Разделы сайта
Выбор редакции:
- Что такое материя и антиматерия?
- Африка полезные ископаемые
- Макс вебер направление или теория
- Десятичные дроби, определения, запись, примеры, действия с десятичными дробями Дроби десятичные числа простоты
- Презентции на тему афганистан, афганская война, скачать бесплатно к классному часу
- Евгений белаш мифы первой мировой
- Что помешало спасти "титаник"
- Конкурсы Английские конкурсы для детей
- Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать
- Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году
Реклама
Раскололось небо грянул гром. Родная земля. С добрым утром |
Разделы: Начальная школа Цели урока:
Материал к уроку:
Ход урока.I. Введение в тему урока.Учитель: Урок литературы. Сядем поудобнее. Урок начнем с минутки поэзии. Звучит мелодия. Стихотворения, которые представят вашему вниманию дети, прошу внимательно прослушать и заметить, что их объединяет. Дети читают наизусть.
Нет слаще сибирских ранеток, Учитель: Что объединяют эти произведения? Дети: Все произведения о деревьях, о природе. Поэты любуются красотой деревьев, плодов, красотой зимней природы. Картины природы, описанные в стихотворениях вызывают чувства удивления и восхищения картинами родной природы. Эти произведения объединяет тема: “Родная природа”. II. Ознакомление с темой урока. Определение жанра произведения.(Запись на доске) Тема: “Родная сторона”. Леонид Михайлович Жариков “Дуб и Ветер”. Дети читают, выражают свое отношение к прочитанному. Учитель: Можем ли мы определить жанр произведения? Дети: Судя по заголовку, это может быть басня или сказка, так как “Ветер” - имя собственное. В сказках и баснях неодушевленные предметы изображаются как одушевленные. Детям предлагается открыть тексты и убедиться в верности предположения. Ваши предположения оправдались. С произведениями Леонида Жарикова вы будете знакомиться в старших классах, а сегодня мы прочитаем сказку этого автора. III. Опора на имеющиеся знания.(Ранее дети писали сочинение – описание “Ветер”, изложение “Дуб”, читали рассказ Ю. Нагибина “Зимний дуб”.) Дети: Ветры бывают сильные и слабые, теплые и ледяные, добрые и злые. Ветры бывают разрушительной силы: зимой снежные бураны и вьюги, метели, летом в степи горячие суховеи. Учитель: Что знаем о дубе? Дети: Дуб – могучее дерево, у него мощный ствол и толстые ветви. Дубы живут сотни лет. Плоды дуба – желуди. Дубы растут в южных районах нашей страны. Из плодов дуба готовят напиток – кофе. Древесина дуба применяется в строительстве. Дуб – кормилец лесных жителей. Учитель: Вот как о плодах дуба пишет Михаил Тимонин. (Читает наизусть ученик) Когда-то желудь был толстым дубом, (Все дети получают желуди. Демонстрация рисунков, выполненных детьми к прочитанному рассказу Ю. Нагибина “Зимний дуб”.) Учитель: Как о дубе писал Ю. Нагибин? Дети: Дуб огромный, величественный. Ствол дуба морщинистый, толстый. Сказочно красив зимний дуб. Подножие дуба приютило многих постояльцев. (Звучит концерт №1 для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского. Часть I. Дети рассматривают репродукции картин И. Шишкина “Дубы”, “Сосны, освещенные солнцем”, “Дубовая роща”. Выражают восторг, делятся впечатлениями.) Величественные, могучие дубы!
Верхушками касаются неба.
У дуба сломана верхушка, видно молнией сразило, значит он был намного выше. Сосны величественные, стройные! Учитель: Иван Иванович Шишкин, непревзойденный поэт и знаток русского леса. он прекрасно знал лес и умел передать его прелесть и величие. Через леса он показывал в своих картинах силу и былинную мощь Родины, ее душевную мудрость и красоту. IV. Работа с текстом.Л. Жариков“Дуб и Ветер” Стоят дуб на высокой горе и никому не покланялся. И вот однажды прилетел к нему ветер и спрашивает: Боишься меня? Ну тогда держись! И стал ветер дуть изо всех сил. Налетает с одной стороны, с другой стороны, старался дуб нагнуть к земле. А дуб стоит и смеется каждым своим листиком. Так и устоял, не сумел ветер повалить его. Побежал ветер звать на помощь молнию: Помоги, сестрица молния, окажи мне услугу. Опозорил меня дуб. Пообещал я его одолеть, а он на смех меня поднял, говорит, никакими силами его не повалить. Прошу тебя – повали его, сожги! Поплыли, заклубились черные тучи, явилась молния и спрашивает у дуба Боишься меня? Нет! Не боюсь. Раскололось надвое небо, грянул гром, блеснула саблями молния. Загорела вершина дуба, а дождь залил. Ударила молния еще раз - расколола ствол. А дуб как стоял, так продолжает стоять. Кажется, у самого корня еще крепче стал. Как рос, так и продолжает расти. Думали, думали ветер и молния, как же им одолеть дуб. Наконец придумали, и побежал ветер к леснику: Дай каких-нибудь удобрений. Да посильнее. Дуб спасать, что-то он вянуть стал…Только побольше давай, чтобы враз вылечить… Много удобрений – большой вред для растения, - говорит лесник. – Ты мне так дуб не вылечишь, а погубишь. А мы с ним большие друзья. А что раскололся он – это не беда, он сам себя вылечит. Разозлился ветер на лесника, подул на него, да только ничем его пронять не мог. И полетел снова к дубу: Послушай, дуб, почему я не могу совладать с тобой? Объясни, в чем твой секрет, твоя сила? Могу сказать, - отвечает дуб. – Моя сила в том, что я в землю родную врос, корнями за землю-матушку держусь. А родная земля все раны залечивает. Всем залечивает. Так и не покорился дуб и до сих пор растет, могучий, красивый. А ты смекай, что каждому из нас силу дает… Дети: В сказке Л. Жарикова Дуб смелый, выносливый. Он никому не поклонялся и никого не боялся. Он верен своей земле. Я бы сравнил его с богатырем! Его ветер гнул, молния жгла, а он никому не покорился и растет до сих пор! Учитель: В таких случаях говорят: он жизнестойкий. V.Выборочное чтение.Учитель: Найдите и прочитайте строчки, в которых говорится, как злые силы пытались погубить Дуб. (Дети зачитывают строки) VI. Повторное чтение сказки.Учитель: Прочитайте сказку, подготовьтесь выделить всех персонажей сказки и дать характеристику каждому из них. Дети: В сказке два положительных и два отрицательных образа. (Рисуем и делаем запись в тетрадях, выборочно зачитываем строки, характеризующие образ) Учитель: Почему же не смогли злые силы одолеть дуб? Дети: В сказках добро побеждает зло. Молния вспыльчива, быстро сгорает от своего гнева. Ветер растрачивает свои силы, слабеет. Дуб крепко держится за землю-матушку, а родная земля раны заживляет. Учитель: Как понимаете выражение “держаться за землю-матушку”? Дети: Жить там, где родился. Любить свой дом, свою Родину. Учитель: Прочитайте пословицы. Скажите, что их объединяет?
Дети: Эти пословицы о Родине. Их объединяет тема “Родная сторона”. Учитель: Объясните, как понимаете смысл пословиц? Дети: Мы ездили в Турцию, купались в море, загорали, там красиво, тепло и чудно! Но очень скоро начинаешь скучать по дому, друзьям. Дома в любой беде помогут родные, друзья, а на чужой стороне могут и не понять тебя, твои трудности, беды. Учитель: Перечитайте последний абзац сказки. (Дети читают: “А ты смекай, что каждому из нас силу дает…”) Прежде чем ответить на этот вопрос, прослушайте стихотворение М. Джалиля “Дуб”. (Стихотворение читает учитель) Тот дуб на скрещенье дорог, Пусть каждый оставит свой след – VIII.Итог урока.Учитель: Что значит “оставить свой след”? Дети: Посадить дерево, заботиться о природе родного края, беречь растения, животных, проявлять заботу о родном городе, о доме, о родителях. (Читает ученик) Я клен у дома посажу, (Дети предлагают посадить желудь дома в горшочек, а весной высадить возле школы, таким образом проявить заботу, оставить свой след) Учитель: Так что же каждому из нас силу дает? Дети: Силу каждому дает родная сторона, родной дом, родительская любовь, любовь к родной земле, любовь к Родине. Учитель: А кто помог нам, ребята, ответить на этот вопрос? Дети: Писатели, поэты, художники и композиторы в своих произведениях передали любовь к Родине, родному краю, родной стороне. VII. Домашнее задание.(По выбору учащихся.)
Вижу чудное приволье, вижу нивы и поля: Это - русское раздолье, это - русская земля! С добрым утром!Встало солнце над горою, Полюшко-полеВася и дедушка идут полевой дорогою. В поле трактор пашет землю. Земля не серая, как у них в городе, а черная. Чернозем! - кивнул дедушка. - Самая плодородная почва в мире! Богатство! Во время войны фашисты вывозили не только зерно, коров, овец, но и чернозем. Как?! - не поверил Вася. - Вот эту землю? Да, внучек, ее, - подтвердил дедушка. - На подводах везли чернозем на станцию, а оттуда поездом отправляли в Германию. Васе никогда и в голову не приходило, что земля - такая большая ценность. Ведь ее так много вокруг! Пристально смотрел он на распаханное поле. Вдруг Васе показалось, что комья чернозема шевелятся! Но в этот же миг он разглядел больших черных птиц. Птицы важно ходили по полю, переваливаясь с боку на бок. Они то и дело наклонялись к пахоте, склевывали что-то. Грачи! Смотри - грачи! - узнав, радостно закричал Вася. Черное вспаханное поле сменилось зеленым. Дедушка, а почему там уже растет трава? Это не трава, Васенька, а озимая пшеница. Видишь, какая она сильная вышла из-под снега?! Глаз радует! А как же она не замерзла? Да ей там было тепло, как под одеялом! Эту пшеницу потому и зовут озимой, что она под снегом зимует. Главная наша кормилица! (Е. Олейник) Дуб и ветер (Сказка)Стоял дуб на горе, и никому не поклонялся. И вот однажды прилетел к нему ветер и спрашивает: Боишься меня? - Нет! Ну, тогда держись! И стал ветер дуть изо всех сил. Налетает с одной с другой стороны, старался дуб нагнуть к земле. А дуб стоит и смеётся каждым своим листиком. Так и устоял, не сумел ветер повалить его. Побежал ветер звать на помощь молнию: Помоги, сестрица молния, окажи мне услугу. Опозорил меня дуб. Пообещал я его одолеть, а он на смех меня поднял, говорит, никакими силами его не свалить. Прошу тебя - повали его, сожги! Поплыли, заклубились чёрные тучи, явилась молния и спрашивает у дуба: Боишься меня? Нет! Не боюсь. Раскололось надвое небо, грянул гром, блеснула саблями молния. Загорелась вершина дуба, а дождь залил. Ударила молния ещё раз - расколола ствол. А дуб как стоял, так продолжает стоять. Кажется, у самого корня ещё крепче стал. Как рос, так и продолжает расти. Думали, думали ветер и молния, как же им одолеть дуб. Наконец придумали, и побежал ветер к леснику: Дай каких-нибудь удобрений. Да посильнее. Дуб спасать, что-то он вянуть стал... Только побольше давай, чтобы враз вылечить... Много удобрений - большой вред для растения,- говорит лесник.- Ты мне так дуб не вылечишь, а погубишь. А мы с ним большие друзья. А что раскололся он - это не беда, он сам себя вылечит. Разозлился ветер на лесника, подул на него, да только ничем его пронять не мог. И полетел снова к дубу: Послушай, дуб, почему я не могу совладать с тобой? Объясни, в чём твой секрет, в чём твоя сила? Могу сказать,- отвечает дуб. - Моя сила в том, что я в землю родную врос, корнями за землю-матушку держусь. А родная земля все раны залечивает. Всем залечивает. Так и не покорился дуб и до сих пор растёт, могучий, красивый. А ты смекай, что каждому из нас силу даёт... Задание 2. Выделите одно предложение по двум признакам. Работая над дальнейшим повышением орфографической зоркости, учитель предлагает восстановить текст по количеству орфограмм в пропущенных словах. Пропущенные слова обязательно выносятся в справку. О количестве орфограмм в них учащиеся узнают из сводной таблицы. Особые органы на теле муравья … пахучие вещества. По нему другие муравьи … эту же еду. Найдя пищу, муравей на обратном пути… дорогу следовым запахом. Муравьи … друг с другом с помощью запахов. Для данной работы подбирается текст, состоящий из трех-четырех небольших частей. При ее выполнении творчество учащихся состоит в том, что одну или несколько частей они передают в форме сжатого изложения, а концовку дописывают самостоятельно, ориентируясь на смысл предыдущих частей и выражая свои мысли по идее текста. Важно, чтобы идея текста нацеливала школьников на серьезные размышления. Один из вариантов такого текста: Могучий дуб рос на высокой горе. Никто (не) мог покорить его. Однажды налетел (на) него ветер, чтобы пригнуть его (к) земле. А дуб стоит и смеется каждым своим листочком. Посоветовали ветру обратиться (за) помощью к молнии. Благодаря тому, что антиципация, система интеллектуально-лингвистических упражнений, активная целенаправленная речемыслительная деятельность пробивают себе дорогу через содержательно-организационную конкретику различных этапов урока, весь учебный процесс обретает внутренне логичный, целостный, ориентированный на достижение конечной цели (и долгосрочной, и ближайшей, связанной с темой данного урока) характер. Именно это обстоятельство позволяет задействовать серьезные резервы в деле повышения и орфографической грамотности, и уровня общего интеллектуального развития детей во время обучения их русскому языку в начальной школе. Данный вывод основывается не только на тех теоретических положениях, о которых шла речь в предшествующих главах книги, но и подтверждается многолетней педагогической практикой учителей начальных классов, работающих по рассмотренной методике в разных школах нашей страны. Раскололось небо, грянул гром, блеснула молния. Загорелась вершина дуба, но пошел дождь и залил огонь. А дуб продолжал расти и даже крепче стал. Спросил тогда ветер (у) дуба: Почему я (не) могу погубить тебя? Дуб ответил, что не ствол его держит. Сила его в том, … Задание 1. Прочитайте две полные части текста и начало третьей. Обратите внимание на условные обозначения. Сформулируйте устное задание к этому тексту. (Озаглавить текст, составить ответ дуба ветру и закончить третью часть.) Возможные варианты названий текста: Дуб и ветер. Сила дуба. Ожидаемый вариант концовки текста: Сила его в том, что он глубоко врос в родную землю, прочно корнями за нее держится. Задание 2. Сократите первую и вторую часть до трех– четырех предложений. Задание 3. Напишите текст с сокращенной первой частью и составленной концовкой. Раскройте скобки. Какая необходимая часть письменной работы не указана в моем задании? (Поставить недостающие знаки препинания.) Задание 4. Расскажите о написании слов, в которых имеется по две орфограммы. Задание 5. Назовите слова, состав которых соответствует составу слова помощью. Таким образом, всегда присутствующая ситуация поиска поддерживает интерес школьников к работе с текстом на всех ее этапах. Не содержащие конкретных указаний задания эффективно работают на углубление языковой грамотности учащихся. Отсутствие стереотипа заставляет каждый раз мобилизовать внимание, напрягать память и мышление, усиливает положительный эмоциональный настрой школьника. Привлечение ученика к формулированию заданий, кроме развития важнейших интеллектуальных качеств, увеличивает его статус в учебном процессе. Все это, безусловно, и в большой степени влияет на качество обучения русскому языку. Участие ученика в организации учебного процесса происходит на всех этапах урока. Урок русского языка по рассматриваемой методике насыщен интеллектуально-лингвистическими упражнениями и заданиями, но каждому его этапу присуща своя система таковых. Антиципация как методический прием также присутствует на большинстве структурных частей урока, но конкретика предопределяющей деятельности, в которую включаются школьники, задается функциональными особенностями этапов и решаемыми на них учебными задачами. Своеобразие применения указанных выше методических средств и приемов накладывает свой отпечаток и на речевую деятельность школьников, повышенная активность которой неизменно проявляется на всех структурных компонентах учебного процесса. Другой не менее яркой характерной чертой данной деятельности выступает ее направленность на формирование у школьников логического мышления, ибо практически любые их мыслительные операции – рассуждения по поводу изучаемого лингвистического материала в течение всего урока принимают форму понятий, суждений, умозаключений. Экзаменационный диктант на подготовительном отделении для 7 класса. Дуб и ветер Могучий и необыкновенный дуб рос на высокой горе. Ни у кого не было сил покорить его. Однажды налетел на него ветер, дунул с одной стороны, с другой, старался пригнуть к земле. А дуб стоит и смеется каждым своим листиком. Кто-то подсказал ветру, что погубить дуб может молния. Побежал ветер звать на помощь молнию. Раскололось небо, грянул гром, блеснула саблями молния. Загорелась вершина дуба, но пошел дождь и залил огонь. А дуб продолжал расти, даже крепче стал. Спросил тогда ветер у величественного дуба: «Почему я не могу погубить тебя?» Дуб ответил, что не ствол его держит. Сила его в том, что он в землю родную врос, корнями за нее держится. «Потому никто мне не страшен»,- добавил дуб. (Сказка.)
|
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Африка полезные ископаемые
- Макс вебер направление или теория
- Десятичные дроби, определения, запись, примеры, действия с десятичными дробями Дроби десятичные числа простоты
- Презентции на тему афганистан, афганская война, скачать бесплатно к классному часу
- Евгений белаш мифы первой мировой
- Что помешало спасти "титаник"
- Конкурсы Английские конкурсы для детей
- Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать
- Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году
- Примеры стилей текста: калейдоскоп вариаций речи