Главная - Витале Джо
Напиши что значит устное народное творчество. Устное народное творчество — источник вековой мудрости. Переводная литература

Методическая папка

По детской литературе

Студента группы Ш-«21»

ГБОУ СПО ПК № 15

Судакова Алексея

I Устное народное творчество

Малые жанры устного народного творчества

Народные песенки

Детский игровой фольклор

Загадки

Пословицы, поговорки

Календарно обрядовая поэзия

Скороговорки

Русские народные сказки, былины

II Детская литература и детское чтение 19 века

Басни И. Я Крылова

Устное народное творчество.

Художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художеств, творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, обществ, и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В народном творчестве, сложившемся в ходе обществ, трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, народное творчество отличается глубиной художеств, освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.

Малые жанры устного народного творчества.

Малые жанры фольклора - это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

Виды малых жанров фольклора:

v Колыбельная песня

Колыбельная песня - один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нем сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня - песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Например:

Баю - баю - баюшки,



Да прискакали заюшки

Люли - люли - люлюшки,

Да прилетели гулюшки.

Стали гули гулевать

Да стал мой милый засыпать

Часто в колыбельных возникает образ невидимого, но могущественного существа - Дремы или Сна.

Сидит Дрема,

Сидит Дрема,

Сидит Дрема, сама дремлет,

Сидит Дрема, сама дремлет.

Взгляни Дрема,

Взгляни Дрема,

Взгляни Дрема на народ,

Взгляни Дрема на народ

Бери Дрема,

Бери Дрема,

Бери Дрема кого хошь,

Бери Дрема кого хошь.

Сидит Дрема,

Сидит Дрема,

Сидит Дрема, сама дремлет,

Сидит Дрема, сама дремлет

Целый цикл колыбельных связан с образом домашнего кота.

Вы коты, коты, коты,

У вас желтые хвосты.

Вы коты, коты, коты,

Принесите дремоты

v Пестушка

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) - короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ручки фатюнюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Когда ребенок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ!

v Потешка

Потешка - элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребенка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев(пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребенку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.



Примеры: «Сорока»

Вариант 1.

Сорока-ворона (водя пальчиком по ладошке)

Сорока-ворона

Деткам отдала.

(загибают пальчики)

Этому дала

Этому дала

Этому дала

Этому дала

А этому не дала:

Зачем дров не пилил

Зачем воду не носил!

v Прибаутка

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) - стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку,

Например:

Сова, совинька, сова,

Большая голова,

На колу сидела,

В стороны глядела,

Головой вертела.

Для игр были специальные песни. Игры могли быть

целовальные. Как правило в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);существовали также обрядовые и сезонные игры.

Пример целовальной игры:

Селезень

Селезень утку загонял,

Молодой серу загонял,

Пойди, Утица, домой,

Пойди, Серая, домой,

Утя семеро детей,

А восьмой Селезень,

А девятая сама,

Поцелуй разок меня!

В этой игре "Утка" становилась в центр круга, а "Селезнь" снаружи, и играли подобно игре "кошки-мышки". При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг "селезня".

v Заклички

Заклички - один из видов заклинательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Например:

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

v Считалка

Считалка - небольшой стишок, с помощью которого определяют, кто водит в игре.

Например:

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля

Аты-баты, он какой?

Аты-баты, золотой.

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, это я!

v Скороговорка

Скороговорка - фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют развитию речи ребёнка. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Например:

Ехал грека через реку.

Видит грека: в реке рак,

Сунул грека руку в реку -

Рак за руку грека - цап!

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

v Небылицы

Небылица – это первая интеллектуальная детская игра, способствующая развитию малышей. «Ребенок играет не только камешками, кубиками, куклами, но и мыслями.

Например:

Вот сказали воробья не слыхать,

Вот сказали, воробья не видать,

А воробушек по улице идет,

В левом крылышке скрипочку несет,

Правым крылышком наигрывает,

С ноги на ногу попрыгивает.

v Перевертыши

Строится по принципу небылицы.

Например:

Свинки замяукали:

Кошечки захрюкали:

Хрю! хрю! хрю!

Уточки заквакали:

Ква! ква! ква!

Курочки закрякали:

Кря! кря! кря!

Воробышек прискакал

И коровой замычал:

Прибежал медведь

И давай реветь:

Кукареку!

v Приговорки

Прибаутка- особый вид народного творчества, близкий к пословице и поговорке: ходячая шутка, иногда состоящая из короткого забавного рассказа, иногда - из малопонятных смешных выражении.

Тит, иди молотить!

Брюхо болит.

Тит, иди кашу есть!

Где моя большая ложка?

1.1 Народные песенки

Русская народная песня - песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен.

Русские народные песни подразделяются на:

· Русский песенный эпос:

Русские былины

Северная эпическая традиция

Сибирские былины

Южнорусские и среднерусские былины

Исторические русские песни

Небылицы и скоморошины

Песни в сказках

· Календарные обрядовые песни:

Поздравительные зимние песни.

Святочные песни.

Масленичные песни.

Весенние песни.

Семицкие песни.

Летние песни.

Песни жатвы.

· Семейные обрядовые песни:

Обряды рождения и пестования.

Плачи и причитания.

Свадебные обряды.

Традиционные лирические русские песни.

Трудовые.

· Отходнические песни включают следующие:

бурлацкие;

чумацкие;

ямщицкие;

солдатские;

· К удалым песням относятся:

тюремные (русский шансон).

Отдельно выделяются шуточные, сатирические, хороводные, частушки, припевки, страдания.

Песни литературного происхождения.

Казачий воинский репертуар.

· Жанровые разновидности песен, связанных с хореографией:

Хороводные песни

Игровые песни

Песни и инструментальные наигрыши, сопровождающие пляску

Поздние танцы

Например:

1. «Ах вы, сени, мои сени»

2. «Барыня-рассыпуха»

3. «В тёмном лесе»

4. «Глухой, неведомой тайгою»

5. «Два веселых гуся»

1.2 Детский игровой фольклор

В связи с возрастными особенностями и характером времяпровождения ведущее положение в устном ионическом творчестве детей занимает игровой фольклор.

Жеребьевые приговорки - это коротенькие рифмованные стишки (в две - четыре строки), которыми начинаются игры, когда играющих нужно поделить на две партии. Они сопровождают такие детские игры, как «Прятки», «Салки», «Лапта», «Городки» и др.

В жеребьевке, в отличие от считалки, где участвуют все играющие, разбиваются по двое. Каждый ставится перед выбором, например: "Дома быть или по морю плыть?", "Наливное яблочко или золотое блюдечко?".

1.3 Загадки

Загадки для детей

Стоит в саду кудряшка - белая рубашка,

Сердечко золотое. Что это такое?

/ромашка/

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

Зимой и летом одним цветом.

Сперва блеск,

За блеском - Треск!

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути,

В них ни въехать, ни войти

Зимой - звезда,

Весной - вода.

/снежинка/

1.4 Пословицы, поговорки

Пословицы

Поучают чему-то.

Дорога ложка к обеду.

Волка бояться в лес не ходить.

Рыбак-рыбака видит издалека.

Без труда не вытащишь рыбу из пруда.

Поговорка

Поговорка - окольное выражение, где литературная красота и складность играют главную роль.Поговорка не договаривает и не называет вещи, но весьма ясно намекает.

Не отведав вкусу не узнаешь,

Три женщины – четыре сплетни,

Небо молчит – за него люди говорят,

Правде огонь не страшен,

Рыбу за хвост не удержать,

Сильный победит одного, знающий тысячу.

1.5 Календарно обрядовая поэзия

Календарной обрядовой поэзией называется группа обрядов и словесно- художественных жанров, связанных с народным календарём, который основывался на смене времен года и распорядка земледельческих работ. В русской обрядовой поэзии олицетворены силы природы, имеющие значения для земледельческого труда: солнце, земля, времена года (мороз, "весна-красна", лето).

· Праздник Каляды

  • Праздник Масленицы
  • Праздник Троицы
  • Праздник Купалы
  • Праздник жатвы
  • Праздник урожая
  • Свадебно - бытовые обряды
  • Предсвадебные обряды
  • Величальные песни
  • Корильные песни
  • Лирические песни

Польский стих

Сколько у вас в сарае колов,

Столько у вас в хлеву волов.

На поле урожай.

В дому приплод;

Всем доброго здоровья.

Счастливого доброго утра

Новый год спокойный.

Счастливый и обильный.

На телят, на ребят…

Вот характерный текст колядки (русской)

Пришла Каляда

Накануне рождества,

Дайте коровку,

Масляну головку,

А дай бог тому

Кто в этом дому,

Ему рожь густа,

Рожь ужимиста;

Ему с колоса осьмина (мера зерна)

Из зерна ему коврига,

Из полузерна пирог.

Весьма интересна русская калядка, в которой есть загадочная картина какого-то массового действа, оно называется колядованием:

Уродилась Каляда

Накануне рождества.

За горою за крутою,

За рекою за быструю

Стоят леса дремучие,

Во тех лесах огни горят,

Огни горят пылающие.

Вокруг огней люди стоят,

Люди стоят колядуют:

" Ой Каляда, Каляда,

Ты бываешь Каляда

Накануне рождества.

1.6 Скороговорки

Необъятно устное народное творчество. Создавалось оно веками, имеется множество его разновидностей. В переводе с английского языка "фольклор" - это "народное значение, мудрость". То есть устное народное творчество - все, что создается духовной культурой населения за века исторической жизни его.

Особенности русского фольклора

Если внимательно прочитать произведения русского фольклора, можно заметить, что он на самом деле отражает многое: и игру фантазии народа, и историю страны, и смех, и серьезные думы о жизни человека. Слушая песни и сказки предков, люди задумывались над множеством непростых вопросов своего семейного, общественного и трудового быта, размышляли, как бороться за счастье, улучшить свою жизнь, каким должен быть человек, что следует высмеивать и порицать.

Разновидности фольклора

Разновидности фольклора включают сказки, былины, песни, пословицы, загадки, календарные припевы, величание, поговорки - все, что повторялось, переходило из поколения в поколение. Исполнители при этом вносили часто в понравившийся текст что-то свое, изменяя отдельные подробности, образы, выражения, незаметно совершенствуя и оттачивая произведение.

Устное народное творчество в большинстве своем существует в поэтической (стихотворной) форме, поскольку именно она позволяла запоминать и передавать из уст в уста эти произведения на протяжении веков.

Песни

Песня - это особый словесно-музыкальный жанр. Она представляет собой небольшое по объему лирико-повествовательное или лирическое произведение, которое было создано специально для пения. Виды их следующие: лирические, плясовые, обрядовые, исторические. Выражаются в народных песнях чувства одного человека, но вместе с тем множества людей. В них нашли отражение любовные переживания, события общественной и семейной жизни, размышления о тяжелой судьбе. В народных песнях часто используется так называемый прием параллелизма, когда переносятся на природу настроения данного лирического героя.

Исторические песни посвящены различным известным личностям и событиям: завоеванию Сибири Ермаком, восстанию Степана Разина, крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева, битве под Полтавой со шведами и др. Повествование в исторических народных песнях о некоторых событиях сочетается с эмоциональным звучанием этих произведений.

Былины

Термин "былина" ввел И. П. Сахаров в 19 веке. Она представляет собой устное народное творчество в виде песни, героической, эпического характера. Возникла былина в 9 веке, она явилась выражением исторического сознания народа нашей страны. Богатыри - главные герои этой разновидности фольклора. Они воплощают собой народный идеал мужества, силы, патриотизма. Примеры богатырей, которых изобразили произведения устного народного творчества: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Микула Селянинович, Алеша Попович, а также купец Садко, великан Святогор, Василий Буслаев и другие. Жизненная основа, при этом обогащенная некоторым фантастическим вымыслом, составляет сюжет этих произведений. В них герои в одиночку одолевают целые полчища врагов, сражаются с чудовищами, преодолевают мгновенно огромные расстояния. Очень интересно это устное народное творчество.

Сказки

Былины нужно отличать от сказок. Эти произведения устного народного творчества основаны на придуманных событиях. Сказки могут быть волшебные (в которых участвуют фантастические силы), а также бытовые, где изображаются люди - солдаты, крестьяне, короли, работники, принцессы и принцы - в повседневной обстановке. От других произведений этот вид фольклора отличается оптимистичным сюжетом: в нем добро всегда торжествует над злом, а последнее или терпит поражение, или высмеивается.

Легенды

Продолжаем описывать жанры устного народного творчества. Легенда, в отличие от сказки, представляет собой народный устный рассказ. Основа его - невероятное событие, фантастический образ, чудо, которые воспринимаются слушателем или рассказчиком как достоверные. Есть легенды о происхождении народов, стран, морей, о страданиях и подвигах вымышленных или реально существовавших героев.

Загадки

Устное народное творчество представлено множеством загадок. Они являются иносказательным изображением некоторого предмета, основанным обычно на метафорическом сближении с ним. Загадки по объему очень невелики, имеют определенную ритмическую структуру, нередко подчеркиваемую наличием рифмы. Они созданы для того, чтобы развивать сообразительность, догадливость. Загадки разнообразны по содержанию и тематике. Может быть несколько их вариантов об одном и том же явлении, животном, предмете, каждый из которых с определенной стороны характеризует его.

Пословицы и поговорки

Жанры устного народного творчества включают также поговорки и пословицы. Пословица - ритмически организованное, краткое, образное изречение, афористическое народное высказывание. Она обычно имеет двухчастную структуру, которая подкрепляется рифмой, ритмом, аллитерациями и ассонансами.

Поговорка представляет собой образное выражение, которое оценивает некоторое явление жизни. Она, в отличие от пословицы, - не целое предложение, а лишь часть высказывания, входящая в устное народное творчество.

Пословицы, поговорки и загадки включаются в так называемые малые жанры фольклора. Что же это такое? Кроме вышеперечисленных видов, к ним относится и другое устное народное творчество. Виды малых жанров дополняют следующие: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, игровые припевы, заклички, приговоры, загадки. Остановимся немного подробнее на каждом из них.

Колыбельные песни

Малые жанры устного народного творчества включают в себя колыбельные песни. В народе их называют байками. Название это произошло от глагола "баить" ("баять") - "говорить". Данное слово имеет следующее старинное значение: "заговаривать, шептать". Колыбельные песни получили это название неслучайно: древнейшие из них имеют к заговорной поэзии прямое отношение. Борясь со сном, например, крестьяне говорили: "Дремушка, отойди от меня".

Пестушки и потешки

Русское устное народное творчество представляют также пестушки и потешки. В их центре находится образ подрастающего ребенка. Название "пестушки" происходит от слова "пестовать", то есть "ходить за кем-то, растить, нянчить, носить на руках, воспитывать". Они представляют собой короткие приговоры, которыми в первые месяцы жизни младенца комментируют его движения.

Незаметно пестушки переходят в потешки - песенки, сопровождающие игры малыша с пальцами ножек и ручек. Весьма разнообразно это устное народное творчество. Примеры потешек: "Сорока", "Ладушки". В них нередко уже есть "урок", наставление. Например, в "Сороке" белобока всех кормила кашей, кроме одного лентяя, хотя и самого маленького (ему соответствует мизинец).

Прибаутки

В первые годы жизни детей няньки и матери пели им песенки уже более сложного содержания, не связанные с игрой. Всех их можно обозначить единым термином "прибаутки". Содержанием они напоминают небольшие сказки в стихах. Например, о петушке - золотом гребешке, летавшем на Куликово поле за овсом; о курочке рябе, которая "горох веяла" и "просо сеяла".

В прибаутке, как правило, дана картина некоторого яркого события, либо в ней изображается некоторое стремительное действие, отвечающее активной натуре малыша. Им свойствен сюжет, но ребенок на длительное внимание не способен, поэтому они ограничиваются лишь одним эпизодом.

Приговоры, заклички

Продолжаем рассматривать устное народное творчество. Виды его дополняются закличками и приговорами. Дети на улице очень рано обучаются у сверстников разнообразным закличкам, которые представляют собой обращение к птицам, дождю, радуге, солнцу. Детвора при случае выкрикивает нараспев хором слова. Кроме закличек, в крестьянской семье любой ребенок знал приговоры. Их чаще всего произносят поодиночке. Приговоры - обращение к мыши, маленьким жучкам, улитке. Это может быть подражание различным птичьим голосам. Словесные приговоры и песенные заклички преисполнены веры в силы воды, неба, земли (то благотворные, то губительные). Их произнесение приобщало к труду и жизни взрослых крестьянских детей. Приговоры и заклички объединяются в особый отдел под названием "календарный детский фольклор". Термином этим подчеркивается существующая связь между ними и временем года, праздником, погодой, всем бытом и строем жизни деревни.

Игровые приговоры и припевы

Жанры произведений устного народного творчества включают игровые приговоры и припевы. Они являются не менее древними, чем заклички и приговоры. Ими или связывают части некоторой игры, или начинают ее. Они могут выполнять также роль концовок, определять последствия, которые существуют при нарушении условий.

Поражают игры сходством с серьезными крестьянскими занятиями: жатвой, охотой, посевом льна. Воспроизведение этих дел в строгой последовательности с помощью многократного повторения давало возможность привить с ранних лет ребенку уважение к обычаям и существующему порядку, научить принятым в обществе правилам поведения. Названия игр - "Медведь в бору", "Волк и гуси", "Коршун", "Волк и овцы" - говорят о связи с жизнью и бытом сельского населения.

Заключение

В народных былинах, сказках, преданиях, песнях живут не менее волнующие красочные образы, чем в художественных произведениях классических авторов. Своеобразные и удивительно точные рифмы и звучания, причудливые, красивые стихотворные ритмы - будто кружево сплетаются в текстах частушек, потешек, прибауток, загадок. А какие яркие поэтические сравнения мы можем найти в лирических песнях! Все это мог создать лишь народ - великий мастер слова.

Устное народное творчество представляет собой обширный пласт русской культуры, формировавшийся на протяжении многих столетий. В произведениях русского фольклора отражаются многие чувства народа и его переживания, история, серьезные раздумья о смысле жизни, юмор, веселье и многое другое. Большинство произведений устного народного творчества существуют в стихотворной форме, которая позволяла их хорошо запоминать и передавать из поколения в поколение в устной форме.

К малым жанрам фольклора относятся небольшие по объему произведения: частушки, потешки, прибаутки, пословицы, загадки, колыбельные песни, небылицы, скороговорки. Иногда их относят к детскому фольклорному творчеству, потому, что знакомство человека в давние времена с этими произведениями происходило в том возрасте, когда он еще даже не разговаривал. Эти произведения интересны своей яркостью, доступностью, понятной для всех формой.

Малые жанры русского фольклора:

Русские народные пословицы

Русские пословицы и поговорки - представляют собой краткое, ритмически организованное, образное народное высказывание часто назидательного, поучающего содержания, это своеобразные народные афоризмы. Часто состоят из двух частей, подкрепленных рифмой, имеют ритм, характерную аллитерацию и ассонансы.

Русские народные потешки

Народные потешки – рифмованные коротенькие истории, песенки и стишки, сочетаемые с простыми движениями, предназначенные для развлечения ребенка, тренировки его памяти, развития мелкой моторики рук и координации движений, гармоничного развития ребенка в целом, посредством ненавязчивой игровой формы.

Русские народные прибаутки

Прибаутки или забавушки – маленькие смешные часто рифмованные произведения, рассказывающие в яркой, занимательной форме об интересных событиях, произошедших с её героями. Отличаются динамичным содержанием, энергичными поступками героев, призваны заинтересовать ребенка, развить его воображение, принести позитивные эмоции.

Русские народные небылицы

Русские народные небылицы - небольшие по объему сказочные истории, иногда поданные в рифмованной форме, сюжет которых построен на бессмысленных, неподдающихся логике событиях. Их задача – развеселить слушающего, привить ребенку чувство юмора, логику, фантазию и развить весь процесс мышления в целом.

Русские народные скороговорки

Русская скороговорка – короткая шуточная фраза, построенная на сочетании труднопроизносимых звуков, придуманная нашими предками для развлечения и используемая сейчас для коррекции проблем с речью и дикцией.

Виды устного народного творчества

Фолькло́р (англ.Folklore - «народная мудрость») - народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах.

1. Пословица - малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмичное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, поучение.

ñ «Слезами горю не поможешь»

ñ «Хлеб-всему голова»

ñ «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

ñ «Семеро одного не ждут»

ñ «У семи нянек дитя без глазу»

ñ «Семь раз отмерь - один отрежь»

ñ «Сытый голодному не товарищ»

ñ «Кто не работает, тот не ест»

ñ «Слово - дорого, а молчание - золото»

ñ «Слово не воробей - вылетит, не поймаешь»

ñ «Делу время - потехе час»

ñ «Лучше синица в руках, чем журавль в небе»

ñ «Любишь кататься - люби и саночки возить»

ñ «Своя ноша не тянет»

ñ «На воре и шапка горит»

ñ «Волков бояться - в лес не ходить»

ñ «Овечка гавкнет - стадо повторит»

ñ «Упрямая овца - волку корысть»

ñ «Копейка рубль бережёт»

ñ «Бережёного Бог бережёт»

ñ «Под лежачий камень и вода не течёт»

ñ «Знание - сила»


ñ «Один в поле не воин»

ñ «С миру по нитке - нищему рубаха»

ñ «Клин клином вышибают»

ñ «Умирать ладишься, а хлеб сей»

ñ «На полатях лежать - так и ломтя не видать»

2. Поговорка - словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер.

Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл.

ñ « Голод не тётка, пирогом не накормит»

ñ « Яйца курицу не учат»

ñ « Назвался гру́здем - полезай в короб»

ñ « Ложка дёгтя в бочке мёда»

ñ « Как вы лодку назовёте - так она и поплывёт»

ñ « Дорога́ ложка к обеду»

ñ « Да, кудри извилин не заменят!»

ñ « Друзья познаются в беде»

ñ « От сумы́ да от тюрьмы не зарекайся»

ñ « Нашла коса на камень»

ñ «Без Бога ни до порога»

ñ « Целует - значит любит»

ñ «Бьёт - значит любит»

3. Песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен.

4. Часту́шка - фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания, передаваемая обычно устно.

5. Загадка - выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании последнего человек и должен отгадать задуманный предмет. В древности загадка - средство испытания мудрости, теперь - народная забава. Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они не стояли.

Пословица и загадка отличаются тем, что загадку нужно отгадать, а пословица - это поучение.

6. Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) - короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

7. Потешка - элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка.

Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
- Зачем дров не пилил?
- Зачем воду не носил?

8. Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) - стихотворная, короткая, весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

9. Заклички - один из видов закликательных песен языческого происхождения. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто - к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

10. Считалка - небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка - элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.

11. Скороговорка - фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют « чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку -
Рак за руку грека - цап!

Тема: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. СПЕЦИФИКА ФОЛЬКЛОРА.

ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ.

Цели : Воспитывать личность

1. имеющую понятие о специфике фольклора, об основных жанрах фольклора.

2. умеющую работать с литературным материалом, различать понятие литература и фольклор, производить сопоставления.

3. воспитанную в бережном отношении к слову, заинтересованную в изучении словесности.

Тип урока : комбинированный.

Оборудование : учебник словесности, классная доска, интерактивная доска (презентация).

Ход урока

I Организационный Взаимное приветствие. Организация рабочего места и внимания.

момент

II Проверка домашнего задания. Работа с карточкой, с помощью которой проверяется понимание прочитанного.

Понятие о словесности.

    1. Заполни схему (устно)

Словесность

    1. Что такое "беллетристика"? Кратко и четко сформулируй свой ответ и запиши.

Беллетристика -

1.3. В чем разница между оригинальной и переводной литературой? Подумай и запиши.

Переводная литература -

Миф и система первобытных верований.

    1. Что такое миф?

Миф -

Назови толкование всех терминов.

    1. В основе тотемизма лежит вера в тотем. А что же такое тотем?

Тотем -

    1. Вера древнего человека в магию породила табу и эвфемизмы. Что это такое?

Табу -

Эвфемизм -

III Сообщение учителя. Изучение нового материала. Конспектирование основных терминов и понятий.

Термин «фольклор» в переводе с английского означает «народная мудрость». Понимают этот термин по-разному: иногда под ним подразумевают любое народное искусство (танцы, музыку, резьбу по дереву и пр.). Более узкое значение слова - устная словесность, устное поэтическое творчество, включая и песни. Мы будем рассматривать фольклор именно в этом значении.

История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества и связана с мифологическими представлениями человека о мире. До сих пор фольклору свойственен мифологический синкретизм - единство слова, музыки, танца, декоративного искусства. Выделение словесного творчества в самостоятельный вид искусства происходило постепенно и выразилось, прежде всего, в сказке. Сказка, в отличие от легенды и мифа, осознавалась как выдумка, игра воображения. В сказках люди пытались выразить свои идеалы, свои представления о счастье и справедливости, любви и дружбе. Надо различать народные сказки и авторские, т.е. те, которые придуманы писателями, часто с использованием фольклорных сказочных мотивов.

Фольклор отличается следующими чертами:

1. устная форма,

2.опора на традиции,

3. непосредственность контакта исполнителя (творца) и слушателя,

4. коллективность, народность, вариативность,

5. сочетание слова с элементами других видов искусства. Впоследствии фольклор и литература, испытывая взаимовлияние, обогащали друг друга.

Различие литературы и фольклора

Фольклор и литература. Фольклор по отношению к литературе является более архаичной формой творчества, сохранившей неизвестные младшей сестре образы, смыслы и элементы поэтики. С другой стороны, фольклор является почвой, на которой возникает и развивается письменная культура, источником, из которого она черпает свои первоначальные темы и формы. Наконец, фольклор - живой современник литературы на протяжении тысячелетий ее самостоятельной эволюции. В разные исторические периоды литература и устная словесность вступают в разные типы взаимодействий.

Наука, изучающая произведения народного поэтического творчества – фольклористика.

Собирателей и исследователей народных песен, сказок, пословиц и т.д. называют фольклористами.

Общее: они воздают художественные словесные образы; общая родовая система: эпос, лирика и драма.

Различие:

    Стадиальное. Письменность на Руси появилась в X веке, с принятием Христианства, 988 год, литература – в XI веке, а фольклор древнее, старше литературы.

    Функциональное.

    Различие в характере творчества. Литература – автор, фольклор – коллективность.

    Различие в условиях бытования.

У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны, французские трубадуры и т.д. Еще в XVI в. на Руси даже при царском дворе держали сказочников. Хороший сказочник, исполнитель знал на память до десяти произведений. Естественно, чтобы запомнить и воспроизвести какое-то произведение, народ выработал особые подсказки. Эти отшлифованные веками художественные подсказки и создают особый стиль, который отличает фольклор от литературных текстов.

К ним относятся следующие : набор традиционных зачинов и концовок, единоначалие, повтор слов, строк и эпизодов, использование фольклорных символов (например, кукушка, осина - горе), общих типических мест (формула красоты - «ни в сказке сказать, ни пером описать»; формула повелевания - «встань предо мной как лист перед травой»), постоянных эпитетов. По подсчетам, от 20 до 80 % текста состоит из готового материала, не требует индивидуального запоминания.

Наиболее древние жанры - былины, легенды, песни, отражающие религиозные представления и верования; позднее возникли исторические песни и народные баллады, еще позже появляется необрядовая лирика.

Особый раздел народного поэтического творчества составляет детский фольклор.

Фольклор каждого народа неповторим, как и его история, обычаи, культура, однако ученые-фольклористы заметили сходные черты в фольклоре народов, принадлежавших даже к разным языковым семьям. Сходные произведения, возникая самостоятельно, создаются на основе общих для определенного уровня художественного мышления и закрепленных традицией законов.

VI Беседа с учащимися

- Какие произведения фольклора вам знакомы?

- Когда и как проходило ваше знакомство с произведениями устного народного творчества?

- Встречались ли вы с произведениями фольклора, кроме уроков литературы, еще где-то?

Игра «Литературное лото»

На доске: Игровое поле. Учитель зачитывает отрывки, учащимся необходимо определить

к чему относится тот или иной текст.

Пестушки Заклички Считалки Загадки

Потешки Скороговорки

Дразнилки Колыбельные песни Нескладухи

1. Ходит сон по лавке,

А дремота по избе,

Ищет - поищет деточку мою,

Где найдет, тут и спать укладет.

(Колыбельная песня)

2. Едут, гонят семеро на конях.

Все на лошадях, в красных шапках

По кочкам, по кочкам -

В яму бух.

(Потешка)

3. Дождик, дождик, пуще,

Я насею гущи,

Цельну кадушку

Сверху лягушку!

(Закличка)

4. Шли сорок мышей

несли сорок грошей.

Две поплоше

Несли по два гроша.

(Скороговорка)

5. Зимою греет,

Весною тлеет,

Летом умирает,

Зимой оживает. (Снег)

(Загадка)

6.Потягунюшки,

порастунюшки!

Роток - говорунюшки,

Руки - хватунюшки

Ноги - ходунюшки.

(Пестушка)

7. Матушка-репка,

уродиськрепка,

капуста-виласта,

Будь пудаста.

(Закличка)

8. Ягодка малина,

Медок, сахарок.

Поди вон, королек,

Там тебе место -

В кислое тесто.

(Считалка)

9. А у нас во дворе

Поросенок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

(Нескладушка)

10. Обманули дурака

На четыре кулака,

На пятое - стуло,

Чтоб тебя раздуло!

На шестое - колесо,

Чтоб тебя разнесло.

(Дразнилка)

Дополнительный материал для учителя

Термин «фольклор», который впервые в 1846 г. ввел в науку английский ученый У. Дж. Томе, в переводе означает «народная мудрость». Фольклор - это не просто сумма словесных, драматических и изобразительных форм народного искусства. Это целостная система народных знаний, особый национальный взгляд на мир.

Фольклорная картина мира складывалась многие тысячелетия. Конкретные жанры в составе народной традиции возникали по мере осознания человеком себя и своих интересов в потоке бытия. Обряды и мифы рождались как форма согласования жизни человека с ритмами и событиями окружающего мира. Сказка о животных развивалась в русле тотемистических представлений о животных - предках человека. Волшебную сказку интересует уже не весь природный космос, а отношения внутри человеческого рода. В былинах осмысляются различия между своей землей и чужими государствами, своим народом и иными этносами. Народные баллады и лирические песни разрабатывают тематику внутрисемейных и личных отношений. Жанр народной драмы возникает позднее всех остальных форм фольклора. Играя и перевоплощаясь в других лиц, человек получает возможность задуматься о своей роли в мире. Таким образом, вектор эволюции поэтической системы фольклора направлен от общего, внешнего, вселенского к личному, человеческому, внутреннему.

Ко времени первых научных записей русского фольклора (середина девятнадцатого века) система жанров народного творчества включала в себя следующие функциональные области:

Обряды календарные, семейные , а также на случай (болезнь, ссора, дальняя дорога, судебное разбирательство и т.д.).

Малые, речевые формы фольклора: пословицы, поговорки, загадки.

Несказочная проза - рассказы о конкретных бытовых фактах: былички о домовых, леших, водяных и проч.; легенды о святых; предания об исторических лицах и событиях.

Эпос: былины, исторические песни, баллады, духовные стихи, сказки. В отличие от несказочной прозы эпические жанры фольклора обладают особым формульным стилем, строгими законами композиции и повествуют не о частных фактах, а создают обобщенный, идеальный образ мира.

Лирика - необрядовые и несюжетные песенные формы фольклора, отображающие внутренний мир человека.

Драма - синтетическое жанровое образование, включающее словесный текст, пение, пляску, сценическое действие, декорации.

Смеховые формы фольклора . У каждого фольклорного жанра есть собственные «кривые зеркала». Например, похоронному обряду соответствуют пародийные покойницкие игры на святки. Рядом с былиной на исторический сюжет будет существовать скоморошина на бытовую тему, воспроизводящая стиль оригинала. Наряду с «серьезными» прозаическими рассказами в фольклоре активно бытуют анекдоты. Пародийные формы обнаруживают смысловые пределы «серьезных» жанров, границы социальных норм и стереотипов.

В фольклористике (науке, изучающей фольклор) принято различать жанры фольклора в зависимости от их принадлежности к эпосу, лирике или драме .

Сами исполнители фольклора придерживаются иной классификации: произведения, которые поются и которые рассказываются.

По характеру связи с народным бытом различают фольклор обрядовый и необрядовый , по соотнесенности с различными социальными слоями - рекрутский, солдатский, бурлацкий, рабочий, школьный и т.д.

Детский фольклор весь представляет собой невольную пародию на стереотипы мира взрослых. В нем существуют свои ритуалы в общении и играх, своя мифология, отчасти заимствованная у старших, отчасти собственного сочинения. Ecть своя лирика (песенники и альбомы), есть и свой смеховой мир: дразнилки, поддевки, детские анекдоты . Подражание взрослым формам поведения оказывается для детей естественным механизмом усвоения норм и правил, по которым им придется жить в будущем.

Обряды, заговоры, былички . Самые архаичные и глубинные слои фольклорного мировосприятия сложились в ходе взаимодействия людей с окружающей природной средой. Формы и правила поведения человека в природном мире описывают три тесно связанных фольклорных жанра: обряд, заговор, быличка.

Обряд - это правила поведения человека в той или иной ситуации. Любой человек, когда наряжается, приводит себя в должный, подобающий случаю вид. Обряжают покойника (обмывают, одевают в специально сшитую одежду). Ряженые на Святки - люди, одетые таким особым образом, чтобы быть похожими на потусторонние силы. О женихе говорят суженый-ряженый, то есть предназначенный судьбой, по порядку вещей. Обряд включает в себя набор определенных поступков, а также предметы, с которыми производятся ритуальные действия. Обряд происходит в определенное время и определенном месте. Ритуальные действия сопровождает словесный текст. Это может быть песня, плач, диалог или заговор.

Заговор как особая форма народной культуры рождается из представлений о силе правильно сказанного слова. Человек, знающий точную формулу заклинания (потому он и зовется знахарем, ведьмой), способен призвать потусторонние силы и заставить их работать на себя.

Рассказы о случайных встречах или сознательном колдовском общении с домовыми, банниками, лешими, водяными, русалками, полудницами и т.д. называются быличками. Рассказчик и его слушатели уверены, что подобные истории чистая правда, быль. Смысл и назначение таких историй - научить слушателя на конкретном примере, как надо или не надо себя вести в той или иной ситуации при встрече с нечистой силой. Былички служат живой иллюстрацией ко всей системе народной мифологии. Поговорим о ней подробнее.

Зачитать: В отличие от объективного научного описания вселенной фольклорное мировоззрение принципиально субъективно. Пространство в фольклоре обжито, одушевлено, мифологизировано. Дом и баня, двор и улица, село и лес, поляна и болото распределены между человеком и потусторонними существами (банниками, овинниками, лешими, водяными). Да и в самом доме человеческому красному углу противостоит запечье, подпол и сени, где хозяйничает домовой.

Подобно пространству мифологизировано в народном сознании и время, что отражается во множестве календарных обрядов и поверий. В полдень по народным представлениям нельзя находиться в поле, нужен перерыв в работе, иначе накажет полудница. В полночь и того опасней выходить из дому: света белого не видно и ночные духи обступают человеческое жилище. На закате плохо браться за новую работу, не следует начинать новой ковриги хлеба, после захода солнца нельзя ничего отдавать из дому.

Составление таблицы.

Учит угадывать задуманное.

5. Побасёнка - разговор о действиях героев, проявляющих их черты характера.

Высмеять плохие черты характера или показать остроумие героя.

6. Небылица рассказывает необычную, выдуманную, “перевёрнутую” картину жизни.

Весело учить различать действительность и фантазию, развивать воображение.

7. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых малышами вместе с взрослыми.

Весело учить малыша жестам, навыкам.

V Закрепление.

Фольклор – искусство слова.

    1. Дай пояснение следующим терминам:

Фольклор -

Фольклористика -

Фольклористы -

Почему фольклор является особым видом творчества? Продолжи фразу. Мини-сочинение.

«Фольклор – особый вид искусства, т.к.»

    1. Заполни таблицу

      Подготовь устное сообщение на тему "Сходство и различия между фольклором и литературой", используя данную таблицу как план.
        1. Закончи высказывание:

      Фольклор и литература – 2 отрасли словесного искусства, они

      Закрепление 2 урок

      Работа с учебником: Основные жанры фольклора. Заполнить схемы.

      Эпос

      Лирика

      Драма

      Малые нелирические

      жанры

      VI Подведение итогов. Оценивание.

      VII Домашнее задание. Стр.9-11 (чтение). Письм.отв.на вопросы 4,5.

      Чтение статей.

 


Читайте:



Сочинение My working day на английском с переводом

Сочинение My working day на английском с переводом

«Распорядок дня на английском языке» – одна из самых востребованных тем. Пожалуй, одна из первых, изучаемых в школе и повторяемых в ВУЗе. Будни или...

Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания

Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания

Кратко о статье: Расширенная вселенная давно развивается независимо от своих непосредственных создателей. Дабы не путаться в хронологии событий,...

ю Высшие и центральные государственные учреждения

ю Высшие и центральные государственные учреждения

В эпоху Петра I в России продолжились и усилились серьезные изменения в политической, экономической и культурной жизни России, начавшиеся еще в...

Духовно-рыцарские ордена – кратко

Духовно-рыцарские ордена – кратко

Орден госпитальеров — самый знаменитый и прославленный из духовно-рыцарских орденов. Полное его наименование — Суверенный Военный Орден...

feed-image RSS