Павел долго не соглашался на это. Императору объявили, что он арестован. Император отказался подчиниться, и тогда Николай Зубов ударил Павла в висок тяжелой табакеркой, а кто-то из нападавших сдавил монарху горло.

При дворе в то время ходила мрачная шутка: «Павел скончался от апоплексического удара табакеркой в висок».

Сегодня мы проведем независимое расследование . Нам предстоит выяснить:

Причины преступления.
Состав участников.
Последствия этого переворота для развития России.

Итак засвидетельствуйте краткую характеристику личности Павла1.

Рассказ учащихся сопровождается показом слайдов с изображением личностей, упоминающихся в характеристике. (Презентация, слайды № 3-12 )

Запись на доске .

Как вы думаете, почему заговорщики пошли на это преступление?
Почему политика, которую проводил Павел I, вызывала недовольство? Ведь Павел I пробыл на российском престоле всего 4 года 4 месяца 4 дня. За такой небольшой отрезок времени он издал 2179 указов. Почему его старания не были оценены?

Ученики отвечают на поставленные вопросы .

Учитель. Сейчас вам придется поработать экспертами. К нам в школу пришел конверт, в котором лежит весьма любопытный документ.

Задание

Жалованная грамота дворянству

« А. О личных преимуществах дворян.
Не токмо империи полезно, но и справедливо есть, чтоб благородного дворянства почтительное состояние сохранялось и утверждалось непоколебимо и ненарушимо…
12. Да не судится благородный окромя своими равными.
13. Телесное наказание да не коснется до благородного…
17. Подтверждаем на вечные времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свободу…
Б. О собрании дворян.
39. Собранию дворянства в наместничестве дозволяется избирать губернского предводителя дворянства той губернии…»

Ученики. Павел I не мог написать этот документ, так как его политика была направлена против дворян. Этот документ составила Екатерина II, так как она заботилась о привилегиях дворянства.
Учитель. Засвидетельствуйте, какие указы Павла I были направлены против дворянства.

Внутренняя политика Павла I

Указ о престолонаследии (7 апреля 1797 г.)

Изменение системы местного управления

    Закрыты городские думы.

    Гражданский и уголовный суды объединены.

    Сокращено количество губерний.

    Украине и Прибалтике возвращены органы местного самоуправления.

    Восстановлен ряд коллегий.

Политика по отношению к дворянству

    Массовая раздача государственных крестьян в частные руки

    Возврат к обязательности службы

    Установление налога с дворян

    Учреждение вспомогательного банка

    Ограничение права выборов и собраний

    Ограничение перехода с военной службы на гражданскую службу

    Княжеские и графские пожалования

    Ограничение права представлений

    Введение телесных наказаний

Политика по отношению к крестьянам

    Сокращение рекрутских наборов

    Прекращение переходов крестьян Донской области

    Прощение крестьянской недоимки в размере 7.5 млн. рублей

    Предписание безропотного повиновения крестьян помещикам

    Запрет продажи крестьян без земли

    Ограничение барщины тремя днями

    Разрешение крестьянских жалоб

Преобразования в армии

    Введение прусских порядков

    Увольнение всех недовольных

    Улучшение солдатских харчей

    Уравнение в наказаниях низших и высших чинов

Проверяется домашняя работа .

Что можно сказать о внешней политике, проводимой Павлом I?

По вступлении на престол Павел, дабы подчеркнуть контраст с матерью, декларировал миролюбие и невмешательство в европейские дела. Однако, когда в 1798 году возникла угроза воссоздания Наполеоном самостоятельного Польского государства, Россия приняла активное участие в организации антифранцузской коалиции. В том же году Павел принял на себя обязанности магистра Мальтийского ордена, бросив таким образом вызов французскому императору, захватившему Мальту.

В 1798-1800 годах русские войска успешно сражались в Италии, а русский флот - на Средиземном море, что вызывало беспокойство со стороны Австрии и Англии. Отношения с этими странами окончательно испортились весной 1800. В это же время началось сближение с Францией, и даже обсуждался план совместного похода на Индию. Не дожидаясь подписания соответствующего соглашения, Павел приказал выступить в поход донским казакам, которые были остановлены уже Александром I.

Рассказ ученика.

Учитель. Деспотизм Павла I, недовольство дворян внутренней и внешней политикой, проводимой императором, привели к дворцовому перевороту. Теперь мы готовы ответить на первые два вопроса памятки:
Причины: недовольство дворян внутренней и внешней политикой, проводимой императором.
Состав заговорщиков - дворяне.

Записи ведутся в тетради.

Учитель. Мы выяснили причины заговора, состав заговорщиков, но в тени осталось еще одно лицо, причастное к убийству. Кто же это?
Ученики. Александр, сын Павла I.

Учитель. Почему Александр оказался в стане заговорщиков? Возможно, нам поможет частично в этом разобраться письмо Александра.

Из письма великого князя Александря Павловича (1797)

«Мой отец, вступив на престол, захотел все реформировать… Все сразу же перевернуто с ног на голову. Это только увеличило беспорядок и без того в слишком сильной степени в делах… Мое несчастное отечество находится в положении, не поддающемся описанию. Хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены».

Вопросы к документу

Как оценивал правление Павла I его сын Александр?
Доверял ли Павел Александру?

Учитель. Павел и Александр не доверяли друг другу. Во многом причины недоверия кроются в отношении к ним Екатерины II.

12 декабря 1777 года над Санкт-Петербургом прогремел 201 пушечный выстрел в честь рождения первого сына тогда еще великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны. Испытывая по этому поводу безмерную радость, царствующая бабка Екатерина II нарекла первенца в честь Александра Невского и Александра Македонского легендарным именем Александр. Как только Александр родился, державная бабка тотчас взяла его к себе и с первых же дней сама принялась за воспитание великого князя. Екатерина II тщательно подбирала штат воспитателей и учителей для своего внука, многие из которых были выдающимися людьми своего времени. Среди них первое место, несомненно, принадлежит швейцарцу Фридриху-Цезарю Лагарпу. Лагарп стремился внушить своему ученику идеи либерализма, объяснить преимущества конституционной формы правления. К сожалению, широкие образовательные и воспитательные планы Екатерины и Лагарпа были скомканы и не были доведены до конца. Царица окончательно убедилась в том, что сын Павел не станет продолжателем ее курса. Поэтому, выражая обеспокоенность дворянства не радужными для него перспективами будущего царствования, императрица намеревалась лишить Павла престола в пользу своего любимого внука Александра. Будущий венценосец отличался прекрасной наружностью: высокий, стройный, с чарующей улыбкой на ангелоподобном лице, с добрыми голубыми глазами. Что касается характера будущего венценосца, то на нем отразились самым неблагоприятным образом те ненормальные отношения, которые сложились между его отцом Павлом Петровичем и царствующей бабкой Екатериной II . Они не любили друг друга. То были не просто два лица, но два особых мира, между которыми лежала нравственно-политическая пропасть.

Александру приходилось метаться и актерствовать, пытаясь приспособиться то к требованиям императрицы-бабушки, то опального отца, который создал в своем Гатчинском дворце казарменно-прусскую обстановку. Кроме того, отец смотрел на сына как на политического конкурента. Сын, в свою очередь, был вынужден доказывать отцу, что не стремится занять трон. Александру приходилось все время быть настороже и лицемерить, лавируя между родственниками. Лукавство и скрытность навсегда остались чертами его характера. Даже в зрелые годы он готовил свои выходы в общество перед зеркалом, репетируя жесты, улыбки, фразы. Иногда царь сам переставал отличать - где игра, а где его истинное лицо. Будучи императором, он эффектно использовал самые грациозные позы античных статуй. Александр I удивительным образом совмещал в себе проницательный ум, большие разносторонние способности, великолепное остроумие - с ленью, стремлением к праздности, увеселениям. Если от бабушки и от Лагарпа Александр воспринял уважительное отношение к просвещению, наукам и искусствам, то Павел привил сыну страстное увлечение военным делом. Любовь к фрунту, маневрам и военным парадам осталась у Александра до конца его дней.

Как Екатерина II относилась к Александру?
Как относилась к Павлу?

Ученики отвечают на поставленные вопросы.

Учитель. Я предлагаю решить логическую задачу. Перед вами три фигуры: Екатерина II, Павел I, Александр I. Они расставлены в хронологическом порядке.

Учитель. С какими цветами ассоциируется у вас правление Екатерины II, Павла I, Александра I?
Начнем по порядку: Екатерина II?
Ученик. Красный цвет, так как Екатерина II сама была яркой, умной, одаренной, незаурядной, сильной личностью и во время ее правления Россия стала могущественной державой. Екатерина заставила Европу считаться с мнением России, а самих русских - гордиться своей вновь завоеванной славой и уважать самих себя.

Учитель берет кисть, красную краску и рисует на листе бумаги под надписью «Екатерина II» красный овал.

Учитель. Павел I?
Ученики. ???
Учитель. Нам поможет в этом разобраться великий русский историк В.О. Ключевский.
Вот как он характеризовал правление Павла I:

«Правление этого императора отличалось крайней противоречивостью. С одной стороны - облегчение крестьян, с другой - ограничение дворянских прав и привилегий, доходивших до открытых репрессивных мер. На фоне непредсказуемости, вспыльчивости и подозрительности самого императора».

То есть Павел I изменчив, как море: то штиль, то шторм.
Какой цвет возникает перед вами?

Ученики. Оттенки синего цвета.
Учитель. Совершенно верно. Так меняется цвет небосклона от лазурного солнечным утром, до свинцово-синего перед бурей.

Учитель берет кисть, синюю краску и рисует на листе бумаги
под надписью «Павел I» синий овал.

Учитель. С развитием России в эпоху правления Александра I мы познакомимся подробно на следующих уроках. Но давайте предположим, какой будет политика Александра I, исходя из условий становления его личности?
Ученики. Александр - любимый внук Екатерины II. Возможно, он будет продолжать ее политику, но он сын Павла I, значит, он совместит красный и синий цвет, и это приведет к рождению нового цвета.
Учитель. Давайте проверим и посмотрим, что получится.

Учитель берет кисть, и на листе бумаги под надписью «Александр I»
мешивает красный и синий цвета.
В результате появляется овал фиолетового цвета.

Учитель. Фиолетовый цвет - цвет неоднозначный.
Какие черты характера могли сформироваться в таком человеке?
Ученики. Стремление к переменам, но в то же время двуличие, лицемерие, лукавство, которые не давали ему довести до конца ни одно из начатых им дел.
Учитель. Приведите, пожалуйста, высказывание современников об Александре I.

Ученики зачитывают домашние заготовки.

Высказывания об Александре I

«В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская». (Шведский дипломат Лагербильке )
«Республиканец на словах и самодержавец на деле». (
А.И. Тургенев )
«Он все делает наполовину». (
М.М. Сперанский )
«Император любил внешнюю форму свободы, как можно любить представление… но кроме форм внешности, он ничего не хотел и ничуть не был расположен терпеть, чтобы они обратились в действительность». (
А. Чарторыйский )
«Коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца». (
А.И. Герцен )

Учитель. Но вернемся к событиям в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Известно, что во время покушения тело Павла было сильно изуродовано. Для сокрытия следов преступления решено было загримировать труп Павла. В Михайловском замке с ним наскоро простился народ. Так ушел в историю Павел I, который правил нашей страной 4 года 4 месяца 4 дня. Эпоха Павла I завершилась последним в России дворцовым переворотом.
Наступило время подвести итоги. К каким результатам пришло следствие? Каковы мотивы преступления? Какова степень виновности Александра?
Какие последствия имел для России последний дворцовый переворот?

Ученики делают вывод и записывают в тетрадь:

«В результате дворцового переворота на престол взошел Александр I. Наверное, политика Александра будет носить дворянский характер, но Александру не обойтись и без реформ, так как в социально-экономическом развитии Россия отставала от стран Европы, а Александр воспитывался Екатериной II и был просвещенным монархом».

Домашние задание:

Оценки за урок.

приложение

Павел I родился 20 сентября 1754 года и был единственным сыном Петра III и Екатерины II .

Императрица Елизавета Петровна, страстно ожидавшая его появления на свет, поднесла матери новорождённого на золотом блюде 100 тысяч рублей, а мальчика немедленно отобрала на свою половину и занялась его воспитанием.

С родителями он общался не чаще одного- двух раз в неделю и, по сути, толком их не знал, впрочем, как и они его.

По отзывам современников, маленький Павел был умным и отзывчивым ребёнком, быстро научился писать и читать, проявляя особые успехи в математике.

В 1760 году, когда Павлу не было и шести лет, Елизавета Петровна назначает воспитателем будущего наследника престола Никиту Ивановича Панина. Он был сторонником просвещения и абсолютной монархии. Под воздействием этих идей формировалось мировоззрение юного Павла.

То, что случилось летом 1762 года, осталось в памяти Павла на всю жизнь. 28 июля, поднятый среди ночи, ничего не понимающий, страшно испуганный мальчик доставлен в Зимний дворец для принесения присяги своей матери, новой русской императрице Екатерине II .

Позже Павел узнает, что мать взошла на престол, свергнув его отца и, что отец убит пьяным любовником матери. Образы, связанные с этой кончиной, вызовут в нём преждевременное беспокойство, подозрительность и сознание своего унизительного, зависимого положения.

А пока воспитание наследника продолжается, приглашаются новые воспитатели, среди которых Семён Порошин. Именно он разбудил в мальчике стремление соответствовать образу идеального рыцаря. Православие преподавал выдающийся богослов архимандрит Платон, воспитавший Павла глубоко верующим человеком.

Обучение Павла продолжалось до 19 лет, пока он не женился на Дармштадтской принцессе Вильгельмине. Однако, брак этот оказался кратковременным и несчастливым. Жена Павла умерла через 3 года вследствие тяжёлых родов, умер и ребёнок. Женитьба в те времена означала достижение совершеннолетия, но властолюбивая Екатерина отстранила наследника от управления государством. Мало того, она позволяла своему окружению открыто унижать сына, демонстрировать пренебрежительное отношение к нему, распускать слухи о его неспособности к государственным делам.

Неприязнь между матерью и сыном перерастает в ненависть. И тогда императрица, как искусный и тонкий политик, разыгрывает роль заботливой и нежно любящей матери, подыскав сыну достойную его партию в лице принцессы Вюртембергской, получившей имя Марии Фёдоровны. Брак оказался счастливым, Екатерина благосклонна к молодым. Но длится это недолго. Мать вновь наносит сыну жестокий удар: она отбирает первенца Павла Александра и воспитывает его сама.

Вскоре Екатерина дарит Павлу Гатчину. Наступает тягостное время изоляции от государственных дел.

Нетерпеливая жажда деятельности находит выход в создании в Гатчине своей армии, в которой процветает прусская выучка и муштра. Характер цесаревича портится. Он становится грубым, мелочным, подозрительным, вспыльчивым, деспотичным.

Меняется мировоззрение Павла. Огромную роль в этом сыграла французская революция. Казнь Людовика XVI убила в нём конституционные мечтания, привитые Паниным.

Стремление следовать идеалам средневекового рыцаря с его представлениями о благородстве, чести, храбрости, служении государю становится одной из характерных черт мировоззрения Павла.

К 1796 году отношения между Екатериной и Павлом ухудшаются до предела, она твёрдо решила оставить сына без престола и передать корону Александру. Лишь смерть не позволяет Екатерине осуществить задуманное. В возрасте 42-ух лет Павел становится императором.

Одна француженка была в России в момент коронации Александра I в Успенском соборе и видела как он шел по Собору, окруженный старыми вельможами Екатерины II, Павла I и своими молодыми друзьями. «Он шел по Собору, предшествуемый убийцами своего деда, окруженный убийцами своего отца и сопровождаемый, по всей видимости, своими собственными убийцами», - писала она

Эпоха дворцовых переворотов

Эпохой дворцовых переворотов считают время с 1725 по 1862 годы — примерно 37 лет. В 1725 г. умер Петр I, никому не передав престол, после чего началась борьба за власть, которая ознаменовалась рядом дворцовых переворотов.

Автором термина «дворцовые перевороты» является историк В.О. Ключевский. Он обозначил другой временной промежуток этого явления в русской истории: 1725 -1801 годы, так как в 1801 году произошел последний в российской империи дворцовый переворот, закончившийся смертью Павла I и воцарением Александра I Павловича.

Чтобы понять причину череды дворцовых переворотов XVIII века, следует возвратиться в эпоху Петра I, а точнее – в 1722 год, когда он издал Указ о престолонаследии. Указ отменял обычай передавать монарший престол прямым потомкам по мужской линии и предусматривал назначение престолонаследника по воле монарха. Петр I издал Указ о престолонаследии в связи с тем, что его сын, царевич Алексей, не был сторонником проводимых им реформ и сгруппировал вокруг себя оппозицию. После гибели Алексея в 1718 году Пётр I не собирался передавать власть внуку Петру Алексеевичу, опасаясь за будущее проводимых им реформ, но и сам не успел назначить преемника.

Н. Ге "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе"

После его смерти императрицей была провозглашена его вдова Екатерина I , которая опиралась на одну из придворных группировок.

Екатерина I занимала русский престол чуть больше двух лет, она оставила завещание: своим преемником она назначала великого князя Петра Алексеевича и подробно обозначила порядок престолонаследия, а все экземпляры Указа о престолонаследии при Петре II Алексеевиче изымались.

Но Пётр II скончался, также не оставив завещания и наследника, и тогда Верховный тайный совет (создан в феврале 1726 г. с членами: генерал-фельдмаршал светлейший князь Александр Данилович Меншиков, генерал-адмирал граф Фёдор Матвеевич Апраксин, государственный канцлер граф Гавриил Иванович Головкин, граф Пётр Андреевич Толстой, князь Дмитрий Михайлович Голицын, барон Андрей Иванович Остерман, а затем и герцог Карл Фридрих Голштинский – как видим, почти все «птенцы гнезда Петрова») избрал императрицей Анну Иоанновну .

Она перед смертью определила преемником Иоанна Антоновича , также подробно описав дальнейшую линию наследования.

Свергнувшая Иоанна Елизавета Петровна опиралась в обосновании своих прав на престол на завещание Екатерины I.

Через несколько лет наследником Елизаветы был назначен её племянник Пётр Фёдорович (Пётр III ), после вступления на престол которого наследником стал его сын Павел I Петрович .

Но вскоре после этого в результате переворота власть перешла к жене Петра III Екатерине II , ссылавшейся на «волю всех подданных», при этом наследником остался Павел, хотя Екатерина, по ряду данных, рассматривала вариант с лишением его права наследования.

Вступив на престол, в 1797 году Павел I в день коронования обнародовал Манифест о престолонаследии, составленный им и его женой Марией Фёдоровной ещё при жизни Екатерины. Согласно этому манифесту, отменявшему петровский указ, «наследник определялся самим законом» — в намерении Павла было исключить в будущем ситуацию отстранения от престола законных наследников и исключение произвола.

Но новые принципы престолонаследия ещё долгое время не воспринимались не только дворянством, но даже и членами императорской фамилии: после убийства Павла в 1801 г. его вдова Мария Фёдоровна, которая составляла вместе с ним Манифест о престолонаследии, вскрикнула: «Я хочу царствовать!». Манифест Александра I о вступлении на престол также содержал петровскую формулировку: «и его императорского величества наследнику, который назначен будет », несмотря на то, что по закону наследником Александра был его брат Константин Павлович, который тайно отрёкся от этого права, что также противоречило Манифесту Павла I.

Российское престолонаследие стабилизировалось только после вступления на престол Николая I. Вот такая длинная преамбула. А теперь по порядку. Итак, Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Иоанн Антонович, Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II, Павел I…

Екатерина I

Екатерина I. Портрет неизвестного художника

Петр II Алексеевич

Император всероссийский, сын царевича Алексея Петровича и принцессы Шарлотты-Софии Брауншвейг-Вольфенбюттельской, внук Петра I и Евдокии Лопухиной. Родился 12 октября 1715 г. Лишился матери в 10-дневном возрасте, а его отец сбежал в Вену с крепостной своего учителя Н. Вяземского, Ефросиньей Федоровной. Петр I вернул непокорного сына, заставил его отречься от права на престол и приговорил к смертной казни. Существует версия, что Алексей Петрович был задушен в Петропавловской крепости, не дождавшись ее исполнения.

Петр I не заботился о внуке, так как предполагал в нем, как и в сыне, противника реформ, приверженца старомосковского уклада жизни. Учили маленького Петра не просто «чему-нибудь и как-нибудь», но и кто попало, поэтому практически образования к моменту вступления на престол он не получил.

И. Ведекинд "Портрет Петра II"

Но у Меньшикова были свои планы: он убедил Екатерину I в ее завещании назначить Петра наследником, и по ее смерти он вступил на престол. Меньшиков обручил его со своей дочерью Марией (Петру было всего 12 лет), переселил в свой дом и фактически сам начал управлять государством, не считаясь с мнением Верховного тайного совета. Для обучения малолетнего императора был назначен барон А. Остерман, а также академик Гольдбах и архиепископ Ф. Прокопович. Остерман был ловким дипломатом и талантливым учителем, он увлек своими остроумными уроками Петра, но в то же время настроил его против Меньшикова (борьба за власть в другом варианте! Остерман «поставил» на Долгоруких: иноземец в России, пусть и увенчанный славой искусного дипломата, может вершить свою политику лишь в тесном союзе с русскими). Все закончилось тем, что Петр II отстранил от власти Меньшикова, воспользовавшись его болезнью, лишил чинов и состояния и сослал с семьей сначала в Рязанскую губернию, а затем в Березов Тобольской губернии.

Итак, могущественный Меньшиков пал, но борьба за власть продолжилась – теперь уже в результате интриг первенство получают князья Долгорукие, которые вовлекают Петра в разгульную жизнь, кутежи, а, узнав о его страсти к охоте, на многие недели увлекают его подальше от столицы.

24 февраля 1728 г. происходит коронация Петра II, но от государственных дел он по-прежнему далек. Долгорукие обручают его с княжной Екатериной Долгорукой, на 19 января 1730 г. назначена свадьба, но он простудился, заболел оспой и скончался под утро предполагавшейся свадьбы, ему было всего 15 лет. Так пресекся род Романовых по мужской линии.

Что можно сказать о личности Петра II? Послушаем историка Н. Костомарова: «Петр II не достиг того возраста, когда определяется личность человека. Хотя современники хвалили его способности, природный ум и доброе сердце, но это были только надежды на хорошее в будущем. Его же поведение не давало права ожидать из него со временем хорошего правителя государства. Он не только не любил учения и дела, но ненавидел и то и другое; ничто не увлекало его в сфере государственной; он был всецело поглощен забавами, находясь все время под чьим-то влиянием».

Во время его царствования в основном власть была у Верховного тайного совета.

Результаты правления : указы по упорядочению взимания подушной подати с населения (1727); восстановление власти гетмана в Малороссии; обнародован Вексельный устав; ратифицирован торговый договор с Китаем.

Анна Иоанновна

Л. Каравак "Портрет Анны Иоанновны"

После преждевременной смерти Петра II снова становится на повестку дня вопрос о престолонаследии. Была попытка возведения на престол невесты Петра II, Екатерины Долгорукой, но она не увенчалась успехом. Тогда Голицыны, соперники Долгоруких, выдвинули своего претендента – племянницу Петра I Анну Курляндскую. Но пришла к власти Анна за счет подписания кондиций. Что же это такое – «кондиции» (условия) Анны Иоанновны?

Это акт, который составили члены Верховного тайного совета и который Анна Иоанновна должны была исполнить: не вступать в супружество, не назначать себе наследника, не иметь права объявлять войну и заключать мира, вводить новые налоги, награждать и наказывать подчиненных высших чиновников. Основным автором кондиций был Дмитрий Голицын, но документ, составленный сразу же после смерти Петра II, был зачитан только 2 февраля 1730 г., поэтому основная масса дворянства могла только догадываться о его содержании и довольствоваться слухами и предположениями. Когда же кондиции были обнародованы – наметился раскол среди дворянства. Анна еще 25 января подписала предложенные ей кондиции, но когда приехала в Москву – приняла депутацию оппозиционных дворян, обеспокоенных усилением власти Верховного тайного совета, и с помощью офицеров гвардейских полков 28 февраля 1730 г. привела дворянство к присяге как самодержица российская, а также всенародно отказалась от кондиций. 4 марта она упраздняет Верховный тайный совет, а 28 апреля торжественно коронуется и назначает своего фаворита Э. Бирона обер-камергером. Начинается эпоха бироновщины.

Несколько слов о личности Анны Иоанновны.

Она родилась 28 января 1693 г., была четвертой дочерью царя Ивана V (брат и соправитель Петра I) и царицы Прасковьи Федоровны Салтыковой, внучкой царя Алексея Михайловича. Воспитывалась в крайне неблагоприятной обстановке: ее отец был слабоумным человеком, а с матерью она не ладила с самого раннего детства. Анна была надменной и не высокого ума. Ее учителя не смогли научить девицу даже грамотно писать, но зато она достигла «телесного благополучия». Петр I, руководствуясь политическими интересами, выдал племянницу замуж за курляндского герцога Фридриха Вильгельма, племянника прусского короля. Их бракосочетание состоялось 31 октября 1710 г. в Петербурге, во дворце князя Меншикова, и после этого супруги долгое время проводили в пирах в столице России. Но, едва выехав в свои владения из Петербурга в начале 1711 г., Фридрих-Вильгельм скончался на пути в Митаву — как подозревали, из-за неумеренных излишеств. Так, не успев побыть женой, Анна становится вдовой и переезжает к матери в подмосковное село Измайлово, а затем в Петербург. Но в 1716 г. она по распоряжению Петра I уезжает на постоянное жительство в Курляндию.

И вот теперь она всероссийская императрица. Ее царствование, по словам историка В. Ключевского, «одна из мрачных страниц нашей империи, и наиболее темное пятно на ней – сама императрица. Рослая и тучная, с лицом более мужеским, чем женским, черствая по природе и еще более очерствевшая при раннем вдовстве среди дипломатических козней и придворных приключений в Курляндии, привезла в Москву злой и малообразованный ум с ожесточенной жаждой запоздалых удовольствий и развлечений». Ее двор утопал в роскоши и безвкусице и был заполнен толпами шутов, шутих, скоморохов, рассказчиков… О ее «забавах» рассказывает Лажечников в книге «Ледяной дом». Она любила верховую езду и охоту, в Петергофе в ее комнате всегда имелись наготове заряженные ружья для стрельбы из окна в пролетающих птиц, а в Зимнем дворце для нее специально устроили манеж, куда загоняли диких животных, которых она отстреливала.

Она была совершенно не готова к управлению государством, к тому же не имела ни малейшего желания им управлять. Но окружила себя полностью зависимыми от нее иностранцами, которые, по словам В. Ключевского, «посыпались в Россию, точно сыр из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забирались во все доходные места в управлении».

Портрет Э. Бирона. Неизвестный художник

Всеми делами при Анне Иоанновне заправлял ее любимец Э. Бирон. Ему подчинялся созданный Остерманом кабинет министров. Армией командовали Миних и Ласси, а двором – взяточник и страстный игрок граф Левенвольд. В апреле 1731 г. начала работу тайная розыскная канцелярия (пыточная палата), доносами и пытками поддерживавшая власть.

Результаты правления : значительно облегчено положение дворянства – за ними было закреплено исключительное право владеть крестьянами; военная служба длилась 25 лет, а манифестом от 1736 г. одному из сыновей по желанию отца разрешалось остаться дома для ведения хозяйства и обучения его с целью пригодности для гражданской службы.

В 1731 г. был отменен закон о единонаследии.

В 1732 г. был открыт первый кадетский корпус для образования дворян.

Продолжилось подчинение Польши: русская армия под командованием Миниха взяла Данциг, потеряв при этом более 8 тысяч наших солдат.

В 1736-1740 гг. шла война с Турцией. Поводом для нее послужили постоянные набеги крымских татар. В результате походов Ласси, взявшего Азов в 1739 г., и Миниха, овладевшего Перекопом и Очаковом в 1736 г., одержавшего победу при Стаучанах в 1739 г., после чего Молдавия приняла подданство России, был заключен Белградский мир. В результате всех этих военных операций Россия потеряла около 100 тыс. человек, но по-прежнему не имела права держать военный флот в Черном море, а для торговли могла использовать только турецкие корабли.

Для содержания в роскоши царского двора пришлось ввести доимочные облавы, вымогательные экспедиции. Были казнены или отправлены в ссылки многие представители старинных дворянских родов: Долгоруковы, Голицыны, Юсуповы и др. Канцлер А.П. Волынский вместе с единомышленниками в 1739 г. составил «Проект о поправлении государственных дел», где содержались требования защиты русского дворянства от засилья иностранцев. По мнению Волынского, правление в Российской империи должно быть монархическим с широким участием дворянства как первенствующего сословия в государстве. Следующей правительственной инстанцией после монарха должен быть сенат (как он был при Петре Великом); затем идет нижнее правительство, из представителей низшего и среднего дворянства. Сословия: духовное, городское и крестьянское — получали, по проекту Волынского, значительные привилегии и права. От всех требовалась грамотность, а от духовенства и дворянства более широкая образованность, рассадниками которой должны были служить академии и университеты. Предлагалось также много реформ для улучшения правосудия, финансов, торговли и т. д. За это они поплатились казнью. Причем Волынский был приговорен к очень жестокой казни: живого посадить на кол, вырезав у него предварительно язык; его единомышленников четвертовать и затем отсечь им головы; имения конфисковать и двух дочерей Волынского и сына сослать в вечную ссылку. Но потом приговор был смягчен: троим отсекли головы, а остальных сослали.

Незадолго до смерти Анна Иоанновна узнала, что у ее племянницы Анны Леопольдовны родился сын, и объявила двухмесячного младенца Иоанна Антоновича наследником престола, а до его совершеннолетия регентом назначила Э. Бирона, который получал при этом «мощь и власть управлять всеми государственными делами как внутренними, так и иностранными».

Иван VI Антонович: регентство Бирона – переворот Миниха

Иван VI Антонович и Анна Леопольдовна

Регентство Бирона продолжалось около трех недель. Получив право на регентство, Бирон продолжает бороться с Минихом, а кроме того, портит отношения и с Анной Леопольдовной, и с ее супругом Антоном Ульрихом. В ночь с 7 на 8 ноября 1740 г. произошел очередной дворцовый переворот, организованный Минихом. Бирон был арестован и отправлен в ссылку в Тобольскую губернию, а регентство перешло к Анне Леопольдовне. Она признала себя правительницей, но фактического участия в государственных делах не принимала. По свидетельству современников, «… она была не глупа, но питала отвращение к любому серьезному занятию». Анна Леопольдовна постоянно ссорилась и неделями не разговаривала со своим мужем, у которого, по ее мнению, «было доброе сердце, но ум отсутствовал». А разногласия между супругами естественным образом создавали условия для придворных интриг в борьбе за власть. Воспользовавшись беспечностью Анны Леопольдовны и недовольством русского общества продолжавшимся немецким засильем, в игру вступает Елизавета Петровна. С помощью преданных ей гвардейцев Преображенского полка она арестовала Анну Леопольдовну вместе с семьей и решила отправить их за границу. Но камер-паж А. Турчанинов сделал попытку совершить контрпереворот в пользу Ивана VI, и тогда Елизавета Петровна изменила свое решение: взяла под арест все семейство Анны Леопольдовны и отправила его в Раненбург (под Рязанью). В 1744 г. их доставили в Холмогоры, и по указанию императрицы Елизаветы Петровны Иван VI был изолирован от семьи и через 12 лет тайно перевезен в Шлиссельбург, где содержался в одиночном заключении под именем «известного арестанта».

В 1762 г. Петр III тайно осмотрел бывшего императора. Он переоделся офицером и вошел в казематы, где содержался принц. Он увидел «жилище довольно сносное и скудно снабженное самой бедной мебелью. Одежда принца тоже была очень бедной. Он был совершенно без всяких понятий и говорил бессвязно. То он утверждал, что он император Иоанн, то уверял, что императора нет больше на свете, а его дух перешел в него…».

При Екатерине II охранникам его было поручено склонить принца к монашеству, но в случае опасности «арестанта умертвить, а живого в руки никому не отдавать». Поручик В. Мирович, узнавший тайну секретного узника, попытался освободить Ивана Антоновича и провозгласить его императором. Но охранники выполнили инструкцию. Тело Ивана VI неделю было выставлено в Шлиссельбургской крепости «для известия и поклонения народного», а затем захоронено в Тихвине в Богородицком монастыре.

Анна Леопольдовна умерла в 1747 г. от родовой горячки, а Антону Ульриху Екатерина II разрешила уехать на родину, так как он не представлял для нее опасности, не являясь членом дома Романовых. Но он отказался от предложения и остался с детьми в Холмогорах. Но судьба их печальна: Екатерина II, после упрочения династии рождением двух внуков, разрешила детям Анны Леопольдовны переехать к своей тетке, вдовствующей королеве Дании и Норвегии. Но, как пишет Н. Эйдельман, «по иронии судьбы, они жили на родине – в тюрьме, а потом за границей – на свободе. Но тосковали по той тюрьме на родине, не зная никакого языка, кроме русского».

Императрица Елизавета Петровна

Ш. ван Лоо "Портрет императрицы Елизаветы Петровны"

Петр III Федорович

А.К. Пфанцельт "Портрет Петра III"

О нем читайте на нашем сайте: .

Екатерина II Алексеевна Великая

А. Антропов "Екатерина II Великая"


Императрица всероссийская. До принятия православия – принцесса София-Фредерика-Августа. Родилась в Штеттине, где ее отец, Христиан-Август, герцог Ангальт-Цербст-Бернбургский, в это время служил в чине генерал-майора прусской армии. Мать ее, Иоганна-Елизавета, почему-то невзлюбила девочку, поэтому София (Фике, как звали ее домашние) с раннего детства жила в Гамбурге у бабушки. Она получила посредственное воспитание, т.к. семья постоянно нуждалась, ее учителями были случайные люди. Девочка не выделялась какими-либо дарованиями, кроме склонности к командованию и к мальчишеским играм. Фике с детства была скрытной и расчетливой. По счастливому стечению обстоятельств, во время путешествия в Россию в 1744 г. по приглашению Елизаветы Петровны она стала невестой будущего русского царя Петра III Федоровича.

Екатерина уже в 1756 г. планировала свой будущий захват власти. Во время тяжёлой и продолжительной болезни Елизаветы Петровны Великая Княгиня дала понять своему «английскому товарищу» Х. Уильямсу, что надо подождать только смерти императрицы. Но Елизавета Петровна умерла только в 1761 г., а на престол взошел ее законный наследник – Петр III, супруг Екатерины II.

К принцессе были приставлены учителя русского языка и Закона Божьего, она проявила завидную настойчивость в обучении, чтобы доказать свою любовь к чужой стране и приспособиться к новой жизни. Но первые годы ее жизни в России были очень тяжелыми, к тому же она испытывала пренебрежение со стороны мужа и придворных. Но желание стать русской императрицей перевесило горечь испытаний. Она приспособилась ко вкусам русского двора, одного не хватало только – наследника. А именно этого от нее ждали. После двух неудачных беременностей она родила, наконец, сына, будущего императора Павла I. Но по распоряжению Елизаветы Петровны, его сразу же разлучили с матерью, впервые показав только через 40 дней. Елизавета Петровна сама воспитывала внука, а Екатерина занялась самообразованием: много читала, и не только романы – в кругу ее интересов были историки и философы: Тацит, Монтескье, Вольтер и др. Благодаря своему трудолюбию и настойчивости она смогла добиться уважения к себе, с ней стали считаться не только известные русские политики, но и иностранные послы. В 1761 г. на престол взошел ее супруг, Петр III, но он был непопулярен в обществе, и тогда Екатерина с помощью гвардейцев Измайловского, Семеновского и Преображенского полков свергла мужа с престола в 1762 г. Она пресекла также попытки назначить ее регентшей при сыне Павле, чего добивались Н. Панин и Е. Дашкова, и избавилась от Ивана VI. Подробнее о правлении Екатерины II читайте на нашем сайте:

Прослыв просвещенной царицей, Екатерина II не смогла добиться любви и понимания со стороны собственного сына. В 1794 г., несмотря на противодействие придворных, она приняла решение отстранить Павла от престола в пользу любимого внука Александра. Но скоропостижная смерть в 1796 г. помешала ей добиться желаемого.

Император всероссийский Павел I Петрович

С. Щукин "Портрет императора Павла I"

Российские самодержцы умирали насильственной смертью и после Павла I: достаточно вспомнить погибшего в результате покушения Александра II , и расстрелянного вместе с семьёй Николая II (пусть на момент гибели последний уже и не был императором). Однако именно Павел I стал последним императором, кто распрощался с властью в ходе дворцового переворота, трагическая смерть которого и ознаменовала окончание своеобразного периода российской истории, эпохи дворцовых переворотов.

Император с талантом наживать себе врагов

Быть верховным правителем государства, тем более единовластным правителем такой державы, как Россия, и не иметь при этом недоброжелателей и врагов – невозможно. Однако редкий император в истории страны обладал столь ярким талантом наживать врагов как внутри государства, так и за его пределами, в столь короткие сроки – с учетом, что Павел Петрович царствовал немногим более четырёх лет, с ноября 1796 по март 1801 годов. В глазах собственных подданных Павел I довольно быстро стал непопулярным монархом благодаря, с одной стороны, эксцентрическим чертам собственной личности и своеобразным методам управления, с другой, из-за непопулярных мероприятий в сфере управления.

Традиционно историки изображают Павла I этаким самодуром, который пользовался неограниченной властью ради собственных прихотей, принуждая гвардию беспрерывно маршировать, запрещая носить жителям Петербурга наряды на английский манер и так далее.

Отчасти это, действительно, было так. Этими и подобными действиями император вызывал всё большее недовольство дворянства, придворных и особенно гвардии. При этом, однако, ряд историков отмечают, что некоторые распоряжения Павла I и общее повышение дисциплины как при дворе, так и среди чиновничества негативно сказывались на вельможах и чиновниках, которые потеряли часть полномочий и возможностей для обогащения за счёт казны. Но определённая часть позитивных преобразований перевешивалась деспотической манерой правления Павла I, его чудачествами, ряд из которых принимались современниками едва ли не за сумасшествие, а также его непоследовательной внешней политикой.

Так, на международной арене он совершенно не считался с балансом сил, установленных прежде, и в котором Россия играла определённую роль и имела определённые интересы. В частности, он пошёл на открытую конфронтацию с Англией, склонялся к союзу с Францией и непосредственно перед смертью принял принципиальное решение об отправке совместного с французами экспедиционного корпуса в Индию, который должен был выбить оттуда англичан и лишить их богатейшей колонии. Во многом поэтому к заговору, организаторами которого были представители придворной элиты и гвардейского офицерства, подключились также и англичане – можно считать практически доказанным, что заговор частично финансировался Англией.

Убили те, кто должен был охранять

Непосредственно осуществили дворцовый переворот и убийство Павла I гвардейские офицеры, то есть те, кто должен был охранять его – гвардия во всех монархических странах создавалась в первую очередь как охрана верховного правителя. Между тем существует ряд воспоминаний, согласно которым Павел предчувствовал скорую смерть и высказывал свои предчувствия непосредственно в день перед убийством, 11 марта. Возможно, это было связано с тем, что в предшествующие недели к нему поступали сообщения о готовящемся перевороте, однако никаких конкретных сведений или доказательств не было. Между тем заговор начал воплощаться уже днём 11 марта: гвардейские офицеры сменили охрану новой резиденции Павла, Михайловский замок – вместо особо приближённого к императору и потому верного ему Преображенского гвардейского батальона замок занял Семёновский Третий батальон, подчинённый наследнику Александру. Кстати, император провёл свой последний ужин с сыновьями. Александром и Константином, и их семьями. Около половины десятого вечера Павел I удалился к себе.

Около полуночи заговорщики в количестве от 40 до 60 человек проникают в Михайловский замок. В течение получаса они устанавливают контроль над замком и около половины первого ночи 12 марта врываются в спальню императора, обманом убедив камердинера открыть дверь (по одной версии, сказав тому, что уже утро, по другой, заявив, что начался пожар). Павел I попытался спрятаться, однако его нашли (по разным данным, то ли за портьерой, то ли в камине). Непосредственно в спальне императора находилось не более полутора десятков заговорщиков, которые попытались заставить Павла I подписать отречение от престола в пользу Александра, однако самодержец, оправившись от первого испуга и растерянности, стал возражать и спорить. В конце концов, граф Николай Зубов, обладавший большой физической силой, сбил Павла с ног, после чего на императора бросились остальные и в итоге убили его, нанеся множество побоев и задушив гвардейским шарфом.

Роль в заговоре цесаревича Александра

Вопрос в том, каково было участие в заговоре цесаревича Александра, будущего императора Александра I? То, что Александр знал о заговоре с целью свержения отца, бесспорно – об этом свидетельствуют как воспоминания участников переворота, так и логика (так как заговорщики требовали от императора отречения именно в пользу Александра). У цесаревича были основания для того, чтобы быть сторонником отстранения Павла I от власти. Личные отношения между ними не складывались, Александр фактически воспитывался бабкой, Екатериной II , и для Павла был, по сути, чужим человеком.

К тому же в последние месяцы перед переворотом участились небезосновательные слухи о том, что Павел хочет лишить сыновей права на престол и передать их некоему немецкому принцу, а Александра и его брата Константина арестовать и сослать в ссылку.

Александра, кстати, Павел несколько раз сажал под арест по малозначительным поводам. К тому же Александр I был сторонником просвещенной монархии, в определённой степени даже либералом, поэтому деспотичная манера правления отца и его сумасбродные внешнеполитические идеи заставляли цесаревича волноваться за судьбу государства. Поэтому, когда главные вдохновители и организаторы заговора, вице-канцлер Панин и генерал-губернатор Петербурга Пален, оповестили наследника о своих планах, тот после долгих раздумий дал им молчаливое одобрение. При этом по общим воспоминаниям следует, что Александр поставил главным условием сохранение жизни отцу. Смерть отца стала для будущего императора страшным потрясением, он всю жизнь считал себя причастным к его убийству и во второй половине правления считал свои личные трагедии (смерть всех рожавшихся у него детей) расплатой за грех невольного отцеубийства.

Александр Бабицкий


В 1796 году Екатерина 2 внезапно скончалась, и новым императором стал ее сын Павел Петрович. Внутренняя политика Павла I (1796-1801) отличалась противоречивостью и непоследовательностью. Во многом это объяснялось непростыми отношениями Павла с властной матерью, когда после своего 18-летия Павел не смог занять престол и, отстраненный от двора, долгое время жил уединенно и бездеятельно в Гатчине. Получив перстол только в 43-летнем возрасте, Павел Петрович всеми силами стремился наверстать упущенное время и уничтожить «зло» предшествующего царствования Екатерины. С первых же дней царствования Павел начал ломать всю установившуюся при Екатерине II систему и насаждать свои порядки.

В первую очередь, в день коронации 5 апреля 1797 года было опубликовано «Учреждение об императорской фамилии», отменившего закон Петра I о престолонаследии и обнародовал новый закон, согласно которому русский престол наследовался по праву старшинства и только по мужской линии.

Павел начал с реформирования армии, он хотел устранить многочисленные злоупотребления, имевшие место в последние годы царствования Екатерины. Было запрещено использование низших чинов в услужении по личным домам. Многие изменения были заимствованы из прусской военной системы, так как Павел был ее поклонником. В войсках были введены новый устав и новые чины, изменена форма одежды, снаряжение стало тяжелым и обременительным. В обучении войск процветала муштра и жестокость. Из армии были уволены многие екатерининские полководцы. В числе опальных, под домашним арестом в ссылке оказался знаменитый Александр Васильевич Суворов. Реформа отличалась непоследовательностью и перегибами, например, со службы были исключены офицеры, не находившихся в своих полках в момент вступления императора на престол, а седые генералы учились маршировать, равняться, салютовать…



Павел 1 был первым из государей, кто дал послабления и права крестьянам. Были разрешены крестьянские прошения на имя монарха. Была введена 3-дневная барщина, обязательный воскресный день для отдыха. Было запрещено продавать дворовых людей и безземельных крестьян с молотка. С другой стороны, для укрепления существующего строя в 1797 г. было предписано всем помещичьим крестьянам под страхом кары пребывать в повиновении и послушании своим господам, а также дано разрешение владельцам заводов покупать к своим заводам крестьян как с землей, так и без земли. Павел успел раздать за свое короткое правление в собственность помещикам около 600 тыс. государственных крестьян.

Павел, вопреки екатерининской традиции, не делал ставку на гвардию и дворянство. При нем были возобновлены телесные наказания дворян. Действуя «наперекор» екатериниским указам, Павел вернул из ссылки Радищева, Новикова, Костюшко. Но одновремнно шло активное искоренение «революционной заразы» из Франции, в 1800 году был издан указ, запрещающий ввоз из-за границы любых книг. Этот указ тоже отличался крайностями и запрещал ввозить даже ноты.

Во внешней политике при Павле1 также отсутствовала последовательность и ясность. В 1799 г. был создан антифранцузский блок в составе России, Англии, Турции, Неаполитанского королевства и Австрии. Объединенными армиями Австрии и России, которые были направлены в захваченную французами Италию, по просьбе австрийского императора, командовал Суворов (Павлу пришлось вернуть его из ссылки). Великий полководец всего за 1,5 месяца освободил от французов Северную Италию, одержав блестящие победы над наполеоновскими генералами в сражениях у Треббии и Нови.

Затем русские войска поспешили на соединение с корпусом русских войск под командованием А.М.Римского-Корсакова, оставшемуся в Швейцарии без австрийских союзников против вчетверо превосходившего противника. В августе 1799 г. начался героический швейцарский поход Суворова. Русским войскам предстояло преодолеть около 150 км. труднопроходимого пути через Альпы. В боях у Сен-Готарда и Чертова моста заградительные отряды французских войск были разбиты.. Но к этому времени был разбит и корпус Римского-Корсакова. Суворову пришлось уходить из Швейцарии. Павел был недоволен действиями союзников и в январе 1800 г. приказал Суворову вернуться в Россию. После возвращения в Петербург Суворов за швейцарский поход получил звание генералиссимуса, но через несколько дней был неожиданно уволен в отставку. Новую опалу великий полководец не перенес, он заболел и умер в возрасте 71 года. В ходе военных действий российская эскадра Черноморского флота под командованием Ф.Ф.Ушакова приняла участие в освобождении Мальты от французов. Ушаков использовал морской десант при штурме бастионов крепости на острове Корфу. Магистром Мальтийского ордена стал российский император Павел1. Однако англичане перехватили эту победу и оккупировали Мальту После этого Павел разорвал союз с Австрией, а затем и с Англией. Россия, Швеция и Дания образовали Северную лигу, направленную против Англии.

В 1799 г. к власти во Франции пришел генерал Бонапарт, и началось сближение России и Франции. Одним из главных элементов русско-французского сближения была обоюдная враждебность по отношению к Англии, которую русский император обвинял в предательстве России в ходе кампании 1798-99 гг. Наполеон увлек Павла идеей сокрушения британского владычества в Индии и на Востоке в целом. Был составлен план совместной военной экспедиции в Индию. Павел отдал приказ казачьим частям о походе в Индию Но он был прерван известием о внезапной кончине императора Павла.

Профранцузская политика Павла не нашла поддержки в петербургском обществе. При поддержке английского посла против Павла возник заговор. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. император был убит в Михайловском замке группой заговорщиков. Это был последний дворцовый переворот в России. Как и все предыдущие, он тоже не имел широкой социальной основы и преследовал одну единственную цель - переход верховной власти от одного лица к другому. Политика Павла оказалась неприемлемой для большинства дворянства. Резкая смена внешнеполитического курса, изменение отношений между властью и первым сословием, отсутствие стабильности для военных и гражданских чинов привели к недовольству царствованием Павла1 и его крушению.


Российская империяв начале XIXвека

После смерти Павла1 на престол вступил его старший сын Александр 1 Павлович (1801-1825). Александр был любимым внуком Екатерины2, а неприкрытая вражда между отцом и бабушкой заставляли его вращаться между двумя дворами, держать два парадных обличия и в значительной степени формировали его характер. Александр рано научился лицемерить и скрывать свои чувства: «Сфинкс, не разгаданный до гроба», - так писал о нем А.С.Пушкин. При этом он был умен, блестяще образован, обладал талантом дипломата. Современники отмечают и другие черты: подозрительность, крайнюю самолюбивость.

Политика царствования Александра Павловича в известной степени стала отражением его характера, - это было лавированием между либеральным и консервативно-охранительным направлениями. Начало правления Александра1 характеризуется стремлением к широким преобразованиям во всех сферах общественной жизни, гласностью, политической амнистией, отменой ряда строгих законов Павла1. Были отменены ограничения на ввоз и вывоз товаров и книг, поездки за границу, подтверждена Екатериниская Жалованная грамоту дворянству, возвратил из ссылки и снял опалу со всех офицеров и чиновников, пострадавших при Павле, восстановил отношения с Англией.

Для обсуждения государственных вопросов в 1801 г. при импе­раторе был образован Непременный совет - совещательный орган из 12 человек. Постепенно Александр удалил сановных заговорщиков убийства своего отца, чтобы не быть послушным оружием в их руках. А окружение Александра I составили его друзья, т.н. «Негласный комитет», в который вошли граф П.Строганов, граф Н.Новосильцев, князь В.Кочубей, польский князь А.Чарторыский. Они обсу­ждали вопросы реформирования России, отмены крепостного права, конституции.

В 1803 г. был издан указ "О вольных хлебопашцах". В соответствии с ним землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с землей за выкуп. Указы 1804-1805 гг. ограничили крепостное право в Прибалтике. Запрещалась продажа крестьян без земли. Манифестом 1802 г. была проведена реорганизация органов центрального управления, вместо коллегий учреждалось 8 министерств. В 1803 г. появилось новое положение "Об устройстве учебных заведений". За годы правления Александра было открыто 5 новых университетов. Университетский устав 1804 г. закреплял автономию университетов.

В 1808-1812 гг. подготовка проекта переустройства государственной системы управления сосредоточилась в Министерстве внутренних дел и шла под руководством государственного секретаря М. М.Сперанского. Сперанский происходил из семьи сельского священника и добился высоких служебных постов во многом благодаря своим исключительным способностям и трудолюбию. Современники называли его «канцелярским Наполеоном». В 1809 г. он представил проект реформ "Введение к Уложению государственных законов". Проект предусматривал разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высшим законодательным органом должна была стать Государственная дума, которая руководила сетью волостных, окружных и Губернских дум. Высшей исполнительной властью обладал император, при котором в качестве совещательного органа учреждался Государственный совет. Сенат превращался в высший судебный орган. По сути, это был первый шаг к парламентской монархии, что было достаточно смелым для своего времени и встретило сильное сопротивление правительственной верхушки.

Из многочисленных предложений Сперанского, реализовано было учреждение Государственного совета (1810) - законосовещательного органа. В 1810 г. вводится разработанное Сперанским "Общее учреждение министерств", которое определяло состав, предел власти и ответственность министерств. Недовольство придворных и чиновников вызвал подготовленный Сперанским указ 1809 г., согласно которому все лица, имевшие придворный чин, должны были избрать какую-либо реальную службу, т.е. придворный чин превращался лишь в почетное звание и терял статус должности. Блестящий талант Сперанского как государственного деятеля имел множество приложений в разных областях (в частности, им был осуществлен ряд мер, направленных на оздоровление финансов), но и вызывал сопротивление и зависть. Поэтому реформаторская деятельность Сперанского была прервана; по обвинению в шпионаже в пользу Наполеона в 1812 г. он был уволен с государственной службы и сослан в Нижний Новгород, а затем отправлен сибирским губернатором в Пермь.

Внешняя политика России в начале XIX в. определялась преимущественно той обстановкой, которая складывалась в Европе. В 1805 г. Россия вновь присоединилась к антифранцузской коалиции. Русская армия под командованием М.И.Кутузова с союзниками потерпела поражение под Аустерлицем. В 1806 г. произошли сражения при Пултуске и Прейсиш-Эйлау. Битва у Фридланда в 1807 г. закончила эту войну. Летом 1807 г. Россия и Франция подписали Тильзитский мирный договор и союзный трактат против Англии, по которому Россия присоединялась к континентальной блокаде Франции против Англии. Россия соглашалась на посредничество в переговорах Франции с Великобританией, а Франция принимала на себя роль посредника при заключении мира между Россией и Турцией. Россия обязывалась вывести свои войска из Молдовы, Валахии и признавала суверенитет Франции над Ионическими островами. Стороны договорились вести совместные действия в войне против любой европейской державы.

Великобритания ответила отказом на предложение Александра I о посредничестве. Оставаясь верной только что подписанному договору, Россия объявила Англии войну. Прекращение с Англией торговых и политических связей пагубно отразилось на экономике России. Франция, в свою очередь, нарушила свои договорные обязательства и на Балканах тайно поощряла Турцию в военных действиях против России. Образование герцогства Варшавского являлось для Франции плацдармом на русской границе.

В 1804 г. из-за спорных территорий началась русско-иранская война. В ходе кампании 1804-1806 гг. Россия заняла ханства к северу от р. Аракс (Бакинское, Кубинское, Гянджинское, Дербентское и др.) Переход этих территорий к России был закреплен в Гюлистанском мирном договоре 1813 г. В ходе русско-турецкой войны (1806-1812) в Дарданельском и Афонском морских сражениях в 1807 г. русский флот разгромил ту­рецкую эскадру. В 1811 г. вновь назначенный главнокомандующим генерал М.И.Кутузов одержал решительную победу при Рущуке. В 1812 г. был подписан Бухарестский мирный договор. Турция уступала России Бессарабию, создавалось автономное Сербское княжество.

В 1808-1809 гг. произошла последняя в истории русско-шведская война. Результатом ее стало подписание Фридрихсгамского договора, по которому вся Финляндия вместе с Аландскими островами на правах великого княжества вошла в состав Российской империи. Русско-шведская граница устанавливалась по Ботническому заливу и рекам Торнео и Муонио.

 


Читайте:



Африка полезные ископаемые

Африка полезные ископаемые

Предварительный просмотр:Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...

Презентции на тему афганистан, афганская война, скачать бесплатно к классному часу

Презентции на тему афганистан, афганская война, скачать бесплатно к классному часу

Презентация "Афганская война 1979-1989 гг" предназначена для расширения знаний обучающихся об одной из трагических страниц истории СССР. Изложенный...

Что помешало спасти "титаник"

Что помешало спасти

Океан. Выпуск тринадцатый Баранов Юрий Александрович «Самсон», эскадренный миноносец. «Самсон», эскадренный миноносец. В октябрьские дни...

Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать

Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать

Валентина Меняйленко Проект по литературному чтению в 4 классе «Они защищали Родину» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение...

feed-image RSS