Разделы сайта
Выбор редакции:
- Николас отнер - код исцеления методом простукивания
- Екатерина Богданова - Пансион искусных фавориток
- Черное и белое: цитаты, афоризмы и высказывания За черной полосой всегда идет белая цитаты
- Самые древние государства мира Самая старая страна из существу
- Пирамиды на дне Бермудского треугольника: гипотезы плодятся Что находится на дне бермудского
- Корсары: Город Потерянных Кораблей
- Значение голицын василий васильевич (князь) в краткой биографической энциклопедии
- Репнин Николай Васильевич - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация
- История распространение волн в фотонных кристаллах история
- Секретные арктические базы третьего рейха Нацисткий «мост»: таймыр -лиинахамари, или что укрыто в штольнях девкиной заводи
Реклама
Поэзия обладает одним удивительным свойством. Великие люди о поэзии, поэтах. «Где-то бьётся море в Тель-Авиве…» |
Он спросит: «Кто здесь, у двери?» Скажу: «Здесь раб Твой, отвори». Он спросит: «С чем пришел, мой сын?» «Служить тебе, мой Господин». Руми Но вернёмся к такому народному и полюбившемуся многим ценителям поэзии жанру, как рубай . Вплоть до X в. этот жанр был частью сугубо устного народного творчества. Признанным мастером рубай был ученый мудрец XI в. Омар Хайям. Поэзия Омара Хайяма и Низами Гянджеви стала вершиной гуманистической ветви исламской литературы. Сейчас, в священный месяц Рамадан, когда каждый из нас работает над своим нафсом, совершенствует духовные качества и старается приблизиться к нашему Создателю, стихотворные труды поэтов Востока будут как нельзя кстати. Ведь их творения из мглы далёких, запылённых и почти забытых веков доносят до нас благодарность Всевышнему за ликующую радость жизни, описывая здорового, сильного, отважного, высоконравственного и смелого человека, целью своей жизни ставящего достижение довольства Создателя. В следующем материале мы более подробно познакомим Вас с творчеством поэтов, воспевающих Ислам и Творца, Его совершенство и необходимость следовать нравственным заповедям, нормам Священного Корана. Ильмира Гафиятуллина, Казань Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас - величайший дар, В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии. Паустовский К. Г "Поэт и поэзия" Определение поэзии Это - круто налившийся свист, Это - сладкий заглохший горох, Всё. что ночи так важно сыскать Площе досок в воде - духота. Борис Пастернак Нежность Ослепляя блеском, Борис Пастернак Моих, Madame, не слышно слов... …Как дивный тот александрит, Madame d~ Ash, lady Laiht Другие статьи в литературном дневнике:
Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей. Плохая поэзия всегда возникает от искреннего чувства. Поэзия - дьявольское вино. Поэзия есть внутренний огонь всякого таланта. Поэзия есть высший род искусства. Всякое другое искусство более или менее стеснено и ограничено в своей творческой деятельности тем материалом, посредством которого оно проявляется. Поэзия же выражается в свободном творческом слове, которое есть и звук, и картина, и определённое ясно выговоренное представление. Поэтому поэзия заключает в себе все элементы других искусств. Поэзия есть игра чувств, в которую рассудок вносит систему. Поэзия есть предвестник того состояния человечества, когда оно перестанет достигать и начнёт пользоваться достигнутым. Поэзия - есть сестра горя; каждый страждущий и плачущий - поэт, каждая слеза - стих, каждое сердце - поэма. Поэзия - изображение глубокой и наиболее таинственной деятельности человеческого чувства. Поэзия - музыка слов. Поэзия не в форме мыслей, а в самих мыслях. Поэзия - это всё, что есть искреннего и задушевного во всём. Поэзия по своей природе загадочна и не раскрывается первому встречному. Поэзия - та же добыча радия. В грамм добыча, в год труды. Изводишь единого слова ради Тысячи тонн словесной руды. Поэзия - это душа подвига, обращающего красоту в добро. Поэзия - это искусство, при помощи которого поэт располагает возбуждающее представление и соединяет действенные суждения таким образом, что малое обращает в великое, а великое - в малое и красивое облачает в безобразные одежды, а безобразное заставляет сиять в красивом обличье. И внушением силы гнева и чувственности так подстрекает, что благодаря этому внушению темпераменты людей повергаются то в экстаз, то в депрессию, и это становится причиной важных дел в устройстве мира. Поэзия это не «лучшие слова в лучшем порядке», это - высшая форма существования языка. Поэзия - это не просто изречённая мысль. Это песнь кровоточащей раны или же улыбающихся губ. Поэзия - это особая манера воспринимать внешний мир, специальный орган, который просеивает материю и, не изменяя, преображает её. Жорж Санд Поэзия - это солнце, с его тёмными пятнами и затмениями, освещающее весь мир. Поэзия - это чувство, которое страстно стремится в неизвестную даль и делает эту даль близкой и узнаваемой: идея, беседующая с таинственным и непостижимым и превращающая её в нечто явное и понятное. Поэт, да обычно и всякий литератор, редко когда наживается на своём труде; что же до публики, то её отношение к автору можно определить: нечто среднее между «Благодарю вас» или «Пошёл вон». Поэт-дитя; он смеётся лучшим в мире смехом - смехом сквозь слёзы. Поэт есть мир, одним объятый человеком. Поэт, как плохой портной, кроит и перекраивает, урезывает и приставляет, сшивает и утюжит до тех пор, пока не получится в окончательном результате нечто правдоподобное и благообразное. Поэт: существо, которое витает в облаках, но всегда находит редакционную кассу. Поэт торжественно везёт свои мысли на колеснице ритма - обыкновенно потому, что они не идут на своих ногах. Поэт - удивительное создание, наделённое третьим, духовным, оком, видящим в природе то, чего обычно не видят глаза, и внутренним слухом, различающим в шёпоте дней и ночей то, чего обычно не улавливают уши. Поэт - человек, раскрывающий перед всеми свою душу. Поэт - человек, у которого никто ничего не может отнять и поэтому никто ничего не может дать. Поэт - это верующий, который входит в храм своей души и падает ниц в слезах и восторге, призывая, восхваляя, внимая и возвещая. Поэт - это низвергнутый царь, что сидит на пепелище своего дворца и пытается воссоздать образ из пепла. Поэт - это философ конкретного и живописец абстрактного. Поэты - непризнанные законодатели мира. Поэты и герои - одного племени. Между ними только то различие, какое существует между идеей и поступком. Одни делают то, что другие созерцают. Поэтическое произведение должно само себя оправдывать, ибо там, где не говорит само действие, вряд ли поможет слово. Все, что поэт пишет с божественным вдохновением и святым духом, то весьма прекрасно. Историк и поэт отличаются друг от друга не речью - рифмованной или нерифмованной; их отличает то, что один говорит о случившемся, другой же о том, что могло бы случиться. Поэтому в поэзии больше философского, серьезного, чем в истории: ибо она показывает общее, тогда как история только единичное. Кто идет к вратам поэзии, не вдохновленный музами, воображая, что одно искусство сделает его поэтом, тот и сам несовершенен, и поэзия его - ничто в сравнении с поэзией вдохновленного. Поэтическое воображение странствует и перевоплощает вещи, придает им самый их чистый смысл и определяет взаимосвязи, дотоле неведомые, но всегда, всегда, всегда орудует фактами самой что ни на есть ясной и четкой реальности. Оно внутри человеческой логики и контролируется разумом, от которого не может отделиться. Поэтический образ - это всегда трансляция смысла. Поэзия и искусство - это особая форма не только выражения, но и познания. Между ученым и поэтом простирается зеленый луг: перейдет его ученый - станет мудрецом, перейдет его поэт - станет пророком. Поэзия - это поток радости, боли, изумления и малая толика слов из словаря. Когда б вы знали, из какого сора Поэтический талант дает многое, когда он сочетается с хорошим вкусом и направляется сильной мыслью. Чтобы художественное творчество одерживало большие победы, необходимы для него широкие умственные горизонты. Только культура ума делает возможной культуру духа. Кто не родился поэтом, тот им никогда не станет, сколько бы к тому ни стремился, сколько бы труда на то ни потратил. …Стихи - совершеннейший из способов пользоваться человеческим словом, и разменивать его на мелочи, пользоваться им для пустяков - грешно и стыдно Прославим поэтов, у которых один бог - красиво сказанное бесстрашное слово правды. Поэтический язык - краткий, сжатый, картинный и музыкальный. Стих прежде всего - гармония. Стих - это та же музыка, только соединенная со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутье гармонии и ритма. Поэзия не может не быть поэзией своего времени и должна быть ею. Но тот, кто выражает черты своего времени, роднящие его с будущим, оказывается бессмертным. Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать! Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас - величайший дар, доставшийся нам от поры детства. Если человек не растеряет этот дар на протяжении долгих трезвых лет, то он поэт или писатель. Когда поэту не нужен и не понятен окружающий его человеческий мир, то он сам остается ненужным и непонятным для окружающего человеческого мира. Поэзия - моя держава, Я вечный подданный ее. Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжет, греет и освещает… Настоящий поэт сам невольно и страданьем горит, и жжет других, и в этом все дело. Великая поэзия нашего века - это наука с удивительным расцветом своих открытий, своим завоеванием материи, окрыляющая человека, чтоб удесятерить его деятельность. Поэзия (как ошибочно считают люди наивные или пресыщенные) заключается не в ритмическом сочетании слов-погремушек, но в духе, который охватывает широкие горизонты и видит дальше и глубже, чем глаза человека. Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои - наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он. Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают. Цель поэзии - полезная правда. Поэты лгут, но их ложь приятна. Чтобы наслаждаться творчеством поэта, надо, я полагаю, любить и ту культуру, к которой он принадлежит. Плохие поэты стирают следы превращений, хорошие - открыто демонстрируют их. Подлинные поэты встречаются со своими персонажами лишь после того, как создали их. Нельзя постичь жизнь поэта без знания процесса воображения. Когда легко написать хорошее стихотворение - трудно сделаться поэтом. В поэзии нет фактов, а есть слова, нет реальности, а есть образы. Любая древняя поэзия есть вместе с тем и в тоже самое время культ, праздничное увеселение, коллективная игра, проявление искусности, испытание или загадывание загадок, мудрое поучение, переубеждение, околдовывание, ясновидение, пророчество, состязание. Миф, в какой бы форме он ни передавался, всегда есть поэзия. Поэт - дитя; он смеется лучшим в мире смехом - смехом сквозь слезы. Любовь, поэзия были теми путями, в которых мы искали убежища от одиночества и увядания жизни. Настоящий поэт чувствует себя ребенком в окружающем мире. О поэзии могу теперь сказать так: это жертвоприношение, в котором мы приносим в жертву слова. Поэтическое есть та доля привычного, что растворяется в необычном и растворяет в нем нас. Поэзия всегда в некотором смысле противоположна поэзии. Поэзия может на словах попирать установленный порядок, но она не может занять его место. Поэт - не толпа, он неизлечимо одинок. Поэзия стала повседневностью. В довоенные времена жил один старый больной поэт, которого совершенно забыли и по настоянию которого, как я где-то прочел, всем посетителям должны были говорить, будто его нет дома. Время от времени жена - из жалости к нему - звонила в дверь… Ветер, который так прекрасно замещает музыку и поэзию. Странно, что в краях, где он дует, ищут каких-то других средств выражения. Из европейской поэзии исчез крик. Осталось жонглирование словами, художества акробатов и эстетов. Эквилибристика опустошенных. Настоящая поэзия начинается за пределами поэзии. То же самое с философией, да и со всем на свете. Поэтическое воображение по сути своей не формирует, а деформирует образы. Мы ведь знаем мнение величайших ученых, что разные отрасли знания требуют изучения и наставления, поэтическую же способность создает сама природа, и поэт творит из своего духа и в то же время как бы вдохновляется свыше. Поэтами рождаются, ораторами становятся. Я не стремлюсь охватить своими стихами все. Поэты желают быть или полезными, или приятными. Поэзия - как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное - если отойдешь подальше. Гораций (Квинт Гораций Флакк) Раздражительное племя поэтов. Художникам, как и поэтам, издавна право дано дерзать на все что угодно. Стихи удаются, если созданы при душевной ясности. Где жизнь, там и поэзия. Негодование делает поэтом. Поэзия - говорящая живопись. Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию. Не следует обращать внимания на крохотные пятнышки на лучезарном солнце: пусть лучше подумают о том, сколько пришлось пободрствовать Гомеру, чтобы создать произведение, в котором так много света и так мало теней. Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес. Не всякий, кто может писать стихи, - поэт. Все поэты - безумцы. О вы, кого манит успеха путь тернистый, Один безупречный сонет стоит длинной поэмы. Поэты имеют то общее с еретиками, что они всегда защищают свои произведения, но что совесть их никогда не оставляет их в покое. Из всех представителей рода человеческого зависти и злословию более всего предаются плохие поэты. Остроумно написанный памфлет точно отравленная стрела, которая не только наносит рану, но и делает ее неизлечимой. Поэзия - музыка души. Стихи повсюду были первыми детьми гения и первыми учителями красноречия. Знание предмета для поэта то же, что прочность материала для архитектора. Я давно уже считал, что двор - не место для поэта, который должен изучать природу. Но если пышность и этикет превращают людей в машины, то обязанность поэта - снова сделать из этих машин людей. Что может быть хуже для прирожденного поэта, чем родиться в век разума! Для поэзии идея - это все… Поэзия вкладывает чувство в идею… У многих людей сочинение стихов - это болезнь роста ума. Нельзя вблизи сидящих на престоле Стоять певцу. Ты хочешь, чтобы твои песни не умерли? Пой о сердце человека. В свой час своя поэзия в природе. Ни один великий поэт не может не быть одновременно и большим философом. Истинный поэт грезит наяву, только не предмет мечтаний владеет им, а он - предметом мечтаний. Анализ - не дело поэта. Его призвание - воспроизводить, а не расчленять. Вероятно, ни один человек не может быть поэтом, не может даже любить поэзию, если он, хотя бы в малой степени, не душевнобольной. Кто, вращаясь в образованном и литературном обществе, стремится сделаться большим поэтом, должен сначала обратиться в маленького ребенка. Он должен расчленить всю ткань своей души. Он должен забыть многое из того, что, быть может, до сих пор было для него основой его превосходства. Его собственные таланты будут препятствием для него. Поэзия нуждается не в анализирующем, а в верующем духе. Поэзия - памятник, где запечатлены лучшие и счастливейшие мгновения самых лучших и счастливейших умов. Никогда так не нужна поэзия, как в те времена, когда вследствие господства себялюбия и расчета количество материальных благ растет быстрее, чем способность освоить их согласно закону души. Поэт смотрит на пороки современников как на временное облачение для своих созданий, прикрывающее, но не скрывающее их извечную гармонию. Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус – это прежде всего чувство меры. Как всегда в Ленинграде, больше всего времени я провел в Русском музее и Эрмитаже. Прежде чем перейти к влиянию поэзии на прозу, я хочу сказать несколько слов о музыке, тем более что музыка и поэзия подчас неразделимы. В этих словах, хотя и сказанных наспех, высказана верная мысль: самым высоким, покоряющим явлением в литературе, подлинным счастьем может быть только органическое слияние поэзии и прозы, или, точнее, проза, наполненная сущностью поэзии, ее животворными соками, прозрачнейшим воздухом, ее пленительной властью. В этом случае я не боюсь слова «пленительный» (иными словами – «берущий в плен»). Потому что поэзия берет в плен, пленяет и незаметным образом, но с непреодолимой силой возвышает человека и приближает его к тому состоянию, когда он действительно становится украшением земли, или, как простодушно, но искренне говорили наши предки, «венцом творения». Прав отчасти был Владимир Одоевский, когда он сказал, что «поэзия есть предвестник того состояния человечества, когда оно перестанет достигать и начнет пользоваться достигнутым».
В июле 1941 года я ехал на военной грузовой машине из Рыбницы-на-Днестре в Тирасполь. Я сидел в кабине рядом с молчаливым водителем. В этих стихах, несмотря на упоминание о смерти, была заключена такая полнота жизни, что ничего не хотелось иного, как только вот так лежать часами и думать, глядя в небо. Заросшая дорога ведет через старый сосновый лес. Он растет на песчаных холмах, сменяющих друг друга с равномерностью широких морских валов. Эти холмы – остатки ледниковых наносов. На вершинах их цветет много колокольчиков, а низины сплошь заросли папоротником. Листья его с изнанки покрыты спорами, похожими на красноватую пыль. Лес на холмах светлый. В нем далеко видно. Он залит солнцем. Лес этот тянется неширокой полосой (километра на два, не больше), а за ним открывается песчаная равнина, где зреют, поблескивая и волнуясь под ветром, хлеба. За этой равниной простирается, на сколько хватает глаз, дремучий бор. Над равниной плывут особенно пышные облака. Может быть, так кажется потому, что широко видно все небо. Пересекать равнину нужно по меже между хлебов, заросшей репейником. Кое-где на меже большими разливами синеют твердые колокольчики приточной травы. Все, что я мысленно представил сейчас, – только преддверие лесов В них входишь как в огромный, полный тени, громадный собор. Надо первое время идти по узкой просеке мимо пруда, покрытого ряской, как твердым ярко-зеленым ковром. Если остановиться около пруда, то можно услышать тихое чавканье – это пасутся в подводной траве караси. Потом начинается небольшой участок сырого березового леса с блестящим, как изумрудный бархат, мхом. Там всегда пахнет палым листом, оставшимся на земле от прошлой осени. За березовым перелеском есть одно место, о котором нельзя вспоминать без того, чтобы не сжалось сердце. (Я думаю все это, лежа в кузове грузовой машины. Поздняя ночь. Со стороны станции Раздельной ухают взрывы – там идет бомбежка. Когда взрывы затихают, слышен робкий треск цикад – они испуганы взрывами и пока что трещат вполголоса. Над головой падает трассирующим снарядом голубоватая звезда. Я ловлю себя на том, что невольно слежу за ней и прислушиваюсь: когда же она взорвется? Но звезда не взрывается, а безмолвно гаснет над самой землей. Как далеко отсюда до знакомого березового перелеска, до торжественных лесов, до того места, где всегда сжимается сердце! Там теперь тоже ночь, но беззвучная, пылающая огнями созвездий, пахнущая не бензиновым чадом и пороховыми газами, – может быть, следует говорить «взрывными» газами, – а устоявшейся в лесных озерах глубокой водой и хвоей можжевельника.) Какое же это место, от которого сжимается сердце? Самое незаметное и простое. За березовым перелеском дорога круто подымается на песчаный обрыв. Сырая низина остается позади, но легкий ветер изредка доносит и сюда, в сухой и жаркий лес, йодистый воздух этих низин.
На этом я кончаю первую книгу своих заметок о писательском труде с ясным ощущением, что работа только начата и впереди ее – непочатый край Нужно сказать еще об очень многом – эстетике нашей литературы, глубочайшем ее значении как воспитательницы новою человека с его богатым и высоким строем мыслей и чувств, о сюжете, юморе, образе, лепке человеческих характеров, изменениях русского языка, народности литературы, романтизме, хорошем вкусе, правке рукописей – всего не перечтешь. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Указатель слов к разделу «Орфография |
Новое
- Екатерина Богданова - Пансион искусных фавориток
- Черное и белое: цитаты, афоризмы и высказывания За черной полосой всегда идет белая цитаты
- Самые древние государства мира Самая старая страна из существу
- Пирамиды на дне Бермудского треугольника: гипотезы плодятся Что находится на дне бермудского
- Корсары: Город Потерянных Кораблей
- Значение голицын василий васильевич (князь) в краткой биографической энциклопедии
- Репнин Николай Васильевич - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация
- История распространение волн в фотонных кристаллах история
- Секретные арктические базы третьего рейха Нацисткий «мост»: таймыр -лиинахамари, или что укрыто в штольнях девкиной заводи
- Значение максимович нестор максимович (амбодик) в краткой биографической энциклопедии