Разделы сайта
Выбор редакции:
- Лабораторная работа по информатике "работа с каталогами информационных образовательных ресурсов" Министерство образования РФ
- Сочинение My working day на английском с переводом
- Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания
- Импульс силы можно рассчитать по формуле
- ю Высшие и центральные государственные учреждения
- Милославская мария борисовна совет федерации
- Духовно-рыцарские ордена – кратко
- Великая французская революция
- Загадочная цивилизация мерое Прогулка по древнему городу
- Сочинение Pros and cons of the Internet на английском с переводом
Реклама
История и этнология. Факты. События. Вымысел. Тамплиеры, кто такие? История ордена, интересные факты Рыцарский орден тоже что и тамплиеры |
Конец XI века ознаменовался широким движением христианских народов против мусульманского мира. Западноевропейские феодалы и Католическая церковь почти за двести лет организовали восемь так называемых крестовых походов (1096-1270) на Ближний Восток - в Сирию, Палестину и Северную Африку. Захватнические цели таких завоеваний прикрывались священными лозунгами борьбы с «неверными» (мусульманами), освобождения «гроба Господня» и «святой земли обетованной» (Палестины). В 1099 году крестоносцам удалое захватить Иерусалим и основать священное христианское государство. После этого увеличился приток паломников к гробу Господню, и заботу об их нуждах и защите взял на себя самый могущественный Орден рыцарей храмовников, или тамплиеров, основанный в 1119 году Уго де Пайеном. Постепенно рыцарские ордена возвращались на родину, по домам. Вернулся и Орден тамплиеров, так как на юге Франции, Германии, севере Италии запылал пожар крестьянских восстаний. Ведя ожесточенную борьбу с мусульманами, французские власти проморгали куда более серьезную и близкую опасность для Церкви и государства - расползание ереси, которые все больше они увязывали с ведовством. Багровая заря ереси над ЕвропойОт одних только названий самых распространенных ересей («hairesis» -греческое слово, означающее «свободный выбор») – катаров, богомольцев, альбигойцев и вальденцев у многих в Европе начинали ползти мурашки по коже. Наибольшее беспокойство вызывали катары, вставшие на путь крайнего аскетизма. Их учение получило самое широкое распространение в XII-XIII веках. Основа их веры - манихейская, то есть они верили не в одного Бога, а в двух вечно существующих, хорошего и плохого. Сатана, Бог зла, контролирует мир и везде противодействует хорошему Богу. По их твердому убеждению, «все материальное, произведения искусства, само тело человеческое с его пороками, - это инструменты, созданные Дьяволом с единственной целью, - завладеть душами людей". По их логике сама Католическая церковь является орудием Дьявола, а все ее святыни - непотребные мерзости, а семь ее таинств - дьявольский обман. Катары вступали в брак, но не рожали детей, чтобы тем самым не закрепить сильнее свою душу во плоти. Их стоицизм порой доходил до крайности. В результате продолжительного насильственного голодания они доходили до такого невменяемого состояния, что совершали массовые самоубийства, только чтобы не попасть в руки Церкви. Ожесточенные преследования катаров со стороны церковных и светских властей привели в конце ХIII века к расслоению этого еретического движения и его упадку. Но их учение было подхвачено сторонниками еще более опасной ереси - альбигойцами. Альбигойцами их называли потому что большая их часть сосредоточилась в городе Альби, в Провансе, и в Тулузе в XIII-XV веках. Эта заразная ересь стала проникать в Южную Европу с 1020 года по торговым путям из Восточной Европы. Их часто называли «бургами», или «болгарами» (по названию приблизительно такой же секты богомилов, возникшей в X веке на территории Болгарии). Среди множества выдвинутых против них обвинений были такие, которые мы теперь относим к половым извращениям. Альбигойцы отвергали догмат традиционного Бога, церковные таинства, почитание креста. Они не признавали власти Папы, Католической Церкви, которую ни называли дьявольской силой. Они даже создали свою Церковь, объявив ее независимой от Рима. Будучи неспособным сломить движения катаров и альбигойцев иными средствами, Папа Римский Иннокентий III организовал против них крестовый поход, и в 1209 году войско рыцарей и наемников из северной Франции вторглось в Прованс. Усмирение инакомыслящих продолжалось два десятилетия , превратив одну из богатейших провинций Франции в руины. Высшей мерой наказания стало сожжение на костре заживо тех еретиков, которые отказались от христианства. Костер служил им напоминанием об адовом огне, ожидавшем впереди каждого из них. Вальденсы. Эта группа еретиков получила свое название от имени своего основателя Пьера Вальдо, богатого купца из Лиона. Он без разрешения властей перевел Новый завет на французский и, приняв около 1170 года новую веру, стал ее открыто повсюду проповедовать. От альбигойцев вальденсов отличала одна особенность – они были решительно настроены против католического духовенства во главе с Папой. Находясь под защитой герцога Уильяма IX Аквитанского, вальденсы сильно укрепили свои позиции в Южной Франции. Крестовый поход против еретиков, объявленный Иннокентием III, как известно закончился полным провалом. Часть рыцарей была перебита, часть подкуплена, но ересь попрежнему продолжала существовать, представляя для властей все большую угрозу. Тогда Папа Григорий IX своей буллой велел Ватикану организовать свой карательный институт, который и был создан в 1233 году. Инквизиция с отрядами крестоносцев преследовала повсюду вальденцев, приравняв их преступления к ведовству. Они обвиняли их в вызывании демонов, насылании бурь, поедании человеческой плоти. В общем, предъявляли им полный набор типичных для ведьм и колдунов обвинений, после чего безжалостно посылали на костер. Коекому из вальденсов удалось избежать гонений и укрыться за Альпами, в итальянском Пьемонте. Их кровавые преследования продолжались до XV века и даже дольше, после того, как Папа Иннокентий VIII в 1487 году своей буллой благословил их повальное истребление и нанес первый мощный удар в продолжительной, затянувшейся на несколько столетий войне с колдунами ведьмами в Европе. Главная вина ереси, по общепринятой теории, заключается в том, что она не грех, а преступление, и посему карается только смертью. Эта теория была углублена в XII и XIII веках. Так, в 1179 году Папа Иннокентий III направил королю Франции свой эдикт, в «котором считал необходимым использовать духовный метод отлучения от Церкви еретиков, но если этого окажется недостаточно, можно использовать и железный меч». Латеранский Вселенский Собор (1215) включил этот эдикт в каноническое церковное право и заявил, что еретиков следует отлучать от Церкви или передавать светским властям для вынесения смертного приговора. Смертный приговор был именно их прерогативой. Однако пять лет спустя Фридрих II, император Священной Римской империи, ввел этот церковный закон в свод гражданского законодательства. Инквизиция (от латинского слова «inquisito» - розыск, расследование) - это судебный трибунал, который создала Католическая церковь в ХШ веке для борьбы с ересью. В Средние века все еретики считались «врагами общества». Под угрозой расширения деятельности еретических сект - катаров, богомилов, альбигойцев и вальденсов, Григорий IX создал папскую инквизицию для борьбы с еретиками. В Испании в ХШ веке была создана своя, «национальная» инквизиция, которая жестоко преследовала местных еретиков («alumbarados», просветленных). В 1478 году Папа Сикст IV официально своей буллой благословил испанскую инквизицию. Через два года в этой стране была создана «Новая инквизиция», во главе которой был поставлен жестокий монах-доминиканец Торквато Торквемада, который лично отправил на костер более 2 тысяч человек. Во время завоевания испанцами Америки инквизиция перенесла свою деятельность и за океан. Инквизицию в Испании запретил в 1808 году брат Наполеона Жозеф. Сам Наполеон поставил это карательное учреждение вне закона после Великой Французской революции во всех завоеванных им странах. В 1542 году Папой Павлом Ш была организована еще одна, третья по счету инквизиция для борьбы уже с протестантами. В Америке инквизиция была отменена в ходе войны за независимость в 1810-1826 гг. В 1908 году Папа Пий X запретил употребление слова «инквизиция». Отныне это карательное ватиканское учреждение официально стало называться Священной канцелярией. В 1965 году Папа Павел VI реорганизовал ее, сделав более демократическим институтом, и назвал «Конгрегацией по доктрине веры». Крестовые походы потерпели банкротство, рыцари возвращались на родину. В 1306 году вернулся и самый могущественный, самый богатый рыцарский орден христианского мира - Орден тамплиеров. Во главе с Великим магистром Жаком де Оло, развернув свой «Босеан», черно-белое полосатое знамя с крестом и девизом «Не нам, не нам, а имени Твоему», на берег Франции сошли мужественные, овеянные славой палладины в сопровождении толпы пажей, оруженосцев и челяди. Но, увы, впереди ордена бежала дурная, попахивающая богохульством и колдовством слава. Паломники, переходя на осторожный шепот, рассказывали о странных вещах, творящихся в святилищах храмовников. В них рыцари произносят таинственные, мистические речи, топчут ногами крест с распятием Христовым. Дошли эти слухи и до ушей французского короля Филиппа IV Красивого, наводившего железной рукой порядок в стране. Он все время помнил опасные предостережения, сделанные тамплиерами его предшественнику Генриху III: «Будешь королем, покуда справедлив!» Помнил и то, что при осаде Парижа Генриха III заколол монах. Вызов королевской властиЗачатки политической ереси, орден тамплиеров. Обеспокоенный ересью король Филипп IV все чаще вспоминал историю возникновения ордена и его, казалось, безупречную деятельность на протяжении чуть ли не двух столетий. Король иерусалимский Балдуин II подарил рыцарям-монахам просторный дом для временного постоя. На этом месте, по преданию, находился храм Соломона, отсюда и название ордена - храмовников, или тамплиеров (от французского слова «temp1е» - храм). Святой Бернар Клервосский, великий религиозный авторитет того времени, в 1128 году собственноручно составил уложение (устав) для ордена, во главе которого стоял гроссмейстер. К концу XII века орден достиг небывалого блеска и славы. Монархи и папы осыпали его своими милостями, предоставляли рыцарям неслыханные привилегии. Храмовники теперь занимали самые почетные места при французском, английском и испанском дворах. Быстро росло внешнее могущество ордена, и он все больше утопал в невиданной роскоши. Он добился полной независимости, но внутри уже завелась червоточина. Беспредельная прежде преданность ордена Церкви сменялась равнодушием и безразличием. Рыцарей все чаше стала поражать опасная болезнь - свободомыслие, от которого до ереси один шаг. Новые веяния проникли в Орден храмовников, и устав подвергся радикальным изменениям. В орден стали принимать отлученных от Церкви - невиданное святотатство! Объяснялось это так - «дабы способствовать спасению заблудших душ». Весьма удобный предлог. Церковь начинает подозревать, что среди рыцарей все сильнее укореняется тайное учение. Поговаривают, что в подземельях ордена по ночам или на рассвете происходят тайные сборища, на которых совершаются мистические обряды, странные посвящения и поклонение таинственной бесовской силе. По представлениям ордена, в мире существуют два бога: Высший - творец духа и добра и Низший - создатель материи и всяческого зла. Символом второго у тамплиеров стал Бафомет. В переводе с греческого Бафомет означает «крещение мудростью» и представляет собой фигурку с головой козла и женской грудью. После разгрома во Франции в 12 веке альбигойцев многие из них, в том числе и их лидер Раймонд IV, граф Тулузский, нашли политическое убежище в ордене и, таким образом, «заразили» рыцарей ядом своего учения. Орден, накапливая громадные богатства, проявлял завидную «деловую жилку», и его прибыльные предприятия возникали по всей Европе. Во второй половине 13 века ежегодный доход храмовников достигал уже фантастической по тем временам суммы - 120 миллионов франков. С орденом решено было покончить. Под видом борьбы за чистоту веры начались массовые казни тамплиеров как еретиков, пособников Дьявола. Но все эти незаконные расправы стали лишь небольшой прелюдней к следующим массовым репрессиям против инакомыслящих. ведьм, колдунов, прорицателей и ведунов. Над Европой запылало зарево новых костров. На горизонте уже маячили мрачные «ведовские процессы» - позор человеческой цивилизации. Посягательство на властьКак в Англии, так и во Франции самые несуразные обвинения в ведовстве и колдовстве выдвигались по политическим причинам, если только кто-то из подозреваемых лиц посягал, по мнению двора, на королевскую власть. В таком случае королевское окружение было на сто процентов уверено что осечки не будет. Например, в 1278 году епископ Пьер де Байо и его племянник были обвинены в использовании колдовства с целью умертвить короля Франции Филиппа III. Епископа все же оправдали, а племянника отправили на костер. В 1308 году в попытке отправить на тот свет с помощью колдовства жену французского короля Филиппа IV Красивого был обвинен один из епископов и отправлен в тюрьму. В 1314 году новому французскому королю Людовику X сообщили, что какой-то маг по имени Жак Дюло решил со своей женой убить монарха и для этой цели они изготовили множество его восковых фигурок. Мадам Дюло сожгли живой на костре, а самого Дюло прикончили в тюрьме. Спустя несколько лет граф Роберт д’Артуа слепил восковую фигурку, чтобы убить сына короля Филиппа IV Жана, и злоумышленник даже попросил епископа ее освятить, чтоб не допустить «промашки». Графа тут же отправили в ссылку, а епископа - в тюрьму. В 1340 году два монаха предприняли попытку заколдовать Филиппа Валуа. Без долгих разговоров оба обвиняемых были отправлены на костер. Говорят, что печальный конец процветавшего ордена был предопределен двумя главными причинами - экономической и политической. Проповедываемая им еретическая доктрина стала лишь предлогом. Растущее влияние ордена, конечно, лишало многих царедворцев и священнослужителей сна, но и Папа, и король были отлично осведомлены о содержимом тамплиерских громадных, тяжелых сундуков. Казна у Филиппа IV была разорена. Он вечно нуждался в деньгах и мечтал о том, как бы поскорее прибрать сокровища тамплиеров к рукам. Но ведь тамплиеры еще и вторгались в область политики. Король всегда стремился к сильной монархической власти, а тамплиеры - совершенно к другому: они хотели добиться единого союза всех народов Европы. Если возникнет такое политическое объединение, то все народы помирятся и больше не будетразрушительных войн. Если не будет войн, то, как завоевывать новые земли, пополнять королевскую казну? А тут и нужный предлог появился. Двое бывших тамплиеров и уголовных преступников ради спасения собственной жизни сочинили донос на орден, в котором подробно излагали «новую тайную доктрину храмовников, прославлявшую происки Дьявола». Король только этого и ждал. Налицо вероотступничество. Необходимо сообщить Папе, пусть принимает решение. Нужно сказать, что Папа Климент долго не решался поднять руку на орден, который в течение двухсот лет своего существования пользовался благосклонностью Рима. Не забывал Папа и о том, сколько золота передали тамплиеры Ватикану. После долгих раздумий он, однако, согласился помочь королю и вызвал в Париж Жака де Малэ с Кипра под предлогом ведения переговоров о новом крестовом походе. Ничего не подозреваюший Жак де Мала приехал в Париж. Вместе с ним прибыли шестьдесят рыцарей, которые привезли с собой 150 тысяч золотых флоринов и большое количество серебра. Эта громадная сумма могла покрыть все неотложные долги королевства, но король уже не мог остановиться. 13 октября 1307 года все тамплиеры во Франции вместе с их гроссмейстером и членами Конвента по приказу короля были арестованы, и началось судебное расследование. 12 августа 1308 года обнародовали папскую буллу, разрешавшую как духовным, так и светским властям возбудить против Ордена тамплиеров дело о ереси и богоотступничестве. Процесс над обвиняемыми длился целых семь лет. В результате орден был осужден. Буллой от 2 мая 1312 года Папа упразднил Орден тамплиеров и предал проклятию всех его членов. Тюрьма и пытки сделали свое дело. Один за другим сознавались рыцари в страшных грехах, которых никогда не совершали. Нетерпеливый король еще до окончания следствия велел в 1310 году предать мучительной смерти на медленном огне 54 рыцаря, осмелившихся отказаться от вынужденных показаний. Теперь костры запылали уже на законном основании суда. Гроссмейстера ордена Жака де Мала Филипп, опасаясь возмущения парижан, решил не казнить, а приговорить к пожизненному заключению в Тампле. Но на оглашении приговора упрямый храмовник отрекся от всех данных под пытками показаний и заявил свой протест против незаконной процедуры дознания, после чего был казнен. Глава первая. Рождение Ордена тамплиеров Как обычно начинается легенда? В случае рыцарей иерусалимского Храма Соломона начало легенды погружено во мрак. Ни один летописец не пишет о них. Нам лишь известно, что к 1125 году храмовники уже существовали, поскольку сохранилась грамота, датированная этим годом и заверенная подписью Гуго де Пейна , где последний назван «Магистром Храма». Последующие поколения станут рассказывать историю первых тамплиеров - каждый раз чуть-чуть иначе: «В начале правления Балдвина II из Рима в Иерусалим приехал некий француз, чтобы вознести молитвы. Он дал обет не возвращаться на родину, а три года помогать королю в войне, после чего стать монахом. Он и еще тридцать рыцарей, прибывших с ним, решили закончить свои дни в Иерусалиме. Когда король и его бароны увидели, сколь успешно бьются эти рыцари… они дали ему совет остаться на воинской службе вместе с его тридцатью рыцарями и защищать город от разбойников, вместо того чтобы становиться монахом в надежде обрести спасение собственной души». Так говорит о возникновении Ордена тамплиеров Михаил Сирийский, патриарх Антиохийский, приблизительно в 1190 году. Примерно в то же время англичанин Уолтер Man дает несколько иную версию: «Рыцарь по имени Пейн, родом из местности с тем же названием в Бургундии, прибыл в Иерусалим как паломник. Услышав же, что на христиан, которые поят лошадей у колодца неподалеку от ворот Иерусалима, часто нападают притаившиеся в засаде язычники и что многие его единоверцы при этом погибают, он преисполнился жалости и… пытался защищать их, как только мог. Он часто бросался им на помощь из искусно выбранного укрытия и убил множество врагов». Уолтер описывает основателя ордена как одинокого рейнджера, который со временем сплотил вокруг себя других рыцарей-единомышленников. Такая версия вполне пригодна для сценария вестерна, но вряд ли подобный воин мог прожить достаточно долго, чтобы основать рыцарский орден. Более поздний автор, монах из Корби по имени Бернар, поведал историю первых тамплиеров по-другому. Его сочинение написано в 1232 году, через сто с лишним лет после возникновения ордена, но Бернар опирался на ныне утерянный текст некоего Ернула, человека благородного происхождения, который жил в Иерусалиме примерно в то же время, что и предыдущие авторы. Вот что пишет Бернар: «Когда христиане завоевали Иерусалим, они расположились у Храма Гроба Господня, и многие другие пришли к ним со всех концов. И они повиновались настоятелю храма. Добрые рыцари посовещались меж собой и сказали: „Мы оставили свои земли и своих друзей и пришли сюда, дабы возвеличить и восславить власть Господа. Если мы останемся здесь и будем есть, пить и проводить время в праздности, то без пользы мы носим наши мечи. Меж тем эта земля нуждается в нашем оружии… Так соединим же наши силы и выберем одного из нас предводителем… чтобы он вел нас в сраженье, когда таковое случится“.». Таким образом, Бернар полагает, что эти воины вначале были паломниками, которые стояли лагерем у церкви Гроба Господня и подчинялись священнослужителю, и в боевой отряд они объединились исключительно от безделья. Наконец, в нашем распоряжении есть документ, излагающий точку зрения Вильгельма, архиепископа Тирского. Его цитируют чаще других - эта версия считается общепринятой. Поскольку Вильгельм родился в Иерусалиме и получил образование в Европе, он, с одной стороны, имел доступ к местным письменным источникам, а с другой - владел изысканным стилем, дабы изложить свою историю должным образом. «В том же (1119) году несколько благородных рыцарей, любящих Господа всей душою, благочестивых и богобоязненных, предали себя в руки патриарха для службы Иисусу Христу, изъявив желание до конца своих дней жить, соблюдая целомудрие, проявляя покорность и послушание и отказавшись от владения каким-либо имуществом. Выделялись же из них более всего достопочтенные Гуго из Пейна и Годфруа из Сент-Омера. Поскольку у них не было ни церкви, ни постоянного жилища, король дал им временное пристанище в своем дворце, что размещался с южной стороны от Храма Господня… Служба же этих рыцарей, вмененная им патриархом и другими епископами для отпущения грехов, состояла в наилучшей защите дорог и троп, по коим шли паломники, от нападений разбойников и грабителей». Эти версии имеют кое-что общее. Все они предполагают, что Гуго де Пейн был первым тамплиером и что король Иерусалима Балдвин II признал тамплиеров либо как рыцарей, считавших своим долгом защищать паломников, либо как группу религиозных людей, которые желали использовать свой военный опыт для охраны христианских поселений. Версии единодушно утверждают, что храмовники сначала жили на том месте, где, по мнению крестоносцев, находился Храм Гроба Господня, то есть там, где был погребен Иисус Христос. Только объединившись в орден, эти люди заняли часть королевского дворца - где, как предполагали, находился Храм Соломона. Не исключено, что поначалу они делили это помещение с госпитальерами, чей орден существовал на Святой земле с 1070 года. Летописи не дают ясного представления, кому принадлежала идея создать орден, членам которого надлежало жить подобно монахам и сражаться подобно воинам. Монахи-воины? Это звучало абсурдно. Воинам приходилось проливать кровь, а кровопролитие было грехом. Монахи молились за спасение душ воинов, сетуя на их вынужденную жестокость. Воины представлялись необходимым злом, которое допускалось для защиты общества от тех, кто попирал закон. Некоторые из них приходили к религии, отказывались от прежней, полной насилия жизни и становились монахами, но о монашеском ордене, чьим предназначением было бы участие в сражениях, прежде не слышал никто. Идея эта родилась от безысходности. Успехи первых крестоносцев снова сделали доступными для христианских паломников Иерусалим и библейские святыни. И толпы людей стали прибывать туда из всех уголков христианского мира. Однако, хотя такие города, как Иерусалим, Триполи, Антиохия и Акра, были захвачены крестоносцами, большая часть дорог, их соединяющих, оставалась в руках мусульман. Не удалось захватить и кое-какие небольшие города. Паломники становились легкой добычей. На Пасху 1119 года около семисот паломников подверглись нападению на пути из Иерусалима к реке Иордан. Триста человек были убиты, еще шестьдесят - захвачены и проданы в рабство. Вполне возможно, что источником рассказа Уолтера Мапа о том, как Гуго де Пейн в одиночку охранял колодец, были не тамплиеры, а некий русский по имени Даниил, настоятель монастыря. Примерно в 1107 году он описал место между Яффой и Иерусалимом, где паломники могли брать воду. Они проводили там ночь «в великом страхе», поскольку поблизости был мусульманский город Аскалон, «откуда сарацины совершали свои набеги и убивали паломников». Однако, несмотря на опасность, христиане оставались непреклонными в своем желании совершить путешествие на Святую землю. Ведь сделать Иерусалим вновь доступным для паломников как раз и было первоначальной целью крестоносцев. Следовало принять меры для защиты людей, но у короля Балдвина и других предводителей крестоносного воинства не было ни людей, ни средств для охраны всех дорог к библейским святыням. Не важно, кому пришла в голову идея создать Орден тамплиеров, в любом случае она была встречена местной знатью с энтузиазмом. В конце концов было решено, что Гуго и его соратники могут наилучшим образом послужить Господу, обеспечивая безопасность Его паломников. Первоначально тамплиеры представляли собой изолированную группу, никак не связанную с папским престолом. Они получили благословение Гармунда, патриарха Иерусалимского, и вполне могли оказаться среди участников церковного собора в Наблусе 23 января 1120 года. Собор был созван не с целью утвердить создание Ордена рыцарей Храма, а чтобы обсудить проблемы, накопившиеся за двадцать лет, прошедших с момента образования латинских королевств. Наибольшее беспокойство вызывала саранча, уничтожившая урожаи последних четырех лет. Высказывалось единодушное мнение, что это несчастье было Божьим наказанием за падение нравов со времени, прошедшего после завоевания Иерусалима. Поэтому в большей части из двадцати пяти принятых собором деклараций речь шла о грехах плоти. Любопытно отметить, что в этом - церковном - соборе приняло участие не меньше представителей светской знати, чем церковных иерархов. Это обстоятельство указывает на то, что озабоченность сложившимся положением распространялась на все общество и решать возникшие проблемы были призваны все власть имущие. Собор в Наблусе вызвал мой интерес потому, что ряд ученых, изучающих историю храмовников, полагают его существенным для создания этого ордена. Однако, обратившись к первоисточникам, я убедилась, что в документах собора тамплиеры вообще не упоминаются. Принятые в Наблусе каноны в основном выражают точку зрения церковников и светской знати на то, какие грехи следует считать наиболее тяжкими. Семь канонов запрещают супружескую измену, или бигамию, четыре касаются мужеложества. Еще пять канонов относятся к сексуальным и иным связям между христианами и сарацинами - контакты допускались только после крещения последних. Похоже, участники собора полагали, что, прекрати люди заниматься всеми этими безобразиями, следующий урожай был бы богаче. Мы не имеем официальных свидетельств, были ли выполнены решения собора и удалось ли сохранить урожай следующего года. Но из различных источников становится ясно, что грехи плоти совершались в прежних масштабах. Единственным каноном, который можно связать с тамплиерами, только-только возникшей общностью, был канон под номером двадцать: «Если священнослужитель берет в руки оружие для защиты, то он этим не совершает греха». О рыцарях, ставших военными-священнослужителями, в каноне ничего не говорится. Тем не менее и это упоминание означало существенный отход от общепризнанной точки зрения. Несмотря на некоторое ослабление строгости правил для тех, кто сражается за Господа, священникам и монахам всегда запрещалось участвовать в битвах. Однако за год до собора в Наблусе у стен Антиохии, на месте, которое по сю пору известно под названием Кровавое поле, состоялась битва, в которой пали граф Рожер и большая часть его воинов. Дабы спасти город, патриарх Бернар повелел раздать оружие всем, кто способен сражаться, включая монахов и священников. К счастью, им не пришлось вступить в схватку, но прецедент был создан. Такова была атмосфера, в которой рождался Орден тамплиеров. Одна из легенд о возникновении ордена, которую распространяли сами храмовники, гласит о том, что в течение первых девяти лет существования ордена в нем было только девять рыцарей. Впервые это число упоминает Вильгельм Тирский, и затем оно неоднократно повторялось более поздними летописцами. Неужели их было только девять? Вряд ли. Хотя сколько-нибудь заметного роста ордена в первые годы его существования не отмечалось, он все же не смог бы сохраниться, будь в его рядах так мало членов. Возможно, число девять было выбрано творцами легенды потому, что именно девять лет прошло с момента возникновения ордена до собора в Труа , на котором он получил официальное признание. Некоторые историки полагают, что на тамплиерах сказалось влияние средневекового числового символизма. Девять - «круговое число»: при умножении на любое число оно дает результат, сумма составляющих цифр которого или равна девяти или делится на девять, «а потому его можно считать нетленным». Через много лет после основания ордена Данте предположил, что число девять было выбрано потому, что «девять - святая цифра ангельского чина, утроенная святая цифра Троицы». Я не думаю, что первые тамплиеры были достаточно образованны, чтобы использовать подобные эзотерические знания. Однако Вильгельм Тирский такими знаниями владел, и эту мысль мы впервые нашли именно в его тексте. Вполне возможно, что число девять как раз и является изобретением Вильгельма, а затем тамплиеры позаимствовали его, добавили в свою версию легенды, и со временем оно стало непреложно связываться с орденом. Так или иначе, число девять вошло в символику тамплиеров и присутствует на орнаментах в некоторых часовнях ордена. Мы располагаем весьма скудными сведениями о первых годах существования рыцарей Храма. Сохранилось несколько грамот, написанных в Иерусалиме и Антиохии, на которых есть подписи первых тамплиеров. Однако в них не отражены какие-либо пожалования членам ордена - мы просто имеем свидетельства, что эти люди действительно существовали и находились на Святой земле. Нет также никаких сведений о пожертвованиях ордену, сделанных до 1124 года. Людям свойственно стремление заполнять пробелы, будь то белые пятна на карте или пропуски, делающие историю или легенду незавершенной. Именно это и случилось с историей возникновения Ордена рыцарей Храма. Летописцы не сочли это событие достойным упоминания, но спустя шестьдесят с небольшим лет, когда орден уже играл заметную роль в обществе, люди возымели желание узнать, как это все начиналось. Так стали рождаться и множиться легенды. И этот процесс продолжается в наши дни. Орден Тамплиеров. Тайна рыцарей ХрамаВ начале XII столетия во времена не продолжительной оккупации Святой Земли крестоносцами появились два ордена, одновременно монашеских и рыцарских. Первый основали орден рыцарей-госпитальеров Святого Иоанна (в последствии получивший название мальтийского ордена), который подчинялся напрямую Папе. Через какое-то время в Иерусалиме был создан орден рыцарей-тамплиеров, независимый как от предводителей крестовых походов, так и от очередного Папы. Обе конгрегации рыцарей-монахов остались бы только еще одной из страниц летописи той смутной и напряженной эпохи, если бы не огромное богатство и могущество, которого смогли достичь тамплиеры. Орден Тамплиеров стал своего рода виртуальным государством за спиной разных европейских королевств, невидимой силой позади трона. Последующая судьба Ордена Храма, гонения со стороны Папы и Инквизиции, только увеличивает ореол легенды и тайны, который возник вокруг него из-за иногда предполагаемого, а порой несомненного участия тамплиеров во всех важнейших событиях мировой истории. Кроме споров о судьбе «пропавшего флота» тамплиеров, о его участии в экспедициях Христофора Колумба или в войне за независимость США, которые ведутся все-таки в отношении конкретных исторических фактов, есть также ряд исследователей, говорящих о мистическом происхождении тамплиеров (начиная от братства финикийских мореплавателей до допотопного или даже внеземного происхождения) и приписывающих им таинственный хилиастический проект, который равно может оказаться как победой дьявольской империи зла, так и установлением самого мудрого и справедливого мирового порядка. В обоих случаях что бы его осуществить необходимо свержение власти Ватикана и разрушение Римской церкви. Чтобы правильно оценивать факт создания и первые действия Ордена тамплиеров, надо обрисовать историческую обстановку, в которой разворачивались эти события, то есть европейские нашествия на Ближний Восток в XII столетии, известные под именем . На соборе, состоявшемся в Клермон-Ферране в 1095 г., Папа Урбан II произнес пламенную речь, призвав европейских монархов и знать к своего рода святой войне, целью которой было освобождение христианских пленников, которых поработили мусульмане, и вернуть христианам Святой Гроб Господень. На самом деле эти благородные цели скрывали экспансионистские и экономические интересы Ватикана, а также европейских королей и сеньоров. Первый крестовый поход, который возглавил союз феодалов, был единственным удачным. 1099 год — глава крестоносцев Готфрид Бульонский вошел в Иерусалим, завоевав обширные территории, которые были разделены на 4 части, названные «Латинскими государствами»: королевство Иерусалимское, с центром в Иерусалиме, княжество Антиохийское и графства Триполи (Ливан) и Эдесса (современная Турция). Там, на вражеской территории, создали военно-религиозный орден, самый могущественный из всех и самый таинственный. Дело в том, что слабые и окруженные врагами христианские королевства не могли защитить тысячи пилигримов, шедших в Святую Землю по дорогам, наводненным разбойниками и бандитами. Это послужило причиной или, в крайнем случае, предлогом для создания ордена, который мог бы оказать путешественникам военную защиту и духовную поддержку. Тамплиеры: исторические фактыОставим на время герметические и эзотерические коннотации, окружающие тамплиеров, и рассмотрим конкретные факты, должным образом задокументированные и проверенные заслуживающими доверия учеными и исследователями. Кто такие тамплиеры? В официальной истории сообщается, что в 1118 г. девять бедных французских рыцарей под началом Гуго де Пейна предстали перед Балдуином II, суверенном Иерусалимского латинского королевства, и предложили ему свои услуги. Их цель была, основание военно-религиозного ордена для охраны Святой Земли и защиты подвергающихся опасности пилигримов. Король, как видно тронутый благородными намерениями крестоносцев-ветеранов, предложил им расположить казарму в древней постройке, прилегающей к мечети аль-Акса, воздвигнутой на месте разрушенного Храма Соломона. Местное население за суровый образ жизни и нищету группы оборванцев, называвших себя рыцарским орденом, окрестили их «нищенствующими рыцарями из Храма» (что по-французски произносится как «Тампль», отсюда название «тамплиеры»). Мотивы, подтолкнувшие девять рыцарей к созданию ордена, остаются тайной, и немногим более известно о самих основателях. В хрониках сохранились имена 5-х из них, но в них не сообщается ничего об их происхождении или жизни, предшествующей вступлению в орден. Известно лишь, что все, или почти все они, были французами и ветеранами Первого крестового похода, и, вероятно, одним из них был нормандец по имени Сен-Клер. В молодые годы этот рыцарь храбро сражался бок о бок с Готфридом Бульонским, и, как мы увидим ниже, его потомки сыграли одну из главных ролей в последующей истории Ордена Храма. После взятия Иерусалима большинство дворян, участвовавших в походе, возвратились в Европу, чтобы насладиться заслуженной славой и проверить состояние своих дел. В латинских королевствах остались лишь самые фанатичные крестоносцы и те, кому не хватало денег на обратную дорогу. Может быть, Гуго де Пейн и его товарищи соответствовали обоим условиям, потому как фанатизма им было не занимать, а их образ жизни граничил с нищетой. Два рыцаря на одном конеПервых тамплиеров - которые основали орден - было менее 10-ти человек, но еще меньше было у них лошадей. На улицах Иерусалима нередко можно было повстречать двух суровых рыцарей верхом на одном боевом коне. В первое время они отправлялись в дорогу, ели и сражались в паре. Этот забавный обычай породил в Иерусалиме немало сплетен, служил объектом насмешек со стороны солдат и других крестоносцев, в особенности принадлежавших к ордену госпитальеров Святого Иоанна, соперников тамплиеров. Почти два столетия спустя на процессах Инквизиции среди прочих преступлений орден Тамплиеров обвиняли в содомском грехе. В скором времени после основания к отряду присоединился 10-й рыцарь, граф Гуго Шампанский, знатный и владетельный французский дворянин, принятый при дворе и в высших церковных кругах. Вероятно, при посредничестве этого влиятельного аристократа основатели ордена вступили в контакт с монахом и ученым Бернаром Клервоским, одним из самых противоречивых и таинственных персонажей христианской агиографии. За шесть лет до того будущий Святой Бернар написал устав нового монашеского братства цистерцианцев, надеясь возродить строгость и духовность, утраченную клюнийским орденом, поддавшимся мирским соблазнам. Незадолго до создания ордена Тамплиеров Бернар имел тайную встречу с лидерами тамплиеров графом Шампанским и де Пейном, которые просили его совета по организации и деятельности ордена. Аббат Клерво проявил большой интерес к начинанию монахов-солдат, определил основные положения устава ордена и пообещал им выхлопотать у Папы нужное разрешение на создание ордена. Именно Бернар предложил использовать характерное белое облачение, резко контрастировавшее с черными одеждами госпитальеров, и эмблему в виде алого восьмиконечного креста, который тамплиеры носили на плаще рядом с сердцем. Устав тамплиеров, написанный при участии Святого Бернара, включал обычные обеты послушания, нищеты и целомудрия, которые рыцарям следовало неукоснительно исполнять. Также добавлялись обязанности подавать милостыню нищим, посещать мессу и есть мясо по меньшей мере трижды в неделю, чтобы сохранять чистоту духа и физическую силу, необходимые для выполнения их миссии. Кроме этого, рыцарская клятва требовала оказывать помощь попавшим в беду собратьям по ордену, даже с риском для своей жизни, сражаться с тремя противниками одновременно и не отвечать на любые провокации со стороны другого христианского рыцаря, разве что тот трижды оскорбит храмовника. Неисполнение этих заповедей каралось тройным бичеванием. Не надо говорить, что число три обладало для храмовников огромным символическим значением. Бернар Клервоский в результате исполнил свое обещание добившись того, чтобы новый орден освятил Папа. На консилиуме, который состоялся в Труа в 1128 г., в присутствии самого Бернара, Папа Гонорий II утвердил и со всей торжественностью объявил об образовании Ордена Рыцарей Христа и Храма Иерусалимского, первым великим магистром которого стал Гуго де Пейнс. Как Бернар, так и граф Шампанский остались в тени по известным только им самим причинам. Эпоха наивысшего могущества тамплиеровВ последствии орден стал развиваться удивительными темпами. Стремительно росло как число рыцарей, так и движимое и недвижимое имущество тамплиеров. Чтобы вступить в орден и принести обет бедности, претендент должен был пожертвовать ордену замок и доходы со своих земель, которые расходовались на покупку оружия, щитов, боевых коней, доспехов и другого снаряжения. Кроме взносов новых рыцарей, состояние ордена приумножалось за счет щедрых пожертвований королей, князей, знати, богатых купцов и торговцев, имевших отношение к Приорату Сиона. 1146 год — мусульмане отвоевали латинское государство Эдессу, по причине чего был созван Второй крестовый поход, который, благодаря неумелому руководству молодого и бестолкового французского короля Людовика VII, с треском провалился. Мусульмане нанесли ответный выпад: в 1187 году под командованием выдающегося полководца, султана Саладина, они разгромили защитников Иерусалима и выставили крестоносцев за пределы Святой Земли. Скептически настроенные в отношении Третьего крестового похода, который готовили и Филипп Август Французский, храмовники остались в стороне от этой кампании, получившей благословение папы Климента III, что еще в большей степени осложнило их взаимоотношения с Ватиканом. Открыто не подчинившись приказу, они объехали Ближний Восток, вступая по пути в конфликты как с участниками внутренней междоусобной войны между мусульманскими вождями, так и с христианскими отрядами. В некоторых хрониках есть упоминания о регулярных кровопролитных сражениях с чудовищной исламской сектой убийц-ассассинов, а также жестокая битва с поддерживавшим Папу орденом госпитальеров Святого Иоанна, победу в которой одержали храмовники. После непродолжительного пребывания на острове Кипр, тамплиеры перебрались в Европу и разместили главный штаб в Париже, создав крупные оперативные центры в Каталонии, Арагоне и на юге Франции - в колыбели катаров, трубадуров и династии Меровингов. Когда тамплиеры имели уже необходимые для выполнения их миссии оружие и прочие ресурсы, появилась необходимость как-то использовать деньги и недвижимость, которые не переставали поступать в орден. Тогда они организовали своего рода «средневековый банк», который имел два направления деятельности: Первое — они одалживали значительные суммы королям и владетельные дворянам, чтобы те могли пережить трудные времена или же позволить себе дорогостоящую военную операцию. Второе — пользуясь тем, что их замки и земли были разбросаны почти по всему известному европейцам миру, храмовники разработали систему кредитования путешественников и купцов, которые таким образом могли отправляться в продолжительные поездки, не возя с собой наличных денег. Чтобы проводить свои многочисленные коммерческие и торговые операции, тамплиеры обзавелись огромным флотом кораблей, оснащенных по последнему слову того времени, которые базировались во французском порту Лa-Рошель. Религиозный орден или тайное общество?Некоторые авторы считают, что познания аббата Клервоского не ограничивались теологическими и философскими науками тех времен, но что также он был довольно сведущ в тайнах герметической христологии. Больше того, многие уверяют, что Бернар был выдающимся членом Приората Сиона и одним из «Хранителей великой тайны», которые, согласно определенным эзотерическим учениям, хранят древние тайны и план достижения мирового господства. Эти тайные сведения передаются из поколения в поколение через немногих посвященных, среди которых можно назвать египетского , Иисуса, царя Давида, Юлиана Отступника, и других исторических личностей, плывших против течения своей эпохи. Те же самые авторы утверждают, что Бернар передал тамплиерской верхушке тайные сведения, которые он, как они считают, хранил, и избрал орден для осуществления плана, дошедшего из глубины столетий. В таком случае орден Тамплиеров был средневековым вариантом секты, насчитывающей тысячи лет, а не обычным военно-монашеским братством, миссия которого заключалась в том, чтобы охранять пилигримов, с чем и без них замечательно справлялись госпитальеры Святого Иоанна. Одним из удивительных фактов, которыми изобилует история храмовников, являются их выдающиеся познания в архитектуре, повлиявшие на возникновение готического стиля в XII столетии. Общепризнанно, что тамплиерами была организована и профинансирована постройка многих соборов, самым знаменитым из которых является Шартрский собор. Этот храм возвели в 1194 г. на том месте, где ранее находились языческие святилища и школа друидов. Сегодня доказано, что здесь сходятся какие-то подземные течения и тектонические трещины, отчего временами происходят странные колебания. Существует рациональное объяснение этого факта, состоящее в том, что в рядах ордена насчитывались ученые и специалисты в самых разных науках, которые могли обнаружить это исключительное явление. Согласно более эзотерическим интерпретациям, друиды и языческие жрецы тоже были «хранителями великой тайны» и передали своим наследникам координаты магической зоны, где возвышались алтари, находившиеся в контакте с высшими силами вселенной. Тамплиерское происхождение Шартрского собора не вызывает сомнений, потому как на полу главного нефа по сей день возможно увидеть лабиринт, отмеченный символами храмовников, которые присутствуют также на некоторых деталях внутреннего убранства. В его конструкции использовались новаторские идеи и приемы, такие как многогранное основание, улучшенная форма стрельчатой арки или применение золотого сечения, появление которых официальная история датирует периодом эволюции раннего романского стиля, тогда как авторы, склонные к альтернативному описанию истории, возводят их к технике, использованной египетскими архитекторами Великой Пирамиды. Эту технику, как считают некоторые из исследователей, сохранили и передали потомкам финикийские каменщики Тира, трудившиеся над этим монументальным и таинственным произведением искусства. Травля и распад Ордена тамплиеровБлагодаря огромным ссудам, предоставленным европейским монархам, храмовники приобрели нешуточное влияние и получили право давать стратегические советы, а в определенных обстоятельствах навязывать свои решения актуальных политических, военных или торговых вопросов того или иного королевства. Некоторые из королей уважали тамплиеров и прислушивались к их советам, как, к примеру, Стефан Английский, который разрешил им свободный въезд в Англию и Шотландию (что позволило ордену выжить в трудное время), или Альфонс, бездетный король Арагона, завещавший храмовникам все свое королевство. Когда в 1133 г. этот король умер, храмовники отказались от щедрого наследства в обмен на денежную компенсацию, предложенную знатными арагонцами, возможно, чтобы не провоцировать мусульман, против которых покойный монарх провел почти 300 сражений. Другие короли, более покорные папской воле, хотя также брали в долг у храмовников крупные суммы, или, может быть, именно потому, устраивали против них заговоры, в которые были замешаны и церковные власти, стремясь подорвать огромное могущество, которым обладали тамплиеры. Самым большим рвением в этой связи отличался король Франции Филипп Красивый, очень много задолжавший храмовникам. Кроме этого, храмовники подчеркнуто демонстрировали свою власть, отменив действие французских законов на части территории его королевства, где возвышалась крепость и располагался штаб ордена. Филипп понимал, что не сможет победить орден самостоятельно, без влиятельной поддержки. Тогда он обратился за помощью к Папе Клименту V, который тоже был сыт храмовниками по горло, и они договорились действовать одновременно и внезапно. Январской ночью 1307 г. наемники Филиппа Красивого арестовали всех членов ордена Тамплиеров, которых смогли захватить врасплох. На следующий день Ватикан приказал всем подчинявшимся ему епископам, аббатам, королям и князьям, чтобы они секвестрировали имущество тамплиеров и без колебаний арестовали всех рыцарей, находящихся в их владениях. Папа Климент официально распустил орден Тамплиеров и отлучил от Церкви всех магистров и рядовых рыцарей, отдав их привилегии госпитальерам Святого Иоанна, которые в те времена представляли из себя своего рода личную армию понтифика. Исполняя этот декрет, Верховный Суд Инквизиции подверг преследованию, заключил в тюрьму и вынес приговор многим храмовникам, обвинив их в «ереси, клятвопреступлении, содомии и сатанизме». Многие из них под пыткой признавались в самых абсурдных преступлениях или умерли во время мучений. Другие провели в застенках остаток жизни или были проданы в рабство, в то время как Ватикан, Франция и другие королевства и епархии присваивали замки, феоды и прочее имущество ордена. Но сколько паписты ни рыскали по всем уголкам Европы, они не смогли найти баснословное состояние, которым, по слухам, владели тамплиеры. Последний Великий магистр Жак де Моле скрывался на протяжении 4-х лет, но затем был схвачен Инквизицией, подвергнут зверским пыткам и, в конце концов, сожжен на костре. С точки зрения его жестоких противников и простого народа, его смерть обозначала окончательное уничтожение ордена Тамплиеров. Тем не менее не все храмовники были схвачены врагами и попали в лапы Инквизиции. Во Франции многие из них нашли защиту у союза каменщиков, с которым они укрепили связи во время строительства соборов, в Испании они вступили в другие военные или религиозные ордены, а в Германии присоединились к ганзейским рыцарям-тевтонам. Но удивительней всего было исчезновение из Лa-Рошели громадного флота тамплиеров, который испарился из порта в ту самую ночь, когда Филипп Красивый начал бесчестную облаву на рыцарей-тамплиеров. Пропавший флот Лa-РошелиЧисло и тип судов, которые составляли флот тамплиеров, доподлинно неизвестны, но все источники называют его «большим» и «могущественным». Также нет сведений, которые объясняли бы, как эти корабли могли так неожиданно исчезнуть в самый подходящий момент. Более приемлемая версия состоит в том, что руководителей ордена предупредили об опасности шпионы при французском дворе или в Ватикане, и располагали несколькими часами или, может быть, парой дней, чтобы избежать опасности. Это объяснило бы, почему корабли были полностью подготовлены к отплытию и на них поднялись готовые к бегству тамплиеры. Согласно некоторым источникам, сам де Моле тоже взошел той ночью на корабль и был арестован через 4 года, когда возвращался для исполнения тайной миссии. Разные авторы утверждают, что большой флот был разделен не менее чем на две флотилии, которые, покинув порт, поплыли в разных направлениях, чтобы сбить с толку своих преследователей. Часть судов направилась в Португалию, другая часть - в Шотландию, и, вероятно, третья эскадра вошла в Средиземное море, чтобы укрыться на Сицилии. Португалия была идеальным местом, где корабли храмовников могли, быстро покинув открытое море, укрыться от наблюдения папских кораблей, потому как находилась относительно недалеко от Ла-Рошели. Кроме этого, королевская династия Португалии, в отличие от Франции и Испании, традиционно поддерживала хорошие отношения с орденом. Под покровительством короля Альфонса IV тамплиеры основали альтернативное братство, носившие имя Ордена Рыцарей Христа, первым Великим магистром которого был сам монарх. Впоследствии Великим магистром ушедшего в подполье Ордена Храма будет принц Энрике Мореплаватель. Известно, что принц Энрике принимал самое активное участие в первых плаваниях к берегам и западным островам Африканского континента и в географических открытиях таких португальских мореходов, таких как Васку да Гама и Педру Алвареш Кабрал. Официальной целью этих экспедиций был поиск морского пути в Индию, потому как сухопутные караваны подвергались постоянным нападениям со стороны мусульман. Однако очень вероятно, что Энрике, как Великий магистр подпольных храмовников, видел древние финикийские и арабские карты, на которых был обозначен огромный неизведанный континент, находящийся к западу от Азорских островов. Может быть, он хотел проверить в деле свои корабли и предоставить их капитанам возможность набраться опыта в дальних переходах вдоль берегов Африки, прежде чем отправить межокеанскую экспедицию на поиски потерянного материка. Мысль о подобном плавании пришла Колумбу после контакта с тамплиерами в Португалии и на Азорах. Другие корабли из флота храмовников отправились в берегам Великобритании, стремясь достичь безопасных портов в Ирландии. Там они вступили в контакт с лидером движения за независимость Шотландии Робертом Брюсом, который вел войну против англичан и их сторонников. Брюс уже контролировал значительную часть территории Шотландии, и на ней не действовали ни папские буллы, ни власть Ватикана, поскольку сам Брюс был отлучен от Церкви за мятеж. Он великодушно принял тамплиеров, которые в свою очередь оказали ему поддержку в его кампании против Англии и ее местных союзников.
Орден Тамплиеров
|
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Сочинение My working day на английском с переводом
- Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания
- Импульс силы можно рассчитать по формуле
- ю Высшие и центральные государственные учреждения
- Милославская мария борисовна совет федерации
- Духовно-рыцарские ордена – кратко
- Великая французская революция
- Загадочная цивилизация мерое Прогулка по древнему городу
- Сочинение Pros and cons of the Internet на английском с переводом
- Мазепа и Кочубей: политический детектив эпохи Войска Запорожского Дочь кочубея