Реклама

Главная - Витале Джо
Кого высмеивает автор в басне муха. Басня Дмитриева "Муха": история создания, мораль. Чтение басни учащимися по абзацам

В басне рассказывается о том, как Муха ехала спокойно на рогах Быка. Тот еле тащился с плу­гом с поля, на котором пахал. И вот по дороге они повстречали другую Муху.

Бык с плугом на покой тащился

по трудах;

А Муха у него сидела на рогах,

И Муху же они дорогой повстречали.

При встрече другая Муха спросила, откуда они бредут еле-еле и такие уставшие. Муха, что сидела на рогах быка ответила, что они пахали.

«Откуда ты, сестра?» -

от этой был вопрос,

А та, поднявши нос,

В ответ ей говорит: «Откуда? Мы пахали!»

В конце этой басни дается мораль. И заключа­ется она в том, что от басни всегда можно дойти до были. Басней иногда называли то, что выду­мано. Быль же, наоборот, говорит о том, что слу­чилось на самом деле. Поэтому автор и говорит о том, что вымысел и выдумка со временем могут превратиться в событие, которое произошло в действительности. И как бы в подтверждении своих слов автор спрашивает о том, случалось ли нам слышать такие слова. Например, когда лен­тяй говорит о том, что «мы» что-то делали, сам при этом не прикладывая к этому никаких уси­лий.

От басни завсегда

Нечаянно дойдешь до были.

Случалось ли подчас вам слышать,

«Мы сбили! Мы решили!»

В басне Дмитриева прослеживается противо­поставление труда и безделья. И заметим, что в ней совершенно нет едкой сатиры (обличаю­щее осмеяние, подвергнутое суровой критике) и негодующего смеха.

Однако баснописец находит совсем другие способы и приемы для иллюстрации важных мо­ральных истин.

Материалом для басни послужил случай из крестьянской жизни. Известно, что труд кресть­янина всегда был очень тяжелым и непосиль­ным. Пахать землю им помогали лошади или быки. Один из таких тружеников и представлен в басне Дмитриева. Домой он тащится, так как безмерно устал от трудового дня. Но в произведе­нии баснописец показывает не только трудягу Быка, но и лентяя, образ которого воплощен в Мухе. Она все это время просидела на рогах и соответственно ничего не делала. Но при встре­че с другой Мухой все заслуги она приписывает только себе, хотя прекрасно понимает, что она за все это время палец о палец не ударила. Безделье свое Муха скрывает за хвастовством, и при этом она приписывает себе заслуги, которые не совер­шала. Хвастливость баснописец ярко выражает в том, что Муха задрала нос от своей важности и неоценимости поступка.

Наверное, многие из вас слышали такое выра­жение, как «Мы пахали», которое со временем стало крылатым. Мы часто используем его в ре­чи, когда хотим сказать о человеке, который, ничего не делая, приписывает себе чужие заслу­ги и труды. И таким обобщением, что звучит в морали, баснописец дает понять, что это не единичный случай. И он может относиться не только к труду крестьянина. На его месте может оказаться любой человек.

Как раз в морали и виден легкий, но не менее укоряющий смех баснописца над ленью и хвас­товством.

Ответы к школьным учебникам

Басни: И. Крылов «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет», И. Хемницер «Стрекоза», «Друзья», Л. Толстой «Стрекоза и муравьи», А. Измайлов «Кукуш­ка», И. Дмитриев «Муха».

2. Как вы отличите басню от сказки, рассказа и стихотворения? Приведите примеры и сравните.

Басня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль.
Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.

Сказка - это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом, это более объёмное произведение с развёрнутым сюжетом.

Рассказ - это малая форма повествовательной прозы. В основе рассказа, как правило, один случай из жизни ге­роя. Сюжет рассказа прост, композиция представляет со­бой прямую последовательность событий, число дейст­вующих лиц невелико. События развиваются динамично, всё происходит в небольшой отрезок времени.

Стихотворение - это небольшое поэтическое произве­дение, написанное ритмизованной речью.

3. Вспомните басни Эзопа. Чем они отличаются от басен И.А. Крылова, И.И. Хемницера?

Басни Эзопа: «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград». Основное отличие басен Эзопа относится к внешнему построению текста: басни Эзопа написаны в прозе, басни И.А. Крылова и И.И. Хемницера - в стихах.

4. Вспомните, из каких басен эти слова, ставшие пословицами.

«А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь». - И. Крылов «Квартет»
«А Васька слушает да ест». - И. Крылов «Кот и повар».
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться». - И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».
«Друг друга всяк зовёт,
А братский воз ко дну идёт». - И. Хемницер «Мужики».
«Вот выше сяду на суку.
Ну, слушайте теперь:
Ку-ку, ку-ку, ку-ку». - А. Измайлов «Кукушка».
«А воз и ныне там». - И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

5. Вспомните и назовите имена русских баснописцев.

Баснописцы: Иван Андреевич Крылов, Иван Иванович Дмитриев, Александр Ефимович Измайлов, Иван Ивано­вич Хемницер. Басни писал и Лев Толстой.

6. Назовите по иллюстрациям басни и их героев. Прочитайте ту, которая вам нравится.

1) А. Измайлов «Кукушка».

2) И. Дмитриев «Муха».

3) И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

7. Прочитайте пословицы. Какая из них может быть моралью басни? Назовите басни и докажите правильность своего выбора.

1) Без беды друга не узнаешь - басня И. Хемницера «Мужики»;

2) Как аукнется, так и откликнется - басня И. Крылова «Стрекоза и Муравей»;

3) Сытый голодного не разумеет - басня И. Крылова «Волк и Ягненок»;

4) У Фомушки денежки - Фомушка, Фома;

У Фомушки нет денежки - Фомка, Фома. - басня И. Крылова «Ворона и Лисица»;

5) У всякой песни свой конец - И. Крылов «Волк на псарне»;

8. Выберите героя басни и попробуйте от его имени рассказать историю, которая с ним приключилась.

История может быть такой: «Послушайте меня, друзья, я - Кукушка - прилетела издалека, и там я слышала, как поёт Соловей. От его пения замирает сердце, кружится голова, и ты забываешь всё на свете. Но я тоже чудесно научилась петь. Вот послушайте: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку».

«Мы пахали» - крылатое выражение, характеризующее действия бездельников, которые приписывают себе чужие достижения. Источником ее является произведение XIX века. Но злободневности своей эта фраза и спустя двести лет не утратила. Басня Дмитриева «Муха» - небольшое нравоучительное произведение, которое, как и прочие сочинения в этом жанре, всегда будет актуальным.

Русский баснописец

С басней в русском языке, прежде всего, ассоциируется фамилия Крылова. Но создателем не только замечательных песен и сказок, а также и поучительных стихотворений был Басня «Муха» - это один из его переводов с французского языка. Как и другие произведения, созданные в жанре, берущем истоки еще в античной литературе, она является украшением творчества русского поэта. Произведение отличается легким языком, что характерно больше для послепушкинской эпохи. Перевод Дмитриева обладает свободной и плавной версификацией.

Сатира и сюжет

Важное место в творческой деятельности этого автора занимала сатира. Ее он, как правило, направлял в адрес бездарных сочинителей длинных од. Во времена Ломоносова и Державина подобных графоманов было полным-полно. Но - и это подтверждает басня Дмитриева «Муха» - простой человеческий порок не меняет своего лица. Безделье, глупость и хвастовство встречались в пушкинские времена и проявляются в той же форме у современных людей.

Басня повествует о том, как бык-труженик возвращается после тяжелых трудов на заслуженный покой. А на рогах его невозмутимо сидит муха. Встречая свою подругу, она хвастает трудами, которые якобы недавно совершила. Короткую фразу «мы пахали» героиня басни бросает как бы между прочим, не только убеждая собеседницу, но как будто и сама пребывая в уверенности, что она - участница выполненных работ.

Перевод произведения французского автора

Известно, что русские сочинители басен черпали сюжеты в творчестве Относительно того, на основании какого первоисточника создана басня Дмитриева «Муха», существует несколько мнений. Однако авторов, творивших в этом жанре, объединяло то, что переводы их отличались вольным стилем. Если предположить, что произведение Дмитриева заимствовано из творчества французского поэта Лафонтена, то по содержанию «Муха» наиболее близка басне «Муха и дорожные».

Это произведение также переведено Иваном Крыловым. Но в исполнении Дмитриева муха не столь назойлива и активна. Она беспечно разместилась на рогах быка, возвращающегося с плуга после праведных трудов. Что хвастливая героиня стихотворения делала прежде, неизвестно. Но, встретив свою сестру, на вопрос о том, откуда путь держит, она небрежно бросает фразу: «Откуда? Мы пахали». В этих словах скрыта самоуверенность, желание приписать себе чужие заслуги. У персонажа Крылова характер более непоседлив. Здесь главные пороки - глупость и излишняя суета.

Перевод Эзопа

Лафонтен не являлся создателем Свои произведения он писал на основе сочинений древнегреческого автора, существование которого находится под сомнением и сегодня. Этому полулегендарному поэту все же принадлежит басня «Мухи». Она повествует о жадности, которая приводит к гибели. Смысл этого античного произведения можно свести к мудрым словам Петрарки: «Знай предел вожделений». Иную нравоучительную цель имеет басня «Муха». Дмитриев вложил в свое небольшое стихотворение сатирический взгляд на сочетание таких неприглядных человеческих качеств, как хитрость, глупость, лень, лживость, хвастовство. Смесь этих пороков в одном из своих собеседников встречал хотя бы раз каждый человек.

Уникальность басни

Неповторима по содержанию басня «Муха». Дмитриев, возможно, и перевел произведение одного из французских авторов, которые, в свою очередь, воспользовались древнегреческими источниками, но сделал это очень тонко и искусно. Человеческие недостатки во все времена одинаково неприглядны. Русский поэт благодаря своему легкому стилю передал столь тонкие оттенки, что едва ли в мировой литературе можно найти нечто идентичное.

Стиль Дмитриева

Басня Дмитриева «Муха» очень лаконична. Для того чтобы передать основную мысль, автору понадобилось всего десять строк. Мораль басни «Муха» Дмитриев вывел в одной фразе. Поэт в нравоучительной концовке говорит о том, что подобное нередко встречается в жизни. И, словно обращаясь к читателю, спрашивает о том, случалось ли ему когда-либо слышать самовосхваление, не имеющее под собой никакого основания. Бахвальство и лень он обличает на примере поведения своей героини, наделяя ее исключительно распространенными человеческими пороками. Мораль басни «Муха» Дмитриев сформулировал в четырех строках, где и подвел итог своей сатире на людей, страдающих фанфаронством и бездельем.

Более восьмидесяти произведений в нравоучительном жанре создал Иван Дмитриев. Басня «Муха», несмотря на малый объем, - одна из самых ярких. Следует сказать: это произведение переведено на немецкий язык, что говорит о его уникальности. Подобные сатирические стихотворения сформировались во французской литературе. Но дальнейшее развитие получили в литературах других стран.

Вместо послесловия

Один из создателей произведений в самобытном стиле, который условно можно назвать жанром "русская басня", - И. И. Дмитриев. "Муха" - сочинение, которое, наряду с произведениями других русских сатириков, должно быть известно современному читателю. Высмеивая недостатки, короткое повествование выполняет важную нравственную функцию. Ведь пока существуют в мире люди, которые предпочитают не действовать, а лишь находиться рядом с теми, кто трудится, актуальность не утратит басня Дмитриева «Муха».

Чтение

Тема:Крылов «Муха и Пчела».

Цели:

1. Продолжить изучение творчества и совершенствование сознательного правильного и выразительного чтения.

2. Развивать устную речь, мыслительные процессы, внимание.

3. Воспитывать положительные качества характера, нетерпимость к лени.

Материалы и оборудование: учебник, портрет баснописца, иллюстрации из басен, отрывки из басен, пословицы, презентация на мультимедиа.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Психологическая настройка.

Посмотрите на экран

по отрывкам узнайте басню:

«Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна: но только все не в прок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.»

«Ворона и Лисица»

Из какой басни мораль? Какие людские пороки высмеивает автор?

«А вы друзья как не садитесь

Все в музыканты не годитесь.

«Квартет»

- кого высмеивает эта басня? (бездарных музыкантов)

3.Проверка дом. задания.

Ребята, с произведениями какого поэта-баснописца мы знакомились на прошлых уроках?

Что такое басня?

Что такое мораль басни?

Что было задано на дом?

Выразительное чтение басни «Осел и Соловей» - III группа

Чтение наизусть отрывок - I и II группа.

Какова мораль этой басни? Чье это мнение? Каких судей имел в виду Крылов?

4.Основная часть:

Сегодня на уроке мы познакомимся с басней «Муха и Пчела». Запишите тему урока.

Внимательно послушайте басню и скажите, какой человеческий порок высмеивает автор.

Чтение басни учителем.

Ответ учащихся на вопрос (какой человеческий порок высмеивает автор?)

5. физминутка

гимнастика для глаз

Чтение басни учащимися по абзацам.

Вопросы:

Где и когда Муха увидела Пчелу?

Что делала Муха в саду?

Как вы поняли следующие слова?

- Спесиво - надменно, высокомерно

- захирела- зачахла, стала хилой.

О каком житье стала рассказывать Муха Пчеле?

В чем заключается райское житье Мухи?

- Вельможа-знатный и богатый

- жалуя пол нежной -

Что ответила Пчела Мухе?

Растроили слова Пчелы Муху? Почему вы так думаете?

Кто главные герои этой басни?

вы так думаете?

Выборочное чтение.

Пчела - какая? (Трудолюбивая, умная, добрая).

Из каких слов видно, что Пчела трудолюбива, работает с утра до

Кто говорит эти слова?

Какой оттенок этим словам придает Муха: хвалит она пчелу или

осуждает?

Муха - какая? (Ленивая, хвастливая, нахальная, глупая).

Какой образ жизни ведет Муха?

Каким представляется Мухе райское житье.

Чтение басни и учащимися по ролям ( автор, Муха, Пчела)

Остальные внимательно слушают, и после чтения басни скажите - кто из ребят правильно передал речь героев.

Что осуждает Крылов в этой басне?

Какова мораль этой басни? Скажите своими словами и подтвердите словами из текста.

Многие выражения из басен Крылова стали пословицами, поговорками. Народ тоже складывал пословицы и поговорки о труде, дружбе, учении.

Внимательно посмотрите на доску, прочитайте пословицы. Подумайте и скажите: К какому герою относятся эти выражения?

Покой пьет воду, а беспокойство - мед.

Гулять - на диво, работать ленива.

За пчелкой пойдешь - до меду дойдешь.

За мухой пойдешь - до навозу дойдешь.

Чуму учат эти пословицы? Какими людьми должны мы быть по мнению Крылова?

7 . Дом. задание

I – гр отрывок наизусть.

Итог:

С какой басней познакомились на уроке?

Какие отрицательные черты высмеивает Крылов?

Открытый урок по чтению в 8 классе

Тема:

«Муха и Пчела»

 


Читайте:



Африка полезные ископаемые

Африка полезные ископаемые

Предварительный просмотр:Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...

Презентции на тему афганистан, афганская война, скачать бесплатно к классному часу

Презентции на тему афганистан, афганская война, скачать бесплатно к классному часу

Презентация "Афганская война 1979-1989 гг" предназначена для расширения знаний обучающихся об одной из трагических страниц истории СССР. Изложенный...

Что помешало спасти "титаник"

Что помешало спасти

Океан. Выпуск тринадцатый Баранов Юрий Александрович «Самсон», эскадренный миноносец. «Самсон», эскадренный миноносец. В октябрьские дни...

Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать

Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать

Валентина Меняйленко Проект по литературному чтению в 4 классе «Они защищали Родину» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение...

feed-image RSS