Главная - Карр Аллен
Смотреть что такое "Цин" в других словарях. Глава XIII. Китай под властью маньчжурской династии

Первоначально династия называлась «Поздняя Цзинь» (金 - золото), название было изменено на «Цин» (清 - «чистый») в 1636 году . Во время правления Цин территория Китая распространилась на Синьцзян и Тибет . В первой половине XVIII в. цинскому правительству удалось наладить достаточно эффективное управление страной, одним из результатов чего было то, что в этом веке наиболее быстрые темпы роста численности населения наблюдались именно в Китае. Цинский двор проводил политику самоизоляции, что в конце концов привело к тому, что в XIX в. Китай был насильно открыт западными державами и превратился в полуколониальную страну.

Последующее сотрудничество с Западными державами позволило династии избежать краха во время восстания Тайпинов , проводить сравнительно успешную модернизацию и т.о. просуществовать до начала 20 в., однако оно же послужило причиной растущих националистических (антиманчжурских) настроений.

За полтора века затянувшейся политической борьбы в верхах за необходимые стране реформы процесс разорения крестьян достиг крайней степени. Снова оживилась деятельность тайных обществ типа «Белого лотоса». Год от года возрастало количество беглых, значительная часть которых шла в отряды разбойного люда. Брошенные против мятежников войска не могли справиться с разгоравшимся восстанием, а в засушливом и голодном 1628 г. в его ряды влились новые массы готовых на все отчаявшихся крестьян. Выдвинулись и талантливые предводители восставших, одним из которых был Ли Цзы-чэн (1606-1645), проявивший незаурядные организационно-политические и полководческие способности. Ли Цзы-чэн, заботившийся о возвращении к попранной норме, к существовавшим до кризиса отношениям, на занятых им землях конфисковывал имущество богатых, брал небольшие налоги, раздавал неимущим конфискованные земли и всенародно наказывал взяточников и притеснителей. Эти меры всегда помогали восставшим одерживать победы, так что неудивительно, что в 1644 г. войска Ли заняли Пекин, а сам он, покончив с Мин, объявил себя императором. Но на этом на сей раз события не закончились. Напротив, они стали развиваться самым драматическим образом.

На протяжении всей второй половины правления Мин, когда в стране шла ожесточенная внутренняя борьба за реформы, внешняя политика империи была малоэффективной. И хотя при императоре Вань Ли на рубеже XV-XVI вв. была отреставрирована Великая стена, она не мешала соседям Китая совершать на него спорадические набеги. Осложнились и отношения с южными соседями Китая: в XVI в. усилившаяся Япония, которой управлял сёгун Хидэёси, попыталась было вторгнуться в Корею и Китай. Несмотря на то, что вторжение закончилось неудачей, военных лавров минской армии оно не прибавило. В XVI-XVII вв. в Китае появляются первые европейцы – португальцы, затем голландцы. Большую роль при дворе последних минских императоров играли католические миссионеры-иезуиты, познакомившие Китай с неизвестными ему инструментами и механизмами (часы, астрономические приборы), наладившие производство огнестрельного оружия и в то же время обстоятельно изучавшие Китай. К началу XVII в. относятся и первые контакты России с Китаем (миссия Ивана Петлина в 1618 г.). На фоне всех этих многочисленных внешнеполитических, а затем и активных внешнеторговых связей с разными странами мира отношения с небольшим племенем маньчжуров, отдаленных потомков некогда разгромленных монголами чжурчжэней, были вначале чем-то маловажным и второстепенным. Однако в начале XVII в. ситуация стала быстро меняться.

Вождь маньчжуров Нурхаци (1559-1626) сумел не только сплотить под своим началом несколько десятков разрозненных племен, но и заложить основы политической организации. Как и в свое время монгольский Темучин, он обратил преимущественное внимание на армию. И хотя Нурхаци не сумел либо не стремился создать неплеменную армейскую структуру по монгольскому образцу, а ограничился укреплением племенных отрядов (по числу основных племен армия стала именоваться «восьмизнаменной»), маньчжурское войско оказалось весьма активным и боеспособным. В 1609 г. Нурхаци прекратил выплачивать дань минскому Китаю, связи с которым, как и влияние китайской культуры, немало сделали для ускорения темпов развития маньчжурского этноса. Затем он провозгласил собственную династию Цзинь (название, взятое от чжурчжэньского, явно подчеркивало как родство, так и претензии молодого государства) и в 1618 г. начал вооруженную борьбу с Китаем. За сравнительно небольшой срок он успел добиться немалого, выйдя практически к рубежам Великой стены в районе Шаньхайгуаня, на крайней восточной оконечности стены. Преемник Нурхаци Абахай (годы правления: 1626-1643) провозгласил себя императором, изменив название династии на Цин и установив на всей территории Южной Маньчжурии и захваченных им ханств Южной Монголии централизованную администрацию по китайскому образцу.

Вот с этого-то времени маньчжурская конница и стала совершать регулярные набеги на Китай, грабя и увозя в плен, превращая в рабов сотни тысяч китайцев. Естественно, это вынудило минских императоров не просто стянуть войска к Шаньхайгуаню, но и сконцентрировать здесь едва ли не лучшую, крупнейшую и наиболее боеспособную из всех своих армий во главе с У Сань-гуем. После разгрома всех остальных минских армий и вступления Ли Цзы-чэна в Пекин в 1644 г. только армия У Сань-гуя продолжала представлять собой серьезную и боеспособную воинскую единицу, с которой следовало считаться. И новый император, понимая это, решил пойти на переговоры.

Собственно, У Сань-гуй был готов к переговорам. И как знать, чем они могли бы завершиться, если бы не драматическая случайность, которая спутала все карты. Вообще говоря, случайностями вымощена история человечества, хотя в них, как известно, проявляется историческая закономерность. Согласно китайским хроникам, в поисках контакта с родственниками У Сань-гуя новый император посетил дом семьи У, где ему случайно попалась на глаза любимая наложница полководца. Трудно сказать, как точно развивались события, но одно вполне определенно: отец У Сань-гуя в письме к сыну, где излагались предложения Ли Цзы-чэна покончить спор миром, одновременно упомянул о том, что новый император остался неравнодушен к его любимой наложнице. Реакция У Сань-гуя была однозначной: он уже не только не помышлял о переговорах, но кипел гневом и искал способы быстрейшего отмщения.

Следовало как можно скорее покончить с самозванным императором и для этого У Сань-гуй обладал достаточными силами. Но от Шаньхайгуаня до Пекина путь немалый, особенно для пехоты. Иное дело – конница. И недолго думая, китайский полководец вступил в переговоры с маньчжурами. Видимо, немало им пообещав, он добился их согласия и открыл для их отрядов ворота Шаньхайгуаня. Есть основания полагать, что, сделав это и двинувшись на Пекин вслед за маньчжурской конницей, У Сань-гуй в мечтах видел уже на китайском троне самого себя. Однако, когда он с войсками вошел в Пекин, оказалось, что он опоздал. Маньчжуры не только изгнали из столицы Ли Цзы-чэна, который вскоре погиб, но и успели объявить своего малолетнего императора Шуньчжи правителем всего Китая – теперь уже цинского Китая. И хотя власть маньчжурской династии простиралась в это время лишь на район столицы и ее окрестности, дело было сделано. Воевать с маньчжурами в создавшейся ситуации, имея опору лишь в растянутой на многие сотни километров армии, У Сань-гуй не мог, быть может, не решился. Признав, что проиграл, он пошел с армией на службу к завоевателям.

Надо сказать, что антиманьчжурская борьба продолжалась в Китае довольно долго. Но ослабленная длительными внутриполитическими неурядицами и только что пережившая крестьянскую войну страна оказалась легкой добычей для хорошо вооруженного и по-боевому организованного войска завоевателей с их высоким потенциалом пассионарности. Маньчжуры же довольно быстро поставили на службу себе уцелевшие китайские войска, ядром которых была армия У Сань-гуя. Два-три десятка лет ушло на то, чтобы подавить сопротивление, едва ли не последним отчаянным актом которого было восстание 1673 г., которое возглавил все тот же У Сань-гуй, бывший к тому времени наместником юго-западных провинций страны. Жребий неудачника, однако, явно преследовал его: восстание было подавлено, а Китай на долгие века стал империей Цин, возглавлявшейся маньчжурскими правителями.

Как и их многочисленные иноземные предшественники на императорском китайском троне, маньчжуры, несмотря на сохраненные для восьмизнаменных войск и всей маньчжурской аристократии привилегии и на официальное запрещение смешанных браков (запрет действовал не слишком строго), быстро китаизировались. Причем они сознательно не препятствовали этому. Конечно, они стремились сохранить от растворения в гигантской массе китайцев свой немногочисленный этнос, и благодаря запретам и изоляции им это в определенной мере удалось. Но они никогда, подобно монголам, не противопоставляли себя китайцам в плане культурном, напротив, охотно впитывали китайскую культуру, становились конфуцианцами.

Начиная с Канси (годы правления: 1662-1723), маньчжурские императоры были конфуцианцами, причем ревностными. Они управляли страной, следуя древним заветам и внимая советам конфуцианских ученых-чиновников. Были сохранены традиционная китайская административная система, как и механизм воспроизводства бюрократии, т. е. система экзаменов. Были проведены аграрные мероприятия, направленные на упорядочение землепользования и налогообложения. Казенные земли гуань-тянь щедро раздавались маньчжурам, и правительство строго следило за тем, чтобы не слишком привязанные к земле вчерашние воины-кочевники не продавали своих наделов. А если такое все же случалось, правительство время от времени выкупало проданные земли и возвращало их маньчжурам. Императоры строго следили также и за порядком в крестьянской общинной деревне, за эффективностью отвечавших за налоги и связанных круговой порукой низовых ячеек – пятидворок, десятидворок. Все эти меры в общем давали свои результаты. Китай под властью династии Цин на протяжении первых двух веков развивался достаточно интенсивно. Невероятно быстрый рост народонаселения (на рубеже XVIII-XIX вв. в Китае насчитывалось около 300 млн. человек, тогда как на протяжении предшествующих двух тысячелетий средняя численность населения страны колебалась на уровне 60 млн.) внес свои коррективы в привычную динамику династийного цикла.

Дело в том, что бурно возраставшее демографическое давление имело и плюсы, и минусы. Минусом была явная нехватка земли, аграрное перенаселение. Давно ушли в прошлое те времена, когда крестьянский надел измерялся сотней му. Теперь он стал почти на порядок меньше, равнялся немногим десяткам му, если даже не измерялся единицами тех же му. Но зато во многом изменилось отношение к земле. Демографическое давление вызвало к жизни феномен все возраставшей интенсификации и увеличения производительности труда. Улучшались агротехнические приемы, использовались севообороты, принимались во внимание местные условия для выращивания наиболее выгодных культур и реализации их на рынке. И во всем этом активное участие принимало государство – ведь оно было в конечном счете ответственным за все, включая хозяйство страны. Положение в земледелии для него не могло не иметь значения.

В соответствии с классическим тезисом китайской древности: «земледелие – ствол, основа; торговля, ремесло и иные занятия – ветви, второстепенное» – маньчжурское правительство и весь аппарат его администрации обращали внимание именно на состояние землепользования, так как положение в этой сфере экономики не только гарантировало основную часть доходов казны, но и обеспечивало внутреннюю стабильность империи. Маньчжуры обеспечили покорность китайского населения (символом его была коса, которую под страхом смерти обязаны были носить китайцы мужского пола), но, добившись этого, весьма активно заботились о процветании экономики страны и благосостоянии ее населения, вполне всерьез воспринимая при этом классический конфуцианский тезис о том, что высшая цель верхов – благо народа, на котором зиждится благополучие государства.

Если не считать земель категории гуань-тянь, которые раздавались маньчжурской знати и солдатам, за счет которых существовали императорский двор и храмы, а также выделялись служебные наделы чиновникам, то все основные земли страны были, как и обычно, землями минь-тянь. Было бы неточным считать эти земли частными, даже если они почти свободно переходили из рук в руки. Ведь перемещение земельных участков из одних рук в другие – феномен, с которым Китай был знаком всегда, по меньшей мере с Чжоу. И для китайского государства, которое, впрочем, было озабочено тем, чтобы каждый пахарь имел свое поле, в принципе было не так уж важно, у кого земля; важно только, чтобы за ее использование аккуратно выплачивалась рента-налог. Едва ли не наиболее очевидно это из того, что все земледельцы-налогоплательщики для китайского государства всегда были единым недифференцированным сословием, вне зависимости от их имущественного состояния или имущественных и иных социальных различий. Другое дело, что существенное перемещение земель во владение богатых всегда так или иначе ударяло по казне, и именно поэтому государство то и дело предусматривало в своих реформах препятствия для такого перемещения или заново предоставляло земли всем нуждающимся в них. Но можно ли было обойтись без этого и, точнее, как с этим обстояло дело в цинском Китае?

Из источников явствует, что основным контингентом богатых землевладельцев были шэньши и разбогатевший городской люд, ремесленники и торговцы. Связи между этими категориями владельцев, как и между ними, с одной стороны, и разбогатевшими деревенскими землевладельцами – с другой, издавна были самыми тесными. В богатых деревенских кланах всегда были свои шэньши, а богатые горожане не упускали случая породниться с обедневшими шэньши и тем повысить свой статус. Все это в конечном счете влекло за собой, как и обычно, перекачивание всей тяжести налогов на средних и мелких землевладельцев. Ведь с шэньши, которые помогали чиновникам управлять страной и принимали активное участие во всех общественных делах на местах – в строительстве дорог, храмов, плотин, каналов, сборе налогов, организации тех или иных массовых движений и начинаний и т. п., – много не возьмешь. Напротив, к ним еще и прилипало немало из того, что бралось в форме налогов и повинностей в данном уезде. Так что же было делать с интересами казны?

Уже говорилось о том, что в цинском Китае обычный династийный цикл несколько деформировался за счет прежде всего гигантского демографического взрыва. В земельных отношениях, бывших всегда фундаментом каждого цикла, эти изменения нашли свое отражение в том, что увеличившееся население и резкая интенсификация земледельческого труда с соответствующим ростом производства (другой вопрос, всегда ли компенсировал этот рост увеличившееся количество голодных ртов) заметно ослабили заботы государства о регулярном поступлении налогов в казну. Вместе с увеличением производства объективно возникала возможность и роста налогов. Хотя значительная часть земель оказывалась в руках богатых и они не очень-то торопились платить в казну налоги, на общей массе налогов с данного уезда это не сказывалось слишком заметно, ибо возросшее количество дворов возмещало потери. Дело в том, что с 1713 г. налоговая квота с каждого уезда надолго была жестко фиксированной. Практически это значило, что казна довольствовалась сбором точно означенной суммы, тогда как все остальное могло едва ли не беспрепятственно оказываться в распоряжении местной власти, т. е. уездного чиновника и окружавших его богатых земледельцев и шэньши, на которых этот чиновник, а вместе с ним и вся власть, надежно опирались. Мало того, из этих собранных сверх квоты налоговых сумм свою долю получали и чиновники более высоких рангов, вплоть до столичных. Государство знало об этом и, видимо, даже не всегда считало это коррупцией. Просто это была форма дополнительной оплаты власть имущих, форма подкормки шэньши, число которых в XVIII-XIX вв. в цинском Китае исчислялось, с семьями, в несколько миллионов человек.

Китайская династия Цинь пребывала у власти всего полтора десятилетия. Однако именно ей, а прежде всего первому правителю этого имени - Цинь Шихуанди, было суждено войти в историю как объединителю разрозненных китайских царств в единую централизованную империю, заложившую основы социально-экономического и административно-политического развития Китая на многие столетия вперёд.

Предпосылки возникновения империи в древнем Китае

На протяжении пятого-третьего веков древние царства на территории Китая постоянно воевали друг с другом за первенство. В этих условиях будущее им могло обеспечить лишь объединение разрозненных образований в единую сильную державу, способную обеспечить защиту собственных границ от внешних врагов и захватывать на соседних территориях рабов и новые земли. В силу непрекращающейся вражды китайских княжеств подобное объединение можно было произвести только насильственным путём под эгидой сильнейшего из них, что в итоге и случилось.

Временной отрезок с 255 по 222 гг. до нашей эры вошёл в историю Китая как период Чжаньго - "борющихся (или сражающихся) царств". Самым сильным из них было княжество Цинь (территория современной провинции Шаньси). Его правитель, Ин Чжэн, взошёл на трон в возрасте двенадцати лет, однако весьма быстро проявил себя как сильный и жестокий властитель. До его совершеннолетия государством Цинь управлял Люй Бу-вэй, влиятельный торговец и придворный. Однако едва властителю Цинь исполнился двадцать один год, он немедля взял власть в собственные руки, безжалостно расправившись с Люй Бу-вэем, попытавшимся свергнуть его.

В результате многолетней борьбы к 221 году до нашей эры Ин Чжэну удалось подчинить себе все "сражающиеся царства" одно за другим: Хань, Чжао, Вэй, Чу, Янь и Ци. Встав во главе огромной державы, Ин Чжэн принял новый титул для себя и своих потомков - "хуанди", что означало "император".

Цинь Шихуанди - первый император Китая

Империя Цинь простиралась на огромной территории - от Сычуани и Гуандуна до Южной Маньчжурии. Взойдя на престол под именем Цинь Шихуанди, "первый император династии Цинь", Ин Чжэн, в первую очередь уничтожил независимые государственные образования на подчинённых ему землях. Государство было разделено на тридцать шесть областей, каждая из которых являлась также и военным округом. Во главе каждой области поставил двух управителей - гражданского и военного.

Была жёстко ограничена власть аристократии. Прежние аристократические титулы были упразднены - теперь критерием знатности выступали уровень богатства и заслуги перед государством. Чиновники громоздкого государственного аппарата на местах теперь находились под контролем центральной администрации, этому способствовало введение института инспекторов для наблюдения за их деятельностью.

Цинь Шихуанди провёл ряд других реформ, которыми прославилась династия Цинь: он унифицировал денежную систему, ввёл единую систему веса, ёмкости и длины по всей стране, составил свод законов, установил единую для всей страны систему письменности.

Помимо этого, им было официально узаконено право свободной торговли землёй, что повлекло невиданное до сей поры обогащение знати наряду с массовым разорением свободных общинников. Значительное усиление налогового гнёта и рабочей повинности, а также новые чрезвычайно жёсткие законы, предусматривающие коллективную ответственность, привели к широкому распространению работорговли. Новая знать - богатые ремесленники, крупные ростовщики и торговцы - всячески поддерживала реформы, которые проводила династия Цинь, однако прежняя аристократия была ими исключительно недовольна. Конфуцианцы, выражавшие настроения последних, начали открыто критиковать деятельность правительства и предрекать империи скорую гибель. В результате по приказу Цинь Шихуанди конфуцианцы подверглись жесточайшим репрессиям.

Строительные мероприятия в империи Цинь

При правлении Цинь Шихуанди было проведено масштабное строительство сети ирригационных сооружений и дорог, охвативших всю страну. В 214-213 годах до нашей эры было начато возведение грандиознейшего фортификационного сооружения - Великой китайской стены - для защиты северных рубежей империи от кочевников.

Кроме того, во второй половине прошлого столетия археологами была обнаружена величественная гробница Цинь Шихуанди. В огромном склепе была замурована целая "терракотовая армия" - шесть тысяч выполненных в натуральную величину фигур солдат и боевых коней, "охраняющих" вечный покой императора.

Религия в империи Цинь

Эпоха, когда у власти в Китае находилась династия Цинь, была временем полноправного господства религии. Все слои общества верили в сверхъестественное устройство мира. Согласно воззрениям, возникшим задолго до империи Цинь, бытие мира определялось взаимодействием двух космических начал - Инь и Ян. В тесной взаимосвязи с этим находилось представление о пяти мировых стихиях. Император объявлялся сверхъестественным существом, спустившимся с Неба. Считалось, что он находится под покровительством всех стихий, а его небесным "эквивалентом" выступало Солнце.

Сам Цинь Шихуанди отличался крайней степенью религиозности, сводившейся к фетишизму и примитивным суевериям. Он нередко прибегал к разнообразным заклинаниям, колдовству, потратил много времени и усилий на поиски даже снарядив в этих целях большую экспедицию на Японские острова.

Династия Цинь: падение

В 210 году до нашей эры, находясь в одной из инспекционных поездок по стране, император Цинь Шихуанди внезапно скончался (историки предполагают, что на тот момент ему был пятьдесят один год). На престол взошёл его сын, Эр Шихуанди, попытавшийся продолжить политику отца. Однако он сумел удержаться у власти всего два года. Недовольство различных слоёв населения тем, как правили императоры династии Цинь, переросло в гражданскую войну. Начало ей положило восстание крестьян под руководством Чэнь Шэна (209-208 годы до нашей эры). Крупные землевладельцы, а также потомки прежней, старой знати также восстали против центральной власти, одновременно сражаясь и с повстанцами-крестьянами.

В 207 году до нашей эры Эр Шихуанди был убит. Некий Чжао Гао, знатный сановник и родственник императора, возглавивший заговор против него, посадил на престол государства собственного сына - Цзы Ина. Однако новому правителю не суждено было удержаться на престоле. Не более чем через месяц Цзы Ин и его отец были убиты недовольной знатью. Они были последними мужчинами, состоящими в кровном родстве с Цинь Шихуанди. Таким образом, Династия Цинь в Китае пала, не просуществовав и двух десятков лет.

Историческое значение династии Цинь

Создание на территории Китая единой сильной централизованной империи сыграло важную роль в дальнейшем историческом развитии страны. Политическое объединение земель, законность права на частную собственность, деление населения по имущественному принципу и проведение мероприятий, поддерживающих рост торговли - всё это способствовало развитию общественных и экономических отношений в стране, заложило основы для дальнейших преобразований.

Однако слишком жёсткие меры, которые династия Цинь предпринимала в целях централизации государства, уничтожение старой знати, налоговый гнёт, повышение цен и повинностей, разорившие мелких и средних производителей, привели к мощной вспышке восстаний, положивших конец её правлению.

Династия Ся
Династия Шан
Династия Чжоу
Восточное Чжоу Период Весны и Осени
Период Сражающихся царств
Династия Цинь
(Династия Чу) - смутное время
Династия Хань Западная Хань
Синь , Ван Ман
Восточная Хань
Эпоха Троецарствия Вэй Шу
Западная Цзинь
Шестнадцать варварских государств Восточная Цзинь
Южные и Северные Династии
Династия Суй
Династия Тан

Северная Сун

Южная Сун

Династия Цин

Китайская Республика

История

Возникновение маньчжурского государства

В начале XVII в. вождь живших в Маньчжурии оседлых чжурчжэней Нурхаци (1559-1626) сумел не только сплотить под своим началом несколько десятков разрозненных племен, но и заложить основы политической организации. Претендуя на родство с чжурчжэньской династией Цзинь , Нурхаци объявил свой клан «Золотым родом» (Айсин Гёро). Роду Нурхаци принадлежало владение Маньчжоу.

Упадок Минской империи

Эпоха Канси-Цяньлун

Эпоха «закрытия» Китая

Опиумные войны и восстание тайпинов

Политика «самоусиления»

Японо-китайская война и движение ихэтуаней

«Новая политика»

Синьхайская революция и последние попытки реставрации монархии

После объединения Китая под властью гоминьдана в 1928 году Чан Кайши , боясь, что Пуи станет орудием Японии в борьбе против Китая, предложил экс-императору восстановить «Льготные условия» и денежные выплаты в случае его переезда в Шанхай. К этому времени Пуи уже целиком попал в японскую западню, и переходить из неё в неизмеримо более опасную гоминьдановскую не захотел. 18 сентября 1931 года, организовав «маньчжурский инцидент », японские войска оккупировали Маньчжурию. Получив заверения о том, что ему уготовлен императорский трон, Пуи добровольно перешёл на сторону японцев и стал сотрудничать с ними. В 1932 году правление династии Цин было восстановлено на территории марионеточного японского государства Маньчжоу-го , Пуи вступил на престол под девизом правления «Датун».

Управление

Вооружённые силы

Социально-экономическое развитие

Общество и культура

Императоры династии Цин

Династия Цин (также Великая Цин, кит. Дайцин; или Маньчжурская династия) - последняя императорская династия в истории Китая. Она была основана как ханство Поздняя Цзинь вождём чжурчжэней области Цзяньчжоу (к востоку от г. Фушунь провинции Ляонин) Нурхаци из рода Айсингиоро. В 1636 г. его сын Хунтайчжи ввёл новое наименование государства Цин. Одновременно подданные Цин получили название маньчжуров.

В 1644 г. маньчжурами (правление Шуньчжи) было начато успешное завоевание Китая, к 1683 г. оно окончательно завершилось Последующие 100 лет (правления императоров Канси, Юнчжэна и Цяньлуна) стали периодом территориального роста - присоединения Монголии, Восточного Туркестана и Тибета.

С конца XVIII века (правления Цзяцина, Даогуана и Сяньфэна) Цинская империя вступила в период стагнации, перешедший в 1840-е гг. в системный кризис, усугублённый военными поражениями от европейцев (англичан и французов), серией неполноправных договоров (с Англией, Францией, Россией и т.д.) и, что стало наибольшим испытанием для династии, восстаниями в южном и северо-западном Китае.

Ценой многочисленных уступок иностранным державам, колоссальными жертвами в ходе войн и восстаний, опасность для династии была устранена и, с 1860-х гг. начались попытки реформирования (правления Тунчжи и Гуансюя): движения «самоусиления» в 1860-1880-х гг., «сто дней реформ» в 1898 г. Несмотря на определённые успехи, Цинской империи не удалось преодолеть негативные тенденции, ставшие очевидными в ходе унизительных поражений от Японии и т.н. «боксёрского» восстания.

Последняя попытка системных реформ в 1901-1911 гг. была наиболее радикальной, она предполагала введение конституционной монархии и устранение пережитков прошлого. Однако, необходимая в ходе реформ централизация власти привела к конфликту императорского правительства с провинциальными элитами, сделавшими выбор в пользу революционного разрешения ситуации. Прямым следствием стало отречение императора Пуи и провозглашение республики.

Впрочем конфликт центра и регионов не был окончательно разрешён и уже в 1916 г. Китайская республика стала постепенно сползать в пучину гражданских войн между региональными милитаристскими кликами. В 1917 г. император Пуи на две недели был восстановлен на престоле, но вскоре отрёкся вторично. В 1924 г. он был изгнан из пекинского Запретного города, а в 1932 г. был тайно вывезен в Маньчжурию, где стал правителем прояпонского государства Маньчжоуго.

Первая Опиумная война 1839 - 1842 гг. Её последствия. Англия хотела сломить политику изоляции Китая и превратить его в свой колониальный придаток. Правители Китая отказались расширить связи с Китаем. В Китай было направлено несколько миссий, которые возглавил Макартней и Амхерст. Безуспешно для Англии. Стоимость покупаемых в Китае товаров превышала выручку от англ. ввоза. Англ. оплачивала товары серебром. Поэтому в Китай стал широко ввозиться опиум, что покрывало расходы на оплату китайских товаров и способствовало выкачке серебра из Китая. Кол-во ввозимого опиума всё увеличивалось. Цинское правительство издавало указы о запрете его ввоза. Английские купцы подкупали чиновников и маньчжурскую знать. Во взятках купцов-контрабандистов заинтересован весь гос. аппарат Китая. Англия добивалась легализации торговли опиумом и открытия китайских портов. В 1834 г. в Китай был направлен английский наблюдатель без уведомления китайских властей, так же прибыло 2 военных корабля в Гуанчжоу. Происходила утечка серебра из Китая, росло недовольство в различных слоях общества. В 1836 г. императором Даогуаном издан эдикт об усилении борьбы с опиумной контрабандой. Группировку чиновников по борьбе с контрабандой возглавил Линь Цзэсюй. Он был назначен уполномоченным в Гуандун. Весной 1839 г. в Гуанчжоу он потребовал сдать англичан сдать все запасы опиума и блокировать факторию иностранных купцов. Китайским властям было сдано 20 тыс. ящиков опиума. Англия использовала эти действия для провоцирования войны против Китая. В ноябре 1839 г. англ. корабли напали на китайские джонки. Правящий лагерь не поддержал Линь Цзэсюя и стремился к сговору с англичанами. Англия предъявила Китаю вызывающие требования, которые будут выполнены только в ходе войны. В июне 1840 г. британская военная эскадра прибыла в Китай. Часть кораблей блокировала Гуанчжоу, другие направились к устью Янцзы. В начале июля англ. десант занял о-ва Чжоушань. Война началась без объявления. Были разграблены мирные жители. Англию поддерживали Франция и США. Правящие круги были настроены на капитуляцию. Император в ноябре 1840 г. издал эдикт об отмене запрета на опиум. Началась расправа со сторонниками сопротивления англичанам. Линь Цзэсюй смещён со своего поста. Гуандунские морские и сухопутные часть расформированы. Ци Шань - наместник столичной провинции Чжили вёл переговоры с англичанами и согласился на их требования. Это повлекло недовольства китайцев. В феврале 1841 г. англичане начали наступление в Гуанчжоу и захватили 1 из его фортов. Правительство официально объявило войну Англии, Ци Шань отдан под суд. Англичане захватили окрестности Гуанчжоу и некоторые порты ю-в побережья Китая. Китайцы вели партизанскую войну («пинъинтуань»). Самая крупная операция - 30 мая 1841 г. вблизи Гуанчжоу, где были окружены англ. и отступили на свои корабли. В июне 1842 г. англ. взяли Шанхай и наступали вверх по Янцзы. Бои развернулись у Чжэньцзян. Все его защитники пали в бою. Возникла угроза Нанкину. Вскоре китайское правительство капитулировало. 29 августа 1842 г. у Нанкина подписан англо-китайскй договор «о мире, дружбе, торговле и возмещении убытков». Китай открыл для торговли 5 портов, обеспечивал покровительство англ. подданным, уступал Гонконг, на англ. товары устанавливались льготные пошлины, выплачивал большую контрибуцию. В 1843 г. подписан доп. договор, подтверждавший неподсудность англ. подданных китайскому суду и законам, в открытых портах учреждалась система иностранных поселений. Отныне любая уступка, вырванная у др. держав, распространялась на Англ. продолжался широкий ввоз опиума в страну. Аналогичные договоры в 1844 г. были подписаны с США, Францией, Бельгией, Швецией и Норвегией. Значение: Китай открыт для иностранного капитала; колонизаторы США, АНгл и Фр. заняли важные эк., политич. Позиции; Гонконг стал англ. колонией. Положено начало ущемлению суверенитета и национальной независимости Китая. Расширился ввоз товаров в Китай, он втягивался в мировой капиталистический ранок. Началась освободительная борьба против иностранных колонизаторов. империя император реформа китайский

Новый импульс в развитии католичества в Китае связан с деятельностью Общества Иисуса. В 1579 г. известный иезуит Алессандро Валиньяно основывает миссию ордена в стране. Вскоре туда же отправляется итальянец Маттео Риччи, ставший центральной фигурой в развитии китайского христианства той эпохи. В 1601 г. он попадает в Пекин и становится другом Сюй Гуанци, министра церемоний при императоре Шень Цзуне. Деятельность иезуитов не ограничивалась собственно христианской проповедью. Среди миссионеров был целый ряд крупных ученых, которые занялись научно-исследовательской работой. Они также знакомили китайцев с достижениями европейской цивилизации. Нельзя недооценивать и их влияние на внешнюю и внутреннюю политику Китая. Благодаря поддержке иезуитов, в том числе организации военных частей по новейшим европейским образцам, мандат управления Поднебесной перешел к династии Цин (1644 - 1911). Авторитет членов ордена при цинском дворе позволил и другим католическим миссионерам в течение столетия беспрепятственно работать на всей территории Китая, включая Тайвань. Однако милость Сынов Неба 3со временем сменяется подозрительностью. Активность и "вездесущность" европейских проповедников начинает вызывать недовольство как в правительстве, так и среди народных масс. В 1784 г. деятельность Общества Иисуса в Китае официально запрещают, что, тем не менее, не мешает ему работать на полулегальной основе. В конце века гонения на католиков усиливаются, но глубоко пущенные корни, героизм священников и мирян, а также поддержка со стороны западных держав помогли Церкви в Китае не только сохранить влияние, но и продолжать развиваться.

Нельзя не вспомнить и о Русской Православной Церкви, чьи первые контакты с Китаем относятся к концу XVII века. В 1683 г. в Сибири, на территориях, за которые в то время велся спор между Китаем и Россией была захвачена в плен группа землепроходцев из русской крепости Албазин. Пленники, доставленные в Пекин, были зачислены в гвардию императора, и им была выделена для охраны часть городской стены. Новым подданным империи разрешили совершать свой религиозный культ и, более того, отдали для проведения служб один из буддийских храмов. Число его прихожан возросло, когда в том же году крепость Албазин сдалась китайцам и некоторые из казаков поступили на службу к китайскому императору. Не занимаясь активной миссионерской деятельностью, православные, вместе с тем, не препятствовали приобщению коренного населения к христианской культуре. Известно, что уже в 1692 году несколько китайцев, в том числе один мандарин, приняли крещение в русском православии.

Заинтересованный в распространении русского православия в Китае, Петр I вскоре направил делегацию в Пекин. Китайское правительство со своей стороны восприняло новых миссионеров как своих государственных служащих, обязанных обеспечивать духовное окормление состоящих на службе в императорской гвардии православных. На таком положении все православные священники в Китае находились до середины XVIII века. Кроме непосредственно проповеднической деятельности, они также внесли немалый вклад в изучение этнографии Китая, а также в перевод на китайский язык Священного Писания и богослужебных текстов.

В середине XIX в. Китай терпит два поражения подряд в войне с Англией и Францией (в т. н. Первой и Второй Опиумных войнах). Цинское правительство было вынуждено подписать серию договоров, дающих Франции, Великобритании, а также США огромную свободу действий на территории страны. Вместе с торговцами и военными в Китай устремляются христианские проповедники из Европы и Америки, преимущественно протестанты. Силами христианских общин, поддерживаемых и финансируемых Западом, в Поднебесной строятся церкви, создаются приюты, образовательные и медицинские учреждения. Однако происходит это на фоне все более усиливающейся конфронтации "западников" и тех, кто стремился по мере возможности сохранить самобытность китайской культуры. Среди протестантов и католиков очевидно преобладали первые. Христианство нередко воспринималось ими как один из элементов прогресса. Следует также отметить, что ведущие роли в христианских общинах принадлежали почти исключительно иностранцам и, если прибавить к этому нередкие злоупотребления церковных лидеров, вполне понятно, что на фоне зарождавшегося национально-освободительного движения отношение основной массы населения к христианству постепенно ухудшалось. На рубеже XIX - XX веков происходит восстание Ихэтуаней, известное в истории как "боксерское восстание". Это движение, организованное одним из тайных обществ, стремилось "очистить" Китай от иностранного засилья. Не удивительно, что гонениям подверглись и христианские церкви. При этом этническим китайцам "боксеры" оставляли выбор: отречься от Христа или умереть. Этот период дал огромное количество мучеников - священников и мирян, как иностранцев, так и коренных жителей.

Это статья о Цин (1644-1912), последней из императорских династий, правивших Китаем. О первой императорской династии Цинь (221 до н. э. - 206 до н. э.) см. статью Цинь (династия).

Дина́стия Цин , или империя Цин (дайцин гурунь , кит. упр. 清朝, пиньинь: Qīng Cháo , палл.: Цин чао ) - многонациональная империя, созданная и управлявшаяся маньчжурами, в которую позже был включен Китай. Согласно традиционной китайской историографии - последняя династия монархического Китая. Была основана в 1616 г. маньчжурским кланом Айсин Гёро на территории Маньчжурии, в настоящее время называющейся северо-восточным Китаем. Менее чем через 30 лет под её властью оказался весь Китай, часть Монголии и часть Средней Азии.

Первоначально династия была названа «Цзинь» (金 - золото), в традиционной китайской историографии «Хоу Цзинь» (後金 - Поздняя Цзинь), по империи Цзинь - бывшему государству чжурчжэней, от которых выводили себя маньчжуры. В 1636 годуназвание было изменено на «Цин» (清 - «чистый»). В первой половине XVIII в. цинскому правительству удалось наладить эффективное управление страной, одним из результатов чего было то, что в этом веке наиболее быстрые темпы роста численности населения наблюдались именно в Китае. Цинский двор проводил политику самоизоляции, что в конце концов привело к тому, что в XIX в. входивший в состав империи Цин Китай был насильно открыт западными державами и превратился в полуколониальную страну.

Последующее сотрудничество с западными державами позволило династии избежать краха во время восстания Тайпинов, проводить сравнительно успешную модернизацию и т.о. просуществовать до начала 20 в., однако оно же послужило причиной растущих националистических (антиманчжурских) настроений.

В результате Синьхайской революции, начавшейся в 1911 г., империя Цин была уничтожена, была провозглашена Китайская Республика - национальное государство ханьцев. Вдовствующая императрица Лунъюй отреклась от трона от имени тогда малолетнего последнего императора, Пу И, 12 февраля 1912 года.

[править]История

[править]Возникновение маньчжурского государства

В начале XVII в. вождь живших в Маньчжурии оседлых чжурчжэней Нурхаци (1559-1626) сумел не только сплотить под своим началом несколько десятков разрозненных племен, но и заложить основы политической организации. Претендуя на родство с чжурчжэньской династией Цзинь, Нурхаци объявил свой клан «Золотым родом» (Айсин Гёро). Роду Нурхаци принадлежало владение Маньчжоу, находившееся за северной границей Китая.

В 1585-1589 годах Нурхаци, подчинив племена минского вэя Цзяньчжоу (своих непосредственных соседей), объединил их с населением Маньчжоу. Затем он приступил соседних племён. За два десятилетия маньчжуры совершили около 20 военных экспедиций против соседей. Для укрепления своего положения Нурхаци предпринял поездку в Пекин, где был представлен на аудиенции императору Ваньли.


В 1589 году Нурхаци объявил себя ваном (великим князем), а в 1596 году - ваном государства Цзяньчжоу . Его союзники - восточномонгольские князья - поднесли ему в 1606 титул Кундулэн-хана . В 1616 году Нурхаци провозгласил воссоздание чжурчжэньского государства Цзинь (в истории стало известно как «Поздняя Цзинь»), а себя объявил его ханом. Столицей этого государства стал город Синцзин. Благодаря дипломатической и военной активности Нурхаци, к 1619 году в рамках нового государства было объединено большинство чжурчжэньских племён.

В 1621 году маньчжуры вторглись в Ляодун и разбили китайские войска. Нурхаци осадил и взял штурмом город Шэньян(получивший маньчжурское название «Мукден»), и город Ляоян. Весь этот край оказался в руках хана Нурхаци. Решив прочно закрепиться на захваченной территории, он не стал угонять покорённое население в Маньчжоу, оставив его и своё войско в Ляодуне, а столицу из Синцзина перенёс в 1625 г. в Мукден.

После смерти Нурхаци в 1626 году ему наследовал сын Абахай (известный также как Хунтайджи или Хуантайцзи). Продолжая дело отца, Абахай подчинил ещё остававшихся независимыми чжурчжэньских вождей. С 1629 года по начало 40-х годов XVII века Абахай совершил около десяти походов на соседние племена. При этом он продолжал строить государство: в 1629 году была введена китайская экзаменационная система для будущих чиновников и военачальников, организован Секретариат, ведущий государственное делопроизводство, а в 1631 году - система «шести ведомств», аналогичная существующей в то время в Китае. На ряд должностей были назначены китайские чиновники-перебежчики.

Поход на Китай в 1627 году под руководством самого Абахая не дал ощутимых результатов. Поскольку Корея, как вассал Китая, всячески поддерживала династию Мин, маньчжуры вторглись в эту страну, начались массовые убийства и грабежи. Корейский ван был вынужден уступить силе, заключить мир с Маньчжоу, уплатить ему дань и наладить торговлю с победителями

В связи с укреплением китайской обороны, для завоевания северного Китая нужно было обойти регион Ляоси (часть Ляонина к западу от реки Ляо), а это было возможно только через Южную Монголию. Абахай привлёк на свою сторону многих монгольских правителей и поддержал их в борьбе против Лигдан-хана - правителя Чахара, пытавшегося восстановить империю Чингис-хана. В обмен на это Абахай обязал монгольских правителей участвовать в войне против Китая. Уже в 1629 году конница Абахая обошла крепости Ляоси с запада, прорвалась через Великую стену и оказалась у стен Пекина, где началась паника. С богатой добычей войска Абахая ушли восвояси. Кроме того, после разгрома Чахара, Абахай заявил, что он завладел императорской печатью монгольской династии Юань, которая именовалась «Печать Чингис-хана».

В 1636 году Абахай дал династии новое имя - «Цин», а подданных повелел именовать не «чжурчжэнями», а «маньчжурами». Новое государство маньчжуров отныне стало называться Цин (Великое Чистое Государство - Да Цин-го) - по наименованию династии. К титулу «император» Абахай присоединил его монгольский аналог «богдохан», ибо в состав Маньчжурской империи вошла часть Южной Монголии. Годам своего правления он дал девиз «Чундэ». В 1637 году маньчжурская армия разгромила Корею, которая была вынуждена покориться, стать «данником» Цинской империи и разорвать отношения с Китаем.

С этого времени маньчжурская конница стала совершать регулярные набеги на Китай, грабя и увозя в плен, превращая в рабов сотни тысяч китайцев. Всё это вынудило минских императоров не просто стянуть войска к Шаньхайгуаню, но и сконцентрировать здесь едва ли не лучшую, крупнейшую и наиболее боеспособную из всех своих армий во главе с У Саньгуем.

[править]Упадок империи Мин

Упадок Мин стал очевиден в связи с засухами, неурожаями, экономическим кризисом, коррупцией и произволом чиновников и войной с маньчжурами (1618-1644).Эти катастрофические события вынудили крестьян взяться за оружие. В 1628 году в провинции Шэньси разрозненные полуразбойные ватаги стали создавать повстанческие отряды и избирать вождей. С этого момента в северо-восточном Китае началась крестьянская война, которая продолжалась 19 лет (1628-1647).

В 1640-х годах крестьян больше не пугала ослабевшая армия, терпевшая поражение за поражением. Регулярные войска попали в клещи между маньчжурскими войсками на севере и восставшими провинциями, в них усилилось брожение и дезертирство. Армия, лишённая денег и продовольствия, потерпела поражение от Ли Цзычэна. Столица была оставлена практически без борьбы (осада длилась всего два дня). Предатели открыли ворота перед войсками Ли, и те беспрепятственно смогли войти внутрь. В апреле 1644 года Пекин покорился восставшим; последний минский император Чунчжэнь покончил жизнь самоубийством, повесившись на дереве в императорском саду.

Этим воспользовались маньчжуры. Маньчжурская армия под руководством князя Доргоня, соединившись с войсками У Саньгуя, разбила восставших у Шаньхайгуани и вслед за тем подошла к столице. 4 июня 1644 года Ли Цзычэн, оставив столицу, в замешательстве отступил. Через 2 дня маньчжуры вместе с генералом У заняли город и провозгласили императором юного Айсиньгёро Фулиня. Войско повстанцев потерпело ещё одно поражение от маньчжурской армии у Сиани и вынуждено было отступить по течению реки Хань вплоть до Ухани, потом вдоль северной границы провинции Цзянси. Здесь Ли Цзычэн умер.

[править]Маньчжурское завоевание Китая

Основная статья: Маньчжурское завоевание Китая

См. также: Династия Южная Мин

Очаги сопротивления маньчжурам, где ещё правили потомки минских императоров, в частности, царство Чжэн Чэнгуна на Формозе существовали ещё долгое время. Несмотря на потерю столицы и смерть императора, минский Китай все ещё не был побежден. Нанкин, Фуцзянь, Гуандун, Шаньси и Юньнань все ещё оставались верны свергнутой династии. Однако на освободившийся трон претендовало сразу несколько князей и их силы оказались раздроблены. Один за другим эти последние очаги сопротивления подчинялись власти Цин, и в 1662 г. вместе с гибелью Чжу Юлана, исчезла последняя надежда на реставрацию Мин (хотя на Тайване вплоть до 1682 года существовало государство, воевавшее с маньчжурами под флагом империи Мин).


2. ПРАВО
2.1. Источники права.

В Китае важными источниками права были закон, императорский указ, но основной самого указа являлось конфуцианская традиция, отобранная конфуцианскими идеологами и возведенные в императив, в долгу образцы поведения, нормы конфуцианской морали.

Все средневековые правовые системы стран Востока утверждали неравенство сословное, кастное, в семье, по признакам пола, мелочно регламентируя поведения людей во всех сферах общественной жизни.
2.2. Имущественные отношения.

Обезземеленным крестьянам выдавались наделы из фонда государственных земель, причем на выгодных условиях. Те, кто обрабатывал пустоши, в течение определенного времени освобождались от налогов.

Ныне в течение нескольких поколений в Поднебесной царит мир, богатые и сильные из числа чиновников и простолюдинов обладают имуществом в несколько сот миллионов монет, а бедные и слабые испытывают все большие тяготы... Поэтому следует несколько ограничить количество земель, находящихся в частном владении.

Из постановлений эпохи династии Ханъ, конец I в. до н. э.

Таким образом, вновь восстанавливалась система «равных полей», которая всегда считалась в Китае идеалом. Конечно, несмотря на эти меры, невозможно было совсем остановить рост частного землевладения, но государственная власть была достаточно сильна, чтобы на определенном этапе резко сокращать его. Поэтому в Китае, как и в других восточных цивилизациях, сформировался государственный феодализм.

Правительство сделало ставку на мелкое крестьянское хозяйство, которому отводились наделы при условии выплаты налогов. Чиновники получали землю в зависимости от ранга - доходы с нее, точнее, то, что от них оставалось после уплаты налогов государству, шли в счет жалованья. Такие владения нельзя назвать феодом: понижение в должности означало и утрату земли; чиновник в качестве землевладельца был полностью зависим от государства.

Примерно такая же политика осуществлялась и по отношению к ремесленникам и купечеству. С древнейших времен власть стремилась утвердить свою монополию на разработку недр и использование водоемов; постепенно в руках государства оказалось производство и продажа важнейших предметов потребления: соли, чая, меди, железа и других металлов. В XIV - XVII вв. государственное производство охватывало изготовление фарфора, судостроение, добычу угля, литейный промысел и др. Центральная власть регулировала рыночные цены, а иногда даже ссудный процент, борясь с ростовщичеством. Государственная торговля не всегда выдерживала конкуренцию с частной, но правительство компенсировало это тем, что облагало купцов большими налогами, закупало у них товары по твердым ценам, установленным казной.

В настоящее время следует регулировать движение товаров: при повышении цен надо продать, при понижении - закупить; если сделать большие запасы продовольствия и уравнять цены, то люди будут своевременно заниматься земледелием и ростовщические дома не смогут воспользоваться их затруднениями. Все вышесказанное делается для народа, а не с целью получения доходов для казны.

Из законов реформатора Ван Анъ-Ши, XI в.

Кроме того, правительство разрешало заниматься торговлей чиновникам, освобождая их от налогов и превращая таким образом в силу, противостоящую частной торговле.

Только в XVI-XVII вв. в Китае произошел некоторый сдвиг: расширилось крупное землевладение, стали создаваться мануфактуры с использованием наемного труда (в том числе и рассеянные). Хотя государство по-прежнему имело монополию на добычу и обработку полезных ископаемых, в отдаленных горных районах тайно возникали частные предприятия по добыче угля и серебра. Цинское правительство закрывало глаза на рост частного землевладения. Возможно, потому, что интенсификация сельского хозяйства давала возможность даже в этих условиях получать большую сумму налогов.

Буржуазные отношения отстаивали свое право на существование, но, как правило, проигрывали в неравной борьбе с государственной властью, а потому остались неоформленными.
2.3. Семейное право.

Для Древнего Китая характерна большая патриархальная семья с абсолютной властью отца, с многоженством, культом предков. Женщина полностью зависела от власти мужа, личного имущества она не имела, права в наследовании женщин были ограничены. Брак заключали родители.
2.4. Уголовное право и процесс.

Если верить преданиям, уже в X в. до н.э. чжоуским Му-ваном было разработано Уложение о наказаниях. Эта кодификация насчитывала якобы 3000 статей и предусматривала довольно разработанную систему наказаний. В Уложении говорилось о смягчающих и отягчающих обстоятельствах, различая неосторожные и умышленные деяния. По всей вероятности Уложение представляло собой запись отдельных судебных решений и закрепляло прежде всего нормы обычного права.

Виды наказаний в различные периоды незначительно отличались друг от друга. В Иньском государстве применялось битье палками, отрезание носа, поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз. Во времена Цинь устрашение окончательно становится основной целью наказания. Широко применяется смертная казнь в самых разнообразных видах.

Суд не был отделен от администрации, судебные функции выполняли многочисленные представители государственного аппарата. Верховным судьей являлся император. На местах судили представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, лица, приводившие в исполнение судебные решения.

В период Инь и Западного Чжоу процесс носил обвинительно- состязательный характер. В случаях совершения преступлений рабами в процессе имели место элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса применяется все шире, вытесняя состязательный. /2, с.32-34/

Община отвечала за правонарушения своих членов, действовало правило круговой поруки. Мелкие проступки, споры об имуществе рассматривали органы общины.

Новые взгляды на роль права распространяли Конфуций (V в. до н.э.) и его единомышленники. По их мнению, деление людей на правителей и управляемых заложено в самой природе человека, оно извечно и неизменно. Лучше всего управлять народом не через посредство закона, а через систему исторически сложившихся норм поведения людей. Конфуцианство проповедовал сохранение древних традиций: подчинение подданных властям, младших - старшим, осуждало чрезмерное обогащение, требовало от властей заботиться о бедных.

Конфуцианству с его рациональной моралью удалось занять особое место среди других религий, несмотря на все сложности борьбы с легизмом, в силу особой практической ценности этого учения, призванного, по утверждении знаменитого конфуцианства VI в. Вэй Чжэне «выправлять отношение между государством и подданными», «отверзать глаза и уши простого народа».

Религиозный плюрализм, отношения к религии как к простому учению, отсутствия прямой связи между государственной властью и ортодоксальной системой определяли и другие специфические черты средневекового общества и государства Китая. Здесь, например, отсутствовал такой институт, как вероисповедания, что, в сою очередь, делало невозможным существование судов инквизиций. Не было сложившегося сословия духовенства и засилья, как на Западе, духовенства в государственном аппарате в качестве единственного грамотного слоя лиц.

Полное, неограниченное господство государства с его сакральным авторитетом над религиозными организациями в политическом, административном, правовом, идеологическом отношениях было окончательно закреплено в Китае в империи Тан, в которой ни один из религиозных институтов не имел хотя бы номинальной автономии.

 


Читайте:



Данте Алигьери - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Данте Алигьери - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

ДАНТЕ Алигьери (Dante Alighieri ) (1265-1321), итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка. В юности примкнул к школе "дольче...

Характеристика, свойства и применение

Характеристика, свойства и применение

МЫШЬЯК As (arsenicum) , химический элемент VA подгруппы периодической системы элементов, относится к семейству азота N, P, As, Sb, Bi. Мышьяк...

Фазы митоза Веретено деления клетки

Фазы митоза Веретено деления клетки

Веретено деления клетки ахроматиновое, или митотическое, веретено, образование, возникающее в животной и растительной клетке при её митотическом...

Хитрый лис и умная уточка

Хитрый лис и умная уточка

Любезный друг, нам хочется верить, что читать сказку "Хитрый Лис и умная Уточка" Виталий Бианки тебе будет интересно и увлекательно. Народное...

feed-image RSS