Главная - Пелевин Виктор
Презентации на тему мнемотехника в доу. Презентация "Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста" по педагогике – проект, доклад. Овощи на стол кладем

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

К.Д.Ушинский.

Воспитатель ГБДОУ № 105 Науменко Л.П.

Слайд 2

Понятие «мнемотехника»

Мнемотехника-технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание.

Примером может служить всем знакомая фраза, которая помогает запомнить цвета радуги:

Каждый Охотник
Желает Знать
Где Сидит Фазан

Слайд 3

Мнемотехника-это искусство запоминания, история которого насчитывает более 2500 лет.

Слайд 4

Мнемотаблица

Это схема в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы - рисунки ребенок легко запоминает информацию.

Слайд 5

Цели обучения мнемотехнике


  • формирование ассоциативного мышления;

  • развитие зрительной и слуховой памяти;

  • развитие зрительного и слухового внимания;

  • развитие воображения.
  • Слайд 6

    Задачи и методы мнемотехники


    • совершенствование восприятия,зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния;

    • формирование у детей навыков запоминания научить детей управлять своим вниманием, сделать его «послушным»;

    • стимулирование интеллектуального развития ребенка;

    • учить запоминанию любой информации.

    Методы мнемотехники:


    • Метод «крокирования» (от франц. croquis- чертеж, схема, набросок);

    • Метод, использующий образное мышление (эйдетизм или эйдотехника);

    • Метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);

    • Метод трансформации (превращения);

    • Метод Цицерона (увязка информации в пространстве);

    • Метод опор (числобуквенный метод)
  • Слайд 7

    Общие задачи для всех видов мнемотаблиц


    • Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания)

    • Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать

    • Развитие логики

    • Развитие образного мышления

    • Формирование умения связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию

    • решение дидактических, образовательных задач

    • Развитие смекалки

    • Тренировка внимания

    • Формирование навыка правильного графического изображения
  • Слайд 8

    Структура мнемотехники

  • Слайд 9

    Виды мнемотаблиц


    • Развивающие

    • Обучающие
  • Слайд 10

    Этапы работы с мнемотаблицами:


    • 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

    • 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

    • 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ материала по заданной теме.

    В младших группах задания выполняются с помощью воспитателя, в старших - дети должны уметь самостоятельно.

    Слайд 11

    Развивающие мнемотаблицы

  • Слайд 12

    Обучающие мнемотаблицы

  • Слайд 14

    Заучивание стихов и потешек с использованием мнемотехники

    Для того, чтобы пробудить у детей интерес я использую прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. Например учим с детьми стихотворение про весну А Н Плещеева.


    Главный инструмент нашего разума это память. Память это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для эффективного использования и развития памяти существует множество. В течение двух лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники с детьми старшего и младшего возраста. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.


    Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания Предлагаются не изображения предметов, а символы. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения словосочетаний «дождь идет» используется зонт, «ветер дует» - наклонившееся дерево.


    Опыт моей работы при использовании и изготовлении мнемотаблиц показал, что целесообразно давать обозначения, которые наиболее ярко символизируют характерные признаки предметов. Это что? (вопрос) Какого цвета фрукт? (Цвета) Круг, овал. (Какой он формы?) Большой круг, маленький круг. (Какого он размера?) Лимон, конфета, соль, мед. (Витамины) (Какой он по вкусу?) Дерево, грядка. (Где фрукт вырос?) Рука, кастрюля, банка. (Что можно приготовить из данного фрукта?)




    Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое маленькое словосочетание придумывается изображение таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя символы, воспроизводит стихотворение полностью. Использование графических изображений для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения я разрабатываю и составляю свою мнемотаблицу, подбираю изображения на каждую строчку. Таким образом создается мнемотаблица. С помощью мнемотаблицы дети выразительно воспроизводят текст, стихотворения.



    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории Гусева Наталья Анатольевна МБДОУ Дс № 15 г. Камышин

    Что такое мнемотехника Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого « mnemonikon » - искусство запоминания. Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.

    С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи: Развивать связную речь. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи. Обучать детей правильному звукопроизношению. Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

    Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат мнемодорожка мнемотаблица

    Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

    Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.

    Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.)

    Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью: Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д Заучивания стихов, потешек; При отгадывании и загадывании загадок; При пересказе текстов; При составлении описательных рассказов

    Мнемотаблицы, отображающие последовательность действий.

    Отгадывание загадок

    Проговаривание чистоговорок СА-СА-СА – меня ужалила оса, СО-СО-СО – стал мой нос как колесо, СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы, СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу!

    Проговаривание скороговорок, заучивание потешек.

    Заучивание стихотворений В руки фрукты мы берем И в корзинку их кладем: Слива, персик, апельсин, Груша, киви, мандарин.

    Пересказ художественных текстов

    Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Коллаж (Большева Т. В.) Предметно – схематическая модель (Ткаченко Т. А.) Сенсорно – графическая схема (Воробьёва В. К.) Схема составления рассказа (Ефименкова Л. Н.) Блок – квадрат (Глухов В. П.) (

    Коллаж – это объединение на одном листе (фланелеграфе) картинок, букв, цифр, фигур, которые должны быть связаны одной темой и целью.

    Предметно-схематические модели Ткаченко Т.А. схема описания игрушки

    Схемы составления рассказов

    Сенсорно - графические схемы Воробьёвой В. К.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников

    Работа с мнемотехникой, как и все остальное, строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с мнемоквадратов, затем мнемодорожек и переходить постепенно к мнемотаблицам. Причем, в младше...

    Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...

    В статье описана предыстория появления мнемотехники,а так же современные её приёмы,для облегчения запоминания материала и развития связной речи у дошкольников....

    Консультация для логопедов "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников с ОНР"

    Мнемоника, или мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников...












    АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ: Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление


    ЗАДАЧИ: Развитие у детей умения понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии Обучение детей правильному звукопроизношению Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки Содействие в решении изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти Воспитание у детей потребности в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе







    МНЕМОТАБЛИЦЫ-СХЕМЫ СЛУЖАТ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ Мнемотаблицы- схемы Мнемотаблицы- схемы Обогащение словарного запаса Обогащение словарного запаса Обучение составлению рассказов Обучение составлению рассказов Пересказ художественной литературы Пересказ художественной литературы Отгадывание и загадывание загадок Отгадывание и загадывание загадок Заучивание стихов Заучивание стихов












    «СКВОРЕЦ» Это скворец. Эта птица небольшого размера. Скворец чёрного цвета, у него есть голова, туловище, крылья и хвост. Тело скворца покрыто перьями. Он очень красиво поёт. Питается эта птица насекомыми и зёрнами. Скворец хорошо летает. Живёт он в парке или в лесу. Весной люди делают для скворцов домики, которые называются скворечники. В них скворцы высиживают своих птенцов. Скворец – это перелётная птица.


    Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей, удаётся достичь следующих результатов: Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей, удаётся достичь следующих результатов: У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории Появляется интерес к заучиванию стихотворений и потешек Словарный запас выходит на более высокий уровень Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией



    Елена Копейкина
    Выступление и презентация «Мнемотехника - один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей»

    «Мнемотехника

    в развитии связной речи у дошкольников»

    Проблемы речи детей дошкольного возраста :

    Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.

    Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

    Употребление нелитературных слов и выражений.

    Бедная диалогическая речь : неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ .

    Неспособность построить монолог : например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

    Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

    Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

    Плохая дикция.

    На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем :…Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно , последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Своим опытом работы по развитию связной речи поделится Ким Л. И. ПАУЗА.

    Вопрос педагогам :

    какие трудности и почему испытывает ребёнок при построении связного рассказа?

    Ребёнок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

    Все мы знаем, как трудно бывает ребёнку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Вопрос.

    Дело тут не только в уровне развития речи . Детей часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например : «А у волка были большие зубы» , «У него была пасть страшная» и т. д., забывая о дальнейшем развитии событий . А ведь основное для рассказчика - передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить чувства. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая : дети пропускают смысловые звенья, логическую последовательность повествования, делают ошибки в построении предложений.

    К. Д. Ушинский писал :

    «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

    Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи , позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем , помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.

    Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания» . Это система методов и приемов , обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи .

    Суть мнемосхем заключается в следующем (изображение) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

    Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, используется прием мнемотехники . Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному : Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко, Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

    Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать :

    Строение рассказа,

    Последовательность рассказа,

    Лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

    Вопрос педагогам :

    Где можно использовать карточки- схемы?

    для обогащения словарного запаса,

    при обучении составлению рассказов,

    при пересказах художественной литературы,

    при отгадывании и загадывании загадок,

    при заучивании стихов.

    Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей . Их используют :….

    Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы . Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете.

    Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов , последовательно переходить к мнемодорожкам , и позже - к мнемотаблицам ., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы : елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например : лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

    Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

    Еще одна разновидность мнемотехники – это коллаж . Коллаж – это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной целью. Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи , умения связно говорить, рассказывать.

    Вопрос педагогам :

    как вы думаете, из каких этапов состоит работа по использованию мнемотаблиц ?

    1 этап : Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

    2 этап : Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

    3 этап : После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

    В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно (более подробно описано у Назаровой И. И.) .

    Последовательность работы с мнемотаблицами :

    1. Введение элементов символов (формы, величины, действия) .

    2. Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален) .

    3. Введение отрицаний.

    4. Сочетание символов, чтение цепочки их.

    5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.)

    6. Творческое создание детьми опорных схем.

    Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д. Вся работа строится, как мы уже говорили, от простого к сложному. (Алгоритм обучения детей ) Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

    Результаты

    у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

    появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

    появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

    словарный запас выходит на более высокий уровень;

    дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

    Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники , тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

    Параллельно с этой работой необходимы речевые игры , обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь , зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

    Для какого возраста можно использовать эту схему?

    Однажды козочка пошла в лес погулять. А в лесу на опушке жил медвежонок. Увидал он козочку, да как зарычит : «Э – Э – Э!» Козочка испугалась и закричала : «МЭ – Э – Э!» Медвежонок тоже испугался и снова зарычал : «Э – Э – Э!» В это время на опушке показались дети : девочка Эмма и мальчик Эдик. Они подошли к козочке и успокоили её. Всем стало весело.

    Отгадаем загадки

    Под ногами у меня

    Деревянные друзья.

    Я на них лечу стрелой,

    Но не летом, а зимой.

    У неё все ветки

    Праздничной

    расцветки.

    Рос шар бел,

    Ветер подул-

    Шар улетел.

    Спасибо за внимание!

  •  


    Читайте:



    Формирование ууд на уроках в начальной школе презентация к уроку на тему

    Формирование ууд на уроках в начальной школе презентация к уроку на тему

    Вижайкина В.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 6 Слайд 2 Задания, направленные на формирование личностных УУД Анализ произведений М.М....

    Презентация "герой сталинградской битвы василий григорьевич зайцев"

    Презентация

    Подвиги героев сталинградаГерои участники Сталинградской битвыНиколай Сердюков 17 апреля 1943г. младший сержант, командир стрелкового отделения...

    Маргинал или изгой общества Кто это такой

    Маргинал или изгой общества Кто это такой

    Цель : учить различать названия предметов по вопросам “кто это?”, “что это?” Задачи: Образовательные:Соотношение вопроса и ответа; Развитие...

    Целебные свойства марганцовки — полезные советы

    Целебные свойства марганцовки — полезные советы

    Марганец - металл серебристо-белого цвета. Наряду с железом и его сплавами относится к чёрным металлам. Известны пять аллотропных модификаций...

    feed-image RSS