Разделы сайта
Выбор редакции:
- Что такое материя и антиматерия?
- Африка полезные ископаемые
- Макс вебер направление или теория
- Десятичные дроби, определения, запись, примеры, действия с десятичными дробями Дроби десятичные числа простоты
- Презентции на тему афганистан, афганская война, скачать бесплатно к классному часу
- Евгений белаш мифы первой мировой
- Что помешало спасти "титаник"
- Конкурсы Английские конкурсы для детей
- Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать
- Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году
Реклама
Линейный корабль (парусный). Парусные Суда XVII Века Изображения военных кораблей 17 века |
28 июня 1712 года в присутствии Петра I на воду спущен первый русский линейный корабль. Вспоминаем 7 легендарных отечественных парусников, которые сделали имя российскому флоту. Галиот "Орел" В 1668 г., по указу царя Алексея Михайловича, русские судостроители построили на реке Оке первый крупный боевой парусный корабль - галиот «Орел». Длина "крупного" судна - 24.5 м, ширина 6.5 м. Экипаж - 22 матроса и 35 стрельцов. Это двухпалубное судно несло три мачты и было вооружено 22 пищалями. "Орёл" был первым чисто парусным военным кораблем, построенным в России. На фок- и грот-мачтах «Орла» были установлены прямые паруса, а на бизань-мачте - косой. Вот строки из указа царя Алексея Михайловича по этому кораблю: «Кораблю, который в селе Дединове сделан, прозвание дать «Орлом». Поставить на носу и корме по орлу и на знаменах нашить орлы же». Когда «Орел» был готов, на его корме и носу укрепили деревянных резных двуглавых орлов, окрашенных под золото. Эти геральдические символы царской власти являлись своеобразным подтверждением названия корабля, а затем стали традиционным украшением всех военных судов. Яхта «Святой Петр» "Cвятой Петр" - первый русский военный корабль, пронесший российский флаг в зарубежных водах. Яхта Петра I построена в Архангельске по голландскому образцу в 1693 году. Этот небольшой парусник имел одну мачту с прямым и косым парусами и был вооружен 12 пушками. Петр I впервые вышел на нем в открытое море сопровождать уходившие из Архангельска голландские и английские купеческие суда и дошел с ними до восточных берегов Кольского полуострова. В мае следующего, 1694 года он снова приезжает в Архангельск и совершает плавание на Соловецкие острова, а затем сопровождает очередной караван купеческих судов, уходящий из Архангельска, до мыса Святой Нос, иначе говоря, до выхода в океан. Отслужив тридцатилетнюю морскую службу, яхта стала первым в Архангельске музейным объектом. Галера "Принципиум" В 1696 году это судно первым вышло в Азовское море, а в июне, в составе российского флота, участвовало в осаде турецкой крепости Азов. Построена в начале 1696 года в Воронеже по голландскому образцу. Длина - 38, ширина - 6 метров, высота от киля до палубы - около 4 м. В движение приводилась 34 парами весел. Численность экипажа - до 170 человек. Имела на вооружении 6 пушек. По типу "Принципиума", лишь с некоторыми изменениями, было построено еще 22 судна для участия в Азовском походе Петра I. Во время 12-дневного перехода из Воронежа в Черкесск на ее борту Петром I был написан так называемый «Указ по галерам», явившийся прототипом "Морского Устава", в котором были оговорены дневные и ночные сигналы, а также указания на случай боя. По окончании боевых действий под Азовом галера была разоружена и поставлена на Дону недалеко от крепости, где впоследствии за ветхостью была разобрана на дрова. Фрегат "Крепость" "Kрепость" - первый русский военный корабль, вошедший в Константинополь.Построен на Паншинской верфи в 1699 году, недалеко от устья Дона. Длина - 37,8, ширина - 7,3 метра, экипаж - 106 человек, вооружение - 46 орудий. Летом 1699 года "Крепость" под командованием капитана Памбурга доставила в Константинополь посольскую миссию, возглавляемую думным советником Ем. Украинцевым. Появление русского военного корабля у стен турецкой столицы вынудило турецкого султана пересмотреть свое отношение к России. Между Турцией и Россией был оперативно заключен мирный договор. Фрегат, к тому же, впервые вышел и в воды Черного моря, что позволило русским морякам произвести гидрографические промеры Керченского пролива и Балаклавской бухты (также впервые!). Одновременно были составлены и первые планы Крымского побережья. Линейный корабль "Полтава" «Полтава» - первый линейный корабль русского флота, и первый - построенный в Петербурге. Строительством «Полтавы», названной так в честь выдающейся победы над шведами под Полтавой, руководил Петр I. Длина - 34,6 ширина - 11,7, имел на вооружении 54 пушки 18, 12 и 6-ти фунтового калибров. После вступления в строй в 1712 году этот корабль участвовал во всех кампаниях русского Балтийского корабельного флота в годы Северной войны, а в мае 1713 года, прикрывая действия галерного флота по овладению Гельсингфорсом, был флагманским кораблем Петра 1. Линейный корабль "Победоносец" "Победоносец" - первый корабль 66-пушечного ранга, с усовершенствованными боевыми и мореходными качествами. Лучшее судно своего времени, построенное после смерти Петра I. Собрано по чертежам и под непосредственным наблюдением одного из талантливейших русских кораблестроителей А. Катасонова. Длина по нижней палубе - 160 футов; ширина - 44,6 футов. Вооружение состояло из двадцати шести 30-фунтовых, двадцати шести 12-фунтовых и четырнадцати 6-фунтовых орудий. Спущен на воду в 1780 году. Он был одним из немногих русских кораблей-долгожителей. Прослужил 27 лет. Шлюп «Мирный» Корабль Первой русской антарктической кругосветной экспедиции 1819-1821 гг., открывшей Антарктиду. "Мирный" - это перестроенное вспомогательное судно. Наделкой штульцев у шлюпа удлинили кормовую часть, на форштевне поставили княвдигед, дополнительно обшили корпус дюймовыми досками, прочно закрепив их медными гвоздями. Корпус тщательно проконопатили, а подводную часть, чтобы она не обрастала водорослями, покрыли медными листами. Внутри корпуса поставили дополнительные крепления на случай воздействия льдин, сосновый руль был заменен дубовым. Ранее поставленный стоячий такелаж, ванты, штаги и другие снасти, сделанные из низкосортной пеньки, были заменены более прочными, применяемыми на кораблях военно-морского флота. Строительство велось на Олонецкой верфи в Лодейном поле, близ Петербурга.Шлюп "Мирный" был трехмачтовым двухпалубным кораблем, вооруженным 20 пушками: шестью - 12-фунтовыми (калибр 120 мм) и четырнадцатью 3-фунтовыми (калибр 76 мм). Экипаж насчитывал 72 человека.Более двух лет корабль находился в плавании, пройдя под парусами расстояние, в два с лишним раза превышающее длину экватора. La Courone Часть 3 La Couronne 1636. Часть 3.Для изображения такелажа и рангоута были использованы, кроме иллюстраций, множество данных из текста. Ниже приведены отдельные детали: грот-мачта Данные относятся к нижней мачте) должна была быть в три раза длиннее, чем бимс главной палубы на мидель-шпангоуте, то есть быть практически равной по длинне килю; на больших кораблях она могла быть несколько короче. Грот- мачта «Couronne» была 32,48 м в длинну при 39,98 м длины киля. Топы мачт были от 1,950 м до 2,27 м в длинну, на «Royal», тем не менее, 2,92 м. Незначительная длина топов в сравнении со стеньгами считалась долгое время причиной недостаточной прочности верхних мачт. Причина была, без сомнения, в том, что марсели и даже брам-марсели обслуживались с марсовых площадок, а не с рей, и должны были находится в пределах досягаемости. Довольно сложно себе представить, как можно это делать, не рискуя ежеминутно упасть вниз, хотя описываются сезни - тогда называвшиеся «Chis de Marticles» - тонкие канаты, которые охватывали парус в собранном состоянии на рее. Множество маленьких концов, свисаюших с нока рея на рисунке не могут быть этими сезнями, так как они обозначены как «булини». Этими сезнями являлись концы на шкаторине, служившие для того, чтобы парус, подтянутый, как и сегодня, гитовами, собрать у марса, и удерживая его там, закрепить в свернутом состоянии в середине рея, как видно на многих иллюстрациях. РАЗМЕРЫ РАНГОУТА СОГЛАСНО ПРАВИЛАМ И ДАННЫМ
* Топ флагштока, согласно книге, на высоте 70 мГрот-мачта на «Royal» была 0,974 м в диаметре и сломалась, несмотря на хорошее оснащение; говорится, что «нужно было сделать ее 1,19 м». Диаметр между лонга-салингами был равен двум третям диаметра у фишей, следовательно, 0,650 м. До этого уменьшение толщины составляло только одну четверть. Мачты больших военных кораблей были снабжены чиксами из довольно твердой древесины. О посаженных на горячую бугелях не упоминается, а только о вулингах. Размеры всех частей фок-мачты были на одну пятую меньше соответствующих размеров грот-мачты, размеры частей бизань-мачты - на одну пятую меньше размеров фок-мачты. Согласно другому правилу, длина нижней грот-мачты должна быть равна длины киля, длина стеньги должна равняться длине подзоров. Грота-рей «Royal» был 26,00 м в длину, марса-рей - 2/3 грота-реи и брам-марса-рей - половину длины марса-реи. Толщина рей в средней части равнялась толщине мачты на эзельгрофте и уменьшалась к нокам на одну треть. Марса-реи были вполовину тоньше нижних рей. Диаметр мачты на топе был равен двум третям диаметра у фишей. Диаметр рей в районе мачт был равен диаметру мачты, на ноках - 1/3. К габаритам парусов: высота нижнего паруса, без бонетов - небольших, прикрепленных к нижней шкаторине при помощи бензелей дополнительных, доходивших до планширя, полотнищ - должна была равняться одной трети высоты нижней мачты. На больших военных кораблях с очень высокими кормовыми надстройками при кормовом ветре бонеты не ставили. Они не имели бы никакого смысла, так как корма перекрывала бы им ветер. Чертежи выполнялись согласно выше описанному правилу. В книге не указано число бонетов. На иллюстрациях нигде не видно больше двух. На виде сбоку показано три бонета, так как на рисунке показано 4 комплекта булиней на гроте. Каждый бонет должен был иметь свой булинь, чтобы оставались еще булини, если убирали один или два бонета. Кроме того, также должны были оставаться булини, если все бонеты убирали. Грот-марсель был в высоту равен нижнему парусу или был еще выше. Если грот был, например, 8 локтей (9,504 м) высотой, то грот-марсель был 12 локтей (14,19 м). Это почти длина стеньги. Ширина верхней и нижней шкаторины были различными; «уши» или треугольные стороны, образовывали половину общей площади. Брамсели имели те же пропорции, соотношение размеров равнялось соотношению длин рей. Паруса фок-мачты имели те же пропорции, что и грот-мачты, но с уменьшенными на 1/5 размерами, как и сама мачта. Фок назывался «Pacfi de borcet» (передний парус). При сильном ветре один из углов подбирали гитовым. Уменьшалась ли площадь марселей при помощи современных рифов, с уверенностью сказать нельзя, хотя сезни упоминаются. В глоссарии Фоурнира для слова Palen-Quines (В разговорной речи того времени – «Риф-тали») говорится: «Канаты, которые удерживают оба конца рея, чтобы ловить и удерживать их при шквалах». Северин определяет это слово в 1738 г. как синоним для Balancine (Топенант). Он цитирует «Общее руководство всех маневров для всех возможных на море ситуаций» Шевалье де Тревиля и говорит, что марсели оттягивались с марса при помощи булиней – еще одно доказательство обслуживания парусов с марса. Я не нашел никаких достаточно достоверных документов для точного графического изображения. То, что я изобразил, является только предположением. Оно опирается на несколько лет практики после «Couronne». В ее время брамсели ставили только при хорошей погоде летом. ПЛОЩАДЬ ПАРУСОВРассчитано по реям. К знаку (+): Если ширина верхней шкаторины грота была 30 м, то рей должен был быть 32 м длиной. Тяжело понять назначение множества маленьких канатов, которые крепятся к вантам; они принадлежат к крюйс-стеньга-штагам и к бакштагам блинда-стеньги, которая не имеет никаких штагов. Так как они видны на многих иллюстрациях, кажется уместным показать их на чертеже. РЕЗЕРВНЫЕ ПАРУСА1 Бизань с бонетом +2 Фок с бонетом О стоячем такелаже говорится в книге: на «Couronne» было 10 закрепленных на марса-салингах вант. Тем не менее неизвестно, были ли они укреплены попарно или каждая оканчивалась огоном, как было принято на Средиземном море. Нижние концы вант крепились на юферсах. Нижние юферсы охватывались железной оковкой, закрепленной болтами между нижними бархоутами. Эти болты находились между ветром и водой. Ванты набивались при помощи талрепов, которые так же, как и сегодня, смазывали. Штаг охватывал мачту концевым огоном и проходил через салинг. Он обтягивался при помощи двух больших блоков. Нижний крепился за подковообразный обведенный вокруг форштевня штаг-краг, который был толще самого штага. Штаг натягивался шпилем, и тогда, как говорилось, грот-мачта была хорошо оснащена. Из этого можно заключить, что штаг обтягивался после вант. СТОЯЧИЙ И БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ ВОЕННОГО КОРАБЛЯ ВОДОИЗМЕЩЕНИЕМ В 1000 TОНН В 1642 ГОДУ
Эзельгрофт был широким и плоским, как было принято до конца 19 века. На нем было два болта с рымами для стень-вынтрепа, который, как и сегодня, проводился через шкивгат в шпоре стеньги. Блок вынтрепа весил 675 кг., несмотря на то, что его шкивы и оси были из железа. Стопор стеньги был деревянным. При плохой погоде на марс посылали двух человек, чтобы расстопорить стеньгу. Как только стеньга была спущенна, ее такелаж разоружали и оставляли только вынтреп. Если не было шторма, стеньгу опускали на два или три фута, без того, чтобы ее разоружать, при этом марса-рей покоился на эзельгрофте. В заключение опишем подробнее грузовые тали обеих мачт. Они отличались от сегодняшних. Под марсом находился большой блок, через который проходил толстый драйреп, шедший к борту. Один конец крепился жестко, на другом был блок с талями, заведенными через третий блок с гаком и через второй так, что десять или двенадцать человек могли при помощи ходового конца поднимать до 2000 фунтов. При использовании шпиля требовалось только восемь человек. Для тяжелых грузов к драйрепу крепили двухшкивный блок, который вместе с нижним двухшкивным блоком образовывал тали. На фок-мачте имелись также тали для поднятия якоря, так называемые «Pentures de candelette», фок- или боковые тали. Для большей наглядности на виде сбоку эти тали не показанны. Рис. 10.На больших кораблях имелось восемь якорей. Самые тяжелые весили до 5433 кг., в среднем 4010 кг. Веретено якоря было в три раза длиннее лапы или (см. рис. 10) веретено делили на две части и вокруг центра нижней части чертили окружность с радиусом 1/4 L и для лап отмеряли 1/6 длины окружности. Шток был такой же длины, как и веретено, и, вероятно, снимался, когда якорь крепился по походному, так как на большинстве рисунков якорь показан без штока. Соотношение веса якоря к водоизмещению судна было 100 фунтов на 20 тонн. Вес второго якоря составлял 3/4 веса первого, вес третьего - 2/3 и четвертого половину. Большие якоря стоили 20 ливров за центнер (49 кг.), т.е. 0,40 ливров за килограмм, Малые стоили 18 ливров за центнер. Рым якоря был оклетневан. Буйреп был такой толщины, что с ним можно было выбрать якорь. Якорный канат большого якоря был 120 брасов (195 м) в длину и был в два раза тяжелее самого якоря. Канат малого якоря был 80 (130 м), верпового якоря от 150 до 200 брасов (243-325 м) в длину. На судне было шесть канатов и несколько дополнительных тросов. На «Couronne» якорный канат был 0,595 м в толшину. Большие военные корабли при свежей погоде отдавали только один якорь и вытравливали три или четыре сцепленных между собой якорных каната. Это было лучше, чем три якоря, которые работали неравномерно. Упоминается, что якорный канат накладывался на шпиль, т. е. кабаляринга не было. К сожалению, метод накладки каната на шпиль так же мало описан, как и положение самого шпиля. Он должен был находится в носовой части судна, так как кабаляринг не использовали и сам процесс должен был быть таким же неуклюжим, как и в конце 18 века, когда Академия наук учредила приз за разработку новых методов работы с тажелыми якорными канатами. К тому времени имелись битенги и, к счастью, так же изображения, так что это описание военного корабля могло быть дополненно. ЯКОРНЫЕ КАНАТЫ ЯКОРЯ 6 больших, 1 верповочный Некоторые дополнительные данные о снаряжении: вооружение было разнообразным. Существовали дальнобойные орудия (калибром 15, 20 и 24 фунта) и 48-и фунтовые оруия весом в 3400 кг. Фальконеты применялись для ближнего боя. Мушкеты были тяжелее, чем в сухопутных войсках. Кроме того, имелись алебарды, круглые щиты и арбалеты с натажным механизмом (для поджигания парусов). Боезапас составлял 50 выстрелов на ствол. Вес порохового заряда составлял половину или треть веса снаряда. С боеприпасами обходились экономно. В заметках о французском флоте Фоурнир называет очень низкое число – два залпа на сражение. ОРУДИЯ 14 тридцатишестифунтовых пушек Вес одного залпа: 143,40 кг. Труд Фоурнира содержит много данных о моряках того времени, но будет достаточно, если описание военного корабля 17 века будет дополненно перечнем его экипажа, чтобы дать возможность сравнить его с экипажами военных судов сегодняшних дней. На «Couronne» было 638 офицеров и чинов: При поддержке боцмана капитан делил весь экипаж – начиная с себя и капитан-лейтенанта и заканчивая юнгами – на две части, одна – боцмана, другая помощника боцмана. Вахта длилась, в зависимости от страны, 3, 4 или 5 часов, во Франции 4 часа. Капитан приглашал вельмож и чиновников, которые того заслуживали, за свой стол. Боцман и штурман, как правило, не входили в этот круг, но было умнее их пригласить, так как эти два господина имели после бога наибольшее влияние на успех путешествия. На Средиземном море матросы никогда не спали на нижних палубах, только на верхних. Распределение работ при маневрах было предоставленно нижним чинам. Первый старший матрос (квартермейстер) вызывал одного человека, тот вызывал следующего и так далее. Так образовывались отделения для несения внутренней службы. Списки вывешивались на борту. Затем главный канонир делал выбор и писал именные записки, которые раздавал канонирам. Записки вывешивались возле каждого орудия. Надсмотрщик проводил на каждой вахте перекличку. Он получал за каждого закованного в кандалы человека пять су. Фоурнир считал, что не нужно было брать на борт солдат, моряки были бы лучше. Боцман был первым офицером, назначенным капитаном. Его власть распространялась только на моряков. Он проверял судно и нес ответственность за воду. У него был свисток, он отдавал распоряжения при маневрировании по указаниям штурмана и отвечал за паруса, к которым никто не имел права без его указания прикасаться, если судно находилось в море. Капитан и армейские офицеры перекладывали на него зти обязанности полностью. Боцман готовил судно к отходу и снимал с якоря, он, по указаниям штурмана, отдавал распоряжения по изменению курса и информировал об этом капитана. Его вахта и вахта его помощника длилась 7 склянок, или 3 1/2 часа. По указаниям штурмана он распоряжался о постановке или уборке парусов и проведению маневров. По окончанию вахты он бил склянки и вызывал следующую вахту. Перед сражением он приказывал своим помощникам, а также плотникам и конопатчикам, бывшим так же в его распоряжении, провести необходимые подготовительные работы. Он отвечал за грот- и бизань-мачты, помощник боцмана – за фок-мачту. Он содержал корабль в чистоте и наказывал провинившихся матросов. При необходимости по его команде якорь поднимали на борт и демонтировали шток, чтобы он не цеплялся за фок, а также отсоединяли якорный канат. Это происходило, если корабль находился в 100 лье (5,555 км) от берега. Если во время шторма нужно было выбросить за борт тяжести, чтобы облегчить судно, он сообщал об этом капитану. Тот информировал своих офицеров, прежде всего счетовода. Штурман всегда был вторым офицером, а именно из-за своих научных знаний. Он прокладывал курс и нес за это ответственность. Кроме него на борту было два штурмана, проводившие астрономические набдюдения. Во Франции говорилось, что штурман, по вине которого потеряется судно, будет незамедлительно повешен. По причине такой строгости мало кораблей было утрачено по недосмотру. Штурман должен был иметь необходимые инструменты и лично намагничивать стрелки компаса. При возможности он имел при себе хороший магнит. Он проверял все, должен был знать погрешность компаса и постоянно ее контролировать, ориентироваться по звездам и уметь обращаться с картами. Он не должен был делать тайны из расчетов положения судна. Хороший штурман рассчитывал всегда немного больше времени – если корабль проходил за час два лье, то он считал на одну восьмую меньше, чтобы прибыть к берегу раньше рассчитанного. В его обязанности входила также работа с лотом. Помощник боцмана отвечал за такелаж, обследовал помпы, командовал на шпиле, распоряжался о проверке такелажа и перед боем о закреплении рей. Помощники боцмана на баке должны были бросать кошки. Господин Эврад, изобразивший все конструкции, предоставил свои исследования национальной библиотеке и, таким образом, сделал возможными некоторые корректировки в чертежах, основывающихся на рисунках и тексте труда Фоурнира. Так было исправленно положение блинда. Палуба гальюна была опущена в соответствии с направлением стрельбы погонных орудий. Число бонетов было уменьшено до двух, как на рисунке. Изначально было нарисовано три, из-за того, что на рисунке четыре ряда тросов были обозначенны как булини. На изображении «Great Harry» они же обозначенны как гини или нок-гордени. Если убрать один бонет, то они не занимают, как на основании данных из книги написано, половину площади паруса. Вышеназванные гини были на передней и на задней стороне паруса. Рисунок «Great Harry» показывает их даже на марселях, из чего следует, что дополнительные паруса обслуживались с марса. Кажется разумным показать упомянутые в глоссарии Фоурнира риф-сезни. Возможно, имелось только два ряда риф-сезней. Предисловие La Courone Часть 1 La Courone Часть 2 La Courone Часть 3 Бомбардирский корабль Парусный 2-, 3-мачтовый корабль конца XVII - начала XIX в. с повышенной прочностью корпуса, вооружённый гладкоствольными орудиями. Впервые появились во Франции в 1681 г., в России - в ходе строительства Азовского флота. Бомбардирские корабли вооружались 2-18 пушками крупного калибра (мортиры или единороги) для борьбы против береговых укреплений и 8-12 орудиями малого калибра. Входили в состав военных флотов всех стран. В русском флоте существовали до 1828 г Бриг Военный 2-мачтовый корабль с прямым парусным вооружением, предназначенный для крейсерской, разведывательной и посыльной служб. Водоизмещение 200-400 т, вооружение 10-24 пушки, экипаж до 120 чел. Обладал хорошими мореходными и манёвренными качествами. В XVIII - XIX вв. бриги входили в состав всех флотов мира Бригантина 2-мачтовое парусное судно XVII - XIX вв. с прямым парусом на передней мачте (фок) и косым на задней (грот). Использовалось в военных флотах Европы для разведывательной и посыльной служб. На верхней палубе устанавливалось 6-8 пушек малого калибра Галион Парусное судно XV - XVII вв., предшественник парусного линейного корабля. Имело фок- и грот-мачты с прямыми парусами и бизань с косыми. Водоизмещение около 1550 т. Военные галионы имели до 100 орудий и до 500 солдат на борту Каравелла Высокобортное однопалубное 3-, 4-мачтовое судно с высокими надстройками на носу и корме, водоизмещением 200-400 т. Обладало хорошей мореходностью и широко использовалось итальянскими, испанскими и португальскими мореплавателями в XIII - XVII вв. На каравеллах совершили свои знаменитые плавания Христофор Колумб и Васко да Гама Каракка Парусное 3-мачтовое судно XIV - XVII вв. водоизмещением до 2 тыс. т. Вооружение 30-40 пушек. Могло вместить до 1200 человек. На каракке впервые применены пушечные порты и осуществлено размещение орудий в закрытых батареях Клипер 3-мачтовый парусный (или парусно-паровой с гребным винтом) корабль XIX в., применявшийся для разведывательной, дозорной и посыльной служб. Водоизмещение до 1500 т, скорость до 15 узлов (28 км/ч), вооружение до 24 орудий, экипаж до 200 человек Корвет Корабль парусного флота XVIII - середины XIX в., предназначавшийся для разведки, посыльной службы, а иногда и для крейсерских действий. В первой половине XVIII в. 2-мачтовое, а затем 3-мачтовое судно с прямым парусным вооружением, водоизмещением 400-600 т, с открытыми (20-32 орудий) или закрытыми (14-24 орудий) батареями Линейный корабль Крупный, обычно 3-дечный (3 артиллерийские палубы), З-мачтовый корабль с прямым парусным вооружением, предназначенный для артиллерийского боя с такими же кораблями в строю кильватера (линии баталии). Водоизмещение до 5 тыс. т. Вооружение: 80-130 гладкоствольных пушек вдоль бортов. Линейные корабли широко применялись в войнах второй половины XVII - первой половины XIX в. Внедрение паровых двигателей и гребных винтов, нарезной артиллерии и бронирования привело в 60-х гг. XIX в. к полной замене парусных линейных кораблей броненосцами Флейт Парусное 3-мачтовое судно Нидерландов XVI - XVIII вв., применявшееся в военном флоте в качестве транспорта. Вооружалось 4-6 пушками. Имело борта, которые выше ватерлинии были завалены внутрь. На флейте впервые был применён штурвал. В России флейты входили в состав Балтийского флота с XVII в. Фрегат парусный 3-мачтовый корабль, второй по мощи вооружения (до 60 пушек) и водоизмещению после линейного корабля, но превосходящий его по скорости. Предназначался главным образом для действий на морских коммуникациях Шлюп Трёхмачтовый корабль второй половины XVIII - начала XIX в. с прямыми парусами на передних мачтах и косым парусом на кормовой мачте. Водоизмещение 300-900 т, артиллерийское вооружение 16-32 орудия. Использовался для разведывательной, дозорной и посыльной служб, а также как транспортное и экспедиционное судно. В России шлюп часто использовали для кругосветных плаваний (О.Е. Коцебу, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев и др.) Шнява Небольшое парусное судно, распространённое в XVII - XVIII вв. в Скандинавских странах и в России. Шнявы имели 2 мачты с прямыми парусами и бушприт. Вооружались 12-18 пушками малого калибра и использовались для разведки и посыльной службы в составе шхерного флота Петра I . Длина шнявы 25-30 м, ширина 6- 8 м, водоизмещение около 150 т, экипаж до 80 чел. Шхуна Морское парусное судно, водоизмещением 100-800 т, имеющее 2 и более мачты, вооружено в основном косыми парусами. Шхуны использовались в парусных флотах как посыльные суда. Шхуны русского флота имели на вооружении до 16 пушек. Только из-за этого музея можно ехать в Стокгольм на выходные! Долго я писал этот пост, если вам лень читать, зацените фотографии) 03. "Васа" был построен в Стокгольме по приказу Густава Адольфа II, короля Швеции, под руководством голландского кораблестроителя Хенрика Хибертсона. В общей сложности на постройке работали 400 человек. Его строительство заняло около двух лет. Корабль имел три мачты, мог нести десять парусов, его размеры составляли 52 метра от верхушки мачты до киля и 69 метров от носа до кормы; вес составлял 1200 тонн. К моменту завершения строительства это был один из самых больших кораблей в мире. 04. На корабль конечно не пускают, в музее есть локации которые показывают как там внутри. 05. Что же пошло не так? В 17 веке не было компьютеров, были лишь таблицы габаритов. Но корабль такого уровня нельзя строить "приблизительно". Высокий борт, короткий киль, 64 пушки по бортам в два яруса, Густав Адольф II желал иметь на корабле больше пушек, чем обычно устанавливалось. Корабль был построен с высокой надстройкой, с двумя дополнительными палубами для пушек. Это его и подвело, центр тяжести был слишком высоко. Днище корабля было заполнено большими камнями, которые служили в качестве балласта для устойчивости на воде. Но "Васа" был слишком тяжелым в верхней части. Как всегда наложились мелочи, балласта положили меньше (120 тонн это мало), чем нужно, так как боялись, что скорость будь мала, уменьшенную копию по каким-то причинам тоже не построили. В комментах подсказывают, что больше балласта положить было некуда. 06. "Васа" должен был стать одним из ведущих кораблей Шведского военно-морского флота. Как я уже говорил, он имел 64 орудия, большинство из них 24 фунтовые (они стреляли ядрами весом 24 фунта или свыше 11 кг). Есть версия, что делали его для войны с Россией. Но в ту пору у шведов было больше проблем с Польшей. Кстати, пушки умудрились достать практически сразу, уж очень ценны они были. Право на поднятие выкупила Англия. Если гид не приврал, эти пушки потом купила Польша для войны со Щвецией). 07. Почему же другие корабли не поднимают через 300 лет? А от них попросту ничего не остается. Секрет в том, что корабельный червь, Teredo navalis, который пожирает деревянные обломки в соленой воде, не очень распространен в слабо соленых водах Балтики, а в других морях он вполне способен сожрать обшивку действующего корабля за маленький срок. Плюс здешняя вода сама по себе - неплохой консервант, температура и соленость ее оптимальна для парусников. 08. Нос не вошел в объектив полностью. 09. Лев держит корону в лапах. 10. Рядом стоит копия, можно рассмотреть внимательнее. 11. Все лица разные. 12. Посмотрите внимательно на корму. Изначально она была цветной и в позолоте. 13. 14. 15. 16. Он был таким, такой он мне не нравится. Но в 17 веке были явно другие взгляды на кораблестроение. 17. 18. Жизнь матросов в разрезе, нет своих кают, все дела на палубе. 19. Что касается подъема корабля, тут тоже не все было просто. Нашел корабль Андерс Франзен, самостоятельный исследователь, с детства его интересовали обломки кораблей. И конечно он все знал про крушение. В течении нескольких лет при помощи лота и кошки осуществлялся поиск. "В основном я поднимал ржавые железные печи, дамские велосипеды, рождественские ёлки и мертвых кошек". Но в 1956 году "клюнуло". И для подъема корабля Андерс Франзен сделал все. И бюрократов в своей правоте убедил, и организовал кампанию "Спасите "Васу" и по портовым свалкам насобирал и починил кучу считавшегося негодным различного водолазного оборудования. Деньги начали поступать и дело пошло на лад, два года ушло на туннели под кораблем. Тунели в прямом смысле промывались под кораблем, опасная и мужественная работа. Туннели были очень узкие и водолазам приходилось протискиваться в них и при этом не запутаться. И конечно висящий над ними корабль под тысячу тонн не придавал смелости, Никто не знал выдержит ли "Васа" Никто еще в этом мире не поднимал до сих пор кораблей, затонувших так давно! Но "Васа" выдержал, не рассыпался при остропке, когда водолазы - в основном, археологи-любители - опутывали его корпус веревочками и прикрепляли к опущенным в воду гакам с кранов и понтонов, - чудо. Научное чудо. 20. Еще два года он провисел в таком состоянии, пока водолазы готовили его к подъему, затыкая тысячи дыр образовавшихся от металических ржавых болтов. и 24 апреля 1961 года все получилось. В том почерневшем призраке, что был извлечен на поверхность, никто бы не опознал того самого "Васу". Предстояли годы работы. Первоначально корабль обдавался струями воды, а в это время специалисты разрабатывали надлежащий метод консервации. Выбранным предохранительным материалом оказался полиэтиленгликоль, растворимое в воде вязкое вещество, которое медленно проникает в дерево, заменяя воду. Распыление полиэтиленгликоля продолжалось в течение 17 лет. 21. На поверхность было поднято 14 000 утраченных деревянных предметов, включая 700 скульптур. Их консервация выполнялась в индивидуальном порядке; затем они заняли свои первоначальные места на корабле. Задача была похожа на мозаичную головоломку. 22. Рукоятка клинка. 23. 24. Обитатели корабля. Кости были извлечены вперемешку, без современных технологий ничего бы не получилось. 25. 26. Сотрудники музея пошли дальше, чем просто показать посетителям скелеты. С помощью "спектрального анализа" они восстановили лица некоторых людей. 27. Выглядят очень близко к живым. 28. Пугающий взгляд. 29. 30. 31. 32. 33. Вот пожалуй и все, что я хотел вам рассказать. Кстати, корабль оригинал на 98%! 34. Спасибо за внимание. XVII век был богатым периодом в истории корабельного строительства. Корабли стали быстроходнее, маневреннее, устойчивее. Инженеры научились проектировать лучшие образцы парусных кораблей. Развитие артиллерии позволило оборудовать линейные корабли надёжными, точными орудиями. Необходимость военных действий определяла прогресс в судостроении. Самый сильный корабль в начале векаНа начало XVII века приходится рассвет эпохи линейных кораблей. Первым трёхпалубным стал британский HMS «Prince Royal», из верфи Вулвича вышедший в 1610 г. Прообраз британские корабелы взяли от датского флагмана, и в дальнейшем неоднократно перестраивали и улучшали. На корабле водрузили 4 мачты, по две на прямые и латинские паруса. Трехдечный, изначально 55-пушечный, корабль в конечном варианте 1641 г. стал 70-пушечным, потом изменил название на Resolution, вернул имя, и в 1663 г. имел уже 93 пушки в своём снаряжении.
В результате боёв с голландцами корабль в 1666 был захвачен неприятелем, а когда его попытались отбить, сожжён и затоплен. Самый сильный корабль в конце векаФранцузский «Soleil Royal» строился корабелами верфи Бреста 3 раза. Первый 1669 года трехмачтовый со 104 пушками, созданный как равный противник британскому «Royal Sovereign», погиб в 1692 году. И в этот же год уже был построен новый линейный корабль с вооружением 112 пушек и имел:
Третий был построен после гибели предыдущего, как достойный наследник славных традиций, связанных с этим именем. Новые виды кораблей 17 векаЭволюция прошлых веков сместила акценты кораблестроения от необходимости просто безопасно передвигаться по морям, от торговых судов венецианцев, ганзейцев, фламандцев и, традиционно, португальцев и испанцев для преодоления значительных расстояний, к утверждению важности господства на море и, как следствие, отстаиванию своих интересов путём военных действий.
В строительстве военного флота преуспевали корабелы и, конечно же, голландских провинций От португальских корабелов берет происхождение галион – основа мощи эскадр Испании и Англии. Галеон 17 века Игравшие до недавнего времени существенную роль кораблестроители Португалии и Испании продолжили совершенствовать традиционные конструкции кораблей.
На галионах орудия стали устанавливать выше и ниже основной палубы, выделив в конструкции судна батарейные палубы, порты-ячейки для орудий открывались в борту только для ведения боя, и задраивались, чтобы избежать залива волн воды, которые при солидной массе корабля неминуемо его затопят; боезаряды прятали в трюмах ниже ватерлинии. Водоизмещение испанских крупнейших галионов начала 17 века составляло около 1000 тонн. Галеон голландцев имел три-четыре мачты, длину до 120 футов, ширину до 30 фут., низкую 12-фут. осадку и до 30 орудий. Кораблям с такой пропорцией длинных корпусов добавляли быстроту хода количество и площадь парусов, дополнительно лисели и ундерлисели. Что позволяло резать волну круче к ветру в сравнении к закруглённым корпусам. Линейные многопалубные парусные корабли составляли костяк эскадр Голландии, Британии, Испании. Трёх-, четырёх- палубные корабли являлись флагманами эскадр и определяли военный перевес и преимущество в сражении.
Английское судно «Sovereign of the Seas» стало первым классическим образцом линкора. Построен в 1637г., вооружённый 100 орудиями. Ещё одним классическим образцом стал британский фрегат – разведчик и конвоир торговых судов. Собственно эти 2 типа кораблей стали новаторской линией в судостроении и постепенно вытеснили с верфей морально-устаревшие к середине века европейские галионы, галиоты, флейты, пинасы. Новые технологии военного флотаГолландцы долгое время сохраняли при постройке двоякое назначение корабля, кораблестроение для торговли составляло их приоритет. Поэтому относительно военных кораблей явно уступали Англии. В середине века Нидерланды построили 53- пушечный корабль «Brederode» наподобие «Sovereign of the Seas», свой флагман флота. Параметры конструкции:
Флейт “Schwarzer Rabe” Ещё в конце 16 века Нидерланды начали строить флейты. За счёт новой конструкции голландский флейт обладал прекрасными мореходными качествами и имел:
То есть, фактически, военно-транспортный корабль, чтобы перевозить грузы, и в открытом море отразить нападение врага, и быстро уйти в отрыв. Флейт в начале 17 века строили:
На протяжении века флейты доминировали во всех морях, играли заметную роль в войнах. На них же впервые стали использовать штурвал. Из парусного ходового оснащения на них появились стеньги, реи делали укороченными, длина мачты стали длиннее судна, а паруса стали уже, удобнее при управлении, небольшие в размерах. Паруса грот, фок, марселей, брамселей на грот-, фок- мачтах. На бушприте – прямоугольный блинд-парус, бом-блинд. На бизань-мачте – косой парус и прямой крюйсель. Для управления парусной оснасткой требовалась меньшая численность верхней команды. Конструкции боевых кораблей 17 векаПостепенная модернизация артиллерийских орудий стала позволять их успешное применение на борту корабля. Важными характеристиками в новой тактике боя стали:
Британские морские силы применяли такую тактику в ходе Англо-испанской войны. Кильватерная колонна во время смотра 1849 год Происходит классификация кораблей по цели их применения. Гребным галерам приходят на смену парусные пушечные корабли, а основной упор переносится с абордажного захвата на разрушительную орудийную пальбу. Применение тяжелых крупнокалиберных было затруднено. Увеличенная численность арт.расчета, значительный вес орудия и зарядов, разрушительная для корабля сила отдачи, из-за чего нельзя было вести залпы одновременно. Упор делался на 32…42-фунт.пушки диаметром ствола не больше 17 см. По этой причине несколько средних орудий были предпочтительнее пары крупных.
Прочность и маневренность стали весьма важны: необходимо держать врага строго по борту, не допускать заход в тыл, и уметь быстро развернуть корабль другим бортом в случае серьезного повреждения. Длина киля корабля составляла не более 80 метров и, чтобы разместить больше орудий, начали строить верхние палубы, по борту на каждой деке размещалась батарея орудий. Слаженность и умение команды корабля определялись быстротой выполнения маневров. Высшим проявления мастерства считалась быстрота, с какой корабль, дав залп с одного борта, успевал повернуться узким носом под встречный залп врага, и далее повернувшись противоположным бортом дать новый залп. Такие маневры позволяли получать меньше повреждений и наносить значительный и быстрый урон врагу. Стоит упомянуть – многочисленные военные гребные суда, использовавшиеся на протяжении 17 века. Пропорции примерно составляли 40 на 5 метров. Водоизмещение около 200 тонн, осадка 1,5 метра. На галеры устанавливали мачту и латинский парус. Для типичной галеры с экипажем в 200 человек, 140 гребцов размещались по трое на 25 банках по каждому борту, каждый на своём весле. Вёсельные фальшборта закрывали от пуль и арбалетов. На корме и носовой части устанавливали орудия. Цель атаки галер – абордажный бой. Пушки и метательные орудия начинали атаку, при сближении начинался абордаж. Понятно, такие атаки были рассчитаны на тяжелогружёные торговые суда. Самая сильная армия на море 17 векаЕсли в начале века флот победителя Великой Испанской Армады считался сильнейшим, то в дальнейшем боеспособность Британского флота катастрофически падала. А неудачи в боях с испанцами и , позорный захват 27 английских кораблей марокканскими пиратами окончательно уронили престиж британского могущества. В это время флот Нидерландов выходит на ведущие позиции. Лишь поэтому стремительно богатеющий сосед подвиг Британию наращивать по-новой свой флот. К середине века флотилия насчитывала до 40 боевых кораблей, из них шесть – 100-пушечных. А после Революции наращивалась боевая мощь на море вплоть до Реставрации. После некоторого периода затишья к концу века Британия вновь позиционировала своё могущество на море. С начала 17 века флотилии европейских стран начали оснащаться линейными кораблями, количество которых определяло боевую силу. Первым линейным 3х-палубным принято считать 55-пушечный корабль HMS «Prince Royal» 1610 года. Следующий 3х-палубный HMS «Sovereign of the Seas» приобрёл параметры серийного прототипа:
Размещение пушек: 30 на нижней палубе, 30 на средней, 26 с меньшим калибром на верхней, 14 под полубаком, 12 под полуютом. Вдобавок в надстройках множество амбразур для ружей оставшейся на борту команды. После трёх войн Англии и Голландии между собой, они объединились в союз против Франции. Англо-голландский союз смог уничтожить к 1697 г. 1300 французских корабельных единиц. И в начале следующего века, ведомый Британией, союз добился преимущества. А шантаж военно-морской силы Англии, ставшей Великобританией, стал определять исход битв. Тактика ведения морских сраженийПредыдущие морские войны характеризовались неупорядоченной тактикой, велись стычки капитанов судов, не существовало схем и единого командования. С 1618 британское Адмиралтейство ввело ранжирование своих военных кораблей
Британцы разработали тактику линейного боя. Согласно её правилам соблюдались
Что должно обеспечивать успех в бою. Тактика равнорангового построения исключала наличие слабых звеньев в колонне, флагманы вели авангард, центр, командование и замыкали арьегард. Единое командование подчинялось адмиралу, появилась чёткая система передачи команд и сигналов между кораблями. Морские сражения и войныДуврское сражение 1659 годаПервая битва флотов за месяц до начала 1-й англо-голландской войны, формально давшая ей начало. Тромп с эскадрой из 40 кораблей отправился для сопровождения и защиты голландских транспортных судов от английских корсаров. Находясь в английских водах вблизи от эскадры из 12 кораблей под команд. адмирала Бёрна, голландские флагманы не пожелали салютовать английскому флагу. Когда подошёл Блэйк с эскадрой из 15 кораблей, англичане атаковали голландцев. Тромп прикрывал караван торговых судов, не решился ввязываться в долгое сражение, и уступил поле боя. Плимутское сражение 1652 годаСостоялось в Первой англо-голландской войне. де Рюйтер принял на себя командование эскадрой из Зеландии из 31 воен. корабля и 6 брандеров в защите конвоя торгового каравана. Ему противостояли 38 воен. кораблей и 5 брандеров британских сил. Голландцы при встрече разделили эскадру, часть английских кораблей стала их преследовать, разорвав строй и потеряв преимущество огневой мощи. Голландцы излюбленной тактикой стрельбы по мачтам и такелажу вывели из строя часть кораблей противника. Как итог, англичанам пришлось ретироваться и отправиться в порты на ремонт, а караван благополучно ушёл в Кале. Ньюпортские сражения 1652 и 1653 годовЕсли в сражении 1652 г. Рюйтер и де-Витт, соединив 2 эскадры из 64 кораблей в единую – авангард Рюйтер и центр де-Витт – эскадру, дали равный бой 68 кораблям Блэка. То в 1653 г. эскадра Тромпа, имевшего 98 кораблей и 6 брандеров против 100 кораблей и 5 брандеров английских адмиралов Монка и Дина, при попытке напасть на главные силы англичан была изрядно разрушена. Рюйтер, авангардом ринувшись по ветру, обрушился на англ. авангард адмирала Лаусона, его энергично поддержал и Тромп; но адмирал Дин успел прийти на выручку. А затем ветер спал, началась артиллерийская перестрелка до темноты, когда голландцы, обнаружив недостаток снарядов, вынуждены были скорее уходить в свои порты. Сражение показало преимущество снаряжения и вооружения английских кораблей. Портлендское сражение 1653 годаБитва Первой англо-голландской войны. Конвой под команд. адмирала М.Тромпа из 80 кораблей сопровождал в проливе Ла-Манш возвращавшийся гружёный колониальным товаром караван из 250 торговых судов. Встретившись с флотом из 70 кораблей англичан под команд. адмирала Р. Блейка, Тромп вынужденно вступил в бой. Два дня боёв перемена ветра не позволяла выстроить в строй группы кораблей; голландцы, скованные обороной транспортных судов, несли потери. И всё-же ночью голландцы смогли прорваться и уйти, в итоге потеряв 9 военных и 40 торговых кораблей, а англичане 4 корабля. Битва при Текселе 1673 годаПобеда де Рюйтера с адмиралами Банкертом и Тромпом над англо-французским флотом при Текселе в третьей англо-голландской войне. Этот период отмечен оккупацией Нидерландов войсками Франции. Цель была отбить торговый караван. 92 кораблям и 30 брандерам союзников противостоял голландский флот из 75 кораблей и 30 брандеров. Авангард Рюйтера сумел отделить авангард французов от эскадры англичан. Маневр удался и, ввиду разобщённости союзников, французы предпочли сохранить флотилию, а голландцам удалось смять центр англичан в многочасовой жестокой схватке. И в итоге, вытеснивший французов, Банкерт пришёл на подкрепление центра голландцев. Англичане так и не смогли высадить десант и понесли большие потери в живой силе. Эти войны передовых морских держав определили значимость тактик, построений и огневой мощи в развитии военно-морского флота и искусства ведения сражений. На опыте этих войн выработались классы деления на ранги кораблей, проверена оптимальная комплектация линейного парусного корабля, количество вооружения. Тактика единоборства кораблей противников преобразовалась в боевой строй кильватерной колонны со слаженным ведением огня артиллерии, с быстрым перестроением и единым командованием. Абордажный бой уходил в прошлое, а сила на море влияла на успех на суше. Флот Испании 17 векаИспания продолжала формировать свои армады большими галеонами, непотопляемость и крепость которых были доказаны по итогам сражений Непобедимой Армады с британцами. Имевшаяся у англичан артиллерия не смогла нанести урон испанцам. Поэтому испанские корабелы продолжали строительство галеонов водоизмещением в среднем 500 ÷ 1000 тонн и осадкой в 9 футов, создавая именно океанский корабль – устойчивый и надежный. На такие суда ставили три или четыре мачты и около 30 орудий. В первую треть века на воду было спущено 18 галеонов с количеством пушек до 66. Число больших кораблей перевалило за 60 против 20-ти больших королевских кораблей Англии и 52-х Франции. Особенностями прочных, тяжелых кораблей стали высокая устойчивость к пребыванию в океане и борьбе с водными стихиями. Установка прямых парусов в два яруса не обеспечивали маневренность и легкость управления. При этом маломаневренность компенсировалась отличной неплохой живучестью во время штормов по параметрам прочности, и универсальностью галеонов. Их использовали одновременно и для торговых, и для военных операций, что часто совмещалось при неожиданной встрече с противником в необъятных водах океана. Чрезвычайная вместимость позволяла оснащать суда приличным числом вооружения и брать на борт большую, обученную к схваткам, команду. Что позволяло успешно проводить абордаж – основную морскую тактику сражений и захвата судов в арсенале испанцев. Флот Франции 17 векаВо Франции первый линейный корабль «Корона» был спущен на воду в 1636. Тогда и началось соперничество с Англией и Голландией на море. Корабельные характеристики трёхмачтового двухдечного « » 1-го ранга:
Для постройки потребовалось около 2 тысяч просушенных стволов. Форма ствола сопоставлялась форме детали корабля при соответствии изгибов волокон и детали, что давало особую прочность. Корабль известен тем, что затмил «Властелина морей» – британский шедевр «Sovereign of the Seas» (1634), – и считается ныне самым роскошным и красивейшим судном парусной эпохи. Флот Соединённых провинций Нидерландов 17 векаНидерланды в XVII веке вели бесконечные войны с соседними странами за независимость. Морское противостояние Нидерландов и Британии имело характер междоусобного соперничества соседей. С одной стороны, они спешили при помощи флота контролировать моря и океаны, с другой, потеснить Испанию и Португалию, при этом удачно совершая разбойные нападения на их суда, ну а с третьей, хотели доминировать как два самых боевитых соперника. При этом зависимость от корпораций – хозяев кораблей, ведших финансирование судостроения, отодвигало на второй план важность побед в морских сражениях, что остановило рост мореходства Нидерландов. Становлению могущества голландского флота способствовала освободительная борьба с Испанией, ослабление её силы, многочисленные победы голландских кораблей над испанцами во время Тридцатилетней войны к её окончанию в 1648 г. Флот Нидерландов был крупнейшим, насчитывал 20 тыс.торговых судов, работало огромное число верфей. Собственно это столетие явилось Золотым Веком Нидерландов. Борьба Нидерландов за независимость от Испанской империи привела к Восьмидесятилетней войне (1568-1648 годы). После завершения освободительной войны Семнадцати провинций от власти монархии Испании, были три англо–голл.войны, успешное вторжение в Англию, и войны с Францией. 3 англо–голландские войны на море пытались определить доминирующее положение на море. К началу первой у флота Нидерландов значились 75 военных судна вместе с фрегатами. Имевшиеся военные корабли Соединённых Провинций были разбросаны по миру. На случай войны военные корабли можно было зафрахтовать, или просто нанять у других европейских государств. Конструкции “пинаса” и “фламандской каракки” на случай войны легко модернизировались из торгового в военное судно. Однако кроме Brederode и Grote Vergulde Fortuijn собственными военными кораблями похвастаться голландцы не могли. Сражения они выигрывали за счёт отваги и умения. Ко Второй англо-голландской войне в 1665 эскадра ван Вассенара смогла собрать 107 кораблей, 9 фрегатов и 27 низших кораблей. Из них 92 вооружены более 30-ю пушками. Численность экипажей 21 тыс.моряков, 4800 орудий. Англия могла противопоставить 88 кораблей, 12 фрегатов и 24 низших кораблей. Всего 4500 орудий, 22 тыс.моряков. В самом провальном за всю историю Голландии Лоустофтском сражении был взорван фламандский флагман 76-пушечный «Эендрагт» вместе с ван Вассенаром. Флот Британии 17 векаВ середине века в Британии насчитывалось не более 5 тыс. торговых кораблей. А вот военный флот был значительным. К 1651 г. королевская «Ройял Нави» эскадра уже имела 21 линкор и 29 фрегатов, на подходе достраивались 2 линкора и 50 фрегатов. Если добавить количество свободно-наёмных и зафрахтованных судов, флот мог бы составить до 200 кораблей. Общее число орудий и калибр были вне конкуренции. Постройка велась на королевских верфях Британии - Вулвич, Девенпорт, Чатем, Портсмут, Дептфорд. Значительная часть кораблей выходила из частных верфей Бристоля, Ливерпуля и пр. В течение столетия поступательно наращивался рост с преобладанием регулярного флота над зафрахтованным. В Англии самый мощные линейные корабли именовали Мановар, как самый крупный, с числом орудий выше ста. Для увеличения многоцелевого состава флота Британии в середине века создавалось больше боевых судов меньших типов: корветы, бомбарды. При строительстве фрегатов, число орудий на двух палубах увеличилось до 60. В первой Дуврской баталии с Нидерландами британский флот имел: 60- пуш. James, 56- пуш. Andrew, 62- пуш. Triumph, 56- пуш. Andrew, 62- пуш. Triumph, 52- пуш. Victory, 52- пуш. Speaker, пять 36-пуш., включая President, три 44- пуш., включая Garland, 52- пуш. Fairfax и прочие. На что флот Нидерландов мог противопоставить: 54- пуш. Brederode, 35- пуш. Grote Vergulde Fortuijn, девять 34- пушечных, остальные рангами ниже. Поэтому становится очевидным нежелание Нидерландов вступать в схватку на открытой воде по правилам линейной тактики. Флот России 17 векаКак такового, флота России до Петра I не существовало, ввиду отсутствия выхода к морям. Самым первым русским военным кораблём стал двухпалубный трехмачтовый «Орел» построенный к 1669 году на Оке. А вот построена на Воронежских верфях в 1695 – 1696 г. из 23 гребных галеры, 2 парусно-гребных фрегата и более 1000 шняв, барок, стругов. Корабль “Орел” 1667 год Параметры фрегатов 36-пушечников «Апостол Пётр» и «Апостол Павел» аналогичны:
Русские мастера и сам Пётр в 1697г. в Голландии строили фрегат “Петр и Павел”. Первым кораблём, вышедшим в Чёрное море, стал «Крепость». Из верфи в устье Дона в 1699 г.:
В 1700 из верфи Воронежа вышел предназначенный для Азовской флотилии первый Российский линейный корабль «Божье Предопределение», причём отстроенный русскими мастерами и инженерами. Этот трёхмачтовый корабль, равный IV рангу имел:
|
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Африка полезные ископаемые
- Макс вебер направление или теория
- Десятичные дроби, определения, запись, примеры, действия с десятичными дробями Дроби десятичные числа простоты
- Презентции на тему афганистан, афганская война, скачать бесплатно к классному часу
- Евгений белаш мифы первой мировой
- Что помешало спасти "титаник"
- Конкурсы Английские конкурсы для детей
- Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать
- Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году
- Примеры стилей текста: калейдоскоп вариаций речи