Разделы сайта
Выбор редакции:
- Лабораторная работа по информатике "работа с каталогами информационных образовательных ресурсов" Министерство образования РФ
- Сочинение My working day на английском с переводом
- Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания
- Импульс силы можно рассчитать по формуле
- ю Высшие и центральные государственные учреждения
- Милославская мария борисовна совет федерации
- Духовно-рыцарские ордена – кратко
- Великая французская революция
- Загадочная цивилизация мерое Прогулка по древнему городу
- Сочинение Pros and cons of the Internet на английском с переводом
Реклама
Сколько гласных и согласных в слове юла. Занятие по обучению грамоте детей подготовительной группы «В гости к звукам. Позиционные изменения согласных звуков в русском языке |
Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах - это не всегда одно и тоже. Буквы - это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки - слоги - слова. Список всех букв - это просто алфавит Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности: Алфавит русского языка: Всего в русском алфавите используется:
Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» - буквы "Т" и "С" сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква "Ю" в данном случае произносится как [йу]. Что такое фонетический разбор?Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением. Фонетическая транскрипцияДля звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:
В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).
Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем. Как сделать фонетический разбор слова?Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:
Данная схема практикуется в школьной программе. Пример фонетического разбора словаВот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй. Звуковая характеристика букв: я [й] - согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] - гласн., безударныйв [в] - согл., парный твердый, парный зв.л [л’] - согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] - гласн., ударныйн [н’] - согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] - гласн., безударный [й] - согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] - гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука. Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе. Фонетика и звуки в русском языкеКакие бывают звуки? Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым - мягким, звонким - глухим, шипящим, сонорным. Сколько в русской живой речи звуков? Правильный ответ 42. Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным? Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:
А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом. Гласные звуки в словах русского языкаГласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем. Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные. Сколько гласных звуков в русской фонетике? В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение. Фонетика: характеристика ударных гласныхГлавная фонематическая особенность русской речи - четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.
В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: ку ку ру за, дощечку , у чу сь, у лов, - во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’у ´сл’и], ключ [кл’у ´ч’] и тд. Разбор по звукам ударных гласных Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [ко´ т’ик], колокольчик [калако´ л’ч’ык], молоко [малако´ ], восемь [во´ с’им’], поисковая [паиско´ вайа], говор [го´ вар], осень [о´ с’ин’]. Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака"о ], патио [па"тио ], радио [ра"дио ], боа [бо а"] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой«ё» – [о]: тёрн [т’о´ рн], костёр [кас’т’о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей. Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языкаСделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за"мок - замо"к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):
В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:
Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука. Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:
Так, различается 1-ая степень редукции . Ей подвергаются:
Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий]. (неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)
Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».
Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., - это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):
Звуко буквенный разбор: йотированные звукиФонетически буквы Е - [йэ], Ё - [йо], Ю - [йу], Я - [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением. При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:◊ Ё - [йо], Ю - [йу], Е - [йэ], Я - [йа] в случаях, когда находятся:
Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах. ◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:
Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии. Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [йа ´рмарка], но яйцо [йи йцо´]. Важно: Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука - [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: - соловьи [салав’йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’йи’ х" но´шках], кроличьи [кро´л’ич’йи ], нет семьи [с’им’йи´ ], судьи [су´д’йи ], ничьи [н’ич’йи´ ], ручьи [руч’йи´ ], лисьи [ли´с’йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павильо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтальо н, шампиньо н, шиньо н, компаньо н, медальо н, батальо н, гильо тина, карманьо ла, миньо н и прочие. Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звукПо правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:
Фонетический разбор: согласные звуки русского языкаСогласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость. Сколько согласных звуков в русской речи? В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно - 36. Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?В нашем языке согласные бывают:
Согласный может быть звонким - глухим , а так же сонорным и шумным. Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.
Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) - щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании. Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук - звонкий согласный, если же слышится шум, - то глухой. Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» - в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» - аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных. Позиционные изменения согласных звуков в русском языкеСогласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией. Позиционное оглушение/озвончениеВ определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:
В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] - [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с]. При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в]. По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бесш умный [б’иш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция - процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий]. Мягкие согласные в русском языкеВ схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].
Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк. Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разбореЧтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.
Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].
Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
Непроизносимые согласные звуки в словах русского языкаВо время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв. В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:
Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.
Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г. Использованная литература:
Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву. В слове юла́
:
1 ) Транскрипция слова «юла́ »: . 3 буквы, 4 звука Настройка ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1§ 12 § 12. Кроме того, буква ю в начале слова и после гласного обозначает сочетание [йу], т, е. звук [у] с предшествующим [й]: юг, юла́ , зна́ ю, мо́ ю, уме́ ю (произносится [йук, йула́ , зна́ йу, мо́ йу, уме́ йу]). То же обозначает буква ю после так называемых разделительных ь и ъ: вью, пью, шью, чью, вы́ лью (произносится [в❜ йу, п❜ йу, шйу, чйу, вы́ л❜ йу]), съюли́ ть (произносится [с❜ йули́ т❜ и сйули́ т❜ ]). § 15 § 15. Буква а обозначает ударяемый гласный [а] в следующих положениях: а) в начале слова: акт, а́ рка, а́ лый; б) после гласных: заа́ хать, поа́ хать; в) после твердых согласных: там, дам, сам, гам, вам, мак, бак, брак, шаг, жа́ ба, ша́ лость, жаль; г) после мягких шипящих [ч] и [щ]: час, коча́ н, кача́ ть, поща́ да. 1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1988. - 704 с.. Фонетический разбор – один из первых видов анализа на уроках русского языка. Ребенок видит графический облик слова, слышит его звучание, обнаруживает разницу между написанием и произношением. И может ее объяснить, опираясь на понимание фонетических процессов. Таким образом, звукобуквенный разбор формирует логическое мышление, аналитические способности детей. При разборе слов с буквой «ю» обязательно вспомните, что у нее несколько задач:
В данном слове «ю» как раз в позиции начала слова. Фонетическая транскрипцияВ этом слове два слога: ю – ла́; ударным является второй слог. В транскрипции записывается [й’ула́] Характеристики[у] – гласн., безударный л — [л] – согласн., звонкий, твёрдый а — [а́] – гласн., ударный ГласныеБуква «ю» в любой позиции обозначает только один вариант гласного — [у], поэтому мы даем следующие характеристики:
Согласные«Ю» стоит в абсолютном начале слова, поэтому первый звук, который мы произносим, — [й’] – согласн., звонкий, мягкий. «Второй согласный — [л] – звонкий, твёрдый – обозначается на письме буквой «л». Примеры разбораУченик должен уметь оформить звуко-буквенный разбор слова юла письменно и дать устный ответ. УстныйСлово «юла» состоит из двух слогов: ю – ла́. Второй слог — ударный
И два согласных звука:
В разбираемом слове 3 буквы и 4 звука ПисьменныйЮла — [й’ула́] – 2 слога ю — [й’] – согласн., звонкий, мягкий [у] – гласн., безударный л — [л] – согласный, звонкий, твёрдый а — [а́] – гласн., ударный лариса титова
Задачи : закреплять умение проводить звуковой анализ слов ; различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки ; различать звонкие и глухие согласные; вычленять словесное ударение, определять его место в слове; развивать связную речь, внимание, память; воспитывать интерес и любовь к родной речи. Демонстрационный материал : картинки – схемы слов «мука» , «юла» , «мышка» , красные, синие, зеленые, черные фишки, указка, картинки (замок, замок, д/и «Угадай-ка» . Раздаточный материал : полоски с четырьмя и пятью клеточками, тарелочки, красные, синие, зеленые, черные фишки, указки. Оборудование : шапочки (2 красных, синяя, зеленая, черная, фишки, сумка. Ход занятияВоспитатель : Ребята, сегодня мы пойдем в гости . Звуки пригласили нас в свою волшебную страну, где мы вспомним, какие бывают звуки , поупражняемся в разборе слов, также нас ждут игры с заданиями. Итак, отправляемся в путь. Дети входят в зал. Восп.: Почему – то звуки нас не встречают , молчат, как рыбы. Наверное, что – то случилось. Давайте спросим ударение. Ударение : Что случилось? Да не поладили звуки и разошлись в разные стороны. А теперь согласные хотят поговорить и не могут. То кашляют : кх, кх! Хмыкают : Хм! То вдруг кошку начнут звать : кс, кс, кс! А гласные тоже хороши! То плачут, как малые дети : Уа, Уа! То аукают : Ау! Ау1 Вос.: Непорядок. Гласные и согласные звуки не могут жить друг без друга, им надо срочно помириться. Смотрите, согласные хотят что – то сказать : - БДМ, ВСГД, ВМСТ! И гласные :_ УЭ, ЭА, ЭЭ! Мы ничего не поняли. Теперь скажите вместе, дружно : Будем всегда вместе! Молодцы, больше никогда не разлучайтесь. А мы, ребята, давайте вспомним, какие звуки называют гласными ? (звуки , которые можно петь, кричать. Когда мы их произносим, во рту ничто не мешает). Гласный звук : Мы, гласные, тянемся в песни звонкой, Можем заплакать и закричать, В темном лесу звать и аукать И в колыбельке Аленку баюкать, Но не желаем свистеть и ворчать!» Вос.: Какие гласные звуки мы знаем ? Сколько их? (шесть : а, о, у, и, э, и, ы) . Гласные звуки мы обозначаем красной фишкой. Что вы можете рассказать о согласных звуках ? (когда мы их произносим, то нам мешают губы, зубы, язык) . Согласный звук : Мы согласные, согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется нам петь! Скажите, какие бывают согласные звуки ? Какими фишками мы их обозначаем? (согласные бывают твердые и мягкие, твердые –синими, мягкие – зелеными) . Ребята нам ни в коем случае нельзя забывать об ударении. Ведь оно играет важную роль в слове, даже может изменить их значение. Ударение : Шутник я, невидимка молоток, Тук – и ударил в безударный слог. И зразу же – исчез огромный замок, И появился маленький замок! Вос.: Следи за поведением молотка, Держи его в руках, озорника! Какой фишкой мы обозначаем ударение! (черной фишкой) Теперь у нас есть все необходимое для работы. Можно занять свои места за столами. Звуковой анализ слов . 1. Звуковой анализ слова «юла» . Что нарисовано на картинке? Что означают эти клеточки? (звуки ) Один ребенок разбирает слово у доски : «йула» - 1й звук «й» - согласный, мягкий, обозначаем его зеленой фишкой, 2й звук – «у» - гласный, обозначаем его красной фишкой, 3й звук «л» - согласный, твердый, обозначаем его синей фишкой, последний звук «а» - гласный, обозначае6м красной фишкой. В слове «юла» четыре звука . Сколько в слове гласных звуков ? Сколько слогов? Назовите первый гласный звук ? (у) Первый слог (йу) Назовите второй гласный звук (а) Второй слог (ла) Сколько в слове мягких согласных? Что вы можете сказать звуке (й) – он всегда мягкий, у него нет твердой пары. Скажите слово «юла» так, чтобы мы услышали ударный гласный звук . Поставьте над ним черную фишку. Уберите со схемы звуки : «а» , «у» , «л» . Какой звук остался ? (й) Дидактическая игра «назови слова» . Назовите слова со звуком «й» (чай, йод, майка, сарай, ягода) 2. Анализ слова «мышка» У доски слово поочередно разбирают пять детей . Обозначьте ударный гласный звук , прочитайте слово. Перенесите ударение на второй гласный звук , прочитайте слово. Поставьте ударение на место. Дидактическая игра с заданием. К доске пойдут звуки : «м» , «к» , «ш» , «ы» , «а» . На место встанут : Всегда твердый согласный, Ударный гласный, Первый согласный, Безударный гласный, А ты кто? 3. Дидактическая игра «Составь слово» . Назовите слово, которое получится из первых звуков этих слов – названий6 (клетка, облако, тапки – кот) . Составьте на столах схему этого слова. Теперь возьмем название картинок справа налево. Что получилось? (ток) 4. Дидактическая игра «Найди схему слова» Нужно найти нужную схему к каждому слову и соединить их. 5. Дидактическая игра «Сумки с продуктами» . Эти сумки нужно наполнить продуктами. В одну сумку положите те продукты, в названиях которых есть звук «с» , а в другую «с”» : сыр, колбаса, семечки, селедка, сухари, кисель, сок. Работа со звонкими и глухими согласными. Как называются согласные звуки , которые состоят из шума и голоса? Назовите их (звонкие в, г, д, з, б, ж) . Как называются согласные, которые произносятся с «выключенным» голосом и состоят только из шума? (глухие ф, к, т, с, п, м) . Я буду называть слова со звонкими согласными, а вы повторять их с «выключенным» голосом (год – кот, бочка – кочка, бил – пил, коза – коса, и т. д.) Итог занятия . Чем мы занимались в волшебной стране звуков ? Чтобы возвратиться, нам надо сделать цепочку. Дидактическая игра «Поймай конец и продолжай» |
Популярное:
Новое
- Сочинение My working day на английском с переводом
- Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания
- Импульс силы можно рассчитать по формуле
- ю Высшие и центральные государственные учреждения
- Милославская мария борисовна совет федерации
- Духовно-рыцарские ордена – кратко
- Великая французская революция
- Загадочная цивилизация мерое Прогулка по древнему городу
- Сочинение Pros and cons of the Internet на английском с переводом
- Мазепа и Кочубей: политический детектив эпохи Войска Запорожского Дочь кочубея