Главная - Пелевин Виктор
Самосознание в структуре личности. Самосознание и его функции Самосознание в психологии кратко

Человек способен регулировать и контролировать собственное поведение и действия благодаря познанию себя, своих нравственных, психических и физических сил. В этом и обнаруживается огромная роль сознания. Ведь оно оказывает большое влияние на деятельность и жизнь каждого индивида.

Под сознанием мы понимаем высшую форму развития и проявления психики человека. Оно определяет его управление и контроль, мысленную направленность действий, а также способность, предполагающую собой составление личностного отчета о том, что происходит в самом индивиде, а также в окружающем мире.

Сознание состоит из ряда важнейших компонентов. Среди них - совокупность полученных о мире знаний, постановка жизненных задач и целей, отношение человека ко всему окружающему и к другим людям, а также самосознание. Тот, чье состояние можно описать как бодрствование, прекрасно осознает все то, что происходит с ним. Это и есть самосознание, которое является исторически более поздним и при этом более хрупким продуктом развития человеческой психики.

Определение понятия

Что же такое самосознание? В английском языке это слово звучит как «self-consciousness». Означает оно осознание человеком самого себя как индивидуальности. Кроме того, под этим термином в психологии понимается направленность сознания на свое тело, поведение и чувства. Самосознание означает и непрекращающиеся в течение всей жизни этапы контроля и изучения, а также оценки человеком своей деятельности. Процесс этот бесконечен. И объяснить его можно тем, что человек на протяжении своей жизни постоянно меняется.

Самосознание приводит к осознанию своего «Я», причем во всем многообразии особенностей индивида. Происходит выделение себя из всего окружающего мира. При этом индивид дает оценку всем своим характеристикам, сопоставляя их с качествами других людей.

Самосознание оказывает большую помощь человеку. Оно позволяет ему сохранить как себя, так и свое «Я», отрегулировав при этом ту сложную систему, которой обладает внутренний психический мир.

Некоторые ученые считают, что термин «самосознание» по своему значению очень близок к такому понятию, как «личность». При этом Л. С. Выготский предположил, что развитие подобного осознания происходит по схеме, близкой к той, которую проходят высшие физические функции. А. Н. Леонтьев же разделил данный термин, выделив два компонента. Это знание о себе (подобное направление он считал представлением о границах собственного тела и его физических возможностях) и осознание себя (отнес это понятие к индивидуальному опыту, обобщенному с помощью речи).

Немного истории

Древнегреческий живший в 3 в. н. э., первым усмотрел во всем телесном духовное, божественное начало. Именно благодаря ему психология стала наукой о сознании, которое понималась как самосознание.

Согласно учению Плотина, душа индивида происходит из некой мировой души. К ней она и устремлена. Кроме этого философ считал то, что у человека существует и другой вектор активности, Он направлен к миру чувств. У каждой души, как полагал Плотин, существует еще одно направление. Оно выражается в обращенности на себя, на собственное содержание и свои незримые действия. Эта обращенность следит за работой души, являясь при этом ее своеобразным зеркалом.

Спустя множество столетий способность человека не только мыслить, помнить, чувствовать и ощущать, но и обладать определенными внутренними представлениями о подобных функциях назвали рефлексией. Под этим термином стали иметь в виду некий механизм, который непременно присутствует в деятельности субъекта, объединяя при этом его ориентацию в мире внутреннем, то есть в себе, с ориентацией в мире внешнем.

Но какими бы ни были объяснения подобного явления, все они сводились к поискам определенной зависимости душевных порывов от физических причин, общения с окружающими людьми и от процессов, происходящих в организме. Однако факторы, влияющие на возникновение рефлексии, которая была в свое время открыта Плотином, так и не были обнаружены. Теория древнегреческого философа длительное время оставалась самодостаточной, став при этом исходным понятием в психологии сознания.

Эта тема интересовала ученых и в последующие периоды существования человечества. Развивается подобное направление и в наши дни. Причем именно в последнее время наблюдается наибольшая активность в его изучении. Например, интересные исследования по самосознанию личности были проведены в 1979 г. Льюисом и Брукс-Ганом. Ученые прикрепляли к носу младенцев красную точку, а после подносили их к зеркалу. Детки, которые узнавали свое отражение, тянули ручонки к собственному носу. В этом случае ученые считали, что у этих малышей самосознание уже получило свое определенное развитие. В подобных экспериментах дети младше года, как правило, тянулись к отражению в зеркале. До своего носа дотрагивалось 25% детей от 15 до 18 месяцев, а также 70% 21-24-месячных малышей.

Исследователи полагают, что главная роль в развитии самосознания отведена определенной области мозга, которая находится в лобной доле. Проведенный Льюисом и Брукс-Ганом эксперимент указал на то, что понимание внутреннего «Я» у человека впервые начинает проявляться, когда он достигает возраста 18 месяцев. Этот период совпадает с началом быстрого роста клеток, происходящего в передней части головного мозга.

Этапы развития

Самосознание личности формируется одновременно с психическим развитием ребенка, когда происходит становление его индивидуальной и интеллектуальной сфер. Подобный процесс охватывает время практически от самого рождения человека до подросткового периода и продолжается далее.

Становление самосознания личности на первом этапе связано с формированием у маленького человечка схемы тела. Она является неким субъективным образом, указывающим ребенку на взаимное расположение частей туловища и их движения в пространстве. Формирование подобного представления происходит на основе информации, которую детки получают при приобретении ими жизненного опыта. В дальнейшем схема тела постепенно начинает простираться и за пределы его физических форм. Со временем она включает в себя, например, предметы, находящиеся в непосредственном соприкосновении с кожей (одежду). Все те ощущения, которые возникают у ребенка, создают у него различные эмоции, связанные с самочувствием тела. Это может быть впечатление комфорта или дискомфорта. Таким образом, схема тела и становится первым компонентом в структуре самосознания личности.

Второй этап формирования понятия о собственном «Я» стартует одновременно с началом ходьбы. При этом для ребенка важна не столько техника новых для него движений, сколько появившаяся у него возможность общения с разными людьми. Малыш становится независимым от того, кто его поведет, и кто к нему подойдет. Все это приводит к появлению уверенности в себе, а также к пониманию того, где для него заканчиваются границы свободы. Самосознание личности на данном этапе выражается в некоторой самостоятельности малыша по отношению к окружающим его людям. Осознание такого субъективного факта дает ребенку первое представление о своем «Я», которое не существует вне отношений «Ты».

Следующим этапом в формировании самосознание личности является развитие у малыша полоролевой идентичности. Это выражается в том, что ребенок начинает относить к себя к определенному полу и осознает содержание половой роли. Ведущим механизмом подобного процесса является идентификация. Детки уподобляют себя другому лицу в форме присущих ему действий и переживаний.

Важнейшим этапом в развитии самосознания и формирования личности является овладение малыша речью. Ее возникновение существенно меняет характер тех отношений, которые складываются между маленьким человечком и взрослыми. Ребенок, овладевший речью, способен направить действия находящихся рядом людей по своему желанию. Другими словами, его положение как объекта воздействия окружающих меняется на состояние субъекта, воздействующего на них.

В возрасте от 3 до 7 лет развитие самосознания происходит равномерно и плавно. В начале этого периода дети перестают говорить о себе в третьем лице. Это объясняется желанием испытать некую независимость, а также противопоставить себя другим. Подобные стремления личности к самостоятельности приводят к периодическому возникновению конфликтов с окружающими.

Рост самосознания и развитие личности продолжаются и в период от 7 до 12 лет. Это время, когда ребенок накапливает резервы. Процесс повышения самосознания при этом происходит без ощутимых скачков и кризисов. В этом возрасте существенные изменения в понимании мира отмечаются лишь в связи с возникновением новых социальных условий, когда маленький человек становится школьником.

Собственная личность начинает вновь интересовать ребенка с 12 до 14 лет. В этот период происходит развитие нового кризиса. Ребенок противопоставляет себя взрослым и стремится быть отличным от них. В этот период особенно ярко выражается социальное самосознание.

Особую значимость в формировании внутреннего «Я» человека имеет период его жизни с 14 до 18 лет. Здесь происходит подъем индивидуальности, которая перемещается на новый уровень. Человек при этом сам начинает влиять на дальнейшее развитие всех характеристик самосознания личности. Подобный этап свидетельствует о начале зрелости.

Мировоззрение и самоутверждение личности

В период с 11 до 20 лет из множества потребностей личности самосознание личности начинает занимать центральные позиции. В указанном возрасте человеку становится весьма важен собственный статус среди его ровесников, а также та оценка, которую его внутреннему «Я» дает общественная мысль.

В этот период самосознание личности в основном складывается из мировоззрения и самоутверждения субъекта. Эти же понятия становятся определяющими категориями в формировании внутреннего «Я».

Под мировоззрением в психологии понимается система тех целостных суждений, которыми человек обладает о себе самом, а также о жизненных позициях, окружающем мире и действиях людей. Его основу составляют знания и опыт, которые были накоплены индивидом до этого периода. Все это придает деятельности подрастающей личности осознанный характер.

Что касается самоутверждения, то психологи рассматривают его в качестве поведения человека, обусловленного повышением самооценки и желанием поддержания на определенном уровне общественного статуса. Какой метод при этом использует индивид, зависит от его воспитания, умений и возможностей. Так, человек может самоутвердиться с помощью своих достижений или же присвоив несуществующие успехи.

Существуют и другие значимые категории, способствующие формированию самосознания личности. Среди них выделяют:

  • осознание смысла жизни и необратимости времени;
  • постижение любви как выражения чувств социально-психологического характера;
  • рост самоуважения к себе.

Под социальной ролью понимается такая характеристика поведения индивида, которая выражается в исполнении им принятых в обществе моделей поведения. Она включает в себя ролевые ожидания личности и само их исполнение. Подобная категория является немаловажным фактором формирования внутреннего «Я». Ведь высокий уровень социального самосознания личности позволяет человеку проще приспособиться к жизни.

Одним из главных условий, влияющих на формирование внутреннего «Я», является и то положение, которое индивид занимает в обществе. Это и есть его социальный статус. Порой это положение дается человеку уже при рождении, а иногда его достижение происходит благодаря направленным действиям.

Виды самосознания

В психологии выделяют различные типы внутреннего «Я» человека. Среди них:

  1. Общественное самосознание. Оно возникает тогда, когда люди начинают понимать, как на них смотрят окружающие. Особенности самосознания личности этого типа заключаются в том, что возникает оно в тех ситуациях, когда индивид попадает в центр внимания. Например, он может выступать перед аудиторией или беседовать с группой знакомых. Очень часто общественное самосознание заставляет человека соблюдать социальные нормы. Ведь понимание того, что тебя оценивают и за тобой наблюдают, приводит к тому, что каждый стремится быть вежливым и культурным.
  2. Частное самосознание. Подобный тип понимания собственного «Я» возникает, например, когда человек видит себя в зеркале. То есть оно появляется при понимании некоторых аспектов самого себя.
  3. Нравственное самосознание личности. Период становления этого типа понимания внутреннего «Я» человек проходит еще в раннем возрасте. Маленькие дети в качестве примера для подражания берут своих родителей и учителей. Подростки же стремятся более всего обращать внимание на свой личный опыт и прислушиваться к тому, что им подсказывает внутренний голос. Нравственное самосознание помогает человеку в его стремлении к совершенству. При этом развивается и укрепляется его сила воли и разнообразные способности. Уровень нравственного самосознания может многое сказать нам о человеке. Ведь те или иные ценности способствуют определению дальнейшего вида деятельности и развитие личности.

Структура самосознания

Понимание человеком собственного «Я» включает в себя 3 основных элемента. Все они обладают взаимовлияющим друг на друга действием. Структура самосознания личности позволяет каждому человеку отследить собственное психоэмоциональное состояние, чтобы оценить свои действия по отношению к другим людям и к самому себе. Итак, в психологии рассматривается:

  1. «Я - реальное». Данный элемент является представлением, который личность имеет о себе в настоящее время. Роль в самосознании личности «Я - реального» позволяет человеку оценить объективную картину своего положения. В этом случае человек рассматривает себя сразу с нескольких позиций. И только на основе всех принадлежащих ему социальных ролей (сын, отец, друг, служащий) происходит формирование единого образа. Человек мысленно спрашивает себя о том, какой он родитель и работник, а также является ли талантливым или бездарным руководителем. Ответы на эти вопросы либо удовлетворяют индивида, либо расстраивают его. При явном несоответствии подобных образов друг другу у человека возникают дополнительные страдания и переживания. Он начинает серьезно размышлять о своей жизни.
  2. «Я - идеальное». Это второй элемент самосознания личности. В психологии он рассматривается как свидетельство о внутренних стремлениях к самосовершенствованию и мотивах человека. В «Я - идеальное» входят все мечты, желания и цели индивида, которые касаются его жизни в будущем. Используя этот элемент самосознания, человек начинает понимать, к чему ему необходимо стремиться, чтобы получить нужный результат. Каково видение личности себя в будущем указывает на многие ее черты. От характеристик «Я - идеального» напрямую зависит уровень притязаний человека, его уверенности в себе, а также наличие амбиций. Чаще всего люди недооценивают уже имеющие место достижения. В связи с этим видение себя в будущем личностью, как правило, идеализируется. Мечтать можно о чем угодно. Причем всем известно, что делать это намного приятнее, чем активно действовать для изменения существующей внутренней реальности. Самосознание личности является тем вектором, который направляет к переменам каждого человека.
  3. «Я - прошлое». В процессах самосознания личности этот структурный элемент является самым драматичным. Ведь он оказывает очень сильное воздействие на то, каким образом человек будет строить свою жизнь. Управление самосознанием возможно. Однако исправить все то, что уже случилось, не может никто. Личность с негативным прошлым опасается активно действовать в настоящий момент. Все, что предпринимается ею, будет делаться с большой осторожностью. Таким образом, прошлое является бесценным опытом, который помогает каждому человеку разобраться в его собственных поступках, а также правильно сориентироваться в будущей жизни.

Все описанные выше элементы в понятии самосознания личности формируют единую структуру, которая представляет собой целостную систему. Человек, научившись ценить свое настоящее, непременно намного проще реализует свои возможности в будущем.

Функции самосознания

Благодаря видению собственного «Я» человек способен саморегулировать свое поведение в обществе. В этом и заключена важнейшая функция самосознания. Именно совокупность представлений о себе приводит к тому, что индивид вырабатывает верное поведение исходя из имеющихся условий. При этом функции самосознания позволяют человеку сохранять личное пространство, чувствуя при этом ответственность за принятые им социальные ценности.

Развитие самосознания и формирование личности позволяют индивиду:

  1. Мотивировать себя к выполнению какой-либо конкретной деятельности. Другими словами, у человека возникает личности, которое основывается на личной оценке собственных возможностей, а также на понимании обязанностей и прав.
  2. Формировать индивидуальное отношение к происходящим событиям и окружающим людям.
  3. Постоянно совершенствоваться и развиваться. При падении самосознания и самооценки личности происходит деградация человека.

Среди множества функций, которые выполняет внутреннее видение людьми собственного «Я», выделяют три основных. Рассмотрим их подробнее.

Формирование индивидуальности

Каждый человек уникален по-своему. Он предстает одновременно с нескольких позиций, являясь индивидом, личностью и субъектом деятельности. Однако это вовсе не означает того, что каждый сможет на протяжении своей жизни добиться гармоничного взаимодействия всех свойств, качеств, а также способов деятельности. Другими словами, не все люди способны стать индивидуальностью.

Действительно, самосознание и развитие личности происходит у всех по-разному. При этом далеко не каждый человек способен до конца использовать свои потенциальные возможности, придя к наивысшим результатам в той или иной деятельности. Страдает от этого и профессиональное самосознание личности. Работа человека при этом становится малопродуктивной и нетворческой.

Для развития индивидуальности понадобится приложить колоссальные внутренние усилия. И здесь никак не обойтись без самосознания. Формирование личности происходит под влиянием происходящих вокруг нее событий и возникающих переживаний. Но стоит отметить, что эти испытания идут на пользу личности. Без сложных ситуаций и переживаний ее развитие тут же бы прекратилось.

Жизнь любого человека протекает таким образом, что он вольно или невольно узнает новое, а также прикладывает некоторые усилия для того, чтобы реализовать свои мечты и планы. И самосознанию в этом отводится главная роль.

Как правило, индивидуальность дешево не обходится никому. Люди вынуждены отстаивать ее перед близкими людьми и коллегами, которые порой просто не понимают возникших желаний. Выстраивание же собственного, ни на кого не похожего образа, позволяет сформироваться «Я - концепции» самосознания личности. Она-то и определяет, каким в будущем станет человек, а также благодаря чему он достигнет поставленных целей. И на все это оказывает огромное влияние уровень самосознания.

Формирование самозащиты

Уже с самого раннего возраста человек учится выстраивать свое поведение таким образом, чтобы минимизировать то негативное влияние, которое может быть оказано на него окружающими людьми. Известно, что социум отрицательно относится к тем, кто выделяется из толпы. Такая личность имеет свой взгляд на те или иные вещи, отличающийся от общепринятого. Порой она демонстрирует неординарные качества и способности. А это очень не нравится тем, кто не отличается особым уровнем интеллекта.

Без формирования самозащиты функции самосознания невозможно было бы считать полными. Ведь одним из обязательных условий личностного созревания является внутреннее чувство покоя. Как добиться подобного результата? Психологи рекомендуют мысленно воображать себя в виде плотного воздушного шарика, зацепиться за который не может никто и ничто. Подобный подход позволит человеку почувствовать себя счастливым. Ведь мысленно он будет считать, что приобрел внутреннюю защищенность.

Саморегуляция поведения

Формирование самосознания личности позволяет ей управлять внутренними механизмами и переживаниями. При этом человеку становится доступным улучшение собственного настроения, а также изменение образа мыслей или переориентирование концентрации внимания на тот или иной объект.

Учится управлять своим поведением и ребенок, который попадает в общество. Постепенно он осознает, что в его поступках хорошо, а что плохо, как ему можно себя вести, а как нет.

У человека, живущего в обществе, возникает необходимость в соблюдении норм этикета. Личности приходится подстраиваться под них, прислушиваясь при этом к своему самосознанию.

Нередко выполнение той или иной необходимой деятельности носит для человека обязательный характер. И в этом случае подключается саморегуляция поведения. Ведь исполнение всех действий возможно только при получении внутреннего разрешения своего «Я».

Самооценка личности

Уровень самосознания играет огромную роль не только в формировании, но и в дальнейшем жизненном пути человека. От того, каковы цели и планы личности, во многом будет зависеть степень известности индивида, его уверенность в себе, а также активность в стремлении к новым достижениям.

Немаловажным является при формировании самосознания и самооценка личности. Психологии отмечают, что эти два понятия тесно связаны между собой и оказывают друг на друга взаимное влияние.

Отчего же одни люди имеют заниженную самооценку, а у других она достигает немалого уровня? Объяснения этому кроются в том опыте, который получил человек в детском и подростковом возрасте. Зависит самооценка и от того социума, который окружал индивида. Если родители постоянно заставляют маленького ребенка чувствовать себя виноватым, то, повзрослев, он постоянно будет демонстрировать зажатость. В его душе будет присутствовать страх неправильных действий, которые могут разочаровать близких ему людей.

Но и в том случае, когда родители удовлетворяют любые прихоти своего чада, в жизнь выйдет личность, не способная принимать даже малейшие отказы. У такого человека еще долгое время останется инфантильность и зависимость от других.

Самосознание человека напрямую влияет на самооценку личности. Чем он увереннее в себе, тем меньше общество сможет вторгаться в его жизнь и руководить ею.

Психологи отмечают тот факт, что тот, кто способен взять на себя ответственность за достижение индивидуальных целей, обязательно будет обладать адекватной самооценкой. Ведь прекрасно осознавая свои слабые и сильные стороны, человек не станет заниматься самобичеванием по любому пустяку, пуская дела на самотек.

Повышенное самосознание

Порой человеку кажется, что окружающие наблюдают за его действиями, обговаривают их и ждут, что индивидом будет предпринято в дальнейшем. Это и есть состояние повышенного самосознания. Нередко оно ставит человека в неловкое положение и даже заставляет сильно нервничать. Конечно, в центре внимания люди оказываются нечасто. Однако подобное чувство порой становится хроническим.

Застенчивый человек обладает более выраженным уровнем частного самосознания. Это может стать, как плохим, так и хорошим знаком.

Люди с глубоким ощущением собственного «Я» более осведомлены о своих убеждениях и чувствах. Это приводит к тому, что они неуклонно придерживаются личных ценностей. И это положительная сторона повышенного самосознания. Но при этом чувствительных людей чаще одолевают различные недуги. Столь негативные последствия для здоровья возникают из-за постоянного стресса и растущей тревоги. Порой у таких людей возникают ярко выраженные депрессивные состояния.

Публичный, но при этом застенчивый человек обладает более развитым общественным самосознанием. Он полагает, что другие люди часто думают о нем, и переживает, что они могут осуждать его внешность или какие-либо действия. В результате чувствительные индивиды стараются придерживаться групповых норм и стремятся избежать ситуации, в которой они будут плохо выглядеть или неловко себя чувствовать.

Самосознание личности в психологии является темой, приковывающей к себе особое внимание. Понимание человеком своего внутреннего «Я» связано с его развитием и становлением. При этом изучением самосознания занимаются не только психологи. Интересует эта тема и некоторые отрасли социологии и педагогики. К самосознанию обращаются и многие современные исследователи. Это позволяет им сделать грандиозные открытия в различных областях науки.

Новорожденный -- можно сказать уже индивидуальность: буквально с первых дней жизни, с первых кормлений, формируется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо узнаваемый матерью и близкими людьми. Индивидуальность ребенка нарастает к двух, трех летнему возрасту, который сравнивают с обезьяной по интересу к миру и освоению собственного “Я”.

Большое значение для дальнейшей судьбы имеют особые “критические” моменты, во время которых происходит запечатление ярких впечатлений внешней среды, что потом во многом определяет поведение человека. Они носят название «импрессинга» и могут быть очень разными, например, музыкальной пьесой, потрясшей душу историей, картиной какого--то события или внешним видом человека.

Человек является личностью, поскольку он выделяет себя из природы, и отношение его к природе и к другим людям дано ему как отношение, поскольку у него есть сознание. Процесс становления человеческой личности включает в себя формирование его сознания и самосознания: это есть процесс развития сознательной личности (8).

Прежде всего, единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Известно, что ребенок далеко не сразу осознает себя как "я": в течение первых лет он сам называет себя по имени, как называют его окружающие; он существует сначала даже для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. Осознание себя как "я" является результатом развития. При этом развитие у личности самосознания совершается в самом процессе становления и развития самостоятельности индивида как реального субъекта деятельности. Самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее; самосознание не имеет самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, оно включается в этот процесс развития личности как реального субъекта в качестве его компонента (8).

В развитии личности и ее самосознания существует ряд ступеней. В ряду внешних событий жизни личности сюда включается все, что делает человека самостоятельным субъектом общественной и личной жизни: от способности к самообслуживанию до начала трудовой деятельности, делающей его материально независимым. Каждое из этих внешних событий имеет и свою внутреннюю сторону; объективное, внешнее изменение взаимоотношений человека с окружающими, изменяет и внутреннее психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение и к другим людям, и к самому себе.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я».

Таким образом, образ «Я», или самосознание, не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни и включает 4 компонента (11):

Сознание отличия себя от остального мира;

Сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;

Сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

Социально--нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

В современной науке существует различные точки зрения на самосознание. Традиционным является понимание как исходной, генетически первичной формы человеческого сознания, которые основываются на самоощущениях, самовосприятии человека, когда еще в раннем детстве формируется у ребенка представление о своем физическом теле, о различии себя и остального мира.

Существует и противоположная точка зрения, согласно которой самосознание - высший вид сознания. «Не сознание рождается из самопознания, из «Я», самосознание возникает в ходе развития сознания личности» (15)

Как же происходит развитие самосознания в течение жизни человека? Переживание наличия собственного «Я» появляется в результате длительного процесса развития личности, который начинается в младенческом возрасте и обозначается как «открытие Я». В возрасте первого года жизни ребёнок начинает осознавать отличия ощущений собственного тела от тех ощущений, которые вызываются находящимися вовне предметами. Впоследствии, к 2-3 годам, ребёнок начинает отделять процесс и результат собственных действий с предметами от предметных действий взрослых, заявляя последним о своих требованиях: «Я сам!» Он впервые осознает себя в качестве субъекта собственных действий и поступков (в речи ребёнка появляется личное местоимение), не только выделяя себя из окружающей среды, но и противопоставляя себя остальным («Это моё, это не твоё!»).

На рубеже детского сада и школы, в младших классах возникает возможность при содействии взрослых подойти к оценке своих психических качеств (память, мышление и др.), пока еще на уровне осознания причин своих успехов и неудач («У меня все “пятерки”, а по математике-- “четыре”, потому что я неправильно списываю с доски. Мария Ивановна мне за невнимательность столько раз “двойки” ставила»). Наконец, в подростковом и юношеском возрасте в результате активного включения в общественную жизнь и трудовую деятельность начинает формироваться развернутая система социально-нравственных самооценок, завершается развитие самосознания и в основном складывается образ «Я».

Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания. У старших школьников формируется образ собственного «Я» («Я-образ», «Я-концепция»).

Образ «Я» -- это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.

В образ «Я» встраивается и отношение к самому себе: человек может относиться к себе фактически так же, как он относится к другому, уважая или презирая себя, любя и ненавидя и даже понимая и не понимая себя, -- в самом себе индивид своими действиями и поступками представлен как в другом. Образ «Я» тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к себе самому. Степень адекватности «Я-образа» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов -- самооценки личности.

Самооценка -- оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Как же личность осуществляет самооценку? Человек, как было показано выше, становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и отстоялось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними и для этого предназначено. Человек включает в деятельность и общение, важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями.

В конечном счете, все, что человек делает для себя (учится ли он, способствует чему-либо или препятствует), он делает вместе с тем и для других, и может быть в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот.

Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени. Человек помнит о прошлом, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое (16).

Есть несколько различных подходов к структуре "Я". Наиболее распространенная схема включает в "Я" три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе)(16).

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддержать себя в трудных состояниях. Самый главный факт, который подчеркивается при изучении самосознания, состоит в том, что оно не может быть представлено как простой перечень характеристик, но как понимание личностью себя в качестве некоторой целостности, в определении собственной идентичности. Лишь внутри этой целостности можно говорить о наличии каких-то ее структурных элементов.

К своему "я" человек в еще большей мере, чем свое тело, относит внутреннее психическое содержание. Но не все и из него он в равной мере включает в собственную личность. Из психической сферы человек относит к своему "я" преимущественно свои способности и особенно свой характер и темперамент - те свойства личности, которые определяют его поведение, придавая ему своеобразие. В каком-то очень широком смысле все переживаемое человеком, все психическое содержание его жизни входит в состав личности. Другое свойство самосознания заключается в том, что его развитие в ходе социализации -- это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения (3). Хотя самосознание относится к самым глубоким, интимным характеристикам человеческой личности, его развитие немыслимо вне деятельности: лишь в ней постоянно осуществляется определенная "коррекция" представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах других людей.

Самосознание личности

21.05.2015

Снежана Иванова

Самосознание личности представляет собой особую форму сознания, направленную на чувства и переживания самого человека.

Самосознание личности представляет собой особую форму сознания, направленную на чувства и переживания самого человека. Можно сказать, что самосознание дано нам для того, чтобы отслеживать свое психическое состояние. Самосознание тесным образом связано с эмоциональной сферой. Любое развитие не состоялось бы без самосознания. Ребенок, едва появившись на свет, начинает взаимодействовать с миром и постепенно у него складываются собственные индивидуальные представления о нем. То, что он переживает, становится субъективными ощущениями и во многом определяет его отношение к самому себе и окружающим людям. Только с помощью самосознания становится возможным оценивание своих и чужих поступков.

Нередко взрослый человек подстраивает свои действия под социальные ожидания, хочет выглядеть в глазах коллег и родственников в максимально выгодном свете. Формирование самосознания происходит в среднем по достижении 14 – 17 лет, а дальше только укрепляется под влиянием социума. Ребенок, находясь в определенной социальной среде, впитывает в себя ее обычаи, правила, порядки и старается вести себя таким образом, чтобы соответствовать им. У него есть свой внутренний мир, в котором царят свои законы, но они не всегда соотносятся с нормами общества, потому могут доставлять личности значимые переживания. С помощью самосознания человек также «слышит» голос совести.

Индивидуальный образ своего «я» складывается из трех составляющих: социальные ожидания, представление о самом себе и мнение окружающих о себе. В результате развития самосознания личность постепенно приходит к пониманию ценности (читать про ) и значимости своего существования(читать про ). Самосознание здесь выступает связующим звеном между влиянием общественных установок и собственными внутренними потребностями (читать про ).

Структура самосознания

Структура самосознания включает в себя три основных элемента, которые оказывают друг на друга взаимовлияющее действие. Исходя из данной структуры самосознания, каждый человек имеет возможность отследить свое психоэмоциональное состояние, понять, что он делает ради других и самого себя.

  • «Я – реальное» Соответствует представлению личности о самой себе в настоящий момент времени. Самосознание личности помогает увидеть объективную картину собственного положения. Здесь человек оценивает себя с разных позиций. Единый образ формируется на основе всех социальных ролей: отец, сын, служащий, друг. Человек в буквальном смысле мысленно задает себе следующие вопросы: какой я родитель, хороший ли работник, талантливый ли руководитель? Мысленные ответы могут как удовлетворять личность, так и расстраивать ее. В случае явного несоответствия этих образов друг другу, возникают дополнительные переживания и страдания, появляется серьезный повод для глубоких размышлений.
  • «Я — идеальное» Является вторым компонентом структуры самосознания и свидетельствует о внутренних мотивах, стремлениях личности к самосовершенствованию. «Я – идеальное» включает в себя наши желания, мечты, цели относительно самого себя в будущем. Оно формирует представление о том, к чему необходимо идти, чтобы достичь желаемого результата. То, каким себя видит человек в будущем, отражает уровень его притязаний, уверенности в себе и наличие . Как правило, люди склонны идеализировать этот образ и недооценивать достижения в настоящем моменте, которые уже имеются. Представить можно все, что угодно, мечтать порой гораздо приятнее, чем предпринимать активные действия по изменению своей внутренней реальности. Самосознание личности обязательно предполагает наличие стремления к переменам.
  • «Я – прошлое» Представляет собой самую драматичную часть, которая оказывает сильное воздействие на то, как человек строит свою жизнь. Управлять самосознанием можно, однако, былое исправить нельзя. Если у личности имеется негативное прошлое, он будет опасаться активно действовать в настоящем, станет делать это с осторожностью. Прошлое – бесценный опыт, помогающий нам разобраться в собственных поступках и сориентироваться на будущие достижения.

Надо сказать, что все компоненты самосознания неразрывно связаны между собой. Структура самосознания – это целостная система, и если человек научился ценить настоящее, значит, ему станет проще реализоваться в будущем.

Функции самосознания

Среди основных функций самосознания принято выделять несколько важных составляющих. Функции самосознания играют роль становления личности, ее характерных особенностей.

Формирование индивидуальности

Каждый человек по-своему уникален. Для того, чтобы развить индивидуальность, необходимо осуществление колоссальной внутренней работы. Без самосознания тут не обойтись. Личность формируется под влиянием тех событий и переживаний, которые она испытывает. Если бы не происходило всех этих испытаний, человек остановился бы в своем развитии. Наша жизнь движется таким образом, что мы вольно или невольно всегда узнаем новое, прикладываем определенные усилия для реализации своих планов и мечтаний. Самосознанию принадлежит главная роль. Индивидуальность никому не обходится дешево, ее нужно отстаивать перед коллегами и даже близкими людьми, которые в некоторых случаях могут не понимать наших желаний.

Выстраивание собственного индивидуального образа, в свою очередь, помогает сформироваться «я – концепции», которая определяет то, каким будет человек, как именно станет достигать поставленных целей. И всего того не могло произойти без самосознания.

Формирование самозащиты

Живя в обществе, человек с первых лет жизни должен учиться выстраивать свое поведение таким образом, чтобы как можно меньше испытывать на себе негативное влияние. Не секрет, что в социуме не любят тех, кто хоть как – то выделяется из толпы, демонстрирует неординарные способности или имеет другой, отличительный взгляд на давно известные вещи. Функции самосознания были бы неполными без этого важного элемента. Внутреннее чувство покоя и защищенности способствует личностному созреванию, формированию представления об индивидуальных возможностях. Некоторые люди вправе гордиться своим самосознанием.

Какую личность можно назвать по – настоящему целостной? Лишь ту, которая может представить себя полностью самостоятельной, завершенной, и не последнюю роль в этом процессе играет самосознание. Психологи рекомендуют научиться воображать себя плотным «воздушным шариком», за который никто не может «зацепиться». Такой подход позволяет чувствовать себя счастливым.

Саморегуляция поведения

Только благодаря самосознанию человек вообще оказывается способен управлять собственным поведением. Самосознание регулирует внутренние механизмы и переживания личности. Человек обладает способностью сам улучшить себе настроение, изменить образ своих мыслей или концентрации внимания (читать про внимание ) на определенном объекте. Попадая в общество, ребенок учится управлять своим поведением, распознавать, что хорошо, а что плохо, как можно себя вести, а как не следует.

Социальные нормы этикета тоже должны быть выдержаны, поэтому личность вынуждена подстраиваться под них, прислушиваясь к своему самосознанию. Часто выполнение нужной деятельности носит обязательный характер, но это становится возможным только с внутреннего «разрешения» самой личности.

Самосознание все время находится в развитии, претерпевает значительные изменения. Если человек останавливается в чем – либо, он начинает двигаться назад.

Самосознание и самооценка

Вряд ли можно умалять значение самосознания для личности. От того, какой уровень притязаний человек себе ставит, зависит очень многое в его жизни: степень известности, уверенность в себе, стремление к новым достижениям. Немаловажную роль играет , которая, в свою очередь, формируется тоже благодаря самосознанию. Самосознание и самооценка личности оказывают взаимное влияние друг на друга.

Почему у одних людей самооценка занижена, а у других занижена? Все дело в том, какой опыт личность получала в детстве, подростковом возрасте от окружения, каким видел ее социум. Если маленького ребенка часто заставлять чувствовать себя виноватым, то во взрослом возрасте этот человек продемонстрирует крайнюю зажатость, у него останется страх что – то сделать неправильно, разочаровать своих близких. В том случае, когда малышу все позволяется и любые прихоти тотчас исполняются, в жизнь выходит личность, не научившаяся принимать отказы. Такой человек еще долгое время остается инфантильным и зависимым от других.

Самосознание личности прямым образом влияет на ее самооценку. Чем более уверен в себе человек, тем меньше он позволит обществу вторгаться в его частную жизнь, руководить ею. Тот, кто берет на себя ответственность за исполнение индивидуальных стремлений, почти всегда обладает адекватной самооценкой, то есть знает свои сильные и слабые стороны, но не занимается самобичеванием при каждом удобном случае.

Самосознание индивида и социальное поведение

Сознание и самосознание – верные помощники личности в познании окружающей действительности. От того, насколько сознательную жизнь ведет человек, насколько он откровенен по отношению к самому себе, зависит его взаимодействие с окружающими людьми. Многие люди не подозревают о своем самосознании. В социуме, как правило, любят людей открытых, расположенных к общению. Уважения добиваются доброжелательные личности, которые готовы делиться позитивными эмоциями, дарить радость.

То, как ведет себя человек в обществе, показывает, приятны ли ему окружающие люди, насколько он уверен в себе. Заметьте, когда мы имеем достижения, которые в социуме считаются похвальными, возникает желание чаще демонстрировать свои успехи. У человека, чувствующего себя на высоте, расправляются плечи, выравнивается осанка, становится громче голос.

Нарушение самосознания может проявляться в том, что личность не хочет брать на себя ответственность за свои поступки, не спешит взрослеть и совершать конструктивные действия. Когда человек не готов просчитывать свои шаги и не смотрит в будущее, его нельзя назвать зрелым. Сознание и самосознание личности – тема весьма глубокая, затрагивающая разные аспекты личности.

Профессиональное самосознание

Профессиональное самосознание представляет собой совокупность представлений личности о самой себе как специалисте в той или иной области. Крайне важно, чтобы у человека в ходе развития профессиональных навыков формировался положительный образ самого себя. Чувство удовлетворения способствует дальнейшему развитию. Этот образ единый и складывается из нескольких важных компонентов.

  • Создание эталона конкретной профессии. Помогает личности выстроить вполне четкое видение, каким должен быть профессионал определенной категории. Включает в себя нормы, правила, модели поведения. Скажем, обучаясь на врача, будущий специалист уже знает, что нужно быть внимательным к людям, стремится сделать все возможное для восстановления их здорового состояния. Часто молодой студент идеализирует свою профессию, ему трудно представить себе все ее аспекты, пока недостаточно практики. Но именно данный образ помогает ему продвигаться в обучении, узнавать новые значимые детали. Все это достигается в результате самосознания.
  • Осознание важных качеств. Имеется в виду, что посредством самосознания личности каждый, кто готовится стать профессионалом в своем деле, в определенный момент начинает примерять на себя роль специалиста. Человек осознает наличие или отсутствие у себя конкретных качеств характера, необходимых в профессии, сравнивает себя с другими коллегами. В результате этих сравнений происходит формирование профессиональной самооценки. При участии самосознания личность подготавливает себя к деятельности, стремится к профессиональному росту и совершенствованию.

Развитие самосознания

Самосознание личности начинается с открытия собственной индивидуальности. Этот процесс, разумеется, не происходит в один момент, а может длиться годами, пока не сформируется ясность самосознания. Так человек постепенно приходит к пониманию своей уникальности, неповторимости. С помощью самосознания увеличивается способность корректировать собственные поступки и действия. Ниже представленные элементы способствуют развитию самосознания личности.

  • Открытие своей индивидуальности. Начинается с выделения себя из окружающего мира. Ребенок, который растет в конкретной семье, со временем начинает понимать, что другие люди не всегда чувствуют то же самое, что и он сам. Осознание своей неповторимости ускоряется в случае обладания четкими талантами, которые можно продемонстрировать родственникам. В этом случае у малыша будет формироваться положительное мнение о самом себе. Самосознание личности начинается примерно с трех лет и полностью завершается к моменту вхождения в юношеский возраст.
  • Формирование отношения к себе. Во многом зависит от родителей ребенка. Развитие самосознания пойдет успешнее, если семья будет стараться замечать даже мелкие достижения своего чада, отмечать его успехи. Дети очень внимательны и чувствительны к любым оценкам на свой счет. Они неравнодушно относятся к критике и некоторые из них воспринимают ее слишком серьезно. Самосознание личности пробуждается постепенно, под влиянием стимулирующих факторов.
  • Пересмотр событий прошлого. С помощью самосознания можно иногда изменить свое отношение к тем событиям, которые невозможно исправить. О самосознании можно говорить, как чудодейственном лекарстве, которое способно врачевать израненные души. Что нужно сделать? Перестать концентрироваться на переживаниях, доставляющих сильное беспокойство и душевную боль. Собственным самосознанием можно преодолеть все.
  • Любовь к себе. Себя нужно ценить потому, что никто другой не сделает вас счастливым. Только вы сами можете принять такое решение. И во многом в этом вам посодействует влияние самосознания. Научитесь ценить себя просто за то, что вы есть, а не за какие – то большие достижения.
  • Развитие самосознания не может происходить безболезненно. Этот процесс всегда требует от вас целиком погрузиться в глубокие переживания. Говоря о развитии самосознания, стоит отметить, что ведущая роль здесь принадлежит самому человеку.

Таким образом, самосознание личности в психологии – тема, приковывающая к себе много внимания. Самосознание личности тесно связано с психологией развития и возрастной психологией, затрагивает отдельные отрасли педагогики и социологии. Многие ученые современности обращаются к самосознанию, чтобы сделать научные открытия.

Самосознание личности

Психология, которая является чем-то большим, чем поприщем для досужих упражнений ученых книжных червей, психология, которая стоит того, чтобы человек отдал ей свою жизнь и силы, не может ограничиться абстрактным изучением отдельных функций; она должна, проходя через изучение функций, процессов и т. д., в конечном счете приводить к действительному познанию реальной жизни, живых людей.

Подлинный смысл пройденного нами пути в том и заключается, что он был не чем иным, как последовательно, шаг за шагом прокладываемым путем нашего познавательного проникновения в психическую жизнь личности. Психофизиологические функции включались в многообразные психические процессы. Подвергшиеся сначала аналитическому изучению психические процессы, будучи в действительности сторонами, моментами конкретной деятельности, в которой они реально формируются и проявляются, включались в эту последнюю; в соответствии с этим изучение психических процессов перешло в изучение деятельности - в том конкретном соотношении, которое определяется условиями ее реального осуществления. Изучение же психологии деятельности, всегда реально исходящее от личности как субъекта этой деятельности, было, по существу, изучением психологии личности в ее деятельности - ее мотивов (побуждений), целей, задач. Поэтому изучение психологии деятельности естественно и закономерно переходит в изучение свойств личности - ее установок, способностей, черт характера, проявляющихся и формирующихся в деятельности. Таким образом, все многообразие психических явлений - функций, процессов, психических свойств деятельности - входит в личность и смыкается в ее единстве.

Именно потому, что всякая деятельность исходит от личности как ее субъекта и, таким образом, на каждом данном этапе личность является исходным, начальным, психология личности в целом может быть лишь итогом, завершением всего пройденного психологическим познанием пути, охватывая все многообразие психических проявлений, последовательно вскрытых в ней психологическим познанием в их целостности и единстве. Поэтому при всякой попытке начать построение психологии с учения о личности из него неизбежно выпадает всякое конкретное психологическое содержание; личность выступает в психологическом плане как пустая абстракция. За невозможностью раскрыть вначале ее психическое содержание оно подменяется биологической характеристикой организма, метафизическими рассуждениями о субъекте, духе и т. п. или социальным анализом личности, общественная природа которой при этом психологизируется.

Как ни велико значение проблемы личности в психологии, личность в целом никак не может быть включена в эту науку. Такая психологизация личности неправомерна. Личность не тожественна ни с сознанием, ни с самосознанием. Анализируя ошибки гегелевской "Феноменологии духа", К.Маркс в числе основных отмечает, что для Гегеля субъект есть всегда сознание или самосознание. Конечно, не метафизика немецкого идеализма - И.Канта, И.Фихте и Г.Гегеля - должна лечь в основу нашей психологии. Личность, субъект - это не "чистое сознание" (Канта и кантианцев), не всегда себе равное "я" (" Я+Я" - Фихте) и не саморазвивающийся "дух" (Гегель); это конкретный, исторический, живой индивид, включенный в реальные отношения к реальному миру. Существенными, определяющими, ведущими для человека в целом являются не биологические, а общественные закономерности его развития. Задача психологии - изучать психику, сознание и самосознание личности, но суть дела заключается в том, чтобы она изучала их именно как психику и сознание "реальных живых индивидов" в их реальной обусловленности.

Но если личность несводима к ее сознанию и самосознанию, то она и невозможна без них. Человек является личностью, лишь поскольку он выделяет себя из природы, и отношение его к природе и к другим людям дано ему как отношение, т. е. поскольку у него есть сознание. Процесс становления, человеческой личности включает в себя поэтому как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания: это есть процесс развития сознательной личности. Если всякая трактовка сознания вне личности может быть только идеалистической, то всякая трактовка личности, не включающая ее сознания и самосознания, может быть только механистической. Без сознания и самосознания не существует личности. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающим. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, к "я", то нельзя и отрывать одно от другого. Поэтому последний завершающий вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, - это вопрос о ее самосознании , о личности как "я", которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца. Проблема психологического изучения личности не заканчивается на изучении психических свойств личности - ее способностей, темперамента и характера; она завершается раскрытием самосознания личности.

Прежде всего это единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Известно, что ребенок далеко не сразу осознает себя как "я": в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени, как называют его окружающие; он существует сначала даже для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. Осознание себя как "я" является, таким образом, результатом развития. При этом развитие у личности самосознания совершается в самом процессе становления и развития самостоятельности индивида как реального субъекта деятельности. Самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее; самосознание не имеет поэтому самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, оно включается в этот процесс развития личности как реального субъекта в качестве его момента, стороны, компонента.

Единство организма и самостоятельность его органической жизни являются первой материальной предпосылкой единства личности, но это только предпосылка. И соответственно этому элементарные психические состояния общей органической чувствительности ("сенестезии"), связанные с органическими функциями, являются, очевидно, предпосылкой единства самосознания, поскольку клиника показала, что элементарные, грубые нарушения единства сознания в патологических случаях так называемого раздвоения или распада личности (деперсонализации) бывают связаны с нарушениями органической чувствительности. Но это отражение единства органической жизни в общей органической чувствительности является разве только предпосылкой для развития самосознания, а никак не его источником. Источник самосознания никак не приходится искать в "соотношениях организма с самим собой", выражающихся в рефлекторных актах, служащих для регулирования его функций (в которых ищет их, например, П.Жане). Подлинный источник и движущие силы развития самосознания нужно искать в растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими.

Не сознание рождается из самосознания, из "я", а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом практической и теоретической деятельности, "я" само формируется в ней. Реальная, не мистифицированная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и основными событиями ее жизненного пути.

Первый этап в формировании личности как самостоятельного субъекта, выделяющегося из окружающего, связан с овладением собственным телом, с возникновением произвольных движений. Эти последние вырабатываются в процессе формирования первых предметных действий.

Дальнейшей ступенькой на этом же пути является начало ходьбы, самостоятельного передвижения. И в этом втором, как и в первом, случае существенна не столько сама по себе техника этого дела, сколько то изменение во взаимоотношениях индивида с окружающими людьми, к которому приводит возможность самостоятельного передвижения, так же как и самостоятельного овладения предметом посредством хватательных движений. Одно, как и другое, одно вместе с другим порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к другим людям. Ребенок реально начинает становиться относительно самостоятельным субъектом различных действий, реально выделяясь из окружающего. С осознанием этого объективного факта и связано зарождение самосознания личности, первое представление ее о своем "я". При этом человек осознает свою самостоятельность, свою обособленность от окружения лишь через свои отношения с окружающими его людьми, и он приходит к самосознанию, к познанию собственного "я" через познание других людей. Не существует "я" вне отношений к "ты", и не существует самосознания вне осознания другого человека как самостоятельного субъекта. Самосознание является относительно поздним продуктом развития сознания, предполагающим в качестве своей основы становление ребенка практическим субъектом, сознательно отделяющим себя от окружения.

Существенным звеном в ряде основных событий в истории становления самосознания является и овладение речью, представляющей собой форму существования мышления и сознания в целом. Играя значительную роль в развитии сознания ребенка, речь вместе с тем существенно увеличивает действенные возможности ребенка, изменяя его взаимоотношения с окружающими. Вместо того чтобы быть объектом направляющихся на него действий окружающих взрослых, ребенок, овладевая речью, приобретает возможность направлять действия окружающих его людей по своему желанию и через посредство других людей воздействовать на мир. Все эти изменения в поведении ребенка и в его взаимоотношениях с окружающими порождают, осознаваясь, изменения в его сознании, а изменения в его сознании в свою очередь ведут к изменению его поведения и его внутреннего отношения к другим людям.

Вопрос о том, является ли индивид субъектом с развитым самосознанием и выделяющим себя из окружения, осознающим свое отношение к нему как отношение, нельзя решать метафизически. В развитии личности и ее самосознания существует ряд ступеней. В ряду внешних событий жизни личности сюда включается все, что делает человека самостоятельным субъектом общественной и личной жизни: от способности к самообслуживанию до начала трудовой деятельности, делающей его материально независимым. Каждое из этих внешних событий имеет и свою внутреннюю сторону; объективное, внешнее, изменение взаимоотношений человека с окружающими, отражаясь в его сознании, изменяет и внутреннее, психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение и к другим людям, и к самому себе.

Однако этими внешними событиями и теми внутренними изменениями, которые они вызывают, никак не исчерпывается процесс становления и развития личности.

Самостоятельность субъекта никак не исчерпывается способностью выполнять те или иные задания. Она включает более существенную способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, определять направление своей деятельности. Это требует большой внутренней работы, предполагает способность самостоятельно мыслить и связано с выработкой цельного мировоззрения. Лишь у подростка, у юноши совершается эта работа: вырабатывается критическое мышление, формируется мировоззрение, поскольку приближение поры вступления в самостоятельную жизнь с особой остротой ставит перед юношей вопрос о том, к чему он пригоден, к чему у него особые склонности и способности; это заставляет серьезнее задуматься над самим собой и приводит к заметному развитию у подростка и юноши самосознания. Развитие самосознания проходит при этом ряд ступеней - от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе развития самосознания центр тяжести для подростка все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт к характеру в целом. С этим связаны осознание - иногда преувеличенное - своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне.

На этих высших ступенях развития личности и ее самосознания особенно значительны оказываются индивидуальные различия. Всякий человек является личностью, сознательным субъектом, обладающим и известным самосознанием; но не у каждого человека те качества его, в силу которых он признается нами личностью, представлены в равной мере, с той же яркостью и силой. В отношении некоторых людей именно это впечатление, что в данном человеке мы имеем дело с личностью в каком-то особенном смысле этого слова, господствует над всем остальным. Мы не смешаем этого впечатления даже с тем очень близким, казалось бы, к нему чувством, которое мы обычно выражаем, говоря о человеке, что он индивидуальность. "Индивидуальность", - говорим мы о человеке ярком, т. е. выделяющемся известным своеобразием. Но когда мы специально подчеркиваем, что данный человек является личностью, это означает нечто большее и другое. Личностью в специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы. У личности есть свое лицо. Такой человек не просто выделяется в том впечатлении, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. В высших своих проявлениях это предполагает известную самостоятельность мысли, небанальность чувства, силу воли, какую-то собранность и внутреннюю страстность. При этом во всякой сколько-нибудь значительной личности всегда есть какой-то отлёт от действительности, но такой, который ведет к более глубокому проникновению в нее. Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Но личность - это не существо, которое просто вросло в среду; личностью является лишь человек, способный выделить себя из своего окружения для того, чтобы по-новому, сугубо избирательно связаться с ним. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно выявляется во всем его существе.

Подлинная личность определенностью своего отношения к основным явлениям жизни заставляет и других самоопределиться. К человеку, в котором чувствуется личность, редко относятся безразлично, так же как сам он не относится безразлично к другим; его любят или ненавидят; у него всегда есть враги и бывают настоящие друзья. Как бы мирно внешне ни протекала жизнь такого человека, внутренне в нем всегда есть что-то активное, наступательно-утверждающее.

Как бы то ни было, каждый человек, будучи сознательным общественным существом, субъектом практики, истории, является тем самым личностью. Определяя свое отношение к другим людям, он самоопределяется. Это сознательное самоопределение выражается в его самосознании. Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим "я". "Я" - это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании. Радикально-идеалистические течения психологии сводят обычно личность к самосознанию. У.Джемс надстраивал самосознание субъекта как духовную личность над личностью физической и социальной. В действительности личность не сводится к самосознанию, и духовная личность не надстраивается над физической и социальной. Существует лишь единая личность - человек из плоти и крови, являющийся сознательным общественным существом. Как "я" он выступает, поскольку с развитием самосознания осознает себя как субъекта практической и теоретической деятельности.

К своей личности человек относит свое тело, поскольку овладевает им и органы становятся первыми орудиями воздействия на мир. Складываясь на основе единства организма, личность этого тела присваивает его себе, относит к своему "я", поскольку его осваивает, овладевает им. Человек связывает более или менее прочно и тесно свою личность и с определенным внешним обликом, поскольку в нем заключены выразительные моменты и отражается склад его жизни и стиль деятельности. Поэтому, хотя в личность включается и тело человека, и его сознание, никак не приходится говорить (как это делал Джемс) о физической личности и личности духовной, поскольку включение тела в личность или отнесение его к ней основывается именно на взаимоотношениях, между физической и духовной стороной личности. В не меньшей, если не в большей, степени это относится и к духовной стороне личности; не существует особой духовной личности в виде какого-то чистого бесплотного духа; самостоятельным субъектом она является, лишь поскольку, будучи материальным существом, она способна оказывать материальное воздействие на окружающее. Таким образом, физическое и духовное - это стороны, которые входят в личность лишь в их единстве и внутренней взаимосвязи.

К своему "я" человек в еще большей мере, чем свое тело, относит внутреннее психическое содержание. Но не все и из него он в равной мере включает в собственную личность. Из психической сферы человек относит к своему "я" преимущественно свои способности и особенно свой характер и темперамент - те свойства личности, которые определяют его поведение, придавая ему своеобразие. В каком-то очень широком смысле все переживаемое человеком, все психическое содержание его жизни входит в состав личности. Но в более специфическом смысле своем, относящимся к его "я", человек признает не все, что отразилось в его психике, а только то, что было им пережито в специфическом смысле этого слова, войдя в историю его внутренней жизни. Не каждую мысль, посетившую его сознание, человек в равной мере признает своей, а только такую, которую он не принял в готовом виде, а освоил, продумал, т. е. такую, которая явилась результатом собственной его деятельности.

Точно так же и не всякое чувство, мимолетно коснувшееся его сердца, человек в равной мере признает своим, а только такое, которое определило его жизнь и деятельность. Но все это - и мысли, и чувства, и точно так же желания - человек по большей части в лучшем случае признает своим, в собственное же "я" он включит лишь свойства своей личности - свой характер и темперамент, свои способности и к ним присоединит он разве мысль, которой отдал все свои силы, и чувства, с которыми срослась вся его жизнь.

Реальная личность, которая, отражаясь в своем самосознании, осознает себя как "я", как субъекта своей деятельности, является общественным существом, включенным в общественные отношения и выполняющим те или иные общественные функции. Реальное бытие личности существенно определяется ее общественной ролью: поэтому, отражаясь в самосознании, эта общественная роль тоже включается человеком в его "я". <…>

Эта установка личности нашла себе отражение и в психологической литературе. Задавшись вопросом о том, что включает личность человека, У.Джемс отмечал, что личность человека составляет общая сумма всего того, что он может называть своим. Иначе говоря: человек есть то, что он имеет; его имущество составляет его сущность , его собственность поглощает его личность. <…>

В известном смысле и мы можем, конечно, сказать, что трудно провести грань между тем, что человек называет самим собой, и кое-чем из того, что он считает своим. То, что человек считает своим, в значительной мере определяет и то, чем он сам является. Но только это положение приобретает у нас иной и в некотором отношении противоположный смысл. Своим человек считает не столько те вещи, которые он себе присвоил, сколько то дело, которому он себя отдал, то общественное целое, в которое он себя включил. Своим считает человек свой участок работы, своей он считает родину, своими он считает ее интересы, интересы человечества: они его, потому что он их.

Для нас человек определяется прежде всего не его отношением к его собственности , а его отношением к его труду . <…> Поэтому и его самооценка определяется тем, что он как общественный индивид делает для общества. Это сознательное, общественное отношение к труду является стержнем, на котором перестраивается вся психология личности; оно же становится основой и стержнем ее самосознания.

Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это - как и сознание вообще - не пассивно, не зеркально. Представление человека о самом себе, даже о собственных психических свойствах и качествах, далеко не всегда адекватно их отражает; мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже когда он стремится верно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда объективно отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самосознание человека не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Самосознание, включая и то или иное отношение к себе, тесно связано и с самооценкой . Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки.

Сознание человека - это вообще не только теоретическое, познавательное, но и моральное сознание. Корнями своими оно уходит в общественное бытие личности. Свое психологически реальное выражение оно получает в том, какой внутренний смысл приобретает для человека все то, что совершается вокруг него и им самим.

Самосознание - не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития; при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс ее реального развития. В ходе этого развития, по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс ее переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека , образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Способность, вырабатывающаяся в ходе жизни у некоторых людей, осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить сами задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, - это нечто, бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний, это драгоценное и редкое свойство - мудрость.

Из книги Азбука для несовершеннолетних: Сборник автора Автор неизвестен

Самосознание – осознание человеком себя как личности, своей способности принимать самостоятельные решения и вступать на этой основе в отношения с людьми и природой, нести ответственность за принятие решения и действия.Для начала нужно уяснить себе, что следует

Из книги Восхождение к индивидуальности автора Орлов Юрий Михайлович

Как устроено наше самосознание? Хотя самосознание возникает вследствие развития сознания, между ними имеется существенная разница. Осознание самого себя вначале всегда возникает в результате отождествления самого себя с тем, что я считаю непосредственно относящимся

Из книги Психология подсознания автора Подводный Авессалом

Внимание и самосознание Внимание как таковое характеризуется не только тем, на что оно обращено, но и тем, откуда, каким образом оно направлено. Например, человек может смотреть с точки зрения духа или эго, лично или надлично и т. п. В сознании подобные установки

Из книги Семейная педагогика автора Азаров Юрий Петрович

Глава 5 Самосознание личности До сих пор мы говорили о двух сферах отношений: отношении ребенка к предметному миру (учение, труд, искусство) и отношении ко всему живому, и прежде всего к человеку.Но есть еще и третья сфера, которая не всегда учитывается в воспитании, – это

Из книги Сердце разума. Практическое использование методов НЛП автора Андреас Коннира

Самосознание: понять себя Многие из нас ищут в других людях заверения в том, что мы сами редко испытываем или не испытываем никогда. Если мы не считаем себя способными, сексуальными, привлекательными и т. д., мы часто пытаемся найти таких людей, которые сказали бы нам об

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Глава XX САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

Из книги Перестаньте детей воспитывать [Помогите им расти] автора Некрасова Заряна

Как формируется самосознание Постепенно и поэтапно.У младенца самосознания (самоОсознания) как такового ещё нет. Есть эмоционально окрашенное самоощущение (это - предтеча личности, самосознания). Он просто ощущает себя в мире, сначала - в слиянии с мамой, потом - себя

Из книги Общая психология автора Первушина Ольга Николаевна

СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ Самосознание, по мнению И. М. Сеченова, это отражение акта собственного сознания. Самосознание позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом

Из книги Подросток [Трудности взросления] автора Казанская Валентина

Самосознание подростка и его особенности Как мы видели, подросток пытается осмыслить самого себя, своих друзей, родителей и общественные ценности. Понять самого себя, свое предназначение, осмыслить свою жизнь, свое место в обществе возможно при развитии самосознания.

Из книги Психология развития [Методы исследования] автора Миллер Скотт

Самосознание Исследования развития самосознания у детей начинаются с постановки базового вопроса: Когда ребенок впервые осознает, что он обладает собственным Я? И тут же неизбежно встает методологический вопрос: какие данные мы могли бы использовать для выяснения того,

Из книги Расколотое "Я" автора Лэйнг Рональд Дэвид

Из книги Преображение. Путевые заметки автора Калинаускас Игорь Николаевич

Это загадочное самосознание Самосознание. Именно о нем мы чаще всего забываем, потому что им мы это делаем, его мы, естественно, не видим и о нем мы, поэтому, не помним. В данном случае мы можем говорить о самосознании как о почти абсолютно совершенной рефлексии. Тут есть

Из книги Без революций. Работаем над собой, оставаясь в гармонии автора Стивенс Майкл

Глава 1 Самосознание Мы все находимся здесь и сейчас. Все за пределами этого знания – фантазия. Г. Л. Менкен, американский журналист и сатирик (1880–1956) Осознанность против знания Являетесь ли вы человеком сознающим? Если вы считаете, что да, спросите, насколько хорошо вы

Из книги Трактат по Революционной Психологии автора Веор Самаэль Аун

Из книги Мозг рассказывает [Что делает нас людьми] автора Рамачандран Вилейанур С.

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

Самосознание свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе общественных отношений, своих общих интересов и идеалов. В самосознании человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет свое место в круговороте природных и общественных событий. Самосознание тесно связано с , где оно выходит на уровень теоретического .

Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают прежде всего другие люди, самосознание по самому существу носит общественный характер. В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности : деятельность, общение, самосознание.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В.С. Мерлину):

  • сознание отличия себя от остального мира;
  • сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;
  • сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;
  • социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

В современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания. Традиционным является понимание самосознания как исходной генетически первичной формы человеческого сознания, основывающейся на самоощущениях, самовосприятие человека, когда еще в раннем детстве формируется у ребенка целостное представление о своем физическом теле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концепции «первичности» указывается, что способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной самосознания, которая его порождает.

Существует и противоположная точка зрения (С.Л. Рубинштейн) согласно которой самосознание - высший вид сознания, возникший как результат развития сознания. Не сознание рождается из самопознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности.

Третье направление психологической науки исходит из того, что осознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались одновременно, едино и взаимообусловленно. По мере объединения «предметных» ощущений складывается представление человека о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений - о самом себе. В онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе формируется схема собственного тела и формируется «чувство Я». Затем по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек может осмысливать свое отличие в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается внутренне связанным с аффективным самопереживанием (В.П. Зинченко). Исследования показали, что самоощущение контролируется правым полушарием мозга, а рефлексивные механизмы самосознания - левым полушарием.

Критерии самосознания:

  1. выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);
  2. осознание своей активности - «Я, управляю собой»;
  3. осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);
  4. моральная оценка себя, наличие рефлексии - осознание своего внутреннего опыта.

Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.

При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: «текущее Я» и «личностное Я». «Текущее Я» обозначает конкретные формы осознания себя в текущем настоящем, то есть непосредственные процессы деятельности самосознания. «Личностное Я» - это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.

Поскольку самоотражаются все процессы сознания, постольку человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и сознавать себя сознающим, самооценивающим.

В структуре самосознания можно выделить:

  1. осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»);
  2. осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);
  3. познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);
  4. эмоциональное, чувственное представление о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя:

  • самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);
  • самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

Наиболее известная в современной науке модель структуры самосознания предложена К. Юнгом и основана на противопоставлении осознаваемых и неосознаваемых элементов человеческой психики. Юнг выделяет два уровня самоотображения. Первый - субъект всей человеческой психики - «самость», которая персонифицирует как сознательные, так и бессознательные процессы, и поэтому есть как бы тотальная личность. Второй уровень - форма продления «самости» на поверхности сознания, осознаваемый объект, сознательное «Я». Когда человек думает: «Я знаю себя», «Я чувствую, что я устал», «Я ненавижу себя», то в этом случае он является одновременно и субъектом и объектом. Несмотря на идентичность «Я»-субъекта и «Я»-объекта, все же необходимо отличать - принято называть первую сторону личности «Я», а вторую - «самостью». Различие между «Я» и самостью относительно. «Я» является наблюдающим началом, самость - наблюдаемым. «Я» современного человека научились наблюдать за его самостью и чувствами, как если: чем-то отличным от него. Однако «Я» может наблюдать и за своей склонностью наблюдать - и в этом случае то, что сначала было «Я», становится самостью.

Гуманистические психологи рассматривают самость как целенаправленность всей личности на осуществление максимума потенциальных возможностей индивида.

Мерилом для человека в его отношении к себе являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

В структуре самосознания можно выделить 4 уровня:

  • в непосредственно-чувственный уровень - самоощущение, самопереживание психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате достигается простейшая самоидентификация личности;
  • в целостно-образный, личностный уровень - осознание себя как деятельного начала, проявляется как самопереживание, самоактуализация, отрицательная и положительная идентификация и поддержание аутоидентичности своего «Я»;
  • рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень - осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности, в результате возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;
  • целенаправленно-деятельный уровень - своеобразный синтез трех рассмотренных уровней, в результате выполняются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания, самовыражения.

Информационное наполнение структур самосознания связано с двумя механизмами его деятельности: уподоблением, отождествлением себя с кем-то или чем-то («самоидентификация») и интеллектуальным анализом своего «Я» ( и саморефлексия).

В целом можно выделить три пласта сознания человека:

1) отношение к себе

2) отношение к другим людям

3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным:

  1. эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне помогают, то - хорошие люди»));
  2. группоцентрическии уровень отношений («Если другой человек принадлежит к моей группе, он - хороший»);
  3. просоциальный уровень («Другой человек - это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть», «Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой»);
  4. эстохолический уровень - уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность - главное в отношении к другому человеку»).

Нарушения самосознания

При всех психических заболеваниях самосознание поражается раньше, чем предметное сознание. Существуют специфические расстройства самосознания:


 


Читайте:



Описание, примеры метеоров и метеоритов

Описание, примеры метеоров и метеоритов

Метеориты состоят из тех же химических элементов, которые имеются и на Земле. В основном это 8 элементов: железо, никель, магний, сера, алюминий,...

Петр III - биография, информация, личная жизнь

Петр III - биография, информация, личная жизнь

У каждого из российских правителей было множество неразгаданных до сих пор тайн, однако, одним из самых загадочных российских императоров был Петр...

Шесть фактов о квантовой физике, которые должен знать каждый Все состоит из волн - и частиц тоже

Шесть фактов о квантовой физике, которые должен знать каждый Все состоит из волн - и частиц тоже

Перевод По словам Оуэна Маруни, работающего физиком в Оксфордском университете, с момента появления квантовой теории в 1900-х годах все говорили о...

Когда появился первый человек?

Когда появился первый человек?

Многие из нас хотя бы раз в жизни задавались вопросом о том, как появился человек. Не менее интересна загадка о возникновении Земли. Полностью...

feed-image RSS