Главная - Радуга Михаил
Рассказать о динамическом стереотипе. Дать примеры. Изложить механизм его формирования. Значение динамического стереотипа Динамический стереотип определение

Динамический стереотип в медицине и психологии – это система постоянно проявляющихся условных рефлексов, которые сформировались у человека в результате воздействия одних и тех же раздражителей извне. Система закрепляется за счет вновь образовавшихся нервных связей, происходит процесс реакции организма за счет этих условных рефлексов без сиюминутного осознания происходящего.

Этот термин ввел в науку И.П. Павлов. Он утверждал, что динамическое стереотипное поведение человека распространяется на все сферы его деятельности: от простейших действий конечностями, до образа мышления и всей жизни. Рассмотрим подробнее это явление, как оно проявляется, и чем помогает в жизни человека.

Значение динамического стереотипа велико для нашей нервной системы. Определенная последовательность действий в ответ на появление раздражителя помогает нервной системе адекватно и не перегружаясь реагировать на него. В целом мы имеем два основных положительных момента от этого явления:

Роль динамического стереотипа в процессе обучения

Это явление изучается разными науками: биологией, психологией, физиологией и остальными отраслями медицины, педагогикой в ракурсе привычек в обучении. Доказано, что человек лучше усваивает материал, засыпает и работает, если делать это в одно и то же время, в одних и тех же условиях.

Выработать динамический стереотип в учебе сложно. Но когда постоянные действия уже закрепились в коре больших полушарий, они сохраняются на долгие годы. Те условно-рефлекторные действия, которые закрепились в детстве, сохраняются до старости, и их сложно потом переделать, откорректировать.

Формирование навыка обучения, ухода за собой, домом, в раннем детстве положительно влияет на поведение человека в будущем. Поэтому явление, закрепленное в коре головного мозга, при должном поведении играет положительную роль для человека.

Торможение выработанных рефлексов, виды и особенности возраста

Торможение условных рефлексов – процесс, при котором выработанная стереотипизация претерпевает изменения под влиянием разных условий. Влияние бывает внутренним и внешним, в зависимости от вида влияния, различают:

Угасание рефлексов (внутреннее торможение) имеет разную временную характеристику, в зависимости от возраста человека. У детей угасание происходит медленнее, это связано с особенностями их НС. Этим объясняется сложность в преодолении вредных привычек (когда ребенок грызет ногти, ходит в туалет на кровать и т.д.) Угасание важно для получения новых навыков.


Запаздывание – тоже процесс условного торможения. Внешне это проявляется в выдержке, тренировке, терпении, воспитание человека здесь же. Запаздывание на физиологическом уровне появляется из-за отсрочки времени воздействия раздражителя при выработанном рефлексе.

Дифференцировка также характеризует внутреннее торможение, заключается в различении похожих раздражителей (звуков, запахов и др.)

Физиология, примеры

Это явление экономит энергию и время для человека. Организм, усваивая новые навыки, имеет возможность их совершенствовать посредством формирования рефлексов и «включения» торможения. Благодаря динамическому стереотипу удается на физиологическом уровне выработать автоматизацию действий. На практике это можно увидеть, когда за трудную работу берется опытный человек или новичок.

Первому будет намного легче выполнить поставленную задачу, чем новичку. Это дает возможность опытному работнику экономить время, энергию для ее выполнения. Напряжение вызывает процесс полного изменения внешних условий, тогда человеку предстоит полностью изменять систему сложившихся рефлексов. Доказано, что флегматикам и меланхоликам сложнее поменять стереотипы в действиях, так как у них врожденная инертность течения процессов торможения.

Теория организации движений Бернштейна

Организация движений с динамическим стереотипом – это взаимосвязанные понятия. По принципу развития рефлекторной дуги распределяются и уровни движений человека. В зависимости от возбуждения центров головного мозга, происходят разные движения. «Задеваются» разные «слои» центральной НС. Каждому уровню соответствуют названия латинских букв.

Уровни организации движений:

Любое повторяющееся действие человека от самого примитивного, до сложно устроенного, является условным рефлексом, динамическим стереотипом. Этим свойством НС в работе пользуются психологи и медики. Мы сейчас не берем физиологию: восстановление после травмы, обучение детей с патологиями. Нас интересует психологическая область, то есть, как выработать полезные привычки.

Есть разные программы, но мы рассмотрим основные моменты формирования новых привычек.

Окружающая среда действует на организм не единичными раздражителями, а системой одновременных и последовательных раздражителей. Если эта система в таком порядке часто повторяется, то со временем организм воспроизводит всю систему ответных реакций при воздействии лишь одного первоначального раздражителя. Это устойчивое закрепление определенной последовательности реакций называется динамическим стереотипом (от греч. ”- твердый и “typos”-отпечаток).

Динамический стереотип представляет собой последовательную цепь условнорефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке и являющихся следствием сложной системной реакции организма на комплекс условных раздражителей. Это форма целостной деятельности больших полушарий головного мозга высших животных и человека, выражением которой является фиксированный (стереотипный) порядок осуществляемых ими условно-рефлекторных действий. Благодаря образованию цепных условных рефлексов каждая предыдущая деятельность организма становится условным раздражителем – сигналом последующей.

Многие наши навыки, например, способность писать, играть на музыкальных инструментах, танцевать и т.д. являются автоматическими цепями двигательных актов. В процессе жизни человека обычно вырабатываются и более сложные стереотипы поступков: поведение после пробуждения или перед сном, режим труда, отдыха, питания.

Возникают относительно устойчивые формы поведения в обществе, во взаимоотношениях с другими людьми, в оценке текущих событий и реагирования на них. Такие стереотипы имеют большое значение в жизни человека, так как позволяют выполнять многие виды деятельности с меньшим напряжением нервной системы. Биологический смысл динамических стереотипов сводится к тому, чтобы освободить корковые центры от решения стандартных задач, для того чтобы обеспечить выполнение более сложных, требующих эвристического мышления.

Динамический стереотип является выражением особого принципа работы мозга - системности. Этот принцип состоит в том, что на сложные комплексные воздействия среды мозг реагирует не как на ряд отдельных изолированных раздражителей, а как на целостную систему.

Выработка стереотипа проходит в 3 фазы:

1) иррадиация процесса возбуждения по коре больших полушарий;

2) концентрацияпроцесса возбуждения в тех нервных центрах, участие которых необходимо для данного действия;

3) автоматизация,когда действие осуществляется без контроля сознания.

Например, при выработке навыка письма сначала ребенок судорожно сжимает ручку, склоняет голову, иногда высовывает даже язык (первая фаза). Затем у ребенка посадка правильная, ручку сжимает с необходимой силой, но все время контролирует правильность написания букв (вторая фаза). Наконец, он следит не за правильностью написания букв, а только засмыслом написанного (третья фаза).



Выработку динамических стереотипов надо доводить до третьей фазы, т. е. до автоматизма, и сразу же правильно. Особенно это касается таких стереотипов, как стереотипы поведения в классе, в школе, в столовой, на улице.

Выработка динамического стереотипа - значительная нагрузка на центральную нервную систему, но однажды выработанный стереотип автоматизируется и становится инертным. Поэтому перестройка стереотипа вызывает большое напряжение нервных элементов коры больших полушарий, выходящее иногда за пределы их функциональных возможностей, и нередко ведёт к нарушениям в высшей нервной деятельности, развитию невротических состояний. Тяжёлые чувства человека при изменении обычного образа жизни, его умственные кризисы и т.п. имеют часто своё физиологическое основание именно в нарушении старого динамического стереотипа и трудности установки нового. Степень трудности перестройки динамического стереотипа зависит от характера раздражителей, особенностей нервной системы, возраста и состояния организма.

Как ни сложна ломка старого стереотипа, новые условия формируют новый стереотип (поэтому он и назван динамическим).

В результате многократного функционирования он все более и более закрепляется и в свою очередь становится все более трудноизменяемым.

Динамические стереотипы особенно устойчивы у пожилых людей и у лиц со слабым типом нервной деятельности, с пониженной подвижностью нервных процессов.

Что такое динамический стереотип и о его примерах Вы узнаете из этой статьи.

Что такое динамический стереотип?

Динамический стереотип являет собой выработанную строго зафиксированную систему безусловных и условных рефлексов, которые постоянно чередуются. Для того, чтобы его формирование было успешным, необходимо наличие некой последовательности действий безусловных и условных раздражителей. В Центральной Нервной системе в ответ на эту реакцию возникают источники возбуждения, обеспечивающие появление динамического стереотипа.

Иными словами, динамический стереотип – это некая последовательность действий, которые возникают в ответ на раздражители окружающей среды.

Процесс выработки стереотипа являет собой сложную синтезирующую деятельность коры. Вообще он вырабатывается очень трудно, но если стереотип уже выработался, то его «жизнь» следует поддерживать путем напряженной работы корковой деятельности и большинство действий стают автоматическими. Они сохраняются на долгое время и являются фундаментом поведения человека. Динамические стереотипы трудно переделать. Поэтому стоит обратить особое внимание на приемы обучения и воспитания деток с первого года жизни.

Динамический стереотип примеры

Динамический стереотип примеры у человека довольно-таки легко привести. Таким стереотипом может быть любимое хобби, конный спорт, игра на пианино или езда на лыжах. Они даже являются фундаментом таких действий как: бег, ходьба, пользование столовыми приборами, прыжки, письмо и так далее. С динамическим стереотипом хорошо знакомы космонавты, спортсмены, вышибалы, балеруны, музыканты. И потому что они заучивают некий набор движений, которые позже выполняются уже на автомате без помощи нервной системы.

Динамический стереотип (от греч твердый и «typos» -отпечаток) - устойчивая система условных рефлексов, формируемая в центральной нервной системе в результате многократного повторения условных раздражителей самого разного порядка в заданной последовательности и через определенные промежутки времени. (Условные рефлексы приобретаются в процессе обучения, производственного опыта, и др.).

Динамический стереотип в процессе труда проявляет себя как система двигательных условных рефлексов. Поэтому его часто называют двигательным или рабочим динамическим стереотипом. Состояние его характеризует уровень работоспособности человека.

Организм приспосабливается к стереотипно повторяющимся внешним воздействиям выработкой системы реакций. Динамический стереотип - физиологическая основа многих явлений психической деятельности человека, например навыков, привычек, приобретенных потребностей и др. Комплекс динамических стереотипов представляет собой физиологическую основу устойчивых особенностей поведения личности.

Динамический стереотип является выражением особого принципа работы мозга - системности. Этот принцип состоит в том, что на сложные комплексные воздействия среды мозг реагирует не как на ряд отдельных изолированных раздражителей, а как на целостную систему. Внешний стереотип - закрепленная последовательность воздействий отражается во внутреннем нервно-динамическом стереотипе. Внешними стереотипами являются все целостные предметы и явления (они всегда представляют определенную совокупность признаков): привычная обстановка, последовательность событий, уклада жизни и т.д.

Ломка привычного стереотипа всегда является тяжелым нервным напряжением (субъективно это выражается в тоске, унынии, нервозности, раздражительности и т.п.). Как ни сложна ломка старого стереотипа, новые условия формируют новый стереотип (поэтому он и назван динамическим).

В результате многократного функционирования он все более и более закрепляется и в свою очередь становится все более трудноизменяемым.

Динамические стереотипы особенно устойчивы у пожилых людей и у лиц со слабым типом нервной деятельности, с пониженной подвижностью нервных процессов.

Привычная система действий, вызывая облегчение нервного труда, субъективно ощущается в виде положительных эмоций. “Процессы установки стереотипа, довершения установки, поддержки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства”.

Различные условные рефлексы постоянно взаимодействуют друг с другом. Если раздражители повторяются в определенном порядке, то между ними формируется взаимосвязь, характеризующаяся стереотипной последовательностью возникновения ответных реакций. При этом рефлексы соответствуют не столько данному раздражителю, сколько месту раздражителя в последовательной цепи их.

Стереотип внешних проявлений реакций в виде секреции или движения был назван И. П. Павловым динамическим стереотипом или функциональной системностью. Термин «динамический» подчеркивает функциональный характер этого стереотипа (формирование и закрепление его только после соответствующих упражнений, возможность его переделки, угасание при длительных перерывах, ухудшение при утомлении, сильных эмоциях, заболеваниях и пр.). Динамический стереотип в отношении сенсорных условных рефлексов ярко проявляется при пищевых рефлексах. Например, если в опытах на собаке применять в течение длительного времени систему положительных и отрицательных условных раздражителей, чередуя их через определенные интервалы времени в строгой последовательности, то это фиксируется нервной системой. Каждому раздражителю, примененному на строго фиксированном для него в стереотипе месте, в соответствии с законом силы раздражителя, соответствует определенная величина ответной реакции (Э. А. Асратян, П С. Купалов и др.). Стереотип может выявляться при замене всех условных раздражителей одним из них, обычно средней силы. Этот раздражитель, примененный в стереотипе вместо других условных раздражителей этого стереотипа, вызывает ответы, величина которых соответствует ответам на замененные раздражители. На месте же отрицательного раздражителя положительный сигнал вызывает очень слабую условную (в частности, слюноотделительную) реакцию.

В двигательной деятельности спортсмена стереотип проявляется, например, в последовательности фаз сложных гимнастических, тяжелоатлетических и других стандартно выполняемых движений.

Переделка стереотипа в некоторых случаях представляет для нервной системы трудный процесс. Чтобы выработать новый стереотип, необходимо сначала угасить старый. Но от хорошо закрепленного стереотипа трудно избавиться, он может проявляться вновь при возникновении условий, которым он соответствовал.

Динамический стереотип может быть связан не только с отдельными вегетативными или двигательными функциями, но и с целостней деятельностью организма, режимом жизни человека. Формирование таких динамических стереотипов имеет большое значение для человека. Социальная среда, воздействующая на него, - быт, учеба, работа, как правило, в течение более или менее длительного времени остается относительно постоянной (домашний и рабочий режимы, их темп и др.). За счет следового возбуждения клеток в нервных центрах стереотип запечатлевается в них в виде сложной функциональной системы, в которой все воздействующие компоненты среды сливаются в единый синтетический комплекс. Таким образом, стереотип можно характеризовать как систему условных рефлексов на совокупность раздражителей естественной среды. Системность облегчает деятельность. Человек, привыкший изо дня в день делать одну и ту же работу, обычно выполняет ее с большей легкостью.

Однако образование прочного динамического стереотипа может наряду с положительным значением иметь и отрицательное. Привычка действовать по. определенному стандарту затрудняет приспособление к новым условиям выполнения работы, к новому режиму жизни. В некоторых случаях при изменении ситуации, прочный динамический стереотип задерживает приспособление организма к реакциям, более соответствующим новым условиям труда.и быта. Изменение привычных форм работы, режима жизни переживается тяжело и может привести к нарушениям некоторых функций организма, особенно у лиц пожилого возраста. Поэтому, как указывал И. П. Павлов, установление динамического стереотипа является положительным при стандартных условиях деятельности и отрицательным при варьировании этих условий и резком их изменении. Это относится и к физическим упражнениям. Для стандартно выполняемых движений установление стереотипа полезно, для изменяющихся (спортивные игры, единоборство) - нежелательно.

Словосочетание "динамический стереотип" кажется странным. Ведь стереотип - это нечто постоянное, а слово "динамика" обычно связано с изменением или перемещением. Но здесь имеются в виду постоянные связи в мозге человека, которые могут изменяться под воздействием окружающей среды. Динамический стереотип у человека - это физиологическая основа всех его умений и навыков. Знание основных закономерностей поможет эффективнее использовать этот механизм в целенаправленном обучении.

Формирование

Определенный набор действий и реакций возникает в ответ на воздействие одних и тех же раздражителей. Человек отвечает на раздражители одинаковым набором нервных импульсов, то есть обучается. Со временем организм затрачивает все меньше усилий на формирование этих реакций, так как они переходят в разряд автоматических. Благодаря устойчивым связям нейронов в головном мозге мы ходим, бегаем, катаемся на велосипеде. Самый первый динамический стереотип в нашей жизни - это ходьба на двух ногах.

Создание нового стереотипа проходит медленно. Сначала образуется один базисный условный рефлекс, затем второй и так далее. На заключительном этапе формирования навыка все безусловные рефлексы складываются в одну цепочку, становятся взаимообусловленными. Например, музыкант сначала учит ноты, затем аккорды, гаммы и только потом разучивает несложные мелодии.

Благодаря динамическому стереотипу человек достигает вершин в спорте или изучает иностранные языки. Плавание, гимнастика, катание на роликах и коньках - все эти виды деятельности связаны с высшей нервной деятельностью.

Примеры

Чтобы лучше понять основу наших навыков и привычек, рассмотрим примеры. Лучшим примером динамического стереотипа служит обучение ребенка в 1 классе письму. Сначала он с трудом выводит буквы, концентрируясь на каждой мелкой детали. Нервное напряжение при этом очень сильное. Затем первоклассник выучивает буквы, они уже даются легче и быстрее. Потом он приступает к написанию слов, предложений.

Еще один пример динамического стереотипа - обучение мальчиков играть в хоккей. Только когда ребенок научится свободно передвигаться на коньках, он сможет хорошо вести шайбу. За этими навыками также стоит формирование динамического стереотипа.

Последовательный и пространственный виды стереотипов

Условно двигательные стереотипы можно разделить на 2 вида: пространственный и последовательный. Двигательные, или пространственные стереотипы - это индивидуальная "программа" движений. У каждого своя пластика тела, своя походка. За все эти простые перемещения в пространстве также отвечают определенные двигательные стереотипы. Мы ведь уже не думаем во взрослом возрасте о том, как нам пользоваться ложкой или пройти из комнаты в коридор. Все эти действия уже выполняются автоматически.

Последовательные стереотипы связаны с какими-либо привычками (например, ежедневно чистить зубы) или с интеллектуальной деятельностью. Если синаптические связи сформированы, мы можем выполнять несколько действий одновременно. Чаще всего из три либо четыре. Динамический стереотип закрепляется в коре мозга на всю жизнь.

Роль режима дня в формировании стереотипов

Любой навык формируется в течение длительного времени. Научиться хорошо кататься на коньках за один раз невозможно. Также нельзя освоить большой объем информации перед экзаменом за день. Именно поэтому организм нужно приучать обучаться и отдыхать в строго определенные часы. Ведь процессы расслабления и напряжения чередуются по своим законам, под которые необходимо подстраиваться.

Психология и биология подтверждают, что человек лучше обучается, работает и даже быстрее засыпает, если все эти процессы происходят регулярно, то есть в одно и то же время при одинаковых условиях.

Закрепление динамического стереотипа и ЦНС

Разберем, что такое навык. Это автоматизированный и устойчивый компонент деятельности. Формируются навыки благодаря постоянному повторению и закреплению. Обучение новым навыкам целиком зависит от работы центральной нервной системы. Чтобы игра пианиста стала виртуозной, в коре его мозга должны последовательно объединиться множество нейронов в единую нейронную цепь. Эта сеть нейронов будет отвечать за движения пальцев во время игры. Опытному пианисту уже не обязательно следить глазами за последовательностью нот. Многократное повторение приведет к автоматизации, значит, ноты "впечатаются" в кору его мозга.

Закрепление двигательного стереотипа проходит в 3 этапа:

  1. Сокращается время, затраченное на выполнение работы.
  2. В процессе тренировок пропадают лишние действия.
  3. Пропадают паузы между простыми движениями. Происходит более быстрое переключение нервной системы с одного элемента действия на другой.

Особенность нашей нервной системы в том, что мозг воспринимает всю совокупность факторов внешней среды как единое целое. Реакция также имеет целостную природу. Динамический стереотип, выработанный в детском возрасте, сложно поддается изменению. У некоторых людей, имеющих слабый тип нервной системы, попытка переделать их привычки даже приводит к неврозам.

Торможение и возбуждение ЦНС

Нервные механизмы основываются на физиологических процессах возбуждения и торможения ЦНС. Раздражители влияют на формирование условных рефлексов. А рефлексы затем объединяются в системные комплексы. На это уходит очень много психических сил. Еще больше их нужно для переобучения. Поэтому обучать ребенка нужно так, чтобы он сразу выполнял все правильно.

Для достижения автоматизма необходимо постоянное повторение, постоянное целенаправленное возбуждение тех же связей в мозге до полного закрепления. Когда подкрепляющие факторы пропадают, а динамический стереотип еще не сформирован, в действие вступает процесс торможения. Как это понимать?Торможение условного рефлекса - это процесс, при котором стереотип претерпевает изменения. Торможение, как и возбуждение, бывает условным и безусловным.

Условное контролируется центральной нервной системой. При безусловном создание динамического стереотипа резко прекращается. Это бывает, когда возникает новый очаг возбуждения. По этой причине появляется потребность в ресурсах для формирования новых реакций.

Переучивание человека во взрослом возрасте

Обучение всем необходимым привычкам и навыкам лучше проходит в детском и юношеском возрасте. У взрослых синаптические связи медленнее закрепляются. Этот факт объясняет, почему взрослому сложнее приспособиться к новым обстоятельствам или поменять место работы.

Трудности при попытке "попрощаться" с плохими привычками также связаны с работой ЦНС. Динамический стереотип поведения лежит в основе закрепления плохих привычек. Если молодой человек привык снимать стресс не контрастным душем, а сигаретой, то в зрелом возрасте переучить его уже практически невозможно.

Выводы

Двигательный динамический стереотип проявляется в установленной четкой последовательности выполняемых движений. Закрепляются стереотипы чрезвычайно медленно и требуют огромных затрат психической энергии.

Все наши привычки сложены из разных взаимообусловленных нейронных цепей, которые еще И. Павлов назвал условными рефлексами. Именно на их основе закрепляются навыки обучения, такие как игра на музыкальных инструментах или конькобежный спорт.

 


Читайте:



Духовно-рыцарские ордена – кратко

Духовно-рыцарские ордена – кратко

Орден госпитальеров — самый знаменитый и прославленный из духовно-рыцарских орденов. Полное его наименование — Суверенный Военный Орден...

Загадочная цивилизация мерое Прогулка по древнему городу

Загадочная цивилизация мерое Прогулка по древнему городу

Сведений о цивилизации Мероэ в Африке не встретишь в школьных учебниках по истории, о ней редко упоминают даже в специализированной литературе. А...

Сочинение Pros and cons of the Internet на английском с переводом

Сочинение Pros and cons of the Internet на английском с переводом

В данной статье мы разберемся с тем, как написать сочинение про плюсы и минусы Интернета на английском языке. Статья включает в себя рекомендации...

Мазепа и Кочубей: политический детектив эпохи Войска Запорожского Дочь кочубея

Мазепа и Кочубей: политический детектив эпохи Войска Запорожского Дочь кочубея

«Мерзкий блуд есть, старых и мудрых таковоздание,А тебе, старый бздуну, конец, вечное мучение».И.Мазепа Дума «Старик с телом беседует». 1704 г....

feed-image RSS