Главная - Карр Аллен
Индейцы сиу 6. Об индейцах лакота (сиу) и не только о них. Великая резервация сиу и золотая лихорадка Блэк-Хилс

Равнинные сиу являлись самой западной частью племен группы сиу и, соответственно, принадлежали к сиуязычной семье. Их ранняя история ничем не отличалась от истории других племен дакотов, но после миграции на Великие Равнины, произошедшей в конце XVIII века, они стали действовать независимо от восточных родичей, а их культура полностью изменилась.

Рогатый Лось - вождь оглала (сиу)


Название сиу произошло от оджибвейского слова надоуе-сиу-ег - Гадюки. Равнинные сиу были также широко известны как лакоты и тетоны и состояли из семи самостоятельных племен: 1) оглалы (Разбрасывающие); 2) миниконжу (Сажающие Семена у Речных Берегов); 3) брюле (сичангу, Обожженные Бедра); 4) охенонпы (Два Котла); 5) итазипчо (санс-арк, Без Луков); 6) сихасапы (Черноногие Сиу); 7) хункпапы (Ставящие Палатки в Оконечностях Лагерного Круга). Самыми крупными из этих племен были брюле и оглалы.

Многие племена называли сиу Отрезающими Головы или Перерезающими Горло, что на языке жестов показывали движением руки вдоль горла. Кайовы называли их кодалпа-киаго - Люди Ожерелья, имея в виду так называемые хайр-пайпы, которые, по мнению кайовов, на Равнины принесли именно сиу. На языке жестов знак для перерезать горло и хайр-пайп идентичен. Скорее всего, это кайовская ошибка, и их название произошло из-за неверного понимания обозначения этого племени на языке жестов.

В разные времена равнинные сиу воевали с хидатсами, шайенами, черноногими, , шошонами, банноками, кутеней, ютами и плоскоголовыми. Для сиу было очень сложно сохранять продолжительный мир с кем-либо из соседних племен - они были слишком многочисленны, воинственны, разбросаны на огромной территории и управлялись разными людьми. Основными врагами различных племен сиу были их соседи. Так, главными врагами брюле были арикары и пауни. Основными врагами оглалов были кроу. «Война между этими двумя народами, - писал Дениг в 1855 году, - продолжается так долго, что никто из ныне живущих уже не помнит, когда она началась». Миниконжу до 1846 года сражались в основном с арикарами, манданами и хидатсами. Помимо этого, они с давних времен часто присоединялись к оглалам в экспедициях против кроу. К 1846 году численность бизонов стала уменьшаться, и миниконжу поняли, что в их же интересах заключить мир с арикарами, от которых они получали маис в обмен на шкуры и мясо. Хункпапы, сихасапы и итазипчо в то время также были в мире с арикарами, но воевали с манданами, хидатсами и кроу.

Сиу всегда были яростными и храбрыми воинами, доказав это в многочисленных битвах с индейскими врагами и американскими солдатами. И хотя порой приходится сталкиваться с противоположными замечаниями, их скорее можно отнести к досадному бахвальству. Джордж Гриннел, например, «слышал, как шайены... говорили... о сиу, что сражаться с ними было все равно что преследовать бизоних, потому что сиу убегали так быстро, что шайенам приходилось что было мочи гнать своих лошадей, чтобы настигнуть их и убить». Пауни, несомненно являвшиеся одними из величайших воинов Равнин, хвастливо заявляли, что причина того, что «у сиу так много общин, заключается в том, что каждый раз, когда воину сиу удается убить пауни или посчитать на нем « », это почитается деянием такой значимости, что он становится вождем, забирает свою семью и основывает новую общину». Дениг писал в 1855 году, что в войне брюле-сиу с пауни и арикарами, первые, как правило, оказываются более успешными. Он считал, что миниконжу «лучшие бойцы, чем арикары, и больше рискуют во время битв». В войне между сиу и кроу, по его словам, кроу убивали больше сиу, а сиу уводили у них больше лошадей. Объяснение этому кроется в том, что их военные отряды чаще проникали на земли кроу, а последним чаще приходилось защищаться, убивая конокрадов сиу.

Отношение равнинных сиу с белыми людьми до начала эмиграции на (современные штаты Орегон, Невада, Калифорния) складывались достаточно миролюбиво, хотя иногда мелкие группы путешественников подвергались нападениям с их стороны. Первый договор с правительством США тетоны подписали в 1815 году у Портаж-де-Су, ион был подтвержден договором от 22 июня 1825 года у форта Лукаут, штат Южная Дакота. Но уже к началу 1850-х годов отношение разных племен сиу к белым людям стало заметно меняться. Брюле, оглалы и охенонпы были весьма приветливы и радушно принимали торговцев и путешественников в своих лагерях. С оглалами у торговцев редко возникали проблемы, и они считали их «одними из лучших индейцев на этих землях». Миниконжу были более агрессивны и, по словам Денига, «всегда были самыми дикими из всех сиу». По поводу оставшихся трех племен Дениг писал в 1855 году: «Хункпапы, сихасапы и итазипчо занимают практически единый район, часто ставят рядом друг с другом лагеря и действуют сообща». Он отмечал, что их отношение к торговцам всегда было враждебным, и сообщал: «Сегодня торговцы не могут чувствовать себя в безопасности, вступая в их лагеря... Они убивают каждого встреченного белого человека, совершают грабежи и уничтожают любую собственность вокруг фортов на Йеллоустоне... С каждым годом они становятся все более враждебными и на сегодняшний день являются даже более опасными, чем черноногие».

Вождь оглалов Красное Облако


Путь в Орегон и Калифорнию по «Орегонской тропе» вдоль р. Платт проходил через страну сиу, и, когда потянулись караваны переселенцев, начались проблемы с мирными до того племенами. Переселенцы не только распугивали и убивали дичь, сжигали и без того небольшое количество растущих на Равнинах деревьев, но и принесли новые болезни, к которым у индейцев не было иммунитета, отчего они умирали сотнями. Ближе всех оказались брюле, и они более других сиу пострадали от оспы, холеры, кори и прочих болезней. Если прежде, по словам Денига, «брюле... были превосходными охотниками, обычно хорошо одевались, имели достаточно мяса для пропитания и огромное количество лошадей, проводили время за охотой на бизонов, ловили диких лошадей и вели войну с арикарами... и пауни», то к середине 1850-х годов их положение кардинально изменилось. «Сегодня они разбиты на мелкие общины, плохо одеты, на их землях почти нет дичи, и они имеют крайне мало лошадей», - писал Дениг. Оглалы также стали враждебными, а остальные племена сиу, как указывалось выше, и до того не отличались особой любовью к белой расе. Только малочисленные и более миролюбивые охенонпы не проявляли враждебности. О них сообщалось: «Они мало воюют с кем-либо и очень много охотятся, хорошо относятся к белым людям и имеют среди них много друзей».

Ситуация накалялась и в итоге привела к войне, которая с временными перемириями продолжалась до конца 1870-х годов. Сиу были слишком сильным народом, чтобы спокойно смотреть, как гибнут от болезней их люди, а дети голодают. Дениг в 1855 году очень точно предсказал, что сиу, несомненно, станут нападать на караваны, грабить и убивать переселенцев, пока правительство не примет меры «к их полному уничтожению». Он с сожалением отмечал, что обстоятельства складываются таким образом, что избежать такого развития событий просто невозможно.

Летом 1845 года на землях сиу появились первые солдаты, задачей которых было защищать переселенцев. Полковник Стивен Кирни прошел вдоль р. Платт во главе отряда драгун, чтобы продемонстрировать племенам силу американского оружия. Он встретился с сиу на р. Ларами и предупредил, что, если они будут доставлять переселенцам неприятности, солдаты серьезно их покарают. В результате эпидемий холеры, кори и оспы 1849 и 1850 годов сотни индейцев умерли. Сиу и шайены начали говорить о войне. В 1851 году у форта Ларами прошел грандиозный совет с индейцами разных племен: сиу, шайенами, кроу, шошонами и др. обещали прекратить воевать друг с другом и не нападать на переселенцев, а правительство США, в свою очередь, выплачивать им ежегодную ренту в товарах. Поскольку вести дела с вождями многочисленных общин было сложно, индейцам предложили назначить верховных вождей для каждого племени. Вождем всех сиу стал маловлиятельный вождь брюле Атакующий Медведь. Индейцам было тяжело понять, как один человек может быть вождем всех независимых племен сиу, и позднее таковых стали называть бумажными вождями. Авторитетом среди соплеменников они не пользовались.

Первая стычка сиу с армией США произошла 15 июня 1853 года, когда один из гостивших у оглалов миниконжу попросил солдата переправить его на лодке на другой берег. Солдат послал краснокожего к черту, а тот выстрелил в него из лука. На следующий день отряд из двадцати трех солдат под руководством лейтенанта Хью Флеминга отправился в лагерь оглалов, чтобы арестовать «преступника». Неизвестно, кто сделал первый выстрел, но в перестрелке погибло пятеро сиу (по другим данным, 3 индейца убито, 3 ранено и 2 взято в плен). Только благодаря вмешательству вождей схватка не превратилась в резню. Спустя несколько дней оглалы атаковали небольшой лагерь переселенцев, убив четверых. Солдаты снова выступили из форта и обстреляли первых встреченных индейцев, убив одного и ранив другого.

Первое серьезное столкновение между сиу и армией случилось 19 августа 1854 года и в истории Великих Равнин получило названия Битва Граттана в селении брюле и Резня Граттана. Миниконжу-сиу, гостивший у брюле, убил брошенную переселенцем корову, и тот пожаловался командующему фортом Ларами лейтенанту Хью Флемингу. Вождь Атакующий Медведь немедленно предложил отдать в уплату переселенцу лошадь, но Флеминг не посчитал дело серьезным, намереваясь отложить его до прибытия индейского агента. Но один из офицеров гарнизона, лейтенант Джон Граттан, не имевший опыта в общении с индейцами, постоянно хвалившийся, что с двадцатью солдатами может разгромить всех сиу, вместе взятых, уговорил Флеминга отправить его в индейский лагерь, чтобы арестовать виновного. Он выступил из форта в сопровождении 31 добровольца, включая полупьяного переводчика Люсьена Огюста, и с двумя горными гаубицами. Дважды по пути его предупреждали об опасности. Профессиональный проводник Обридж Аллен подскакал к нему и указал, что оглалы гонят к лагерю табуны, а значит, готовятся к бою. Чуть позже торговец Джеймс Бордо попросил его остановиться: «Она (корова) лежала измученная от жажды и голода и скоро бы сдохла. Она даже не могла идти, потому что ее ноги были сбиты до мяса». Сиу ждали солдат, но не хотели сражаться. Во-первых, причина для войны с белыми людьми была слишком незначительна, а во-вторых, в их лагерях находилось много женщин и детей. Огюст, разъезжая на своем коне, размахивал пистолетом и издавал военные кличи, крича индейцам, что они бабы и к рассвету он сожрет их сердца. Атакующий Медведь вместе с другими пытался договориться с Граттаном, но безрезультатно. Ни один из вождей сиу не имел достаточной власти для того, чтобы выдавать свободных общинников. Пехотинцы дали залп из гаубиц, после чего оглалы и брюле накинулись на них и перебили всех до единого. Позднее в теле Граттана насчитали 24 стрелы, одна из которых пробила его череп насквозь. Опознать его смогли только по карманным часам. Атакующий Медведь был смертельно ранен и умер, прося соплеменников не мстить за его смерть. Бордо всю ночь раздавал разъяренным индейцам свой скот и товары, убеждая не нападать на форт. К утру ему и старшим вождям удалось охладить пыл воинов.

Но многие молодые воины жаждали мести. Старший брат Атакующего Медведя - Красный Лист, вместе с четырьмя воинами, в числе которых был будущий вождь брюле Пятнистый Хвост, 13 ноября в районе Хорс-Крик, штат Вайоминг, атаковал почтовый дилижанс. Индейцы убили трех человек и захватили металлический ящик, в котором находилось 20 000 долларов золотом. Деньги никогда не были обнаружены.

Мелкие нападения сиу на переселенцев продолжались, и против них была отправлена карательная экспедиция под командованием генерала Харни. На рассвете 3 сентября 1855 года 600 солдат атаковали небольшой лагерь брюле Маленького Грома на р. Блю-Вотер - 41 типи, 250 человек. В течение получаса 86 индейцев (в основном женщины и дети) было убито, женщин и детей захвачено в плен, а лагерь уничтожен. Около сотни переживших трагедию брюле смогли скрыться. Харни потерял 7 человек убитыми и 5 ранеными. Это нападение стало известно как Битва на Эш-Холлоу или, реже, Битва на Блювотер-Крик. Харни отвел пленников к форту Ларами, собрал там вождей мирных общин и жестко предупредил их, что возмездие за нападения будет неотвратимо. Желая еще больше поразить индейцев возможностями белого человека, он заявил, что белый человек может не только убивать, но и оживлять. Военный хирург дал собаке дозу хлороформа. Индейцы осмотрели ее и подтвердили генералу, что она «совсем мертвая». «А теперь, - приказал Харни хирургу, - оживи ее». Доктор долго пытался привести собаку в чувство, но, вероятно, превысил дозу лекарства, и чуда не произошло. Смеющиеся индейцы разошлись, договорившись тайно встретиться следующим летом, чтобы объединить всех сиу в борьбе против белых захватчиков.

Гражданская война в США в 1861 году оттянула солдат из военных постов Запада, оставив пути переселенцев практически незащищенными до 1865 года, и сиу чувствовали себя свободно, периодически совершая мелкие набеги на белых путешественников. Но так не могло продолжаться долго, и 12 июля 1864 года сиу нанесли удар. Когда караван из Канзаса, состоявший из десяти переселенцев, добрался до форта Ларами, люди из форта убедили их, что дальнейший путь безопасен, а индейцы весьма дружелюбны. Когда они покидали Ларами, к ним присоединилось еще несколько фургонов. После переправы через р. Литтл-Бокс-Элдер появилось около двухсот оглалов, всем видом выказывая свое дружелюбие. Переселенцы накормили их, после чего те неожиданно атаковали белых людей. Троим мужчинам удалось бежать, а пятеро были убиты на месте. Индейцы разграбили фургоны и увезли с собой двух женщин - миссис Келли и миссис Лаример, а также двух детей. Ночью, во время передвижения военного отряда, миссис Келли помогла своей маленькой дочке соскользнуть с лошади, надеясь, что она сможет спастись, но ей не повезло. Позднее отец девочки нашел ее тело, утыканное стрелами и скальпированное. На следующую ночь удалось бежать миссис Лаример и ее сыну. Фанни Келли провела среди краснокожих около полугода и в декабре была возвращена вождями сиу в форт Салли.

Следующее серьезное сражение произошло 28 июля 1864 года и получило название Битва у горы Киллдир. Генерал Альфред Салли с 2200 солдатами и 8 гаубицами, преследуя бежавших из Миннесоты после Восстания Маленькой Вороны санти-сиу, атаковал лагерь тетонов. Сиу ждали его солдат на покрытых лесом склонах гор Киллдир. Лагерь сиу был огромен и насчитывал около 1600 типи, в которых жили 8000 хункпапов, санти, сихасапов, янктонаи, итазипчо и миниконжу. Всего в лагере находилось около 2000 воинов. Салли позднее утверждал, что воинов было более 5000, но это вздор. По словам самих индейцев, воинов было не более 1600. Салли приказал артиллеристам открыть огонь. Тетон-сиу во главе с Сидящим Быком и Желчью заняли правый фланг, а янктонаи и санти во главе с Инкпадутой левый. Бой был долгим и тяжелым, но Салли всячески старался избежать рукопашной схватки, полагаясь на огонь ружей и пушек с дальнего расстояния. Кроме того, солдаты превосходили индейцев численно. Большинство индейцев было вооружено только луками и стрелами. Женщины успели увезти часть палаток и содержимого лагеря, прежде чем войска вступили в него. Салли сжег сотни типи, сорок тонн пеммикана и расстреляли около трех тысяч собак. Салли потерял пять человек убитыми и десять ранеными. По утверждению Салли, его люди убили не менее полутора сотен индейцев, но это, как и его сообщения о численности противника, не более чем нонсенс. На самом деле со стороны сиу погибло около 30 воинов - в основном беглецов санти и янктонаев. Ночью сиу ушли, а Салли заявил о сокрушительной победе над ними.

Колонна Салли продолжила путь на запад и 5 августа подошла к краю Дурных Земель (Бэдлэндов) - 40 миль каньонов глубиной 180 метров и непреодолимых скал. Тем не менее, зная, что на другой стороне - на р. Йеллоустон - его людей ждут лодки с припасами, Салли вошел в каньоны.

Галл - вождь хункпапа-сиу


Спустя два дня, 7 августа, пока солдаты стояли лагерем на р. Литтл-Миссури, их атаковали сиу. Одна группа обрушила на них град стрел с высоты 150-метровых скал, а другая увела часть лошадей. На следующий день колонна Салли переправилась через реку и двинулась по плато, где их уже поджидали воины сиу. Они окружили солдат с трех сторон, но огонь из гаубиц отогнал их. Это не охладило пыла краснокожих, и на следующее утро, 9 августа, перед колонной появилось около тысячи воинов. И снова гаубицы и дальнобойные ружья помогли солдатам отбить индейцев. К вечеру сиу покинули поле боя, а на следующий день Салли вышел на открытую местность и достиг р. Йеллоустон. Эти три дня стоили хорошо вооруженной армии девяти человек убитыми и сотни ранеными. С луками и стрелами в руках сиу смогли показать двум тысячам солдат, чего они стоят. Эти события стали известны как Сражения в Бэдлэндах.

Следующий удар сиу нанесли 2 сентября 1864 года. Джеймс Фиск, руководивший караваном из 88 фургонов, в которых находилось 200 переселенцев и золотоискателей, направлявшихся на рудники Монтаны, запросил армейский эскорт в форте Райс, штат Северная Дакота. Ему было предоставлено 47 кавалеристов во главе с лейтенантом Смитом. Когда караван был уже в 130 милях от форта Райс, один из фургонов перевернулся, и погонщики двух других остановились, чтобы оказать помощь пострадавшим. Для охраны отставших были оставлены девять солдат, а караван продолжил путь. Вскоре появился вождь хункпапов с сотней воинов и атаковал отставшие фургоны. Караван уже успел удалиться на милю, но находившиеся в нем люди услышали стрельбу, и отряд из 50 солдат и добровольцев во главе с Фиском поспешил на помощь. К тому времени хункпапы уже грабили фургоны. Индейцы вынудили Фиска и его людей занять оборону и отбиваться до захода солнца. Ночью им удалось прокрасться к поставленному в круг каравану, но индейцы там не появились. В этот день погибло десять солдат и двое гражданских, а из трех атакованных фургонов индейцы забрали ружья и 4000 патронов. На следующий день караван продолжил путь, но не успел проделать и нескольких миль, как снова подвергся атаке индейцев. Фиск вместе со своими людьми успел поставить фургоны в круг и соорудить вокруг них насыпь. Осажденные назвали свое укрепление фортом Дилтс, в честь убитого краснокожими разведчика. Сиу держали переселенцев и солдат в течение нескольких дней, но так и не смогли пробить оборону. В ночь с 5 на 6 сентября лейтенант Смит в сопровождении тринадцати человек проскользнул мимо индейцев и поспешил за помощью в форт Райс. Переселенцам пришлось прождать на месте еще две недели, прежде чем им на выручку прибыли направленные генералом Салли 900 солдат и сопроводили их в форт Райс.

В начале июня 1865 года правительство решило переместить «дружественных сиу», живших у форта Ларами, к форту Кирни, чтобы они не мешались во время предстоящих карательных кампаний, - около 185 типи, или 1500 человек. Форт Кирни находился на территории пауни, и сиу опасались, что те обязательно нападут на них всей своей мощью. Они выступили в путь на восток 11 июня в сопровождении 135 кавалеристов во главе с капитаном Вильямом Фоутсом. Вместе с ними также поехали около 30 гражданских лиц и отделение индейской полиции Чарльза Эллистона. Индейцам позволили оставить при себе оружие. Этот поход превратился в кошмар для сиу. Маленьких мальчишек, которые бегали, солдаты привязывали к колесам фургонов и стегали. Ради забавы они бросали маленьких детей в холодные воды р. Платт, хохоча над тем, как малыши пытаются выбраться на берег. По ночам солдаты силой уводили молодых девушек с собой и насиловали. Через два дня они разбили лагерь на речке Хорс-Крик - солдаты встали на восточном берегу, а индейцы на западном. Этой ночью в индейском лагере появился лидер враждебных сиу Бешеный Конь с несколькими оглалами. Другие воины оглалов укрылись на расстоянии. Он встретился с вождями переселяемых сиу, и на совете они решили уйти от солдат. Утром 14 июня капитан Фоутс с несколькими солдатами въехал в индейский лагерь, чтобы заставить их двигаться дальше, но сиу больше не повиновались ему. Он и трое рядовых были застрелены, остальные бежали. Позднее военные предприняли несколько попыток наказать отступников, но были отбиты. Это событие называют Битвой на Хорс-Крик или Схваткой Фоутса.

Когда полковник Томас Мунлайт, командующий фортом Ларами, узнал о произошедшем, он быстро организовал погоню и выступил в путь с 234 кавалеристами. Солдаты проделали тяжелый переход в 120 миль за два дня. Сто человек были вынуждены вернуться назад, потому что их лошади выбились из сил. Утром 17 июня колонна проделала двадцать миль перед завтраком, после чего устроилась на привал. Мунлайт не обратил внимания на предупреждения опытных офицеров, рекомендовавших ему более серьезно отнестись к охране лошадей. В результате сиу угнали практически весь табун (74 лошади), ранив при этом пару солдат. Оставшись без лошадей, кавалеристы были вынуждены уничтожить седла и прочие принадлежности для верховой езды и пешком возвращаться в форт Ларами. 18 июля 1865 года генерал Гренвилл Додж, командующий департаментом Миссури, сообщал: «Полковник Мунлайт позволил индейцам неожиданно напасть на свой лагерь и угнать табун. Я приказал уволить его со службы».

В конце июля Сидящий Бык собрал четыреста воинов и 28 числа атаковал форт Райс. Когда сиу появились на холме, подполковник Джон Патти вывел из ворот солдат, расположив их вокруг частокола. Сиу атаковали, стреляя из луков, но огонь из ружей и гаубиц остановил их. Бой длился три часа, но сиу так и не смогли прорваться сквозь ураганный огонь защитников, хотя им удалось убить двух солдат и ранить троих, потеряв при этом около дюжины своих.

В августе 1865 года на территорию р. Паудер была отправлена карательная экспедиция Коннора, которая закончилась полным провалом.

Сидящий Бык - вождь хункпапа-сиу


В 1866 году на «Бозменовском пути» - дороге переселенцев через территорию р. Паудер с 1863 года - были основаны два форта для защиты белых переселенцев - Фил-Кирни и форт Рино. Наплыв белых людей не мог не спровоцировать войну. 21 декабря 1866 года в окрестностях форта Фил-Кирни, штат Вайоминг, объединенные силы сиу, шайенов и арапахо перебили отряд солдат Феттермана - 81 человека, спастись не удалось никому. Яростный бой продолжался всего полчаса. И хотя индейцы были вооружены в основном луками и стрелами, они были полны решимости. Потери индейцев: шайены - 2 воина, арапахо - 1, а сиу около 60. Кроме того, около 100 краснокожих получили ранения. Впервые в войнах на Великих Равнинах полностью был вырезан такой большой отряд солдат. Событие потрясло Америку и было названо Резней Феттермана.

В 1867 году через земли сиу бьиа проложена железная дорога Юнион-Пасифик, и количество белых людей, разоряющих их охотничьи угодья и пастбища, стало катастрофическим. Сиу много сражались, чтобы сдержать их. После ежегодной церемонии Пляски Солнца многие общины сиу и шайенов решили атаковать военные посты вдоль ненавистного «Бозменовского пути», по которому на запад двигались караваны переселенцев. Приблизительно в двух с половиной милях от форта Смит, штат Монтана, находился небольшой частокол, служивший защитой для работников, заготавливающих сено для армейского табуна. Утром 1 августа двадцать пехотинцев под началом лейтенанта Сигизмунда Стернберга отправились охранять шестерых сенокосов. Спустя некоторое время частокол был атакован огромным отрядом сиу и шайенов, но новые многозарядные ружья «Спрингфилд» сослужили белым хорошую службу. Отступив, воины подожгли сено. Пламя уже было метрах в шести от частокола, когда ветер переменился. Индейцы атаковали вновь. Лейтенант Стернберг попытался взбодрить солдат: «Встаньте, парни, и сражайтесь, как подобает солдатам!» Но это были его последние слова, пуля пробила ему голову. Командование принял на себя сержант Джеймс Нортон, но и он вскоре пал. Одному из солдат удалось прорваться за помощью в форт Смит, но подкрепление прибыло лишь спустя несколько часов. Индейцы убили шестерых, а сами потеряли восемь воинов. В историю это сражение вошло как Битва на Сенокосном поле или Битва Хэйфилд.

На следующий день (2 августа 1867 года), но уже в пяти милях от форта Фил-Кирни, штат Вайоминг, огромный отряд сиу, в основном оглалов, миниконжу и итазипчо, атаковал лагерь лесорубов, которых сопровождал эскорт из 51 пехотинца во главе с капитаном Джеймсом Пауеллом и лейтенантом Джоном Дженнесом. Некоторых солдат и лесорубов индейцы атаковали вне лагеря или на пути к форту, и они отбивались самостоятельно. За поставленными в круг фургонами укрылось 24 солдата и 6 лесорубов. Несколько сотен конных сиу помчались к фургонам, но были отбиты из новых многозарядных ружей «Спрингфилд». Тогда они спешились и начали подкрадываться. Во время второй атаки лейтенант Дженнес остался стоять, игнорируя предупреждения товарищей. «Я сам знаю, как сражаться с индейцами!» - заявил он и упал с пробитым пулей лбом. За четыре с половиной часа защищающиеся отбили восемь атак сиу. Через некоторое время из форта прибыло подкрепление из сотни солдат с горной гаубицей, и индейцы отступили. Когда бой закончился, из леса вышли еще четверо лесорубов и четырнадцать солдат, прятавшихся там во время сражения. Всего было убито семеро белых людей и двое ранено. Пауелл сообщил, что его люди убили 60 индейцев и 120 ранили, но подобные громкие заявления армейских чинов о собственном героизме были обычным явлением. По данным историка Джорджа Хайда, потери индейцев составили шесть человек убитыми и шесть ранеными. Это событие стало известно в истории Великих Равнин как Битва Вэгон-Бокс.

Полковник Дэвид Стэнли


Йеллоустонская экспедиция 1873 года под командованием полковника Дэвида Стэнли состояла из 1500 солдат, включая десять рот 7-го кавалерийского полка подполковника Джорджа Кастера, и 400 гражданских лиц. Солдаты были направлены в качестве эскорта исследовательской партии Северной Тихоокеанской железной дороги. Когда 4 августа передовой отряд остановился на привал и расседлал лошадей, появилось шесть индейцев, которые попытались увести табун. Кавалеристы бросились в погоню. Когда они останавливались, индейцы также останавливались, и преследователи поняли, что краснокожие стараются заманить их в ловушку. Вскоре появилось около трехсот сиу. Солдаты спешились, заняли оборону и начали отстреливаться. Воины не стали атаковать их, а постарались поджечь траву, но она никак не занималась. Стороны обстреливали друг друга с дальней дистанции, после чего индейцы начали уезжать. Один из кавалеристов был ранен, а среди индейцев ранения получили трое. Еще три американца, застигнутые врасплох на равнине, были убиты. Экспедиция Стэнли продолжила движение вверх по р. Йеллоустон и вечером 10 августа разбила лагерь в устье р. Бигхорн. Следующим утром сиу и шайены открыли такой массированный огонь с южного берега, что кавалеристам пришлось убрать подальше свои табуны, чтобы не пострадали лошади. Огонь вели около пятисот воинов. Некоторое время стороны обстреливали друг друга, после чего две сотни краснокожих переправились через реку вниз по течению. Солдаты отогнали их, но вскоре к индейцам присоединились новые воины. Однако индейцам не удалось пробить оборону американцев, и они уехали.

В 1875 году начались нападения сиу и шайенов на золотоискателей в Черных Холмах, переросшие в полномасштабную войну, названную Войной сиу за Черные Холмы. Двумя основными событиями, вызвавшими ее, были исследовательская экспедиция Северной Тихоокеанской железной дороги в земли р. Йеллоустон летом 1873 года и подтверждение наличия в Черных Холмах золота, в результате чего произошел наплыв золотоискателей на земли сиу. Сообщалось, что уже летом 1875 года в Черных Холмах обосновалось не менее 800 золотоискателей. Правительство пыталось провести переговоры о продаже территории Холмов с вождем оглалов Красное Облако и вождем брюле Пятнистый Хвост, посетившими Вашингтон в июне 1875 года, предложив 6 000 000 долларов, но они отказали, запросив сумму, в десять раз превышающую предложенную. Общее настроение сиу выразил вождь хункпапов Сидящий Бык: «Нам не нужны здесь белые люди. Черные Холмы принадлежат мне, и, если их попробуют у меня отобрать, я буду сражаться». Правительство решило проблему обычным для себя путем. По всем зимним лагерям краснокожих были разосланы гонцы, сообщавшие, что им следует прибыть в резервацию к концу января 1876 года, иначе они будут считаться враждебными. Кочевать в зимние метели было равносильно самоубийству, и индейцы остались на месте. Против них была организована карательная экспедиция, единственным успехом которой стало уничтожение шайенского лагеря Двух Лун 17 марта 1876 года на р. Паудер полковником Джозефом Рейнолдсом. Летняя кампания была спланирована более серьезно. Сотни солдат выступили с разных сторон, чтобы окончательно разгромить индейцев.

Генерал Крук


17 июня 1876 года на р. Роузбад, штат Монтана, произошла одна из самых серьезных битв в истории завоевания Великих Равнин - Битва на Роузбад. Разведчики из лагеря Сидящего Быка обнаружили крупные силы солдат генерала Крука (47 офицеров, 1000 солдат, 176 кроу и 86 шошонов), и огромный отряд сиу и шайенов, совершив ночной марш, атаковал их. Для солдат это было полной неожиданностью. Утром на холме появился индейский скаут. Он мчался вниз по холму с криками: «Сиу!» Въехав в лагерь, он сообщил, что вскоре нападут сиу, после чего солдаты сразу же услышали военный клич. Первыми приняли на себя удар скауты кроу и шошоны. Считается, что именно благодаря их участию в битве солдаты избежали полного поражения. По словам Волтера С. Кэмпбелла, старые индейцы сиу и шайенов, участники битвы, которых он знал лично, называли Битву на Роузбад Битвой с нашими индейскими врагами. Силы обеих сторон были практически одинаковы - приблизительно по 1200 бойцов. Лидер сиу Бешеный Конь позднее говорил, что погибло 36 сиу и шайенов и еще 63 воина получили ранения. Известно, что краснокожие разведчики Крука захватили 13 скальпов. Потери Крука составили 9 солдат убитыми и 21 ранеными, 1 индейский разведчик убит и 7 ранено. Несмотря на небольшие потери, Крук был вынужден свернуть военную кампанию. Его солдаты израсходовали в бою около 25 000 патронов, практически сведя на нет весь свой боезапас. Этого количества хватило бы, чтобы пристрелить каждого участвовавшего в бою индейца раз двадцать. После битвы Крук отступил и увел войска, тогда как индейцы праздновали победу. Красивый Щит, шаманка кроу, чей муж Идущий Впереди был среди разведчиков Крука, так говорила об этом сражении: «Три Звезды (генерал Крук) хотел, чтобы воины кроу присоединились к нему, дабы быть с ним, когда он преподаст их старым врагам хороший урок. Но случилось иначе, и он сам получил хорошую взбучку. И, конечно, кроу и шошоны, находившиеся вместе с ним, также не избежали ее».

Полковник Джордж Кастер


Следующее крупное сражение произошло спустя несколько дней - 25 июня 1876 года и стало известно как Битва на Литтл-Бигхорн. Силы Джорджа Кастера состояли из 617 солдат, 30 разведчиков и 20 гражданских лиц. Разведчики Кастера обнаружили огромный индейский лагерь на р. Литтл-Бигхорн - от 1500 до 2000 воинов. Индейские разведчики предупреждали Кастера, что враждебных сиу и шайенов на Литтл-Бигхорн было больше, чем пуль у его солдат, но это не остановило белого вояку. Он разделил свои силы на три части - ошибка, стоившая ему жизни. Кастеру, планировавшему баллотироваться на пост президента страны, нужна была эта победа, и он был готов пойти на риск. Но он не предполагал, что лагерь может оказаться таким огромным. Скауты кроу рассказывали, что перед боем генерал часто прикладывался к бутылке и к началу боя был уже пьян. Одна из жен скаута кроу позже говорила: «Должно быть, именно много виски сделало этого великого вождя солдат глупым в тот день, когда он погиб». В последовавшем бою индейцы полностью, до единого человека, перебили отряд Кастера (более 200 человек), а два остальных отряда вынудили отступить и занять оборону. Всего было убито приблизительно 253 солдата и офицера, 5 гражданских лиц и 3 индейских скаута и 53 человека ранено. Потери индейцев составили около 35 воинов убитыми и 80 ранеными. По словам сиу Дождь на Лице, убивать солдат «было все равно что убивать овец». Красивый Щит, женщина кроу, вспоминала: «Все лето окружающие поле битвы земли воняли трупами, и мы даже были вынуждены перенести свои лагеря подальше оттуда, потому что не могли вынести этого запаха... В течение более года люди моего племени находили останки солдат и сиу в окрестностях реки Литтл-Бигхорн».

Вождь Маленькая Рана


Когда стало известно о полном разгроме Кастера, Америка была потрясена. Конгресс США призвал увеличить численность армии и прекратить кормить мирных, резервационных сиу, пока они не откажутся от земель в районе р. Паудер и Черных Холмов. Голодные индейцы согласились. «Мы краснели от стыда», - вспоминал один из белых чиновников, подписывавших соглашение. Военные действия также не заставили себя ждать. 9 сентября 1876 года солдаты капитана Энсона Миллса из колонны генерала Крука атаковали и уничтожили лагерь вождя Американский Конь (Железный Головной Убор) на Слим-Бьюттс в Южной Дакоте. Около 130 солдат напали на небольшой лагерь из 37 типи и отогнали индейцев в холмы. Сиу отбивались, пока не подошел генерал Крук с подкреплением и не вынудил их сдаться. После полудня на выручку прискакали воины из стоявшего в окрестностях лагеря Бешеного Коня, но солдаты отогнали их, после чего Крук приказал уничтожить лагерь. Потери Крука - 3 убитых и 15 раненых. Потери сиу - 14 человек убиты и 23 взяты в плен. Вождь Американский Конь был смертельно ранен и умер в тот же день. Так закончилась Битва на Слим-Бьюттс.

В октябре полковник Нельсон Майлз с колонной из 449 человек обследовал район р. Йеллоустон в поисках сиу. 20 октября он догнал лагерь Сидящего Быка на восточном притоке р. Сидр-Крик, штат Монтана. Последовали долгие переговоры, после чего Майлз и Сидящий Бык вернулись в свои лагеря, не сомневаясь, что на следующий день вместо переговоров им придется биться. На следующий день, 21 октября, Майлз подтянул к индейскому лагерю пехотинцев. Снова начались переговоры, но, поняв их бессмысленность, Сидящий Бык прервал их, после чего солдаты атаковали. Согласно некоторым сведениям, в лагере находилось около 900 воинов, но они не могли противостоять современным ружьям и огню артиллерии, и после тяжелого боя сиу отступили, оставив свой лагерь и тонны запасов мяса. Среди солдат было всего двое раненых, а на поле боя обнаружили пять трупов сиу.

Полковник Нельсон Майлз


Осенью 1876 года военный департамент организовал еще одну мощную экспедицию, целью которой было захватить или уничтожить последние группы враждебных индейцев, разбивших Крука и Кастера в июне этого года. 25 ноября полковник Маккензи уничтожил лагерь шайенов Тупого Ножа и Маленького Волка. 18 декабря 1876 полковник Нельсон Майлз атаковал общину Сидящего Быка на Эш-Крик, состоявшую из 122 типи. Майлз начал бой, обстреляв лагерь из гаубиц. Когда солдаты ворвались в него, оказалось, что основная часть воинов находится на охоте. Индейцы потеряли 60 лошадей и мулов, 90 типи и одного человека убитым. В декабре 1876 года несколько вождей сиу пришли в форт Кеф под белым флагом, но выскочившие скауты кроу убили их. 7 января 1877 года в Волчьих горах Майлз расположился на привал и, ожидая нападения индейцев, приказал солдатам сделать насыпь вокруг лагеря. Утром следующего дня появился Бешеный Конь с 500 воинами сиу и шайенов и атаковал солдат. Однако огонь гаубиц не дал индейцам возможности приблизиться, и после пяти часов боя они уехали. Погибло пять индейцев и трое солдат.

Сопротивляться военной силе США становилось все сложнее, и в январе 1877 года Сидящий Бык посетил лагерь Бешеного Коня на р. Танк, сообщив, что хочет уйти в Канаду. Они обсуждали возможность капитуляции, на что Сидящий Бык сказал: «Я еще не хочу умирать».

Весной 1877 года уставшие от бесконечной войны сиу начали складывать оружие и сдаваться. 5 апреля более 600 индейцев сдались генералу Круку после переговоров с Пятнистым Хвостом, выступившим в роли миротворца. 14 апреля пришли в агентство Пятнистого Хвоста и сдались около 900 итазипчо и миниконжу под предводительством Красного Медведя и Дотрагивающегося до Облака. 6 мая капитулировал и сам Бешеный Конь. С собой в агентство Красного Облака он привел 889 оглалов - 217 взрослых мужчин, 672 женщин и детей. Его воины сдали 117 ружей. Но американские власти продолжали бояться великого лидера сиу, и 7 мая 1877 года он был предательски убит в форте Робинсон. Но свободные индейцы на территории США еще оставались, и 7 сентября 1877 года Майлз с отрядом в 471 человек атаковал лагерь (61 типи) миниконжу Хромого Оленя, поклявшегося никогда не сдаваться. Вождь был убит, лагерь захвачен, а Майлз едва не погиб во время боя. Солдаты убили около 30 миниконжу, ранили 20, захватили в плен 40, а 200 человек бежали. Солдаты потеряли 4 убитыми и 9 ранеными. Кроме того, Майлз уничтожил лагерь и половину лошадей из захваченного табуна в 450 голов.

Сидящий Бык со своими хункпапами ушел в Канаду, где обещал властям жить в мире и соблюдать законы. Он отказался вернуться в США, сказав: «Та земля отравлена кровью». Вместе с ним ушли миниконжу Черного Орла, оглалы Большой Дороги и итазипчо Пятнистого Орла. В Канаде сиу чувствовали себя в безопасности, но из-за недостатка пропитания были вынуждены временами пересекать границу США, которую патрулировали 676 солдат и 143 индейских скаута полковника Нельсона Майлза. 17 июля 1879 года в устье Бивер-Крик на р. Милк, штат Монтана, солдаты обнаружили лагерь 300 сиу Сидящего Быка. Произошел бой, в результате которого индейцы отступили. Обе стороны потеряли по три человека убитыми. В конце 1880 года несколько общин сиу были вынуждены сдаться в агентство Поплар-Ривер, штат Монтана. Они были очень беспокойными, и индейский агент попросил прислать дополнительные войска. 2 января 1881 года 300 солдат двинулись к индейскому лагерю, в котором находилось около 400 сиу - мужчин, женщин и детей. Солдаты атаковали при поддержке огня из двух гаубиц, и сиу бежали. Погибло 8 индейцев, 324 сдались в плен, а 60 улизнули. Армия конфисковала 200 лошадей и 69 ружей и револьверов.

Индейский полицейский Красный Томагавк


В результате многочисленных попыток американцы сумели убедить Сидящего Быка и его людей вернуться в США, где некоторое время он жил в резервации, но 15 декабря 1890 года был убит индейской полицией, намеревавшейся арестовать его по приказу индейского агента. «Ни при каких обстоятельствах не дайте ему уйти» - таков был их приказ.

В 1890 году многие равнинные племена охватило новое религиозное учение, названное Пляской Духов. Пророк Вовока заявлял, что, если индейцы будут соблюдать определенные ритуалы и исполнять Пляску Духов, белые люди исчезнут, бизоны вернутся, а краснокожие родичи восстанут из мертвых. Власти, боясь нового восстания, пытались остановить отчаявшихся индейцев. 28 декабря 1890 года 470 солдат полковника Форсайта на ручье Вундед-Ни окружили лагерь миниконжу-сиу Большой Стопы - около 300 замерзших, полуголодных индейцев. На следующий день, 29 декабря, Форсайт постарался убедить вождя, что его люди «будут в полной безопасности в руках своих старых друзей-солдат, а голод и прочие проблемы, к счастью, закончатся». Но, когда солдаты разоружали индейцев, в результате недоразумения начался неравный бой с применением артиллерии, во время которого было убито 128 человек, в основном женщин и детей. Это событие известно как Резня у Вундед-Ни. «Кто мог подумать, что пляски способны довести до такой беды? - с горечью вопрошал сиу Короткий Бык. - Нам не были нужны неприятности... мы и не думали о войне. Если мы хотели войны, почему же мы были безоружны?» Но отчаявшиеся, голодные и практически безоружные индейцы смогли дать достойный отпор. Форсайт потерял 25 человек убитыми и 35 ранеными - только на Литтл-Бигхорн солдаты 7-го кавалерийского полка потеряли больше людей, чем в этой битве.

События привели остальных сиу в ярость, и лишь благодаря умелым действиям властей и мирных вождей удалось избежать нового восстания, хотя на следующий день сиу убили еще двух солдат и ранили семерых. События у Вундед-Ни были последним вооруженным столкновением в истории индейских войн.

Численность сиу

Приблизительная численность равнинных сиу в разные годы составляла: Льюис и Кларк (1804 г.): брюле - 300 воинов, оглала - 150 воинов, миниконжу - 250. Согласно их сведениям, общая численность тетонов составляла 4000 чел., из которых 1000 были воинами, но эти данные, несомненно, весьма занижены. Дениг (1833 г.): брюле - 500 типи, оглалы - 300 типи, миниконжу - 260 типи, сихасапы - 220 типи, хункпапы - 150 типи, охенонпы и итазипчо - по 100 типи. Дениг указывал численность сиу в 1833 г. из расчета по 5 чел. на типи, то есть всего около 1630 типи по 5 чел. в каждом. Таким образом, по его подсчетам, численность тетонов в 1833 г. составляла около 8150 чел. По данным Индейского бюро, общая численность тетонов в 1843 г. составляла 12000 чел. Рэмсей (1849 г.) - более 6000 чел. Калбертсон (1850 г.): оглалы - 400 типи, миниконжу - 270 типи, сихасапы - 450 типи, хункпапы - 320 типи, охенонпы - 60 типи, итазипчо - 250 типи. Риггс (1851 г.) - менее 12 500 чел. Агент Воган (1853 г.): брюле - 150 типи, миниконжу - 225 типи, сихасапы - 150 типи, хункпапы - 286 типи, охенонпы - 165 типи, итазипчо - 160 типи. Воррен (1855 г.): миниконжу - 200 типи, сихасапы - 150 типи, хункпапы - 365 типи, охенонпы - 100 типи, итазипчо - 170 типи. Воррен писал в 1855 г. по поводу охенонпов, что «сегодня многие из них рассредоточены среди других племен» сиу. Дениг (1855 г.): брюле - 150 типи по 5 чел. в каждом, оглалы - 180 типи по 3-4 чел. в каждом. Агент Твисс (1856 г.): брюле - 250 типи. При этом Твисс отмечал, что внимательно пересчитал их, когда они приходили получать ежегодные подарки по договору. По данным Индейского бюро за 1861 г., общая численность тетонов составляла 8900 чел., но эти данные, вероятно, занижены, потому что в 1890 г. тетоны насчитывали 16 426 чел., из которых только Верхние брюле составляли 3245 чел., а Нижние брюле - 1026.

Текст Ю.Стукалина

Пожалуйста, напишите об индейцах Северной Америки. Это интересует не только меня, а всех ребят нашего двора.
А. Осипов, г. Арзамас

Христофор Колумб не только открыл Новый Свет и наградил его обитателей именем «индейцы», но и дал первое в истории их описание. Не научный, конечно, отчет, из тех, что делают исследующие народ ученые,— этнографией Колумб не занимался, и цели его были другие. Приобретя для своего повелителя — Фердинанда, короля Кастилии и Леона,— новых подданных, он должен был дать им характеристику, ибо управляться с ними можно, лишь хорошо зная положительные их и отрицательные качества.

Столь высоко оцененные душевные качества индейцев не помешали, однако, завоевателям отбирать у них «все, чем те обладали», включая и жизнь. Правда, при этом белые провозглашали, что заботятся о душе краснокожих, обращая их огнем и мечом и — значительно реже — увещеваниями в истинную веру.

На юге испанцы и португальцы, на севере — англичане и французы принялись за освоение Нового Света, получившего уже название Америки. Европейцы прибыли в Америку, чтобы поселиться там навсегда, построить дома, распахать землю. Натиск поселенцев был непреодолим, и индейцы, разделенные на множество разобщенных племен, остановить его не могли.

Войны с индейцами продолжались два с половиной века — до 29 декабря 1891 года, битвы у поселка Вундед-Ни. Впрочем, «битва» в данном случае слово неточное. Полк кавалерии Соединенных Штатов, поддержанный артиллерией, истребил — поголовно — лагерь индейцев племени сиу: воинов, женщин, детей.

Итак, 29 декабря 1891 года войны с индейцами завершились победой белого человека и его цивилизации. Остатки многочисленных некогда племен оказались разбросанными по двумстам шестидесяти трем резервациям. Больше всего индейцев сохранилось в пустынном штате Аризона. Много их в Оклахоме, Нью-Мексико и Южной Дакоте. И самое большое число резерваций приходится на эти штаты. Граница между Вайомингом и Южной Дакотой делит на две неравные части нагорье Блэк-Хилс — Черные Горы. В не столь уж отдаленные времена — дату можно назвать точно: до 1877 года — старейшины кланов сиу каждую весну собирались в Черных Горах. Они обсуждали важные вопросы общеплеменного значения, приносили жертвы Великому Духу. Через несколько дней поднимался над горами дым священного костра, и, внимательно следя за его формой, шаманы узнавали волю предков. Прогноз этот мы бы назвали краткосрочным, потому что касался он планов на ближайший год: где каким кланам кочевать, с кем поддерживать мир и союз, кого из соседей остерегаться. Долгосрочных прогнозов индейцы не делали.

Когда совещание старейшин принимало решение, собиралось все племя, и десять дней длился праздник: индейцы отмечали начало нового года. Трудно сказать, сколько раз собирались сиу в Черных Горах,— историю племени никто не писал,— но известно одно: как бы далеко ни кочевал тот или иной клан, на праздник все прибывали в срок.

Когда юноше приходило время найти себе духа-покровителя, он отправлялся в пещеры Черных Гор, постился до изнеможения, пока однажды во сне не являлся к нему дух в образе зверя или птицы. Дух сообщал юноше его новое — взрослое — имя, объявлял запреты, которые следовало соблюдать до конца жизни. Только побывавший в Черных Горах считался взрослым полноправным воином. Верили, что там он рождается вновь. Ни один воин сиу не решился бы обнажить оружие в священном месте: даже злейшие враги должны были выкурить трубку мира.

Мы говорим о верованиях племени сиу, связанных с Черными Горами, столь подробно, чтобы показать, какую роль играла и играет по сей день эта местность в жизни племени.

Именно здесь решил создать памятник вождю сиу Тасанке Уитке — Неистовой Лошади — скульптор Корчак-Зюлковски, вырубив его из целой скалы. Совет племени постановил помогать скульптору: славное прошлое сиу должно возродиться в этом священном для них месте.

Задолго до последней битвы индейской войны — Вундед-Ни — в 1868 году правительство Соединенных Штатов ратифицировало договор, по которому племени сиу гарантировались вечные и неотъемлемые права на Блэк-Хилс. «До тех пор, пока текут реки, растет трава и зеленеют деревья, Черные Горы на веки вечные останутся священными землями Индейцев». Сиу серьезно отнеслись к бумаге, на которой вожди поставили отпечатки больших пальцев. Они не смачивали пальцы чернилами: каждый надрезал ножом кожу и оставил кровавую печать. Представитель властей обмакнул перо в чернильницу. Для правительства это был всего лишь один из четырехсот договоров и двух тысяч соглашений, заключенных между коренными жителями Америки и властями.

Реки по-прежнему текут, трава растет, и деревья зеленеют. Не во всех, впрочем, местах: на больших пространствах в Черных Горах не осталось растительности, ибо плодородный слой почвы там срыт напрочь — сначала заступом, а в наши дни бульдозером.

Кто мог подумать, что именно в этих негостеприимных местах найдут золото! Отчего-то его всегда находят в малоудобных для белого человека местах с суровым климатом. Да еще индейцы путаются под ногами, то ли молятся там дикари чертовы, то ли еще что-то делают, но уж точно, что ничем хорошим они не заняты и заняты быть не могут. На то они и индейцы. Так — а то и еще пожестче — считали в те времена белые.

С индейцами, впрочем, особо и не мудрствовали. В 1877 году правительство пересмотрело договор о Черных Горах. Восемь десятых этой территории было провозглашено «US Forests» — государственными лесами. О чем вождям племени сиу и было мимоходом объявлено. Подписей от них уже никто не требовал. Когда индейцы согласно своему обычаю пытались собраться в Блэк-Хилс, их встретили войска. Сражения не произошло. Но за пределами священной территории начались стычки воинов сиу с солдатами. Они продолжались до 1891 года, когда в битве при Вундед-Ни поставлена была последняя точка в истории индейских войн.

Золотоносную землю распродали по участкам старателям за смехотворно низкую цену. Определенный процент с вырученной суммы — шесть миллионов долларов — был предложен сиу на устройство приличной резервации. Сиу деньги взять отказались: обитель духов предков нельзя продавать ни за какие деньги. Отвергли шесть миллионов долларов люди, лишенные средств к существованию, племя, где мало оставалось здоровых молодых мужчин, способных прокормить стариков, женщин и детей. Но решение было принято единодушно — и не только старейшинами.

Власти уговаривать их не стали. Сочли, что за темнотой и неграмотностью индейцев и в связи с их подавленностью, вызванной, очевидно, военным поражением, деньги им не навязывать, а поместить в банк, где ими должен был распоряжаться уполномоченный департамента по делам индейцев.

Что из этих фондов пошло на благо индейцев — покрыто мраком, однако же известно, что тогдашний уполномоченный — мистер Осия Дж. Айронсайд, выйдя в отставку, кончил свои дни зажиточным и почтенным домовладельцем на Восточном побережье, где индейцев поблизости на сотни миль нет.

Владельцы шахт в местечке Хоум Стэйк в округе Блэк-Хилс за прошедшие сто с небольшим лет заработали свыше миллиарда долларов. Эти данные зарегистрированы в отчетах налогового ведомства. Индейцы сиу не получили из этой суммы ни цента. Эти цифры привел на заседании Верховного суда США адвокат племени. Но, напомнил он, племя сиу всегда требовало не денег, а возврата их собственной земли. Всего, подчеркнул он, отобрано шестьдесят миллионов гектаров: в Северной и Южной Дакоте, Небраске, Вайоминге и Монтане. Но он уполномочен вести разговор для начала только о семи миллионах гектаров — о священном нагорье Блэк-Хилс.

Когда два десятка лет тому назад возникло Движение индейцев за свои права и представители двухсот восьмидесяти семи официально признанных племен (а с ними меньших групп, вроде бы существующих, но тем не менее в списки не попавших) собрались выработать свои требования, вопрос о Черных Горах стал одним из первых. Ведь племя сиу — шестьдесят тысяч человек, сохранивших язык и сознание своей общности — одно из крупнейших в стране. Тогда-то и принято было решение действовать через суды — «томагавк белого человека».

Отчего же индейцы вдруг поверили в суд? Ведь к индейцам за прошедшие столетия закон был скорее пристрастен. Но когда подписывать договоры приходили закутанные в одеяла вожди с перьями в волосах, белые составляли бумаги, не слишком ломая головы. Дикарь, мол, все равно не прочтет, а если кого попросит прочитать — много ли поймет? Сверх того, чиновники и офицеры, если бывали в шутливом настроении, такое могли понаписать, что потом катались от хохота, вспоминая, как краснокожий все это серьезно выслушивал. Да и кто мог предположить век назад, что племя краснокожих выживет, а правнук вон того индейца станет адвокатом и к тому же квалифицированным крючкотвором? Те, кто составлял договоры, этого, конечно, не предвидели. Кстати, успехи многих индейцев в юриспруденции, очевидно, не случайны: умение логично и красноречиво говорить почиталось во всех племенах наравне с воинской доблестью. И эта способность к логике вместе с терпеливостью и отвагой унаследована индейцами от своих славных предков. Разбор жалобы сиу продолжался в Верховном суде одиннадцать лет. 30 июня 1980 года Верховный суд США признал, что нагорье Блэк-Хилс было отобрано у сиу незаконно. Суд постановил выплатить племени сто двадцать два с половиной миллиона долларов. Из них — семнадцать с половиной на землю, а сто пять — за сто три года пользования (все по ценам 1877 года!). Следует заметить, что в том же году жалованье уполномоченного департамента по делам индейцев при племени сиу составляло сто два доллара в месяц, и он считался высокооплачиваемым служащим. Сейчас за эти деньги он не снял бы мало-мальски приличной квартиры.

Самые безлюдные, безводные и неудобные для жизни места, куда в свое время вытеснили индейцев, оказались богатыми полезными ископаемыми. Только в резервациях, где живут двадцать три племени американского Запада, залегает под поверхностью треть запасов угля страны, восемьдесят процентов урана, нефть и газ.

И снова в печати возникают вопросы: следует ли оставлять во владении индейцев — этих людей прошлого — такие богатства? Не лучше ли заплатить им отступные? На эти деньги можно закупить виски — залейся, японских индейских костюмов и гонконгских томагавков — по сто штук на каждого, да еще и на строительство школы останется...

Но в том-то и дело, что нынешние индейцы — люди уже не каменного века. Они знают свое прошлое, понимают, что проиграна индейская война, но знают и свои цели. Нынешние цели. Потому вся индейская Америка ждала исхода борьбы сиу в суде.

Сиу от предложенных денег отказались. Они не признают сумму достаточной, ибо их цель — восстановить первозданность Черных Гор. А главное, им нужны не деньги, а земля. Своя земля.

Блэк Хиллс (Black Hills). Южная Дакота.
Музей Североамериканских индейцев.
30.09. Продолжение.


Неподалеку от мемориала Неистовому Коню расположено здание
Учебного центра и Музея Североамериканских индейцев.

Сегодня в Музее находится богатая коллекция индейских реликвий
и исторических предметов.

Эта выставка признана одной из лучших и наиболее полных в мире.

Там представлены тысячи экспонатов, рассказывающих о жизни
индейских племен Северной Америки.

Американки индейского происхождения Приссилла Энгин и Фреда
Гудселл (оглала-лакота), работающие в музее, готовы ответить
на вопросы и рассказать о выставленных предметах искусства
и рукоделия.

Доновин Спрейг, преподаватель университета, представитель
племени миннеконджу-лакота, также может проконсультировать
посетителей музея.
Он прапраправнук Хумпа, вождя племени,
участника битвы при Литтл-Бигхорн 1876 года.

Работники мемориала с большой гордостью рассказывают о его
создании, как о своем любимом детище.

Здесь есть классные комнаты, где желающих могут обучить
древним ремеслам индейцев, исследовательская библиотека,
содержащая справочную литературу о коренных жителях Америки,
ресторан и киоски по продаже сувениров и брошюр.

В музее можно увидеть очень оригинальные и необычные изделия,
сделанные индейцами - национальную одежду, различные украшения
из серебра и полудрагоценных камней, картины, скульптуры,
изделия из керамики.

Традиция изготовления керамики у индейцев как Северной, так
и Центральной и Южной Америки возникла задолго до контакта
с европейцами, а местные стили керамики были весьма разнообразны.

При этом ни одна доколумбова культура не имела гончарного круга
(что можно связать с отсутствием у индейцев колеса).

По этой причине все известные археологам и этнографам виды
индейской керамики вылеплены вручную с использованием ряда
традиционных технологий: скульптурного моделирования, лепки
по форме или каркасу, лепки из глиняного шнура, формовки
лопаткой.

Помимо керамических сосудов, различные индейские культуры
изготавливали также глиняные статуэтки, маски, другие ритуальные
предметы.

Здесь же представлены скульптурные работы Корчака Циолковского,
создателя памятника Неистовому Коню.

А на самом почётном месте его большой портрет.

Очень красивый музей, ухоженная территория мемориала, над которой
возвышается гора со скульптурой Неистового Коня.

Мемориальный центр Crazy Horse создан с благородной целью сохранения
культурных и исторических
ценностей Native American - индейцев
северной Америки.

Он является учебным и просветительским центром для всех желающих
лучше узнать жизнь и исторические ценности североамериканских индейцев.

Музей ежедневно открыт для посетителей, все собранные средства
направляются на продолжение создания монумента.

Дети индейцев лакота(сиу).

К сожалению, в музей мы попали уже незадолго до закрытия.

Не так много времени оставалось на осмотр экспозиции, а там
было столько интересного!
Но я всё-таки успела сделать
эти фото, увидеть несколько танцевальных номеров на открытой
площадке у музея и даже приняла участие в заключительном танце дружбы.

Танцевала и снимала на камеру одновременно, что конечно сказалось
на качестве съёмки.
Танцуем танец дружбы.


Несколько интересных фактов об индейцах лакота (сиу).

Численность населения в США 113,7 тыс. человек согласно
последней переписи.

Говорят на языке сиу (лакота), среди молодёжи преобладает английский
язык.

Свыше 70 % дакота США - христиане (католики, англикане и др.),
однако же у них сохраняются и традиционные верования.

Родина лакота - земли к западу от озера Мичиган (штаты Миннесота
и Висконсин).

Занимались загонной охотой на бизонов, делились на восточных
и западных лакота.
В XVIII веке под давлением вооружённых
огнестрельным оружием индейских племён оджибве и кри, а также
привлекаемые охотничьими угодьями и торговыми факториями на реках
Де-Мойн, Миссисипи и Миссури, постепенно переселялись на запад.

К середине XIX века занимали территории на западе Миннесоты,
севере Айовы, Северную и Южную Дакоту, восток Монтаны и Вайоминга,
северо-восток Небраски.

Заимствовав у соседей лошадь, перешли к конной охоте
на бизонов.

Центральные и западные лакота по традиционной культуре -это
типичные представители кочевой культуры индейцев Великих Равнин.

Они сочетали элементы кочевничества с земледелием, собирательством
и рыболовством.

Община,составлявшая их лагерь, включала семьи родных, приёмных
и двоюродных братьев (каждая семья проживала в типи), управлялась
вождём (итанчан) и советом (типи ийокихэ).
Несколько общин
объединялись в подразделения племени и племена.

Для обеспечения порядка в лагере и, особенно, во время
охоты назначались «полицейские» (акичита), при перекочёвке движением
руководили выборные лидеры (вакичонза), также выступавшие судьями
при внутренних спорах.

В основе традиционной религии - вера в безличную силу
(вакан-танка) и её проявления (вакан): таку шканшкан («то, что движет»,
«энергия»), солнце, луна, ветер, ураган, Четыре ветра, Громовые создания
(Вакинйан), камень, земля, Дева-Белая Бизониха, бизон, двуногие,
множество невидимых духов.
Человек мог обратиться к вакан-танка
с мольбой о помощи (вачекийе - «просьба о помощи по-родственному»),
связующим предметом считалась курительная трубка (чанунпа).

Существовали шаманы: вичаша-вакан и пежута-вичаша (лекарь).

Основной ритуал у западных и центральных лакота - летняя Пляска Солнца.

Договорные отношения с США начали заключать с начала XIX века.

Захват земель белыми, нарушения прежних договоров, истребление
бизонов вызвало вооружённое сопротивление лакота (т. н. Война Воронёнка
1862-63, Война Красного Облака 1866-67, Война за Чёрные холмы 1876-77).

В конце 1870-х годов после подписания договоров лакота были окончательно
переселены в резервации.

Индейцы в наше время.

В результате массовой борьбы за гражданские права в США
ряд несправедливостей в отношении индейцев был устранен.

В 1968 году был принят важный Закон о Гражданских Правах Индейцев
(Indian Civil Rights Act).
В 1972 году - Закон об Образовании
Индейцев (Indian Education Act).
В 1975 году Закон об
Самоопределении и Образовании Индейцев (Indian Self-Determination
and Education Act), которые создали ныне существующую систему
взаимоотношений.

Индейцы получили право самоуправления, а также прямого контроля
над своими финансами, системой образования и т.д.

В результате, уровень жизни и образования коренных
обитателей Америки заметно выросли.
Некоторые вожди племен
проявили недюжинные управленческие способности.

Появились многочисленные индейские писатели, художники, философы,
актеры.

Однако до сих пор сохраняется разрыв в уровне благосостояния
между индейцами и представителями иных расовых и этнических групп США.

Кроме того, в последние годы племена разделились на "богатые"
и "бедные", что местами провоцирует напряженность.

Более половины лакота живут в городах по всей территории
США, а не в резервациях.

Активно участвуют в политических выступлениях.

Для жителей резерваций существует несколько видов дотаций.

Это продовольственная помощь, повышенные детские пособия,
государственные финансовые гарантии на приобретение жилья,
различные курсы повышения квалификации.

Коренные американцы могут получать высшее образование,
пользуясь особыми льготами: они не платят за обучение и поступают
в колледж или университет по специальной квоте.

Несмотря на то, что индейцы пользуются значительными
льготами при поступлении в высшие учебные заведения
и обучение для них бесплатное, уровень образования среди
индейцев остаётся невысоким.

Среднюю школу закончили 72% индейцев - в целом для США
этот показатель равен 80%.

Диплом бакалавра (вручается после окончания ВУЗа) имеют 11%
индейцев,впрочем, есть среди индейцев и доктора наук.

Неудивительно, что доля индейцев, занимающих
управленческие посты, заметно уступает показателям иных
расовых групп, проживающих в США.

Современные лакота в резервациях заняты в сельском хозяйстве,
имеют доходы с игорного бизнеса, сдают земли в аренду.

В современных Соединённых Штатах индейцы имеют два основных
источника дохода - государственные субсидии и азартные игры.

Индейские резервации получили право создавать
казино в 1998 году, когда был принят соответствующий федеральный
закон (называется Indian Gaming Regulatory Act).

Причиной этого стал вердикт Верховного Суда США (US Supreme
Court) 1997 года.
Суд постановил, что раз индейцы были
вытеснены в неплодородные места, не имеющие полезных ископаемых,
и не могут заниматься традиционными промыслами, позволяющими
им получить средства для жизни, они имеют право заниматься
игорным бизнесом.

Это стало важнейшей победой индейцев, потому что
в большинстве штатов США подобные заведения запрещены законом.

Поэтому индейские казино стали островками азарта, привлекающими
большое количество посетителей.

По данным Национальной Индейской Игровой Ассоциации
(National Indian Gaming Association), в 2005 году (последние
данные) игорные заведения действовали в 227-и (из 563) резерваций.

В 2006 году индейцы заработали на любителях азартных игр $25.7 млрд.
(в 2005 году - $22.6 млрд.) - по степени прибыльности индейские
казино опережают лишь игорные дома Лас-Вегаса.

Игорный бизнес позволил создать более 670 тыс. рабочих
мест для индейцев.
Исследование 2005 года показало, что
власти резерваций (они же вожди племен) 20% доходов от казино
направляют на поддержку образовательных программ, 19% - на
экономическое развитие, по 17% - на финансирование правo-
охранительных органов и здравоохранение.

США - страна религиозной свободы.

Однако лишь в отношении индейцев принят особый закон,
который позволяет им свободно практиковать свой религиозный
культ (некоторые индейцы и религиоведы считают правильным,
называть это "духовной практикой").

Дело в том, что для исполнения большинства обрядов требуются
орлиные перья, но орлы в США защищены законом, и охота на
них запрещена.

Для индейцев сделано исключение: только члены племен могут
приобретать орлиные перья.

Однако им запрещено продавать или передавать их неиндейцам.

При подготовке материала использована информация из книг Делории,
Вайн и Клиффорда Литтл (Deloria, Vine и Clifford Lytle)"Американские
Индейцы, Американское Правосудие" ("American Indians, American Justice")
и Стивена Певара (Stephen Pevar) "Права Индейцев и Племен" ("The Rights of Indians and Tribes").

 


Читайте:



Площадь трапеции: формулы с примерами

Площадь трапеции: формулы с примерами

В этой статье для вас сделана очередная подборка задач с трапецией. Условия так или иначе связаны с её средней линией. Типы заданий взяты из...

Устойчивым положением равновесия механической системы на координате

Устойчивым положением равновесия механической системы на координате

Равновесием механической системы называют такое её состояние, при котором все точки рассматриваемой системы покоятся по отношению к выбранной...

Теоремы поглощения, склеивания и де моргана

Теоремы поглощения, склеивания и де моргана

Формулы и законы логики На вводном уроке, посвящённом основам математической логики , мы познакомились с базовыми понятиями этого раздела...

Какие предметы нужно сдавать для поступления на журналиста

Какие предметы нужно сдавать для поступления на журналиста

Получение высшего образования с финансовой помощью государства - это возможность сэкономить крупную сумму денег. Поэтому абитуриенты задаются...

feed-image RSS