Реклама

Главная - Радуга Михаил
Сочинение на тему служить родине. Творческие работы моих учеников

Героизм, мужество, патриотизм, самопожертвование - эти понятия возникают в истории страны, когда обрушивается на нее война, какие - то общие народные бедствия. Но и в мирное время без проявления этих человеческих качеств невозможно статьнастоящим мужчиной. Мне очень нравятся такие поэтические строчки Михаила Лобова: Чтоб стать мужчиной, мало им родиться. Чтоб стать железом, мало быть рудой. Ты должен переплавиться. Разбиться. И, как руда, пожертвовать собой... По-моему, настоящего мужчину из юноши делает служба в армии, когда военнаядисциплина подтягивает, физические упражнения и тренировки закаливают, постоянное плечо друга учит отзывчивости, понимания. Правда в последние десятилетия авторитет армии упал, это потому, что нравственные ценности в обществе пошатнулись. Человеческаяпорядочность, верность данному слову, самопожертвование рада других стали не в моде, а на смену им пришли другие ценности - практицизм, жажда наживы, себялюбие, рвачество. Так и хочется крикнуть; « Эй, люди. Подумаем очень серьезно, каик жить на земле» Если каждый юноша будет «увиливать» от армии, кто же защитит страну от тех же террористов? Представьте, если бы наши деды и прадеды все в годы Великой Отечественной войныдезертировали, что бы было со страной, со всеми нами? Дал бы фашизм шанс на жизнь нашей России, последующим поколениям? Конечно, нет! Когда я писал это сочинение, то обратился за помощью к своему отцу, участнику афганской войны. Вот что он мне рассказал. Что такое армия? По-моему мнению, армия - это то, где из вчерашних пацановвырастают настоящие мужчины и становятся мужественными, сильными, способнымипостоять за себя и защитить родственников и семью. Каждый отец должен сына готовить кэтому нелегкому, но мужественному этапу в жизни молодого человека. Если не идти в армию, то из тебя не вырастет защитник Отечества, не будет никакой дисциплины в жизни и того жизненного опыта, полученного в армии. Но в наше время в армию рвутся не многие молодые люди, так как теперь в армии присутствует «дедовщина», когда старшие по званию начинают издеваться, бить и пытаются сделать их своими марионетками. Из-за этого из армии порой приходят не мужчины, а инвалиды, для которых жизнь становится тяжким испытанием и заканчивают они ее самоубийством, но наше правительство пытается бороться с этой бедой в рядах Российской армии. Я внимательно выслушал своего отца. Вспомнил, как он мне еще раньше рассказывал о себе. Мой отец тоже служил в начале по призыву в 18 лет, а потом, отслужив срочную службу, пошел по контракту на службу в Афганистан. Афганистан - южный сосед бывшего Советского Союза, независимое государство наюго-западе Азии. В тысяча девятьсот семьдесят девятом году в ДРА произошла война на основе сменывласти. Некоторые были против этого, а некоторые были за и между «за» и «против»произошел конфликт, который повлёк за собой множество жертв. Многие бежали из страны в соседние государства: Пакистан, в Иран, в СССР, С территории Пакистана, обратно вАфганистан перебрасывали наемников и добровольцев из числа беженцев, именно они веливоенные действия против жителей оставшихся на территории ДРА. По многочисленнымпросьбам афганского народа была оказана помощь со стороны СССР, и в декабре тысячадевятьсот семьдесят девятого года наши войска были введены на территорию Афганистана, для оказания помощи дружественному государству. Мой отец служил с тысяча девятьсотвосемьдесят шестого по тысяча девятьсот восемьдесят седьмой год, был награжден медалью «За отвагу» и медаль «Воину - интернационалисту от благодарного афганского народа». Об этой войне написано иного стихов: Мы ранены Афганистаном, Отравлены его туманом, У нас в домах распылены Простые ужасы войны. Войны диковинной и страшной.Невнятной, как дута душмана.Безмерной горя и войны Работы «Черного тюльпана». Что зарубцует эти раны – Какая быль, какие сны? Множество наших парней отдали свою жизнь за жизнь мирных жителей. ВикторВерстаков, участник боев на афганской земле, очень честно и точно сказал: Вспомнится холод брани на рассвете.Жаркие схватки в ущельях сырых Вспомнятся дети, афганские дети, Дети - во-первых. Бои - во-вторых, Ради детей на бандитские пули Ты поднимался, себя не берег, Ради детей, подлечившись в Кабуле, В полк сэкономленный вез сухпоёк... Много парней ушло на эту войну не только со всего СССР, но я из нашей Курганскойобласти. Кто-то вернулся живыми и здоровыми, а некоторых привезли в цинковых гробах, груз-200. Война продолжалась 10 лет. В тысяча девятьсот восемьдесят девятом году последний советский солдат покинул Демократическую Республику Афганистан. Седые мраморные плиты. На русских кладбищах лежат. И фотографии в них влиты Совсем молоденьких ребят. Они на мир гладят открыто Лучами утренней зари. И лишь печаль по дому скрыта В глазах солдатских до поры Все же, по моему именно армия для молодого человека это школа, которая подготавливает его к смелости и отваге, чести и достоинству, чтобы он мог постоять за себя и ближнего, чтобы мог защитить свою Родину, когда это понадобится. Противоестественна природа войны» заставляющая людей увивать друг друга, но покаживем в нестабильном мире, сильная армия нужна пашней стране.

Героизм, мужество, патриотизм, самопожертвование - эти понятия возникают в истории страны, когда обрушивается на нее война, какие - то общие народные бедствия.
Но и в мирное время без проявления этих человеческих качеств невозможно статьнастоящим мужчиной.
Мне очень нравятся такие поэтические строчки Михаила Лобова:
Чтоб стать мужчиной, мало им родиться. Чтоб стать железом, мало быть рудой.
Ты должен переплавиться. Разбиться.
И, как руда, пожертвовать собой...
По-моему, настоящего мужчину из юноши делает служба в армии, когда военнаядисциплина подтягивает, физические упражнения и тренировки закаливают, постоянное плечо друга учит отзывчивости, понимания. Правда в последние десятилетия авторитет армии упал, это потому, что нравственные ценности в обществе пошатнулись. Человеческаяпорядочность, верность данному слову, самопожертвование рада других стали не в моде, а на смену им пришли другие ценности - практицизм, жажда наживы, себялюбие, рвачество. Так и хочется крикнуть; « Эй, люди. Подумаем очень серьезно, каик жить на земле» Если каждый юноша будет «увиливать» от армии, кто же защитит страну от тех же террористов?
Представьте, если бы наши деды и прадеды все в годы Великой Отечественной войныдезертировали, что бы было со страной, со всеми нами? Дал бы фашизм шанс на жизнь нашей России, последующим поколениям?
Конечно, нет!
Когда я писал это сочинение, то обратился за помощью к своему отцу, участнику афганской войны. Вот что он мне рассказал.
Что такое армия? По-моему мнению, армия - это то, где из вчерашних пацановвырастают настоящие мужчины и становятся мужественными, сильными, способнымипостоять за себя и защитить родственников и семью. Каждый отец должен сына готовить кэтому нелегкому, но мужественному этапу в жизни молодого человека. Если не идти в армию, то из тебя не вырастет защитник Отечества, не будет никакой дисциплины в жизни и того жизненного опыта, полученного в армии. Но в наше время в армию рвутся не многие молодые люди, так как теперь в армии присутствует «дедовщина», когда старшие по званию начинают издеваться, бить и пытаются сделать их своими марионетками. Из-за этого из армии порой приходят не мужчины, а инвалиды, для которых жизнь становится тяжким испытанием и заканчивают они ее самоубийством, но наше правительство пытается бороться с этой бедой в рядах Российской армии.
Я внимательно выслушал своего отца. Вспомнил, как он мне еще раньше рассказывал о себе.
Мой отец тоже служил в начале по призыву в 18 лет, а потом, отслужив срочную службу, пошел по контракту на службу в Афганистан.
Афганистан - южный сосед бывшего Советского Союза, независимое государство наюго-западе Азии.
В тысяча девятьсот семьдесят девятом году в ДРА произошла война на основе сменывласти. Некоторые были против этого, а некоторые были за и между «за» и «против»произошел конфликт, который повлёк за собой множество жертв. Многие бежали из страны в соседние государства: Пакистан, в Иран, в СССР, С территории Пакистана, обратно вАфганистан перебрасывали наемников и добровольцев из числа беженцев, именно они веливоенные действия против жителей оставшихся на территории ДРА. По многочисленнымпросьбам афганского народа была оказана помощь со стороны СССР, и в декабре тысячадевятьсот семьдесят девятого года наши войска были введены на территорию Афганистана,
для оказания помощи дружественному государству. Мой отец служил с тысяча девятьсотвосемьдесят шестого по тысяча девятьсот восемьдесят седьмой год, был награжден медалью «За отвагу» и медаль «Воину - интернационалисту от благодарного афганского народа». Об этой войне написано иного стихов:
Мы ранены Афганистаном, Отравлены его туманом,
У нас в домах распылены
Простые ужасы войны.
Войны диковинной и страшной.Невнятной, как дута душмана.Безмерной горя и войны Работы «Черного тюльпана».

Что зарубцует эти раны –
Какая быль, какие сны?
Множество наших парней отдали свою жизнь за жизнь мирных жителей. ВикторВерстаков, участник боев на афганской земле, очень честно и точно сказал:
Вспомнится холод брани на рассвете.Жаркие схватки в ущельях сырых
Вспомнятся дети, афганские дети,
Дети - во-первых. Бои - во-вторых, Ради детей на бандитские пули
Ты поднимался, себя не берег,
Ради детей, подлечившись в Кабуле,
В полк сэкономленный вез сухпоёк...
Много парней ушло на эту войну не только со всего СССР, но я из нашей Курганскойобласти. Кто-то вернулся живыми и здоровыми, а некоторых привезли в цинковых гробах, груз-200. Война продолжалась 10 лет. В тысяча девятьсот восемьдесят девятом году последний советский солдат покинул Демократическую Республику Афганистан.
Седые мраморные плиты.
На русских кладбищах лежат.
И фотографии в них влиты
Совсем молоденьких ребят.
Они на мир гладят открыто
Лучами утренней зари.
И лишь печаль по дому скрыта
В глазах солдатских до поры
Все же, по моему именно армия для молодого человека это школа, которая подготавливает его к смелости и отваге, чести и достоинству, чтобы он мог постоять за себя и ближнего, чтобы мог защитить свою Родину, когда это понадобится.
Противоестественна природа войны» заставляющая людей увивать друг друга, но покаживем в нестабильном мире, сильная армия нужна пашней стране.

  1. Новое!

    В середине Русской равнины нашей необъятной страны есть маленькая республика Марий Эл. Вот она - то и есть моя малая Родина. В моей республике нет ни нефти, как в Ханты-Мансийске, ни газа, греющего всю Европу, нет и якутских алмазов. Но моя республика...

  2. Неожиданно для себя я открыла поэзию Николая Рубцова, когда смотрела один фильм, - к сожалению, не помню его названия. Но в памяти осталось следующее: девушка читает стихи, держа в руках раскрытую книгу, а герой спрашивает ее: “Чьи это строки?” Она отвечает:...

    Я родилась и живу в Черниговке вот уже 14 лет. Именно моя семья, моя бабушка, мама и тётя объяснили мне, что такое Родина. «Есть у человека мама, - говорила бабушка, - а ещё есть Родина – это вторая мама». Она считает, что любовь к Родине...

    План 1. Россия, Родина, Отчизна… 2. Малая и большая Родина: а) родина начинается с мамы; б) край, где ты родился; в) размышления о Родине. 3. Родина у каждого одна. Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя...

Эссе

Что значит служить Родине?

Любят Родину не за то, что она великая, а за то, что она своя.

Любовь к Родине справедливо считается неотъемлемой чертой русского национального характера. Сколько в России художников, поэтов, писателей, воспевающих это прекрасное чувство – преданности, к тому месту, которое считают своим домом. А сколько в этом доме случалось неурядиц?

Революция, тотальные смены власти, репрессии, войны. Сколько шансов покинуть всё это и уехать в другие страны в поисках лучшей жизни? Огромное множество. В этом и заключается Русский человек со всей его преданностью, неподкупностью и нежеланием уходить туда, где уже, хорошо без нас, а огромной непоколебимостью в своей вере в лучшее и в то, что можно устроить свой дом так, чтобы другим народам захотелось «бежать» к нам. Восстановление разрушенных городов, на которые собирались люди после столь губительной Великой отечественной войны, как раз иллюстрирует великий «подъёмный» дух нашего народа.

Всё это можно назвать чувством глубокого патриотизма.

Патриот-это человек, служащий Родине, а Родина - это прежде всего народ. А это значит, что кроме любви и преданности отечеству, в настоящем патриоте воспитано чувство солидарности, сострадания и понимания ближнего.

Вот что в моём понимании служение Родине. Слишком узко было бы сказать, что это заключается в «службе в армии». Это совокупность чувств и поступков, которые обеспечивают народу, живущему в этой стране, достойную жизнь.

Михайлова Регина 11 класс.

Эссе

Что значит служить Родине?

Родина! Что это значит для каждого из нас? Для кого-то это родительский дом, для кого-то край, страна, а для кого-то и весь земной шар. Но я абсолютно уверена, что для всех нас, Родина-это горячо любимое место, где нас всегда ждут, куда нас тянет с неведанной силой, где мы чувствуем себя спокойно и комфортно.

Родина-крепость, защищающая тебя от внешних проблем. Крепость, в которой ты может укрыться от любого ненастья. Но раз Родина защищает тебя, то и ты должен служить ей опорой. Чаще всего под Родиной понимается страна, государство, в котором человек родился или проживает в данный момент. Поэтому многие скажут: «Опора страны - армия. Именно военные должны служить Родине». Боюсь с этим не согласиться. Что такое служить Отечеству? Безусловно, это охрана его границ, обеспечивания мирного неба над головами людей, но ведь защита окружающей среды, воспитание детей, изобретение новой техники для комфортного существования граждан – всё это тоже служба на благо своей Родины.

Совершенно неважно, чем занимается человек, каким способом он приносит пользу обществу, главное, чтобы это было от чистого сердца, пропитанного любовью к окружающим его людям. Каждый гражданин обязан защищать своё государство и каждый, на мой взгляд, должен с достоинством выполнять свой долг и тогда он обязательно почувствует поддержку своей Родины. Ведь сила действия всегда равна силе противодействия.

Козина Евгения 11 класс.

С зарождением государств эпохи античности возникает и философское осмысление идеи служения , которая в ту эпоху имеет очень большое значение.

Служить Отечеству означает фактически хранить то пространство, где человек обнаруживает себя родником жизни, воды которого животворят через него окружающий природный и социальный мир. Здесь стоит вопрос о хранении истоков бытия, о самой возможности быть или не быть человеку. Бог и сюзерен-вот два ориентира (духовный и материальный), регулирующих поведение средневекового человека в пространстве его жизнедеятельности.

В новое время, на месте средневекового воспитания благочестивых служителей Богу формируется новая цель —формировать гражданина, патриота, бескорыстно служащего на благо Отечества и своих ближних. В новых условиях необходима новая идея, носящая светский, национальный характер, а чтобы быть более понятной, ещё и культурное содержание .

С ХVII столетия в России начинается формирование национальной идеи в контурах государственно-национального пространства в духовном континууме православия. Главные слагаемые российского патриотизма —идея, принцип и опыт служения Отечеству —составили пределы национально- культурной идентификации человека —коллектива —общества — государства.

Именоваться русским означало быть слугой Отечеству и защитником своих ближних.

Российский патриотизм подпитывается общенациональной идеей, которая воспринимается гражданами многонациональной, многоконфессиональной страны как ценностный стержень, как смыслообразующий фактор. В нем сочетаются личное, присущее каждому гражданину (независимо от национальной и религиозной принадлежности), и общественное начала. Это залог развития могущества страны, ее прогресса и укрепления.

Начиная с реформ , положивших начало специальной подготовке военных и гражданских государственных служащих, именно патриотизм был путеводной нитью и основным идеалом в нравственном и профессиональном облике выпускников, воспитанных и обученных так, чтобы «не жалеть живота своего » для блага Отчизны, служить ей честно и преданно.

Это не было каким- то указом или повелением «сверху », так как всегда был и остается отличительной чертой российского народа, ибо формировался долгим историческим опытом, в борьбе с многочисленными врагами, был выношен судьбой многонационального Отечества и как высшая ценность передавался от поколения к поколению. В начале XVIII столетия произошло обновление национально-государственной идеи:на смену религиозной ментальности пришли новые светские принципы, главный из которых —«служение Отечеству и своим ближним » — стал основой национально-культурной идентификации .

По сравнению со средневековьем новый этикет стимулировал личностное развитие, но деятельность человека определялась не его свободным порывом, а нуждами государства. Изменение общественного сознания привело к изменению педагогического идеала. Вместо средневековых целей воспитания —«приготовлять Богу благочестивых служителей » —теперь формируется новая цель —формировать гражданина, патриота, бескорыстно служащего на благо России. Общие закономерности развития образования в России в первой половине XVIII века оригинально отразились в педагогических взглядах представителей педагогической мысли —В. Н. Татищева, М. В. Ломоносова. В педагогических воззрениях В. Н. Татищева отражен прагматичный характер петровской эпохи —идея практицизма и рационализма. Система В. Н. Татищева отличается двойственностью:внимание к внутреннему миру ученика не исключает утилитарного подхода к проблеме его социализации.

В размышлениях «Духовная моему сыну » В. Н. Татищев пишет: «Необходимо нужно есть знать законы гражданские и воинские своего Отечества, конечно, во владости надобно тебе уложенье и артикулы воинские, сухопутные и морские, не однова, а некогда указы прочитать, дабы как скоро к какому делу определишься, мог силу надлежащихся к тому законов разуметь; наипаче же об оном, по причине собственных своих и посторонних дел, с искусными людьми разговаривать, и порядком, яко же и толкованию законов, не меньше же и коварства ябеднически познавать, а не делать, но учиться должно, что тебе к немалому счастию послужить Отечеству ». (1;С. 81)

Педагогическая деятельность М. В. Ломоносова впитала в себя дух петровских реформ, но преодолела негативный для образовательной системы принудительный характер обучения, усилила элемент сознательности, добровольности в действиях учащихся. Идеал патриота для М. В. Ломоносова —человек научно образованный, смелый покоритель природы, действующий на благо государства . Великий ученый определил общие принципы построения и организации системы образования: научность, связь теории и практики, политехнизм, природосообразность, демократизм, патриотизм, непрерывность. Но, несмотря на прогрессивный характер педагогических идей М. В. Ломоносова, его представления о человеке были ограничены требованиями времени:его идеал не свободная, всесторонне развитая личность, а достойный слуга государства.

Видный просветитель-демократ и государственный деятель А. Ф. Бестужев (1761-1810)писал: «Доставляйте отечеству все те выгоды, какие только состоят в возможности вашей;не остановитесь в пределах, законами только предписанных, но устремляйтесь делать для него всякое добро, какое только любовь ваша вдохнуть может;да польза оного учинится вашим верховным, единственным законом ». (1;С. 428)

Анализ особенностей исторического процесса в России второй половины XVIII века позволил выявить условия образовательно-воспитательного потенциала развития промышленности, заложение основ светского образования, выполнения государственного заказа на национальные кадры обусловили поворот образования к проблемам личности, вызвали интерес как к внутреннему, так и соборному миру человека, индивидуальному и социальному в его развитии.

Трансформация идеала служения Отечеству протекала под влиянием как национальных, так и европейских факторов, в частности, под влиянием передовых идей французских просветителей:понимание личности, исходя не из ее роли в «мировом процессе », а из ее внутренней структуры;необходимость освобождения людей от «оков феодального рабства »;идея свободного, природосообразного воспитания.

Идея подготовки к служению Отечеству второй половины XVIII века проходит период ученичества, но в педагогическом наследии И. И. Бецкого, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева творчески переосмысляются идеи европейской педагогической науки. Об особом внимании к данной проблеме свидетельствует уже само название одного из произведений А. Н. Радищева «Беседа о том, что есть сын отечества » . «Не все рожденные в отечестве достойны величественного наименования сына отечества (патриота)». (36;С. 28)

Одна из важнейших мыслей И. И. Бецкого состоит в том, что подлинное воспитание уважения к Отечеству невозможно без уважения к самому себе.

Главный принцип обучения —обучать «играя и с приятностью », потому что «быть всегда веселу и довольну, петь и смеяться есть прямой способ к произведению людей здоровых, доброго сердца и острого ума».

Огромное значение педагогического наследия Н. И. Новикова заключается в новом для России отношении к целям воспитания. До него главной задачей считалась подготовка верноподданных граждан. Н. И. Новиков утверждает, что главный предмет воспитания —«образовать людей счастливыми людьми и полезными гражданами » (долг перед государством поставлен на второе место).

Под влиянием собственных наблюдений и изучения опыта европейской педагогики Н. И. Новиков сформировал ряд правил обучения:поддержка стремления ребенка к знаниям, «предметность» обучения, природосообразность, основательность, единство «образования ума » и «образования сердца ». Идея счастливого человека и полезного гражданина является также основой педагогики А. Н. Радищева. По его мнению, каждый человек —уникальный мир, среди других людей он должен суметь найти свое особое место . Он должен быть прежде всего свободным, только в этом случае человек становится достойным сыном Отечества. Однако усиление «человеческого элемента » совмещается в представлениях А. Н. Радищева с уверенностью в том, что «польза общественная предыдет пользе частной ».

Исследование педагогического наследия В. Н. Татищева, М. В. Ломоносова, И. И. Бецкого, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева позволило сделать вывод о том, что в течение XVIII столетия под влиянием историко- культурных условий национальной и европейской жизни происходит трансформация педагогического идеала.

Известному в ХVII веке российскому учёному А. С. Кайсарову (1782- 1813) принадлежит первая на русском языке речь в Дерптском университете «Речь о любви к Отечеству ». Словно полемизируя с модным тогда зарождающимся явлением космополитизма Андрей Кайсаров говорил об истоках патриотизма, о самых святых его струнах, о нравственных границах отечества:«Тщетно лживые мудрецы прошедшего века старались осмеивать любовь к отечеству. . . Как могли вообразить сии мудрствователи, что не быв истинным сыном отечества, возможно быть добрым гражданином мира?Как могли они представить, что не любя своих кровных, можно любить чуждых?. . Проклята да будет ненавистная мысль, что там отечество, где хорошо!. . Вне отечества нет жизни!» (32;С. 21)

Несмотря на сохранение основополагающего требования к человеку — быть гражданином, служить Отечеству, принося ему в жертву свое «я », к концу столетия усиливается интерес к внутреннему миру личности, ее своеобразию и неповторимой оригинальности.

Подлинным гражданином считается уже не столько смиренный слуга, сколько счастливый, свободный, достойный человек, сознательно работающий на пользу своей стране. Отечеству нужен не раб, а Человек. Однако не следует забывать о переходном характере педагогических воззрений рассматриваемой эпохи. Наряду с возрастающим интересом к антропологическим проблемам в центре внимания остается идея приоритета общественных ценностей над абстрактными, что вносило смысл в процессы секуляризации.

По различным основаниям понимания патриотизма обнаружилось противоборство двух тенденций —западничества и славянофильства.
Иными словами, социально-нормативный каркас нации, или ее социальная организация, должны сложиться вокруг некоторого ценностно обоснованного комплекса идей. Отсюда понятно, почему такой упор делается на определение нации как «общества, основанного на единстве идей ». Именно с приобщения к идеям и начинается «втягивание » масс аутсайдеров, выброшенных в широкий мир из распадающихся локальных общин, в новое социальное целое.

Наоборот, именно от этой точки начинается поворот русской интеллигентской мысли (очень медленный и трудный)—от Европы к себе.

Оформляется течение славянофилов, и А. С. Хомяков предпринимает реабилитацию византизма.

Это было дело очень сложное, неблагодарное и тяжелое. Объявляя византизм великим и еще не вполне оцененным явлением в человечестве, А. С. Хомяков тем самым отрицал и уничтожал громадную массу исторических, критических и теологических трудов Запада, враждебных восточной цивилизации, понижая его кичливость и многие предметы его гордости, как например, эпохи Реформации и Возрождения. Веря в то, что византийская философия не только не «умерла » и не «окаменела », способна дать вполне живые ростки и развиться в учение, которое сможет в дальнейшем обновить весь умственный багаж Европы и даже ее быт, Хомяков действительно бросал вызов сложившимся взглядам.

И этот вызов довольно трудно было опровергнуть. Славянофилы шли своеобразным путем —они одевались в поддевки и сапоги, вводили в свой рацион квас и различные русские блюда, соблюдали обряды, то есть всеми силами пытались восстановить народный быт и через него вжиться, вчувствоваться в «народную душу », чтобы там обрести ту правду, которую они так настойчиво искали. А она, эта правда, была в них самих, в их собственном сознании. Все они, включая и западников, как выше мы видели, были согласны друг с другом в своих нравственных реакциях и в своей моральной интуиции, и в этом смысле все они были настоящими представителями российского этноса.

В самом деле, ведь для того, чтобы иметь право на наше уважение и подчинение, обряд должен приобрести вес, наполниться именами и событиями, «зацепиться » за время и «прорасти » в нем семенем вечности. Весьма редки случаи, когда единственное событие делает обряд значимым и действенным, — для этого само событие должно быть очень существенным. Так, в России в XIV в. , вернувшись с Куликова поля, установил день, который ныне называется Дмитриевской родительской субботой, и завещал в этот день «отныне и навеки » поминать воинов, погибших в Куликовской битве.

Прошли века, и теперь уже не только подвиг людей, погибших тогда, но и благородство народа, пронесшего память о своих сынах через годы, войны, катаклизмы, —именно о тех сынах, погибших в борьбе с татарами, —взывают к нашим чувствам. И человек, хоть немного знающий своей страны и уважающий свою культуру, не может со спокойной душой в этот день заниматься своими личными будничными делами. Он идет в церковь, где служится вселенская панихида по всем убиенным воинам, ставит свечу, вспоминает и своих родных, убиенных и неубиенных (просто усопших), ближних и дальних, думает о них, о прошлом и будущем, о жизни и смерти, о Боге. И душа его настраивается на возвышенный лад, —он смотрит на себя и на свои дела из этой перспективы, он оценивает себя, свою жизнь с точки зрения вечности.

В осмыслении будущего пути Российского государства творили лучшие умы нашего Отечества —А. И. Герцен, Н. Я. Данилевский, Ф. М. Достоевский, И. А. Ильин, И. В. Киреевский, Д. А. Писарев, А. А. Потебня, Вл. Соловьев, П. А. Сорокин, П. Я. Чаадаев, Г. Г. Шпет и многие другие. Особенности русского культурно-исторического типа может быть выявлена в мировидении и мирочувствовании русской души, где отчетливо явлена та «вселенная », те формы бытия, в которых обретает себя человек, различающий добро и зло (Ф. М. Достоевский), человек, желающий быть лучше через приобщение к культурным или, по выражению С. И. Гессена, «неисчерпаемым » заданиям человечеству.

В отечественной культурно-исторической традиции онтологический симбиоз Космоса, Психеи и Логоса характеризуется следующими положениями:

— трактовка космоса как живого, становящегося образования (Н. Ф. Федоров, В. В. Розанов);

— понимание единства и множественности мироздания «разноосновного » с логико-ценностной точки зрения (М. В. Ломоносов, И. В. Киреевский, Н. О. Лосский);

— способность к «всемирной отзывчивости » (Ф. М. Достоевский);

— возможность последовательного самостояния (Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, И. А. Ильин); — поиски целостного знания о Боге и миропознании через постижение иррациональной своему основанию Вселенной (И. В. Киреевский, Н. О. Лосский, С. Булгаков, П. А. Флоренский);

— стремление к «богатырству » (И. А. Ильин), видение в духовном подвиге спасение человека от всего ущербного и возвращение к истинному (Феофан Затворник, Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков);

— поиск цельности своего бытия в жизни как способе служения Богу. Рассматривая приведенную трактовку историко-культурного субстрата отечественного педагогического процесса, сформулируем ключевые идеи конкретно-исторических доктрин отечественной мысли X I Х-XX вв. К их числу относятся: — восприятие человека как боговдохновенного (вселенского)существа, ищущего добра и противящегося злу;

— понимание патриотически-ориентированного образования через наследие непреходящих ценностей соборного в своей основе русского культурно- исторического типа;

— саморазвитие и самоусовершенствование личности посредством идеала, выводящего индивида из его собственного бытия в живое соборное всеединство мира, движущего начала воспитательного процесса;

— познание Вселенной и Человека как единого иррационального универсума, требующего раскрытия своей сущности с позиций духовности.

В исследованиях философов X I Х-XX вв. последовательно звучит мысль об уникальности человека, который есть существо боговдохновенное или вселенское (К. Н. Вентцель, В. В. Зеньковский).

В этих философских пределах заключены ее свобода и индивидуальность, ее способность творить (И. В. Киреевский, Н. А. Бердяев, В. В. Зеньковский, С. И. Гессен, Н. О. Лосский).

Человек, верящий в Бога, различает в себе добро и зло, стремится к безусловной доброте и правде. В этом его свобода и оправдание своего бытия. Их он искупает у себя самого своей жертвою, духовным подвигом, своей цельной, соборной жизнью (Н. И. Пирогов, В. В. Зеньковский, П. Ф. Каптерев, Н. Ф. Федоров, Д. И. Менделеев, В. В. Розанов). Сторонникам евразийства (Л. П. Карсавин, Н. Н. Алексеев, П. Н. Савицкий, Н. С. Трубецкой и др.)принадлежит идея о сочетании государства и общества как единой социальной реальности, призванной осуществить важную духовную историческую миссию, составляющую глубокий смысл и великую цель единого евразийского государства, его правящего слоя, социальной общности народов России- Евразии, коллектива, семьи и, наконец, человека-индивидуума. При этом индивид рассматривался евразийцами как некая единица свободного самоопределения индивида в идеократическом государстве для достижения целей данного государства.

Социальная философия евразийства, утверждая вектор общественно- государственного развития России, снимает ограничение в рамках того поля, где происходит извечное противостояние личного и общественного начал, свободы и зависимости, индивидуального и коллективного в рамках общественной организации. Единство индивидуумов вовсе не безличная сфера ценностей и не метафорический субъект. Это единство не меньшая, а большая, чем индивидуум, личность, однако лично осуществляющая себя только в свободных индивидуальных личностях и их согласовании. Эмпирически ни один соборный субъект не достигнет полного своего единства, но останется только на пути к нему, только «согласованным » или «симфоничным ».

Идея симфонической личности в евразийстве соотносится с православием. Она включает в себя особое понимание всеединства, благодати, любви, жертвенности. Симфоничность предполагает и гармоничное разграничение областей ведения и полномочий светской и духовной властей при их «любовном взаимодействии ».

Приведенное понимание симфонической личности позволяет глубже раскрыть сущность государства как соборного целого, объединяющего в себе совокупность индивидуумов. В этом контексте пересекаются смысловые поля основных евразийских понятий:соборной личности и идеократического государства (идеократии). И именно здесь социальная философия евразийства достигает высшей степени конкретности восходя к понятию общественного идеала.

В частности, Л. П. Карсавин определяет:«По идеалу и существу соборная личность есть всеединство своих индивидуальных и низших соборных личностей. Она. . . иерархическая система ». (33;С. 115).

Ведь без наличия общественного идеала по вертикали борьба этих начал предполагает либо установление деспотичного и жестокого государства, подавляющего всякую индивидуальность с присущей ей свободой, либо анархию в виде «полной » свободы любого индивида, ничем не связанного с коллективом, обществом и государством. Выход из одноуровневого поля борьбы двух указанных начал вверх, к «огромной и положительной идее », евразийцы видят в своей социальной концепции в понятии идеократии.

Л. П. Карсавин подчеркивает, что всякая соборная личность- иерархическая категория. В иерархии симфонических личностей, предложенной автором, государство занимает одну из верхних ступеней, являясь социальной основой и формой целостного единства российского государства. Данное единство включает в себя совокупность этносов, конфессий, классов, социальных слоев и групп, а также отношений, определяющих само существование гармоничного социального общества.

Более того, как и любой другой симфонический субъект, государство —«. . . не агломерат или простая сумма индивидуальных субъектов, но их согласование (симфония), согласованное множество и единство и-в идеале и пределе — всеединство ». (33;С. 113)

Человек принимает свободу и творит ее, но с «извлечением » из себя «человекобоговой »(Ф. М. Достоевский)духовности наблюдаются существенные трудности. С. И. Гессен писал, что поверка добра и зла, свободы, индивидуальности «мирскими » потребностями влечет за собой уничтожение абсолютности этих категорий и подмену «неисчерпаемых заданий » человечества утилитарными целями.

Человек, осознавший себя как боговдохновенную (вселенскую) субстанцию, вобравший в себя все мироздание, становится способным к живому личному созидательному действию, и перед ним открываются вселенские задачи —единение, восстановление единства природы и человека, человека и человечества, человека и Бога.

Философы XIХ-XX вв. традиционно видели в школе один из институтов воспитания отечественного культурно-исторического типа. А. С. Хомяков, К. Д. Ушинский, С. А. Рачинский, В. В. Розанов, В. В. Зеньковский считали, что человек обретает духовность, лишь взрастая в живом культурном целом. Само бытие человека подвигало его к осознанию и поиску абсолютных ценностей духовности. Последнее утверждение связывается с пониманием в отечественной культурно-исторической традиции соотношения личного и соборного. А. С. Хомяков увязывал соборность с постижением человеком своей свободы, которая выражается в том, что он в церкви (общине)находит «самого себя, но себя не в бессилии своего духовного одиночества, а в силе своего духовного, искреннего единения со своими братьями, со своим Спасителем. Он находит в ней себя в своем совершенстве, или, точнее, находит в ней то, что есть в нем совершенного в нем самом —Божественное вдохновение »(Цит. По 4;С. 108).

Изучение существовавшей в России в XIХ столетии системы образования позволило выявить ее детерминанты, ориентированные на выполнение государственных требований, таких как:практико-профессиональная опосредованность, принудительность, прагматичность.

Под влиянием начавшейся в 30-е годы XIX века политической реакции повысился интерес ко внутреннему миру человека, обострилась проблема национально-культурной идентификации русской школы. Эти вопросы занимают особое место в трудах В. Г. Белинского. Он говорит о необходимости воспитания «человека вообще », рассматривает русского человека как диалектическое единство национального и интернационального. Национальное самосознание исследуется В. Г. Белинским как основа самостроительства, самоопределения личности, ее свободного развития. Однако взгляды В. Г. Белинского не лишены противоречий. Традиционно подчеркивают центральную оппозицию в его педагогическом идеале:утверждение самодостаточности «человека вообще », а требование от личности —служение народу.

Анализируя основополагающие философские и педагогические взгляды В. Г. Белинского, можно утверждать, что мыслителю удалось показать «оборотную сторону »культа «человека вообще », который приводил к стихийному индивидуализму. Учитывая неполноту и опасность идеала «человека вообще », педагог стремится к гармонизации взаимоотношений человека и общества. Человек, по мнению В. Г. Белинского, становится личностью, не только развивая свой внутренний потенциал, но и проявляя способность к состраданию и неудовлетворенность любыми формами несправедливости. Человек должен стремиться к высшему идеалу. Этот идеал В. Г. Белинский видит в преобразовании общества, устранении беззаконий одних и страданий других. Индивидуальная свобода невозможна без общественной гармонии. В педагогическом наследии В. Г. Белинского мы находим очередной этап эволюции категории служения в русском образовании: служение Богу —служение государству —служение народу.

Центральное противоречие просветительских взглядов В. Г. Белинского доводится до высшей точки в образовательной системе революционеров- демократов.

В педагогическом наследии Н. Г. Чернышевского это противоречие несколько смягчено за счет выдвижения на первый план идеи общественного служения и подчинения ей концепции личности.

Идеал Н. Г. Чернышевского —целеустремленная, деятельная личность, вбирающая в себя общенародные потребности и глубоко чувствующая общенародную боль, —формируется в несколько этапов:создание культурного образа мира, анализ конкретной социальной среды, практическое действие.

Однако уже в теории Н. А. Добролюбова происходит редукция социальности и новое обострение противоречия между «внутренним » и «внешним » человеком.

Для Н. А. Доборолюбова приоритетными являются такие понятия, как «детство », «свободное воспитание », «проблемное обучение », «единство обучения и воспитания ». При сохранении в качестве идеала сознательно героической личности педагог интересуется не столько социальной судьбой человека подобного типа, сколько педагогическими принципами и технологиями, которые способствуют его развитию:проблемность, самостоятельность, творческий характер обучения, авторитет преподавателя вместо авторитарного обучения и др.

Об узости классового подхода Г. В. Плеханова к проблеме патриотизма свидетельствует содержание его статьи «Патриотизм и социализм ». В какой-то мере это видно уже из следующего высказывания Плеханова:«А так как по условиям современного мирового хозяйства социалистическая революция, которая положит конец господству капитала, должна быть международной, то в умах сознательных рабочих идея отечества, объединяющего в одно солидарное и полное «исключительности »целое все классы общества, по необходимости должна уступить место бесконечно более широкой идее солидарности революционного человечества, т. е. «пролетариев всех стран ». И чем шире делается могучая река современного рабочего движения, тем дальше отступает психология патриотизма перед психологией интернационализма » (51;С. 117)

Основой философии воспитания служения Отечеству К. Д. Ушинского являются законы человеческой природы. Педагог впервые в своей практике объединяет достижения антропологических наук, осуществляя синтез научных знаний о человеке. Особый социальный смысл трудовой деятельности людей педагог видел в его соединительной, соборной функции:совместный труд объединяет и укрепляет семью, общество, государство. Такая деятельность составляет фундамент нравственного развития человека. Общественно направленный и социально значимый труд составляет основу, на которой развиваются и укрепляются гуманизм и нравственность. Труд их соединяет и «свято поддерживает », порождая и поддерживая искру взаимного сочувствия, уважения и доброжелательности.

Особая заслуга Л. Н. Толстого для развития русской теории воспитания патриотизма состоит в том, что он отвечает на вопрос о содержании понятия человек «внутренний » —это начало, ядро личностного развития. Таким ядром является детство как субстанция личности. Путь воспитания человека «внутреннего » —сохранение детского начала как особого типа ментальности и универсальной нравственной категории, имеющей в своей основе идею служения Отечеству. В лице Л. Н. Толстого русская педагогическая мысль приходит к тому, с чего начинается европейская педагогическая антропология —с интереса к человеку «в начале » жизни. Л. Н. Толстой видит источник воспитания и развития человека в нем самом.

Таким образом, идеалы служения Отечеству стали не только внутренней опорой российской системы образования, но и основой культурного творчества, гражданско-нравственных поисков наиболее приемлемых перспектив будущего России.

А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев. СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ КАК СМЫСЛ РОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЗМА

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Красноозёрная основная общеобразовательная школа»

Районная научно-практическая конференция

«Здоровая Россия – наше будущее»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

по теме «Что значит служить Отечеству?» .

Выполнил:

Северина Ангелина

ученица 4 класса

Учитель:

Кучендаева Л.М.
учитель нач. классов

С. Красноозёрное

2015 г.

Содержание

Введение 3

Глава I

1.1. Военные судьбы 4

1.2. Герои обычных дней 4

Глава II «Свящeнный долг каждого»

2.1. Ч 5

Заключение 5

Информационные ресурсы 6

Приложение

    Пословицы о Родине 7

    Фотографии из семейного архива 8

    Сочинения одноклассников 13

Введение

Быть патриотом…. Что же это значит?

А это значит Родину любить,

А это значит честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить.

Ковалёва Е.

Тема моего исследования «Что значит служить Отечеству?». Услышав этот вопрос от учителя, я серьезно задумалась. Подразумевает ли это исполнение своего «почетного долга» в виде службы в армии? Или сейчас у молодежи вообще нет такого понятия – «служить Отечеству»? А если есть, то как они себе представляют это служение? Мне кажется, что современным ребятам выпало жить в довольно сложное время. Часто слышим, что мы живём в мире, в котором нет идеалов. Многие считают, что наше время – это время, в котором нет героев. Искажены слова гражданин, патриот.

Актуальность заключается в том, что сегодня российская армия вызывает двоякие чувства, родители изо всех сил стараются уберечь сыновей от службы.

Заинтересовавшись этими проблемами , я поставила перед собой цель:

узнать, могут ли дети служить Отечеству.

Для достижения данной цели мне необходимо решить следующие задачи:

    познакомиться с новыми фактами из истории моей семьи;

    познакомиться с литературными произведениями о Родине;

    изучить мнение людей.

Выполнение данной работы включает в себя следующие группы методов:

    опрос;

    наблюдение;

    сбор информации;

    систематизация информации;

    оформление работы;

    публичное выступление.

Источники информации:

    литературные средства

    интернет

    интервью

    сочинения одноклассников

Практический результат – памятка «Служу Отечеству» и информационный доклад с презентацией, которые могут быть использованы на уроках окружающего мира, литературы, на классном часе.

Глава I «Как родная меня мать провожала…»

1.1. Военные судьбы

Свое исследование я начала с семьи, выясняла, как служили мои предки. О судьбе некоторых из них я могу узнать только по рассказам, потому что их не стало задолго до моего рождения. Мой прапрадедушка - Фомин Гаврила Александрович 1900 года рождения в 1933 году был раскулачен и сослан с семьёй в Абакан. Так они и попали в Хакасию. Работали на полях. А в 1939 году окончательно поселились в Красноозёрном. Погиб на фронте.

Его дочь вышла замуж за Королёва Григория Ильича. Он родился в 1922 году в Саратовской области на берегу Волги. В 1941 году 1 июля его призвали в армию, у него было образование семь классов, ещё до войны окончил курсы шофера. Был направлен на обучение в Вольское авиационное училище по специальности техник-механик истребительской авиации.

В июле 1942 года заканчивает и отправляется на фронт. Воевал на Юго-Западном фронте, на Воронежском, который переименован в Первый-Украинский фронт.

В феврале 1944 года его в составе группы из пяти человек перебросили с фронта в военное училище для подготовки лётчиков на фронт.

В июле 1945 года их отправляют на Сахалин для разгрома Японской Квантунской армии.

В марте 1947 года демобилизовался в звании старшина авиации. Имел награды: медаль «За боевые заслуги», медаль «За победу над Германиией и Японией». После войны дедушка прожил до 67 лет.

Второй мой прадед – Вятчин Андрей Леонтьевич родился в 1918 году. В 1938 году был призван на срочную службу районным военкоматом. В 1941 году ушёл на фронт. Воевал на Белорусском фронте артиллерийским разведчиком, имел боевые награды: «Орден Отечественной войны», «Орден Славы» и другие. Вернулся живым и прожил до 72 лет.

Вот такие у меня прадеды. Всю свою силу, знание, умение отдали службе Отчизне.

1.2. Герои обычных дней.

Теперь, когда стало непрестижно идти в армию, я с гордостью говорю о своем отце, о старшем брате, о дядях по материнской и отцовской линии, которые с честью выполнили свой долг перед родиной. Отец служил в пограничных войсках, брат Алексей в войсках спецназа ГРУ. Они «не откосили» от армии, и гордятся тем, что служили, считая армию настоящей школой для настоящих мужчин!

Многие молодые парни в панике бегут от службы в армии. Они готовы испортить своё здоровье, ломать конечности, но только не служить. А ведь многим послужить действительно стоит. Дембеля (контрактники) имеют льготы при поступлении в ВУЗы, устройстве на работу. Говорят, что раньше не служившего парня за человека не считали, девушки старались не дружить с ними.

Глава II «Свящeнный долг каждого»

2.1. Ч то значит – служить Отечеству в самом широком понимании этого слова?

Далее я провела опрос среди детей и взрослых с целью изучения мнения людей. Из всех опрошенных оказалось 52% детей и 48% взрослых. Дети отвечали коротко. Основными ответами были: защищать Родину, служить Родине и отдавать долг Родине. Взрослые же отвечали интереснее. Например, гордиться своей страной, помогать маленьким и престарелым людям, честно выполнять свою работу, заботиться о своих родных.

Затем в классе мы писали сочинения, отвечая на этот вопрос. Многие сочинения были очень интересными. Одни служение Отечеству связывают со службой в армии, другие даже считают, что это значит «отдать всё, даже может быть жизнь». Мне понравилось высказывание, что каждый человек с детства начинает служить Отечеству. Например, учёба в школе, институте, потом работа на благо родины, охрана природы. Но главное в чём сошлись наши мнения, это то, что служение Отечеству можно понимать по-разному, но любить его нужно безгранично.

Заключение

Таким образом, считаю, что главный результат проделанной работы заключается в том, что я сделала для себя вывод, чтобы служить своему Отечеству, не обязательно быть военным. Достаточно просто любить свою страну. Служить Отечеству – это служить его народу (то есть, и себе). Это когда каждый на своём месте занимается своим делом, и делает его хорошо. Кто-то учится, кто-то работает: за столом, за станком, на заводах, на фабриках, на полях: или играет в футбол; или ведёт сложные переговоры… Не важно что это, но обязательно, чтобы каждый чувствовал, что делает он одно общее, большое и важное дело, которое всем очень нужно и необходимо, и направлено оно прежде всего, на благо, для процветания и нашего огромного и чудесного Отечества, которое называется Россией! Это в моем понимании и есть служение Отечеству обычного гражданина.

Я, Северина Ангелина, в свои 10 лет стараюсь хорошо учиться, помогаю ветеранам, своим родным и близким, забочусь о чистоте, о сохранении природы, участвуя в субботниках. Я патриот своей страны, а значит я служу Отечеству!

Использованная литература:

    Материалы из семейного архива (письма, справки, фотографии)

    Данные сети Интернет.

    1000 пословиц, загадок, поговорок. Сост. В.Ф. Дмитриева. –М.:АСТ; СПб.: Сова, 2011. – 510 с.

    Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.

Приложение 1

Пословицы о Родине

Мой прадед - Королёв Григорий Ильич (слева)

Папа - Северин Владимир Васильевич

Дедушка – Сюсин Василий Герасимович

 


Читайте:



Африка полезные ископаемые

Африка полезные ископаемые

Предварительный просмотр:Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...

Презентции на тему афганистан, афганская война, скачать бесплатно к классному часу

Презентции на тему афганистан, афганская война, скачать бесплатно к классному часу

Презентация "Афганская война 1979-1989 гг" предназначена для расширения знаний обучающихся об одной из трагических страниц истории СССР. Изложенный...

Что помешало спасти "титаник"

Что помешало спасти

Океан. Выпуск тринадцатый Баранов Юрий Александрович «Самсон», эскадренный миноносец. «Самсон», эскадренный миноносец. В октябрьские дни...

Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать

Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать

Валентина Меняйленко Проект по литературному чтению в 4 классе «Они защищали Родину» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение...

feed-image RSS