Главная - Радуга Михаил
Ребенок плохо учится. Если ребенок плохо учится Ребенок учится на 2
  • читать целыми словами и словосочетаниями со скоростью до 60 единиц в минуту,
  • владеть начальными знаниями о синтагматическом членении текста,
  • передавать интонацию в соответствии со знаками препинания,
  • осознавать смысл прочитанного текста.

Что делать, если ваш ребенок читает плохо? Логопеды центра развития «Каркуша» рассказывают, что такое дислексия и как можно ее скорректировать.

Дислексия – это нарушение процесса чтения и понимания слов и текстов при нормальном зрении, слухе, памяти, интеллекте. Ребенок заметно отстает от своих одноклассников по уровню овладения чтением и письмом, но является полностью обучаемым.

Как правило, дислексию можно распознать по следующим признакам:

  • ребенок читает очень медленно – по слогам или даже по буквам;
  • читает наугад, пропускает и переставляет буквы, заменяет их на похожие по звучанию;
  • пропускает слова и целые строчки;
  • не понимает смысл текста, не может его пересказать;
  • быстро утомляется при чтении, может жаловаться на головную боль;
  • поворачивает текст так, чтобы читать одним глазом, держит учебник близко к лицу.

Дети с дислексией плохо различают геометрические фигуры, не всегда уверенно ориентируются в пространстве, путают понятия лево и право, верх и низ, имеют проблемы с мелкой моторикой.

Почему у ребенка развивается дислексия?

Данное нарушение чаще всего диагностируется у младших школьников, когда происходит активное овладение письменной речью. Оно обусловлено неправильным функционированием некоторых участков головного мозга.

Логопеды центра развития «Каркуша» выделяют следующие причины возникновения дислексии:

  • тяжелая беременность, сложные роды;
  • внутриутробные инфекции;
  • наследственность;
  • поражения ЦНС;
  • перенесенные травмы и инфекции головного мозга;
  • общее недоразвитие речи, задержка психического развития.

В первом классе определить дислексию невозможно, поскольку ребенок только начинает овладевать чтением и письмом, и ошибки на данном этапе совершенно естественны.

Виды дислексии

Нарушение овладения чтением проявляется по-разному, и от этого зависит выбор способа коррекции. Логопеды различают следующие виды дислексии:

  • фонематическая, когда ребенок с трудом различает звуки. Головной мозг не может воспринимать и анализировать фонемы, поэтому ребенок читает по буквам и взаимозаменяет звуки, близкие по месту и способу образования;
  • семантическая – при этой форме ребенок не может понять, о чем текст, не узнает даже хорошо знакомые слова, так как читает их по слогам и не может соединить отдельные части в одно целое. Серьезную проблему для ребенка представляет соединение слов в предложение;
  • аграмматическая форма проявляется в ошибочных окончаниях числа и падежа, неправильном согласовании разных частей речи, образовании глагольных форм (время, спряжение, число), образования местоимений и т. д. Эта форма наблюдается у детей с системным недоразвитием речи;
  • мнестическая форма возникает из-за нарушения речевой памяти и звукобуквенных связей. Дети смешивают графически похожие буквы, пропускают слоги, которые не могут «опознать»;
  • оптическая форма возникает из-за нарушения зрительно-пространственного восприятия. Таким детям сложно создавать даже очень простые рисунки. Они могут не дописывать буквы, с трудом различают буквы, которые похожи по написанию, например, О и С.

Для коррекции данных видов дислексии используются следующие методы:

  • развитие артикуляции и формирование представлений о звукобуквенном составе – при фонематической форме;
  • развитие навыка соединения слогов и обучение основам грамматики языка – при семантической форме;
  • создание и отработка постоянных грамматических схем-шаблонов – при аграмматической форме;
  • развитие речевой, слуховой и зрительной памяти – при мнестической форме;
  • развитие зрительно-пространственного восприятия – при оптической дислексии.

Коррекция дислексии должна проходить строго по индивидуальной программе под контролем опытного логопеда.

Чем вы можете помочь ребенку в домашних условиях?

Ежедневные занятия помогут сделать процесс коррекции более быстрым и успешным, а достигнутый результат – устойчивым и длительным. Вот некоторые из упражнений, которые советуют логопеды центра развития «Каркуша».

1. Развивайте мелкую моторику

Пальчиковый массаж, игры типа «Колечка», лепка, собирание пазлов, сенсорные коробки с мелкими предметами, рисование, в том числе и зеркальное, – все это способствует лучшему притоку крови к центру речи, развитию слуховой, речевой и зрительной памяти.

2. Диктанты

Небольшие диктанты объемом до 200 знаков не утомляют ребенка, и их можно проводить ежедневно. Не исправляйте ошибки, а делайте пометки на полях строчек, где они допущены, цветной ручкой. Использовать красную пасту нежелательно, так как этот цвет ассоциируется с плохой оценкой. Предложите ребенку самому найти свои ошибки. Для диктанта выбирайте отрывки из хорошо знакомых текстов, например, сказок.

3. Работайте над произношением

Выделяйте ежедневно 10-15 минут на артикуляционную гимнастику, особое внимание уделяйте тем звукам, которые представляют для ребенка наибольшую трудность. Просите ребенка проговаривать слова при написании. Не торопите его при чтении. Пусть он читает медленно, но более-менее связно. Не ругайте за ошибки.

4. Изучайте грамматику, играя

Вам понадобятся карточки со словами. Составьте из них предложение, которое вы произносите. Затем попросите сделать то же самое ребенка самостоятельно на слух. Начинайте с самых простых предложений, постепенно переходя к более сложным конструкциям.

5. Найди слово

Это упражнение помогает развить фонематический слух. Возьмите карточки с изображениями знакомых предметов, подписанные с обратной стороны. Разложите карточки картинками вниз. Попросите ребенка найти слово, которое вы называете. Постепенно усложняйте задание, добавляя новые слова, обозначающие действия и признаки.

Остались вопросы? Приходите на консультацию в центр развития «Каркуша», и наши логопеды обследуют ребенка, поставят точный диагноз, разработают индивидуальную программу коррекции и дадут четкие рекомендации по самостоятельным занятиям дома.

Родителей волнует не столько «рейтинг» ребенка по сравнению с другими детьми (хотя и это, конечно, тоже), сколько его внутренние ощущения, его , наличие или отсутствие желания и воли к преодолению препятствий и стойкость к неудачам. С первой пятеркой, пожалуй, все ясно. Это, конечно, радость, следствием которой становятся рост самоуважения маленького человека, его более уверенное поведение в детском коллективе, и это праздник для родителей. Но как начинающий ученик отнесется к первой двойке ? Вообще-то тут стоит задуматься.

Всякое бывает

К сожалению, первой двойки никому не миновать - это может случиться в первом классе, а может и в шестом, но все равно когда-нибудь произойдет, ибо от «неудов» не застрахован даже гений. Ситуации возможны самые разные: учительница не слишком понятно изложила новый материал или была в плохом настроении, сердилась на весь класс, сам ребенок проявил нормальные, но не слишком полезные в школе человеческие качества, такие, как рассеянность, невнимание к тому, что говорят на уроке. Он может быть огорчен, у него может заболеть голова. Переживая свои личные неприятности, он способен пропустить мимо ушей объяснение или забыть записать домашнее задание. Он ведь живой человек!

В конце концов, знания и успеваемость — далеко не одно и то же. Успеваемость и успевать - однокоренные слова. Получает пятерки тот, кто успевает решать на уроках задачки, умеет быстро читать, писать, а также, не углубляясь в суть дела, в темпе выполнять домашние задания. Иногда бывает обидно: ребенок обладает глубокими знаниями об устройстве окружающего мира, много думает, читает энциклопедии, а ему ставят двойку за то, что он не выучил к сегодняшнему дню параграф номер пять. Но ведь он не робот. Его жизнь наполнена событиями и переживаниями. Он мог плохо себя чувствовать накануне или был занят (готовился к соревнованиям, играл на пианино, уезжал с родителями). Получается неприятная ситуация: таблицу умножения знает назубок, а упражнения номер двадцать в его тетради учительница не обнаружила. Высокая успеваемость «успевающих» - издержки несовершенства школьной системы, которая заставляет ребенка пребывать в постоянном стрессе в течение всех лет учебы.

Итак, двойка

Надо сказать, оценка эта — вещь страшная. Однако ставить перед ребенком задачу избежать двоек, во что бы то ни стало — цель более чем сомнительная, это постоянное нервное напряжение.

Двойка, пожалуй, - первое серьезное испытание, выпадающее на долю ребенка, первая его проверка на жизненную стойкость. Честно говоря, мало кто это испытание достойно выдерживает. Даже взрослый человек, окончивший школу, техникум и два вуза, получает психическую травму, не сдав экзамен в автошколе. Что же говорить о ребенке, для которого оценка является чем-то вроде сертификата качества его личности! «Пять» в восприятии ребенка означает: «Я хороший, умный, красивый, этот мир меня принимает». «Два балла» убивают наповал: «Я плохой, я неудачник, меня не любят, мир меня отвергает». К сожалению, в школе практикуется публичность выставления оценок. Ребенка позорят перед всем классом: «От семи не может отнять три! Нет, вы на него посмотрите! Ну, что? Сколько будет?» «Два!» — неуверенно произносит малыш. «Вот я тебе тоже ставлю два!» — объявляет учительница.

Или другая всем известная ситуация. Ребенка вызывают к доске отвечать. Пытаясь собраться с мыслями, он минуту молчит. «Спасибо за подробный рассказ!» - саркастически ухмыляется учитель.

Класс в восторге хохочет. Получив двойку, ребенок возвращается на место, а все пристально смотрят на выражение его лица. Заплачет? Улыбнется кривой улыбкой, скрывая отчаяние? Плакать неприлично — засмеют! Обычно дети краснеют и опускают глаза. Им хочется поскорее скрыться, затеряться среди сверстников, не привлекать к себе внимания. Надо сказать, после двойки ребенок следующие пятнадцать минут, а то и весь урок до конца сидит в оцепенении, ничего не слышит, не понимает, списывает с доски автоматически.

Позор был публичным, и теперь своим поведением ученик стремится доказать, что оценки - вовсе не главное. Неудовлетворительная оценка наносит ущерб дальнейшему обучению.

Помните о последствиях

Как подготовить ребенка к возможной двойке и как реагировать, если он ее уже получил. Что делать, чтобы не пропал интерес к учебе, не упала самооценка, не возникла стойкая обида на преподавателя? «А вот мой из-за двоек совсем не переживает!» - скажет кто-то. Да, ощущения, в конце концов, притупляются. Равнодушие к оценкам приходит по мере осознания того, что в сфере учебной деятельности ничего хорошего уже не светит и надо утверждаться каким-то иным способом. Такой ребенок пытается завоевать авторитет в сомнительной дворовой компании, демонстрирует силу, нарочито гордится благосостоянием семьи или стремится к власти над младшими и более слабыми.

Большая удача, если он компенсирует моральный ущерб, нанесенный двойками, полной отдачей творчеству или спорту. Обычно на своем интеллекте он сам ставит крест. Если при этом его родители придают особое значение интеллектуальному развитию, за двойки называют ребенка тупым и демонстрируют неприязнь, то вскоре он отдалится от них, станет равнодушным к их словам. Двойка способна не только помешать учебе, но и разрушить отношения в семье.

Оценки (по сложившемуся стереотипу восприятия) — это подтверждение первичного «социального статуса» ребенка, своего рода показатель того, к какому общественному слою, он будет принадлежать.

В детском саду все были равны, а в школе уже намечается перспектива: отличник = институт = карьера = начальственная должность; двоечник = неквалифицированный труд = унижение = ненависть к интеллигенции. В результате возможно полное отрицание ребенком духовных идеалов - назло учительнице, той самой зловредной представительнице интеллигенции, которая якобы несет «вечные духовные ценности» и унижает ребенка двойками за то, что он не успел их вызубрить в срок.

Воздействие двоек на психологию детей еще недостаточно исследовано. Проблема может скрывать много подводных камней. Возможно, в школах будущего откажутся от столь прямолинейного оценивания, постараются не подрезать ребятам крылья. Но сейчас двойки узаконены, и нашим детям с ними жить и им противостоять.

Наиболее вероятные причины двоек

  • Ошибки, непонимание материала

Иногда результат может быть и отрицательным. Родители должны сказать: «Пусть двойки корректируют ход твоей мысли, а не огорчают тебя!»

  • Безразличие к учебе, лень

Ситуация тяжелая — мотивации учиться нет. Следствие взаимного непонимания с учителем, плохой программы, пропуска материала. Следует выяснить, в чем дело, и попытаться создать ребенку мотивацию, хотя бы объяснив непосредственную связь успехов в учебе с будущим благосостоянием, как это практикуют на Западе. Человек должен уметь трудиться, выдерживать конкуренцию, стойко переносить неудачи.

  • Неуспеваемость в прямом смысле учебный процесс идет быстро, не все дети могут за ним угнаться. Не успели пройти буквы, как уже надо бегло читать и т. д. Двойки возможны из-за недостаточной скорости работы. Не везет флегматикам: они часто способны, но медлительны. Темперамент, как известно, не переделаешь, поэтому надо предупредить учителя, что ребенок проявит себя скорее в сложных домашних заданиях, чем в блиц-опросе.
  • Слишком сложная программа

Часто родители предъявляют завышенные требования к ребенку, отдают его в престижный лицей со множеством сложных предметов, ведут в школу слишком рано. После занятий у ребенка болит голова, он устает и нервничает. «В этом лицее надо весь вечер мучиться, чтобы получить хотя бы тройку!» — потом переживают родители. Следует выбрать школу, где учиться хотя и сложно, но приятно, где трудности вполне преодолимы и получать пятерки можно адекватными усилиями.

  • Двойки не за знания

Бывают двойки из-за поведения. Есть черты характера, «способствующие» получению двоек: рассеянность, невнимание, задумчивость, неуверенность в себе, тревожность. Помочь ребенку стать уверенным, сильным, собранным — вот задача родителей в данном случае.

  • Конфликт с учителем

Учитель может вызвать как любовь к предмету, так и ненависть. От отношений ребенка и преподавателя зависит очень многое. Учитель не всегда объективно ставит оценки, а ребенок даже при хороших знаниях может бояться отвечать ему урок. Если выяснится, что на оценки влияют не только знания, но и отношения с учителем, родители должны чаще встречаться с преподавателем, показывая, что они знают, что происходит, и готовы отстаивать права ребенка. Не надо позволять учителю диктовать свою волю, надо постараться установить отношения сотрудничества — ради ребенка. Бывают случаи явной несовместимости учителя и ученика. Если такая ситуация сложилась в младшей школе, ребенка лучше перевести в другой класс.

  • Случайность

Какой-то процент случайных двоек всегда допустим — лишь бы он не превышал нормы.

  • Сознательный отказ учиться

Некоторые дети, решив, что инженерами не будут, могут отказаться учить математику, химию и пр. В этом случае надо говорить о пользе общего образования, о том, что даже сугубо гуманитарным профессиям (журналист, психолог, юрист) технические знания принесут неоценимую пользу.

Когда вы смотрите дневник, уделяйте максимум внимания положительным оценкам. К двойкам можно остаться равнодушным. Просто спросите: «Почему мало пятерок? Если ты чего-то не знаешь, я тебе помогу!» Если же родитель не слишком хорошо разбирается, например, в замысловатой химии и вряд ли способен помочь, он может, напротив, попросить ребенка: «Давай, я с тобой посижу, а ты мне объяснишь новый материал. Я бы тоже хотел это знать». Одним словом, больше внимания уделяйте научной истине, а не оценкам! Если обсуждаете с ребенком двойку, то говорите по-деловому, без эмоций. Нельзя делать из двойки обобщенных выводов, таких, как «ты дурак» или «ты не знаешь физику». Напротив, надо локализовать область, за которую получена оценка, как можно точнее: физика — механика — второй закон Ньютона. Вот этот второй закон Ньютона со всеми вариантами задач и надо как следует изучить и понять.

Следует объяснить ребенку, что даже при его неплохом уме двойки все равно могут случаться и надо уметь их спокойно исправлять, а не впадать в панику или в ярость. Умение мужественно преодолевать трудности и не сдаваться очень полезно для дальнейшей жизни.

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Накануне начала нового учебного года многих родителей начинает волновать это вопрос

Хорошие оценки - повод для гордости родителей и учителей, шанс успешно поступить в ВУЗ и обеспечить удачный старт в будущее. Но отнюдь не все дети показывают блестящие результаты, одни носят двойки с первого класса, другие - с четвертого, третьи - скатываются в неуспеваемость к пубертату. Почему так происходит и можно ли помочь школьнику?

Детство гения

Прежде всего следует знать, что успехи в освоении школьной программы - не показатель будущей успешности или таланта человека. У многих великих людей были проблемы с учителями и учебными заведениями. Великий естествоиспытатель Карл Линней успевал настолько плохо, что преподаватели советовали родителям забрать мальчика из гимназии и отправить в ремесленники. Будущего изобретателя Томаса Эдисона американские учителя посчитали умственно отсталым. Мэрилин Монро до конца дней писала с чудовищными грамматическими ошибками. Альберт Эйнштейн в гимназии отставал по всем предметам, кроме математики. К сожалению, гениев среди двоечников гораздо меньше, чем обычных детей, которые по тем или иным, как правило, подлежащим корректировке причинам не осваивают школьную программу. Что мешает ребенку учиться?

1. Дисфункция мозга. Легкая степень умственной отсталости не всегда диагностируется вовремя, в особенности если ребенок проявляет способности в какой-то области - хорошо запоминает информацию, старательно выводит буквы, учит стихи, рисует. Но как только дело доходит до алгебраических или химических формул, сложных правил русского языка, его интеллекта не хватает для анализа новых знаний и построения логических цепочек.

2. Отставание в развитии. По каким-то причинам мозг школьника «взрослеет» медленней, чем у сверстников. Причиной может быть алкогольный синдром плода, госпитальный синдром (встречается у детдомовцев и детей, долго лежавших без мам в больнице), инсульт, травма головы, тяжелая затяжная болезнь, несколько операций с наркозом, сильная психотравма.

3. Проблемы с получением информации. Плохое зрение или слух, повышенная утомляемость мешают ребенку учиться, верно понять преподавателя и точно ответить ему. В первых классах снижение слуха и особенно зрения может произойти внезапно и быстро.

4. Проблемы с восприятием информации. Аутизм с выборочным подходом к предметам, гипервозбудимость, мешающая сконцентрироваться на словах учителя. Интеллект сохранен, но получить знания затруднительно.

5. Проблемы с обработкой информации. Дислексия, дисграфия и дискалькулия - патологическое неумение читать, писать (особенно грамотно) и воспринимать печатное слово. Маме с учительницей кажется, что ребенок ленится, а он просто не видит разницы между «ещё» и «исчо».

6. Нелады с учебной обстановкой. Учителя - тоже люди. Не всякий учитель способен наладить контакт с любым ребенком, особенно если тот выделяется из коллектива. Маленький нонконформист, умник, грубиян, плакса или задира порой вызывает отторжение у преподавателей. А конфликт со сверстниками, моббинг в классе тоже не способствуют пятеркам.

7. Несчастье в семье. Развод родителей, болезнь или смерть близкого человека, семейное насилие, алкоголизм, финансовые или карьерные проблемы родителей - всё это неизбежно сказывается на оценках.

8. Психологические сложности. Ребенок слишком застенчив, чтобы отвечать у доски, или слишком самоуверен, чтобы делать домашние задания, не привык к регулярным занятиям, «врос» в образ двоечника и гадкого утенка и т.д.

9. Затруднения с мотивацией. Нет внутренних оснований для успешной учебы. Ребенку скучно на занятиях, зато он реализуется в спортшколе, на самодеятельных концертах или в дворовой компании, ему не нужны литература, история и т.д. Или, в очень редких случаях, мальчик или девочка с младших классов уже знают, кем хотят стать, и наотрез отказываются осваивать знания, помимо тех, которые ведут к этой цели.

Комплекс из нескольких причин. Возможно и неудачное совпадение обстоятельств - сложный ребенок, затяжная болезнь, неделикатный, нечуткий преподаватель, конфликт со сверстниками - и теоретически вполне способный ученик не вылезает из двоек.

Не может или не хочет?

Причин, ведущих к плохой успеваемости, очень много. Долг родителей - выяснить, что именно мешает сыну или дочери нормально учиться и постараться устранить помеху. Это не всегда очевидно. Так, причиной двоек у ребенка с плохим зрением может быть не само зрение, а уродливые, громоздкие очки, вызывающие насмешки у одноклассников. Поэтому придется запастись терпением, понаблюдать за ребенком, поговорить с ним.

Прежде, чем обращаться к специалистам, протестируйте ребенка сами. С какого расстояния он способен увидеть номер автобуса или прочесть надпись на витрине? Хорошо ли различает слово «конфета» произнесенное шепотом или тихий шорох включающегося компьютера? С каким трудом вычитает свою долю из магазинной сдачи и может ли подсчитать самостоятельно, сколько месяцев нужно копить на новый айфон? Проявляет ли бытовую смекалку в работе с простыми механизмами, в состоянии ли починить сломанный будильник, заштопать прореху, рассортировать сложную стирку? Станет ли сам читать книгу про любимых героев, напишет ли без ошибок поздравление маме, заучит ли наизусть задорный стишок? Пользуется ли компьютером и для чего именно? В состоянии ли поладить с доброжелательными и интересными сверстниками, найти контакт с умным и добрым преподавателем?

Поищите логические задачи для детей его лет, порешайте их вместе, играючи, и понаблюдайте, как он справляется. Поиграйте в настольные игры, требующие разнообразных навыков. Обсудите его опасения и тревоги по поводу учебы, спросите, что препятствует, что не нравится в школе. Уточните - возможно, он плохо себя чувствует, страдает от головных болей, приступов паники или гнева, тремора, частых мочеиспусканий. Не настаивайте, не давите на ребенка, просто оцените сохранность интеллекта, коммуникативных навыков и восприимчивости к информации.

В случае проблем со здоровьем, проконсультируйтесь с терапевтом. Снижение зрения и слуха, постоянные головные боли, тремор и сильная утомляемость - опасные симптомы. Психологические проблемы лучше решать с психологом, не дожидаясь деформации личности. Детям с дислексией, дисграфией, заиканием, аутичными чертами требуется профессиональная помощь для нормальной социализации. Если же ребенок свободно считает деньги, конструирует роботов, в состоянии справиться с барахлящим телефоном или порванными штанами, с удовольствием учит «Вредные советы», обыгрывает отца в шахматы, маму в «Зельеварение», а сверстников в «Монополию», скорее всего проблема в мотивации ребенка, а не в его интеллекте.

Дважды два - пять!

Заставить ребенка хорошо учиться практически невозможно - «выбитые» и «выплаканные» пятерки тут же превратятся в плохие оценки, стоит лишь родителям снизить контроль. Однако вытащить ребенка из двоек вполне реально - даже строгие учителя снисходительны к старательным и трудолюбивым ученикам.

Для начала поговорите с отпрыском начистоту, объясните ему, зачем именно необходимы хорошие оценки и серьёзные знания, где они пригодятся и для чего. Будьте честны с сыном или дочерью - это поможет. Объясните, зачем нужны те или иные предметы, для чего будущему космонавту неправильные глаголы, а будущей модели формула H2O. Скажите, что любите своего мальчика или девочку, верите в них, гордитесь их успехами. Отмечайте каждое достижение, хвалите за каждую хорошую оценку, выдавайте положительное подкрепление и старайтесь избегать наказаний, отрицательных подкреплений, фиксирующих негативное восприятие.

Как разовая мера может сработать перевод ребенка в другую школу, туда, где его ещё не знают как двоечника. Смена учителя и коллектива зачастую хорошо мотивирует, помогает собраться и начать учебу с чистого листа.

Не забывайте о режиме сна и отдыха, полноценном питании школьника, комфортном, тихом месте для занятий - чем лучше ребенок себя чувствует, тем лучше будет учиться. Позаботьтесь, чтобы в распорядке дня нашлось время для физической активности, прогулок, активных игр.

Очень важно, чтобы ребенок добивался успеха, испытывал интерес к занятиям в целом - неважно, будут это школьные предметы, спорт, искусство или работа с компьютером. Это поможет поднять самооценку, «распробовать» вкус побед.

В любом случае не стоит концентрироваться на одной лишь учебе в школе - куда важнее вырастить хорошего человека, чем круглого отличника. И не забывайте, что Билл Гейтс (основатель Майкрософт) и Марк Цукерберг (учредитель Фэйсбука) стали миллионерами, хотя не были успешными учениками.

Ребенок плохо учится – знакомо? Часто родители младших школьников жалуются на то, что их дети, закончив первый или второй класс с отличными отметками, к концу начальной школы съезжают до троек и даже двоек. Родительскую обеспокоенность можно понять, ведь они наблюдают своего малыша с рождения и помнят, когда и как он начал читать, считать, его успехи в детском саду. В общем, знают его способности и потенциал. Что же изменилось сейчас? Почему ребенок плохо учится? Школа и учительница те же, способности малыша остались при нем, а вот результат оставляет желать лучшего.

Родители ищут причины, почему ребенок плохо учится в школе, и что делать, чтобы вернуть хорошие отметки. Корнем всех бед называют лень, а в качестве методов воздействия на ребенка выбирают различные виды наказания, пытаются взывать к совести, беседуя с ребенком. Как правило, если и есть результат, то он недолговечен.

Ребенок плохо учится школе. Берем в руки инструмент

В этой статье я попробую объяснить причину, почему ребенок стал плохо учиться, на примере своих учеников, применив знания системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Почему системно-векторная психология? Это наука, которая на сегодняшний момент дает полную картину развития психики человека, глубоко исследует процессы, происходящие в бессознательном, и четко отвечает на многие вопросы, которые до сих пор оставались нераскрытыми. Эта психология является практическим инструментом, с помощью которого можно решить многие детские, да и другие проблемы, тем более понять, почему ребенок стал плохо учиться.

Системно-векторная психология рассматривает восемь составляющих психики – восемь векторов. Каждый вектор имеет свой определенный набор свойств и желаний.

Ребенок рождается с уже заданными от природы векторами, которые находятся в неразвитом состоянии. До окончания пубертата, то есть переходного периода, у детей должно произойти развитие психики — свойств, заданных векторами. Дальше уже идет реализация того, что развилось. Для успешного созревания ребенка необходимы благоприятные условия, они же помогают ему учиться.

Что имеется в виду под «благоприятными условиями»? У человека, как и у животного, есть базовая задача – сохранить свою целостность или, другими словами, жизнь. Взрослый человек способен сохранить себя сам. Что касается ребенка, то для него до 16 лет главным гарантом безопасности является мама. Именно она дает чувство защищенности, которое не имеет ничего общего с материальными вещами. Никакие дорогие игрушки, красивые коляски, модные вещи, красочные книжки не заменят его. Ощущение защищенности и безопасности — это и есть та среда, в которой ребенок сможет развить свои природные качества по максимуму. Не трудно понять, что нормальное психологическое состояние матери играет здесь наиважнейшую роль и стоит на первом месте как профилактика того, чтобы ребенок не стал плохо учиться.

Почему ребенок стал плохо учиться? Такие разные дети

Да, дети разные. Один шустрый, быстро запоминает, быстро пишет, сообразительный, любит соревноваться — имеет кожный вектор в своей психике. Другой спокойный, внимательный, не спеша думает, вникает во все детали, не любит соревноваться — имеет анальный вектор. А третьего вообще не поймешь: у него своя дорога, и он не прислушивается к замечаниям, делает только то, что ему интересно, независимый — уретральный вектор.

Кожный, уретральный, анальный, а также мышечный являются нижними векторами. Они отвечают за либидо, адаптацию и сохранение жизни. Верхние вектора – зрительный, обонятельный, оральный, звуковой. Они задают направление, формируют интеллект. Психика современного человека состоит в основном из 4-5 векторов, следовательно, и свойства всех этих векторов будут проявлены.

Например, анально-зрительный ребенок имеет свойства двух векторов. Анальный вектор дает хорошую память, усидчивость, внимательность. А зрительный вектор наделяет человека образным интеллектом, огромной способностью к познанию. Поэтому такие дети при благоприятных условиях прекрасно учатся, побеждают на олимпиадах, заканчивают школу с золотой медалью, университет с красным дипломом. И в дальнейшем могут стать лучшими профессионалами.

Но если условия, в которых находится ребенок, оставляют желать лучшего, если он теряет чувство защищенности и безопасности, то его свойства не могут развиваться в полной мере. Малыш будет испытывать стресс на бессознательном уровне и плохо учиться, потому что все силы будут уходить на нейтрализацию негативных факторов. Последствием этого могут быть и неадекватное поведение, и различные психосоматические заболевания.

Отличник в первом классе плохо учится во втором?

Индивидуальные занятия с детьми позволяют мне установить близкий контакт с учениками, их родителями и увидеть ситуацию в семье изнутри. А понимание глубинных бессознательных процессов, происходящих в психике ребенка, позволяет выявить причину многих проблем, в том числе, почему ребенок плохо учится в школе.

У меня есть прекрасный ученик Слава, обладатель кожного, анального и зрительного векторов. О нем я писала . Я начала заниматься со Славой, когда он был во втором классе. Прекрасная память, сообразительность, усидчивость, прилежность – это именно те качества, которые помогают мальчику отлично учиться. Он любит читать энциклопедии, поэтому часто удивляет меня своей эрудированностью. Я была также довольна его успехами в изучении иностранного языка. По результатам он намного опережал других ребят-второклассников.

Мы встретились в новом учебном году, в третьем классе. И здесь меня ждало разочарование. Куда делась быстрота реакции, сообразительность, прекрасная память? Слава скатился на уровень среднего ученика. Я недоумевала, почему ребенок стал плохо учиться в школе. Сначала предположила, что не вошел в ритм после летних каникул. Но и через 2 месяца результат был такой же. Более того, появились проблемы в дисциплине: несделанные домашние задания, потерянные тетради и так далее. Казалось, он не хочет учиться…

Знания системно-векторной психологии Юрия Бурлана помогли мне расставить все по местам.

Ребенок стал плохо учиться, что делать? Эх, мама, мама…

Чтобы разобраться, почему ребенок стал плохо учиться, напишу немного о ситуации в семье Славы. Мама с папой в разводе. Занимались мы с ним у его прадедушки и прабабушки, и у них же Слава часто жил. Маме некогда, говорил Слава, у нее много дел. Но мама присутствовала в его жизни, это было видно. Малыш часто рассказывал про их совместные походы в кино, говорил о том, что мама готовит, что говорит.

На следующий год мы уже встретились в квартире мамы. Оказалось, что у Славы появился новый папа. Я порадовалась, наконец-то он будет жить в семье. Но все быстро закончилось. В связи с непредвиденными обстоятельствами маме пришлось уехать, и вот опять мы занимаемся у прадедушки и прабабушки.

Не буду вдаваться в подробности всех жизненных перипетий этой семьи. Для меня было очевидным, что все это неблагоприятным образом отразилось на состоянии Славы. Как следствие, ребенок стал плохо учиться.

Не сразу я поняла, что происходит. Поэтому пыталась воздействовать на Славу разными методами: пробовала ставить двойки, чтобы стимулировать его к учебе, вела беседы. Но безрезультатно. Видно было, что мальчик старается, ему хочется и порадовать меня, и похвастаться успехами перед бабушкой, но что-то ему мешает это сделать.

После очередного невыполненного задания я поняла, что это не банальная лень или нежелание учиться. И неожиданно сказала: «Тебе, наверное, очень тяжело, малыш. Понимаю. Мама ведь не всегда рядом». Слава поднял на меня глаза и… заплакал. Увидеть слезы у этого мальчишки было для меня сюрпризом. Он ни разу, ни при каких обстоятельствах не показывал своего расстройства. Очень спокойное ровное отношение ко всему. А тут… Совсем, видимо, несладко ему живется. Что тут удивляться, что ребенок стал плохо учиться.

Конечно, сам мальчик не сможет объяснить, что с ним происходит, он этого не осознает. Он просто чувствует дискомфорт от того, что мамы нет рядом, у мамы проблемы, она нервничает, ей плохо. Малыш переживает стресс от потери чувства защищенности и безопасности, и это отражается на его состоянии и, как следствие, учебе.

Ребенок плохо учится. Он ушел в себя. Приходите завтра

Приведу еще один случай из практики, который наглядно показывает роль родителей в том, что дети плохо учатся в школе. Об этом мальчике я писала .

В этом году Вадим радует меня своими успехами. Хотя он так же периодически зависает на уроках. Но я стараюсь показать ему, что понимаю его. И мы даже можем посмеяться над ситуацией. Например, я что-то объясняю и замечаю, что Вадим ушел в себя. Я замолкаю и жду. Тишина может длиться от 15 до 30 секунд. Потом он вздрагивает, ойкает, приходит в себя, извиняется, говорит, что немного задумался. Обычно я отвечаю: «Ничего страшного. Я тебя жду». Эти слова его немного веселят, и мы продолжаем дальше.

А ведь можно было реагировать по-другому на эти зависания. Так, как часто делают учителя и родители, не знакомые с системно-векторной психологией, жалуясь, что ребенок не слышит их и потому плохо учится в школе. Они не знают, что такой уход в себя является свойством звукового вектора и показывает, что в повседневной жизни он испытывает сверхдавление, которое не может адаптировать. Можно было кричать, читать нотации, трясти. Но это только ухудшало бы ситуацию.

Ребенок плохо учится? «Я не хочу, но я всё слышу…»

Как я уже писала, в семье Вадима не самая лучшая обстановка для звукового ребенка. Я была свидетелем только пары случаев, когда родители разговаривали на повышенных тонах. Более того, папа говорил не только очень громко, но и грубо. Для ребенка со звуковым вектором это является сверхдавлением на его сверхчувствительную зону – уши.

В этом году у Вадима были проблемы с домашними заданиями, ребенок стал плохо учиться в школе.
Кожно-анальный мальчик со звуковым и зрительным векторами очень быстро схватывает новый материал. На объяснение я трачу мало времени. Интересно наблюдать, как он хочет учиться, как начинает строить причинно-следственные связи (это свойства кожного вектора), задавая уточняющие вопросы (свойства анального вектора), и пытается сложить четкую картинку нового грамматического материала (зрительный вектор).

Затем мы приступаем к упражнениям. Проблем нет. Все ясно и понятно. Задаю домашнее задание. Но на следующий урок его проверка показывает, что материал не усвоен, очень много ошибок. Ну что ж, все бывает. Нужно время, чтобы все хорошенько уложилось. Еще раз повторяем, еще раз объясняю. Опять все хорошо, проблем нет. Задаю домашнее задание. На следующий урок все повторяется: огромное количество ошибок.

И так у нас продолжалось 4 занятия. Да, тема была не самая легкая, да, не всегда все получается сразу. Но с Вадимом если такое и было, то не так долго. Почему ребенок плохо учится?

Наконец, пришло понимание, что здесь что-то не так. Я начала спрашивать, как Вадим делает мои домашние задания. Оказалось, иногда это происходит в спешке. Поговорили с мальчиком об умении концентрироваться, о спокойной обстановке, чтобы было время, и не надо было никуда спешить.

И вот я проверяю домашнее задание в очередной раз и не могу сдержать возглас досады: «Опять куча ошибок! Да что же это такое!» Хочу понять, почему ребенок плохо учится. Смотрю на Вадима, а у него в глазах слезы: «Я все сделал, как вы говорили… Я…я концентрировался, но… я не мог сконцентрироваться… Знаете, как трудно это сделать, когда мама с папой ругаются, они так сильно кричат, что я не могу думать».

Вот и вся разгадка. Причина не в лени, не в нежелании учиться, а в родителях, которые решают свои проблемы и не знают, как это влияет на их ребенка.

Непередаваемое ощущение – понимать своего ребенка, понимать глубинные процессы, происходящие в его психике, увидеть в его глазах благодарность за это понимание.

Чтобы стать хорошими родителями, создать благоприятные условия для полноценного развития своих детей, не нужно заканчивать высшие учебные заведения. Сегодня достаточно пройти тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Начать можно с бесплатных онлайн-лекций. .

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел:

Приветствую всех родителей школьников! Сегодня хочу поговорить об успеваемости наших деток в школе, о том как вызвать интерес к занятиям, чтобы оценки становились лучше и лучше. К сожалению многие родители жалуются что ребенок плохо учится, что делать в этой в этой ситуации, как улучшить оценки?

Сейчас моя дочь уже перешла в седьмой класс и за все время обучения в школе у нас с ней уже установлены определенные правила, которые касаются школы, и в частности выполнения домашних заданий. Но конечно в начальной школе пришлось много для этого поработать, причем как мне так и ей.

Зато сейчас это принесло свои плоды: она очень хорошо учится и проблем с учебой у нас практически не бывает. Разумеется тут много зависит и от учителя, особенно в начальных классах. Скажу честно с учителем нам очень повезло, она была добрая и в то же время очень строгая. Но речь не об этом…

Сейчас на улице уже ноябрь и вторая четверть пронесется как всегда очень быстро, а там, глядишь, уже и конец учебного года и тут Вы понимаете, что ваш школьник опять принесет в табеле не самые хорошие оценки…

Конечно, есть детки, которые сами с удовольствием учатся и их не нужно заставлять. Они самостоятельно делают после школы все домашние задания для того чтобы на следующий день получить хорошую оценку. Это мечта всех родителей. Но, к сожалению, если верить статистике, таких учеников наберется не более трех — четырех на всю параллель.

А вот наши ученные говорят, что излишняя старательность, это тоже не очень хорошо, так как такие дети привыкают всегда и все делать только на отлично и быть лучше всех. А это может им сильно помешать во взрослой жизни, где все может быть совсем не так как они привыкли. Поэтому, если ваш малыш не слишком обожает учится, в этом тоже нет ничего страшного, не нужно его в этом обвинять.

В большинстве случаев то как ребенок учится зависит именно от родителей, а не от учителей и друзей, потому что именно родители могут заинтересовать ребенка и найти определенные стимулы для повышения его успеваемости. Как это сделать?

Если «на носу» конец учебного года

Конечно, желателен постоянный контроль за успеваемостью, а не только в конце четверти, когда уже сложно что-то исправить. Но, понятное дело, что это получается не всегда, то на работе проблемы, то здоровье барахлит, то с мужем проблемы, в общем обычная бытовуха… И, вот понимаешь, что уже и май на носу, и исправлять оценки уже и некогда.

Но и в этой ситуации можно постараться что-то сделать. Конечно, если проблемы только с одним или парой предметов, то как говорится, есть за что побороться, можно больше «поднажать» конкретно на эти предметы. И тут необходимо активное участие родителей в процессе.

А вот если запущены все предметы, то тут, в конце года вряд ли уже получится что-то исправить. И в такой ситуации уже стоит подготовить почву к будущим занятиям, в новом учебном . В частности, нужно просто по-взрослому, не ругаясь, поговорить с ребенком и постараться настроить его на более серьезную работу в следующих классах. Нужно узнать его мнение, как он считает, почему он начал учится хуже. Спросить, чем можете помочь ему лично Вы.

Но заканчивать такой разговор нужно обязательно только с позитивным настроем, для того, чтобы ребенок понимал, что Вы полностью верите в его силы и способности. После такой беседы желательно начать заниматься дополнительно и подумать над планом дополнительных занятий на летних каникулах, например, при помощи репетитора.

Почему ребенок стал плохо учится? Ищем причины

Перед тем как устраивать с ребенком «разборки» нужно постараться найти причину его плохих оценок. И знаете, иногда может оказаться, эти причины совсем не связаны с учебой.

Проблемы со здоровьем

Как давно малыш был у окулиста? Понаблюдайте насколько близко ребенок наклоняется к тетрадкам и книжкам, может именно ухудшение зрения мешает ему хорошо учиться? Если, после посещения окулиста это подтвердится, то нужно сообщить об этом учителю, для того чтобы малыша пересадили на комфортное расстояние от доски.
Если малыш плохо кушает, бледен, видно, что он сильно устает от нагрузок, не помешает показать его лечащему врачу. Возможно нужно провести основные анализы. Дело в том, что у наших деток очень часто могут быть , которые для своей жизнедеятельности отбирают у детского организма полезные вещества. И простое избавление от гельминтов может положительно повлиять на успеваемость.

Проблемы в семье

Как известно дети очень болезненно воспринимают конфликты, которые происходят в семье. Ему явно будет не до учебы, если его мысли будут постоянно забиты тем, что мама с папой постоянно ругаются. Вспомните себя в детском возрасте? Я, например отлично помню, как однажды мои родители очень сильно ссорились. Был уже очень поздний вечер и мы с братом легли спать. Я проснулась от этого крика, и затем всю ночь не могла спать, прислушиваясь и переживая за маму, так как папа был очень зол и очень сильно кричал. Мало того, что я не выспалась, так еще весь день в школе все мои мысли были очень далеки от уроков… Сколько лет прошло, а я помню все в деталях. Вот такая она детская психика…

Поэтому старайтесь решать все ваши проблемы и конфликтные ситуации так, чтобы ребенок об этом не знал, и тем более не участвовал в этом.

Отношения ребенка с одноклассниками

Нужно стараться почаще просто разговаривать с малышом о том что у него происходит в школе, есть ли у него друзья, нет ли «задир», которые пристают к нему в школе и не дают сосредоточится на уроках.


Можно пообщаться с классным руководителем, и кроме оценок узнать у него как ребенок ведет себя на занятиях и переменках, насколько у него хорошие отношения с другими ребятами.

Очень плотный график у малыша

Конечно все мы хотим, чтобы наши дети выросли разносторонне развитыми. Поэтому частенько перегружаем их различными дополнительными занятиями, которые со временем превращаются в тяжелую для них ношу. Дети перегружаются, и чаще психологически чем физически.

У малыша обязательно должно быть время для того, чтобы он мог поиграть с любимыми игрушками, с друзьями, пройти очередной уровень в любимой компьютерной игре (не слишком долго) или просто отдохнуть ничего не делая.

Банальная лень

Как показывает практика, это наиболее частая причина плохой успеваемости. Вроде бы и есть время на выполнение домашнего задания, но его так не хочется делать! Куда приятнее посидеть за компьютером, посмотреть телевизор или просто в кресле побездельничать.

В такой ситуации прежде всего посмотрите на себя со стороны. Возможно это именно Вы, извините за прямоту, подаете плохой пример своему чаду? Если мама и папа постоянно все свое свободное время проводят за просмотром того же телевизора, то ребенок, будет копировать ваше поведение.

В этом случае нужно подкорректировать немного свои привычки, а когда у всех в семье есть свободное время, проведите его с пользой. Например, пойдите всей семьей на прогулку, в театр, на пикник, неважно, главное не проводить время бессмысленно.

А что касается ребенка, то меры тут нужны более решительные. Например, можно запретить просмотр телевизора и игры на компьютере пока не будут сделаны уроки или перенести все эти развлечения на выходные. Если это не очень помогает, то такой запрет можно ввести и в выходные дни. Особенно это действует хорошо в воспитании младших школьников.

Конечно на первом этапе вы можете столкнуться с и истериками, но, со временем, ребенок привыкнет к новым правилам. Тут очень важна решимость с вашей стороны. Если сказано «НЕТ», значит «НЕТ».

Как вызвать желание учиться лучше

Конечно можно много беседовать с ребенком о том, что если он будет хорошо учится сейчас, то это поможет ему в будущем. Но как показывает практика, это мало что даст, так как это пока далекая и непонятная для него перспектива.

Но это не значит, что такие беседы не нужны. Просто нужно говорить не абстрактно, а при помощи конкретных примеров. Например, так: если у тебя будут хорошие знания и оценки, то ты сможешь поступить в институт и получить хорошую специальность, благодаря которой у тебя будут деньги и ты сможешь купить себе машину, квартиру или о чем он там ещё мечтает.


Пусть ребенок еще не сможет придать большого значения таким словам, но в его голове будет заложена определенная последовательность действий, связанная с обучением сейчас и обеспеченной жизнью в будущем.

Ну а для того, чтобы он уже сейчас мог почувствовать хоть какую-то выгоду от хорошей учебы, придумайте для него какой-нибудь стимул. Можно пообещать подарить ему, например, какую-нибудь вещь, которую он давно хотел получить.

Например, это может быть мобильный телефон, какая-нибудь игра, возможно увеличение карманных денег или поездка куда-нибудь. Либо можно разрешить ему проявить самостоятельность и самому спланировать выходной день.

Узнайте у школьника какое у него есть желание. Такой подход будет отличной мотивацией и ребенок скорее всего будет очень стараться чтобы получить обещанную награду. Только при этом очень важно это обещание обязательно выполнить иначе вы просто потеряете доверие ребенка.

Что касается родителей, то могу дать совет сходить в школу и пообщаться с учителем, чтобы узнать его мнение, почему у малыша плохая успеваемость. Заодно учитель будет видеть, что Вы как родители переживаете и Вам не безразлична школьная жизнь сына иди дочери.

Иногда для исправления оценки можно подготовить какие-нибудь дополнительные материалы, например реферат. А дома, особенно перед контрольными работами просто уделить больше времени предметам и позаниматься вместе с ребенком решением дополнительных домашних заданий.

В большей степени контроль за выполнением домашних заданий нужен детям, которые не особо организованы и постоянно отвлекаются на что-нибудь другое


Еще одним хорошим советом будет составить вместе с малышом режим дня, чтобы он точно знал когда и что он должен делать чтобы все успеть. Это очень организовывает, могу сказать из личного опыта. Сейчас это уже не очень заведено в современных семьях, а я помню когда была школьницей у меня всегда на стене висел режим дня. Особо приятно когда он красочный и красивый. Я и мама заполняли его разноцветными фломастерами и вешали на видном месте. В результате у меня был четкий план действий, и я успевала и уроки сделать и на тренировку сходить и просто отдохнуть.

А для младших школьников можно сделать еще кое-что. На большом листе бумаги написать все предметы, которые он изучает. Затем, когда он в школе получает по предмету хорошую оценку, то рисуем улыбающееся солнышко или весёлый смайлик напротив этого предмета. А если оценка плохая, то и смайлик будет очень грустным.

Для детей постарше можно просто чертить график, в зависимости от получаемых баллов. Дети в этом случае будут стараться и очень радоваться, когда график будет идти вверх)

Ну и, конечно же, есть всем известные три основных способа улучшить оценки:

  • занятия с репетитором
  • дополнительные занятия со школьным учителем за дополнительную оплату
  • занятия в профильных кружках

Что не нужно делать родителям

Есть несколько моментов, которые важно не забывать самим родителям. Прежде всего отличная оценка по предмету не должна достигаться любой ценой. Ребенок должен понять, что важна не столько оценка, сколько сами знания.

Также не нужно делать вместо ребенка его задания. Во-первых, это будет плохо влиять на воспитание у него самостоятельности и ответственности, а во-вторых у него может развиться комплекс что он сам не способен ни с чем справится, который очень будет мешать ему в будущем.

И конечно же не в коем случае нельзя ребенка обзывать за то, что у него что-то не получается, так как он может потерять веру в то, что у него все получится, или наоборот из вредности будет учиться плохо.

Только терпением, различными стимулами и дружественными беседами можно помочь в ситуации, когда ребенок плохо учится.

 


Читайте:



Какие продукты образуются и сколько молекул атф запасается в клетках Сколько молекул атф запасается в процессе

Какие продукты образуются и сколько молекул атф запасается в клетках Сколько молекул атф запасается в процессе

Энергетический обмен - это по-этапный распад сложных органических соединений, протекающий с выделением энергии, которая запасается в...

«У меня миллион навязчивых мыслей»: как жить с обсессивно-компульсивным расстройством?

«У меня миллион навязчивых мыслей»: как жить с обсессивно-компульсивным расстройством?

Представьте себе, что каждую секунду в вашей голове рождаются пугающие навязчивые мысли: вы боитесь наорать матом на коллегу, избить свою мать,...

Отчет по самообразованию "развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста" Отчет по самообразованию воспитателя первой младшей группы

Отчет по самообразованию

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Космос» Города Балашова Саратовской области» ОТЧЕТ ПО...

Образование государства русь

Образование государства русь

1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 32 Причины возникновения: У восточных славян родоплеменные, кровнородственные отношения сменяются на военные, политические и...

feed-image RSS