Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 165
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по развитию речи «Говорушки»
Кемерово
УТВЕРЖДЕНА
«___»____________2016г.
на педагогическом совете
МБДОУ № 165
Составитель: Соболева А.В., воспитатель МБДОУ № 165
Рабочая программа кружка по развитию речи «Говорушки», 2016 г.,
Данная программа может быть использована воспитателями дошкольных учреждений при работе с детьми по развитию речи.
- Целевой раздел
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей дошкольников 4-5 лет в различных видах деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Программа охватывает речевое направление развития и образования детей.
Цель реализации программы
– развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Задачи:
- осваивание ребёнком связной монологической речи: умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам;
- развивать диалогическую речь: умение формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
- развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий;
- развивать умение чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного словопроизношения;
- воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
- принцип развивающего обучения;
- принцип сочетания научности и практической применимости;
- принцип интеграции образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип.
Программа адресована дошкольникам 4-5 лет. В содержании программы учитываются такие возрастные психологические особенности детей этого возраста, как потребность в активном речевом развитии, для которого в этом возрасте характерно увеличение словарного запаса не только за счёт существительных, но и глаголов, местоимений, прилагательных, числительных.
Срок реализации программы – 1год. Возраст детей – 4-5 лет, средняя группа. Основная форма организации образовательной деятельности по освоению рабочей программы – занятия. Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
Целевые ориентиры: ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.
Методы освоения содержания данной программы:
Наглядные: наблюдения; использование иллюстративно – наглядного материала, использование ИКТ.
Словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми, чтение детской литературы.
Практические: образные игры – имитации, драматизация, игровые ситуации; дидактические игры; сюжетно – ролевые игры.
Тематический план работы кружка «Говорушки»
| Тема
| К-во
занятий
| Месяц
|
| «Здравствуй, осень!»
|
| сентябрь
|
| «Зайчик в гостях у детей»
|
| сентябрь
|
|
|
| сентябрь
|
| «Я - человек»
|
| сентябрь
|
| Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»
|
| октябрь
|
|
|
| октябрь
|
| «Дары осени»
|
| октябрь
|
| «Нас приручил человек»
|
| октябрь
|
| «Моя малая Родина»
|
| ноябрь
|
| Рассказывание по картине
|
| ноябрь
|
| «Вежливые слова»
|
| ноябрь
|
| Разучивание стихотворения
|
| ноябрь
|
|
|
| декабрь
|
|
|
| декабрь
|
| Пересказ сказки
|
| декабрь
|
| «Моя любимая игрушка»
|
| январь
|
| «Как зайчонок нашёл маму»
|
| январь
|
|
|
| февраль
|
| «В мире профессий»
|
| февраль
|
| Описание предметных картинок
|
| февраль
|
| «День защитников Отечества»
|
| февраль
|
|
|
| март
|
| Пересказ сказки
|
| март
|
|
|
| март
|
| «Уроки Мойдодыра»
|
| март
|
| Описание предметов и игрушек
|
| апрель
|
| Составление рассказа
|
| апрель
|
|
|
| апрель
|
| «В мире транспорта»
|
| апрель
|
| «День Победы!»
|
| Май
|
| «Семья»
|
| Май
|
| «В гостях у Мухи – Цокотухи»
|
| Май
|
| «Литературный калейдоскоп»
|
| Май
|
| Тема
| Цель
| Средства реализации
|
| «Здравствуй, осень!»
| Побуждать детей отвечать на вопросы простыми полными ответами, задавать вопросы и слушать ответы товарищей, поддерживать общую беседу; говорить по очереди, не перебивая друг друга.
| Иллюстрации «Осень», дидактическая игра «Составь картинку»
|
| «Зайчик в гостях у детей»
| Побуждать детей к составлению описательного рассказа, при описании животных, называть их характерные особенности и признаки, действия, связывать между собой предложения.
| Алгоритм для составления описательного рассказа. Игрушки: зайчонок, зайчиха, лиса, волк, белка, медведь, ежик, мяч. Аудиозаписи с детскими песнями; корзинка.
|
| Рассказывание по картине «Кошка с котятами»
| Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа, а также короткого рассказа на основе личного опыта.
| Картина «Кошка с котятами», фланелеграф, картинки с изображением собаки, утки, сороки, щенков, телят, утят. Клубок ниток.
|
| «Я - человек»
| Продолжать побуждать детей к составлению описательного рассказа о человеке, его частях тела, отличии друг от друга.
| Стихотворение «Части тела», дидактическая игра «Что у человека по два», загадки о частях тела человека, дидактические карточки «Как устроен человек».
|
| Пересказ сказки.
| Побуждать детей к пересказыванию сказки, выразительно передавая диалоги персонажей.
| Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Игрушки: белочка, собачка, крокодил, жираф; счётная лесенка.
|
| Формирование навыков диалогической речи.
| Развивать диалогическую речь, побуждать самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них.
| Игрушки: козлёнок, зайчонок, коза, корова, кукла.
|
| «Дары осени»
| Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом.
| Картинки: «Сбор урожая на огороде», «Овощи», «Фрукты, ягоды», 2 корзинки.
|
| «Нас приручил человек»
| Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей отвечать на вопросы
;
формировать у детей умение образовывать форму множественного числа существительных обозначающих детёнышей животных в именительном и винительном падежах
(жеребята, котята, щенята и др.)
| Иллюстрации домашних животных; аудиозапись голосов домашних животных; загадки о домашних животных; дидактические игры: «У кого кто?», «Кто чем питается?». Подвижная игра «Мышеловка»
|
| «Моя малая Родина»
| Побуждать детей к составлению небольшого связного рассказа о своём городе, опираясь на вопросы педагога и личные знания.
| ИКТ: виртуальное путешествие по городу Кемерово. Дидактическая игра «Похож - не похож», Подвижная игра:
«Замри»
|
| Рассказывание по картине
| Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине. Формировать умение правильно образовывать формы имён существительных в родительном падеже.
| Картина «Собака со щенятами». Игрушки: собака со щенятами, утка с утятами, крольчиха с крольчатами, картинка «сорока».
|
| «Вежливые слова»
| Продолжать развивать диалогическую речь.
| Драматизация сказки «Добрый мышонок», атрибуты и декорации к сказке, игрушка - медвежонок.
|
| Разучивание стихотворения
|
| Стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине», дидактическая игра «Скажи ласково»
|
| Описание предметов по их признакам
| Формировать умение описывать предмет, не называя его. Активизировать употребление в речи слов, обозначающих действия (глаголов) и качества предметов (прилагательных).
| Ширма, Петрушка. Игрушки: мяч, матрёшка, барабан, машина, кукла, корова, утёнок, султанчики.
|
| Описание и сравнение игрушек (кукол)
| Формировать умение описывать и сравнивать кукол, правильно называя наиболее характерные признаки; высказываться законченными предложениями.
| Две куклы – большая и маленькая, с разным цветом и длинной волос. Подвижная игра «Куклы».
|
| Пересказ сказки
| Продолжать развивать умение вести диалог, выразительно передавая разговор действующих лиц.
| Драматизация сказки «Заюшкина избушка», атрибуты и декорации.
|
| «Моя любимая игрушка»
| Развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с использованием игрушки при этом чётко называть её признаки, действия.
| Игрушки по выбору детей, алгоритм для составления описательного рассказа.
|
| «Как зайчонок нашёл маму»
| Формировать умение составлять коллективный повествовательный рассказ; побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом.
| Игрушка – зайчик (большой и маленький), словесная игра «Ласковые слова», пальчиковая игра «Засолка капусты».
|
| Описание предметов по картинкам
| Продолжать формировать умение описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя наиболее существенные признаки; чётко и правильно произносить звук «щ», слышать этот звук в словах, выделять его.
| Картинки с изображением разных зайчат; три щётки: зубная, обувная, одёжная.
|
| «В мире профессий»
| Продолжать развивать умение вести диалог, отвечать на вопросы педагога полными предложениями.
| Проектор, ноутбук. Слайды: профессии, станции. Игрушка Буратино, карточки с изображением профессий, схема «Профессии», предметные картинки орудий труда
|
| Описание предметных картинок
| Продолжать формировать умение отвечать на вопросы связно двумя-тремя предложениями, называя предмет, его признаки и действия.
| Игрушки: щенок, утка, кубик, заяц. Предметы: ящик, щётки, клещи, ширма, посуда. Фланелеграф.
|
| «День защитников Отечества»
| Развитие речи через единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления.
| Слайды с изображением военных (моряк, танкист, пограничник, летчик). Картинки с изображением различных родов войск. Звукозапись «Военные звуки».
|
| Составление описательного рассказа «Моя мама»
| Продолжать развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа.
| Дидактические и словесные игры: «Скажи ласково», «Какая мама?», «Назови детёныша». Алгоритм для составления описательного рассказа.
|
| Пересказ сказки
| Продолжать побуждать детей к пересказыванию сказки; развивать монологическую речь, ориентируясь на картинный план.
| Андерсен Г. Х. «Гадкий утёнок», картинный план, игрушка утёнок.
|
| «Звуковая культура речи: звуки щ – ч»
| Подготовка детей к звуковому анализу слов. Формировать правильное произношение звуков «щ-ч» в слогах, словах, предложениях.
| Стихотворения: Маршак С.Я. «Про все на свете», Сельвинский И. «Что правильно?». Пословица: «Щи да каша – пища наша».
|
| «Уроки Мойдодыра»
| Совершенствовать диалогическую речь.
| Чуковский К.И. «Мойдодыр», дидактическая игра «Умывайся правильно», подвижная игра «Ровным кругом». Игрушка кошка.
|
| Описание предметов и игрушек
| Продолжать формировать умение описывать предметы, игрушки; формировать чёткое и правильное произношение звука «л» (ль)
| Игрушки, в названии которых есть звук «л», картинки с изображением домашних и диких животных.
|
| Составление рассказа
| Формировать умение создавать картину и рассказывать о ее содержании.
| Фланелеграф, набор картинок, картинки –матрицы.
|
| Закрепление обобщающих понятий
| Продолжать формировать умение описывать предметы, подбирая нужные по смыслу слова; формировать чёткое и правильное произношение звука «р» (рь)
| Картина с изображением тигра, персонажи сказки «Теремок», фишки-игрушки.
|
| «В мире транспорта»
| Совершенствовать навыки описательного рассказа.
| Картинки «Транспорт» или игрушки, сигнальные карточки «Светофор»
|
| «День Победы!»
|
| Иллюстрации «День Победы», стихотворение Белозерова Т. «Праздник Победы».
|
| «Семья»
| Продолжать формировать умение вести диалог; формировать представления о семье и её членах.
| ИКТ: презентация «Семья - детский сад», дидактические игры:
«Здравствуйте, ребята! »,
«Собери из частей целое»; клубок ниток.
|
| «В гостях у Мухи – Цокотухи»
| Совершенствовать навыки ведения диалога, умение составлять описательный рассказ.
| Ширма, игрушка Муха – Цокотуха, самовар, картинка «Насекомые в лесу». Чуковский К.И. «Муха-Цокотуха».
|
| «Литературный калейдоскоп»
| Выяснить, есть ли у детей любимые стихи, сказки, рассказы; знают ли они загадки и считалки.
| Беседа о том, какие произведения знают дети.
|
3. Организационный раздел
Рабочая программа обеспечена средствами обучения и воспитания, в числе которых методическая и детская художественная литература, аудио – видео пособия, дидактические игры. Кроме того, выполнение содержания программы обеспеченно за счёт материально-технических средств и особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды.
Методическая литература
| Заглавие
| Город, издательство, год издания.
| Вид издания
|
Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др.
| «Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду»
| Санкт – Петербург, «Акцидент», 1997 г.
| Программа
|
Ушакова О.С., Струнина Е.М.
| «Развитие речи детей 4-5 лет»; программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения.
| Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2010 г.
| Методическое пособие
|
Ушакова О.С., Струнина Е.М.
| «Методика развития речи детей дошкольного возраста»
| Москва, ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004 г.
| Методическое пособие
|
Аудио – видео пособия
Аудиозаписи:
Шаинский В.- Пляцковский М. «Улыбка» ; Шаинский В.- Непомнящая Д. «Песня мамонтенка» о маме; Тухманов Д.- Энтин Ю. «Храбрый зайчик»; ВИА «Мастерок» «Все сбывается на свете»; голоса животных и птиц; Михалков С. «Песенка друзей»; звукозапись «Военные звуки».
Мультимедийные презентации:
«Семья - детский сад»,
«
Виртуальное путешествие по городу Кемерово».
Наглядный материал
Картины, картинки, силуэтные фигурки, муляжи.
| Модели, сигнальные карточки.
| Литература для детей
|
1.Демонстрационные картинки:
«Времена года»
«Животные»
«Птицы»
«Сбор урожая на огороде»
«Овощи»
«Фрукты, ягоды»
«Как устроен человек»
Картинки с изображением различных родов войск.
«Транспорт» «Правила безопасного поведения на дороге»
Иллюстрации «День Победы»
«Насекомые»
2.Картины: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Насекомые в лесу».
3. Муляжи овощей и фруктов.
| 1.Алгоритм для составления описательного рассказа.
2. Картинки – матрицы для составления рассказов.
3. Светофоры.
| Русские народные сказки: «Теремок», «Гуси – лебеди», «Жихарка», «Зимовье зверей», «Лисичка со скалочкой» и др.
Стихотворения: Барто А.Л., Благинина Е., Александрова З. и др.
Рассказы: Зощенко М., Чарушин Е., Толстой Л. и др.
Сказки: Чуковский К.И., Жуковский В., Одоевский В., Пушкин А.С. и др.
|
Перечень произведений детской художественной литературы
№ п/п
|
| Название
|
| Русская народная сказка
Благинина Е.
Данько В.Я.
Маршак С.Я.
Сельвинский И.
Чуковский К.И.
Белозеров Т.
Чуковский К.И.
Аким Я.Л.
| «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
«Посидим в тишине»
«Добрый мышонок»
«Про все на свете»
«Что правильно?»
«Мойдодыр»
«Праздник Победы»
«Муха-Цокотуха»
«Первое мая» - отрывок
|
Игры по развитию речи
Игры дидактические
| Игры сюжетно ролевые
| Игры подвижные, игровые упражнения
|
«Составь картинку»
«Что у человека по два»
«Вершки-корешки»
«Из чего салат?»
«Вершки-корешки»
«Что из чего?»
«У кого кто?»
«Кто чем питается?»
«Похож – не похож»
«Скажи ласково»
«Где спрятался звук «с»
«Помоги Солнышку»
«Ласковые слова»
«Четвертый лишний»
«Кем быть»
«Кому нужны эти вещи?»
«Расскажи о профессии военного»
«Какая мама?»
«Назови детёныша»
«Назовите предметы, которые понадобятся для умывания»
«Умывайся правильно»
«Связующая нить»
«
Собери из частей целое
»
| «Дочки – матери»
«Овощной магазин»
«Как зайчонок маму искал»
«Шофёры»
| Физминутки:
«Мы капусту рубим»
«Зайцы скачут»
«Солнышко»
«Засолка капусты»
«Едем, едем на машине»
Подвижные игры: «Мышеловка»
«Замри»
«Куклы»
«Солнечные зайчики»
«Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»
«Что изменилось? »
«Самолёт»
«Акула»
«Ровным кругом»
«Светофор»
«Небо, море, земля, рельсы»
«Горелки»
|
Материально-техническое обеспечение. Основное учебное оборудование
| Наименование тематических уголков в группе
| Перечень основного оборудования
|
| Театральный уголок
Уголок детской художественной литературы.
Уголок безопасного дорожного движения.
| Ширма.
Различные виды театров: настольные, пальчиковые и др.
Атрибуты и декорации к сказкам.
Маски, маски-шапочки к сказкам.
Литература для чтения, рассказывания, заучивания наизусть, рассматривания.
Светофоры, дидактический материал: «Проезжая часть», «Правила поведения на дороге» и др.
|
Пояснительная записка.
Работа кружка «АБВГДейка» направлена на ознакомление дошкольников с грамотой, с формированием фонематического слуха, развития грамматического строя речи, со знакомством звуко-буквенного анализа слова. Учебный план по оказанию дополнительной образовательной услуге составлен на основе пособий по развитию речи и обучению грамоте:
Кружок «АБВГДейка» - это учёба и игра. Игровая форма работы очень эффективна, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. С этой целью во всю непосредственную образовательную деятельность включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические (работа в тетрадях) и даже подвижные игры.
Непосредственная образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей «АБВГДейка» проводится во вторую половину дня 1 раз в неделю,
4 раза – в месяц.
Продолжительность
непосредственно образовательной деятельности по реализации дополнительного образования детей – 30 мин в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10.
Группа
состоит из 18 детей.
Форма предоставления услуги
- групповая.
Цель:
формирование всех сторон речи, подготовка детей к освоению грамоты, обучение навыкам чтения.
Развивать связную речь в игровой деятельности;
Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях;
Поддерживать интерес детей к рассказыванию по собственной инициативе или по предложению взрослого;
Учить передавать словесно содержание сказки, впечатление из личного опыта в форме короткого сочинения, рассказа, рассуждения, описания;
Формировать графические навыки.
Ожидаемый результат:
к концу года воспитанники будут знать:
- все звуки и буквы русского алфавита;
- правильное положение тетради при письме;
- уметь вычленять первый и последний звук в слове;
- правильно называть мягкие и твердые звуки вне слова;
- делить слова на слоги, выделять ударный слог;
- писать (печатать) буквы разного размера (крупные и мелкие);
- составлять предложения с заданными словами;
- составлять рассказ по картинке, используя образец педагога или его вопросы;
- правильно произносить звуки речи, четко и ясно произносить слова;
- использовать в речи обобщающие слова;
- правильно держать ручку;
- ориентироваться на листе бумаги;
- закрашивать нарисованный предмет, не выступая за контур;
- дорисовывать начатые фигуры;
- штриховать нарисованный предмет прямыми и наклонными линиями.
Дата
|
НОД
|
Программные задачи
|
Материал
|
Литература
|
СЕНТЯБРЬ
|
21.09
|
«Поможем Петрушке»
|
Активизировать, уточнить, закрепить словарь по теме «Части тела». Учить детей составлять предложения с опорой на предметные картинки. Употреблять в речи слова, называющие предмет. Развивать внимание, связную речь, мышление детей. Воспитывать бережное отношение к своему организму.
|
Предметные картинки (части тела человека и предметов), Петрушка – картинка, тетради, игра «Части тела».
|
Гомзяк О.С., с. 38
|
28.09
|
«Красавица Осень»
|
Закрепить и употребить накопленные детьми представления об осени. Продолжать учить детей выделять начальный гласный звук в слове и конечный согласный. Закреплять словарь детей: сварливые, вереница, моросящие, спячка. Развивать диалогическую и связную речь, память, внимание, логическое мышление, наблюдательность. Воспитывать любовь к природе, коллективизм, уважение к товарищам по команде.
|
Эмблемы: рябинки, осенние листочки; круги (зеленые и красные); картинка – Буратино, лес, хлеб, перелетные и зимующие птицы; игра «Перелет птиц».
|
Цуканова С.П., с. 27
|
ОКТЯБРЬ
|
05.10
|
«Природа осенью» (деревья, кустарники)
|
Уточнить и расширить представления детей о разнообразии деревьев и кустарников. Закрепить знания о деревьях и их частях (корни, ствол, крона, ветки, листья). Дать представления о плодах и семенах деревьев, кустарников, о способах распространения семян. Закрепить знания о гласных звуках –а, -у; буквах –А, -У. Учить определять место звуков в словах. Учить составлять описательные рассказы. Развивать зрительное восприятие и память, речь детей, моторику рук. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь.
|
Схема-описание деревьев, предметные картинки (ель, береза, дуб, сирень, акация);
цветные карандаши, тетради.
|
Гомзяк О.С., с.5
Цуканова С.П., с. 37
Нищева Н.В.,
|
12.10
|
«Старичок-Боровичок в гостях у детей»
|
Активизировать словарь детей по теме «Грибы».
Продолжать учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить определять на слух место звуков -О, -И в словах. Развивать связную речь, умение составлять рассказы, опираясь на план-схему. Воспитывать контроль за собственной речью.
|
Игрушка – Гриб;
картинки с изображением грибов; тетради, цветные карандаши; план-схема описания грибов.
|
Гомзяк О.С., с. 11,
Цуканова С.П, с. 39
|
19.10
|
«Мы по ягоды пойдем»
|
Продолжать учить детей составлять описательные рассказы с опорой на схему. Систематизировать знания детей о сборе лесных и садовых ягод. Закрепить знания детей о буквах –Ы, -Э; звуке –ы. Развивать связную речь, внимание, мышление, моторику рук. Воспитывать бережное отношение к природе.
|
Картинки (садовые и лесные ягоды); схема-план описания ягод; мяч; тетради, ручки.
|
Цуканова С.П, с. 48
|
26.10
|
«В огород мы пойдем, урожай соберем»
|
Активизировать словарный запас по теме «Овощи». Расширять словарь признаков. Продолжать учить составлять описательные рассказы об овощах с опорой на карты-схемы. Закреплять знания о произрастании овощей, их значении и пользе. Развивать умение читать слоги. Развивать умение работать по словесной инструкции. Воспитывать желания высказывать свои мысли, отвечать на вопросы.
|
Конверт с письмом; посылка с муляжами овощей; схема описания овощей
|
Нищева Н.В., с. 23
|
НОЯБРЬ
|
2.11
|
«Пес и кот варили компот»
|
Учить детей составлять рассказы по серии сюжетных картин с добавлением последующих событий. Учить детей делить слова на слоги, выделять ударный слог. Развивать воображение, мышление, речь, внимание. Пополнять и активизировать словарный запас детей по теме «Фрукты». Развивать мелкую моторику (аппликация), связную речь, логическое мышление, внимание детей. Воспитывать самостоятельность и активность в НОД.
|
Муляжи фруктов; макеты деревьев; клей, кисти, клеенка; заготовка «Кастрюля».
|
Нищева Н.В., с. 36
|
9.11
|
«Овощи и фрукты – вкусные продукты»
|
Учить детей составлять рассказы-сравнения с использованием опорных схем. Закреплять умение выполнять действия по заданному алгоритму. Закреплять понятия «согласный звук», «звонкий», «мягкий». Развивать связную речь детей за счет умения составлять описательные рассказы. Воспитывать интерес к познанию нового.
|
Д/и «Чудесный мешочек»; опорные схемы для составления рассказов; тетради, цветные карандаши.
|
Смирнова Л.Н.,с.10
|
16.11
|
«Магазин одежды»
|
Формировать обобщающие понятия: «одежда», «головные уборы», «обувь». Уточнить словарь по данной теме, расширить и активизировать его. Формировать умение согласовывать слова в предложении. Учить образовывать и использовать в речи множественное число существительных. Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, моторику рук. Формировать интерес к развивающим стихотворным упражнениям.
|
Картинки (одежда, головные уборы, обувь); мяч; тетради, ручки; д/и «Оденем куклу».
|
Гомзяк О.С., с. 14,
Нищева Н.В., с. 125
|
23.11
|
«Поможем бабушке Федоре»
|
Закреплять умение классифицировать посуду по способу использования: кухонная, столовая, чайная. Активизировать в речи обобщающие понятия: «посуда», «чайная», «столовая», «кухонная». Закреплять умение рассуждать, объяснять. Дифференциация звуков –н, -нь. Продолжать учить детей находить место звука в слове. Учить определять на слух количество слогов в словах. Развивать внимание, память, мышление, речь детей. Воспитывать чувство отзывчивости, взаимопомощи.
|
Кукла; коробка с ленточкой; книга К.Чуковского «Федорино горе»; картинки (орудия труда, обувь, посуда).
|
Марцинкевич Г.Ф., с. 26
Коноваленко В.В., с. 40
|
30.11
|
«Путешествие с Колобком»
|
Формировать потребность правильно употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о продуктах питания по плану воспитателя. Закреплять умение находить в слове заданный звук (букву –П), определять его место, твердость и мягкость. Развивать мышление, продолжать учить детей отгадывать загадки. Развивать мелкую моторику, умение употреблять в речи качественные прилагательные, умение составлять предложения по схеме. Воспитывать отзывчивость.
|
Игрушка – Колобок; картинки с изображением продуктов питания; схемы предложений; листочки с загадками; тетради, карандаши.
|
Анисимова Т.Б, Плотникова Т.В., с. 158
|
ДЕКАБРЬ
|
7.12
|
«Зимушка-зима в гости к нам пришла»
|
Продолжать учить детей составлять рассказ по картине, используя полученные ранее знания и представления. Учить находить в окружении предметы, в названиях которых есть звук –т, -ть, определять место этого звука в слове, его мягкость или твердость. Воспитывать чувство прекрасного.
|
Картина «Зимние забавы»; схема для составления рассказа; тетради.
|
Нищева Н.В., с.11
|
14.12
|
«Папа, мама, я – счастливая семья»
|
Продолжать учить детей выделять в словах первый звук и сопоставлять его с буквой (К, к). Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье. Закреплять образ буквы –К, учить выделять ее. Учить детей составлять коллективный рассказ по картине «Семья». Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи.
|
Сюжетная картина «Семья», фотоальбом групповой «Семья»; семейные гербы.
|
Гомзяк О.С., с. 22
|
21.12
|
«Поможем бабе Капе вернуть мебель»
|
Учить образовывать прилагательные от существительных. Учить правильно употреблять предлоги в предложении. Расширять и активизировать словарь детей по теме «Мебель». Формировать умение находить предметы в окружении со звуком –С. Продолжать учить детей делить слова на слоги, выделять ударный слог. Формирование умения графически «записывать» предложения в тетради. Закреплять умение составлять описательный рассказ – загадку о предметах мебели по плану. Воспитывать умение слушать воспитателя, товарища, выполнять инструкции.
|
Картинка – бабушка Капа; счетные палочки; карточки с предметами мебели; мяч; схема описательного рассказа.
|
Гомзяк О.С., с. 18
|
28.12
|
«Что такое Новый год?»
|
Познакомить с историей возникновения праздника. Продолжать учить детей образовывать прилагательные и согласовывать их с существительными; изменять окончания существительных при согласовании их с числительными (три сосульки, пять шариков и т.д.). Учить придумывать слова с буквами –Х, -К. Закрепить знания о зиме, уточнить признаки зимы. Развивать память, внимание, мышление, речь детей. Воспитывать интерес к русским традициям.
|
Картинно-графический план; д/и «Слова на ладошке»; картинки по теме «Новый год»;
|
Марцинкевич Г.Ф., с. 63, 96
Коноваленко В.В., с. 34
|
ЯНВАРЬ
|
11.01
|
«»Как живут птицы зимой?»
|
Закреплять обобщающее понятие: зимующие птицы. Учить узнавать и раскрашивать знакомых птиц (синица, голубь). Учить читать слова из трех букв. Упражнять в образовании относительных прилагательных. Упражнять в умении делить слова на слоги. Закрепить образ буквы –З. Развивать связную речь, моторику рук, мышление, память, внимание детей. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, любовь к пернатым.
|
Картинки «Зимующие птицы», д/и «Составь новое слово», кормушка, д/и «Поставь ударение».
|
Коноваленко В.В., с. 42
|
18.01
|
«Птичий двор»
|
Продолжать учить детей узнавать в словах и дифференцировать звуки –с – з. Закреплять знания очертания букв –З, -С. Продолжать тренировать в умении образовывать множественное число существительных. Закрепить знания по теме «Птицы». Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к птицам.
|
Предметные картинки «Домашние птицы»
|
Марцинкевич Г.Ф., с. 57, 65
|
25.01
|
«Домашние животные – друзья человека»
|
Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков –П, -Пь; -Б, -Бь. Продолжать учить составлять рассказ, опираясь на свои наблюдения. Развивать фонематический слух; формировать навыки анализа и синтеза слогов; развивать память, мышление. Воспитывать любовь к домашним животным, желание ухаживать за ними.
|
Картинки «Домашние животные», мяч, тетради, цветные карандаши.
|
Кузнецова Е.В., Тихонова И.А., с. 4
|
ФЕВРАЛЬ
|
01.02
|
«Дикие животные и их детеныши»
|
Продолжать учить детей составлять описательный рассказ, используя заданную схему. Упражнять в подборе прилагательных к существительному. Развивать умение определять пропущенные в слове буквы, составлять предложения из данных слов по определенной схеме, связную речь, внимание. Воспитывать интерес к окружающему миру природы и заботливое отношение к животным.
|
Д/и «Животные и их детеныши», кроссворд, схема, тетради, ручки.
|
Коноваленко В.В., 44, 86
|
08.02
|
«Книга Джунглий»
|
Дифферинцировать звуки К–Г. Закреплять и расширять знания детей о животных жарких стран. Развивать зрительное внимание, умение узнавать предметы по точечному рисунку и самостоятельно завершать такой рисунок. Совершенствовать навыки составления и чтения слов. Воспитывать бережное отношение к природе.
|
Плакат с животными жарких стран, карточки с перепутанными буквами; тетради.
|
Нищева Н.В., с. 17
|
15.02
|
«Все профессии важны, все профессии нужны…»
|
Расширить представления о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости. Научить различать и называть профессии по инструментам. Закрепить умение образовывать слова в родительном падеже, единственного числа; умение составлять предложения с заданным словом. Дифференциация звуков –С-Ш. Продолжать учить детей находить и выделять буквы –Я, -А в заданных словах, определять их место в слове. Учить детей рассказывать о том, чем занимаются люди этих профессий. Воспитывать уважение к труду взрослых;
|
Д\и «Профессии»; тетради, ручки, цветные карандаши.
|
Коноваленко В.В., с. 56 – 58
|
22.02
|
«День защитника Отечества»
|
Закрепить навык произношения звука ж
в слогах, словах, фразах. Учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, подбору родственных слов; знакомить со словами, обозначающими предметы, действия, признаки; учить подбирать слова к схемам, составлять сюжетный рассказ по серии картинок. Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление. Воспитывать гордость за свое Отечество, уважение к защитникам.
|
Картинки (военные профессии); игра «Что лишнее?», картинка – Буратино; тетради, цветные карандаши.
|
Кузнецова Е.В., Тихонова И.А., с. 36
|
МАРТ
|
01.03
|
«Весна идет, весне дорогу»
|
Продолжать учить детей составлять сюжетный рассказ по картине. Закреплять знания детей о приметах весны и весенних месяцах. Учить писать (списывать) их названия. Тренировать умение разгадывать ребусы различных видов. Дифференциация звуков –Ж-З. Развивать умение составлять из предложенных слогов слова. Воспитывать у детей интерес к происходящим изменениям в природе.
|
Картина «Весна»; иллюстрации с приметами весны; колокольчик; тетради; иллюстрации «Птицы».
|
Гомзяк О.С., с. 32
|
08.03
|
«Мамин праздник – женский день»
|
Систематизировать и обобщить знания детей о весеннем празднике – 8 марта. Учить составлять предложения с заданными словами. Закрепить образ букв –Л, -Е. Развивать у детей умение составлять рассказы в соответствии с составленным планом. Развивать умение детей подбирать признаки к существительному через Д/И «Моя мама самая – самая… »; творческое воображение, мышление через игровую ситуацию «Сюрприз в шкатулке». Развивать общую и мелкую моторику через проведение пальчиковой гимнастики и физминутки. Воспитывать уважение и любовь к самому близкому и родному человеку – маме.
|
Шкатулка, фотографии мам; игрушка – сердечко; тетради; цветные карандаши; открытка – С 8 Марта!
|
Гомзяк О.С., с. 29,
Нищева Н.В., с. 60
|
15.03
|
«Веселое путешествие» (транспорт)
|
Закреплять знания по теме «Транспорт», умение различать виды транспорта (водный, наземный, воздушный). Продолжать учить составлять описательные рассказы по схеме. Тренировать умение списывать (печатать) слова с доски. Развивать умение придумывать слова с буквами -Е, -О. Развивать навык деления слов на слоги. Воспитывать самостоятельность, интерес.
|
Схема для составления рассказа, предметные картинки; тетради.
|
Коноваленко В.В., с. 94
|
22.03
|
«Путешествие по городу»
|
Уточнить представления детей о родном городе, познакомить их, с некоторыми его достопримечательностями. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города. Продолжать учить детей находить место звука в слове. Формировать умение разбивать слова на слоги, выделять ударный слог. Учить правильно писать название своего города. Развивать мышление, речь детей. Воспитывать любовь к своему городу.
|
Иллюстрации достопримечательностей города, тетради, карандаши, мяч.
|
Курицына Э.М., c. 128
|
29.03
|
«Заколдованная клумба»
|
Закрепить знания детей о цветах (садовые, полевые, комнатные). Дифференциация звуков –Р-Л. Закрепить образ букв –Р, -Л, -Ф. Тренировать умение дописывать пропущенные в словах буквы, развивать навык звуко-буквенного анализа слов. Закреплять знания по теме «Цветы. Закреплять умение составлять придумывать рассказ на заданную тему. Развивать умение подбирать к предмету как можно больше признаков. Воспитывать внимание, речь, умение четко и громко отвечать на поставленный вопрос; любовь и бережное отношение к цветам.
|
Картинки с изображением цветов: садовые, полевые, комнатные. Картинка «Строение цветка». Разрезные картинки «Цветы». Тетради, ручки, цветные карандаши.
|
Нищева Н.В., с. 40
Коноваленко В.В., с. 63
|
АПРЕЛЬ
|
05.04
|
«Вестники весны»
(перелетные птицы)
|
Систематизация знаний о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни. Уточнить и активизировать словарь по теме «Перелетные птицы». Совершенствовать навыки рассказывания по картине; грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных). Развивать связную речь, внимание, мышление детей. Воспитывать самостоятельность, любовь к пернатым.
|
Картинки с изображением перелетных птиц, тетради, ручки, цветные карандаши. Схема для рассказа.
|
Быкова И.А., с. 31-35
Нищева Н.В., с. 63
Скоролупова О.А., с. 47
|
12.04
|
«Подводное царство» (рыбы)
|
Расширять представление о рыбах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Рыбы». Совершенствовать навыки чтения и «печатания» слов с пройденными буквами. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа – сравнения по плану. Развивать связную речь, зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
|
Картинки «Рыбы», цветные карандаши, тетради. Разрезная картинка «Рыба».
|
Нищева С.П., с. 26, 45.
Коноваленко В.В., с. 60
|
19.04
|
«В мире насекомых»
|
Закреплять умение составлять описательные рассказы с опорой на схему. Упражнять в пересказывании текстов. Пополнять словарный запас детей по теме «Насекомые». Развивать умение логически последовательно выстраивать свое высказывание. Закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных. Закрепить образ букв –С, -Ц, -Й. Воспитывать у детей самоконтроль за речью, бережное отношение к насекомым.
|
Картинки насекомых, мини – музей «Насекомые». Текст для пересказа «Перелетный жук».
|
Гомзяк О.С., с. 9.
Нищева Н.В., с. 51
|
26.04
|
«Волшебный портфель» (школьные принадлежности)
|
Обобщить представления детей о школе и школьных принадлежностях. Расширять, уточнять, активизировать словарь по теме «Школьные принадлежности» (школа, школьник, учитель, класс, урок, перемена, учеба, знания, учебник, тетрадь, пенал, папка, дневник и т.д.). Совершенствовать навыки составления и чтения слов, предложений. Развивать умение рассказывать по плану. Закреплять умение дописывать слова, вставляя в них пропущенные буквы (-Ч, -Л, -Й). Формировать готовность к школе.
|
Картинки с изображением школьных принадлежностей. Картинка – Буратино. Тетради, цветные карандаши.
|
Быкова И.А., с. 57
Нищева Н.В., с. 184
|
МАЙ
|
03.05
|
«Весна в деревне»
(весенние с/х работы)
|
Расширять представления о необходимости и значении труда взрослых людей. Формировать представления о труде людей весной на селе. Расширять и активизировать словарь по теме «Весенние сельскохозяйственные работы» (рабочий, хлебороб, овощевод, садовод, пастух, поле, сад, огород, теплица, пастбище, пахота, сев, побелка, трактор, плуг, борона, лопата, грабли, семена, ведро, кисть; весенний, черный, влажный, белый; пахать, боронить, рыхлить, копать, белить. Сеять). Формировать навыки образования сложных слов. Формировать практические навыки посадки растений. Совершенствовать грамматический строй речи. Совершенствовать навыки слогового анализа слов. Автоматизировать произношения звука [Щ – Ч] в предложении. Развивать мыслительную деятельность в результате выполнения заданий, разгадывания загадок. Учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным значением. Воспитывать положительное отношение к труду, интерес к сельскохозяйственной трудовой деятельности.
|
Картинки по теме «Труд на селе весной», предметные картинки с изображениями инструментов и орудий труда, д/и «Что лишнее?», счетные палочки, ящики с землей, семена (лук, укроп, петрушка, огурец), лейка.
|
Коноваленко В.В., с. 52
|
10.05
|
«День Победы»
|
Расширять представления детей об армии (солдаты в годы ВОВ, воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов). Уточнить знания детей о празднике – Дне Победы. Учить детей пересказу. Продолжать работать над развитием связной речи, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы. Воспитывать чувство уважения к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них.
|
Альбом «Фотографии военных лет», альбом «Значки», д/и «Каким должен быть воин – солдат?»
|
Коноваленко В.В., с. 66
|
17.05
|
«Незнайка в гостях у детей»
(повторение)
|
Уточнить понятие «звук»; закрепить звукослоговой анализ слов; формировать умение составлять предложения с предлогами, читать и печатать слова и предложения; развивать мышление, внимание. Воспитывать самостоятельность.
|
Картинка (Незнайка), конверты с заданиями, «волшебная корзиночка», тетради, ручки.
|
Кузнецова Е.В., Тихонова И.А., с. 23
|
Список использованной литературы.
- И.А.Быкова «Обучение детей грамоте в игровой форме»: Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
- С.П.Цуканова, Л.Л.Бетц «Учим ребенка говорить и читать».- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
- Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г.
- Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе/ О.С.Гомзяк. –М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007г.
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. «Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: конспекты занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2001г.
- Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду с детьми 6 – 7 лет.- М.: Мозаика – Синтез, 2006г.
- Шорыгина Т.А. «Какие месяцы в году?! Путешествие в мир природы».- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001г.
- Шорыгина Т.А. «Деревья. Какие они?» Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001г.
- Рабочая тетрадь для подготовительной к школе логопедической группы детского сада / Нищева Н.В., 2001г.
- Пименова Т.И. «Выговаривать хочу…»: Дидактический материал. - СПб.: КАРО, 2006г.
- Занимательное азбуковедение: Кн. Для родителей, учителей и милых детей / Авт.-сост. В.В.Волина; Худож. Л.М.Рудаковская.- 2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 1994г.
- Марцинкевич «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Планы занятий.- Волгоград.: Издательство «Учитель», 2000г.
- Курицына Э.М., Тараева Л.А. « Говорим правильно. Большая книга занятий по развитию речи».- М.: РОСМЭМ, 2006г.
- Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей / В.В.Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008г.
- Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Весна. Насекомые. Перелетные птицы». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010г.
Электронные ресурсы.
- http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/zanjatija-s-detmi/podgotovitelnaja-grupa-dou/page-2
- http://vospitatel.com.ua/zaniatia/rech/pomojem-neznaike.html
- http://www.maam.ru/obrazovanie/zanyatiya-po-razvitiyu-rechi
МБДОУ Детский сад
ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА
«ГОВОРУШКИ»
СРЕДНЯЯ ГРУППА № 4
«Ягодка»
Руководитель кружка:
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка.
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.
Речь
– это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Удовлетворять потребность детей в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.
Цель:
комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.
Задачи:
Развивать умение говорить и слушать;
Развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
Обогащать активный и пассивный словарь;
Развивать звуковую культуру речи детей;
Развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.
Развивать артикуляционный аппарат;
Совершенствовать интонационную выразительность речи;
Способствовать развитию графических навыков,
Формировать навыки самоконтроля и самооценки,
Развивать мелкую моторику;
Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Пути и методы реализации:
1.Правильный образец педагога.
2.Пальчиковая гимнастика, словесные подвижные игры, считалки, потешки.
3. Рисование пальцем, кистью, мелом, карандашом.
4. Выкладывание ритмических рисунков (семена, крупа, палочки и т.д.) по образцу и на слух.
5. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками.
6. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.
7. Правильный подбор мебели, освещения.
8. Гимнастика для глаз.
9. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).
10. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.
Список детей:
Табель посещаемости
2014 / 2015
уч. год
СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ
| Ф.И.РЕБЁНКА
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ПРИСУТСТВУЕТ:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ОТСУТСТВУЕТ:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Время проведения кружка: среда 16-00
Перспективный план работы кружка «Говорушки»
Сентябрь.
| Занятие
| Цель
| Методические приемы
|
| Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких отрывистых линий.
| Учить понимать и употреблять термин "слово". Познакомить с многообразием слов. Закрепить навыки правильного произношения звуков в словах. Учить рисовать короткие отрывистые линии. Формировать интерес к речевой деятельности.
| Игровое упражнение "Обведи правильно"
Физкультминутка. Игра с мячом "
Моделирование.
Игровое упражнение "Дорисуй картинку"
|
| Заучивание стихотворения О.Г. Зыкова.
| Учить детей запоминать стихотворение, понимать его содержание, развивать память, мышление, речь.
| Беседа с детьми об осени. Отметить, что изменилось в природе
|
Октябрь.
| Занятие
| Цель
| Методические приемы
|
| «У Лариски - две редиски»
|
| Пальчиковая игра «У Лариски - две редиски»
Игра с палочками «Домик» (квадрат, треугольник)
|
| Составление рассказа «Моя комната»
| Учить детей при составлении рассказа связывать предложения между собой по смыслу. Развивать творческое воображение. Предложить детям, отметить, что больше им нравится в своей комнате. После составления рассказа зарисовать свою комнату.
|
|
| Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжностью слов (длинные, короткие)
| Учить отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Продолжать знакомить с моделированием. Формировать интерес к речевой деятельности, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
| Игра " загадки-отгадки"
Физкультминутка. Игра "Встреча друзей"
Игра " Какие бывают слова".
Рисование " Иголки"
|
| «Овощи»
Заучивание стихотворения
Н. Кончаловской.
| Закрепить знания об овощах. Развивать умение находить в запутанных словах, правильное слово. Развивать интонационную выразительность речи.
|
|
Ноябрь.
| Занятие
| Цель
| Методические приемы
|
| Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо; рисование солнышка.
| Продолжать знакомить со звучащим словом. Упражнять в различении близких по звучанию слов. Учить сравнивать слова по звучанию. Учить рисовать округлые и прямые линии. Формировать интерес к речевой деятельности.
| Игровое упражнение "Кто в домике живет"
Физкультминутка "Зарядка"
Игра "Подскажи словечко"
Игровое упражнение "Соедини правильно"
Рисование "солнышко".
|
| Вечер загадок.
| Продолжать учить детей отгадывать загадки по описанию, логически мыслить; создать праздничную атмосферу, поднять настроение детям.
| Материал: предметы на подносе, иголка, ежик, елка, картофелина, лось, гусь, велосипед - игрушечный, подосиновик (возможна замена картинками).
|
| Знакомство с многообразием слов, игра "Подскажи словечко", нахождение несоответствий в рисунках
| Знакомить с протяжностью слов. Учить внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Учить находить несоответствие в рисунке.
| Игровое упражнение "Соедини правильно"
Игра "Подскажи словечко"
Физкультминутке "Встреча друзей"
Игровое упражнение "Найди ошибку художника"
|
| Заучивание стихотворения Н. Саконской.
| Предложить детям спеть стихотворение, подобрать нужную интонацию. Развивать внимание, музыкальный слух, интонационную выразительность речи. Учить высказывать свое мнение объяснять, почему именно я эту мелодию выбрала для этого стихотворения.
| Вопросы: А как бы вы поступили? Почему? Откуда берется ягодка? Какого цвета цветок земляники?
|
Декабрь.
| Занятие
| Цель
| Методические приемы
|
| «Невероятные истории»
| Предложить детям сочинить какую-нибудь интересную историю из личного опта. Развивать связную речь, мышление, фантазию, воображение. Воспитывать желание делиться своим историями. Учить давать характеристику интересным историям.
| Рассказы записываются, оформляются рисунками детей
|
| «Снежок»
| Работа над темпом и ритмом речи.
| Пальчиковая игра «Снежок»
Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги)
|
| Звук "Ш" (песенка "ветра"), рисование шариков, заучивание потешки.
| Учить интонационно выделять твердый согласный звук "Ш" в словах. Учить четко и ясно произносить звуки. Учить выразительно читать потешку, пользуясь естественными логическими паузами. Формировать интерес к речевой деятельности
| Игра " Подскажи словечко"
Игровое упражнение "будь внимательным"
Физкультминутка "Шарик"
Рисование "Шарики"
Заучивание потешки.
|
| Дидактическая игра «Проведи дорожку»
| Учить детей составлять предложения связанные между собой по смыслу. Побеседовать о семье. Воспитывать желание играть дружно.
|
|
Январь.
| Занятие
| Цель
| Методические приемы
|
| Звук "Ж" (песенка жука), рисование желудей, заучивание стихотворения
И. Солдатенко
| Учить интонационно выделять звук "ж" в словах. Закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов. Развивать внимание, наглядно-образное. Формировать интерес к речевой деятельности. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
| Игра " загадки и отгадки"
Игровое упражнение "раздели правильно"
Игровое упражнение " Будь внимательным"
Физкультминутка " Жуки"
Рисование "Желуди"
|
| Звуки "Ш-Ж", рисование дорожек, повторение стихотворений.
| Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки "Ш-Ж" в словах. Продолжать знакомить с термином "звук". Развивать поэтический слух. Формировать избирательность зрительного восприятия, интерес к речевой деятельности. Развивать графические навыки.
| Игровое упражнение "Помоги животным найти свой вагон"
Игра "Подскажи словечко"
Физкультминутка
Игровое упражнение "Соедини правильно", "Повторяем стихи"
|
| «Мои любимые животные»
| Работа над темпом и ритмом речи.
| Пальчиковая игра «У оленя»
Рисование «Мои любимые животные».
|
Февраль.
| Занятие
| Цель
| Методические приемы
|
| Драматизация сказки «Колобок»
| Продолжать учить детей распределять роли между собой, вживаться в образы сказочных героев, использовать разную интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и уважение к художественному творчеству.
|
|
| Составление рассказа о зиме.
| Упражнять детей в составлении рассказов из личного опыта. Развивать воображение, мышление, связную речь.
| Рассказы записываются, оформляются рисунками детей
|
| «Весёлый Снеговик»
| Работа над темпом и ритмом речи.
| Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки»
Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги).
|
| Звук "Ц", рисование огурцов, заучивание стихотворение
Г. Сапгира.
| Учить различать и произносить твердый согласный звук "Ц" в словах и фразовой речи. Учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по тексту, развивать связную речь, формировать интерес к речевой деятельности.
| Чтение рассказа А. Максакова " Цыпленок Цып"
Игра " Закончи предложение"
Физкультминутка "Игровое упражнение "Цапля"
Рисование " Огурцы".
|
Март.
| Занятие
| Цель
| Методические приемы
|
| Заучивание чистоговорки.
| Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи.
|
|
| «Мимоза для мамы»
| Работа над темпом и ритмом речи.
Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.
| Пальчиковая игра «Цветочек»
Рисование «Мимоза для мамы»
|
| Дидактическая игра «Огород»
| Учить активно сопровождать свою деятельность речью, развивать внимание.
| Импровизация (собираем овощи в корзины).
|
| «Дружба»
| Работа над темпом и ритмом речи.
| Пальчиковая игра «Дружба»
Игра «Шоферы»
|
Апрель.
| Занятие
| Цель
| Методические приемы
|
| Звуки «Л-ЛЬ», рисование неваляшки, заучивание стихотворения
Е. Александровой
| Учить различать твердые и мягкие согласные звуки. Учить называть первый звук в словах. Развивать активную речь детей, отвечать на вопросы строками из стихотворения, передавать свое отношение к окружающему. Развивать графические навыки.
| Рисование " Неваляшка"
Игра "Подскажи словечко"
Физкультминутка. "Мы немножко рисовали"
Игровое упражнение "Раздели правильно"
Заучивание стихотворения
|
| Заучивание стихотворения
А. Кочергиной
| Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание. Воспитывать интерес к художественному слову.
|
|
| Звуки "М
МЬ", рисование мишки, заучивание стихотворения
Т. Шорыгиной.
| Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками "М-МЬ". Учить интонационному выделению твердых и мягких звуков в словах. Учить называть первый звук в слове. Учить отгадывать загадки, развивать графические навыки.
| Заучивание стихотворения
Рисование "Мишка"
Физкультминутка
Игровое упражнение "Раскрась правильно"
|
| Чтение сказки
С. Маршака «Красная шапочка»
| Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, пересказывать ее содержание, различать положительных и отрицательных героев. Развивать умение понимать содержание сказки, сопереживать героям сказки. Продолжать работу по формированию интереса книге.
|
|
Май.
| Занятие
| Цель
| Методические приемы
|
| Составление необыкновенной, интересной истории о лесных жителях весной.
| Учить использовать в речи наиболее потребительские прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Развивать связную речь, воображение, фантазию. Активизировать словарь детей.
| Использование картинок с дикими животными для составления рассказа.
|
| Звуки "г-к", закрашивание предметов, заучивание стихотворения
Т. Шорыгиной.
| Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки "Г-К". Продолжать учить называть первый звук в словах. Способствовать развитию графических навыков. Развивать активную речь.
Кружковая работа по обучению русскому языку
в подготовительной к школе группе
«ПОСИДЕЛКИ»
Руководитель:
воспитатель по обучению русскому языку МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №6 села Актаныш»
Актанышского муниципального района Республики Татарстан
Вахитова Гузелия Харисовна
Пояснительная записка
Приобщение к русскому языку, русской культуре является одним из важнейших аспектов обучения и воспитания нерусских детей, подготовки их к обучению в школе. В детском саду дети изучают русский язык со средней группы. К подготовительной к школе группе у детей закладывается правильное произношение, накапливается первичный запас лексики, позволяющее детям понимать русскую речь и разговаривать на русском языке в пределах изученных тем. Огромную ценность в обучении детей русскому языку представляет устное народное творчество. Поэтому я решила организовать с детьми подготовительной к школе группы кружок русского языка «Посиделки». Загадки, потешки, песенки, сказки дают возможность обучать детей русскому языку в доступной им форме. Красочные иллюстрации из комплектов УМК «Изучаем русский язык» помогают поддерживать интерес детей к изучению языка.
Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут. На занятиях кружка дети знакомятся с русскими народными сказками, потешками, играми, загадками, пословицами и поговорками. Развивают устную речь.
Цель кружка:
овладение русским языком как средством общения посредством народного фольклора.
Цель кружковой программы –
дать начальные языковые знания и подготовить ребенка к процессу дальнейшего языкового образования в школе. Дети учатся понимать русскую речь на слух и говорить на русском языке по образцу. Учат наизусть много потешек, игр, песенок. Разыгрывают сказки. Изученный детьми на кружковых занятиях материал активно используем во время развлечений, открытых занятий.
Задачи:
Развивать навыки речи на неродном языке,
Научить рассказывать сказки, потешки, стихи, считалки, петь песенки.
Учить разыгрывать сказки, воспитывать выразительность речи,
Тематическое планирование кружковых занятий
Тема
| Задачи
| Материал
|
1. Устное народное творчество (вступит. беседа)
| Дать понятие о русском народном устном творчестве. Расширять знание детей о народах проживающих в нашей республике. Побудить желание познакомиться с русским фольклором.
| Куклы в национальных костюмах, иллюстрации к народным сказкам.
|
2. Русская народная сказка «Курочка Ряба»
| Вспомнить сказку, научить ее пересказывать. Развивать монологическую речь.
| «Хрестоматия для маленьких», иллюстрации УМК
|
3. Заучивание потешки «Курочка рябушечка»
| Развивать диалогическую речь. Расширять словарный запас детей.
| «Хрестоматия для маленьких»
Стр.16
|
4. Пальчиковые игры «Сорока белобока», «Пальчик мальчик»
| Вспомнить знакомые пальчиковые игры. Выявить желание изучить игру. Вызвать радость
| сюжетные картинки
|
5. Русская народная сказка «Репка»
| Воспитывать внимание, усидчивость. Расширять словарный запас. Чтение. Драматизация сказки. Вызвать радость.
| предметные картинки, муляжи овощей. «Хрестоматия для маленьких». Стр.32, иллюстрации УМК
|
6. Потешки «Божья коровка», «Улитка, улитка»
| Заучить потешки. Вызвать интерес к русскому языку. Расширять словарный запас.
| «Хрестоматия для маленьких» стр. 73,79
|
7. Русская народная сказка «Теремок»
| Вызвать интерес к сказке. Научить использовать в речи выразительные средства. Поставить кукольный театр.
| кукольные персонажи
|
8. Мы любим загадки
| Вспомнить знакомые загадки. Продолжать учиться отгадывать загадки. Познакомить с (знакомыми) и новыми загадками. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
| предметные картинки, игрушки
|
9. Русская народная сказка «Колобок»
| Учиться пересказывать сказку. Поставить настольный театр. Воспитывать самостоятельность. Развитие диалогической речи.
| персонажи настольного театра, иллюстрации УМК
|
10. Русская народная сказка «Козлята и волк»
|
| маски
|
11. Мы учим пословицы и поговорки.
| Познакомить с пословицами и поговорками о труде, о делах человека. Расширять словарный запас.
| иллюстрации, предметные картинки
|
12. Потешки.
| Познакомиться с потешками «Идет коза рогатая», «Наши уточки с утра». Расширять словарный запас, развивать диалогическую речь.
| иллюстрации
|
13. Песни
| Познакомить с песнями «Веселые гуси», «Ладушки, ладушки». Воспитывать интерес к песням.
| маски гусей, иллюстрации УМК
|
14. Сказка «Маша и медведь»
| Знакомство со сказкой. Воспитывать усидчивость, интерес к сказке. Разучивание слов персонажей. Развивать речь.
| иллюстрации к сказке
|
15. Потешка «Тили-бом загорелся кошкин дом», «Как у нашего кота»
| Вызвать интерес к потешкам. Развивать русскую речь.
| иллюстрации УМК
|
16. Русская народная сказка «Заюшкина избушка». Потешка «Заинька походи»
| Познакомить с новой сказкой и потешкой. Продолжать развивать разговорную речь.
| иллюстрации к сказке
|
17. Кто самый догадливый?
| Развивать смекалку. Продолжать учить отгадывать загадки.
| предметные картинки
|
18. Русская народная сказка «Лиса и журавль»
| Научить пересказывать сказку. Развивать выразительность.
| иллюстрации к сказке
|
19. Посиделки
| Повторение изученных пословиц, потешек, песен.
| иллюстрации, маски
|
20. Народные праздники. Масленица.
| Рассказать детям о народных праздниках. Дать представление о Масленице.
| Презентация
|
21. Широкая Масленица.
| Познакомить детей с играми и песнями Масленичных гуляний. Песня «Блины». Игра «Бой петухов»
| Маски, магнитофон, аудиозапись песни «Блины»
|
22.Здравствуй, Масленица (открытое развлечение)
|
| Костюмы, маски, атрибуты для игр.
|
23. Обращение к явлениям природы.
| Знакомство с обращениями к природе «Солнышко», «Дождик». Изучение песни «Во поле береза стояла».
| иллюстрации, сюжетные картинки. «Хрестоматия для маленьких»
|
24. В гостях у сказки
| Повторение изученных сказок.
| иллюстрации, маски, костюмы.
|
25. Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
| Знакомство со сказкой. Заучивание слов персонажей. Развивать русскую речь.
| иллюстрации к сказке
|
26. Украинская народная сказка «Рукавичка»
| Драматизация. Развитие диалогической речи.
| маски
|
27. Пальчиковые игры
| Повторение изученных игр. Знакомство с новой игрой.
| иллюстрации
|
28. Русская народная сказка «Три медведя»
| Знакомство с новой сказкой. Расширение словарного запаса. Развитие диалогической речи.
| маски, иллюстрации УМК
|
29. Потешки «Ваня, Ванечка куда ходил?», «Куда Фома едешь?»
| Развитие диалогической речи.
| иллюстрации, корзинка. «Хрестоматия для маленьких». Стр. 214, 217
|
30. Потешки.
| Знакомство с потешками «Гуси вы, гуси, Ножки, ножки». Заучивание «Зайчишка-трусишка».
| «Хрестоматия для маленьких» стр. 219
|
31. Колыбельные песни.
| Заучивание колыбельных песен. «Баю-баюшки-баю»
| «Хрестоматия для маленьких» стр. 221
|
32. Русская народная сказка «Лиса и гуси»
| Знакомство со сказкой. Учиться пересказывать. Драматизация. Потешка «Петушок»
| маски лисы и гусей
|
33. Русская народная сказка «Лиса и козел».
| Драматизация. Развитие диалогической речи.
| маски
|
34. Мы любим сказки.
| Повторение изученных сказок.
| маски, иллюстрации
|
35. Пословицы и поговорки.
| Повторение изученного.
| картинки
|
36. Посиделки (отчетное мероприятие)
| Систематизировать знания детей. Развивать русскую речь. Вызвать радость.
| Костюмы, маски, атрибуты для игр, аудиозаписи песен
|
|
Новое
Как востановить менструальный цикл после родов:
|