Главная - Хикс Джерри
Значение публичной речи в жизни современного общества. Современная риторика россии. Развитие русской риторики в XX веке

Московский государственный университет МЭСИ

Тверской филиал МЭСИ

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Контрольная работа

По предмету «Общая риторика»

Тема: «Роль риторики в современном обществе»

Работу выполнил: студент группы 38-МО-11

Мистров А.С.

Проверил преподаватель: Жаров В.А.

Тверь, 2009


Содержание

Введение. 2

1. Что такое риторика или для чего человеку даны язык, речь и слово?. 3

2. Роль языка в становлении личности человека. 5

3. Роль риторики в общественной жизни. 10

4. Роль риторики в профессиональной деяьтельности. 13

Заключение. 17

Литература. 18


Введение

Риторика - классическая наука о целесообразном и уместном слове - востребована в наши дни как инструмент управления и благоустройства жизни общества, формирования личности через слово.

Риторика учит думать, воспитывает чувство слова, формирует вкус, устанавливает цельность мироощущения. Через советы и рекомендации, глубокомысленные и выразительные тексты, риторическое образование диктует стиль мысли и жизни современному обществу, давая человеку уверенность в сегодняшнем и завтрашнем бытии.

Риторика – наука об ораторском искусстве и красноречии. Языковые особенности устного публичного выступления, сближая риторику с поэтикой, предполагают использование в риторическом произведении приемов, рассчитанных на убеждение слушателя, его экспрессивную обработку. Обучение публичной (ораторской) речи предусматривает формирование различных умений (лингвистических, логических, психологических и др.), направленных на развитие риторической компетенции учащихся, т.е. способности и готовности осуществлять эффективное общение.


1. Что такое риторика или для чего человеку даны язык, речь и слово?

Пафос исследований традиционной отечественной науки о языке определяется стремлением ученых описать язык с точки зрения его внутреннего строения. Задача описания языковой структуры - благородна и насущна. Однако при подобном подходе за бортом оказывается человек, личность, воспринимающая и порождающая речь.

Дар слова - одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Слово - это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека.

Ржавеет золото, и истлевает сталь.

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего сильнее на земле - печаль -

И долговечней - царственное Слово.

(А. Ахматова)

Владение словом ценится очень высоко, но не все владеют словом.

Более, того подавляющее большинство едва ли способно грамотно излагать свои мысли на бумаге, тем более не владеют риторикой в ее истинном понимании

Способность владеть словом является составной частью общей культуры человека, его образованности. Для интеллигентного человека, отмечал А.П. Чехов, "дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать... Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами. "Цветами красноречия" был усыпан путь ко всякой карьере".

С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова, врожденный ли это дар или результат длительного, кропотливого обучения и самообразования? Ответ на эти и другие вопросы дает РИТОРИКА.

Для большинства наших соотечественников слово риторика звучит загадочно, для других - ничего не значит, для третьих обозначает напыщенную, внешне красивую, и даже "бессодержательную речь". Этому слову нередко сопутствуют такие эпитеты как "манипулирующая" или "пустая".

Самое распространенное определение следующее: риторика - это теория, мастерство и искусство красноречия. Под красноречием древние понимали искусство оратора, а под риторикой - правила, служащие к образованию ораторов.

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

В современных руководствах и книгах по риторике эту науку нередко называют "наукой убеждать". Аристотель остался бы недоволен такой формулировкой, счел бы её очевидной ошибкой. Вы скажите: какая ничтожная разница! Неужели действительно так уж важно, как сказать: "наука убеждать" или "наука находить способы убеждения". Нужно сразу привыкнуть не только к точности слова, отражающей все нюансы, оттенки мысли, но и к точности, передающей чёткую смысловую структуру речи.

В античности риторику называли "царицей всех искусств".

В настоящее время риторика - это теория убеждающей коммуникации.

Обладая свободой воли и разума, мы сами отвечаем за свои поступки. Наука риторика оказывает нам в этом неоценимую помощь: она позволяет оценить аргументацию любой речи и принять самостоятельное решение.

Поскольку мы живём в обществе, нам необходимо учитывать мнения других людей, советоваться с ними. Убедить другого – значит, обосновать свои идеи таким образом, чтобы те кто участвует в обсуждении, согласились с ними и присоединились к ним, стали вашими союзниками.

Учиться убедительно, говорить, если необходимо, то и спорить, убедительно отстаивать свою точку зрения можно и нужно.

2. Роль языка в становлении личности человека

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

Н. Рыленков

Сегодня чрезвычайно актуально все, что связано с понятием. "культура" - понятием очень многозначным и емким.

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества.

Сегодня гуманизация и демократизация заявлены как основные принципы системы образования. Само образование рассматривается как средство безопасного и комфортного существования личности в современном мире, как способ саморазвития личности. В этих условиях происходит смена приоритетов в образовании, становится возможным усиление его культуро-образующей роли, появляется новый идеал человекаобразованного в виде "человека культуры", "человека облагороженного образа", обладающего умственной, этической, эстетической, общественно-духовной культурностью.

Средством и условием достижения этого идеала, самой целью образования становится коммуникативная культура личности, включающая в себя как составные части эмоциональную и речевую, информационную и логическую культуру.

В документах по реформе средней школы (1984 год) было записано:

"Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения. "

Эти установки сохранены и в последних документах по перестройке народного образования.

Отчего же так неудержимо падает престиж образованности? Почему так пугающе ущербны духовные потребности и запросы наших вчерашних и сегодняшних учеников? Что поможет остановить катастрофически гаснущий интерес к знаниям, книгам? Как остановить девальвацию национального достояния - родного языка, возродить традиции уважительного отношения к слову, чистоте, богатству речи? Все названные выше вопросы связаны с проблемой духовного состояния общества, с речевой культурой его членов, культурой их общения. Случилось так, что живя в словах и словами, а не реальностью, приучаясь к смысловой однозначности, люди утрачивали способность понимать разные значения слов, видеть степень их соответствия действительности. Любопытно, что умение соотнести слово с действительностью академик И.П. Павлов рассматривал как важнейшее свойство ума.

Наблюдая то, что переживала Россия, он в 1918 году говорил в своей публичной лекции: "Русская мысль... не идет за кулисы слова, не любит смотреть на подлинную действительность. Мы занимаемся коллекционированием слов, а не изучением жизни". ,

Разрушаемая традиция оценочного отношения к речи, складывающаяся (на благоприятной почве низкой культуры) фетишизация слова приводили к неспособности предвидеть последствия внедрения военизированной лексики (вооружать, бороться, формировать, выковывать) в просвещенческие проблемы.

Входя в педагогическое сознание, эта лексика предопределяла подчинение образовательно-воспитательной деятельности казарменным законам, обусловливала командно-директивные формы взаимодействия, жестко регламентированные модели отношений.

Все это дегуманизировало систему образования, не оставляло места для осуществления важнейшей его функции - к у л ь т у р о о б р а - з у ю щ е й, направленной на развитие и совершенствование культуры личности и общества в целом.

По результатам проведенного анкетирования учащихся разных возрастных групп есть основание считать, что развивающий потенциал школы в плане формирования культуры речи и культуры общения реализуется слабо, непоследовательно и нецеленаправленно. Культура речи и культура общения, являясь условиями и средствами развития учащихся, формирования их индивидуальной культуры, должны рассматриваться как цель, результат гуманизации и гуманитаризации системы образования.

В настоящее время начинает осознаваться теснейшая зависимость между экономикой, воспитанием, отношением к труду и культурой человека. Актуальнейшая проблема сегодня - нравственный облик, культураличности, так как в решении экономических, общесоциальных и культурных вопросов важны усилия не только коллектива, но и каждого человека.

Повышенный интерес к моральной проблематике в последнее время вызван также осознанием довольно низкой культуры в сфере общения.

Общение - сложный процесс, предполагающий стремление к истине.

Общение - сложный процесс, предполагающий умение слышать и слушать другого человека.

Общение - сложный процесс, предполагающий уважение к личности собеседника, с которым ведется диалог.

Подлинно человеческое общение строится на уважении достоинства другого человека, соблюдении выработанного человечеством норм нравственности.

В широком плане в понятие культуры поведения входят все аспект внутренней и внешней культуры человека: этикет, культура быта, ор - ганизация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления, культура труда.

Особое внимание следует обратить на культуру речи: умение говорить и слушать, вести беседу - важное условие взаимопонимания, проверки истинности или ложности своих мнений, представлений.

Речь - наиболее содержательное, емкое и выразительное средство общения.

Высокая речевая культура предполагает высокую культуру мышления, ибо незрелые мысли нельзя выразить в ясной доступной форме.

Культура речи - это составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно передать свои мысли.

Язык отражает состояние нравственности в обществе. Просторечие и жаргон выделяют лень мышления, хотя, на первый взгляд, помогают общению, упрощая этот процесс. Неправильная, пересыпанная жаргонными выражениями речь свидетельствует о плохом воспитании человека.

В этой связи представляются актуальными мысли К. Паустовского о том, что по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его г р а ж д а н с к о й ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку, - дикарь. Он вредоносен по самой своей сути, потому что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

Язык не только чуткий показатель интеллектуального, нравственного развития человека, его общей культуры, но и лучший воспитатель.

Четкое выражение своей мысли, точный подбор слов, богатство речи формируют мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности.

Академик Д.С. Лихачев справедливо замечает, что "неряшливость в одежде - это неуважение к окружающим вас людям и к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски. В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щеголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет, и в зависимости от возраста. Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к себе. "

Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения и жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной закомплексованности.

Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды.

Все, о чем бы мы ни говорили, все и всегда зависит от состояния нравственности. Язык это чувствует. В этом в седело.

Н.М. Карамзин говорил: "... Язык и словесность суть... главные способы народного просвещения; богатство языка есть богатство мыслей,... он служит первым училищем для юной души, незаметно, но тем сильнее впечатлевая в ней понятия, на коих основываются самые глубокомысленные науки... "

3. Роль риторики в общественной жизни

Развитие демократии, распространение идей свободы личности и равенства людей перед законом обусловили потребность общества в риторике, которая показала бы, как убеждать равному равного.

История свидетельствует, что в периоды фундаментальных общественных перемен риторика всегда была востребована жизнью – можно вспомнить роль и место риторики в жизни Древней Греции, Древнего Рима, в эпоху Великой Французской революции, период Гражданской войны в США, роль революционной риторики после свержения самодержавия и в период Октябрьской революции и гражданской войны в России. Не случайно в античных демократиях публичная речь играла столь заметную роль и сошла на нет в Средневековье, когда господствовала в основном богословско-церковная риторика.

В настоящее время права человека постепенно становятся важнейшей стороной общественной жизни развитых государств. В этих условиях людей стало нужно убеждать, причем лиц, не равных друг другу по уровню образования и культуры, но требующих равного к себе отношения. В демократических государствах убеждать людей стало необходимо при подготовке к выборам. Человек индивидуально неповторим, не похож на других, а это затрудняет общение, обусловливает необходимость в обучении общению. страны.

В России, так же как и в любой развитой демократической стране, публичное демократическое обсуждение различных общественных проблем является важнейшим условием самого существования демократического государства, основой его функционирования, гарантией общественного одобрения важных решений населением Нельзя утверждать, что общественные дискуссии в современной России полностью отсутствуют. Но по жизненно важным проблемам, когда необходимо принять важное решение на государственном или местном уровне, такие обсуждения проводит, в основном, управленческая или законодательная элита, и чаще – кулуарно.

Такие дискуссии практикуются в выборных политических органах: в Государственной Думе, в местных органах самоуправления. Возникают ток-шоу на телевидении. Эти программы отражают потребность общества в публичном обсуждении проблем, интерес к подобным обсуждениям. Вместе с тем следует отметить, что часто обсуждаются мелкие проблемы, многие из программ быстро исчезают, что показывает неустойчивость интереса публики к подобным передачам.

Дискуссии в газетах вызывают интерес читателей, но имеют ограниченный резонанс, поскольку люди часто не верят в действенность газетного слова, полагают, что дискуссии и компроматы делаются по заказу и не отражают правды. Необходимо признать, что в современном российском обществе практически полностью отсутствуют традиция и техника всестороннего демократического публичного обсуждения проблем, представляющих общественный интерес в трудовых коллективах, дискуссионных клубах, учебных заведениях и в целом на уровне рядовых граждан.

Отсутствуют в российской политической практике и опыт публичных обсуждений, и общепринятые правила проведения таких мероприятий, единые требования к регламенту выступлений и к ответам на вопросы, распределению ролей участников обсуждения. Нет традиции равного соблюдения регламента всеми участниками таких обсуждений вне зависимости от должностного положения, нет опыта уважительного задавания вопросов и уважительного ответа на заданные вопросы по существу, нет традиции неукоснительного соблюдения этических и риторических норм ведения дискуссии.

Вместе с тем публичное обсуждение проблем, представляющих общественный интерес, имеет огромное значение для формирования механизмов демократических процедур, для повседневной демократической практики. Без навыков и привычки к публичному обсуждению общественно значимых проблем как национального, так и местного значения рядовыми гражданами России формирование и развитие демократического государства невозможно.

Социальный прогресс в XX в. значительно расширил возможности риторики. Миллионы людей в России оказались втянутыми в процессы политических преобразований: три революции, две мировые войны, "холодная война", распространение демократии в мире, распад СССР затронули население страны. Радио и телевидение содействовали влиянию слова на умонастроение огромной аудитории.

Роль и возможности ораторского искусства намного возросли. Конец XX – начало XXI в. отмечены демократизацией общественной жизни в России и странах бывшего социалистического лагеря. Бывшие советские республики стали независимыми государствами. Демократические выборы президентов, парламентариев, органов самоуправления вовлекли в политическую жизнь миллионы людей. Ораторское искусство вновь стало востребованным.

Необходимо всячески поощрять в российском обществе развитие устного публичного обсуждения общественно значимых проблем, а также обучать риторическим навыкам, начиная со школы. Риторическое образование граждан России– очень важная задача сегодня.

4. Роль риторики в профессиональной деяьтельности

Общество разделено различиями конфессиональных обрядов. Общество включает в себя различные профессии и различные формы организации профессиональной деятельности, различные сферы права и стили управления, физическая культура требует адресности возрастов и характера физиологии отдельных людей. Абстрактное мышление определено различием наук и областей техники. Различие талантов определяет различие людей в профессиональной деятельности.

В этом процессе ведущую роль играет речевая деятельность. Дело в том, что любая форма воспитания требует речевых действий для того, чтобы она, так или иначе, установилась.

Так, для обучения искусствам, для введения произведений искусства в общество (заказ, показ, критика, толкование произведения художником, образование художника) общество использует речевые действия. С помощью речевых действий организуется отбор лучших (классических) произведений, их систематизация, классификация, кодификация и хранение, и предъявление потребителям искусства.

Любая система прогностики требует толкования наличной и прогнозируемой ситуации. Управление лишь прибегает к формализмам для того, чтобы представить языковую информацию в удобном виде. В центре обряда лежат языковые действия. Правила игры объясняются языком. Отсюда проблема разнообразия и единства общества в ярких формах концентрированно выражена в языковых действиях и, по сути дела, управляется языковыми действиями.

Когда мы говорим о профессиональной компетентности специалиста, мы подразумеваем прежде всего его знания своей специальности, но в то же время мы предполагаем, что профессиональные знания подкреплены общей гуманитарной культурой человека, его умением разбираться в окружающем мире, умением общаться. Как мы уже говорили, умение общаться для целого ряда профессий, а экономических в первую очередь, является составной частью профессиональной компетентности, необходимым условием истинного профессионализма. Профессиональной речевой компетентности следует обучать, давать необходимые знания, формировать базовые умения. Так чему же следует обучать и обучаться? Что включает в себя понятие “профессиональная коммуникативная компетентность”?

Когда мы говорим о профессиональной компетентности специалиста, мы подразумеваем прежде всего его знания своей специальности, но в то же время мы предполагаем, что профессиональные знания подкреплены общей гуманитарной культурой человека, его умением разбираться в окружающем мире, умением общаться. Как мы уже говорили, умение общаться для целого ряда профессий, а экономических в первую очередь, является составной частью профессиональной компетентности, необходимым условием истинного профессионализма.

По сути, проблеме формирования профессиональной речевой компетенции посвящено диссертационное исследование Т.В. Мазур “Профессионально ориентированная риторическая подготовка студентов-юристов в вузе” [Мазур: 2001]. Она пишет: “В настоящее время проблема речевой компетенции юриста стоит более остро, чем в предыдущие годы… существует явственная необходимость в организации качественной, профессионально значимой речевой подготовки будущих специалистов в вузе…” [Мазур 2001: 3-4]. Для формирования речевой компетенции юристов она предлагает целый блок дисциплин, каждая из которых обеспечивает определённую сторону подготовки (например, “введение в юридическую риторику”, “юридическая оратория” и т.д.) При этом в систему умений, обеспечивающих профессиональную речевую подготовку, входит такие, как определение стратегии и тактики речевого поведения в профессиональной деятельности, добиваясь наилучшего выполнения целей общения, эффективно произносить устные монологические речи и выступать с ними в типичных речевых ситуациях профессиональной деятельности, эффективно строить речевое поведение при диалогическом общении [там же: 16, 17], то есть речь идёт о свободном владении репертуаром профессиональных речевых жанров

О.Я. Гойхман в монографии “Научно-практические проблемы обучения речевой коммуникации студентов-нефилологов…”, отмечает, что для “достижения коммуникативной компетенции в социальной сфере необходимы определённые группы умений, в том числе умения: общаться вербально и невербально, вести переговоры, действовать сообща” [Гойхман 2000: 21-22]. Составными частями обучения профессиональной коммуникативной компетенции, по мнению учёного, должны стать культура речи и элементарной грамотности студентов, которая у современных выпускников школ оставляет желать лучшего. С этими положениями нельзя не согласиться.

В то же время следует согласиться с Н.К. Гарбовским и дополнить определение профессиональной речи как системы речевых жанров, регулярно используемых в процессе профессионально-ролевого взаимодействия коммуникантов. Профессиональная речь, по нашему мнению и по мнению таких исследователей профессионального речевого общения, как Т.А. Милехина, Н.И. Шевченко, может выступать в разных вариантах в зависимости от состава коммуникантов (специалист/неспециалист) и ситуации общения (официальная/неофициальная) и в зависимости от этого устная профессиональная речь будет ближе или дальше от “идеальной” профессиональной речи, которую мы можем наблюдать только при общении специалистов в официальной обстановке. От того, с кем приходится общаться, в каких условиях происходит общение, во многом будет зависеть, к какому варианту “профессионального языка” следует обратиться профессионалу-экономисту, чтобы быть правильно понятым и в конечном итоге выполнить намеченную коммуникативную задачу и добиться успеха.


Заключение

Риторика и культура речи пронизывает все сферы общества. Язык – это форма мышления и средство коммуникации. Риторика необходимо для формирования культурного уровня человека, его возможности устанавливать взаимоотношения с обществом. Профессиональная карьера очень зависит от культуры общения и использования профессионального языка. Умение налаживать отношения с коллегами совершено необходимо для продуктивной профессиональной деятельности.

Необходимо всячески пропагандировать идею устного публичного дебатирования общественно значимых проблем, а так же пропагандировать риторические нормы и обучать дебатированию, начиная со школы. Представляется, что это - важнейшая общественная задача сегодняшнего дня, решение которой позволит сформировать в обществе подлинно демократический климат, приведет к формированию гражданской отвественности граждан за свою страну, за собственное решение на выборах или референдуме, будет способствовать формированию внимания и интереса к чужому мнению, формированию политической и межличностной толерантности, столь необходимой нашему обществу.


Литература

1. Н. Войченко. «Кодекс чести оратора или Об искусстве публичных выступлений. » // Журналист. - №12. – 2008 г. – 38 с.

2. О.Я. Гойхман “Научно-практические проблемы обучения речевой коммуникации студентов-нефилологов…”. – 2000 г.

3. Татьяна Жаринова. «Нужна Ли Риторика Современному Обществу? » // Журнал «Самиздат». – 2005 г.

4. Н.Е. Каменская Проблемы риторики в современной России. // Язак как средство коммуникации: теория, практика, методика преподавания. – 2008 г. – с. 195

5. Т.В. Мазур, “Профессионально ориентированная риторическая подготовка студентов-юристов в вузе”. – 2001 г.

6. И.П. Павлов, "О русском уме" // "Литературная газета". 1981 год, N30

7. Роль языка в становлении личности человека. – 2009 г.


Татьяна Жаринова Нужна Ли Риторика Современному Обществу? // Журнал «Самиздат». – 2005 г.

Н. Войченко. Кодекс чести оратора или Об искустве публичных выступлений. // Журналист. - №12. – 2008 г. – 38 с.

Ты имеешь успех в бизнесе – выявляет несоответст­вие такого суждения реальному положению дел. Верно и другое: далеко не все члены предложения бывают реаль­но необходимы в анализе логической основы текста. И тогда, чтобы обнажить ее, надо отвлечься от малозначимых подробностей. Предметом логического анализа являются также единицы надфразового уровня – фрагменты текста, которые выделя­ются в...

  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

Кто много стреляет, еще не стрелок, кто много говорит, еще не оратор

Конфуций

С помощью речи человек выражает мысли, чувства и желания, обращаясь к чувствам и разуму своих слушателей. Современная риторика это не просто овладение навыками правильной речи, но и умение достичь определенного результата путем использования речевых средств.

Таким образом, риторический текст должен отвечать одной важной цели: высказать мысли и употребить факты так, чтобы подвести слушателей к должному итогу, для которого речь собственно и произносилась.

Менеджер, как, впрочем, и любой оратор, должен владеть материалом выступления. Это залог ораторского искусства. Известно, что общение между людьми может быть плодотворным и эффективным лишь в том случае, когда слова достигают сердца человека и попадают ему внутрь.

Глядя на основные этапы становления риторики, можно с убежденностью сказать, что данное утверждение касается на сто процентов и публичной речи. Она будет успешной тогда, когда возымеет должное действие в разуме и сердце слушателя. Но для этого нужен усердный труд, речь необходимо отрабатывать.

Изучив основные законы риторики, можно понять, какими недостатками «одарена» та или иная речь. К ним относятся:

  • монотонность;
  • сухость;
  • неубедительность;
  • скучное повествование.

Риторика как искусство красноречия призвана служить людям

Это значит, что методы риторического воздействия должны быть законными и убеждать слушателей, а не принуждать. Некоторые люди негативно относятся к риторике именно по той причине, что считают ее служителем зла. Ведь речь — это оружие, и им можно злоупотреблять. Но разве может являться поводом для пренебрежения речью знание того, что ею можно злоупотребить? Конечно, нет.

Жесткая риторика опасна и неприемлема. Менеджер должен придерживаться ригоризма или строгого соблюдения нравственных принципов, всякий раз переосмысливая, насколько порядочны его взгляды и отношение. Риторика и этика идут рука об руку.

Менеджер обязан следить за своим выступлением, в котором не имеет место ложь и полуправда. Речь не должна вводить слушателей в заблуждение, менеджер не имеет права преувеличивать информацию или давать ее недостоверно. Цель риторики: все, что говорится, необходимо подтверждать убедительными доказательствами.

Менеджеру нужно уяснить для себя, зачем нужна риторика, и, принимаясь за роль оратора, войти в роль посредника между слушателем и предметом речи. В отношении обеих сторон должно быть полное равноправие и уважение, нельзя пренебрегать какой-либо одной из них.

Поэтому к предмету беседы, разговора, выступления важно подходить с головой, мудро. Риторика в современном мире, как впрочем, и в античном, да и все времена обязательно граничит с порядочностью, рамками морали и этики она пренебрегать не имеет права. Никакого умышленного дезинформирования слушателя и введения его в заблуждение.

Этапы развития риторики подвели науку красноречия к определенному делению риторических выступлений. В зависимости от цели и назначения они подразделяются на:

  • научные доклады, сообщения, рассказы о деловой поездке и т. п.
  • политическую речь;
  • праздничную, благодарственную речь;
  • приветственное обращение.

Так оратор менеджер может рассказывать о каких-либо личных переживаниях, возможно целью речи является сделать на чем-то акцент, усилить чувства, с помощью речи можно разъяснить положение дел, обозначить какие-либо преимущества в их понимании, целью речи может быть выражение мнения, в этом плане широко распространены дебаты и дискуссии. Здесь хорошую службу может сослужить и невербальная деятельность оратора.

Дар красноречия и талант гениальной речи усиливается способностью менеджера как оратора пользоваться во время выступления памятью. Поэтому практикум по риторике включает в себя обязательную тренировку и ежедневные упражнения на развитие памяти.

Собственно такая тренировка заключается в обычном заучивании каждый день стихотворения или газетной статьи. Но риторика как наука предполагает не просто механическую зубрежку, а развитие и использование направленной и функционирующей памяти. Совершенно не обязательно заучивать крупные отрывки текстов или книги целиком.

Развитая направленная память действует, позволяя менеджеру знать, где, в каком месте найти нужную информацию, в какой литературе, какой источник необходимо поднять, чтобы найти нужные данные, факты, сведения. Сами же сведения можно с легкостью записывать, чтобы не перегружать ими память.

Функционирующая память - прекрасный помощник при проведении дискуссий и переговоров. Запоминание тех или иных событий, их оценка, взаимосвязь деталей очень часто ставят менеджера в выигрышное положение перед аудиторией, слушателями и оппонентами.

Безусловно, все запомнить невозможно, так как память человека все же имеет определенный объем, который в свою очередь также ограничен. Но в тот то и заключается риторика, что это не обычные тренинги с простой зубрежкой материала.

При механическом заучивании, как правило, не участвует продумывание. В то время как именно продуманное, вдумчивое освоение при заучивании материала, позволяет последнему прочно осесть в памяти. Таким образом, укреплению и тренировке памяти оратора способствуют три элемента:

  • концентрация.
  • ассоциации.
  • повторение.

Концентрация позволяет повысить способность воспринимать материал. Она находится в зависимости от нескольких составляющих. Одним из них является - проявление интереса к предмету заучивания. Предмет, который наиболее интересен, будет запоминаться легче и быстрее, на нем легче сосредоточиться и уровень концентрации будет более высок в данном случае.

Второй фактор - это способность отвлечься, отключиться от окружающего мира. Чем в большей степени менеджер будет обладать такой способностью, тем выше у него будет концентрация, а значит и повысится способность запоминать необходимые вещи.

Развитие речи не возможно без развития памяти

Менеджеру, как человеку, который стремится владеть аудиторией и вниманием слушателей, важно знать, как развить риторику речи. А для этого следует развивать короткую, или оперативную, память, то есть, менеджер должен быть способен сохранять информацию в памяти в течение непродолжительного отрезка времени.

Такая память необходима, чтобы оперативно, при чтении, схватывать и запоминать важные ключевые слова и далее на их основе развить формулировки в течение всей последующей речи. Развивать память следует с учетом личных особенностей. Менеджер может иметь склонность к хорошей моторной памяти. Тогда для запоминания ему лучше использовать такой инструмент как записывание.

Если более развита акустическая память, то при заучивании информация будет лучше восприниматься на слух. Когда менеджер обладает отличной визуальной памятью, для лучшего запоминания ему следует воспользоваться обозначением ключевых слов в тексте, например, раскрасить их в разные цвета или подчеркнуть.

Очень хорошо в данном случае использовать схемы и рисунки для того, чтобы усилить память. Задача менеджера выучить не больше, а лучше, то есть, чтобы даже малый материал был запечатлен в памяти основательно.

При тренировке памяти менеджеру нужно использовать и ассоциативный механизм человеческого организма. Это происходит с помощью создания «мостиков памяти» или ассоциативных рядов. То есть, ключевые слова запоминаются ассоциативно, а предложения при помощи образных связей.

Например, менеджер соединяет каждое ключевое слово с какой-либо ассоциацией. Известно, что заучиваемый материал присоединяется к чему-то, глубоко закрепленному в памяти. Так, к примеру, факты соединяются с какими-либо личными чувствами и таким образом способствуют развитию ощущений, а ощущения остаются в памяти.

Повторение - это неоднократное возвращение к прочитанному или услышанному. Оно создает хорошую среду для запоминания. В сущности, являясь средством, которое способно обеспечить запоминание. Для этого следует:

  • читать вслух - при этом зрение соединяется со слухом и, следовательно, материал усваивается быстрей и легче. Не обязательно повторять большие отрывки, можно перечитывать какие-либо основные, выделенные в тексте моменты;
  • перерывы - лучше заучивать в течение короткого промежутка времени, чем загружать память на протяжении долгого временного отрезка (например, по часу в день, нежели по два часа в один день). Известно, что в перерывах подсознательная память продолжает обрабатывать и закреплять материал в памяти. И чем раньше начать повторение, тем быстрее будет происходить закрепление. Важно загружать память в правильное время, когда она свежа и свободна, а не когда она утомлена;
  • употребление комбинированного повторения - запоминание происходит быстрее, когда предметные области имеют связи соприкосновения.

Для запоминания менеджеру достаточно запомнить начало, конец текста и его основу из ключевых слов, чтобы на данном каркасе с помощью причинных связей воспроизвести все остальное.

Искусство риторики - это правильно развитое дыхание при произношении речи.

Дыхание - важная часть жизнедеятельности человека. В конце концов, с помощью воздуха, который поступает при вдохе, произносятся звуки, речи, поются песни. Дыхание происходит благодаря движению дыхательных мышц.

Правильное дыхание обеспечивается, когда вдох делается через нос. В противном случае, при вдохе через рот, пересыхает гортань, голос садится. Поэтому в основные задачи риторики входит и овладение техникой дыхания. Менеджеру, как оратору, необходимо следить за дыханием и постоянно упражняться в том, чтобы использовать диафрагменное брюшное и боковое дыхание.

Упражнения

Таким образом, дыхание будет глубоким, в котором задействован весь объем легких. При использовании только верхнего дыхания могут возникнуть спазмы, особенно, если подняты плечи. Дыхание считается правильным, когда брюшная стенка округлена, бока растягиваются.

Для тренировки глубокого дыхания следует чаще дышать свежим воздухом, осуществляя около 20 глубоких вдохов. Хорошее упражнение - вдыхать и немного задерживать, оставлять воздух в свободном состоянии на несколько секунд.

Следующее упражнение - произносить звуки «с», «ш», «ф», медленно или толчками набирая воздух. Каждый звук и слово выговариваются медленно и очень протяжно. Еще один тренинг - сохранять нормальный темп речи как можно дольше на одном дыхании.

Наука риторика, культура речи подразумевает использование основного правила при произношении речи: вдыхать воздух следует только в том месте, где по смыслу можно сделать паузу. Правильное дыхание гарантирует богатую и красивую речь, таким образом, менеджеру следует постоянно следить за дыханием. Отточить же технику дыхания можно с помощью дыхательных упражнений, например, применяя материалы народных университетов.

Риторика в переводе с греческого слова «rhetorike» дословно обозначает «ораторское искусство». Изначально она подразумевала под собой прямое значение – умение красиво говорить и выражать мысли на публике. Позже понятие риторики неоднократно видоизменялось в зависимости от периода развития культуры человечества.

Современное ораторское искусство сохранило в себе черты, определившего его в древности. Эти корни нужно искать в античности, где взяла своё начало риторическая наука. Искусство красноречия зародилось в Греции в V-IV веке до н. э., на месте современной Сицилии. Этот период пришёлся на расцвет Афинской демократии. Важную роль в жизнедеятельности государства стали играть Народное собрание и суд, Совет пятисот: вершатся суды, публично решаются вопросы политики. Свободному гражданину нужно красноречие, чтобы вести дела, строить карьеру, отстаивать права.

Риторика в древней Греции как наука возникла примерно в 460 году до н. э., её формирование в это время связано с софистами:

  • Коракс (467 год до н. э.) – политический оратор, стал первым автором трактата по риторике и основателем школы, учившей искусству красноречия.
  • Тисий (480 год до н. э.) – основатель античной риторики, написал и издал работу по искусству убеждения, первым ввёл структуру ораторской речи: что говорить вначале и середине, как закончить выступление.
  • Протагор (481–411 год до н. э.) – приобрёл известность в результате своей преподавательской работы, странствовал по свету, ввёл диалоговую форму общения, предлагая собеседникам защищать и отстаивать собственные убеждения.
  • Лисий (443 год до н. э.) – древнегреческий оратор, заложивший основы судебного красноречия, создал своеобразный эталон стиля, которому следовали следующие поколения риторов.
  • Горгий (483 год до н. э.) – основоположник софистики, учитель красноречия в Афинах, разработал приёмы для украшения речи, которые прозвали «горгианскими фигурами».

Идеология софистов имела ряд особенностей:

  • Главное – манипуляция аудиторией.
  • Основа софисткой риторики – спор, словесное состязание, в котором один побеждает, а другой проигрывает.
  • Софисты не искали в споре истины, им нужна победа, поэтому важно не содержание речи, а её «внешняя форма».

Не все современники софистов разделяли это учение, считая приёмы последних интеллектуальным мошенничеством. Однако софисты помогли риторике войти в число обязательных наук для обучения граждан.

Сократ и Платон - открыватели новых путей ораторского искусства

Сократ (родился примерно в 470 году до н. э.) известен противостоянием софистским идеалам риторики. Он полагал: софисты своей изощрённостью в доказательствах запутывают публику. По мнению философа – главным пунктом подлинного красноречия должно быть нахождение истины, а не мастерство говорящего, способного уверить слушателей во всём что угодно. Эту идею позже изложил Платон (ученик Сократа), которую можно прочитать в произведении «Федр».

Сократ много сделал для развития диалоговой формы беседы, его учение всё время ориентировалось на правильное построение речи:

  • вступление;
  • изложение материала;
  • доказательства сказанного;
  • выводы по теме (правдоподобные).

Сократ задавался философскими проблемами о смысле существования людей. Он считал: диалог ведут не для забавы и праздных дел, а чтобы найти истину. Риторика Сократа может рассматриваться с позиции нравственности.

Платон (427 год до н. э.) делал упор на эмоциональное убеждение выступающего, считая, что красноречие должно затрагивать самые потаённые струнки души слушателя. Он говорил, что у каждого оратора должен быть собственный путь к нахождению истины, не нужно опираться на чужие мысли и опыт.

Аристотель и его значение в становлении риторики как науки

Античная риторика не представляется без имени Аристотеля (384–322 гг. до н. э.), который развил и обобщил всё, что сумели достичь ораторы Греции. Он автор трактата «Риторика», который включил в себя 3 книги:

  • 1 – рассказывает, какое место занимает риторика в системе античных наук, какими родами речей она представлена;
  • 2 – описывает способы убеждения слушателей;
  • 3 – изучает проблематику стиля и построения речи.

Философ чётко отделял художественную литературу от риторики, первой он посвятил трактат «Поэтика». Это учение разбирает теорию драмы. В первой части философ даёт характеристику термина «поэтика». Здесь можно читать, как он рассуждает о сущности искусства, считая, что оно помогает понять людям жизнь. В то время как Платон и Сократ не придавали риторике функции познавательности. «Поэтика» подводит итог всем существующим литературным теориям. Труд написан простым и конкретным языком. Трактат «Поэтика» выразил теорию поэзии Аристотеля, а в «Риторике» сформулирована теория художественной прозы. Работы «Поэтика» и «Риторика» повлияли и на развитие философии.

Аристотель сумел завершить превращение ораторского искусства в науку. Его учение выделяет цепочку, которая впоследствии получила развитие в работах других исследователей:

  • 1 – отправитель речи;
  • 2 – речь;
  • 3 – получатель речи.

Аристотель полагал, что убедительность ритора напрямую зависит от его нравственности. Но качество речи и настрой публики тоже имеют значение. В своих трудах философ анализирует типы слушателей, говоря, что оратор должен опираться на их индивидуальные особенности. Например, при создании будущей речи учитывать возраст потенциальной аудитории. Аристотель выступал против манипуляций людьми, целью оратора, напротив, должно стать побуждение слушателей к мысли.

Конечная цель разговора – это обретённая истина, считал Аристотель. Но ни в коем случае не добиваться победы разными способами, гораздо лучше объединить усилия, чтобы достичь согласия. Аристотель стал той фигурой, чья деятельность оказала влияние на дальнейшее формирование искусства ораторов. Именно античная риторика вырабатывает основные принципы науки.

Риторика Древнего Рима

Время эллинизма стало следующим этапом в развитии риторики. Греция потеряла независимость, и доминирующее положение занял Рим. Однако римляне быстро усвоили достижения греков в области культуры.

Красноречие римлян достигло расцвета в I веке н. э., это время, когда выросла роль судов и Народного собрания. Главной персоной в риторике этой эпохи становится Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н. э.). Это был искусный оратор, который считал красноречие главным орудием в руках государства. Только так можно воздействовать на массы людей. Учение Цицерона изложено в написанных им книгах:

  • «Об ораторе»;
  • «Брут» или «О знаменитых ораторах»;
  • «Оратор»;
  • «О наилучшем роде ораторов».

Марк Туллий считал: политический деятель или общественник обязан быть искусным оратором. А чтобы им стать, следует много читать и учиться, обладать задатками актёра и иметь хорошую память. Ритор продолжал разработку греческого классического идеала, как нужно строить речь:

  • В первую очередь оратору следует найти что сказать.
  • Второе – разложить материал в строгом порядке.
  • Облечь в словесную форму.
  • Обязательно запомнить материал.
  • Произнести речь.

По мере того как возрастало могущество Рима, менялась и суть риторики. Она воспринималась не как умение хорошего убеждения, а как наука красиво излагать мысли. Такой подход был близок ещё одному римскому ритору – Марку Фабию Квинтилиану (36–100 гг. н. э.). Он создал первую государственную школу риторики и написал ряд трактатов по этой науке. Его творчество стало завершающим периодом римского риторического искусства.

Риторика древнего мира играла важную роль в жизни римского общества. Она была средством публичного общения, её преподавали в школах детям как обязательную дисциплину. Но последующий кризис империи Рима отразился на красноречии – оно становилось формальным и несодержательным.

Развитие риторики в Средние века и эпоху Возрождения

В конце V века Рим пал, установился феодальный строй, и риторика стала меняться. На первые позиции выходит красноречие церковное. Оно носит черты поучительного характера. Риторическая наука в Средние века имеет ряд характеристик:

  • потребность в искусстве оратора снижается;
  • риторика нужна не всем, в ней нуждаются священнослужители и учёные;
  • утрата многих традиций античной риторики, хотя используются некоторые наработки (в частности, латынь);
  • служит в качестве украшения выступлений политиков и речей проповедников.

В Средние века риторика приобретает способность влиять на психическое сознание человека. Если проповедник владел таким качеством – его риторское мастерство было на высоте. На ниве проповеднического красноречия взросли известные всему миру ораторы богословы: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Фома Аквинский.

В XI–XII веках появляются средневековые университеты, и формируется университетское искусство красноречия. Но оно всё ещё сильно зависит от церкви.

Новый подъём интереса к риторике отмечается в эпоху Возрождения, в это время происходят значительные культурные перемены. Возникла заинтересованность в античности, христианство перестаёт быть ведущей идеологией. С развитием экономики возрождается торговое красноречие, набирает популярность парламентское и судебное ораторство.

Риторика ренессанса характеризуется отходом от латыни старых учебников, всё чаще звучат идеи искать новые возможности в родном национально языке. Искусство ораторов сближается с художественной литературой. Это период возникновения первых книг по риторике, возможность читать на национальных языках. Среди них:

  • «Сад красноречия» – Генри Пичем.
  • «Искусство поэзии» – Николя Буало.
  • «Искусство английской поэзии» – Джордж Путтенхем.

Эпоха Ренессанса дала толчок к появлению новых отраслей в красноречии, такие как риторика беседы в светском обществе или риторика портрета. Примером для подражания становится искусный оратор, писатель и философ античности Цицерон. Лучшие умы этого времени считают, что учение языку является непременным условием для равностороннего развития и роста личности.

История риторики в русской культуре

Русская история риторства имеет глубокие корни. В древности на Руси отсутствовал термин «риторика», но было понятие «красноречие». Оно выливалось в разные формы:

  • Красноречие политическое – нужно было проявлять на народных собраниях, вече или сходках старейшин.
  • Чтобы вдохновить войска перед битвами использовалось военное красноречие.
  • Дипломатическое – договоры между воинствующими сторонами.
  • На пирах и тризнах родилось торжественное направление в искусстве ораторов.

После крещения Руси зародилась дидактическая риторика, вылившаяся в учение и наставления, чаще для молодёжи. К ним причисляются «Поучение Владимира Мономаха», «Житие протопопа Аввакума», «Житие Сергея Радонежского». Заметный след в истории древнерусского риторства оставил писатель и проповедник Кирилл Туровский. Его наследие является образцом искусства ораторов, обращённое к прихожанам в виде наставлений и проповедей.

Несмотря на развитую культуру красноречия, до XII века на Руси не существовало учебной литературы по риторике. Такой труд появился только в 1620 году и включил в себя 2 книги: «Об изобретении дел» и «Об украшении слова». В произведении представлено учение о науке в целом рассматривается термин «ритор» и круг его «обязанностей».

Несоизмеримый вклад в формирование и становление русской риторики внёс М. Ломоносов. Учёный написал два учебника, где описал историю риторики и проанализировал античное ораторское искусство. В риторике Ломоносова изложены требования и правила, которыми должен руководствоваться оратор. Работу высоко оценили современники в XVIII веке, её стали много читать, позднее она стала основой для написания новых учебников.

Риторика в России в дальнейшем формировалась благодаря выдающимся учёным и педагогам, общественным деятелям, среди которых:

  • Сперанский М.М. (1772–1839) – написал курс словесности (1792), в работе изложены нормы и правила речи для оратора.
  • Никольский А.С. (1755–1834) – в своих трудах «Логика и риторика» (1790) и «Основания российской словесности» (1792) рассматривает прозаическую, ораторскую и стихотворную речь, каждой даёт характеристику.
  • Рижский И.С. (1755–1811) – создал сочинение из 4 частей «Риторика», по этим произведениям велось учение многих поколений в университетах.

Первая половина XIX века - расцвет русской риторики. Создаётся множество трудов по науке, особенно большой вклад внесли труды известных учёных А.Ф. Мерзлякова, Н.Ф. Кошанского, А.И.Галича, К.П.Зеленского.

Вторая половина XIX века – период возникновения новой дисциплины «Теория словесности», которая взяла некоторые понятия и разделы риторики. Но сама риторика как самостоятельный предмет постепенно утратилась к началу XX века.

Развитие русской риторики в XX веке

В XX веке теорию словесности заменяет стилистика – наука о видах и стилях языка. Лучшими работами в этой области филологии признаны труды С.П. Обнорской, Л.П. Якубинского, П.А. Ларина, В.В. Виноградова.

Работы В.В. Виноградова внесли несоизмеримый вклад в развитие русской филологической науки. Учёный-ритор занимался углубленным изучением отраслей науки о языке. Многие дисциплины своим появлением обязаны трудам Виноградова. Благодаря ему родилась фразеология, история русского литературного языка, наука о языке художественных произведений.

Одними из значимых книг Виноградова стали:

  • «Очерки по истории русского литературного языка XIII–XIX веков»;
  • «Русский язык».

Виноградова называют классиком лингвистики, он исследовал и проанализировал сотни лексических и фразеологических единиц. Учёный изучал историю слов и выражений, по результатам исследований писал статьи и очерки. В честь академика Виноградова названа крупнейшая научная школа современной русистики, в которую вошли выдающиеся русские и зарубежные филологи.

Учёный совместно с другими филологами работал над созданием «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова. В ходе этой работы выходит статья Виноградова, где он обобщает предыдущий опыт по созданию словарей данного типа. Для этого учёному приходилось читать и изучать много литературы начиная с древнерусских азбуковников, заканчивая словарями современников.

В труде Виноградова «О художественно прозе» можно читать о судьбе и истории русской риторики. Он отмечал, что ораторская речь должна стать «неотложной темой русской филологической науки». Но академика не услышали. Попытка возродить риторское искусство после революционных событий XX века не удалась. Но шаги в этом направлении предпринимались. Так, в 1918 году в городе Петрограде был создан Институт живого слова, где разрабатывали теории красноречия, писали статьи по тематике, проходило учение лекторов. Но в начале 30-х годов XX века институт вошел в состав Института языкознания и прекратил существование.

Тоталитарный режим XX века в России не нуждался в мастерстве ораторов, само слово «риторика» стало отождествляться с пустой и ложной речью. Риторические традиции прервались на многие годы. В 50–60 гг. учёных заинтересовала проблематика культуры речи.

Интерес к ораторскому искусству стал проявляться в 70 гг. XX века, поскольку росли запросы лекционной пропаганды. В начале 90 гг. в связи с демократизацией общества и появлением свободы слова риторика как наука вновь возродилась. Сегодня её изучают в университетах, она включена в программы гуманитарных классов школ и гимназий.

Знание истории и традиций ораторского искусства нужны современному человеку для решения коммуникативных задач и успешной самореализации. Сегодня риторика получила второе дыхание, её разработка ведётся в тесной связи с лингвистикой, логикой, философией, социологией, психологией и ещё рядом наук. Это направление получило название «неориторика».

Введение

риторика спор красноречие выступление

Почему я выбрала данную тему? Вопрос конечно риторический…Она мне близка, потому что я живу в современном мире и мне ближе понятия современности. Но это, ни в коем случае не дает мне право оставить без внимания историю вопроса, ознакомившись с которой я постаралась выбрать круг тем наиболее понятных мне и захотелось посмотреть как «живет» риторика в наше время.

Эту работу можно сравнить со строительством кирпичного дома. Каждая подтема как его отдельный кирпичик, которые скрепляются между собой цементом уже полученных знаний и навыков. На основе прочитанной литературы я сделала некоторые выводы, которые попыталась объединить в один монолитный текст. У меня нет разделений, есть одна большая мысль ничем не обрамленная.

Современная риторика России

«Каков человек, такова его и речь»,- сказал Сократ,- и когда ему представили юношу, чтобы он оценил его и высказал суждение о нем, философ прежде всего вступил с ним в разговор. Учителя словесности со времен Сократа хорошо знают эту истину. Но, к сожалению, создается впечатление, что в последние десятилетия ее забыли. Многие ли из нас, окончивших не только школу, но и институт, умеют легко, свободно публично выступать или вести беседу?

Если в древние времена риторами были философы, которые оглашали свои труды, завладевали вниманием слушателей и учеников, вкладывали в сознание людей свои суждения о мире, то сейчас этим мастерством должен обладать каждый человек, которому приходиться общаться.

Риторика необходима для всех людей, которым в силу своей профессии приходиться говорить, да и не только. В наше время искусством риторики обладают люди с публичным пространством: журналисты, политики. Но с другой стороны каждый из нас использует свой ресурс - речь.

Сейчас во многих школах есть такой предмет как риторика, но нужна ли она детям? Ведь в школьном возрасте, когда ты стараешься запомнить невозможные формулы и зазубрить несколько глав «Евгения Онегина» - это только борьба за оценку, не более того. Но в жизни каждого из нас наступает такой момент, когда ты задумываешься над тем: «А правильно ли я говорю, слушают ли меня окружающие, смогу ли я убедить оппонента в правильности своих мыслей». Из этого приходит вывод - всему свое время.

Давайте посмотрим, как развивается в наше время риторика как наука, как практическая наука. Некоторые понимают риторику только как красноречие, но это не так. Не только публичные выступления связаны с этой наукой и практической ее частью.

Возьмем, к примеру, сферу бизнеса, любого. Умение вести переговоры - практика, которая строится на основах теории риторики. Продвижение и продажа товара - это возможно только при умении манипулировать сознанием людей и вести беседу так, чтобы собеседник принимал твои условия игры. И одно из самых главных - умение вести спор. Как известно - спор это не только пререкания, носящие оскорбительный характер - это великая способность приводить аргументы и доводы, не ставящие оппонента в неловкое положение, но при этом «невидимое» принуждение принимать нужную сторону.

Хочется привести некоторые правила спора:

Не спорьте о пустяках. Не уподобляйтесь средневековым схоластикам, которые иногда до одурения спорили о том, был у Адама пуп или нет.

Схоластики - последователи схоластической философии, представлявшей соединение греческой философии с учением «отцов церкви». Начало этой философии относится к IX веку, а упадок к XIV - XV векам. Схоластическим мы называем все сухое, бессодержательное, ставящее форму выше содержания.

Во время спора не упускайте из виду главных положений, из-за которых идет спор. Иногда случается, что спорящие, не закончив, спора об основном тезисе, переходят к другому, имеющему лишь второстепенное значение, а от него к третьему и т.д. В конце концов, спор уклоняется в сторону от основного тезиса, и нередко сами спорящие не могут вспомнить, с чего, собственно говоря, начался их спор.

Никогда не горячитесь, а старайтесь спорить спокойно. Из двух спорщиков, равных друг другу во всех прочих отношениях, победителем окажется тот, кто обладает большей выдержкой, большим хладнокровием, так как мысль его работает спокойно.

Относитесь с уважением к чужим мнениям. Если вы считаете их заблуждением, то докажите это спокойно, без насмешек и резких выражений.

Если у вас имеются веские доводы или веские возражения, то не начинайте с них. Приведите сначала другие, не столь веские, но все же верные и убедительные доводы, а в заключение - самый решительный довод.

Отбросьте ненадежные доводы. Не старайтесь увеличить их количество в ущерб качеству.

Избегайте обоюдоострых доводов. Допустим, что вы сказали: «Да ведь это еще ребенок; к нему нельзя относиться строго». Противник может ответить: «Именно поэтому и надо его сдерживать, чтобы дурные поступки не вошли у него в привычку».

Не старайтесь обязательно во всем противоречить противнику. Иногда полезно согласиться с некоторыми его доводами, так как это может показать слушателям ваше беспристрастие. Но, согласившись с этими доводами, постарайтесь выяснить, что они не имеют прямого отношения к предмету спора и не доказывают правоты противника.

Следите за тем, чтобы в ваших доводах не было противоречия.

И здесь никуда нельзя уйти от теоретической части. Возьмем, к примеру «32 уловки» философа А. Шопенгауэра, в каждой из которых есть может применяться как совместно с другими, так и по отдельности. Помимо умения спорить, нужно уметь острить - в нужный момент вставить «ловкое» словечко А здесь то как раз и проявляются знания нашего великого и могучего русского языка.

Сейчас издается огромное количество учебной литературы по так называемой черной риторике, но после знакомство с таковой, остается неприятный осадок, так как все книги пропитаны дерзостью и хамством. Но при этом, если ты хорошо владеешь русской речью, имеешь хороший словарный запас и достаточно эрудирован, то из данной литературы можно брать некоторые приемы.

Если обратиться к истории риторики, то невозможно не осветить такую ее часть как судебное красноречие, которое используется и посей день. И ведь это действительно так. Ведь именно от умения убеждать зависит победа одной из сторон «обвинения» или «защиты».

Красноречие есть прикладное искусство; оно преследует практические цели; поэтому украшение речи только для украшения не соответствует ее назначению. Если оставить в стороне нравственные требования, можно было бы сказать, что самая плохая речь лучше самой превосходной. С другой стороны, всеми признается, что главное украшение речи заключается в мыслях. Но это - игра слов; мысли составляют содержание, а не украшение речи; нельзя смешивать жилые помещения здания с лепным орнаментом на его фасаде или фресками на внутренних стенках. Таким образом, мы подходим к основному вопросу: какое значение могут иметь цветы красноречия на суде, или, лучше сказать, указываем основное положение: риторические украшения, как и прочие элементы судебной речи, имеют право на существование только как средства успеха, а не как источники эстетического наслаждения. Цветы красноречия - это курсив в печати, красные чернила в рукописи.

На эту тему сейчас есть отличная передача «Суд идет», благодаря которой можно оценить умения говорить людей, которые должны привлечь правосудие на свою сторону. Во-первых, очень важно не засорять свою речь бессмысленными вводными предложениями и бессмысленными междометиями, которые могут быть восприняты как неубедительность и неуверенность в своих мыслях.

В суде применима одна из самых изящных риторических фигур - concession. Она заключается в том, что оратор соглашается с положением противника и, став на точку зрения последнего, бьет его собственным оружием; приняв, как заслуженное, укорительные слова противника, тут же придает им другое, лестное для себя значение; или, напротив, склонившись перед его притязаниями на заслуги, немедленно изобличает их несостоятельность.

Это лишь малая толика о судебном красноречии. Огромное количество примеров приведено в хрестоматии русской риторики.

А чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать свой язык; богатство слов есть необходимое условие хорошего слога. Строго говоря, образованный человек должен свободно пользоваться всеми современными словами своего языка, за исключением специальных научных или технических терминов. Можно быть образованным человеком, не зная физиотерапии или высшей математики; нельзя,- не зная психологии, истории, анатомии и родной литературы.

Можно проверить себя, отделив известные нам слова от привычных, т.е. таких, которые мы не только знаем, но и употребляем в письме или в разговоре. Мы поразимся своей бедности. Мы большей частью слишком небрежны к словам в разговоре и слишком заботимся о них «на людях». Это коренная ошибка. Старательный подбор слов «на трибуне» выдает искусственность речи, когда нужна ее непосредственность. Напротив, в обыкновенном разговоре изысканный слог выражает уважение к самому себе и внимание к собеседнику. В своей тонко написанной небольшой книжке «L"Art de Plaider» бельгийский адвокат De Baets говорит: «Когда вы приучите себя обозначать каждую вещь тем самым словом, которое на вашем языке в точности передает ее сущность, вы увидите, с какою легкостью тысячи слов будут являться в ваше распоряжение, коль скоро в уме вашем возникло соответствующее представление. Тогда в ваших словах не будет тех несообразностей, которые в ежедневных речах наших ораторов так раздражают чуткого слушателя». У великих писателей каждое отдельное слово бывает выбрано сознательно, с определенной целью; каждый отдельный оборот нарочито создан для данной мысли; это подтверждается их черновыми рукописями.

Сейчас очень популярна фраза «Ни что оратор говорит, а как он говорит». Не знаю кто как, а я с этой мыслью полностью согласна. К сожалению, в наше время появилось огромное количество сект - это одно из самых популярных объединений. Создатели сект точно понимают, что они проповедуют, и что должны вложить в сознание людей. Если послушать их проповеди психологически устойчивому человеку, то с первых слов можно понять, что речи их бессмысленны. Но есть те, кто подвластен давлению других людей и не может сопротивляться натиску биополей и т.д.

Если в судебном красноречии главная ценность - целостность мысли, то в этом случае - благозвучность слова. Неважно, что говорит оратор, а как он это делает. Какими образами наполняет речь, какие приемы использует, какими психологическими навыками пользуется. Все это в комплексе дает ошеломительный успех - привлечение тысяч людей, которые принимают чужие жизненные позиции и продвигают чужие идеи, далеко не христианские, аморальные, извращенные. При этом руководители данных «сборищ» являются людьми высокообразованными, эрудированными и умеющие владеть своим словом.

«Владеть своим словом» - звучит? Звучит! Не каждому дано это великое умение. Но есть люди, которых ты никогда не слышал, но знаком с ними заочно. Сейчас я говорю об одном из выдающихся ученых современности, председателя Советского Фонда культуры, академике Дмитрии Сергеевиче Лихачеве. Неспроста эпиграфом моей работы служат его слова. Я познакомилась с ним не так давно, к сожалению, я не слышал его речей и выступлений. Но меня потрясла так энергетика, которая исходит из его работ.

Его бесценные работы подвластны пониманию любого человека, который знаком с историей и культурой своей страны. У него, получается, завладеть вниманием читателя, и хочется впитывать все, о чем пишет этот грандиозный человек.

Свое знакомство с Д.С. Лихачевым я начала с книги «Письма о добром и прекрасном».

Это всего лишь письма, но какую смысловую нагрузку они несут, какой душевностью и добротой пропитаны. Начнем с письма «Об искусстве слога и филологии». В этом письме речь идет о том, что филология - это не однозначное понятие, это в переводе с греческого «любовь к слову». Филология дифференцированная наука, которую условно можно разделить на лингвистику и литературоведение. Но при этом роль филологии именно связующая, а поэтому и особенно важная. Она связывает историческое источниковедение с языкознанием и литературоведением. Она придает широкий аспект изучению истории текста. Она соединяет литературоведение и языкознание в области изучения стиля произведения - наиболее сложной области литературоведения.

Дмитрий Сергеевич не призывает быть специалистами, профессионалами-гуманитариями. Он говорит о том, что, разумеется, нужны все профессии, и эти профессии должны быть равномерно и целесообразно распределены в обществе. Но… каждый специалист, каждый инженер, врач, каждая медицинская сестра, каждый плотник или токарь, шофер или грузчик, крановщик и тракторист должны обладать культурным кругозором. Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками. Нужно читать художественную литературу и понимать ее, читать книги по истории и любить прошлое человечества, читать литературу путешествий, мемуары, литературу по искусству, посещать музеи, путешествовать со смыслом и быть душевно богатым.

«Да, будьте и филологами, то есть «любителями слова», ибо слово стоит в начале культуры и завершает ее, выражает ее» Д.С. Лихачев.

«Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно - это надо, надо. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». Д.С. Лихачев.

И еще одно письмо о том, как выступать. Общественные устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на совещаниях, собраниях, а может быть, с лекциями и докладами как нам - студентам. Тысячи книг написаны во все века об искусстве ораторов и лекторов. Не стоит здесь повторять все, что известно об ораторском искусстве. Самое простое: чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно, выступать. Ему должно быть интересно, изложить свою точку зрения, убедить в ней, материал, который он доносит до слушателей должен быть для него самого привлекательным, в какой-то мере удивительным. Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям - заставить их почувствовать заинтересованность выступающего. Только тогда будет его интересно слушать. И еще: в выступлении не должно быть несколько равноправных мыслей, идей. Во всяком выступлении должна быть одна доминирующая идея, одна мысль, которой подчиняются другие. Тогда выступление не только заинтересует, но и запомнится. А по существу, всегда выступайте с добрых позиций. Даже выступление против какой-либо идеи, мысли стремитесь построить как поддержку того положительного, что есть в возражениях спорящего с вами. Общественное выступление всегда должно быть с общественных позиций. Тогда оно встретит сочувствие.

Закончить свою работу хочется такими словами: «Мы идем по жизни, поднимаясь по лестнице. Иначе и быть не могло: зачем тогда и жить, если оставаться на том же уровне, не восходя постепенно по ступеням опыта - опыта нравственного и эстетического. Жизнь требует усложнений»

Список использованной литературы

1.Граудина Л.К. - Русская риторика: Христоматия; напечатано по изданию:Лихачев Д. С. Книга беспокойств.- М., 1991.- С. 431-433, 436-439.

2.Лихачев Д.С. - Письма о добром и прекрасном; М.; 2003, 154 с.

.Лобанов И.Б., Хазагеров Г.Г. - Риторика; ООО «Феникс» 2008,изд 3-е, 379 с.

.Русская культура в современном мире // Новый мир. М., 1991. № 1. стр. 3-9.

Введение

"Кто не умеет говорить, карьеры не сделает!"

(Наполеон Бонапарт)

В условия современного мира наш жизненный успех зависит от способности правильно и в положительном ключе выражать свои мысли, произносить точно найденное слово в подходящий момент. К большому сожалению не все обладают этой способностью. Создаётся впечатление, что мы все говорим на разных языках, ни чуть не задевая душу собеседника своей речью. Мы просто надеемся, что собеседник полностью поймёт всё то, что мы скажем, и те сказанные слова побудят его к действию. При этом мы считаем, что все, что знаем мы, собеседник должен тоже знать. Но это величайшее заблуждение!

Умение эффективно общаться и чувствовать себя легко и свободно в любой компании, в любой аудитории - это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться в жизни поставленных целей! И поэтому я считаю, что эту способность можно и нужно развить в себе, для того, что бы ваши слова были, не только услышаны, но и восприняты слушателями. Специально для тех, кто не владеет или же желает усовершенствовать свои навыки общения, созданы различные курсы и тренинги.

Современное общество проводит жесточайший отбор, и не каждый сможет с достоинством его пройти. Только образованные и грамотные люди могут достичь желаемых успехов. И умение правильно и красиво говорить здесь крайне важно. Ведь от того, как человек доносит информацию до слушателей, от того, как он умеет слушать своего собеседника, зависит и то, на сколько они поймут друг друга, и то, на сколько продуктивным будет их контакт.

ораторское искусство тренинг карьерный

С древних времен искусству общения уделялось большое внимание. Особенно в Древней Греции. Там и зародилось ораторское искусство . Это искусство имело быстрое развитие в античных странах и широко использовалось людьми разных слоёв общества. И, наверное, не зря наши предки донесли до нас эту науку общения.

Я считаю, что тема моей работы очень актуальна. Во-первых, одновременно погружаясь в историю и обычая античной цивилизации, мы перенимаем, опыт и узнаем много новых для себя вещей. Во-вторых, это грамотное общение в массово-информационной и социально-культурной сфере. И, в-третьих, тема моей работы может помочь тем, кто хочет связать свою профессию с должностями, которые требуют навыков общения. Например, профессия: филолога, искусствоведа, рекламиста учителя-словестника, журналиста, писателя, культуролога, экскурсовода, радио- и телеведущего, дизайнера печатной продукции и т.п.

Ораторское искусство

Ораторская речь - это вид монологической речи, употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории или же к конкретному человеку с целью убеждения. Наука, изучающая этот вид искусства, называется риторикой. В первую очередь ораторство это не просто донесение информации, а пояснение и побуждение к действию или решению. Красноречие играет важнейшую роль в жизни каждой страны и каждой эпохи в целом. Всегда находились люди, умеющие правильно изложить информацию, которая в следствии переворачивала ход истории.

Публичная речь была наиболее распространенным жанром среди образованных людей античности. Риторика занимала не последнее место в числе таких жанров искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Разумеется, подобное сравнение допустимо лишь для эпохи, в которой эти жанры сосуществовали. Впоследствии влияния европейской культуры, риторика, игравшая значительную роль в средние века, в новое время уступила место другим жанрам словесности. А зря. Надо особо отметить, что из всех видов художественного слова в античном мире публичная речь была наиболее тесно связана с современной политической жизнью и уровнем образования людей.

В Древней Греции ораторы ценились намного больше, чем незаменимые мастера узкого профиля. Они выступали на больших площадях, на улицах или даже на полях сражения, в зависимости от ситуации, в которой они оказывались. Эти мастера слова, манерой своего повествования заставляли людей прислушаться к тому, что они говорят, задуматься над полученной информацией, и сделать правильные выводы, то есть те выводы, на которые ораторы наводили своих слушателей.

В каждой Античной цивилизации были свои великие ораторы, перевернувшие ход истории.

Для того, чтобы доказать значимость и актуальность этого искусства в современной жизни, я бы хотела рассказать Вам о великих ораторах и об их достижениях, чтобы Вы наглядно смогли убедиться в том, что каждый уважающий себя человек, живущий в 21 веке, должен обладать навыками красноречия, хотя бы для того, чтобы просто быть услышанными в кругах близких им людей.

Демосфен (385-322гг. до н.э.) (Приложение 1) - величайший мастер устной, в преимуществе политической речи, великий афинский оратор. Нам с начальной школы знакомо его имя и статус величайшего оратора античной эпохи. Ещё на уроках риторики мы знакомились с его жизнью, и с тем как он добивался успехов в ораторском искусстве. А теперь для того, чтобы вы тоже имели представление об этом человеке, я расскажу вам немного о его жизни. Он вырос в зажиточной семье, его отец владел мастерскими по изготовлению мебели и оружия. К сожалению, мальчик рано осиротел, и он и всё его состояние перешло в руки опекунам, которые оказались нечестными людьми. Первым его выходом в свет в роли оратора стал судебный процесс против расхитителей (опекунов). Процесс прошёл удачно.

Демосфен и до этого знал, что будет оратором, поэтому долго готовился и занимался у известного афинского мастера красноречия Исея (Приложение 2). Простота слога, сжатость и значительность содержания, строгая логика доказательства, риторические вопросы - всё это было заимствовано Демосфеном у Исея. С детства он обладал слабым голосом, к тому же и картавил. Эти недостатки, а так же нерешительность, с которой он держался на трибуне, привели к провалу его первых выступлений. Однако упорным трудом он сумел преодолеть недостатки своего произношения. Существует легенда, что, стоя на берегу моря, он часами декламировал стихи, заглушая звуками своего голоса, шум прибрежных вол. Он уделял огромное количество внимания усовершенствованию своей речи, как в начале, так и конце карьеры. Интонационной окраске голоса оратор придавал особое значение. Когда я читала его биографию, я обратила внимание на небольшую заметку его современника, которую хотела бы вам процитировать. "Рассказывают, что к нему пришел кто-то с просьбой сказать речь на суде в его защиту, жалуясь на то, что его поколотили. "Нет, с тобой ничего подобного не было", - сказал Демосфен. Возвысив голос, посетитель закричал: "Как, Демосфен, этого со мной не было?!" - "О, теперь я ясно слышу голос обиженного и пострадавшего", - сказал оратор". Продолжая читать биографию этого мастера слова, я всё больше и больше удивлялась его успехам. Естественно по началу у него ничего не получалось, и это ужасно злило оратора, но винил он в этом только себя. Он долго и упорно работал над своей речью, произношением, тембром голоса, мимикой, жестами. Он с трепетом относился каждой мелочи. И всё таки добился желаемого успеха. Со временем он стал выигрывать все судебные разбирательства, далее стал значимым лицом в политике Афин, и, наконец, когда люди полюбили его за мудрость и честность, он смог организовать патриотическую партию против македонского царя Филиппа.

Смотря на жизненный путь этого великого человека, можно с уверенностью сказать, что всего этого он добился искусством красноречия, которому долго и упорно учился на протяжении всей своей жизни, пополняя свои знания.

Не только один Демосфен блистал на арене ораторского искусства. Было огромное множество не менее талантливых людей этого направления. Вот один из них.

Марк Туллий Цицерон (106-43гг. до н.э.) (Приложение 3) - ещё один яркий представитель ораторского искусства древнего мира. Цицерон также в совершенстве овладел ораторским искусством. К нему прислушивалась не только толпы людей, но и правители. Ораторское мастерство помогло Цицерону реализовать свои амбиции, и добиться высот в карьере. Цицерон, будучи превосходным оратором, написал несколько трудов, в которых он описал основные тезисы ораторского искусства. Речи Цицерона основывались на глубоком исследовании теоретических вопросов риторики, изложенном, в частности, в диалоге "Об ораторе", здесь перечисляются основные требования к оратору. С самого детства маленький римлянин получил отличное образование, учился у великих ораторов того времени Антония и Красса. Он в идеале знал греческий язык, изучил Греческую философию.

Именно ему принадлежит высказывание: "Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно, изящно, с достоинством при исполнении".

Он был отличным адвокатом и политическим деятелем. Его политическую деятельность можно охарактеризовать словами брата его Квинта Цицерона: "Пусть у тебя будет уверенность, что сенат расценивает тебя по тому, как ты жил раньше, и смотрит на тебя как на защитника его авторитета, римские всадники и богатые люди на основании прошлой жизни твоей видят в тебе ревнителя порядка и спокойствия, большинство же, поскольку речи твои в судах и на сходках показали тебя полуляром, пусть считают, что ты будешь действовать в его интересах".

Вот вам ещё один яркий показатель того, что умение чётко выражать свои мысли позволит вам добиться намеченных целей.

Многие наши современники думают, что они хорошо владеют навыками оратора. Но не стоит забывать, что существует такое понятие как естественное красноречие.

Проявления естественной ораторской способности часто встречаются в повседневной жизни. Представим ситуацию: один человек идет по дороге, не видя угрожающей ему опасности, а другой, возвышая голос, предупреждает его о ней. Ещё пример. Один человек упал в воду, а другой поднимает крик, чтобы окружающие пришли на помощь. Примеры естественного красноречия можно встретить в деревнях, где люди общаются громко и эмоционально, почти кричат один другому (через улицу) или на рынке, где каждый сообщает что-то о своем товаре. Подобные проявления красноречия не требуют специальной подготовки. Голос в таких случаях возвышается естественно, под воздействием чувств и соответствующих обстоятельств. Это говорит о том, что в каждом из нас присутствует навык мастера слова. Но в ком - то он останавливается на естественном красноречии, а кто-то развивает его дальше, овладевая истинными навыками ораторского искусства.

Специально для этой работы я провела опрос среди прохожих нашего города. Вопрос, который я им задала, был таков: "Как вы считаете, на сколько хорошо в вас развит дар оратора?" Так же я предложила варианты ответов: "Мало развит. Средне. В идеале владею этим даром". И вот опрос показал (Приложение 4), что многие из тех, кто отвечал на вопрос, владеют этим талантов в средней степени, а очень жаль, что показатели именно такие.

Бывают ситуации, когда человеку нужно сказать что-то красиво и убедительно, а нужных эмоций в данный момент нет. Здесь требуются особые навыки управления собой, которые можно приобрести в процессе обучения ораторскому искусству. Тут то к нам на помощь и приходят тренинги и курсы. Но перед тем как рассказать вам о том, что же это такое, я хочу представить данные следующего опроса (Приложение 5). Для этого я так же вышла на улицы нашего города. Вопрос был таков: " Если бы в нашем городе были бы курсы ораторского искусства, Вы бы пошли обучаться этому?" Представленными вариантами ответов были: "Да. Нет". И опять же опрос постиг меня в шок. Большинство ответили отрицательно. Ссылаясь на нехватку времени. Но разве ради такого полезного дела нельзя выделить час своего времени?.

 


Читайте:



Площадь трапеции: формулы с примерами

Площадь трапеции: формулы с примерами

В этой статье для вас сделана очередная подборка задач с трапецией. Условия так или иначе связаны с её средней линией. Типы заданий взяты из...

Устойчивым положением равновесия механической системы на координате

Устойчивым положением равновесия механической системы на координате

Равновесием механической системы называют такое её состояние, при котором все точки рассматриваемой системы покоятся по отношению к выбранной...

Теоремы поглощения, склеивания и де моргана

Теоремы поглощения, склеивания и де моргана

Формулы и законы логики На вводном уроке, посвящённом основам математической логики , мы познакомились с базовыми понятиями этого раздела...

Какие предметы нужно сдавать для поступления на журналиста

Какие предметы нужно сдавать для поступления на журналиста

Получение высшего образования с финансовой помощью государства - это возможность сэкономить крупную сумму денег. Поэтому абитуриенты задаются...

feed-image RSS