Главная - Бах Ричард
Кладовая солнца основная мысль произведения. Энциклопедия сказочных героев: "Кладовая солнца". Анализ Кладовая солнца - где правда, а где сказка

Главные герои сказки-были Михаила Пришвина «Кладовая солнца» — брат и сестра, Митраша и Настя. Митраше было десять лет, а Настя была на два года старше его. Брат и сестра были сиротами, отец у них погиб на войне, а мать умерла. Люди помогали детям, как могли, но Митраша и Настя быстро привыкли жить самостоятельно. Настя ухаживала за домашней живностью и вела хозяйство, а Митраша в свое время от отца научился ремеслу бондаря, он умел делать бочки и деревянную посуду.

Однажды весной ребята решили пойти за клюквой, которая всю зиму лежала под снегом и теперь была гораздо слаще, чем осенью. Когда-то отец рассказывал им, что знает место, где клюквы очень много. Он называл это место палестинкой. Но путь туда лежал через Блудово болото, в котором было гиблое место под названием Слепая Елань. Митраша уговорил сестру пойти за клюквой на заветную палестинку. Он хорошо помнил, как отец объяснял дорогу до этого места.

С собой Митраша взял отцовское наследство – компас и ружье. Ребята знали, что на болоте живет матерый волк по кличке Серый Помещик, и ружье в пути было не лишним. Настя взяла с собой большую корзину под клюкву. В нее она положила хлеб и картошку.

На болоте тропинка разделялась, и между Настей и Митрашей разгорелся спор, по какой тропинке идти. Одна тропинка была широкой и натоптанной, а другая – узенькой, по ней редко кто ходил. Митраша настаивал, что идти надо по узкой тропинке, которая вела прямо на север. Об этом пути и рассказывал отец. Настя боялась угодить в Слепую Елань и хотела обойти опасное место.

В результате дети поссорились и пошли разными дорогами. Они не знали еще, что обе тропинки приводят к заветной палестинке. Настя успешно добралась до места и с увлечением стала собирать клюкву, которой тут было видимо-невидимо. Она забыла обо всем на свете и ползала по кочкам, пока не наткнулась на большой пень, который облюбовала гадюка. Змея зашипела на девочку, но нападать не стала.

От испуга Настя опомнилась и поняла, что совсем забыла о брате и стала звать его. А Митраша, который пошел по узкой тропинке, попал в беду. Он не сумел распознать вовремя Слепую Елань и по грудь провалился в трясину. На поверхности он держался только благодаря ружью, которой успел положить плашмя и теперь держался за него.

На счастье Митраши, неподалеку от болота обитала охотничья собака по кличке Травка. Когда-то у нее был хозяин, сторож Антипыч, но он умер от старости, и теперь Травка жила вдали от людей. Травка была охотничьей собакой и часто гонялась за зайцами, которые водились на болоте. В погоне за очередным зайцем она выбежала к тому месту, где Митраша провалился в трясину.

Мальчик узнал собаку Антипыча и стал подзывать ее. Травка осторожно подползла к нему, и Митраша схватил ее за задние лапы. Испуганная собака рванулась и вытащила мальчика из трясины.

Обрадованная тем, что у нее появился новый хозяин, Травка продолжила охоту на зайца. Митраша, умевший охотиться, понял, чем занята собака и, затаившись в кустах, стал поджидать, когда загоняемый Травкой заяц выскочит прямо на него. Митраша понимал, что близится вечер и подстреленный заяц мог спасти ему жизнь.

Так случилось, что под тем же кустом затаился и оголодавший за зиму волк Серый Помещик, для которого сейчас даже собака была желанной добычей. Когда волк и мальчик столкнулись нос к носу, Митраша не растерялся и выстрелил. Он убил волка, который доставлял много неприятностей местным жителям.

На выстрел прибежала Настя, и брат с сестрой встретились. А вскоре и Травка принесла им в зубах пойманного зайца. К тому времени уже стемнело, и ребята развели костер. Они приготовили еду и заночевали в лесу.

Утром следующего дня соседи обнаружили, что дети не ночевали дома и отправились на их поиски. У болота они встретили Митрашу и Настю, которые несли на шесте большую корзину с клюквой. Вместе с ребятами была и Травка, пропавшая собака Антипыча.

Когда люди услышали, что Митраша застрелил матерого волка, они сначала этому не поверили. Но после того, как несколько человек привезли на санках тушу Серого Помещика, Митрашу стали называть героем.

Всю собранную клюкву Настя отдала в детский дом, для эвакуированных ленинградских детей. А на Блудовом болоте были найдены большие запасы торфа. Торф образуется из погибших растений и в нем запасена солнечная энергия, которую люди научились использовать. Блудово болото оказалось настоящей кладовой Солнца.

Таково краткое содержание сказки-были.

Главная мысль сказки-были Пришвина «Кладовая солнца» заключается следующем: несмотря на то, что дети, Настя и Митраша, пошли разными дорогами, они встретились, и мир восторжествовал между ними. Обретение мира, гармонии в человеческих отношениях (пусть даже и детских) — это дело сложное. Для этого люди должны отыскать в себе силы для преодоления разногласий, недомолвок. Только в конце пути дети смогли достичь примирения, понимания.

Сказка «Кладовая солнца» учит: нельзя указания других людей воспринимать буквально. Митраша по рассказам отца помнил, что к палестинке надо идти все время на север. Когда он дошел до места, где надо было обойти Слепую Елань, то не стал этого делать, а пошел прямо и завяз в трясине, чуть не погибнув.

Сказка-быль учит никогда не ссориться и всегда действовать сообща, особенно в опасных местах. Митраша и Настя поссорились и пошли разными дорогами. Эта ссора едва не закончилась трагедией.

Сказка «Кладовая солнца» мне понравилась тем, что несмотря на все сложности, которые пришлось преодолеть детям, у них всё закончилось хорошо, и Митраша стал героем, и клюква досталась эвакуированным ленинградским детям, и главные герои вновь обрели гармонию и счастье.

В сказке мне понравилась собака Травка, которая спасла Митрашу от гибели, и поймала для ребят зайца.

Какие пословицы подходят к сказке-были Пришвина «Кладовая солнца»?

Один в поле не воин.
Гнев – плохой советчик.
Все хорошо, что хорошо кончается.

Сочинение

Повесть эта в еще большей степени, чем рассказы писателя, двупланова. Первый план составляет рассказ о том, как брат и сестра, Митраша и Настя, пошли за клюквой, о беде, случившейся с детьми, из которой они вышли с помощью собаки Травки, о победе над старым злым волком Серым Помещиком. В финале произведения сообщается, что всю собранную клюкву Настя с Митрашей подарили эвакуированным из Ленинграда детям. Как и в других произведениях Пришвина, в «Кладовой солнца» передана поэзия леса, сообщены интересные наблюдения художника за повадками зверей (сорок, зайца, лисы, лося); есть в ней и рассказ о том, как образуется торф и какие возможности он в себе таит.

Внешняя канва сюжета не исчерпывает философских идей Пришвина, переданных в предельно обобщенной форме сказки, составляющей второй план произведения. Обращение писателя в 40-е годы к жанру сказки было не случайно. Победа советского народа над фашизмом укрепила убежденность художника в том, что самые смелые сказочные идеи осуществимы. И писатель стремится создать «современную правдивую сказку», главной идеей которой, по емкому определению В. Д. Пришвиной, становится «победа высокого человеческого начала в жестокой природе»1. Форма сказки с ее предельным обобщением, выходом в общечеловеческие законы морали помогает писателю расширить художественное время своего повествования, включив в него и прошлое и будущее.

«Кладовая солнца» - это не только образное определение торфа, аккумулировавшего в себе тепло солнца и ждущего вмешательства человека, чтобы отдать ему на пользу солнечную энергию. «Кладовая солнца» - это в первую очередь символ человеческой деятельности прошлых поколений на пользу поколений будущих, деятельности, материализованной в повести в образах проложенной через болото неизвестными людьми тропы и Травки2. Люди, по мысли художника, вкладывали себя в природу и тем самым утверждали человечность.

В этот единый исторический поток вливаются юные герои повести Митраша и Настя, наделенные качествами исследователей и открывателей жизни. «Их носики,- пишет Пришвин,- можно было видеть и на колхозных полях, лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах».

Перед детьми открывается нелегкий путь к человечности. На нем очень важно найти свою дорожку, тропинку и в то же бремя не сбиться с пути. Вот почему писатель не только не осуждает, как это кажется некоторым исследователям, но даже восхищается ‘характерами своих героев, не пожелавших избрать чужой путь, выбравших свои дорожки. Характерно, что «в споре своем, по какой тропке идти, дети одного не знали, что большая тропа и малая, огибая Слепую елань, обе сходились на Сухой речке, больше уже не расходясь, в конце концов выводили на большую переславскую дорогу», а там вели к счастливой палестинке- цели похода героев повести.

Несчастья Насти и Митраши вызваны не тем, что каждый из них пошел своей дорогой, а тем, что Митраша, игда более легкий путь, пренебрег человеческой тропой и попал в Слепую елань. В свою очередь, Настя, увлеченная сбором клюквы, дала волю нечеловеческому чувству жадности (великолепна сцена, когда лось не признал в грязной ползающей дейбч’ке человека и принял ее за животное и забыла о брате. Мягкими красками, но вполне определенно показывает писатель, какими тяжелыми физическими и нравственными страданиями расплачиваются дети за свою ошибку: еще бы немного, и символ зла - волк Серый Помещик, ненавидящий людей, мог бы торжествовать победу. Но человеческие добрые качества были прочно заложены в детях. Вовремя опомнилась «золотая уточка» Настя и нашла брата; мобилизовал свою находчивость Митраша и спасся с помощью Травки, наделенной опытом служения людям, опытом, который веками воспитывал человек в ее собачьих предках.

Так смыкается настоящее (жизнь Митраши и Насти) с прошлым, сделанным для них неведомыми людьми, и уходит в будущее, где детям предстоит еще большая жизнь, первым шагом которой была победа над собой, над Серым Помещиком и щедрый дар ленинградским детям. Так приводит Пришвин своих героев и читателей к мысли, что «большая человеческая правда… есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь». Среди многочисленных толкований этого слова есть у Пришвина и такое, наиболее близкое к идее «Кладовой солнца»: «Большая вода выходит из своих берегов и далеко разливается. Но и малый ручей спешит к большой воде и достигает даже и океана.

* Только стоячая вода остается для себя стоять, тухнет…
* Так и любовь у людей: большая обнимает весь мир, от нее всем хорошо. И есть любовь простая, семейная, ручейками бежит в ту же прекрасную сторону.
* И есть любовь только для себя, и в ней человек тоже как стоячая вода».

Пройдет несколько лет, и художник повторит эту мысль, еще более заострив ее, в своем последнем произведении - в «Корабельной чаще»: «Сил своих на добро не жалеть, не считать», «жить хорошо и трудиться, а не гоняться в одиночку за счастьем». Слова эти стали этическим завещанием писателя потомкам. Лирический герой Пришвина всегда умнее, наблюдательнее своих читателей. Он делится с детьми опытом, передает им свою мудрость. Другое дело, что мудрость эта проникнута не житейской мелкой моралью, а ощущением сопричастности с большим миром, открывающимся проницательному взгляду художника.

В этом мире царит культ Человека - творца и преобразователя жизни. «По Вашим книгам, Михаил Михайлович,- писал М. Горький в статье о Пришвине,- очень хорошо видишь, что Вы человеку - друг… Ваше чувство дружбы к человеку так логически просто исходит из Вашей любви к земле, из «геофилии» Вашей, из «геооптимизма»… Ваш человек очень земной и в хорошем ладу с землею».

Художественный мир Пришвина так же невозможен без поэзии, как невозможен он без юмора. Добрая улыбка над человеком, над животным создает атмосферу радости, смягчает драматизм жизни, укрепляет уверенность в могуществе человечества.

М. М. Пришвин - выдающийся знаток языка, художник слова, «охотник за словом». В уже упоминавшейся статье М. Горького о Пришвине есть и такое признание: «Вы привлекли меня к себе целомудренным и чистейшим русским языком Ваших книг и совершенным умением придавать гибкими сочетаниями простых слов почти физическую ощутимость всему, что Вы изображаете». Речь Пришвина - это сплав народной лексики («путик», «падун», «Берендеи», «кощеева цепь», «осударева дорога», «охота за счастьем» и т. д.) с языковой культурой революционной интеллигенции России конца XIX - начала XX века. И вместе с тем столь прихотливое сочетание стилевых и ритмических пластов никогда не лишало индивидуальности произведений художника. Книги Пришвина, в которых слышится его неторопливая, чуть насмешливая речь, пронизанная поэзией жизни, правды и человечности, наполненная символически-философскими обобщениями,- явление в русской литературе неповторимое, рождающее в душе читателя «источник радости» - качество, необходимое творцу.

Очень часто понять смысл произведения помогает отзыв. «Кладовая солнца» - это сказка-быль известного советского писателя М. Пришвина. Эта книга предназначена для детского чтения, ее изучают в шестом классе, однако она несет в себе глубокий философский смысл, так как ее главная идея - вечно актуальная проблема взаимоотношений человека с природой. Повесть проникнута теплым чувством любви автора к своим героям и окружающей их живой среде. Вместе с тем повествование отличается тонким юмором, за что читатели так полюбили эту сказку.

Мнения о героях

При подготовке школьного урока по рассматриваемому произведению поможет отзыв. «Кладовая солнца» по праву считается одним из лучших произведений Пришвина. Именно в данной повести в полной мере проявился его талант как писателя-художника, воспевшего красоту русской природы. Читатели в один голос утверждают, что главные персонажи сказки, брат Митраша и его сестра Настя, получились на редкость удачно.

Смелый, отважный мальчик, стремящийся быть самостоятельным, и рассудительная, умная девочка сразу завоевали симпатии поклонников, любителей творчества писателя. По их наблюдению, автор умело построил повествование на контрасте их характеров. Отзыв («Кладовая солнца», таким образом, стала не только сказкой-былью о приключении на природе, но интересной историей о взаимодействии двух так не похожих друг на друга людей) о книге показывает сохранение интереса у современных читателей к этой простой и несколько наивной повести. Все они отмечают увлекательный сюжет, подробную психологическую характеристику действующих лиц и красочное описание пейзажа.

Вступление

Произведение начинается с описания жизни героев в деревне. Действие происходит в селе неподалеку от города Переяславля-Залесского. Настя и Митраша - сироты, их родители погибли во время войны, так что они вынуждены в одиночку вести свое хозяйство. Девочка рано встает, чтобы успеть сделать всю необходимую работу, а Митраша во всем ей помогает. Читатели указывают на правдивость и достоверность описания автором тех сложных условий, в которых очутились дети. О том, насколько пользователям пришлось по душе данное вступление, свидетельствует отзыв. «Кладовая солнца» является одной из наиболее читаемых книг Пришвина именно за счет верного воспроизведения непростой послевоенной эпохи на примере трудовых будней этих маленьких детей.

Завязка

Толчком к действию послужило решение брата и сестры отправиться в лес собирать клюкву. Они тщательно подготовились к своему походу, так как путь предстоял неблизкий, к тому же в дороге их могли подстерегать опасности. Повесть «Кладовая солнца», главные герои которой заслужили любовь читателя своей непосредственностью и отвагой, содержит очень красочное описание лесной поляны, куда направлялись дети в поисках ягоды.

Читатели отмечают, что это место является одним из лучших во всей повести, так как писатель с особенной любовью и теплотой передал таинственность и красоту русского леса. По их мнению, данный отрывок несет большую смысловую нагрузку, так как именно загадочный лес и стал тем местом, где развернулись главные события повести. Книга «Кладовая солнца», главные герои которой во время похода повздорили и пошли разными дорогами, что привело к удивительным приключениям Митраши, поражает читателей картиной пейзажа, предваряющей основное действие.

Сцена на болоте

Настя нашла полянку с клюквой и так увлеклась ее сбором, что позабыла о ссоре с братом. А последний между тем углубился в самую чащу леса, пока, наконец, не набрел на болото. Читатели справедливо указывают, что писатель не зря так подробно описал весь путь, который прошел мальчик в поисках ягоды: по их словам, образ мрачной глуши, темных деревьев, пустой местности создает ощущение опасности и надвигающегося несчастья. Как никто другой из советских писателей, умел создавать атмосферу таинственности в природе М. Пришвин. «Кладовая солнца» - яркий тому пример. Развернутое повествование о путешествии Митраши по болоту, по мнению читателей, - один из самых интригующих моментов во всей книге. Сцена, созданная автором, и завораживает, и пугает одновременно, поэтому последовавшее за тем происшествие производит двойной эффект.

Домик лесника

Особенно трогательно и проникновенно автор рассказывает о жизни Антипыча в этом дремучем и страшном месте. У него была маленькая избушка, которую он занимал вместе со своей собакой Травкой. Этот человек был местным лесником, и, несмотря на унылую обстановку, в которой ему пришлось жить, он сохранил теплые человеческие чувства ко всему окружающему. Очень большое значение этим второстепенным персонажам придавал М. Пришвин. «Кладовая солнца» - это не только история детей, но и повествование о жизни человека на природе. К моменту действия повести Антипыч умер, и в его маленьком домике осталась только одна Травка. Она охотилась на зайцев, не подозревая, что ей самой угрожает опасность, так как поблизости постоянно рыскал страшный волк, прозванный местными жителями Серым Помещиком.

Кульминация

Наиболее острым и напряженным моментом в сказке является сцена, в которой автор описал приключение Митраши на болоте. Мальчик выбрал очень опасный путь для того, чтобы пробраться на поляну, и, проходя по узенькой тропинке среди больших деревьев, случайно попал в Слепую Елань. Так в деревне называли лесную топь. Повесть «Кладовая солнца», содержание которой отличается сдержанностью и неторопливостью, характеризуется чередованием картин природы и захватывающими сценами.

По словам читателей, происшествие на болоте является самым напряженным и динамичным во всей повести, хотя повествование ведется в прежнем духе и темпе. Однако, по утверждению пользователей, автор смог в том же стиле передать всю динамику и напряжение момента. По отзывам большинства читателей, особенно выразительным получился тот эпизод, в котором автор подчеркивает твердость и рассудительность мальчика, не потерявшего присутствие духа, вспомнившего советы отца и сумевшего с помощью Травки спастись от смерти.

Развязка

На школьных уроках ученикам часто предлагают тему «Пришвин о природе». Рассматриваемое произведение как нельзя лучше подойдет для раскрытия данного вопроса, поскольку в нем лес является полноценным действующим лицом. Автор, следуя сказочным мотивам, показывает, как природа иногда помогает детям, а иногда, напротив, таит для них опасность. Большинство пользователей отмечает, что писатель провел идею о том, что бережное и разумное взаимодействие с окружающей средой помогло героям избежать опасности. Итак, повесть «Кладовая солнца», тема которой - это необходимость единения человека и природы, признана одной из лучших повестей в жанре сказка-быль в отечественной литературе.

Пришвин М., сказка "Кладовая солнца"

Жанр: сказка-быль

Главные герои сказки "Кладовая солнца" и их характеристика

  1. Настя Золотая курочка. Девочка 12 лет. Хозяйственная, домовитая, заботливая, рассудительная и осторожная. Поддалась жадности и забыла про брата.
  2. Митраша. Мужичок в мешочке. Мальчик 10 лет. Спокойный, уверенный, решительный, немного безрассудный. Не стал слушать сестру и попал в болото.
  3. Травка. Гончая, сильно скучала о своем умершем хозяине. Признала хозяином Митрашу.
  4. Серый помещик. Матерый волк.
План пересказа сказки "Кладовая солнца"
  1. Митраша и Настя ведут хозяйство
  2. Сборы за клюквой
  3. На Звонкой борине
  4. Ель и сосна у Лежачего камня.
  5. Дети разделяются.
  6. Облава на волков
  7. Серый помещик охотится на Травку
  8. Травка охотится на зайца
  9. Митраша тонет
  10. Настя жадничает
  11. Снова охота на зайца
  12. Спасение Митраши
  13. Конец Серого помещика
  14. Триумфальное возвращение
  15. Кладовая солнца.
Кратчайшее содержание сказки "Кладовая солнца" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Сироты Настя и Митраша решают отправится на Палестинку за клюквой.
  2. В дороге они ссорятся и Митраша идет напрямик, а Настя в обход Слепой Елани.
  3. Серый помещик выслеживает Травку, а Травка выслеживает зайца.
  4. Митраша проваливается в Слепую Елань и тонет, а Настя увлеченно собирает клюкву.
  5. Травка спасает Митрашу и мальчик убивает серого помещика.
  6. Дети возвращаются с клюквой и собакой, а односельчане удивляются мужеству детей.
Главная мысль сказки "Кладовая солнца"
Любовь и согласие есть величайшие человеческие ценности, забывать о которых никак нельзя.

Чему учит сказка "Кладовая солнца"
Этот рассказ учит нас доверять друг другу. Слушаться умных советов, не забывать о том, что рядом есть близкие люди. Учит действовать сообща, учит не быть жадными и гордыми. Учит любить животных и природу.

Отзыв на сказку "Кладовая солнца"
Это рассказ автор не зря назвал сказкой-былью. В нем причудливо сплетено сказочное и реальное. В нем деревья выступают как живые существа, а животные и птицы действуют очень разумно. Но конечно больше всего мне понравилось мужество детей. Они сделали ошибки, они глубоко в них раскаялись, а ведь умение признать когда ты не прав очень важно для человека. И еще мне очень понравилась собака Травка, настоящий преданный друг человека, который знает великую правду жизни - что вся наша жизнь есть великая борьба за любовь.

Пословицы к сказке "Кладовая солнца"
Где согласие и лад - там дело клад.
Есть согласие, есть и счастье.
Хорошая собака без хозяина не останется.
Собака - друг человека.
Что одному трудно, то сообща легко

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Кладовая солнца" по главам:
I.
В одном селе, что лежало возле Блудова болота, жили двое осиротевших детей. Настя, которую все называли Золотой курочкой на высоких ножках, и Митраша, которого звали Мужичок в мешочке.
Настя была высокой, волосы рыжие, лицо все в веснушках, а носик глядел вверх. Митраше было десять лет и он был также весь в веснушках.
После смерти родителей детям досталось большое хозяйство - корова, коза, телка, овцы, куры, петух и поросенок. И дети с этим хозяйством справлялись на удивление хорошо. Да еще и в общественной жизни села участвовали. Настя с утра до ночи хлопотала по хозяйству, Митраша выучился делать деревянную посуду.
Не будь Насти, Митраша скоро бы зазнался, но Настя легко осаживала брата.
II.
На болотах растет очень вкусная ягода клюква, которую собирают поздней осенью или весной. Весенняя клюква особенно вкусная. И вот, узнав, что болота уже освободились от снега, стали собираться Настя и Митраша за клюквой.
Митраша взял отцовское ружье, компас и спросил Настю, помнит ли она о Палестинке, про которую говорил отец. Это была самое ягодное место на всем болоте, но лежало оно возле Слепой Елани, самого опасного места болота.
Уже перед уходом Настя прихватила котелок вареной картошки, про всякий случай.
III.
Дети довольно быстро миновали предболотье и вышли на борину, невысокий холм поросший бором, под названием Звонкая борина. Здесь уже показались первые ягоды клюквы. Дети вспомнили про Серого охотника, матерого волка, грозы этих мест, но Митраша любовно погладил ружье.
Наступало утро. Звонко пели птицы. Были среди них хорошо знакомые голоса, но некоторые Настя не знала и Митраша ей объяснял, что так кричит весной заяц, так ухает выпь, а так радостно журавли встречают солнце. Потом дети услышали как вдалеке выли волки, но им не нужно было в ту сторону.
Митраша сразу предложил свернуть по компасу на маленькую тропинку, а Настя предложила идти большой тропой. Но Митраша сказал, что где часто ходят люди, ягоды мало, и они свернули на тропинку, указанную компасом.
IV.
Двести лет назад в одну ямку ветер бросил два семени, сосны и ели, и оба семени проросли. Корни их сплелись, стволы тянулись к солнцу рядом, прокалывая друг друга сучьями, и когда ветер трепал деревья, сосна и ель выли от боли. Да так, что этот вой подхватили одичавшая собака, скучавшая по человеку и волк, просто от злости.
К этим деревьям, к Лежачему камню, пришли дети и сели отдохнуть. Над ними тетерев-косач поздоровался с солнцем. К этому месту слетелось немало косачей, которые были не прочь подраться, а сверху за ними наблюдала ворона, сидящая на яйцах. И когда прилетел ее самец, она крикнула ему: "Выручай".
В это время косачи стали драться, а ворона-самец стал подбираться к сидящему на ветках косачу.
Митраша, показывая на стрелку компаса, стал предлагать двигаться по едва заметной тропке, но Настя возражала.
Самец-ворона подкрадывался к косачу все ближе.
Митраша настаивал, что идти надо прямо на Палестинку, но Настя урезонивала его, говоря, что так они попадут на Слепую Елань.
Митраша рассердился и один отправился по своей тропинке. А Настя пошла по другой.
Самец-ворона догнал тетерева и бросился на него. Он вырвал у тетерева клок перьев, а деревья взвыли и застонали.
V.
Услышав этот вой, вылезла из ямы возле сторожки Антипыча гончая Травка. Два года назад старый Антипыч умер и это было большим горем для собаки.
Никто не знал сколько лет было Антипычу, может восемьдесят, а может все сто. Но он все обещал охотникам рассказать что такое правда, когда будет умирать. И сказал еще Антипыч, что пошлет за людьми Травку, когда придет его час.
Но началась война, Антипыч умер, и Травке пришлось привыкать к одинокой жизни. Она по привычке таскала пойманных зайцев к домику, но и того уже не было - развалился как-то вмиг.
И Травка выла от горя, а к ее вою давно прислушивался волк Серый помещик.
VI.
Охотники точно знали, что выводок волков живет возле Сухой речки. Они обложили волков флажками и устроили облаву. Почти все волки погибли, но Серый помещик выжил, один выстрел оторвал ему ухо, второй - хвост, но за то лето Серый помещик зарезал коров не меньше, чем целая стая.
Серый помещик сделался грозой тех мест и крестьяне старались обходить их стороной.
В то утро, услышав вой деревьев, Серый помещик вылез из логова и, голодный и злой, тоже завыл.

VII.
Серый помещик направился к сторожке Антипыча, собираясь съесть Травку. Но чуть ранее Травка перестала выть, и отправилась на охоту за зайцем.
Так случилось, что один заяц вышел к Лежачему камню, где недавно отдыхали дети и поскакал прямо к Слепой Елани.
Травка сразу почуяла запах людей и запах зайца, и перед ней встал непростой выбор. Идти за зайцем, в ту сторону, куда ушел меньший из людей, или идти за тем, кто пошел в обход Слепой Елани.
Ветер подул со стороны, куда ушла Настя и собака решилась. С той стороны пахло хлебом и картошкой и Травка, рассудив, что заяц никуда не денется, отправилась следом за Настей.
VIII.
Митраша в это время пробирался по Блудову болоту. Под ногами его пружинили кочки и слой травы едва выдерживал его вес. Ветки деревьев словно пытались предупредить, не пустить вперед мальчика, но Митраша упрямо шел вперед.
Птицы подняли гвалт, но Митраша не испугался и даже запел. Пение приободрило его и мальчик заметил, что тропа поворачивает на запад. А впереди лежит небольшое ровное пространство, совсем без кочек, на другой стороне которого виднеется трава белоус - явный признак человеческой тропы.
И Митраша решил идти напрямик.
Слепая Елань потому и называлась слепой, что вода в ней сверху заросла травой и видно ее не было. И Митраша пошел прямиком через эту Елань.
Сперва ему идти было даже легче, но постепенно он все глубже стал проваливаться в воду, уже до колена. Митраша решил было вернуться, вырваться из Елани, но буквально рядом увидел траву-белоус и решил, что перескочит. Он рванулся вперед и провалился по грудь. Ему оставалось только одно - положить ружье на болото и держаться.
Ветер донес до него окрик Насти и Митраша ответил, но сестра не услышала его. Одни сороки прыгали вокруг Митраши и мальчик заплакал.
IX.
В это время Настя увлеченно собирала клюкву. Сперва по ягоде, потом целыми горстями. Она забыла про брата, про себя, про время. Она даже сошла с тропы и шла туда, куда вела ее ягода.
Но опомнившись повернула и стала искать тропу. Метнулась в одну сторону, в другую, и вдруг за кустами можжевельника увидела такое, что мигом забыла про все на свете. Целая ярко-красная от ягоды полянка, та самая Палестинка, открылась ее глазам.
Посредине Палестинки был холм, на котором стоял лось. Лось презрительно смотрел на Настю, ползущую на четвереньках и не понимал жадности человека, да и человека в Насти не признавал. А прямо перед Настей возник пень, на котором грелась черная гадюка.
Увидев гадюку, Настя пришла в себя и поднялась на ноги. Лось, наконец узнал человека и убежал. А совсем рядом стояла Травка, собака, которую Настя сразу узнала. Она даже попыталась вспомнить кличку собаки, но в голову лезло глупое "Муравка".
Настя хотела дать собаке хлеба, но хлеб был на самом дне корзины, полностью заполненной ягоды. И Настя испугалась. Сколько же времени прошло и где ее брат. Она с криком упала на землю и зарыдала. Этот крик и слышал Митраша.
X.
Травка подошла к Насте и лизнула ее в руку. Она почуяла человеческое горе и завыла. Этот вой снова услышал Серый помещик и понял, где находится собака.
А Травка услышала тявканье лисицы, и поняла, что та взяла след зайца. Она прибежала к Лежачему камню и стала караулить зайца. Но прыгая, Травка промахнулась и заяц петляя рванул прямо на Слепую Елань. Травка бросилась следом.
XI.
Заяц привел Травку прямо на Слепую Елань, где сороки дразнили Митрашу. Заяц отпрыгнул в сторону и лег в свой же след. Но Травке уже было не до него.
Травка глядела на маленького человека в Елани и думала, что это Антипыч. Она робко вильнула хвостом и вдруг услышала самое родное для нее слово: Затравка. Так позвал ее Митраша.
Травка сразу легла, узнав Антипыча. А Митраша вынужден был хитрить и звать собаку, потому что не мог объяснить ей свой план спасения. Он подзывал Травку все ближе и когда та подползла совсем близко, неожиданно ухватил Травку за заднюю ногу.
Собака рванулась, не понимая, как человек мог ее так обмануть. Она бы вырвалась, но Митраша успел схватить Травку за вторую лапу. И вот Травка уже вытащила Митраша на берег.
Она отбежала, но Митраша снова ласково позвал ее, и Травка радостно взвизгнула. Теперь она уже не сомневалась, перед ней был ее Антипыч. И человек и собака обнялись и целовали друг друга.
XII.
После этого дела пошли на лад. Травка вспомнила про зайца и довольно быстро нашла его след. Митраша переменил в ружье патроны, и спрятался в кусте можжевельника, надеясь подстрелить зайца. Сюда же вышел Серый помещик и Митраша выстрелил волку прямо в голову. Серый помещик был убит.
Настя услышала этот выстрел и быстро нашла брата. Травка добыл все-таки зайца и дети грелись у костра, готовили ужин и готовились к ночлегу.
В деревне, узнав, что дети не ночевали дома, встревожились и собиралась идти их искать, но тут они явились сами. Они рассказали о своих приключениях и несмотря на то, что полная корзина клюквы была налицо, люди не сразу поверили в смерть Серого помещика. Но охотники сходили в указанное место и нашли труп волка.
Митраша стал в глазах односельчан героем. И вскоре он вырос, вытянулся, стал статным красивым парнем.
А Настя тоже удивила односельчан. Всю собранную клюкву она отдала эвакуированным детям.
Торф - это настоящее богатство, которое хранится в болотах. Торф - это консервы солнечной энергии, поэтому геологи называют болота кладовыми солнца.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Кладовая солнца"

 


Читайте:



Как найти нули функции по уравнению

Как найти нули функции по уравнению

Нули функции — это значения аргумента, при которых функция равна нулю. Чтобы найти нули функции, заданной формулой y=f(x), надо решить уравнение...

Речевая культура человека

Речевая культура человека

Люди живут в социуме, и общение - неотъемлемая часть существования человека. Поэтому без него вряд ли была бы возможна эволюция разума. Сперва это...

История османской империи

История османской империи

Более 600 лет Османская империя, основанная некогда Османом I Гази, держала в страхе всю Европу и Азию. Изначально небольшое государство на...

Психология болезней: Аллергия

Психология болезней: Аллергия

Теория о том, что любые мысли имеют материальную основу, воплощаются в наших делах и в том, как мы строим отношения с окружающими, давно уже не...

feed-image RSS